Меню Рубрики

Факторы риска возникновения стрессов у медсестры

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.

Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.

Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?

Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.

Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:

Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).

Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.

К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.

Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.

Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.

Чем опасен стресс в работе медсестры?

Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?

Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:

  • тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
  • обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
  • программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
  • помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.

Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:

1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности

Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.

2) Забота о своем здоровье

Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.

  • Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
  • Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.

3) Открытость всему новому

Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.

4) Коррекция собственного поведения

Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.

  • Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
  • разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
  • также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.

Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест

Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.

Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
  2. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

  1. Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
  2. Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
  3. Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
  4. Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
  5. Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.

Борьба с психологическими стрессами.

Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.

  1. Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
  2. Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
  3. Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
  4. Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
  5. Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
  6. Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.

источник

Эталоны ответов к задаче № 25

1. Нарушены потребности: есть , пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную темпе­ратуру тела.

настоящие проблемы: тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, лихорадка.

потенциальные проблемы: риск развития обезйоживания организма.

Из данных проблем приоритетной является рвота.

2. Приоритетная проблема: рвота.

Краткосрочная цель: рвота прекратится после промывания желудка. Долгосрочная цель’, пациент не будет предъявлять жалоб на чувство тошноты к мо­менту выписки.

План Мотивация
1. Приготовить все необходимое для про­мывания желудка и провести его по на­значению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо — электролитных растворов » Регидрон». Для восстановления потерянной жидко­сти.
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения раз­вития обезвоживания.
4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
5. Обеспечить сбор рвотных масс и про­мывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.
7. Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.

Оценка: пациент отмечает исчезновение чувства тошноты и прекращение рвоты. Демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно объяснить необходимость и сущность данной процедуры.

4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения пациента дробному питью для вос­становления потерянной жидкости и уменьшения степени интоксикации.

5. Студент демонстрирует манипуляцию в соответствии с алгоритмом действий.

Алгоритм действий при промывании желудка;

43. подготовьте систему для промывания желудка: 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединен­ные стеклянной трубкой, стеклянную воронку емкостью 0,5 — 1 л., роторасширитель, языкодержа-тель, салфетку, емкость для промывных вод, емкость с водой для промывания, перчатки;

44. наденьте на себя и на пациента фартуки, усадите пациента, заведите его руки за спинку стула и за­фиксируйте их в таком положении полотенцем или простыней (это необходимо а связи с тем, что пациент часто оказывает сопротивление при проведении этой проиедуры);

45. определите расстояние, на которое следует ввести зонд пациенту (рост пациента в сантиметрах ми­нус 100 см.): наденьте перчатки; встаньте сзади или сбоку от пациента;

46. введите расширитель между коренными зубами пациента, слегка отведите его голову назад;

47. правой рукой положите на корень языка пациента смоченный водой слепой конец зонда, предложи­те пациенту глубоко дышать через нос и орояедите зонд в пшпезод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).

48. доведя зонд до нужной метки, прекратите дальнейшее его введение, подсоедините воронку и опус­тите ее до уровня колен пациента: из нее начнет выделяться желудочное содержимое, что свиде­тельствует о правильном положения зонда (если содержимое желудка не вытекает, измените поло­жение зонда, продвинув его назад или вперед).

49. держа воронку слегка наклонно на уровне колен, наливают в нее около 1 л. воды ;

50. затем воронку медленно поднимают вверх, как только вода достигнет устья воронки, ее опускают ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приблизительно равнять­ся количеству введенной;

51. вылейте содержимое воронки в таз;

52. повторяйте данные действия до тех пор, пока промывные воды не будут чистыми;

53. по окончании промывания отсоедините воронку и выведите зонд из желудка, погрузите его и ворон­ку в емкость с дезинфицирующим раствором;

54. уберите роторасширитель и освободите зафиксированные руки пациента, снимите перчатки

55. доставьте пациента к постели и помогите ему лечь.

Факторы риска возникновения стрессов у медсестры

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.

2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.

3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги.

4. Профессиональный риск инфицирования.

5. Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к условиям работы, то развивается нервное истощение (хронический стресс).

Промывание желудка

Цель: удалить из желудка его содержимое через пищевод.

ü Отравление недоброкачественной пищей, лекарствами, алкоголем.

ü Острые гастриты, задержка пищи при стенозе привратника, атония желудка с явлениями застоя в нем пищевых масс.

ü Пищеводное и желудочное кровотечение.

ü Воспалительные заболевания слизистой оболочки рта и глотки.

ü Выраженные сердечно — сосудистые заболевания (аневризма аорты, инфаркт миокарда).

1. Стерильный толстый зонд, на слепом конце 2 боковых овальных отверстия. На расстоянии 45,55,65 см от слепого конца метки.

2. Стерильная резиновая трубка, длиной 70 см, и стерильная соединительная стеклянная трубка, диаметром 8 мм.

3. Стерильная воронка вместимостью 1 л.

4. Стерильное вазелиновое масло.

6. Ведро чистой воды комнатной температуры на 10-12 литров и литровая кружка.

7. Резиновые перчатки, фартуки.

9. Роторасширитель, языкодержатель и металлический напальчник.

Алгоритм действия

1. Установите с пациентом доверительные отношения, объясните ход процедуры, получите согласие на процедуру.

2. Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка ( воронку присоединяют после введения зонда в желудок ).

3. Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите его. Если пациент возбужден, то руки можно завести за спинку стула и зафиксировать (связать).

4. Вымойте руки, наденьте перчатки.

5. Измерьте расстояние до желудка (от мечевидного отростка до кончика носа и мочки уха).

6. Зонд смочите стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

7. Положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос. Свободное дыхание говорит о попадании зонда в пищевод и снимает рвотный рефлекс от раздражения зондом задней стенки глотки.

8. Как только пациент сделает глотательное движение. Продвигайте зонд в пищевод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).

9. Доведя зонд до нужной метки (длина введенного зонда: рост-100 см), опустите воронку до уровня колен пациента.

10. Держа воронку наклонно, влейте в нее 1 литр воды.

11. Медленно поднимайте воронку на 30 см выше головы пациента.

12. Как только вода достигнет устья воронки, опустите ее ниже исходного положения. Содержимое желудка будет поступать в воронку. Как только воронка наполнится, ее содержимое вылить в таз. Вода должна пройти через соединительную трубку, но остаться в резиновой трубке и на дне воронки. Количество вылившейся воды должно примерно равняться количеству введенной.

13. Повторяйте промывание до тех пор, пока промывные воды не будут абсолютно чистыми или пока в ведре есть вода.

14. Измерьте количество вводимой и выделенной жидкости.

15. Часть промывных вод направьте в лабораторию.

16. Зонд выньте. Проведите предстерилизационную очистку всей системы.

17. Обеспечьте физический и психический покой пациенту.

Ø Если у пациента есть вставные зубные протезы, то перед промыванием желудка их следует извлечь.

Ø Если пациент оказывает сопротивление, возбужден, то кроме фиксации рук пациента, медицинский работник на свои пальцы может надеть металлические напальчники или применить роторасширитель.

Ø Если при введении зонда у пациента начался кашель, он начал задыхаться, немедленно извлеките зонд, так как он попал в трахею, а не в пищевод.

Аптечка — АНТИ СПИД

2. Не менее 3 навесок марганцовокислого калия на 0,05г.

3. Дистиллированная вода 0,5л.

4. Напальчники из расчета 1 на 1 чел. работающих в смену (при их отсутствии перчатки).

Читайте также:  Почему после стресса трясутся руки

источник

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.

2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.

3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги.

4. Профессиональный риск инфицирования.

5. Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к этим факторам риска, возникает состояние, которое может привести к нервному истощению.

Нервное истощение — явление, возникающее в результате накопления последствий отрицательных стрессовых ситуаций.

Нервное истощение характеризуется тремя признаками:

1. Физическое истощение: быстрая утомляемость, общая слабость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна.

2. Эмоциональное перенапряжение: депрессия, чувство беспомощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость.

3. Психологическое перенапряжение: негативное отношение к себе и окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

Способы адаптации к стрессам:

Продуманная, рациональная организация труда; умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем.

> Любовь к своей профессии, понимание ее важности и собственной значимости.

> Умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом дня только успехи.

> Эффективное общение с коллегами, пациентами и их близкими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.

> Здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хобби.

> СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ

Соблюдение этих правил обеспечит:

• условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качественный уход;

» возможность организовать слаженную работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;

• профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.

Правила внутреннего распорядка состоят в соблюдении установленного в отделении режима дня. Он примерно одинаков во всех лечебных учреждениях нашей страны. Это определенные часы сна и отдыха, приемов пищи, необходимых лечебных и гигиенических процедур, врачебных обходов, уборки помещений, приема передач и посещений родственников.

Время Мероприятие Время Мероприятие
7.00 Подъём 14.30-16.30 Послеобеденный сон
7.00-7.30 Измерение температуры 16.30-17.00 Измерение температуры
7.30-8.00 Утренний туалет 17.00-17.30 Полдник
8.00-8.30 Раздача лекарств 17.30-19.00 Посещение родственниками
8.30-9.30 Завтрак 19.00-19.30 Раздача лекарств
9.30-12.00 Врачебный обход 19.30-20.00 Ужин
12.00-14.00 Выполнение врачебных назначений 20.00-21.30 Выполнение врачебных назначений
14.00-14.30 обед 21.30-22.00 Вечерний туалет
22.00 Отход ко сну

Соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов, и для всех работников больницы. Медсестра знакомит с ним поступивших в отделение пациентов и их близких, участвует в проведении всех мероприятий и следит за выполнением установленного режима в отделении. Безопасная больничная среда невозможна без строгого выполнения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных отравлений и травм. Угрожают здоровью: инфекция; неправильное использование сильнодействующих и ядовитых веществ и дезинфицирующих средств; высокие и низкие температуры; различные излучения; нарушения в технике эксплуатации электрооборудования и кислородных установок. В условиях стационара как у пациентов, так и у медицинских работников возможны отравления и травмы в результате падений, ожогов, поражений электрическим током, во время выполнения процедур. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Вам уже известны правила хранения и работы с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами: соблюдение их предотвратит химические ожоги и отравления. О том, как предотвратить отравления пищей и лекарственными препаратами, Вы узнаете позднее, изучив соответствующие модули учебного пособия. Избежать ожогов и других травм в связи с процедурой позволит выполнение любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.

В процессе работы медицинская сестра часто пользуется различными приборами, например: электроплиткой, холодильником, лампой УФО-излучения. Пациентам лечебного отделения разрешено пользоваться телевизорами, магнитофонами и другими электроприборами. Случаи ЭЛЕКТРОТРАВМ — поражений электрическим током, связаны с неправильной эксплуатацией или неисправностью оборудования.

Методы снижения риска электротравм:

1) Перед использованием электроприбора должна быть изучена инструкция по его эксплуатации.

2) Применяйте только заземленное оборудование!

3) Не пользуйтесь оборудованием, исправность которого вызывает сомнение.

4) Используйте только исправные розетки.

5) Не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их целостности перед использованием.

6) Никогда не выдергивайте штепсель, потянув за шнур.

7) Не применяйте электроприборы во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин, душей, унитазов.

8) Не допускайте сетевой перегрузки, то есть не используйте большое количество приборов от одной розетки.

Все перечисленные виды травм несомненно угрожают пациенту в лечебном учреждении. Но наиболее высокий риск несчастных случаев связан с возможными ПАДЕНИЯМИ. По данным различных исследований они составляют от 30% до 80% всех несчастных случаев в стационарах. Часто падения заканчиваются тяжелыми травмами: ушибами, вывихами, переломами.

Пациент рискует упасть:

— поскользнувшись при ходьбе,

— споткнувшись о какой-либо предмет,

— с кровати (во время сна или поднимаясь с нее),

— при перемещении с коляски, каталки,

— в ванной комнате и туалете,

— во время прогулки по территории больницы,

Случаи падения учащаются ночью и в вечерние часы. Медсестра должна собрать информацию о пациенте, оценить степень вероятности падений у каждого поступающего в отделение и обеспечить проведение мероприятий по их предотвращению.

Пациенты с высоким риском падений:
В возрасте старше 65 лет Имевшие случаи падения в прошлом Имеющие физиологические проблемы: • нарушение зрения, слуха • ограничение двигательной активности • нарушение равновесия, шаткость при ходьбе • общая слабость вследствие болезни, истощения • частый жидкий стул (диарея) •частое мочеиспускание Имеющие психологические проблемы: •спутанность сознания •психологический стресс (эмоциональный шок) Имеющие побочные эффекты лекарственной терапии (для ознакомления): • мочегонными средствами • гипотензивными средствами • средствами, влияющими на ЦНС • обезболивающими средствами • противоаллергическими средствами • слабительными средствами

Методы снижения риска падений у пациентов:

> Размещать пациентов с высоким риском падений и других травм в палатах, находящихся недалеко от сестринского поста.

> Обеспечить пациентов средствами связи с сестринским постом и научить ими пользоваться. Быстро отвечать на каждый вызов.

> Как можно чаще навещать таких пациентов, помогать их передвижениям в соответствии с назначенным режимом двигательной активности.

> Обеспечить своевременное кормление, осуществление физиологических отправлений, выполнение гигиенических процедур.

> Все необходимые пациенту предметы расположить в местах, легко ему доступных.

> В палатах и всех помещениях, которыми пользуются такие пациенты, должно быть включено ночное освещение.

> Рационально оборудовать и поддерживать порядок в помещениях и коридорах (пациент может упасть, споткнувшись о мебель, оборудование, шнур электропровода и т.д.).

> Исключить передвижение пациентов по мокрому скользкому полу.

> Использовать мебель, оснащенную специальными поручнями и защитными ограждениями, приспособления, облегчающие передвижения: ходунки, трости, костыли, каталки ).

> Над кроватью пациента с высоким риском падений и травм или на двери его палаты повесить специальную табличку.

Снижение риска возможных травм у пациентов обеспечивается путем особой конструкции лестниц, расположением кабинетов, использованием специальных покрытий для пола, перил вдоль стен палат и коридоров, современного санитарно-технического оборудования и даже особой окраски помещений, лестниц и коридоров в современных ЛПУ.

В условиях стационара медсестре часто приходится осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».

Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.

Потребность «двигаться» может быть нарушена в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремится предотвратить возможное ухудшение состояния больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.

В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает определенный РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Обеспечить выполнение назначенного режима — задача медицинской сестры.

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 1235 | Нарушение авторских прав

источник

Сфера медицины — одна из самых тяжёлых в психологическом плане. Далеко не каждый сможет стоически воспринимать происходящее в стенах больниц день за днём: сотрудникам подобных учреждений следует уметь абстрагироваться от врачебной реальности и воспринимать её с профессиональной точки зрения. Эта сфера занятости накладывает отпечаток на психику и нервную систему. Стресс в работе медсестры, согласно исследованиям, является наиболее сильным. Каким эмоциональным нагрузкам они подвергаются, и как преодолеть эти ситуации с наименьшим вредом для здоровья?

Профессиональный стресс медсестер

Самыми беззащитными перед лицом стрессовых ситуаций являются добросовестные работники, полностью отдающие себя профессии, предъявляющие к себе слишком высокие требования. В их предоставлении идеальный сотрудник должен отбросить все человеческие эмоции, целиком отдавая себя работе. Существует классификация психотипов медицинских сестёр, подверженных нервным сбоям под влиянием работы:

  1. Педанты, которым присуща полная отдача на службе, стремление к перфекционизму, точности, доведению любого дела до конца. При малейшем отклонении от идеала человек перестаёт испытывать удовлетворение от работы, раздражается. Часто такое самоотверженное служение профессии негативно и отражается на нервной системе работника.
  2. Демонстративные трудяги, стремящиеся доказать всему коллективу, что именно они его лидеры. Обычно несговорчивы, не умеют уступать. Растрачивая множество усилий на показную деятельность, такие сотрудники на самом деле очень быстро утомляются. Пребывают в постоянном страхе потерять свой авторитет перед коллегами.
  3. Эмпаты. Сердобольные медсестры, склонные проявлять сочувствие к каждому пациенту, воспринимать его проблемы, как собственные. Подобная сентиментальность приводит к нервным сбоям и депрессиям.

Поскольку работа медсестры связана с ответственностью за жизнь и здоровье человека (хоть и в меньшей степени, нежели у врача), она не может позволить себе расслабиться.

Люди в белом – это медработники, которым доверяют человеческие жизни. Подобные обстоятельства накладывают отпечаток на психику и нередко становятся причиной эмоционального выгорания, стресса в профессиональной деятельности.

Прогрессирование эмоционального спада во многом зависит от конкретного занятия медицинского работника и его загруженности. Необходимость успеть всюду, расторопность, работа круглые сутки – такое способен выдержать активный человек, стойкий, хладнокровный человек.

Дополнительными факторами формирования психического сбоя могут быть:

  • перевыполнение рабочего плана (что характерно для сферы медицины);
  • частые ночные дежурства;
  • чрезмерная загруженность;
  • наличие плохих рабочих условий;
  • множество рутинной работы и т.д.

Нагрузке подвергается опорно-двигательный аппарат и зрение (вследствие сидячей и канцелярской работы).Поскольку работник медицинской сферы должен быть всегда готов выполнять свою работу, у него нет возможности позволять себе много отдыхать. Среди факторов риска возникновения стрессов у медсестер — постоянное напряжение.

Постуральный стресс медсестер

Перенапряжение на работе, физическое и моральное, способно привести работника медицины к серьёзным проблемам с психикой. Эти люди подвержены серьёзной угрозе развития соматических заболеваний: от частых головных болей, скачков артериального давления и неврозов до тяжёлой формы депрессии. На фоне переживаний иммунитет слабеет.

При принятии человека на должность медицинского работника руководство лечебного учреждения обязано провести качественную психологическую подготовку. Она состоит из таких этапов:

  • тренировка поведения в конфликтных и чрезвычайных ситуациях;
  • лекции о личностном и профессиональном развитии;
  • организация программ с группами поддержки для повышения устойчивости психики и уверенности сотрудника в собственных силах.

Важную роль психологического фактора играет обстановка в коллективе. Со стороны начальства и коллег медсестра должна ощущать поддержку и доброжелательность, готовность помочь. Она имеет право на отпуск для восстановления сил и отгул при сложной личной ситуации. Если сотрудник будет ощущать защищённость, взаимодействовать с другими сотрудниками и периодически иметь выходные дни, угроза получить стресс у медицинских работников существенно снизится.

Что можно сделать, чтобы обеспечить себе комфортное состояние на рабочем месте:

  • наличие интересов и хобби помимо профессии;
  • чтение литературы не по специальности;
  • культурное и развлекательное проведение досуга;
  • соблюдение режима сна (не менее 8 часов в сутки) и питания;
  • обязательный отдых;
  • общение с товарищами (желательно из другой сферы профессиональной деятельности);
  • отношение к окружающему миру без агрессии;
  • планирование своего рабочего дня и графика;
  • участие в семинарах и квалификационных тренингах и т.д.

Заряд бодрости и возможность всегда держать себя в форме обеспечат регулярные занятия спортом. Это может быть утренняя и вечерняя пробежка, гимнастика, аэробика, йога, плавание. Не нужно замыкаться на своей работе, следует стремиться быть разносторонней личностью, тогда угроза стать жертвой профессионального стресса снизится. Важно уметь поддерживать грамотный диалог с коллегами и оказывать друг другу помощь. Знание методов разрешения конфликтов, умение идти на уступки, иногда подавляя собственные амбиции и их негативное воздействие – значимые условия поддержания здорового микроклимата в коллективе.

К психотропным препаратам обращаться следует лишь при наличии серьёзных симптомов.

Справиться же с нервным напряжением и волнением в работе медицинской сестры помогут средства народной медицины: корень валерианы, пустырник, ромашка, чабрец, мята.

Не следует в поиске источника для снятия физического и эмоционального перенапряжения обращаться к алкоголю и никотину.

Адекватное восприятие и хладнокровность, профессиональная отстранённость приобретаются с годами, и их выработкой нужно заниматься. От стресса в профессиональной деятельности медицинского работника никуда не деться, важно уменьшить его влияние. Человек, который сознательно решил работать в сфере медицины, должен быть готов к подобным трудностям и иметь соответствующий склад характера. При этом важно сохранить баланс и уметь отделять работу от личной жизни.

источник

Медработники часто сталкиваются с высокой нагрузкой на нервную систему. А происходит это чаще всего именно из-за профессиональной деятельности.

Работа медсестры наполнена стрессами

В работе медсестер причин возникновения стресса — множество. Наиболее распространенная из них — психоэмоциональное напряжение. К нему приводят определённые факторы или как их иначе называют, стрессоры. Особенно выделяются следующие:

  • График. В большинстве случаев рабочий день медиков длится сутки. В таком случае естественные биоритмы нарушаются, так как ночь не предназначена для трудовой деятельности.
  • Ответственность за других людей. Консультирование и уход за пациентами требуют контроля.
  • Эмоции пациентов и их близких. На работе медсестра ежедневно окружена различными человеческими эмоциями — эти факторы создают нагрузку на психику.
  • Страх профессионального инфицирования. Возможно возникновение ситуаций, связанных с попаданием биологического материала на кожу или слизистые. Высокая концентрация на процедуре приводит к возникновению страха заразиться.
  • Сверхурочные. Некоторые работники получают низкую заработную плату, что вынуждает их работать больше нормы.
  • Физические нагрузки. Во многих отделениях персонал часто работает физически, к примеру, разгружая каталки с биксами. Некоторые вынуждены трудиться без помощи санитаров.

Стоит обратить внимание на такой фактор риска, как недостаточность технического оснащения рабочего места. В результате плохого освещения и отсутствия необходимой техники, возникает чрезмерная нагрузка на зрение.

Медсестры страдают от ненормированного графика, эмоций пациентов и боязни заразиться

Однако эти факторы не влияют на каждого медработника одинаково. Основываясь на анализе черт характера и подхода к осуществлению профессиональной деятельности, выделяют несколько типов людей, наиболее подверженных стрессу:

  • «Педантичный». Представитель этого типа — перфекционист. Он предъявляет высокие требования как к себе, так и к окружающим.Такому типу людей хочется, чтобы вокруг всегда был идеальный порядок.
  • «Демонстративный». Такой работник обладает качеством лидера и стремится быть им во всем. Не умеет уступать, находить компромисс, что часто становится причиной конфликтов на рабочем месте. У него есть страх сделать что-то хуже, чем другие. А также боится неудач и сильно переживает из-за них.
  • «Эмотивный». Медсестры этого типа чувствительные, ранимые и очень отзывчивые. Из-за того, что они принимают все близко к сердцу, любое ухудшение в состоянии пациента кажется им трагедией.
Читайте также:  Почему появляется кашель после стресса

Эмотивные медсестры принимают близко к сердцу состояние пациента

Сильная нагрузка на психику является фактором риска для развития заболеваний, к которым из-за профессиональной деятельности предрасположены медицинские сестры. Стресс в работе медсестры приводит к головным болям, повышению артериального давления, снижению иммунитета и раздражительности. Бессонница, беспричинная усталость также могут быть вызваны нервным напряжением. В случае когда имеются хронические заболевания, под влиянием факторов риска они могут усугубиться.

Если стресс становится хроническим, возникает синдром профессионального выгорания. Потому влияние факторов риска необходимо снижать.

С психоэмоциональным перенапряжением в профессиональной деятельности медсестры помогает справиться специальная психологическая подготовка:

  • тренинги по разрешению конфликтных ситуаций;
  • обучение сотрудников методам коммуникации с людьми разных возрастов, национальностей и образования;
  • тренинги по карьерному и личностному развитию;
  • антистрессовые программы, обеспечивающие выход негативных эмоций;
  • участие групп поддержки для поднятия самооценки, развития смелости, уверенности в своих силах;
  • программы, направленные на развитие позитивного мышления;
  • тренинги по достижению эмоциональной устойчивости.

Важную роль в профилактике стресса играет трудовой коллектив. Нахождение среди людей, к которым можно обратиться за помощью и поделиться тревожными мыслями, делает эмоциональное состояние более стабильным. Помимо способов по предотвращению действия стрессоров, медицинская сестра должна прибегнуть к следующему:

  • Найти хобби, которые не касаются профессиональной деятельности. Это может быть рукоделие, коллекционирование чего-либо или игра на музыкальном инструменте.
  • Читать книги на немедицинскую тематику. Художественная и нехудожественная литература станет хорошим способ снять усталость.
  • Уделять внимание собственным желаниям. Это принесет много положительных эмоций.
  • Освоить методы расслабления. Научившись расслабляться и избавляться от негатива, можно вернуть душевное равновесие.
  • Стремиться воспринимать мир без агрессии и самобичевания.
  • Общаться. Родственники и близкие друзья могут поддержать и помочь расслабиться.
  • Применят лекарственные средства. Если нервное напряжение сильное, стоит воспользоваться медикаментами. Начать лучше с народной медицины — принимать ромашку или валериану. Эти же растения окажут успокаивающие воздействие при добавлении в теплую ванну. Но предварительно лучше проконсультироваться с врачом.

Выполнение этих рекомендаций способно избавить от перенапряжения и восстановить психоэмоциональное состояние, если оно было нарушено. Не следует забывать, что избавление от стресса в работе медсестры представляет собой комплекс мер. При этом действия по профилактике и избавлению от факторов риска должны организовываться не только самим работником, но и руководством медицинского учреждения.

источник

В 60-х годах в США впервые был введен термин “профессиональная деформация” в профессиях “человек — человек”, в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек — человек».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников — профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ-10 Z73-Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения. Выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений [Маслач и Джексон, 1993, 1996]:

· эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

· деперсонализация — циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

· редукция профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Психологический стресс — это реакция человека на реальное или воображаемое потрясение.

Стрессы бывают как положительные (результат сильных положитель­ных эмоций), так и отрицательные (результат отрицательных эмоций). По­следние встречаются в сестринской практике значительно чаще.

Факторы риска возникновения стрессов у медсестры:

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.

2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тя­желобольными и умирающими пациентами.

3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: требова­тельные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги.

4. Профессиональный риск инфицирования.

Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к условиям работы, то развивается нервное истощение (хронический стресс).

Основными симптомами СЭВ являются:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.

2) психосоматическпе проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Способы адаптации к стрессам:

— продуманная, рациональная организация труда; умение сосредото­читься на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем;

— любовь к своей профессии, понимание ее важности, собственной значимости;

— умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сде­лать за день, считая только успехи итогом дня;

— эффективное общение с коллегами, пациентами и их близкими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.

— здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хобби.

СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.

Дата добавления: 2015-10-15 ; просмотров: 1050 . Нарушение авторских прав

источник

Стрессовые ситуации характерны не только для пациентов, они часто возникают и у медицинских работников.

Для сестринского персонала выделяют три группы стрессов:

ü Социальные стрессоры – ссоры в семье, проблемы с детьми

ü Профессиональные — контакт с болью, смертью

ü Стрессоры, связанные с конкретной деятельностью.

Факторы риска возникновения стрессову медсестры:

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.

2. Выполнение множества обязанностей, связанных суходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.

3. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: требова­тельные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги.

4. Профессиональный риск инфицирования.

5. Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня.

Общие рекомендации по преодолению стресса

Существует множество более или менее полезных рекомендаций по преодолению стресса.

Необходимо выделить для себя главные жизненные цели и сосредоточить свои усилия на их достижении. Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели повышают уверенность в себе и улучшают душевное самочувствие.

Не пренебрегайте общением. Человеку, которому кажется, что он одинок и покинут, что он остался один на один со своими неразрешимыми проблемами, просто необходимо общество друзей и близких. Даже короткий телефонный разговор с другом может оказать лучшее действие, чем пачка транквилизатора.

Рис.105 Используйте паузы для расслабления

Используйте паузы для расслабления (рис.105). Почти ежедневно каждому из нас приходится попадать в ситуации вынужденной бездеятельности или ожидания, например, в очереди, в транспорте и т. п. Многих это раздражает. Постарайтесь, наоборот, использовать эти минуты для отвлечения от забот и волнений.

Позаботьтесь об обстановке, которая вас окружает. В оформлении своего жилища не используйте крупные пятна красного и желтого цвета. Красный цвет возбуждает, он способствует выделению гормонов, поддерживающих стресс. Кроме того, замечено, что дети чаще дерутся в помещениях с желтыми стенами. Наиболее успокаивающими являются мягкие пастельные тона зелено-голубой гаммы.

Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что вы сразу понимаете мысли, которые хочет высказать собеседник. Выслушайте его внимательно, чтобы не возникло непонимания. Так вы избежите многих поводов для огорчений и конфликтов.

Найдите резервы времени. Если ваше состояние порождено дефицитом времени, подумайте, как вам более рационально организовать свою жизнь. Хотя бы утром вставайте минут на пятнадцать пораньше, чем обычно; так вы сможете спокойно собраться и уйти на работу без спешки.

Пусть в вашей жизни найдется место юмору и смеху. Просмотр комедий – особенно всей семьей – заметно снижает психическое напряжение.

Музыка – это тоже психотерапия. Чаще слушайте музыку, которая улучшает ваше настроение. Выбор мелодий определяется вашим вкусом.

Физические нагрузки снимают нервное напряжение. Кроме того, регулярные физические упражнения укрепляют ваше здоровье, а чем лучше у вас здоровье – тем легче бороться с дистрессом.

Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Хотя попытка изгонять сильный стресс столь же большой радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся на дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свой стресс и в итоге чувствует себя окончательно опустошенным.

Упражнения для снятия стресса (рис.106).

Рис.106 Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения не потребуется ничего, кроме стены.

Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд.

Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бедра.

Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, – вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

источник

Факторы риска возникновения стрессов у медсестры

1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека.

Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.

Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: тре­бовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничаю­щие коллеги.

Профессиональный риск инфицирования.

Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к этим факто­рам риска, возникает состояние, которое может привести к нервно­му истощению.

Нервное истощение — явление, возникающее в результате нако­пления последствий отрицательных стрессовых ситуаций. Нервное истощение характеризуется тремя признаками:

Физическое истощение: быстрая утомляемость, общая сла­бость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна.

Эмоциональное перенапряжение: депрессия, чувство беспо­мощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость.

Психологическое перенапряжение: негативное отношение к себе и окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, за­бывчивость, рассеянность.

Способы адаптации к стрессам:

Продуманная, рациональная организация труда; умение со­средоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем.

Любовь к своей профессии, понимание ее важности и собст­венной значимости.

Умение сосредоточиться на том положительном, что уда­лось сделать за день, считая итогом дня только успехи.

Эффективное общение с коллегами, пациентами и их близ­кими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.

Здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хоб­би.

СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОН­ТОЛОГИИ.

Знание биомеханики тела позволит предотвратить травму.

Сидеть, стоять и поднимать тяжести можно с соблюдением определенных правил.

Правильная биомеханика в положении сидя заключает­ся в следующем:

колени должны быть чуть выше бедер (это позволит пере­распределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника);

спина должна быть прямой, а мышцы живота — напря­женными;

плечи должны быть расправлены и расположены симмет­рично бедрам.

Запомните! Для того чтобы повернуться, находясь в положении сидя, повернитесь всем корпусом, а не только грудью или плечами.

Если по роду деятельности сестры ей приходится часто пово­рачиваться в стороны, сидя на стуле, лучше, чтобы этот стул был вертящимся и на колесах. Кроме того, следует правильно подо­брать стул. Для этого сядьте на стул и обопритесь на его спинку. Высота стула и его глубина подобраны правильно, если:

2/3 длины ваших бедер находятся на сиденье;

стопы без напряжения касаются пола.

Если размер стула не подходит, следует использовать различ­ные приспособления (подушки, подставки для ног), для того чтобы биомеханика тела была правильной.

Правильная биомеханика тела в положении стоя заключается в следующем:

колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно;

масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги;

ступни должны быть расставлены на ширину плеч;

для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника, встаньте прямо и напрягите мышцы живота и яго­диц; голову при этом следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости;

расположите плечи в одной плоскости с бедрами.

источник

• Одной из важнейших задач при создании безопасной больнич­ной среды является определение, выявление и устранение раз­личных факторов риска для медицинского персонала. В деятель­ности медицинской сестры можно выделить четыре группы про-156

фессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

Физические факторы риска.К этим факторам относятся:

• физическое взаимодействие с пациентом;

• воздействие высоких и низких температур;

• действие различных видов излучений;

• нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подра­зумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и пе­ремещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Читайте также:  Почему после стресса снятся кошмары

Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:

1) одежда должна быть свободной;

2) обувь должна плотно облегать ногу, подошва — минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не бо­лее 4 — 5 см;

3) нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увели­чением угла наклона возрастает в 10 — 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 — 200 кг;

4) при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;

5) нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда
держат прямо;

6) если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое поло­жение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;

7) если нужно помочь больному, лежащему в кровати, напри­мер передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальне­му краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;

8) ноги ставят на ширине плеч, стопы — параллельно друг другу;

9) если поднятый груз необходимо сместить в сторону, повора­чиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, со­храняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;

10) следует всегда искать возможность облегчить нагрузку:
пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться,
оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;

11) необходимо использовать специальные приспособления для
облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги,
подъемники для больных и т.п.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблаго­приятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алго­ритму действий.

Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных же­лез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппара­ты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лу­чевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, при­меняемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить ин­дивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источ­ником излучения все манипуляции нужно выполнять по возмож­ности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сест­ры является противопоказанием для подобного рода услуг.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и дру­гие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицин­ского персонала:

• ультрафиолетовые и инфракрасные;

• магнитные и электромагнитные;

Для профилактики их повреждающего действия на человече­ский организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправно­стью.

При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

1. Технические средства защиты от короткого замыкания (ав­томатические или пробочные предохранители) в электросети долж­ны находиться в исправном состоянии. Категорически запреща­ется использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).

2. Перед использованием электроприбора нужно изучить ин­струкцию по его эксплуатации.

3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состо­янии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осущест­влять только специалисты.

4. Следует применять только заземленное оборудование.

5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих эле­ментов электросети.

6. Элементы электросети, электрооборудование и электропри­боры можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.

7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использова­нием убеждаются в их целостности.

8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сна­чала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штеп­сель, потянув за шнур.

9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с
непроводящими электрический ток полами. Их не следует экс­
плуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или
на открытом воздухе.

10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну
розетку несколько электроприборов.

Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал под­вергается воздействию разных групп токсичных веществ, содер­жащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит — раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него ток­сичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктив­ную функцию. Особенно часты различные аллергические реак­ции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздей­ствия токсичных веществ.

1. Следует получить полное представление о применяемых пре­паратах: химическое название, фармакологическое действие, по­бочные эффекты, правила хранения и применения.

, 2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, облада­ющие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящи­ми средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы. 3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если рези­новые перчатки у людей с повышенной чувствительностью прово­цируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвини­ловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химически­ми веществами.

3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств долж­но осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

5. Не следует применять препараты местного действия незащи­щенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажня­ющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических ве­ществ.

7. При несчастных случаях, если препарат попал:

• в глаза — немедленно промывают их большим количеством холодной воды;

• рот — сразу же промывают его водой;

• на кожу — его немедленно смывают;

Биологические факторы риска.К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования дости­гается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работа­ющего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциштьно инфицированным биологическим мате­риалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функцио­нальных помещениях и отделениях требует индивидуальной противо-инфекционной защиты и соблюдения правил техники безопас-160

ности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отрабо­танною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности про­ведения текущих и генеральных уборок.

В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важ­нейших требования:

1) сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

2) исключение внутригоспитальных заражений;

3) исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреж­дения.

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: орга­низатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Еже­дневное неукоснительное выполнение требований санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического режима в ходе исполне­ния своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ,

Следует помнить следующие основные моменты, способству­ющие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпиде-миологического режима:

• сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;

• около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мы­лом;

• следует ежедневно принимать после окончания работы с боль­ным гигиенический душ;

• даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;

• оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна ис­пользовать индивидуальные средства защиты согласно действу­ющим правилам;

• убирать помещение, где находится больной, следует в рези- * новых перчатках;

• ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;

• прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. его необходимо вымыть так же, как и руки;

• если у пациента имеется инфекционное заболевание, переда­ющееся воздушным путем, необходимо работать в маске; •• анИ е своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

3) понимание важности и значимости своей профессии;

4) оптимизм _ умение сосредоточиться на том положитель­ном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Синдром прс*ф есС1Ю нального выгорания. Это сложный психоло­гический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально на­сыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми паци­енты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начи­нает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание — это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хроническо­го стресса, выз иаН ного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания по­вышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если рабо­та является убежищем от остальных сторон жизни и профессио­нальная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельно­сти медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.

В и н а перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.

С т ы д за то ч что результат работы не такой, как хотелось.

О б и д а на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской Пестры.

С т р а х тог 0 , что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут Не понять коллеги и пациенты.

Синдром профессионального выгорания — это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые и м е ю т сущест­венные индивидуальные различия у каждого конкретного чело­века. Выгорание является очень индивидуальным пропессом, по-163

HOMV 1-с симптомы появляются неодновременно и с разной сте­пеньювыраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общеечувство усталости, неприязни к работе, общего неопреде-

|.МНОГО чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры раз­вивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаи­моотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведен­ного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании рабо­ты она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами ме­дицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угро­зы распада семьи.

Выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распо­знать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессио­нального выгорания.

На первой стадии выгорания человек истощен эмоцио­нально и физически и может жаловаться на головные боли и об­щее недомогание.

Для второй стадии выгорания у медицинской сестры мо­жет развиться отрицательное и обезличенное отношение к лю­дям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негатив­ные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разби­тости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

Заключительная, третья стадия (полное выгорание), ко­торая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным от­вращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляе­мой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосре­доточиться.

Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касает­ся не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою про­фессиональную деятельность, также подвержены этому синдро-

му. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеали­зированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожида­ний и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможно­стей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собст­венными реальными достижениями.

Профилактика развития синдрома профессионального выго­рания достигается использованием методов мышечной релакса­ции и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тре­нировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим при­емам желательно проводить под руководством специалиста-пси­холога в кабинете психологической разгрузки.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику психосоциальных факторов риска.

2. Перечислите мероприятия по обеспечению режима эмоциональ­ной безопасности в ЛПУ.

3. Назовите факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

4. Каковы правила обеспечения безопасности больного?

5. Охарактеризуйте физические факторы риска для медицинской се­стры в ЛПУ.

6. Каковы способы зашиты от радиоактивного излучения?

7. Дайте обоснование технике безопасности при работе с электро­приборами.

8. Опишите химические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

9. Каковы профилактические меры, уменьшающие воздействие ток­сичных веществ?

10. Охарактеризуйте биологические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

11. Назовите психологические факторы риска для медицинской сест­ры в ЛПУ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .

источник