Меню Рубрики

Нервные стрессы в первом классе

Первый раз в первый класс – ваш малыш очень горд и взволнован. Детский сад и игры в песочнице остаются в прошлом, а сейчас начинается настоящая, почти взрослая жизнь. Будет ли она простой?

Любые перемены, даже если они к лучшему, вызывают стресс. С английского это слово переводится, как «давление, нагрузка, напряжение». В исследовании британских ученых Хоулмза и Рейха приводится шкала стресса, в которой напряжение, испытываемое человеком по поводу конкретных событий, измеряется в баллах от 1 до 100. Так, любой успех «обходится» нам в 28 баллов по этой шкале, отпуск – в 13 баллов, а незначительное нарушение закона (например, переход улицы на красный свет) – в 11 баллов. 100 баллов – это потеря супруга и максимальный по силе стресс.

Сколько же «стоит» поступление в школу? Оно вызывает стресс величиной в 26 баллов, и это намного больше, чем переживания по поводу переезда,. Семилетнему ребенку действительно нелегко справиться с таким напряжением, здесь требуется активное включение родителей.

Существует несколько факторов, влияющих на продолжительность и глубину стресса, вызванного приобретением статуса школьника.

Одна из задач учителя в первые две недели сентября – познакомить первоклассников со школой, рассказать о правилах, провести экскурсию по этажам. А еще – быть терпимым к тому, что у детей не все сразу получается. Очевидно, что жесткий в плане дисциплины и эмоционально холодный педагог осложняет течение адаптационного процесса, а чуткий и поддерживающий учитель помогает детям быстрее привыкнуть к школе.

Важно, чтобы учитель делал скидку на то, что еще вчера его подопечные были дошколятами, им нужно время, чтобы приспособиться к новым условиям. Если вы видите, что в школе уделяется недостаточно внимания этим процессам, возьмите дело в свои руки. Например, начертите с ребенком карту школы, отметьте, где находится его класс, туалеты, столовая, физкультурный зал. Попросите его, не подглядывая в карту, описать свой путь из столовой в учительскую. Рассадите игрушки и предложите первокласснику попробовать себя в роли учителя – пусть он учит кукол и медведей грамоте, «отыгрывая» полученные в школе впечатления.

Ваша интуиция подскажет, как именно облегчить переживания вашего малыша.

Чем меньше перемен и катаклизмов случается в жизни ребенка в период первых школьных дней, тем лучше. Если родители расходятся, семья переезжает на новое место, в гости приезжает бабушка из деревни и т. д. – эти события накладываются на имеющееся напряжение и многократно его усиливают. Не менее деструктивно на самочувствие ребенка влияет начало занятий в музыкальной и спортивной школе одновременно с поступлением в общеобразовательное заведение.

Первоклассник очень нуждается в надежном убежище, где все будет просто и понятно, «по-старому». Поэтому психологи и врачи настоятельно рекомендуют первые полгода обучения в школе ничего не менять, следить за соблюдением режима дня и жить предсказуемой для ребенка жизнью. Пусть дома он чувствует себя как за каменной стеной.

Если ребенок сам по себе отличается впечатлительностью и тревожностью, ему довольно трудно адаптироваться в школьных условиях. Он близко к сердцу воспринимает замечания учителя и сверстников, боится дать неправильный ответ, сделать что-нибудь не так. На фоне постоянного напряжения у него могут появиться расстройства сна и аппетита, детский страх школы, боли в животе и тошнота.

Для нормализации самочувствия и настроения требуются средства, помогающие ребенку успокоиться и переключиться. Однако неврологи ограничены в выборе успокаивающих препаратов в связи с тем, что многие из них вызывают вялость, сонливость и заторможенность. Требуется препарат, не влияющий на активность и внимание ребенка.

Одним из таких средств является «Тенотен детский». Он уменьшает тревожность, раздражительность и плаксивость. При этом средство не вызывает сонливости и заторможенности. Успокоившийся малыш способен лучше усваивать новую информацию, ничто не отвлекает его от учебы.

«Тенотен детский» помогает улучшить концентрацию внимания и память у детей. В сочетании с традиционными средствами (прогулкой перед сном, регулярной физической активностью, уменьшением времени, проведенным перед телевизором и компьютером) «Тенотен» поможет малышу справиться со стрессом.

Помогите своему ребенку учиться с радостью!

источник

Для начинающих школьников 1 сентября – это не только праздник, но и начало одного из самых критических периодов в жизни. Детский психолог Людмила Овсяник рассказала порталу www.interfax.by о том, с какими проблемами сталкиваются первоклассники и как родители могут облегчить их адаптацию к школе.

1. Психоэмоциональный стресс

Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета.

Так проявляет себя синдром 7 сентября, о котором знают все педиатры и психологи. «В группе риска дети — астеники, – объясняет Людмила Овсяник.

– Для них особенно важно соблюдение режима дня, полноценный ночной сон, по желанию ребенка – дневной сон, сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, спокойная обстановка дома».

Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, у них не сформирована учебная мотивация.

Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут: уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, нарды, го и др.).

К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного (т.н. неофобия). Для того чтобы избавить ребенка от этого страха, требуется работа и ребенка, и родителей — с психологом.

4. Непривлекательные обязанности

Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных. Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. «Позаботьтесь о том, чтобы у вашего школьника были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу превратите в увлекательную игру. Так, вместо мытья пола в комнате ребенку можно предложить перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля», – приводит пример психолог Людмила Овсяник.

5. Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые

Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его мать и отец, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий.

Для того чтобы не допустить подобных психотравм, психолог Людмила Овсяник советует родителям: «Если ребенок испытывает сложности с учебой, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?»

Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Например: «Этот крючок у тебя сегодня здорово получился – гораздо аккуратнее, чем вчера!» Не отказывайте в помощи, если сын или дочь обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей. Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке».

6. Неприязнь или равнодушие учителя

Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа. Первоклассник не смог приспособиться к учителю и страдает? Родителям стоит задуматься о смене педагога. «Однако это решение должно быть взвешенным – поддавшись эмоциям, родители рискуют наломать дров. Перевод в другой класс или другую школу – огромный стресс для малолетнего школьника, – предупреждает психолог Людмила Овсяник. – Поэтому важно не предъявлять к учителю завышенных требований. Если он профессионал и не самодур, ребенок постепенно привыкнет к нему».

7. Негармоничные отношения с одноклассниками

Для первоклассника очень важно умение общаться (т.н. социальная зрелость). Оно проявляется в стремлении ребенка устанавливать дружеские контакты со сверстниками, умении подчинять свое поведение правилам коллективной игры и решать конфликты без насильственных действий. В каких случаях родителям стоит насторожиться?

Ребенок постоянно конфликтует с одноклассниками, ввязывается в драки, обижает слабых. Истоки агрессивного поведения следует искать в семье: важно разобраться, какие психологические потребности ребенка родители игнорируют (в любви, в принятии, в общении, в самостоятельности) или чью модель поведения он копирует. Разобраться самостоятельно в этой проблеме родителям может быть не под силу, лучше обратиться к психологу.

Ребенок стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников. Это удел детей с низкой самооценкой. Проблемы со здоровьем и дефекты внешности (плохое зрение, лишний вес и пр.), вопреки расхожему мнению, абсолютно ни при чем. Такой ребенок с адекватной самооценкой вполе сможет завоевать авторитет в классе.

Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка? «Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей, – перечисляет психолог Людмила Овсяник и добавляет: – Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности».

У ребенка нет друзей среди одноклассников. Если через полтора-два месяца после начала учебного года первоклассник ни с кем из новых товарищей не подружился, родители должны обеспокоиться. Они могут помочь ребенку найти друзей, уверяет психолог Людмила Овсяник: «На примере героев сказок, рассказов, детских художественных и мультипликационных фильмов объясняйте ребенку, как вести себя, чтобы подружиться с тем, кто тебе симпатичен; вместе рассуждайте о том, какими качествами обладает настоящий, верный друг, а какими – плохой, никчемный. Побуждайте ребенка к совместным играм со сверстниками, но не настаивайте, если он сопротивляется – поучаствуйте в забаве на равных условиях с детьми. Не навязывайте ребятам правила игры – пусть они придумывают их сами. Позаботьтесь о том, чтобы игры были несостязательными, без победителей и побежденных – это важно для того, чтобы предупредить конфликты между детьми. В случае ссоры возьмите на себя роль миротворца».

Признаки успешной адаптации ребенка к школе.

Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об учителе и одноклассниках, родители могут быть спокойны: ребенок успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника.

источник

В начале учебного года тяжело не только родителям, но и детям. И тем, и другим необходимо время, чтобы привыкнуть к новому режиму, а детям еще и адаптироваться к новой социальной среде.

На тему адаптации детей к школе написана масса научных статей. А вот о стрессе и страхах, которым подвергаются первоклашки и их родители, говорится вскользь…
Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

27 августа 2010 года на сайте UAUA.info прошла on-line конференция «Школьные страхи и адаптация первоклассников». На вопросы посетителей сайта отвечала коррекционный психолог .

Коррекционный психолог Халахур Татьяна.
Контакты моб. 097-239-88-05
Гор. тел. 044-410-46-95.

Консультации психолога проводятся только по предварительной записи.
Также, индивидуальные вопросы Татьяне Халахур можно задать в рубрике психолога, в журнале «Хочу»
(www.bt-lady.com.ua).

Следующие вопросы-ответы являются кратким изложением On-line конференции с психологом Халахур Т. А, которую вы можете так же посмотреть по ссылке

Страхи, стресс и адаптация у первоклассников

1. Расскажите, какие виды страхов бывают у первоклашек, и как мы можем определить, что первоклашка испытывает страх или стресс?

Это выявляется при тестах готовности ребенка к школе, однако нужно еще обязательно смотреть на тип нервной системы малыша. Так, например, начитанный меланхолик (сензетивный тип реагирования темперамента) в любом случае будет иметь проблемы в школе – это предполагается его типом НС и здесь нужно четко понимать, что такой ребенок не справиться без помощи взрослых (родителей и учителя). Именно поэтому Меланхолики обычно выделяются на карте класса психологом красным, что бы учитель мог помочь такому ребенку, а так же для того чтобы дать родителям необходимые рекомендации.
Нужно также помнить про страх родителей, что называется «стресс родителя первоклашки» (см. on-line конференцию).

2. Сколько вообще длится процесс адаптации первоклашек?

В общем, до полугода, иногда (у меланхоликов) – больше года. Следует разделять период острой адаптации – до месяца (1-2 месяца) и период внутренней адаптации – 3 – 6 месяцев.

3. У меня абсолютно домашний ребенок (не посещал детский сад) и в этом году он идет в первый класс. Я знаю, что в наш класс попали ребята из местного детского сада, которые, конечно же, уже сдружились, знают друг друга от и до. Как помочь моему сыну влиться в коллектив? Стоит ли просить учителя помогать ему, или обратить на него внимание?

Главное – чтобы ребенок психологически был готов к школе. Если он адекватно ведет себя с ребятами на улице, не боится новых деток – значит, не травмируйте себя страхами. Конечно, попросите учителя посадить к нему открытого и доброго ребенка, что бы они начали общаться «без петухов». Что до всего остального – ребенок справится.

4. Какие игры с ребенком вы посоветуете, чтобы определить, что у ребенка проблемы в школе? Вот у меня очень замкнутая дочка и я переживаю, что могу не усмотреть ее страхи. Она мне редко что рассказывает.

Ребенок в 5-9 лет не замыкается в себе, скорее всего у вас в семье были какие-то проблемки на личном фронте, что видела ваша девочка и, что и спровоцировало ее эту реакцию. Лучше всего восстановлению равновесия помогает сказкатерапия, можете купить учебник или книгу тренинга и поймете что это совсем не сложно, ведь дочь вы знаете с самого ее рождения. Найдите ее героя и сочиняйте с ним (с ней) сказки и подвиги – и все страхи девочки уйдут. Еще – рисунок. Дети вымещают все, что в них накопилось на бумаге, главное не забирайте ни черный, ни красный цвета, как делают неопытные психологи, что бы ребенок перестал быть в депрессии или испытывать агрессию. Цвет – это лишь индикатор. Если вы правильно будете работать над ее страхами – девочка сама не будет больше прикасаться к этим цветам.

Насколько важен праздник 1 сентября

5. Надо ли устраивать праздник дома вечером 1 сентября – с поздравлениями и подарками для первоклашки?

1 сентября – это большой этап в жизни ребенка. Одно прошло, а новое наступает. Лучше его отметить, да и будет что вспомнить, когда ребенку не захочется однажды вставать рано и идти в школу.

6. Важен ли сам праздник 1 сентября для первоклассника? Если так получилось, что малыш пропустит этот день, как сгладить стресс?

Можно отметить и дома, но после – обязательно сводите ребенка в школу и походите с ним (в субботу или до занятий) что бы ребенок привык к новой атмосфере. Обязательно скажите, где туалет, несколько раз пройдитесь к нему разными дорогами и с разных этажей. Если ребенок четко разбирается в планировке здания – значит стресс уже меньше.

Неудачи в школе, отсутствие желания учиться

7. Как правильно настроить родителям и себя и ребёнка на временные неудачи и неуспеваемость? Мне иногда тяжело, когда сын в школе раннего развития что-то не успевает или недопонимает, а другие детки быстро схватывают материал. Сама себя сдерживаю, чтобы его не обидеть ненароком, боюсь отбить охоту от учёбы. Как бороться с ленью и установкой «я не буду это делать потому, что у меня никогда не получится. это тяжело и т.п.»? Я как могу, подбадриваю сына, разбиваю задания на маленькие части, с которыми сын может успешно справиться. Но вот смотрю, что он к этому привык и ждёт постоянно, то моих уговоров, то ещё чего-то. Вот какая-то пассивность меня беспокоит, он не понимает, зачем ему надо вообще учиться, мечтает, чтобы в магазинах всё без денег давали, и никто бы не работал. Как можно стимулировать ребёнка к учёбе?

Читайте также:  Стресс и тревога в наше время

Все мы мечтаем, чтобы меньше работать и получать все запросто так. Это нормально.
Дети являются индикатором того, как мы все относимся к жизни – просто они еще не научились этого скрывать за правилами общества и умными мыслями.
Что до того как стоит работать с ребенком, что бы ему было интересно – стоит помнить, что до 12 лет у ребенка а-логическое, то есть сказочное, представление о жизни – ему постоянно требуется игра и сказка.
Превратите задания в одну сложную, но ужасно интересную сказку и малыш научиться выполнять все даже лучше чем вам могло казаться. Естественно, поначалу лучше ребенку постоянно помогать.
С самого начала вообще лучше, что бы вы делали задания, до тех пор, пока малыш не станет просить сделать сам, то есть поймет для себя, как и что делать.
Это действует как для 5-леток, так и для 10 и 12 летних детей, хотя варьируется с категориями сказочности: так 5-летка согласен идти за мишкой в сказочную страну, а вот 10-летка – уже за Гарри Поттером или рыцарями круглого стола вместе с Артуром.

8. Как не наорать? все лето прошу: сядь, попиши, а то забудешь, как ручку держать. «Не хочу, у меня некрасиво получается». Первые 3-5 раз говорю, что нормально и почти красиво, потом — «сядь, пиши — научишься». Уже на 15-20 раз начинаю угрожать, что не разрешу компьютер, что если будет реветь, отдам в ясли; начинаю злиться и орать. Берет ручку, МАЛЮЕТ какие-то каракули слегка похожие на буквы (одну — две строчки) и с обиженным видом уходит. А как быть когда начнутся занятия? Не убивать же ребенка. Как убедить ребенка учиться? А себя при этом держать в рамках?

Нужно помнить, что главное для ребенка – это реакция взрослых. Для малыша не столь важен результат, сколько то, что он делал! Так, начав, малыш через минуту может отвлечься, а то и совсем уйти из-за стола. Это вполне нормально.
Во-первых, концентрация ребенка 2-3 минуты, после чего нужно срочно что-то менять. Так, что бы выполнить задание нужно разбить его на 3-4 этапа и варьировать с тем, что малышу нравиться – играть в догонялки и пр. Поможет так же сказка – придумайте, что прописи – это мост или что-то еще и, вырезав наклейку из любимого малышом мультика, попрыгайте по ним, можно пару раз плюхнуться в воду, если прописи выполнены «не очень четко». То есть ребенок будет рад сделать все, если ему интересно и начнет тут же переделывать «плохой мост».
А если «ребенок не хочет» – значит, когда-то родители переусердствовали, забыв, что перед ними малыш, а не взрослый и просто-напросто заставляли его учиться, что делать абсолютно нельзя!

9. Если ребенок совершенно отказывается делать уроки? Говорит, устал и все, хотя я думаю это просто обычная лень, сильно его не перегружаем и даем возможность отдохнуть.

Это тоже индивидуальный вопрос. Возможно ребенок в стрессе и у него апатия? Или же это проявление «нежелания учиться»? Тогда, где-то родителями была допущена ошибка, после которой, ребенок стал ассоциировать учебу с чем-то неприятным для него.
Вообще в психологии нет понятия «лень» ни для детей, ни для взрослых. Лень – это психологическая защита организма после тяжелой эмоциональной, психологической или физической встряски. То есть организм защищается, чтобы не «сгореть». Может, у ребенка снизился иммунитет, и организм просто из кожи вон бьется и тогда ему действительно не до учебы! Во всем есть свой нюанс. Когда, к примеру, у ребенка болит голова – то, скорее всего он просто заставляет себя учиться. То есть повысил своего фактор страха перед неудачей. И поэтому – начинает бояться всего нового, а также – учиться. После полугода у ребенка в таком состоянии начинается «ломка» сознания – психика ищет выход и поэтому боль переключается или на уши или на глаза – как следствие – воспаление внутреннего уха или же ухудшение зрения. А изначально – это всего лишь страх ребенка оказаться не таким понимающим, как другими и страх, что родители станут его меньше, поэтому любить. Следствие такой «проблемы» — залечивание физических факторов, а не самой проблемы. И следствие – ребенок всю жизнь будет ходить в очках, потому что боится просто стать самим собой.
С детьми нужно быть очень аккуратными, потому не стоит вешать ярлыки «ленивый», «неуч» и пр. Лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

Темпераменты детей и проблемы в школе

10. Что делать с медлительным ребенком? Когда я тороплю своего ребенка (6 лет, 8 месяцев) утром, то часто он делает все еще медленнее. Это меня сильно бесит, и я начинаю ругаться с ним. Очень переживаю, что с началом учебного года у нас начнутся огромные проблемы. Что делать?

Если ребенок флегматик – то медлительность для него норма. Просто поговорите с психологом и тогда вы получите ценные советы (см. on-line конференцию).

11. Мой малыш очень стеснительный и я уверена, что он будет стесняться спрашивать учителя о том, где туалет (или же попросить в туалет), столовая и пр. И возможно, его будет пугать большое количество старших ребят, носящихся по коридору во время перемены. Что делать?

Главное понять – что это – стеснительность, страх или стресс. (см. on-line конференцию).

12. Возможно, что бы избежать сильно стресса и войти в «школьное русло» (у меня ребёнок гипперактивный) лучше отдавать ребёнка в сад-школу? Может быть, так будет и меньше нагрузка на нервную систему?

За более чем 10 лет работы я не видела гиперактивных детей. Это лейблы что клеят на детей родители. Чаще всего – это ребенок с повышенным тонусом или же, ребенок которого родители не научили навыкам усидчивости и кооперации, то есть возможности работать с другими детками. Все это – первые ласточки пойти в кабинет к психологу и разобраться в чем тут дело.
Так как гиперактивность – это болезнь НС, что встречается очень и очень редко и требует медицинского обследования и поддержания организма лекарствами на всю жизнь. Подумайте – вы хотите этого вашему ребенку?

13. Если ребенок не считает себя виноватым, когда получает выговор за плохое поведение, стоит ли его лишать привычных удовольствий? Или каким образом на него воздействовать?

Ребенок в 5-6 лет еще не научился признавать свою вину не потому, что он – плохой, а потому что вы требуете от него того, что возникает у ребенка в 6-7 лет – то есть возможность посмотреть на все глазами другого человека, понять, почему он был не прав. Ребенок научиться, просто не торопите его, и не стоит прибегать к крайностям.

14. Как научить ребенка давать сдачу и нужно ли?

Очень часто это спрашивают родители перед школой, словно сами не воспитывали свое любимое чадо в течение 5-6 лет. То есть – если вы научили ребенка нормально реагировать в песочнице или в садике – не бойтесь. Ребенок уже научен, что ему делать. Социальный интеллект – осознание своей роли в микро-социуме появиться позднее – после 9-10 лет, тогда ему и может понадобиться ваша помощь (см. on-line конференцию).

15. Если ребенок утверждает, что ему не интересно общаться с ровесниками, как ему помочь наладить контакт с детьми? Подозреваю, что он не получает достаточно внимания от них и огорчается.

Дети любят общаться, если конечно ваш ребенок – не интроверт. Так вы можете определить это сами. Если всю его сознательную жизнь ребенок играл сам или с кем-то одним из детей в песочнице, но часто отвлекался и забывал про друга – заигрывался сам, то это – интроверт. Ему и не нужен фонтан общения, хотя родители часто тащат бедного интровертика к другим детям, хотя ему лучше играть самому. Если же ребенок был активен и много общался, а после поступления в школу перестал – значит, на лицо стресс и нужно разбирать эту конкретную индивидуальную ситуацию с ребенком и психологом.

16. А если ребенка начнут дразнить, как правильно сразу среагировать? С кем поговорить с учителем или ребенком?

С ребенком. Учитель – если он специалист, сам сможет держать забияк в узде. Что до тех, кого обижают – чаще всего они сами и провоцируют других деток. Конечно, дети жестоки, так как многого еще не понимают, но ребенок, у которого все хорошо с самооценкой и у которого крепкая и любящая семья – никогда не станет предметом для насмешек. Если же ребенок в себе очень неуверен, есть последствия стресса после развода или бабушкиного воспитания – тогда следует поработать над правильным реагированием малыша на критику.

17. У ребенка нет в классе друга. Мне уже можно начинать тревожиться?

Все индивидуально. Зависит от вашего ребенка и времени, сколько прошло. Так, к концу первого класса при любом типе НС у ребенка должен быть лучший классный друг и при вопросе «а есть ли друзья в школе» должен сказать не менее трех имен. Если же не находиться ни одного друга – то ребенок попал в изгои и нужна коррекция поведения малютки.

Методы поощрения и мотивации

18. Как заинтересовать ребенка хорошо учиться в школе?

Лучше всего – жетонная система поощрения, когда ребенок за свои успехи получает каждый день «10» или «15 минут» (то же, если вычитаем). Объясните ребенку, что в это время он может делать все, что захочет, а так же – собирать жетоны, то есть к выходным у него будет уже час или полтора, что бы заниматься тем, что хочет – идти к другу-соседу или играть на компьютере. Будьте готовы выполнить свою часть договора – если ребенок потребует повести его в магазин игрушек просто посмотреть на Лего или что-то еще, или в парк – будьте готовы выполнить обещание, иначе самоценность жетонной системы быстро себя исчерпает, ведь главное – это кооперация и ребенка и родителей.

19. Можно ли поощрять первоклассника чем-то за хорошую успеваемость? Ну, там покупать игрушки, давать деньги раз в неделю и пр.?

Лучше жетонная система свободного времени, иначе со временем ребенок начнет требовать все более дорогие игрушки и подарки и рано или поздно придется сказать ему «нет», что после отразиться на его «любви к учебе».

20. Как мотивировать ребенка, которого ничего не «цепляет»? Имеем шестилетку, на которого нет методов воздействия — запретили смотреть телевизор — пойдет буцать машинки, нельзя машинки — будем стоить конструктор. В школу идти изначально не хочет, но с его слов «придется», довольно стеснительный, хотя с группы в классе будет 6 человек. Как изначально построить весь процесс обучения и адаптации и мотивации?

У вас индивидуальный ребенок со своим реагированием на происходящее. Скорее всего, в определенный момент у ребенка была вседозволенность – можно было смотреть телевизор, прыгать, бегать, лишь бы не задевало и не мешало взрослым. Теперь налицо «что посеешь то и пожнешь» — ребенок не сам такой бука. Он лишь выдает такое поведение, к которому его приучили родители – так как поведение – это набор различных навыков. Поздравляю, вам предстоит большая работа, а для начала – установите ребенку четкий график дня. Вседозволенность – не для ребенка. Ребенок теряется, когда ему многое можно. А вот если он знает что сейчас ему нужно поесть, через полчаса – почитать, а через час – у него машинки, потом – купаться или на улицу, а потом…. – то времени на капризы совсем не остается (см. подробній ответ в on-line конференции).

21. А можно ли ребенку знать о детстве родителей, о том, какими они были маленькими, растерянными, неумехами, неряхами в 1 классе? Не подрывает ли такое панибратство родительский авторитет?

Ребенок до 9-10 лет не готов потерять авторитет родителей. Для него взрослые – мера всего. Потому, пока не стоит ему рассказывать, что вы были двоечником и пр. – ребенок потеряет как доверие к вам, так и переведет стрелки на себя, считая, что если уж папа (. ) был двоечником – то куда уж мне!

Продленка, кружки и режим дня

22. Ходить ли ребенку на продленку, если мама временно дома и где ему легче будет делать уроки, с коллективом (на продленке) или все же дома с мамой (но дома маленький ребенок, который может отвлекать, как маму, так и самого первоклассника).

Ребенку конечно лучше с мамой, но если возникла стрессовая ситуация – когда мама просто не может разделиться – поможет продленка, хотя нужно четко рассказать ребенку что он – хороший и пр. – иначе неизменно появиться зависть к младшему, а значит – агрессия (см. on-line конференцию).

23. Можно ли ребенка, который идет в первый класс, отдавать еще дополнительно в кружки? Не отразиться на его самочувствии такая нагрузка? Что вы посоветуете? Мы планируем музыкальную школу и теннис.

Это вопрос индивидуальный (см. on-line конференцию). все зависит от устойчивости самого ребенка, и посещал ли он уже какие-то кружки.

24. Нужна ли продленка не на весь день, а часиков до двух-трех для первоклашки, чтобы быстрее сдружится с детками, так как этот процесс идет у нас не очень легко, есть определенное количество друзей, но сам он первый знакомится/играть никогда не пойдет.

Это выбор родителей. Вообще, в продленку лучше отдавать со второго полугодия, когда ребенок почувствовал что такое учеба и при этом всячески ощутил поддержку родителей дома.

25. Спасибо, что вы рассказали о режиме дня. А вот необходим ли дневной сон?
Когда правильно укладывать спать на ночь?

Дневной сон очень важен, особенно первые месяцы, после того как ребенок пошел в школу. Хотя все, конечно же, индивидуально (см. on-line конференцию).

Подготовка к школе, лучший возраст для школы

26. Подскажите, ребенку 5 лет в ноябре, когда лучше его отдавать в школу? на 6 лет ( осенью, через год) или на 7 лет и подождать еще годик.

Все зависит от конкретного ребенка. Если чувствуете что ребенок готов — отдавайте, хотя я уверена что лучший возраст для обучение с 8 лет – так как заканчивается новообразование в НС, что начинаются в 6-7 лет, когда ребенок может ставить себя на место других, понимать то, что для 6-7 леток доступно лишь в форме зубрешки – аппилировать понятиями «народ» «мера» «величина» и др. Люди раньше были не так уж глупы считая, что детям нужны учителя только с 8-9 лет, когда родители дали им все основные навыки поведения и св. знаний.

27. Кто знает что такое «корочка о курсе подготовки к школе»?

Если вам нужно узнать какая из школ раннего развития выдает сертификаты – обратитесь в мэрию или к юристу. Что до того, что такое школа раннего развития или курсы подготовки к школе легко найдете в Интернете. Есть множество школ, что занимаются вопросами детской психологии, и подготовки малыша к тестам, что все чаще требуют в школах. У каждой школы есть своя особенность, в соответствии с тем, на какие материалы она ориентируется – Монтессори, Доман, Зайцев, др.

Левши. Проблемы со звуками

28. У меня ребенок левша. Какие трудности могут его ожидать в 1 классе?

Можно вас поздравить с талантливым ребенком, у которого будут большие проблемы с письмом, а так же с математикой на первых порах (до 3-5 кл. примерно), но в старшей школе он неизменно может стать отличником, так как чаще всего леворукость встречается у людей с IQ выше среднего. Главное – дайте понять ребенку что он – индивидуальный, и что он все сможет наверстать, потому что так и есть – ведь левшей лучше отдавать в школу позднее из-за более поздних образований в правом полушарии, если сравнивать с левым (правши). Правши реагируют с детства быстрее и говорят лучше. Но это лишь часть психологии левши-ребенка, что круто меняется после 10-12 лет. Отдайте ребенка в школу скорочтения, что бы справиться с проблемами чтения, но не требуйте результатов немедленно. Левши любят читать, но способность к чтению у них открывается после 8-9 лет.

Читайте также:  Стресс и тестостерон у мужчин

29. У нас ребенок до сих пор не выговаривает некоторые буквы. Занимались с логопедом в течение долгого времени и продолжаем заниматься. Результат есть, но не на все 100%. Нам говорят, что в школе все это быстро исправится. Но я боюсь, что у него на этой почве могут появиться какие-то комплексы, если в классе начнут над ним насмехаться. Как этого избежать?

Чаще всего, 70-80% первоклашек, да и вообще детей до 3-класса – не выговаривают все буквы алфавита, сбиваются при быстрой речи и имеют пр. небольшие недочеты. ТО есть – пугаться, особенно не стоит.

источник

Еще с середины августа ваше чадо играет исключительно в школу, десятки раз перебирает карандаши и тетради в новеньком ранце. Первого сентября вскакивает ни с свет, ни заря, и вот, в парадной одежке и с огромным букетом гордо вышагивает в сопровождении почетного эскорта родственников навстречу своему первому школьному дню. Куда же уходит это ощущение праздника? Почему так скоро гаснет радостный блеск в глазенках малыша, а школа из храма науки уже через несколько недель, а то и дней, превращается в унылое царство скуки или даже в тюрьму?

Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут

Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь , как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. Как поется в известной песенке, «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя , прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое, быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

Отметки не главное!

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа…

Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Представьте себе, что испытали бы вы, если бы у вас были проблемы на работе, а ваш супруг, вместо того, чтобы просто посочувствовать или дать дельный совет, начал упрекать вас за неусидчивость или неумение ладить с начальством.

В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на «отлично» от первого до последнего класса.

В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, горе-ученик классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу. По правде говоря, учителя в младших классах вообще могут не выставлять оценок, формально учитываются только итоговые оценки за третий (четвертый) класс. Но большинству учителей проще с помощью двоек и пятерок манипулировать детьми.

Главное внимание и практика

Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений . Для начала успокойте его и заверьте, что будете любить его , какие бы отметки он не получал. Объясните, что в школу приходят учиться, а те, кто уже все умеет, может сразу поступать в институт, а когда учатся, может сразу и не выйти.

Напомните малышу, как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило и было очень трудно, а зато когда получилось, то сразу стало очень весело. Вот также будет и с письмом, надо только побольше тренироваться. Потом стоит понаблюдать за ребенком и все же понять, в чем причина неудач.

Возможно, малыш просто устает. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя вставать в семь утра. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий (а ведь многие добираются до школы в транспорте), с трудом высиживает уроки, переутомляется.

Приготовление и проверка уроков с последующим «разбором полетов» во многих семьях приходится на вечер, когда родители возвращается с работы. Малыш перевозбуждается, не может вовремя заснуть.

Новый режим дня

Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Если вы этого не сделали, вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные.

Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Легко возбудимым детям за час до сна стоит дать легкий успокоительный чай и принять теплую ванну с травами.

Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время «раскачаться». Можно попробовать включать веселую музыку или мультик. Многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене.

Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, вопящему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы. Ну, а если ваш малыш законченная «сова», да и для вас подъем в семь утра — пытка, переведите его учиться во вторую смену.

Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребенка не происходило кардинальных перемен:

  • если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца;
  • не меняйте места жительства;
  • не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления;
  • не начинайте водить малыша в кружки и секции, если вы не делали этого раньше;
  • лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.

Золотая середина, или что делать если ребенок опережает или не догоняет сверстников

Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет вместо того, чтобы выполнять задание, — возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей.

Но даже если ребенок пошел в школу вовремя, может оказаться, что он психологически (а вовсе не интеллектуально!) не готов к учебе. В этом случае, не стоит мучить себя и малыша. Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только подготовительный класс, а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его в потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.

Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, наоборот, опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу делом, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, пока кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа — это место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки.

Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда, если нет, попробуйте «перескочить» во второй класс, причем, чем быстрее вы это сделаете, тем лучше он адаптируется в новой обстановке: пока класс будет заниматься повторением пройденного, можно будет ликвидировать возможные пробелы в знаниях. Только не стоит сразу принимать окончательное решение. Попросите, чтобы ребенку разрешили несколько дней походить во второй класс и проверить, сможет ли он там учиться. Как правило, администрация школы легко разрешает такие вещи.

Прислушивайтесь к своему ребенку

Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки к малейшей психологической несовместимости. Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель вряд ли ему подходит. Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть, ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но все это как бы не видя, абсолютно равнодушно.

Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности такая учительница ребенку не привьет. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним — в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.

Проблемы в школе

Проблема первая — прописи

Самое сложное для первоклассников — это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны?

Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры, научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками.

Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, ни в коем случае не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк — это проявление характера, и любое насилие в этой области может привести к тяжелейшей психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении.

Проблема вторая — математика

Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например, малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например, с помощью схемы.

Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходим «Стосчет» Зайцева: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.

Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу.

Проблема три — чтение и письмо

Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает «дурацкие» ошибки, — как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает.

Проблема четвертая — общение с детьми

Если ребенок не ходил в детский сад, у него могут, особенно на первых порах, возникнуть проблемы в общении с другими детьми. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, все они, наверное, будут очень хорошими, но разными, возможно, не похожими на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения.

Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.

Если малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет в классе. Возможно, его не берут в компанию просто потому, что у него нет «культовых» игрушек. В таком случае, вам придется пожертвовать своими принципами и купить-таки вожделенную Барби или человека-паука. Если вам это не по карману, попытайтесь сэкономить на чем-нибудь другом или одолжить игрушку у знакомых.

Над малышом смеются, потому что он не умеет быть опрятным? Обязательно потренируйтесь дома вытирать нос и завязывать шнурки, одевайте ребенку в школу только ту одежду с которой он может сам справиться, не допускайте, чтобы он выглядел смешным.

Если малыш неловок, не умеет играть в подвижные игры, поиграйте с ним в классики и вышибалы, запишите в спортивную секцию.

Может быть, ребенок просто не умеет знакомиться и завязывать отношения. Расскажите ему, как начать разговор с малознакомым человеком, устройте небольшую вечеринку или пикник и предложите пригласить ребят, с которыми ему хотелось бы дружить. Придумайте такие игры, которые помогли бы детям завязать дружбу. Сделайте так, чтобы ваш дом был всегда открыт для друзей ваших детей. Но обязательно объясните малышу, что нельзя покупать дружбу одноклассников с помощью чипсов, конфет и лимонада.

Проблема пятая — малыш очень робкий

Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню и будет предаваться вместе с ним уединенным беседам.

Иногда робкие дети стремятся прежде всего завести личные отношения с учительницей. В принципе, в этом ничего плохого нет, особенно, если учительница отвечает малышу взаимностью. Следите только, чтобы ребенок не оказался в хрестоматийной роли любимчика, к которому учителя не всегда объективны и которые, отрабатывая свое особое положение, начинают «помогать» учительнице, ябедничая на товарищей.

Проблема шестая — ребенок-агрессор

Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо. Некоторые дети, попав в непривычную обстановку перевозбуждаются, переутомляются от избытка впечатлений. Таким детям, во всяком случае в первое время, стоит проводить вторую половину дня как можно спокойнее, избегать шумных зрелищ и буйных игр, пораньше ложиться спать.

Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. Тогда постарайтесь отдать его в спортивную секцию, где он будет «выпускать пар»: например, в хоккейную или в школу восточных единоборств. Но излишняя агрессивность может свидетельствовать о внутреннем неблагополучии. Подумайте, все ли в порядке в ваших семейных отношениях, не подавляете ли вы ребенка дома, не слишком ли вы к нему строги, не требуете ли от него чрезмерной аккуратности или непомерных успехов в школе.

Проблема седьмая — не такой как все

Если у ребенка есть какие-то физические дефекты, и над ним смеются из-за этого, постарайтесь, если возможно, их скорректировать. Небольшие изъяны внешности можно исправить с помощью подходящей одежды или прически.

Если проблемы серьезные, научите малыша вести себя так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь вам, возможно, понадобится помощь психолога. Главное, не допускайте, чтобы у ребенка сформировался комплекс калеки. Если малыш будет вести себя раскованно и непринужденно, активно принимать посильное участие в детских играх, другие дети скоро забудут о его недуге.

Первоклашка — уже самостоятельный ребенок

Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно.

  • Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он «проводил» вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком. Можно приурочить первый самостоятельны поход в школу к какому-нибудь знаменательному событию: например, дню рождения, началу последней школьной четверти.
  • Обязательно приобретите ребенку часы и требуйте, чтобы он неукоснительно приходил домой в оговоренное время. К концу первого — началу второго класса спокойный уравновешенный ребенок вполне может самостоятельно перейти через не слишком оживленный перекресток, проехать несколько остановок в наземном транспорте.
  • Не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Конечно, помогать придется, особенно на первых порах, но делайте это лишь тогда, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он активно отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте, пусть учится сам отвечать за свои школьные дела, это будет гораздо полезнее пятерок, полученных под вашим недреманным оком.

Очень скоро жизнь войдет в нормальную колею, страсти улягутся, и вам будет казаться, что малыш уже давным-давно учится в школе. И все же, первый класс с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша, а опыт, приобретенный в первый «взрослый» год во многом предопределит всю его дальнейшую жизнь.

Уважаемые читатели! Вы помните свой первый класс? Ваш малыш уже сам ходит в школу? Легко ли у него прошла адаптация? Были ли конфликты с одноклассниками? Ждем ваших ответов в комментариях.

источник

Фото с сайта montessori-orel.ru

«Первый раз в первый класс» – тревожное социальное событие в жизни ребёнка. Как помочь ему справиться со стрессом?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи. Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём. А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли. Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными. Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется. Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки. Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних. Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя. При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков. На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так. Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается. На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность. А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит. При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется. Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье. Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

источник