Меню Рубрики

Что такое низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных, как психологических, так и педагогических проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Через 5-6 недель после начала учебного года у пятиклассников обычно повышается уровень тревожности.

Сам по себе этот возрастной период не несет в себе какой-либо психологической или педагогической опасности. Его “проблемность” связана с тем, что на рубеже четвертого и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения:

  • появляются новые учителя,
  • новые разнообразные требования,
  • новые одноклассники,
  • новые предметы и т.д.

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности.

Первую четверть психолог, проанализировал результаты диагностики школьной тревожности учащихся пятых классов по методике Филлипса, максимальные показатели приходятся на шкалы

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации.

Что способствует формированию школьной тревожности?

  • Учебные перегрузки,
  • Неспособность учащегося справиться со школьной программой,
  • Неадекватные ожидания со стороны родителей,
  • Неблагоприятные отношения с педагогами,
  • Смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
  • Признаки школьной тревожности:

    Тревожный ребенок

    1. Не может долго работать, не уставая.
    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
    5. Смущается чаще других.
    6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
    8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
    9. Руки у него обычно холодные и влажные.
    10. У него нередко бывает расстройство стула.
    11. Сильно потеет, когда волнуется.
    12. Не обладает хорошим аппетитом.
    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
    14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
    16. Часто не может сдержать слезы.
    17. Плохо переносит ожидание.
    18. Не любит браться за новое дело.
    19. Не уверен в себе, в своих силах.
    20. Боится сталкиваться с трудностями.

    Тревожность школьника во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

    Психологи выявили и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

    Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

    Для снятия тревожности в 5 классах, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

    – Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

    – Развивать групповые формы организации урока. Увеличивать степень ответственности каждого члена группы за общий результат.

    – Развивать умение смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель–ученик; ученик – другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.

    – Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

    – Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе.

    • Желательно вызывать ребят по имени и фамилии.
    • При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса.
    • Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, “разбавляет” обстановку.
    • Необходимо поддерживать ситуацию успешности.
    • Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

    Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с тревожными детьми

    1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
    2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
    3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
    4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
    5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
    6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
    7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
    8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
    9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
    10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
    11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

    Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной, может быть успешно решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.

    Семь обязательных правил:

    • Уважайте
    • Помогайте
    • Объясняйте
    • Благодарите
    • Доверяйте
    • Учитесь
    • Спрашивайте

    – избегать публичных порицаний и замечаний;

    – обращаться к ребенку по имени;

    – избегать сравнения с др. детьми (особенно кто-то лучше). Отрицательное воздействие оказывает прием – сравнение результатов в выполнении задания одних детей с другими. Если же педагог все же хочет сравнить, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же предыдущими результатами;

    – так же следует избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;

    – обязательно отмечать успехи индивидуально и перед классом;

    – приободрять во всех начинаниях;

    – эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывают люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…)

    – уменьшение состояние страха, тревожности, напряженности;

    – стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…);

    – персональная исключительность (Только у тебя может получиться…, А мне очень нравится то, что ты сделал…);

    – усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…);

    – высокая оценка детали (вот эта часть у тебя замечательно получилась…);

    – не торопить при ответе. Давать время сообразить;

    – при необходимости повторить вопрос, уточнить инструкцию;

    – способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

    – спрашивать, таких детей лучше в середине, а не в конце или начале урока.

    1.Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

    2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

    • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
    • правильность оформления тетради, различных видов работ;
    • требования к ведению дневника.

    3.Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

    • начинать уроки со звонком;
    • готовиться к уроку на перемене;
    • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
    • поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
    • отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
    • урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.

    4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
    5. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
    6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
    7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
    8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
    9.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
    10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
    11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
    12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
    13. Не забывайте: “Ученик и учитель союзники. Обучение должно быть бесконфликтным”.

    Уважайте, Помогайте, Объясняйте, Благодарите, Доверяйте, Учитесь, Спрашивайте

    Метод ключевых слов
    Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
    • Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
    • Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова
    • После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
    • К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
    • Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
    • После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочку.
    • Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
    • Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

    Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе…

    Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой:
    “Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись

    Помни, безвыходных ситуаций не бывает!
    Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?

    Помни, ты не один в этом мире.
    Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.

    Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты.
    Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.

    Памятка Родителям пятиклассников

    Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

    Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?”. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

    Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

    Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

    Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточиться над учебником в одной комнате с работающим телевизором или радио.

    Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

    Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.

    Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.

    Здоровье. Не забывайте о смене учебной деятельности ребенка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.

    Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

    источник

    Физиологический стресс – это внутренние изменения, происходящие в результате реакции на изменение обстоятельств с целью адаптации. Стрессоры могут быть самыми разными. Физиологический стресс формируется по цепи: тревожность-адаптация-истощение.

    Стресс опасен своими последствиями

    Физиологические стрессоры подразделяют на 2 группы.

    1. Внешние – переохлаждение, перегрев.
    2. Внутренние – переизбыток эмоций, жажда, голод, болевой шок.

    Тревожность – это первая реакция на раздражитель. ЦНС подаёт организму сигнал и приводит его в полную боевую готовность, обостряя все чувства и обеспечивая мощный выброс гормонов в кровь. За такую реакцию отвечает симпатический отдел ЦНС, на который человек не может повлиять. Этот отдел реагирует молниеносно на все изменения внешней среды. Чем масштабнее изменение, тем сильнее реакция. Тяжелее и её последствия для организма в целом.

    Как только поступает информация об изменениях любого плана, вегетативная система начинает активно действовать, ещё не разобравшись, что именно произошло. Для обеспечения любой реакции организма нужна энергия. Вегетативная система ускоряет обмен веществ для выработки её большего количества. Резко увеличивается поступление кислорода в кровь, что обеспечивает ускоренную работу мозговых центров. На все эти действия симпатический отдел затрачивает доли секунд и на этом его дело закончено.

    Следующие действия производит эндокринная система, возбуждённая ЦНС. Она контролирует все процессы в организме посредством выработки гормонов. Поддерживает все изменения, активированные нервной системой при помощи адреналина. Выработкой этого гормона занимаются надпочечники. Процесс может занять от нескольких секунд до 15 минут.

    Читайте также:  Программа для стресс теста жесткого диска

    На этой стадии реакция тревоги завершена. Далее наступает период адаптации к сложившимся обстоятельствам.

    Эта стадия занимает наиболее длительный период. Процесс происходит при активном участии гипоталамуса, он направлен на приспособление организма к условиям. Чтобы обеспечить организм энергией, происходит повышение уровня глюкозы в плазме, увеличивается количество клеток, занимающихся синтезом. Длительность периода адаптации будет полностью зависеть от психофизического состояния организма, интенсивности и длительности действия стресса.

    Во время периода адаптации организм работает на износ, не требуя сна и еды. Этот тип реакции на стресс может иметь 2 исхода.

    На этой фазе можно наблюдать физиологические симптомы стресса:

    • ослабление защитных функций организма;
    • нарушения в работе систем органов;
    • развитие онкологических заболеваний;
    • разлад психики.

    Если не устранить стрессовый фактор, то организм может погибнуть. Длительные мелкие стрессы приводят к отмиранию нейронов, что, в свою очередь, ведёт к необратимым изменениям в работе мозга: нарушению памяти, фобическим расстройствам, навязчивым мыслям и т. д. Психофизиология стресса – это сложнейший процесс.

    При постоянном воздействии стрессоров на организм человек нуждается в квалифицированной медицинской помощи.

    Динамика развития стресса

    Психофизиологические механизмы стресса позволили человеку сохраниться как виду. Физиологические реакции на стресс у человека сходны с теми, что имеют животные. В момент изменения условий окружающей среды организм готовится к бегству или атаке. Однако если в древние времена эти особенности помогали выжить и прекратить воздействие раздражителя, то сегодня стресс продолжителен, т. к. связан он с другими факторами. События, которые заставляют животных нервничать, всегда связаны с попытками выжить, приспособиться к другому климату; у человека же стресс очень редко является следствием стремления выжить.

    Таким образом, получается, что ЦНС многократно активизирует защитные механизмы зря. Частая активация организма вызывает разлад реакций. И стрессоры являются меньшим злом для организма, чем сама реакция.

    Физический стресс – это работа 2 базовых систем реакции на стрессор. Они могут быть активированы или не включены в контроль в зависимости от интенсивности и длительности проявления влияния стрессового фактора. Для начала тело должно идентифицировать тип стрессора. Для этого мозгу нужно задействовать функции восприятия и памяти. При идентификации угрозы ЦНС интегрирует информацию о ней, в результате чего лимбическая система (гиппокамп и мозжечок) стимулирует эмоциональную реакцию. Она формирует поведенческую линию, необходимую для выживания.

    Лимбическая система приводит в действие гипоталамус, который контролирует гармонию физических реакций с эмоциональным состоянием. Он же осуществляет контроль продуцирования стрессовых реакций симпатоадреналовой системой и гипофизарно-надпочечниковой стрессовой осью. Обе они регулируют работу сердечной системы.

    Физиологические признаки стресса появляются далеко не самыми первыми. Чаще всего наблюдаются следующие изменения в поведении пациента, которые заметны окружающим:

    • агрессивность, неспособность адекватно оценивать ситуацию: человек не может подолгу находиться на одном месте (поведение обусловлено защитной реакцией организма на происходящее);
    • пассивность, нежелание видеть людей, общаться с ними: постепенно эти признаки становятся более явными и приближают человека к стойкой клинической депрессии;
    • у человека проявляются одновременно и первый и второй симптомы: его мозг находится на пределе, кажется, он вот-вот сорвётся, но пациент резко отвергает все попытки помочь, старается избегать общения, т. к. навязчивые мысли и образы не дают мозгу расслабиться ни на секунду.

    Влияние стресса на организм

    К физиологическим проявлениям стресса относят несколько типов признаков:

    • когнитивные;
    • эмоциональные;
    • поведенческие;
    • физические.

    Первая группа симптомов наименее заметна. Проявляются они в неспособности сконцентрировать внимание на одном предмете, постоянных навязчивых мыслях, тревожности, которая не проявляется внешне. Прежде всего это снижает работоспособность мозга.

    Психологический стресс имеет довольно яркие симптомы. Человек не может расслабиться, его организм постоянно находится в напряжении, что отлично видно окружающим. Проявляется внешне в капризности, нервозности, постоянной раздражительности, чрезмерной вспыльчивости. В некоторых случаях имеет место частая смена настроения или же пассивность.

    Поведенческие симптомы стресса включают в себя нарушения в питании, т. е. недоедание или переедание. Наблюдаются нарушения сна, злоупотребление алкоголем. Проявляются симптомы, явно свидетельствующие о нервном расстройстве: подёргивание ногой, отстукивание такта ручкой, щёлканье пальцами и т. д.

    Изменения в физиологии во время стресса – естественное следствие истощения.

    Проявиться физические симптомы могут в виде диареи, запора, рвоты, головокружения, потери сознания, головных болей, тахикардии, повышения или снижения АД, снижением либидо. Общее состояние здоровья значительно ухудшается, обостряются хронические заболевания или появляются новые.

    Физиологические признаки стресса

    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу поддаётся корректировке. Очень важно научить людей правильно противостоять нервам. Мы не можем полностью оградить себя от стрессоров, но скорректировать линию поведения и своё отношение к ним можно.

    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу повышается посредством социальной адаптации. Этот процесс представляет собой активное приспособление индивида к окружающему его обществу. Производится обучение правильному общению и подаче себя. Процесс предполагает работу над осознанием себя как полноценного члена общества, своего статуса, поведения. Предусматривается организация совместной деятельности, принятие норм и ценностей общества, в котором находится человек, без ущемления своих интересов.

    Следующий этап – определение адаптационного потенциала и умение его применять. Адаптационный потенциал полностью связан с предыдущим этапом. Внешние стрессоры значительно его снижают. При встрече с потенциально опасным стрессором в таком состоянии может возникнуть дезадаптация, которая приведёт к плачевным последствиям. Поэтому очень важно заниматься укреплением здоровья и обеспечивать своему организму качественный отдых, питание.

    Кратко охарактеризовать физиологические проявления стресса можно так: комплекс изменений в организме, которые проявляются в виде различных симптомов, как физических, так и эмоционально-когнитивных. Особенности стрессоустойчивости у каждого индивида будут разными. Более ранимым людям следует обязательно повышать свою стрессоустойчивость, выполняя выше приведённые рекомендации. Хорошей профилактикой появления неврозов является физическая и эмоциональная разгрузка. Этого можно достичь путём занятий спортом. Двадцатиминутная пробежка после или перед работой прекрасно очищает мозг, а контрастный душ после – дарит заряд энергии на целый день. Физиология стресса предполагает не отказываться от общения с людьми, даже если очень не хочется с ними видеться, а искать альтернативные методы и подходы в разговоре.

    источник

    Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

    Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

    В данном пособии приводится описание причин, признаков, видов школьной тревожности. Предлагаются правила работы с тревожными детьми для педагогов, а также рекомендации для родителей учащихся разных возрастов: первоклассников, пятиклассников, десятиклассников, выпускников.

    Министерство образования Российской Федерации

    Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г.Нижнего Новгорода

    МОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой»

    Методические рекомендации для педагогов по работе со школьной тревожностью

    ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ………………. 3

    ПАРАМЕТРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ…. 4

    В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ……………………………….…5

    ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ…..6

    ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………8

    ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ……………………………….….9

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………10

    ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

    Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

    Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

    Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

    • учебные перегрузки;
    • неспособность учащегося справиться со школьной программой;
    • неадекватные ожидания со стороны родителей;
    • неблагоприятные отношения с педагогами;
    • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
    • смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

    Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

    Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы.

    Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя . На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

    Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках — признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.

    ПАРАМЕТРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

    Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками),

    Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.

    Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

    Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.

    В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

    Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника, это то что заложено от природы в ребенке. Не в последнюю очередь – важную роль играет особенности воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (например, все нужно знать и делать только на «отлично») Отсюда возникает страх разочаровать родителей, вызвать у них на себя агрессию, порой даже телесное наказание, быть лишенным чего-либо и т.д.

    У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения – учебная тревожность : например, нужно отвечать на уроке, когда подходишь разговаривать с учителем, не можешь справиться с заданием на уроке, непонимание объяснений учителя, неожиданный вопрос на уроке, учитель задает трудное задание, учитель оценивает работу и т.п. В том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

    Следующий момент причины школьной тревожности – это самооценочная тревожность.

    Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Немало важную роль играют родители т. к. самооценку закладывают в раннем детстве именно они. Если ребенку говорить: «Ты моя радость», «Ты самый лучший», «Я так рад, что ты у меня есть» и т.д. то в этом случае можно предположить об адекватной самооценки т.е. норме. Если же наоборот говорить: «У всех дети как дети , а ты…», «У тебя все не как у других», «Ты доставляешь мне одни неприятности» в таком случае речь идет о заниженной самооценки вплоть до «самопоедания».

    Учащимся с повышенным и высоким уровнем самооценочной тревожности довольно неприятны такие ситуации: сравнивание себя с другими, когда что-то у них не получается, предстоит важное решающее дело (например, контрольная работа), когда приходится сравнивать себя с другими или когда проверяют их способности, оценивается их работа, когда что-то не получается и т.п.

    И последний момент причины школьной тревожности – межличностная тревожность. Т.е. умение простраивать, взаимодействовать, сотрудничать с одноклассниками, сверстниками.

    Детям с повышенным и высоким уровнем межличностной тревожности довольно неприятны следующие ситуации: подойти или пойти в дом к малознакомым людям, ситуации критики и упреков, когда наблюдают во время работы, когда ребята не играют, не дружат с ними, сердятся взрослые непонятно почему, другие ребята смеются во время их ответа на уроке.

    Школьная тревожность свойственна детям всех возрастов. Она может проявляться в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.д.

    ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,

    1. что могут решать задачи,

    2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,

    3. вносить свой особый вклад в классный коллектив,

    Мы можем направленно повышать уровень «Я могу» с помощью следующих поддерживающих техник:

    1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

    • Рассказывай об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые ошибаются. Задавайте детям вопрос: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли».
    • Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»

    2. Формируйте веру в успех.

    • Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако, с такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?
    • Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
    • Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают вашу веру в учеников.
    • Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудным», его самоуважение здорово вырастает.
    Читайте также:  Программа профилактики профессионального выгорания скажи стрессу нет

    3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.

    Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.

    • Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: «Здорово! Ты сделал это!» Он должен быть выражен с очевидным энтузиазмом.
    • Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

    • Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.
    • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
    • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
    • Чаще используйте упражнения на релаксацию.
    • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
    • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
    • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
    • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
    • Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
    • Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
    • Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.

    ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

    Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям: повышение самооценки, обучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

    Повышение самооценки. Необходимо ежедневно фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно систематически сообщать о достижениях ребёнка его родителям.

    Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

    Обучение саморегуляции. Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения: 1)передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7); 2)повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.); 3)отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).

    Мышечное расслабление. Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, широко зевнуть, покрутить шеей, поднять и опустить плечи, расслабить и поводить запястьями, сжать и разжать кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить бёдра, икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Для родителей первоклассников:

    1. Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.
    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится — у него может что-то не сразу получаться.
    4. Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
    5. Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
    6. Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
    7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
    8. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
    9. У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.

    Для родителей пятиклассников:

    1. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
    2. Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.
    3. Поддерживайте авторитет учителя.
    4. Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.
    5. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

    Для родителей десятиклассников:

    1. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.
    2. Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения.
    3. Строить отношения с ребенком на новых — партнерских началах.

    Для родителей выпускников:

    1. Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи.
    2. Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.
    3. Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественно-научные и гуманитарные дисциплины.
    4. Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал.
    5. Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам.
    6. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

    источник

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

    Средний уровень – 3 чел. – 17%

    Низкий уровень – 15 чел. – 83%

    Высокий уровень – 10 чел. – 55%

    Средний уровень – 5 чел. – 28%

    Высокий уровень – 5 чел. — 28%

    Средний уровень – 10 чел. – 55%

    Низкий уровень – 3 чел. – 17%

    Средние показатели по фактору низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

    Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
    Среднее значение 1,2 1,7 2,2

    Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

    Средний уровень – 5 чел. – 27%

    Низкий уровень – 13 чел. – 73%

    Высокий уровень – 16 чел. – 88%

    Средний уровень – 2 чел. – 12%

    Высокий уровень – 4 чел. — 22%

    Средний уровень – 9 чел. – 50%

    Низкий уровень – 5 чел. – 28%

    Средние показатели по фактору проблемы и страхи в отношениях с учителями.

    Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
    Среднее значение 3 3,2 3,5

    Более всего тревожные подростки испытывают негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростка, так как они зависят от учителя и это может быть учитель с авторитарным стилем руководства, что еще больше осложняет поведение и внутреннее состояние таких детей.

    §3 Психолого-педагогические рекомендации для детей с заиканием.

    Для того чтобы существенно снизить тревожность необходимо вести многонаправленную работу: с подростками, учителями и родителями.

    Работа будет проходить в следующем направлении:

    Первая стадия – это диагностика личностных особенностей, семейных отношений и взаимоотношений с одноклассниками.

    Вторая стадия – это индивидуальная консультация с подростками, родителями, учителями.

    Третья стадия – это индивидуальная или групповая коррекционная работа с подростками.

    Четвертая стадия – это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития.

    С учителями: проведение семинаров, занятий с целью просвещения индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста.

    С родителями: проведение родительских собраний, занятий посвященных теме подросткового возраста и его особенностей.

    Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо педагогам и родителям, обеспечить реальный успех в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера). Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Больше обращать внимание на обстановку дома и в школе. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт с взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка. Необходимо изучить систему личных отношений подростка в классе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого подростка в классе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных подростков, так называемых белых ворон, следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо педагогам и учителям пересмотреть свое личное отношение к этим подросткам. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу.

    Данные рекомендации будут полезны родителям, учителям и психологам.

    В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам тревоги, эмоциональной и психической напряженности и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые различные стрессоры, и поэтому являются неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условий.

    Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние состоит из фундаментальных эмоций, так утверждает К. Изард (14). И каждая из этих эмоций оказывает свою побудительную силу на общее состояние личности.

    Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, готовность к страху.

    Различают, тревогу – как ситуативное проявления и тревожность – как свойство личности. Это подтверждают Ч. Д. Спилбергер и функционалистцы, которые полагают, что тревогу нужно рассматривать с точки зрения тех функций, которые она выполняет.

    Психоаналитики, считают, что тревога – это сигнал, предупреждающий Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. И, что тревога возникает тогда, когда не удовлетворяются базовые потребности индивида, например, в безопасности. (Холл. К., Линдсей Г.,31).

    Также, тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей.

    Так, в подростковом возрасте, который является, по мнению многих авторов, переходным, кризисным, сенситивным и т.п. наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, нарцистические кризисы и суицидальные попытки, ассоцальность и делинквентность. Тревожность – как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности подростка мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

    Рассматривая детей с отклонениями в развитии, нужно заметить, что у подростков с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, что предполагает незрелость эмоций, не критичность, завышенную самооценку, такие подростки инфантильны, у них снижена концентрация активного внимания, а также учебная мотивация носит поверхностный характер, то есть они имеют малую работоспособность, аритмию памяти, внимания, они не способны адекватно оценить ситуацию. Все это, конечно, осложняется органическими поражениями головного мозга.

    Другая группа детей, напротив, характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах – это дети с заиканием. А, как известно, заикание – это комплексное заболевание, которое состоит из триады: речевых судорог, постоянного состояния тревоги и желания скрыть дефект.

    Рассмотренные группы детей имеют свои особенности в развитии и комплекс коррекционных мероприятий должен носить специфический для каждой группы детей характер.

    Но существует основной, общий подход в коррекции эмоционального состояния и он носит комплексный характер. Это, прежде всего медицинская реабилитация, педагогическая и психологическая, которая направлена на адаптацию подростков в обычных жизненных условиях и снижения тревожности.

    В процессе проведенного исследования, можно сказать, что наши гипотезы нашли свое подтверждение, так как, по полученным результатам мы видим, что у подростков с заиканием тревожность выше, чем у нормально развивающихся, и у подростков с ЗПР тревожность ниже, чем у подростков в норме. Также мы доказали гипотезу о том что эмоциональная тревожность имеет свое качественное и количественное своеобразие у подростков с заиканием, с ЗПР и у подростков в норме.

    Гипотезы были доказаны на 3% уровне значимости. Таким образом, цель и задачи, поставленные в результате проведения исследования были, выполнены.

    Были выделены 3 группы детей, у которых показатели тревожности колеблются от максимума к минимуму.

    Детям с преобладанием низкой тревожности следует уделить особое внимание к мотивам деятельности и повысить чувство ответственности.

    Детям с преобладанием высокой тревожности следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Повышенная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетенции.

    Тревожность, как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Если у таких подростков усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиваться невротические черты.

    Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер.

    Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный подросток нерешителен, несамостоятелен, не редко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой подросток опасается других, ждет насмешки, обиды. Это способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают подростки,основан, на простом умозаключении: «Чтобы ни чего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого подростка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

    Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (творческого) мышления, для которого свойственны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

    Таким образом, личности, относимые к категории высоко-тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности.

    Наше исследование имеет практическую значимость и будет продолжено в плане диагностики и коррекции высоко-тревожных подростков.

    1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.

    2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: изд. — во «Академия», 1996г., С. 224.

    3. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. – М., 1993г.

    4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности, 1996г.

    5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж, 1995г. С. 352.

    6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990г.

    7. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.

    8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976г.

    9. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997г.

    Читайте также:  Программа по снятию стресса для детей

    10. Дети с нарушениями развития /сост. В. М. Астапов. – М., 1995г.

    11. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986г.

    12. Заикание у подростков /сост. Н. И. Буянов. – М., 1990г.

    13. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.

    14. Изорд К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980г.

    15. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.

    16. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988г, №8.

    17. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // семья и школа, 1988г, №8.

    18. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1.

    19. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, — М., Просвещение Владос., 1995г.

    20. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, — М., 1995г.

    21. Наенко. Н. И. Психическая напряженность. – М., 1975г.

    22. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.

    23. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990г.

    24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996г.

    25. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.

    26. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997г.

    27. Спиваковская. А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1997г.

    28. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г.

    29. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995г.

    30. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997г.

    31. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии, 1997г., №3.

    32. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб. 1997г.

    33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.

    34. Ястребова. А. Б. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980г.

    источник

    Результаты исследования общей тревожности по методике Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен 4 43 Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития — СПб., 2002. — 19-28с.3 показали, что интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики менее тревожны, чем девочки.

    Рисунок 1. Уровень общей тревожности мальчиков и девочек

    Результаты общей тревожности, полученные при помощи методики Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен показали, что девочки имели более высокую тревожность. Как видно из диаграммы 1 — 10 девочек (40%) имели высокий уровень общей тревожности и только 6 мальчиков (24%). Девочек со средним уровнем было 13 чел. (54%), мальчиков — 15 человек (60%). Количество мальчиков с низким уровнем тревожности было вдвое больше чем девочек — 4 человека.

    В целом можно отметить, что исследуемая нами группа детей имела средний уровень общей тревожности (рис. 1).

    Оказалось, что девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные но и учителя. Как и мальчики, девочки испытывают страх перед наказанием родителями и учителем.

    Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

    Следующим этапом работы по этой методике стало выявление факторов тревожности — страхов.

    Оказалось, что к 9-10 годам дети в меньшей степени испытывают те страхи, которые присущи старшим дошкольникам и первоклассникам — это боязнь темноты, сказочных персонажей, животных, транспорта, стихии. Только третья часть детей этого возраста боится крови и врачей.

    В этом возрасте дети подвержены больше всего страху наказания родителей за неуспеваемость в школе — плохое написание контрольных работ (рис. 2).

    Рисунок 2. Приоритеты страхов в исследуемых группах

    Это свидетельствует о том, что основные страхи, которые испытывает ребенок — это страхи, связанные со школой.

    Поэтому для нашего исследования стало важной задачей определение эмоциональных симптомокомплексов в исследуемой группе, которые являются причиной тревожности детей.

    Оказалось, что девочки более чем в 2 раза, чем мальчики испытывают чувство незащищенности (75 и 32% соответственно). Возможно, поэтому тревожность испытывают более половины испытуемых девочек — 16 человек (64%) и 12 мальчиков (48%). Недоверие к себе (неуверенность в себе) испытывало одинаковое число мальчиков и девочек по 4 человека (16%). Такие показатели как конфликтность и трудности в общении также не имели значимого различия. Враждебность в группе мальчиков оказалась вдвое выше, чем у девочек — 24 и 12%.

    Самым главным показателем, определяющим наличие стресса у детей, явился показатель депрессивности. Результаты указывают на то, что 20% девочек и 12% мальчиков испытают эмоциональный дискомфорт, который проявляется в депрессивном состоянии (рис. 3, табл. 1).

    Таблица 1. Распределение количества детей по симптомокомплексам по методике «Дом-дерево-человек» Дж. Бука.

    По результатам методики «Дом-дерево-человек» мы определили типы эмоциональное состояние детей.

    Преобладающей эмоцией девочек является незащищенность, она наблюдается более чем у половины испытуемых (19 чел — 74%), тревожность у 16 чел. — 64% и конфликтность у 10 девочек (40%). Депрессивное состояние выявлено у 5 человек — 20%, при этом враждебность и трудности в общении испытывали всего 3 девочки (12%).

    Рисунок 3. Распределение количества детей по симптомокомплексам

    В то время как мальчики показали существенно более низкую незащищенность (ниже, чем у девочек на 43%), тревожность на 16% и депрессивность на 8%.

    Анализ этих показателей в совокупности говорит о том, что уровень тревожности девочек, связанный с обучениием в школе имел высокий уровень. По результатам исследования школьной тревожности можно сказать, что девочки больше чем мальчики, подвержены стрессам.

    Исследование общей тревожности и страхов показали, что более половины детей испытывают эмоциональное напряжение.

    Поэтому следующим этапом исследования стало выявление факторов школьной тревожности, которая детерминирует стрессовое состояние

    Результаты исследования методики Филлипса среди детей младшего школьного возраста отражены в таблице 2 и рис. 4.

    Таблица 2 Результаты школьной тревожности в констатирующем эксперименте по методике Филипса

    Общая тревожность в школе

    Переживание социального стресса

    Фрустрация потребности достижения успеха

    Страх ситуации проверки знаний

    Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    Исследование факторов, вызывающих школьную тревожность по тесту Филипса проведено без учета гендерных различий т.е. в целом по группам мальчиков и девочек.

    Оказалось, что высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 20 человек — 40% (рис 4, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% мальчиков.

    Несколько повышена общая тревожность у 32% испытуемых (16 человек) и только 14 человек имели нормальный уровень общей школьной тревожности. Школа и школьные трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

    Рисунок 4. Уровень школьной тревожности

    Полученные результаты свидетельствуют о склонности детей переживать тревожность разной степени интенсивности. То есть, 72% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.

    Достаточно высокий процент детей 80% (40 человек), не переживают социального стресса. Их отношения к социуму можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенное.

    Детей, переживающих социальный стресс на повышенном уровне выявлено 20% — 10 человек (рис. 5, шкала 2) и 80% испытуемых имели нормальный уровень. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние испытуемых, на фоне которого развиваются их социальные контакты, не является напряженным и негативно окрашенным, что исключает фрустрирующий фактор. Таким образом, у наших испытуемых нет предпосылок для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

    У 60% испытуемых (30 человек) присутствует страх самовыражения (рис.5, шкала 4). Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления и самораскрытия себя на уроке. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.

    Однако из этой группы можно выделить 20 детей (40%) у которых «несколько повышен» уровень страха самовыражения. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми учителями. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.

    40% (20 человек) школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

    Кроме того, в эмоциональное составляющее страха самовыражения входит фактор страха разного уровня не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 80% школьников (40 респондентов). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих (одноклассников, учителей, родителей). Здесь наблюдается некоторое противоречие — с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.

    У 48% испытуемых (24 человека) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники, в некоторой степени, ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.

    И только 20% — 10 человек испытуемых данной выборки не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих (рис. 5, шкала 6, нормальный). Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

    Сравнительно небольшой процент школьников, 8% — 4 человека, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне (рис.5, шкала 3, высокий уровень). Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.

    Примерно такое же число испытуемых, а именно, 12% (6 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (рис. 5, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

    Не переживают фрустрацию в достижении успеха большинство школьников (80% испытуемых — 40 человек), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

    16% (8 школьников) испытывают сильный, и 40% (20 школьников) — менее сильный страх в отношениях с учителем (рис. 5, шкала 5, высокий и повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

    К тому же, только 10 человек (20%) испытуемых не испытывают страха в ситуации проверки знаний рис. 5, шкала 5, нормальный уровень).

    Стоит отметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.

    У 16% испытуемых (8 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и повышенный уровень имеют большинство испытуемых — 68% (34 школьника) (рис.5, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень).

    Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе (см. рис. 5, шкала 1), что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей и родителей.

    Небольшое число школьников (8 человек, 16%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (рис.1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Довольно большое количество из обследованных детей имеют средний уровень сопротивляемости стрессу 40% , что составляет 20 школьников.

    Около половины (44% испытуемых, 22 школьника) имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу (рис. 5, шкала 7, нормальный уровень), что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

    Пользуясь полученными результатами, а также на основе индивидуальных бесед, можно сделать следующие выводы:

    1. Интенсивность переживания тревоги и страхов у девочек имеет более высокий уровень, чем у мальчиков;

    2. Основными факторами в симтомокомплексе, определяющими высокий уровень тревожности являются страхи, связанные со школой;

    3. Повышенная тревожность испытуемых младших школьников связана со страхами в отношении с учителями.

    4. В целом, комплекс изученных факторов позволяет сформулировать основные особенности в группе испытуемых:

    1. Недостаточной подготовкой к урокам;

    2. Боязнь выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

    4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;

    5. Домашними неприятностями;

    6. Высокими требованиями родителей;

    7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;

    8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.

    источник