Меню Рубрики

Как преодолеть стресс для подростков

Для каждой семьи рано или поздно наступает период, когда дети вступают в так называемый трудный возраст. Проще говоря, в семье появляются подростки со всеми их проблемами и гормональными срывами. Физиологические изменения, происходящие в организме, сопровождаются перепадами настроения, эмоциональными срывами и стрессами.

И родителям, и подрастающим детям в этот период приходится нелегко. Далеко не все взрослые готовы к тому, с чем им придется столкнуться. И, соответственно, они не готовы помочь своему ребенку, если он пребывает в стрессовом состоянии.

Подростковый возраст преподносит много сюрпризов, подготовиться к которым порой действительно невозможно. Однако мама и папа по-прежнему остаются главной опорой повзрослевшему ребенку, даже если тот бунтует и пытается это отрицать. Если в жизни подростка происходит нечто, вызывающее тяжелый стресс и снижающее качество его повседневной жизни, необходимо выяснить причины случившегося и помочь разрешить создавшуюся проблему.

Стрессовое состояние своего ребенка родители могут определить по многим признакам. Надо просто быть внимательнее к нему. Барометром станут тревожные перемены в поведении, неожиданные эмоциональные всплески и даже изменения во внешности.

Психологи предлагают опираться на специально разработанный стресс-тест, ответы на который много скажут обеспокоенным взрослым. А волноваться стоит в том случае, если:

  • у ребенка вдруг пропал аппетит, и он практически ничего не ест;
  • резко упали показатели в учебе;
  • ребенок отказался от привычных занятий спортом или своего хобби;
  • подросток предпочитает проводить все время дома, а не в компании друзей;
  • у него внезапно изменился характер поведения: появилась агрессия, немотивированные капризы, или, напротив, ребенок стал слишком тихим и замкнутым;
  • он категорически не хочет идти в школу;
  • ухудшилось состояние здоровья: участились головные боли, хроническая усталость, апатия, учащенное сердцебиение и т. д.

Детские психологи рекомендуют вести такое наблюдение в течение определенного периода (от недели до 10 дней). Если в итоге вы отмечаете несколько приведенных выше стрессовых признаков, и они являются постоянными на протяжении всего периода наблюдения, то вероятность подросткового стресса крайне велика. Пришло время родителям предпринять конкретные действия, чтобы избежать нагнетания ситуации и наступления более тяжелых последствий.

Большинство детей достаточно тяжело переживают адаптацию к школе. Полностью меняется их образ жизни, круг общения, усиливается нагрузка, появляется персональная ответственность (выполнение домашнего задания, утренние сборы и т. д.). Но в этом возрасте малыши еще безоговорочно доверяют родителям и при их поддержке достаточно быстро привыкают к изменениям жизненных условий.

Но чем старше становятся дети, тем больше у них появляется проблем. Главным источником стресса для них по-прежнему остается школа, но в подростковом возрасте акценты несколько смещаются. По оценке психологов, наиболее сложным для подростков считается период с 13-ти до 18-ти лет. Риски стрессов в нем в разы выше, чем в повседневной жизни взрослого человека, но эффективную помощь при этом получает лишь каждый пятый ребенок.

Основные причины столь высокого уровня стресса у детей в указанном возрасте хорошо известны психологам и педагогам. Базовая пятерка проблем:

  • Учебный процесс.
  • Конфликты и недопонимание в семье.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Постоянная нехватка времени.
  • Различные занятия вне школы (спорт, кружки и секции, соревнования и конкурсы).

В наше время подростки, так же как и взрослые, вовлечены в бесконечную гонку за успехом. Им крайне важно самореализоваться. К тому же, темпы жизни существенно возросли, что только усиливает общую напряженность.

При этом дети в таком возрасте еще не обладают достаточным опытом и навыками для самостоятельного поиска рационального решения проблем. Не получив адекватной помощи и поддержки в семье, они пытаются преодолеть стресс в соответствии с собственными возможностями и представлениями о том, как это делается. Отсюда склонность к потреблению алкоголя и наркотических веществ, импульсивные иррациональные поступки, самотравмирование и даже попытки суицида — все, чем опасен подростковый возраст.

Надо понимать, что стресс — это не всегда плохо. Именно он может мотивировать ребенка на поиск решения какой-то сложной задачи или на достижение поставленной цели. Однако избыток стресса очень часто дети самостоятельно преодолеть не в силах.

Родители в такой ситуации могут применить самые разные стратегии в зависимости от характера своего ребенка, уровня переживаемого им стресса и сложности существующей проблемы. Так, например, можно научить ребенка оценивать ситуацию под совершенно другим углом. Подросток получил более низкую оценку, чем рассчитывал? Теперь он знает свои слабые стороны и к следующему занятию успеет подготовиться как следует.

Это не означает, что взрослые должны оправдывать любые неудачи и провалы своего ребенка, особенно, если их виновник — он сам (не выучил урок, недостаточно тренировался перед соревнованиями и т. д.). Задача родителей — показать, что решение проблемы обязательно можно найти, только для этого не нужно унывать и сидеть, сложа руки.

Для качественной борьбы со стрессами в подростковом возрасте взрослые должны обеспечить своему ребенку полноценный сон и здоровое питание. Кому-то это может показаться незначительным фактором, но на самом деле это половина успеха в нормализации состояния подростка.

Психологи отмечают, что среди современного подрастающего поколения каждый пятый страдает от недостатка сна, и это приводит к постоянному психологическому напряжению. Полноценный сон — один из доступных способов для нейтрализации тревоги и стресса.

Также растущий организм нуждается в качественном и полноценном питании для поддержания всех жизненно важных процессов организма. Между тем многие современные подростки склонны заедать стрессы чрезвычайно вредным фаст-фудом, который не случайно считается «мусорной» едой.

Другая крайность — часть подростков в сложный для них период вообще отказывается от еды. Исследования Американской психологической ассоциации говорят о том, что 39% детей хотя бы раз в неделю отказываются от еды из-за перенесенного ими стресса.

источник

Прежде, чем я расскажу вам, какую помощь подросткам и детям мы можем оказать в преодолении стресса, мы обсудим, что же такое стресс. В быту мы часто называем так ситуации, когда нервничаем. Но научное понятие стресса шире. Стресс – это неспецифическая реакция организма на новые обстоятельства, к которым организм еще не успел приспособиться и выработать подходящую программу реагирования.

Эти новые обстоятельства могут быть двух типов:
Физические: голод, жажда, холод, жара, воздействие вредных веществ, шум и т.п.
Психологические: угроза, скандал, неожиданное событие (необязательно плохое, крупный выигрыш в лотерею — тоже стресс).

Характерно для стресса то, что независимо от обстоятельств – жара это или страх – организм будет реагировать одинаково — выбросом гормонов стресса.

Если вы никогда не сдавали экзамены, то будете сильно волноваться перед первым экзаменом. Это может быть столь сильное волнение, что трудно думать, трудно сосредоточиться. В ушах звон, в голове пустота, сердце стучит. Но к десятому экзамену, скорее всего, вы приспособитесь. И хотя некоторое волнение будет, но уже совсем не такой силы.

Или вспомните Ромео и Джульетту. Для них все так плохо закончилось именно потому, что это был первый в их жизни серьезный роман. И первая в их жизни непреодолимая преграда. У них не было готовой программы действий. Будь они старше и опытнее, они бы понимали, что даже если им суждено расстаться, то это хоть и больно, но не конец жизни. Они бы знали, что боль постепенно пройдет, и потом они смогут найти новую любовь. У них бы уже был такой опыт.

Когда однотипная ситуация повторяется несколько раз, организм уже знает, как на нее реагировать.

В случае жары – вы начнете больше потеть, чтобы отдать лишнее тепло, начнете искать воду и более прохладное место.
В случае голода вы начнете искать пищу.
В случае скандала будете думать, как из него выйти с наименьшими потерями.
В случае экзамена вы сможете быстро сосредоточиться и включить мозги, вместо того, чтобы волноваться.

Ромео и Джульетта уже будут знать, что их утешит в горе, пойдут плакать к друзьям и подругам, займутся чем-то, чтобы отвлечься, а через некоторое время начнут искать новую любовь.

Т.е. вырабатывается специфическая программа реагирования на ситуацию определенного типа.

Кстати, вы, наверное, теперь не удивитесь, что у подростков так часто бывают стрессы. Ведь они выходят во взрослую жизнь и практически каждый день сталкиваются с новыми ситуациями. Впервые едут куда-то без взрослых, впервые влюбляются, выбирают профессию. Все впервые. Как же тут обойтись без стресса!

Хронический стресс приводит к депрессии, снижению иммунитета и другим заболеваниям.

Вы можете удивиться: если утверждается, что стресс – это реакция на новые обстоятельства, то откуда же берется хронический стресс? Да и пример с той же жарой странный, все и так потеют и ищут прохладное место.
Но ответ есть.

Хронический (неконтролируемый) стресс возникает если:
1. Мы не можем приспособиться к новым обстоятельствам (например, не удается достаточно снизить температуру тела потоотделением);
2. Не можем их избежать (найти прохладное место);
3. Не можем их предсказать (чтобы подготовиться и запастись водой, например).

Смещенная активность.

В состоянии стресса все мы начинаем вести себя не вполне адекватно. Биологи называют это «смещенной активностью». Что-то случилось, нужно что-то делать, но я не знаю, что именно поможет в этой новой ситуации.

Человек начинает суетиться, делать что-то другое, что ему привычно. Хозяйка моет посуду, делает уборку. Художник пишет картину. Поэт — стихи. Воин хватается за оружие. Кто-то отправляется на шопинг, кто-то объедается. Кто-то сидит в социальной сети или играет в компьютерные игры. Эти способы поведения помогают успокоиться и немного прийти в себя, хотя и не устраняют причину стресса.

Зная это, мы можем более снисходительно отнестись к поведению детей и подростков в стрессе. Они пытаются помочь себе как умеют.

Кроме того, надо учитывать, что у подростков них еще не полностью сформированы участки мозга, отвечающие за самоконтроль и логическое мышление (они окончательно созреют только к 19 – 21 году), а при этом новизны и, следовательно, стрессов, в их жизни гораздо больше, чем у взрослых.

Тип реагирования на стресс

Существует два типа поведения в стрессе:
Тип А: дерись или убегай;
Тип Б: затаись, замри.

Каждый человек склоняется к одному из этих двух типов реагирования. У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки в определенных ситуациях.

Поведение типа А свойственно лидерам, они стараются взять ситуацию в свои руки и решить все по-своему. Это очень помогает в ситуациях достаточно предсказуемых, когда человек может повлиять на ситуацию.
Но в неконтролируемых ситуациях у людей с типом А стресс усиливается, они справляются с ним хуже, чем люди с типом Б.

Люди с поведением типа Б, наоборот, лучше приспосабливаются к неконтролируемым ситуациям. Они стараются переждать неприятности, избегают принятия решений, следуют за лидером. Они могут более гибко приспосабливаться к ситуации, когда от них мало что зависит, меньше разрушаются от этого. А вот в ситуации, когда необходимо принять решение, людям с типом Б будет значительно труднее, их стресс будет усиливаться.

Важно понимать свой тип реагирования на стресс. Его невозможно изменить, он заложен генетически. Поэтому важно правильно выбрать область деятельности, чтобы не слишком разрушаться от неподходящей ситуации.

Например, если человеку присущ тип Б, если он не лидер от природы, то он может взять на себя роль лидера, если жизнь его заставит. И даже будет с ней какое-то время успешно справляться, но уставать будет гораздо сильнее.

И наоборот, человек с лидерскими качествами (тип А) будет хуже переносить ситуации, которые он не в силах контролировать. Например, если окажется в жестком подчинении и будет вынужден играть по непонятным ему правилам.

Разумеется, ярко выраженные типы А и Б встречаются редко, но все мы имеем большую склонность к тому или иному типу поведения.

Конечно, это важно учитывать при профориентации.

И разумеется, необходимо развивать в себе гибкость реагирования на разные ситуации.

Недаром в молитве немецкого богослова Карла Фридриха Этингера говорится:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

Также важно понимать и то, как быстро вы сможете справиться со стрессом. Ведь у кого-то реакция бурная, но короткая. Уже через несколько часов человек приходит в себя и может адекватно реагировать на ситуацию. А другой реагирует не столь выражено, но гораздо дольше приходит в норму.

В качестве примера вспомните, как разные дети реагируют на новую среду, например, начинают ходить в детский сад. Один малыш громко рыдает, льет слезы, топает ногами и не дает маме уйти, но уже через полчаса весело играет с другими детьми. А другой тихо идет в группу, но не ест, не играет, плохо спит, может даже начать писаться.

Почему необходимо знать, как быстро вы сможете справиться со стрессом? Это нужно, чтобы лучше подготовиться к стрессовой ситуации. Например, если между важными экзаменами 2 дня, а вы знаете, что долго приходите в себя, то не стоит всю подготовку ко второму экзамену планировать на этот двухдневный перерыв.

Ваша работоспособность будет снижена, вы еще в стрессе.

Все советы по преодолению стресса исходят из того, что стресс – реакция на новизну.
Чем богаче и разнообразнее у человека жизненный опыт, тем реже он сталкивается с новизной, у него много готовых программ реагирования на разные ситуации.

Чтобы снизить стресс от предстоящей ситуации, нужно уменьшить новизну и неопределенность. Давайте рассмотрим это на примере предстоящего экзамена.

1. Узнать все, что возможно. Узнайте, в каком помещении он проходит, кто его будет принимать и т.п. Если это в незнакомом месте – стоит съездить туда заранее, посмотреть. Узнать, в какое время будет проходить экзамен, какова его процедура, что можно, и что нельзя брать с собой. Какие возможности воспользоваться шпаргалкой, телефоном и т.п. Поговорить с теми, кто сдавал этот экзамен раньше.
Чем меньше неопределенность, тем спокойнее, тем меньше стресс.

2. Подготовить себя и к успеху, и к неудаче. Я уже говорила, что стресс от позитивного события может быть не меньше, чем от негативного. Важно, как сильно изменится наша жизнь. Вы знаете, что свадьба, например, по уровню стресса стоит рядом с разводом?
Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс. Если меня постигнет неудача, что я буду делать дальше? Ведь жизнь на этом не заканчивается. Например, если я не наберу на экзамене достаточно баллов, что буду делать? Куда пойду работать или учиться? Какую пользу смогу извлечь из такого исхода? А если поступлю, то как изменится моя жизнь? Что я буду делать в этом случае? Ведь моя жизнь тоже изменится.

Говорят, если у тебя есть много разных желанных целей, то множество ветров будут тебе попутными.

3. Снизить важность события. Если вы оцениваете событие как чрезвычайно важное, от которого зависит вся ваша дальнейшая жизнь, то волноваться будете гораздо больше, стресс будет сильнее.
Это можно сравнить с тем, как человек идет по доске, лежащей на полу, и как – по доске над пропастью.
Если человеку кажется, что плохой результат экзамена – это крушение всех его жизненных планов и надежд, стресс будет гораздо сильнее. Именно поэтому так важно иметь запасной план.

Читайте также:  Постоянные стрессы на ранних сроках беременности

На наших тренингах для подростков по преодолению стресса мы учим ребят множеству способов снизить стресс, в том числе с помощью уменьшения важности события.

Один из таких методов называется «Определение масштаба события»
Этот метод помогает отличить неприятность от настоящей катастрофы, неудачу от разрушения всей жизни.
Начертите таблицу из трех колонок.

  1. В левую колонку запишите негативные события, которые могут произойти в человеческой жизни в порядке уменьшения значимости: собственная смерть, смерть близкого человека, увечье, тюремное заключение и т.п.
  2. В правую колонку напишите конкретную неприятность, которая вас сейчас беспокоит.
  3. В среднюю колонку напишите, чему можно научиться, встретившись с этой неприятностью.
  4. Сравните эти три колонки.

После того, как все колонки заполнены, вы сможете понять реальную значимость события, о котором переживаете, оценить его масштаб в жизненной перспективе.
Как правило, этот метод позволяет отнестись к событию спокойнее.

Желаю вам меньше стрессов и только от позитивных событий!

Поделитесь, как справляетесь со стрессом вы?

Зарезервируйте место в группе

Или закажите звонок специалиста

Свяжемся с вами в течение дня и бесплатно проконсультируем

источник

Исследования показывают, что современные подростки испытывают больший стресс, чем взрослые. И этот факт вызывает тревогу у родителей. Подростковый стресс – распространенное явление, и с ним нужно бороться. Несмотря на то, что у подростков есть много причин для стресса, с ним можно справиться. Родители, проявив немного терпения, в состоянии помочь в этом своему ребенку.

Что такое подростковый стресс

Представьте себе такую ситуацию. Вашему ребенку предстоит ответственный экзамен. У него есть ровно неделя на подготовку. Все это время и он, и, скорее всего, вы будете испытывать беспокойство, раздражительность, злость и другие подобные чувства. Перед самим экзаменом у подростка может возникнуть сильное волнение. Он так боится получить плохую оценку, что хочет убежать, лишь бы не сдавать этот экзамен. Это и есть стресс.

Стресс – это реакция организма на сложные или угрожающие ситуации. Вы чувствуете стресс, когда сталкиваетесь с неблагоприятной ситуацией. Стресс активизует в организме механизм «бей или беги».

Реакция «бей или беги» у подростков

Когда человек сталкивается с предполагаемой или реальной угрозой или испытывает сильный стресс, у него срабатывает автоматическая реакция «бей или беги». Эта реакция очень важна: организм готовится бороться с источником опасности или убегать от нее.

Когда срабатывает этот механизм, нейроны из миндалевидного тела мозга посылают сигналы в гипоталамус, который выполняет в мозге роль связующего центра. Гипоталамус посылает сигнал в надпочечники и активизирует симпатическую нервную систему.

Надпочечники выделяют в кровь адреналин, что вызывает повышение уровня сахара в крови и прилив энергии во всех частях тела. Когда это происходит, у человека учащается пульс, расширяются зрачки, а кожа краснеет или бледнеет. В таком состоянии организм человека остается 20–60 минут, после чего возвращается в нормальное расслабленное состояние.

Такая реакция происходит как у взрослых, так и у подростков. И это нормально, если организм не остается в таком состоянии слишком долго. В небольших дозах такая реакция полезна. Именно эта реакция помогает нам увернуться от летящего в нас мяча или вовремя отскочить, когда навстречу едет машина.

Симптомы подросткового стресса

Стресс может иметь различные физические и эмоциональные проявления. У некоторых людей он проявляется и в поведении. Рассмотрим симтомы стресса.

1. Эмоциональные симптомы

Люди, подверженные стрессу, могут выглядеть подавленными и несчастными. Подростки в состоянии стресса могут казаться взволнованными, раздраженными или отчужденными. Их легко разозлить, их поражают простые вещи. В трудных ситуациях подростки нередко чувствуют себя беспомощно. В следующий раз, когда ваш подросток пререкается с вами без особой причины, вы поймете, что, вероятно, он испытывает стресс.

2. Физические симптомы

Физические симптомы стресса включают усталость, истощение, головные боли, тошноту, головокружение, учащенное сердцебиение и потерю аппетита. Подросток может потерять интерес к занятиям спортом и другим физическим нагрузкам. Некоторые подростки теряют или, наоборот, набирают вес.

3. Изменения в поведении

Подростки, испытывающие стресс, могут казаться беспокойными и проявлять признаки нервозности: кусание ногтей, беспокойная ходьба, сутливость и т.д. Отстраненность от семьи и друзей, капризность, раздражительность, небрежность и отсутствие интереса к любимым занятиям также могут указывать на стресс.

4. Когнитивные симптомы

Стресс у подростков также может влиять на их конгитивные способности, например, память. Вы можете подумать, что ваш подросток несерьезно относится к своим делам, но, возможно, он просто подвержен стрессу. Другие когнитивные симптомы включают в себя иррациональное мышление, неспособность сосредоточиться и т.д.

Вам может это показаться невероятным, но стресс полезен, если он мотивирует вас работать лучше. Со стрессом легко справиться, если вы знаете, чем он вызван.

11 причин подросткового стресса

Чаще всего стресс вызывают обычные вещи. Если ребенок подвержен стрессу, это может быть вызвано одной или несколькими причинами.

1. Стресс, связанный с учебой

Учеба – одна из самых распространенных причин стресса в старших классах. Подростки часто беспокоятся о многих вещах, например, выполнение домашних заданий, подготовка к экзаменам и поступление в вуз. Умеренный стресс полезен, если он мотивирует подростка учиться лучше. Но если он отрицательно влияет на когнтивные способности и здоровье ребенка, стоит принять меры.

2. Физический стресс

Физические изменения также могут быть причиной подросткового стресса. С подростками происходят эмоциональные и физические изменения, которые приводят их в замешательство. Непонимание того, что происходит с их телом в период полового созревания, может быть причиной стресса. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка может вызывать у подростка усталость и психическое напряжение.

3. Социальный стресс

Социальная жизнь имеет очень большое значение для подростков. Они нуждаются в признании со стороны своих сверстников и для этого ходят на вечеринки и гуляют с друзьями. Подростки придают большее значение друзьям, чем семье.

Давление со стороны сверстников вызывает у подростков стресс и заставляет их пробовать алкоголь, сигареты и наркотики. Чаще всего это подразумевает, что подросток должен скрывать свое истинное «я» и притворяться кем-то другим. И это может вызывать стресс. Подростки создают себе приемлемый социальный имидж и поддерживают его под давлением сверстников. Это непростая задача, поэтому подростки вследствие этого часто испытывают стресс.

Кроме того, конфликты с друзьями, издевательства со стороны сверстников и романтические отношения также могут быть причиной стресса среди подростков.

4. Стресс из-за проблем в семье

Все, что происходит в семье, влияет на подростка. Высокие ожидания родителей, разногласия между ними, болезнь члена семьи или напряженные взаимоотношения с братьями или сестрами – все эти факторы могут повлиять на подростка.

Конфликты с братьями и сестрами – это еще одна семейная проблема, которая может вызвать стресс у подростка. Разногласия в таких случаях – вполне нормальное явление, но если они перерастают в настоящую войну, это может вызвать стресс у всех участников конфликта. Подростки могут ревновать и ненавидеть своих младших братьев или сестер, которым достается больше родительского внимания. Старайтесь не принимать ничью сторону в таких спорах, чтобы предотвратить подобные ситуации.

5. Финансовый стресс

Деньги беспокоят не только взрослых. Подростки также беспокоятся о них, потому что не могут контролировать свое финансовое положение. Исследования показывают, что подростки из малообеспеченных семей часто подвержены стрессу, связанному с бедностью, и впоследствии становятся тревожными подростками и взрослыми.

Если ваша семья испытывает финансовые трудности, это может стать причиной стресса у вашего подростка. Беспокоиться о финансовом положении семьи – это нормально для ребенка, но не обременяйте его большим количеством подробностей.

6. Травматические события

Несчастные случаи, болезни, смерть близкого человека, физическое или эмоциональное насилие – все это может иметь серьезные последствия для подростка. Смерть близкого человека может вызвать у него чувство утраты и страха потерять всех, кто есть в его жизни. Для подростков травмирующим событием может быть также разрыв романтических отношений. Если в жизни подростка произошли подобные события, нужно проявить внимание к его эмоциональному состоянию и поведению.

7. Резкие изменения в жизни

Подростки не могут принимать перемены в жизни так же быстро и легко, как взрослые. Резкие изменения, например, переход в другую школу, переезд в новый город, появление нового члена семьи (например, отчима, сводных братьев или сестер) могут вызывать у подростка дискомфорт. Если при этом он не знает, как справиться с изменениями или как оправдать ожидания родителей или учителей, его жизнь становится напряженной.

8. Романтические отношения

Старшеклассники часто переживают из-за того, что у всех их друзей есть парни и девушки, а у них нет. Ожидания от своего парня или девушки, недостаток внимания от него (или, наоборот, его избыток), запутанные чувства – все это и многое другое может вызвать у подростков стресс.

9. Низкая самооценка

Физические и эмоциональные изменения, происходящие с подростками, заставляют их сомневаться в себе. Это приводит к формированию низкой самооценки. Также низкая самооценка и неуверенность у подростка могут возникнуть из-за отношеия к нему родителей.

10. Нездоровая конкуренция

Конкуренция подростков со сверстниками – распространенное явление. Старшие девушки и юноши, как правило, проявляют здоровую конкуренцию в учебе, спорте и других сферах деятельности. Конкуренция полезна, пока она мотивирует подростка совершенствоваться. Но если она вызывает отрицательные чувства, например, ревность или обиду, то лишь усиливает стресс.

11. Плохие навыки тайм-менеджмента

Подростки часто жалуются на то, что у них ни на что не хватает времени – ни на завтрак, ни на уроки, ни на выполнение домашних обязанностей. Плохие навыки тайм-менеджмента являются еще одной причиной стресса у подростков. Их часто отвлекают электронные гаджеты, забирающие большую часть их времени. Прежде чем они это поймут, у них остается слишком мало времени на выполнение необходимых дел. В результате подростки страдают от стресса.

7 способов справиться со стрессом

Не стоит акцентировать внимание подростка на том, что он испытывает стресс, лучше помочь ему справиться с ним. Это можно сделать, используя приведенные ниже способы.

Подростки заняты учебой, домашними обязанностями и хобби. Пэтому у них остается мало времени на сон. Как правило, подростки ложатся спать поздно ночью и просыпаются очень рано. Чтобы снять стресс, им необходимо расслабиться. Когда расслаблено тело, психика также расслабляется и восстанавливается. Полноценный ночной сон поможет подростку лучше справиться со стрессом. Также полезен кратковременный сон в середине дня.

2. Физическая активность

Это один из лучших способов для подростков, чтобы снять стресс. Ничто так не помогает справиться со стрессом, как пробежка. Также будет полезным отправиться на прогулку или сходить в тренажерный зал. После этого подросток почувствует себя лучше. Поощряйте его заниматься спортом или просто быть физически активным. Это поможеть ему сохранить здоровье и справиться со стрессом.

3. Здоровое питание

Здоровое питание необходимо, чтобы снять напряжение, которое накапливается в организме. Сбалансированное питание, включающее большое количество овощей, фруктов, молочных продуктов, белков, сохранит здоровье ребенка. Когда подросток испытываат стресс, он, как правило, ест нездоровую пищу (фаст-фуд, мороженое и т.д.). Замените такой рацион здоровыми блюдами.

4. Поддержка родителей

Общение с подростком может быть непростым делом. В состоянии стресса с ним становится труднее общаться. В таких ситуациях бесполезно злиться на него или наказывать. Если вы хотите, чтобы подросток лучше справлялся со стрессом, вы должны быть рядом с ним и поддерживать его, а не усугублять ситуацию.

5. Сосредоточьтесь на позитивных моментах

Испытывая стресс, мы акцентируем свое внимание на том, что идет не так. Мы беспокоимся о том, чего у нас нет, и что у нас не получается. Стресс может усилиться, когда у подростка развивается негативный образ мышления. Подросткам нелегко находить в жизни позитив, но вы можете помочь им в этом. Напоминайте подростку о его сильных сторонах и о том, как он может использовать их для решения жизненных проблем.

6. Разговаривайте с подростком

Поощряйте подростка говорить о том, что его беспокоит. Общение – одно из самых целительных и эффективных средств снятия стресса. Обсуждение проблемы поможет вам быстрее найти решение. Для вас главное – выслушать подростка и подумать, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

7. Позвольте подростку делать то, что делает его счастливым

То, что делает человека счастливым, не может вызывать у него стресс. Позвольте подростку делать то, что ему нравится. Это может быть что-то простое, например, слушать музыку, играть в компьютерные игры или смотреть фильмы.

Занятия, которые помогут подростку справиться со стрессом

1. Дыхательные упражнения. Глубокое дыхание расслабляет тело и психику. Дыхательные упражнения могут помочь подростку вернуть душевное равновесие и расслабиться.

2. Медитации. Это искусство сосредотачиваться на настоящем моменте. Когда вас переполняют мысли и эмоции, сделайте глубокий вдох и прислушайтесь к себе. Старайтесь ничего не думать – просто сосредоточьтесь на своих ощущениях. Вы также можете медитировать, сосредотачиваясь на своем дыхании, ощущениях тела или окружающих звуках. Это простое занятие позволит вам отпустить ваши мысли и расслабить ваш разум.

3. Визуализация. Зрительные образы – это мощный иинструмент, который можно использовать для того, чтобы избавиться от негативного мышления. Сядьте в тихом месте, закройте глаза и прислушайтесь к окружающим звукам. Будьте максимально внмательны. Представьте, как бы выглядела идеальная ситуация. Подумайте, как бы вы при этом себя чувствовали и что бы сказали. Удержите этот образ в воображении на пару минут. Как только вы откроете глаза, у вас будет новый взгляд на ситуацию.

4. Откровенность на откровенность. Если вы и ваши друзья испытываете стресс, апробируйте этот способ. Откровенный разговор поможет вам обоим поделиться своими переживаниями и мыслями, а также структурировать их. Это занятие также поможет вам научиться прислушиваться к другим.

5. «Молчание». В эту игру игрет несколько человек. Возьмите легкий мячик, который можно без усилий бросить. Бросая или принимая мяч, вы должны молчать. Учасник, который произносит звук или слово, выбывает. Такая игра заставляет ребенка сосредоточиться на том, чтобы поймать мяч, и не думать о том, что его беспокоит.

6. «Замри». Эта игра, в которую играет несколько человек, хорошо помогает снять стресс. Участники должны танцевать под музыку, а когда она останавливается, замереть.

Чтобы справиться со стрессом, подростки могут также вести дневник своих стрессов. Этот способ также является очень эффективным.

Подростковый стресс: статистика и факты

Знаете ли вы, что более 25 % подростков испытывают стресс в течение учебного года?

  • 59 % подростков утверждают, что испытывают стресс из-за того, что не умеют управлять своим временем;
  • 40 % подростков утверждают, что в состоянии стресса чувствуют раздражение или злость;
  • 35 % подростков из-за стресса не могут спать по ночам, а 23 % – теряют аппетит;
  • у многих подростков стресс приводит к физическим изменениям: 36 % чувствуют переутомление, 32 % – головные боли, а 21 % – расстройство желудка или кишечника;
  • девочки часто испытывают стресс из-за своей внешности. Внешность является стрессовым фактором для 68 % девочек и 55 % мальчиков;
  • подростки справляются со стрессом с помощью компьютерных игр (48 %) и просмотром Интернет-сайтов (43 %);
  • чтобы справиться со стрессом, 28 % подростков занимаются спортом, а 37 % выполняют физические упражнения.
Читайте также:  Постоянные стрессы из за школы

Помните, что полностью избежать стресса невозможно. Можно только обучиться его управлению, чтобы он не влиял на вашу жизнь. Чем раньше ваш подросток научится справляться со стрессом, тем лучше у него это будет получаться во взрослой жизни.

источник

источник

Министерство образования и наук РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

«Воронежский Государственный Педагогический Университет»

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими – болезненными для психики подростка причинами являются:

  • смерть близкого человека;
  • развод родителей.

Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем для подростков. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей. Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках – запросто может вызвать стресс у подростка.

И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики подростка.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек-подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.

Симптомы подросткового стресса

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Влияние стресса на человека

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

источник

10 способов как помочь подростку справиться со стрессом

Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы ваш ребенок мог справляться со стрессом, ему необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Обратите внимание вашего ребенка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например «Я беспокоюсь о. меня беспокоит. «; если он постоянно делает непроизвольные движения такие, как прокручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, это признаки нервозности. Ребенок должен научиться следить за собой, распознавать их.

Ребенок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам, о том как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть

Научите вашего ребенка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

Если ваш ребенок потерпел в чем-то неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать и ничего у меня не получается.» он должен реально смотреть на вещи «Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил». Это поможет ему в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

Полноценный сон и хорошее питание

Ваш ребенок должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться

Избавление от негативных эмоций

Как помочь ребенку избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя. Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного

Научите вашего ребенка ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.

Когда день вашего ребенка представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.

Спорт укрепляет организм ребенка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности неважно будет ли это бег плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на свое усмотрение.

Общие рекомендации родителям

1. Если вы желаете здоровья своим детям необходимо:

а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания;

б) начинать день с утренней зарядки не менее 30 минут! Душ!

в) бросьте курить, объясняя детям, что это форма самоубийства. Это сумасшествие безвольного и неумного существа.

г) оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами. Все это невольно передается членам вашей семьи. Нагромождается стрессовая энергия, разрушается нервная система, снижается защитные функции организма, ведет к заболеваниям.

д) не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Природа! Укрепление нервной системы, иммунитета. Помните! Что вид одного болеющего члена семьи пробивает энергетическую и психологическую защиту других членов.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым:

а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он не требовал. Это не только воспитывает трудовые навыки, но и формирует привычку, потребность делать что-то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия.

б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи.

в) никогда не выносите “сор из избы”. Утверждайте уважение к своей профессии. Иначе по инерции ребенок будет аналогично, относится к своей службе, и не добьется успеха и признания.

г) никогда не делите в семье труд на “мужской” и “женский”. Любое дело должно выполняться качественно.

3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми:

а) будьте спокойными и выдержанными в семейном кругу, сохраняйте добрый, интеллигентный тон в общении.

б) уделяйте детям максимум внимания, интересуйтесь их делами, сопереживайте с ними.

в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу); возвышайте культ женщины – хранительницы очага, и мужчины – главы семьи, добытчика. Избегайте ссор в присутствии детей.

4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными:

а) отнеситесь со всей серьезностью к работе школьных воспитателей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу.

б) не жалейте времени, средств для совместного культурного отдыха со своими детьми.

в) находите время читать сами и приобщать к этому детей. Удовольствие от книги должно быть написано на вашем лице. Делитесь впечатлением от прочитанного.

г) было бы хорошо, если бы вы смогли привить своему ребенку хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой (музыкальная школа, шахматы – сколько их). Иногда родители хобби передают по наследству.

5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными…, то:

а) не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством (родственников, знакомых, учителей). Иначе у ребенка возникает подсознательное, а потому устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов и критиков. Это затруднит их общение с окружающими, замкнутость, неприятные люди. А в итоге – люди не счастливые.

б) особенно не допустимо “развенчание” учителя, который при всех своих недостатках все же пытается учить хорошему. Иначе ребенок будет делать противоположные выводы даже из того, что учитель говорит правильно, т. е. не будет доверять. С претензиями нужно идти только к учителю!

6. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости:

а) уделите максимум внимания вашим родителям, особенно в период болезни. Делайте это вместе со своими детьми.

Советские психологи, начиная с , единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным.
При этом в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослостиподросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Читайте также:  Постоянные стрессы на 36 неделе беременности

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ ‘Я’. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д. Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность.

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым ‘Я’. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и ‘отменить’ эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «постасях» как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители, или на какие-то другие.

Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, та и для девочек.

Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и

особенности контроля за его поведением

нетерпимый, чрезмерно оберегающий

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т. д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т. е. это должно стать результатом совместного решения.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

ü Принимать активное участие в жизни семьи;

ü Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

ü Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

ü Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

ü Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

ü Уважать право ребенка на собственное мнение;

ü Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

ü С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Как избежать конфликтов с ребенком?

Можно ли улучшить взаимоотношения с деть­ми? Можно ли не раздражаться, не ссориться? Конечно. Просто нужно соблюдать всего три нехитрых правила:

Ø любить их (что мы и делаем),

Ø ува­жать (что делаем очень редко)

Ø и создавать условия для сотрудничества (чего делать не умеем).

Иными слова­ми, надо прислушиваться к мнению ребенка и контро­лировать свою реакцию на его поведение. В этом вам помогут несколько практических советов.

Попробуйте применить их в общении с вашим малышом, и вы убе­дитесь, насколько они действенны.

Каждый из нас имеет свои пристрастия, вкусы, сужде­ния. И ваш ребенок, каким бы маленьким он ни был, — не исключение. Не ущемляйте его права, ведь он — лич­ность. Малыш в состоянии решить самостоятельно, ка­кую еду и одежду выбрать, и в какой последовательно­сти выполнять порученную ему работу. Спросите у не­го, что он будет, есть на завтрак: бутерброд с сыром или с колбасой. Перед тем как сшить или купить дочери платье, обсудите с ней ткань и фасон. Во время уборки в квартире предложите ребенку на выбор: вымыть пол или подмести.

Если вы хотите, чтобы ребенок вас «услышал», не вы­сказывайте всего, что думаете о его поведении. Исполь­зуйте «правило одного слова», которое характеризова­ло бы ситуацию. Возможно, его придется повторить не­сколько раз, но это лучше, чем кричать и угрожать. На­пример, перед сном малыш должен сложить свои иг­рушки. Если вы скажете : «Сколько раз я тебе говорила, что игрушки надо убирать! Ты такая большая, а до сих пор не можешь этого запомнить», — ребенок уже после первой фразы перестанет воспринимать сказанное. Попробуйте вместо гневной тирады произнести (толь­ко не в приказном тоне) одно слово: «Игрушки!» Оно станет своеобразным паролем уборки.

Припомните, сколько раз в течение дня вам приходит­ся говорить своему сыну или дочке: «Сделай математи­ку, а то получишь двойку», «Иди завтракать, иначе еда остынет», «Не постираешь носочки — пойдешь в гряз­ных»? Срабатывают ли ваши указания? Не лучше ли не­сколько раз дать ребенку возможность убедиться, к че­му приводит непослушание и каковы его последствия. Если Саша не сделает математику, то завтра на уроке он действительно получит двойку. Если Света не придет вовремя к столу — будет есть холодный суп. Если Катя не постирает носочки — утром, наденет грязные.

ЭТА ВАЖНАЯ ФРАЗА «КАК ТОЛЬКО» Есть несколько слов, которые вам надо постараться не употреблять: «если», «почему», «ты никогда. «

Со слова «если», как правило, начинаются угрозы: «Если ты не будешь чистить свои туфли, я никогда не куплю тебе новые». У ребенка сразу же возникает отрицательная ответная реакция, мол, ну и не надо.

«Почему» — обычное начало обвинения. После фразы: «Почему ты не кладешь вещи на место?» — ваш малыш, скорее всего, начнет обороняться, а не уби­рать.

Словосочетание «ты никогда» воспринимается в штыки. «Ты никогда не подметаешь в комнате. » — зву­чит как обвинение, а не побуждение к действию. Луч­ше сказать: «В комнате пыльно. Пора подмести пол».

Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил не слиш­ком приятную для него работу, попробуйте построить фразу так: «Как только комната будет убрана, ты смо­жешь посмотреть телевизор».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НЕПРИЯТНОСТЯХ

Посещение врачей и другие, неприятные для ребенка события будут восприниматься иначе, если поговорить с ним заранее: «Я понимаю, что тебе не хочется, но ид­ти надо».

Часто бывает так: вы собираетесь с дочерью в гости. Там ваша малышка настолько увлекается игрой с под­ружкой, что ее никакими силами не увести домой. До­говоритесь с ней: «Давай поставим будильник на такое-то время. Когда он зазвонит, мы пойдем домой».

Ваш ребенок громко требует в магазине машинку. Вы можете отреагировать на это по привычке: «Тебе все мало! У тебя же дома пять машинок!» И вытащить ору­щего малыша из магазина. А можете не покупать иг­рушку, но признать право ребенка хотеть ее: «Я пони­маю тебя, машинка действительно красивая, но сегодня у меня нет денег». И ребенок успокоится, даже не полу­чив заветный автомобиль.

Критиковать — значит, судить, оценивать, клеймить позором. Критика вызывает у ребенка сопротивление. Вспомните, как вы сами реагировали на замечания ро­дителей, и поймете, почему ваши дети «обороняются». Сын не может решить задачу? Проще всего его высме­ять: «Это ведь легкое задание! Мы же с тобой все разо­брали вчера! Как можно такое не понять?!» Реакция ре­бенка бывает разной от «Я — тупица» до, «. и не буду де­лать». Но вы поможете ему; если скажете: «Да, это нелег­ко. Но я думаю, что ты справишься. Подумай еще».

Конечно, эти советы не универсальны. Не надейтесь, что в доме сразу воцарится тишь да благодать. Будьте готовы к тому, что дети могут отнестись с подозрением к вашему «новому» поведению. Но если за день вы хоть раз сумеете предотвратить конфликт, значит, вы на верном пути.

источник