Меню Рубрики

Понятие стресса в современной психологии

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

источник

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Стресс относится к числу защитных механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В данном процессе участвуют сложные нейрогуморальные и метаболические процессы, организм использует резервные вещества. После пережитого требуется немедленное их восполнение и физическое восстановление, в противном случае могут возникнуть патологические состояния. Человеку необходимо самостоятельно контролировать уровень внутреннего напряжения и своевременно принимать меры по лечению и восстановлению. Длительный стресс, перешедший в хроническую форму, истощает человека и нередко приводит к расстройствам личности.

Понятие стресса заключается в проявлении неспецифического ответа организма на любой раздражитель. Он способствует выработке эндогенного адреналина, который повышает устойчивость и активирует потенциальные силы человека. Стресс сопровождают такие состояния, как тревога, возбужденность и напряженность. Они опасны, так как приводят к развитию тревожных расстройств. Но в небольших количествах они даже полезны для личности, оказывают стимулирующий эффект. В норме человек нацелен на преодоление проблемы, но в случае хронического стресса, когда организм истощен, у него не всегда это получается. В этот момент тревога и напряжение достигают своего пика и могут повлечь необратимые последствия.

Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат. В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять. Психологами установлена закономерность, что чем выше неспецифическая реакция, тем более непредсказуемым и молниеносным оказывается решение со стороны человека.

Регулярные тревожные состояния приводят к стойкому расстройству личности, возникновению панических атак и навязчивых состояний. Предотвратить развитие патологии можно только при помощи своевременного и компетентного лечения.

Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.

Читайте также:  Влияние на плод стресса матери

Классификация по провоцирующему фактору:

  • дистресс — происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
  • эустресс — ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.

По типу воздействия выделяют следующие виды стресса:

  • психические;
  • пищевые;
  • температурные;
  • световые и др.

По механизму воздействия различают:

  • психические стрессы, при которых возбуждается только эмоциональная сфера и ответ происходит со стороны нервной системы;
  • биологические, при которых возникает реальная угроза состоянию здоровья человека, появляются травмы, заболевания.

Уровень стресса во многом зависит от масштаба проблемы. Одни носят временный характер, и человек подсознательно понимает, что серьезной угрозы для жизни они не представляют, вроде сессии у студентов или простудного заболевания. Другие имеют глобальный характер, когда человек не понимает, каким будет исход. К последним можно отнести землетрясение, вооруженное нападение и прочие обстоятельства, которые угрожают карди нальными переменами в жизни или ее утратой.

Выделяют три взаимосвязанные стадии стресса, которые плавно переходят одна в другую, и противостоять этому процессу невозможно:

  1. 1. В момент наступления стресса человек на какой-то промежуток времени полностью теряет над собой контроль и ориентацию в пространстве. Происходит резкая смена настроения, проявляется не характерное для индивида поведение. Организм перестает сопротивляться. Доброта сменяется озлобленностью и агрессией, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.
  2. 2. После пережитого шокового состояния, когда произошло определенное раздражение, формируется ответ в виде стрессовой реакции. Для того, чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.
  3. 3. Дается ответ на раздражитель, человек находит решение проблемы и начинается восстановительный период. Если действующий фактор не прекратил своего влияния, то стресс не отступает. Происходит хронизация процесса, и организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

Принципиальное значение для специалиста имеет третья стадия. От того, как давно пациент испытывает тревожное потрясение, принципиально зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

Ответная реакция организма в виде стресса, появляется не только на негативные факторы воздействия, но и на положительные стрессоры, которые также предвещают перемены. Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности и ее выходу из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств.

Основными причинами дистресса служат все негативные ситуации, которые появляются у человека в течение жизни. Каждый имеет свою систему ценностей и может испытать различный уровень потрясения от одной и той же ситуации, но равнодушных не бывает.

Например, беременность является следствием биологического эустресса. С одной стороны, женщина долго ждала наступления этого состояния и несказанно рада ощущать внутри себя жизнь. С другой, организм претерпевает определенные изменения, которые носят временный характер, но доставляют массу неприятностей и дискомфорт. Наличие ярко выраженного токсикоза в первые месяцы, говорят о противостоянии. Благодаря подавлению иммунитета не происходит отторжения плода. Иммунные реакции, смена гормонального фона, использование накопленных питательных веществ и многое другое представляют собой сложную стрессовую реакцию. В конце беременности женщина начинает испытывать настоящие трудности со здоровьем, которые впоследствии преобразуются в послеродовую депрессию и требуют специализированного лечения.

Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни — учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

  • ухудшается память;
  • теряется способность к самоорганизации;
  • появляется нерешительность, сомнительность;
  • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
  • повышается тревожность, озабоченность;
  • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.
  • человек становится капризным и требовательным;
  • повышается раздражительность;
  • возможны панические атаки;
  • возникает склонность к депрессии;
  • появляются мысли о суициде;
  • возникает чувство одиночества и бесполезности;
  • возникает враждебный настрой ко всем;
  • чаще проявляется агрессия;
  • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
  • происходит угнетение психоэмоционального фона.
  • головокружения и головная боль;
  • расстройство пищеварения;
  • расстройство стула;
  • частичное выпадение рефлексов;
  • тошнота и рвота;
  • нарушения дыхания;
  • мышечные и нервные спазмы;
  • обострение хронических заболеваний;
  • повышенное потоотделение;
  • сухость во рту, чувство жажды;
  • утомляемость.
  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • отказ от основной деятельности;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
  • изменение отношения к окружающим;
  • смена взглядов на жизнь;
  • переоценка ценностей;
  • подозрительность и недоверие к окружающим.

В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

Начать лечить стресс допустимо в домашних условиях, особенно если пациент правильно воспринимает свое состояние и готов противостоять всем негативным изменениям. Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоциональное состояние. Снизить тревожность помогут успокоительные чаи, седативные лекарственные средства, можно делать массаж, помогает физиотерапевтическое лечение. Важно предотвратить воздействие провоцирующего фактора. Чем раньше начинается восстановительный период, тем быстрее протекает процесс исцеления.

Для восстановления и дальнейшей готовности противостоять новому стрессу, следует задуматься об общем состоянии здоровья. Оно зависит от образа жизни. Здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, умеренная физическая активность и регулярный прием витаминных комплексов укрепят здоровье и восполнят потраченные полезные вещества. Этим нельзя пренебрегать, потому что истощенный организм не способен продолжать адекватную и полноценную жизнедеятельность.

Длительное отсутствие положительной динамики на фоне самостоятельного лечения говорит о необходимости обращения к психотерапевту. Он может рекомендовать индивидуальные тренинги или предложить групповые занятия, которые оказываются весьма эффективными в противостоянии тревожному расстройству. Преимуществом такого подхода к лечению является возможность научиться переживать стресс с минимальными последствиями для себя и регулярно проводить профилактику.

источник

Анализ исследований, посвященных проблеме стресса (С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.), позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия. Например, представитель Британского психологического общества Д. Фонтана, достаточно тщательно исследовавший проблему стресса, отмечает, что само слово «стресс» свободно используется многими людьми разных профессий. Инженеры используют данный термин при характеристике допустимых технических нагрузок. Врачи, применяя данный термин, имеют в виду описание психических механизмов, состояний, переживаемых человеком. Психологи термином «стресс» характеризуют изменения поведения человека и т.д.

В русский язык слово «стресс» пришло из английского языка, а в английский – из латинского.

Если обратиться к истории возникновения данного термина, то, по мнению Р. Розенфельда термин «стресс» впервые появляется в ХVIII в. в физике, где он рассматривался как характеристика любого напряжения, давления, силы, прикладываемой к какой-либо системе (прибору, материальному объекту и т.д.), деформация, возникшая в предмете под воздействием этой силы. Данное понятие термина «стресс» сохранилось технических науках и до наших дней.

Впервые в физиологии и медицине данный термин был использован в 30-е гг. ХХ в. всемирно известным врачом и биологом Г. Селье. Термином «стресс» ученый предлагал обозначать неспецифические реакции организма человека («общий адаптационный синдром») в ответ на неблагоприятное воздействие извне.

Несколько позднее в психологии, биологии, медицине и других областях естественнонаучного знания термин «стресс» чаще всего используется в двух значениях:

Под стрессом понимают физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологические напряжение и может быть источником болезни.

Под стрессом понимается и сама болезнь, возникающая в результате действия этих факторов.

Таким образом, с одной стороны, стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм, с другой – результат воздействия этого фактора.

Вместе с тем, проводимые в последние десятилетия исследования в области стресса некоторым образом расширили характеристику данного понятия. Так, ученый С. Вожнер, проводя исследования в 70-е гг. ХХ в., предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза».

Интересное определения термина «стресс» предлагает П. Мак-Грат, считая, сто стресс – это воспринимаемый существенный дисбаланс между требованием и возможностью прогнозирования реализации этого требования в условиях, когда выполнить его невозможно.

В современных исследованиях стресса также часто преобладает подход к его характеристике с позиций «стимул – реакция». Ученые пытаются соотнести факторы внешней среды с конечным результатом (состоянием человека). Так, Т. Лазарус и Ф. Фолкмен определяют стресс как «связь человека со средой, которая оценивается человеком как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие» (7; С. 11).

Исследователь Д. Кокс говорит о том, что «стресс можно определить как психологическое состояние, которое является частью более широкого процесса взаимодействия между индивидуумами и их рабочей средой и отражает этот процесс» (7; С. 13).

Как показывают статистические исследования, на сегодняшний день термин стресс является одним из наиболее широко используемых. При этом значения, которые вкладываются в данное понятие, очень различны. В 90-е гг. ХХ в. учеными Л. Бером и Т. Робертсом было проведено статистическое изучение 6 крупнейших журналов, выходящих в период с 1985 по 1989 годы. Каждая статья, в которой появлялось слово «стресс» или «стрессовый», была отнесена к одной из четырех категорий. Результатом статистической обработки подученных данных явилось следующее: употребляемые в 51 статье эти слова в 41% случаев относятся к характеристикам стимула, в 22% – к реакциям, в 25% случаев подразумевались характеристики как стимула, так и реакции, а в 14% случаев смысл употребляемого термина был совсем непонятен.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель.

Стрессовая реакция является реакцией психофизиологической, поскольку включает в себя сложные взаимоотношения психического и соматического состояний организма.

Стресс характеризуется потенциально широким набором реакций, которые приводят к психофизиологическому возбуждению.

У многих людей хронические стрессы могут привести к дисфункциям и патологическим нарушениям, расстройствам в органах и системах организма.

Стресс, как считают многие ученые, может оказывать как положительное, так и негативное влияние на человека.

Что понимается под термином «стресс»?

Кто из ученых занимался разработкой проблемы стресса?

Чем отличаются из позиции?

Как Вы определяется данное понятие «стресс»?

источник

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • понятия «стресс»; «эустресс»; «дистресс»;
  • • виды, факторы и признаки стрессов; уметь
  • • характеризовать стресс как общий адаптационный и сверхадаптивный синдром;
  • • делать сравнительный анализ проявления данных синдромов в поведении личности;
  • • методикой когнитивного оценивания стрессовой ситуации;
  • • другими методиками снятия напряжения и регуляции своего состояния.

В современных словарях понятие «стресс» трактуется как состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий (стрессоров); неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция организма [1] . В психологическом словаре стресс описывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. » [2]

Считается (Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, Т. В. Барлас и другие), что первоначально понятие «стресс» было введено в научное употребление применительно к техническим объектам, испытывающим нагрузку и сопротивляющихся ей. Применительно к психофизиологии термин «стресс» в 1927 г. ввел Уолтер Б. Кенион для обозначения физиологических реакций, которые возникают в организме при воздействии угрожающего организму стимула. На основе разработанной теории гомеостазиса, согласно которой организм сохраняет постоянное функционирование при изменениях внешней среды, У. Кеннон утверждал, что при возникновении опасности, организм использует две стратегии: бегство или борьбу. Обе стратегии ведут к возрастанию частоты сердечных сокращений, увеличению артериального давления, изменению дыхания.

Читайте также:  Влияние гормона стресса на организм человека

Ганс Селье определил стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма. В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на химические, физические и органические факторы. Согласно Г. Селье все биологические организмы стремятся к поддержанию состояния внутреннего равновесия функционирования. Реакция организма на внешний раздражитель выполняет одновременно защитную и приспособительную функции, результирующие показатели которых зависят от уровня устойчивости организма к воздействию различных факторов, силы и длительности влияния раздражающего стимула. Адаптационные возможности организма ограничены, их недостаток приводит к смерти.

Английский психолог И. Духмен [3] определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.

Как видим, стресс является самостоятельным психологическим, физиологическим и одновременно социальным феноменом.

В отечественной психологии под стрессом принято рассматривать комплекс состояний, возникающих как ответная реакция организма при воздействии экстремальных факторов — стрессоров. Эти состояния, характеризующиеся повышенной физиологической и психической активностью, трансформируются при благоприятных условиях в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности.

В состоянии стресса нарушаются сложные интеллектуальные действия, простые же процессы обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное воздействие стресса выражается в ухудшении внимания и мышления, в снижении уровня оперативной памяти, в сужении восприятия, в скованности и хаотичности движений. Положительные эффекты стресса выражаются в ускорении психических процессов, улучшении оперативной памяти, гибкости мышления. Благодаря функционированию неспецифических психических и активационных процессов, выполняющих компенсирующую функцию, сохраняется процесс продуцирования полезной информации при воздействии экстремальных факторов.

Стресс всегда направлен на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций. Стрессовые реакции изменяются во времени и имеют различные уровни интенсивности, которые зависят от характера стрессоров.

Стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) — значительный по силе или продолжительности раздражитель, воздействующий на организм. Стрессором является раздражитель, который человек воспринимает как угрожающую ситуацию, опасный фактор.

Различают стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур и т.п.) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, благополучию, ближайшему окружению и др.). Величина стрессовой реакции зависит от силы стрессора, а иногда и превышает его. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический стресс и психологический стресс.

Физиологический стресс — это непосредственная реакция организма на воздействие определенного стимула, как правило, физико-химической природы. В этом случае состояния выражены изменениями в функционировании физиологических систем и ощущениями дискомфорта физиологического характера (головные боли; раздражительность; рассеянность и усталость; слабость иммунной системы и т.п.). Дискомфорт затрагивает различные психические функции и стороны личности. В связи с тем, что существуют индивидуальные особенности личности (темпераментальные, характерологические, способности к преодолению и т.п.), то переживание дискомфорта может зависеть не только от внешних раздражителей, но и от личностных характеристик человека, переживающего стрессовое состояние: мотивов поведения, волевых качеств, системы саморегуляции, других особенностей. Как правило, физиологический дискомфорт возникает при несоответствии условий жизнедеятельности характеру деятельности или физиологическим потребностям (например, при наличии шума, холода или жары, при плохой организации рабочего места, при несоответствии темпа деятельности и т.п.).

Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов. Наиболее типичными проявлениями такого стресса являются изменения в протекании различных психических процессов, в эмоциональных реакциях, изменениях мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс как особая совокупность психических состояний является своеобразной формой реакции на чрезвычайный раздражитель, сила которой зависит от специфики отражения человеком экстремального фактора или ситуации.

Комплекс психических состояний при стрессе включает в себя следующие группы:

  • 1) психические состояния, связанные с процессом восприятия и когнитивной переработкой информации стресс-фактора (тревога, отчаяние, раздражение, разочарование, страх, фрустрация, эйфория, возбуждение, монотония и др.);
  • 2) переживания психологической адаптации (тревога, напряженность, интерес и др.);
  • 3) психические состояния, возникающие при мобилизации ресурсов организма (установка, бодрствование, мотивационные состояния и др.);
  • 4) эмоциональные состояния процесса психологической дезадаптации (утомление, депривация и др.).

Рассмотрим основные характеристики данных групп состояний.

  • 1. Психические состояния, связанные с процессом восприятия и когнитивной переработкой информации стресс-фактора, являются следствием отражения человеком внешних условий, в результате чего выстраивается субъективная модель переживаемой стрессовой ситуации. Данная модель служит основой для программирования и прогнозирования поведения (действий). Такое отражение зависит от свойств осуществляемых субъектом перцептивных и мыслительных операций. Поэтому, но мнению Р. Лазаруса [4][5] , анализ психологического стресса требует учета таких обусловливающих специфику ответных реакций психологических факторов, как:
    • • интеллектуальные процессы;
    • • значимость ситуации для субъекта;
    • • личностные особенности.

Особое значение в процессе стрессовых переживаний имеет субъективная познавательная оценка угрозы неблагоприятного воздействия и своих возможностей преодоления стресса.

Угрожающее воздействие стресс-фактора оценивается по интенсивности, степени неопределенности и времени воздействия. Степень угрозы соотносится в оценочном отношении с ресурсами индивида по преодолению стрессовой ситуации. Результатом такой оценки могут стать фрустра- ционные состояния, т.е. психические состояния, возникающие в ситуации невозможности удовлетворения тех или иных потребностей: тревога, отчаяние, раздражение, разочарование. Интенсивность переживания зависит от когнитивной оценки значимости реальных и прогностических способностей индивида.

Процесс оценки угрозы, связанный с анализом значения ситуации, включает процессы памяти, перцептивные функции, элементы прошлого опыта субъекта, способность к абстрактному мышлению, его обучение и т.п.

Каждая ситуация, в том числе и стрессовая (стресс-фактор), подвергается когнитивной переработке:

  • • анализу информации;
  • • преобразованию знаний, умений и навыков в зависимости от характеристик стрессовой ситуации;
  • • выявлению актуальных задач;
  • • оценке;
  • • моделированию.

Следовательно, переживание психологического стресса обусловлено качеством интеллектуальной деятельности, включающей анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, индукцию, дедукцию и пр. Среди множества типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности (операциональный, аксиологический, экстравертированный, эмоциональный, гармоничный, конкретный, абстрактный, генерирующий) наиболее успешным в способности сопротивляться стрессовым нагрузкам является интеллектуально-выносливый тип [4] . В этом случае мобилизация интеллектуальных ресурсов личности для преодоления стрессов происходит за счет высокого уровня рефлексии осознания собственных действий. Такой человек превращает неудачи в опыт, делает из невозможного возможное (возникает азарт, дающий толчок к успеху).

Нельзя однозначно утверждать, что остальные типы интеллектуальной деятельности не способствуют успешному преодолению стрессов. Так, операциональный тип выражается в хорошей технической подготовке и высокой скорости мыслительных операций. Однако таким людям требуется четкая постановка задачи; только вслед за этим можно наблюдать стремительное самостоятельное разрешение стресса. Аксиологический тип проявляется в высокой осмысленности интеллектуальной деятельности, что позволяет решать трудные задачи, но при таком типе организации интеллектуальной деятельности наблюдается слабая техническая подготовка. При направленности на реализацию общественной деятельности (экстравертированный тип) человек, скорее, склонен искать помощь и поддержку во внешнем мире при преодолении стрессов и реже обращается к собственным ресурсам. Эмоциональный тип организации интеллектуальной деятельности характеризуется разнообразными эмоциональными переживаниями, хаотичностью мышления, что способствует уходу от разрешения стрессов и погружению в негативные эмоции. При гармоничном типе организации интеллектуальной деятельности прослеживается жесткая нацеленность на реализацию жизненных предназначений, что препятствует гибкому поведению при стрессах, несмотря на благоприятную выраженность локуса контроля. Конкретный тип позволяет направить интеллектуальные усилия на решение конкретных важных задач, однако в ситуациях, выходящих за пределы конкретной задачи, человек может испытывать затруднения. При доминировании абстрактного типа организации интеллектуальной деятельности, человек склонен теоретизировать (поиск закономерностей, причин, связей и т.п.). Такая гиперрефлексия может способствовать «закрытию» личности и невозможности конструктивного преодоления стрессов. И, наконец, генерирующий тип, заключающийся в выраженной продуктивности интеллектуальной деятельности, характеризуется одновременно с этим напряженностью, тревожностью, склонностью к доминированию, что также может препятствовать успешному совладанию со стрессами.

В оценках М. М. Мишиной (количество участников исследования N = 748), частота проявления типов интеллектуальной деятельности среди студенчества разного возраста от 18 до 53 лет, следующая (в порядке убывания). Чаще всего встречается конкретный тип организации интеллектуальной деятельности (16,8%), абстрактный (14,4%), интеллектуально-выносливый (12,2%), экстравертированный (11,5%). Далее следует эмоциональный (10,2%), гармоничный (9,8%), аксиологический (8,4%) и, наконец, генерирующий (6,4%). При этом в более молодом возрасте отмечаются более высокие показатели интеллектуально-выносливого типа, которые постепенно снижаются с возрастом, в отличие от других типов организации интеллектуальной деятельности (аксиологического, экстра- вертированного, конкретного, абстрактного). Операциональный, эмоциональный, гармоничный и генерирующий типы организации интеллектуальной деятельности выражены одинаково во всех возрастных группах студенчества. Аксиологический и экстравертированный (осмысленность, креативность, конструктивизм, ориентация на внешние воздействия) в большей степени развиты у мужчин, а интеллектуально-выносливый (способность противостоять стрессам) — у женщин.

В исследованиях А. В. Гусева [7] обнаружено, что студенты могут преобразовывать информацию о стрессе, используя четыре стиля мышления:

  • 1) предметное мышление, свойственное студентам с практическим складом ума и позволяющее преобразовывать информацию о стрессе с помощью предметных действий;
  • 2) образное мышление, характерное для студентов художественного типа и позволяющее преобразовывать информацию с помощью оперирования образами;
  • 3) знаковое мышление, характерное для студентов гуманитарного склада ума, позволяющее работать с информацией с помощью умозаключений;
  • 4) символическое мышление, свойственное студентам с математическим складом ума, позволяющее преобразовывать информацию, используя четкие правила.

Большинству студентов характерны образный и знаковый типы мышления, в меньшей степени развиты предметный и символический, что связано с профессиональной направленностью студенческой аудитории, в которой проводилось исследование (будущие психологи).

2. Психические состояния психологической адаптации (состояния тревоги, психической напряженности, напряжения и др.) являются одновременно результатом и обусловливающим фактором процесса приспособления организма к изменившейся ситуации. Их характеристики зависят от показателей интенсивности, продолжительности и характера распределения во времени воздействия стрессора.

Психическая напряженность понимается как психическое состояние, зависящее от величины прилагаемых человеком усилий. Исходя из функций психических состояний, необходимо различать состояние напряжения и состояние напряженности. Напряжение оказывает мобилизующий положительный эффект на деятельность; напряженность характеризуется снижением устойчивости двигательных и психических функций вплоть до дезинтеграции деятельности. В состоянии напряжения происходит повышение активности соматического функционирования и появляется чувство подъема морально-психических и физических сил. В этом состоянии у индивида присутствует положительный эмоциональный фон, приподнятое настроение, стремление преодолеть трудности, чувство удовлетворенности.

Высокая степень нервно-психической напряженности характеризуется снижением объема внимания, его устойчивости и способности к концентрации, к переключению внимания; снижением продуктивности кратковременной памяти и способности к долговременному сохранению информадии; проявлением негативных сдвигов в оперативном и логическом мышлении, нарушением координации действий.

3. Психические состояния, которые возникают при мобилизации ресурсов организма, являются проявлением и характеристикой процесса приведения организма в состояние, обеспечивающее успешную адаптацию к стрессовым ситуациям.

Качество этих состояний зависит от возможностей человеческого организма. В первую очередь речь идет о ресурсах базовых физиологических функций, под которыми подразумеваются источники активности и обеспечения обменных процессов. К базовым энергетическим ресурсам организма относятся ресурсы двигательной активности, периферийных отделов системы переработки информации, центральных механизмов процесса переработки информации (волевые процессы). Объем ресурсов изменяем и ограничен.

В контексте изучения психических состояний, возникающих при мобилизации ресурсов организма в стрессовой ситуации, актуально определение понятия «готовность» как состояния оперативного покоя (по А. А. Ухтомскому) или оптимального возбуждения (по И. П. Павлову). Состояние психологической готовности к преодолению влияния стресс-факторов является производным от установки — неосознанного состояния готовности воспринимать стрессовую ситуацию или стрессовый фактор и действовать определенным образом при воздействии сильного раздражителя. По Д. Н. Узнадзе [8] у индивида имеется предрасположенность, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Установка рассматривается автором как «специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности». Состояние установки имеет динамический характер и выражается в «определенной активности».

Готовность к преодолению влияния стресс-фактора является более сложным психологическим образованием по сравнению с установкой. Механизмом готовности выступает условно-рефлекторная деятельность мозга. Лобные доли мозга «модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом» [9] . Сознательное формирование готовности основывается на функциях второй сигнальной системы, которая в единстве с первой сигнальной системой обеспечивает постановку цели, планирование, сознательное влияние на процесс настройки и развертывание готовности в ходе деятельности.

4. Эмоциональные состояния процесса психологической дезадаптации определяются как дистресс — «вредоносный, неприятный стресс» [10] . Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном и опасном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых быстро, во многих случаях необратимо истощаются функциональные ресурсы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции, возникают соматические реакции.

В современной психологии психологический стресс подразделяют на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принять верное решение. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности. Термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма, характеризующиеся как психоэмоциональное напряжение, в некоторых случаях приводящих к патологическим изменениям личности, ее дезадаптации.

Различают также стресс острый и хронический. Хронический стресс (длительное переохлаждение, постоянные эмоциональные переживания) истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации. К ним относятся аллергические заболевания, мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, бездетность и др.

Стресс может оказывать и положительное, мобилизующее (эустресс), и отрицательное влияние на личность и деятельность (дистресс) вплоть до полного разрушения и дезорганизации.

Под эустрессом (положительный стресс) чаще всего понимается состояние утраты равновесия, переживаемое человеком в соответствии с имеющимися в его распоряжении ресурсами в ответ на выдвигаемые требования.

Читайте также:  Влияние на плод стресса мамы

Эустресс способствует конструктивному преодолению и обретению полезного опыта для совладания со схожими ситуациями. Дистресс является психическим состоянием, нарушающим равновесие между ресурсами человека и требованиями ситуации. Большинство специалистов рассматривают дистресс как болезнь адаптации личности (Б. Б. Величковский, Е. А. Загряжская, М. А. Падун и другие). Это совокупность переживаемых человеком негативных эмоций (депрессия, тревога, страхи, агрессия и др.), при высоком уровне которых могут возникать различного рода эмоциональные расстройства.

Т. Г. Бохан впервые обозначает стресс термином «сверхадаптивный синдром» и описывает его как системный амбивалентный по своей природе феномен, предлагая для анализа две модели:

  • 1) модель эустресса, переживаемого как самодиагностика системы, которая обнаруживает новые параметры развития и обладает готовностью выхода к ним;
  • 2) модель дистресса, выступающая в качестве начинающейся деструкции системы, неспособной удержать свою целостность под воздействием факторов, блокирующих возможность саморазвития и самореализации [11] .

Основываясь на теоретической концепции стресса X. Алиева, следует отметить, что на формирование разных видов стресса оказывают влияние как специфические для конкретной категории людей стрессоры, так и соответствующие средовые условия. Например, при синдроме профессионального выгорания — эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. У студентов — смена места учебы и места жительства; проблемы в личностных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне профессионального роста; проблемы быта, здоровья и др. Поскольку стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может быть опосредовано субъективными причинами, связанными с особенностями личности. Одной из основных личностных характеристик является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость отождествляется с эмоциональной устойчивостью и способностью человека к контролю эмоций, способностью переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в стрессовых ситуациях, способностью преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [12] .

Одни ученые основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, другие относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (конинг-механизмы) и механизмы психологической защиты. Стрессоустойчивость рассматривается как творческое, гибкое поведение, не всегда обусловленное исключительно биологическими факторами, а, скорее, детерминированное над- ситуативной активностью (В. А. Петровский), поисковой активностью (В. С. Ротенберг), жизнестойкостью (С. Мадди) и другими ресурсами личности, которые будут детально рассмотрены далее.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики стресса:

  • • стресс является комплексом неблагоприятных психических состояний, который человек стремится устранить;
  • • стресс выражен в психологических, поведенческих, физиологических реакциях, возникающих в ответ на сильные раздражители;
  • • существует связь стресса с психологической структурой личности; интеллектуальной деятельностью, индивидуальными особенностями восприятия человеком ситуации и регуляции поведения в ней;
  • • стрессовое состояние динамично, т.е. изменяется во времени, возможны переходы стресса в эустресс и в дистресс;
  • • стрессовые состояния могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

источник

Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

  • беспокойство по поводу смены работы;
  • опаздывание на поезд или рейс самолета;
  • плохое финансовое состояние;
  • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
  • смерть родственников;
  • плохое самочувствие;
  • неудовлетворение потребностей и т. д.

Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

  • ухудшение памяти;
  • плохое самочувствие;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • навязчивое чувство усталости;
  • систематические ошибки;
  • излишнее упрямство;
  • приступы агрессии;
  • слишком быстрая или медленная речь;
  • перевозбуждение;
  • повышенное чувство тревожности;
  • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
  • чувство голода;
  • бессонница;
  • снижение социальной активности и т. д.

Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

Стадия Характеристика
Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

  1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
  2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
  3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

  • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
  • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
  • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

Название вида Описание Последствия
Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

  • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
  • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
  • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
  • перед сном проветривайте комнату;
  • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, — заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.

Психологическое, моральное, физическое истощение организма, которое возникает из-за суеты, плохого самочувствия, недосыпа, нервозности называется стрессом. Человек проходит 3 стадии расстройства – тревогу, сопротивление и истощение, последняя из которых без лечения может закончиться фатальным исходом. Заметив у себя симптомы любого из видов стресса, следует обратиться к психологу и срочно начинать лечение.

источник