Меню Рубрики

Что делать если у ребенка все время стресс

Существует несколько признаков и симптомов по которым можно понять, что с ребенком что-то не так и что ему надо помочь справиться со стрессом. В этой статье мы с вами рассмотрим основные причины и симптомы стресса у ребенка, а также поговорим о том, как проводится лечение стресса у детей.

У малышей до 5 лет характерным симптомом сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: утром и днем — сонливость и вялость, а к вечеру, пред сном, — необычайная возбужденность и активность. (Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское «успокоительное» — мамина колыбельная; любое другое лекарство — успокоительное должен подбирать врач).

Какими симптомами проявляется стресс у ребенка?

Родители должны различать и отличать от болезни стресс по признакам, характеризующихся наличием необъяснимой рвоты (неврогенная рвота), расстройств кишечника, сыпью, температурой (субфибрилитет), болями в животе и прочими странностями. Это случается не только у детей, но кстати и у взрослых — на нервной почве. Тогда, когда ваш ребенок сильно переволнуется — у него тоже сдают нервы — но все у него в гармоничной (желательно семейной) обстановке быстро проходит.

Наиболее часто у детей до 10 лет появляются в этот момент страхи, агрессии или начинается так называемый регресс. Отдельной консультации у специалиста требует гиперкинетический синдром, который в своем развитии имеет две тенденции. Он к 12-14 годам ослабевает и исчезает или трансформируется в психопатию, и личность становится дезадаптированной.

Эта информация для родителей, на заметку, чтобы не пропустить момент, когда надо самим заняться ребенком, а когда и обратиться к врачу. Советы и рекомендации не могут и не должны заменять лечение, назначенное профессиональным врачом и при малейшем подозрении следует немедленно обратиться за квалифицированной помощью. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому — другие.

Страхи, регресс, агрессия у детей

Если ваш ребенок превращается в трусишку, значит он явно находится в стрессе. Вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Подумайте, что было в семье: были ли ссоры, скандалы, может быть вы очень переживали, может быть сами сильно плакали, может и потеря чего-то или кого-то очень любимого и важного для ребенка (любимой плюшевой собачки, например) и т. д. Очень часто фильмы, увиденные раньше времени, нарушают душевный покой, а значит и адаптацию психики.

Надо отличать страх, как реакцию на стресс, от возрастных страхов. Для 5-8 летних детей страхи вполне естественны. Они сами про них «говорят» — «читается» родителями посредством рисунков, всплывают в играх и фантазиях.

Настораживать должно необычное поведение. Когда не говорит, а пытается действовать как бы пытаясь себя защитить. Буквально закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет или отказывается спать без света, не отпускает от себя, плачет во сне — практически регулярно. Вскрикивает от шума или настораживается на шум на лестнице. Ребенок может бояться не только темноты, но и изображений — картинок на стене или определенных мультфильмов. На родителей тогда обрушивается весь комплекс дневных и ночных тревог ребенка. У ребенка стресс.

Главное — замечать стрессовое состояние. А дальше — по мере «ухода» ребенка в стресс проконсультируйтесь со специалистом, не затягивайте с обращением и началом лечения. Но не перекидывайте решение проблем на врача, а настройтесь сами решать.

Отмахнуться не получится — сами по себе симптомы стресса у ребенка не пройдут. А может быть и ухудшение. Многое в лечении стресса зависит от матери от нее должны исходить положительные эмоции, любовь, тепло, нежная забота (добавьте сюда же переключающие внимание, отвлекающие игры, рисование).

Что делать, если у ребенка стресс?

Заметив у ребенка от 5-7-8 лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в игры.

С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.

В случае кратковременных стрессов, а также во время затянувшихся кризисов, не исключаются в лечении седативные средства, оказывающие глубокое успокаивающее воздействие на нервную систему.

Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства. Если вдруг ваш «взрослый» 7-7,5-летний ребенок — неожиданно для вас — начинает плакать и цепляться за вас, так как будто он — малыш, просить покормить с ложечки, словно не умеет есть сам.

Правило для родителей: Никогда на позволять себе гнев или раздражение! Никогда. Никаких реплик типа: «И тебе не стыдно!» Это не отклонение в поведении, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой и непонятной его уму ситуации. Он не справляется с ней и просит о помощи опосредованно.

Мешать «регрессировать» не надо. Надо его приласкать, успокоить. Не бойтесь перелюбить — именно материнская любовь ему сейчас так необходима, как ничто другое, чтобы восстановить внутренний эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Переждите регресс с любовью — он пройдет.

Вспомните, какие события (например конфликт в семье при ребенке) произошли в последнее время, и не повторяйте. Поймите, вы, взрослые, сами толкаете ребенка в негативное состояние своим же негативом. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души и наши «окрепшие» сегодня обрушивается сильнейший поток всякого рода непотребщины.

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной может быть психологическая неготовность к школе, неприятие сверстниками. Унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Чтобы ребенок не испытывал стресс в школе ему надо помочь привыкнуть и приспособиться. Маленькому человечку трудно и то и другое. Понятно взрослым, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс, но ему этого вы не объясните так просто и тем самым из стресса не выведете. А не выведете — подведете себя к. другому страху. Название его будет соответствующее — школьная фобия. Страх перед тем, что может произойти в школе. На первом месте у младших школьников — боязнь учителя и боязнь оценки.

Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь все зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно страшным» уроком у него может болеть голова, подниматься давление.

В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников. В ответ на все эти школьные страхи у ребенка с активной жизненной позицией может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится то он учителя, а третирует-то близких. Обычно так ведут себя дети до 10 лет. Но и со старшими это тоже случается — чаще из-за неприятия окружающих, прежде всего одноклассников.

Все то же самое может быть причиной странной растерянности, неспособности сосредоточится, которая не меньше чем предыдущая выводит из себя родителей. «Не слышит!»; «Хоть оборись!» Вам это не знакомо? А некоторые особо чувствительные дети только так реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? С чего начать? Главные вопросы русской интеллигенции. Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит. Усиление строгости не поможет, а только ухудшит дело. С рассеянностью тоже. бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удастся вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу. Некоторые родители подбирают лечение у гомеопата.

источник

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

  • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
  • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
  • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
  • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
  • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
  • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.

Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

«Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».

Нам может казаться, что проблемы детей несравнимы с нашими. Но учебные нагрузки и наши требования тоже выматывают их. Как предотвратить детское выгорание и что делать, если вы столкнулись с ним? Рассказывает психолог Беатрис Миллетр.

Почему он кричит? Вроде бы и сыт, и сух, и здоров. Нежели специально изводит? Некоторые родители интуитивно знают, как успокоить ребенка. Многие — раздражаются, а потом мучаются виной. Детский психолог Ирина Млодик рассказывает, как совладать с эмоциями.

источник

Допустим, вы убедились, что у вашего ребенка стресс.

Вы испытываете облегчение, но. Вы понимаете, что ему непросто, вы хотите ему помочь.

Вам кажется, что ребенок должен как можно скорее научиться бороться со стрессом, чтобы это состояние не сказывалось на его здоровье и поведении.

Вы озабочены состоянием его здоровья, его будущим. Вы считаете, что он понапрасну упускает свои возможности.

Вы волнуетесь, потому что ему недостает веры в себя.

Или же вы сами устали от его плохого поведения, утомлены его жалобами, претензиями и обидами. Вы уже достаточно вечеров потратили на выяснение того, что же случилось с вашим чадом. Вы устали от критики одних людей и советов других.

Кроме того, вы должны думать о других членах своей семьи: вы чувствуете потребность защитить других своих детей. Вы замечаете, что стресс ребенка сказывается на вашем самочувствии, на вашем браке.

Вы сомневаетесь, обращаетесь к своему опыту, пересматриваете свою концепцию воспитания. Вы и ваш супруг не можете прийти к согласию в отношении того, как вести себя теперь.

Все эти размышления — полновесная причина сказать стрессу «стоп!». И у вас есть определенные возможности для того, чтобы покончить с ним.

Если стресс мешает вашему ребенку, это проблема. Если стресс мешает его братьям и сестрам, это еще одна проблема. Если стресс мешает вам — это всегда проблема.

Скорее всего, вы считаете, что вы сами, по крайней мере отчасти, несете ответственность за его стресс, или же чувствуете вину, что вовремя не заметили развитие стресса или не поддержали своего ребенка, когда это было необходимо.

Бессмысленно терять время, задавая вопрос, кто виноват. Если вы все оставите как есть, стресс будет нарастать. Если вы начнете действовать, появятся все шансы его остановить.

Отпустите свое чувство вины и позвольте себе действовать так, как подсказывают чувства, как только вы поймете, что это правильно и не навязано модой, сомнительным советом или излишне категоричным специалистом.

Прислушивайтесь к своей интуиции, к здравому смыслу, прежде чем принимать решения, которые, казалось бы, лежат на поверхности.

Не избегайте вопросов, которые вас мучают. Разберитесь в них сейчас же.

Разве родители не ответственны за все, что происходит с их ребенком? Внешность, наследственные черты характера, генетически передающиеся заболевания и многое другое дети получают от родителей вне зависимости от их желания. Обстановка в семье, принципы воспитания, отношения — то, что находится в вашей власти и что значительно влияет на развитие и формирование личности ребенка.

У большинства обеспокоенных родителей я замечаю латентный страх оказаться причиной стресса своих детей. Родители винят свой темперамент, климат или обстановку, которую они создают дома.

Если говорить о наследственности, пока никто не обнаружил гена стресса. Поэтому маловероятно, чтобы вы передали его своему ребенку. Сравнение братьев и сестер доказывает, что стресс не протекает одинаково у всех детей в семье. Среди моих маленьких клиентов встречались близнецы. У одного из них мог быть стресс, у другого — нет. По сравнению со взрослыми людьми дети достаточно легко адаптируются — это их естественное свойство. Куда бы вы их ни привели, они быстро привыкнут к новой обстановке и испытают минимум стресса.

Стресс прежде всего определяется темпераментом ребенка. Предрасположенность к стрессу проявляется с самого рождения. Одна из моих клиенток родила своего сына недоношенным, у него был недостаток веса, и он был беспокойным еще в утробе матери. Следует отметить, что беременность была непростой, женщина несколько месяцев соблюдала постельный режим. Этот младенец страдал сильными болями и потерей сознания уже с двухмесячного возраста (разумеется, семья находилась в постоянном напряжении). От природы уже беспокойный ребенок,- казалось, «впитал» стресс своих родителей.

Теперь давайте поговорим о влиянии окружения.

Возможно ли, что ваши манера поведения, принципы воспитания и образ жизни создали или спровоцировали стресс у ребенка?

Что касается образа жизни, не столь важно, какой он, главное, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, под защитой.

Телерепортажи, которые показывают нам жизнь маленьких эскимосов или детей, выросших в сердце Амазонии, вызывают у нас негодование, так как нам кажется, что эти дети «в опасности». Однако то, что мы считаем риском, для них — повседневность. Большую часть времени дети не замечают сложности, которые бросаются нам в глаза. Если жизнь достаточно стабильна, ребенок воспринимает ее как должное и ощущает себя в безопасности. Писатель Даниэль Пикули описывает свое счастливое детство, в то время как он был одиннадцатым ребенком в семье с тринадцатью детьми. Несмотря на финансовые сложности, с которыми постоянно сталкивались его родители (что было частью их обычной и привычной жизни), он вырос в радости и уверенности, что он любим. Вот настоящее противоядие от стресса!

Это вовсе не значит, что не нужно рассказывать детям о проблемах, связанных с деньгами. Мы поговорим об этом ниже.

Во второй статье было отмечено, что возникновение некоторых дестабилизирующих событий (развод родителей, потеря близких, пополнение в семье, переезд) — потенциальный источник стресса. Однако если вы считаете, что эти перемены необходимы, вы легко их преодолеете и они пойдут на пользу вашей семье, то ваш ребенок воспримет их так же. Если вы будете сомневаться, он будет сомневаться вместе с вами.

Роль родителя как человека, с которым ребенок наиболее прочно связан, первоочередная.

С самого рождения каждый ребенок обладает врожденным темпераментом, который вступает в взаимодействие с темпераментом родителей, и это взаимодействие модулирует его характер. Семейная обстановка в большей или меньшей степени способствует проявлению темперамента. В зависимости от этого ребенок выберет в своих внутренних врожденных склонностях те, у которых больше шансов создать благоприятные взаимоотношения между ним и людьми, к которым он привязан.

Читайте также:  Сильная боль и сердцебиение после стресса

У страдающих от стресса родителей ребенок тоже подвергается стрессу.

Корни этой проблемы не в генетике, причина этой взаимосвязи в простой имитации.

Константин, 38 лет, программист-фрилансер. Он много работает и мало спит, считая, что количество сна «не играет решающей роли», а те, кто спит много, — попросту ленивые люди. Константин постоянно в разъездах, редко бывает дома и живет с телефоном возле уха и ноутбуком в руках.
Он все делает быстро и хорошо, иногда они с сыном соревнуются в устном счете. Паше 8 лет, и он всегда возбужден, в школе учится кое-как, порой дерзит родителям (отец называет это «находчивостью»). Его с трудом удается уложить спать, особенно в те дни, когда отца нет дома. Паша хочет стать банкиром, чтобы «зарабатывать много денег», и постоянно изводит свою младшую сестренку, обзывая ее «растяпой» (как сказал мне его отец, для него это синоним слова «девчонка»).

Вера работает доктором в больнице. Она любит свою работу, однако называет ее «адской». Недостаток уверенности в себе мешает ей претендовать на позицию заведующей отделением. Она в разводе и живет вдвоем со своей дочерью Олей, абсолютно незаметной десятилетней девочкой. Вера пребывает в постоянном страхе, что что-нибудь случится с ее единственной дочерью: ДТП, инфекции, педофилы. Она видит опасность повсюду. Мать считает свою девочку чудесным ребенком («гораздо лучшим, чем она сама была в этом возрасте») и видит, что у нее огромный потенциал.
А Оля практически ничего не хочет делать самостоятельно и во всем полагается на мать, даже когда речь идет о малозначительных решениях. Она редко выходит из дома куда- либо кроме школы и всегда отказывается заходить в гости к подружкам.

Когда родитель сам находится в состоянии стресса, он передает эту модель ребенку, и тот может начать поступать так же, отражая поведение взрослого, как в зеркале. Он быстро усваивает, что поведение матери или отца — естественная, нормальная реакция на данную стрессовую ситуацию. В разных семьях различные реакции на стресс: в некоторых люди начинают раздражаться и быстро выходят из себя, в других все держат в себе и ничего не обсуждают.

Тем не менее родители создают благоприятный климат для развития стресса. Возникает потенциальная опасность «заражения». Даже если ребенок не страдает чрезмерной восприимчивостью, подражая, он поддается пагубному воздействию стресса.

Полина — адвокат, она в одиночку воспитывает двоих сыновей, отец которых проживает на другом конце страны и, похоже, не очень-то интересуется их судьбой. Она все время возвращается домой около 10 часов вечера, выжатая как лимон.
У нее нет ни сил, ни терпения проверить домашние задания детей (детьми по большей части занимается бабушка, которая живет неподалеку). Старшему сыну 12 лет, в его обязанности входит «присматривать» за младшим братом. Он также отвечает за ключи и порядок в доме в отсутствие мамы. У этого мальчика развилась тревожность, проявляющаяся в различных неконтролируемых жестах. Он ко всему относится скептически и в большинстве случаев замкнут в себе.

Во второй части этой книги мы расскажем, как создавать условия, чтобы помочь ребенку побороть стресс. Для этого необходимо научиться управлять своим собственным стрессом. Если вы попали в напряженную ситуацию, но не готовы изменить свои привычки и образ жизни, не думайте, что вашему ребенку легче, чем вам.

Могла ли я передать ребенку свой стресс во время беременности?

Все более и более контролируемая врачами, все более и более поздняя, беременность на всем протяжении может представлять собой для женщины стрессовую ситуацию и, более того, ситуацию множественных стрессов. Беспокойство за здоровье будущего малыша, боязнь аномалий или физических недостатков, лихорадочное ожидание результатов анализов, ужас перед родами, сомнения по поводу своих способностей стать «хорошей матерью», волнение за свое профессиональное будущее. Эти мысли могут наполнить все 9 месяцев тревогой, а вовсе не выбором розового или голубого приданого для малыша.

Хуже всего, если этот период сопровождается травмирующим событием, таким как, например, потеря близкого (тем более супруга или одного из родителей), когда горе невозможно унять. Иногда эта утрата сопровождается чувством вины или горьким ощущением того, что жизнь абсурдна и представляет собой лишь замкнутый круг рождений и смертей. В этих условиях некоторые будущие мамы запрещают себе быть счастливыми или испытывать радость. Будущий ребенок — живое воплощение их боли.

Если бы гормоны стресса присутствовали в крови матери, можно было бы опасаться, что через плаценту они попадут в кровь малыша. На сегодняшний день не существует никаких доказательств возможности их проникновения в организм новорожденного. Однако исследования показали, что среди таких детей очень велико количество страдающих аллергиями или астмой, как если бы их иммунитет уже был надломлен стрессом.

Более того, очень похоже на то, что в период внутриутробного развития плод находится в зависимости от эмоционального состояния своей матери. Он инстинктивно, бессознательно переживает те же эмоции, что и мать. Таким образом, когда его мама страдает от стресса, он оказывается «эмоционально зараженным».

Не нужно думать, что такой внутриутробный стресс определяет будущий темперамент ребенка, однако он может способствовать развитию в ребенке большей тревожности, усилить его восприимчивость к стрессу.

Если вы пережили такую ситуацию во время беременности, не переживайте (во всяком случае, не больше, чем по поводу цвета глаз своего ребенка) — всегда есть возможность научить его, как выходить из стрессовой ситуации или ставить барьер при ее возникновении. Помните, что проблема не в стрессе, а в умении справляться с ним.

Несмотря на то что в обществе так много говорится о чрезмерной загруженности детей в школе, родители негативно относятся к учителям, которые мало или вовсе ничего не задают детям на дом. Если учитель решит не задавать домашних заданий своим ученикам, то родительский комитет пожалуется директору школы, чтобы тот повлиял на нерадивого педагога.

Родители просто не могут без отметок, без оценок. Они считают, что хорошее учебное заведение — это то, где уровень требований к детям достаточно высок и где строгие авторитетные учителя. Они путают обучение с дрессировкой.

Большинство родителей думают, что их дети сверходарены, и чрезмерно стимулируют их.

Достижения ребенка — это во многом достижения его родителей, и вот самолюбивые мамы и папы из кожи вон лезут, стремясь предоставить своему малышу максимум возможностей для получения разнообразных знаний и навыков. Как грибы множатся центры и педагоги раннего развития, появляются специалисты по обучению иностранным языкам, музыке, чтению и письму детей до 5 лет, до 2 лет или до года. Стоит крохе продемонстрировать интерес к какой- либо дисциплине, и его уже растят как вундеркинда, требуя для него расширенной программы, материала повышенной сложности, и ждут от ребенка все новых свершений. Гордые родители хвастаются друг перед другом достижениями «маленьких гениев», и начинается: уже в детском саду занятия по иностранным языкам, по музыке или математике к вящему удовольствию родителей.

Я постоянно сталкиваюсь с тем, что 8-летнему ребенку никак не выкроить время на консультацию в моем кабинете, так как в его ежедневнике, который гордо держит в руках его мать, нет ни единого свободного окошка. А она никак не может понять, почему это я не работаю по воскресеньям!

Родители, которые постоянно боятся потерять работу, заблуждаются, думая, что у их ребенка как можно раньше должен проявиться видимый (и измеримый) результат обучения. Они надеются, что ранние успехи дадут ему иммунитет против колебаний на рынке труда.

Перфекционизм ведет к постоянной неудовлетворенности: «Четыре с плюсом — это хорошо, но пять с минусом было бы лучше. » или скоропалительные сравнения: «А вот у Сережи пятерка» или «В этом возрасте твоя сестра знала всю таблицу умножения». Иногда это произносится с подспудной мыслью о том, что в ребенке взыграет гордость.

Однако дети по-своему воспринимают этот прессинг. Они принимают культ превосходства, навязанный им родителями. Некоторые учителя отмечают страх ребят попасть в «плохой класс», куда отправляют «тупиц».

Как ни парадоксально, это стремление к результату вызывает как раз противоположный желаемому эффект — ребенок выпадает из учебного процесса, постепенно приходя в полное уныние. Он начинает критиковать себя и запрещать себе идти дальше, убежденный, что он не может перешагнуть определенный порог.

Насильно повышая планку для своего ребенка, вы можете добиться лишь того, что она обрушится ему на голову.

Но иногда как раз отсутствие реакций родителя и провоцирует стресс. Холодный, отстраненный родитель проявляет интерес, только когда ребенок совершает исключительный подвиг (то есть крайне редко), что, конечно, не способствует повышению самооценки. Ребенок старается быть всегда и во всем самым-самым в поиске малейшего ободрения, отчаянно

стремясь быть замеченным, вызвать хоть какой-то интерес к себе. Некоторые родители ведут себя именно так, считая, что они учат ребенка заслуживать уважение.

В таком случае вместо того, чтобы адаптироваться к стрессовой ситуации, с которой он сталкивается, ребенок ищет решение, которое вызовет благосклонность родителей, в ущерб тому, что ему действительно нужно. Он утрачивает свою независимость и оказывается в зависимости от единственного взгляда своих родителей, от их мнения.

Когда у ребенка возникают трудности, когда он опечален, переживает неудачу и нуждается в помощи (помощь в решении школьных проблем, посещение логопеда или регулярные визиты к психологу), часть родителей упорно не желает признавать само наличие проблемы, потому что тогда разрушится созданный ими идеальный образ ребенка. Это своеобразный нарциссизм родителей (чаще всего отца), когда они ожидают увидеть в своем чаде воплощение собственных несбывшихся надежд и стремлений. Решение навсегда распрощаться с образом идеального ребенка требует мужества, но это реальный шанс позволить ребенку расти таким, какой он есть.

А если ребенок талантлив и не знает об этом?

Он с рождения был на шаг впереди всех, однако в школе он все больше и больше «скатывается», так как не получает от учебы никакого удовольствия. У него мало друзей. Вы замечаете, что он грустит, что он несчастен и сейчас у него плохие отметки, между тем как дома он интересуется многими вещами и с увлечением узнает новое.

Дети с высоким и средним IQ (но это не единственный критерий) по большей части ощущают себя в школе не в своей тарелке, одинокими среди большого количества людей. Они быстро теряются в классе, так как у них недостает стимула, и чахнут или застывают на определенном уровне.

Неудовлетворенные, они боятся выделиться из группы и ограничивают свой потенциал из страха прослыть «выскочками». Они вводят в заблуждение взрослых и ведут себя, как настоящие лентяи, или таятся на задних партах.

Вот несколько признаков, по которым можно вычислить такого ребенка:

  • выраженный интеллект, великолепная память; он заметно опережает в развитии детей своего возраста;
  • гиперчувствительность; склонность к сочувствию, сопереживанию; умение поставить себя на место другого;
  • любознательность, зрелость и крайняя увлеченность; интерес к таким понятиям, как жизнь, смерть, война;
  • надменность или агрессивность по отношению к другим, если они не понимают или отвергают его.

Если сомневаетесь, проконсультируйтесь с психологом, специализирующимся на проведении тестов IQ для детей. Показатель выше 125 (5 % населения) — это уже серьезный признак. Специалист объяснит вам, как вести себя с ребенком, как помогать ему адаптироваться, как контролировать его развитие, не позволяя ему занижать свой потенциал, и в то же время не оказывать чрезмерного давления на него.

Одни психологи заранее ободряют: если родителям не все равно, конечно же, все получится. Другие готовят их не к самому хорошему исходу.

И когда обеспокоенный родитель спрашивает, почему его ребенок грызет ногти или писает в постель, догматик от психологии (а такие существуют!) с подозрением задает ему вопрос, почему он обратился к специалисту только теперь.

Многие специалисты склонны преуменьшать роль родителей, делая из них скорее помощников.

Осмелюсь утверждать, что, когда речь идет о хроническом стрессе, родители сами способны благотворно повлиять на своего ребенка. Но если они чувствуют, что не справляются, то они могут доверить эту работу специалистам и занять позицию помощника. Однако на самом деле не так много случаев, когда родители не в состоянии справиться с детским стрессом сами.

Если вы и правда хотите помочь ребенку, это уже означает, что вы способны на это. Будьте уверены в себе!

Большинство родителей, с которыми я сталкивалась, — замечательные люди. Просто иногда они имеют устаревшие взгляды; зачастую они непоследовательны или находятся под давлением своего собственного прошлого. Но они хотят сделать как лучше. Почему бы не сделать это вместе с ними?

Кто, как не вы, видит все особенности личности вашего ребенка: вы знаете его, вы постоянно живете с ним. И если вы читаете эту книгу, вы относитесь к прогрессивным родителям, которые ищут решения, основанные не только на догматическом воспитании и общепринятых нормах. И вы постараетесь применить то, что извлекли из книги, — те советы, которые нашли здесь, — к вашему ребенку, к его стремлениям, к его ритму и образу жизни. Не будучи профессионалом, вы обладаете уникальным знанием.

Однако у любого вмешательства есть свои ограничения.

Оно изменяется под воздействием ваших чувств: любви, которую вы привносите, или, что хуже, сомнений, которые зарождаются в вас. Вам недостает объективности, вами овладевает страх перед страданиями ребенка, его тревога вас ужасает (или пробуждает вашу собственную). Вы находитесь слишком

близко к нему (и это прекрасно) и не можете решить все его проблемы, поскольку в силу своей привязанности не совсем объективны. Если растить его в иллюзии всемогущества, он будет думать, что родители «всё могут». А разве это правда?

Это из серии «сапожник без сапог», но среди моих маленьких клиентов довольно много детей медиков, психиатров, психологов и учителей. Почему они не способны помочь своим детям так, как они помогают другим? Потому что им не удается дистанцироваться, им не хватает объективности. И они совершенно справедливо думают, что нужно передать эстафету третьему лицу.

И все-таки знайте, что большую часть техник расслабления, приведенных в данной книге, вы смело можете осваивать с вашим ребенком самостоятельно.

Никто — и даже я — не сделает из вас дипломированного софролога.

Ученые порекомендуют вам не ходить к педагогам.

Психиатры и психологи будут отговаривать вас становиться доверенным лицом ребенка. Будьте просто родителями.

Чтобы помочь ребенку, оставайтесь естественными.

Стремитесь достичь взаимопонимания с ребенком. Включитесь в игру. Каждое обстоятельство жизни может стать предметом изучения или быть рассмотренным с точки зрения стресса — так вы сможете лучше понять его природу. Вспомним известную басню. Не слишком ли Муравей стремился к контролю (то есть был в высшей степени тревожным) в состоянии постоянной подготовки к зиме? А разве Стрекоза не растеряла все жизненные ориентиры?

В игровой форме установите отправные точки — все те понятия, которые являются синонимами стабильности и благодаря которым у ребенка возникает чувство защищенности.

Все, что вы предложите, будет нацелено на самостоятельность, на обретение вашим ребенком способности самому управлять своей жизнью, соответственно его возрасту и уровню развития, разумеется. Не надо спешить, это вызовет тревогу. Поддерживая его, предлагайте ему средства для адаптации постепенно. Не агрессивная, а прогрессивная адаптация, повседневная, а следовательно, достижимая и естественная, пойдут ребенку на пользу.

Я уже приводила некоторые ложные «хорошие идеи», как то:

  • поддерживать его уловки, скрывать его проступки (особенно если это происходит без ведома вашего супруга);
  • постоянно находить для него оправдания, чрезмерно защищать его, укреплять его в роли «неумехи», «младшенького», в которую он быстро вживется; обращаться с ним иначе, чем с его братьями и сестрами;
  • делать что-либо за него, потому что у него это не выходит так, как надо.

Эти позиции оберегают его от стрессоров в данный момент, но в дальнейшем они выльются в огромную проблему (что он будет делать, когда вас не окажется рядом, или как поступит в случае, когда надо разобраться с ситуацией в области, в которой вы некомпетентны?) и укрепят ребенка во мнении, что он не сможет от них избавиться без посторонней помощи или без помощи волшебства.

Если вам нужен совет, отведите ребенка к компетентному специалисту, который поможет разобраться.

Ваш лечащий врач

Первый собеседник, способный поставить диагноз исходя из симптомов и жалоб вашего ребенка. Если это необходимо, он направит ребенка на дополнительные обследования и к узким специалистам. Когда не знаете, почему ребенку больно, лучше обращаться именно к врачу общей практики.

Читайте также:  Шутки для выхода из стресса

Детский психиатр

То, что вы собираетесь проконсультироваться со специалистом по детской психике, вовсе не означает, что ваш ребенок «ненормальный» (некоторые родители — и дети — категорически отказываются к нему обращаться). Никогда не тратьте время на эти нелепые рассуждения. Когда у вас проблемы с кожей, вы идете к дерматологу; а в том, что касается душевного равновесия, компетентен только психиатр. Только он может прописать медикаментозное лечение в случае тяжелой тревожности, депрессии или гиперактивности. Также он может провести курс психотерапии, адаптированный детям.

Сначала он составит общую картину (тест на IQ, личностный тест и т. д.), чтобы оценить уровень развития вашего ребенка в соответствии с его возрастом или выявить нарушения. Может провести и психотерапию. Есть психологи, специализирующиеся на фобиях, ночных недержаниях и других распространенных расстройствах.

Психотерапия предполагает, что с ребенком будут разговаривать, вербализировать то, что он чувствует. Часть его страхов или его нервозности может исчезнуть сразу после разговора по душам с кем-то, кто его не судит, кто эмоционально не вовлечен в ситуацию и придерживается нейтральной точки зрения. В этом ценность «третьего лица», особенно когда оно обладает ключами, которых у вас нет. Ребенок должен доверять своему психотерапевту, чтобы говорить с ним без опаски, что он все вам передаст.

Он занимается нарушениями дикции и письма, особенно когда они касаются обучения (например, сложности с расшифровкой букв, цифр).

Обычно логопед работает с заиканием, дислексией, сложностями с чистописанием, появлением письма в зеркальном отображении.

Сеансы логопеда восстанавливают у ребенка функциональные способности к общению и помогают их развитию. Это может способствовать приданию уверенности в себе ребенку, который терпит насмешки одноклассников или упреки учителя. Будьте осторожны с воспитателями в детском саду, которые систематически направляют к логопеду всякого ребенка, который запаздывает с освоением чтения или письма. Не позволяйте им слишком быстро клеймить вашего малыша просто за то, что он развивается немного медленнее других.

Специалист по психомоторному развитию

Невролог берет под наблюдение психомоторные нарушения: проблемы с координацией, равновесием, ориентацией в пространстве, письмом. Он возвращает свободу действия, ловкость, простоту двигательной активности, нарушенной психологическим аспектом. Ребенок на физическом уровне ощутит, что такое стабильность; он может почувствовать, что наконец-то обрел себя.

Лучшее я припасла напоследок! Специалисты по возвращению к спокойствию могут научить вашего ребенка простым техникам управления стрессом (боль в животе, нервозность, избыток мыслей, невозможность сосредоточиться, сложности с засыпанием). Я сравниваю эти техники с инструментами. Когда ребенку нужно начертить окружность, он берет в руки циркуль. Когда ему нужно сбросить нервозность или избавиться от негативных мыслей, он усердно работает над соответствующим релаксационным упражнением.

С момента своего появления в 1960-х годах софрология предлагалась детям в игровой форме. Учителя должны владеть простыми техниками расслабления и использовать их в классе (увы, сегодня таких не много. ).

Этот метод использует голос (спокойный и уравновешенный) софролога, который направляет ребенка во время выполнения упражнения. Он ненавязчиво дает ребенку простые советы, чтобы тот лучше ощущал свое тело. Очень быстро могут быть введены техники, использующие визуализацию и включающие воображение. Дети легко включаются в них, так как их воображение мобилизуется практически мгновенно. Это чудесные моменты, когда приятные отвлекающие средства вытесняют негативные мысли и ощущения.

Софрология дает быстрое облегчение и влияет на уверенность в себе, так как малыш обнаруживает, что он может расслабляться самостоятельно; следовательно, он не будет волноваться о стрессе, так как он всегда будет знать, что делать.

Нет ни малейших противопоказаний для визитов детей к софрологу (разве что тяжелые психозы). Единственное условие: они должны быть добровольными, то есть ребенок должен сам хотеть, чтобы ситуация изменилась.

Существуют и другие методы, которые могут прийти вам с вашим малышом на помощь: акупунктура, остеопатия, гомеопатия, кинезиология. Иногда может помочь спортивный тренер.

Не ищите метод, который подойдет вам, лучше ориентируйтесь на тот, который больше соответствует темпераменту вашего ребенка.

Велико искушение передать сложности вашей крохи батальону специалистов, где каждый возьмет на себя часть этих проблем, но ребенок не должен быть «растащен на кусочки», и вы должны оставаться «решающим судьей» между этими третьими лицами (даже если оно всего одно) и ребенком.

Не стоит полностью передоверять состояние своего ребенка специалисту (это распространяется не только на психолога). Вы же не собираетесь в дальнейшем ежедневно проводить курс адаптации или каждый раз бежать к нему, когда возникает слишком много вопросов. Не демонстрируйте безразличия и не дистанцируйтесь со словами «теперь это уже не моя проблема». И наоборот, не ищите способа узнать все подробности происходящего, чтобы убедиться, «что это ему действительно на пользу». Вашему ребенку тоже нужно время, чтобы настроиться на нужный лад, и ваше чрезмерное вмешательство усилит его беспокойство. Тут нужна мера.

Вы не всемогущи и не отвечаете за все, что происходит.

Не боритесь в одиночку с вашим родительским стрессом и отыщите других естественных союзников, которые облегчат вашу ношу, особенно когда вы на грани срыва.

Отец и мать по-разному реагируют на ситуацию, и подход у них тоже разный — каждый из них хорош в какой-то определенной области. Распределяйте задачи (и время) между собой. Создайте сплоченную команду (к этому мы еще вернемся).

Было бы лишним советовать мамам, у которых возникает ощущение, что они сражаются один на один со своими проблемами, воодушевлять своих супругов выкладываться так же, как и они. Вместо того чтобы обвинять своих партнеров во всех грехах — «Ну конечно, он совсем как ты!» — и акцентировать внимание на их оплошностях — «Ты никогда не интересуешься его проблемами!» Нужно найти приемлемое равновесие. Мама вкладывает чрезмерную психическую энергию, и это бомба замедленного действия, всегда готовая взорваться; следовательно, она плохой пример. Если вы мать-одиночка, не забывайте, что даже на расстоянии ваш бывший супруг остается родителем. Он навсегда останется отцом ваших детей и может (должен!) участвовать в их жизни.

Дедушки и бабушки

Они строги с вами и все позволяют вашим детям? Тем лучше!

Дедушки-бабушки избавлены от комплексов и свободны от воспитательных обязательств. Рядом с ними ваши дети знают, что составляют часть семьи (чем больше ансамбль, тем он лучше влияет на состояние ребенка), к тому же это возможность пожить со своими двоюродными братьями и сестрами. Когда дети приезжают к своим бабушкам и дедушкам, они меняют свои привычки, ритм жизни. Они прекрасно понимают различия в требованиях взрослых и принимают их.

Это пример позитивной адаптации. Дедушки-бабушки живут в другом пространстве, знают тысячу историй из прошлого и предлагают вещи, которых дети никогда не знали дома: варенье, изготовление из «своих» ягод и фруктов, сад, рыбалка.

У них время течет иначе, и дети живут вдали от ваших взглядов. Они получили независимость, но они по-прежнему

Время, на которое вы доверяете детей своим родителям (или родителям супруга), — это время, которое вы также освобождаете для себя (или вашей пары), чтобы переустановить и перезарядить ваши батарейки. Не думайте, что «они не знают, как надо» или «они не справятся». Боюсь, вас ждет сюрприз.

Однако не позволяйте бабушкам и дедушкам ставить под сомнение ваши воспитательные методы.

Крестные родители

Великолепный образец для подражания или доверенное лицо. Если у ребенка есть крестные, это прекрасно — у него еще больше близких людей, не связанных с вами. Крестный отец и крестная мать обычно имеют для ребенка авторитет. У них уникальная, эксклюзивная связь с вашим ребенком, которую он не делит с братьями и сестрами. Крестный отец и крестная мать могут предложить виды «особых» занятий и время от времени выводить ребенка из привычной обстановки. Ребенок также может обращаться к ним, так как знает, что они всегда готовы помочь.

Если вы атеист, для выполнения этой роли вы можете вместе с ребенком выбрать друга семьи или кого-либо из родственников, которых любит ваш ребенок.

Отец (мать) друга, соседка

Если вы отец или мать-одиночка, приучите детей иногда оставаться под надзором взрослых из числа близких знакомых, которым вы доверяете. Или пусть его иногда «усыновляет» семья друзей или соседей. Это может стать традицией, а вы без колебаний будете выручать знакомых в подобных ситуациях.

Разговоры с другими родителями также могут пролить свет на возникшую ситуацию, особенно если они давно и хорошо знают вашего ребенка. Однако не воспринимайте буквально категоричные советы, которые начинаются со слов: «Будь я на твоем месте, я бы поступила так-то и так-то. »

Завершает эту статью новое софро-релаксационное упражнение, которое вы ненавязчиво предложите ребенку для расслабления. Мы переходим к той самой визуализации (которая заключается в том, чтобы создавать картинки в голове), чтобы упростить расслабление.

Чтобы вы смогли провести это упражнение успешно, я предлагаю вам текст, который нужно медленно читать ребенку тихим голосом. Вы можете отступать от текста, если вдруг захочется (в нем нет ничего обязательного), за исключением случая, когда ребенок сам требует оригинальную версию.

Пропуски в квадратных скобках обозначают паузу, когда вы должны будете приостановиться на 4-5 секунд.

Техника: маленькое перышко

Продолжительность: от 10 до 12 минут

Вводная часть: «Ты удобно расположился в положении лежа. Можешь повернуться на бок, если хочется. [. ] Теперь не спеша закрой глаза, чтобы еще больше ощутить, как ты спокоен. Ты не собираешься засыпать. А мы с тобой договорились, что ты постараешься держать глаза закрытыми, пока я тебе не скажу открыть их. Если ты откроешь их, твое спокойствие улетучится, так что будем держать глаза закрытыми. Мы здесь не для того, чтобы спать, а для того, чтобы послушать спокойную и приятную историю. [. ] Ты не обращаешь внимания на звуки со стороны, как будто они не имеют никакого значения, ты слушаешь свое дыхание. [. ] Может быть, оно напоминает тебе о шуме ветра в ветвях деревьев или о шуме волн, которые ты видел на пляже. [. ]»

Основная часть: «Представь, что ты смотришь в небо. Оно не такое, как сегодня. Это прекрасное голубое небо, совсем голубое, ни единого облачка. [. ] Теперь представь, как с неба падает маленькое перышко. Следи за его полетом. [. ] Оно такое белое, такое мягкое. [. ] Легкое, оно порхает на ветру. Это перышко такое милое и немного волшебное: оно делает спокойным всё, чего касается. [. ] Перышко приближается к тебе и щекочет твой лоб (у маленьких детей (до 6-7 лет) я спрашиваю: «Ты чувствуешь, как оно щекочет твой лоб?» Ребенок может тихонько ответить или кивнуть головой, но не открывать глаза). Оно ласкает твой лоб, который становится совершенно спокойным. Он расслабляется. [. ] Затем перышко ласкает твои щеки, твой подбородок. Они расслабляются, они тоже становятся более спокойными. [. ] Оно опускается ниже, чтобы помочь тебе расслабиться еще больше. Представь, что оно опустилось тебе на плечо. Оно легонько ласкает его, и твое плечо больше не напряжено. Осторожно распрями плечо. [. ] А теперь перышко щекочет другое плечо, оно и его просит расслабиться. Оно такое легкое, мягкое и белоснежное. Представь, что оно опустилось на твою руку [. ], а потом на другую руку [. ]. Ты ощущаешь сейчас, какое оно мягкое. [. ] И вот оно ласкает твою грудь. Оно просит, чтобы твои бока расслабились. [. ] Затем оно опускается на твой живот. Представь, что оно рисует маленькие круги вокруг твоего пупка. Маленькие легкие круги. [. ] Ты ощущаешь, как твой живот становится абсолютно мягким и спокойным. А маленькое перышко продолжает опускаться: щекочет твои бедра [. ], щекочет колени [. ], оно опускается на твои ступни. В том месте, где оно дотрагивается, все делается мягким и по-настоящему расслабленным. [. ] Ты еще несколько секунд побудешь спокойным, слушая свое дыхание. [. ] Теперь ты отпускаешь перышко обратно в небо, даешь ему улететь. Но оно может вернуться, стоит тебе этого захотеть, если вдруг ты разнервничаешься или устанешь».

Завершение упражнения: «А теперь подумай о том, что ты делал до того, как мы начали. Потом о том, что ты будешь делать после этого упражнения. [. ] Ты делаешь глубокий вдох, затем медленно выдыхаешь. [. ] Еще раз: глубокий вдох и медленный выдох. [. ] И в третий раз; одновременно ты начинаешь шевелить ногами и руками. Можешь потянуться, как ты это делаешь по утрам после пробуждения. Зевни, сделай несколько движений и можешь открывать глаза».

Примечание: вы не рассказываете сказку. Не ищите способа привлечь внимание ребенка, наоборот, усыпляйте его бдительность. Не старайтесь разнообразить лексику. Несколько одних и тех же слов, повторяемых много раз, необходимы, чтобы ребенок привык к ним, чтобы процесс протекал проще и был более понятным.

Вариант: прямое (непосредственное) расслабление

С 10-11 лет участие перышка уже не так необходимо. Можно предложить ребенку расслаблять поочередно части тела, которые вы называете:

  • расслабь лоб;
  • разомкни челюсти;
  • опусти плечи;
  • расслабь руки до кончиков пальцев;
  • спина не напрягается и полностью лежит на полу;
  • опусти таз;
  • освободи грудь;
  • пусть живот станет мягким;
  • расслабь ноги до кончиков пальцев.

Перед этим можно предложить ребенку проделать упражнение на глубокое медленное дыхание в течение 2-3 минут.

источник

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.
Читайте также:  Шум в ушах причины стресса

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

источник

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Добрый день всем! Давно не появлялась на форуме, но может кто ещё меня помнит)

Тема невеселая. Долго собиралась с мыслями, стоит ли выносить отношения с мужем на всеобщее обозрение. Но так как советоваться мне не с кем, пишу сюда.

Что дано: молодая семья (почти год в браке, всего вместе 3 года) и испортившиеся отношения с мужем. Частые мелкие ссоры, которые перерастают в крупные. Можем разругаться из-за мелочи. Обычно инициатор муж. Если у него плохое настроение, начинаются придирки ко всему. Повышает голос, может оскорбить.

Вопрос: это вообще исправляется? Предвижу комментарии, зачем за такого выходила. Раньше таким не был. Были, конечно, недомолвки, но решалось все мирно. За пару месяцев до свадьбы как подменили его.

Что делать 2: Пиво. Я уже всей душой ненавижу это слово. Практически каждый вечер. Шучу и говорю ему, что он алкоголик, а самой вот вообще ни разу не весело. Кто-то боролся с этим? Как донести? Опять же, началась подобная ерунда незадолго до свадьбы. Подумываю, что отсюда растут ноги с проблемами в интимной жизни (редко, очень).

И что делать 3: помощь по дому. Работаем оба. У него, конечно, тяжелее работа. Но даже в выходные по мелочи помогает редко. Считает это чисто женским занятием. Связываю с тем, что жил с мамой и бабушкой, которые все приносили ему на блюдечке. Это лечится?

Как донести до него эти 3 пункта? Читаю и понимаю, что проще развестись. Самый простой выход из ситуации. Но чувства есть и у меня, и у него. Если есть возможность сохранить семью, хочется попробовать.

С ним говорила. Ответы: «я устаю», «проблему сама придумала» и тому подобное.

Дайте совет, мудрые женщины, счастливо живущие в браке.

Прожила я с мужем 35 лет.За это время родили и воспитали четверых детей (три сыночка и лапочка дочка).Младшего родила в 43 года-слава Аллаху здоровый крепкий малыш. Когда была в положении на последнего решили с мужем поменять нашу 3-х комнатную квартиру на частный дом,что бы всем места хватало. Так и сделали (живем в столице). Муж сразу уволился,так как надо было воду проводить,канализацию,огораживать забором,облагораживать двор,делать ремонт дома.

Как испонилось малышу 40 дней вышла на работу приходящим бухгалтером.так как денег катострофически не хватало,старшие уже были студентами-нужно было их учебу оплачивать,хотя и они помогали где могли подработовали.У мужа родственники в другой стране — помощи от них не было (наоборот,просили без конца у нас помощи ), мои рядом , но тоже у каждого своих проблемм хватало.так как старшие уже взрослые, а цены на жилье особенно в нашем городе запредельные решили с мужем для них дома отдельные построить во дворе-благо участок большой,места хватает.

Опять кредиты,работала на нескольких фирмах от этих постоянных отчетов и нехваткой денег — кругом.Но сделали — построили, Женили одного за другим, внучат заимели. Казалось-живи и радуйся.Но наш папа решил надо детям-внукам бизнес общий сделать,что бы не мучелись. Конечно,хорошая идея.Но это опять стройка-со всеми вытекающими.

Муж мой не пьет,не гуляет — но ревнивый жутко.я по природе своей веселушка, душа компании да,только если пойду куда-нибудь (даже с ним) все потом мат- ругань. За три года уходила из дома с младшими (дочкой и сыном) раз 5.потом он поджидал вечером с работы начинал умолять вернуться,плакал говорил что у него кроме меня никого нет. Сердце не выдерживало-возвращалась. Месяца три хорошо-а потом опять и это при том что главный добытчик в доме-Я, он так и не работает А в последний раз он меня избил не за что.При детях,снохах-средь бела дня.

Месяц назад в воскресенье — пригласили меня в кафе на мероприятие,куда зовут одних женщин на 2 часа дня. он с утра уехал по делам. спросил что строителям на обед приготовлю. Я сказала-куплю пельмени.И пошла в салон-волосы подкрасить(седины -море),подстричься. В час дня иду домой с пельменями он звонит «Ты где?» Я говорю-вот пельмени купила ,домой иду. Он» Да пошла ты на. со своими пельменями» У меня все внутри упало. Захожу домой-он стоит возле плиты что-то жарит на сковороде,сноха возле мойки посуду моет.Я говорю-Я пришла,пельмени принесла.Он на меня с матом и начинает бить кулаком по голове.Я такого не ожидала, Да,мы ругались (хотя в основном ругался и материл он),но что бы руку поднимать-такого не было.

Короче-избил он меня. Дочка выскочила из комнаты начала на него орать что бы не смел маму трогать,он давай и ее материть что такая же шлюха как мать растет .Собрала я вещи (младшие со мной) и сняла хорошую квартиру. Живем в ней уже месяц спокойно и хорошо.Телефон его заблокировала, сказала не говорить где живу.Подала на развод. А сегодня иду на работу и он стоит-прости,прости-не знаю как получилось.Без тебя не могу-дом черный,хочешь ноги буду целовать.теперь ни одного плохого слова тебе не скажу.А я не верю. все это уже было.

Конечно,люблю свой дом,снохи присылают фото как мои цветы цветут,клубника ,вишня во всю поспели. И его дурака жалко-он же хороший был. А здесь «звездная болезнь» у него началась (все же восторгаются что дома строит один за другим) вот и почувствовал себя и царем и Богом. И забыл,что за всем этим я стою,я деньги приношу.а сейчас чуть осталось достроить ,а денег у него уже нет. Не зря говорят «Благими намерениями устлана дорога в Ад».

Сколько я его просила давай жить уже для себя-радоваться жизни-ведь Слава Аллаху все у нас есть.Нам родители ничего не оставили-все сами сделали. И дети пусть уже сами на ноги становятся.Тем более дочка в этом году школу окончила,сын в пятый перешел-их надо поднимать.Ничего он не понимал,только материл,что дорогу ему закрываю.А ведь человек должен быть счастливым в этой жизни.Или я не права?

Продолжаю рассказ о дворцах, но на этот раз не Петербурга, а Ленинградской области.
Гатчина — любимая загородная резиденция Павла I и Александра III.
Сегодня Гатчинский дворец и парк – музей-заповедник «Гатчина».

Смотрю новости — привезли в Москву очередные мощи, очередь огромная, обратила внимание, что стоят в очереди даже с маленькими детьми. Люди считают себя верующими, а с детьми при этом не пропускают, ругаются в этой очереди иной раз не хуже, чем если стояли бы за колбасой во времена СССР, груднички на руках орут, дети постарше переминаются с ноги на ногу и канючат: ну еще бы — ведь стоять целый день, без возможности присесть/прилечь/нормально поесть/пописать.

Кто все эти люди, стоящие в многочасовых многокилометровых очередях к мощам? У нас столько истинно верующих, для которых жизненно необходимо приложиться к мощам? Или это не слишком занятые люди, надеющиеся на решение своих бытовых трудностей посредством небесного чуда? Сами пойдете/детей возьмете?

Так забавно (нет) бывает читать тут авторитетные советы или суждения от некоторых мам. Зайдешь к такой профиль, глядь, а там один восьмимесячный малыш указан. Ну или ладно, полуторагодовалый. А советует мамам подростков, например, с их безобразным поведением. Себя в пример приводят. Да вы вырастите хотя бы парочку подростков сами, и чтоб поведение идеальное, и учеба, и внешний вид с аккуратностью на высоте, и чтоб без всяких их дебильных взбрыков. И вот тогда раздавайте свои советы с интонациями гуру.

источник