Меню Рубрики

Как называется стресс связанный со сложными отношениями с окружающими

Основная проблема людей – это частичное или полное нежелание контролировать свои эмоции. Сдерживаясь, они руководствуются скорее требованиями этикета и страхом привлечь внимание органов правопорядка. А ведь правильное и корректное управление эмоциями – это не только следование правилам, но и несомненная польза для здоровья.

Эмоциональный контроль помогает рационально распределять свои силы, управлять поведением и избегать сильных стрессов. К сожалению, только очень небольшое количество людей умеют делать это, а ведь именно от умения держать свои чувства под контролем зависят межличностные отношения, а следовательно, и нейтрализация стрессовых ситуаций.

Поскольку именно отношение человека к ситуации определяет, станет раздражитель причиной стресса или нет, следует более внимательно ознакомиться с различными личностными характеристиками определенных типов людей, которые реагируют на стрессовую ситуацию по-разному, в зависимости от своих внутренних убеждений.

Относительно недавно специалисты, занимающиеся этой проблемой, выделили шесть таких типов:

Жизнерадостный тип личности

К этому типу относятся энергичные и сильные люди, живущие активной жизнью. Они любят общаться, импульсивны и доброжелательны. Это могут быть политики, деятели искусства, актеры, коммивояжеры, артисты эстрады, модельеры и писатели.

Жизнерадостные люди прекрасно уживаются с окружающими, стараясь не идти на конфликт, однако способны ответить ударом на удар. Стрессом для них часто становиться не какая-либо жизненная ситуация, а бездействие, вызывающее скуку.

Флегматичный тип личности

К этому типу относятся спокойные, мечтательные люди. Они малоактивны, предпочитают проводить время в пассивном созерцании какого-либо ни к чему не обязывающего образа, например аквариумной рыбки, облаков, звезд, деревьев, картин и т. д.

Флегматичные люди часто вспоминают свое прошлое, не любят перемен и почти не поддаются стрессам. Они тщательно контролируют свою жизнь, стараясь уделять одинаковое внимание и работе, и семье. Такой поведенческий стереотип типичен для американских домохозяек, служителей зоопарков, ученых.

Спровоцировать стрессовую ситуацию могут посторонние люди, навязывающие флегматику какие-то непривычные нормы поведения, или подталкивающие к неприятным действиям. Любое нарушение привычного образа жизни может привести к стрессу и в конечном итоге депрессии.

К агрессивному типу личности относят людей, испытывающих сильную потребность в личном росте и успехе всего задуманного. К ним относятся социальные работники, менеджеры, директора небольших, но растущих предприятий, спортсмены, артисты эстрады и актеры.

Они проявляют большую физическую и умственную активность, энергичны и властны. Вся их энергия уходит на достижение поставленной цели, к которой они идут, не обращая внимание на мнение окружающих их людей.

Стресс у таких личностей может быть вызван слишком напряженной работой и неумением правильно распоряжаться своими силами, конфликтами в семье и личными комплексами. Как правило, у попадающих в стрессовую ситуацию людей нарушается сон, появляются проблемы с пищеварением, сердцем и кровяным давлением. Нередко, попав под давление обстоятельств, они начинают употреблять алкоголь, табак и наркотики.

К этому типу людей прежде всего относятся личности педантичные, мелочные, консервативные, дотошные и упрямые. Выше всего они ставят стабильность и обязательства, доверяют только признанным авторитетам, очень законопослушны, строго придерживаются этикета и традиций.

Педантичные люди очень уязвимы для стресса, а вызвать его могут очень многие факторы, например резкая смена окружения или же другие люди. Любое нарушение привычного распорядка дня или планов может привести к стрессу, который педантичный человек переносит очень тяжело.

К этому типу относятся мягкие, покладистые люди, которые не в состоянии проявить характер, отстаивая свои права. Они всеми способами избегают конфликтов, даже во вред себе, угождают более волевым людям и испытывают внутреннее неудобство от общения с другим человеком.

Страх перед возможной конфронтацией и мысль о том, что нужно принимать какое-то решение, а затем и осуществлять его, могут привести личность пассивного типа в состояние стресса, затем депрессии, далее возможна истерия, завершающаяся вспышкой суицидальных устремлений.

Легковозбудимый тип личности

Люди этого типа слабо сопротивляются стрессам. Возбудимость нервной системы приводит к тому, что даже принятие ванны может превратиться для легковозбудимого человека в нешуточное испытание. Особенно если оно сопровождается какими-либо не самыми приятными мыслями.

Низкая самооценка, мнительность и обилие различных комплексов служат для легковозбудимых людей постоянными источниками раздражения. Его могут усугубить кардинальные изменения в жизненном укладе или какая-либо сложная работа, за которую приходится нести ответственность.

Тест на проверку подверженности стрессам и определения типа личности

Данный тест рекомендуется пройти, чтобы определить свою уязвимость бытовыми стрессами. Для этого необходимо в течение недели ежедневно в вечернее время заполнять нижеприведенную таблицу, закрашивая те графы, которые соответствуют положительному ответу на вопрос (табл. 1).

Определение подверженности стрессами типа личности

Каждая закрашенная графа соответствует одному очку. После заполнения таблицы очки суммируются.

Если количество очков не превышает 20, поводов для тревоги нет. Обычно такая ситуация характерна для людей с агрессивным и жизнерадостным типом характера.

Людям, набравшим от 21 до 40 очков, как правило, соответствует флегматичный тип личности. Такая ситуация не очень опасна. Немного самоконтроля и усилие, направленное на ликвидацию вызывающих тревогу факторов, вероятно, приведут к стабилизации ситуации.

Люди, набравшие от 41 до 60 очков, сильно рискуют своим здоровьем. В этом случае необходимы решительные меры для устранения дискомфорта. Эта ситуация типична для педантичного и пассивного типа личности, которые особо уязвимы для стресса.

Только немногие люди набирают больше 60 очков, к ним в основном относятся легковозбудимые личности, не умеющие или не желающие контролировать свои эмоции. Такая ситуация очень тревожна и требует незамедлительной помощи специалиста.

Ученые делят стрессы на несколько основных разновидностей: психологические (эмоциональные), физиологические (информационные), долгосрочные (хронические), кратковременные (острые), положительные и отрицательные.

Психологический стресс действует на нервную систему с огромной силой, хотя и не имеет внешних четко выраженных негативных последствий. Как правило, его вызывают проблемы в личной и семейной жизни, например смерть или болезнь близкого человека, свадьба, развод или рождение ребенка.

Физиологический стресс является следствием влияния на организм человека таких негативных факторов, как жар, холод, боль, удовольствие, жажда, голод и т. д.

Долговременный и кратковременный стрессы отражаются на состоянии организма по-разному. При этом наиболее тяжелым из них является именно первый.

Характерными чертами кратковременного стресса являются неожиданность и быстрота, с которыми он возникает. Если стресс очень сильный, человек может впасть в шоковое состояние. Как правило, это происходит при возникновении ситуаций, не соответствующих жизненному опыту человека, таких, как стихийные бедствия или большие катастрофы, например война или революция, а также инфляция.

Шоковое состояние может быстро перейти в хронический долговременный стресс, когда, даже спустя долгое время после пережитого, воспоминания об испытанном возвращаются, нарушая эмоциональное равновесие человека.

Информационный стресс появляется вследствие сильного информационного перенапряжения. Если человек, вынужденный принимать много ответственных решений, перестает оптимально распределять свои силы или просто не успевает это делать, возникает стрессовая ситуация. Ее частыми жертвами, как правило, становятся операторы управления каких-то механизированных систем, водители автомобилей, директора крупных предприятий, служители закона, программисты, студенты и т. д.

Некоторые виды стрессов, самые типичные, рассмотрены ниже.

Стресс, вызванный комплексом неполноценности

Термин «комплекс неполноценности» придумал Альфред Адлер, известный психиатр из Германии. Он считал, что этот комплекс носит как негативный, так и позитивный характер.

Разумеется, с отрицательным воздействием комплекса неполноценности на психику и организм так или иначе приходится сталкиваться большинству людей. Личность, чувствующая себя ущербной, почти постоянно находится в состоянии нервного возбуждения, переходящего то в депрессию, то в стадию агрессивной активности. Чем сильнее комплекс, тем более непредсказуемо ведет себя человек.

Причиной возникновения комплекса неполноценности может стать любой фактор, как-либо связанный с жизнью человека, но прежде всего тот, который касается его личностных качеств, например внешности, интеллекта, характера, вкуса, поведения и т. д. Нередко комплекс имеет надуманное значение, когда человек сам изобретает его, руководствуясь характеристиками выдуманного идеала или высказываниями окружающих.

Для того чтобы определить, есть ли у человека комплекс неполноценности, опытные психологи предлагают ему ответить на несколько вопросов, например:

1. Считаете ли вы себя красивым?

2. Считаете ли вы себя умным?

3. Довольны ли вы своим ростом?

4. Нравится ли вам ваш цвет волос?

5. Часто ли вы меняете сексуальных партнеров?

6. Любите ли вы общаться с людьми?

Если на большинство этих вопросов человек дает положительный или неопределенный ответ, его комплекс неполноценности развит слабо, если отрицательный – на это стоит обратить внимание.

Как это ни парадоксально, в мире не существует людей, у которых комплексы отсутствуют совсем. Даже если человек не отдает себе в этом отчет, в его подсознании все равно есть так называемый раздражитель, который не всегда удается заметить, но именно он, попадая в благоприятную среду, нередко провоцирует стрессовую ситуацию. Например, человек, подсознательно считающий себя неуклюжим, придя в компанию спортсменов, начинает ощущать себя еще более неловким, что немедленно вызывает стрессовую реакцию.

Впрочем, Альфред Адлер считал комплекс неполноценности очень полезным в том плане, что он вынуждает человека самосовершенствоваться, искать пути решения имеющихся проблем. Ярким примером этому, считал психолог, был Наполеон Бонапарт, который отличался маленьким ростом, однако компенсировал этот недостаток своей активностью, обаянием и целеустремленностью.

Известный военный деятель прославился своими победами, совершенными не только на поле боя, но и на любовном фронте. Его считали не только выдающимся полководцем и политиком, но и прекрасным любовником. При этом небольшой рост Наполеона воспринимался не как недостаток, а как несомненное достоинство, подчеркивающее его выдающийся ум.

Адлер считал, что именно комплекс неполноценности, имевшийся у Наполеона, привел этого француза к славе и открыл ему путь на трон. В настоящее время многие представители сильного пола комплексуют из-за своего небольшого роста, плотного телосложения или неатлетической фигуры, даже не подозревая о том, что именно мужчины маленького роста считаются прекрасными любовниками. Дело в том, что в отличие от высоких атлетически сложенных соперников малорослым мужчинам сложнее привлечь к себе внимание красивой женщины, а потому они стараются преодолеть это затруднение, развивая таланты, которые помогут компенсировать недостаток маленького роста, например красноречие, интеллект и т. д.

Человек несовершенен, и в течение своей жизни он нередко попадает в ситуации, когда начинает осознавать свое несовершенство, но все же такое ощущение неполноценности нельзя назвать комплексом.

Комплексом неполноценности является только испытываемое на протяжении всей жизни осознание своей ущербности. Но люди разные, и то что для одного является серьезным недостатком, в глазах другого может выглядеть несомненным достоинством. Поэтому, имея комплекс неполноценности, к нему надо относиться как к старому придирчивому другу – идти с ним на компромиссы и избегать конфликтов, которые могут вызвать стресс.

Игнорировать свой комплекс или делать вид, что его нет, – не выход из положения. В глазах внимательного наблюдателя это будет выглядеть так, как если бы по улице шел человек, прикрывающий большую прореху на одежде рукой, – но стоит убрать ладонь, и «комплекс» виден со всей очевидностью.

Не стоит забывать о том, что комплексы неполноценности, так часто отравляющие жизнь, – это не реальное подтверждение ущербности человека, а именно осознание ее, зачастую совершенно не соответствующее истине.

Комплекс неполноценности может довести любого человека до сильнейшего стресса, депрессии, истощения и, в конечном итоге, самоубийства. С таким комплексом надо бороться, не оставляя ему шансов на выживание. Специалисты уверены, что именно стресс, вызванный комплексом неполноценности, оказывает на жизнь человека самое разрушительное воздействие. Он самый продолжительный и сложнопреодолимый, поскольку поддерживается подсознанием человека.

Стресс, вызванный романтическими переживаниями

Понятие «любовь» очень объемно, но совершенно субъективно. И в то же время, говоря о своей любви, человек подразумевает существование положительных эмоций, направленных на какое-либо существо.

Во все времена было принято считать, что любовь дарит только положительные эмоции, но это не так. Ревность, боль отвергнутого, радость встречи и даже банальное прикосновение – все это несет в себе огромный эмоциональный заряд, а следовательно, приводит к появлению стрессовых нагрузок. Психологи нередко говорят о том, что по силе стрессового напряжения смерть близкого человека равноценна рождению ребенка или двум свадьбам. Разница между негативными и позитивными эмоциями в данном плане не имеет никакого значения, поскольку стресс – это всего лишь сумма физиологических и психологических реакций человеческого организма. Таким образом, сила стресса, возникшего в ответ на негативные и позитивные события, примерно одинакова.

Нередко случается так, что романтические чувства человека не встречают отклика у другого, особенно на первом этапе их отношений. Удивительно, но в данной ситуации обе стороны испытывают одинаково сильный стресс. Многие полагают, что страдает от неразделенных чувств только тот человек, который признался в любви, а тот кому признались – нет. На самом деле ситуация складывается сложнее.

Тот кто любит, разумеется недоволен тем, что ему не отвечают взаимностью. Гамма разнообразных эмоций, от которых влюбленный то плачет, то возносится на вершину блаженства, ничто перед психологическим состоянием того, на кого обращены эти чувства.

Объект преклонения влюбленного испытывает еще больший стресс, чем сам влюбленный. Здесь имеют место и чувство вины, и тревога, и жалость, и неловкость. Часто встречаются ситуации, когда мужчина, пошедший на разовый и совершенно случайный сексуальный контакт, после его завершения приходит в полное отчаяние, поскольку думает, что обязан как-то продолжить возникшие отношения. Похожая ситуация развивается и в том случае, если женщина поддается сексуальному давлению со стороны партнера, не решаясь ему отказать из-за страха перед последствиями.

И в том и в другом случае отношения между случайными партнерами не приведут к положительному результату. Стресс, испытываемый обеими сторонами, может перейти в долгосрочный и в конечном итоге привести к трагедии. Чтобы избежать такого финала, необходимо прежде всего объяснить любимому человеку, что он может сделать свой выбор, а вовсе не обязан отвечать взаимностью.

Не следует забывать о том, что если человек, которого любят, встревожен, то он каким-либо способом попытается отдалить от себя фактор, вызывающий неудобство и стресс. Он начнет избегать своего поклонника или перейдет к более агрессивным действиям.

Понимание же того, что влюбленный не будет на него давить или как то вынуждать к ответной реакции, позволит сохранить в отношениях спокойствие и понимание. Разумеется, это не будет означать того, что влюбленный отказался от своих чувств или намерений, просто в итоге объект этих притязаний перестанет испытывать беспокойство, уровень его стресса снизится, и человек сможет объективно оценить своего поклонника, чтобы затем возможно все-таки ответить взаимностью на его чувства.

Что же касается так называемой несчастной любви, когда, несмотря на все усилия влюбленного, объект его преклонения отказывается отвечать взаимностью, она может оказаться опасной не только для эмоционального состояния человека, но и для его здоровья. Английский ученый Фрэнк Таллис установил, что сильный стресс, вызванный эмоциональными вспышками, нередко приводит к вспышке активности очень опасных гормонов. Их выброс сопровождается симптомами, схожими с теми, которые появляются у человека при сердечном приступе.

Читайте также:  Как справляться со стрессом при беременности

Таким образом, безответная любовь и эмоции, которые она вызывает, способствуют возникновению долговременного стресса. Она очень опасна для жизни человека, а сопровождающее ее нервное и эмоциональное возбуждение способствуют развитию многих заболеваний. В некоторых случаях отчаявшийся человек, не в силах избавиться от стресса, решается на самоубийство.

Безответная любовь вот уже многие годы изучается медиками, как любопытное и в достаточной мере опасное заболевание. Примерно 200 лет назад в большинстве медицинских справочников имелось описание так называемого любовного недуга, который считался трудноизлечимым и самым распространенным в мире. По мнению знаменитого доктора Фрэнка Таллиса, который занимался изучением этого заболевания, любовный недуг должен и в современном мире привлечь к себе внимание представителей клинической медицины.

Впрочем, не все деятели современной науки настроены столь категорично и негативно. Хелен Фишер, известный антрополог США, некоторое время назад выдвинула очень смелую теорию. Она считает, что любовь, в том числе безответная, – это прежде всего естественный фактор эволюции, а стресс, которым она сопровождается, помогает человеку развиваться и совершенствоваться.

Фишер на протяжении более чем 10 лет продолжала свои исследования на тему романтической любви и ее значения для человеческой эволюции и пришла к нескольким выводам. Во-первых, она убеждена в том, что именно способность любить дает человеку силы жить и развиваться, делает его существование интересным. Во-вторых, антрополог уверяет своих последователей в том, что умение и желание любить «оказывает глубокое влияние на наше социальное и генетическое будущее».

Долгое время изучая механизм человеческой любви, Хелен пришла к выводу, что она не что иное, как «эволюционная адаптация». Антрополог считает, что «способность влюбляться эволюционировала, потому что те, кто сосредотачивают усилия на том, чтобы добиться расположения одного преференциального человека, экономят время и энергию, а также повышают уровень своей выживаемости и репродуктивности».

Что же касается безответной любви, она выразилась еще более категорично: «К сожалению, то же самое относится и к темной стороне великого чувства. По обоснованным эволюционным причинам мы приспособлены к тому, чтобы ужасно страдать от отказа со стороны того, кого мы обожаем».

Хелен Фишер, славившаяся своими прогрессивными взглядами полагает, что стресс – это не что иное, как своеобразный взлелеянный эволюцией механизм самозащиты от романтичных переживаний как негативных, так и позитивных. В мозгу человека области, отвечающие за ненависть и любовь, расположены близко друг к другу и тесно связаны; и именно этой связи человек обязан своей способностью быстро заменять любовь ненавистью во время сильного стресса, а затем начинать процесс поиска нового потенциального партнера.

Поддерживая точку зрения ряда современных врачей относительно сильной индеферентности стресса и романтических переживаний, Хелен Фишер все же утверждает, что боль, гнев и отчаяние могут все же принести больше пользы, чем вреда. «Жестокая депрессия способна подтолкнуть нас осознать горькую правду и принять трудные решения. А это содействует нашему успеху в выживании и репродукции», – заключила Фишер.

источник

Любой человек встречается со стрессом. По пути на работу, на протяжении трудового дня и по возвращении домой люди сталкиваются с напряженными ситуациями.

Для некоторых подобный образ жизни становится привычным, они постепенно адаптируются к нему, и это печально. Ведь последствием нервного перенапряжения могут стать различные физические и психические патологии.

Вследствие событий, которые происходят в жизни людей (конфликты, спешка, неприятности на рабочем месте, трудности с деньгами) возникают явления, влияющие на деятельность организма. Комплекс таких симптомов называется стрессом. Это совокупность физиологических и психологических реакций.

Существует несколько различных классификаций этого понятия. Согласно одной из них выделяют эустресс и дистресс. Первая категория представляет собой ситуацию, которая воздействует на человека скорее положительно, чем отрицательно. При эустрессе даже беспокойство и эмоциональное перенапряжение сопровождаются осознанием того, что возникшие препятствия можно преодолеть. Такое явление в целом позитивно воздействует организм, и его присутствие в жизни необходимо. В отличие от первой разновидности, вторая – дистресс – представляет собой нарушение психологического равновесия. Это явление негативно сказывается на состоянии организма.

Итак, не всегда нервное перенапряжение отрицательно влияет на человека. При эустрессе люди направляют свои силы и используют внутренние резервы для получения результата. Когда цель достигнута, они испытывают радость и удовлетворение. Однако при дистрессе ситуация противоположная. Такое явление возникает внезапно или развивается постепенно. В любом случае оно приводит к возникновению болезней, психических расстройств. Виды эмоций стрессы такого характера провоцируют лишь отрицательные.

  1. Физиологическое.
  2. Психологическое.
  3. Кратковременное.
  4. Хроническое.
  5. Нервное.

Если стрессовое состояние присутствует в жизни человека постоянно, организму становится все труднее устоять перед перенапряжением и справляться с ним. Это приводит к снижению иммунитета, тяжелым патологиям и даже смерти.

Это один из видов стресса, который появляется вследствие отрицательного влияния факторов внешней среды. Это может быть переохлаждение, перегрев, отсутствие достаточного количества питьевой воды и пищи. В случае когда люди осознанно обрекают себя на такие испытания, они должны понимать, какие последствия способны вызвать данные явления. Даже после того как отрицательное влияние факторов внешней среды прекращено, человеку необходим период восстановления. К физиологическому стрессу можно отнести следующие разновидности:

  1. Химический (возникает из-за влияние определенных веществ на процессы, происходящие в организме человека).
  2. Биологический (обусловлен наличием вирусных, инфекционных или иных патологий).
  3. Физический (связан с интенсивными занятиями спортом у профессионалов).
  4. Механический (вызван увечьем какого-либо органа, части тела либо хирургическим вмешательством).

Среди тех видов стресса, которые часто встречаются сегодня, выделяют перенапряжение, связанное с пищевыми расстройствами. Однако если ограничения в питании продолжаются недолго, они не наносят организму сильного вреда.

Это явление представляет собой перенапряжение из-за обстоятельств, вызывающих беспокойство и сильные переживания. Иногда человеку свойственно придумывать себе проблемы и испытывать волнения по поводу несуществующих трудностей. Однако психологический стресс возникает даже в этом случае. Это явление бывает кратковременным. В некоторых ситуациях мобилизация ресурсов организма способна спасти человеку жизнь. Кратковременный дистресс возникает внезапно, связан с опасностью. Он обычно проходит быстро и не оказывает отрицательного влияния на организм. Хронический дистресс представляет собой постоянное эмоциональное перенапряжение. Оно воздействует на тело и психику людей негативно, провоцирует чувство страха, подавленность и даже попытки самоубийства. Также существует нервный дистресс. Это состояние, которое сопровождает лиц с неврозами. Такие люди нуждаются в помощи специалиста.

Это явление возникает в результате переживаний, связанных с личностным кризисом или взаимодействием с окружающими. Различают следующие типы психологического стресса:

  1. Личностный (возникает из-за отсутствия гармонии человека с самим собой).
  2. Межличностный (появляется вследствие ссор в семье, напряженных отношений внутри рабочего коллектива).
  3. Эмоциональный (возникает из-за сильных переживаний, сопровождает длительное или хроническое перенапряжение).
  4. Профессиональный (появляется в результате проблем в трудовой деятельности).
  5. Информационный (возникает вследствие быстрого ритма жизни, большого количества задач, которые человек вынужден решать и с которыми ему трудно справляться).

Различные стрессовые ситуации неизбежно возникают в жизни у каждого. В противном случае человеческое существование было бы бессмысленным. Однако психологические стрессы часто связанны не столько со сложившейся ситуацией, сколько с тем, как реагирует на нее конкретная личность.

Итак, организм человека определенным образом отвечает на воздействие факторов, вызывающих перенапряжение. Существует несколько фаз стрессовых реакций. Принято рассматривать следующие стадии:

  1. Фаза тревоги (предполагает включение механизмов защиты и мобилизацию ресурсов организма для борьбы с перенапряжением).
  2. Этап сопротивления (предполагает уменьшение активности механизмов, которые помогают бороться со стрессом). Если организм не может противостоять действию сильного раздражителя, он ослабляется.
  3. Фаза истощения (характеризуется сильной усталостью, снижением активности, болезненными симптомами).

Практически все виды психологического стресса предполагают прохождение этих стадий. Интенсивность реакций организма зависит от того, насколько сильным является перенапряжение и в течение какого времени его испытывает человек.

Сильное эмоциональное перенапряжение сопровождается появлением ряда симптомов. В качестве признаков стресса можно перечислить такие как:

  1. Повышенная возбудимость.
  2. Постоянные переживания, неспособность отвлечься от них.
  3. Ухудшение когнитивных функций.
  4. Раздражительность.
  5. Пассивность.

Подобные симптомы свидетельствуют о том, что у человека присутствуют психические нарушения и ему требуется помощь специалиста.

Известно, что некоторые индивидуальные характеристики человека объясняют то, как он ведет себя в условиях перенапряжения. В результате многолетних наблюдений специалистам удалось установить зависимость между психологическими особенностями и манерой поведения в сложных обстоятельствах.

Люди с меланхолическим типом темперамента при стрессе чувствуют сильный страх, беспокойство. Они склонны винить себя в сложившейся ситуации, паниковать, не могут проявлять силу воли.

Холерики в критических ситуациях демонстрируют агрессию, срываются на других. Часто из-за повышенной возбудимости у них возникают патологии, такие как язвенная болезнь, повышенное давление, проблемы с сердцем. Лицам с холерическим темпераментом трудно смириться со сложившейся ситуацией, они не могут принять ее.

Флегматики, как правило, стараются быть уравновешенными в тяжелых обстоятельствах. Спасение от стрессов они ищут в еде, и это провоцирует проблему лишнего веса. При перенапряжении флегматики часто демонстрируют замкнутость, сонливость, вялость, нежелание справляться с трудностями.

Сангвиники в стрессовых ситуациях стараются мыслить позитивно, сохранять уверенность в себе. Они способны проявлять силу воли и эффективно справляться с перенапряжением.

Реакция на разные виды стресса, эмоциональный ответ на него во многом закладывается в детстве. Если мать и отец учили ребенка не паниковать, адекватно оценивать себя и свои возможности, он сможет в дальнейшем противостоять негативному влиянию сложных обстоятельств жизни.

Такие явления возникают тогда, когда человек попадает в критические ситуации, которые угрожают его жизни, или становится их свидетелем. Это могут быть военные действия, стихийные бедствия, теракты, аварии, ДТП, преступления. Такие ситуации оказывают негативное воздействие не только на тех, кто претерпел физический и моральный ущерб, но и на их родных и друзей. Виды острых реакций на стресс бывают следующими:

  1. Перевозбуждение, повышенная двигательная активность (проявляется на фоне сильного испуга, паники, когда человек не способен контролировать свои действия).
  2. Торможение (снижение активности, вялость, равнодушие по отношению к происходящему, отсутствие желания разговаривать и совершать какие-либо действия).

Часто люди, которые становились участниками или свидетелями каких-либо травмирующих событий, испытывают настолько сильное эмоциональное перенапряжение, что нуждаются в медицинской помощи.

Любой человек, который работает, сталкивается с эмоциональным перенапряжением. Оно связано как с трудовой деятельностью, так и с общением и между начальством и подчиненными, внутри коллектива. Среди видов профессионального стресса можно перечислить следующие:

  1. Коммуникативный (связан с межличностными отношениями между людьми, работающими в коллективе).
  2. Профессиональный стресс достижения (возникает из-за боязни сделать работу неправильно, не добиться поставленных целей).
  3. Профессиональный стресс конкуренции (стремление быть лучше, чем коллеги, неоправданные жертвы ради этого).
  4. Стресс успеха (ощущение бессмысленности тех усилий, которые были направлены на достижение результата).
  5. Стресс подчинения (страх перед ответственностью, боязнь начальства, повышенная тревожность при исполнении обязанностей).
  6. Перенапряжение, связанное с рутиной (явление, характерное для офисных работников, которым приходится решать довольно монотонные задачи, отсутствие новизны, позитивных эмоций).

Переживания, связанные с профессиональной деятельностью, нередко приводят к психическим нарушениям и развитию депрессивных расстройств. Иногда отдых, занятие любимым делом, спорт или путешествие помогают справиться с проблемой. Но если стресс приобрел хроническое течение, необходима помощь психолога.

Имея представление о том, какие бывают виды стресса и его признаки, многие задают вопрос о методах борьбы с этим явлением. Справиться с перенапряжением нелегко, так как не всегда людям удается предотвратить или избежать ситуаций, которые его провоцируют. Однако если придерживаться общих рекомендаций (хорошо высыпаться, заниматься спортом, проводить свободное время с близкими, мыслить позитивно), можно значительно уменьшить перенапряжение. Но не все способны эффективно справиться со стрессом. Если ситуация слишком сложная, можно обратиться за медицинской помощью.

источник

Ежедневно человек сталкивается с множеством стрессовых ситуаций. От этого никуда не деться, поэтому психология предлагает людям способы, с помощью которых можно избежать стресса или бороться с ним.

От того, какие стрессоры окружают человека, и как человек на них реагирует, складывается общая картина его психофизического и эмоционального состояния.

Стресс – это реакция организма на действие раздражителей, которые называют стрессорами. В психологии существуют такие понятия, как полезный и вредный стресс. Их различают по воздействию на организм человека и по последствиям, которые возникают через некоторое время.

Дистресс разрушительным образом воздействует на нервную систему и на внутренние органы человека. Именно он становится причиной депрессий, хронических болезней и психических отклонений. Помимо него существует и эустресс – положительная форма стресса. Он не несёт разрушающего эффекта и часто связан с радостными моментами в жизни человека.

Стрессорами могут быть любые факторы, окружающие человека в повседневной жизни.

Одни имею кратковременное и незначительное воздействие на субъект, другие же действуют длительное время, что приводит к хроническим проявлениям стресса.

Так или иначе, полностью избавиться от них невозможно. Для того чтобы снизить влияние стрессоров на организм, психологи разработали специальные методики и тренинги для повышения стрессоустойчивости индивидов.

Согласно работам Л. В. Леви, человек постоянно пребывает в состоянии стресса. Это обусловлено любым воздействием извне или процессами внутри организма. Леви разделяет стрессоры на два вида: кратковременные и долгосрочные.

Могут возникать внезапно или же повторяться через какой-то промежуток времени. Они имеют незначительное влияние на нервную систему и не могут перейти в хроническую форму. К ним относятся:

  1. Неудачи, ошибки, промахи. Сигналы могут поступать и при напоминании о стрессоре. Если человек самостоятельно вспоминает прошлый неудачный опыт или ему кто-то его напоминает, то сила стресса может быть такой же сильной, как в момент события. В основном острота реакции на воспоминания со временем снижается.
  2. Шум, яркий свет, неприятные замахи, перепады температур. Воздействие внешних раздражителей на индивида во время выполнения им какой-либо работы приводит к снижению концентрации внимания.
  3. Страх, испуг. Ожидание и боязнь физической боли, боязнь причинить боль другим, критика или насмешки над ним приводят человека в состояние стресса. Если человек испытывает эти чувства на протяжении длительного времени, то они становятся стрессорами долгосрочного действия.
  4. Дискомфорт. Влияние на человеческий организм внешних факторов, таких как жара, холод, сырость и т. д. вызывает реакцию защитной системы, что является вполне нормальным.
  5. Скорость, спешка, высокий темп. Когда субъект торопят, принуждают делать что-то быстрее, чем он привык, он подвергается воздействию стрессора.

Длительное их воздействие не только вносит коррективы в спокойную и размеренную жизнь, но и может значительно сказаться на здоровье субъекта.

  1. Полное ограничение или изоляция. Например, тюремное заключение, тотальный родительский контроль, отбывание срочной службы в армии или обычная диета. Любое ущемление организма в привычных для него потребностях имеет сказывается на нервной системе.
  2. Опасная работа или экстремальный образ жизни. Люди, которые выполняют свой долг, рискуя своей жизнью, подвергаются долгосрочному влиянию стрессоров. Любовь к экстремальным видам спорта или адреналиновая зависимость способствуют проявлению стрессоров.
  3. Фоновое воздействие. При постоянной необходимости оказывать сопротивление в любой из сфер жизни, человек страдает его психофизическое состояние. Причиной этому могут стать вражда с каким-то субъектом или военные действия.
  4. Переутомление, длительное выполнение однотипной работы. Действия, которые приводят к умственной или физической усталости способны значительно влиять на работу органов и систем.

Для того, чтоб снизить влияние окружающих раздражителей, нужно избегать столкновения с ними или же изменить своё отношение к ним.

Влияние стрессоров разного типа

Читайте также:  Как справляться со стрессом на учебе

Главные стрессоры окружающей среды кроются вовсе не во внешнем мире, а в семье. Влияние стрессоров на психофизическое состояние человека классифицируется по двум параметрам: различают нормативные стрессоры и ненормативные.

Первые являются естественным этапом в жизни любого индивида. Как и любое нарушение границ нынешней действительности, они вызывают стрессовое состояние. Чаще всего тут выступает эустресс. Но и дистресс встречается не меньше.

Семейные стрессоры — ссоры родителей

Кризисными моментами нормативного характера являются:

  • создание своей семьи;
  • ожидание первенца;
  • воспитание ребёнка и т. д.

Помимо таких этапов в жизни могут произойти и другие происшествия, накладывающие отпечаток на всех членов семьи. Это может быть:

  • болезнь или смерть близкого человека;
  • развод;
  • раздел детей и имущества;
  • измена;
  • домашнее насилие;
  • смена места жительства и т. д.

В каждой семье происходят стрессовые ситуации, способные укрепить её или разрушить. Вне зависимости от возраста и социального статуса членов семьи, сложности обязательно будут возникать. Отличается лишь природа их происхождения и реакция на них домочадцев. Слабая коммуникация между родственниками только усиливает влияние стрессоров на их жизнь.

Помимо прочего, в семейных стрессах различают горизонтальные и вертикальные стрессоры.

Это линии развития стрессовых ситуаций, которые имеют влияние не только на текущую ситуацию, но и на дальнейшую жизнь людей. Этот факт ещё раз подтверждает то, что люди, в большинстве своём, повторяют жизнь своих родителей.

Что может быть стрессором — перечень

В зависимости от происходящих в жизни человека событий складывается его дальнейшая судьба. Но главное, что выносит организм из любого стресса, – это память. Недостаток стрессоустойчивости компенсируется агрессивностью и конфликтным отношением к окружающим. Со временем субъект настолько привыкает к такому положению вещей, что вовсе не видит других вариантов реакции.

Психологами была составлена градация видов стрессоров: от тех, на которые может повлиять человек, до стрессоров, которые неподвластны воле субъекта. Это помогает лучше понять природу происхождения стрессоров и выработать принципы борьбы с ними.

Классификацию стрессоров по степени контроля можно рассмотреть на таком примере:

  • Оторванная пуговица на любимом костюме – этот фактор вполне можно исправить силами самого субъекта;
  • Отсутствие денег или других материальных ценностей – тоже можно исправить. Но придётся приложить больше сил и потратить значительное количество времени;
  • Ссоры в семье – для исправления положения потребуется обоюдное желание оппонентов, самостоятельно разрешить ситуацию очень проблематично;
  • Болезнь – такой стрессор не всегда можно изменить даже при наличии огромного желания и стремления;
  • Страна проживания – можно исправить, но потребуется приложить для этого много усилий, без определённой материальной базы, этот стрессор исключить нельзя;
  • Правительство – человек в одиночку никак не сможет изменить этот факт;
  • Эпоха – такой стрессор никак нельзя изменить.

Болезнь — серьезный стрессор

Если взглянуть, на этот перечень, то становится ясно, что больший дискомфорт вызывают именно те стрессоры, на которые человек сам может повлиять. Из этого можно сделать вывод, что избежать большинства дистрессов не так уж и сложно.

Трудовая деятельность является корнем большинства нарушений психофизического состояния, а также хронических неврозов у людей среднего возраста. Непосильные нагрузки, а также давление со стороны руководства вводят субъект в стрессовое состояние. Человек проживает эту историю изо дня в день, и стресс становится хроническим.

Профессиональные стрессоры — виды

Трудовые стрессоры выглядят как перегрузки и недогрузки в работе:

  • Избыток трудовой деятельности крайне негативно влияет на организм. Он приводит к истощению физических и психологических ресурсов человека.
  • Недостаток провоцирует проблемы с восприятием полноценности своего «Я». Возможны снижение самооценки и раздражительность.

Избыток и недостаток трудовой деятельности почти одинаково действуют на организм.

Должностные стрессоры проявляют себя в тот момент, когда человеку становятся непонятными требования к нему. Неопределённость вызывает чувство тревоги и собственной неполноценности.

Карьерные стрессоры – это не что иное, как продвижение по службе или, наоборот, его отсутствие, или увольнение. Влияние оказывает и такой фактор, как несправедливость по отношению к сотрудникам. Личностные факторы указывают на проблемы в совмещении работы и личной жизни.

На примере различных видов стрессоров можно рассмотреть влияние особенностей воздействия стрессоустойчивости. Чем выше она у человека, тем меньше он подвержен дистрессу.

В зависимости от образа жизни субъекта, на него воздействуют различные стрессоры. Их влияние можно снизить, но избежать их полностью просто нереально, потому что стресс – это неотъемлемая деталь в процессе жизнедеятельности человека. Именно благодаря стрессорам формируются его привычки, инстинкты, которые передаются из поколения в поколение и обуславливают поведенческие реакции различных групп людей.

источник

Процесс адаптации часто бывает сопряжен со стрессом. Стресс представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых (воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении) становится причиной нервно-психических расстройств.

Стресс — это психологический процесс приспособления организма к такому состоянию, направленный на его самосохранение.

Различают несколько видов стресса:

  • физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;
  • психологический, связанный со сложными отношениями с окружающими;
  • информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;
  • управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых (особенно в условиях недостатка времени) решений;
  • эмоциональный, проявляющийся при опасности, неожиданной радости.

Основные источники стрессовых ситуаций:

  1. 1. Особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и пр.
  2. 2. Положение индивида в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое — с непрестижностью, плохими условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, обратной связи, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя.
  3. 3. Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, индивид не получает от последнего того, что необходимо, по его мнению, для работы), служебные конфликты и пр.
  4. 4. Трудности согласования служебных и семейных обязанностей.
  5. 5. Неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами, нравственные дефекты личности.
  6. 6. Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции.
  7. 7. Неблагоприятные социальные и бытовые условия.

Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу обычно дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс.

В своем развитии он проходит следующие стадии:

  • напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией;
  • сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие, экономия эмоций не только на работе, но и дома, упрощение способов исполнения профессиональных обязанностей);
  • истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.

Здесь организм находится в состоянии мобилизации всех своих сил для сопротивления, которое продолжается, пока воздействие стрессора не превышает его возможностей сопротивляться. В противном случае происходит истощение сил.

Чтобы этого избежать, человек начинает искать пути изменения хода событий или внутреннего отношения к ним. Обычно используется комбинация этих подходов.

Как правило, люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, пользуются внутренними ресурсами и успешно справляются с проблемами.

Для управления стрессом необходимо прежде всего тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию, а какие — нет. Затем намечается план действий, на выбор которых влияют личные качества субъекта, особенности ситуации, имеющиеся ресурсы, поддержка со стороны.

В краткосрочном периоде более эффективно дать выход эмоциям (гневу, тревоге, слезам) — в одиночестве или с сочувствующими лицами; в долгосрочном — решать проблему кардинально. Для этого сначала осуществляют мероприятия организационного характера в виде, например, снижения нагрузки, обогащения труда, улучшения его условий, должностной ротации или наращивания ресурсов, необходимых для преодоления стресса (так называемое первичное вмешательство).

Если результат не достигается, возникает вторичное вмешательство — повышение способностей индивида самостоятельно справиться с причинами и симптомами стресса. Для этого используются следующие способы:

  1. 1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе соответствующих методов, например последовательной мышечной релаксации (упражнениям по расслаблению и напряжению мышц), аутотренингу, самовнушению и т.п.
  2. 2. Сознательное изменение восприятия и оценки проблемы:
  • отрицание (игнорирование негативной информации, уход от реальности);
  • принятие обстоятельств такими, каковы они есть (но остаются тревога, страх);
  • вытеснение неприятных переживаний (забывание или переключение на другое);
  • замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной, перенос чувств на другой объект, поиск «козла отпущения»;
  • рационализация (выгодное для себя толкование ситуации, в том числе противоречащее реальности, например внушение себе мысли о малой значимости проблемы (девальвация), незаинтересованности в ней, нежелании либо невозможности что-то сделать в силу сложившихся обстоятельств; снижение требований к себе и другим);
  • подавление (блокировка) внутренних процессов;
  • компенсация (отвлечение от основных проблем успехами в других областях);
  • оправдание себя и обвинение во всех проблемах окружающих;
  • показная подмена поведения противоположным внутреннему настрою;
  • регрессия (переход к более простому способу действий с целью избежать решения проблем с позиций зрелого человека (курение, пьянство, грызение ногтей, возвращение к детскому состоянию);
  • эмоциональное выгорание — полное или частичное исключение эмоций.
  1. 3. Полноценный отдых.

Наконец, в острых случаях или когда вмешательства оказались безуспешными, наступает необходимость третичного вмешательства — помощи врачей, консультантов-психологов, священника.

Руководитель должен бороться с источниками стресса у подчиненных: неблагоприятным графиком работы, интеллектуальными или физическими перегрузками, гарантировать им надлежащий уровень вознаграждения, помогать в реализации способностей, предоставлять самостоятельную и интересную работу, поддерживать благоприятный морально-психологический климат, справедливо вознаграждать, обеспечивать информацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Жизнь современного человека неотделимо связана со стрессом. В первую очередь это связано с «технологическим прорывом», который осуществило человечество. Тем самым темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился. Мы не успеваем за огромным потоком информации, поступающей к нам из различных средств массовой информации. Работа, семья, финансы, отношения с людьми – всё это требует высокой степени сосредоточенности и большого количество времени, которого катастрофически не хватает человеку.

Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека. Стресс давно и прочно вошёл в наш повседневный обиход. Часто в нашей жизни что-то изменяется. Эти перемены могут быть как к худшему, так и к лучшему. Но в любом случае нам приходится приспосабливаться к чему-то новому. Нарушение стабильности изменяет и наше состояние (физическое, психическое). То есть неожиданные, непредвиденные ситуации в нашей жизни способны ввести нас в стрессовое состояние.

Очевидно, что последствия стресса способны отрицательно повлиять на наше здоровье, семью, карьеру, судьбу. Следовательно, от негативного влияния стресса необходимо защититься. Так как практически каждый человек входит в зону риска, способы профилактики стресса должен знать каждый.

Что такое стресс? Определение понятия «стресс». Признаки стресса

Термин «стресс» (от англ. stress – «давление, напряжение») в физиологию и психологию ввёл американский невропатолог и физиолог Уолтер Кэннон. Он употреблял этот термин для обозначения «нервно-психического» напряжения в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Позднее, в 1946 году, канадский физиолог Ганс Селье начал систематически использовать термин «стресс», хотя свою первую работу по общему адаптационному синдрому он опубликовал ещё в 1936 году.

Таким образом, открытие такого явления, как стресс, связывают с именем Ганса Селье. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две группы: специфическую (характерную для данного заболевания) и неспецифическую (одинаковую для различных заболеваний). Позднее Г. Селье установил, что, отвечая на сильное внешнее воздействие, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов или противостоять им. Таким образом, Ганс Селье назвал стрессом реакцию организма на внешнее воздействие.

В настоящее время термин «стресс» стал весьма популярен. В разных источниках можно найти разные определения этого понятия. В словаре-справочнике М. Кордуэлла написано: «Существует несколько различных определений стресса:

  • Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т.д.).
  • Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства.
  • Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования.» [8, 317]

Таким образом, стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях.

Следует помнить, что стресс всегда вызывает симптом, затем и болезнь. Поэтому очень важно уметь вовремя распознать стресс, чтобы не допустить его развития. Доктор медицинских наук, академик, Президент Профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России Я.Г.Гальперин сказал, что все признаки стресса можно разделить по сферам их проявления на физические, эмоциональные и поведенческие.

К физическим признакам стресса относят частое или затруднённое дыхание; усиленное сердцебиение; общее напряжение мышц и связанные с ним боли в шее, груди, спине, животе; дрожь или нервный тик; спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, печёночные колики, запоры, понос; затруднённое глотание; частое мочеиспускание; головные боли; головокружение; высокое кровяное давление; речевые затруднения (невнятная речь или заикание); вегетативные проявления в виде сухости во рту или горле, повышенной потливости, сексуальных расстройств; плохой, беспокойный сон.

К эмоциональным признакам стресса относят раздражительность; беспокойство или повышенную возбудимость; гнев и враждебность; необычную агрессивность; путаницу в мыслях; невозможность сосредоточиться; чувство беспомощности, вины или безнадёжности; ощущение потери контроля над собой и ситуацией; страз и чувство паники.

К поведенческим признакам стресса относят снижение аппетита или, наоборот, судорожную еду; усиленное курение; злоупотребление алкоголем; потерю интереса к внешнему облику; постоянную спешку в стремлении куда-то успеть; резкое изменение социального поведения; сверхурочную работу; поиск виноватых.

Читайте также:  Как справляться со стрессом после родов

Полностью избавится от стресса невозможно, нецелесообразно и пытаться его устранить, так как это невозможно. Поэтому необходимо научиться управлять стрессом. Для этого будет полезным более подробное рассмотрение механизма стресса.

Ежедневно нам приходится решать множество различных задач – от мелких дел до больших, а порой и сложных, проблем. Многие из тех событий, что с нами происходят, вызывают у нас физическое или эмоциональное напряжение, то есть они способны привести нас к стрессу.

Ганс Селье отмечал, что стресс как психологическое состояние является продуктом сознания человека, его образа мыслей, оценки ситуации, наличием навыков и умений адекватно вести себя в экстремальных ситуациях. Принято делить все стрессоры (факторы, вызывающие у нас стресс) на две группы: те, на которые мы можем оказывать влияние, и те, которые нам неподвластны.

К факторам, на которые мы можем и должны влиять, относятся лежащие в области межличностных отношений или обусловленные особенностями нашего характера, наших ошибочных и неадекватных убеждений или отсутствием каких-либо навыков. Избежать многих стрессовых ситуаций в данном случае помогут навыки организации своего времени без перегрузок и цейтнотов, навыки психологической устойчивости к давлению со стороны других людей, разрешения конфликтов.

Но бывают случаи, когда мы не можем изменить ситуацию. В данном случае необходимо изменить отношение к ней. Различные техники эмоциональной регуляции помогут взять контроль над нашими переживаниями. Часто, взяв себя в руки, мы начинаем эффективно и быстро управлять и самой ситуацией.

Таким образом, при всём многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался. То есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Стресс – это реакция организма на изменение обстоятельств. В своём развитии при этом стресс проходит определённые стадии, которые Ганс Селье объединил в три основные группы.

  1. Стадия тревоги возникает в преддверии сложной ситуации. Для неё характерно общее возбуждение, мобилизация имеющихся ресурсов. В такие моменты сердце начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии выбрасывается сахар. В моменты наивысшей опасности человек способен на такие действия, которые в любой другой (обычный) момент для него недоступны. Но в состоянии максимального напряжения человек долго находиться не может, так как ресурсы организма не бесконечны.
  2. Стадия сопротивления следует за первой стадией стресса. Она характеризуется тем, что организм «успокаивается». Острота ситуации снижается и проходит, но раздражитель (больной зуб, злобный доберман, требовательный кредитор) никуда не делся. На данном этапе организм становится более устойчивым. Кроме данного раздражителя эта устойчивость распространяется и на другие стрессогенные факторы (так называемая перекрёстная устойчивость). Данная стадия способна продолжаться сравнительно долго. Похоже, что открывается, так называемое, «второе дыхание». Однако способность приспосабливаться к стрессовой ситуации у организма небезгранична. Для обеспечения относительно нормальной жизнедеятельности в условиях стрессовой ситуации организм вынужден расходовать большее количество энергии и сил.
  3. Стадия истощения наступает в случае слишком сильного или продолжительного стресса по мере сокращения адаптационных ресурсов организма. У организма человека не остаётся сил и энергии, чтобы нормально функционировать, так как ресурсы подошли к концу. Поэтому он становится не способным защищаться от болезнетворных микробов, соблюдать социально одобряемые нормы поведения, выполнять какие-либо действия, требующие напряжения сил. Признаки истощения организма начинают проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека. В эмоциональном отношении человек становится тревожным, раздражительным или апатичным. В поведенческом плане он перестаёт следить за собой, стремится уклониться от ответственности и взаимоотношений, отмечается появление небрежности в работе. Со стороны соматической сферы наблюдается ухудшение здоровья, появляется необходимость в постоянном приёме различных лекарственных препаратов. Но, несмотря на это, человек по-прежнему истощён. Таким образом, потеря организмом возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы.

Убеждения, способные привести к стрессу

Одни и те же события разные люди и воспринимают по-разному. Отношение к событию в жизни зависит как от внешних факторов, так и от его личностных особенностей человека, от его картины мира, от его жизненных ценностей и установок, от значимости ситуации, от физиологических факторов, таких как усталость, болезнь. Таким образом, одно и то же событие для кого-то будет сопровождаться стрессом, а для кого-то – нет. Оценка ситуации как стрессовой зависит от того, насколько значим стрессор для человека и как он его оценивает.

Выделяют множество нереалистичных убеждений, способных привести к стрессу [7, 63]. Вот лишь некоторые варианты такого мышления:

  • чрезмерно категоричное – человек видит вещи в чёрно-белых тонах;
  • излишне абстрактное – человек обобщает частные факты, используя кванторы общности («всегда», «никогда», «все», «никто», «ничего»);
  • слишком катастрофическое – человек сильно преувеличивает дурные события, покуда они не приобретают в его сознании катастрофические размеры;
  • неоправданно пессимистичное – человек замечает только плохое и игнорирует позитивные стороны своей жизни;
  • чрезмерно искажённое – человек «обнаруживает» вещи, которые вряд ли присутствуют (намёк или тень превращается для него в важное свидетельство);
  • слишком субъективное – человек игнорирует очевидное, держась за свои собственные «факты»;
  • излишне легкомысленное – человек убеждает себя в том, что проблемы не существует или что отдельные вещи не имеют для него никакого значения (тогда как в действительности имеют);
  • слишком идеалистическое – у человека романтический взгляд на реальность (естественно, что в реальном мире не может всё быть идеальным);
  • излишне требовательное – человек требует от вещей быть такими, какими он хотел бы их видеть;
  • чрезмерно осуждающее – человек не прощает себя и других людей за неудачи;
  • слишком ориентированное на комфорт – мышление человека постоянно ищет, как бы избежать боли и с ходу получить желаемое;
  • слишком вязкое – мышление человека следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно;
  • излишне запутанное – «картины в голове человека» не совпадают с реальным миром или он ощущает себя в окружении или водовороте несуществующих явлений.

Следовательно, чтобы избавиться от многих стрессоров, необходимо в первую очередь изменить свои привычные стереотипы поведения или убеждения.

Обычно человек стереотипно реагирует на негативные изменения среды. Сначала он ощущает затруднения, затем втягивается в рабочий режим и лишь потом понимает, что не может больше в этом режиме жить и функционировать. Эти реакции стереотипны, независимо от того, кто или что выступает в качестве стрессора (протекающая крыша, пещерный медведь или сосед, который по ночам с грохотом ремонтирует свою квартиру).

Выделяют три основные тактики реагирования человека на стрессор:

  • первая тактика – человек игнорирует стрессор или пытается сосуществовать с ним (под воду, капающую с потолка, человек подставляет тазы и вёдра; очевидно, что в случае с пещерным медведем наш далёкий предок старался не попадаться ему на глаза; от шумного соседа человек закрывает голову подушкой);
  • вторая тактика – это бой (собранную за ночь воду человек выливает на проходящего под балконом начальника ЖЭКа; не в состоянии больше прятаться от медведя, первобытный человек хватал дубину и с гортанным криком бросался на медведя; на шумного соседа человек жалуется участковому);
  • третья тактика – это бегство от стрессора без попыток сосуществовать или уничтожить его (первобытный человек перебирался в другую пещеру, подальше от этого места; в настоящее время (при протекающей крыше, шумном соседе) человек обменивает свою квартиру на квартиру в другом доме).

Иногда выбор тактики реагирования (способа действия в сложившейся ситуации) происходит осознанно: человек оценивает ситуацию, взвешивает свои шансы на успех при выборе того или иного способа выхода из ситуации. Но чаще всего человек действует спонтанно, особенно в ситуации экстренного принятия решения.

Итак, выбор тактики поведения в стрессе зависит от ситуации и от индивидуальных особенностей человека. Но лучше всего использовать различные варианты поведения в разных ситуациях. Это достаточно сложно, так как человек привыкает действовать обычным для себя способом.

Ещё Ганс Селье заметил, что стресс не всегда является результатом повреждения. Он может быть вызван любым, в том числе и положительным переживанием. В зависимости от того, какое воздействие оказывает стресс на человека, различают:

  • эустресс – стресс, вызванный позитивными эмоциями; стресс слабой силы, оказывающий на человека положительное мобилизующее влияние;
  • дистресс – стресс, способный привести к серьёзным нарушениям функционирования организма, вплоть до смерти.

Психологи, работающие с людьми, чья деятельность постоянно связана с сильными, неординарными переживаниями, выделяют три основные группы стресса:

  • «стрессы ожидания» — стрессы, связанные с ожиданием предстоящей напряжённой (в том числе и опасной) деятельности или просто с формированием готовности к выполнению этой деятельности;
  • «рабочие» стрессы связаны с выполнением специфической профессиональной деятельности, то есть с постоянным воздействием на психику стресс-факторов умеренной интенсивности; такие факторы не вызывают психических травм, но имеют свойство «накапливаться», что приводит к снижению толерантности к стрессу и в конечном счёте – к психосоматическим заболеваниям;
  • посттравматические стрессовые расстройства возникают после того, как ситуация, вызвавшая стресс, завершилась, но организм не в состоянии самостоятельно восстановиться в полном объёме.

Кроме данных существует и множество вариантов других классификаций стресса.

Любой человек может оказаться подверженным стрессу любой из перечисленных групп. Поэтому нельзя не задуматься о психогигиене – системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья.

Приёмы профилактики стресса

Стресс – прямой путь к болезни. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Так же и стресс необходимо предупреждать. Разные специалисты советуют различные приёмы профилактики стресса.

Прежде всего необходимо постоянно повышать свою эмоциональную устойчивость:

  • пытаться заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки;
  • «включать» интеллект, логику между негативным стимулом и нашей ответной реакцией;
  • накапливать и фиксировать собственный опыт успехов, достижений, добрых слов и дел;
  • использовать систему релаксации.

В качестве релаксации рекомендуются следующие приёмы:

  • Переоденьтесь в удобную одежду, займите удобное положение (сидя или лёжа), ощутите, как расслабление окутывает ваше тело.
  • Отдыхать можно и в позе кучера. Для этого сядьте на край стула, широко разведите ноги в стороны, согните ноги в коленях, упритесь стопами в пол. При этом нужно сгорбить спину и свесить голову к груди. Следите за своим дыханием: вдыхайте на 8 свётов и выдыхайте тоже на 8 счётов.
  • Заварите себе зелёного чая или сварите свежий кофе. Сидя в удобной позе, медленно потягивайте напиток, концентрируясь на его вкусе, запахе, ассоциациях, которые у вас возникают.
  • Включите свою любимую музыку, прилягте и полежите минут 5 – 10.
  • Не забывайте о целительной силе воды. Примите душ, встав под струи воды с головой. Либо полежите в ванне с солями или пенкой.
  • Если позволяет погода, прогуляйтесь медленно по улице.

Никто кроме самого человека не может сбросить накопленные негативные эмоции. Поэтому каждый должен сам заниматься профилактикой стресса.

Приёмы преодоления стресса

Работа по преодолению стресса начинается с признания его существования. Если человек находится в ситуации стресса довольно длительное время, ему желательно обратиться к специалисту, который поможет восстановить возникшие нарушения организма.

Самостоятельно выйти из стрессового состояния сложно, но возможно. Каждый человек обладает способностью ауторегуляции, то есть может самостоятельно воздействовать на те процессы, которые происходят с ним. То есть можно научиться управлять своими эмоциональными реакциями в стрессовой ситуации. Для этого можно использовать упражнения с глубоким дыханием, упражнения на прогрессирующую мышечную релаксацию, упражнения на изменение нереалистических убеждений.

Обычно дыхание человека поверхностное. Оно не способствует снятию эмоционального и физического напряжения. Поэтому в стрессовой ситуации можно применять глубокое диафрагмальное дыхание (дыхание «животом»). То есть для снятия напряжения нужно использовать глубокое диафрагмальное дыхание.

В состоянии тревоги, раздражения, страха мышцы напряжены. Поэтому, снизив тонус мышц, можно добиться уменьшения уровня эмоционального напряжения. Методику психической саморегуляции под названием «прогрессивная релаксация» начал разрабатывать ещё в тридцатые годы американский психиатр Э. Джекобсон. Он доказал, что релаксация (расслабление) определённых групп мышц, позволяет изменять эмоциональное состояние, в том числе и снимать чувство тревоги, страха. Это достигается за счёт переключения деятельности нервной системы на экономный режим покоя, при котором создаются наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала организма. В процессе расслабления выделяют четыре фазы: попытка к расслаблению; расслабление и наблюдение за ним; наблюдение за процессом перехода от напряжения к расслаблению; «переживание» расслабления. Процесс напряжения-расслабления должен охватывать различные группы мышц: рук, лица, шеи и спины, нижней части тела. Так же можно использовать различные физические нагрузки (занятия спортом, прогулки, работа на дачном участке), посещение сауны.

Причиной негативных переживаний могут являться неадекватные убеждения, которые способны приводить к крайностям в эмоциях и поведении. Для достижения лучшего результата в борьбе со стрессами необходимо трансформировать неконструктивные мысленные установки в конструктивные. Рациональные.

В отдельных случаях бывает необходимо не расслабиться, а наоборот, быстро мобилизоваться. Для этого существуют такие методы, как массаж активных точек, например, мочек ушей; надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком; массаж переносицы и области «третьего глаза».

Снятию стрессового состояния могут способствовать так же смена обстановки, занятие отвлекающей деятельностью.

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
  2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  3. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
  4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560 с.
  5. Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997. – 368 с.
  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Речь, 2004. – 576 с.
  7. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.
  8. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
  9. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
  10. Психология здоровья: Учебник для вузов / под.ред Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 606 с.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 123 с.
  12. Синельников В. В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 36 с.

источник