Меню Рубрики

Актуальность темы стресса на работе

Понятие стресса и его основные характеристики. Причины и последствия профессионального стресса для психики человека. Квалификационная характеристика персонала, методы и выборка исследования. Профилактика и организационные методы управления стрессами.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

080505 Управление персоналом

Исследование уровня стресса персонала в компании ООО «Эльдорадо»

По дисциплине «Социология и психология управления»

1. Теоретические аспекты управления стрессом

1.1 Понятие стресса и его основные характеристик

1.2 Последствия стресса для психики человека

1.3 Причины профессионального стресса

2. Исследование уровня профессионального стресса в компании ООО «Эльдорадо»

2.1 Профессионально квалификационная характеристика персонала «Эльдорадо»

2.2 Анализ методов и выборки исследования

2.3 Анализ уровня профессионального стресса у персонала компании «Эльдорадо»

3. Разработка рекомендаций по снижению стресса у компании ООО «Эльдорадо»

3.1 Предложения по применению организационных методов управления стрессами ООО «Эльдорадо»

3.2 Рекомендации сотрудникам «Эльдорадо» по профилактике и преодолению профессионального стресса

Актуальность темы исследования.

В современной практике управления персоналом сотрудник рассматривается не только как механический исполнитель работы, но и с психологической точки зрения. Точно установлено, что проблемы в психологии работника крайне неблагоприятно сказываются на его трудовой мотивации, и в конечно счете приводят к снижению производительности труда и убыткам для предприятия. Из всех негативных факторов в данном случае наиболее отрицательное воздействие оказывает стресс, вернее дистресс.

Стресс является ответной реакцией человека на различные ситуации, когда происходит эмоциональный ответ. Поэтому избежать его невозможно, однако если стресс становится постоянным или часто повторяющимся, это приводит к разрушению психики, а затем и личности человека. С точки зрения менеджмента наиболее важным является процесс управления стрессами, возникающими в результате производственной деятельности. Данное направление пришло в менеджмент во второй половине XX века из психологии и в настоящее время является достаточно хорошо разработанным направлением в психологии управления. Активное развитие психологических методов управления персоналом и их внедрение в практику позволило собрать большое массив информации о возможностях управления стрессами в организации и на этой основе разработать теорию управления стрессами.

На многих российских предприятиях психологическим вопросам управления персоналом не уделяется достаточного внимания. Результатом этого становится не только резкое снижение трудовой мотивации и удовлетворенности работой, но и резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций, а значит и падение рудовой дисциплины и производительности труда. В связи с этим использование организационных методов управления стрессами является актуальным не только с точки зрения психологии, но и разных направлений менеджмента, и управления персоналом организаций.

Объект исследования: профессионального стресса в организации

Предметом исследования является: профессиональный стресс в ООО «Эльдорадо»

Цель курсовой работы: Исследовать стресс в профессиональной деятельности и разработать рекомендации по управлению им на примере конкретного коллектива магазина ООО «Эльдорадо».

— рассмотреть понятие стресса и его основные характеристики;

— изучить последствия стресса для психики человека;

— ознакомиться с уровнем профессионального стресса как объекта психологии;

— дать профессионально-квалификационную характеристику персонала ООО «Эльдорадо».

— выполнить анализ уровня стрессовых ситуаций у сотрудников компании ООО «Эльдорадо».

— предложить организационные методы управления уровня стресса в компании ООО «Эльдорадо».

— дать рекомендации сотрудникам ООО «Эльдорадо» по профилактике и преодолению профессионального стресса.

Методологической и информационной основой являются: теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов в области управленческой психологии и управления персоналом.

Практическая значимость работы заключается в анализе ситуации профессионального стресса ООО «Эльдорадо» и разработке рекомендаций по совершенствованию практики управления стрессами в этой организации

Степень разработанности проблемы. Теория организационных методов управления стрессами представляет собой отдельное направление управленческой психологии. В РФ оно начало активно разрабатываться в конце прошлого века, хотя нужно отметить. что количество фундаментальных монографий и научных трудов в данной области среди отечественных авторов относительно невелико. Из работы, вышедших в последнее время, можно отметить таких авторов как: Абабков В.А., Алиев Х. М., Китаев-Смык Л.А., Сандомирский М.Е., Щербатых Ю.В. Большой вклад в популяризацию методов борьбы со стрессами и психологии в целом во второй половине 2000- х внес А.В. Курпатов.

1. Теоретические аспекты управления стрессом

1.1 Понятие стресса и его основные характеристик

Термин «стресс» в конце XX веке был одним из наиболее употребляемых. В современной литературе под этим термином обычно понимают довольно широкий круг явлений — от неблагоприятных воздействий на организм — до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Автор концепции стресса Ганс Селье четко разделяет понятия «стресса» и «дистресса». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье «полная свобода от стресса означает смерть. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Книга по Требованию, 2012. — С. 17..Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Тогда как дистресс — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму. Таким образом, нужно четко понимать, что Там же. — С. 22.

— эвстресс является положительным стрессом, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм. При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

— дистресс является отрицательным стрессом с нежелательным вредоносным эффектом. Любой человек способен поддерживать оптимальный уровень стресса, однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях стресс может перейти в дистресс и сильно навредить здоровью.

Это понимание разделяется большинством исследователей, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Большинство людей слово «стресс» чаще понимают в узком смысле слова, для них стресс — это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. В настоящее время обычно говорят о стрессе как об особом функциональном состоянии, когда организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. То есть, стресс возникает как определенная реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания Полякова О.Н. Полякова О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление. — М.: Речь, 2008.

Как известно, стресс характеризуется определенной динамикой и имеет логику своего развития. Для организма человека последствия в результате развития стресса могут быть самые разные. В случае, если человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций.

Основной биологической функцией стресса является адаптация. Она предназначена для защиты организма от угрожающих, разрушающих физических и психических воздействий. В итоге появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, который направлен на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Данному типу деятельности соответствует особое физическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. То есть, по мере того как стресс развивается соответственно изменяются и реакции организма. Таким образом, стресс является нормальным явлением в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы Полякова О.Н.

Известно, что воздействия, которые вызывают стресс, называются стрессорами. Принято различать физиологические и психологические стрессоры. Первые из них оказывают непосредственное действие на ткани тела, к ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Тогда как психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. К ним относятся сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. Китаев-Смык Л.А. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009.

Согласно этим двум видам стрессоров различают соответственно физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс появляется в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с некой задачей, то есть не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Люди, анализируя тексты, решая те или другие задачи, перерабатывают информацию. Затем идет процесс принятия определенного решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. В случае, если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то речь идет об информационной перегрузке Там же.

Эмоциональный стресс, как правило, вызывается сигнальными раздражителями. Обычно он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях конфликтных ситуаций, когда человек длительное время не может удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры) Китаев-Смык Л.А. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009.

Наиболее распространенной является следующая классификация стрессов: Золотова Т.Н. Золотова Т.Н. Психология стресса. — М.: Книголюб, 2008.

— Внутриличностный стресс. С этим видом стресса связано большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас. То есть, если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. Сюда входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

— Рабочий стресс. Он обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником такого стресса.

— Общественный стресс. Это относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

— Экологический стресс. Он обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т.п.

— Финансовый стресс. Этот вид стресса не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Вывод: Стресс — состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия внешней среды.

1.2 Последствия стресса для психики человека

В России согласно данным соцопросов, примерно 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса, из них 30% — в состоянии сильного стресса. Проведенные исследования показали, что 7 из 10 россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с синдромом хронической усталости.

Как уже отмечалось выше, влияние стресса на здоровье человека огромно. Это проявляется как в болезнях различных систем и органов, так и в общем ухудшении самочувствия человека.

Психотравмирующий стресс является особой формой общей стрессовой реакции, обусловленной психотравмирующими для человека жизненными событиями. Это стресс повышенной интенсивности, сопровождающийся получением человеком довольно серьезных психических травм Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. — М.: речь, 2010.

Однако далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психическая травма возможна в случаях, если Там же.

— происшедшее событие осознаваемо;

— пережитое разрушает привычный образ жизни, выходит за рамки обыденного человеческого опыта и вызывает дистресс у любого человека.

Как правило, психотравмирующие события изменяют представление о себе, систему ценностей, концепцию окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире. Такие события могут быть внезапными, шоковыми или оказывать длительное, тяжело переносимое воздействие, а также сочетать в себе как те, так и другие свойства одновременно Китаев-Смык Л.А.

Обычно одним из серьезных последствий психотравмирующего стресса является психическая травма. Известно, что еще историк Геродот упоминал о психотравме, там речь шла об афинской войне, Эпизелосе, ослепшем от переживаний после Марафонской битвы. Лукреций (I век до н.э.) впервые указал на реминисценции (отсроченное воспроизведение вытесненного события) как основной элемент травматического невроза у воинов. Зигмунд Фрейд также занимался проблемами психических травм. По З. Фрейду психическая травма — это прорыв гипотетического защитного покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раздражений Там же.

Идеи З. Фрейда о двух формах проявления реакции на психотравмирующее событие (вытеснение и фиксация на травме), нашли свое отражение в современной концепции отсроченных реакций на психотравмирующий стресс. Одним из основных видов психологической защиты как реакции на психотравмирующий стресс является вытеснение, которое является одним из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

В отечественной литературе довольно подробно рассматривается феномен психической травмы. Под ней обычно понимается раздражитель, действие которого определяется не их физическими параметрами, а информационным значением. То есть, психическая травма — это результат воздействия психотравмирующих раздражителей, сила которых определяется значимостью патогенной информации для данного индивида.

Принято выделять острые психические травмы и хронические. Первые являются результатом однократного, сверхсильного воздействия, а вторые — многократно действующих более слабых раздражителей. Действие слабых раздражителей может суммироваться. Китаев-Смык Л.А. . Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009.

Некоторые исследователи подходят к рассмотрению природы психической травмы в контексте концепции психологической защиты. При таком подходе психическая травма является нарушением психологической защиты человека, которое приводит к нарушению прежней системы значимых переживаний.

Таким образом, можно отметить следующие заболевания, которые способен вызвать стресс: Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. — М.: Речь, 2011.

1. Ухудшение концентрации внимания и памяти. Влияние стресса на работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит в работу. Чаще всего человек ни физически, ни психологически просто не может выполнять работу качественно и в положенные сроки. Ему свойственна быстрая утомляемость.

2. Сильнейшие головные боли.

3. Заболевания сердечно-сосудистой системы тахикардия, брадикардия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь.

4. Хроническое недосыпание.

6. Обострение язвенной болезни и гастрита.

7. Снижение иммунитета и как следствие — рост вирусных заболеваний.

8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов. Именно переизбыток гормонов во время стресса приводит к таким серьезным болезням, как истончение кожи и остеопороз.

9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост онкологических клеток.

10. Дегенерация клеток как спинного, так и головного мозга.

Вывод: Сильный стресс вредит здоровью человека весьма существенно. Из-за него в первую очередь страдает физическое здоровье — мы чаще болеем простудными заболеваниями, обостряются наши хронические болезни, стресс отражается на нашем внешнем виде. Все это становится в свою очередь дополнительным источником для переживаний, тревоги. Возникает замкнутый круг. Однако стресс наносит серьезный вред не только физическому здоровью, но также влияет на психическое состояние и эмоциональное благополучие. Мы начинаем чаще расстраиваться, злиться, нервничать. В итоге наше эмоциональное состояние ухудшается, расстраиваются отношения с окружающими людьми, возникают проблемы в учебе и работе. Длительное пребывание в подобном состоянии приводит к появлению депрессивных и тревожных расстройств. Непродуктивные способы борьбы со стрессом (например, употребление алкоголя, переедание, «срывание зла» на близких) приводят к ухудшению ситуации.

Читайте также:  Как стресс влияет на возможность забеременеть

Для того, чтобы однажды возникший негативный стресс не стал постоянным спутником, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут Вам стать более устойчивым к стрессу, а взгляд на ситуацию сделать менее негативным.

1.3 Причины профессионального стресса

Источники профессионального стресса:

I. Организационные характеристики

— специализация и разделение труда;

— соотношение структуры и функции организации;

— участие в управлении (принятии решений);

— кадровая политика, продвижение по службе.

— цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.);

— обратная связь с результатами деятельности;

— профессиональная подготовка (переподготовка).

— охрана труда и техника безопасности;

— организация рабочего места.

II. Рабочие характеристики:

— объем работы (величина рабочей нагрузки);

— ответственность, опасность задания;

— способы выполнения действий;

— проявления творчества, поиска, риска.

— компоновка приборов на рабочем месте;

— светотехнические особенности приборов;

— конструкция органов управления.

3. Физико-химические и технические условия труда:

— микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте;

— шум, вибрация, освещенность;

— факторы опасности и вредности;

— конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления;

— интерьер (дизайн) помещения.

— межличностные отношения (конфликты);

— общественное признание, одобрение;

III. Индивидуальные характеристики:

— стремление к профессиональному совершенствованию;

— удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей).

2. Морально-нравственные и организационные:

— нравственная зрелость и устойчивость;

— развитие способностей и профессионально-важных качеств;

— особенности личности (тревожность, интернальность/ экстернальность, интровертированность/ экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.);

— психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия.

— острые и хронические заболевания;

— пороги чувствительности анализаторов;

— функциональная асимметрия парных органов;

— функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.);

— развитие силы, скорости, ловкости, выносливости;

— антропометрические и биомеханические особенности. Водопьянова Н.Е. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер.

Необходимо отметить, что для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса — процессуальный и причинно-следственный. Понятно, что они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс (внутри- и межличностной природы) находит свое отражение в поведенческой, в том числе и в трудовой, активности человека.

Некоторые психологов рассматривая стресс-факторы профессиональной деятельности, выделяют четыре вида требований Золотова Т.Н. Золотова Т.Н. Психология стресса. — М.: Книголюб.

— индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личностные ресурсы);

— ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;

Абсолютный уровень требований не следует считать определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласование между уровнем требований и личностными ресурсами.

Проблемы управления стрессами на работе становятся все более и более актуальными, потому что быстро изменяются социально-экономические и политические ситуации, увеличиваются нервно-психические и информационные нагрузки, происходит диверсификация производства, постоянно растет конкуренция и обостряется борьба за рынки сбыта.

Вывод: Для лучшего понимания стресса необходимо знать, что сами по себе жизненные события не являются его причинами. Главное здесь то, как человек воспринимает ситуацию. Все по-разному реагируют на происходящее, например, для кого-то публичные выступления являются источником сильного стресса, в то время как для других это нейтральная или даже приятная ситуация. Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Профессиональный стресс как объект психологии

Поскольку современный среднестатистический человек значительную часть жизни проводит на работе, большое внимание уделяется изучению специфики стресса в контексте «человек — профессиональная среда». Основой для детальной разработки данного подхода послужил взаимосвязей между условиями и требованиями производственной ситуации и уровнем внутренних ресурсов работающего человека.

Очевидно, что нарушение баланса между требованиями профессиональной среды и личностными особенностями человека весьма негативно сказывается на его стрессоустойчивости. В свою очередь, это способствует нарушению физического и психического здоровья, что проявляется в возникновении психосоматических заболеваний, невротических расстройств, профессиональных деформаций и т.д. Снижение стрессоустойчивости профессионала, помимо вышеперечисленного, влечет за собой также снижение эффективности как его трудовой деятельности, так и всей организации в целом Стресс, выгорание, совладание в современном контексте Стресс, выгорание, совладание в современном контексте./ Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. — М.: Институт психологии РАН, 2011.

Поэтому представляется крайне важным проведение исследований стрессоустойчивости работников различных сфер профессиональной деятельности, так как они закладывают фундамент для организации системы психологического сопровождения, направленной на комплексную диагностику в режиме мониторинга и организацию коррекционных занятий Нестерова О.В. Нестерова О.В. Управление стрессами. — М.: Синергия, 2011.

Необходимо отметить, что стрессоры психологической и социальной природы никогда не действуют на личность непосредственно. Стрессовые сдвиги вызывает образ стрессора, интерпретация ситуации, которые всегда субъективны и другими не могут быть. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. Очевидно, что при этом истинные причины стресса находятся в особенностях личности: ее мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустойчивости или особенностях внутриличностной динамики. С другой стороны, основное значение в преодолении любого стресса, имеет как раз личностный фактор. Трудные ситуации не изменяют состояние человека непосредственно, их влияние на настроение и психическое состояние опосредовано всей совокупностью личностных особенностей, отношением к сложившейся ситуации и опытом преодоления.

Как известно, развитие личности, процесс самореализации тесно связаны с непрерывным изменением взаимодействия с социальным пространством, и стремлением его расширить. Освоение пространства требует не только активности, но и определенного уровня напряжения Нестерова О.В. Обычно в ходе развития неизбежны переживания неудовлетворенности собой, некоторое внутреннее напряжение. Однако уровень напряжения не всегда легко опознать и регулировать, поэтому оно часто таит в себе опасность превышения оптимального или допустимого уровня. Сохранение благоприятного состояния (и для деятельности, и для жизнедеятельности), поддержание устойчивого настроения, «настроенность души» гармония в душе связаны с умеренным напряжением, не приводящим к эмоциональному дискомфорту и соразмерного личностным и индивидным ресурсам, возможностям человека.

Как правило, для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс» Нестерова О.В. Необходимо более подробно рассмотреть эти понятия.

Рабочий стресс. Рабочий стресс (в англоязычной литературе job stress, work stress) возникает из-за причин, связанных с работой, — условий труда, места работы. Трудно перечислить все многообразие производственных факторов, которые могут быстро или постепенно вызывать стрессовое состояние у человека (производственные шумы, вибрация, укачивание на транспортных средствах, ограниченное рабочее пространство, неудобная поза и т.п.).

Известный исследовать стрессов — Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «современные технологические процессы часто создают рабочую среду, весьма отличающуюся от среды обитания, к которой люди приспособлены ходом эволюционно-биологического процесса». Немаловажным фактором является временной график работы: повышенная продолжительность смены (в том числе, сверхурочные часы), приводящая к переутомлению, неудобные часы на работе. Человеческий организм имеет естественные, циклические ритмы в течение суток, которые включают периоды сна и активной деятельности. Биологически человек предрасположен к тому, чтобы активно действовать в дневное время и восстанавливать силы в ночное время. Однако производственная необходимость зачастую требует изменения данного природного ритма. Китаев-Смык Л.А.

Необходимо отметить, что кроме нарушения циклических ритмов сверхурочные часы работы имеют два дополнительных фактора, вызывающих стресс:

— у человека не остается времени, которым бы он мог распоряжаться по своему усмотрению;

методологический принцип комплексного исследования различного рода

— непредсказуемые часы работы могут мешать развитию его личных связей, хобби, которые обычно облегчают человеку последствия стресса Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — М.: Смысл, 2008. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — М.: Смысл, 2008.Если человек работает в экстремальных условиях, то возникает сложная картина изменений в физиологических процессах, психике, социально-психологических характеристиках личности. Сильное разрушающее воздействие на организм и личность оказывает монотония: сенсорная, двигательная, эмоциональная. Привыкание (адаптация) к такого рода трудности очень ограничено. Снижение негативных последствий монотонии возможно лишь при основательном изменении условий труда Там же.

Если рассматривать рабочий стресс в широком понимании, то к нему следует отнести разного рода активность, в том числе и ту, которая не связана с профессиональной деятельностью или с имеющимся у субъекта профессиональным образованием. Известно, что многие увлечения (хобби) не только способствуют весьма эффективной рекреации, отвлечению от связанных с работой переживаний, но и дают возможность для раскрытия творческих потенциалов, ощущения полноценной самореализации. Более того, известно, что нередко увлечение (любительское) становится новой профессией, более значимой, чем прежняя, приносящая больший доход, кардинально меняющая характер деятельности и весь образ жизни.

Организационный стресс. Организационный стресс (organizational stress) — вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Если обобщить мнение многих авторов, можно выделить ряд основных источников организационного стресса. Так, плохое распределение труда и нехватка обслуживающего персонала или технических исполнителей вызывает необходимость выполнять работу ниже своего профессионального уровня и компетентности. Это ведет к уменьшению количества времени, для выполнения непосредственных обязанностей работника. При этом снижается эффективность деятельности, у работника возникает ощущение, что его профессиональные навыки и способности недооцениваются. Также сюда относятся и нечеткие инструкции, определяющие границы ответственности работника. Известно, что нечеткий перечень служебных обязанностей делает работника довольно уязвимым. Головаха Е.И., Кроник А.А. Серьезным вопросом является неопределенность перспектив организации. Поскольку неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике, то в результате сотрудники никогда точно не знают, что происходит. В итоге перспективное планирование становится трудным, так как, не успев привыкнуть к одной последовательности процедур и решений, служащие вынуждены изменять свой стиль мышления и приучать себя к чему-то совершенно новому. Неопределенность может принимать форму незнания основного для работника момента: удастся ему удержаться на рабочем месте или нет.

К весьма существенным факторам организационного стресса относятся: низкий должностной статус, маленькая зарплата и отсутствие перспектив служебного продвижения. Возможность служебного продвижения способствует осознанию как ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Без таких целей многие люди испытывают стресс, вызванный ущемлением их притязанийТам же.

Некоторые исследования в данной области выявили степень выраженности стрессоустойчивости в зависимости от должностного статуса. Среди занятого населения стрессовые состояния наиболее выражены у рабочих. Среди руководящего персонала стресс более выражен у руководителей верхнего уровня — первых лиц предприятий, учреждений и организаций. От разрушительного стресса здесь может спасти позитивное настроение — высокие показатели самореализации и активность личностной позиции, а также высокий уровень самопринятия.

По характеристикам состояний инженерно-технические работники достаточно схожи с руководителями среднего уровня, однако у последних выше запас стрессоустойчивости — больше удовлетворенность ходом жизни и самореализацией, высокий уровень самопринятия, самый высокий среди всех сравниваемых по должностному рангу групп. Наиболее благоприятное состояние свойственно руководителям нижнего звена. Возможно, что на этом уровне должностной иерархии уже нет факторов риска нижних уровней и еще нет — факторов верхних уровней Головаха Е.И., Кроник А.А.

К очень значимым причинам организационного стресса можно отнести слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается взаимоподдержка коллег, в результате чего происходит ограничение возможностей обсуждения профессиональных проблем, получения одобрения, поддержки и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

Конфликты с коллегами также вызывает нечеткий перечень функциональных обязанностей, сверхурочная работа, борьба за статус и продвижение по службе. «Эмоциональный климат» в коллективе портят необоснованное недоверие, грубость, склока, недобросовестное отношение к делу отдельных сотрудников.

Профессиональный стресс. Профессиональный стресс (occupational stress) — из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности.

Как известно, для очень многих профессий характерна недостаточная двигательная активность. К ним относятся профессии операторского труда, умственного труда (программисты, бухгалтеры, экономисты и т.п.), управленческого труда, научного труда. Сильным стрессором становится то обстоятельство, что в большинстве профессий научной и технических сфер количество знаний, требуемых для сохранения уровня компетентности, интенсивно прогрессирует. К профессиональному стрессу следует отнести феномен «профессионального психического выгорания», обычно принимающего форму затяжного течения Водопьянова Н.Е. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009

Причины развития профессионального стресса подразделяются на непосредственные и главные. Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого оказывается развитие психической напряженности и стресса, например сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, дефицит времени, конфликт с руководством и др. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

Многие психологов в связи с этим рассматривают понятие выгорания, которое обозначает «переживаемое человеком состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызываемое длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, что тождественно хроническим стрессовым ситуациям» Существует немало профессий, где работники переживают значительные ограничения в проявлении своих истинных чувств, что, в свою очередь, провоцирует стресс там же.

В литературе отмечается положительная связь между синдромом профессионального выгорания и социальной незащищенностью персонала. Экспериментальные данные, представленные Н.Е. Водопьяновой показывают, что в условиях межличностных конфликтов люди, не ощущающие социальной поддержки, более подвержены «выгоранию».

Прежде всего, эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувстве беспомощности, безнадежности, близости эмоционального срыва, мыслях о суициде. Также может возникать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны его трогать.

Как правило, профессиональное выгорание начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с окружающими становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к «клиентам» могут иметь скрытый характер и поначалу проявляться во внутреннем раздражении, чувстве неприязни, которое сдерживается, но постепенно возрастает и тогда могут возникать и эмоциональные вспышки. Важное проявление профессионального выгорания — постепенно нарастающее неудовлетворенность собой, развивающиеся безразличие и апатия, касающиеся, в частности, как своей работы, так и системы ценностей, а также — уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Водопьянова Н.Е. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009.

Значительный вклад в профессиональное выгорание делает поглощенность работой. Многие люди формируют основные представления о себе на основе той работы, которую они выполняют. Слишком сильная поглощенность работой означает, что, выполняя ее, человек становится высокочувствительным ко всему, что бросает тень на его профессиональную компетентность.

В профессиональной жизни стресс усиливается еще больше, если он дополняется домашними и социальными стрессами. Также не следует забывать и о давлении социальных образцов и норм поведения. Например, учитель должен всегда быть внимательным, терпеливым, добрым, выдержанным, все понимающим, спокойным и т.д., однако невозможно постоянно проявлять требуемые качества на высоком профессиональном уровне, отсюда может возникнуть стресс.

Некоторые психологи используют термин «профессиональный стресс» в более широком контексте, выделяя две модели профессионального стресса. Согласно первой из них, стресс является результатом повышенных требований к работе и низким уровнем влияния на процесс деятельности. В основу второй модели положено то, что стресс — это результат слишком больших усилий и очень низкого вознаграждения за хорошо сделанную работу.

Здесь на одном полюсе стоит высокая загруженность на работе, а на другом — заработок, оценка и статус на работе. При этом изучается ряд так называемых «профессиональных стрессоров», уделяя особое внимание фактору «неудовлетворенность работой». Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются заработок и условия работы. Хотя на данный показатель оказывает влияние и группа так называемых «мотивационных факторов»: степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность Водопьянова Н.Е. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009.

Читайте также:  Как стресс влияет на вич

В современной психологии принято использовать следующие определения психического здоровья: Китаев-Смык Л.А. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект

— способность реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания;

— обретение человеком своей самости;

— полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей.

Представители гуманистической психологии уделяют большое внимание психическому здоровью личности. Многие рассматривают здорового человека как гибкого, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимо от внешних влияний и опирающегося на самого себя. Такой человек, оптимально актуализируясь, полноценно проживает каждый новый момент жизни, он подвижен, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.

При этом, психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя; зрелая и здоровая личность спонтанна, внутренне свободна и естественна Китаев-Смык Л.А. В отечественной психологии психическое здоровье рассматривается как структура, имеющая сложное, уровневое строение. Высшим уровнем психического здоровья является личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, нейрофизиологической организации актов психической действительности Там же.

Как правило, если говорят о критериях психического здоровья, подразумевается психическая норма, хотя вопрос об разграничении психической нормы и патологии очень сложен, так как психические функции исключительно разнообразны и индивидуальны. Применительно к психической деятельности норма — это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях.

Психическое здоровье, таким образом, можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связанных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. У человека основными показателями наличия психического здоровья являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации Китаев-Смык Л.А. Китаев-Смык Л.А.

Проводимые исследования в области стресса показывают, что переживание этого состояния оказывает негативное воздействие на функционирование всех физиологических и психофизиологических систем организма и резко ограничивает возможности профессиональной деятельности. Практически любое заболевание имеет в качестве предпосылки для своего развития слабость того или иного органа или системы органов. Однако для возникновения болезни или ее обострения нужны дополнительные условия, которые приводят к всеобщему ослаблению организма: к ним относятся и перенапряжение энергетических ресурсов организма, приводящие к хроническим формам неблагоприятных функциональных состояний и, прежде всего, к постоянному переживанию стресса Там же. — С. 220.

В практике современного менеджмента также отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Как уже отмечалось выше, рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и очень хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Крайне негативно сказываясь как на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом Алиев Х. М. Алиев Х. М. Укрощение стресса. — М.: Эксмо.

Стрессы на работе и проблемы с ними связанные, являются точкой пересечения многих дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. В свою очередь, это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных (или рабочих) стрессов. Поэтому перед представителями всех наук стоит единая задача — найти то оптимальное напряжение в процессе труда, которое обеспечит его высокую эффективность, но не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения Там же.

Вопросам психологии «на производстве» с течением времени уделяется все больше и больше внимания. В результате появились такие отдельные направления, как психология труда, инженерная и организационная психология, эргономика, психология менеджмента и рекламы, экономическая психология, психология здоровья и другие. С первых шагов психологии на «производстве» особое внимание уделяется вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности Абабков В.А. Абабков В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. — М.: Речь.

Известно, что психологическая специфика стресса зависит как от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, так и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. Очевидно, что многие истинные причины стресса скрыты в личностных особенностях человека: его мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустойчивости или внутриличностной динамики.

Главной причиной возникновения стресса выступают индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Также выделяется группа дополнительных факторов жизни и деятельности человека, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его проявления. К ним относятся несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (например, это касается участия в принятии решения, продвижения по службе, наличия обратной связи и т. п.). К этой категории, можно причислить как общие (глобальные) социальные и организационные стрессоры (преступность, экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и т.п.), так и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы и т.д.). Перечисленные факторы определяют общую картину психического и физического состояния индивида, снижение его устойчивости к воздействию непосредственных и главных причин стресса, ослабление возможностей по преодолению стрессовых состояний Абабков В.А. Таким образом, можно представить классификацию характеристик трудовой деятельности, которые имеют отношение к динамике развития стресса или выступают как вероятные его источники: Водопьянова Н.Е.

Вывод по главе: Итак, стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Вариантов «совладания со стрессом» — масса. Что же касается лучшего способа — то только нам самим решать, как наилучшим образом помочь себе. А если с решениями сложно, всегда можно обратиться за помощью к психологам. Психологическая помощь направлена на охрану вашего психического здоровья, профилактику, раннюю диагностику и лечение неблагоприятных последствий перенесенного стресса.

2. Исследование уровня профессионального стресса в компании ООО «Эльдорадо»

2.1 Профессионально квалификационная характеристика персонала «Эльдорадо»

ООО «Эльдорадо» — это одна из крупнейших в России розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники. Торговая сеть «Эльдорадо» представляет собой синхронно работающий технологический комплекс, специализирующийся на оптовой и розничной реализации электроники под товарным знаком ЭЛЬДОРАДО.

Торговая сеть «Эльдорадо», основанная в 1993 году, к настоящему времени имеет разветвленную, постоянно растущую торговую сеть.

источник

В данной статье изложено обобщение современных медико-биологических и психофизиологических исследований о методах профилактики психоэмоционального стресса. Актуальность исследования состоит в том, что последствия эмоционального стресса оказывают всестороннее разрушительное влияние на жизнедеятельность организма, подрывают здоровье людей. Целью данной статьи является литературный обзор, в котором разносторонне рассматривается проблема эмоционального стресса – причины возникновения различных нервно-психических расстройств и методы профилактики возникших психоэмоциональных стрессов. Основной задачей данной статьи является анализ причин стресса и его возможной профилактики. В статье освещаются проблемные области и вопросы, строящиеся на основе научного знания и имеющихся многочисленных путей предотвращения нежелательных последствий психоэмоционального стресса и защиты лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам.

Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

  1. Беминг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. Минск, 1985.
  2. Бобнева М.И. Социально-психологические аспекты исследований состояния напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях // Психологическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1998.
  3. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., 1987.
  4. Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия // Материалы ХII съезда психиатров России. М., 1995.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1985.
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  7. Петраков Б.Д., Петракова А.Д. Психическое здоровье народов мира в ХХ веке. Научный обзор. М., 1984.
  8. Положий Б.С. Социальное состояние общества и психическое здоровье // в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М., 2001.
  9. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
  11. Середенин С.Б., Бледнов Ю.А. Фармакология. М., 1987.
  12. Хохлов Л.К., Шипов А.А., Горохов В.И. Психическое здоровье население и современные экологические, социокультуральные влияния // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (19).
  13. Элиот Р. Новое в диагностике и лечении стрессов \\ Пер. с англ. М., 1996.
  14. Selye H. The stress of life. New York, 1956.

Юридическая психология | Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., Авдеев Е.С., Бовина И.Б.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также состояние нервной системы организма (или организма в целом). Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс (англ.)-горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) формы стресса.

В наше время актуальность стресса вызвана непрерывным ростом социальных, экономических, экологических, технологических и других изменений нашей жизни, а также существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Стрессу подвержены все люди, но реакция на него разная. Одни — очень болезненно его переживают, не случайно в народе говорят, что человека можно убить словом. Другие с легкостью переносят все тягости стресса.

В производственной жизни стрессы неизбежны. Они отрицательно влияют на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» — отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной (предохраняющей) работой с членами организации.

Причинами возникновения стресса могут являться:

  • Профессиональный стресс достижения. Несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.
  • Стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека.
  • Профессиональный стресс конкуренции. Часто в коллегах человек видит своих «конкурентов». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех в конкуренции.
  • Профессиональный стресс успеха. Стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. После которого наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.
  • Проблема зарабатывания денег и соответствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не только радость, но и ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.
  • Организационные факторы являются наиболее распространенной причиной стресса. Специалисты выделяют четыре основных фактора:

    1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка — если задание превосходит реальные силы работника или же работник, не получающий нагрузку, соответствующую его должности и получаемому вознаграждению.
    2. Конфликт ролей — возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования.
    3. Неопределенность ролей — возникает, если работник не уверен в том, что от него ожидают.
    4. Неинтересная работа — необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым, скучным делом может привести к серьезному стрессу.

    Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

    Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

  • депрессии;
  • агрессивность по отношению к коллегам;
  • нежелание выходить на работу, прогулы;
  • большое количество брака продукции;
  • излишняя нагрузка на работе и др.

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что стресс является серьезным испытанием. Выдержит или не выдержит работник стрессовую ситуацию — во многом зависит от выбора способа переживания. Поскольку стресс неизбежен, проблема стресса и дистресса в труде требует не «борьбы» со стрессом, а грамотного управления стрессом и снижения веро­ятности перехода стресса в дистресс.

    Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

    Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

    «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

    ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

    1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

    1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

    Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса [1,3]. Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

    Читайте также:  Как стресс влияет на ттг

    Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», — отмечал Г.Селье [3]

    Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

    К числу основных задач исследования относятся:

    1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

    2. Изучить реакции организма на стресс.

    3. Дать рекомендации по профилактике стресса.

    4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

    5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

    Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

    Методы, используемые в данной работе:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы.

    1. Стресс и его влияние на организм человека

    Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие [5]. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

    В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов [3]. В развитии стресса были выделены три стадии:

  • Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  • Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  • Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.

    Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

    Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление [1]. В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

    Типы стрессоров и их характеристика.

    Время, требуемое на восстановление

    1. Повседневные сложности (микрострессоры)

    Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

    Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

    2. Критические жизненные события

    1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

    2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

    3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

    1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

    2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

    Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

    Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

    Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности [1].

    1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

    В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

    В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация [4]. В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

    Механизм физиологического стресса

    Выброс в кровь адреналина из надпочечников

    Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

    Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

    Выброс гормонов щитовидной железы

    Поступление в кровь холестерина из печени

    Рост энергического уровня

    Снижение работы пищеварительной системы

    Увеличение прилива крови к мышцам и легким

    Заболевание желудочного тракта

    Вентиляционные каналы в легких расширяются

    Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

    Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

    Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

    Снижение чувствительности к ушибам и ранам

    Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

    Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

    Более раннее свертывание крови при ранении

    Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

    В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса [4].

    Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс [2, 5]. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

    В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов [6].

    Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

    Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

    С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

    В тестировании принимали участие 83 человека.

    1. Определение уровня стрессоустойчивости [4].

    Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

    Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

  • смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  • женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  • чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  • курящая на улице женщина?
  • если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • если кто-то грызет ногти?
  • если кто-то смеется невпопад?
  • если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  • если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  • если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  • если вам дарят ненужные предметы?
  • громкий разговор в общественном транспорте?
  • слишком сильный запах духов?
  • человек, который жестикулирует во время разговора?
  • знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

    За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» — 1 балл, за ответ «ни в коем случае» — 0.

    Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

    От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

    11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

    2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц [3].

    • неспособность сосредоточиться;
    • затруднение в принятии простых решений;
    • отсутствие уверенности в себе;
    • раздражительность, частые вспышки гнева;
    • беспокойство, смятение;
    • беспричинный страх или полная паника.

    В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

    1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

    2. Как можно диагностировать стресс.

    3. Способы борьбы со стрессом.

    В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

    Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

    Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

    Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

    Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

    Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

    Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

    Еще один способ снятия напряжения — это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

    Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

    В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

    Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

    И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

    В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры — отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

    Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

    Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

    В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

    1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

    2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

    3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. — http://sbiblio.com .

    4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

    5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

    6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

    7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

    8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

    источник