Меню Рубрики

Понятие стресса виды стрессовых ситуаций

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Если вы находитесь в стрессовом состоянии, это означает одно: ваш организм среагировал на какой-либо внешний раздражитель.

В некоторых случаях определение «стресс» употребляют для обозначения самого раздражителя. Например, физического – это сильный холод или невыносимая жара, понижение или повышение атмосферного давления.

Под химическим стрессом понимают воздействие всяческих токсичных веществ.

Психическими стрессами могут быть как сильные отрицательные, так и положительные эмоции.

Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки – это биологические стрессы.

В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:

Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.

Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе.

ричиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Например к внешним причинам можно отнести беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, смерть родственника)

К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека

Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов».

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Чтобы депрессия не перешла в более тяжелое, затянувшееся состояние, каждый из нас должен заниматься самовоспитанием, развитием силы воли.

Многие люди привыкли справляться со стрессами с помощью антидепрессантов, наркотиков, алкоголя. Зачем, мол, тратить время на развитие своей силы воли, если есть более простые пути? Они не задумываются о том, что может возникнуть зависимость, с которой они уже не смогут справиться без помощи специалистов.

Известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите. Вот некоторые рекомендации, которые помогут сделать ваш сон лучше.

• Очень помогают для нормального сна регулярные физические упражнения. Желательно их проводить на свежем воздухе за пару часов до сна.

• Перед тем, как лечь спать, можно принять теплую ванну, послушать негромкую спокойную музыку. Если есть возможность, совместите приём ванны с прослушиванием музыки. Старайтесь делать это каждый день.

• Чтобы сон был более крепким и здоровым, организму требуется гормон мелатонин. Его содержание повышается при приеме витаминов группы В, которых достаточно много в рисе, пшенице, ячмене, семечках подсолнуха, кураге. В рафинированных продуктах этих витаминов почти нет, поэтому старайтесь употреблять в пищу натуральные продукты, желательно с высоким содержанием углеводов.

• В вашей спальне не должно быть душно, шумно и светло: всё это не способствует спокойному сну.

Помочь справиться со стрессовым состоянием может равномерное, спокойное дыхание. Вдох следует делать глубокий, через нос. Выдыхать же надо медленно и через рот.

При стрессе также важно правильно питаться. Еда должна быть легкой и хорошо усваиваться. Ешьте не спеша, небольшими порциями. После принятия пищи следует немного отдохнуть.

Существуют народные способы борьбы со стрессом. Хорошим средством считается ромашка аптечная. Её отвар помогает справиться с головной болью, бессонницей, обладает успокаивающим действием. Эффективным расслабляющим свойством обладают также трава душицы и масло шалфея мускатного. Отличным средством от переутомления является мелисса. Её используют, чтобы снять напряжение, беспокойство, она может помочь даже при сильных стрессах. Чаи из мелиссы хороши при бессоннице и депрессии.

Автор статьи: Алексеева Мария Юрьевна | Врач-терапевт

О враче: С 2010 по 2016 гг. практикующий врач терапевтического стационара центральной медико-санитарной части №21, город электросталь. С 2016 года работает в диагностическом центре №3.

Как быстро и просто понизить артериальное давление?

источник

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В контексте ситуационного подхода участники стрессовой ситуации рассматриваются не как пассивные «жертвы» воздействия внешних стресс–факторов, а как активные субъекты взаимодействия со структурными элементами ситуации, которые обладают определенной стрессогенностью (потенциальным риском нарушения гомеостаза организма и детерминации последующих стресс–реакций) в зависимости от восприятия и когнитивной оценки ситуации. Качество взаимодействия субъектов со структурными элементами стрессовой ситуации существенно отличается от взаимодействия в обычных или привычных условиях жизнедеятельности.

Анализ литературы и систематизации таких понятий, как «стресс» и «ситуация», позволяет констатировать отсутствие общепринятого понятия «стрессовая ситуация». В научной литературе понятия «стрессовая» и «стрессогенная ситуация» используются либо как синонимы воздействия стресс–факторов, либо рассматриваются различные стресс–факторы как внешние детерминанты стрессовых состояний, их классификации без соотнесения с динамикой изменения состояния человека и его субъективных параметров восприятия и копинга, а также динамики изменения качества взаимодействия субъекта и внешних ситуативных факторов. На наш взгляд, необходимо дифференцировать понятия «стрессогенной» и «стрессовой ситуации».

Стрессогенная ситуация– это ситуация, содержащая некоторые объективные и субъективные характеристики с потенциальным риском (вероятностью) стресс–реагирования участников – субъектов данной ситуации. Стрессогенная ситуация – это имплицитно–стрессовая ситуация. Структурные и содержательные элементы «стрессогенной ситуации» содержат преимущественно имплицитные детерминанты стрессового реагирования как мобилизации адаптационных возможностей. Стрессогенная ситуация превращается в стрессовую ситуацию для человека в результате субъективной репрезентации (когнитивной репрезентации) ситуации. Стрессоры ситуаций в профессиональной деятельности скорее привносятся в работу, а не появляются в результате работы, но в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса. Возможность успешной адаптации или преодоления стрессовой ситуации определяется личностными ресурсами стрессоустойчивости, субъективными характеристиками восприятия и оценки, отношением к ситуации. Эмоциональная стрессогенность ситуациисвязана, с одной стороны, с субъективной значимостью ситуации (мотивацией достижения цели, эмоциональной привлекательностью и др.), с другой – с неопределенностью ситуации – оценкой вероятности успешного развития, исхода и последствий данной ситуации для человека. Оценка вероятностных значений зависит от степени неопределенности структурных (объективных) компонентов ситуации для субъекта ситуации, т. е. от его концептов–знаний, необходимых для понимания фактических требований ситуации, и тех личных ресурсов, которые необходимы для адаптации к данным требованиям. Информационная стрессогенностьситуации обусловлена количеством и качеством доступной информации, которой оперирует субъект (субъекты) ситуации во временном аспекте (интервале).

Читайте также:  Диплом на тему управление стрессом

Стрессовая ситуация– вид неординарной социально–психологической ситуации, в том числе и профессионально–трудной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект–ситуация». Структурные и содержательные параметры стрессовой ситуации отличаются от привычных (оптимальных) и обусловливают повышение психической напряженности (эмоциональный или информационный стресс) – мобилизации адаптационных ресурсов у субъекта ситуации. Стрессовая ситуация представляет собой сложный многоуровневый и многокомпонентный феномен, для понимания которого требуется детальный анализ параметров стрессовой ситуации [3].

Для системного описания стрессовой ситуации как сложного психологического феномена должны быть определены его разноуровневые параметры – объективные и субъективные характеристики. Профессионально–трудные ситуации– единицы анализа взаимодействия человека и требований со стороны профессиональной деятельности в определенных организационных условиях.

Трудовая деятельность человека насыщена трудными ситуациями с определенной продолжительностью и кратковременными стрессовыми воздействиями разной силы. Продуктивной, на наш взгляд, является пятиуровневая классификация стрессовых воздействий:

1. Стрессовые стимулы(стресс–факторы) – отдельные объекты или действия, нарушающие гомеостаз организма и вызывающие стресс–реакции.

2. Стрессовые ситуации– неординарные ситуации, отягощенные повышенными требованиями к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека. Объективные и субъективные параметры стрессовой ситуации отличаются от обычных (оптимальных) и требуют от субъекта ситуации мобилизации дополнительных усилий или ресурсов. Потенциальная стрессогенность ситуации связана, с одной стороны, с ее объективной и субъективной значимостью, с другой – с неопределенностью (вероятностью) положительного или желаемого результата. В большинстве случаев стрессовая ситуация представляет собой разновидность социально–психологической ситуации в отличие от природных катаклизмов или экологических катастроф.

3. Стрессовые события– особые значимые жизненные эпизоды, имеющие причину и следствие в виде сильных переживаний и изменений смыслообразующих атрибутов жизненного пространства личности. Стрессовое событие – это фрагмент ситуации, соотнесенный с некоторым временным отрезком и смыслообразующими, ценностными или экзистенциальными переживаниями.

4. Стрессовое окружение– обобщающее понятие, характеризующее типы стрессовых ситуаций в социально–психологическом пространстве личности.

5. Стрессовая среда– совокупность стрессогенных физических и социальных переменных внешнего мира.

Типы ситуаций.Лазарус выделил три типа стрессовых ситуаций. Первый тип – ситуация утраты, представляет собой травмирующую потерю, утрату кого–либо или чего–либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы). Второй тип – ситуации угрозы, требующие от человека больших копинг–усилий, активизации адаптационных возможностей. Третий тип – ситуации вызова, требующие для адаптации сложных и потенциально рискованных стратегий преодоления.

Ф. Е. Василюк предложил классифицировать стрессовые ситуации по характеру фрустрирующих мотивов и по характеру «барьеров». К внутренним барьерам относятся личностные препятствия достижения цели, к внешним – барьеры, которые не дают возможность субъекту выйти из ситуации или изменить ее. В качестве содержательных параметров стрессовой ситуации рассматривается тип фрустраторов. Главным признаком критической жизненной ситуации как разновидности стрессовой ситуации является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преодолеть препятствующие этому достижению преграды [4].

Согласно ресурсной концепции стресса, выделяются следующие типы стрессогенных ситуаций:

1) ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов (ситуации угрозы);

2) ситуации с фактической потерей ресурсов (ситуации потери).

Ситуации с отсутствием адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает получаемый результат. Например, временные затраты или физические усилия для достижения какой–нибудь значимой цели значительно больше, чем приобретение желаемых целей или ценностей: например материального достатка, статуса или уважения [22].

В соответствии с изложенными теоретическими принципами и представлениями о ситуации представляются перспективными разработки методов оценки стрессогенности (стрессовой нагрузки, давления) трудных ситуаций в профессиональной деятельности.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 5899 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдаетиммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами .

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу

При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними

Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время

Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам

Стресс формирует мотивацию. Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать

Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность имоторика

Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях

По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Избегайте ненужных стрессов.

Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно все-таки избежать.

Попробуйте изменить ситуацию.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом

Примите то, что не можете изменить

Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть

Найдите время для отдыха и развлечений

Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

Ведите здоровый образ жизни

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.

источник

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В данной статье мы рассмотрим с Вами такие важные вопросы на тему стресса, как: понятие стресса, причины, симптомы и развитие стресса, стрессовые ситуации, а также как снять стресс и не допустить его проявления. Итак…

Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.

Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.

Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.

Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.

Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.

Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.

Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.

Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает гриппом, псориазом, нарушается речевой аппарат (заикание) и др.

Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к инфаркту миокарда.

Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.

Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс). О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

— беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

— вялость, слабость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, даже с родными и близкими, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать;

— невозможность расслабиться, постоянное напряжение нервное системы, физического тела;

— плохая концентрация внимания, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, снижение интеллектуальных возможностей, проблемы с памятью, заикание;

— недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

— частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

— отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

— нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

— повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы (диарея, тошнота, рвота), кожный зуд, головная боль, головокружения, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое повышение температуры тела, озноб, онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Среди осложнений выделяют:

— постоянная бессонница и головные боли;
— употребление наркотиков, алкоголя;
— расстройства пищеварительной системы – запор, понос;
— сердечно-сосудистые заболевания (сахарный диабет, инфаркт, инсульт, гипертония, гипотония);
— депрессия, ненависть, суицидальные желания.

Читайте также:  Динамика стресса основные проявления стрессовых реакций

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Поэтому, рассмотрим наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

— конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;

— недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;

— маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;

— длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;

— рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;

— длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;

— смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;

— недостаток в организме витаминов и микроэлементов;

— просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;

— проблемы в сексуальной жизни;

— частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (раком), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;

— чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);

— резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;

— другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Физический стресс. Возникает в последствии воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды – солнца, холода, жары, дождя, облучения и т.д.

Биологический стресс. Возникает в последствии сбоя в работе различных систем организма, болезней, травм, чрезмерной физической нагрузки на организм.

Психологический или психический (эмоциональный, нервный) стресс. Возникает в последствии воздействия на человека различных положительных или отрицательных эмоций/переживаний. Чаще всего обусловлен социальными проблемами – деньги, ссоры, условия жизни.

  • По типу реакции организма на стрессовую ситуацию:

Эустресс. Спровоцирован положительными эмоциями, переживаниями.

Дистресс. Негативная форма стресса, при которой организму сложно справиться в проблемой. Является частой причиной различных заболеваний, иногда даже смертельных, таких как – рак.

Кратковременный стресс. Возникает и развивается стремительно. Исчезает также очень быстро, после удаления стрессора (патогенного фактора).

Хронический стресс. Данный вид стресса атакует человека из дня в день, приучая организм к нахождению под ним таким образом, что пациент практически начинает полагать, что это его реальность, не видя выхода. Хроническая форма стресса часто приводит человека к различным сложным болезням, фобиям, суициду.

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Как снять стресс? Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

— удаление стрессора (фактора стресса);
— физиологические процедуры;
— принятие успокаивающих (седативных) препаратов;
— психологическую коррекцию.

1. Первое, что необходимо сделать для снятия стресса – убрать раздражающий фактор, если это возможно. Например, сменить работу, перестать общаться с конфликтным человеком и т.д. Иногда раздражающим фактором может быть даже красные стены Вашей спальни или офисного помещения.

2. Физиологические процедуры снятия стресса включают в себя:

— здоровый сон;
— полноценный отдых, желательно на природе;
— употребление пищи, обогащенной витаминами и макро- микроэлементами;
— активный образ жизни – зарядка, катание на велосипеде, плавание;
— расслабляющие ванны;
— расслабляющая музыка;
— прогулка на свежем воздухе перед сном;
— глубокое, спокойное дыхание – вдох носом, выдох ртом;
— расслабляющий массаж.

3. Лекарственные средства против стресса делятся на две группы — седативные средства и транквилизаторы (анксиолитики).

Седативные средства или препараты направлены на успокоение психической системы. Среди них можно отметить:

— седативные препараты: «Барбовал», «Валериана», «Мелисон».
— седативные средства: чай с мелиссой, настойки (пустырника, пиона), отвары (ромашка, душица), расслабляющие ванны (с хвоей).

Транквилизаторы (анксиолитики): «Адаптол», «Ноофен», «Тенотен».

Важно! Перед употреблением лекарственных и других средств против стресс обязательно проконсультируйтесь с врачом!

4. Очень благотворно на организм влияет прием витаминов, особенно это актуально при употреблении однообразной и малополезной пищи, или же при постоянных физических и умственных нагрузках. Особенный акцент необходимо сделать на прием витаминов группы В, которых большое количество находится в орехах, крупах (пшеница, рис, ячмень), черных семечках, кураге.

5. Психологическая коррекция. Консультация психолога может помочь переосмыслить свою жизнь, сменить ежедневные приоритеты, сменить отношение к себе и другим людям. Иногда профессионал, выслушав пациента, может помочь принять правильное решение в той или иной ситуации, или же научить человека самому решать стрессовые ситуации. Во всех случаях все индивидуально, как мы с Вами и говорили в начале статьи.

Не могу также не упомянуть о молитве, т.к. обращение к Богу и Его решения тех или иных вопросов, в том числе стрессовых ситуаций, часто выходят за рамки понимания, а результат обычно превосходит все ожидания человека, который к Нему обращается. Кто как не Творец способен решить вопросы Своего творения и понять всю его горечь, отчаяние, тоску и другие проблемы человека.

Чтобы минимизировать развитие стресса, обратите внимание на следующие рекомендации:

— ведите активный образ жизни;
— употребляйте пищу, обогащенную витаминами;
— старайтесь найти работу, которая Вам нравиться;
— высыпайтесь;
— откажитесь от алкогольных напитков, не употребляйте наркотические средства;
— больше проводите время на свежем воздухе, отдыхайте на природе, не за компьютером;
— ограничьте себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
— не смотрите и не слушайте то, что Вам неприятно (фильмы, музыка, новости);
— следите за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничьте его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
— делитесь своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;
— если Вы чувствуете, что не можете или не умеете преодолевать стрессовые ситуации, обратитесь к психологу за консультацией;
— обратитесь к Господу, и просите Его помочь преодолевать стрессовые ситуации.

источник

Стресс — это типичная реакция организма на экстраординарные условия. Ганс Селье изучал преимущественно физиологические проявления стресса. Однако понимая стресс как физиологическую реакцию, мы забываем о том, что без психики никакая реакция организма на ситуацию невозможна.

Отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев считал: если у организма существует реакция на такое внешнее явление, которое не связано с жизненными потребностями (еда, сон, размножение, безопасность для жизни) — значит, эта реакция психологическая. Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд получил мировую известность, став вместе с Й. Брейером родоначальником понятия психической травмы. Под психической травмой он понимал негативную эмоциональную реакцию на экстраординарную ситуацию. Таким образом, психика реагирует на стрессовую ситуацию и, в свою очередь, становится причиной, обуславливающей стрессовую реакцию организма. Поэтому стресс — прежде всего, психологическое понятие.

Понятие стрессовой ситуации в концепции стресса является также психологическим. Стрессовые ситуации — это ситуации, когда человек испытывает сильное эмоциональное потрясение. Это потрясение может быть вызвано не столько внешними обстоятельствами, сколько установками по отношению к ним.

Можно выделить два вида стрессовых ситуаций: экстремальные социальные обстоятельства (пожар, ограбление, нападение, ураган, смерч, цунами, вооруженный конфликт и др.) и критические психологические условия (экзамен, смерть близкого человека, увольнение, эмиграция, тренинг лайф-сприн, первый сольный концерт и пр.). В первом случае это события, несущие непосредственную опасность для жизни. Но, например, многие постоянные жители Японии спокойно относятся к цунами, в то время как для случайного туриста оно может стать шоковым потрясением. Кто-то спокойно переносит смерть близкого, а для кого-то стресс — разговор со случайным прохожим. Сила эмоциональной реакции связана с порогом восприимчивости человека.

В концепции стресса изучается комплексное влияние как внешних, так и внутренних факторов, с упором на физиологию. Мы же попробуем сказать немного именно о внутренних, психологических причинах, не пытаясь привязать их к конкретным событиям. Что же это за внутренние причины?

Это, например, слова и поступки людей, которые не имеют глобального значения, мало заметны другим, но очень важны для нас. Например: лучший друг не позвал на свадьбу, классный руководитель оскорбил девочку, я узнала, что моя подруга мне врет, Переживая эти события, мы переживаем их как важные и значительные и нередко основываем на них важные жизненные решения. Зачастую мы с трудом можем рассказать о них кому-то другому, потому что в этих внутренних переживаниях и решениях проявляются самые важные для нас убеждения и открывается зона нашей психологической уязвимости. К тому же мы не всегда уверены в том, что другой нас поймет. Ведь гораздо легче все объяснить, когда для эмоций есть конкретный, понятный всем повод! И поэтому мы загоняем свои переживания внутрь и забываем о них.

Загнав свои переживания внутрь и оказавшись, таким образом, с ними наедине, мы испытываем прежде всего трудности понимания. С одной стороны — нам очень хочется найти поддержку у окружающих, но с другой стороны — совсем не хочется встретиться с непониманием и тем еще больше усугубить ситуацию. Это состояние нередко приводит к сугубо психологическому кризису: психической реакции без видимых внешних причин.

Загнанный глубоко внутрь стресс проявляется в тревожности, беспричинных перепадах настроения, «нервных срывах», конфликтах. Но самое главное: подавленный психологический стресс вызывает негативную реакцию организма, ослабляя иммунитет и являясь причиной многих заболеваний. В результате стресса может возникать то, что называется «психосоматика»: заболевание, не имеющее физиологических причин.

Если у нас нет такой веской и понятной причины, как тайфун, ураган, вооруженное ограбление, то мы не всегда можем найти способ адекватно выразить свои чувства. Наши слова звучат банально, и окружающие не могут реагировать на них адекватно, потому что не могут понять то огромное значение, которое в них содержится. В отсутствие адекватной реакции других на наши психические события мы неизменно утрачиваем контакт с самими собой, своим истинным Я, а вслед за тем — истинный контакт с другими. Наши отношения с окружающими становятся поверхностными и не приносят удовлетворения.

Таким образом, переживая стресс, мы чаще всего уходим от выражения своих переживаний. Возможно, из страха, что нас не поймут, но чаще всего — боясь как раз того, что нас поймут, и не желая открывать своих «зон уязвимости». Переживая стресс, мы пытаемся создать «экран», «завесу» и спрятать свой внутренний мир от чужих, а нередко даже и от самих себя. Поэтому наши внутренние переживания остаются чаще всего бессознательны. Не будучи выраженным, внутренний стрессогенный фактор живет глубоко внутри и ждет только подходящего случая, чтобы проявиться. И таким случаем становится для него встреча со стрессовой ситуацией.

Так что же такое психологический стресс? Это внутренние, психологические причины стрессовой реакции на событие. Большинство людей уверены в том, что стресс — это физиологическое явление, и встречаясь с психологическим стрессом, испытывают серьезные затруднения. Самое главное при психологическом стрессе — возможность его выражения.

источник

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • понятие стрессовой ситуации;
  • • типы и виды стрессовых ситуаций;
  • • характеризовать стрессовые ситуации, связанные с профессиональной, учебной деятельностью, экзистенциальные стрессовые ситуации, ситуации безработицы;
  • • давать психологическую характеристику личностных ресурсов при преодолении стрессов;

• методиками диагностики субъективных переживаний человеком различных видов стрессов (профессионального, информационного, экзистенциального).

В современном толковом словаре русского языка понятие «ситуация» (от фр. situation) трактуется как положение, обстановка, возникшая на основе стечения, совокупности каких-либо обстоятельств или условий» [1] . В российской психологии «ситуация» рассматривается как явление, включающее в себя несколько системных образований:

  • 1) факторы среды;
  • 2) систему личности.

В зарубежной психологии предлагается множество определений категории «ситуация». При этом внимание ученых привлекают вопросы различения схожих понятий, таких как «стимул», «окружающая среда» и непосредственно сама «ситуация», часто используемых как синонимы для обозначения внешних условий, воздействующих на человека. Считается, что стимул может быть частью ситуации, а ситуация является частью окружающей среды.

В широком смысле ситуацию определяют как «сочетание субъективной интерпретации (нечто неявное, уникальное, основанное на общекультурных традициях) и объективных условий, что в итоге может одновременно как стимулировать, так и ограничивать поведение человека» [2] .

На сегодняшний день общепризнанно, что стрессовая ситуация как часть окружающей среды или внешний стресс как постоянно действующие обстоятельства внешнего мира не всегда являются угрожающими для человека, однако могут быть негативными и требовать дополнительных сил для адаптации.

Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова предлагают дифференцировать понятия стрессовой и стрессогенной ситуаций. Стрессовая ситуация считается типом неординарной социально-психологической ситуации, содержащей повышенные требования к адаптационным ресурсам человека, детерминирующей изменения его психологического состояния и качество взаимодействия в системе «субъект — ситуация». Стрессогенная ситуация содержит преимущественно имплицитные (от англ, implicit — подразумеваемый, невыраженный) детерминанты стрессового реагирования как мобилизации адаптационных возможностей. Стрессогенная ситуация может превратиться в стрессовую в результате ее субъективной интерпретации как напряженной, трудной [3] . Следует добавить, что стрессогенная (стрессородная) ситуация порождается благоприятствующими для этого внешними и внутренними условиями.

Внешними отличительными характеристиками стресса (стрессорами) на основе управляемости / неуправляемости, силы воздействия, изменяемости, однозначности / неоднозначности, повторяемости стрессовой ситуации являются:

  • • утрата как потеря желаемого (например, утрата отношений);
  • • наказание как нежелательная ситуация, связанная с вторжением (например, нападение, авария и т.п.) [4] .

Внутренними стрессорами являются те же характеристики (возможность контроля над ситуацией, субъективная оценка силы воздействия, изменяемости, неоднозначности, повторяемости и личного опыта столкновения со стрессовой ситуацией).

Читайте также:  Диплом управление конфликтами и стрессами на предприятии

Стрессовые ситуации переменчивы и динамичны, т.е. способны менять свои объективные психологические характеристики в зависимости от встречной активности человека, от тех стратегий, которыми он пользуется.

Подходов к классификации стрессовых ситуаций столь много, что они с трудом поддаются систематизации.

В зарубежной психологии (Р. Лазарус и другие) в контексте разработки проблематики преодоления определяют три типа стрессовых ситуаций:

  • 1) ситуации утраты, как значимые травмирующие потери (смерть, потеря работы, потеря важных отношений);
  • 2) ситуации угрозы, призывающие человека к значительным копинг- усилиям и активизации адаптационных возможностей;
  • 3) ситуации вызова, которые требуют от человека сложных, часто рискованных стратегий преодоления (рис. 2.1) [5] .

Рис. 2.1. Виды стрессовых ситуаций

Несколько иную классификацию стрессовых ситуаций предлагают W. Weiten, М. A. Lloyd (рис. 2.2): фрустрация, конфликт, изменения (перемены), давление (прессинг) [6] .

Рис. 2.2. Виды стрессовых ситуаций

Рассмотрим данные типы ситуаций более детально.

1. Фрустрация как вид стрессовой ситуации. Еще Г. Селье обозначал фрустрацию стрессом рухнувшей надежды, и писал, что это стресс, приводящий к череде неудач и последующим заболеваниям. По мнению автора, фрустрацию можно отнести к причинам, которые превращают стресс в дистресс. Дистресс, «вызванный бесплодными усилиями, приводящими к фрустрации, оставляет необратимые химические рубцы, накопление которых обусловливает признаки старения тканей» [7] . Фрустрация как вид стрессовой ситуации сопровождается реакциями человека, которым С. Розенцвейг дал следующие наименования: «экстрапунитивные», «интрапунитивные» и «импунитивные» [8] . «Экстрапунитивные реакции, как правило, агрессивны, эго тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации» [9] . «Интрапунитивные реакции рассматриваются как тенденция в ситуации фрустрации реагировать недовольством, гневом, направленными на самого себя. Результатом интрапунитивных реакций могут стать самообвинение, умышленное причинение повреждений самому себе, суицидальные попытки. Импунитивные реакции рассматриваются как реакции отвлечения от стресса и обесценивания его значения» [10] .

Как видим, перечень реакций человека на фрустрацию, обозначенных в свое время С. Розенцвейгом, нельзя считать исчерпывающим. На основании разработок С. Розенцвейга и вклада отечественных специалистов на сегодняшний день можно выделить:

  • 1) конструктивные реакции на фрустрацию, среди которых: адаптивные стратегии поведения (поддержка, повышение самооценки, анализ проблемы, активные и просоциальные действия) и здоровые негативные эмоции, которые энергетически обеспечивают преодолевающее поведение;
  • 2) деструктивные реакции на фрустрацию: нездоровые негативные эмоции; отрицательные агрессивные (экстрапунитивные и интрапунитивные) реакции на фрустратор; неагрессивные реакции (избегание, фиксация, подавление); дезадаптивные, агрессивные, пассивные, асоциальные действия;
  • 3) частично конструктивные стратегии преодоления фрустрации как сочетание конструктивных и деструктивных реакций. Например, избегание фрустрирующей ситуации, выражающееся в поиске социальных контактов («излить душу»), манипуляции, предполагающее гибкие формы обхода фрустрирующей ситуации, эмоциональное реагирование в форме плача, рыданий и т.п. Все это в некоторой степени позволяет снизить напряжение, но не всегда способствует решению проблемы, связанной со стрессом.

Таким образом, ситуация фрустрации как вид стрессовой ситуации — это «угрожающая жизненная ситуация, блокирующая удовлетворение потребностей человека (“крушения надежд”), которая вызывает неблагоприятные эмоциональные состояния в виде разочарования, замешательства, подавленности, агрессии и тому подобного и способствует включению ответных реакций (интрапунитивных, экстрапунитивпых, импунитивпых), а также преодолевающих стратегий поведения (конструктивных, частично конструктивных, деструктивных)» К

  • 2. Конфликт как вид стрессовой ситуации. Принято считать, что в основе любого конфликта лежит «ситуация, включающая:
    • • противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
    • • противоположные цели или средства их достижений в конкретных условиях;
    • • несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и ир.» [11][12] .

В конфликтах могут принимать участие самые разные стороны: индивиды, социальные группы, общности, государства и т.д. Соответственно возникают конфликты по разным причинам: психологическим, ценностным, религиозным, экономическим, политическим и т.п.

А. Маслоу проанализировал конфликты через призму проблематики угрозы как динамического раздражителя, который вызывает разные поведенческие реакции человека и выделил:

  • 1) конфликтные ситуации, которые являются угрожающими;
  • 2) конфликтные ситуации, которые угрозы не несут [13] .

Следовательно, уровень стресса в данных ситуациях будет различным: в первом случае — наибольшим, возможно с патогенными последствиями здоровью и жизни человека, во втором — наименьшим, вызывающим напряжение, но без психопатологических следствий.

В психологии принято выделять специфические стили реагирования человека на конфликтные ситуации: «уход», «борьба», «диалог» [14] .

Уход (избегание) и борьба (с собой и с другими) при конфликтном взаимодействии интерпретируются, в первом случае как игнорирование конфликта; во втором — как попытки его подавления. Конструктивной стратегией реагирования на конфликт, безусловно, является стратегия диалога, включающая поиск оптимальной альтернативы его решения; интеграцию противостоящих позиций; выработка компромисса [15] . Таким образом, конфликт как вид стрессовой ситуации представляет собой актуализированное противоречие, выражающееся в столкновении противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов в процессе межличностного взаимодействия, образующее в восприятии человека напряжение, которое требует своего разрешения.

3. Изменения (перемены) как вид стрессовой ситуации. Если взять российскую действительность, то серьезные перемены, по самым скромным подсчетам, происходят в нашей стране в среднем каждые три года. В книге «Россия и СССР в войнах XX века» [16] описано около 30 военных вооруженных конфликтов, в которые была втянута Россия в период с 1900 по 2000 г. И это без учета тяжелых экономических, политических, экологических перемен. Если причислить и их, то статистика будет куда более печальной. Можно сказать, что для России характерно практически беспрерывное пребывание в стрессовой ситуации перемен. В психологии данный тип стресса обозначают еще «стрессом социальных изменений», который толкуется как «дистресс, связанный с радикальными и крупномасштабными переменами в жизни общества, способными вызывать дезадаптацию у отдельных людей, определенных социальных групп и общества в целом» [17] .

Так, П. Штомпка социальные изменения причисляет к травматическим, при этом уточняя субъективность в их интерпретации, и дает им следующие характеристики:

  • 1) активная движущая сила социального изменения, присущая человеческим коллективам;
  • 2) ограниченный фонд культурных ресурсов, способных противостоять вторжению изменений;
  • 3) социальные изменения, имеющие трансформационный характер;
  • 4) признание негативных воздействий предыдущих социальных изменений, парализующих развитие;
  • 5) дифференцированное воздействие социальных изменений на разные сегменты социума;
  • 6) социальные изменения, имеющие разную скорость, ритм и теми во всевозможных областях социальной жизни [18] .

Данные характеристики социальных изменений позволяют говорить об их серьезном стрессогенном, а порой и травматичном характере.

В науке описывают последствия стрессов социальных изменений, среди которых: социальная дезорганизация, переживание чувства социальной несправедливости, экономической растерянности, недовольство новыми социальными нормами, культурой, системой ценностей, осознание изолированности и состояние беспомощности. Стресс социальных изменений, по мнению В. М. Нилова, является одним из самых стрессогенных и оказывает серьезное влияние на здоровье человека [19] . «Аккультурационный стресс» также можно отнести к стрессам перемен. Это вид стресса, обусловленный процессом вхождения в новую культуру и сопровождающийся изменениями на индивидуальном (личность, установки, ценности) и групповом (новое место проживания, политические, экономические и культурные перемены) уровнях (переселение, миграция и т.п.).

Считается, что любое нарушение привычного хода жизни человека (перемены) уже само по себе может стать стрессогенным. На основании этого Т. Н. Holmes и R. Н. Rahe (1967) была создана шкала типичных стрессогенных факторов (SRRS), содержащая 43 жизненных события, острота стрессогенности которых оценивалась в баллах. Среди событий были не только исключительно негативные, в нее вошли и такие, как успех, отпуск, празднование рождества и т.и. Исследования ясно продемонстрировали связь стрессов перемен со здоровьем человека. И хотя до сих пор эта проблема остается дискуссионной, ясно одно: изменения являются пусковым механизмом возбуждения с возникновением последующей ориентировочной реакции и адаптации человека к ним (изменениям). «Ориентировочная реакция — это обычная, данная от природы способность человека — один из ключевых адаптационных механизмов» [20] . Такая реакция, по словам Э. Тоффлера, способствует мгновенному получению и быстрой переработке большого количества информации, она готовит человека к действиям в непредвиденных ситуациях и, в некоторой степени, предваряет перенапряжение организма.

Стрессовые ситуации перемен можно дифференцировать по характеру и уровню стрессового воздействия следующим образом:

  • 1) негативные ситуации перемен с высоким уровнем стрессогенности;
  • 2) негативные ситуации перемен со средним или низким уровнем стрес- согенности;
  • 3) позитивные ситуации перемен с высоким уровнем стрессогенности;
  • 4) позитивные ситуации перемен со средним или низким уровнем стрес- согенности.

Наконец, выделяют «эволюционный стресс как внешнее условие и своеобразный генератор изменчивости, который способствует отбору и созданию более совершенных организмов, обладающих новыми адаптивными

Таким образом, изменения — это не только необходимый элемент жизни, но и вид стрессовой ситуации, вызывающей напряжение в зависимости от уровня и специфики стрессовых нагрузок, включающей ориентировочную реакцию человека для адаптации и предупреждения перенапряжения организма. Если бы это было иначе, любые стрессовые перемены заканчивались бы для нас трагически.

4. Давление (прессинг) как вид стрессовой ситуации. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля понятие «давление» характеризуется как «гнести, пригнетать, угнетать, нажимать, обременять, душить, удушать» [21] [22] . В современном толковом словаре русского языка одно из значений — это «средство насильственного воздействия на кого-либо, нажим, принуждение, прессинг» [23] . Этимологически данное слово означает «сбивать с ног, калечить, притеснять» [24] . А в словаре Фасмера — «приносить в жертву, замучить, затравить» [25] . Иными словами, давление толкуется как насилие над личными убеждениями, мнениями, волей других людей.

В своих работах W. Weiten, М. A. Lloyd расширяют словарно-справочные определения понятия «давление» и подмечают, что давление (прессинг) включает ожидания или требования других, чтобы мы вели себя определенным образом [26] . Люди находятся иод давлением ожиданий остальных относительно выполнения обязанностей, поручений, требований (давление начальства, родителей, педагогов, авторитетов, друзей, обстоятельств и др.). От нас ждут соответствия нашему статусу, социальной роли, уровню знаний и т.п. На основании этого авторы выделяют два вида давления:

  • 1) давление-выполнение;
  • 2) давление-соответствование.

Однако можно сказать, что в подобного рода ситуациях давления мы пребываем большую часть нашей жизни, потому что являемся, прежде всего, социальными существами и вынуждены подчиняться требованиям общества, соответствовать запросам не только ближайшего окружения, но и запросам культуры, религии, этики. Это «мягкие» формы давления. Куда более серьезными являются диктат, авторитаризм, те или иные виды насилия, травли, выходящие за грань нормы. Они отличаются разной степенью интенсивности и способствуют различному уровню напряженности. В многочисленных экспериментальных исследованиях (С. Аша, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, С. Милгрэм, М. Селигмаи, Д. Хирото, В. С. Мухина и другие) показано, что чем большее давление оказывается на людей, тем выше степень их уступчивости с последующим формированием комплекса беспомощности.

С точки зрения широты и силы воздействия на человека ситуаций давления можно выделить:

  • 1) макрострессоры — культурно-исторические условия (угнетение, тоталитаризм и т.п.), вызывающие длительное напряжение у больших групп людей (страны, государства), требующие затрат большого количества времени для социальной адаптации, сопровождающиеся формированием нового исторического типа личности;
  • 2) микрострессоры — повседневные ситуации напряжения, связанные с геми или иными обременениями, прессингом, порождающие напряжение у человека или группы (семья, учебный или трудовой коллектив, другие группы), локализованные во времени, требующие адаптации.

Если культурно-исторические условия (макрострессоры) воспринимаются как данность, которую необходимо учитывать, то на микрострессоры возможно влияние.

Приведем для анализа неутешительные данные одного из мониторингов (2013— 2014) изучения комплексной безопасности образовательных учреждений г. Москвы. Так, 50,2% (N = 6606) московских школьников от 14 до 17 лет указали на факты физического насилия, которое выражается в распространенности драк и избиений в их школах. Ситуации психологического насилия (насмешки, присвоение кличек, бойкот) происходят еще чаще. Их отметило 75,4% московских школьников. Почти половина подростков (49,7%) ответили, что они испытывали давление со стороны агрессивных и конфликтных одноклассников, 59% школьников указали на косвенные формы травли (демонстративный отказ сверстников сидеть рядом и общаться с ними). Более того, 8,6% подростков заявили, что в их школе есть учителя, позволяющие рукоприкладство в отношении обучающихся [27] .

3) травматические стрессоры — травматические события, связанные с психологическим или физическим насилием, травлей, характеризующиеся внезапностью, непредсказуемостью, запредельным порогом интенсивности, часто сопровождающиеся личностными и поведенческими нарушениями.

В качестве примера сошлемся на данные вышеуказанного мониторинга. Травмирующими становятся события, связанные с избиением (3,7%), подавлением (11,7%), унижением (18%), отвержением (10,4%) со стороны сверстников. Подростки отметили в качестве травмирующих и ситуации, связанные с рукоприкладством со стороны педагогов (4,4%), подавление (18,2%), унижение (13,6%), равнодушие со стороны педагогов (17,4%).

4) хронические стрессоры — это напряжение длительной протяженности, характеризующееся однотипными повторяющимися стрессовыми нагрузками, часто сопровождающееся соматическими нарушениями.

Как видим, психологическое давление выступает такой динамической силой внешней среды (воздействие, влияние, вторжение и т.п.), которая вызывает напряжение разной интенсивности и оказывает влияние на человека, побуждая к изменениям личности и поведения.

В отечественной психологии стрессовые ситуации классифицируют исходя из специфики деятельности человека: профессиональные, учебные, бытовые. По уровню стрессогенности стрессовые ситуации бывают: высокой степени сложности (экстремальные); средней и низкой степени сложности (обыденные). Выделяют кратковременные и долговременные стрессовые ситуации, а также связанные с характером опасности для человека (реальная или виртуальная); обусловленные характером эмоциональных (страх, гнев, тревога, депрессия и т.п.) переживаний человека и определяемые физическими стрессорами (непсихогенный стресс, обусловленный физическими, химическими, биологическими воздействиями); детерминированные характером угрозы (угроза жизни, здоровью, статусу и т.п.). Стрессовые ситуации классифицируют по уровню значимости для субъекта (по эмоциональному окрасу и когнитивной оценке ситуации субъектом); бывают экзистенциальные стрессовые ситуации, связанные с переживаниями утраты смысла, ценностей, страхом смерти, одиночества, с постоянной нехваткой времени и т.п.

Обобщив вышеизложенное, можно остановиться на следующей классификации стрессовых ситуаций (рис. 2.3).

Рис. 23. Виды стрессовых ситуаций

Таким образом, стрессовую ситуацию можно рассматривать как сложный многокомпонентный и многоуровневый феномен, для понимания которого требуется тщательный анализ ее видов и специфики.

Все эти виды стрессовых ситуаций, в свою очередь, могут быть повседневными и внеповседневными. Это типы стрессовых ситуаций, на которых мы остановимся далее.

источник