Меню Рубрики

Механизмы психологического и физиологического стресса

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявления стресса.

Физиологический стресс. Это стресс, вызванный физиологическими стрессорами (оказывают непосредственное действие на ткани тела; к ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.).

2. Психологический стресс, это стресс, вызванный психологическими стрессорами. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. Психологический стресс подразделяется на:

a) Информационный стресс (возникает в ситуации информационных перегрузок: сложная задача, быстрое решение и т.п.).

b) Эмоциональный стресс (возникает, когда индивид не может удовлетворить свои потребности, биологические и социальные: обиды, угрозы, конфликты и т.п.).

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса

Р. Лазаруса, которая про­водит разделение системного (физиологического) и пси­хического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и вне­шние процессы, при котором физиологические и психо­логические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на орга­низм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)

Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм «общего адаптационного синдрома», которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом при поочередном доминировании отдельных симптомов. В условиях, когда на человека длительно действуют предельно-переносимые стресс-факторы, эти субсиндромы один за другим в определенном порядке, т.е. становятся фазами развития стресса. Дифференциация этих субсиндромов была возможна благодаря тому, что в ходе развития стресса при указанных условиях поочередно становились манифестированными (преимущественно выраженными и заметными, как для исследователей, так и испытуемых) разные формы адаптационной активности. Можно заметить, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как максимально переносимые, смена манифестированных субсиндромов стресса свидетельствовала о последовательном переходе от доминирования субсиндрома, знаменующего относительно низкий функциональный уровень адаптации, к субсиндрому, симптомы которого свидетели о мобилизации иерархически более высокого уровня адаптации.

Итак, было выделено 4 субсиндрома стресса:

2.Вегетативный синдром (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности).

3.Когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе).

4.Социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при стрессе).

Следует сказать об условности такого подразделения субсиндромов стресса. Оно может быть иным. В данном случае выбраны преимущественно человеческие основания для анализа проявлений стресса, возникающих при относительно постоянном уровне субъективной экстремальности стрессора. Иные особенности стрессора либо иные основания анализа развития стресса приведут к другому структурированию феноменов его развития./6, 62с./

8.Комплексный подход к анализу проявлений стресса. Основные классы диагностических методов, примеры конкретных методик. Способы интеграции данных в зависимости от типа диагностических задач.

Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;

шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;

методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;

шкала самооценки тревоги В. Цунга;

шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;

методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;

шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

«Опросник суицидального риска»;

методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;

методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;

опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;

тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

опросник «Причины деятельностного стресса»;

тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;

методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;

опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;

опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;

опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;

опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);

опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;

опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;

опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);

опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

Читайте также:  Как прийти в чувства после стресса

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже»), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость -совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фрустрация». Сам термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания- никаких эмоциональных проявлений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

Читайте также:  Как прийти в себя после сильных стрессов

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

источник

[Из энциклопедии: Эмоциональный стресс (синоним эмоциональное перенапряжение)

— напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях Э. с. может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем.

В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе Э. с. лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности человека. Показано, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием, извращением химической чувствительности нейронов головного мозга к ряду химических веществ нейромедиаторам и неиропептидам. В результате эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов и при наличии соответствующего слабого звена в организме через него может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций.]

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.

Психологические механизмы: Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий.

Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей.

1) В коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

2) Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция — возбуждается одна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

3) Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

Клинические явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте.

Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 2890 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

стадии тревоги, резистентности, истощения

синтоксическая и кататоксическая реакция

эрготрофные и трофотрофные механизмы

стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы

Центральное место в реализации стресс-реакции принадлежит нейроэндокринной системе потому, что эта система благодаря разнообразию гормонов и многочисленности их эффектов способна: 1) мобилизовать энергетические ресурсы (вместе с нервной) 2) перераспределить их в зоны, работающие с максимальной нагрузкой в данной ситуации (вместе с системой кровообращения) и 3) способствовать изменению функциональной мощности и структуры системы органов, работающих с нагрузкой (совершенно самостоятельно, потому, что способна воздействовать на активность уже имеющихся ферментных систем и имеет доступ к генетическому аппарату, следовательно, способствует синтезу новых ферментов и изменению структуры тканей).

Секреция гормонов нейронами гипофизотропной зоны гипоталамуса в портальную систему гипофиза регулируется по принципу обратной связи содержанием в крови гормонов периферических эндокринных желез (рис.1). Общий принцип такой регуляции заключается в том, что при повышении содержания в плазме гормонов периферических эндокринных желез уменьшается выброс соответствующего рилизинг-гормона в кровеносные сосуды медиальной области гипоталамуса. Обратная связь в этой системе может быть опосредована также самими гормонами гипоталамуса и аденогипофиза (штриховые стрелки). Регуляция по принципу обратной связи, в которой участвует медиальный гипоталамус, гипофиз и эндокринные железы, действует даже в отсутствие влияний со стороны ЦНС. Роль ЦНС заключается в приспособлении этой регуляции к внутренним и внешним потребностям организма. Примером влияния ЦНС на эндокринную систему служат циркадные ритмы высвобождения АКТГ, регуляция выброса гормонов яичника и ходе менструального цикла.

Рис.1 Связь между нервными и эндокринными механизмами в гипоталамо-гипофизарной системе

Рис.2 Нейрон гипофизарной зоны гипоталамуса, образующий рилизинг-гормон (РГ). Такие нейроны служат главным элементом нейроэндокринного сопряжения в гипоталамусе. АГ – аденогипофиз.

В тесном взаимодействии нервных и эндокринных структур гипоталамуса можно убедиться на примере связи нейронов гипофизотропной зоны. На нейрон, секретирующий какой-либо рилизинг-гормон, могут оказывать влияние афферентные нейроны лимбической системы (миндалины и гиппокампа, преоптической области и передней части гипоталамуса). Аксоны этого нейрона отдают коллатерали к самым разным отделам головного мозга (рис. 2 справа). Такие нейроны обладают свойствами саморегуляции по принципу возвратного торможения (рис.2 слева). Во всех двигательных отростках подобных нейронов медиатором, очевидно, служит рилизинг-гормон. Таким образом, эти клетки гипофизарной зоны являются, с одной стороны, конечными интегрирующими нейронами, а с другой  эндокринными клетками продуцирующими гормоны.

В развитии стресса принято выделять несколько стадий в соответствии с уровнем резистентности организма. Неспецифическая резистентность организма, т.е. способность его сопротивляться любым повреждающим факторам, понятие весьма не конкретное, поскольку его невозможно оценить, как, например специфическую резистентность к определенному фактору, и в определенной степени условное. Однако поскольку литература пока не предлагает нам ничего другого, будем пользоваться этим традиционным, введенным еще Г. Селье термином, понимая под ним способность организма выжить, жить и активно функционировать.

Рис.3

На стрелкой обозначено начало действия стрессора, цифрами  стадии стресса, а толстой линией изменение резистентности организма:

Первичный шок  во время шока в организме развивается состояние, угрожающее жизни в ответ на тяжелое для данного организма повреждающее воздействие. Большинство исследователей не относит эту стадию к стрессу, с этим нужно согласиться, т.к. никакой реакции в это время пока нет.

Стадия тревоги  характеризуется активной мобилизацией энергетических и структурных резервов организма. В это время резистентность организма быстро возрастает.

Стадия резистентности  устанавливается повышенная сопротивляемость к стрессору, которая носит неспецифический характер: может повыситься резистентность и по отношению к некоторым другим факторам (положительная кросс-адаптация).

Стадия истощения наступает в том случае, если стресс слишком сильный или длительный. В этом случае защитно-приспособительные механизмы организма истощаются, резистентность снижается как к данному стрессору, так и к другим видам стрессорных воздействий. Эту стадию иногда называют вторичным шоком.

Необходимо отметить, что наиболее изучена в настоящее время оказалась стадия тревоги, стадия резистентности изучена значительно хуже, многие исследователи даже не относят ее к стрессу. С этим утверждением трудно согласиться, потому что известно, что в случае прекращения воздействия повреждающего фактора наступает реадаптация и резистентность организма возвращается к норме. Следовательно, повышенная резистентность держится в течение всего времени воздействия стрессора, и стадию резистентности мы рассматриваем как стадию стресса. Наступление стадии истощения  не единственный исход стресса. В том случае, если стрессирующее воздействие умеренно по силе или длительности, например, является одним из факторов внешней среды (холод, низкое давление), или образа жизни  умеренные физические нагрузки, стадия резистентности может длиться неограниченное время  организм адаптирован к новому фактору и вполне жизнеспособен в новых условиях. На этом фоне возможно действие дополнительного стрессора и дальнейшее повышение резистентности организма.

Читайте также:  Как прийти в норму после стресса

Состояние, которое называется первичный шок, мы уже однажды обозначили  это такая ситуация, когда исчерпаны все готовые, генетически детерминированные программы. Можно считать, что самая низкая точка на графике, минимальная резистентность организма к любому воздействию, соответствует ситуации, когда задействована вся многоконтурная и иерархически соподчиненная система регуляции той функции, которая оказалась ответственной за поддержание определенного параметра внутренней среды. Например, за поддержание температуры при воздействии тепла или холода, за поддержание осмотической концентрации при дефиците воды, за напряжение кислорода и углекислого газа при гипоксии или физической работе. Несостоятельность регуляторных систем приводит к тому, что поток афферентных импульсов от рецепторов поступает в головной мозг и достигает структуры, которая является высшим центром регуляции вегетативных функций  гипоталамусу.

В тех примерах, которые мы привели, информация к гипоталамусу поступает от интерорецепторов, по восходящим путям, главным из которых считается массивный мезенцефало-гипоталамический тракт. Кроме того, связь гипоталамуса со спинным, продолговатым и средним мозгом осуществляется через ретикулярную формацию и переднее серое вещество среднего мозга. Однако анатомическое положение гипоталамуса таково, что эта зона получает информацию не только по восходящим путям. Имеются прямые двусторонние связи гипоталамуса с таламусом, гипоталамус связан афферентными путями с новой корой, с гиппокампом (старая кора), с миндалиной и другими образованиями лимбической системы мозга. Таким образом, по прямым и непрямым нервным связям гипоталамус получает информацию «сверху» от всех отделов головного мозга и «снизу» от интеро- и экстерорецепторов (см. рис. 1-2).

Гипоталамус получает информацию не только нервным путем. Среди нейронов этой структуры выделены нейроны, которые возбуждаются при изменении осмотической концентрации внутренней среды, при изменении уровней глюкозы, аминокислот, при изменении температуры внутренней среды, снижении или повышении концентраций гормонов, уровень которых регулируется гипоталамическими либеринами и статинами. Эта информация к гипоталамусу поступает гуморальным путем.

Эфферентные пути от гипоталамуса тоже многочисленны и разнообразны: связи с новой корой, лимбической системой, таламусом, продолговатым и спинным мозгом. Чрезвычайно важно, что влияние гипоталамуса на функции организма происходит не только нервным путем  «быстро и точно, но кратковременно»,  но и гуморальным  «медленнее, но к большому числу структур и долговременно». Именно в гипоталамусе происходит трансформация нервного импульса и специфический эндокринный процесс, который начинается секрецией либеринов.

Рассматривая эфферентные нервные и гуморальные влияние гипоталамуса на организм, следует вспомнить о том, что в гипоталамусе принято условно выделять две реактивные зоны, которые вызывают комплекс антагонистических реакций. Эти зоны получили название эрготропных и трофотропных. При раздражении эрготропных зон, которые преимущественно связаны с задними областями гипоталамуса, наблюдаются все признаки активации симпатической нервной системы  расширение зрачков, повышение давления, учащение и углубление дыхания, повышение двигательной и поисковой активности, реакции ярости. Раздражение трофотропных зон, которые преимущественно связаны с передними отделами, вызывает снижение АД, вазодилатацию, усиление перистальтики кишечника, дремотное состояние, адинамию.

Многочисленными исследованиями, начиная с Г. Селье, установлено, что в реализации стресса ведущая роль принадлежит гипоталамусу. Итогом возбуждения структур гипоталамуса является 1) возбуждение симпатических центров, которое передается симпатическим нейронам спинного мозга и надпочечнику через чревный узел, запуская выброс катехоламинов и 2) происходит трансформация нервного импульса в специфический эндокринный процесс, который начинается секрецией кортиколиберина. Этот момент, правда весьма условно, можно считать началом первой стадии собственно стресса  реакцией тревоги. Понятно, что эта стадия начинается только в том случае, если организм остался жив. Стадия тревоги характеризуется активной мобилизацией энергетических и структурных резервов организма. В это время резистентность организма быстро возрастает. Мобилизация энергетических ресурсов организма обусловлена совместным взаимодополняющим и взаимопотенциирующим действием симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем.

Рассмотрим эффекты возбуждения симпато-адреналовой системы и выделения адреналина и норадреналина мозговым веществом надпочечников и для удобства сведем их в таблицу. (Повторите симпатические эффекты на стр. 125, 181-183 и регуляцию симпатического синапса на стр.121, 1 том учебника под ред. Ткаченко)

источник

Физиологический стресс – это внутренние изменения, происходящие в результате реакции на изменение обстоятельств с целью адаптации. Стрессоры могут быть самыми разными. Физиологический стресс формируется по цепи: тревожность-адаптация-истощение.

Стресс опасен своими последствиями

Физиологические стрессоры подразделяют на 2 группы.

  1. Внешние – переохлаждение, перегрев.
  2. Внутренние – переизбыток эмоций, жажда, голод, болевой шок.

Тревожность – это первая реакция на раздражитель. ЦНС подаёт организму сигнал и приводит его в полную боевую готовность, обостряя все чувства и обеспечивая мощный выброс гормонов в кровь. За такую реакцию отвечает симпатический отдел ЦНС, на который человек не может повлиять. Этот отдел реагирует молниеносно на все изменения внешней среды. Чем масштабнее изменение, тем сильнее реакция. Тяжелее и её последствия для организма в целом.

Как только поступает информация об изменениях любого плана, вегетативная система начинает активно действовать, ещё не разобравшись, что именно произошло. Для обеспечения любой реакции организма нужна энергия. Вегетативная система ускоряет обмен веществ для выработки её большего количества. Резко увеличивается поступление кислорода в кровь, что обеспечивает ускоренную работу мозговых центров. На все эти действия симпатический отдел затрачивает доли секунд и на этом его дело закончено.

Следующие действия производит эндокринная система, возбуждённая ЦНС. Она контролирует все процессы в организме посредством выработки гормонов. Поддерживает все изменения, активированные нервной системой при помощи адреналина. Выработкой этого гормона занимаются надпочечники. Процесс может занять от нескольких секунд до 15 минут.

На этой стадии реакция тревоги завершена. Далее наступает период адаптации к сложившимся обстоятельствам.

Эта стадия занимает наиболее длительный период. Процесс происходит при активном участии гипоталамуса, он направлен на приспособление организма к условиям. Чтобы обеспечить организм энергией, происходит повышение уровня глюкозы в плазме, увеличивается количество клеток, занимающихся синтезом. Длительность периода адаптации будет полностью зависеть от психофизического состояния организма, интенсивности и длительности действия стресса.

Во время периода адаптации организм работает на износ, не требуя сна и еды. Этот тип реакции на стресс может иметь 2 исхода.

На этой фазе можно наблюдать физиологические симптомы стресса:

  • ослабление защитных функций организма;
  • нарушения в работе систем органов;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • разлад психики.

Если не устранить стрессовый фактор, то организм может погибнуть. Длительные мелкие стрессы приводят к отмиранию нейронов, что, в свою очередь, ведёт к необратимым изменениям в работе мозга: нарушению памяти, фобическим расстройствам, навязчивым мыслям и т. д. Психофизиология стресса – это сложнейший процесс.

При постоянном воздействии стрессоров на организм человек нуждается в квалифицированной медицинской помощи.

Динамика развития стресса

Психофизиологические механизмы стресса позволили человеку сохраниться как виду. Физиологические реакции на стресс у человека сходны с теми, что имеют животные. В момент изменения условий окружающей среды организм готовится к бегству или атаке. Однако если в древние времена эти особенности помогали выжить и прекратить воздействие раздражителя, то сегодня стресс продолжителен, т. к. связан он с другими факторами. События, которые заставляют животных нервничать, всегда связаны с попытками выжить, приспособиться к другому климату; у человека же стресс очень редко является следствием стремления выжить.

Таким образом, получается, что ЦНС многократно активизирует защитные механизмы зря. Частая активация организма вызывает разлад реакций. И стрессоры являются меньшим злом для организма, чем сама реакция.

Физический стресс – это работа 2 базовых систем реакции на стрессор. Они могут быть активированы или не включены в контроль в зависимости от интенсивности и длительности проявления влияния стрессового фактора. Для начала тело должно идентифицировать тип стрессора. Для этого мозгу нужно задействовать функции восприятия и памяти. При идентификации угрозы ЦНС интегрирует информацию о ней, в результате чего лимбическая система (гиппокамп и мозжечок) стимулирует эмоциональную реакцию. Она формирует поведенческую линию, необходимую для выживания.

Лимбическая система приводит в действие гипоталамус, который контролирует гармонию физических реакций с эмоциональным состоянием. Он же осуществляет контроль продуцирования стрессовых реакций симпатоадреналовой системой и гипофизарно-надпочечниковой стрессовой осью. Обе они регулируют работу сердечной системы.

Физиологические признаки стресса появляются далеко не самыми первыми. Чаще всего наблюдаются следующие изменения в поведении пациента, которые заметны окружающим:

  • агрессивность, неспособность адекватно оценивать ситуацию: человек не может подолгу находиться на одном месте (поведение обусловлено защитной реакцией организма на происходящее);
  • пассивность, нежелание видеть людей, общаться с ними: постепенно эти признаки становятся более явными и приближают человека к стойкой клинической депрессии;
  • у человека проявляются одновременно и первый и второй симптомы: его мозг находится на пределе, кажется, он вот-вот сорвётся, но пациент резко отвергает все попытки помочь, старается избегать общения, т. к. навязчивые мысли и образы не дают мозгу расслабиться ни на секунду.

Влияние стресса на организм

К физиологическим проявлениям стресса относят несколько типов признаков:

  • когнитивные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие;
  • физические.

Первая группа симптомов наименее заметна. Проявляются они в неспособности сконцентрировать внимание на одном предмете, постоянных навязчивых мыслях, тревожности, которая не проявляется внешне. Прежде всего это снижает работоспособность мозга.

Психологический стресс имеет довольно яркие симптомы. Человек не может расслабиться, его организм постоянно находится в напряжении, что отлично видно окружающим. Проявляется внешне в капризности, нервозности, постоянной раздражительности, чрезмерной вспыльчивости. В некоторых случаях имеет место частая смена настроения или же пассивность.

Поведенческие симптомы стресса включают в себя нарушения в питании, т. е. недоедание или переедание. Наблюдаются нарушения сна, злоупотребление алкоголем. Проявляются симптомы, явно свидетельствующие о нервном расстройстве: подёргивание ногой, отстукивание такта ручкой, щёлканье пальцами и т. д.

Изменения в физиологии во время стресса – естественное следствие истощения.

Проявиться физические симптомы могут в виде диареи, запора, рвоты, головокружения, потери сознания, головных болей, тахикардии, повышения или снижения АД, снижением либидо. Общее состояние здоровья значительно ухудшается, обостряются хронические заболевания или появляются новые.

Физиологические признаки стресса

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу поддаётся корректировке. Очень важно научить людей правильно противостоять нервам. Мы не можем полностью оградить себя от стрессоров, но скорректировать линию поведения и своё отношение к ним можно.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу повышается посредством социальной адаптации. Этот процесс представляет собой активное приспособление индивида к окружающему его обществу. Производится обучение правильному общению и подаче себя. Процесс предполагает работу над осознанием себя как полноценного члена общества, своего статуса, поведения. Предусматривается организация совместной деятельности, принятие норм и ценностей общества, в котором находится человек, без ущемления своих интересов.

Следующий этап – определение адаптационного потенциала и умение его применять. Адаптационный потенциал полностью связан с предыдущим этапом. Внешние стрессоры значительно его снижают. При встрече с потенциально опасным стрессором в таком состоянии может возникнуть дезадаптация, которая приведёт к плачевным последствиям. Поэтому очень важно заниматься укреплением здоровья и обеспечивать своему организму качественный отдых, питание.

Кратко охарактеризовать физиологические проявления стресса можно так: комплекс изменений в организме, которые проявляются в виде различных симптомов, как физических, так и эмоционально-когнитивных. Особенности стрессоустойчивости у каждого индивида будут разными. Более ранимым людям следует обязательно повышать свою стрессоустойчивость, выполняя выше приведённые рекомендации. Хорошей профилактикой появления неврозов является физическая и эмоциональная разгрузка. Этого можно достичь путём занятий спортом. Двадцатиминутная пробежка после или перед работой прекрасно очищает мозг, а контрастный душ после – дарит заряд энергии на целый день. Физиология стресса предполагает не отказываться от общения с людьми, даже если очень не хочется с ними видеться, а искать альтернативные методы и подходы в разговоре.

источник