Меню Рубрики

Методическое пособие по стресс менеджменту

Предотвращение стресса при работе возможно с помощью следующих методов:

1. Следует разработать систему приоритетов в работе и установить, что нужно сделать сегодня, что в течение недели, а что только тогда, когда будет время.

2. Научиться отказываться от заданий, когда загрузка достигает предела возможностей, при этом необходимо, относясь с уважением к начальнику, охарактеризовать важные задания, над которыми в настоящее время приходится работать. Если он настаивает на выполнении нового задания, выяснить, что можно отложить.

3. Наладить эффективные и надежные отношения с непосредственным руководителем, понимать его проблемы и помогать ему понимать ваши. Научить его уважать вашу работу и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашаться с руководителем или кем-либо, кто ставит противоречивые требования. Объяснять, что эти требования несовместимы. Попросить провести совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы прояснить вопрос. Не занимать обвинительной позиции, объяснять, какие проблемы создают противоречивые требования.

5. Сообщайте руководителю или сотрудникам о том, что ожидания или стандарты оценки не понятны. Говорите, что несколько неуверенны в конкретных, связанных с заданием вопросах и хотели бы обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсуждайте отсутствие интереса к работе со своим руководителем, но не жалуйтесь. Объясняйте, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы принять участие в других видах деятельности.

7. Находите каждые 45 минут или 1,5 часа несколько минут для отключения и отдыха, при котором старайтесь расслабиться и выкинуть работу из головы. Не обедайте на рабочем месте и не задерживайтесь на службе, когда работа закончена, уходя с работы забывайте о ней до утра.

Соблюдение надлежащего режима питания, физкультура и достижение духовного равновесия позволят снизить вероятность стресса.

По мере написания данной работы я столкнулась с рядом вопросов, касающихся как организации самого управления стрессом на работе, так и применения методов этого управления.

1) Во-первых, нет четкого определения субъекта управления — того подразделения, которое отвечает за принятие решения о необходимости проведения антистрессовых мероприятий. По умолчанию, таким субъектом должен являться начальник кадровой службы организации, но складывается впечатление, что данный отдел все еще не вошел в обычную практику на российских предприятиях и основной груз ответственности, также как и исполнение, лежит на плечах непосредственного руководителя-владельца фирмы, что представляется маловероятным явлением. Там же, где существует полноценный кадровый отдел, скорее всего, есть возможность привлечения внешних аналитиков-специалистов в решении кризисных ситуаций, в том числе стрессовых. Тогда появляется ощущение, что издания, выпускаемые по антистрессовым технологиям, в большей мере предназначены для самих работников, попадающих в такую зависимость. Тогда не совсем ясна сама цель существования организационных методов управления стрессами, поскольку подчиненный работник мало способен влиять на организацию своего собственного труда.

2) Во-вторых, в практике управления персоналом рассматриваются текущие проблемы, возникающие в результате нарушения нормальной работоспособности сотрудника, но никак не отслеживается развитие этого феномена во времени, ведь большинство синдромов профессионального выгорания строятся по принципу накопления негативных эмоций, следовательно, возникновение стрессового состояния могло произойти в далеком прошлом и под влиянием фактов, на данный момент уже не известных. В таком случае целесообразнее было бы проводить классификацию организационных мероприятий по управлению стрессами, опираясь на критерий времени, как на основной фактор производственной деятельности. Тогда можно было бы разбить работу отдела кадров на три направления:

— анализ прошлых проблем и заблаговременная диагностика и организационная проработка настоящих действий;

— работа с персоналом в текущем периоде — работа со «стрессовыми очагами», а также наблюдение и профилактика в среде подразделений, технологически с этими очагами связанными.

— прогнозирование возникновения критических состояний в будущем, проведение общих профилактических мероприятий.

3) Для выполнения предыдущего пункта стало бы очень полезным внедрение практики ведения личной карточки работника, отражающей его функциональное состояние.

Функциональное состояние человека есть комплекс психологических и физиологических характеристик человека, которые определяют выполнение производственных действий. Моргунов Е. Активация, утомление и другие состояния работника // Управление персоналом, №8-9 2004 г. с. 12 — 15

Если бы на предприятии с определенной периодичностью проводилось анкетирование работников с целью выяснения их удовлетворенностью рабочим процессом, собственными успехами, имеющимися перспективами и самочувствием (можно использовать тесты на стрессоустойчивость и для анализа стиля жизни), многие стрессы на работе можно было бы заблаговременно пресечь. А наличие архива таких исследований помогло бы в анализе затянувшихся отношений, не говоря уже о том, что в подобном собрании хранились бы заметки о том, какие меры по решению той или иной стрессовой ситуации уже предпринимались и какие результаты имели. Ведь, как правило, кадровая служба не всегда ведет учет проведенных тренингов, программ психологической разгрузки и не отслеживает их результаты, основываясь на субъективном впечатлении, которое со временем может измениться.

Плюс к этому обязанность ведения такого рода архива определила бы постоянную деятельность по выявлению симптомов и причин стресса у работников, а не случайное, моментное обнаружение уже критического состояния.

источник

Нижегородский государственный педагогический университет

Профессиональный стресс
Учебно-методическое пособие

2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Профессиональный стресс: Учебно-методическое пособие. –

Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 67 с.

Курс «Профессиональный стресс» изучает причины, факторы и динамику развития профессионального стресса, методы и способы предупреж­дения его развития.

В учебно-методическом пособии раскрывается содержание курса, приводятся темы семинарских занятий, материалы к практическим занятиям, список литературы по курсу и перечень вопросов к зачету.

Пособие предназначено для студентов педуниверситета, обучающихся по направлению «Психология», а также может быть использо­вано преподавателями, аспирантами и студентами непсихологических факультетов, занимающимися вопросами профессионального стресса.

Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии НГПУ Л.Б. Морозова
Рецензент: канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ННГУ А.Н. Фоминова
Ответственный за выпуск: д-р психол. наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии НГПУ С.А. Гапонова

Общие положения
Проблема профессионального стресса в последнее время стала одной из важнейших в организационной психологии. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). В медицинской науке термин «стресс» был впервые введен в 1926 году канадским биологом и врачом Гансом Селье (1907-1982).

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.

Всемирная организация здра­воохранения профессио­нальный стресс называет «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира, и принял размеры «глобальной эпидемии».

Международная организация труда оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также за­траты на профессиональное усовершенствование.

Изучение профессионального стресса связано с именами С. Ауэрбаха, К. Вильямса, Л.Д. Гиссена, С. Гремлинга, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, В.А. Бодрова, В.А. Винокура, Н.В. Самоукиной, Ю.В. Щербатых и др.

Исследования, проводившиеся в Европе, Европейской орга­низацией улучшения условий жизни и работы, показали, что каждый четвертый работник испытывает стресс на работе, каждый пятый испытывает утомление, а каждый восьмой страдает головными болями. Более того, британские врачи и медсестры убеждены в том, что стресс возрастает из года в год, и в 20% слу­чаев провоцирует суицид. Кроме этого, стресс на работе может привести к синдрому профессионального выгорания (Дж. Гринберг, 2000).

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Впервые термин burnout (англ.) – «сгорание» «выгорание», «затухание горения» был введен американским психиатром Х. Фреденбергером в 1974 г. В настоящее время синдром выгорания широко исследуют в зарубежной и отечественной психологии (К. Маслач, С. Джексон, Р.Т. Голембиевский, Р.Ф.Мунзенридер, В.А. Бодров, Н.Н. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.)

Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, поэтому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры.

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

Аустресс – это активизирующий стресс, мобилизующий, улучшающий протекание психологических и физиологических функций.

Дистресс (от англ. distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – истощение и дезорганизация организма в результате длительного воздействия стрессогенных факторов.

Целью учебного курса «Профессиональный стресс» является теоретическая и практическая подготовка студентов в объеме необходимом для начала самостоятельной работы с использованием основ профессионального стресса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить причины способствующие возникновению стресса;
  2. изучить методы оценки и измерения различных проявлений профессионального стресса;
  3. сформировать практический навык стресс-менеджмента.

Основным принципом отбора содержания учебного материала является принцип практико-ориентированности. Суть его заключается в том, что отбирается содержание, направленное на решение практических психолого-педагогических задач.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании курса студенты должны

знать:

  • что такое стресс и как он влияет на систему организма;
  • что такое профессиональный стресс;
  • что такое профессиональные стрессоры;
  • систему оценки профессионального стресса;
  • систему оценки профессионального выгорания;
  • что такое персональный стрессовый профиль;
  • что такое стресс-портфилио;
  • что такое стресс-менеджмент;

уметь:

  • проводить диагностику стресса;
  • проводить диагностику профессионального стресса;
  • проводить диагностику профессионального выгорания;
  • определять персональный стрессовый профиль;
  • составлять программы по стресс-менеджменту;
  • применять релаксационные техники;
  • проводить практические занятия по стресс-менеджменту;

иметь навыки:

  • диагностики стресса;
  • диагностики профессионального стресса;
  • диагностики профессионального выгорания;
  • составления программ по стресс-менеджменту;
  • применения релаксационных техник;
  • проведения практических занятий по стресс-менеджменту.
Читайте также:  Какие заболевания может вызвать стресс

Тематический план курса

Объем дисциплины и виды учебной работы

Программа рассчитана на 42 аудиторных часа, из них 14 лекционных, 14 семинарских и 14 практических занятий. По итогам курса сдается зачет.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.02.2015 2015-02-02

Статья просмотрена: 7777 раз

Патрахина Т. Н., Павлова А. В. Стресс-менеджмент: сущность понятия и процесса // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 480-484. — URL https://moluch.ru/archive/83/15215/ (дата обращения: 17.07.2019).

В статье рассмотрено достаточно актуальное направление современного менеджмента — стресс-менеджмент. Авторами предпринята попытка проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению научной дефиниции «стресс-менеджмент», обозначить составляющие системы стресс-менеджмента как процесса, а также определить их методическое содержание.

Ключевые слова: стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия.

Стресс оказывает сильное влияние на деятельность людей в профессиональной сфере, при этом он может нести в себе положительные свойства, когда оптимизируются все возможности организма. Находясь в состоянии эустресса, сотрудник чувствует себя хорошо из-за прилива сил. Руководитель должен проследить, чтобы «хороший» стресс не превратился в «дистресс». Но поскольку полностью избежать стрессовых ситуаций невозможно, нельзя избавиться от всех стрессовых факторов в современном мире, важно овладеть технологией стресс-менеджмента, при котором осуществляется более эффективное преодоление стрессовых ситуаций и снятие накопившегося напряжения. Поэтому в последнее время всю большую популярность приобретает достаточно новое направление менеджмента — управление стрессом или стресс-менеджмент.

В самостоятельное научно-практическое направление стресс-менеджмент выделился в 90-х гг. XX в. [4, с. 10]. Теория управления стрессом пришла в Россию с Запада, это обусловлено значительным повышением стрессогенности окружения человека, в том числе изменением его рабочей среды: распространением информационных технологий, перегрузкой информацией, ростом требований к должности, увеличением выполняемых задач и сокращением времени на их выполнение, ростом конкуренции и др. [13, с. 74]. Все вышеперечисленное существенно повысило «риск психологического стресса и нестабильности человеческого фактора в современных организациях [4, с. 10]».

Рост интереса к изучению проблем управления профессиональным стрессом, по мнению Н. Е. Водопьяновой, связан с «потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и константности персонала [4, с. 11]».

В современном мире изучением стресс-менеджмента занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи, но в связи с новизной такого направления менеджмента, еще не сформировалась четкая, однозначная научная дефиниция «стресс-менеджмент».

Зарубежные ученые Д. Брайт и Ф. Джонс определяют стресс-менеджмент, как «различные виды вмешательств, осуществляемые для борьбы со стрессом, при которых разрабатываются профилактические мероприятия [3, с. 302]».

Американский психолог К. Кинан сужает понятие стресс-менеджмента до уровня личности и определяет его как «осознанная необходимость управления своими реакциями и контроль ситуации, которая вызывает стресс [7, с. 2]».

С позиции российских исследователей стресс-менеджмент также рассматривается во многих научных работах.

Так руководитель программы MBA-HR О. Белова под стресс-менеджментом понимает «процесс управления стрессом, включающий в себя три направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий [2]».

Российский исследователь А. Б. Леонова, в своей работе «Основные подходы к изучению профессионального стресса» отмечает, что управление стрессом стало «печальной необходимостью» для современных менеджеров, которые осознают «важность сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости здоровья организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами [9, с. 32]».

По мнению Н. Е. Водопьяновой, система стресс-менеджмента в организации направлена на «профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала [4, с. 11]».

Ситуации, с которыми сталкиваются люди в профессиональной деятельности, находящиеся на разных уровнях в иерархии организации, существенно отличаются. В связи с этим В. С. Устюгова и Р. А. Эльмурзаева предложили деление стресс-менеджмента на следующие виды [13, с. 76]:

в) выравнивание микроклимата в коллективе.

Рассмотрим содержание данных видов управления стресса детально:

а) М. Мель определяет коучинг руководителя как процесс, который направлен на повышение управленческих и лидерских навыков [10, с. 113]. Коучинг развивает способности руководителя к правильной расстановке приоритетов, объективной оценке рисков, лучшему пониманию себя в команде.

б) тренинги, по мнению В. Аминова, представляют собой «обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков [1]». Тренинги для персонала или корпоративные тренинги способствуют эмоциональной разгрузке работника, обучая его справляться с нахлынувшей стрессовой ситуацией.

в) согласно О. Коротковой выравнивание микроклимата в коллективе можно назвать «профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизацию в коллективе и создать атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях [8]». Это произойдет, если выстроить комплексные программы стресс-менеджмента таким образом, «чтобы задействовать работников на всех уровнях, тем самым влияя на эффективность работы компании в целом [13, с. 77]».

Группа исследователей под руководством А. Я. Кибанова разделили стресс-менеджмент на два уровня [6]:

а) управление стрессами на уровне организации;

б) управление стрессами на уровне отдельной личности.

Российский исследователь О. Белова рассматривает стресс-менеджмент в организации как «систему скоординированных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента [2]».

Взяв за основу базовые функции менеджмента, управление стрессом (или стресс-менеджмент) можно представить в виде системы, состоящей из последовательных этапов, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Система (функции) стресс-менеджмента

При этом каждый этап представляет собой определенный набор методик и инструментов.

Эффективному процессу планирования неизбежно предшествует качественный анализ, т. е. необходимо проанализировать состояние стресса в организации. Для этого в арсенале современного менеджера имеется ряд методик диагностики.

Направления психодиагностики и выбор конкретных методик зависят, прежде всего, «от цели проведения диагностики и от конкретной ситуации [5]».

Из большого количества представленных в науке и практике методик, которые предлагаются специалистами по работе в области стресса, в соответствии с целью и предметом исследования, можно выделить следующие группы [5]:

1. Методики на определение актуального уровня стресса:

а) опросник Т. А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

б) методика для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина;

в) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

г) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

д) комплексная оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

е) тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;

2. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности:

а) тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

б) определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса;

в) тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

г) тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

д) оценка уровня деятельностной стрессогенности.

Помимо указанного метода при анализе могут быть использованы другие методы эмпирического исследования — беседа и наблюдение. При этом необходимо помнить, что данные инструменты менее объективны, так как зависят от субъективного мнения изыскателя.

Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, помогут провести грамотное планирование мероприятий и создать эффективную программу по борьбе со стрессом.

Планирование предполагает определение системы целей функционирования и развития антистрессовой программы, а также путей и средств их достижения.

Руководителю или HR-специалисту важно определить — с какой целью необходимо использовать программу по борьбе со стрессом, и каких результатов необходимо достичь, обозначить сроки и ответственных. Также ему стоит решить, основываясь на наличии необходимых ресурсов: человеческих (необходимых специалистов), материальных, информационных, временных, специалисты будут отправлены на организованный бизнес-тренинг или будет самостоятельно разработана антистрессовая программа.

Сегодня рынок услуг представлен многочисленными организациями, которые занимаются составлением и проведением антистрессовых программ. Например, организация «EVA event agency» в Санкт-Петербурге разрабатывает авторские программы совместно с HR-отделом по борьбе со стрессом, сочетающие в себе «элементы праздника, тренинга и командообразования («три в одном») [12]».

От правильного планирования будет зависеть вся эффективность использованных мероприятий.

Антистрессовая программа представляет собой ряд целенаправленных мероприятий, ориентированных на определенную целевую группу см. таблицу 1.

Мероприятия, ориентированные на определенную целевую группу

Персонал организации в целом

Коучинг руководителя, тренинги по управлению стрессом, тренинги по тайм менеджменту

Командообразование, тренинги по управлению стрессом, работа с психологом, неформальные беседы коллективом, коммуникативные тренинги

Корпоративные мероприятия (день здоровья, новый год, день рождения и т.д), групповые занятия фитнесом, конкурсы и соревнования

К организации антистрессовых мероприятий необходимо подходить основательно, используя три направления работы и прорабатывая каждое в отдельности. Стоит отметить, что у каждой целевой группы есть как общие, так и специфические антистрессовые процедуры.

Когда подчиненный знает четко цели и миссию организации, тогда он осознает, какова цель его работы. Необходимо дать понять сотруднику, что борьба со стрессом нужна не только организации, а прежде всего ему самому. Для этого можно использовать неформальные беседы коллективом, где каждый осознает наличие проблем и без сопротивления будет идти на их решение.

По мнению М. Г. Подпригоровой, высокий уровень мотивации работников «обеспечивается за счет постановки конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных [11]».

Мероприятия по управлению стрессом необходимо включать «в идеологию компании в форме тезисов и принципов [8]», которыми руководствуется персонал в своей работе. Например, «Нет поражений, есть только обратная связь» или «Из каждой сложной ситуации есть как минимум три выхода» [8]. При этом если каждый сотрудник в своих действиях будет следовать таким убеждениям, повысится потенциал и стрессоустойчивость компании в целом.

Завершающий этап цикла, который необходим для оценки эффективности использованных мероприятий, посредством сопоставления результатов в начале и после прохождения всех мероприятий. Для измерения необходимых показателей и наименьшей погрешности при сравнении используются методики диагностики стресса из этапа планирования.

Данную систему необходимо использовать систематически, потому что разовое использование избавит от проблем лишь на короткое время.

Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что стресс-менеджмент в профессиональной деятельности представляет собой процесс, совокупность последовательных действий, в котором выделяется два уровня: управление стрессом на уровне организации и управление стрессом на уровне отдельной личности. Управление стрессом помогает сдерживать его на нужном уровне, не давая ему превратиться в дистресс, и использовать его на благо всей организации, превращая его в эустресс.

В свою очередь, стресс-менеджмент представляет собой набор базовых функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждый этап должен быть обеспечен необходимым инструментарием, который будет соответствовать целям и задачам организации.

Читайте также:  Какие железы внутренней секреции участвуют в развитии реакций на стресс

1. Аминов, В. Каждому — свой тренинг. Тренинг — это игра // Управление персоналом. — 2010. — № 8. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?2398 (дата обращения 02.12.2014).

2. Белова, О. Стресс-менеджмент // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2009. — № 2. Система ГАРАНТ. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/5693324/#ixzz3JnaoGtg3 (дата обращения 26.11.2014).

3. Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

5. Диагностика стресса // Первый психологический портал Пятигорска. — электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://5psy.ru/samopoznanie/diagnostika-stressa.html (дата обращения: 26.11.2014).

6. Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2014. — 111 с.

7. Кинан, К. Управление стрессом. — М.: Эскмо, 2006. — 80 с.

8. Короткова, О. Выравнивание микроклимата в коллективе // Услуги и цены. — 2005. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mikbit.ru/articles.php? >

9. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Управление персоналом. Серия Психология, 2000. — № 3 — С. 30–32

10. Мель, М., Альпина, М. Как усилить свою силу? — М.: Бизнес Букс, 2008. — 298 с.

11. Подпригорова, М. Г. Организационное поведение Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 261 с. [электронный ресурс]. — URL: http://www.aup.ru/books/m17/3_4.htm (дата обращения 02.12.2014).

12. Сайт Агентство событий ЕВА. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eva-spb.ru/ex/. (дата обращения: 23.11.2014).

13. Устюгова, В.С., Эльмурзаева, Р. А. Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 1(17) — С. 74–77.

источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

Профессиональный стресс

Учебно-методическое пособие

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Профессиональный стресс: Учебно-методическое пособие. –

Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 67 с.

Курс «Профессиональный стресс» изучает причины, факторы и динамику развития профессионального стресса, методы и способы предупреж­дения его развития.

В учебно-методическом пособии раскрывается содержание курса, приводятся темы семинарских занятий, материалы к практическим занятиям, список литературы по курсу и перечень вопросов к зачету.

Пособие предназначено для студентов педуниверситета, обучающихся по направлению «Психология», а также может быть использо­вано преподавателями, аспирантами и студентами непсихологических факультетов, занимающимися вопросами профессионального стресса.

Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии НГПУ Л.Б. Морозова

Рецензент: канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ННГУ А.Н. Фоминова

Ответственный за выпуск: д-р психол. наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии НГПУ С.А. Гапонова

Общие положения

Проблема профессионального стресса в последнее время стала одной из важнейших в организационной психологии. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). В медицинской науке термин «стресс» был впервые введен в 1926 году канадским биологом и врачом Гансом Селье (1907-1982).

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.

Всемирная организация здра­воохранения профессио­нальный стресс называет «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира, и принял размеры «глобальной эпидемии».

Международная организация труда оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также за­траты на профессиональное усовершенствование.

Изучение профессионального стресса связано с именами С. Ауэрбаха, К. Вильямса, Л.Д. Гиссена, С. Гремлинга, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, В.А. Бодрова, В.А. Винокура, Н.В. Самоукиной, Ю.В. Щербатых и др.

Исследования, проводившиеся в Европе, Европейской орга­низацией улучшения условий жизни и работы, показали, что каждый четвертый работник испытывает стресс на работе, каждый пятыйиспытывает утомление, а каждый восьмойстрадает головными болями. Более того, британские врачи и медсестры убеждены в том, что стресс возрастает из года в год, и в 20% слу­чаев провоцирует суицид. Кроме этого, стресс на работе может привести к синдрому профессионального выгорания (Дж. Гринберг, 2000).

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Впервые термин burnout (англ.) – «сгорание» «выгорание», «затухание горения» был введен американским психиатром Х. Фреденбергером в 1974 г. В настоящее время синдром выгорания широко исследуют в зарубежной и отечественной психологии (К. Маслач, С. Джексон, Р.Т. Голембиевский, Р.Ф.Мунзенридер, В.А. Бодров, Н.Н. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.)

Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, поэтому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры.

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующеетак и отрицательноевлияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

Аустресс – это активизирующий стресс, мобилизующий, улучшающий протекание психологических и физиологических функций.

Дистресс(от англ. distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – истощение и дезорганизация организма в результате длительного воздействия стрессогенных факторов.

Целью учебного курса «Профессиональный стресс» является теоретическая и практическая подготовка студентов в объеме необходимом для начала самостоятельной работы с использованием основ профессионального стресса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующиезадачи:

1) изучить причины способствующие возникновению стресса;

2) изучить методы оценки и измерения различных проявлений профессионального стресса;

3) сформировать практический навык стресс-менеджмента.

Основным принципом отбора содержания учебного материала является принцип практико-ориентированности. Суть его заключается в том, что отбирается содержание, направленное на решение практических психолого-педагогических задач.

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 458 | Нарушение авторских прав

источник

Очевидно, что в сегодняшнем мире многие нуждаются в управлении стрессами (табл. 8.3). Для решения этой проблемы нет единственно верного средства, напротив, их великое множество, и каждый применим к разным людям. Сводя воедино данные исследований, проведенных в рамках различных подходов, можно выделить следующие ключевые элементы борьбы со стрессом:

1. Поддержание здорового и гармоничного образа жизни является не менее эффективным профилактическим средством против стрессовых состояний, нежели лечебные процедуры. Сбалансированная диета, хороший сон, отдых от работы, регулярные занятия физическими упражнениями – все это помогает удерживать стресс на приемлемом уровне.

2. Участие в программах физических упражнений (3–4 получасовых занятия в неделю), которые способствуют снижению внезапных гормональных нагрузок (являющихся результатом стрессовых реакций) и увеличению содержания в крови эндорфинов, помогающих снизить тревогу и обеспокоенность и восстановить здоровый сон.

3. Установление баланса между домом и работой: избежание чрезмерных рабочих нагрузок, интенсивной домашней работы, деловых командировок.

4. Сохранение оптимистического взгляда на жизнь (умение превращать негативный стресс в позитивный).

5. Самоуправление: расстановка приоритетов, сохранение уверенности в себе, использование времени наилучшим образом.

6. Эффективное решение проблем, особенно ведущих к стрессовым состояниям.

7. Реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих: большая часть стрессов, вызванных внутренними причинами, происходит от чрезмерных личных запросов.

8. Обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях.

9. Управление эффективностью труда помогает сохранять давление на допустимых уровнях восприятия, а в случае необходимости способствует получению помощи от окружающих.

10. Адекватное управление изменениями создает зоны стабильности в их динамике, способствуя позитивному восприятию инноваций.

11. Мониторинг стресса по уровню напряжения, по признакам стрессового состояния; мониторинг причин, запускающих цепную реакцию стресса.

12. Использование посторонней помощи, когда она необходима.

Управленческие стратегии, направленные на устранение стресса[9]

Приведем предлагаемую В. М. Шепелем «формулу выживаемости» руководителя, которая вполне подходит и для любого интенсивно работающего человека:

где В рек – время рекреации, то есть восстановления мышечного тонуса, физической активности; В рел – время релаксации, то есть снятия нервного напряжения, восстановления психического равновесия; В кат – время переживания катарсиса, духовного очищения, переосмысления ценности и значимости жизненных событий, нравственного возвышения над жизненными проблемами.

Формула означает, что для обеспечения работоспособности в течение длительного времени руководитель или любой другой интенсивно работающий человек должен на каждые 6 часов труда отводить как минимум 1 час для физических упражнений, психологической разгрузки и духовного очищения 4 .

Круг, показанный на рис. 8.2, представляет основные виды активности, характерные для большинства людей. Каждый сегмент фигуры представляет собой важный жизненный аспект, развитие которого необходимо для поддержания или достижения устойчивости. Наиболее устойчивыми являются те индивиды, которым удалось достичь состояния жизненного равновесия, что возможно только в случае их активного участия во всех представленных на диаграмме видах деятельности. Несбалансированность является таким же показателем внутренней неустойчивости, как и отсутствие тех или иных сегментов. Слишком сильный акцент на одной или двух сферах приведет скорее не к ослаблению, а к усилению стресса.

Рис. 8.2. Баланс видов жизненной деятельности

Генри Форду приписывают следующее изречение: «Упражнения – вещь совершенно ненужная. Если вы здоровы, они вам не нужны. А если вы больны, они вам уже не помогут». К счастью, американский бизнес не внял совету Форда. Тысячи крупных корпораций проводят специальные мероприятия, направленные на поддержание работников в должной форме, – фитнес. Неудивительно, что люди с хорошим здоровьем не так подвержены стрессам, как их сограждане с ослабленным здоровьем, и потому особый акцент делается именно на физическом состоянии.

Читайте также:  Какие заболевания вызывает сильный стресс

Развитая система поддержания здоровья преследует три основные цели: поддержание оптимального веса, улучшение психологического состояния, улучшение работы сердечно-сосудистой системы.

Как видим, точки зрения на факторы, вызывающие стресс, и факторы, способствующие его снижению, многочисленны. Каждый индивид подбирает те приемы и методы, которые ему кажутся наиболее убедительными и подходящими, при этом не следует забывать о привыкании, которое снижает интерес к принимаемым мерам, так что приходится их обновлять.

источник

Секретные материалы бизнес-тренеров: магазин готовых тренингов, вебинары, мануалы, обучение для бизнес-тренеров

Скачать программу и провести свой тренинг.

Даже если Вы: никогда не проводили тренингов, не знаете ничего про ролевые игры, кейсы или оценку тренинга и имеете не больше двух дней на подготовку!

Теперь последние исследования в области психологических и физиологических аспектов стресса – доступны и Вам!

Сценарий тренинга по управлению стрессом, содержащий полный набор упражнений, кейсов и инструкций для тренера – поможет Вам провести тренинг по управлению стрессом на следующий день после покупки!

1. Сэкономить 50-100 часов рабочего времени на подготовке тренинга

2. Быстро выйти на тренинговый рынок с профессиональной программой, провести тренинг, наполненный упражнениями, разминками и активностями, которые «на ура» воспринимаются аудиторией.

3. Использовать готовые материалы с продуманным содержанием и дизайном, получить прописанные инструкции к упражнениям, красивые раздаточные материалы, цепляющие внимание слайды.

4. Получить комплименты от Ваших участников, отличные результаты обучения и благодарность заказчика.

Экономические потери организаций от стресса, по американским данным, составляют 300 млрд. долларов ежегодно.

И это неудивительно, ведь болезни и плохое самочувствие – часто бывают результатом неразрешенных – или накопившихся – стрессовых ситуаций.

Сотрудники проводят много времени на больничном? – Возможно, причиной является неумение справляться со стрессовыми ситуациями.

1. Это экономит время, потраченное на болезни и плохое самочувствие, увеличивает продуктивность сотрудников.

2. Это помогает улучшить взаимоотношения – а значит, легче решать все остальные проблемы.

3. Это улучшает качество обслуживания клиентов – настраивая персонал на позитив и подготовив к стрессам, неизбежно возникающим в работе клиентских отделов.

4. В конце концов – это просто улучшает атмосферу в коллективе, делая совместную работу приятнее.

Стрессов не избежать, но можно избежать их деструктивных последствий — плохого самочувствия, выгорания, хронической усталости.

Проводя тренинг по работе со стрессом – Вы даже поможете его участникам жить дольше – ведь, согласно последним исследованиям, стрессовые ситуации быстрее старят нас, укорачивая теломеры – отрезки в ДНК, отвечающие за будущую продолжительность жизни.

1. Внутренние тренинг-менеджеры – если они хотели бы провести в своей компании тренинг по управлению стрессами.

2. Руководители, которые хотели бы научить своих подчиненных лучше справляться с конфликтами и выходить из конфликтных ситуаций.

3. Менеджеры клиентских отделов – и тем, кто обучает людей коммуникации с клиентами – и чувствует, как важна в их работе способность справляться со стрессом.

4. Тренеры и сотрудники психологических центров, которые хотели бы предложить своим Клиентам эту программу.

5. Бизнес-тренераы, которые хотели бы сэкономить время на подготовке программы, получить гарантированно качественный продукт и предлагать своим Клиентам востребованную услугу.

1. Методическое пособие для тренера – дословно и поминутно прописанный сценарий тренинга, который Вы можете «взять и проводить».

2. Раздаточный материал – рабочую тетрадь для участников тренинга по управлению стрессом

3. Подробную презентацию в Powerpoint — продуманные слайды для показа во время тренинга

4. Консультации и ответы на вопросы по проведению тренинга

5. Коммерческое предложение – описание тренинга для потенциального внутреннего или внешнего заказчика

6. Приложения к методическому пособию – схемы, концепции, упражнения.

7. Список рекомендованной литературы по теме стресс-менеджмента.

8. По договоренности – супервизию в проведении тренинга.

Вы получите полный комплект материалов, необходимый для того, чтобы вести тренинг. Вы можете изучить сценарий непосредственно перед тренингом – и провести все тренинговые модули, разминки и упражнения, используя наши детальные инструкции. Изучение дополнительных материалов по стресс-менеджменту для проведения тренинга не требуется!

* Все материалы предоставляются в стандартных форматах Word и PowerPoint – Вы можете редактировать их, при необходимости – адаптировать тренинг под своих заказчиков, заменять любые элементы – т. е. использовать материалы так, как считаете нужным.

1. Вы получаете программу тренинга, который был многократно опробован в разных компаниях с положительными результатами.

2. Вы экономите свое время – на подготовку программы тренинга обычно уходит от 100 рабочих часов

3. Вы можете проводить тренинг буквально через день после покупки.

4. Вы можете проводить приобретенный однажды тренинг любое число раз.

5. Вы можете серьезно сэкономить на внешнем обучении.

6. У Вас нет необходимости изучать дополнительную литературу и штудировать многочисленные книги по технологиям обучения взрослых людей и методологии проведения тренинга.

1. Руководителей и менеджеров – заинтересованных в том, чтобы эффективно справляться со стрессами в работе и использовать принципы стресс-менеджмента в управлении людьми.

2. Всех сотрудников, занимающихся обслуживанием клиентов – т. к. их от умения справляться со стрессом зависит качество обслуживания.

3. Всех, кто хотел бы повысить свою личную эффективность, не теряя время на переживания в стрессовых ситуациях.

* Одна из «фишек» программы – ориентация не только на работу в ситуации стресса – но и на предотвращение таких ситуаций, на работу с причинами, такими как коммуникативные проблемы, перегруженность и т. п. Мы считаем, что работать со стрессом, когда он уже возник – поздно. Безусловно, полезно менять свое отношение к ситуации или работать со внутренним состоянием, но на самом деле со стрессом необходимо работать заранее, предотвращая возможные стрессовые ситуации – или будучи к ним полностью готовыми и встречая их во всеоружии.

1. Идентифицировать стрессовые состояния, видеть потенциально опасные с точки зрения стресса ситуации – желательно до того, как они возникнут. Проводить экспресс-диагностику ситуации и самих себя.

2. Предотвращать развитие стресса в деструктивное состояние, выполнять технику безопасности, связанную с работой в стрессе.

3. Управлять собственным внутренним состоянием – использовать техники саморегуляции, концентрации, расслабления, внутренней самонастройки – в те моменты, когда это становится необходимым.

4. Исключать потенциально стрессовые ситуации – быть готовыми к различным поворотам в коммуникациях, уметь работать в ситуации перегрузки, т. е. работать с причиной, а не следствием стрессовых ситуаций.

* Тренинг включает в себя упражнения и активности, позволяющие участникам отработать все получаемые техники, попробовать на себе, получить обратную связь – соотношение теории и практики примерно один к четырем.

— Почему возникают стрессовые ситуации?

— Что в этот момент происходит с организмом?

— Какие причины приводят к стрессам?

— Что происходит, если стрессом не управлять?

— Как отследить развитие стрессовой ситуации?

— Эмоциональные, интеллектуальные и физические симптомы дистресса – как вовремя заметить? Что с ними делать?

— Как узнать о существовании излишнего адреналина в Вашей жизни?

— Как измерить стрессоустойчивость?

* Участники вашего тренинга узнают все самое необходимое о симптомах и развитии стресса, смоделируют развитие стрессовой ситуации в специальном упражнении (в игре это не страшно, и даже весело), узнают и попробуют на себе все последние методики диагностики стрессовых состояний…

— Аутотренинг, прогрессивная релаксация, самогипноз – техники снятия стрессового состояния.

— Круги силы, якоря – техники доступа к внутренним ресурсам.

— Многократное ресурсирование – техника создания мощного позитивного состояния.

— Буквальный рефрейминг, покатиться со смеху, эмоциональное выдувание – техники изменения отношения к ситуации.

— Изменение отношения как самый трудный способ борьбы со стрессом.

— Техники когнитивной терапии – работа с состоянием через снятие черных очков.

— Максимализм, скачущие умозаключения, и другие искажения восприятия, являющиеся причиной стрессов

— Как действительно посмотреть на ситуацию новыми глазами?

— Коммуникация как причина стресса. Критика, отказы, конфликты и др.

— Техники антистрессовой коммуникации

— Психологическое айкидо, техника заезженной пластинки, игра в туман и другие способы уйти от стресса

— Противостояние манипуляциям и агрессии в общении.

— Стресс-менеджмент и время. Перегрузки и что с ними делать.

— Скорая тайм-менеджерская помощь для тех, кому нужно делать все и сразу.

— Как понять, стоит ли менять ситуацию или лучше ее принять.

«Боже, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай смелость изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого» – гласит одна из молитв. Вот именно этому Вы и сможете научить тех, кто придет на Ваш тренинг.

8 академических часов, т. е. 1 день

10-00 – 11-30 первый блок
11-30 – 11-40 перерыв
11-40 – 13-40 второй блок
13-40 – 14-40 обед
14-40 – 16-20 третий блок
16-20 – 16-30 перерыв
16-30 – 17-50 четвёртый блок
17-50 – 18-00 завершение тренинга, ответы на вопросы

Подумайте о том, сколько стоит проведение тренинга внешней тренинговой компанией — или Ваши несколько рабочих недель, необходимые на разработку программы.

Очень подробно. Описание занятий в методическом пособии для тренера идентично описанию упражнений для тренинга на этом сайте. Дополнительных знаний для «разбавления» этого тренинга не требуется.

Я хотела бы сказать, что с помощью моего пособия тренинг проведет даже четырехлетний ребенок. Вместе с тем, разумеется, я придерживаюсь той точки зрения, что имеет смысл обучать людей тому, что умеешь делать сам.

Я предлагаю воспользоваться моей методикой успешным руководителям, предпринимателям, психологам-по-жизни, тем, кто чувствует в себе потенциал к проведению тренингов.

Для того чтобы вести тренинги по готовой методике Вам нет необходимости обладать тренерскими навыками, поскольку все упражнения прописаны, тренинг расписан поминутно, и Вам достаточно прочитать и воспроизвести на своем занятии готовый сценарий.

Безусловно, настоящее тренерское мастерство требует многих лет практики. Однако, применив готовый тренинг – Вы сможете начать и получить первые результаты, которые помогут Вам «зажечь» и поддержать Вашу мотивацию. Вы сможете увидеть благодарные глаза своих участников, получить первые позитивные отзывы, возможно, заработать первые деньги на бизнес-тренингах – и именно это даст Вам сил двигаться дальше.

Сразу после получения оплаты – Вам будут отправлены все ссылки на Ваши материалы!

Вы можете получить банковские реквизиты, номера кошельков или счет на юридическое лицо воспользовавшись контактной формой.

источник

источник