Меню Рубрики

Мое мнение о школьном стрессе


новогодние поделки
елка своими руками
новогодние снежинки
цветы из бумаги
логопедические занятия
букварь онлайн
развивающие игры
опыты для детей
подготовка к школе
поделки из пластилина
карточки к букварю

подготовка к школе
адаптация к школе
проблемы в учебе
проблемы в общении
советы психолога

Диагностика
развития

— Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая — даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.

К Рождеству почти весь класс умел читать. Нас осталось только двое — тех, кто не научился читать. Мама дулась на меня и говорила, что ее постигло разочарование. Я же оттого, что не могла читать, считала себя никчемной. Как только доходило до чтения вслух краска бросалась мне в лицо, меня всю обдавало жаром, и я принималась что-то лепетать.

Ужасно, когда вам день-деньской толдычат, что читать умеют все, — невелика премудрость, всего-то и надо капельку воли. Они, казалось, полагали, будто я тут же начну читать. Мне твердили, что во мне нет ни на йоту смелости, что я недостаточно занимаюсь, что я, видно, и впрямь идиотка. Школа стала для меня сущим наказанием. Я не отваживалась и словом с кем-нибудь перекинуться, а на переменах из страха перед насмешками забивалась в угол. Вечерами тоже приходилось тяжко: мама ведь нервничала из-за моего домашнего задания. Она надавала мне много оплеух, тогда как раньше никогда не била меня. Но хуже мне было тогда, когда я увидела ее плачущей. Тут я не выдержала, бросила учебники, и мне захотелось исчезнуть. Я даже подумала, что без меня она будет счастливей. Ненавижу школу, ненавижу себя за то, что копчу белый свет. Почему я такая бездарь, доктор?

Рассказ Александры продемонстрировал, откуда может взяться у ребенка ненависть к школьной системе. И быть может, если ничего не изменится, эта девочка раньше или позже откажется от своей «должности» ученицы.

В своем исследовании об утомлении от должности некоторые ученые установили у взрослых пять этапов, приводящих к этому связанному со стрессом феномену. Они могут быть рассмотрены и в отношении учащихся:

1. «Медовый месяц»: сначала дети проявляют к школе любопытство и интерес. В возможности овладения письменным языком они усматривают обретение самостоятельности и способности понять окружение, которое живо интересует их.

2. Остановка из-за отсутствия «горючего»: это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат психической энергии. Чрезмерное и недостаточное стимулирование, давление с целью получения результата, проблемы в школе вызывают у некоторых такой стресс, что у них нет больше ни физических ни душевных сил, чтобы противостоять этому.

3. Симптомы хронические: во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Телесные слабости декомпенсируются: так, у астматика усиливаются приступы; дерматологические заболевания обостряются; малейший вирус, едва коснувшись тела, находит надежное пристанище в пребывающем в состоянии стресса организме, иммунная система которого ослаблена. Расстройства сна приобретают чуть ли не систематический характер: тяжелое засыпание, многократное пробуждение, связанные со школой кошмары, накопленная за день усталость и даже дремота в классе.

4. Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу. У них весьма зрелищные приступы гнева или ужаса. И сила их ни в коей мере не соответствует вызвавшим их обстоятельствам. Нередко можно услышать совершенно уничижительную самооценку: «Я пустое место; я никуда не гожусь; никто не любит меня; я хочу покончить с собой. «

5. Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: «Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее. «. В начальной школе ребенку редко удается отделаться от занятий, однако в ход идет любой, оправдывающий отсутствие предлог: более или менее настоящие болезни, разного рода выдумки, не записанное на дом задание, противоречащее школьному уставу поведение (галдеж, прогуливание уроков) в надежде, что за этим последует исключение из школы. В ответ на подобное поведение усиливается, так же как и стресс, давление. И отнюдь не редкость, что, дойдя до средней школы, ребенок, если ничего не предпринять, покидает учебное заведение.

Не волнуйтесь: не все дети, находящиеся в состоянии стресса, поступают столь кардинально. Большинство успешно борются со стрессом и давлением в школе. Вам следует также знать, что не только стресс как таковой, но также форма, в какой он проявляется, и последующая на него реакция определяют, выдержит или нет подросток измор школой.

Рассказ Александры также показывает, как ребенок, до того времени вполне ладивший с собой и ценивший себя, мало-помалу теряет веру в собственные силы. Трудности, возникшие при обучении чтению, и отношение матери, видевшей в дочке лишь плохую ученицу, заставили ее резко изменить мнение о себе. Утратив уверенность и чувствуя себя не в силах наладить отношения с окружающими или поправить дела в школе, она развила в себе то, что Селигман описывает термином «осознанное бессилие». Обычно мы преисполняемся бессилием, когда теряем власть над происходящим.

Осознанное бессилие — это стресс, вызванный нашей неспособностью ответить на стресс. Дети утрачивают веру в себя, когда сталкиваются с заданием, слишком трудным для их уровня развития. Все время терпя неудачи и обманывая надежды родителей, они кончают тем, что считают себя бездарями. Ребята не желают ни за что больше браться, поскольку «осознали»: к учению у них нет способностей.

Опыт, многократно повторенный в одной из фармацевтических лабораторий, прекрасно продемонстрировал механизмы осознанного бессилия. Представьте себе клетку, со всех сторон обнесенную решеткой, разделенную на две части еще одной решеткой, перпендикулярной полу, в котором есть лаз. В левый угол клетки вводят собаку и сразу же по той части пола пускают ток (неприятно, но не больно). Собака реагирует, ищет выход, находит проход между двумя углами и перебирается на правую сторону. Чем больше повторяли эксперимент, тем быстрее собака оказывалась на правой стороне.

На второй стадии опыта ток пустили по всей клетке. Сначала собака рефлекторно бросается направо, но вскоре ею овладевает беспомощность: куда бы она ни бросилась, везде ее преследует страшное чувство. Она начинает метаться во все стороны, отчаянно пытаясь таким образом избежать стресса, порожденного электрическим разрядом. Затем ее усилия ослабевают. Наконец она сворачивается калачиком в углу клетки и ждет, что будет дальше. Дух ее сломлен. Собака отказывается от еды, не спит и пребывает в таком состоянии даже тогда, когда клетка не под током. Она «осознала», что в данной ситуации бессильна и оставила всякое помышление, что сумеет выпутаться. (Доводим до сведения: этот эксперимент был очень важен для исследователей. Он преследовал одну-единственную цель: проверить силу действия некоторых транквилизаторов. Действительно, было установлено: как только собаке давали препарат, к ней возвращались ее адаптивные способности, и она вновь начинала искать выход из стрессовой ситуации.)

Дети, терпящие на учебном фронте поражение за поражением, находятся не в лучшем положении, чем подопытная собака. Что бы они ни делали, отметки у них плохие, учительница отпускает в их адрес «шпильки», другие учащиеся издеваются, родители гневаются на них и при виде их разочарованно отворачиваются. День-деньской их гнетет мысль, что они бездари, а вечером выполнение уроков превращается в настоящую трагедию.

Родители, уязвленные в своем самолюбии плохой успеваемостью собственного чада, не в силах сдержать себя, говорят слова, о которых потом сожалеют: «Ты плюешь на меня», «Ты дурак», «Ты это нарочно», «Ты лентяй», «Ты палец о палец не ударишь, в жизни тебе удачи не видать. «. Я привожу здесь самые мягкие высказывания.

Родительское внимание целиком поглощено «тупицей». Все выходные и отпуск родители стараются заставить его заниматься и потому отправляются на работу издерганными. Братья и сестры чувствуют себя без вины виноватыми — ведь подавленность родителей портит всем настроение, и они выказывают не виданную ранее непокорность. Некоторые из них начинают впадать в стрессовое состояние.

Они полагают, будто знают рецепт, как не попасть в разряд «тупиц». По их мнению, надо всегда и во всем быть первыми. Они налегают на занятия, получают только «отлично», однако спустя несколько лет все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил. Из страха утратить родительское уважение они занимаются сверх своих возможностей.

Наконец и на родительской чете тоже сказывается весь этот школьный кошмар. Не редкость, когда супружеская пара винит друг друга: «Тебя никогда нет, у тебя ни на грош авторитета, ты позволяешь ему делать все, что ему вздумается; ты его избаловала, ты с ним слишком нянчилась». Тут преподаватели — им бы унять родительскую тревогу — невольно подливают масла в огонь: «У вашего ребенка с психикой все в порядке? Вы между собой ладите? Вы ходили к психологу. «

Другие факторы утомления от школы

Не всякий ребенок способен долго заниматься. Нет ни малейшего основания видеть в том доказательство умственного или психического отклонения или леность. Почему бы тогда и тех, кто страстно увлекается ремеслом краснодеревщика, сельским хозяйством или парикмахерским делом, тоже не причислить к не вполне нормальным людям? Эти дети, поставленные в такие условия обучения, когда предпочтение отдается интеллекту, а не физическому труду, чувствуют себя недооцененными. Они получают отличные отметки, но по тем предметам, где больше приходится работать руками, т. е. на уроках рисования, труда или занятий по овладению техникой. Кроме того, родители говорят, что по окончании занятий их чада сияют счастьем.

Заставьте взрослого заниматься тем, к чему он не был в достаточной мере подготовлен, — и вот вам еще один фактор стресса: сознание собственной некомпетентности не позволяет ему противостоять гнету последствий. Также и учащийся: принудьте его заниматься тем, к чему у него нет способностей или желания, — и он обречен на пребывание в состоянии постоянного стресса.

Чрезмерную подготовленность тоже можно рассматривать как фактор стресса у взрослых. При нынешней безработице многие молодые дипломированные специалисты вынуждены браться за такую работу, где их знания по большей части пропадают втуне. Полученное ими образование никем не признано и не востребовано, и потому некоторые, потеряв терпение, чувствуют себя ущемленными. То же встречается и у детей, особенно у сверходаренных, возможности которых используют не в полную силу. У последних быстрота восприятия и интеллектуальный уровень выше среднего. Они быстрее и легче других усваивают материал.

Уже в начальной школе такие дети учатся жадно и полны больших надежд. Они алчут знаний, но также и признания своих способностей. Вся сложность в том, что они во всем опережают своих одноклассников. Когда остальные еще корпят над заданным упражнением, они уже давно его сделали. Когда учитель задает вопрос, они всегда первыми тянут руку. Преподаватель, обязанный относиться ко всем ученикам одинаково, не может уделить им столько внимания, сколько им необходимо. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Им кажется, будто их не ценят по достоинству, а ведь они лучше всех в классе, и они впадают в состояние стресса, поскольку им без конца приходится держать себя в узде.

Зачастую завидующие им одноклассники плохо ладят с ними. Хотя сверходаренные дети и опережают своих сверстников в учебе, эмоциональное развитие что у тех, что у других, одинаково. Для них оценки так же важны, как и вхождение в коллектив. Сверходаренный ребенок способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою среду, и у него, как у всех вокруг, появились бы друзья. От их дара им мало проку (и гораздо больше неприятностей), и это заставляет их отказаться от него.

Вот что мне рассказал восьмилетний Стефан:

«Я с первых дней успевал в школе. Я всегда был первым! Но затем мне это надоело. Я быстрее всех делал задания, и учительница просила, чтобы я спокойно ждал, пока остальные справятся с ними. Когда, наконец, наступала пора проверки, она не спрашивала меня. Учительница говорила: ей известно, что ответ я получил верный и что я не один в классе.

Одноклассники думали, что я быстро управляюсь с заданием для того, чтобы выставить их дураками, поэтому они никогда не хотели играть со мной на перемене.

Родителям не было никакого дела до моей успеваемости. Они уделяли внимание только младшему брату, поскольку у того не все ладилось. Они мне говорили: я должен понять, что у них нет на меня времени, я и без них справлюсь. Они потворствовали всем его капризам, тогда как меня то и дело наказывали, поскольку оказывалось, что я в отличие от него смышленый.

Мне надоело ходить в «умниках», захотелось стать таким же, как все. Тогда я решил запустить занятия. Пускай у меня будут скверные отметки! В классе я просто валял дурака. Одноклассники смеялись и находили, что я клевый парень. Они перестали обзывать меня воображалой и любимчиком учительницы. Мои родители потеряли голову. Вот почему они привели меня к вам.

Сейчас я учусь из рук вон плохо — плевать, ведь теперь все только тем и заняты, что кудахчут надо мной. Больше всего я боюсь ходить в школу и в одиночестве подыхать дома с тоски».

Хотя я стремлюсь доказать существование детского стресса, не следует забывать, что и родители не в меньшей степени подвержены ему — ежедневному стрессу. Благодаря оному вы постоянно одолеваемы затруднениями, нетерпением, усталостью и не в силах больше работать. Я не знаю, остались ли еще на свете занятия, где царит тишь, и гладь, да божья благодать. Будь то мой кабинет или газетная страница, мне только и слышно, что о предписанных требованиях, давлении, соревновании, соперничестве между коллегами, о домогательствах патрона, о неблагодарности. На предприятиях от работников требуют уже не результативности, а того, чтобы они были лучшими (то, чего, в свой черед, родители требуют от детей). Так свирепствует стресс, и на сегодняшний день он является одной из главных причин невыхода на работу.

Увы, после работы стресс не улетучивается словно по мановению волшебной палочки. В итоге родители возвращаются вечером домой крайне усталые и в состоянии стресса. Этот бич не делает различий между женщинами и мужчинами, даже если и кажется, что женщины находятся в более тяжелом положении. Ради получения работы и пристойного жалованья они зачастую должны работать лучше мужчин. Когда же кроме этого им в одиночку приходится воспитывать одного или нескольких детей, нетрудно догадаться, под каким постоянным давлением они живут.

Представьте себе на мгновение возвращение родителей домой с работы. У них выдался нелегкий день (встречи, совещания, обсуждения. ), пришлось простоять в нескольких пробках или прождать опаздывающий общественный транспорт, проторчать в очереди в универсаме. Когда же они наконец являются домой, то надеются, что дети с полуслова поймут, как они устали, и подсластят им конец изнуряющего дня.

Однако чада, усевшись перед телевизором, вперились в экран. Поскольку и у детей тоже был утомительный день, они, чтобы расслабиться, смотрят телесериал или весело нажимают на кнопки дистанционного пульта управления игровой приставки. Во всяком случае, у себя в кабинете я только и слышу: «Моя мама вечно хочет, чтобы я принял душ посреди фильма», «Отец отбирает у меня пульт. Мне никогда не удается добраться до высшего уровня!»

В свою очередь, едва переступив порог дома, родители, засыпают детей вопросами, приводящими их в раздражение: «Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?»

Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок, на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.

Большинство родителей отдают себе полный отчет в недопустимости происходящего, но их стрессовое состояние таково, что они в очередной раз наступают на одни и те же грабли. К тому же некоторые родители видят в переживаемых детьми трудностях собственную неудачу.

Мне часто приходится выслушивать следующее: «У меня трудная работа, но там я держу себя в руках. Знаю, что глупо ополчаться на детей из-за домашнего задания, но не в моих силах сдержать себя, ибо я чрезмерно устаю. Я делаю все, чтобы они были счастливы, чтобы у них были все условия. Взамен они могли хотя бы постараться хорошо учиться!»

Следует знать, что стресс влечет за собой стресс. Нет ничего более заразительного, особенно в отношениях между родителями и детьми. Последним нет даже необходимости, чтобы родители говорили им об этом, — они чувствуют напряжение даже тогда, когда от них пытаются его скрыть. Как можно оставаться спокойным, зная, что при первом же затруднении их ждет взрыв гнева?

А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие: примите ванну, послушайте музыку — впрочем, выбор самого действенного способа за вами: если понадобится, то постучите по подвесной груше, на которую вы наклеили фото вашего патрона!

Ужин? С раннего возраста приучите детей к тому, что в его приготовлении могут участвовать все. Очищая овощи или взбалтывая томатный сок, можно и даже приятно вспомнить все хорошее, что случилось за день, или даже что-нибудь менее веселое (вам никто не запрещает рассказать детям, как прошел у вас день и почему он выдался таким изматывающим).

Затем вы в более спокойном состоянии духа приступаете к проверке уроков. Чем меньше напряжены нервы, тем, следовательно, будет больше производительность и, стало быть, проверка домашнего задания пройдет более споро. И притом в веселой, спокойной обстановке не так уж легко будет рассердиться. Быть может, ляжете спать чуть позднее обычного, но заснете быстро и будете спать, как младенец. Пускай ребенок отправится в постель чуть позже, но довольный собой. Это предпочтительнее, чем рано отослать его в спальню, огорченного и встревоженного вашими попреками.

Окажите доверие вашим детям

Когда ваш ребенок получил хорошую отметку, попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, — пусть он не думает, что эта оценка — дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал ее, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определенной стратегии.

Если же он потерпел неудачу, то не выясняйте ее причин, иначе ваш разговор может свестись к упрекам: «ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил. «. Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, примененных им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте (пожалуйста, как можно объективнее), что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.

Обращайте внимание на малейший его успех. Восемнадцать ошибок в диктанте, конечно же, много, но ведь их не двадцать, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть — иначе зачем ему стараться дальше?

Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Тому, кто выступает в роли экзаменатора письменных работ, следует самому знать правила орфографии! Когда дело дойдет до счета, сыграйте, например, в «Монополию», и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: все то, чему его учат в школе, не одно занудство, а может пригодиться, и проведет вместе с родителями счастливые мгновения.

Наконец, не превращайте его школьное обучение в личное дело. Трудности в школе — вовсе не доказательство вашей некомпетентности.

В семье из-за чрезмерной занятости не всегда хватает времени. Тут-то и появляются жалобы. В такие моменты необходимо помнить, сколь важна возможность выговориться. Излив свои сетования по поводу больших и малых проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, мы избежим участи скороварки без клапана, которой суждено однажды взорваться. Ну а как же обстоит дело с нашими детьми? Есть ли у них право сказать учительнице, что, по их мнению, ее наказание порой бывает несправедливо, что они нисколько не виновны в своем опоздании, что не всегда их вина, если они не поняли задания? Кому они могут рассказать, что над ними смеются? Кому поведать о ссоре с друзьями? Когда вы вызываете у них чувство неудовлетворенности в общем-то по достаточным основаниям, имеют ли они право высказать вам это или они рискуют понести двойное наказание, потому что проявили недовольство?

Найдите время выслушать детей, узнать, какие превратности выпали на их долю. Не обязательно отвечать им, но дайте им возможность поделиться с вами своими горестями и радостями. Дети почувствуют себя более уверенно. Они решатся рассказывать вам все, поскольку будут знать: даже если они скажут глупость, и вам она, возможно, не понравится, то вы не станете ругать их. Благодаря такому проявлению внимания вы наладите прекрасные отношения с вашим потомством и вдобавок заложите основы их безопасного будущего.

Источник: Жизель Жорж «Детский стресс и его причины»

источник

Готовы ли директора снизить нагрузку на учеников?

Одна из шведских школ временно запретила домашние задания и контрольные работы в 7‑9‑х классах из-за стресса учеников.

Исключение сделано для единого национального экзамена, который ежегодно перед летними каникулами проводится среди девятиклассников. Если меры положительно скажутся на работе учителей и школьников, их продлят на два месяца после летних каникул. Что думают о решении шведских коллег директора российских школ и готовы ли они на подобный эксперимент?

Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник»:

— Вопрос учебной нагрузки — это не только вопрос часов, которые ребенок проводит на уроках или за выполнением домашнего задания. Стоит обращать внимание не только на продолжительность занятий, но и на их форму и содержание. Нужно использовать по-настоящему передовые педагогические технологии, повышающие эффективность обучения и вовлеченность школьников, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Помните сюжет из авторской сказки «Учитель Так-Так и его разноцветная школа», где мальчика за проступок наказывают запретом делать домашнее задание? И это было действительно очень грустно, потому что детям в тот день было задано вырезать из брюквы ослика, а что останется — съесть. В школе «Наследник» мы тоже стараемся сделать так, чтобы учеба и в школе, и дома была не нагрузкой, а увлечением.
Сейчас, к сожалению, большинство российских школьников говорят о том, что нагрузки действительно высоки. В ходе опроса, который проводился фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами ОНФ в декабре прошлого года, 58% учащихся отметили, что им задают чрезмерно много домашних заданий и на их выполнение часто не хватает времени. Поэтому они предлагают отменить домашнее задание, вторую смену, а также сократить учебную неделю до 5 дней.

Взрослые к сокращению домашнего задания относятся менее однозначно, по нашим опросам, 48% родителей считают, что сокращать его объемы не нужно, а 5% предлагают даже увеличить. Но и дети, и родители говорят о том, что им хотелось бы, чтобы в школе было больше вовлекающих занятий, больше практико-ориентированных уроков, готовящих детей к будущему.

С учителями «Наследника» же мы обязательно обсудим, как реализовать идею эксперимента с отменой домашних заданий в следующем учебном году, и, конечно, учтем мнение самих учеников.

Татьяна Мурадханова, директор школы № 5 Курского муниципального района Ставропольского края, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:

— Думаю, я бы рискнула провести подобный эксперимент в своей школе, например в седьмых классах. А во всех остальных я бы сократила объем контролирующих мероприятий и объем домашнего задания свела к минимуму.
Домашнее задание должно быть творческим, разноуровневым, интересным, на выбор самого ученика. Таким образом, мы обучаем детей навыкам самостоятельной работы, самообразования. И как следствие у детей формируются умения мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, а не просто накапливать и запоминать.

С введением всероссийских проверочных работ, региональных проверочных работ значительно возросло количество контролирующих мероприятий в школах. И что у нас получается? Бесконечный контроль, мониторинги, по итогам которых получают огромный стресс и ученики, и учителя. А результаты часто бывают непредсказуемы по разным причинам. На мой взгляд, необходимо пересмотреть количество контрольных и сократить их. Но я бы не исключала контрольные мероприятия совсем, так как они необходимы для определения индивидуальной траектории развития ученика по предмету.

Лилия Булатова, директор школы № 1 им. Героя РФ Андрея Алексеевича Туркина, ст. Динская, Краснодарский край, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:

— Считаю, что полный отказ от домашнего задания нецелесообразен. Но совершенствовать систему домашних работ необходимо. Сегодня, к сожалению, имеет место перегрузка, основными причинами которой, на мой взгляд, являются большой объем программного материала и нескоординированность учителей. Мы уже не первый год практикуем отказ от домашнего задания в последней четверти в 11‑х классах. Учащиеся получают задания только по русскому языку, математике и предметам, по которым будут сдавать ЕГЭ. Это помогает избежать перегрузки выпускников накануне экзаменов.

Ирина Головина, заместитель директора по УВР центра образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока, Приморский край, серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:

— У нас данный вопрос поднимался и родителями, и педагогами. Понятно, что каждый ребенок должен развиваться и раскрывать собственный потенциал. И каждый ребенок имеет право на ошибку, которую нужно трактовать не как вину, а как признак того, что человек делает что-то новое. Мы думаем, что не стоит полностью отказываться от домашнего задания и контрольных работ. Нужно от массового образования перейти к образованию, направленному на человека. Тогда и домашнее задание, и контрольная работа не будут вызывать у ученика отрицательных эмоций.

Ирина Балянова, заместитель директора по УВР школы № 5 г. Кумертау, Республика Башкортостан, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:

— Думаю, домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. По моему мнению, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и дополнительное образование, которое как раз-таки и занимается развитием необходимых подрастающему поколению социальных компетенций. Предметные знания важны, но они должны быть получены во время уроков. Контрольные работы, на мой взгляд, надо оставить, так как они позволяют систематизировать и закреплять теоретические знания у детей. Мы готовы в качестве эксперимента отменить домашние задания в отдельных классах.

Светлана Долженкова, директор Казанской специальной школы-интерната, Ростовская область, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016:

— В нашей школе дети находятся круглосуточно, поэтому не только уроки, но весь день, прогулки, свободное время — все несет прямую или косвенную образовательную нагрузку. Отменить домашние задания и контрольные работы — это, конечно, смелый эксперимент, но даст ли он необходимый эффект? Мне больше импонирует изменение формы домашнего задания и контрольных работ на более близкие детям, например, игровые ситуации, исследование, наблюдение, решение кейсов. Понятно, что не всегда можно облечь домашнее задание или контрольную в названные формы, бывают и обязательные учебные действия, которые нужно выполнить. А в начальной школе, когда идет изучение основ школьных знаний, без домашних заданий, по-моему, совсем не обойтись.

Жанна Михалева, директор школы № 68, Воронеж:

— В рамках действия Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация сегодня может корректировать учебный план, учебные и рабочие программы. Можно взять отдельно какой-нибудь цикл, например гуманитарные науки, посмотреть, где на сегодня завала еще нет, и, основываясь на этом, отменить какие-то работы или домашние задания. Но сделать это в том же девятом классе нереально. Мы два года готовим детей к итоговой аттестации, и да, она предполагает дополнительный стресс для учеников. Но снимать его, отменяя домашние задания, неправильно, и ни к чему хорошему это не приведет. Психологической разгрузкой и снятием стресса у нас занимаются психологи. И мы уже приспособились к системе ЕГЭ, как дети, так и учителя. Слепое копирование чужого опыта нам не подходит. Тем более что 7‑9‑е классы — это переходный возраст, эволюционное для детей время, когда идет созревание организма, а умственная деятельность отходит на второй план.

Ирина М. (имя изменено), директор школы, Новгородская область:

— Давайте скажем правду: стресс ученики российских школ испытывают, начиная с 1‑го класса. Исключение составляют, пожалуй, некоторые сельские школы, где учеников так мало, что педагоги практически индивидуально с ними работают. Во всех остальных школах учителя не успевают помогать учащимся успешно осваивать школьную программу, так как день и ночь занимаются отчетностью. Не случайно все нанимают репетиторов! Причина: сверхсложное содержание школьных программ практически по всем предметам. Все современные учебники перегружены деталями, основы знаний в этом море теряются. В итоге некоторые ученики понятия не имеют о том, что Земля вертится, не знают о Великой Отечественной войне, не представляют, где на земном шаре находятся самые известные страны. Начать нужно с главного — упростить все учебники. Домашние задания и контрольные я бы оставила. Но они должны быть минимальными по объему и не превращаться в пытку для ребенка.

Сергей С., директор школы, Нижегородская область:

— Мы давно в своей школе практикуем нечто подобное в начальном звене. В четвертой четверти домашние задания получают только те ребята, кто много пропустил или кому надо подтянуть свои знания и оценки. Остальные ученики начальных классов живут без домашних заданий, потому что детям надо гулять.

источник

Начало школьного обучения — в большинстве случаев напряженный период для всей семьи: ребенку бывает сложно привыкнуть к новому режиму, а родители переживают по поводу его успеваемости и здоровья. Причин для стресса и беспокойства у школьников немало: неприятности с учителями или одноклассниками, непонимание заданий, тоска по дому, большая умственная и физическая нагрузка и пр. Чтобы дети могли справиться с негативными эмоциями и правильно настроиться на учебу, родители прежде всего сами должны сохранять спокойствие, окружая ребенка заботой и любовью. Вот некоторые советы, которые помогут детям победить стресс, связанный со школой.

Первое и главное условие для поддержки ребенка в борьбе с беспокойством — умение родителей слушать и слышать. Даже если дети молчат, нужно следить за их невербальным общением: жестами, мимикой, позой, походкой. Полезно прислушиваться к родительским инстинктам, которые помогут почувствовать наличие проблемы. Не стоит начинать разговор о школе слишком официально. Лучше это делать в непринужденной обстановке: во время похода по магазинам, домашних дел, поездки в транспорте. Не нужно давить на ребенка, когда он не хочет рассказывать о школе. Психологи советуют взрослым самим рассказать о некоторых случаях из собственной школьной жизни и всегда сохранять позитивный настрой.

Устанавливать режим полезно еще с малых лет. Если его не было, то ребенку будет гораздо сложнее настроиться на школьный график, что станет очередной причиной для стресса. Желательно начать придерживаться режима хотя бы за месяц до школы, чтобы дети могли привыкнуть к нему. Если в течение дня бывают изменения в занятиях, то обязательным стоит оставить время для завтрака, ужина и сна. Нужно приучить ребенка заранее готовить вещи для сборов в школу и вставать на несколько минут раньше, чтобы лишний раз не беспокоиться об опоздании. Дети должны научиться планировать свой день. В качестве образца родители могут показать свой график из ежедневника.

Если у ребенка рабочее место завалено школьными принадлежностями, и он с трудом находит необходимые вещи для занятий, то это тоже может стать причиной для раздражения и стресса. Желательно, чтобы вокруг или над столом были удобные полки или шкафчики, которые можно подписать или отметить разными цветами для лучшей организации вещей. Каждый раз после окончания домашней работы, дети должны наводить порядок на столе и запоминать место каждой вещи. Полезная привычка — сразу избавляться от ненужного мусора.

Ребенку, который испытывает трудности с домашним заданием (особенно в младших классах), стоит помочь. Но не следует полностью выполнять работу за малыша. Лучше постараться разобрать задание и объяснить его ребенку, чтобы он смог самостоятельно с ним справиться. Если заданий несколько, нужно обсудить со школьником, как правильно их распределить, чтобы все успеть и еще оставить время для других дел. Важно учить ребенка самому принимать решение и планировать, исходя из запаса знаний и сил.

С самых первых дней со школьными правилами должны ознакомиться не только дети, но и родители, чтобы правильно понимать требования учителей и условия для ребенка. Чем грозит малышу опоздание на урок? Можно ли приносить с собой электронные гаджеты? Каков школьный дресс-код? Обо всех нюансах поведениях на уроках учителя обычно сообщают на родительском собрании. Если появляются вопросы и недопонимания, не следует откладывать их разрешение. Нужно обязательно поддерживать диалог и с учителем, и с ребенком для устранения проблемы.

Даже если у детей есть внеклассные занятия, продленка или секции, важно находить время для их отдыха и обычных игр. Это позволит уменьшить стресс и напряжение, связанное со школой. Сразу после прихода домой желательно дать ребенку около часа свободного времени, в течение недели лучше освободить один день, в который дети могут просто отдохнуть и набраться сил.

Подобно установлению режима дня, назначение обязанностей по дому тоже могут стать полезным способом избавления ребенка от нервного перенапряжения в школе. Во-первых, это приучает школьника трудиться и помогать родителям. Во-вторых, отвлекает его от лишнего беспокойства. А в-третьих, домашние обязанности учат ребенка ответственности и независимости. Необязательно назначать детям сложные задания. Это может быть уборка комнаты, вытирание пыли, мытье посуды, кормление или выгул домашнего животного. Чтобы дети с интересом соглашались на помощь родителям по дому, полезно их стимулировать и поощрять: предлагать сладость, просмотр мультфильма, прогулку в парк и пр.

Как минимум за месяц до начала занятий в школе рекомендуется укладывать ребенка пораньше, чтобы он лучше адаптировался к режиму. Для быстрого засыпания очень полезна прогулка на свежем воздухе. Пусть она будет длиться всего полчаса, но за это время ребенок пополнит запасы кислорода, потратит избыток энергии, успокоится и хорошо настроится на сон.

Начало школьных занятий приходится на бабье лето, когда днем солнце светит по-летнему жарко. Такой погодой нужно обязательно воспользоваться и постараться выбраться на природу. Родителям следует заранее планировать выходные, чтобы учесть интересы свои и ребенка. По мнению психологов, для детей, испытывающих стресс, желательно периодически менять окружающую обстановку и выбираться на природу или совершать поездки в другие города. Это поможет ребенку почувствовать, что школа — не приговор, и всегда есть выходные для свободного времяпрепровождения.

Чтобы помочь детям высказать свои тревоги, можно смастерить «стену беспокойства». К примеру, для нее можно взять небольшую деревянную доску (размеры, формы и материалы допустимы разные) и стопку разноцветных мелких бумажек-стикеров. Пусть ребенок пишет на них причину стресса и прикрепляет на поверхность доски. Важно напомнить ребенку, что как только он приклеит к стене названия всех своих забот и тревог, то он перестанет о них думать. В дополнении к этому методу полезно создать и «стену оптимизма», на которую нужно прикреплять стикеры с решением для каждого беспокойства.

Еще одна полезная практика для борьбы со стрессом — умение благодарить. Полезно приучить детей хотя бы раз в неделю обходить близких, чтобы обнять их и поблагодарить за все, что они сделали. Эту процедуру можно проводить во время семейных обедов, ужинов или праздников. Она помогает акцентировать внимание ребенка на положительных моментах в его жизни, вызывает добрые эмоции, учит добру и позволяет меньше думать о школьном стрессе.

источник

Проблема школьных стрессов и их преодоления.

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Однако сама жизнь заставляет нас считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния детей.

Представленные в данной статье психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «за­блокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения.

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в кинезиологии (см.:La Tourelle M., Courtenay A., 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.).

ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. Упражнение «Лобно-затылочный обхват» («Фронтально-окципиталь­ная позиция»)

Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.

Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.

Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.

Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

2. Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга»)

Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Я очень широко применяю это упражнение в своей коррекционной практике. Его можно применять как мини-зарядку каждое утро.

1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины (точки К-27 по акупунктурной классификации). Массировать 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая – в ямке между нижней губой и подбородком (точки VG-26 и VC-24 по акупунктурной классификации). Массировать точки 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. Упражнение «Знак бесконечности»

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «8» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «8» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

4. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Представленные упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для детей и взрослых, нет.

источник

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

Сетевой фестиваль экологического воспитания — 2013

II направление — конкурс ученических проектов

«Влияние стресса на жизнь школьников»

Исследовательско – информационный проект по экологии

Номинация 3. «Социосфера»: проблемы социальной экологии. Этнографические исследования.

Работу выполнили ученицы 10 класса МОУ «СОШ с.Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»

Черницова Марина и Кукушкина Надежда

Руководитель проекта: учитель

Манухина Оксана Викторовна

«Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И в этой работе мы рассказываем, что же такое стресс и к чему он может привести. »

2. Симптомы стресса у школьников 5

3. Болезни, вызванные стрессом 6

4. Социологический опрос среди учащихся 9,10,11

класса на выявление стрессоустойчивости. 7

5. Рекомендации по профилактике стресса у школьников 8

Актуальность темы заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И мы решили выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

Тема нашего проекта : «В лияние стресса на жизнь школьников ».

Цель проекта : Выяснение влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.

Для этого нам предстояло решить следующие задачи:

  1. Выяснить что такое «стресс».
  2. Научиться определять симптомы стресса.
  3. Узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у школьников
  4. Провести опрос среди учащихся 9,10,11 класса по выявлению стрессоустойчивости.
  5. Дать рекомендации по профилактике стресса у школьников

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон.

  1. Симптомы стресса у школьников

Людям, не имеющим медицинского образования, бывает очень сложно определить, в каком состоянии находится ребёнок. Мы выяснили, какие симптомы указывают на то, что ребёнок находится в состоянии стресса.

1. Чувство неуверенности в себе.
Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
2. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.
3. Нежелание общаться с людьми.
Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.
4. Усталость и расстройства сна.
Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.
5. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.
6. Раздражительность и вспыльчивость.
Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода «лезет в бутылку».
7. Беспокойство.
Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
8. Плохой аппетит.
Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

Если ребёнок постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни.

  1. Болезни, вызванные стрессом

Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания, от болей в пояснице и бессонницы до рака

Болезни сердца — самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.

Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.

Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

Чтобы выявить, сколько детей школьного возраста обращались за медицинской помощью из-за болезней вызванных стрессом в течении 2011-2012 учебного года ,мы побеседовали с работниками Берёзоволукского ФАПа Шапоревой Т.Ф. и Лебедевой Т.В.

Вывод: В течение 2011-2012 учебного года в Берёзоволукский ФАП обращались: с головной болью — 4 человека, спазм сосудов -2 человека, боль в сердце -1 человек, неврозы -0 человек, бессонница – 0 человек.

  1. Социологический опрос среди учащихся 9,10,11 класса на выявление стрессоустойчивости.

Для того чтобы выяснить стрессоустойчивость у школьников мы провели анкетирование среди учащихся 9, 10, 11 класса. Всего в анкетировании приняло участие 22 человека. Ученикам задавались вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет»

Исходя из полученных нами данных ,в результате анкетирования, можно сделать такой вывод: 75% — испытывают умеренный уровень тревожности, 20% -низкий уровень тревожности, 15% -высокий уровень тревожности.

  1. Рекомендации по профилактике стресса у школьников

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска. Если да, то научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя, и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определённые события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счёт, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвёртый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать своё внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с близкими людьми.

В своём исследовании мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы 9,10,11 класса имеют предрасположенность к стрессу. Главная задача взрослых в этой ситуации помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, что бы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово. Мы считаем, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых предотвратит стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

Донести до педагогов и родителей те факторы, которые вызывают стресс у школьников, чтобы в своей дальнейшей деятельности они могли учитывать их влияние и успешно снижать их уровень и силу воздействия на школьников — в этом и состоит, на наш взгляд, практическая направленность данного исследования.

  1. Литературы:
  1. Биологический энциклопедический словарь., М, «Советская энциклопедия», 1989.
  2. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
  3. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
  4. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и . стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
  5. Кудряшов Ю.Б. «Стресс-реакции. Лучевой стресс». // Биология в школе, 1999, №2, с. 17-21.
  6. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
  7. Селье Г. «Стресс без дистресса». М., 1982.
  8. «Словарь психологии». П\авт-ом Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. — М, «Политическая литература», 1990.

источник

Читайте также:  Депрессия и стрессы могут вызвать шизофрению