Меню Рубрики

Понятие об эмоциональном стрессе и фрустрации

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий — горе и радость -совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фрустрация». Сам термин в переводе с латинского означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания- никаких эмоциональных проявлений.

источник

Эмоциональные состояния. Стресс и его виды. Фрустрация и её экспериментальные исследования.

За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, тревоги (anxiety)и фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

Стресс не всегда результат повреждения. Мы уже говорили, что несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».

Стресса не следует избегать. Впрочем, как явствует из определения, приведенного в начале главы, это и невозможно.

Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса).

Действие стрессорного раздражителя индуцирует развитие общего адап-тационного синдрома. ОАС — проявление стресса в его временном развитии, поэтому под ОАС следует понимать совокупность неспецифических при-способительных реакций, возникающих в ответ на действие стрессорного фактора и направленных на преодоление неблагоприятного влияния указан-ного агента на здоровье.

В развитии ОАС Г.Селье выделил три стадии.

стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью

Существует понятие дистресс (разрушает деятельность), операциональный стресс ( уровень оптимального напряжения для выполнения деятельности).

При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы.

Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте .

Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу.

Фрустрация и её исследования.

Существуют трудности и в понимании самого термина „фрустрация“. Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача.

Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности.

Есть неясности в том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было бы целесообразно, подобно тому как отличают стресс — психическое состояние от стрессора — его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию — внешнюю причину и его воздействие на организм и личность.

Розенцвейгом было предложено следующее определение фрустрации: „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности».

фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Розенцвейг выделяет три типа ситуаций, способных выхвать фрустрацию:

лишения (privation), т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Ц качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько непривлекателен.

Второй тип составляют потери (deprivation). Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом.

Третий тип ситуации — конфликт. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Типические состояния, которые часто встречаются при фрустрациях. Прежде всего следует упомянуть те ситуации, когда фрустратор не вызывает фрустрацию. Эти ситуации обычно обозначаются как толерантность.Она может проявляться в трех формах: 1). Спокойное переживание действия фрустратора,2) сдерживание нежелательных импульсов.3) бравирование с почеркнутым равнодушием.

Психические состояние возникающие на фрустрацию:

агрессия ( теория фрустрации-агрессии Миллера и Долларда.

По прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Внешне кажущаяся агрессивной реакция может быть на самом деле не такой, например, когда ученик, как говорится, «дает сдачи». Типическое состояние при так называемой агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость.

Агрессия одно из ярко выраженных стенических или активных проявлений фрустрации. 2.Однако активные или стенические проявления фрустрации нельзя свести к агрессии. Некоторые исследователи, в частности, Майер типичным выражением фрустрации считают фиксацию. Этот термин можно, понимать в двух смыслах. Часто он понимается как стереотипность, повторность действий.

4. уход в отвлекающую, позваляющую забыться деятельность

5.регрессия. Регрессия — это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.Изучалась Дембо на детях. Сначала дети, разделенные на две группы (от 25 до 40 и от 42 до 61 месяца), в течение 30 минут свободно играли в комнате, где на полу на трех квадратах были расположены игрушки, карандаши и бумага. Далее начинался собственно эксперимент, состоявший из трех периодов. Первый период — предфрустрационный. Детям предлагалось играть в новые, очень интересные игрушки. Эти игрушки были выставлены особенно привлекательно, заманчиво. Если экспериментатор замечал недостаточную заинтересованность некоторых детей игрушками, то он сам демонстрировал детям, какие они интересные и как с ними хорошо играть. Этот период, продолжавшийся от 5 до 15 минут, заканчивался тем, что дети по требованию экспериментатора оставляли ту часть комнаты, где были сосредоточены соблазнительные для них игрушки. После этого опускалась прозрачная ширма, отделявшая детей от игрушек, которые становились недосягаемыми для детей, оставаясь в то же время хорошо видимыми. Тогда начинался фрустрационный период. Дети могли играть только в старые и, как предполагалось, менее интересные игрушки, а одновременно на виду были игрушки новые и соблазнительные. Экспериментатор сидел за столом и писал, не показывая виду, что условия игры изменились. Третий период — послефрустрационный. Ширма поднималась и детям предоставлялась возможность снова поиграть в новые игрушки. Этот период вводился с той целью, чтобы удовлетворить потребность детей играть этими игрушками. Во время первых двух периодов проводились тщательные наблюдения за поведением и прежде всего за «конструктивностью» игр детей, понимаемой как большая или меньшая продуманность, сложность и изобретательность, проявленные в игре. Конструктивность оценивалась по семибалльной шкале, и, кроме того, учитывалось время, затраченное на отдельные игровые операции. Из 30 детей у 22 под влиянием фрустратора конструктивность в игре оказалась сниженной, у троих она осталась на прежнем уровне, а пятеро детей играли значительно медленнее, увеличились также затраты времени на те формы поведения, которые были названы уклонением от игры, диверсиями. Методика описанного эксперимента встретила ряд критических замечаний (дети подобраны с пониженным интеллектом, оценка конструктивности субъективна и др.). Обращает на себя внимание и то, что около 20% детей регрессии не показали

Читайте также:  Сколько может длиться стресс у кур

Фрустрации, как и всякие психические состояния, могут быть а) типичными для характера человека, б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера и в) эпизодическими, преходящими. Так, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия — человека неуверенного в себе. Однако агрессия может быть и у человека сдержанного, но становящегося затем несдержанным, агрессивным после ряда фрустраций. Наконец, бывают такие фрустраторы которые у самого «мирного», спокойного человека вызовут агрессию, но это состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом.

Исследовалась особенно активно в школе Левино Дембо. С помощью задач, не имеющих решение. Испытуемых просили набрасывать кольца, достать розу со стола, несколькими способами.

В результате было выяснено несколько вариантов выхода из ситуации фрустрации: фантазирование, выход из поля (чтение газеты), разрушение ( все вокруг становится враждебным).

источник

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Стресс (от англ. напряжение, давление) представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. Речь идет о достаточно мощном воздействии, стресс-факторе (стрессоре), способном вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Термин заимствован канадским эндокринологом Гансом Селье из физики, как аналог растяжения резинового жгута под влиянием механической нагрузки. Стресс, согласно классическим представлениям Г. Селье, — неспецифическая реакция организма на предъявляемые ему требования. Для всех видов стресса характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся гипертрофией надпочечников, инволюцией вилочковой и лимфатических желез, а также язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта.

1. Макрострессоры (критические, изменяющие жизнь события).

2. Микрострессоры (повседневные перегрузки).

Различают три последовательно сменяющие друг друга стадии стресса: тревоги, резистентности и истощения.

Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противошока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбрасывается адренокортикотропный гормон и тиреотропный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидов. Организм начинает перестраиваться – происходит «противошок».

На первой стадии мобилизуются защитные силы организма, начинается процесс перестройки системы регуляции. В этот момент сопротивляемость организма снижается и, если результат действия раздражителя выходит за пределы компенсации, может наступить смерть.

Если сила действия чрезвычайного раздражителя не превышает компенсаторных возможностей организма, развивается вторая стадия — резистентности или адаптации. В этот период сопротивляемость организма повреждающему воздействию раздражителя повышается.

После длительного воздействия чрезвычайного раздражителя могут исчерпаться компенсаторные возможности и организм переходит в третью стадию — истощение. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие уже теперь необратимый характер.

Селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение жизни. Оно соответствует фазе «истощения» общего адаптационного синдрома.

Г. Селье различал две формы стресса:

· эустресс (защитная, адаптивная реакция организма на стрессоры);

· дистресс (патологическая реакция).

Р. Лазарус в 1970 г. разделил стресс на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). В последние годы наиболее часто по отношению к целостному организму употребляется термин «эмоциональный стресс» или «психоэмоциональный стресс», поскольку показано, что первичными на повреждающие воздействия являются эмоциональные реакции субъектов.

Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Психологические компоненты стресса могут быть обнаружены во всех сферах психики.

В эмоциональной сфере важнейшие феномены – чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. Типичные эмоциональные стрессовые реакции это страх, печаль или гнев.

В когнитивной сфере наиболее значимый феномен – восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной.

В мотивационной – мобилизация сил или, напротив, капитуляция.

В поведенческой сфере – изменение активности, привычных темпов деятельности, часто появление «зажатости» в исполнительных движениях.

Выделяют два основных типа реагирования в стрессе.

Тормозной тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в «мимической маске», скованностью позы и движений; фиксациями внимания, пассивностью, замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия.

Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной легкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении.

Фрустрация – состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат frustratio – обман, тщетное ожидание) определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Фрустрация – это переживание неудачи. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Согласно В.С. Мерлину, основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.

С. Розенцвейг выделил три типа фрустрирующих ситуаций.

К первому он отнес лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Примером внутреннего лишения, т.е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.

Второй тип составляют потери. В качестве примера можно привести смерть близкого человека, сгоревший во время пожара дом и т.п.

Третий тип ситуации – конфликт. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы:

· наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

· наличие сопротивления (препятствия – фрустратора).

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами.

Поведение в состоянии фрустрации может быть самым разным. Оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора, привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

Выделяют 5 основных видов фрустрационного поведения:

1) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции;

2) апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложится на пол и смотрит в потолок);

3) агрессия и деструкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба;

4) стереотипия – тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированных форм поведения;

5) регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).

Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием фрустрационной толерантности, т.е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Э.И.Киршбаум, А.И.Еремеева считают, что психическое здоровье человека собственно и означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения.

Адаптации личности в ситуации эмоционального дискомфорта (вызванного стрессом, фрустрацией и др.) служат механизмы психологической защиты и механизмы совладания (копинг-механизмы).

Психологическая защита рассматривается как процесс стабилизации личности, протекающий бессознательно (хотя ряд авторов и допускают наличие в ней сознательных элементов) и имеющий своей целью регуляцию эмоционального напряжения в виде ограждения сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами.

Механизмы психологической защиты формируются на ранних стадиях развития индивидуума, их использование в процессе всей жизни осуществляется психическим аппаратом автоматически, а главная задача состоит не в разрешении противоречий, а в устранении связанных с ними переживаний, препятствующих включению других механизмов адаптации, которые, возможно, помогут индивидууму справиться с ситуацией.

В свете психологии отношений В.Н. Мясищева механизмы психологической защиты понимаются как система адаптивных, как правило, неосознаваемых реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивного, эмоционального, поведенческого, с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на человека. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение.

Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям. Наиболее изученными являются следующие типы психологической защиты.

1. Отрицание – механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.

2. Вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

3. Регрессия – механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

4. Компенсация – механизм психологической защиты, проявляющийся в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности.

5. Проекция – процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

6. Замещение – форма психологической зашиты, действие которой проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и не «опасного».

7. Интеллектуализация – механизм, проявляющийся в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убе­дительных доказательств в пользу противоположного.

8. Реактивные образования – вид психологической защиты, нередко отождествляемый с гиперкомпенсацией, посредством которого личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Термином «копинг» обозначается как минимум три связанные друг с другом понятия, которые отражают единый феномен с разных сторон. Это: копинг-механизм – механизм совладания, благодаря которому человек осваивается с обстоятельствами, обучается управляться с ними; копинг-стратегии (копинг-стили), т.е. процесс действия механизмов совладания; копинг-поведение, отражающее результат действия механизмов совладания или результат процесса. Основное психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям новой ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования.

Копинг-механизм понимается как осознанное и целенаправленное стремление индивида к совладанию с эмоциональным напряжением, предпринимаемое им в ситуации решения конкретной проблемы. Копинг-стратегия отражает постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие усилия для управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности. Результатом этих усилий является копинг-поведение, проявляющееся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Кроме того, необходимо отметить, что копинг-механизмы действуют только при условии наличия и использования копинг-ресурсов, которые, в свою очередь, подразделяются на личностные и социальные. Личностными копинг-ресурсами считаются личностные характеристики, особенности личностных функций, коммуникативные возможности, самооценка и уровень притязаний, субъективный контроль над жизненно важными ситуациями, а также потребностно-мотивационные и волевые характеристики. Социальными копинг-ресурсами являются эмоциональная, материальная и информационная поддержка социального окружения, совокупность которых обозначается как «социальная поддержка».

Читайте также:  Сколько может длиться задержка месячных из за стресса

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению R. Lazarus, существуют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный стиль, на­правленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоцио­нального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, раство­рить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрица­тельные эмоции едой.

Лазарус выделяет 8 копинг-стратегий:

1. Конфронтативный копинг – активные усилия по изменению ситуации, предполагающие определенную степень враждебности и готовности к риску.

2. Дистанцирование – когнитивные усилия по отделению от ситуации и уменьшению (обесцениванию) ее значимости.

3. Самоконтроль – усилия по урегулированию своих чувств и действий.

4. Поиск социальной поддержки – усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки в социальном окружении.

5. Принятие ответственности – признание своей роли (вины) в проблеме с сопутствующей темой попыток ее исправления.

6. Бегство-избегание – мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на избегание (отвлечение) проблемы (а не дистанцирование от нее).

7. Планирование решения проблемы – произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы.

8. Положительная переоценка – усилия по приданию положительного значения событию (поиск положительных сторон в случившемся) с фокусированием на росте собственной личности.

Проводя грань между копингом и психологической зашитой, исследователи указывают, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Если копинг-поведение может использоваться индивидом сознатель­но, выбираться и изменяться им в зависимости от ситуации, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и в случае их закрепления стано­вятся дезадаптивными. Механизмы психологиче­ской защиты, как и механизмы совладания со стрессом, являются важными компонентами психологической адапта­ции и находятся между собой в тесной взаимосвязи, при которой формиро­вание определенных копинг-стратегий соотносится с выраженностью опре­деленных типов психологической защиты

Воля – способность преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий.

Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Обычно в психологии выделяют две функции воли:

1. побудительную (стимулирующую);

Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает:

· самодетерминацию (мотивы, цели, желания);

· самоинициацию и самоторможение действия;

В.Н. Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение.

В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий.

Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.

Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию.

В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. В

Волевые качества включают в себя три компонента:

· собственно психологический (моральный),

· физиологический (волевое усилие),

· нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность.

Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

2. Цельпоказать, что эмоции и чувства представляют собой очень важный и необходимый компонент жизнедеятельности человека, оказывают определенное влияние на течение болезни. Конфликтные эмоциональные состояния могут вызвать стресс, аффект, значительную роль эмоций и чувств в жизни человека. Познакомить с физиологическими механизмами эмоциональных процессов. Научить студентов регулировать проявление своих эмоций, применять это умение в разных видах практической деятельности, уметь управлять своими отрицательными эмоциями, развивать положительные чувства через отношение к другим людям.

Тезисы лекции

1. Понятие об эмоциях, их физиологические основы. Виды эмоций: высшие и

низшие, положительные и отрицательные, стеничные и астеничные. .

2. Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние

эмоций на течение болезни.

4. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств.

5. Аффект, стресс, фрустрация.

1). Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Эмоция ( в пер. с лат. возбуждать, волновать) – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Эмоция – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны, они или положительные или отрицательные (потому, что предметы или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности).

Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Все эти образования располагаются вокруг свода мозга, соединяющего большие полушария с передним концом мозгового ствола. На продольном срезе все указанные структуры размещаются вокруг свода, и их условно обозначают как круг Папеца (по имени автора)

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где происходит их расшифровка, субъективно представленная в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и значения. Другой поток импульсов от тех же воздействий в подкорковые образования (гипоталамус и др.) («центр наказания», «центр поощрения» –Дж. Олдс), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к нуждам организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.

Различаются: низшие и высшие эмоции, положительные и отрицательные, стенические и астенические.

Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основаны на инстинктах и являются их выражением (эмоции голода, страха.) Высшие эмоции, или чувства возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Чувства долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п., формируются у человека по мере его включения в социальные связи,

Положительные, которые переживаются нами как удовольствие и отрицательные, проявляющиеся в том случае, когда действительность не соответствует потребностям человека, которые приводят к пониженному настроению, раздражению, недовольству.

Кроме того, чувства можно рассматривать с той точки зрения насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. Тогда выделяют чувства стенические и астенические (от греч.stenos – сила)

2). Что же происходит с организмом и поведением человека в связи с появлением эмоциональных переживаний? В организме разыгрывается целая цепь событий. Иногда настолько мощных, что один психолог назвал их «вегетативной бурей». Эта буря выражается в сдвиге и резком изменении функционирования внутренних органов и почти всех показателей жизнедеятельности организма. Изменяются: психогальванический рефлекс (ПГР), кровообращение (побледнение, покраснение, повышение давления и т.п.), дыхание (человек задыхается или у него перехватывает дыхание), мышечные изменения (нарушения моторики, тремор), пиломоторная реакция («гусиная кожа»), движения желудка и кишечника (замедление или усиление перестальтики), зрачковые реакции (расширение или сужение), изменение состава крови (содержание сахара, адреналина, холестирина и т.д.), обертоны голоса.

Было выяснено, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), т.е. эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма.

Одновременно наблюдаются определенные типичные изменения внешнего поведения, так называемые экспрессивные движения (мимика, жесты, пантомимика, паралингвизмы, экстралингвизмы).

3). Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода (от 0,5 часа до нескольких дней и даже недель) На всем протяжении наблюдается довольно постоянный эмоциональный тон.

Настроения своим качеством кодируют степень удовлетворения основных потребностей индивида. Обычно различают три таких степени:

1. высшее оптимальное удовлетворение (приподнятые настроения)

2. среднее, нормальное удовлетворение (ровные настроения)

3. низкое, недостаточное удовлетворение (подавленные настроения).

Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда не осознается, оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.)

4). Чувства – это одно из проявлений общественного сознания. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства характеризуются полярностью. Это сказывается в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д. Чувства охватывают весь организм.

Читайте также:  Сколько может длится депрессия после стресса

Чувства у человека всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться. Они могут быть амбивалентными – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному объекту (уважать за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость).

Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным – положительным и отрицательным – эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность чувств, их амбивалентность. Именно поэтому часто чувства переходят в свою противоположность.

Аффект внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них. Аффект, в противоположность настроению, всегда конкретно направлен.

Во всех многообразных аффектах (страх, отчаяние, вспышка ревности и т.п.) можно выделить следующие этапы:

1 – резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности

2 – перевозбуждение сопровождается резкими плохо контролируемыми действиями

3 – спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

Стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которую ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил, на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта.

В стрессовой ситуации возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, пространственные и временные характеристики объектов, затрудняется переключение внимания, сужается объем внимания. Затем к человеку постепенно возвращается способность к правильным действиям.

Понятие стресса (от англ.stress – напряжение) введено канадским ученым Гансом Селье.

Р.Лазарус ввел понятие физиологического стресса — возникает под воздействием крайне неблагоприятных физических условий, вызывающих нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия) и психического (эмоционального) стрессавызывают те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

В развитии стрессового состояния Ганс Селье выделил три этапа: тревоги, резистентности, истощения.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора

Стадия истощения – силы организма иссякают, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма) при длительном воздействии стрессоров.

Устранение психических стрессоров предполагает два возможных подхода: устранение психотравмирующей ситуации (либо ситуация должна быть изменена в желательном для личности направлении, либо или личность уходит из этой ситуации), изменение отношения личности к этой ситуации

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы чувство опасности являются наиболее разрушительными для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы.

4. Иллюстративный материалв презентации лекции

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. — Издание семнадцатое. — Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — 3еизд. испр. и доп. — М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3.Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

  1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. — М.: «Проспект». 2006. – 448с.
  2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. — СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер. 2007. – 713с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете можно по внешнему виду определить эмоциональное

2. Почему ребенок не не скрывает своих эмоций?

3. Всегда ли нужно скрывать свои эмоции?

4. Как вы думаете мужчина должен плакать?

5. Может ли человек находиться без какого-либо настроения?

6. Слышали ли вы выражение «буриданов осел»? Что оно означает?

источник

Аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т.п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить три стадии:

1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.

2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.

3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т.п.

Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект – ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности – фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т.п.).

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация – конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс, как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

1. Стадия нарастания тревоги – при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т.п.

2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.

3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

1. Интерналы – люди, рассчитывающие только на свои силы.

2. Экстерналы – люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы – интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее, у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения – присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает наиболее результативно решить проблему, прибегнув к помощи других людей.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для нее.

Выделяют, так называемый, австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса – дистресс – оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье – для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.

2. Притупляемость. Под влиянием длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.

3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады о неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходи контраст чувств.

4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.

5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.

6. Переключаемость. Чувства, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2114 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник