Меню Рубрики

Первый день в садике стресс

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни.

На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр.

Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.

Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.

Лучший показатель адаптации, как считают детские психологи и воспитатели, складывается у детей, выросших в многодетной семье. Хорошо воспринимают ясли или детский сад и малыши, живущие в коммунальных квартирах.

Секрет такой тенденции в том, что дети воспитываются в шумной компании, на условиях равноправия, где к ним относятся как к взрослой, самостоятельной личности. Отношения с родителями выстраиваются на правах партнеров, поэтому малыши способны некоторое время спокойно обходиться без опеки родных.

Стресс в детском возрасте имеет разную симптоматику.

Вопрос о том, как детям избавиться от стресса в школе, очень актуален. Современные психологи выделяют целый ряд факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние ребенка.

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Ж ар у детей развивается не так уж и редко. Родителям часто приходится сталкиваться с этим явлением.

Если у ребенка температура 38 без симптомов простуды это может быть связано с активизацией иммунной системы. Она начинает активно бороться с любым негативным фактором, выделяя большое количество лейкоцитов и лимфоцитов.

Одновременно вырабатывается интерлейкин, отвечающий за те зоны коры головного мозга, которые способствуют повышению температуры. Они выделяют соответствующие гормоны, стимулирующие метаболизм, что и вызывает гипертермию.

Было бы ошибочно думать, что все это не страшно, так как является естественной реакцией организма.

Нужно четко понимать, что при таком жаре ребенок обязательно нуждается в помощи родителей и врача. Но и сходить с ума от тревоги тоже не стоит, ведь причиной может быть банальный перегрев.

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  1. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  2. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  3. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду.

Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша.

Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Известный детский психолог Пенелопа Лич провела многочисленные исследования, направленные на выявление негативной зависимости здоровья ребенка от длительного плача. Полученные специалистом результаты привели к печальному выводу: долгий, беспрерывный плач может стать причиной серьезного психического расстройства здоровья маленького человека.

Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша.

Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей.

Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.

Воспитатель говорит вам, что у вашего малыша продолжаются истерики, отнеситесь к этому серьезно. Выясните у педагога, как часто он это делает, в какое время.

Возможно, ребенок расстраивается в момент вашего ухода, или, наоборот, вечером, когда ждет вас, и думает, что вы не появитесь, что вы забыли о нем. Некоторые детки начинают хныкать, проснувшись после «тихого часа», забыв, что они не дома, а находятся в непривычной обстановке.

Узнав причину тревог, можно скорректировать темы разговоров с ребенком, акцентируя успокаивающие объяснения на озвученной проблеме. Главное, чтобы сказанные вами слова не расходились с вашими поступками.

Не ждите от ребенка, что он полностью успокоится и перестанет переживать ситуацию. Малыш может стать капризным, агрессивным, упрямым, заторможенным или наоборот, слишком возбудимым. Нервничать при смене обстановки — это нормально. Главное — не перейти ту границу, за которой естественные эмоциональные переживания превращаются в невроз.

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством.

Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему.

Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.

    В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

    Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

    Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

    Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

    Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

    Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

    Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

    Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

    Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

    Третий этап – компенсированный– стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

    Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными.

    Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется.

    Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей.

    Читайте также:  Что бывает у кошек от стресса

    Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

    Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

    Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием.

    Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох.

    Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

    Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

    Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

    Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

    Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

    1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада — от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный «кризис трех лет».
    2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
    3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
    4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
    5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

    Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

    Дошкольные учреждения имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Пройти через адаптацию необходимо по следующим причинам.

    Даже в очень сложных случаях адаптация рано или поздно происходит. Но стоит позаботиться о том, чтобы она прошла быстрее и оказалась безболезненной. Родителям, заботящимся о детях лучшим образом, Комаровский советует придерживаться таких моментов.

    Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, агрессивность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

    Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

    Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

    1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
    2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
    3. Шантажируют ребенка детским садом.
    4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

    Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе.

    Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

    Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

    К детям младшего школьного возраста следует проявлять лояльность, мягкость и понимание. Перед выходом в школу ребенок обязательно должен позавтракать. В противном случае организму будет сложнее выйти из состояния сна. Мозг включится в работу, только если получит энергию в форме пищи.

    После уроков ребенку нужно дать время отдохнуть, поиграть. Лишь после кратковременного отдыха рекомендуется выполнять домашние задания. Если малыш получает плохие оценки, не нужно его осуждать. Родители и педагоги должны оценивать его работу, а не его личность.

    На современном этапе развития общества очень часто родителями и педагогами наблюдается стресс у подростков и у детей дошкольного возраста. Не все дети подвержены стрессу, т. к. в одной и той же обстановке они по-разному среагируют на происходящее.

    Полностью оградить детей от жизненных трудностей практически невозможно, но родители могут научить своего ребенка адекватно реагировать на неприятные ситуации и самостоятельно справляться с нервным состоянием.

    Стресс у детей проявляется по-разному

    Приняв решение отдать свое чадо в детский сад, проведите с собой подготовительную работу. В первую очередь настройтесь на то, что вам необходимо будет расставаться с вашим малышом. Сначала на 1-2 часа, а потом дольше, постепенно увеличивая время его пребывания в учреждении.

    Заранее узнайте, кто из воспитателей будет работать в вашей группе. Личное знакомство с ними придаст вам уверенность в их профессионализме. Вам будет легче передать ребенка уже знакомым людям.

    Познакомьтесь с руководителем детского сада. Он объяснит все правила посещения ребенком группы. Обратите особое внимание на оплату услуг детского сада и на постановку на питание ребенка.

    Медицинский персонал также окажет большую помощь при подготовке к посещению детского сада. Вам расскажут обо всех важных моментах, которые необходимо соблюдать в семье. Кроме того, медики дадут перечень детских врачей, которых необходимо будет пройти для заполнения личной медицинской карты ребенка.

    Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

    • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
    • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
    • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

    Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

    • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
    • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
    • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

    Такая разновидность стресса напрямую связана с изменениями в климате той территории, где живет семья. Психическое состояние детей может зависеть от температуры окружающей среды, резких перепадов температуры, загрязнения воздуха, колебания атмосферного давления.

    К факторам, которые провоцируют нестабильность эмоционального состояния, относится и качество питьевой воды. Вода и еда, которые могут быть загрязнены токсическими веществами, негативно отразятся на физическом и психоэмоциональном здоровье. Такие дети чаще подвергаются атаке инфекций, появляются аллергические реакции и расстройства в работе пищеварительного тракта.

    Такая разновидность стресса напрямую связана с изменениями в климате той территории, где живет семья. Психическое состояние детей может зависеть от температуры окружающей среды, резких перепадов температуры, загрязнения воздуха, колебания атмосферного давления.

  • частые перепады настроения; нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
  • энурез – недержание мочи;
  • головной или абдоминальный болевой синдром;
  • подверженность страхам, излишняя суетливость;

    Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

    В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

    Рекомендации по гигиене сна:

    • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
    • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
    • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
    • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
    • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
    • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

    Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

    Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

    В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

  • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
  • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
  • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
  • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
  • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
  • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

    Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

    Стресс, это еще не повод к унынию, поскольку, выйдя из зоны комфорта, человек принимает решения и развивает в себе новые качества, желательно до впадения в депрессию. Однако, подобное состояние и для взрослых не является простым, а для ребенка скорее характерно замкнуться в себе, что чревато серьезными нарушениями со здоровьем.

    Специалисты утверждают, что начать борьбу за устойчивость к стрессу следует с родителей. Дитя, копируя в любой ситуации маму и папу, не занимается анализом ошибок, а просто выбирает модель поведения, характерную для его семьи, воспроизводя ее на своем уровне.

    Поэтому вначале проанализируйте собственные ошибки и это подскажет вам опасные места, которые могут подстерегать вашего малыша.

    Однако, немаловажной задачей является своевременное определение наличия стресса у малыша. Это может быть ухудшение здоровья, любое изменение в поведении, возврат к более «младенческим» привычкам. Это все сигналы, которые нельзя упустить.

    Перед тем как пустить ребенка первый раз в детский сад следует осуществить некоторые предварительные мероприятия. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно себя обслуживать, проситься на горшок, соблюдать установленный в садике режим дня, показывать где болит.

    Всеми этими способностями малыш должен обладать еще до первого посещения группы. Если же этих умений у ребенка нет, это будет являться дополнительной нагрузкой на психику ребенка, и ее следует всячески избегать.

    Адаптация в детском саду, должна проводиться в щадящих условиях, и введение в атмосферу садика должно происходить постепенно, но нагрузка должна каждую неделю увеличиваться.

    По реакции ребенка, идеальным считается вариант привыкания, при котором в первый день малыш еще спокоен, но во второй день начинается мощный бунт, который и соседи слышат, но потом истерики постепенно стихают, на что требуется неделя-полторы.

    Однако, при варианте, что протестов от ребенка нет и через неделю, следует обязательно насторожиться. Может так быть, что у него так все плохо внутри, что эти чувства даже не в состоянии прорваться в истерике наружу.

    Это опасное молчание, затаенная депрессия, из которой малыш не может выйти, чревата развитием затяжных и хронических болезней, таких, как ухудшение иммунитета, постоянные простуды и ОРЗ, увеличение миндалин, перерастающих в аденоиды, здесь не спасает и закаливание.

    Вполне возможны и иные патологии. Дети не в состоянии осознать стресс, и не понимая, что же происходит, они воспринимают все как должное.

    Для ребенка чрезвычайно важно вернуться домой, в зону духовного и физического комфорта. А самый близкий и надежный человек – мама, приводит его в чужую комнату, где ничего не интересно и оставляет на целый день.

    источник

    Уже к полутора годам у всех детей проявляется характер, появляются свои желания или нежелания что-либо делать. У детей формируются свои привычки. Самая сильная привычка возраста до 3 лет (а у мальчиков и позже) — постоянное присутствие мамы рядом. Поэтому, когда приходит пора отдавать ребенка в сад, родителям не стоит забывать, что для ребенка это стресс.

    Малыша обязательно необходимо подготовить к новому жизненному этапу и сделать это максимально правильно и мягко. Совсем избежать слез, скорее всего, не получится, но можно постараться смягчить удар. Вот несколько советов, которые помогут при приучении ребенка к садику.

    Конечно, невозможно объяснить такому маленькому ребенку всю ситуацию: почему надо зарабатывать деньги, почему для этого надо ходить на работу, почему мама не может быть постоянно рядом. В процессе общения для себя и ребенка постройте схему «садик априори», то есть с того момента, как ребенок уже начинает понимать практически всё, что вы ему говорите, включите садик в игры с игрушками, в разговоры, в жизнь как нечто само собой разумеющееся. Ваша задача — заранее подвести ребенка к тому факту, что он пойдет в детский сад, просто потому что так будет.

    Читайте также:  Что бывает с кошками при стрессе

    Самая естественная и первая мотивация ребенка — это интерес. Поэтому на всем этапе подготовки к саду ему должно быть интересно. Мама, будучи рядом с малышом постоянно, знает, к каким игрушкам он неравнодушен и какие игры его увлекают больше. При знакомстве с садиком используйте эти знания.

    Первое знакомство. Договорившись с воспитателем, приходите в садик с вашим малышом в первый раз. Посмотрите всё в саду, громко и позитивно комментируйте всё, что видите. Обязательно дождитесь от него ответа. Например, «Смотри, сколько тут игрушек! И во все можно играть!» или «Смотри, как много детей играет и как им весело. Садик — веселое место». Дождитесь подтверждения от малыша.

    В первый день такой экскурсией нужно ограничиться. Уходя, спросите, понравилось ли тут малышу и хочет ли он сюда вернуться завтра? Если вы получили положительный ответ — начало положено. Если отрицательный — спросите, что ему не понравилось, и отложите поход в сад минимум на неделю-две, пока это отрицательный опыт не забудется.

    Играем вместе и потихоньку отпускаем. Вы познакомились с садиком и будущей воспитательницей, и вот ваш ребенок увлекся игрушкой. Поиграв вместе, найдите момент, когда малыш будет увлечен игрой и выйдете в соседнее помещение. На первых порах пройдет совсем немного времени, прежде чем ваш ребенок позовет вас обратно. Если всё будет хорошо, это время будет удлиняться.

    Уходим, но ненадолго. Наверняка к тому времени, как вы поведете ребенка в сад, он уже оставался один с папой или бабушками, поэтому он уже должен понимать фразу «Я ненадолго уйду и скоро вернусь». Найдите момент, когда ребенок будет увлечен игрой, сообщите ему, что вы ненадолго уйдете по делам, но обязательно вернетесь.

    И здесь начинается индивидуальная реакция. В зависимости от характера ребенка, его привычек, а также устройства детского сада возможна разная реакция и разные временные промежутки. Нет и не может быть четко разработанных методик или понимания точного времени, когда именно ваш ребенок привыкнет к тому, что вы уходите, и не будет закатывать истерики. Но есть несколько правил, которые надо соблюдать на этом этапе:

    1. Увеличивайте время отсутствия постепенно. Пока не пройдете предыдущий этап, не начинайте новый.
    2. Если вы столкнулись с упорными слезами и истериками, лучше не давить, а сделать перерыв и пробовать заново, используя другие способы увлечь ребенка оставаться в саду.

    Если ребенок к моменту приучения к саду будет уметь самостоятельно кушать, одеваться, ему будет привычен режим сада, то адаптация пройдет с наименьшими проблемами. Что касается еды, можно посоветовать завести дома для ребенка маленький отдельный столик и стульчик, где он будет самостоятельно, хотя бы раз в неделю, кушать.

    Все дети разные, но скорее всего, слезы будут, и родители должны это понимать и принять это как данность. Провожающий в сад должен быть уверен в своём решении. Если ребенок плачет и «висит» на вас — вы его не уговорите успокоиться, как показывает практика, это невозможно. Четко и ясно объясните, что вы любите ребенка, что вы за ним придете, когда закончите дела, обнимите и уходите. В данном случае как нельзя подходит поговорка «Долгие проводы — лишние слезы». Ваш ребенок успокоится, как только вы уйдете. И если маме самой очень тяжело, попробуйте поручить отводить ребенка в сад папе или бабушке. Возможно, истерик будет меньше, ведь чаще других родственников проще отпустить, чем маму.

    Родитель должен понимать, что для малыша абсолютно нормально грустить, прощаясь с мамой или папой. Но грусть и истерика — разные вещи, и если ваш ребенок не успокаивается и на протяжении действительно длительного периода подготовки проблема адаптации не решена — попробуйте поговорить с психологом.

    Обычно при выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, конечно же, с индивидуальным подходом, всё проходит хорошо, и ребенок без серьезных проблем вливается в новую жизнь.

    источник

    Первый день в детском саду

    Ты день за днем смотришь, как растет твое чадо — первая улыбка, первый зубик, первый шаг… Он взрослеет, и ты понимаешь, что ему пора в детский садик.

    Это очень трудный психологически шаг не столько для мамы, сколько для ребенка, ведь он привык видеть свою родительницу каждый день, каждую минутку проводить рядом с ней. И он еще не понимает, что ему придется расставаться с мамой на весь день, и твоя главная задача — помочь ему адаптироваться в новой среде.

    Детский садик — это место, в котором он проведет, по меньшей мере, три следующих года своей жизни. Это очень важное время, время подготовки к следующему, еще более важному шагу — к школе.

    Детский садик — эта та среда, где ребенок откроет для себя много нового и увлекательного. Новые друзья, новые игры, новые увлечения. Ребенок обязательно привыкнет, главное пережить первое время, когда он со слезами на глазах будет кидаться к тебе, как только утром ты соберешься уйти на работу и оставить его одного. Он справится, он научится справляться, но для начала ему нужна огромная поддержка с твоей стороны.

    Во сколько лет лучше отправить его в детский сад

    Когда же начинать твоему малышу полноценно общаться со сверстниками? Конечно, можно отдать ребенка в садик и в 2 года. Но тут могут подстерегать несколько проблем. Во-первых, не факт, что ребенок в достаточной степени приспособлен к самостоятельности — для него может быть проблематично самому кушать, проситься на горшок. Еще один нюанс — воспитатели и нянечки (те, кто отвечают за вашего ребенка в детском садике) не могут гарантировать, что ребенок успешно войдет в колею, ведь он совсем еще кроха.

    Хорошо то, что у 2х-летних малышей режим дня немного отличается от детишек постарше, но тем не менее, идеальный вариант, по мнению специалистов — это отдать ребенка в садик в 3х-летнем возрасте. Не стоит спешить на работу в ущерб своему малышу. Тем более, для маленького человечка в первые годы жизни очень важен контакт с мамой — не лишай его этого.

    Как подготовиться к первому дню в садике

    Прежде всего, маме обязательно нужно прийти в садик вместе с малышом еще до того, как он туда поступит. Пусть его первое впечатление будет приятным. Пройдитесь по парку, покачайтесь на качелях, покопайтесь вместе в песочнице — потом малыш будет вспоминать эти места с приятной теплотой, ведь он был здесь вместе с мамой.

    Познакомьте ребенка с воспитательницей, нянечкой. Ребенок откроет для себя новый мир — те же игрушки, но в другом месте. Садик станет для него вторым домом на ближайшие три года. Малыш должен многому научиться перед школой. Он поймет, что в этом мире есть не только «Я», а еще и «другой», и ему обязательно надо найти с ним общий язык.

    Что дает ребенку детский сад

    Уроки общения — это очень важная составляющая развития малыша. Сквозь призму общения он столкнется с «другим», у которого будет свой характер. Возможно, этот «другой» малыш станет его лучшим другом, а, быть может, придется пройти через конфликты, которые будут урегулироваться воспитателями. В любом случае, это будет хороший урок для ребенка на будущее.

    Помимо общения, он научится многим важным вещам: режиму дня (время сна, обеда), совместным играм, участию в утренниках. Малыш обязательно будет развиваться, как умственно: рисовать, читать (в старших группах), вышивать, так и физически: заниматься гимнастикой, бегать, выполнять различные упражнения, ходить в бассейн. Родителям необходимо поощрять все начинания и следить за успехами и неудачами чада. Ведь уже в раннем возрасте можно определить сильные и слабые стороны развития ребенка.

    Необходимо помнить, что детсад — ступень в подготовке к школьной жизни. Так что стоит обращать внимание на первые художественные шедевры ребенка, на то, сколько времени ему требуется для разучивания песенки или стишка. Все это — показатели развития ребенка. Если тебе покажется, что твой малыш отстает от других, предлагай ему упражнения на развитие памяти и внимания, чтобы в юном возрасте исправить ситуацию.

    Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, хотя на первых порах, это очень непросто. Но со временем, он поймет, что значит — жить в коллективе, где свои законы, которым надо подчиняться, подружится с такими же малышами и многому научится.

    Самое главное — участвовать в жизни малыша, радоваться его маленьким победам, поддерживать в случае неудачи. Помни, чтобы не сказала воспитательница — главное для него — это мама, и за ней последнее слово.

    Первый день в детском саду — это очень важное и знаменательное событие в жизни малыша, и он волнуется даже больше, чем вы. Ему все интересно, он хочет шагнуть в ту неизведанную даль, с этого начинается его первая, пока еще маленькая, но самостоятельная жизнь. Ему очень страшно, но, держа маму крепко за руку, он смело идет вперед, потому что знает, в случае чего — мама всегда с ним, всегда рядом!

    Период адаптации ребёнка к детскому саду — довольно сложное время для всей семьи. Родители обычно нервничают и переживают не меньше, а даже больше, чем сам малыш.

    Первого «садиковского» дня все родные ждут и боятся одновременно, к нему долго готовятся, но в последний момент, все равно есть сомнения: готов ли ребёнок? На самом деле, эти сомнения нужно расшифровывать так: готовы ли родители к тому, что теперь их родной кроха будет проводить часть дня в новой и незнакомой для него обстановке, без их опеки и заботы. Поэтому, к первому дню в детском саду, родителей, а в частности маму, нужно тоже хорошенько подготовить. Она должна понять, что ничего плохого в том,что ребёнок будет ходить в садик — нет. Нужно настроиться на то, что адаптация будет проходить легко и гладко. Ни в коем случае не нужно при ребёнке делиться своими опасениями, вроде: «как же он там бедненький один, без меня? А вдруг его кто-то обидит?» и т.д. Да и вообще — гоните такие мысли подальше — это всё не про вашего ребёнка!

    Накануне вашего первого похода в сад, нужно с вечера приготовить пакет со всем необходимым. Если воспитатель не давала никаких особых указаний, то возьмите стандартный набор: тапочки, чешки, расческа, носовой платочек, сменные трусики (если ребёнок маленький, то желательно положить штук 10 и столько же пар сменных колгот, или шортиков), сменная футболка (или реглан). Пижама пока не нужна, так как первые дни на дневной сон ребёнка не оставят. Подготовьте вещи, которые собираетесь одеть на ребёнка утром.

    Вечером, постарайтесь уложить ребёнка спать немного раньше (ведь вставать утром, скорее всего, придется намного раньше, чем он привык). Но процесс укладывания, должен пройти мягко, без скандалов и истерик. Почитайте, поговорите перед сном. Расскажите малышу ещё раз, какой важный завтра у вас день, как вы гордитесь, что он уже такой взрослый и может пойти в сад. Расскажите несколько интересных историй из вашей «садиковской» жизни.

    Чтобы не проспать и утром собраться в спокойной обстановке без спешки, поставьте себе будильник.

    И вот, настал этот долгожданный и волнительный день. Вы пришли в детский сад. В раздевалке, вам покажут, какой из ящиков для одежды можно занять. Покажите его малышу, пусть он запоминает, что на нем нарисовано, чтобы было легче отыскать. Покажите маленькому, что там будут его вещи. Когда ребёнок переодет и готов идти, поцелуйте его, скажите несколько ласковых слов, но не дрожащим от слез голосом, а твердым и веселым тоном. Делайте всё, спокойно, старайтесь не показывать своего беспокойства и неуверенности, если они присутствуют. Ребёнок должен быть уверен, что всё хорошо, и все, что происходит — это само собой разумеющиеся вещи.

    В первый день, ребёнок останется в саду на один, или два часа (про это вам скажет воспитатель). Не стоит ожидать малыша в раздевалке, или коридоре, прислушиваясь — не он ли это заходится в рыданиях. Также, не лучшим вариантом будет стоять под окнами группы (если она находится на первом этаже) и подсматривать, или подслушивать, что же там происходит. Расслабьтесь, сходите в магазин, или просто прогуляйтесь. Если сад недалеко от дома, идите домой и займитесь чем-нибудь, чтобы отвлечься от навязчивых мыслей и переживаний: «как же там мой малыш?». Отдохните, и с улыбкой на лице идите за малышом! Ваш настрой обязательно передастся крохе, и адаптация к детскому саду пройдет очень быстро и легко!

    Первый день в детском саду стресс скорее для мамы, чем для малыша. Если график просыпания выработан, то первый раз в детский сад отвести ребенка вам будет достаточно просто. Сложнее мамочке пережить момент расставания с ребенком. Я не опечаталась, не ребенку трудно расстаться с мамой, а наоборот. Опишу наш личный опыт.

    В сад мы записывались в год, чтоб в 2 пойти в него. Примерно за несколько месяцев отправившись к заведующей для подтверждения того, что в сад мы пойдем, чтоб место не отдали другому малышу. Тут выяснилось, что у моей дочурки не хватает прививок (поскольку до года у неё был мед. отвод от прививок), мы пили некоторые сильные препараты, их совместимость с вакцинами была под вопросом. Вышел замкнутый круг медсестра в садике говорит: «Пусть педиатр напишет заключение, что с имеющимися прививками вам можно идти в сад». Педиатр гнет своё: « Если сад даст заключение, что они вас с этими прививками берут, я напишу, что их хватает». В итоге мы за полтора месяца сделали все недостающие прививки, чтобы их был допустимый минимум. Купили специальную розовую форму-карточку для детского садика, куда будут подклеиваться анализы и куда врачи запишут после осмотра, что карапуз здоров.

    • Моча (общий анализ)
    • Кал на острицы
    • Соскоб на энтеробиоз для ребенка, для мамы и папы
    • Кровь (общий анализ)

    Кого необходимо пройти из врачей

    • Окулист
    • Стоматолог (проверит наличие кол-ва зубов по возрасту и правильность прикуса)
    • Хирург/травматолог
    • Дерматолог (осмотрит кожные покровы)
    • После подписания всеми этими специалистами ваш педиатр сделает выписку по прививкам и отдаст карточку на заключительную подпись заведующей поликлиникой. После её резолюции можно идти впервые в садик.

    Что скорее всего попросят принести в группу:

    • Салфетки
    • Слюнявчик
    • Подгузники из расчета 3 шт. на день, либо нужное кол-во трусиков (я отнесла 3 шт.)
    • Панамка
    • Сандалии, тапочки для нахождения в группе
    • Несколько запасных футболок, штанишек и шортиков (вдруг кроха компот на себя выльет), можно

    Однако через неделю нам выдали «дополнительный список»:

    1. Альбом
    2. Детскую книгу (по возрасту)
    3. 2 файла
    4. Тетрадь в клетку
    5. Туалетная бумага
    6. Моющее средство для посуды
    7. 20 грн. Ежемесячно в фонд детского сада.

    По словам знакомых и личному опыту хождения в сад с дочуркой впоследствии понадобятся пластилин, карандаши, раскраски, мелки, картон, ножницы, цветная бумага и многое другое. Этого не жалко, ведь эти вещи способствуют развитию наших карапузов.

    Сказать откровенно, заведующая в момент, когда я только записывала свою принцессу (ей был годик) меня всячески успокаивала. Сейчас все чаще в ясли приводят деток, которые и в 2 и в 2, 5 года не кушают сами и ходят в подгузниках. Воспитатели таких деток докармливают, а нянечки их меняют. Я переживала, будет ли моя Анечка ходить на их самый обычный горшок. Воспитатель в первый же день меня успокоила: « Всё замечательно, на горшочек сходила, даже покушала». Однако на всякий случай 3 трусиков в шкафчик я положила.

    Читайте также:  Что бы не подвергать себя стрессу

    Лучше заранее начать этот процесс. Почаще говорите малышу, что скоро он пойдет садик, где будет играть с детками. В садике хорошо и весело. Говорить это малышу следует непременно только в позитивном тоне. Некоторые опытные мамочки советуют (лично я ничего из этого не делала, но возможно кому-то и пригодится совет):

    • В идеале на момент обхождения всех врачей за пару дней до того, как малыш впервые пойдет в сад провести ему экскурсию в будущую группу.
    • Также можно несколько дней подряд в обеденное время отводить карапуза играть на будущий игровой участок (узнав заранее, где он располагается).

    Обычно первый день ребенка в детском саду оставляют на час, либо на 2 часа, в зависимости от поведения крохи. Первый день мы обменялись с воспитателем телефонами, и сказать откровенно, я первый час просидела под группой на улице, периодически подходя к открытому окну в страхе, что моя дочь разрывается от плача и её никак не могут успокоить. Для меня было невероятным, что она после моего ухода похныкала всего несколько минут, периодически вспоминая и зовя меня (воспитатель справлялась мастерски, и на качелях катала и сказку читала и отвлекала как могла) через час я позвонила и, услышав рекомендацию топать спокойно домой (садик расположен в 2 минутах ходьбы от нашего подъезда) так и поступила. Дома еще час не выпускала телефон из рук, чтоб не пропустить звонок и успеть добежать. В общем, первый день Анечка пробыла в группе 2 часа. Следующий день снова 2 часа и так всю неделю. Теперь уже стали оставлять её до обеда (2 неделя) скоро попробуем оставить на дневной сон.

    Тут мнения расходятся, поскольку каждый родитель преследует свои цели, обозначим их:

    • Летом легче проходит адаптация – нет соплей, и детки много бывают на свежем воздухе. Минус в том, что именно летом группа походит на сборную солянку по возрасту детишек (от 1,8-3).Осенью группу расформировывают и остаются детки с минимальной разницей в возрасте.
    • Отдавая малыша осенью, вы попадете в группу малышей примерно одинакового возраста. Лучше делать это в первых месяцах осени, поскольку потом начнется сезон «вирусных» инфекций. Всегда найдется недобросовестная мамочка, которая приведет своё чадо чихающим, да еще и с полным носом зеленых соплей.

    Надеюсь статья о первом дне ребенка в детском саду будет вам полезна. Автор текста Наталья Чалая.

    Этот непростой день, который приходится пережить большинству детишек, можно и нужно превратить в праздник без слез и страха. Достаточно просто правильно все организовать. .

    Вы ждали этого дня. Кто с нетерпением («наконец-то выйду на работу!»), кто с ужасом («ну почему он так быстро вырос?»). Но все – с волнением. И вот оно – завтра ваш ребенок идет в . Конечно, кофточки – джинсики куплены, карандаши и альбомы отдельно, салфетки и сменная обувь отдельно. Все сложено и стоит у самого выхода, чтобы не забыть. Некоторые особо заботливые и нервные (сама такая, чего уж там) купили цветочки для воспитательницы и нянечки. А как же, 1 сентября – оно и в детском саду начало учебного года.

    — Напомнить малышу, что он завтра идет в садик. Пусть утренний подъем не станет для него неприятной неожиданностью.

    — Взять сменку для себя – если в вашем детском саду родителям разрешается первое время находиться в группе с детьми.

    — Успокоить бабушку – наверняка она уже начала причитать: «Ах ты мой бедненький, и как ты там будешь без нас, в этом саду!» Если не получается объяснить бабушке, что ее стенания могут обернуться для внучка ночными кошмарами, то просто изолируйте ее, отправив спать со словами: «Встаем завтра рано, а ты нужна нам бодрая и веселая!» То же относится и к папе. Как только он откроет рот на тему «мужчины не плачут» или «хорошие девочки любят ходить в садик», сразу уводим ребенка подальше, а с папой поступаем, как с бабушкой (см. выше).

    — Лечь спать вовремя. Постарайтесь, чтобы ритуал отхода ко сну был для ребенка самым обыкновенным: с привычной сказкой, колыбельной и стаканом молока. Рассказали, спели, напоили? Идите уже сами спать, вам утренняя бодрость и свежесть нужнее всех.

    Не стоит пытаться доспать «еще пять минуточек» после звонка будильника. Так можно и опоздать, а вам это сегодня совершенно противопоказано. Осторожно разбудите ребенка, откройте окно, раздвиньте шторы, чтобы в комнате стало свежо и светло. Можно включить веселую энергичную музыку, это поможет создать атмосферу радости. И спокойно, спокойно – не надо шуметь, подгонять, дергать. Пусть ребенок ощущает, что новая жизнь не такая уж непривычная, как он думал.

    Завтрак – важный момент. Приготовьте малышу его любимое блюдо. Понятно, что каждый день макароны или картошку фри с кетчупом с утра не поешь, каши и творожки, безусловно, полезнее. Но сегодня можно сделать исключение. И ни в коем случае не впихивайте в ребенка еду, если он отказывается даже от конфет и пирожных. Возможно, сейчас он просто переживает, а в детском саду с удовольствием позавтракает с другими ребятами.

    Оденьте малыша в удобную одежду. Брюки со стрелками или банты «больше, чем у Маши» стоит оставить для новогоднего утренника – в первый день в саду ребенку и так может быть неуютно. Во время сборов расскажите несколько забавных историй из своей «детсадовской» жизни. Если вы не ходили в садик, пригодится опыт старших братьев или сестер ребенка, а также папы и прочих родных. Малыш должен осознать, что это обычный этап жизни каждого человека. Но не переусердствуйте, рассказывая про дождь из конфет и мешок подарков от воспитательницы, иначе позже ребенок разочаруется (если, конечно, в его саду не будет именно так). По пути в садик напойте смешную песенку, которую отныне будете петь каждое утро. Скажите, что это волшебная песня – она повышает настроение, придает сил и делает день особенно хорошим. В дальнейшем такой несложный ритуал поможет малышу настроиться на поход в садик.

    Чего не стоит говорить ребенку:

    — «Дорогой, ты там будешь самым лучшим!» или «В садик ходят такие хорошие детки, они тебя сразу полюбят, вы подружитесь!» Во-первых, вы ж понимаете, что это не совсем правда – так зачем врать. Во-вторых, обманутые ожидания не принесут малышу ничего, кроме горького разочарования.

    — «Возьми с собой своего Мишку!» – если вы уже знаете, что в вашем детском саду домашние игрушки под запретом. Мотивации «а вдруг не заметят?» и «что за дела, игрушку нельзя принести» не работают – все закончится тем, что в конечной точке маршрута малышу придется расставаться не только с мамой, но и с любимым плюшевым медвежонком.

    Итак, пришли!
    В садике помогите ребенку раздеться и переобуться, проводите его в группу, подведите к воспитательнице. Если родителям разрешили остаться хотя бы на время, пройдите с малышом по помещению, вместе рассмотрите игрушки, разузнайте, где туалет и спальня. Малышу нужно время, чтобы освоиться.

    Когда придет время расставаться, объясните, что ненадолго уйдете по делам или на работу и скоро вернетесь. Обнимите и поцелуйте ребенка на прощание. Некоторые считают, что если малыш в этот момент закапризничает, нужно непременно дождаться, пока он успокоится. Однако практика показывает, что ждать придется вечно. С таким настроем ваши утренние прощания станут не только вашим личным кошмаром, но сведут с ума воспитательницу, детей из группы и их родителей. Имейте в виду – как только мама уходит, большая часть детей переключается на игры с другими малышами, а ваши долгие уговоры только больше расстроят ребенка. Психологи утверждают, что мамины уверенность и спокойствие подействуют на ребенка лучше любых слов, поэтому, как бы ни тронул вас момент расставания, ни за что не позволяйте себе пустить слезу или всхлипнуть. Также не стоит уговаривать малыша: «Не обижайся, не плачь». Если ребенок расстроен, то он все равно не воспримет ваши слова, а будет продолжать делать все, чтобы вы остались, то есть цепляться за вас и плакать, плакать, плакать.

    В первый день не оставляйте малыша в саду больше 1,5-2 часов. Заранее предупредите его, в котором часу вы вернетесь, и приходите точно в срок. Если по плану в детском саду ребята идут на прогулку, постарайтесь не приходить в это время. Прогулка – важный пункт «детсадовского» графика, и ваш малыш будет занят освоением новой для себя площадки, игрой с новыми друзьями и изучением правил, которые озвучит воспитатель.

    Вернувшись за ребенком, убедитесь, что он готов уходить домой. Если он еще увлечен игрой, дайте ему доиграть, чтобы у него не возникло никаких негативных эмоций. По дороге домой обязательно расспросите, как прошел день – пусть он поймет, что вы чего-то не знаете, и ему есть, что вам рассказать. Так он почувствует себя взрослее и значительнее. Устройте небольшой праздник: купите малышу сладости, воздушные шарики – поход в детский сад должен ассоциироваться с положительными эмоциями. Но здесь главное не переборщить, ведь речь не о каком-то достижении. Подарки или поздравления, а также шумная вечеринка со всеми родственниками заставят ребенка думать, что он должен получать награду за каждый день в саду.

    Вечером уложите малыша спать вовремя: праздник праздником, а на следующий день снова рано вставать. Почитайте сказку, поиграйте в тихие игры перед сном – после насыщенного дня ребенку необходимо успокоиться.

    Первый день в детском саду стресс скорее для мамы, чем для малыша. Если график просыпания выработан, то первый раз в детский сад отвести ребенка вам будет достаточно просто. Сложнее мамочке пережить момент расставания с ребенком. Я не опечаталась, не ребенку трудно расстаться с мамой, а наоборот. Опишу наш личный опыт.

    В сад мы записывались в год, чтоб в 2 пойти в него. Примерно за несколько месяцев отправившись к заведующей для подтверждения того, что в сад мы пойдем, чтоб место не отдали другому малышу. Тут выяснилось, что у моей дочурки не хватает прививок (поскольку до года у неё был мед. отвод от прививок), мы пили некоторые сильные препараты, их совместимость с вакцинами была под вопросом. Вышел замкнутый круг медсестра в садике говорит: «Пусть педиатр напишет заключение, что с имеющимися прививками вам можно идти в сад». Педиатр гнет своё: « Если сад даст заключение, что они вас с этими прививками берут, я напишу, что их хватает». В итоге мы за полтора месяца сделали все недостающие прививки, чтобы их был допустимый минимум. Купили специальную розовую форму-карточку для детского садика, куда будут подклеиваться анализы и куда врачи запишут после осмотра, что карапуз здоров.

    • Моча (общий анализ)
    • Кал на острицы
    • Соскоб на энтеробиоз для ребенка, для мамы и папы
    • Кровь (общий анализ)

    Кого необходимо пройти из врачей

    • Окулист
    • Стоматолог (проверит наличие кол-ва зубов по возрасту и правильность прикуса)
    • Хирург/травматолог
    • Дерматолог (осмотрит кожные покровы)
    • После подписания всеми этими специалистами ваш педиатр сделает выписку по прививкам и отдаст карточку на заключительную подпись заведующей поликлиникой. После её резолюции можно идти впервые в садик.

    Что скорее всего попросят принести в группу:

    • Салфетки
    • Слюнявчик
    • Подгузники из расчета 3 шт. на день, либо нужное кол-во трусиков (я отнесла 3 шт.)
    • Панамка
    • Сандалии, тапочки для нахождения в группе
    • Несколько запасных футболок, штанишек и шортиков (вдруг кроха компот на себя выльет), можно

    Однако через неделю нам выдали «дополнительный список»:

    1. Альбом
    2. Детскую книгу (по возрасту)
    3. 2 файла
    4. Тетрадь в клетку
    5. Туалетная бумага
    6. Моющее средство для посуды
    7. 20 грн. Ежемесячно в фонд детского сада.

    По словам знакомых и личному опыту хождения в сад с дочуркой впоследствии понадобятся пластилин, карандаши, раскраски, мелки, картон, ножницы, цветная бумага и многое другое. Этого не жалко, ведь эти вещи способствуют развитию наших карапузов.

    Сказать откровенно, заведующая в момент, когда я только записывала свою принцессу (ей был годик) меня всячески успокаивала. Сейчас все чаще в ясли приводят деток, которые и в 2 и в 2, 5 года не кушают сами и ходят в подгузниках. Воспитатели таких деток докармливают, а нянечки их меняют. Я переживала, будет ли моя Анечка ходить на их самый обычный горшок. Воспитатель в первый же день меня успокоила: « Всё замечательно, на горшочек сходила, даже покушала». Однако на всякий случай 3 трусиков в шкафчик я положила.

    Лучше заранее начать этот процесс. Почаще говорите малышу, что скоро он пойдет садик, где будет играть с детками. В садике хорошо и весело. Говорить это малышу следует непременно только в позитивном тоне. Некоторые опытные мамочки советуют (лично я ничего из этого не делала, но возможно кому-то и пригодится совет):

    • В идеале на момент обхождения всех врачей за пару дней до того, как малыш впервые пойдет в сад провести ему экскурсию в будущую группу.
    • Также можно несколько дней подряд в обеденное время отводить карапуза играть на будущий игровой участок (узнав заранее, где он располагается).

    Обычно первый день ребенка в детском саду оставляют на час, либо на 2 часа, в зависимости от поведения крохи. Первый день мы обменялись с воспитателем телефонами, и сказать откровенно, я первый час просидела под группой на улице, периодически подходя к открытому окну в страхе, что моя дочь разрывается от плача и её никак не могут успокоить. Для меня было невероятным, что она после моего ухода похныкала всего несколько минут, периодически вспоминая и зовя меня (воспитатель справлялась мастерски, и на качелях катала и сказку читала и отвлекала как могла) через час я позвонила и, услышав рекомендацию топать спокойно домой (садик расположен в 2 минутах ходьбы от нашего подъезда) так и поступила. Дома еще час не выпускала телефон из рук, чтоб не пропустить звонок и успеть добежать. В общем, первый день Анечка пробыла в группе 2 часа. Следующий день снова 2 часа и так всю неделю. Теперь уже стали оставлять её до обеда (2 неделя) скоро попробуем оставить на дневной сон.

    Тут мнения расходятся, поскольку каждый родитель преследует свои цели, обозначим их:

    • Летом легче проходит адаптация – нет соплей, и детки много бывают на свежем воздухе. Минус в том, что именно летом группа походит на сборную солянку по возрасту детишек (от 1,8-3).Осенью группу расформировывают и остаются детки с минимальной разницей в возрасте.
    • Отдавая малыша осенью, вы попадете в группу малышей примерно одинакового возраста. Лучше делать это в первых месяцах осени, поскольку потом начнется сезон «вирусных» инфекций. Всегда найдется недобросовестная мамочка, которая приведет своё чадо чихающим, да еще и с полным носом зеленых соплей.

    Надеюсь статья о первом дне ребенка в детском саду будет вам полезна. Автор текста Наталья Чалая.

    источник