Меню Рубрики

Индивидуальные различия реагирования на стресс

Первую попытку связать индивидуальные реакции на стресс с личностны­ми особенностями сделали М. Фридман и Р. Розенман (Friedman, Rosen-man, 1959). Они отметили некоторые характеристики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями: наличие высокой соревновательно­сти, враждебности, нетерпения, большой подвижности, быстрой речи, от­сутствие желания выслушать другую точку зрения. Авторы выделили та­ких людей в отдельную группу и назвали ее тип А. Всех прочих они отнесли к типу Б.

Существуют и другие особенности, увеличивающие вероятность разви­тия заболевания. К ним относится, в частности, тип копинга, используемый в стрессовой ситуации. Например, в одном из экспериментов всех испыту­емых обезьян кормили продуктами с высокими концентрациями холесте­рина, что повышало вероятность развития сердечно-сосудистых заболева­ний. К тому же обезьяны находились в ситуации, где постоянно существо­вала угроза их поимки. Однако атеросклероз возник не у всех животных. Было показано, что обезьяны, которые обнаруживали максимальный страх, быстрее заболевали.

Выученная беспомощность

Не всегда личностные особенности имеют решающее значение в выходе из стрессовой ситуации. В отдельных случаях обстоятельства роковым образом изменяют личностные особенности. Это хорошо демонстрирует экспери­мент с выученной беспомощностью (Seligman, Beagley, 1975). Суть его заклю­чается в том, что две группы животных обучаются в двух различных ситуа­циях. Одной группе вслед за действием условного раздражителя, например, звука, в качестве отрицательного подкрепления подается на пол клетки ко­роткий, но сильный удар электрическим током. Очень скоро животные на­чинают связывать звук с безусловным подкреплением и обучаются эффек­тивно избегать удар, подпрыгивая в этот момент, цепляясь за боковые ре­шетки и т. д.

Другой группе также предлагается условный сигнал, за которым следует удар электрическим током, однако особенности подкрепления несколько изменены: какие бы действия ни предпринимало животное, оно все равно получит удар током. Этот вариант, таким образом, отличается наличием не­избегаемого негативного подкрепления. При появлении условного сигнала жи­вотные второй группы через некоторое время перестают искать выход из си­туации и обнаруживают тип поведения, который называется выученной бес­помощностью: они становятся пассивными в любых новых ситуациях, спо­собность к обучению резко падает, утрачивается любопытство (Seligman, Beagley, 1975). Таким образом, они обучаются тому, что их активность не поможет им выбраться из создавшегося положения. Они будут ждать помо­щи других.

Рис. 3.7. Распределение испытуемых опытной и контрольной групп по числу хронических заболеваний (Николаева и др., 1996).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Типы стресса разделяют по степени воздействия на личность, каждый вид может иметь как положительное, так и негативное влияние. Травмирующий фактор вызывает определенные реакции на эмоциональном и физическом уровне. Стрессовое поведение зависит от личностных особенностей, каждый индивид по-разному ведет себя в напряженных и экстремальных условиях. Разберем основные вопросы реагирования человека на стресс.

Стресс появляется при появлении угрожающих человеческому организму и психике условиях. Существуют следующие виды негативных выражений:

  1. Длительный травмирующий стрессор. На личность критически действует долговременная эмоциональная нагрузка. Это может быть затянувшийся конфликт с руководителем, ссоры из-за проживания на одной территории, болезнь родственника и иные причины.
  2. Физиологическая травма. В этом случае проявляется влияние внешних воздействий. В эту группу входит холод, жара, физическое перенапряжение, голод. Виды реакций на физиологический стресс проявляются в виде физической и моральной усталости, раздражения, присутствует изнеможение и общая слабость.
  3. Отрицательные переживания, связанные с человеческими взаимоотношениями, называют психологической травмой. В нее входят ситуации реагирования на обман, предательство, измены.
  4. Экстремальная стрессовая нагрузка. В группу входят события, которые угрожают безопасности человека. Аварии, экологические катастрофы, преступления, тяжелая болезнь, авария, война, вынужденная эмиграция и другие тяжелые условия жизни.
  5. Информационная перегрузка. Напряжение возникает из-за влияния информационной составляющей, человек обладает большой ответственностью и вынужден ежедневно принимать важные решения. Подобный тип стрессового переживания возможен в ряде профессий. Например, диспетчера, часть руководителей, врачи-хирурги и другие.

Вышеописанные травмирующие факторы вызывают у людей, которые им подвержены, определенные виды реакций. Они имеют установленные симптомы и признаки.

Стресс-факторы вызывают ряд эмоциональных и физических реакций организма.

Виды эмоциональных реакций:

  • агрессия;
  • регулярные приступы гнева;
  • раздражительность без причины;
  • обиды, плаксивость, жалость к себе;
  • панические атаки, чувство страха;
  • трудности со сном.

Эмоции могут меняться, затяжное переживание самым отрицательным образом сказывается на психике, состояние переходит в депрессию, апатию, появляются симптомы невроза. Успешное разрешение кратковременной стрессовой ситуации снимает эмоциональные проявления, но для некоторых видов стресса требуется помощь специалиста.

  • головная боль;
  • усталость;
  • боль в грудном отделе;
  • сухость во рту;
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • усиленный или пониженный аппетит;
  • тики, заикание.

Если экстренная угроза исчезает, то физиологическая проявления возвращаются в норму. При длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические , развиваются болезни.

Виды реагирования на травмирующий фактор сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности. Имеет значение темперамент, характер человека, уровень самооценки и родительские установки.

Есть ряд исследований, проводящих связь между темпераментом и типами реакций на критическую ситуацию.

  1. Люди со слабой нервной системой, меланхолическим темпераментом при стрессовых событиях испытывают тревогу, невротическую тревожность, сильный испуг. Они склонны к самообвинению и паническим настроениям, часто у них нет сил на борьбу. Во многих случаях начинаются бессонница, проблемы со сном.
  2. Холерический тип личности выдает следующий набор реакций: гнев, протест, агрессивность. Гневные чувства порождают развитие язвы желудка, гипертонии. Холерики зависимы от успеха, тяжело переживают неудачи, они очень боятся совершить ошибку.
  3. Флегматический тип темперамента в напряженных ситуациях сохраняет самообладание, подавляет эмоции, игнорирует проблему. Они склонны заедать проблему, что приближает их вес к критическому показателю, нахождение в длительной травме. Стресс-факторы у флегматиков замедляют мыслительную деятельность, присутствует вялость, пересыпание.
  4. Люди с преобладанием сангвинического темперамента реагируют на стресс с оптимизмом, могут протестовать, но всегда уверены в собственной ценности. Сангвиники обладают сильной нервной системой, поэтому легко справляются с отрицательной эмоциональной нагрузкой.

Немаловажное значение на проявление эмоциональных реакций при стрессе оказывает уровень самооценки. Заниженная оценка себя, неуверенность в своих возможностях увеличивает состояние тревоги и паники при напряженных жизненных моментах. Есть данные, что отрицательная самооценка влияет на показатели экзаменов, учащиеся не справляются с волнительной нагрузкой, получают низкие баллы.

На типы реакций при стрессе влияют родительские установки. Некоторые психологи утверждают, что сценарий поведения при травмирующем факторе человек черпает от родителей.

Ребенок впитывает родительские примеры, а потом неосознанно повторяет их во взрослой жизни.

Так, один человек будет при стрессе молча глотать обиды, другой прибегнет к алкоголю, третий – начнет искать путь оптимизации. Разобраться в жизненном сценарии можно с помощью психолога или при самостоятельном анализе.

Стресс-фактор вызывает различные эмоциональные проявления, они сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Психологи подмечают, что негативные раздражители могут существовать на самом деле, например, развод, но и быть надуманными. К надуманным ситуациям относятся реакции на то или иное поведение окружающих. Стрессовая реакция проявляется в зависимости от типа личности, родительских установок. На реагирование влияют особенности характера и темперамента.

источник

Что является причиной стресса? Причина стресса складывается из двух составляющих:

Во многом развитие стрессовой реакции обусловлено природой стрессора.

Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

Различные психологические и социальные характеристики стрессора, его качественные и количественные особенности, отношение к личности и многое другое, не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.

В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

Природа стрессора, как правило, определяет терминологическую характеристику стресса (эмоционального, физического, интеллектуального и др.). В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных варианта стресса:

Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена как генетическими, так и индивидуально-личностными качествами. Что касается специфичности и неспецифичности ответов при действии разных стрессоров, то, как было сказано раньше, по мнению Селье, всякий стимул, вызывающий адаптационные реакции организма, обладает специфическими и неспецифическими действиями.

Стрессовые реакции могут быть:

Физиологические механизмы стресса мы рассмотрим далее.

Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения,и др. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.

Теперь, когда вы знаете, что такое стрессор и стрессовая реакция, дадим определение самому стрессу.

В настоящее время термин «стресс» употребляют весьма вольно. Появилось множество противоречивых формулировок этого понятия. Однако следует подчеркнуть, что стресс — это не просто нервное напряжение, неверно отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.

Разные исследователи определяли стресс по-разному. Некоторые говорили, что стресс — это стимул, другие — что это реакция, остальные же утверждали, что это — целый спектр взаимодействия разных факторов.

Г. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.

Мэйсон описывает стресс, выделяя разные способы употребления самого слова стресс. Стресс может пониматься как:

1. Стимул. Это наше определение стрессора.

2. Реакция. Это наше определение стрессовой реакции.

3. Весь спектр факторов взаимодействия.

4. Взаимодействие стимула и реакции.

Еще есть точка зрения, согласно которой стресс определяется как разность между давлением и адаптивностью. То есть стресс = давление — адаптивность.

Мы будем определять стресс как комбинацию стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность. Чтобы лучше понять это, представьте следующую ситуацию: двух человек уволили с работы. Для первого это катастрофа: «Как я буду обеспечивать семью? Чем платить за жилье?» Второй воспринимает увольнение более спокойно: «Да, нехорошо, что меня уволили. Но, по правде говоря, мне никогда не нравилась эта работа. Это послужит стимулом, чтобы подыскать работу мне по душе». Как вы видите, стрессор (увольнение) обладает способностью к инициации фи-зиологического возбуждения, но к такому результату приведет лишь образ мыслей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определению, этот человек переживает стресс. Второй человек тоже столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не произошло. И этот человек не подвергся стрессу.

Важно отметить, что стрессором может выступать не только некое очень негативное, неприятное событие жизни, но и нечто позитивное, требующее адаптации к неким произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого в семье, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак). Еще Селье указывал на то, что не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции — эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс. Таким образом, благодаря такому разделению под эти понятия попадают почти все физиологические явления, в том числе и сон. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть. И поэтому, даже если это было бы возможно, мы не должны исключать из нашей жизни все виды стрессовых воздействий.

Оптимальная цель — ограничить вредоносный эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни. Ряд исследователей обнаружили, что отношения между стрессом и болезнью можно изобразить в виде U-образной кривой, как показано на рис. 1. Если стрессовое воздействие сильно, то и серьезность заболевания будет соответствующей. Однако данная кривая также указывает на то, что тяжелое заболевание может возникнуть даже в течение минутного стресса. Эти же исследователи обнаружили, что существует оптимальный уровень стресса — не слишком много и не очень мало, который имеет профилактический характер.

Читайте также:  Сильно потеет лицо при стрессах

Существует закономерность протекания стрессовой реакции во времени: еще Селье выделил три фазы в развитии стресса.

Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.

Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

Эту закономерность можно проиллюстрировать следующими примерами.

Во время ВОВ солдаты редко болели, настолько они были мобилизованы внутренне; но после войны, заболевания так и сыпались на них, причем появились такие болезни, о которых раньше никто и не слышал.

В 1992-93 гг. больницы опустели: общество находилось в состоянии стресса из-за быстрых экономических, социальных и политических перемен. Но в 1994-95гг. — больницы были переполнены.

Л.А. Китаев-Смык выделяет четыре субсиндрома стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, становятся фазами развития стресса.

Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром, затем следует вегетативный. После них преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Первые два этапа адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных ситуациях.

Есть и некоторые универсальные данные по всей популяции о том, какие стрессоры являются максимально, а какие минимально воздействующими на человека.

Ниже приведена градации степени тяжести событий, предложенная Фоминым, в соответствии с давлением, оказываемым на психику. Если за год человек набрал в среднем до 300 баллов по шкале Фомина, то это говорит о том, человек не в состоянии эффективно выходить из стрессовой ситуации. Рано или поздно он подходит к черте, за которой начинаются депрессия и болезни.

Градации степени тяжести событий (по Фомину)

Смерть партнера (мужа, жены) 100

Разлад в супружеской жизни/разрыв 65

Смерть близкого члена семьи 63

Серьезная травма или заболевание 53

Примирение и другие перемены в семейной жизни 45

Изменение в достоянии здоровья члена семьи 44

Появление нового члена семьи 39

Изменения в финансовом состоянии 37

Перевод на другую работу 36

Серьезные разногласия с партнером 35

Приближение срока уплаты долга 30

Перемена в ответственности по месту работы 29

Уход сына или дочери из родного дома 29

Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью) 29

Исключительный личный поступок или достижение 27

Поступление в школу или ее окончание 26

Перемена в условиях жизни 25

Проблемы и конфликты с начальством 23

Изменение рабочего времени или условий работы 20

Перемена в общественной деятельности 18

Перемены, связанные со сном и режимом дня 15

Перемены в привычном образе питания 13

Проступок (штраф за проезд без билета и т.п.) 11

Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:

1. Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психического расстройства. Например, это реакция горя или посттравматическое стрессовое расстройство, о котором мы будем говорить в наших следующих лекциях.

2. Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении).

3. Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).

4. В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..

Раздражитель может стать стрессором не напрямую (как холод, голод, сильный физический раздражитель), а в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю. Например, звук чужих шагов за спиной может оказаться сильным стрессором для человека, когда он идет ночью один по пустынной улице.

Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на реадаптацию:

— повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;

— критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;

— хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

Выводы по второму вопросу.

Мы не являемся беззащитными перед стрессом: всегда промежуточным звеном между стрессором и нашей реакцией на него является когнитивная интерпретация происходящего, приписывание ему того или иного психологического смысла. В этой идее заложена одна из возможностей борьбы со стрессом, которая выражается общеизвестным правилом: «Если ты не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней».

Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия стрессора. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. В случае долговременного, хронического стресса происходит накопление, кумуляция эффекта, которая может привести к развитию заболеваний, вызываемых стрессом, острой вспышке – аффективной разрядке напряжения. Реабилитация человека, находящегося в состоянии хронического стресса, требует большого количества времени.

источник

Чтобы наше представление о причинах производственных стрессов было полным, необходимо принять во внимание и индивидуальные особенности людей, делающие их уязвимыми для стрессов. Не все люди одинаково подвержены действию стрессоров. Источник стресса, способный сломать жизнь одному человеку, останется не замеченным его коллегой.

Выше мы уже упомянули о двух факторах, способных уменьшить восприимчивость человека к стрессу: высокий уровень удовлетворенности работой и контроль над тем, что и как он делает, и над условиями, в которых трудится, однако перечень переменных, от которых зависит наша восприимчивость к воздействию стрессов, ими не исчерпывается. Одним из факторов, влияющих на то, как человек справляется со стрессом, является социальная поддержка, наши семейные и социальные контакты. Человек, который живет один или не имеет эмоциональных связей с окружающими, — более легкая добыча для стресса, нежели человек, связанный крепкими узами с родными, друзьями и коллегами. Поддержка семьи способна компенсировать негативные чувства, которые вызывает работа, стать источником самоуважения и помочь осознать собственную значимость и ценность. Социальная поддержка коллег — сплоченная группа или хорошие отношения с шефом — тоже могут уменьшить негативные последствия стресса.

Результаты исследования, проведенного в Германии с участием 543 рабочих, свидетельствуют о том, что социальная поддержка, оказанная руководителями, снижает симптомы таких последствий воздействия социальных производственных стрессоров, как депрессия. Согласно результатам другого исследования, также проведенного в Германии, но с участием 90 рабочих, социальная поддержка со стороны руководителей, коллег, друзей и членов семьи делает значительно менее острыми психологические и физические последствия как производственных стрессов, так и стрессов, пережитых вне работы.

При отсутствии социальной поддержки риск заболеть сердечным заболеванием возрастает. Общее правило таково: чем меньше человеку помогают, тем выше вероятность того, что он заболеет. Установлена прямая связь между уровнем социальной поддержки в течение рабочего дня и артериальным давлением. Результаты наблюдений над мужчинами и женщинами, занятыми в разных сферах, говорят о том, что уменьшение социальной поддержки приводит к повышению артериального давления, а увеличение — к его нормализации.

Общее физическое состояние и подверженность стрессам взаимосвязаны. Более здоровые люди меньше страдают от производственных стрессов и от их последствий, чем те, чье здоровье оставляет желать лучшего. Физические упражнения — хороший способ улучшить качество жизни. Во многих компаниях есть тренажерные залы, облегчающие персоналу борьбу со стрессами.

Уровень нашего профессионализма способен сделать нас более или менее устойчивыми к воздействию стрессов. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, нежели те, кто уступает им в квалификации. Возможно, вы сами замечали это на примере своих соучеников: обычно перед экзаменом больше нервничает тот, кто чувствует, что не очень хорошо владеет материалом.

Физиологические механизмы кратковременной памяти

Существует несколько гипотез о механизмах кратковременной памяти. Установлено, что запоминание любой информации начинается с электрофизиологических процессов в нейронных сетях головного мозга (возникновение ВПСП, потенциала действия, выделение различных медиаторов в синаптическом аппарате мозга). Поэтому считается, что в основе механизма кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов и, в частности, циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям.

Результаты применения в лечебных целях электрошока, заключающегося в сильном электрическом воздействии на головной мозг, показали, что после него, так же как и после механической травмы мозга в результате сотрясения, наркоза, ушиба, наблюдается ретроградная амнезия, впервые изученная русским психиатром С.С. Корсаковым (синдром Корсакова).Человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг, тогда как воспоминания о более ранних событиях у него сохраняются. По длительности ретроградной амнезии можно судить о времени консолидации памяти (от лат. consolidatio упрочение, укрепление, объединение), т.е. времени перехода кратковременной памяти в долговременную.Консолидация памяти начинается обычно через несколько минут.

Наблюдения за развитием состояния ретроградной амнезии у человека позволили Р. Лоренте де Но сформулировать одну из первых гипотез о механизме кратковременной памяти – гипотезу реверберации (циркуляции) возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов (нейронным ловушкам).Известно, что аксоны нервных клеток соприкасаются не только с дендритами других клеток, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки (рис. 109). Благодаря такой структуре нервных контактов, появляется возможность циркуляции постепенно нервного импульса по кругам разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги реверберирующего (ослабляющегося) возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Энграмма –это являющийся структурной основой формирования и закрепления следов памяти ансамбль нейрональных и глиальных элементов, объединенных синаптическими механизмами. В психофизиологии энграммой также часто называют сам след памяти.

Считают, что в замкнутых нейронных цепочках циркуляция длится минутами, сохраняя информацию в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону. До тех пор пока циркуляция продолжается, сохраняется нейронный след одействии того или иного раздражения на организм в прошлом. Торможение, возникающее в каком-либо одном нейроне цепи, может прервать реверберацию возбуждения.

С гипотезой реверберации непосредственно связана гипотеза А.С. Батуева о двух нейронных системах, обеспечивающих оперативную память. Одна система, включающая «нейроны памяти», работает на эстафетно-реверберационном принципе передачи информации. При этом отдельные группы нейронов памяти вовлекаются друг за другом, представляя собой своеобразные нейронные ловушки, поскольку возбуждение в них циркулирует в течение 1,5–2 с. Вторая система обеспечивает надежность переходных процессов: переключение информации с сенсорных нейронов на «нейроны памяти» и далее на нейроны «моторных программ» и т.д. Их взаимодействие позволяет эффективно запоминать текущую информацию.

С позиций гипотезы реверберации легко объясняется феномен ретроградной амнезии. Развитие амнезии при травмах головного мозга, при электрошоке возникает вследствие грубого нарушения ритмической активности в цепочках взаимосвязанных нейронов.

Гипотеза реверберациисогласуется с повседневным опытом, свидетельствующим о том, что для обучения необходима практика,т.е. неоднократное сознательное повторение информационного материала. Однако реверберационная гипотеза не дает ответа на ряд вопросов. В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда, согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть.

В настоящее время появляется все больше данных, что кратковременная память может реализовываться нервной системой без реверберации. Тем не менее, считается, что запоминание начинается с электрофизиологических процессов (выделение медиаторов, образование ВПСП и потенциала действия), поэтому кратковременную память по механизму ее происхождения часто называют электрофизиологинеской памятью. Введение в мозг животным веществ, блокирующих движение через мембраны нейронов ионов натрия и калия, нарушает ранние этапы формирования памяти во время обучения, что свидетельствует о важной роли электрофизиологических процессов в формировании кратковременной памяти.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 189 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Невозможно связывать стресс непосредственно с характеристиками среды. Это объясняется тем, что, возникая при воздействии широкого круга стрессоров, индивидуальная значимость их может существенно варьировать. Иными словами, стресс представляет собой определенное состояние, он выступает не как нечто навязанное извне, а как ответ организма на внутренние и внешние процессы, которые напрягают физиологические или психологические интегративные способности до степеней, близких к пределу или превышающих его.

Известно, что одни люди более, другие менее предрасположены к дистрессу. Для одних свойственно активное поведение при стрессе, для других — пассивное. По мнению Г. Селье, это связано с индивидуальными различиями гормональной продукции при стрессе. В исследованиях стресса все больше уделяют внимание индивидуальным различиям между людьми и пытаются коррелировать психофизиологические изменения (биохимические, гормональные) с конкретными социальными условиями, провоцирующими возникновение стрессорной реакции.

Читайте также:  Сильно давит сердце при стрессе

Лица, имеющие внутренний контроль за своей деятельностью — «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстерна- лы» с внешним контролем (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, полагающиеся на случай, судьбу). Установлено, что при стрессе увеличение гормона роста в крови происходит только у людей, характеризуемых высокой степенью эгоизма. У невротических личностей при психоэмоциональном стрессе обнаружено увеличение в крови как кортизола, так и гормона роста. Повышение при стрессе уровня кортизола в крови выявлено у лиц, склонных к оборонительному поведению, хотя они были общительны и у них не отмечалось чувства тревоги. Возрастание содержания гормона роста наблюдалось у испытуемых с такими чертами личности, как враждебность, склонность к преувеличению и т.п.

Кроме обозначенного и рассмотренного выше подхода к теории стресса, существует еще достаточно распространенная и достаточно популярная когнитивная трансакциональная теория стресса. Рассмотрим, в чем ее суть. Р. Лазарус и С. Фолькман определяли поведение как результат трансакций между человеком и средой и их взаимодействие. Р. Лазарус выступал с критикой известной теории стресса Г. Селье, считая что стресс следует рассматривать как связь между личностью и средой, которая оценивается как испытывающая или как угрожающая благополучию. Стресс рассматривается как особая динамическая связь между личностью и средой. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название «копинг». Англоязычное слово «копинг» вошло в русский научный оборот как преодоление чего- либо, возвращение на оптимальные позиции, совладание со стрессом и психологическая профилактика стресса, более четко ограничив понимание стрессоустойчивости, чем это можно описать в более общих терминах, например «адаптация» и «гомеостаз». X. Ремшмидт обозначает этим термином процесс конструктивного приспособления.

Как известно, понятие стресса заимствовано психологами у физиологов. Ганс Селье и его школа обосновали физиологическую теорию стресса и дали глубокий анализ изменений в организме под воздействием отрицательных стимулов. Популяризация понятия стресса привела к некорректному перенесению термина из биологии и медицины в его физиологическом понимании к применению в сфере психологии и смешении подходов к изучению этого явления. Р. Лазарус предложил различать физиологический и психологический виды стресса. По его мнению, они отличаются друг от друга особенностями воздействующего стимула, механизмом возникновения и характером ответной реакции.

Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза организма. Восстановление гомеостатической устойчивости осуществляется висцеральными нейрогуморальными механизмами.

Психологический стресс, по мнению Р. Лазаруса, обусловлен значительностью внешней ситуации для субъекта, интеллектуальными процессами, личностными особенностями. Психологические факторы обусловливают характер ответной реакции, всегда индивидуальны и непредсказуемы. Другим сложным вопросом в теории стресса и вызывающим разногласия между психологами является соотношение эмоций и стресса. Эмоциональное переживание и эмоциональная насыщенность выделяется в качестве основной характеристики состояния стресса. Неудивительно, что некоторые исследователи стали отождествлять понятие стресса и эмоций, расположив понятие стресса вместе с другими психическими состояниями: аффектами, чувствами, тревожностью и т.д. и т.п.

Р. Лазарус исходит из того, что стресс есть особое состояние и в его структуру наряду с эмоциями включаются компоненты мотивации, интеллектуальные и перцептивные особенности. Таким образом, мы обозначаем стресс как комплексное состояние организма, характеризующееся повышенной напряженностью, возникающее независимо от сознания человека и протекающее на сознательном, бессознательном уровнях психики и вызывающее изменение на физиологическом уровне.

Обозначив стресс как психическое состояние, обратим внимание на то, что психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой личности. В структуру психического состояния входят определенные модальности переживаний, изменения протекания психических процессов, соматических состояний, личностные и характерные особенности. Психические состояния детерминируются внешними воздействиями.

Если признать стресс как сложное психическое состояние, возникает вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, так как известно снижение управляемости организма при стрессе. В обычной ситуации поведение человека (и взрослого, и ребенка) хорошо регулируется со стороны сознания. С нарастанием напряженности (усиления стрессовой ситуации) резко усиливается роль бессознательных компонентов психики. Бессознательное проявляется в неадекватности поведения, искажении в эмоциональной и аффективной сферах. Поэтому столь важной является проблема именно преодоления стресса, изучение механизмов, влияющих на снижение негативных последствий его воздействия на организм.

Все крупные теоретические направления разрабатывали методы снижения негативного влияния стресса, а также фрустраций и психических травм. Прогностически более удобны (как уже указывалось выше) когнитивистские теории, чем психоаналитические. По Р. Лазарусу, стресс и копинг — два неразделимых, постоянно действующих в психике человека процесса. Резкое нарушение равновесия двух составляющих приводит к потере адаптации и страданию индивида. Копинг выполняет две основные функции: регуляции эмоций и управления проблемами, вызывающими стресс. Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорция каждой из них изменяется в зависимости от того, как ситуация оценивается. Копинг эмоций редуцирует эмоциональное напряжение — эмоциональный компонент стресса.

Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяются как копинг-проблемы. Другими словами, согласно Р. Лазарусу копинг — это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованием среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.

Значит, если стресс — это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то копинг — это восстановление равновесия.

Р. Лазарус отмечал, что не любое воздействие среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее. Поведение, направленное на уменьшение негативного воздействия внешней среды, стали называть копинг-поведением.

Со второй половины XX в. в зарубежной психологии появляются работы, посвященные копинг-поведению. Представители глубинной психологии описывают копинг-процессы как процессы ЭГО, направленные на формирование полноценного ЭГО, которое отвечает за продуктивную адаптацию. Используя работу с защитными механизмами (первичные и вторичные защиты), представители этого направления развивали способности к адекватному преодолению проблем и трудностей повседневной жизни.

Подход психологов-бихевиористов определяет копинг как качества личности, которые предполагают использование относительно постоянных вариантов ответа на стрессовые ситуации. Они выделили три способа совладания со стрессовой ситуацией: оценка ситуации; вмешательство в ситуацию; избегание.

Третий подход: С. Фолькман и Р. Лазарус и их последователи обозначают копинг как когнитивное и поведенческое усилие личности по снижению влияния стресса. Они выделили две важные формы копинг-поведения: активную и пассивную. Активная форма копинг-поведения — целенаправленное устранение или изменение влияния стресса.

Пассивное копинг-поведение определяется включением защитных механизмов, редуцирующих эмоциональное напряжение.

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личного опыта (копинг-ресурсы личности). Поэтому преодолевающее стресс поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий с копинг-ресурсами.

Копинг-стратегии — это актуальные ответы личности на воспринимаемый стресс-фактор, это способы управления стресс- факторами.

Копинг-ресурсы бывают личностные и средовые. Например, социальная поддержка рассматривается как важный копинг-ресурс.

С. Фолькман выделяет следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость и т.д.), психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.), социальные (индивидуальная социальная сеть и другие виды социально- поддерживающей системы) и подразделяет их на два вида копинг- ресурсов: личностные и средовые.

В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; Я-концепция; локус контроля; аффилиация; эмпатия; ценностная мотивационная структура личности. Эта концепция становится одним из ведущих направлений теории стресса, умение преодолевать стресс рассматривается как фактор, помогающий личности поддерживать социальную адаптацию в период воздействия стресса. В ней придается очень большое значение развитию когнитивной сферы, влияющей на эмоциональное состояние. Когнитивная сфера подразделяется на информационную когнитивную активность (знания о мире) и оценочную когнитивную активность (представление о себе в мире, об отношениях себя и мира). Кроме того, различают два вида когнитивной активности: первичную и вторичную.

Первичная оценка характеризует три вида стресса:

  • а) вред (ущерб), отражающий связь с предшествующим опытом;
  • б) угроза, отражающая предвкушаемый ущерб;
  • в) вызов, обращенный к потенциальным ресурсам личности.

Вторичная оценка определяет, как можно повлиять на негативные события, и позволяет выбрать защитные психологические механизмы.

Различают три основных типа копинг-стратегии: 1) психологические механизмы защиты; 2) прямые действия — нападение или бегство, аффективно окрашенные действия (гнев или страх); 3) без- аффективное поведение.

Трансакциональная когнитивная теория стресса Р. Лазаруса получила широкое признание на Западе и как теоретический подход, и как психотехника.

источник

Индивидуальные различия по отношению к стрессу обусловлены во многом своеобразными личностными особенностями человека. Выделяются 6 диснозиционных типов личности, которые по-разному реагируют на стресс. Определите, к какому типу вы себя относите.

  • 1. Честолюбивый тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха. В основном это менеджеры, которые энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы надело. Причинами стресса для них становятся перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса: бессонница, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение и потребление алкоголя.
  • 2. Спокойный тип. К нему относятся безмятежные, спокойные люди; они ориентированы на прошлое, мечтательны и малоактивны, соблюдают баланс между работой и домом, отличаются низкой уязвимостью к стрессу. Причинами стресса могут стать или другие люди, или требования профессиональной жизни, которые нарушают размеренное течение жизни.
  • 3. Совестливый тип. К этому типу относятся люди мелочные, дотошные, педантичные, тщательные, догматичные и стабильные, консервативные и обязательные. Они верят авторитетам и подчиняются традициям. Причинами стресса для них оказываются в первую очередь другие люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения. Им свойственна средняя степень уязвимости по отношению к стрессу. Но они очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности.
  • 4. Неотстаивающий тип. К этому типу принадлежат люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим и избегать межличностных конфликтов, боятся конфронтации и проблемных отношений с другими. Вообще испытывают внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, что и служит частой причиной стресса.
  • 5. Жизнелюбивый тип. Люди, относящиеся к этому типу, жизнелюбивые, сильные, энергичные; живут полноценной жизнью, жаждут новых событий и впечатлений; импульсивные и рискованные; для них характерна частая смена интересов. Причинами стресса для людей этого типа выступает рутинная скучная работа и чрезмерное внутреннее напряжение, которое существенно повышает уязвимость к стрессу.
  • 6. Тревожный тип. Люди, принадлежащие к данному типу, отличаются высокой уязвимостью к стрессу, испытывают беспокойство по поводу возможных неудач, ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют, характеризуются высоким внутренним напряжением при низкой самооценке. Причинами стресса для тревожного типа личности оказывается ответственная работа и резкие изменения в жизни.

Выводы. Повышенный интерес к рабочим стрессам связан с их негативными последствиями и влиянием па психическое здоровье работников, организационную среду и эффективность организации в целом. Стресс па рабочем месте имеет многофакторную природу и рассматривается как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию.

Проблема стрессов, связанных с трудовой деятельностью, представляет собой сферу пересечения многих дисциплин — от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Выделяют различные виды стрессов, возникающих в трудовой деятельности: рабочий стресс, профессиональный стресс, организационный стресс. Первый возникает из-за причин, связанных с работой, — условий груда, места работы. Второй — из-за причин, касающихся профессии, рода или вида деятельности. Третий — вследствие негативного влияния на субъекта особенностей организации, в которой он работает.

Психологическая специфика стресса зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, по и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. При этом истинные причины стресса кроются в личностных особенностях человека: его мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустой- чивости или особенностях внутриличностпой динамики.

Перечень стресс-факторов очень широк. Практически любые аспекты трудовой среды могут стать причиной стресса, если они оцениваются субъектом деятельности как превосходящие его возможности справиться с ними. Следует учитывать также и то, что любая профессиональная деятельность способна порождать психологические причины развития стресса, а любой психологический стресс впутри- и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и трудовой, активности человека.

Симптомы стресса обнаруживаются во всех сферах психики. Например, в эмоциональной — это чувство тревоги, в когнитивной — оценка ситуации как опасной, в мотивационной — мобилизация или демобилизация сил, в поведенческой — изменение привычных темпов деятельности и др.

Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000.

Гехт К. Психогигиена. М., 1979.

Куликов Л. В. Стресс и стрсссоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выл. 1 / Ред. А. А. Крылов. Ч. 1. СПб., 1995. С. 123 -132.

Читайте также:  Сильно колит сердце после стресса

Куликов Л. В., Михайлова О. А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. Выл. 3 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2001.

Небыяицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) // Управление персоналом. 2000. № 3.

Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.

Шафранова А. С. Из опыта изучения труда работников посвящения. М., 1925.

источник

реакции людей на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций;

— виды изменений психического состояния людей;

Реакции людей на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций

Обследование людей, спасшихся при взрыве продуктопровода в Башкортостане (Улу-Теляк, 04.06.1989г.) показало, что для них характерной была психогенная анестезия (не чувствова­ли боли) в течение первых 5-10 минут после взрыва, получение травм и ожогов, при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности (поэтому они и смогли спастись). У лиц с повышенным чувством ответственности (например, у должностных лиц поездной бригады) длительность психогенной анестезии в отдельных случаях достигала 15 минут, даже при общей площади ожоговых поражений до 40% поверхности тела.

Одновременно отмечалась значительная мобилизация (сверхмобилизация) психофизиоло­гических резервов и физических сил: некоторые из пострадавших выбирались из перевернутых вагонов с заклинившими выходами из купе, в прямом смысле раздирая руками перегородки кры­ши. Сразу, после того как пострадавшие покинули горящие вагоны, они организовались в неболь­шие (10-15 человек) группы, в каждой группе стихийно выделялся свой лидер, который придавал целенаправленность действиям остальных людей для спасения своих жизней и взаимной помощи.

Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, однако, если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека, так как проис­ходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными дейст­виями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от дея­тельности или гибель.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные пато­логические изменения в психической сфере (посттравматический синдром).

Среди психопатологических изменений после травм, аварий у людей чаще всего встреча­ются:

— депрессивные состояния -56%,

— общее психомоторное возбуждение -11%,

— бредогаллюционарные состояния — 5 %,

— неадекватность оценки ситуации, эйфория — 3 %,

— ночные кошмары во сне — 90 %,

— потеря желания жить и прочие проявления.

Для снятия указанных психологических нарушений требуется специальная психотерапев­тическая помощь психологов и психотерапевтов.

Среди реакций человека на воздействие психотравмирующих факторов чрезвычайной ситуации можно выделить два основных типа.

Первый тип — непатологические психоэмоциональные реакции, которые обладают психо­логическим содержанием и непосредственно зависят от ситуации (страх, психическая напряжен­ность, различные аффективные реакции, чувство тревоги и т.п.).

Второй тип реакций — патологические состояния — психогении (реактивные реакции), яв­ляющиеся болезненным состоянием, не долго выводящим человека из строя. Психопатологиче­ские нарушения, явившиеся следствием воздействия психотравмирующих обстоятельств экстре­мальных условий, имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных усло­виях.

Виды изменений психического состояния людей

Характер и интенсивность психических проявлений зависит от разных условий, при этом особое значение имеют объективные обстоятельства — факторы экстремальной обстановки: остро­та и сила их проявления, внезапность и длительность воздействия. Возникшие вследствие травми­рующих обстоятельств катастрофы психогенные нарушения, как правило, связаны с ситуациями испуга, затрагивают преимущественно эмоциональную сферу и не требуют интрапсихической пе­реработки получаемой информации.

Вероятность развития психогенных расстройств во многом зависит от субъективных фак­торов: личностных качеств человека, определяющих его готовность к деятельности в экстремаль­ных условиях; типа высшей нервной деятельности; психологической устойчивости и наличия под­держки окружающих.

Как показывают проводимые исследования, большинство людей (примерно 50 — 75 %) при возникновении экстремальных ситуаций в первые мгновения оказываются «ошеломленными» и малоактивными, теряют контроль над своими поступками. Например, очевидцы землетрясения так описывают поведения людей при этом: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспо­мощным. Люди окаменели и не двигались. Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спа­сти свою жизнь и кричали, как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в па­нике». Изучение последствий землетрясения в Спитаке показало, что в момент катастрофы у бо­льшинства пострадавших поведенческие реакции напрямую зависели от инстинкта самосохране­ния («витальные реакции с явлением сужения сознания»). Вид рушащихся зданий у многих вызы­вал состояние «двигательного ступора», которое длилось в течение 15 — 20 мин. вследствие перене­сенных потрясений у многих пострадавших возникло чувство «страха закрытых помещений», дли­тельность которого варьировала от нескольких часов до двух недель.

Однако даже в самых тяжелых условиях около 25 % людей сохраняют самообладание, правильно оценивают ситуацию, четко и решительно действуют в соответствии с обстоятельства­ми. Для сохранения адекватности в момент катастрофы не маловажное значение играет стремле­ние помочь людям, ответственность за сохранение жизни окружающих. По мнению специалистов, на способность сохранить адекватное поведение в экстремальных условиях влияет также уровень психологической устойчивости, ориентация на соблюдение моральных норм поведения, чувство сострадания, наличие жизненного опыта, состояние психологической готовности или неготовно­сти, а также различные психологические защиты и смысловая регуляция.

Следует отметить, что единого мнения о доминантах поведения в экстремальных услови­ях пока не существует. Это влечет за собой расхождение мнений и по вопросу о характере и тяже­сти психических и соматических расстройств, наступивших вследствие острой и хронической психотравматизации. Существует значительное число исследований, свидетельствующих о безус­ловной взаимосвязи между стихийными бедствиями и наступившими вследствие их воздействия нарушениями здоровья людей. Так при обследовании людей, пострадавших от наводнения спе­циалисты обнаружили через несколько месяцев после стихийного бедствия легкие психические расстройства у 12 % детей и 20 % взрослых. Через 2 года после наводнения у пострадавших были выявлены симптомы тревоги, депрессии, напряженности, возбудимости, соматические расстрой­ства, признаки социальной изоляции и изменения в моральном поведении. Через 4-5 лет эти нару­шения отмечались у 30 % обследованных. Было установлено, что у 30 % людей, перенесших ката­строфу, увеличилось потребление алкоголя, количество выкуренных сигарет — на 44 %, потребле­ние медикаментов на 52 %. При этом наиболее выраженные изменения отмечались у людей, отли­чающихся низкой толерантностью (терпимостью — лат. яз.) к стрессу.

Характеризуя психогенные расстройства, наблюдаемые при жизненоопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф, ученые считают целесообразным выделить три диагностические группы:

1) непатологические невротические реакции;

2) невротические реакции и состояния;

Каждая из этих трех групп имеет свои особенности и характеристики. Непатологические невротические реакции характери-зуются: преобладанием эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранением адекватной самооценки и способности к целенаправленной деятельности.

Психогенным патологическим (невротическим) реакциям свойственны: невротический уровень расстройств, астенический, депрессивный, истероидный и другие синдромы, снижающие адекватности оценки происходящих и своих действий. Стабилизация невротических нарушений свидетельствует о развитии невротических состояний — неврастенический и другие неврозы, при этом отмечается значительное снижение адекватности оценки происходящего и самооценки.

Реактивные психозы могут проявляться в виде острых или затяжных реактивных психо­зов. Для острых реактивных психозов характерны аффективно-шоковые реакции, сумеречные со­стояния с двигательным возбуждением или заторможенностью. Для затяжных реактивных пси­хозов присуще проявление депрессивных, параноидальных, псевдодементных синдромов.

Специалисты для дифференцированной диагностической установки при идентификации расстройств в динамике считают целесообразным выделять три фазы: предвоздействия (preimpact phase), включающая в себя ощущения беспокойства и угрозы; воздействия (impact phase), которая длится от начала чрезвычайной ситуации до момента эвакуации пострадавших из района бедст­вий, характеризующаяся доминированием среди эмоций страха; послевоздействия (postimpact phase), начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия или катастрофы. Фаза по­сле воздействия является наиболее сложной и значительной. Это связано с возникновением все новых и новых проблем перед пострадавшим в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением с семьей и т.п., что в целом может быть расценено как следующая чрезвычайная си­туация. Именно с этой фазой многие специалисты связывают формирование психогенных нару­шений, которые проявляются через значительное время после катастрофы (например, PTSD — син­дром).

В настоящее время фаза послевоздействия изучена наиболее полно. Так, в соответствии с работами Национального института психического здоровья (США), психические реакции при чрезвычайных ситуациях в этой фазе проходят 4 субфазы.

Первая субфаза — «героическая» — непосредственно связана с моментом катастрофы и длится несколько часов. Для нее характерны: альтруизм, демонстративное героическое поведе­ние, желание помочь, а также формирование ложных представлений о возможности преодолеть случившееся.

Вторая субфаза — «медового месяца», которая длится до 3-6 месяцев. Выжившие испыты­вают чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых, надеются и верят, что все проблемы и трудности вскоре будут разрешены.

Третья субфаза — «разочарования», которая длится от 1 года до 2 лет. Чувства разочарова­ния, гнева, негодования возникают вследствие крушения различных надежд.

Четвертая субфаза — «восстановления» наступает только тогда, когда выжившие осоз­нают, что им самим необходимо решать свои проблемы и налаживать свой быт.

Если фаза послевоздействия изучена сравнительно хорошо, то фаза воздействия исследо­вана в меньшей степени. Это связано с определенными сложностями в организации проведения исследований. Опыт ликвидации землетрясения в Армении (1988 г.) и катастрофы в Уфе (1989г.) позволил выделить отдельные стадии в период воздействия и первых этапов послевоздействия (период острых эмоциональных реакций).

1 — стадия ВИТАЛЬНЫХ РЕАКЦИИ длится около 15 минут и начинается с первых мгно­вений возникновения реальной угрозы жизнедеятельности. Поведенческие реакции полностью подчинены императиву (- лат. — настоятельному требованию) сохранения собственной жизни и мо­гут сопровождаться кратковременным оцепенением или выражаться двигательным возбуждением.

2 — стадия ОСТРОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ШОКА С ЯВЛЕНИЯМИ СВЕРХ­МОБИЛИЗАЦИИ. Эта стадия длится 3-5 часов и характеризуется: общим психическим напряже­нием, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия обста­новки, увеличением скорости мыслительных процессов, проявлением безрассудной смелости, особенно при спасении близких. Возможны панические реакции. Около 30 % отмечали, что в этот период они испытали подъем работоспособности и увеличение физических сил в 1,5-2 раза.

3 — стадия ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ длится до трех суток и характеризуется существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, отчаяния, депрессии и др. В этот период высока вероят­ность развития панических реакций. Большинство пострадавших отмечает возникновение этой стадии при первых контактах с получившими травмы или телами погибших, осознании масштаба трагедии, что в целом сопровождается повышением уровня стресса. Проявление второй и третьей стадии может служить яркой иллюстрацией закона Иеркса —

Додсеона Хебба, который говорит о существовании пикообразной зависимости между уровнем стресса и качеством деятельности пострадавших.

4 — стадия РАЗРЕШЕНИЯ наблюдается на 3 — 12 сутки после землетрясения (катастрофы). Происходит постепенная стабилизация настроения и самочувствия, но сохраняется пониженный эмоциональный фон, ограничены контакты с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), замедленность движений.

5 — стадия ВОССТАНОВЛЕНИЯ начинается через 10 — 12 дней после катастрофы. При этом наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, нормализуется эмоциональная окраска речи, восстанавливаются сновидения.

6 — стадия ОТСТАВЛЕННЫХ РЕАКЦИИ, которая характеризуется проявлением некото­рых психопатологических синдромов и психосоматических нарушений через 30 -40 дней после чрезвычайной ситуации.

Кроме того, помимо психогенных нарушений, диагностируемых сразу после момента чрезвычайной ситуации, существует целый ряд расстройств, которые проявляются в виде разно­образных психических и психосоматических нарушений спустя длительное время после психо-травмирующих обстоятельств. При этом их проявления носят в основном внезапный характер на фоне общего благополучия. Эти явления объединены в синдром посттравматических стрессовых нарушений (PTSD — синдром).

Ощущения людей при катастрофах — это обычные реакции на чрезвычайные ситуации. Когда люди испытывают высокие уровни стресса, их ответные реакции носят весьма индивиду­альный характер, но вполне предсказуемы. Две реакции на страх были описаны еще в начале XX века: мнимая смерть и двигательная буря. Реагирование человека на опасность, истинную или мнимую, точно соответствует законам биологии. Обездвиженность чаще присуще истерическим личностям (истерический ступор). Метаться более типично. Убегать или драться, нападая на исто­чник опасности — вот нормальная биологическая реакция на страх. Панические реакции могут воз­никнуть у совершенно нормальных людей в ненормальных обстоятельствах, как острые реакции на стресс.

Посттравматические реакции более разнообразны. Они подразделяются на 4 категории: познавательные, эмоциональные, поведенческие и соматические.

Познавательные реакции включают повторяющиеся сновидения или кошмары о бедствии; воспроизведение событий, связанных с бедствием, в своем сознании; трудности с концентрацией внимания или запоминанием; переоценка духовных или религиозных воззрений; постоянные на­вязчивые мысли или воспоминания о катастрофе или о близких, погибших при этом.

Эмоциональные реакции включают ощущения оцепенения, углубленности в свои пережи­вания или изолированности; ощущения страха и беспокойства, когда предметы напоминают чело­веку о трагедии, особенно звуки и запахи; ощущение, что пропал интерес к повседневным делам или что они не приносят радости; чувство постоянной угнетенности; вспышки гнева или чрезмер­ной раздражительности; ощущение пустоты или безнадежности в отношении будущего.

Поведенческие реакции могут включать излишнюю заботу о собственной безопасности своей семьи, изоляцию от других людей; периодическую повышенную настороженность и пугли­вость; трудности с засыпанием или продолжительностью сна; уклонение от деятельности, напо­минающей о бедствии, от посещения мест или встреч с людьми, которые вызывают трагические воспоминания; усиление конфликта с членами семьи; пребывание в постоянной занятости, чтобы не думать о происшедшем; слезливость или плач без всякой очевидной причины.

Соматические реакции могут включать бессонницу, головные боли, боли в желудке, мы­шечное напряжение, учащенное сердцебиение, перемежающуюся лихорадку. По мере накопления стресса симптомы могут усиливаться , заканчиваясь тяжелым заболеванием.

источник