Меню Рубрики

К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания

Изменения функциональных систем организма при стрессе.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления. Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

1) Изменение поведенческих реакций при стрессе

Все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

— в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны);

— уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

— нарушении речевых функций и т. д.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

2) Изменение интеллектуальных процессов при стрессе

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Чем же объясняется такая форма проявления стресса? Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что «многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты». Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

По этому поводу они пишут: «Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через «кривое зеркало»). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям».

3) Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

— повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

— повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

— снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: стресс может проявиться в форме боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают «резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.» Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс.

4) Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональная форма проявления стресса затрагивает различные стороны психики.

В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Объективные причины возникновения психологического стресса.

К числу вызывающих стресс (стрессогенных) факторов относятся ос­трые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, учебные или производственные перегрузки, конфликты в семье или на работе.

Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:

1) условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы, экология);

2) люди, с которыми он взаимодействует (строгий начальник, плохие соседи, нерадивые подчиненные);

3) социальные факторы среды (высокие цены, условия кредита, плохая власть, налоги);

4) чрезвычайные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы, болезни и травмы).

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой «объективный» стрессор. Например, он может выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам. В группу объективных причин относятся те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифицированы этим сознанием.

источник

Факторы внешней среды как стрессоры

Научный руководитель: Самоделкин Е.И.

1. Классификация стрессоров………………………………………. 4

3. Виды и формы проявления стресса………………………………..8

4. Особенности профессиональных стрессов……………………….11

Стрессор (от англ. stress — давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) — фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

Естественная реакция организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) — стресс. Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна».

В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, — постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс — состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры — любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности.

Классификация стрессоров

· Физиологические— чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов,

· Психологические — информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.,

· Внутренние (эндогенные, т.е. формирующиеся в самом организме),

Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

Типы стрессоров

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

· Фобиях (боязнь темноты, насекомых, замкнутых пространств и т.д.);

· При ощущениях надвигающейся угрозы;

· После произошедшего негативного события;

· Насильственной смерти и т.д.

Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно [20] .

Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путём, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определённые признаки опасности как нереальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

Го́лод — ощущение потребности в приёме пищи.

Голодом и насыщением заведует гипоталамус. Среди его подкорковых ядер находится особый пищевой центр. Большая заслуга в установлении этого факта принадлежит нобелевскому лауреату в области физиологии Ивану Петровичу Павлову. Задача пищевого центра — формирование пищевого поведения, то есть заботы о постоянной сытости. Пищевой центр состоит из двух отделов: первый отвечает за чувство голода, а второй — за чувство насыщения. До мозга сведения о голоде и насыщении доходят двумя способами — через нервы, идущие от желудка и кишечника, и через вещества, содержащиеся в крови. Для доказательства этого было проведено два эксперимента. Нервы отвечают за объём и вес: учёные раздули в желудке у голодного животного резиновый баллон и таким способом подавили у того чувство голода. Но лишь на короткое время, так как пища, помимо того, что заполняет желудок и кишечник, ещё расщепляется и всасывается из желудочно-кишечного тракта в кровь. Значит, у сытого человека продуктов пищеварения в крови больше, чем у голодного. Пищевой центр отслеживает эти изменения состава крови, причём не по одному, а по нескольким веществам (глюкозе, аминокислотам, продуктам распада жиров), чтобы избежать ошибки. Чтобы доказать это, был проведён другой опыт. Учёные перелили давно не евшему псу кровь его сытого собрата, в результате голодная собака потеряла всякий интерес к еде. Чувство голода исчезает во время физической нагрузки, при волнении и опасности организм притупляет эти чувства, так как они мешают трезво оценить ситуацию.

Читайте также:  Раскраски от стресса распечатать для девочек

Настоящая жажда есть, следовательно, общий сигнал, даваемый сознанию всеми тканями и органами тела о недостатке в них воды. Доводят ли они это своё состояние до головного мозга по нервным соединительным путям или же через сгущающуюся при этом кровь, действующую в таком виде как возбудитель определённых центров ощущения жажды, об этом трудно сказать что-либо определённое. Физиологи склонны признавать существование специального центра жажды, возбуждаемого преимущественно сгущающейся при обеднении тела водой кровью. О локализации центра жажды в продолговатом мозгу говорит, по-видимому, тот факт, что некоторые ушибы продолговатого мозга влекут за собой сильную жажду без всякого видимого высыхания глотки, без обеднения тела водой, и это усиление жажды, или, как его называют, полидипсия, исключительно обязано центральному возбуждению, вызванному механическим путём (Нотнагель). Когда жажда утоляется, активизируются другие области мозга, причем в гораздо большем количестве, которые сигнализируют о том, что организм уже не нуждается в поступлении воды.

Душевная боль — это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Субъективное понимание душевной боли как таковой было подвергнуто сомнению в исследовании американских нейроучёных. С использованием функциональной МРТ были получены снимки, согласно которым нейрофизиологически душевная боль (боль от сепарации из социума) проявляется точно так же, как боль физического характера (от воздействия раздражителей на ноцицепторы, хеморецепторы, механорецепторы). Душевная боль проявлялась активацией лимбической системы — нейронов в передний части поясной извилины (pars anterior Gyrus cinguli).

Несмотря на свою неприятность, боль является одним из главных компонентов защитной системы организма. Это важнейший сигнал о повреждении ткани и развитии патологического процесса, постоянно действующий регулятор гомеостатических реакций, включая их высшие поведенческие формы. Однако это не означает, что боль имеет только защитные свойства. При определённых условиях, сыграв свою информационную роль, боль сама становится частью патологического процесса, нередко более опасного, чем вызвавшее её повреждение.

Два основных класса ноцицепторов, Aδ-, и C-волоконные, пропускают соответственно быстрые и медленные болевые ощущения. Класс Aδ-миелинизированных волокон (покрытых тонким миелиновым покрытием) проводит сигналы со скоростью от 5 до 30 м/с и служит для пропускания сигналов быстрой боли. Этот тип боли чувствуется за одну десятую доли секунды с момента возникновения болевого стимула. Медленная боль, сигналы которой проходят через более медленные, немиелинизированные («оголённые») C-волокна, со скоростью от 0,5 до 2 м/с, — это ноющая, пульсирующая, жгучая боль. Химическая боль (будь то отравление через пищу, воздух, воду, накопление в организме остатков алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов или радиационное заражение и т. д.) — это пример медленной боли.

Виды и формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на

· физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

1)Внимание.
Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено следующим:

· в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта (СД);

· вокруг СД формируются все мысли и переживания.

Как следствие, концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

2)Память.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Это происходит вследствие:

· постоянной загруженности сознания обсуждением причин стресса;

· поиска выхода из стресса, что снижает емкость оперативной памяти;

· изменение при стрессе гормонального фона вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

3) Взаимодействие полушарий мозга.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека.
Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

4. Изменение физиологических процессов при стрессе
Физиологические проявления стресса касаются всех систем органов человека, основными из которых являются репродуктивная, пищеварительная, сердечно-сосудистая и дыхательная.

В поле зрения исследователей чаще всего оказывается именно эта система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.
При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

· повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

· повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

· снижение электрического сопротивления кожи и т.д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

· боли в сердце и других органах;

· затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

· неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д.
5. Эмоциональные проявления стресса.
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики.

· В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок.

· При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием.

· Теряется вера в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

· На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

· Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д.

· При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.)

· Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

источник

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состояния при стрессе?

8. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

Выберите правильный вариант ответа:

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания:

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль:

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе:

а) к изменению общего эмоционального фона;

б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям;

в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям?

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру:

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса:

6. К какой из нижеперечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии:

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций;

в) прогнозы на основе психологических тестов;

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Что такое стресс?2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?4. Каково

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.4. Какие существуют объективные методы оценки

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Опишите основные стадии развития стресса согласно концепции Ганса Селье.2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния стресса на человека?3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.2. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения личности, которые могут приводить к стрессам.3. Перечислите четыре основные группы объективных причин

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите основные объективные факторы возникновения профессионального стресса.2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения профессионального стресса.3. Приведите примеры объективных факторов,

Вопросы для проверки знаний 1. Что является предметом в социальной психологии?2. Что относят к объектам социальной психологии?3. Назовите разделы социальной психологии. Обоснуйте свой ответ.4. Какие отрасли социальной психологии наиболее активно развиваются в настоящее

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение малой группе. Какова численность малой группы? Приведите примеры классификации малых групп.2. В чем сущность групповой сплоченности?3. Назовите общее и отличное у лидерства и руководства в малых группах.4. Что такое

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение понятиям «общение», «коммуникация»2. Перечислите функции, виды, средства общения.3. Проанализируйте существующие в социальной психологии классификации типов взаимодействий.4. Дайте характеристику основным терминам,

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Охарактеризуйте деятельностный подход к психологии личности.3. Раскройте определение «социализация»4. Назовите три сферы, на пространстве которых осуществляется социализация индивида. Опишите, как происходит

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение психологии как науки.2. Перечислите основные функции и проявления психики.3. Охарактеризуйте категории и принципы психологии.4. Расскажите о месте психологии в системе наук.5. Раскройте отрасли в психологии.6. Дайте

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Расскажите о «Я-концепция» личности.3. Охарактеризуйте психологическую структуру личности.4. Раскройте понятия потребности и интересы личности.5. Психоаналитическая теория З. Фрейда.6. Индивидуальная психология А.

Вопросы для проверки знаний 1. Раскройте понятие и средства общения.2. Перечислите виды общения.3. Назовите основные стратегии общения.4. Перечислите структуру общения.5. Выделите средства общения.6. Назовите виды жестов.7. Охарактеризуйте понятие проксемика и

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте характеристику внимания как психического явления.2. Расскажите о физиологических механизмах ощущения.3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.4. Дайте характеристику основным видам памяти.5. Дайте характеристику формам

Вопросы для проверки знаний 1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».2. Раскройте основные характеристики эмоций.3. Назовите основные виды эмоций.4. Дайте характеристику понятие чувства.5. Дайте характеристику воли как процесса сознательного

Вопросы для проверки знаний 1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.2. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).3. Расскажите о концепции типов телосложения и темперамента У.

источник

Симптомы стресса – это явные признаки, которые всегда сопровождают реакцию человеческого организма на непривычную, экстремальную для него ситуацию, нарушающую спокойствие и эмоциональное равновесие человека. Причиной стрессовых ситуаций может быть любая ситуация, которая вызывает излишнее возбуждение и шквал эмоций. Вопреки некоторым мнениям, стрессовая реакция организма может возникать не только вследствие событий с негативной окраской, но и после испытания внезапных положительных эмоций.

Само понятие «стресс» означает давление, напряжение. Организм постоянно испытывает различного рода воздействия окружающей среды. При столкновении с какой-либо проблемой (физиологического, психологического плана), организм сначала исследует возникшую проблему (трудность задачу), потом переходит в стадию действия. На практике это выглядит так: при столкновении с вирусом или простейшими иммунитет распознает агрессоров и принимает решения – уничтожить чужаков. В случае с явлением высшей нервной деятельности при столкновении с новой задачей, проблемой включается ориентировочный рефлекс (активный или пассивный) и обнаруженные дополнительные данные подвергаются анализу, после чего человек переходит в стадию принятия решения и действий. Стрессируют современного человека различные факторы, а вирусы и паразиты – самые банальные причины физиологических стрессов, которые, как правило, не особо привлекают наше внимание. А вот проблемы психологического плана, стрессовые ситуации, которые организм не в состоянии преодолеть за счет опыта многовековой эволюции как раз и приводят современного человека в состояние, при котором он ищет помощи специалистов или занимается самолечением.

Читайте также:  Раскраски для снятия стресса девушка

Итак, стресс у человека в современном обществе возникает только при условии, что давление, испытываемое психикой, превышает психологический ресурс адаптации, иными словами, порог стрессоустойчивости у каждого индивидуума – свой. Этот порог формируется типом нервной системы (сильный, слабый), ее способностью к восстановлению и жизненным опытом человека.

Медики определяют стресс как защитную реакцию организма на экстремальные факторы, которые происходят в момент, когда человек не ожидает. Во время этого состояния в организме начинает вырабатываться гормон адреналин, действие которого вызывает желание бороться с раздражающими факторами.

Состояние стресса развивается достаточно медленно, его проявления могут заметить окружающие или сам человек. Если стрессовая ситуация требует немедленного решения и возникла внезапно, то, как правило, чем больше выходов из стрессовой ситуации видит личность, тем легче преодолевается сам стресс. В самом оптимальном варианте, выходов должно быть более 3-х, при решении о возможности только 2-х путей выхода можно говорить о невротизации личности (невротический выбор). Очень часто симптомы стресса могут проявляться как «нервное потрясение» — в виде потери сознания, истерических приступов, потери краткого периода воспоминаний и тд и тп.

Однако, иногда стресогенные ситуации не заканчиваются полностью, конфликты не исчерпываются и нагрузки не уменьшаются, стресс переходит в состояние хронического. Итак, какие же симптомы стресса могут подсказать человеку о его наличии, если человек практически привык жить в «стрессовой ситуации»?

При наличии стрессирующих факторов организм реагирует на них повышенной готовностью «к бою» — выделяются определенные гормоны (адреналин, норадреналин), которые помогают уменьшить просвет сосудов, повышают АД, учащают сердцебиение, снижают болевую чувствительность и так далее. Эти способы реагирования тысячелетиями спасали человечество в борьбе за выживание в диком мире, однако сейчас данный способ физиологического реагирования стал излишним, так как практически все виды возникающих проблем решаются с помощью интеллекта.

Согласно теории Селье наш организм реагирует на провоцирующие внешние раздражители таким образом:

  • Сначала организм мобилизует все имеющиеся ресурсы – реакция тревоги;
  • Затем человек пытается справиться с раздражителем – фаза сопротивления;
  • В конце концов, адаптационные ресурсы исчерпываются и наступает этап истощения.

Одна из проблем в современном обществе – отсутствие разрядки, из-за чего симптомы стресса сглаживаются, переходят в хроническую форму и разрушают организм.

Специалисты разделяют симптомы стресса на несколько категорий в зависимости от причин, которые вызвали у организма неспецифическую ответную реакцию. Так же как и стресс может быть психологическим, эмоциональным, физиологическим, так и симптомы стресса можно разделить на несколько групп.

Рассмотрим подробнее самые простые проявления хронического стресса. Итак, если у человека присутствует бессонница (кошмары), пессимизм, проблемы с концентрацией внимания, трудности в обучении и принятии решения, забывчивость и неорганизованность – это все когнитивные симптомы стресса.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

При отсутствии разрядки на физиологическом уровне формируется ощущение страдания, человек может скрипеть зубами, страдать от диареи (запора), испытывать позывы к частому мочеиспусканию, испытывать «букет» проблем с ЖКТ(изжога, метеоризм, отрыжка, тошнота), боль за грудиной, ощущать затрудненное дыхание, часто болеть ОРЗ, заикаться, слышать звон в ушах, краснеть и потеть, чувствовать сухость во рту и испытывать трудности с глотанием, переносить мышечные спазмы – весь этот перечень проблем характерен для физических (физиологических) симптомов стресса.

Симптомы стресса, связанные с физиологией, считаются самыми опасными и вредоносными для организма. Они также труднее всего переносятся человеком, так как обычно затрагивают несколько функций организма и негативно влияют на здоровье. Выделяют симптомы стресса, связанные с питанием. Один из распространенных признаков этого состояния – это резкое снижение аппетита и потеря веса, как следствие. Обратной стороной может выступать бесконтрольное поглощение любой пищи и переедание. Кошмары во время ночного сна, боязнь уснуть и, как следствие, продолжительная бессонница – также яркие физиологические симптомы стресса. Если говорить о болевых ощущениях, то медики утверждают, что не только головная боль может быть признаком стресса, а еще и боль в спине и шейном отделе. Температура тела имеет свойство повышаться на несколько градусов при стрессе: если вы уверены, что в организме не происходят воспалительные процессы, обратите внимание на эмоциональное состояние. Могут проявляться такие особенности организма, о которых человек раньше не знал: аллергическая реакция на обычные продукты, скачки артериального давления, не связанное с температурой окружающей среды потоотделение, сильный тремор верхних конечностей и легкие судороги. Проблемы с пищеварительной системой также симптомы стресса: изжога, рвота, рези в желудке. Если при отсутствии серьезных и хронических заболеваний присутствует большая часть вышеуказанных симптомов, их можно считать первыми признаками стрессовых состояний.

Физиологические признаки стресса:

  • Боль в спине, головные боли, желудочные спазмы, не связанные с типичными соматическими заболеваниями;
  • Внезапное изменения артериального давления;
  • Расстройство пищеварения (диарея, запоры);
  • Хроническое напряжение мышц;
  • Дрожь, тремор, судороги конечностей;
  • Аллергические высыпания без контакта с аллергеном;
  • Изменение веса тела (снижение или повышение);
  • Чрезмерная потливость как вегетативная реакция;
  • Бессонница;
  • Нарушение, утрата аппетита;
  • Утрата сексуального влечения, активности.

Если вдруг уравновешенная личность стала капризной, раздражительной, панически настроенной, тревожной, стала жаловаться на ощущение одиночества, изоляции, тревоги, вины, стала чрезмерно концентрироваться на неприятных деталях – это эмоциональные симптомы стресса.

Симптомы стресса, связанные с эмоциональным состоянием пациента, менее опасны, чем физиологические, так как специалисты считают, что человек может справиться с ними даже без медицинской поддержки, они управляемы сильным организмом. Отсутствие стимулов и целей в жизни, чувство незащищенности и невыносимого одиночества или беспричинной тоски, приступы злости, немотивированного гнева, направленного на окружающих – основные симптомы стресса с эмоциональной окраской. У человека, которые находится в стрессовой ситуации, возможны приступы паники и чувства тревоги, он становится неуверенным в себе и постоянно думает о возможности неправильно принятого решения, о собственной непродуктивности и бесперспективности. Человек, находящийся в стрессовой ситуации, доставляет массу неприятностей окружающим: он становится капризным, непредсказуемым, недовольным собой и всем, что находится рядом. Симптомы стресса схожи с симптомами депрессии: появляются мысли о самоубийстве, человек беспрерывно плачет, растет комплекс неполноценности и несостоятельности.

Выделяют еще и поведенческие симптомы стресса – нарушение длины сна, стремление к самоизоляции, злоупотребление медицинскими препаратами, алкоголем, стремление к азартным играм, навязчивости, импульсивные поступки, подозрительность и ложь, невнятная речь.

Особо показательными в протекании хронического стресса будут различные соматические (телесные) симптомы. К таким симптомам относится мышечная боль неясной этиологии (например, зачастую боли в шейных мышцах, «писчий спазм», «выкручивание» суставов рук и ног являются свидетельством внутреннего протеста организма против превышающих его возможности нагрузок), так же произвольно появляющиеся и исчезающие нервные тики, особенно подергивание век. Некоторые симптомы стресса прячутся под псевдоаллергией, заставляя иммунную систему работать с перебоями и проявляются на коже в виде красной сыпи или пузырьков с жидкостью.

Несмотря на такое многообразие проявлений, симптомы стресса у одного человека далеко не всегда разнообразны, как привило, организм склонен к каким-то ведущим типам реагирования, например, реакцией на стресс могут быть стойкие нарушения в работе ЖКХ, при этом другие соматические нарушения будут отсутствовать. Постоянно повторяющаяся ситуация стресса не только развивает пагубное реагирование, но и закрепляет его до такой степени, что пациенту часто крайне сложно самостоятельно избавиться от своих ведущих симптомов стресса. Например, каждый легко может представить, насколько сложно человеку избавиться от привычки грызть ногти или совершать навязчивые движения.

Эмоциональные признаки стресса:

  • Внезапный гнев, хроническая раздражительность;
  • Апатия, равнодушие, утрата интереса к значимым событиям, субъектам, объектам;
  • Депрессивное состояние;
  • Тревожность, беспокойство;
  • Ощущение изолированности, одиночества;
  • Беспричинное чувство вины;
  • Необъективно заниженная самооценка, недовольство своими действиями.

Социальные и поведенческие признаки стресса:

  • Нетипичные ошибки, увеличение случайных мелких погрешностей в привычной работе;
  • Невнимательность, рассеянность;
  • Утрата интереса к внешнему виду;
  • Активное употребление алкоголя как релаксанта, сигарет;
  • Повышение уровня конфликтности – в семье, на работе, в обществе;
  • Хроническая загрузка рабочими обязанностями, трудоголизм как компенсация, избегание внутренней рефлексии;
  • Утрата интереса к ранее любимой работе, нетипичная неорганизованность, необязательность;
  • Постойный цейтнот, нехватка времени, неумение распоряжаться временным ресурсом.

Методы, которые разработаны специалистами для того, чтоб помочь подверженным стрессу людям, направлены на то, чтоб сделать возможным управление негативными эмоциями. Если человеку удалось найти способ контролировать собственные эмоции, можно считать, что он самостоятельно справился со стрессом.

Симптомы стресса очевидны при значительной интеллектуальной перегрузке организма. Во время дедлайнов, экзаменационных периодов человек страдает из-за обилия информации и нервная система часто не выдерживает напряжения. Чаще всего такие симптомы стресса можно заметить у подростков, которые слишком много внимания уделяют учебе. Рассеянность, невозможность сконцентрироваться на вопросе, отсутствие восприятия информации – признаки интеллектуальной усталости, который можно устранить с помощью покоя и отдыха от общения и источников информации.

Интеллектуальные признаки стресса:

  • Проблемы с запоминанием, забывчивость;
  • Вязкость речи, повторение уже сказанного;
  • Навязчивые мысли, постоянное обдумывание, застревание на одной мысли;
  • Нерешительность, проблемы с принятием решения;
  • Мысли в основном негативного характера.

Есть масса путей выхода из стрессовых ситуаций, например, полное осознание причин происходящего (рационализация), арт-терапия, психоанализ, гештальт-терапия, психодрама – все эти методы приводят к пониманию причин соматических нарушений, связи проявлений заболеваний и нахождения в стрессовой ситуации. Однако, всегда следует помнить, что никакой стресс не может быть причиной всех недомоганий и перед тем, как увязать физиологические нарушения со стрессом, следует исключить истинные заболевания тех же органов и систем, которые человек может подозревать в реализации симптомов стресса.

источник

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной «удар» может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы «встряску организма», призыв «к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства. В этой стадии повышаются восходящие влияния ратикулярной формации мозга, активность лимбической системы больших полушарий и новой коры. Обычно это приводит к возбуждению симпато-адреналовой системы, которая, в свою очередь, может способствовать мобилизации другой: «гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников», в результате повышается секреция гормонов — АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.

Еще Селье описал характерную для гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:

увеличение коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток.

острую инволяцию (обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов.

развитие кровоточащих язв в желудке.

2-я стадия стресса — стадия резистентности или адаптации — характеризуется восстановлением равновесия между ката — и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал «эустрессом», т.е. «хорошим стрессом».

3-я стадия — называется стадией истощения, или «дистресса»: она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является — тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

Читайте также:  Раскраска от стресса чем лучше

источник

Дисциплина «Психология саморегуляции деятельности педагога»

предназначена для студентов факультета иностранных языков и филологического факультета. Деятельность педагога предполагает владение не только теоретическими знаниями, но и способами, приемами психологической саморегуляции, оптимизации психического состояния организма.

Содержание дисциплины включает знакомство с отдельными диагностическими и исследовательскими методиками. Данная дисциплина позволяет применить полученные теоретические знания на практике в рамках практических семинарских занятий.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Для контроля знаний

по дисциплине «Психология саморегуляции деятельности педагога» Выберите правильный вариант ответа

1. С какой стадии начинается стресс? а) со стадии адаптации;

в) со стадии резистентности; г) со стадии истошения.

1. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса?

в) мозговое вещество надпочечников; г) корковое вещество надпочечников.

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс?

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса; в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс?

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; г) недостаток нужной информации.

5. Что общего у биологического и психологического стресса?

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимушественное влияние на социальный статус человека; в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.

6. Укажите пример «психологического» стресса. а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры; г) травма, связанная с падением.

7. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса в болезнь?

г) на любой из перечисленных.

8. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода? а) стадия адаптации;

9. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса и Дж. Аодсона, соответствует эустрессу?

б) средний уровень эмоционального возбуждения; в) чрезмерно выраженные эмоции.

10. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих равных особенностях)?

б) слабый и длительный; в) сильный и короткий.

11. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?

а) уровень самооценки; б) характер человека;

г) характер протекания беременности у матери.

12. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, относится к когнитивным факторам?

а) тип высшей нервной деятельности; б) родительские сценарии;

13. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, не относится к социальным факторам?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) общественный статус;

г) установки и ценности человека.

14. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, формируется позже всего?

а) наследственные особенности стрессоустойчивости; б) характер протекания беременности у матери;

г) тип высшей нервной деятельности.

15. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу)?

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые; б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремяшиеся к карьерному росту.

16. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека? а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга; г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.

17. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защитных сил организма и срыва работы органов по принципу

«слабого звена» после: а) стресса

б) внутреннего конфликта; в) депрессии

18. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции; б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции; г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции

19. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания?

а) к поведенческой; б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; г) к физиологической.

20. К какой форме проявления стресса относится головная боль? а) к поведенческой;

21. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению общего эмоционального фона;

б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям; в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

22. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру?

23. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса?

24. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций; в) прогнозы на основе психологических тестов;

25. Какая причина стресса связана с длительно действующими программами поведения?

а) стресс, вызванный ошибками мышления;

б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить физиологические потребности;

в) стресс, вызванный столкновением противоположных условных рефлексов;

г) стресс, вызванный неадекватными родительскими программами.

26. Какая причина стресса связана с динамически меняющимися программами поведения?

а) стресс, связанный с генетическими особенностями организма; б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить «высшие» потребности личности;

в) стресс, вызванный неумением распоряжаться временем;

г) стресс, вызванный неадекватными установками и убеждениями личности.

27. Как называется псевдоразумное объяснение человеком своих поступков в случае, если признание их действительных причин грозит потерей самоуважения или разрушает сложившуюся картину мира?

28. Какое слово-маркер сигнализирует о наличии неадекватной установки негативной генерализации?

29. К какой группе потребностей, по А. Маслоу, относится стресс, вызванный неразделенной любовью?

а) физиологические потребности; б) безопасности и стабильности;

г) уважения и признания; д) самореализации.

30. Какая стратегия разрешения конфликта наиболее приемлема, если нужно получить хоть какие-то преимущества и есть что предложить взамен?

а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);

в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

31. Какая стратегия разрешения конфликта является наиболее трудоемкой, но наиболее выгодной в долговременном плане?

а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);

в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

32. К какой группе объективных причин стресса можно отнести техногенные катастрофы?

а) к условиям жизни и работы; б) к межличностным факторам;

в) к политическим и экономическим факторам; г) к чрезвычайным обстоятельствам.

33. К какой области каузальной классификации стрессов относится страх темноты?

а) к области мудрого принятия;

б) к области конструктивных действий; в) к области субъективных стрессов;

г) к области саморегуляции.

34. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов? а) вредные характеристики производственной среды;

б) тяжелые условия работы; в) отношения с руководством;

г) чрезвычайные обстоятельства.

35. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров? а) условия замкнутого пространства;

г) ожидание возможной аварии.

36. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам? а) срыв поставок продукции;

в) высокий темп деятельности; г) повышенная ответственность;

д) значительные физические нагрузки.

37. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъективных причин?

а) низкая самооценка; б) неуверенность в себе; в) страх неудачи;

г) нехватка знаний, умений и навыков.

38. Явление деперсонализации, которое сопровождает синдром эмоционального выгорания, это:

а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой;

б) циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);

в) формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.

39. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов, считается наиболее стрессогенной?

40. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса? а) повышенная статическая нагрузка;

б) изменение режима сна и бодрствования; в) эмоциональные переживания;

г) уверенность в себе; д) неуверенность в себе.

41. Какой фактор, вызывающий стресс у медицинских работников, назван не верно?

а) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;

б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций пациентов; в) монотонный режим работы;

г) низкая заработная плата.

42. Какой из перечисленных факторов, влияющих на развитие стресса, отсутствует у бизнесмена — владельца компании?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) некомпетентные подчиненные;

в) недобросовестные партнеры; г) конкуренты;

д) зависимость от своего начальника.

43. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим;

44. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.

45. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.

46. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологическая обратная связь?

б) к методам, требуюшим участия другого человека; в) к техническим методам.

47. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным? а) усовершенствование орудий и средств труда;

б) воздействие цветом и функциональной музыкой; в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха; г) рациональная организация рабочих мест.

48. Кто является основателем аутогенной тренировки? а) И. Шульц;

49. Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно? а) умение вызывать ощущение тяжести в конечностях;

б) умение вызывать ощущение тепла в конечностях;

в) умение вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;

г) умение вызывать ощущение тепла в области лба.

50. Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на совершенствовании поведенческих навыков?

а) аутогенная тренировка; б) медитация;

51. Функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы — это .

а) нормальная физиологическая стадия стресса б) патологическая фаза стресса.

53. Нарушения психомоторики могут проявляться: а) дрожжании рук

б) изменении ритма дыхания в) дрожжании голоса

г) в избыточном напряжении мышц д) все ответы верны

54. Каковы признаки посттравматического стрессового расстройства? а) повышенная тревожность

б) повышенная агрессивность

в) немотивированная бдительность г) пониженное настроение

д) нарушение памяти е) все ответы верны

55. Ответная реакция человека на стресс зависит от: а) типа высшей нервной деятельности

б) адекватности самооценки

в) саморегуляции человека г) все ответы верны

56. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно применяют люди для снятия нервно-психического напряжения.

а) нервно-мышечная релаксация б) медитация

г) физические упражнения д) религия

57. Психологи — авторы различных направлений:

1. Гештальт-терапия а) Ф.Перлз

2. Семейная терапия б) В.Сатир

3. Гипнотерапия в) М.Эриксон

1. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?

б) пульс становится реже в) давление понижается г) давление повышается д) все ответы верны

59. Расставьте в правильной последовательности основные стадии развития стресса, согласно концепции Ганса Селье:

60. Иоганн Шульц создал свое направление самовнушения, которое назвал аутогенной тренировкой в:

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

1-б 11-г 21-в 31-д 41-в 51-в
2-г 12-г 22-в 32-г 42-д 52-а
3-г 13-г 23-г 33-в 43-г 53-д
4-в 14-в 24-г 34-в 44-в 54-е
5-а 15-а 25-г 35-в 45-б 55-г
6-в 16-г 26-в 36-а 46-в 56-г, д
7-в 17-в 27-г 37-г 47-б 57:1-а, 2-б, 3-в, 4-г
8-б 18-а 28-а 38-б 48-а 58-д
9-б 19-в 29-в 39-в 49-г 59-абв
10-б 20-г 30-б 40-г 50-г 60-г

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

В процессе изучения курса «Психология саморегуляции деятельности педагога» студенты заводят словарь, в котором фиксируют основные понятия по данной дисциплине.

Арттерапия –(терапия искусством) – средство свободного самовыражения и самопознания. Виды: музыкальная терапия, танцевальная терапия,рисование, лепка из пластилина, глины, создание коллажей…

Аутогенная тренировка– психотерапевтический метод самовнушения путем концентрации внимания на эмоционально-положительных объектах; методика, мышечной и психической релаксации (расслабления), управления вегетативными функциями посредством вызывания представлений приятных ощущений.

Депрессия– аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы,

когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Человек субъективно испытывает мучительные эмоции и переживания: подавленность, тоску, отчаяние.

Дистресс –негативная психотравмирующая форма стресса. Деструктивный, разрушающий стресс.

Медитация –интенсивная сосредоточенность сознания на абстрактном объекте размышления, отвлечение от всех конкретных объектов, высокая сосредоточенность внимания как способ высшей психической саморегуляции.

Посттравматическое стрессовое расстройство— отставленная затяжная реакция на действие длительного и особо тяжелого стресса.

Психическое самоуправление– (саморегулирование)-сознательное

воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Релаксация– уменьшение напряжения, расслабление. Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин (аутотренинг).

Стресс— (давление, напряжение), или адаптационный синдром.

Стресс – универсальная, неспецифическая реакция организма на повреждения. Конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение.

Стресс социальный– состояние крайнего психического перенапряжения в условиях социальных коллизий, резкой смены социальных

систем, затрудняющих социальную адаптацию личности.

Стрессоры– внешние и внутренние сверхсильные неблагоприятные воздействия (психические и физическиетравмы). Различают: физиологические, психологические, экологические стрессоры.

Эустресс– адекватный, конструктивный стресс.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 3634 | Нарушение авторских прав

источник