Меню Рубрики

Лекции по стрессу для подростков

Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

  • Дать понятие стресса и указать его последствия.
  • Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

I. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.

1. Какие шаги решения проблем вы знаете?
2. К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?

Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.

1. Понятие стресса

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.

2. Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

1. Холод
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д.

Психические

3. Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Силье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

III. Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе
  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
  4. С тобой произошло что-то волнующее
  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
  6. Выступал(а) перед классом
  7. Встретился(лась) с новым человеком
  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

  • от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
  • от 6 до 10 – средний уровень стресса;
  • от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

IV. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
(слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
  2. Поддержка близких.
  3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
  4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
  6. Занимайся физкультурой и спортом.
  7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
  8. Радуйся жизни.
  9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

V. Закрепление

– Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся)

VI. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

источник

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

Вложение Размер
Тренинг для подростков 55 КБ
kak_izbavitsya_ot_stressa.pptx 2.62 МБ

«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»

  1. Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
  2. Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.

1. Приветствие и игра – разминка .

Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.

Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».

2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?

Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).

Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).

3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.

Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:

Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .

4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

Читайте также:  Какие таблетки попить от стресса и депрессии

Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).

5. Упражнение «Фотография в рамке»

Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.

  1. В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
  2. Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
  3. Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
  4. Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
  5. Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
  6. Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
  7. Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.

Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.

6. Упражнение «Дыхательные техники»

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

7. Расслабляющая медитация

Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».

Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.

Просмотр видеофайла (14 минут).

Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»

Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.

Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:

«Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»

источник

Стресс – это общая реакция организма на нагрузку. Она носит неспецифический характер, т. е. мы реагируем именно на нагрузку как таковую, а не на конкретные ее виды. Уровень стресса, в котором находится человек, зависит не только (и не столько) от жизненных событий самих по себе, сколько от того, как мы их воспринимаем. Уверенное поведение подразумевает, что мы не драматизируем происходящее, и тратим силы не столько на переживания по его поводу, сколько на то, чтобы реально изменить жизненную ситуацию.

Занятие включает, наряду с разминками и упражнениями на развитие навыков самоконтроля, несколько упражнений, направленных на изменение восприятия жизненных ситуаций таким образом, чтобы они выступали не источником переживаний, а руководством к действию.

Описание упражнения. Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу берутся за руки и изображают морскую раковину – «домик» для рака-отшельника. Третий участник находится между ними и изображает «жильца» – рака-отшельника. Водящий дает команды:

? «Жильцы ищут домики»: по этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте.

? «Домики ищут жильцов»: «раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.

? «Буря»: по этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» – новых жильцов.

Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается «бездомным» (он и становится очередным водящим).

Психологический смысл упражнения. Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Обсуждение. Какие умения развивает эта игра? В каких реальных жизненных ситуациях они востребованы?

Описание упражнения. Сидящие участники изображают спящих львов: «Как известно, львы спят с невозмутимым видом, но с открытыми глазами – вдруг обнаружится какая-то опасность?». Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести спящих с открытыми глазами львов из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Для этого можно делать все что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных, нецензурных выражений. Как только водящему удалось вызвать эмоциональную реакцию (например, смех) у какого-то из участников, играющих роли львов, тот встает со своего места и присоединяется к водящему, теперь они «тормошат» остальных игроков уже вдвоем. Когда не выдержит третий участник, он, присоединяется к водящим и т. д. Побеждает тот, кто дольше всех сможет, сохранив невозмутимость, удержаться в положении «спящего льва».

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость даже в тех ситуациях, когда другие люди намеренно стремятся вывести из этого состояния.

Обсуждение. Какие способы саморегуляции использовали те участники, которым удалось дольше других сохранить невозмутимость, пробыть в положении «спящих львов»? Где в жизни может пригодиться умение сохранять спокойствие? Что важнее: умение не демонстрировать какие-либо эмоции в ответ на происходящее вокруг или умение вообще не испытывать их, внутренне «отключаться» от происходящего?

Описание упражнения. Доброволец-водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится напротив водящего и начинает совершать какие-либо движения, постоянно меняя их. Тот выполняет роль «живого зеркала», повторяя все увиденное. Два других участника в это же время садятся от него по бокам и начинают в быстром темпе поочередно задавать ему какие-либо вопросы. Тот должен, не прекращая копирования движений, отвечать на вопросы, по возможности логично и по смыслу. Упражнение продолжается 1–2 минуты, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.

Читайте также:  Какие таблетки пьют при нервных стрессах

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационной перегрузки, когда разнородная информация, требующая немедленной реакции, поступает сразу из нескольких источников. Полезно рассказать участникам, что создание такой перегрузки – один из излюбленных приемов манипуляторов, стремящихся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.

Обсуждение. Что вызывало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогало распределить внимание и успешно справляться сразу с несколькими делами? Когда в жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на нее? Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации можно дать себе и другим людям, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

Упражнение «Плюсы и минусы»

Описание упражнения. Участникам предлагается придумать и кратко, одной-двумя фразами описать примеры двух жизненных событий – хорошего и плохого. Потом участников просят объединиться в подгруппы по 3–4 человека, в них обменяться своими примерами и придумать в каждом из этих событий по три положительных и по три отрицательных момента. Это должно касаться и хороших, и плохих событий, т. е. в первых надо постараться найти наряду с положительными и отрицательные стороны, а во вторых – положительные. Так, например, положительное событие «Внезапно разбогатеть» может иметь отрицательным следствием ухудшение отношений с окружающими людьми (так как они начнут завидовать), а отрицательное событие «заболеть» позволяет прочитать интересную книгу, на которую раньше не хватало времени, отдохнуть от суеты и т. п. Когда эта часть работы завершена (10–15 минут), представители от каждой из подгрупп озвучивают примеры событий, а также положительных и отрицательных следствий каждого из них.

Психологический смысл упражнения. Упражнение демонстрирует возможность неоднозначной трактовки даже тех жизненных событий, которые на первый взгляд воспринимаются как однозначно хорошие или плохие. Это иллюстрирует тот факт, что стресс зависит не столько от жизненных событий как таковых, сколько от того, как мы их воспринимаем. Участники учатся смотреть на события более гибко, находить в них как положительные, так и отрицательные стороны.

Обсуждение. Мало какие жизненные события можно однозначно отнести к хорошим или плохим, в большинстве из них так или иначе присутствуют и положительные, и отрицательные стороны. Но часто мы замечает лишь что-то одно, особенно тяжело разглядеть положительные стороны в отрицательных событиях. К чему приводи такая «однобокость» мировосприятия? Как ее можно преодолеть? Что помогает в этом?

Упражнение «Двойные каракули»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить какую-либо свою проблему над разрешением которой они думают в последнее время, и кратко, двумя-тремя фразами, описать ее суть (2–3 минуты). Потом записи на некоторое время откладываются в сторону. Участникам дают по листу бумаги и по два карандаша разных цветов. Один карандаш берется в правую руку, другой в левую. Участники, закрыв глаза, в течение минуты рисуют одновременно двумя карандашами все, что придет им в голову (чаще всего в итоге получаются неразборчивые каракули двух цветов). После этого участников просят перечитать то, что они записали по поводу своей проблемы, внимательно посмотреть на получившиеся рисунки и предложить как можно больше ассоциаций о том, как эти изображения могут быть связаны с поставленной проблемой и способами ее решения.

Психологический смысл упражнения. Техника позволяет задействовать ассоциативное мышление и творческий потенциал участников при решении реальных жизненных проблем.

Обсуждение. Участники делятся выводами, которые они сделали лично для себя из этого упражнения. При желании они могут также рассказать более подробно о своей проблеме и о том, какие ассоциации по поводу способов ее решения у них возникли.

Упражнение «Внутреннее кино»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить какую-либо жизненную проблему, беспокоящую их на данный момент, решение которой они ищут, и кратко, одним-двумя предложениями, записать суть данной проблемы (2–3 минуты). Потом их просят представить, что им надо написать киносценарий, который бы позволил экранизировать их проблему. Сценарий должен включать описание 4–5 коротких сцен-кадров, отражающих сущность проблемы и возможные способы ее решения. При подготовке описания каждой из сцен нужно дать ответ на следующие вопросы.

? Где происходит действие, какие герои в нем участвуют?

? Каковы цели этих героев, какими способами они к ним стремятся? ? Что конкретно они делают, какие реплики говорят?

На подготовку сценария отводится 8-12 мин. Не обязательно создавать его подробное описание, однако ключевые моменты каждой из сцен желательно зафиксировать в письменной форме. По его завершении участников просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе, что они сидят в кинотеатре и видят на экране кадры, отснятые по их сценариям (2–3 мин). Желательно сопроводить этот этап спокойной, расслабляющей музыкой. Когда эта часть работы завершена, участников просят минуту-две спокойно посидеть и поразмышлять, какое впечатление произвели бы на них эти кадры, будь они действительно кинозрителями, и какие выводы они бы сделали для себя, увидев такой кинофрагмент.

Упражнение предъявляет повышенные требования к интеллектуальным возможностям человека, подразумевает развитость его воображения и способность к зрительному представлению возникших идей. Следует избегать его проведения в группах, участники которых не обладают такими качествами.

Психологический смысл упражнения. Ознакомление участников с одной из техник психологической работы с проблемами – деперсонализацией. Ее суть состоит в том, что человек представляет себе беспокоящую его проблему как не касающуюся его лично, а ту, по отношению к которой он лишь сторонний наблюдатель. Самый простой способ добиться такого эффекта – представить себя зрителем кино, в котором показывается эта проблема, увидеть ее «на внутреннем экране». Это помогает снизить интенсивность связанных с ней эмоций и подойти к ее рациональному анализу, а также более полно осознать собственное поведение в подобной ситуации.

Обсуждение. Поскольку проблемы, вспомнившиеся участникам в ходе выполнения этого упражнения, могут иметь весьма личный характер, нет смысла настаивать, чтобы все они подробно делились ими. Участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя из этого упражнения, а также поделиться своими соображениями о том, где в жизни можно использовать такую технику работы с проблемами.

Тем, кто желает более подробно рассказать о том, о какой проблеме размышлял и что конкретно оказалось в его сценарии, слово предоставляется после того, как участники поделятся общими соображениями о данной технике.

Упражнение «Через три года»

Описание упражнения. Участников просят составить список наиболее важных дел, занимающих их в данный период жизни, и тех проблем, над решением которых они работают (3–5 пунктов). Когда список составлен, собравшимся предлагается представить, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» – словно с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы.

? Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

? Как она влияет вашу жизнь теперь, по прошествии трех лет?

? Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Упражнение может выполняться в подгруппах по 3–4 человека, тогда каждый озвучивает пункты из своего списка и дает ответы на поставленные вопросы. Некоторые участники не хотят выносить подобный материал на публичное обсуждение и предпочитают работать индивидуально. Следует предоставить желающим такую возможность (в этом случае упражнение выполняется письменно, записи остаются у участника).

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает участникам повод задуматься, какая деятельность для них действительно важна, а о чем, кажущемся сейчас таким важным, через несколько лет они даже не вспомнят. Психологами установлено, что мы достигаем 80 % успехов, затрачивая на это всего 20 % усилий, а оставшиеся 80 % наших усилий обеспечивают лишь 20 % достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80 % жизненного успеха.

Обсуждение. Какие виды деятельности и проблемы представляются участникам с позиции «взгляда из будущего» наиболее важными, а какие второстепенными? Насколько это совпадает с представлениями о важности/неважности решения этих же проблем, если судить о них только с позиции нынешнего дня? О чем свидетельствует ситуация, когда понимаешь, что через 3 года не вспомнишь ни одно из тех дел и проблем, которыми озабочен сегодня? Какой вывод сделал лично для себя каждый из участников этого упражнения?

источник

источник

Стресс. Способы преодоления стресса.

Наша жизнь редко напоминает прямое асфальтированное шоссе или купание в безопасном бассейне с теплой водой. Чаще она похожа на горную тропку с крутыми подъемами и спусками, препятствиями, резкими и опасными поворотами. Мы раз за разом встречаемся с трудными, напряженными ситуациями, которые вызывают у нас переживания, требуют усилий по преодолению. Контрольные и экзамены, конкурсы и соревнования, необходимость усваивать много сложной информации, ссоры с друзьями и с родителями и мало что еще …

Сегодня мы с вами поговорим о том, как научиться преодолевать жизненные проблемы, сложные ситуации, встречающиеся на жизненном пути.

Стресс — это реакция нашего организма на нагрузку. Это реакция «борьбы» или «бегства». Стресс возникает тогда, когда ситуация по мнению человека, содержит угрозу для него. Приведу пример с пассажирами авиалайнеров. Кому-то стоит только сесть в самолет, как в памяти непроизвольно всплывают виденные когда-то по телевизору кадры авиакатастроф, и они начинают нервничать. Хотя их соседи могут относиться к полету совершенно спокойно и не испытывать никакого стресса. Его вызывает не сама ситуация, а то как мы ее воспринимаем. 70% наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют лишь в воображении. (показать видеоролик про страхи)

Читайте также:  Какие таблетки попить при стрессе

Предпосылки для возникновения стресса складываются, когда человек воспринимает людей или собственные требования к себе как превосходящие его возможности.

Когда объем работы, взваливаемой на себя человеком, оказывается ему не по силам. Человек берется одновременно за много дел и работает в постоянном перенапряжении. Какой-то промежуток времени это состояние еще удается преодолевать волевым усилием, но потом развивается хроническая усталость и человек уже не может сделать ничего. Когда жизнь человека быстро меняется, происходят такие события, в результате которых нарушается привычный распорядок дня, круг общения, занятия на учебе, тренировках или работе. Часто стресс возникает и при необходимости сделать какой-либо выбор. Делаем что-то одно – значит, автоматически теряем возможность делать в это время что-то другое. Нерешительные люди порой настолько погружаются в размышления по таким поводам, что в итоге ничего не делают, а только переживают…
Развитие стресса Фаза тревоги. Это «боевая встряска» организма, мобилизация его энергетических ресурсов. Умеренный стресс на этой стадии ведет полезен, он ведет к повышению работоспособности. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом – значит, организм работает «на износ». Рано или поздно наши силы подходят к концу, и тогда наступает… Фаза истощения. Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний.

А что же является источником тревог?! А ими являются мелкие неприятности, которые многие люди склонны преувеличивать. Стресс имеет свойство накапливаться. Произошла какая-то мелкая неприятность, мы попереживали немного, а потом помирились и забыли. Между тем эти переживания никак не были обсуждены, ни выражены каким-то другим образом. Куда же они делись? Из физики прекрасно известно, что ничего в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и нашей душевной жизни. Переживания не могут просто взять и исчезнуть, даже если мы этого очень захотим; они или выражаются вовне (например, в общении с другими людьми), или … накапливаются!

Как предотвратить накопление стресса? Не нужно «запускать» ситуации, которые приводят к накоплению стресса. Как гласит народная мудрость, начинающийся пожар можно потушить стаканом воды, через пять минут понадобится огнетушитель, а через десять – пожарная машина. Так же и со стрессом. Проблемы нужно решать по мере их поступления, а не ждать, когда они накопятся и обостряться настолько, что станут нетерпимыми. Нужно сделать какое-то мелкое дело – так и сделай его, не откладывая и не дожидаясь, пока таких дел накопится десяток-другой и придется делать все их сразу, в жуткой спешке. Следует помнить о том, что стресс особенно хорошо «накапливается» тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает, и не находим сил заняться ничем другим.
Способы преодоления стресса Тренировка устойчивости к стрессам

Чтобы научиться преодолевать стрессы, нужно тренироваться – то есть целенаправленно попадать в те ситуации, которые вызывают умеренный стресс, и учиться держать его под контролем. Устойчивость к стрессу – это общее свойство организма, а не той ситуации, которая вызывает напряжение. Так, например, люди, профессионально занимающиеся спортом и привыкшие к преодолению больших физических нагрузок, гораздо легче преодолевают стресс в период подготовки к экзаменам. Закаливание – это один из способов повышения устойчивости к стрессу – любому, а не только связанному с холодом. Закаленные люди и болеют реже, и в походах меньше устают, и к экзаменам готовятся легче, и даже конфликты с друзьями воспринимают не так близко к сердцу. Чтобы от тренировки в преодолении стрессов был толк, нужно дозировать нагрузку таким способом, чтобы доходить только до стадии сопротивления, но не истощения. Иначе организм растрачивает свои резервы и вместо повышения устойчивости к нагрузке может возникнуть заболевание. Тренировка в преодолении стрессов похожа на силовую тренировку. А человек, не умеющий преодолеть стрессовую ситуацию так же слаб, как и не умеющий поднять гирю или подтянуться.

Изменить свою жизнь так, чтобы стрессов стало меньше, и они переносились не так тяжело, вполне в силах человека. Довольно часто люди, стремясь «взять от жизни все2, успеть как можно больше, многого достигают, организуют график своей жизни так, что он оказывается чрезвычайно плотным, насыщенным. А потом сами же не могут справиться с тем, что взвалили на себя.

Определи свой темп деятельности. Понаблюдай за собой и определи, кто ты. Если ты стайер, то тебе следует по возможности, одновременно браться лишь за одно дело, по максимуму погружаться в него и переходить к другим делам, лишь доведя его до конца. Необходимость часто и быстро переключаться с одного на другое будет для тебя источником стрессов. Если же ты спринтер, то тебе не стоит долго засиживаться над одним делом, а можно выполнять сразу 2-3 (не одновременно, а переключаясь с одного на другое). Чувствуешь, что устал от одного – займись а время чем-нибудь другим, а потом опять вернись к первому делу. Для спринтеров стресс связан не столько с необходимостью переключения с одного на другое, сколько с необходимостью долго выполнять однообразную работу. Определяй приоритеты в своих делах. Сначала делай самые важные и срочные, потом — остальные. Очень часто стресс связан с тем, что человек буквально «разрывается» сразу между несколькими делами (особенно нетерпимы такие ситуации для стайеров). В результате он не может справиться как следует ни с одним из них. Лучше браться за одно дело, завершать его и переходить к следующему, чем начинать выполнять сразу 5-6 дел и в результате не доделывать ни одного. Кстати, ситуация аврала, когда нужно сделать много и сразу, чаще возникает по вине самого человека – она означает, что он слишком долго «откладывал в долгий ящик» нужные, но на тот момент еще не очень срочные дела, и вот дождался, что все они стали срочными. Если какие-то дела не являются важными, но требуют много времени и сил – вообще откажись от них! Зачастую получается так, что люди взваливают на себя много таких дел, которые занимают массу времени, но не приносят, по сути, никакого результата ни для самого человека, ни для окружающих. Или этот результат слишком маленький, несоразмерный с трудозатратами. Примеры: телевизор, компьютер, макияж, прически …. Избегай ситуаций, когда другие люди перекладывают на тебя свои дела. Высыпайся! Довольно многие люди постоянно пребывают в состоянии усталости и пониженной устойчивости к стрессу по очень простой причине – они хронически спят меньше времени, чем требуется их организму. Сформируй правильное отношение к событиям, с которыми тебе приходится сталкиваться. Ведь вызовет ли событие стресс, зависит не столько от самого по себе события, столько от того, как мы его воспринимаем. Как это может быть воспринято?

А) Угроза – событие, которое способно нанести ущерб, доставить неприятность. Соревнование – публичное испытание, на котором можно проиграть, опозориться, получить травму и т. д.

Б) Вызов – событие, из которого при определенных усилиях, можно извлечь пользу

Если мы начинаем заранее думать о возможном проигрыше – то тем самым «вгоняем» себя в ненужные переживания, создаем себе сильный стресс. И, кстати, в результате обычно действительно проигрываем – ведь, представляя себе неудачу, мы мысленно «программируем» себя на нее. Если же рассматриваем ситуацию как возможность выиграть, показать свои сильные стороны, получить ценный жизненный опыт, то и отношение к ней совсем другое. Вместо пустых переживаний возникает здоровая «спортивная злость». Конечно, это состояние тоже связано со стрессом, но он не такой сильный и стимулирует человека к активности, повышает шансы достигнуть цели.

Полезно помнить о том, что большинство поводов для переживаний касаются не настоящего времени, а прошлого или будущего.
Физическая активность

Организм в момент острого стресса ждет физической реакции. Можно осуществить ее, например, с помощью управления дыханием. В самый острый момент психологи советуют «вдохнуть» свое напряжение» — сначала сделай глубокий вдох, разверни грудную клетку, сожми зубы и кулаки, а затем сделай медленный выдох, представляя, как уходит вместе с выдыхаемым воздухом твое напряжение.

Физические упражнения – действенное средство гармонизации нашего тела с душевным состоянием. Ведь если стресс – это естественная реакция нашего организма, то ее нужно рациональным способом использовать. Физические упражнения – это та «лаборатория», в которой стрессовая реакция становится «ручной», более подвластной человеку.

Использование физических упражнений полезно для преодоления стресса сразу с нескольких позиций:

А) Как мощный отвлекающий от переживаний фактор. Можно с уверенностью сказать, что в эти моменты ты увлечена конкретным и интересным занятием, да еще находишься в коллективе.

Б) Как возможность адекватного использования тех физиологических реакций, которые готовят организм «к борьбе или к бегству». От стресса можно убежать в буквальном смысле с помощью физкультуры ( 4-5 раз по 100 м в полную силу или интенсивный кросс в течение часа), уйти (быстрая ходьба в течение 2-3 часов), уплыть (400 м в бассейне), укатиться (на роликах или на скейте, часа 2-3), уехать (на велосипеде, километров этак на 20-30). Стресс можно поднять (поработать с отягощением до усталости), забросить (кидание камней в воду на берегу речки), перепрыгнуть (прыжки в длину, в высоту, со скалкой), перетанцевать (аэробика, танцы) и т. д. Укрощенный такими способами стресс теряет свою остроту.

В) Как тренировочное средство, повышающее общую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям. То, что спортсмены более адаптированы к стрессам – это научный факт. Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют не только мышцы, но и нервную систему.

Качества, присущие людям, умеющим справляться со стрессом и успешно противостоять возникающим в жизни сложностям:

Отсутствие привычки переживать по мелочам, зацикливаться на различных мелких неприятностях Умение расслабляться и отдыхать. Организованность, умение планировать свое время Полноценный сон. 5. Чувство юмора.

источник

источник