Меню Рубрики

Постоянный цейтнот как источник стресса

Цейтнот — острая нехватка времени. Кажется, что у людей с каждым днем остается все меньше времени: все куда-то постоянно спешат. Такой стресс каждый день испытывает все большее количество людей: они боятся быть непунктуальными, опоздать на работу, не успеть сделать что-то запланированное. Поэтому для того, чтобы все успеть, приходится жертвовать своим личным свободным временем.

Часы — прибор для отсчета времени. Без часов сегодня невозможно обойтись. Взгляд на циферблат стал привычкой. Один только взгляд на часы и мы уже знаем, когда идти на работу, есть ли в запасе часок, чтобы отдохнуть и т. д.

Большинство людей ненавидит будильник. Он будит нас рано утром, когда еще так хочется поспать. Конечно, если вовремя ложиться спать, то в будильнике нет необходимости. К сожалению, из-за нехватки времени люди обычно поздно ложатся спать, не высыпаются и в результате с трудом просыпаются рано утром. Это тоже цейтнот.

Большое влияние на жизнь человека оказывает распределение его рабочего времени. Чем больше человек работает, тем меньше у него времени на отдых. Посменная работа оказывает непосредственное влияние на ритм жизни (например, сиделка или работник гостиницы), в таком случае Ваша жизнь отличается от жизни секретаря и домашней хозяйки, как день и ночь. Однако и тем, и другим приходится планировать время работы и отдыха по часам.

Эта зависимость от времени и постоянный цейтнот наиболее остро проявились после бурного развития промышленности. Раньше люди жили ближе к природе, их жизнь была более спокойной и размеренной. Они не знали постоянного стресса из-за нехватки времени. Господствовали другие формы организации труда, было много различных праздников. Обычно находилось время и для себя, и для общения с окружающими. Хотя, конечно, и раньше людям часто не хватало времени.

Помните знаменитое выражение «Время — деньги»? Вот это и есть главная причина цейтнота. Ведь жизнь занятых людей, как правило, завязана на деньгах.

Американский государственный деятель, просветитель, один из авторов Декларации независимости США (1776) Б. Франклин уже в XVIII заявил, что «если время — самая ценная вещь из всего, что существует, то праздное времяпрепровождение — величайший грех». С течением времени его высказывание трансформировалась в короткую, но меткую формулу: «Время -деньги». Это выражение стало настолько популярно вследствие нескольких причин:

  • Согласно канонам христианства (и, прежде всего, протестантизма), неустанный труд — это добродетель. Чем больше человек занят праведным трудом, тем меньше времени остается у него для того, чтобы грешить.
  • После промышленной революции для увеличения прибыли стало необходимым, чтобы машины работали 24 ч в сутки. Время — это деньги и с точки зрения рабочего, ведь он «продает свое время», соглашаясь выполнять определенную работу и тратить на это свое свободное время.
  • В последние годы стал популярен еще один вариант изречения Франклина: «У кого постоянно есть время, у того нет денег, а у кого есть деньги, нет времени». Таким образом, для материального благополучия необходимо жертвовать своим временем.

Цейтнот оказывает отрицательное влияние на всю жизнь человека: на его здоровье, настроение, работу, взаимоотношения с окружающими. Чтобы этого избежать, необходимо планировать время и уделять достаточно внимания и времени своему здоровью и своим друзьям и близким.

Из-за постоянного цейтнота человек не способен радоваться жизни, зачастую он испытывает муки совести от безделья даже во время отдыха, так называемый «стресс от отдыха» возникает, когда человек не может оптимально распределить свое свободное время.

Необходимо время от времени спрашивать себя:

  • Каковы приоритеты в моей жизни?
  • Могу ли я позволить себе иногда расслабиться?
  • Действительно ли необходимо постоянно быть активным?
  • Может, стоит позволить себе расслабиться и отдохнуть?
  • Действительно ли в свободное время я делаю то, что необходимо мне или же я хочу произвести впечатление на других?

источник

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Приложение 4
Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

Темы рефератов.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы.

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

1. Стресс напряженной учебы.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов.

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов с помощью методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

2. Метод биологической обратной связи.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.

Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры».

В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.

Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10 баллов – это сверхзначимое событие, 1 балл – событие, вызывающее минимальный стресс).

В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессогенных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтрольны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также определите по 10-балльной системе.

В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор – в прошлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может произойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н.

Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни.

Что это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шумных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените частоту также по 10-балльной системе, где 1 – это крайне редкое событие, а 10 – регулярно повторяющееся.

После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их на семинаре.

Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже можете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или досадные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или будущего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией.

В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы:

1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагировании на стрессы?

2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о будущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не наступят?

3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер развития стресса?

Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.

Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое текущее состояние (при наличии признака «галочка» ставится слева от каждого признака). Второй раз студенты вспоминают ряд эмоционально значимых событий из своего ближайшего прошлого (экзамен, публичное выступление, ожидание приема у стоматолога и пр.), стараясь вспомнить, какие признаки эмоционального стресса для них были характерны. При этом отметка о наличии данного признака ставится справа от соответствующей строчки в опроснике.

Затем по приведенной ниже схеме подсчитываются суммарные баллы и делаются выводы.

Протокол к упражнению 2.1.

источник

«Когда в Японии построили первую железную дорогу, мудрецы отнеслись к этому современному явлению крайне отрицательно: «Раньше человек путешествовал целую неделю, и у него оставалось время подумать, отдохнуть. С появлением железной дороги у нас совсем не хватает времени, только сел в поезд — и уже на месте».

Давайте разберёмся, а хватает ли нам времени на все запланированные дела? Не откладываем ли мы на завтра то, что можем выполнить сегодня?

Цейтнот — недостаток времени, завал в делах на работе, неумение организовать своё время и использовать его рационально.

Ваш завал на работе и в личных делах (цейтнот) имеет несколько постоянных и устойчивых признаков:

-Вы можете ощущать, что вам физически не хватает времени
-После обеда вас клонит в сон, а ночью мучает бессонница

-Сновидения беспорядочные и многочисленные, снятся кошмары
-Присутствует ощущение, что вы постоянно делаете не то что вам хочется, а то что нужно, тоже не исполняете

-Конфликты дома и на работе возникают всё чаще
-Отсутствие положительных эмоций в вашей жизни

-Ощущение что вас недооценивают на работе и дома
-Коллеги и члены семьи вызывают у вас жуткое раздражение

Цейтнот это вечный стресс

Постоянная нехватка времени может сильно травмировать нервную систему, создавая себе дополнительные условия для стресса. Организм реагирует на стресс вырабатывая «стрессовые гормоны» — адреналин, норадреналин, кортизол.

Эти гормоны призваны отвечать за нашу способность противостоять стрессовым ситуациям. Они заставляют организм мобилизовать все силы в нужный момент. В таких состояниях может повышаться кровяное давление, учащается сердцебиение и т. д.

Такая реакция помогла человеку выжить во враждебном мире: защитные механизмы работают на полную мощность и мы справляемся с экстремальными ситуациями.

Проблема возникает в том случае, если человек существует в состоянии стресса уже продолжительное время. Ресурсов нашего организма хватит максимум недели на три. Если вовремя не обеспечить себе адекватный отдых, расплата не заставит себя ждать. Депрессия, усталость и обострение хронических заболеваний напомнят нам о том, что мы слишком торопимся, забывая о главном.

Философия цейтнота и распределение времени

Если мы вспомним времена своего детства, то наверняка всплывёт такая замечательная вещь, как дневник, куда мы записывали расписание своих уроков и прочие важные для нас вещи.

Попробуйте записывать свои планы в маленький блокнот, составляя расписание на ближайшее время. Освободите свой письменный стол от ненужного хлама, а если есть возможность, то и офис/квартиру. Порядок на рабочем месте способствует дисциплине и помогает внутренне её развивать.

При возникновении чувства полной беспомощности или фиаско, подумайте о том что любой спад влечёт за особой подъём энергии. Вдохновитесь этим принципом, никто не совершенен!

Не пытайтесь охватить необъятное, старайтесь распределять рабочие задания равномерно. Соблюдайте принцип не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, но отложите на послезавтра то, что можно не делать завтра. Принцип запутанный, но вы только вдумайтесь в него!

Используйте силу коллективного разума и не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам и родственникам.

источник

Текущая страница: 19 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения [57]

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

Читайте также:  Чем вылечить стресс нервную систему

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы.

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

1. Стресс напряженной учебы.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов.

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов с помощью методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

2. Метод биологической обратной связи.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры».

В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.

Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10 баллов – это сверхзначимое событие, 1 балл – событие, вызывающее минимальный стресс).

В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессогенных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтрольны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также определите по 10-балльной системе.

В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор – в прошлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может произойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н.

Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни.

Что это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шумных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените частоту также по 10-балльной системе, где 1 – это крайне редкое событие, а 10 – регулярно повторяющееся.

После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их на семинаре.

Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже можете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или досадные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или будущего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией.

В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы:

1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагировании на стрессы?

2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о будущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не наступят?

3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер развития стресса?

Глава 2. Оценка уровня стресса

Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.

Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое текущее состояние (при наличии признака «галочка» ставится слева от каждого признака). Второй раз студенты вспоминают ряд эмоционально значимых событий из своего ближайшего прошлого (экзамен, публичное выступление, ожидание приема у стоматолога и пр.), стараясь вспомнить, какие признаки эмоционального стресса для них были характерны. При этом отметка о наличии данного признака ставится справа от соответствующей строчки в опроснике.

Затем по приведенной ниже схеме подсчитываются суммарные баллы и делаются выводы.

Упражнение 2.2. Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса.

Студенты разбиваются на четверки. Задача первого из студентов – как можно подробнее вспомнить какую-то стрессовую ситуацию из своей жизни интенсивностью примерно 3–4 балла по 10-балльной шкале. Задача второго студента – измерение пульса на лучевой артерии своего товарища. Третий студент производит подсчет частоты и глубины дыхательных движений первого студента. Четвертый студент осуществляет координацию работы всей группы.

Ход работы. Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало, и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент».

Через 20—30 с после произнесения инструкции координатор засекает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кроме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости испытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с удлиненным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоминания.

Результаты измерений и самоотчет испытуемого заносятся в протокол.

После оформления протокола проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и формулируются выводы.

Упражнение 2.3. Структурный анализ стресса.

Студенты анализируют один из своих типичных стрессов по следующей схеме:

После оформления таблицы проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и находятся общие черты в группе по второму и третьему столбцу, после чего делаются выводы.

Упражнение 3.1. Выявление корреляции между уровнем личностной тревожности и чувствительностью к стрессорным воздействиям.

Ход работы. Первая часть работы проходит в индивидуальном режиме. Сначала студенты определяют показатель личностной тревожности по тесту Спилбергера – величину X.

Затем каждый студент оценивает среднюю частоту своих психологических стрессов за год (величина Y) и среднюю длительность протекания стрессов (в днях) – величина Z.

Вторая часть работы проходит в коллективной форме. Один из студентов чертит на доске таблицу, в которую заносит полученные индивидуальные результаты:

Затем другой студент рисует на доске три графика и заносит в них индивидуальные данные из таблицы; такую же работу проделывают остальные участники работы.

Первый график показывает взаимосвязь тревожности человека и частоты переживаемых им стрессов, второй – тревожности и длительности стрессов, третий – частоты стрессов и их продолжительности.

Результаты исследования и полученные выводы заносятся в протокол.

Глава 4. Причины возникновения стрессов

Упражнение 4.1. Работа с негативными установками.

1. Установка «конца света» – идея о том, что ситуация слишком ужасна и граничит с катастрофой.

Слова-маркеры: это ужасно, мрак, катастрофа, я этого не переживу зарезал без ножа, конец, я пропал и т. д.

– Приведите примеры: _____________________________________

– Найдите контрдоводы: ____________________________________

2. Установка «негативной оценки» – идея о том, что мы должны обязательно осуждать отрицательные явления нашей жизни и давать им оценку.

Слова маркеры: плохой, некрасивый, страшный, отвратительный, глупый и т. д.

– Приведите примеры: _____________________________________

– Найдите контрдоводы: ____________________________________

Упражнение 5.1. Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме.

Сравните собственные результаты и данные других студентов. Обсудите причины сходства и различий в ответах.

Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса

Упражнение 6.1. Медитация на дыхании.

Сядьте поудобнее, на время отвлекитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйте свое внимание только на потоках воздуха, которые входят в ваши легкие, а затем покидают его в ритме вашего дыхания. Ваша первая задача: прочувствовать, как во время вдоха воздух следует по пути: носовая полость – носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие , а затем в обратном порядке покидает тело.

Вторая задача состоит в том, чтобы только следить за дыханием, но не вмешиваться в его ритм. Дело в том, что как только вы начинаете следить за каким-то процессом в организме, то естественный ритм сбивается. Поэтому дайте возможность своему организму дышать в удобном ритме и с необходимой глубиной.

Следующий этап упражнения – концентрация внимания на характеристике воздуха, поступающего в легкие и покидающего их. Обратите свое внимание на то, что входящий воздух – более холодный по сравнению с выдыхаемым, который кажется более теплым и насыщенным избыточной энергией нашего тела.

Длительность упражнения – 5 мин, после чего можно оценить свое состояние, определив, насколько снизился показатель стресса.

Упражнение 6.2. Полное дыхание.

Положите одну руку на живот, а вторую – на грудь.

Начните вдох с живота, максимально наполняя его воздухом, а когда вы достигните предела, то начинайте поднимать грудь вверх, заполняя теперь верхние отделы легких.

Сделайте небольшую задержку на вдохе (1–2 с) и начинайте медленный выдох в обратном порядке: сначала втягивая живот, а затем опуская ребра.

Задержку после завершения выдоха сделайте подольше и следующий цикл начинайте только тогда, когда вам захочется вдохнуть.

Примерная продолжительность дыхательных фаз может быть такой: вдох – 3–4 с, пауза – 1–2, выдох – 5–6, пауза на выдохе – 3–5.

Дышите так каждый день сначала по 5 мин, а потом прибавляя каждый день по одной минуте и постепенно увеличивая длину выдоха и задержку в конце. Когда вы освоите этот способ дыхания, вы можете применить его в какой-то стрессорной ситуации. При правильном выполнении этого упражнения вы почувствуете, как уменьшится ваша тревога или гнев уже через 5 мин после начала полного дыхания, а через 10 мин вы уже сможете достаточно трезво оценивать ситуацию и будете готовы применять другие методы борьбы со стрессом, о которых рассказывалось в данном пособии.

Проделаем такой опыт. Оцените уровень расслабления вашей левой кисти по 10-балльной шкале. Запишите это число. Максимально сожмите кисть и напрягите мышцы. Зафиксируйте руку в таком положении 7–8 с. Сбросьте напряжение и расслабьте руку. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые вы испытываете. Повторите так 3 раза. Оцените теперь степень расслабления кисти по 10-балльной шкале. Что вы испытывали после расслабления? Какие ощущения? Как их можно описать?

Скорее всего, вы испытали чувства тепла, тяжести, распирания, которые связаны с расслаблением мышц и приливом крови к кисти. Эти ощущения следует запомнить и стараться их воспроизводить, так как они свидетельствуют о глубоком расслаблении тела.

Далее переходите к расслаблению других частей тела. Разведите пальцы веером, напрягите их, а потом расслабьте (5 раз). Сожмите губы на 5 с – расслабьте их в течение 10 с (5 раз). Подержите ноги на весу, напрягая четырехглавые мышцы, – расслабьте их (5 раз).

Оцените степень расслабления после каждого упражнения.

Упражнение 6.4. «Спасибо вам за то, что вы…».

Читайте также:  Чем вылечить сердце после стресса

Вспомните какую-то ситуацию, когда кто-то рассердил вас и заставил выйти из себя. Как можно точнее воспроизведите в сознании всю обстановку того случая, вспомните своего оппонента, его слова, вашу реакцию на них, а потом резко вернитесь обратно в реальный мир сегодняшнего дня. Сделайте несколько медленных протяжных выдохов с задержкой, чтобы успокоиться, после чего задайте себе вопрос: «За что, несмотря на все, я все же могу поблагодарить своего оппонента?» Найдите как минимум три позитивных вывода, которые вы можете извлечь из этой ситуации.

Снова вернитесь в ту ситуацию, увидьте своего противника, услышьте его слова, вспомните свой тогдашний гнев или обиду, после чего мысленно обратитесь к оппоненту с теми словами благодарности, которые вы придумали.

Проанализируйте свое состояние и отметьте изменения.

Использование позитивных зрительных образов (визуализация)

Упражнение 6.5. «Киносеанс исполнения желания».

Представьте себе, что вы сидите в кино и фильм еще не начался. Экран пуст, но вот постепенно гаснет свет, и вы начинаете шаг за шагом «проецировать» детали образа вашего желания на этот экран. Неважно, что является вашей целью: успешная сдача экзамена, встреча с важным для вас человеком или деловые переговоры. Представьте в своем воображении тот итог, к которому вы стремитесь, и после того, как он живо и четко предстанет перед внутренним взором, переместите его на экран.

Теперь оживите картинку, пусть фильм придет в движение. Увидьте на экране, как вас поздравляют со сданным экзаменом, как вы встречаетесь с нужным человеком или отмечаете завершение успешных переговоров. Добавьте побольше деталей в этот фильм и проникнитесь им так, словно он уже является частью вашей жизни. Включите в него звуки, добавьте цвета и движения и посмотрите из воображаемого зрительного зала, как здорово будет, когда вы добьетесь своей цели, а стресс останется позади.

Теперь мысленно перенеситесь из зрительного зала на экран – ведь фильм же о вас, и вы вполне можете почувствовать себя его главным героем. Снова прокрутите фильм, но теперь уже посмотрите на все события своими глазами, услышьте все голоса и звуки, почувствуйте прикосновения, вкус, запах. Создайте полный образ желаемого будущего, сроднитесь с ним.

Теперь мысленно перемотайте пленку назад, к началу фильма, и снова пройдите все этапы пути от настоящего момента к вашему триумфу. Как бы вы хотели действовать? Как нужно действовать? Каким бы вы наверняка понравились себе? Заряжайте себя программой успеха, впитывайте ее всеми клеточками своего тела.

Добившись яркого образа цели, его нужно еще зарядить динамической энергией. Чтобы активизировать эту энергию, образ достигнутой цели должен сопровождаться наличием сильного чувства и непоколебимой веры в конечный успех. Лишь когда вы предвосхищаете состояние осуществления желания и внутренне воспринимаете его как произошедшее сейчас, вы тем самым даете возможность силе веры действительно привести вас к цели. Вы должны твердо верить, что все, что противостоит вам и приносит в настоящее время страдания, на самом деле идет лишь на пользу. Эти испытания даны для того, чтобы закалить вашу волю и проверить, насколько вы готовы бороться для достижения цели. Еще раз обратитесь к образу желаемого и получите от него заряд бодрости и силы.

источник

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема. Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из

«физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная

сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим – означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный

стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая

величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.

Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса – истощению запасов адаптационной энергии.

Приложение 2 Ответы к тестовым заданиям

Приложение 3 Тематические планы, программа, вопросы к экзамену

Примерный тематический план для студентов дневного отделения.

Примерный тематический план для студентов заочного отделения.

Примерная программа по курсу «Психология стресса» Введение

Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины – дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии.

Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модификации в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний.

Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения. В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.

После завершения курса студент обязан:

+ иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний;

+ знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности

его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии;

+ уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния;

+ иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).

Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория.

Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концепция стресса Г. Селье и

ее развитие. Биохимические и физиологические проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Особенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и других состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса.

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессоустойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса.

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсивность стресса, его

продолжительность и характеристики индивидуальной чувствительности к стрессу). Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма;

родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов.

Субъективные причины возникновения психологического стресса: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы.

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен профессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Профессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс руководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса.

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные методы нейтрализации стресса. Новые информационные методы нейтрализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная релаксация; работа с собственными мыслями и

источник

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых » Формула долголетия «, посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни. Подписывайтесь на канал и вы узнаете, как сделать свою жизнь долгой и здоровой.

Глава 5.2.3 Управление временем

(из книги Ю.Щербатых «Стресс и Счастье — на одну букву»)

Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

В современном индустриальном обществе время стало проблемой, точнее большой проблемой для многих людей стало отсутствие, нехватка времени. Люди изобретают все более точные часы для измерения времени. Солнечные часы, которые отмеряли время с точностью 15 минут, сменили на водяные часы. Их ошибка составляла порядка пяти минут, и для неспешной (по сравнению с ХХ веком) античной эпохи этого было вполне достаточно. В эпоху возрождения темп экономической и политической жизни резко возрос, и после открытия Галилеем свойств маятника, были придуманы часы-ходики, которые давали точность в 1 минуту. На смену феодализму пришел капитализм – и появились пружинные часы, где счет пошел на секунды.

С появлением электронных часов на основе кварцевых генераторов, проблема точности измерения времени перестала быть актуальной – мы можем измерять его хоть в микросекундах, но вот само время куда-то исчезло. Убегая утром из дома, не успеваем как следует позавтракать, на работе нам не хватает времени выполнить хотя бы самые срочные задания, дома, после работы нет времени пообщаться с детьми или почитать детектив. С ощущением незавершенности очередного рабочего дня, мы проваливаемся в сон, чтобы на следующее утро вновь включиться в бесконечную гонку по кругу… И здесь возникает вопрос: Есть ли выход из этого состояния?

Для ответа на него сначала надо разобраться со своим отношением к времени, а для этого выполните следующее упражнение «Время и Я»:

Какие эмоции (негативные или позитивные) появляются у вас, когда вы слышите слово «время»?

«Большую часть своего рабочего времени я трачу на……… »

«Чаще всего мне не хватает времени на ……….»

«Большую часть своего свободного времени я трачу на ……, а также на ………»

«Если бы у меня было лишнее время, я бы потратил его на ……»

Подумайте, над своими ответами. Может быть, вы тратите свое время на одни дела, а на самом деле вам хотелось бы заниматься совсем другим? Может быть, просто имеет смысл перераспределить приоритеты?

При планировании и реализации времени, хорошие результаты дает применение так называемого «директ-принципа» , который в интерпретации специалиста по тайм-менеджменту Лотара Зайверта звучит так: «Если не сейчас, то когда?». Необходимость его применения связана с тем, что, во-первых, из-за нехватки времени, а, во-вторых, из-за недостаточной мотивации у нас, как правило, накапливается куча несделанных вовремя дел и невыполненных обязательств. Вся эта гора заданий и поручений постепенно накапливается в деловом ежедневнике, на рабочем столе или в оперативной памяти, вызывая состояние стресса и ощущения невозможности справиться с ситуацией. В этом хламе важных и не очень дел мы уже с трудом различаем стратегические дела от рутинных и случайных, и мы начинаем хвататься то за одно «срочное дело» то за другое – уже «сверхсрочное», которые обещали сделать еще позавчера. Чтобы выйти из этого тупика, для начала рассмотрим две стратегии: одну, когда мы до последнего момента откладываем дела в надежде, что они как-то рассосутся сами собой, а вторая стратегия заключается в том, что мы, не медля, принимаемся за дела или вообще отказываемся от них.

Здесь нужно помнить один важный момент – вовсе не все дела следует делать немедленно. От некоторых лучше немедленно отказаться! Как же определить, какую стратегию лучше выбрать?

Если ваша предполагаемая работа займет о т 5 до 15 минут времени, то лучше выполнить ее сразу, не тратя время на сомнения и «раскачку».

Если выполнение работы займет от 15 минут до 30 минут , то постарайтесь найти в своем расписании другие подобные типы работ и сгруппируйте их в один блок, который поместите в удобный период дня. Оптом мелкие дела решаются быстрее, так как уменьшается время на перерывы, и они не отвлекают вас от крупных и длительных дел.

Если предполагаемое дело занимает от 30 минут до 3 часов , то прежде чем ее выполнять, подумайте: а) можно ли без него вообще обойтись, и б) можно ли его делегировать кому-то другому.

Если дело требует от 3 до 6 часов ( весь рабочий день), то подумайте, насколько сильно оно связано с вашими стратегическими интересами, и нельзя ли добиться тех же стратегических целей более эффективными методами (вспомните правило Парето). Может быть, стоит потратить пол-часа на поиски других, более удачных путей решения проблем, чем сразу хвататься за работу?

С практикой умение распоряжаться своим временем возрастает, но только целенаправленные усилия позволяют снизить его непроизводительные затраты до минимума. Для выявления участков разбазаривания времени рекомендуется ответить на ряд диагностических процедур:

Для этого задайте себе вопрос: «Какой из видов моей деятельности может выполнить кто-нибудь другой с не меньшим (а может быть, и с большим) успехом?». При этом следует иметь в виду, что рациональное распределение нагрузок — это отнюдь не перекладывание своих функций на других, а частичное высвобождение своего времени для концентрации сил и внимания на наиболее важных участках работы и предоставление своим коллегам и подчиненным возможности проявить свои способности.

Читайте также:  Чем вывести кошку из стресса

Для начала необходимо выявить и устранить те виды деятельности, которые не приносят никаких результатов, но отнимают время. Для этой цели подойдет метод исключения. Применительно к каждому виду деятельности нужно задать вопрос: «Что произойдет, если этого не делать вообще?» Если подойдет ответ: «Ничего не случится», то этот вид загрузки можно исключить.

Анализ моего собственного распределения времени позволил мне выявить четыре пункта личных «утечек времени», которые свойственны и другим людям. Вот эти воры времени:

а) Телевизор (я называю его по-гречески «хронофагом» — пожирателем времени). Потери от телевизора составляют у разных людей от 30 минут до трех часов в день, а в среднем около пятнадцати часов в неделю. Когда я умножил это число на количество недель в году, а затем разделил на 16 часов (продолжительность нашего обычного дня, не считая сна), то оказалось, что на просмотр телевизора уходит 49 дней в год!

б) Лишние разговоры по телефону (исключая родителей, детей, самых близких друзей или любимого человека).

в) «Ношение обезьяны» — так я называю чужие дела, которые люди пытаются навязать мне.

Это выражение восходит к восточной притче о человеке, который встретил на базаре своего старого знакомого. Бывший приятель попросил человека подержать несколько минут его обезьянку, пока тот сделает какие-то срочные покупки. Человек согласился, но знакомый все не возвращался, и ему пришлось сначала кормить животное, потом ухаживать за этой обезьянкой и т. д. Каждый день тот человек приходил на базар, в надежде, что встретит своего приятеля и вернет ему животное, но тот все не попадался на пути. Так он и носил обезьянку, не решаясь от нее избавиться, а мораль сей басни простая – не взваливайте на свои плечи то, что вам не нужно.

г) Общение с неприятными людьми . Избегайте любыми способами тех личностей, которые вызывают у вас отрицательные эмоции или отягощают вас своими нерешенными проблемами. Полагаю, что вы сами хотели бы избавиться от собственных негативных мыслей и эмоций, так что пресекайте в самом начале попытки вовлечь в черный туман злобы, зависти, обид, недовольства, нытья и других непроизводительных и вредных трат времени.

Упражнение «Контроль непроизводительных расходов времени»

Каждую неделю фиксируем только одну из четырех вещей:

источник

К сожалению, цейтнот со стрессом такое же обычное на работе явление, как смена дня и ночи, причем не только у шахтеров, милиционеров, летчиков, журналистов, артистов, но и у представителей тихих на первый взгляд специальностей, вроде библиотекаря и аптекаря. Даже если вы являетесь почетным членом общества «пофигистов», вас все равно нежданно-негаданно может навестить Цейтнот Стрессович. Поэтому в нашей с вами власти только смягчить его удар или подстелить соломку. А как это сделать, будем разбираться.

Судя по тому, что вы открыли наш журнал, осмелимся предположить: вы хотите срочно поменять работу, поскольку не удовлетворены нынешним положением дел. Вполне возможно, на нынешнем месте вас недостаточно ценят и уважают, мало платят и вообще… То, чем вы занимаетесь изо дня в день, вам неинтересно и не нужно. Самое противное, что вам катастрофически не хватает времени на действительно важные занятия. На работе постоянно хотите спать, а ночью не знаете, как бы себя усыпить, — все о чем то думаете, думаете. Излить душу некому, ведь у всех свои проблемы, поэтому цунами стресса накрывает не только вас, но и вашу семью. Растут долги, которые отдавать скоро будет нечем. Временно «выручают» курение и алкоголь, да вот беда — проблемы это не решает. Вы возвращаетесь к разбитому корыту, которое стоит на том же месте, и милый Цейтнот Стрессович тут как тут. Появляется недовольство не только работой — вы начинаете испытывать неудовлетворенность от жизни в целом.

Знакома ли вам такая картина? А вы уверены, что через какое то время на новом месте не почувствуете то же самое? Уверяю вас, так будет повторяться до тех пор, пока вы не поймете, что дело не в работе, а в вас самих — в том, как вы относитесь к нагрузкам, к сложностям межличностных отношений и как умеете расслабляться. Особенно воздействию Цейтнота Стрессовича подвержены люди обязательные, дисциплинированные, ответственные и честные — люди слова. Так, в кабинет генерального директора одной иностранной компании вызвали сотрудников лучшего отдела, как следует их отругали для профилактики и приказали решить сложную проблему до конца рабочего дня. От этого зависела, видите ли, судьба всей компании. Оставалось двадцать две минуты. Отдел поднял всех, как говорят, на уши. Мозговой штурм был похлеще передачи «Что? Где? Когда?». И ровно в 18:06 с рапортом о решении задачи отдел в полном составе прибыл к кабинету генерального директора. А тот в 18:00 спокойно уехал домой, зная, что сотрудники наизнанку вывернутся, а с проблемой справятся. Вот так.

Менее всего Цейтнот Стрессович воздействует, как ни странно, на людей, умеющих прощать обиды. Не зря же в христианстве есть день, когда все друг у друга просят прощения. Оздоравливающий, можно сказать, процесс. Какой смысл злиться и припоминать обиды бывшего начальника, если вы уже давно работаете на другом месте? Эти негативные эмоции разрушают вас самих, а не вашего обидчика. Тот, может, и думать о вас забыл или вспоминает с нежностью, как о своей энергетической отдушине. Простите его и… отпустите! Трудно? Тогда в тот момент, когда вы в очередной раз собираетесь «добрым» словом помянуть незабвенного начальника, начните со слов: «Прощаю вас (фамилия, имя, отчество) за все те обиды (можете перечислить), которые вольно или невольно вы, дорогой (Ф. И. О), нанесли мне во время моей работы (там то и там то). И отпускаю вас на все четыре стороны!» Не получилось в первый раз, скажите пять, десять, сто, пока не простите по настоящему. Если вы уж очень злопамятный человек, пишите дневник. Своеобразная психологическая разгрузка. Пройдет время, и вам будет интересно почитать, а то и посмеяться над тем, что раньше думали, как ощущали себя.

Например, в XIX веке, когда не придумали еще телевизоров и других современных развлечений, дневники были обычным явлением. Кстати, именно дневник помог одной моей сослуживице выявить те моменты в ее работе, которые более всего ее раздражают, мешают трудиться в полную силу. Поняв их, она изменила то, что было в ее силах, а остальное приняла как должное и просто-напросто… успокоилась. Как в молитве немецкого богослова Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Табличка с этими словами висела над рабочим столом в кабинете президента США Джона Кеннеди, и уж совсем не случайно их использовало общество анонимных алкоголиков. Стресс ведь чаще всего алкоголем то и снимают. Хотя кружка пива в день (заметьте — не больше!) действительно влияет на организм успокаивающе: после работы многие, причем не только мужчины, но и женщины, любят зайти «пропустить по глоточку».

Австрийские медики обнаружили в одной такой дозе пива (!) дневную норму витаминов, микроэлементов и минеральных веществ. Пусть это открытие останется на их совести. Ведь, как ни крути, цейтнотно стрессовое состояние — следствие прежде всего недостатка магния в организме. Восполнить его можно не только лекарственными препаратами, содержащими данный элемент, но и свежими молочными и мясными продуктами, а также овощами и фруктами, особенно персиками, абрикосами и цветной капустой. Кстати, крепкий чай и черный кофе выводят этот необходимый для борьбы со стрессом элемент! Так что не только эмоции, но и недостаток магния может сказаться на вашем самочувствии. И уж тогда Цейтнот Стрессович в вашем организме похозяйничает как следует: уменьшит вилочковую железу, которая регулирует иммунную систему, посадит селезенку, изменит объем лимфатических желез и т. д. и т. п. В общем, мало вам не покажется, как в том анекдоте, когда пациент, куда пальцем ни ткнет, везде чувствует острую боль (оказалось, что у него просто палец сломан).

Кстати, смех — великолепное лекарство от стресса. Чувствуете усталость, разбитость, ухудшение памяти, раздражительность — переключитесь. Почитайте, например, анекдоты в Интернете. Расскажите понравившуюся вам шутку смешливому сослуживцу, глядишь, и дело на поправку пойдет. Вообще, перемена занятия — великая вещь! Даже любимица публики гениальная Сара Бернар, осыпаемая цветами и бриллиантами, периодически страдала от депрессии. В эти моменты вся ее деятельность (а помимо сцены она была прекрасным скульптором, художником и писателем) казалась ей бессмысленной. Она уезжала в бретонские шхеры к друзьям дышать свежим морским воздухом и пить яблочный сидр.

Как быстро снять тяжесть напряженного трудового дня? Конечно, контрастным душем (если дома вам еще предстоит много дел) или горячим (если вы собираетесь сразу же лечь спать). Не спешите садиться за стол, даже если с утра у вас маковой росинки во рту не было: вы еще пребываете в нервном состоянии, поэтому прием пищи, тем более обильный, его только усугубит. Появятся сонливость и апатия.

Кстати, сильно испортить настроение может боль в ногах. Даже если у вашей обуви удобная колодка и на работе вы в основном сидите, ступни все равно к вечеру устают. В специализированных электротехнических магазинах продают массажные ванночки для ног. Очень полезная вещь, надо сказать: мгновенно снимает усталость. Есть еще специальные массажные тапочки — тоже неплохой вариант. Отличное средство и просто горячая ножная ванна, лучше ароматизированная различными травяными настоями. Успокаивает даже медленное расчесывание волос щеткой из натуральных материалов. Вспомните, как наши прабабушки ухаживали за своими длинными локонами перед зеркалом на сон грядущий. Это был целый ритуал!

Многие служащие постоянно носят на работе форму, которая сделана далеко не из самых лучших тканей, бывает плохо пригнана, неудобна. Бывает, что и собственная одежда человека далека от идеала, но он носит ее на работу, потому что она идет, подчеркивает фигуру и т. п. Не удивляйтесь, что к концу дня у вас болит или ноет, а то и чешется (!) все тело. Зачем создавать дополнительные нагрузки? Решите, что для вас главное — комфорт или плохое настроение. Конечно, никто не призывает ходить на службу в халате и домашних тапочках. Есть масса других вариантов, более стильных и удобных.

Надо учитывать и то, что даже в современном офисе одежда впитывает пыль, различные неприятные запахи. Это, безусловно, также не способствует хорошему самочувствию. В моей служебной практике был случай, когда из за слишком узкого нижнего белья одна молоденькая сотрудница чуть не упала в обморок прямо в приемной своего начальника. Из продуманных мелочей и складывается наша жизнь.

Есть еще один немаловажный цейтнотно стрессовый вопрос. Уж если мы заговорили о доме, стоит продумать еще один момент. Представьте: ваш супруг, брат, сват пришел с работы мрачный, расстроенный и молчит. Что в таком случае начинают делать домашние? Правильно, доставать, якобы с благородной целью — помочь, улучшить настроение. Особенно этим славятся жены. Видя, что муж явно не в своей тарелке, начинают его донимать расспросами. Если с первого раза с вами не поделились негативной информацией, лучше закройте тему. Накормите, помолчите. Задайтесь вопросом: а сами то вы все рассказываете своему благоверному? Вряд ли вы поделились с супругом тем, что из за вашей пустой болтовни в офис не мог дозвониться очень важный клиент или что из за постоянных опозданий вам снизили на двадцать процентов зарплату в прошлом месяце. У всех свои производственные, назовем их так мягко, тайны. Может, ситуация, в которую попал ваш супруг, ему не совсем приятна, и он бессилен ее изменить. А вам, чтобы понять любимого, пришлось бы проработать на его предприятии не один год. В данном случае ваше добро не должно быть с кулаками. Если вторая половина сочтет нужным, она посвятит вас в причины своего плохого настроения.

Психологи считают, что неприятную ситуацию нужно пережить: то есть ты жив, а негатив в душе уже умер. Так что дайте его пережить вашему сильному мужу, а потом уже его расспрашивайте. Представьте, насколько трудно обрисовать ситуацию, когда она еще «жива» — все равно, что испытать ее еще раз. Считается, что особенно навязчиво допекает мужчину супруга, которая сама не работает и живет только его интересами. Ей и в голову не приходит, что человек просто голоден и банально устал. За всем ей видятся страсти дневных телесериалов. Хочется таким женщинам посоветовать: не сужайте круг своих интересов и не третируйте свою вторую половину. Ведь Цейтнот Стрессович может нагрянуть к вам домой без особого на то приглашения, как дальний родственничек.

Найти свое дело необходимо каждому. И, как ни банально это звучит, женщина должна уметь себя обеспечить, знать, чем она может заработать на жизнь, как бы ни силен был в материальном вопросе ее муж. Сам институт брака не дает права женщине окончательно забыть о том, кто она по профессии. Недавно мою студенческую подругу, два десятка лет беззаботно прожившую за спиной своего благоверного, увезли в больницу с нервным срывом. Типичная история: супруг решил с ней расстаться ради молодой пассии, встреченной им на работе. Не доводите ситуацию до крайности, смягчите возможный удар. Помните: спрятаться от жизни нельзя. «Если вы не живете, то вам и не умирать», — пели в небезызвестном кинофильме «Ирония судьбы, или С легким паром». И в этом плане Цейтнот Стрессович — наш постоянный спутник, которого можно и нужно приручить.

источник