Меню Рубрики

Понятие стресса и его сущность

Сущность стресса, его причины и проявления

Стресс представляет собой особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение. Как правило, окру­жающая действительность при стрессе воспринимается как не соответ­ствующая ожиданиям, вызывающая неудовлетворенность и страдания. Это состояние опасно, поскольку может привести к серьезным психо­логическим проблемам.

Стресс — это, прежде всего психологическая проблема. Однако он наносит существенный ущерб и деятельности организации. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс доро­го обходится организациям. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Не стоит думать, что стресс — это исключительно негативнее явле­ние. Иногда стрессовые ситуации вынуждают человека собрать все свои силы и приспособиться к новой сложной ситуации. Фактически, стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуа­цией, которая выходит за пределы того, что привычно. Именно поэтому не стоит бояться стресса. Он является естественной реакцией. Опас­ность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справ­ляться.

Стресс имеет конкретные проявления. В большинстве случаев они имеют сугубо индивидуальный характер. Тем не менее, можно выде­лить целый ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса. Об этом свидетельствуют:

1) невозможность сосредоточиться;

4) частое возникновение чувства усталости;

6) частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-то болезнью);

7) повышенная возбудимость;

8) отсутствие удовлетворения от работы;

10) увеличение количества выкуриваемых сигарет;

11) пристрастие к алкогольным напиткам;

12) постоянное ощущение недоедания;

14) невозможность вовремя закончить работу.

Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не дол­жны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточ­но, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

Выделяют пять разновидностей стресса:

ü физиологический стресс вызывается чрезмерными физически­ми нагрузками, недосыпанием, плохим, нерегулярным питанием;

ü психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудов­летворенностью отношения с окружающими;

ü эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чув­ствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит ут­рата чего-то очень важного; как это ни странно, эмоциональный стресс может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события;

ü информационный стресс — это результат того, что в распоря­жении человека имеется слишком много или слишком мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возника­ют неопределенности очень высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необ­ходимо учитывать при принятии решения;

ü управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответ­ственность за принимаемое решение оказывается слишком вы­сокой.

Можно выделить целый ряд факторов, которые увеличивают воз­можность возникновения стресса. Естественно, воздействия далеко не всех из них можно избежать. Однако, если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу таким образом, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

1. К стрессу приводят особенности трудового процесса. Высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, не­обходимость выполнять множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха — все это часто приводит к физическому и психическому истощению.

Избежать этого помогает только разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы регулярно пе­ремежаются с периодами отдыха.

2. Причиной стресса, как уже указывалось, может стать слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника.

3. Очень распространенной причиной стресса является неблагопри­ятная моральная атмосфера в коллективе. В этой ситуации обычно кажется, что работа идет своим чередом, а все обязанности работники выполняют в целом нормально. Однако незаметно качество работы все равно снижается. И причина этого заключается в том, что отноше­ния в коллективе в высшей степени конфликтны, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести какой-то ущерб друг другу.

4. Причиной стресса может стать и слишком малая рабочая нагруз­ка, которая вызывает беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежно­сти. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможно­стям, нередко начинает сомневаться в собственной ценности и положе­нии в организации, ощущает себя явно невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, кото­рый возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание моментально реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание, в соответствии с которым он не должен забывать заполнять полки това­ром.

6. Еще одна причина стресса, во многом противоположная преды­дущей, заключается в неопределенности ролей. Под неопределеннос­тью ролей подразумевают ситуацию, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не противоречивы, они просто уклончивы и неопределенны. Человек стремится получить правильное, однозначное представление об ожида­ниях руководства, то есть о том, что он должен делать, как это следу­ет делать и как его действия будут оценены. Если он не знает этого, возникают беспокойство и тревога.

7. Нередко причиной стресса становится неинтересная, однооб­разная работа. Как показали исследования, люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее под­вержены физическим недомоганиям, чем люди, занимающиеся неин­тересной работой. При этом, впрочем, необходимо иметь в виду, что понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно одному человеку, будет неинтересно другому. А следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов — представлений, которые кажутся правдоподобными, но не являются истинными.

8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических ус­ловий, например, из-за плохого освещения, слишком низкой или слиш­ком высокой температуры или чрезмерного шума.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных факторов (экономические, социальные, психологические и другие), которое сопровождается возникновением и развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс и стрессовое состояние.

Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, которые приводят человека к стрессовому состоянию.

Необходимо отметить, что различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других общественных наук.

Стресс как особое психическое состояние связанно с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональной сфере, но и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому стресс и стрессовые состояния требуют специального психологического изучения.

Всем вышесказанным можно обозначить актуальность выбранной темы. В данной курсовой работе мы рассмотрим психологические способы выведения человека из стрессовых состояний.

Таким образом, целью нашей работы является вы выявление психологических способов, с помощью которых можно вывести человека из стрессового состояния. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

§ рассмотреть понятие «стресс» и его сущность;

§ выявить факторы возникновения стрессовых ситуаций;

§ определить психологические подходы к преодолению стресса

Объектом данной курсовой работы является психологический стресс и стрессовые ситуации. Предметом – психологические способы выведения человека из стресса.

При решении поставленных нами задач в работе были использованы такие методы как: теоретический анализ научной литературы и периодической печати, рассмотрение понятийного аппарата.

Поставленные нами задачи определили следующую структуру данной работы: последняя состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и списка использованной литературы из 27 наименований.

Глава 1. Теория психологического стресса

Психологический стресс: понятие и сущность

Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной и физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение объекта.[1] В физиологии, медицине, психологии этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, такое определение дал биолог Г. Селье, который рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование.[2] Позднее термин стал использоваться для описаний состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Таким образом, стрессовое состояние (стресс) является одним из защитно-приспособительных механизмов организма человека, выработавшихся в процессе эволюции как средство сохранения жизни в постоянно меняющихся условиях обитания. Стресс — состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним.

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляется термин «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. В-третьих, стресс может быть физической реакции организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.[3]

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда вытекает употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс». Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной ситуации), которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

По мнению А.В.Вальдмана, выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г.Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

Русалова М.Н., Китаев-Смык Л.А., Кассиль Г.Н. и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.[4]

Ю.А. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. К.И. Погодаев, учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. Понятие «стресс» теряет свое содержание, так как под это определение могут быть подведены все виды психической деятельности мозга.[5]

При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Так Р.Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно – поведенческие реакции.[6]

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение.

Термин «стресс» Ч.Д. Спилбергером предлагается использовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности. Автор признает, что такое определение стресса, очевидно, более ограниченно, но в то же время более точно, чем то, которое используется в настоящее время.

Читайте также:  В чем проявляется положительное значение стресса

В противоположность понятию «стресс», отражающему объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен использоваться для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации качестве опасной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в переживаниях подобных ситуаций.

Спилбергер считает, что термин «состояние тревоги» должен использоваться для отражения эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, без относительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса.

источник

Управленческая деятельность – это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стресс устойчивости.

Что же такое стресс? Есть очень много формулировок данного определения. В некоторых статьях говорится, что это определение впервые было введено ещё в 1303 году, английским поэтом Робертом Маннингом.

В медицине впервые был введен Г.Селье. Он полагает, что понятие «стресс» пришло в английский язык из старого французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания».

Итак, стресс — это устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме. Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз.

Гомеостаз — постоянство внутренней среды организма.

Физическое или психологическое воздействие, нервное напряжение, переутомление, экстремальная ситуация, негативные эмоции вызывают ответную реакцию организма, которая мобилизует силы и энергию, называется — стресс.

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Специалисты считают, что предпосылкой стресса может стать любое эмоциональное, психологическое возбуждение. Считается, что стресс могут вызвать, как положительные эмоции, такие как например, рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Один из авторов теории стресса Ганс Селье определяет его, как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, изначально подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, из-за чего изменяется режим работы внутренних органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Вообще стрессоры принято различать как психологические, так и физиологические. Например, к физиологическим относятся: болевые воздействия, большая физическая нагрузка, высокие и низкие температуры (жара, холод) и прочее.

А к психологическим, например, можно отнести — необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и подобное этому.

Опять же стресcоры (факторы) могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем, как негативные.

Источники сообщают, что выраженность стресса определяется в большей степени осознанием человеком собственной ответственности за себя, за окружающих, его роли в жизни. И на фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, даже полностью контролирует своё психическое состояние, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв истощается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Заболевания, как правило, инфекционные. Некоторые источники сообщают, что есть некая прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека) в следствии наблюдений исследователей. Из опыта исследователей — пример. Например, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при подсчете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. То есть можно сделать определённый вывод, что в основном мы подвергаемся стрессу, когда выполняем очень ответственную работу.

источник

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно — сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936 г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

Исследованием проблемы стресса занимались также У. Кэннон, Д. Майерс, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Ю.И. Александров и др.

В психологии понятие стресса рассматривается с разных точек зрения. Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция — определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье. Также стресс — это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия — чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А.Г.) — вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Встречается и такое определение стресса — ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение. Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса.

  • а) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т. д.;
  • б) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т. д.

Исследователи у стресса выделяют две формы: стресс полезный — эутресс и стресс вредоносный — дисстрес. Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий: положительный эмоциональный фон;

  • — опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
  • — одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
  • — наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

  • — эмоционально-когнитивные факторы;
  • — недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т. д.;
  • — чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
  • — большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Необходимо отметить, что стресс — это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием — человек.

Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик.

Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности. Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу. Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Выделяют несколько признаков стресса, характерных для большинства людей:

  • — неспособность сосредоточиться на работе;
  • — частые ошибки;
  • — ослабление памяти;
  • — постоянная усталость;
  • — неестественно быстрая или медленная речь;
  • — частые головные боли, рези в желудке, не имеющие органической причины;
  • — повышенная возбудимость и обидчивость;
  • — злоупотребление вредными привычками;
  • — потеря чувства юмора;
  • — постоянное ощущение голода или его отсутствие.

Данные симптомы могут проявляться по отдельности, но их появление может повлечь за собой серьезные проблемы, нервные срывы, снижение работоспособности человека.

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)». Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях. Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться. Таким образом, стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается.

Возможные реакции организма на стресс. Реакция стресса, человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Пассивность, она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека. Активная защита от стресса, когда человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. Таким образом, стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

Читайте также:  В чем заключается значение стресса для организма

источник

Изучение понятия стресс и влияние его на организм человека. Причины проявления и возможные негативные последствия. Описаны истории изучения проблемы стресса и методические рекомендации, в том числе психологов, избежание, или минимального влияния стресса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методы предотвращения стресса

Основные признаки стрессового состояния

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. стресс характеристика функции

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса»-Ганс Селье, «Стресс жизни».

Стресс (от англ. stress — «давление, напряжение»)

— состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время.

Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный — может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно. В целом стресс — явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы — факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Причиной стресса индивида могут быть разные события в его жизни. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т. п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т. п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Основной причиной стрессов являются перемены. Любая, даже позитивная перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации; реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса.

Методы предотвращения стресса

Уменьшение вероятности возникновения стресса при управлении, нацеленном на высокую производительность труда, предполагает следующие меры:

* оценивать способности, потребности и склонности своих работников и пытаться выбрать для них соответствующий объем и вид деятельности;

* разрешать сотрудникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания;

* четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

* использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

* обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

* выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Предотвращение стресса во время работы возможно с помощью следующих методов:

1. Разработать систему приоритетов в работе и установить, что нужно сделать сегодня, в течение недели, а что — только при наличии времени.

2. Научиться отказываться от заданий, когда загрузка достигает предела возможностей. При этом необходимо, относясь с уважением к начальнику, охарактеризовать важные задания, над которыми в настоящее время приходится работать. Если он настаивает на выполнении нового задания, выяснить, что можно отложить.

3. Наладить эффективные и надежные отношения с непосредственным руководителем, понимать его проблемы и помогать ему понимать ваши. Научить его уважать вашу работу и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашаться с руководителем или кем-либо, предъявляющим противоречивые требования. Объяснять, что эти требования несовместимы, попросить провести совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы прояснить вопрос. Не занимать обвинительной позиции, объяснять, какие проблемы порождают противоречивые требования.

5. Сообщать руководителю или сотрудникам о том, что ожидания или стандарты оценки непонятны. Говорить, что не уверены в конкретных, связанных с заданием вопросах и хотели бы обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсуждать отсутствие интереса к работе со своим руководителем, но не жаловаться. Объяснять, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы принять участие в других видах деятельности.

7. Находить в каждые 45 минут или 1,5 часа несколько минут для отключения и отдыха, в которые стараться расслабиться и выкинуть работу из головы. Не обедать на рабочем месте и не задерживаться на службе, когда работа закончена; уходя с работы, забывать о ней до утра.

Соблюдение надлежащего режима питания, физкультура и достижение духовного равновесия снижают вероятность стресса.

Человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Можно сделать некоторые выводы, отвечающие на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

источник

Понятие, сущность и виды стресса. Симптомы стресса при кратковременных сильных экстремальных воздействиях, причины длительного стресса. Конструктивный и деструктивный аспекты стресса. Стадии общего адаптационного синдрома, методы защиты от стресса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

3. Общий адаптационный синдром

4. Методы избавления от стресса

Сегодня, в современном мире, словом «стресс» мы привыкли обозначать состояние душевного волнения или нервного напряжения, которые мы испытываем по отношению к чему-либо. Так что же такое стресс на самом деле? стресс конструктивный деструктивный защита

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса»

Стресс — это универсальная физиологическая реакция организма на достаточно сильное воздействие факторов окружающей среды.

Современная жизнь полна стрессов. Длительные отрицательные переживания часто становятся причиной недомоганий и различного рода болезней. Организм человека все больше нуждается в защите и поддержке, в том числе и с использованием методов психофизиологической терапии и коррекции, метода биологической обратной связи и многих других приемов лечебного и профилактического воздействия на человека.

Стресс для человека — это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это и приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на ситуацию, которую называют экстремальной. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).

Делят экстремальные ситуации на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Проявляются разные симптомы стресса при кратковременно сильных экстремальных воздействиях.

Под кратковременным стрессом понимается всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью).

Кратковременный стресс — это бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то организм может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

Читайте также:  В чем выражается стресс у кошки

Длительный стресс — это постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

К одному из факторов стресса относится эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клинических условиях было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психофизиолога и психолога.

1. Дистресс: Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

2. Эмоциональный стресс: Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

3. Психологический стресс: Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

3. Общий адаптационный синдром

Общий адаптационный синдром (далее — ОАС) — это совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью).

Признаки ОАС формируются в течение нескольких суток от начала достаточно длительного воздействия стрессора в ходе трех стадий стресс-реакции: стадии тревоги (например, шок), в которой происходит мобилизация защитных сил организма (резко уменьшается количество гранул в коре надпочечников, содержащих запас гормонов — кортикостероидов), стадии устойчивости (количество гранул значительно превышает исходное) и стадии истощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительном воздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организма недостаточно велики. На стадии истощения количество гранул вновь уменьшается, стресс-реакция принимает болезненный, патологический характер.

Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.

В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).

Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т. е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.

Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека. В отличие от этого, психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т. п. Применяя при стрессе кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т. п., человек лишь усиливает отрицательные эффекты стресса.

Со времен Селье принято различать конструктивный и деструктивный аспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По происхождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово «дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).

На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.

Стресс сам по себе не приносит вреда, в том случае, если человек адекватно реагирует на него. Если же нет, то появляется повышенное или пониженное кровяное давление, переедание или потеря аппетита, усталость или повышенная активность, болтливость или необщительность, вспышка чувств или холодность.

4. Методы защиты от стресса

Частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. Мужчина может напиться, дамы разражаются бурными слезами. Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция считается наиболее действенной.

Стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой.

Явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

1. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982.

2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960

3. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

История развития представлений о явлении стресса. Понятие общего адаптационного синдрома. Описание реакции тревоги, стадий сопротивления и истощения. Виды стрессоров (кратковременные, продолжительные и хронические) и факторы влияющие на развитие стресса.

методичка [50,0 K], добавлен 24.12.2013

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 03.06.2009

Понятие стресса, его особенности и основные стадии. Сущность классической концепции стресса. Виды проявления и симптомы стресса, его классификация и последствия. Ошибочные представления относительно стресса. Стратегия управления им в организации.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 16.01.2013

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012

Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

лекция [37,0 K], добавлен 21.01.2011

Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

реферат [103,5 K], добавлен 03.11.2014

Изучение современных теорий психологии стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности. Диагностика и SWOT-анализ организационного стресса.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 05.10.2010

Изучение стресса в жизни студента. Сущность понятия «стресс». Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов. Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 23.05.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Стресс, в том числе стресс в профессиональной деятельности изучается в различных областях и знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальности профессиональных деятельностей, с существенным изменением условий и содержания труда в различных областях.

Коренным образом изменился характер труда и возрос темп работы, повысилась профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результаты. Все это привело к развитию характерных психических состояний — профессиональных стрессов.

Профессиональный стресс — это состояние напряжения, возникающее при экстремальных воздействиях факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье[1].

Стресс может сопровождаться психологическими, физиологическими либо поведенческими проявлениями.

Физиологические признаки – самая распространенная группа симптомов, заключающаяся в нарушениях артериального давления, болевом синдроме, изменениях веса, повышении мышечного тонуса и пр. Следствием постоянного рассогласования между целями и результатами становится хроническая эмоциональная напряженность[2].

Психологические признаки стресса заключаются в тревоге, внутреннем дискомфорте, апатии, пониженной самокритике, ощущении вины, неуверенности в себе, неудовлетворенности, невозможности концентрации, преобладании негативных мыслей, депрессивных, тревожных состояниях, разных фобиях. Специалист сталкивается с «синдромом выгорания» — отличный сотрудник утрачивает дееспособность, а мягкий по своей натуре человек вдруг становится настоящим деспотом. Свойственнее всего такая болезнь для врачей, преподавателей, продавцов и работников социальной сферы.

Категория поведенческих признаков представлена изменениями в производительности, прогулами, повышенной конфликтностью, ростом количества ошибок в ходе привычной работы, беспричинными приступами гнева, трудоголизмом (приводящим к ущербу для семейных отношений и своего отдыха), асоциальным поведением.

Исходя из медицинского определения стресса, нарушение профессиональной адаптации расценивается как невротический синдром. То есть, невроз. Это психосоматическое расстройство, описанное немецким психиатром Ясперсом в 1913 году. Любые виды профессионального стресса имеют признаки триады Ясперса:

— Причина – психическая травма;

— Психические расстройства отражают психогенно-травматическую ситуацию и не выходят за её рамки;

— Все проблемы со здоровьем прекращаются тотчас после устранения причины. В далеко зашедших случаях устранение причины невозможно, потому что профессиональный стресс прогрессирует до психического заболевания. Восприимчивость человека к психической травме возникает только тогда, когда происходит нарушение баланса между возможностями и способностями. Иными словами, в условиях переоценки собственных сил.

Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.

В большем количестве случаев сотрудники принимают сложившееся положение на работе как должное и не пытаются что-либо изменить. Кто-то постоянно не справляется с работой, но успешно создает видимость бурной деятельности. Кто-то работает за троих и не бывает отмечен начальством. Развитию профессионального стресса подвержены и те, и другие работники. Одним не хватает работы, другим – признания мнимых или настоящих заслуг.

Сотрудник начинает испытывает безразличие, эмоциональное истощение и усталость. Ему более не интересно то, чем он занимается, поэтому он выполняет свои обязанности только фактически, не стараясь улучшить результаты.

Те, кто столкнулся с таким явлением, не сразу понимают, что происходит. Эмоциональное выгорание, в его «инкубационном» периоде, похоже на хандру. Сотрудники становятся раздражительными, обидчивыми. Они опускают руки при малейших неудачах и не знают, что со всем этим делать, какое лечение предпринять. Потому так важно разглядеть первые «звонки» в эмоциональном фоне, принять профилактические меры и не довести себя до нервного срыва.

У многих сотрудников появляются психосоматические нарушения: появляется хроническая усталость, возрастает уровень тревоги, появляется склонность к употреблению алкоголя, что приводит к асоциальному поведению. В связи с этим важной задачей является определить, какие существуют социально-психологические особенности психологического стресса сотрудников на разных этапах профессионального становления и определить пути гармонизации личности сотрудников, т.к. их психическое состояние является важнейшим условием их труда.

Дата добавления: 2016-12-29 ; просмотров: 223 | Нарушение авторских прав

источник