Меню Рубрики

Механизмы накопления профессионального стресса у пожарных

Комплекс воздействующих неблагоприятных физических, химических и биологических факторов окружающей среды в сочетании с такими сильными психогенными раздражителями, как переживание угрозы здоровью и жизни, вид погибших, обгоревших и травмированных на пожаре людей, дефицит информации и времени на обдумывание и принятие адекватного решения, высокая ответственность за выполнение боевой задачи, наличие неожиданных, внезапно возникающих препятствий и т.д., способны вызвать у спасателей, пожарных сильный стресс, приводящий к снижению, а иногда и к срыву выполнения боевой задачи, а подчас способствующий успешному ее выполнению. Поэтому для сохранения здоровья важно разбираться что такое профессиональный стресс.

Стресс в профессиональной деятельности спасателя.

Так что же такое стресс? Каким он бывает? Всегда ли стресс несет негативные последствия? Когда его последствия могут быть позитивными? Есть ли способы совладания со стрессом?

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.).

Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифическая реакция означает, что независимо от характера воздействия развивается реакция организма по одному механизму.

Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма.Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

2. По характеру вызывающего его стрессового воздействия различают:

  • информационный,
  • эмоциональный,
  • коммуникативный.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

3. Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

Например: У пожарного погиб близкий друг – коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену пожарного удивило, что именно на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.

Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессовой ситуации.

Постоянный накопленный (хронический) стресс . Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.

Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, личностный смысл события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический.

Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов.

Причины накопления профессионального стресса

Стресс связан с характером повседневной профессиональной деятельности.

Экстремальные ситуации, критические инциденты

Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей

Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

5. Стадии и механизм развития стресса

Впервые описав общий адаптационный синдром, который мы сейчас называем стрессом, Селье выделил три стадии его развития как процесса:

— I непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги)

— II максимально эффективная адаптация (стадия сопротивления)

— III нарушение адаптационного процесса (стадия истощения)

Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе активизируются «готовые» программы реагирования, а при длительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем организма.

Стадия тревоги (I). Происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор. Задействуется вегетативная нервная система — учащается пульс, поднимается давление, увеличивается количество поступающего к тканям кислорода, подготавливая человека к борьбе или бегству. Затем сигналы из коры поступают в гипоталамус и надпочечники, активизируя выработку гормонов.

При наблюдении фиксируется уже упоминавшаяся триада физиологических изменений: реакции надпочечников, иммунной системы, желудочно-кишечного тракта. В результате этих изменений в организме человека усиливаются анаболические процессы и иммунологическая сопротивляемость. Гормон коры надпочечников адреналин повышает уровень глюкозы в крови, улучшает функциональную способность скелетных мышц, способствует психической мобилизации и т.д. Другой гормон коры надпочечников, кортизол, способствует сохранению энергетических запасов организма, усиливая синтез глюкозы в клетках печени, и снижая ее распад в мышцах.

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут , а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

В условиях, близких к предельно допустимым, длительность первой стадии стресса может составлять до 20-60 дней. Но если воздействие стрессора очень сильное (тяжелые ожоги, экстремальные температуры, большая кровопотеря), из-за ограниченности резервов организма уже на первой стадии стресса может наступить смерть.

Стадия сопротивления (II). Происходит адаптация организма к изменившимся условиям. Переход к этой стадии означает, что организму удалось приспособиться к раздражителю, хотя для этого и потребовались повышенные затраты энергии и антистрессорных гормонов. Продолжает оставаться высоким уровень адреналина и норадреналина, отвечающего за скорость и объем кровотока. Нарастает уровень кортикостероидов, обладающих противовоспалительным, противошоковым, антитоксическим и десенсибилизирующим действием. Признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости становится значительно выше обычного.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель, может длиться месяцами, и даже годами. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения), человек чувствует опустошение и усталость.

Стадия истощения (III). Переход организма на эту стадию означает, что его физиологические резервы начинают подходить к концу после постоянного пребывания в стрессовом состоянии и длительного сопротивления стрессу. Когда речь идет о психологическом стрессе, эта стадия соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, т.е. особого психического состояния, вызванного объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели. На стадии истощения стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как физические, так и психические ресурсы, после нее наступает развитие болезненных процессов, особенно в случае продолжающего влияния стрессора. Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организма ведет к расстройству большинства функций, распространяясь на нервную и эндокринную системы, захватывая сердце, сосуды, органы пищеварения. На физиологическом уровне может развиться соматическая патология (инсульт, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь). Нередко возникают сильнейшие депрессивные реакции, требующие медикаментозного лечения и помощи врача-психотерапевта, или психиатра.

Продолжительность этих стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), и критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). Тем не менее, установлено, что наибольшую опасность для любого организма представляют собой не сильные и короткие стрессы, а длительные, хоть и не столь сильные.

Реакции организма на стресс .

Стрессовые ситуации могут вызывать самые разнообразные реакции организма, как

  • эмоциональные,
  • поведенческие,
  • интеллектуальные,
  • физиологические.

Признаки , по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса , делятся на три основные категории:

  • Физические. К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.
  • Эмоциональные признаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.
  • Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, нарушения режима дня (сокращение или увеличение времени сна), профессиональные нарушения (ошибки и низкая продуктивность профессиональной деятельности) и нарушения социально-ролевых функций (отказ от общения с близкими, повышенная конфликтность, антисоциальное поведение), постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.

Изменение интеллектуальных процессов . Кроме эмоциональных реакций, под воздействием стрессоров у человека могут возникать когнитивные нарушения. Он начинает легко отвлекаться, ему становится трудно сосредоточиться или логически выстроить мысли. Снижается способность решать сложные задачи, ухудшаются показатели оперативной памяти, сужается поле внимания. В результате когнитивных нарушений во время стрессовой ситуации человек начинает действовать согласно определенной жесткой схеме, и не способен от нее отклониться (при пожаре не может сообразить, что дверь открывается наружу, а не вовнутрь, и т.д.) Вероятно, в этом заключается одна из причин «эффекта толпы», когда в экстремальных ситуациях люди бездумно повторяют действия окружающих — все бегут в одном направлении, начинают бить витрины, и пр.

Крайней степенью когнитивных нарушений является гиперактивация мышления и уход от решения стрессогенных проблем . Результатом гиперактивации мышления становится появление навязчивых мыслей и бесплодное фантазирование. «Уход» от решения стрессогенных проблем представляет собой замещение их решения решением побочных проблем, не имеющих отношения к ситуации, а также уменьшение активности мышления. В чрезвычайных ситуациях воздействие стрессоров может вызывать обморочные состояния или даже нарколепсию — приступ внезапного засыпания.

Читайте также:  Причины школьной дезадаптации школьный стресс

Однако нужно отметить, что физиологические реакции на стресс имеют как отрицательные, так и положительные аспекты. Конечно, активизация желез и мускулатуры под воздействием нервных импульсов, выделение стрессовых гормонов и ускорение анаболических процессов могут истощить резервы организма при длительном стрессе. Но исследования доказали, что периодическое воздействие стрессоров помогает организму приобрести некоторую физиологическую устойчивость к стрессам, это явление известно нам как закаливание. При вегето-сосудистой дистонии регулярные обливания попеременно горячей и холодной водой позволяют сердечно-сосудистой и нервной системам приспособиться, и в дальнейшем не так остро реагировать на резкую смену атмосферного давления.

Причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные.

Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности.

Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.

источник

Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1)факторы рабочей ситуации

2) социально-психологические факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто “улетучиваются”.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания:

– постоянное ощущение недоедания

– или потеря аппетита, удовольствия от еды.

  • Невозможность вовремя закончить работу.

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

  • РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

– ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).
  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.
  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).
  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).
  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.
  • Появляется чувство укороченного будущего.
  • Появление чувства вины.
  • Сверх бдительности.
  • Преувеличенное реагирование.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии – приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» – особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков – вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.

Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250». Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня.

Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений. Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса.

Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

«Базовый тренинг саморегуляции» – обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

«Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» – это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

«Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы.

«Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

источник

Тема № 1 «Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса»

Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у пожарных. Негативные последствия профессионального стресса в профессиональной, личностной и семейной сферах.

Система профилактики негативных последствий профессионального стресса. Организация труда и отдыха пожарных как средство профилактики нарушений профессионального здоровья.

Роль и место психологического сопровождения деятельности сотрудников МЧС России в системе профилактики негативных последствий профессионального стресса.

Тема № 2 «Планирование профессионального развития. Профессиональное становление»

Этапы профессионального становления пожарного. Динамика профессионально важных качеств пожарного. Кризисы профессионального становления. Профессиональные деструкции. Тенденции развития профессиональных деструкций.

Планирование профессионального развития как профилактика профессиональных деструкций.

Тема № 3 «Методы и приемы психической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса»

Система методов и приемов психической саморегуляции. Аппаратные методы формирования навыков произвольного управления психическим состоянием.

Управление психическим состоянием посредством регуляции дыхания, внимания, тонуса скелетных мышц, самовнушения.

Тема № 4 «Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте»

Нервно-мышечная релаксация, психогимнастика. Визуализация. Самовнушение. Комплексное использование приемов саморегуляции.

Тема № 5 «Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС»

Читайте также:  Причины школьного стресса у подростков

Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях, в том числе на пожарах. Общение с пострадавшим: основные цели, задачи. Компоненты общения: вербальное, паравербальное и невербальное. Особенности общения с пострадавшими и оказания допсихологической помощи при чрезвычайных ситуациях различного характера и при пожарах, Частные случаи общения с пострадавшими. Анализ ошибок при общении с пострадавшими.

Тема № 6 «Общение с пострадавшим, изолированным в очаге ЧС»

Приемы эффективной коммуникации с пострадавшими. Понятие «личностного ресурса». Поиск ресурса как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшим. Этапы работы с пострадавшим. Общение с изолированным пострадавшим при его извлечении. Общение с пострадавшим после извлечения. Частные случаи общения с изолированными пострадавшими.

Тема № 7 «Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР»

Острые реакции на стресс: определение, виды, динамика. Цели и задачи оказания допсихологической помощи пострадавшим с острыми реакциями на стресс. Основные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии.

Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию. Особенности работы с ОСР при большом скоплении людей.

Частные случаи оказания помощи пострадавшим с ОСР.

Тема № 8 «Экстренная допсихологическая помощь при попытке суицида»

Суицидальное поведение: определение, виды, этапы. Компоненты готовности специалиста к работе с текущим суицидом.

Общий алгоритм работы при суицидальной попытке (сбор информации, оценка летальности, присоединение, поиск и актуализация ресурсу, стадия выслушивания, поворот на 180, завершение ситуации).

Частные случаи оказания экстренной допсихологической помощи при текущем суициде.

Тема № 9 «Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей»

Специфика работы пожарных при большом скоплении людей. Понятие толпы, виды толпы. Особенности психического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное кружение и слухи. Признаки превращения пассивной толпы в действующую. Правила безопасного поведения в действующей толпе. Приемы профилактики превращения толпы в действующую.

Тема № 10 «Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов»

Информационно-разъяснительная работа: цели, задачи, основные

принципы. Слухи как один из механизмов образования толпы: определение, виды слухов, динамика развития слухов, факторы способствующие распространению слухов. Приемы противодействия слухам. Информационно-разъяснительная работа как профилактика распространения слухов.

Принципы общения с представителями средств массовой информации.

Тема № 11 «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций»

Понятие и виды социальных конфликтов. Структура, функции, динамика межличностных конфликтов. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в ЧС.

Частные случаи разрешения межличностных конфликтов.

Тема № 12 «Бесконфликтное общение»

Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов. Основные принципы бесконфликтного общения: избегание манипуляций и жестких установок по отношению к оппоненту, ориентация на результат сотрудничества.

Частные случаи применения принципов бесконфликтного общения.

3. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий
теоретические занятия практические занятия
1. Средства индивидуальной защиты
2. Проведение инженерной, радиационной, химической разведки
3. Радиационная защита в чрезвычайной ситуации
4. Химическая защита в чрезвычайной ситуации
5. Биологическая защита в чрезвычайной ситуации
6. Специальная и санитарная обработка
ИТОГО:

Тема № 1 «Средства индивидуальной защиты»

Основы использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Принципы выбора СИЗ при ликвидации последствий химических, радиационных аварий и эпидемий. Режимы деятельности личного состава, использующих СИЗ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проверка исправности противогаза в теплодымокамере. Замена неисправного противогаза на исправный. Тренировка в пользовании средствами защиты органов дыхания.

Тренировка в пользовании защитной одеждой. Надевание, снимание, складывание и переноска (перевозка) специальной защитной одежды.

Тренировка в пользовании изолирующим (дыхательным) аппаратом. Работа в изолирующих, дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в теплодымокамере. Меры безопасности.

Средства коллективной защиты. Назначение, устройство, их классификация.

Тема № 2 «Проведение инженерной, радиационной, химической разведки»

Определение первоочередных мер по спасению людей и локализации аварии, выявлению наиболее коротких и безопасных подходов личного состава к месту проведения работ.

Определение последовательности мероприятий по ликвидации аварийной ситуации, путей и способов доставки оснащения и материалов, освещенности места работ, концентрации токсичных, пожаро- и взрывоопасных веществ.

Определение количества личного состава, необходимого для ликвидации аварийной ситуации, состояния конструкций, агрегатов, которые могут явиться причиной травмирования личного состава, состояние аварийного помещения, участка, температуры окружающей среды, способов связи работающих звеньев с постом безопасности.

Тема № 3 «Радиационная защита в чрезвычайной ситуации»

Техногенные источники радиационной опасности для сил РСЧС. Источники радиоактивного загрязнения и их краткая характеристика. Классификация радиационных аварий. Особенности ведения спасательных работ в радиоактивного загрязнения.

Терминология, величины и единицы измерения ионизирующих излучений и радиоактивности. Характеристика ионизирующих излучений. Единицы измерения. Нормы радиационной безопасности. Дозиметрический контроль (групповой, индивидуальный).

Назначение, устройство и порядок подготовки к работе штатных приборов радиационной разведки.

Работа с приборами радиационной разведки. Определение мощности экспозиционной дозы на местности. Определение степени радиоактивного загрязнения различных поверхностей.

Приборы радиационного контроля. Назначение, устройство, технические характеристики и порядок использования штатных индивидуальных дозиметров. Возможные последствия облучения людей.

Тема № 4 «Химическая защита в чрезвычайной ситуации»

Техногенные источники химической опасности для сил РСЧС. Общая характеристика аварийно химически опасных веществ и их классификация. Поражающие факторы, концентрация и токсодоза АХОВ. Характеристика химически опасных объектов по их потенциальной опасности в зоне ответственности. Особенности ведения спасательных работ в условиях химического заражения.

Назначение, устройство и тактико-технические характеристику штатных приборов химической разведки.

Работа с приборами химической разведки. Определение наличие в воздухе химически опасных веществ с использованием индикаторный трубок. Определение наличия химически опасных веществ с использованием экспресс- тестов.

Тема № 5 «Биологическая защита в чрезвычайной ситуации»

Биологическая чрезвычайная ситуация. Источники биологической чрезвычайной ситуации. Основные свойства биологических (бактериальных) средств, их воздействие на организм человека, животных, растения. Особенности поражающего действия токсинов. Основные мероприятия медико-биологической защиты населения, сил РСЧС. Правила поведения личного состава в очаге поражения.

Средства защиты. Гигиена личного состава при работе на загаженной местности. Отработка приемов локализации и ликвидации источника заражения. Особенности организации жизнедеятельности личного состава в зоне чрезвычайной ситуации. Отработка приемов оказания первой помощи пострадавшим. Особенности работы личного состава в условиях карантина. Обучение работе с больными животными. Меры безопасности. Проведение дезинфекционных мероприятий.

Тема № 6 «Специальная и санитарная обработка»

Понятие о дегазации, дезактивации, дезинфекции и демеркуризации, вещества и растворы. Назначение, устройство и применение индивидуального дегазационного пакета (ИДП) и комплекта специальной обработки! штатной техники. Проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции обмундирования, средств индивидуальной защиты и оборудования. Проведение полной и частичной санитарной обработки.

Подготовка комплекта к работе. Порядок проведения частичной и полной дегазации, дезактивации и дезинфекции штатной техники с помощью табельных комплектов. Особенности дезактивации штатной техники при авариях на АЭС.

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ (ТЕХНИЧЕСКАЯ) ПОДГОТОВКА

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий
теоретические занятия практические занятия
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека
2. Технические средства, оборудование, инструменты, приборы, механизмы, приспособления, применяемые при ведении поисково-спасательных работ
3. Техническое обслуживание аварийно- спасательных средств. Отработка практических навыков в техническом обслуживании аварийно-спасательного инструмента и оборудования
4. Охрана труда при ведении поисково-спасательных работ
5. Отработка практических навыков работы при ведении поисково-спасательных работ с использование аварийно-спасательного инструмента и оборудования
ИТОГО:

Тема № 1 «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека»

Общие сведения о ЧС, основные термины и определения. Виды классификаций ЧС (по источникам возникновения, масштабам распространения, количеству пораженных, величине ущерба). Основные параметры и единицы измерения поражающего воздействия основных источников различных ЧС.

Понятия о транспортных авариях и катастрофах. Основные причины возникновения ЧС на автомобильном транспорте и поражающие факторы. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Информационные таблицы и аварийные карточки, используемые при перевозке опасных грузов.

Краткая характеристика коммунально-энергетических сетей (КЭС) города и промышленного объекта (систем водотеплогазоэлектроснабжения и канализации). Общие и специфические причины возникновения ЧС на КЭС. Места возможных аварий и основные поражающие факторы. Состав городских аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС на КЭС. Особенности ведения аварийно- спасательных работ при авариях на КЭС.

Строительные материалы и элементы конструкции. Основные причины, приводящие к разрушению зданий и сооружений. Характеристика аварий и катастроф техногенного и природного характера. Организация и технология ведения ПСР при обрушениях зданий и сооружений (поиск, деблокирование, оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших). Меры безопасности.

Наиболее характерные для региона чрезвычайные ситуации, вызванные: ветровыми явлениями (бурями, смерчами, тайфунами); снежными заносами, сходами снежных лавин (оползнями, селями); пожарами лесными, торфяными и т.п.

Виды и причины возникновения наводнений. Основные характеристики поражающих факторов и экстремальных условий при наводнениях. Особенности затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях. Организация и технология ведения ПСР при наводнениях.

Понятия об аварийном происшествии, инциденте и крушении поезда. Основные причины возникновения ЧС на железнодорожном транспорте, поражающие факторы. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения ПСР при пассажирских и грузовых ЧС. Информационные таблицы и аварийные карточки, используемые при перевозке опасных грузов.

Понятия об аварийном происшествии и инциденте с воздушным транспортом. Основные причины возникновения ЧС на воздушном транспорте и поражающие факторы. Бортовые средства спасения. Состав аварийных сил, привлекаемых для ликвидации ЧС.

Особенности ведения ПСР, приемы и способы эвакуации пассажиров и экипажа с аварийных воздушных судов.

Основные причины, приводящие к ЧС социального характера, последствия. Задачи, выполняемые силами РСЧС в районах социальной напряженности и боевых действий. Организация и проведение гуманитарных операций (эвакуация беженцев, доставка гуманитарной помощи, развертывание объектов первоочередного жизнеобеспечения, проведение ПСР). Международные организации, принимающие участие в оказании помощи пострадавшим районам.

Тема № 2 «Технические средства, оборудование, инструменты, приборы, механизмы, приспособления, применяемые при ведении ПСР»

Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ). Гидравлические схемы штатных ГАСИ. Сравнительные характеристики и критерии подбора для ведения ПСР ГАСИ отечественного и зарубежного производства. Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно- спасательных машин (ACM).

Назначение, технические характеристики, устройство и возможности электроинструмента: перфораторов ИЭ-4707А; ИЭ-47-09Б; ИЭ-47113; машины ручной ИС-50М; ножниц ручных ИЭ-5407 (220 В). Назначение, технические характеристики, устройство и возможности молотков ИЭ-4207Б, ИЭ-4211А, ИЭ- 421 ЗА; углошлифовальных машин ИЭ-2106, 2107; машин отрезных МЭС-2204 (220 В). Назначение, технические характеристики, устройство и возможности электроинструмента типа «Блэк энд Дэккер» (24 В). Аварийно-спасательное оборудование и инструмент ACM.

Назначение, технические характеристики, устройство и возможности механизмов ударного действия (перфораторы, бетонодробилки, молоты- перфораторы). Аварийно-спасательное оборудование и инструмент ACM (плавающих и сухопутных) типа ЗИЛ-497200, 4906.

Назначение, технические характеристики, устройство и возможности штатных мотопил и бензорезов. Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательных автомобилей.

Штатные технические средства поиска людей. Назначение, тактико-технические характеристики, устройство, правила пользования.

Ведение поиска людей с помощью технических средств в различных чрезвычайных условиях. Техническое обслуживание средств поиска.

Тема № 3 «Техническое обслуживание аварийно-спасательных средств. Отработка практических навыков в техническом обслуживании аварийно- спасательного инструмента и оборудования»

Общие требования нормативно-технических документов по техобслуживанию и ремонту аварийно-спасательных средств (приказы, ГОСТы, наставления, инструкции и др.). Возможные неисправности подъемно-транспортных приспособлений, способы их устранения. Возможные неисправности штатных ГАСИ и порядок их устранения. Подготовка к работе по техобслуживанию и порядок проведения технического обслуживания ГАСИ.

Возможные неисправности штатных ГАСИ и порядок их устранения. Подготовка к работе по техническому обслуживанию и порядок проведения технического обслуживания штатных ГАСИ. Возможные неисправности аварийно-спасательного оборудования и инструмента ACM типа Камаз, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям труда, порядок их реализации.

Тема № 4 «Охрана труда при ведении ПСР»

Общие требования безопасности при нахождении в зоне бедствия (условия допуска личного состава к выполнению работ в конкретных условиях; основные опасные факторы, воздействующие на личный состав при ведении работ в разрушенных зданиях и сооружениях; требования к экипировке и оснащению спасателей: общий порядок действий при повреждении средств защиты, травмах, поломке технических средств) и т.п. Требования безопасности перед началом работ (порядок проверки исправности и подготовки к работе СИЗ, техники и инструмента; порядок подготовки места работы; осмотр местности, выбор способа работы, подготовка освещения, организация страховки, ограждение) и т.д. Меры безопасности при ведении разведки и поисковых работ в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях, в завалах (правила использования техники и инструмента, приемы страховки и меры по предотвращению опасных ситуаций). Меры безопасности при проведении деблокирования пострадавших из завалов и замкнутых помещений (при устройстве лаза в завале, при устройстве галереи в грунте под завалом, при последовательной разборке завала, при устройстве проемов в стенах и перекрытиях). Требования безопасности при спасении пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий (при использовании автовышек, сохранившихся лестничных маршей, штурмовых лестниц, вертолета, спасательного чулка, альпинистского снаряжения). Требования безопасности при возникновении опасных ситуаций в ходе работ (при заваливании, блокировании, потере устойчивости техники, травмировании, возгорании в месте проведения работ). Требования безопасности по окончании работ (правила снятия СИЗ; порядок безаварийной остановки технических средств; порядок передачи рабочего места и техники очередной смене; правила личной гигиены; порядок доклада начальнику о выполненной работе, обстановке, имевшихся отказах и неисправностях техники).

Читайте также:  Причины признаки и последствия стресса

Общие требования безопасности при нахождении в зоне радиационного, химического и биологического заражения (условия допуска личного состава к выполнению работ в конкретной обстановке; основные опасные факторы, воздействующие на личный состав при ведении работ в зонах химического и биологического заражения; требования к экипировке личного состава (общий порядок действий при повреждении средств защиты, травмах, поломке технических средств, порядок оказания личному составу первой помощи и т.п.). Требования безопасности перед началом работ (выбор комплекта СИЗ и порядок его использования; порядок проверки исправности и подготовки к работе СИЗ, техники и инструмента; порядок подготовки места работы: осмотр местности, выбор способа работы, подготовка освещения, организация страховки, ограждение).

Требования безопасности во время работ (способы и технологии выполнения основных видов работ, основные нормативы для безопасного ведения работ; правила использования техники и инструмента; правила применения СИЗ; приемы страховки и меры по предотвращению опасных ситуаций; знаки безопасности при работе в зоне химического и биологического заражения; меры безопасности при кратковременном отдыхе во время работ). Меры безопасности при ведении разведки, локализации ЧС, обеззараживании территории и обеспечении ПСР. Требования безопасности при возникновении аварийных (опасных) ситуаций в ходе работ (возможные виды опасных ситуаций при ведении ПСР; действия личного состава при указанных ситуациях, способы и порядок оказания самопомощи и взаимопомощи). Требования безопасности по окончании работ (правила снятия СИЗ; порядок безаварийной остановки технических средств и требования при их обеззараживании; порядок передачи рабочего места и техники очередной смене; правила личной гигиены и санитарной обработки; порядок и содержание доклада начальнику о выполненной работе, обстановке, имевшихся отказах и неисправностях техники, возникших в ходе работ в опасных условиях).

Степени тяжести спасательных работ. Типовые режимы работы личного состава в ходе ликвидации ЧС (рабочая смена, время отдыха, масса экипировки, режим питания, способы реабилитации). Особенности режимов деятельности личного состава, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически и радиационно опасных объектах (общая продолжительность и интенсивность спасательных работ, перерывы в работе, межсменный отдых). Учет времени защитного действия средств индивидуальной защиты органов дыхания, общих закономерностей изменения работоспособности и функционального состояния человека при различных эмоционально-физических нагрузках и климатических факторах среды, физиолого-гигиенических особенностей труда человека в СИЗ в экстремальных условиях.

Понятия несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Классификация несчастных случаев. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Контроль за выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенности расследования и оформления смертельных и групповых несчастных случаев на производстве. Порядок возмещения работодателем вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

Основные требования по организации эксплуатации электроустановок, классификация электрических установок и сетей по степени представляемой ими опасности. Требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию.

Требования к изоляции электрооборудования, открытым электропроводкам. Защитные средства, применяемые при эксплуатации электрических устройств. Основные требования по обеспечению безопасности условий производства работ на электроустановках. Сущность защитного заземления. Квалификационные группы по технике безопасности на электроустановках. Допуск к самостоятельной работе на электроустановках.

Общие требования безопасности при эксплуатации компрессорных установок и сосудов, работающих под давлением. Контрольно-измерительная аппаратура. Системы воздушного и водяного охлаждения. Причины аварий на компрессорных установках и сосудах, работающие под давлением, меры их предупреждения.

Тема № 5 «Отработка практических навыков работы при ведении поисково-спасательных работ с использование аварийно-спасательного инструмента и оборудования»

Ведение ПСР с помощью штатных ГАСИ: резка железных стержней, прутов и профилей; подъем и опускание железобетонных конструкций; сдвигание и раздвигание обломков ж/б конструкций; перерезание стоек и крыши кузова автомобиля; расширение проемов в металлических конструкциях и завалах. Подготовка к работе, развертывание и проведение ПСР с применением аварийно- спасательного оборудования и инструмента ACM. Меры безопасности.

Подготовка к работе, работа с электроперфораторами, машинами электрическими ручными и электрическими ножницами ручными: дробление и проделывание проемов в ж/б конструкциях; отрезание прутов, арматуры и других металлических конструкций; резка листового металла. Подготовка к работе, работа с электрическими молотками, углошлифовальными машинками и электрическими машинами отрезными. Подготовка к работе и работа с электрическим инструментом типа «Блэк энд Деккер» (24 EJ). Подготовка к работе, развертывание и работа с аварийно- спасательным оборудованием и инструментом ACM. Меры безопасности.

Подготовка к работе и проведение ПСР с использованием механизмов ударного действия.

Подготовка к работе и работа с штатными мотопилами и бензорезами. Меры безопасности. Подготовка к работе, развертывание и работа с аварийно- спасательным оборудованием и инструментом ACM.

5. ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий
теоретические занятия практические занятия
1. Организация аварийно-спасательной службы в Российской Федерации
2. Международные организации предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
3. Организационная структура, задачи и оснащение спасательных формирований стран ближнего и дальнего зарубежья
4. Основы организации поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации
5. Обеспечение поисково-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций
6. Основы управления силами и средствами при ведении поисково-спасательных работ
7. Действия личного состава при ведении поисково-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ИТОГО:

Тема № 1 «Организация аварийно-спасательной службы в Российской Федерации»

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС МЧС России, история создания, решаемые задачи. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования регионов, субъектов Российской Федерации. Организационная структура, задачи, порядок комплектования.

Требования, предъявляемые к личному составу. Законодательство Российской Федерации о труде личного состава. Аттестация личного состава. Права и обязанности личного состава. Правовые социальные гарантии труда личного состава. Охрана труда личного состава в системе МЧС России.

Законодательство Российской Федерации об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей. Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты по вопросам организации труда спасателей в Российской Федерации. Особенности международных правовых норм, регламентирующих работу спасателей.

Тема № 2 «Международные организации предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

Главная задача мирового сообщества в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Основные направления деятельности международных, межправительственных, неправительственных и национальных организаций в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Международные организации ООН. Международная организация Гражданской обороны (МОГО). Соглашение Содружества независимых государств о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тема № 3 «Организационная структура, задачи и оснащение спасательных формирований стран ближнего и дальнего зарубежья»

Национальные аварийно-спасательные организации стран ближнего и дальнего зарубежья. Аварийно-спасательные службы и формирования ведущих стран Европы и Америки, их организационные структуры, задачи, порядок комплектования и финансирования. Порядок приведения в готовность сил и средств спасательных формирований зарубежных стран к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема № 4 «Основы организации поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации»

Основные понятия и определения, принятые в МЧС России, при ведении поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Задачи и содержание поисково-спасательных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Место и роль войск ГО и ПСФ при ведении аварийно- спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Нормативно-правовые нормы ведения поисково-спасательных работ.

Организация поисково-спасательных работ на различных объектах при техногенных и природных ЧС. Особенности организации поисково-спасательных работ в жилых зданиях, на коммунально-энергетических сетях города и промышленных объектов, на транспорте, магистральных газо- и нефтепроводах. Организация взаимодействия между РСО и поисково-спасательными формированиями при ведении поисково-спасательных работ.

Основные понятия о зданиях и сооружениях как объектах ведения поисково-спасательных работ. Характеристики оказавшихся в зоне ЧС жилых зданий (образование завалов, вероятные места нахождения пострадавших людей и т.д.). Особенности аварий и катастроф на объектах машиностроительной, химической, атомной промышленности, топливно-энергетического комплекса. Разведка зоны ЧС и ведения ПСР. Задачи разведки.

Понятие о коммунально-энергетических сетях города, жилого здания, промышленного объекта. Общее устройство сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения. Основные виды поисково-спасательных работ на разрушенных коммунально-энергетических сетях и их элементах.

Способы усиления разрушенных конструкций зданий и сооружений. Устройство усиливающих креплений при ведении поисково-спасательных работ на разрушенных зданиях и сооружениях. Основные правила техники безопасности при работе на разрушенных зданиях и сооружениях.

Тема № 5 «Обеспечение поисково-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Понятие о видах обеспечения поисково-спасательных работ при ликвидации ЧС. Материально-техническое и другие виды обеспечения, их задачи и содержание. Ведомственные нормативные акты по организации обеспечения. Разведка района ведения поисково-спасательных работ, ее задачи. Особенности ведения разведки на химически и радиационно опасных объектах, коммунально-энергетических сетях в чрезвычайных ситуациях.

Тема № 6 «Основы управления силами и средствами при ведении поисково-спасательных работ»

Принятие решения на организацию и ведение ПСР. Исходные данные для принятия решения. Порядок постановки задачи подчиненным на ведение ПСР. Ввод поисково-спасательных формирований в зону ЧС.

Сущность и задачи управления силами и средствами ведения поисково-спасательных работ. Структура и основные элементы системы управления силами и средствами при ведении ПСР. Основные требования к организации управления при ведении ПСР в очагах аварий и катастроф.

Тема № 7 «Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера»

Формирование практических навыков ведения разведки зоны ЧС при аварии на объекте экономики. Разведка пожаров, завалов. Определение мест нахождения пострадавших в завалах, зданиях и сооружениях с помощью приборов. Определение мест разрушений на линиях коммунально-энергетических сетей. Меры безопасности. Доклад о выполнении задачи.

Отработка приемов и способов поиска пострадавших на объектах ведения ПСР. Сплошное визуальное обследование. Опрос очевидцев. Использование специальных приборов поиска и обнаружения пострадавших. Отработка приемов поиска пострадавших в условиях различных экстремальных факторов с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Отработка практических навыков выполнения такелажных работ при ведении ПСР на разрушенных зданиях и сооружениях. Отработка схем и способов строповки различных грузов. Отработка правил организации труда при производстве такелажных работ. Формирование навыков выбора места для размещения грузоподъемных средств. Работа по перемещению различных грузов с использованием грузоподъемных средств. Отработка правил техники безопасности при выполнении такелажных работ.

Отработка приемов деблокирования пострадавших при ведении ПСР в горящих зданиях и сооружениях. Устройство лазов, траншей, галерей в завалах разрушенных зданий. Отключение элементов КЭС. Устройство усиливающих креплений (подкосов, подпорок, стяжек и др.) при работе в разрушенных зданиях и сооружениях. Оказание первой медицинской помощи (ПМП) и транспортировка пострадавших. Меры безопасности.

Отработка приемов деблокирования пострадавших на различных транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном и авиационном). Оказание первой помощи и транспортировка пострадавших. Меры безопасности.

Отработка действий спасателей (расчетов) по ликвидации ЧС в зоне выбросов (проливов) АХОВ. Отработка навыков разведки очага аварии, локализации и ликвидации источников ЧС. Закрепление на практике навыков работы в средствах защиты органов дыхания и кожи, со средствами химической разведки, по деблокированию пострадавших, оказанию им ПМП и транспортировке. Меры безопасности.

Отработка действий личного состава по ликвидации ЧС в условиях радиоактивного загрязнения. Проведение радиационной разведки зоны ЧС, обозначение границ загрязнения. Взятие проб воды, продовольствия, растительности, грунта, имущества и отправка их в лабораторию. Отработка практических навыков действий с приборами радиащионной разведки и дозиметрического контроля. Отработка приемов и способов действий личного состава по дезактивации загрязненной территории, зданий и сооружений. Проведение специальной и санитарной обработки. Меры безопасности.

источник