Меню Рубрики

Егэ без стресса классный час

Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.

  • развитие уверенности в себе;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • формирование навыка управления стрессом;
  • снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.

I. Знакомство с темой урока

Я неспроста решила поговорить с вами на эту тему. Сегодня …апреля. Весна. А ни для кого не секрет, что конец весны и начало лета, пожалуй, самое приятное время года. Но вышло так, что в этот период начинается пора экзаменов. Сейчас экзамены проводятся в разных формах: тестирование, в устной форме, ГИА, ЕГЭ – в каждой из форм есть что-то особенное, но объединяет их одно: результат зависит только от сдающего. То есть, от Вас ребята! Чтобы получить этот результат, нужно хорошенько подготовиться. Но как же сделать процесс подготовки более простым и полезным? Ведь не для кого не секрет, что любой человек очень сильно переживает за то, как он сдаст экзамены. От этого зависит наше будущее, наши планы, наша судьба. Давайте попробуем сегодня на нашем классном часе, определить, что вы должны знать об экзаменах, с какими трудностями вам придется столкнуться, как их преодолеть.

Учащиеся получают листочки бумаги и ручки. Им предлагается написать 3 слова, с которыми у них ассоциируется слово «Экзамены». Затем листочки собираются и один ребенок зачитывает слова написанные на листочках, а учитель записывает эти слова на доске. Можно обратить внимание на слова, которые наиболее часто повторяются .Или подвести учащихся к мысли о том, что многие слова синонимичны со словом «стресс».

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что именно в этот период многие выпускники испытывают очень сильный стресс. Вы согласны со мной? Ребята, а что такое стресс? Логичнее всего начать с самого определения данного слова. Это английское слово. “Stress” – how can we translate this word into Russian? (Дети дают свои варианты.)

Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность. Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Я думаю, что для многих не надо знать точного определения данному слову, т.к. тут и так все ясно. Как себя ведет человек, находящийся в стрессовом состоянии? Какие симптомы вы можете назвать?

Дети дают свои варианты ответа. Затем учитель показывает слайд-шоу фотографии, изображающих разные проявления стресса.

Агрессивность, раздражжонность, подавленноять, тревожность, усталость, бессонница, депрессия, чрезмерное употребление пищи (алкоголя), нездоровый внешний вид.

Кто-нибудь из вас когда-нибудь переживал нечто подобное? Как вам удалось справиться с этим?

Дети пожеланию отвечают на этот вопрос.

III. Влияние стресса на организм и способы борьбы с ним

Желание снять стресс естественно, ведь стресс – это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой. Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как мы к ней относимся. Таким образом, чем позитивнее я настроена, тем менее я подвержена стрессу, а негативный настрой – это залог стресса. Каждый день мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями. Например, день начинается с пробуждения от ненавистного звука будильника, потом поездка в общественном транспорте (лично для меня это катастрофа), сломанный каблук, плохая погода и т.д. И многие из нас к состоянию раздражения, т.е. к стрессовому состоянию относятся как к норме жизни. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует как на реальную угрозу. Чем чаще окружающая обстановка кажется враждебной, тем больше времени организм пребывает в состоянии боевой готовности. И рано или поздно дает сбой. Каждый человек по своему борется со стрессом. Кто-то начинает много кушать, кто-то курить, кто-то измождает себя длительными физическими нагрузками, а кто-то просты выходит на улиц и кричит изо всех сил. Говорят, не плохо помогает. Но есть и еще более странный способ снятия стресса – это гнев. Гнев может не только опустошать и приводить к стрессу, подрывая здоровье, но и быть сильным импульсом к действию.

Притча на тему: (Анна Жилина Пси-Фактор»http://psyfactor.org/lib/stress2.htm)

Зима сорокаградусный мороз. Едет повозка. В повозке кучер – старый китаец и женщина с ребенком. Женщина замерзла до такой степени, что губы у нее стали синими. Она кутала и согревала ребенка. Вдруг китаец остановил повозку и вытолкал женщину на дорогу. А сам с ребенком поехал дальше. Женщина пришла в ярость оттого, что ее дитя увозят. Она начала кричать и бежать за повозкой. Пока она бежала, кровь начала циркулировать по ее замерзшему телу. Появился цвет лица, ноги и руки отогрелись. Когда она догнала повозку, китаец остановился и сказал: «Садитесь! Теперь Вы будете жить!»

Гнев опасен, он является источником многих заболеваний. С другой стороны, гнев – это форма энергии, умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс, который дает нам возможность найти новую работу и лучшую жизнь. Сосредоточьтесь на решении проблемы, и гнев станет Вашим союзником. Но я предупреждаю вас, что это очень опасный способ, потому что от гнева до жестокости один шаг.

Сейчас мы с вами попробуем разработать целую систему способов снятия стресса во время экзаменов. Но для начала давайте постараемся понять, откуда берется это стрессовое состояние. Дети дают свои варианты ответа. Учитель может помочь сформулировать основные мысли.

(Мы каждый день думаем об экзаменах: а что если я не смогу решить, а что если я не сдам. Нам нужно повторить очень много материала: я не понимаю это, это так много, что не запомнишь, с чего начать. От этих мыслей голова идет кругом. Умом мы понимаем, что нужно готовиться, но не можем найти в себе силы сделать это. И от этого мы злимся на себя, на экзамены, на людей, нас окружающих, и просто на весь мир. Здесь и до нервного срыва не далеко.)

Я предлагаю вам разделиться на две группы. Ваша задача сделать коллаж на тему «Как бороться со стрессом?» У вас есть ватманы, фломастеры, ножницы, клей и журналы. На работу я даю вам 10 минут. Затем вы должны провести презентацию вашего коллажа и объяснить, какие способы вы считаете более эффективными.

Дети работают в группах. Затем представляют свои работы и объясняют, почему выбранные ими способы являются самыми лучшими.

  1. Слушанье любимой музыки.
  2. Походы по магазинам.
  3. Просмотр хорошего фильма.
  4. Общение с друзьями.
  5. Фрукты и другие витамины.
  6. Хороший чай.
  7. Смех и юмор.
  8. Хороший здоровый сон.
  9. Спорт.
  10. Вкусная и полезная еда.
  11. Смена обстановки.
  12. Церковь

Итак, мы можем сделать один хороший вывод. А именно, вовремя подготовки к экзаменам мы должны уметь ненадолго отключаться от экзамена и сменить вид деятельности, или место.

Я хочу раздать вам небольшую памятку, которая, я надеюсь, пригодится вам в скором будущем. (Приложение 2)

Учитель раздает каждому ученику памятку.

IV. Как себя вести на экзамене

Предположим, что закончились дни подготовки и наступил день экзамена. Хорошо, что вы поучаствовали в пробных экзаменах и уже имеете представление, что это такое. (Можно еще раз рассказать о процедуре проведения ГИА).

Вы уже не будете бояться, что сделаете что-нибудь не так. Вы будете чувствовать себя более уверенными, чем те выпускники, которые не уч. в пробных экзаменах. Представьте себе поведение на экзамене уверенного и не уверенного человека. Как они себя ведут. Чем их поведение будет отличаться?

Игра «Уверенный и неуверенный выпускник»

1) Дети делятся на 4 группы. Дети 1 и 2 группы получают задание изобразить уверенного и неуверенного выпускника, который приходит на ЕГЭ.

Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая – скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итог упражнения и сформулировать «Образ уверенности» (из каких составляющих он складывается)

2) Дети 3 и 4 группы получают листочки, на которых написаны правила поведения на экзамене? что можно делать, а чего нельзя. Их задачи распределить все эти правила по степени важности (от более важного до менее важного).

Правила поведения на экзамене:

  1. Вырывать или вынимать страницы из экзаменационных буклетов;
  2. Выносить экзаменационные материалы из тестовой комнаты;
  3. Покидать свое место между письменными частями экзамена;
  4. Уходить с экзамена до окончания всех письменных частей;
  5. Выкрикивать, разговаривать с другими кандидатами во время всего письменного теста;
  6. Списывать и смотреть в работы других кандидатов;
  7. Использовать шпаргалки;
  8. Продолжать писать после того, как время теста вышло.
  9. Опаздывать на экзамен.
  10. Пользоваться сотовыми телефонами.
  11. Обмениваться материалами, предметами.
  12. Пересаживаться.
  13. Паниковать.
  14. Плакать.
  15. Хрустеть бумагой или создавать другие шумы.

1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

3. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

4. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Читайте также:  Как снимать стресс без алкоголя и сигарет

7. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.

8. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).

9. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

10. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

11. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

12. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

13. Приходи на экзамен в деловой одежде! Помни, что яркие кричащие цвета могут раздрожжать других людей.

14. Вера в успех – это половина успеха!

15. Помни, ты имеешь право подать на эпиляцию.

По истечению времени дети комментируют свои ответы. Можно приклеить листочки с правилами на плакат.

V. Завершающий этап беседы

В завершении хочу показать вам еще пару способов, как можно успокоиться на экзамене

“Лимон” (Блок социального психолога http://www.mybloginfo.ru/view_post.php? >

Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Инструкция: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Обсуждение: Вам помогли эти упражнения расслабиться? А какие вы используете методы?

Ребята, я надеюсь, что сегодняшняя наша беседа вам понравилась. Я буду рада, если вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, когда у вас начнутся экзамены, и вам помогут наши с вами советы. И даже если, что-то произойдет не так, как вы ожидали – не падайте духом! Это не повод травиться или прыгать с крыши.

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!

источник

Разработка классного часа в 11 классе по профилактике стрессового состояния обучающихся перед сдачей Единого Государственного Экзамена. Применяются технологии развития критического мышления (методы «Ассоциации», «Расшифровка»») и коучинговые технологии («Пирамида логических уровней» и «Декартовы вопросы»).

11 класс Тавровская Л.М. , учитель биологии и химии

Классный час-тренинг «Экзамен без стресса»

Цель: Активизация сильных сторон личности старшеклассника и формирование адекватного мнения о ЕГЭ.

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.

2. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.

3. Помощь в преодолении психологического барьера, мешающего успешной сдаче ЕГЭ

На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным;
  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
  • развить установку на успешную сдачу ЕГЭ;
  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ.
  • мультимедийная презентация,
  • компьютер, проектор;
  • чистые листы формата А 4;
  • раздаточный материал для техники «Пирамида логических уровней»;
  • тест для каждого «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ»;
  • видеофрагмент выступления «Уральские пельмени» — «ЕГЭ по рассказам школьников»;
  • набор листочков из цветной бумаги 4-х цветов для каждой группы.

Технология развития критического мышления, коучинговая технология.

прием «Ассоциация», прием «Расшифровка», техника «Пирамида логических уровней», техника «Декартовы вопросы»; методы: мозговой штурм, работа в группе, самотестирование учащихся.

Расположение учащихся : парты расставлены для 4-х команд по 4-5 человек так, чтобы учащиеся смотрели друг на друга.

  1. Вступление учителя.
  2. Что такое ЕГЭ? (в/ф «ЕГЭ по рассказам школьников», прием «Ассоциация»).
  3. Как можно изменить отношение к ЕГЭ (техника «Расшифровка»).
  4. Что мне даст ЕГЭ (техника «Пирамида логических уровней).
  5. Правила и процедуры проведения ЕГЭ (тестирование каждого).
  6. Как лучше готовиться к экзаменам (мозговой штурм).
  7. Рефлексия (техника «Декартовы вопросы»), обмен мнениями.

С наступлением весны мы чувствуем, что настроение улучшается. Хочется влюбиться и непременно быть счастливым. Но для выпускников весна – период активной подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ- это серьезное испытание для старшеклассников, так как это не только возможность проверить свои знания, но и стресс для физического и психологического здоровья учащихся, родителей и учителей.

Казалось бы, пора уже привыкнуть к этому страшному слову ЕГЭ, но вот опять июнь, и снова одиннадцатиклассники, их родители и учителя чуть ли не бьются в истерике, задаваясь вопросом: что будет? Можно, конечно, погадать на ромашке или довести себя до нервного срыва, но можно и просто настроиться на экзамен, принять его как неизбежность — и тогда все получится.

На этот вопрос очень хорошо ответили ребята из «Уральских пельменей». О том, как воспринимают родители выпускников ЕГЭ этот ролик (просмотр в/ф «ЕГЭ по рассказам школьников»). 4 минуты

Конечно же, это шутка. Однако в каждой шутке есть доля истины. А с чем ассоциируется у вас это понятие? Предлагаю вам для ответа приём «Ассоциация». (Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему). Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

  1. ЕГЭ- …(напишите 10 ассоциаций). 5 минут

Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся:

  • проверка знаний
  • испытание
  • страх
  • волнение и т.д.
  1. Знаками «+» или «-« обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.
  2. Подсчитайте количество «+» и «-«. Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.

Вывод: У многих учащихся слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.

  1. Как можно изменить негативное отношение к ЕГЭ?

Техника «Расшифровка »: На чистых листах учащиеся пишут на одной строке с большими пробелами 3 буквы «Е», «Г», «Э». Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему, но чтобы обязательно получилось словосочетание из начальных букв «е», «г», «э», пусть даже смешное, злое или бессмысленное. 5 минут

источник

источник

1 КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА» (11 класс) Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Традиционно под стрессом понимается состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально сложных условиях. Есть и такое определение, данное американскими психологами: «Стресс негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации». Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Государственно итоговой аттестации (ГИА), ЕГЭ ситуация только усугубилась. И для этого существует целый ряд причин: 1. Экзамен это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу. 2. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания. 3. Школьник и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы. »), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным. 4. Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам 1

2 экзаменационной ситуации стрессогенный характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. ЦЕЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара. ЗАДАЧИ 1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладения с предэкзаменационным волнением. 2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения выделять продуктивные и малопродуктивные. 3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего локус-контроля своего поведения. 4. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ листы бумаги, ручки, цветные карандаши (как вариант лист ватмана, маркер), раздаточный материл тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?», бланки «Моя рабочая неделя» (по возможности предоставить этот материал каждому участнику). доска, мел. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Обучающиеся свободно, по желанию занимают места. I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Ведущий. Здравствуйте! После приветствия, говорит о том, что люди, как правило, любят тесты, и предлагает учащимся выполнить тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (Приложение 1). Рекомендуется подчеркнуть, что это популярный тест и его результаты не имеют научного характера. 2

Читайте также:  Как снимать стресс для детей

3 Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими. После ознакомления с результатами ведущий уточняет, всем ли понятно значение слова «стресс». Затем предлагает участникам тренинговые занятия. Где нужно ответить: Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс? При обсуждении ответов обратить внимание на недостаток времени как стрессовый фактор. Ведущий напоминает, что очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену. Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте — (недостаток времени). Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ведущий предлагает участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске). 3

4 Можно обсудить: Чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)? Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя». (Приложение 2) На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым со средней нагрузкой, зеленым с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты предотвращения цейтнота, как: планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия; не браться за несколько дел одновременно. Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Участникам предлагается поделиться собственным опытом предотвращения цейтнота при помощи предварительного планирования или других способов. Ведущий обращает внимание на то, что, если все-таки возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил. 4

5 МАССАЖ АКТИВНЫХ ТОЧЕК Ведущий знакомит участников с некоторыми приемами такого массажа: массаж мочек ушей; надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком; массаж переносицы и области «третьего глаза». УПРАЖНЕНИЕ НА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ Представьте песчаную пустыню из сказки об Алладине и волшебной лампе. По ней медленно плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль. Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки вправо, влево. Гордо и важно вытянуты шеи верблюдов, и только длинные пряди свисающей шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты, и кажется, будто они спят на ходу. Твое дыхание становится глубоким и ровным. Наблюдая за караваном, ты успокаиваешься. Сердце бьется ровно, свободно. ПРИВЕДЕНИЕ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ ГМ К ГАРМОНИЧНОЙ РАБОТЕ (Упражнение «Перекрестный шаг») Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием. (Упражнение «Косой крест») Упражнение, когда ситуация требует немедленной сосредоточенности. Нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. 5

6 УМЕНЬШЕНИЕ КИСЛОРОДНОГО ГОЛОДАНИЯ (Упражнение «Энергетическое зевание») Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков. Домашнее задание Обсудить с родителями возможности лучшего распределения своих сил в течение недели с учетом школьных и внешкольных дел; попробовать использовать массаж активных точек для мобилизации сил. Литература 1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. 2006, Родионов В.А., Ступницкая К.Р., Ступницкая М.А. Прививка от стресса. Ярославль, Рыбина Л. Сможет ли школа избавиться от стрессов? Материалы межрегиональной конференции Министерства образования РФ «Воспитываем здоровое поколение», мая 2004 г. М., Селье Г. Стресс без дистресса. М., Ступницкой М.А. Упражнение на снятие напряжения 6

7 Приложение 1 ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СТРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ?» Инструкции: В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их. Утверждение Часто Редко Никогда 1. Я чувствую себя счастливым Я сам могу сделать себя счастливым Меня охватывает чувство безнадежности Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту Я склонен к грусти Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте Я легко расстраиваюсь Ключ к тесту 0 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы. 4 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом. 7

8 «Моя рабочая неделя» Приложение 2 День недели Утро День Вечер Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье «Моя рабочая неделя» Приложение 2 День недели Утро День Вечер Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 8

источник

источник

Классный час-тренинг «Экзамен без стресса»

Цель: Активизация сильных сторон личности старшеклассника и формирование адекватного мнения о ЕГЭ.

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.

2. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.

3. Помощь в преодолении психологического барьера, мешающего успешной сдаче ЕГЭ

На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным;
  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
  • развить установку на успешную сдачу ЕГЭ;
  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация,
  • компьютер, проектор;
  • чистые листы формата А 4;
  • раздаточный материал для техники «Пирамида логических уровней»;
  • тест для каждого «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ»;
  • видеофрагмент выступления «Уральские пельмени» — «ЕГЭ по рассказам школьников»;
  • набор листочков из цветной бумаги 4-х цветов для каждой группы.

Технология развития критического мышления, коучинговая технология.

прием «Ассоциация», прием «Расшифровка», техника «Пирамида логических уровней», техника «Декартовы вопросы»; методы: мозговой штурм, работа в группе, самотестирование учащихся.

Расположение учащихся: парты расставлены для 4-х команд по 4-5 человек так, чтобы учащиеся смотрели друг на друга.

План занятия:

  1. Вступление учителя.
  2. Что такое ЕГЭ? (в/ф «ЕГЭ по рассказам школьников», прием «Ассоциация»).
  3. Как можно изменить отношение к ЕГЭ (техника «Расшифровка»).
  4. Что мне даст ЕГЭ (техника «Пирамида логических уровней).
  5. Правила и процедуры проведения ЕГЭ (тестирование каждого).
  6. Как лучше готовиться к экзаменам (мозговой штурм).
  7. Рефлексия (техника «Декартовы вопросы»), обмен мнениями.

С наступлением весны мы чувствуем, что настроение улучшается. Хочется влюбиться и непременно быть счастливым. Но для выпускников весна – период активной подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ- это серьезное испытание для старшеклассников, так как это не только возможность проверить свои знания, но и стресс для физического и психологического здоровья учащихся, родителей и учителей.

Читайте также:  Как снимать стресс без еды

Казалось бы, пора уже привыкнуть к этому страшному слову ЕГЭ, но вот опять июнь, и снова одиннадцатиклассники, их родители и учителя чуть ли не бьются в истерике, задаваясь вопросом: что будет? Можно, конечно, погадать на ромашке или довести себя до нервного срыва, но можно и просто настроиться на экзамен, принять его как неизбежность — и тогда все получится.

На этот вопрос очень хорошо ответили ребята из «Уральских пельменей». О том, как воспринимают родители выпускников ЕГЭ этот ролик (просмотр в/ф «ЕГЭ по рассказам школьников»). 4 минуты

Конечно же, это шутка. Однако в каждой шутке есть доля истины. А с чем ассоциируется у вас это понятие? Предлагаю вам для ответа приём «Ассоциация». (Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему). Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Задание:

  1. ЕГЭ- …(напишите 10 ассоциаций). 5 минут

Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся:

Например: ЕГЭ- это

    • проверка знаний
    • испытание
    • страх
    • волнение и т.д.
  1. Знаками «+» или «-« обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.
  2. Подсчитайте количество «+» и «-«. Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.
  3. Вывод: У многих учащихся слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.

    1. Как можно изменить негативное отношение к ЕГЭ?

    Техника «Расшифровка»: На чистых листах учащиеся пишут на одной строке с большими пробелами 3 буквы «Е», «Г», «Э». Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему, но чтобы обязательно получилось словосочетание из начальных букв «е», «г», «э», пусть даже смешное, злое или бессмысленное. 5 минут

    Условие:

    1. нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как «единый», «государственный», «экзамен».
    2. Разрешается ругаться.
    3. Обязательно составить 10 словосочетаний.
    Е Г Э
    естественный громкий эксперимент
    ель голубая эндемичная
    едкий гнусный экскремент
    евнух грабил Эдуарда
    ехали гости электропоездом

    Учитель пишет все предлагаемые учащимися словосочетания.

    Задание:

    1. По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера)
    2. Распределите все 10 словосочетаний по эмоциям: «+»- фраза вызывает положительные эмоции, минус- фраза несет негативные эмоции, «0»- фраза нейтральная.
    3. Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше?
    4. Определите, кем вы являетесь в большей степени:
      • «оптимист» (больше плюсов),
      • «пессимист» (минусы)
      • «пофигист» (больше нулей),
      • «реалист» (если есть все эти знаки).

    Учитель: Обратите внимание, что количество плюсов стало больше, чем при выполнении первого задания. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ЕГЭ постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ЕГЭ с другой стороны.

    Задание учащимся: ребята, подумайте, что может лично вам дать ЕГЭ в случае успешной сдачи экзамена? Посмотрите, какую помощь вам в этом может оказать коучинговая техника «Пирамида логических уровней». 15 минут

    (Техника выполняется учителем с одним из обучающихся по предварительной договоренности). Это очень действенное упражнение в ситуациях, когда вы чувствуете, что зашли в тупик или нет уверенности в собственных силах. Необходимо честно отвечать себе на вопросы пирамиды — сначала взбираясь вверх по ее ступенькам, а потом опускаясь вниз. Всего есть 6 логических уровней (начиная снизу):

    1 уровень — окружение. Ответь, когда ты планируешь достичь цели, где это будет, кто будет рядом с тобой (близкие, клиенты, коллеги и т.д.)

    (июнь 2016г, школа, кабинет директора, со мной родители, одноклассники, теплая погода, светит солнце, утро, свобода).

    2 уровень — действие. Какие шаги ты станешь совершать для достижения цели? Что будешь делать в том окружении, о котором говорил (а) ранее?

    (молиться, надеяться на чудо, заниматься с репетиторами, повторять материал)

    3 уровень — способности. Какими навыками и способностями тебе необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у тебя уже есть, а какие требуют развития?

    (хорошая память, концентрация, умение абстрагироваться, ловкость, умение списывать)

    4 уровень — ценности. Что ценного в этих навыках и способностях? Что ценного привнесут в твою жизнь полученные навыки и опыт?

    (может пригодиться в дальнейшей учебе в ВУЗе и на работе)

    5 уровень — идентификация. Кем ты будешь, когда достигнешь своей цели?

    6 уровень — миссия. Зачем ты это делаешь? Для кого еще важно достижение цели, поставленной тобой? Кто будет рад, получит пользу от ее достижения?

    (получение аттестата и высшего образование, для работы по душе; близкие)

    Ответив на все эти вопросы, спускаемся вниз по тем же уровням.
    6 уровень – миссия /обр/. Как еще ты можешь добиться поставленной цели? Будут ли рады этому те, ради кого ты это делаешь?

    5 уровень – идентификация/обр/. Как твои новые обязанности помогут тебе в достижении цели?

    (для точного и правильного выполнения заданий ЕГЭ)

    4 уровень – ценности /обр/. Что ценного ты получишь, когда достигнешь цели?

    (я пришла к этому, я молодец, я справилась!)

    3 уровень – способности /обр/. Какими способностями ты будешь обладать?

    (уверенность в себе, в своих силах)

    2 уровень – действие /обр/. Что ты будешь делать?

    (пойду учиться, вначале отпраздную успешную сдачу)

    1 уровень – окружение /обр/. Когда, где, с кем все это случится?

    (Осень 2016г, г. Хабаровск, живу в съемной квартире, одна)

    1. Что вы знаете о правилах и процедуре проведения ЕГЭ? 2 минуты.

    Учащимся предлагается распечатка теста, в которой содержатся тесты с выбором ответов на знание правил и процедуре экзамена. Каждый ученик выполняет индивидуально. Далее идет проверка теста по предложенным учителем ответам.

    О правилах и процедуре проведения ЕГЭ.

    А 1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

    1. мобильным телефоном
    2. гелевой черной ручкой.
    3. тестовым материалом (КИМ).

    А 2. На экзамен необходимо принести:

    1. Учебник.
    2. Паспорт.
    3. Персональный компьютер.

    А 3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:

    1. Встает в угол.
    2. Удаляется с экзамена
    3. Платит штраф.

    А 4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:

    1. к организатору
    2. к президенту РФ
    3. к другу

    А5. Во избежание ошибок ответ лучше сначала записать номера ответов:

    1. На ладони.
    2. На полях бланка.
    3. На черновике.

    А6. Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое зачеркивается:

    1. одной чертой
    2. двумя чертами
    3. тремя чертами

    А7. После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:

    1. Галочку
    2. Звездочку
    3. Крестик

    А8. При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки:

    1. 2-3 мм
    2. 4-5 мм
    3. 10 мм

    А9. Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое — либо сомнение, то надо:

    1. хлопнуть в ладоши.
    2. топнуть ногой
    3. поднять руку.

    А10. Для подачи апелляции о нарушениях процедуры проведения ЕГЭ необходимо обратиться:

    1. к ответственному организатору
    2. к дежурному по этажу
    3. к министру образования РФ

    Далее идет проверка теста (ответы представлены в презентации)

    2. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку.

    Ответы: 1, 2, 2, 1, 3, 2, 3, 1, 3, 1

    1. Как готовиться к экзаменам? 5 минут.

    Каждой группе раздают по 4-5 листочка разного цвета, например, зеленого, желтого, красного, синего, черного. Каждый человек в группе выбирает листок любого цвета. Тема для обсуждения: «Как готовиться к экзаменам!» (прием «Мозговой штурм»)

    Задание:

    1. Команда работает вместе.
    2. Время регламентировано. За временем следит человек с листочком желтого цвета.
    3. Человек, у которого синий листок готовиться выступать от имени группы.

    По команде учителя учащиеся зачитывают и по возможности объясняют все возможные варианты подготовки к экзаменам. Учитель может назначить любого из группы, например, один ответ читает ученик с синим листочком на руках из группы № 1 или с красным листочком из группы № 2 и т.д. В результате такое деление по цветам поможет каждому участнику группы быть активным.

    1. Стадия «Рефлексия».

    Техника «Декартовы вопросы». Чем они полезны:

    • Нейтрализуют мыслительные вирусы (когда мысль типа «А я опять не справлюсь» как заезженная пластинка)
    • Разрушают негативные убеждения

    +/-

    +/+
    Растворяют значение проблемы

    • Меняют картину мира

    -/-

    -/+
    Добавляют ресурс к успеху.
    Задайте себе четыре вопроса:

    – Что случится, если я сделаю это (добьюсь окончательного результата)?

    – Что не случится, если я сделаю это?

    Этот вопрос позволяет вам выявить “вторичные выгоды”. Он помогает разобраться в преимуществах нынешней ситуации и соответствующих ваших действий, – преимуществах, которые вы рискуете потерять, достигнув нового результата. Возможно, вам придется воздержаться от мелких радостей, хотя прежде вы никогда о них не задумывались (а если и задумывались, то не решались признаться себе, что цените их). Решать вам. Этот процесс только показывает возможности выбора. Конечно, такая проверка результатов требует честности перед собой и достаточного количества свободного времени, которое необходимо для неторопливого самоанализа.

    – Что случится, если я не сделаю этого (не добьюсь намеченного результата)?

    Этот вопрос подчеркнет цену, которую нужно будет платить за продолжение прежнего состояния. Напротив, решительное желание идти вперед может стать для вас именно тем побуждением, которое необходимо для осуществления изменений.

    – Что не случится, если я не сделаю этого?

    Этот вопрос ставит в тупик левое полушарие. Попытка ответить на него означает попытку обойти сознательное мышление и заставить мозг активизировать другие нейронные каналы, по-новому обдумывая уже известное. Такая постановка вопроса может помочь вам осознать те ценности и внутренние силы, о которых вы никогда прежде не задумывались. Старайтесь отвечать на этот вопрос скорее интуитивно, чем логически.

    В конце занятия учитель предлагает ряд вопросов, на которые отвечают ребята из каждой группы:

    • Понравилось вам занятие?
    • Что вам запомнилось в большей степени?
    • Что нового для себя вы узнали?
    • Была вам эта тема интересна? Почему?

    Заключительное слово учителя:

    Осталось меньше трех месяцев, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Поднажмите на учебу. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось», ходите на курсы и к репетиторам. Не рассчитывайте на «списать» или «мне помогут» — это не пройдёт и скачать готовые ответы на ЕГЭ тоже. Рассчитывайте только на свои силы!

    п. Новый Ургал Верхнебуреинский муниципальный район Хабаровский край

    источник