Меню Рубрики

Актуальность стресса в наше время

  • СЕКРЕТЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
  • ПРИЧИНЫ СТРЕССА
  • СТРЕСС
  • СТРЕССОРЫ
  • ПРИЗНАКИ СТРЕССА

Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении?

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций [1; 2]

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности [3; 4].

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто улетучиваются.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Работа не доставляет прежней радости.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.
  • Невозможность вовремя закончить работу [5].
  • Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
  • Вам постоянно не хватает времени — не успеваете ничего сделать.
  • Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
  • Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  • Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  • Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  • Вы много курите.
  • Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  • Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты.
  • Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  • Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  • У вас появляется комплекс неполноценности.
  • Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
  • Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе [6].

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.[7; 8].

Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем [9; 10].

Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим – это то, что необходимо для душевного спокойствия.

Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день – реально.

Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным – для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс.

Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, – неразумно. Увы, но слепой оптимизм – не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию.

Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б.

Если хотите избавиться от стресса – не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?».

Ответили «Нет» – отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное – настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, – тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом.

Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок – говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается – ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку – ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже.

Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, – сами ищите поддержки, когда вам плохо.

Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена».

В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса — сна и правильного питания.

Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира».

Желая достичь определенных результатов, меняйте всё – и даже собственное поведение. Гибкость – очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас.

Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов [11].

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, — Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
  3. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
  5. Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2011. – С.109 – 110.
  6. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с.
  7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118 – 119.
  8. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  9. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
  10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life — 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal’. 2015. с. 1073-1079.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Мы решили исследовать проблему стресса, выяснить, как часто люди испытывают нервное перенапряжение или стресс; — выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; — дать рекомендации по снятию стресса.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия

3.3.Причины возникновения стресса;

3.4. Системы органов, на которые влияет стресс;

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

Тема «Стресс, его влияние на человека и способы борьбы с ним».

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже срываются на крик. А некоторые просто нервничают по пустякам и находятся в какой-то паранойе. Знайте же, всё это виноват стресс, который настиг свою жертву незаметно, и теперь эмоционально добивает её, высасывая из неё все силы и здоровье. Возникает вопрос, что такое стресс на самом деле? Почему он возникает и как с ним бороться? Мы решили исследовать эту проблему, выяснить, как часто люди испытывают нервное перенапряжение или стресс; — выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; — дать рекомендации по снятию стресса.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия

Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1.Провести сравнительный анализ литературных и интернет — источников.

2.Провести опрос среди подростков и взрослых.

3.Полученные результаты оформить в виде памятки.

Актуальность данного исследования очевидна, в наше время все без исключения могут попасть под воздействие стресса. Причиной этого могут являться перечисленные негативные факторы. Например: человек подвергается воздействию окружающей среды. На учёбе или работе очень сильно утомляется. Также причиной может служить то, что он редко бывает на природе и не может позволить себе хорошо отдохнуть даже единственный раз в году. Ещё причиной стресса могут быть конфликтные ситуации на работе, в школе, или ссоры с друзьями, все они тоже отрицательно отражаются на нашем эмоциональном состоянии. Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный анализ, опрос.

Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.

Гипотеза: предполагаем, что стресс — это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием.

Объект исследования – ученики от 15 до 17 лет Междуреченской школы, педагоги, жители посёлка Междуреченский.

Предмет исследования – воздействие стресса на человека.

Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования мы планируем выпустить памятку с здоровьесберегающими советами, рекомендациями.

Первый этап исследования. Изучение физиологии стресса. ( Сравнительный анализ литературных и интернет-источников).

Второй этап исследования. (Анкетирование).

Мы провели анкетирование среди учащихся Междуреченской школы 9-11 классов, педагогов и простых жителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Как вы думаете, что такое стресс?

Мы получили следующие ответы:

  1. Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды;
  2. Раздражительность;
  3. Плохое настроение, которое не улучшается слишком долго;
  4. Усталость;
  5. Расстройство;
  6. Подавленное состояние.

7.Следствие каких – либо переживаний.

2.Подвергаетесь ли вы его воздействию? Если да, то, как часто?

11 – часто подвергаются воздействию стресса;

8 – нет, вообще не подвергаются.

3.Как вы думаете, каковы причины стресса?

1.Конфликты на работе или семье;

2. Раздражает кто-то или что-то,

3.Кризис, нестабильность в стране;

4.Как вы боретесь с этим состоянием?

2. Стараться не думать о плохом, настроить себя, что всё будет хорошо;

4.Играть в компьютерные игры;

5.Физическая или интеллектуальная работа;

6.Занятие любимым делом или хобби;

9.Занятие спортом, спортзал,

10.Хороший фильм или книга.

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизни» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств.

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса».

Читайте также:  Психическая саморегуляция как фактор повышения устойчивости к стрессу

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости , так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

Первая фаза — стадия тревоги:

Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание — длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

Последняя фаза — болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

3.3. Причины возникновения стресса

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим — необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.

3.4.Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:

1.Система кровообращения . Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.

2.Мышцы и кости . Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.

3.Желудочно-кишечная система . Казалось бы, при чем здесь она? Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.

4.Иммунная система . Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.

3.5. Методы защиты от стресса

Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем мы? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.

«Забивая» стресс едой, мы довольны временной передышкой, которую они дают, и не думает о том, чем чреваты для здоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы испытываем на прочность свой организм и не даем ему возможности пополнить свои ресурсы.

Мы боремся с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса. Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы не соблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.

Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, необходим: достаточный сон, рациональная организация труда , общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите о своих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.

Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.

Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Кофе и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.

Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра — все это может существенно помочь.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот перечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1 . Противострессовое дыхание . Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3 . Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение , в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства , покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте , ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите . Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка.

  • По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% — почти каждый день.
  • По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
  • В России, на сегодняшний день, нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения — в состоянии сильного стресса.
  • Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
  • По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
    — Телевизор-46%
    — Музыка-43%
    — Еда-16%
    — Медикаменты-15%
    — Спорт-12%
    — Йога, медитация-2%
  • 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.
  • Многие жители стран «Большой Европы» страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например — 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% — на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

В нашей работе много сказано о том, какой вред наносят стрессы здоровью людей, но тут же возникает вопрос: «как же бороться со стрессами»? Предупредить события, которые приводят к стрессу, не всегда возможно, но мы можем изменить свою реакцию на них. Каждый человек индивидуален и в зависимости от многих факторов по-разному реагирует на стрессовую ситуацию.
Существует несколько стратегий снятия стресса в зависимости от ситуации:

  • Прежде всего, необходимо проанализировать причины стресса и в дальнейшем постараться свести стрессовые ситуации к минимуму.
  • Ежедневные физические упражнения избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ — эндорфинов.
  • Поможет расслабиться аромотерапия. Специалисты рекомендуют использовать эфирные масла при принятии ванны и массаже. Успокоительным средством послужит для вас фитотерапия в виде чая из ромашки, клевера и липы.
  • Ослабить стресс можно простейшими средствами — вести дневник, смотреть чаще комедии, играть с домашними животными.
  • Рекомендуется также балансировать свои желания и возможности, не преувеличивать трудности, научиться эффективно использовать свое время.
  • Снять стресс помогает и общение с близкими людьми. В любой, даже самой сложной ситуации, всегда можно найти верное решение. Подбадривайте себя и не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям и близким.
Читайте также:  Психические механизмы защиты от стресса

В наше время, как оказывается, стресс является болезнью. А болезнь отрицательно сказывается на здоровье, человека его духовном состоянии и благополучии. Поэтому теме стрессов отводится особая, важная, роль. Со стрессами нужно бороться, а еще лучше предупреждать их, но т.к. второе за редким случаем нам удается сделать, к первому нужно отвести особое внимание. Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь.

Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо:

1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой!

2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.

3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие.

4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!

5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они.

6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.

7. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения.

8. Переоцените свои ценности, если необходимо.

9. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.

Так что в завершении своей работы нам бы хотелось дать один большой совет всем : «Живите полной жизнью, ведь она дается один только раз! Не позволяйте негативным моментам влиять на этот дар, боритесь, что есть сил за право полновластно распоряжаться ею!».

Данная работа помогла нам узнать много нового о влиянии стресса на здоровье человека. На основе полученных данных нам удалось дать достаточно полезных советов, соблюдение которых позволит любому человеку сохранить здоровье и продлить свою жизнь.

1.Карен Хорни: «Наши внутренние конфликты», Изд. «ЭКСМО пресс», 2000 г.

2.Е. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» — 1996 год.

3.О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто «Большая книга подросткового психолога», Ростов на Дону «Феникс», 2008 год.

4.А. В Петровский «Общая психология», Москва, 2013 год

5.А. В. Морозов «Социальная конфликтология»., Изд.центр «Академия» — 2002 год.

6.Аксенова Л. В. «Семейная энциклопедия. Психологические тесты 400», ООО ИКЦ «Кредо», 2007 год;

7.П. Д. Павлёнок, М. Я. Руднева «Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения, изд-во «Форум», 2013 год.

8.Ю. В. Щербинина «Речевая агрессия. Территория вражды»., Москва 2005 год.

9.А. А. Леонтьев «Психология общения», Москва «Смысл», 1999 год.

источник

Стресс в современном обществе — это норма жизни. Нервная система человека не всегда готова к нагрузкам. Главное последствие стресса — депрессия. Считать ее хандрой означает не видеть проблемы. Депрессия — это серьезный душевный недуг, который требует лечения.

Стресс преследует современного человека

Стресс в современном мире — привычное явление. Так было всегда. Когда организм испытывает стресс, он пытается адаптироваться к изменившимся условиям. Если бы у человека не было защитных рефлексов, он вообще не смог бы выжить.

Отличие древних людей и современных все-таки есть. Если раньше негативные эмоции можно было сбросить в драке, то сегодня принято решать все цивилизованным путем.

Стрессоустойчивость в современном ритме жизни нужно повышать. В этом помогут методики укрепления нервной системы: дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж и др.

Что происходит с организмом при нервном напряжении? В конфликтной ситуации нервная система подает сигнал, активизируя свои защитные функции:

  • в крови повышается уровень адреналина и других гормонов;
  • учащается сердцебиение;
  • мышцы напрягаются.

Все тело — в боевой готовности, как перед атакой. Обычно разрядки так и не происходит. Это провоцирует упадок сил, ведь организм работал на пределе своих возможностей, а восстановиться не успел.

Стресс может вызвать любое событие. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые могут вызвать стресс: бессердечность знакомых, неприятный разговор с начальством, необходимость работать без выходных. Реакция на них зависит от восприятия человеком мира. Впечатлительные натуры чаще испытывают стресс, чем люди с рациональным складом ума.

Проблема стресса в обществе в основном касается жителей больших городов. Влияние мегаполиса, его ускоренный ритм, делает людей заложниками стресса. Само стрессовое состояние можно разделить на три этапа.

На стадии защиты активизируются все системы организма: он готовится защищаться или бежать. На стадии адаптации работа организма направлена на привыкание к сложившейся ситуации. В этот момент тело работает на износ. Очень часто в состоянии стресса человек не чувствует голода и усталости. Это спровоцировано мощным выбросом гормонов в кровь. В этот момент нервные клетки начинают отмирать. Защитные функции организма снижаются.

Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Ученые доказали, что их регенерация происходит, но медленно. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, нужно повышать стрессоустойчивость.

Стресс и его влияние на тело человека

Последствия стресса проявляются не сразу. Долгое время у человека нет никаких симптомов нервного истощения, но уже страдают все системы органов. Симптомы стресса:

  • быстрая утомляемость;
  • переедание или отсутствие аппетита;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • проблемы с вегетативной нервной системой;
  • частые головные боли;
  • раздражительность, появление фобических расстройств;
  • затяжная депрессия.

Депрессия — это не просто подавленное настроение. Характерные симптомы: утрата интереса к жизни, тревожность, панические атаки, нежелание общаться с людьми, нарушения сна. Стресса избежать нельзя, но можно повысить устойчивость организма к воздействию стресса.

Дайте организму возможность восстановиться. Неправильное питание и недосып провоцируют появление нервного истощения. Главное — наладить режим питания и сна. Если вы не можете уснуть, нужно помочь нервной системе расслабиться. Для этого примите расслабляющую ванну с морской солью и выпейте травяной отвар.

Давно доказано, что лекарственные растения содержат уникальные компоненты, необходимые для восстановления нервных клеток. При стрессе и для профилактики можно использовать отвары трав:

  • валерианы;
  • пустырника;
  • ромашки с мятой;
  • зверобоя и мелиссы;
  • девясила;
  • боярышника.

Для приготовления отвара возьмите 1 ст. л. растительного сырья на 1 л кипятка. Настаивайте 1 час. Принимайте по 1 ст. л. 3 раза в день или в виде чая. Травяной раствор следует разводить в пропорции 1:3.

Не увлекайтесь концентрированными отварами, чтобы не спровоцировать интоксикацию организма. Будьте особенно осторожны с отваром боярышника и пустырника — соблюдайте дозировку.

Девясил — отличное успокоительное средство

Нервные клетки нуждаются в подпитке витаминами. Авитаминозы часто становятся причиной многих заболеваний. В построении нервных клеток участвуют витамины группы В, А, Е, D, белки. При недостатке этих веществ развиваются такие симптомы:

  • переутомление;
  • раздражительность;
  • панические атаки;
  • бессонница;
  • высыпания на коже;
  • нарушение работы ЖКТ.

Все необходимые витамины содержатся в свежих фруктах, овощах и орехах. Источник белка — белое мясо, крупы (гречневая, овсяная, пшеничная, ячневая), молочные продукты. Восполнить запас энергии помогут бананы и яблоки. Между тремя основными приемами пищи устраивайте перекусы фруктами или овощами.

Молокопродукты — источник белка

В профилактике и лечении стресса важное значение имеет психологическое состояние человека. Депрессия возникает из-за неправильного восприятия ситуации. Не нервничайте по пустякам. Научитесь ценить то, что у вас есть. Для этого попробуйте методики расслабления, психологической стимуляции. Так вы сможете обойтись без лекарств.

Научитесь отключаться от внешнего мира хотя бы ненадолго. Так вы сможете быстро расслабить мышцы и дать нервной системе передышку. В результате вы успокоитесь и сможете найти правильное решение проблемы. Не забывайте об умеренных физических нагрузках. Занятия спортом способствуют высвобождению энергии и выработке эндорфинов.

Общайтесь с приятными людьми. Не заменяйте встречу с подругой в кафе на переписку в соцсетях: разговор по душам поможет понять, что в жизни не все так плохо.

Займитесь любимым делом. Старайтесь получать больше положительных эмоций. Во время эмоционального подъема в организме вырабатываются вещества, необходимые для восстановления нервной системы.

Не только взрослые страдают от стресса. Дети также подвергаются его влиянию. Многие психологические проблемы возникают у людей в зрелом возрасте потому, что в детстве не было возможности справиться со страхами, научиться позитивно общаться.

Если бы каждый человек в детстве научился бороться со страхами, то в будущем не было бы переживаний по поводу сдачи экзаменов или приема на работу. Обучение в школе, общение со сверстниками, нежелание взрослых серьезно воспринимать детские проблемы — все это сильный стресс для ребенка.

Неуверенность в себе часто провоцируют учителя и окружающие люди. Родители должны помочь ребенку осознать, что каждый человек — это личность, которая развивается по-своему.

Если у ребенка что-то не получается, не называйте его глупым. Скажите лучше так: «Старайся, и у тебя обязательно все получится». Нужно научить ребенка правильно выходить из конфликтных ситуаций. Это поможет в дальнейшем избежать проблем в общении.

Частые сильные стрессы могут травмировать психику ребенка и сделать из него социофоба. Поговорите и выясните причину плохого настроения ребенка. Доверительная беседа необходима, потому что ребенок может быть в опасности. В соцсетях существуют группы, которые провоцируют детей совершать самоубийства. Еще одна проблема — травля со стороны других детей. Это несет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Причины появления нервного истощения у взрослых и детей:

  • неправильное восприятие ситуации;
  • чрезмерная восприимчивость;
  • физическая утомляемость.

Во многом появление стресса провоцирует ускоренный ритм жизни и детские страхи. Если ребенка научить бороться со стрессом, то можно избежать многих проблем в дальнейшем. Старайтесь спокойно реагировать на проблемы и не зацикливаться на тех, которые не можете решить.

источник

В данной статье изложено обобщение современных медико-биологических и психофизиологических исследований о методах профилактики психоэмоционального стресса. Актуальность исследования состоит в том, что последствия эмоционального стресса оказывают всестороннее разрушительное влияние на жизнедеятельность организма, подрывают здоровье людей. Целью данной статьи является литературный обзор, в котором разносторонне рассматривается проблема эмоционального стресса – причины возникновения различных нервно-психических расстройств и методы профилактики возникших психоэмоциональных стрессов. Основной задачей данной статьи является анализ причин стресса и его возможной профилактики. В статье освещаются проблемные области и вопросы, строящиеся на основе научного знания и имеющихся многочисленных путей предотвращения нежелательных последствий психоэмоционального стресса и защиты лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам.

Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

  1. Беминг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. Минск, 1985.
  2. Бобнева М.И. Социально-психологические аспекты исследований состояния напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях // Психологическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1998.
  3. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., 1987.
  4. Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия // Материалы ХII съезда психиатров России. М., 1995.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1985.
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  7. Петраков Б.Д., Петракова А.Д. Психическое здоровье народов мира в ХХ веке. Научный обзор. М., 1984.
  8. Положий Б.С. Социальное состояние общества и психическое здоровье // в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М., 2001.
  9. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
  11. Середенин С.Б., Бледнов Ю.А. Фармакология. М., 1987.
  12. Хохлов Л.К., Шипов А.А., Горохов В.И. Психическое здоровье население и современные экологические, социокультуральные влияния // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (19).
  13. Элиот Р. Новое в диагностике и лечении стрессов \\ Пер. с англ. М., 1996.
  14. Selye H. The stress of life. New York, 1956.

Юридическая психология | Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., Авдеев Е.С., Бовина И.Б.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также состояние нервной системы организма (или организма в целом). Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс (англ.)-горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) формы стресса.

В наше время актуальность стресса вызвана непрерывным ростом социальных, экономических, экологических, технологических и других изменений нашей жизни, а также существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Стрессу подвержены все люди, но реакция на него разная. Одни — очень болезненно его переживают, не случайно в народе говорят, что человека можно убить словом. Другие с легкостью переносят все тягости стресса.

В производственной жизни стрессы неизбежны. Они отрицательно влияют на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» — отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной (предохраняющей) работой с членами организации.

Причинами возникновения стресса могут являться:

  • Профессиональный стресс достижения. Несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.
  • Стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека.
  • Профессиональный стресс конкуренции. Часто в коллегах человек видит своих «конкурентов». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех в конкуренции.
  • Профессиональный стресс успеха. Стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. После которого наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.
  • Проблема зарабатывания денег и соответствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не только радость, но и ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.
  • Организационные факторы являются наиболее распространенной причиной стресса. Специалисты выделяют четыре основных фактора:

    1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка — если задание превосходит реальные силы работника или же работник, не получающий нагрузку, соответствующую его должности и получаемому вознаграждению.
    2. Конфликт ролей — возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования.
    3. Неопределенность ролей — возникает, если работник не уверен в том, что от него ожидают.
    4. Неинтересная работа — необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым, скучным делом может привести к серьезному стрессу.

    Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

    Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

  • депрессии;
  • агрессивность по отношению к коллегам;
  • нежелание выходить на работу, прогулы;
  • большое количество брака продукции;
  • излишняя нагрузка на работе и др.

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что стресс является серьезным испытанием. Выдержит или не выдержит работник стрессовую ситуацию — во многом зависит от выбора способа переживания. Поскольку стресс неизбежен, проблема стресса и дистресса в труде требует не «борьбы» со стрессом, а грамотного управления стрессом и снижения веро­ятности перехода стресса в дистресс.

    Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

    Читайте также:  Проявляешь интерес пишешь сообщения в лс детка лучше сними стресс

    Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

    «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

    ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

    1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

    1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

    Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса [1,3]. Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

    Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», — отмечал Г.Селье [3]

    Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

    К числу основных задач исследования относятся:

    1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

    2. Изучить реакции организма на стресс.

    3. Дать рекомендации по профилактике стресса.

    4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

    5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

    Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

    Методы, используемые в данной работе:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы.

    1. Стресс и его влияние на организм человека

    Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие [5]. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

    В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов [3]. В развитии стресса были выделены три стадии:

  • Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  • Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  • Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.

    Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

    Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление [1]. В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

    Типы стрессоров и их характеристика.

    Время, требуемое на восстановление

    1. Повседневные сложности (микрострессоры)

    Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

    Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

    2. Критические жизненные события

    1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

    2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

    3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

    1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

    2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

    Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

    Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

    Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности [1].

    1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

    В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

    В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация [4]. В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

    Механизм физиологического стресса

    Выброс в кровь адреналина из надпочечников

    Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

    Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

    Выброс гормонов щитовидной железы

    Поступление в кровь холестерина из печени

    Рост энергического уровня

    Снижение работы пищеварительной системы

    Увеличение прилива крови к мышцам и легким

    Заболевание желудочного тракта

    Вентиляционные каналы в легких расширяются

    Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

    Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

    Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

    Снижение чувствительности к ушибам и ранам

    Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

    Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

    Более раннее свертывание крови при ранении

    Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

    В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса [4].

    Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс [2, 5]. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

    В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов [6].

    Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

    Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

    С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

    В тестировании принимали участие 83 человека.

    1. Определение уровня стрессоустойчивости [4].

    Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

    Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

  • смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  • женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  • чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  • курящая на улице женщина?
  • если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • если кто-то грызет ногти?
  • если кто-то смеется невпопад?
  • если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  • если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  • если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  • если вам дарят ненужные предметы?
  • громкий разговор в общественном транспорте?
  • слишком сильный запах духов?
  • человек, который жестикулирует во время разговора?
  • знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

    За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» — 1 балл, за ответ «ни в коем случае» — 0.

    Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

    От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

    11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

    2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц [3].

    • неспособность сосредоточиться;
    • затруднение в принятии простых решений;
    • отсутствие уверенности в себе;
    • раздражительность, частые вспышки гнева;
    • беспокойство, смятение;
    • беспричинный страх или полная паника.

    В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

    1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

    2. Как можно диагностировать стресс.

    3. Способы борьбы со стрессом.

    В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

    Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

    Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

    Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

    Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

    Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

    Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

    Еще один способ снятия напряжения — это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

    Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

    В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

    Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

    И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

    В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры — отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

    Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

    Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

    В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

    1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

    2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

    3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. — http://sbiblio.com .

    4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

    5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

    6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

    7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

    8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

    источник