Меню Рубрики

Один из аспектов воздействия стресса на личность

Ключевые понятия: стресс, дистресс, эустресс

1.Учение о стрессе Ганса Селья.

2.Развитие стресса во времени.

3.Биохимические механизмы воздействия стресса на организм. Синтоксическая и кататоксическая реакции организма.

4.Понятие о гомеостазе и гетеростазе.

С точки зрения системного подхода человек не может рассматриваться вне своей биологической, организменной природы. Это положение является важным для теории социальной педагогики. Теоретической основой, учитывающей влияние внешних, средовых влияний на организм человека является учение о стрессе Ганса Селье (1907-1982) – врача по образованию, биолога с мировым именем.

Им было обнаружено, что у больных, страдающих разными болезнями, так много одинаковых признаков и симптомов. И при больших кровопотерях и при инфекционных заболеваниях, и в случаях запущенного рака наблюдались общее недомогание, потеря аппетита и мышечной силы, апатия, слабость, потеря веса, болезненный внешний вид.

В 1936 году Селье, проводя опыт с токсичными инъекциями для крыс, обнаружил, что независимо от того какие ткани были введены в инъекции, возникал один и тот же набор одновременных изменений в органах.

Этот синдром (набор признаков) включал:

1.Увеличение и повышенную активность коры надпочечников (желез внутренней секреции, расположенных на верхних полюсах каждой почки). Они состоят из двух частей: наружная кора и внутреннего (мозговое вещество) слоев.

Кора выделяет гормоны, называемые кортикоидами (например кортизон); мозговое вещество продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции организма на стрессы.

2.Сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов.

3.Появление язвочек желудочно-кишечного тракта.

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
— определение эмоционального стресса; — характеризовать последствия эмоционального стресса на мышление;
-влияние стресса на мышление; — характеризовать влияние эмоционального стресса на общение;
-влияние стресса на общение. — ориентироваться в типах стресса.

Ключевые понятия: эмоциональный стресс, дистресс, эустресс

Итак, мы уже говорили, что Селье открыл эффект неспецифической реакции организма на сильные физические и эмоциональные воздействия, которые он назвал Общим адаптационным синдромом или «Стрессом».

Психическим проявлением синдрома, описано Г.Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс.

Под эмоциональным стрессом понимались аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.

Таким образом более общим определением стресса будет следующее.

Стресс – это неспецифические, физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях.

Существуют индивидуальные различия в реакциях на стресс у различных людей.

Так, например, люди, имеющие согласно классификации Роттера внутренний локус контроля за свой деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не ненуждающиеся во внешней поддержке), менее поддержаны стрессу, чем «экстерналы» (не уверенные в себе, нуждающиеся в поддержке, болезненно реагирующее на порицание, полагающиеся на случай, судьбу).

Люди с тревожностью, как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях.

Люди типа А, отмечающиеся склонностью к недооценке сложностей стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам, чем люди Б, склонные к спокойной размеренной деятельности.

Различают два вида эмоционально поведенческой реакции на стресс.

Активное реагирование – направлено на удаление экстремального фактора (агрессия и бегство) и пассивное реагирование – на его пережидание.

«Оператор московской энергосистемы получил сообщение об аварии, которая могла повлечь за собой нарушение энергоснабжения важного объекта. Он сел в кресло и безмолвно, в полном оцепенении просидел пока авария была ликвидирована другими операторами».

«Основным безусловным стимулом, вызывающим реакцию страха, является громкий звук или потеря опоры».

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 485 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

В обществе всякое нервное расстройство принято считать стрессом, а крайние его проявления – истерией. С точки зрения медицины, истерия и неврастения относятся к расстройствам психики и подлежат коррекции специалистами психиатрии. Однако влияние стресса на человека вовсе не ограничивается неврологическими расстройствами.

Термин «стресс» появился в медицине из физики, где он обозначает напряжение системы за счёт силы, приложенной извне.

Организм человека как единая система ежедневно находится под давлением внешних факторов. Стрессорами могут быть экологические причины:

  • Загрязнение воздуха,
  • Скачки атмосферного давления;
  • Магнитные бури;
  • Резкие перепады температуры воздуха.

Медицинские стрессоры – это любые заболевания (от травматических повреждений до инфекционных), социальные – конфликтные ситуации в коллективе, социуме. Влияние стресса на человека велико – оно негативно отображается на физическом и психологическом здоровье.

В 1926 году основоположник учения о стрессе Ганс Селье опубликовал свои наблюдения за больными, страдающими разными заболеваниями. Результаты оказались поразительными: независимо от болезни у каждого отмечалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата стремлений и желаний.

Ганс Селье назвал стрессом одинаковые реакции организма на любое воздействие извне.

Самым сильным стрессором, считал Ганс Селье, является отсутствие цели. Также в состоянии физиологической неподвижности организм человека сильнее подвержен развитию болезней: язвы желудка, инфаркта, гипертонии.

Влияние стресса на человека изменяет условия жизнедеятельности. Например, при сильных положительных эмоциях жизненный тонус организма резко возрастает, это обеспечивается повышенным артериальным давлением. Человек, осуществив свою мечту, ощущает потерю аппетита и мышечную слабость – при воздействии отрицательных эмоций аналогичный упадок сил воспринимается очень болезненно.

Стресс, по сути, врождённая реакция организма, дающая возможность человеку приспособиться к жизни в новых условиях. Поэтому в медицине он называется адаптационным синдромом.

Развитие стресса у всякого человека происходит по единому механизму. Соприкасаясь со стрессовым фактором, центральная нервная система объявляет тревогу. Дальнейшая реакция организма не управляется волей человека, а осуществляется вегетативной, независимой нервной системой. Начинается мобилизация жизненно важных органов и систем, гарантирующих выживание в экстремальных обстоятельствах. За счёт возбуждения симпатической нервной системы учащается дыхание и сердцебиение, увеличивается артериальное давление. Физиологическое влияние стресса на здоровье человека обеспечивает централизацию кровообращения: лёгкие-сердце-головной мозг. Выделяются гормоны «бегства и борьбы»: адреналин и норадреналин. Люди ощущают сухость во рту и расширение зрачков. Тонус мышц повышается до такой степени, что часто проявляется дрожанием ног или рук, подёргиванием век, уголков рта.

При дальнейшем развитии адаптационного синдрома влияние стресса на здоровье человека выражается в реакции организма приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В активной стадии появляются гормоны «второй линии защиты» – глюкокортикоиды. Их действие направлено на экстренное выживание за счёт внутренних резервов организма: используются все запасы глюкозы печени, распадаются собственные белки и жиры.

Если реакция продолжается при истощении жизненных сил, влияние стресса на человека продолжается. Вновь включается механизм «тревоги», но внутренних резервов уже нет. Эта стадия стресса конечная.

Все силы организма при стрессе направлены на работу центральных органов: сердца, лёгких и мозга, поэтому остальные жизненно важные органы в это время страдают от недостатка кислорода. В таких условиях могут развиваться: язва желудка, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, мигренеподобные боли, опухоли периферических органов (рак).

При затяжном течении влияние стресса на организм человека проявляется не только развитием заболеваний, но и истощением нервной системы. Такое состояние в медицине называется неврастенией. У неврастеников болят все органы, но более всего, голова. Человек понимает, что нервные силы его истощены и считает подобное состояние синдромом хронической усталости. С точки зрения патологической физиологии, это не что иное, как затяжная реакция адаптации.

Общий тонус, то есть, настроение людей зависит от гормонального фона. Поставив перед собой определенную цель, человек просыпается, чувствуя себя полным сил к любым свершениям. Психологический настрой задает кортизол – главный противострессовый гормон. Его содержание в крови поутру сильно различается в зависимости от настроя на предстоящий день. В нормальных условиях в преддверии рабочего дня содержание антистрессового гормона намного выше, чем в выходной день.

Когда влияние стресса на состояние человека достигает критической отметки, утро не предвещает ничего приятного. Следовательно, считается весь день «испорченным».

Человек лишается чувства правильной оценки происходящего. Окружающие события и воздействия воспринимаются несоответственно их силе. Завышенные требования к окружающим, например, как к самому себе, часто не оправдываются. Зачастую влияние стресса на человека усугубляет течение хронических заболеваний. Они начинают обостряться, что называется, «вне графика». Не осенью и весной, в периоды плановых терапевтических мероприятий, но зимой и летом.

В неустойчивом состоянии стремления и цели избираются человеком, без учета собственных возможностей. Всякое желание чего-то достичь, по сути, отрицательная эмоция, становится положительной при достижении желаемого результата. Если цель остается недостижимой – эмоция переходит в разряд сильных стрессоров.

В экстремальных условиях особенно заметно влияние стресса на поведение человека, в зависимости от исходного состояния здоровья и темперамента, как свойства характера. В одних и тех же условиях люди с различным отношением к окружающей действительности ведут себя совершенно по-разному. Согласно классификации Павлова, разделяют четыре типа высшей нервной деятельности, слабый (меланхолик) и три сильных, но с некоторыми особенностями:

  • Неуравновешенный, реагирующий на любое воздействие бурной реакцией – холерик;
  • Уравновешенный, инертный – флегматик;
  • Подвижный и уравновешенный – сангвиник.

Влияние стресса на человека разного типа высшей нервной деятельности неодинаково. Как это не показалось бы странным, но легче всего переносят стресс люди неуравновешенные. Действие стрессовых факторов на такую личность заканчивается уровнем первичного ответа организма. Тогда как у людей уравновешенных стресс переходит во вторую фазу адаптации, а затем приводит к истощению.

источник

Обычно слово «стресс» ассоциируется у людей с чем-то негативным, неприятным. Отчасти так оно и есть, но далеко не всегда. Порой стресс становится тем механизмом, который в определенный момент заставляет человека резко поменять направление собственной жизни, достичь невиданного прежде успеха. Но это, конечно же, не правило. Тем не менее каждому будет полезно узнать о том, какие возможности может давать эта реакция психики, и какую пользу можно извлекать из стрессовых ситуаций.

Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно. У каждого человека найдется свое личное определение понятию «стресс». В целом его можно охарактеризовать как уникальный опыт взаимодействия личности с окружающим миром. Это яркое переживание и сильная эмоциональная нагрузка, получаемая в результате определенных событий, которые нарушают психологическое равновесие. Хотя столкновение с нетипичными жизненными ситуациями редко приносит позитивные эмоции, оно всегда дает важные знания, которые индивид сможет использовать в будущем. О значении стресса в человеческой жизни впервые задумался известный патофизиолог Ганс Селье еще в 1936 году. Но это не означает, что череда открытий на эту тему остановилась. Стресс как явление активно изучается и по сей день.

Многие философы древности, анализирующие личность человека и все, что с ней связано, утверждали: страдания и боль — обязательные спутники личностного развития. Более того, негативные эмоции хороши хотя бы тем, что подчеркивают позитивные. Человеческие эмоции и переживания не могли бы осознаваться до конца, если не существовало бы несчастий. Люди не знали бы, что такое «хорошо», не познав, что такое «плохо», не почувствовали бы радости без горя. Ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон считал, что боль и счастье образуют собой единое измерение, и как бы находятся на одной плоскости. Эти понятия взаимодополняют и открывают друг друга.

Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон выделял 8 фаз кризисов, обусловленных стрессовыми ситуациями, которые человек встречает на протяжении жизни. Он называл их одними из важнейших условий личностного развития и считал, что особое место в жизни каждого человека занимает отчаянье — как обязательный спутник взросления и накопления мудрости.

Австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер был уверен, что весь путь становления личности человека — не что иное, как его исправление своих внутренних недостатков. Личность, по его мнению, всю жизнь противостоит собственным дефектам и порокам, борется со стрессом, возникающим от самого осознания этого фактора, благодаря чему и «растет» над собой.

Многие известные персоны, связанные непосредственно с областью науки, подчеркивают, что стресс — обязательный участник, если не главный механизм психического развития человека. Стрессовые ситуации зачастую становятся основой для чего-то большего: новой стадии жизни, переосмысления ценностей, самосовершенствования и личностного роста.

Стресс — это лишнее напряжение, волнение, эмоциональная встряска. Он может доставлять существенные неудобства, вызывая чувство подавленности и страха. Как же он может стать чем-то хорошим? Да, вопрос закономерный. Для того, чтобы ответить на него максимально полно, стоит подключить фантазию. Например, представьте, будто вы птенец и находитесь в своем уютном гнезде. Здесь все знакомо, ожидаемо и известно: понятно, с какой стороны взойдет солнце, в лучах которого можно будет согреться, под каким листиком удастся спрятаться в случае дождя. Родители-птицы всегда накормят и позаботятся. Но вот наступает период взросления, когда птенцу нужно покинуть знакомое гнездо. Но зачем? Ведь в этом месте есть все что нужно для счастливой жизни! Несмотря на это, именно стрессовая ситуация первого полета с последующим покиданием родного дома дают то, что мы называем развитие и становление. Подобную ситуацию можно образно перенести на жизнь любого существа.

Человек, годами пребывающий в одном и том же трудовом коллективе, где все его любят и хвалят, вряд ли добьется большого успеха на выбранном поприще несмотря на то, что он чувствует себя комфортно. Тот, кто попадет в новое окружение, будет вынужден доказывать, чего стоит, стараться, изучать новую информацию, пытаться ускорить процесс становления себя как специалиста, равняться на лучших. Такой человек имеет больше шансов достичь личного жизненного успеха, чем любой другой любитель комфорта. Именно по этой причине многие известные люди вспоминают свое тяжелое детство и юность с горечью, но при этом с особой благодарностью — за уроки, которые подарила им судьба.

Безусловно, далеко не всегда стресс приносит пользу. Кому-то он дает позитивную встряску, а кого-то может надломить. Реакция индивида на раздражитель зависит от типа его личности. Для примера можно условно разделить людей по следующим категориям:

Особенно уязвимы к стрессу, боятся неудач, чрезмерно рефлексируют на неблагоприятные факторы и замыкаются в себе, избегая активных действий. Особенно угнетает их большая ответственность и неожиданные перемены в жизни.

В большинстве своем это люди, которые считают, что счастье определяется исключительно через признание их заслуг другими людьми, денежным успехом, карьерным ростом. Они страдают от стресса, запутываясь в межличностных перипетиях; их часто мучает чувство одиночества, непонимание истинных целей в жизни. Такие личности нередко страдают бессонницей и постоянно пребывают в напряжении.

Не всегда могут постоять за себя и близких. Боятся выяснять отношения, спорить, ссориться. Они страдают от необходимости отстаивать свое мнение, вести серьезные разговоры. Стресс провоцирует страх и приводит к внутренним конфликтам.

Придерживаются целого ряда правил и обязательств, активно подчиняются традициям и догмам. Испытывают стресс, когда теряют контроль над ситуацией, определенными жизненными событиями. Такие персоны ощущают сильный дискомфорт, когда другие люди ломают их «стабильное» отношение к жизни, нарушают сложившиеся правила.

Это сильные личности, энергичные оптимисты, сломить которых может только скука, монотонная деятельность и рутина. Реакция таких людей на стресс чаще всего развивается в положительном ключе. Они воспринимают нестандартные, порой травмирующие ситуации как важные переломные моменты, за которыми их ожидает жизнь совершенно иного, возможно, лучшего качества.

Читайте также:  Может ли повышаться пульс из за стресса

Чтобы стресс не становился причиной подавленного настроения, тревоги и депрессии, а скорее давал позитивный толчок вперед, необходимо развивать стрессоустойчивость. Этот навык очень важен, поскольку человеческая жизнь в целом полна сложностей и неприятных моментов. По мнению психологов, любая ситуация, тревожащая человека, требует рационального отношения и детального разбора. Необходимо взвешивать все «за» и «против», стараться всегда поддерживать оптимистичный ход мыслей и решать проблемы по мере их поступления.

Чтобы развить стрессоустойчивость, прежде всего следует найти правильные способы расслабления. «Нет!» алкоголю, сигаретам и антидепрессантам. «Да!» медитации, здоровому сну, интересному времяпрепровождению и общению с близкими по душам. Обзаведитесь хобби (подойдет любая творческая или спортивная деятельность, способная отвлечь от забот), работайте над повышением собственной самооценки, концентрируйтесь на созидательных мыслях, любите и будьте любимы! Именно эти простые составляющие и станут теми прочными кирпичиками, что будут ограждать от травмирующего воздействия внешних факторов.

источник

Современная жизнь постоянно сталкивает нас со стрессами и переживаниями. Поэтому в наши дни невозможно быть успешным без умения избегать стрессовых ситуаций. Стресс оказывает негативное влияние на здоровье человека, как физическое так и эмоциональное. Ежедневно мы ощущаем влияние стресса в различных формах: начиная от домашних скандалов и заканчивая стрессами на работе. И это действительно важно,ведь влияние стресса на организм человека приводит к снижению активности мозга, и вообще является причиной большого количества различных заболеваний.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) —Стрессом обычно называют состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Также под понятием «стресс» понимают сами раздражающие физические, психические или биологические факторы.В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т.д.).

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)[2][3][4].

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[5], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Стресс, как и любой процесс, имеет несколько этапов. Этапы стресса — это определенные стадии, которые проходит человек, когда попадает в шоковую для него ситуацию .

Основные этапы стресса прослеживаются вне зависимости от природы раздражающего фактора. Основоположник концепции стресса канадский физиолог Г.Селье выделил 3 основных этапа стресса.

Шок или стадия тревоги. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.

Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжениярезервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма. Вот некоторые болезни, возникающие на фоне стресса:

сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, стенокардия, гипертензия, гипертония;

неврологические заболевания: неврозы, бессонница, мигрень;

заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь;

заболевания опорно-двигательной системы: остеопороз, мышечная дистрофия.

Хронический и продолжительный стресс является одним из факторов риска возникновения онкологических и психических заболеваний.

По своей продолжительности этапы стресса строго индивидуальны и часто зависят от глубины испытываемого напряжения и конкретной ситуации: от нескольких минут (и даже секунд) до нескольких недель.

источник

Стресс и его влияние на организм человека достаточно хорошо изучено врачами и психологами, поскольку данная проблема становится обыденным явлением в настоящее время. Каждый человек может оказаться в стрессовой ситуации вне зависимости от возраста, пола и социального статуса. Стресс – это защитный механизм на несвойственные физические и умственные нагрузки и сильные эмоции. Находясь в нестандартной ситуации, которая требует принятия важного решения, появляется волнение, учащается сердцебиение, возникает слабость и головокружение. Если влияние стресса на организм человека достигло пиковой отметки, то наступает полное моральное и физическое истощения.

Причиной перенапряжения может стать любой фактор, но специалисты делят их на две категории.
Во-первых, это изменения в привычном течении жизни:

  • повышенные нагрузки на работе;
  • разлад в личной жизни (интимной жизни);
  • непонимание со стороны близких;
  • острая нехватка денег и другие.

Во-вторых, это внутренние проблемы, которые порождаются путем воображения:

  • пессимистический настрой;
  • низкая самооценка;
  • завышение требований не только к себе, но и к окружающим;
  • внутренняя борьба личности.

Неправильно считать то, что только отрицательные эмоции являются стресс-факторами. Влияние стресса на здоровье человека оказывается также от переизбытка положительных эмоций, например, свадьба или стремительный карьерный рост.

Определив причину появления стресса необходимо ее искоренить. Если раздражение вызвано словами или действиями знакомого человека, то стоит заранее четко сформулировать свои претензии и высказать их объекту своего недовольства. Если последние силы отнимают занятия профессиональной деятельность, то лучше найти себе новое место. Не стоит бояться радикально изменить свой образ жизни, исключить из него все негативные моменты ради собственного спокойствия.

Любое живое существо старается приспособиться к условиям окружающей среды. Канадский ученый Селье в 1936 году доказал, что при чрезвычайно сильном воздействии, человеческий организм отказывается адаптироваться. Таким образом, было выделено три стадии стресса, в зависимости от гормонального фона человека:

  1. Тревога. Это подготовительная стадия, во время которой происходит мощный выброс гормонов. Организм готовится к защите или к бегству.
  2. Сопротивление. Человек становится агрессивным, раздражительным, начинает борьбу с недугом.
  3. Истощение. Во время борьбы, израсходовались все резервные запасы энергии. Организм теряет способность к сопротивлению, и начинаются расстройства психосоматического характера, вплоть до глубокой депрессии или летального исхода.

Стресс напрямую влияет на здоровые показатели организма человека. Подавляется работа внутренних органов и систем, появляется чувство подавленности. Влияние стресса на здоровье человека имеет различные проявления, основными из которых являются:

  • головные боли, не имеющие характерной локализации;
  • хронические недосыпания и бессонница;
  • функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы: брадикардия,
  • артериальная гипертензия, инфаркт миокарда;
  • нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • нарушения желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва, диспепсии невротического генеза;
  • обостряются онкологические проблемы;
  • снижение иммунитета, вследствие чего организм может подвергнуться вирусной инфекции;
  • нарушение нейроэндокринной регуляции, нерегулярная выработка гормонов, приводит к развитию остеопороза, сахарного диабета или к другим обменным заболеваниям;
  • дистрофия тканей мозга, мышечная ригидность или атония;
    может появиться алкогольная или наркотическая зависимость.

От гормонального фона человека напрямую зависит его настроение. За правильный психологический настрой в организме отвечает противострессовый гормон. Кортизол помогает двигаться к поставленной цели, дает силы и мотивацию для действий. Уровень гормона в крови варьирует в зависимости от эмоционального настроя человека, его планов на ближайшее будущее. Если же организм пребывает в стрессовом состоянии, то психологически, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг него действия. Проявляется это в завышенных требованиях к самому себе и к окружающим людям. Теряется спокойствие, нарушается внутренне равновесие, вследствие чего появляется апатия к жизни.

Последствия нарушения психоэмоционального фона:

  • истощение душевных сил приводит к неврозам, депрессии и другим психическим заболеваниям;
  • потеря интереса к жизни, отсутствие каких-либо желаний;
  • нарушения режимов сна и бодрствования;
  • эмоциональная неустойчивость: приступы агрессии, вспышки гнева, раздражительность;
  • внутреннее ощущение тревоги.

Однообразная монотонная работа, постоянный эмоциональный тонус приводят к тому, что работоспособность начинает снижаться, чувствуется постоянная усталость. В работе напрямую проявляются признаки переутомления:

  • регулярные ошибочные действия;
  • желание спать: зевота, закрываются глаза;
  • отсутствие аппетита;
  • мигрень, шум в голове
  • глазная боль;
  • витающий характер мыслей, отсутствие сосредоточенности;
  • нежелание продолжать работу.

Утомление имеет свойство накапливаться, если не помочь своему организму бороться со стрессом, то уровень работоспособности может снизиться безвозвратно.

Отличительной особенностью морально сильного человека является устойчивость к негативному воздействию. Тотальный самоконтроль является лучшей защитой от стрессовых ситуаций. От неприятностей можно спрятаться, но для нормального душевного состояния необходимо уметь бороться с проблемами.

Восстановиться после стрессового воздействия поможет комплекс успокаивающих и расслабляющих мероприятий:

  1. Эмоциональный выброс. Необходимо оказаться в полном уединении, набрать полные легкие воздуха и крикнуть настолько громко, насколько позволяют связки. Лучшим местом для проведения данного приема является природа. Непринуждённая обстановка, свежий воздух помогут максимально сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии. Крик поможет выплеснуть весь скопившийся негатив. Для наилучшей эффективности рекомендуется кричать любые слова не менее трех раз.
  2. Правильное дыхание. Дыхательная гимнастика абсолютно незаменима, если ощущается гнев, страх, волнение или другое не свойственное чувство, которое начинает переполнять изнутри, не давая продохнуть. Существует множество вариаций гимнастических упражнений. Для успокоения достаточно в течение минуты делать медленный вдох через нос, а затем медленно выдыхать воздух через рот. Учеными доказано, что нормализация дыхательного ритма способствует восстановлению душевной гармонии. В комплексе с физическими упражнениями, помимо внутреннего баланса можно еще и расслабить мышечную мускулатуру тела.
  3. Физические нагрузки. Стресс оставляет на здоровье человека серьезные последствия, справиться с которыми поможет умеренная физическая активность. Занятия не только спортом (игры, фитнес), но и повседневные хлопоты, требующие больших энергозатрат (уборка, стирка, готовка), помогут стабилизировать психоэмоциональное состояние. Активная деятельность ускоряет обмен веществ в организме, очищая его от токсинов и других продуктов жизнедеятельности, способствует повышению физической подготовки и помогает отвлечься от неприятностей.
  4. Поддержка близких людей. Моральная поддержка родных придает силы для борьбы с угнетающим состоянием. Им всегда можно высказаться, довериться, открыв самые потаенные участки души. Теплота и любовь излечивает все душевные раны.
  5. Русская баня. Если хорошенько пропариться, то гормоны стресса покинут организм, вернется нормальное самочувствие, улучшатся физиологические показатели организма. Баня хорошо помогает при простуде и ревматизме, а также успокаивает нервы, снимает стресс. Сочетание данной процедуры с аромотерапией и травяными настоями усилят полученный эффект.
  6. Искусство. Возможность выражать свои чувства с помощью искусства положительно влияет на эмоциональную сферу. Благодаря пению, рисованию, танцам человек самовыражается, что является психологической разрядкой. Вокал и танец помогают нормализовать дыхание, повысить тонус организма.

Если встряска организма произошла на короткий срок, то она может принести пользу:

  1. В момент сильного напряжения происходит активация нервных клеток, поэтому мозг начинает работать на максимуме. Улучшается рабочая память. На экзамене студент может рассказать материал, который, на его взгляд, он никогда не учил.
  2. Повышается уровень окситоцина, гормона нежности и доверия. Он способствует устранению конфликтных ситуаций, налаживанию доверительных контактов.
  3. Активируются резервные запасы энергии, появляются силы и мотивация для достижения поставленных целей.
  4. Преодолевая трудности, повышается выносливость организма.
  5. Активируется иммунная система, улучшаются биологические показатели.
  6. Обостряются все анализаторы, помогая сконцентрироваться на решении проблемы.

Таким образом, стресс и его влияние на человека различно. Эмоциональный тонус положительно влияет на психическую сферу, но вслед за контролем и повышенной активностью следует исчерпание жизненных ресурсов. Нервное напряжение пройдет самостоятельно, как только пропадет причина его возникновения. Очень важно следить за своим эмоциональным и физиологическим состоянием, в случае невозможности исключить раздражающий фактор, обратиться к специалистам.

источник

Научное определение стресса. Рассмотрение данного состояния человека, его поведение в этом состоянии. Изучение психологического давления на человека в повседневной жизни. Общие понятия концепции стресса Г. Селье. Проведенные исследования М. Фридмана.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Психологические аспекты стресса

ст. преподаватель Саввина Е.В.

1.1 Научное определение стресса

1.2 Основные положения концепции стресса Г. Селье

Глава 2. Психологические аспекты стресса

2.1 Психологическая реакция человека на стресс

2.3 Исследования М. Фридмана

Список использованной литературы

Выбранная мною тема курсовой работы достаточно актуальна в нынешнее время, поскольку стрессовые ситуации являются наиболее распространенным аффектом, который оказывает значительное влияние не только на психологическое состояние человека, но и на его физическое здоровье. Они представляют собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Сам этот термин — «стресс» — стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Целью моей работы является рассмотрение данного психологического состояния человека, его поведение в этом состоянии, а также влияние стресса как неотделимого психологического давления на человека в повседневной жизнедеятельности.

Понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, демографии и т.д. Задачами моей курсовой работы можно назвать:

· детальное и подробное рассмотрение понятия «стресс»

· раскрытия проблемы стресса в психологическом аспекте

В нынешнее время стресс является довольно обычным и весьма часто встречающимся явлением. Он становится неотъемлемой частью нашего существования. Однако стоит отметить, что незначительные стрессы не носят столь разрушительный характер, приписываемый им обывателями. Именно чрезмерный стресс может создать серьезные затруднения для людей и организаций.

Стресс — это то состояние организма, при котором между личностью и окружающей средой появляется взаимодействие, вызывающее напряженность и тревогу. Стресс требует для своего возникновения угрозу извне. Данное психологическое явление возникает тогда, когда нормальной привычной реакции на раздражитель недостаточно. Появление стресса можно привязать к субъективным причинам, зависимым от особенностей конкретной личности. От фактора личности зависит многое, так как причины могут быть сугубо индивидуальными.

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощения энергетических ресурсов.

Читайте также:  Может ли повышаться температура после стресса

1.1 Научные определения стресса

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

И. Бородин считает, что «стресс — это двигатель прогресса, существует предположение, что наши обезьяноподобные предки, жили в верхнем ярусе тропического леса и почти не имели врагов. Но вот леса стали уступать место саванне, и предчеловеку пришлось столкнуться с множеством опасностей. И стресс был на каждом шагу». «И чтобы выжить — утверждает ученый — будущие люди пошли по пути создания неспецифического приспособления — они обзавелись интеллектом». «Увы — замечает Бородин — добавление стресса при этом только усилилось. Животные реагируют только на непосредственную опасность, они не в состоянии прогнозировать. А человек к сиюминутным стрессам прибавляет грядущие».

А. Добрович считает, что стресс — это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью.

Т. Кокс считает, что стресс — угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью.

Краткий оксфордский словарь даёт несколько определений слова «стресс»:

· это побуждающая или принуждающая сила.

· это усилие или большая затрата энергии.

· это силы оказывающие воздействие на организм.

Основные научные подходы к проблеме определения стресса также обсуждались такими авторами, как Лазарус, Анклей и Трумбелл, Левин и Скотч, Кокс и другие.

Во-первых, подход трактует стресс как зависимую переменную, определяя его как ответ организма на беспокоящее или вредное окружение. Во-вторых, подход трактует стресс с точки зрения стимулирующих воздействий этого беспокоящего или вредного окружения и таким образом обычно считает стресс независимой переменной. В-третьих, подход рассматривает стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между личностью и средой. В этой форме стресс изучается с точки зрения воздействия предшествующих ему факторов и их последствий. При всех трёх подходах слово «среда» употребляется в самом широком смысле и относится как к внутреннему так и к внешнему миру личности, к её физическому и психосоциальному окружению.

1.2 Основные положения концепции стресса Г. Селье

Феномен стресса был открыт канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Первоначально Г. Селье уделял основное внимание биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов.

Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Первая стадия — стадия тревоги (в течение 48 часов после начала воздействия), во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы, происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. Однако на этой фазе часто возникают заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических». При большой силе воздействия реакция тревоги может закончиться гибелью организма. Но если организм переносит эту стадию синдрома, то наступает вторая стадия.

Вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления (начинается спустя 48 часов после повреждающего действия), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Если повреждающее действие было не столь сильным, отмечает Г. Селье, то возрастает сопротивляемость организма, и в более поздний период второй стадии вид и функции органов практически возвращаются к норме. Но если действие повреждающего агента продолжается дальше, то после этой стадии организм теряет свою резистентность, что приводит к третьей стадии.

Третья стадия — стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. При отсутствии «помощи» происходит гибель организма.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный стресс». В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально- психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей, а потому, что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

Что может быть источником стресса:

* Травма или кризисная ситуация

* Мелкие ежедневные неурядицы

* Конфликты либо общение с неприятными людьми

* Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей

* Ощущение постоянного давления

* Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе

* Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили

* Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине

* Сильные позитивные эмоции

* Ссоры с людьми и особенно с родными (также к стрессу можно привести наблюдение на ссоры в семье)

* Переезд из одной страны в другую

* Люди с заниженной самооценкой

* Люди, злоупотребляющие алкоголем

* Люди, с генетической расположенностью к стрессам

Глава 2. Психологические аспекты стресса

2.1 Психологическая реакция человека на стресс

О переживаниях связанных с психологическим аспектом стресса, далеко не всегда говорят просто «я в стрессе». Гораздо чаще описывают это состояние в связи с эмоциями такими как: гнев, ярость, беспокойство, вина, стыд, ревность. Таким образом, переживание, связанное со стрессом, несомненно, является эмоциональным переживанием. Большинство психологов разделяют эмоциональные переживания на два типа: приятные, или положительные эмоции и неприятные, или отрицательные эмоции.

Изучение психологических реакций на стресс посвящено большое число исследований, хотя многие из них и не имеют этого конкретного названия. Следует указать несколько четко очерченных областей, в которых велись исследования. При изучении животных исследователей интересовали поведенческие компоненты эмоций, (особенно отрицательных, таких, как страх), влияние на поведение наказания и поведения в конфликтных ситуациях. В исследованиях, проводимых на людях, интерес концентрировался на клинических, производственных и военных ситуациях. При изучении клинических ситуаций основное внимание обращалось на этиологию нервных расстройств и предшествующих им изменениях в психическом состоянии. При рассмотрении производственных или военных ситуаций интерес также сосредотачивался на исследовании состояния индивида, более подробно изучалась его деятельность в экстремальных условиях. Основная проблема в понимании психологических реакций человека на стресс касается его способности справиться со стрессогенной ситуацией. В результате всех этих исследований было разработано несколько разных моделей для объяснения психологических реакций на стресс, каждая из которых более или менее отвечает своим специфическим условиям, но лишь частично адекватна как общая модель. Ни одна из существующих моделей не может представить полного объяснения стресса. Переживание стресса у человека рассматривается как причина, вызывающая нарушение психологического равновесия, которая приводит в действие механизмы, направленные на ослабление этого нарушения. Это механизмы преодоления стресса, которые являются частью поведения. Если же нормальная реакция преодоления не достигает успеха в ослаблении или преодолении стресса, то это может привести к дезорганизации поведения. Если же продолжительность и устойчивость стресса сильнее, то это может привести к коллапсу поведения. Концепция преодоления многим обязана трудам Лазаруса, «преодоление, — пишет он, — лучше всего считать формой решения проблемы, целью которого является благополучие человека, в то время как человеку не совсем ясно, что нужно делать». Это особенно относится к трудным ситуациям, которые воспринимаются как стрессогенные. Путем преодоления человек делает попытку овладеть ситуацией. Согласно Лазарусу, преодоление включает два процесса, один — непосредственная двигательная реакция, и другой — временное облегчение.

Непосредственная двигательная реакция относится к реальному поведению, направленному на изменение взаимоотношений человека с окружающей средой. Имеет формы в виде: подготовки к защите от вредных воздействий, агрессия, избегание и пассивность. Под понятием «избегание» Лазарус подразумевает удаление себя от реально существующей опасности или угрозы. Подготовка к защите от вредного воздействия является формой истинного поведения избегания, при которой человек может предпринять определённые действия в отношении опасности. Реакция студентов на экзаменах является хорошим примером подготовки к защите от вредных воздействий. Поскольку экзамены обычно соответствуют чётко установленной форме, у студентов имеются месяцы для подготовки к ним. По мере того как приближается опасность (провал на экзаменах со всеми вытекающими отсюда последствиями), всё большее число студентов начинает интенсивно заниматься, постоянно увеличивая время занятий и глубину изучения материала. Агрессия, по-видимому, часто сопутствует стрессу, но не всегда бывает адекватной и, следовательно, эффективной формой преодоления. Она выражается в нападении личности на источник возникновения проблем, который может восприниматься или как конкретный человек, группа людей, или организация. Уничтожение или хотя бы частичное поражение источника, вызывающего проблемы, может избавить человека от опасности или уменьшить переживания, связанные со стрессом. Человек может нападать на свою жену, тогда как истинным источником его проблем является его непосредственный начальник на работе. Однако его жена может быть более уязвимой целью с меньшей способностью к противодействию. Чтобы такое непрямое нападение стало эффективной формой преодоления, человек должен воспринимать свою жену как источник вреда в его стрессогенной ситуации. Если очевидно, что это неверное восприятие, тогда в дальнейшем может возникнуть чувство вины, которое ещё более усилит переживание стресса. Спор между соседями, который привел к словесным оскорблениям друг друга в очевидной вспышке ярости, сопровождавшейся соответствующей позой и размахиванием руками. Это событие может быть проанализировано следующим образом: цель — конкретный индивид, характер агрессии — словесные оскорбления с соответствующим поведением, эмоция — гнев. Подобное поведение может разрешить спор с позиции сильнейшего и устранить источник стресса или повысить уважение к себе (в связи с победой) и тем самым ослабить переживание стресса.

Бегство является третьей формой непосредственной двигательной реакции, так же, как гнев часто обозначают как эмоциональный коррелят агрессии, так и страх связывают с понятием бегства. Случаи, когда солдаты бегут с поля боя или дезертируют, могут служить примером бегства от страха. Лазарус рассматривает агрессию и бегство как реакцию на стресс. Четвертой формой является пассивность. Это замирание как непосредственная реакция на воздействие стресса. Пассивность также можно рассматривать как продолжительную реакцию на хроническое переживание стресса. Это можно связать с депрессией и чувством безнадёжности. Депрессия является общей клинической реакцией на длительное воздействие сильного хронического стресса. Это одна из форм относительной пассивности, выражающейся, очевидно, в чрезвычайной замедленности и вялости реакций на любые раздражители [цит.6; стр.103] «Некоторые ситуации, вызывающие, могут не оставлять никакой надежды на то, что можно облегчить стресс или устранить действительный вред. Вероятно, из-за отсутствия, каких бы то ни было очевидных способов преодоления, человек не станет развивать своего стремления справиться с трудностями и совсем потеряет способность делать это, — считает Лазарус — пассивность может являться результатом явной безнадёжности ситуации».

«Ещё не решено, — считает Кокс — что же такое безнадёжность — отсутствие возможности преодоления или одна из форм преодоления стресса, параллельная реакция замирания или, возможно, симуляция смерти».

Преодоление может выражаться не в форме непосредственной двигательной реакции, а в форме временного облегчения. Временное облегчение выражается в смягчении страданий, связанных с переживанием стресса, и в уменьшении психофизиологических воздействий. Временного облегчения можно добиться несколькими способами. По Лазарусу двумя, симптоматическим и интрапсихическим. Первый способ включает употребление алкоголя, транквилизаторов и седативных препаратов, тренировку мышечной релаксации и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека. Интрапсихический способ временного облегчения рассматривается в плане механизмов когнитивной защиты. Описание этих механизмов во многом обязано развитию психоанализа. Фрейд использовал выражение «защитные механизмы» для обозначения бессознательного психологического механизма, с помощью которого человек может ввести себя в заблуждение относительно присутствия угрозы или внешней опасности. Смысл этой «защиты» заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности, а не сама угроза. Интрапсихическое временное облегчение по Лазарусу рассматривается с точки зрения этих механизмов, и называются: идентификация, перемещение, подавление, отрицание, формирование реакции, проекция и интеллектуализация. Перемещение агрессивности можно наблюдать, например, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, и проявляет агрессию по отношению к другому менее сильному. (В случае, когда муж проявляет агрессию на жену, хотя виноват начальник). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто отрицая, что она существует. Отрицание обычно считают тесно связанным с подавлением в том, что подавление подразумевает отрицание внутренних угрожающих импульсов. Чтобы отрицание было эффективным, может понадобиться создание сложных когнитивных механизмов для восприятия информации, делающей ложным отрицание. Например, врач, который сообщает больному с тяжёлым сердечным приступом, о тяжести и серьёзности его заболевания, с позиции отрицания может быть дискредитирован в глазах больного, и информация врача не будет принята к сведению. Интеллектуализация является способом защиты, при которой человек может реагировать на угрожающую ситуацию бесстрастно, оценивая её аналитически как предмет для улучшения или интересное явление. Профессионал — врач, психолог или медсестра по этой причине не любят лечить тех, кто им эмоционально близок. В такой ситуации трудно сохранить бесстрастность.

Читайте также:  Может ли повышаться билирубин при стрессе

В период с 1971 по 1977 г. в лаборатории клинических исследований стресса в Стокгольме Леви и Коган развили взгляд Селье на стресс и разработали теоретическую модель для описания психологических факторов как посредников в возникновении физического заболевания.

Их основная гипотеза заключается в том, что психосоциальные ситуации могут быть причиной ряда таких расстройств. Леви и Коган предполагают, что в большинстве случаев изменения условий существования вызывают физиологическую стрессовую реакцию, которая готовит личность к активному физическому противодействию стрессору. Леви и Коган представляют этот процесс на диаграмме в виде блок-схемы. Внешние влияния, определяемые как психосоциальные стимулы, переплетаются с генетическими факторами и с влиянием окружающей среды. Эти индивидуальные факторы Леви и Коган называют «психобиологической программой». Вместе психосоциальные стимулы и психобиологическая программа определяют ответную реакцию на стресс, которая, в свою очередь, может вызвать состояние, предшествующее заболеванию, а затем и саму болезнь.

Ещё исследования В. Кеннона (1927-1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем, когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими приемами.

По Шмидту, в схеме обращают на себя внимание несколько моментов:

· сам по себе психологический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса;

· лишь на последующих этапах, а именно начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства;

· развитие отрицательной симптоматики имеет определенную поступательность. Между нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживается промежуточные, временные состояния функциональных расстройств (в том числе психических);

· на схеме показано, что чем дальше заходит расстройство, тем большее влияние на это оказывает предрасположение.

По мере усиления роли психического стресса не подлежит сомнению, что в исследованиях необходимо сочетание методов медикобиологических, психосоциологических, клинических, ибо психический стресс — это проблема комплексная.

П.К. Анохин сумел четко показать, какое отношение имеют эмоции к стрессу. Согласно теории функциональных систем, поведение любого живого существа, деятельность его тканей и органов неизменно направлены к достижению каких-то полезных результатов. Хаос внутри функциональных систем — вот что такое стресс по Анохину.

«Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значение своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

Л.Н. Толстой насчитал у человека 97 улыбок и 85 выражений глаз. Множество эмоциональных оттенков подметили не только писатели, но и художники, скульпторы. Ученые, однако, тут более строги, они считают, что существует лишь девять основных эмоций. Эмоции радости, удивления, грусти, гнева, отвращения, страха, интереса, презрения и стыда. Все эти эмоции, полагают ученые, носят врожденный характер: они выражаются и понимаются совершенно одинаково всеми людьми. Эмоции выражаются в мимике, интонации голоса, движении тела. Эмоции это «громоотвод» при стрессах. Мышцы лица при эмоциональном напряжении используют некоторую часть нервной энергии. Хроническое вынужденное подавление эмоций сулит беду; психическая энергия обрушится на чувствительные внутренние органы, станет причиной болезней.

«Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать». Слова Вольтера как нельзя кстати подходят к теме эмоций и стресса. Ведь, по мнению Селье — жизнь без стресса означает смерть. А как мы уже выяснили стресс ничто без наших эмоций. Психологический стресс, вызывается отношениями между людьми, а также их положением в обществе. В какой-то момент возникает столкновение интересов — стрессор, затем появляются сбалансированные импульсы — приказы сопротивляться или терпеть. Устойчивость к стрессу и способность приспосабливаться к условиям часто проверяются жизненными экстремальными ситуациями, такими, как сердечный приступ, сильные ожоги, тяжелая утрата, увечье, изоляция от людей, автокатастрофа, попытка убийства или изнасилования.

Свидетельством недавней катастрофы в Москве, в связи с захватом заложников явилось то, что лишь немногие смогли справиться с этой ситуацией.

Изоляция от внешнего мира, скованность позы, голод, жажда и огромный страх за свою жизнь вывели из строя не только участников этой трагедии, но и почти всех кто за этим наблюдал. Рассмотрим ещё один пример экстремальной ситуации — изнасилование. Изнасилование представляет собой кризис самосохранения. Это переживание огромного испуга, страх за свою жизнь и следовательно принудительный половой акт в данной ситуации является платой за возможность сохранить жизнь. Угроза нападения возникает тогда, когда жертва осознает, что в сексуальном нападении кроется прямая опасность для её жизни. Преодоление на этой стадии обычно проявляется у жертв в форме попытки «избежать» этой ситуации. Большинство жертв используют словесную защиту — затягивание времени, уговоры, шутки, угрозы. Другие же пытаются защититься посредством физической силы — нападения или бегства. Есть и третьи, которые обычно не в состоянии ничего сделать в ответ на угрозу жизни. Одни были физически парализованы, другие находились в состоянии прострации, а некоторые были сломлены прежде, чем могли начать сопротивляться. стресс психологический селье фридман

Последствие стресса может быть длительным, даже когда стрессор прекратил свое действие. Наши собственные положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред самым прямым путем, точно также как мы извлекаем пользу или приносим себе вред, возбуждая эти чувства в других людях.

В межличностных отношениях выигрыш состоит в возбуждении чувства дружбы, любви, благодарности и доброжелательности, проигрыш состоит в том, что у других людей возникают ненависть, фрустрация и жажда мести.

Устойчивое положение в обществе лучше всего обеспечивается возбуждением положительных чувств у максимального числа людей. Ведь ни у кого не возникает желание вредить человеку, которого он любит, к которому он испытывает доверие и почитание. Чувства же безразличия в лучше случае может привести к отношениям взаимной терпимости. Они делают возможным мирное сосуществование, но не более. В конечном счете наши чувства важнейший фактор, управляющий нашим поведением в повседневной жизни. Такие чувства определяют наш душевный покой или тревогу, ощущение безопасности или угрозы, свершения или провала. Они определяют, сможем ли мы добиться успеха в жизни, наслаждаясь стрессом и не страдая от дистресса. Разным людям требуется для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, часто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые люди не довольствуются жизненным минимальным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду, жильё. Люди нуждаются в чем-то большем. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой.

2.3 Исследования М. Фридмана

Проводя серию исследований в сфере поведения людей, задействованных в управленческой деятельности, М. Фридман к выводу, что общую массу людей, занимающихся активным умственным трудом, можно поделить на два основных типа:

Поведенческая модель типа А — это совокупность поведенческих черт или стиля жизни, характеризующаяся крайней враждебностью, стремлением одержать победу, во что бы то ни стало, крайней торопливостью, нетерпеливостью, чрезмерным беспокойством, крайней агрессивностью (иногда с трудом сдерживаемой), экспрессивностью речи и настороженностью, которая сопровождается напряжением всего организма. Люди с ярко выраженным типом А поведенческой модели противостоят временному прессингу и возложенной на них ответственности (Дженкинс, 1979 год). Тип А не являет собой практический результат стресса и реакцию на напряжение или дискомфорт. Скорее — это стиль решения проблем. На другом конце находятся представители поведенческой модели типа Б. Они более расслаблены, склонны к сотрудничеству, не столь спонтанны в работе и выглядят более удовлетворенными повседневной жизнью и окружением.

Интенсивность и частота поведенческого типа А увеличивается по мере индустриализации, роста конкуренции и темпов жизни. Поведенческий тип А чаще встречается в городе, чем в сельской местности, более распространен среди менеджеров и работников торговли по сравнению с представителями технических профессий, у квалифицированных рабочих и творческой интеллигенции и у деловых женщин в отличие от домохозяек.

На протяжении, по крайней мере, двух десятилетий прилагались систематические усилия, чтобы помочь людям с интерактивной поведенческой моделью типа А изменить ее и приблизить к поведенческому типу Б. Наиболее крупная попытка была предпринята в рамках Проекта Предотвращения Повторных Сердечных Заболеваний, осуществленного в районе залива Сан-Франциско в восьмидесятые годы. Повторные обследования в течение нескольких лет показали, что многие люди изменились, и что количество инфарктов миокарда уменьшилось у лиц, на которых было оказано воздействие по схеме снижения показателей поведенческого типа А, по сравнению с теми, кто только получил совет, как следует вести себя при сердечнососудистых заболеваниях (Торсон и Повел, 1992 год).

Вмешательство в поведенческую модель типа А нередко дает результаты с трудом, поскольку этот стиль поведения характеризуется многими продуктивными чертами, в частности, в области карьеры и заработка. Поэтому программу следует составлять очень тщательно, чтобы она могла дать необходимый психологический эффект; групповой подход, видимо, представляется более эффективным, нежели проведение бесед и советы отдельным людям.

В своей работе я попытался определить понятие стресса как эмоционального состояния. В первой главе было рассмотрено и развернуто определение стресса, в результате чего можно сделать вывод, о первопричинах возникновения этого термина. Понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний человека в нестандартных условиях на физиологическом, психологическом и прочих уровнях.

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, или иными словами ответ организма на внешний раздражитель, различного происхождения (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм испытывает напряжение.

Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и «предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта».

Также в этой работе удалось определить главные черты стрессового состояния человека: 1) состояние организма, его появление обязывает к взаимодействию между организмом и средой; 2) более напряженное состояние, чем обычное, которое требует для своего возникновения ощущения угрозы; 3) данные явления имеют место тогда, когда обычная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Во второй главе были выявлены особенности влияния стресса на людей, их реакцию на стрессовые ситуации. Были рассмотрены два основных типа людей, находящихся в стрессовой ситуации.

Таким образом, я думая, что цель курсовой работы достигнута и мне удалось определить особенности психологических аспектов стресса у людей.

Список использованной литературы

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976 г.

Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988 г.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984 г.

Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976 г.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Р н/Д. 1990 г.

Мольц М. Я — это Я. Под редакцией Зинченко В.П., М. 1991 г.

Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1991 г.

Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981г.

Харс К., Майер К. Стресс — цена успеха? 1993 г., перевод Аконовой Г.В. Р н/Д 1996 г.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Сп. 2001 г.

Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М., «Физкультура и спорт» 1988 г.

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

Факторы активизации изучения психологического стресса. Стресс как патогенетическая основа многих заболеваний. Содержание теории стресса Г. Селье, её недостатки. Обзор теорий и моделей психологического стресса (З. Фрейда, Н.G. Wolff, D. Mechanik).

презентация [1,5 M], добавлен 07.04.2017

Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

презентация [928,0 K], добавлен 11.12.2013

Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 21.10.2010

Изучение стресса в жизни студента. Сущность понятия «стресс». Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов. Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 23.05.2010

Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

дипломная работа [429,8 K], добавлен 16.06.2012

Что такое стресс. Психическая адаптация. Стадии стресса. Истоки развития научной концепции стресса. Основные положения концепции стресса Г. Селье и их развитие. Фазы развития стресса. Мобилизация адаптационных резервов. Эмоциональная напряжённость.

реферат [29,8 K], добавлен 15.12.2006

Изучение понятия стресса, который представляет собой состояние чрезмерно сильного, длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку. Способы борьбы и профилактика стресса.

реферат [39,7 K], добавлен 01.02.2011

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012

источник