Меню Рубрики

Практическое занятие на тему стресс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 56 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Практическое занятие
для педагогического коллектива
тема: «профессиональный стресс педагога»

Подготовила:
педагог-психолог М.И.Гавшина

г. Чехов, 2012 г.
Понятие стресса. Причины стресса.
Стресс — это естественная реакция нашего организма на внешние раздражители. Зачастую шум, конфликтные ситуации на работе и в семье являются причинами возникновения стресса. Следует отметить, что, пока наш организм способен ответить на данные раздражители, беспокоиться не стоит, но если организм поддается этим агрессорам и не выдерживает их «напора», стоит насторожиться.
Общепринятая классификация психологического стресса включает следующие его виды:
внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);
личностный (несоответствие социальной роли);
семейный;
профессиональный. К последнему, в частности, относится часто встречающийся стресс бизнесменов менеджеров, «белых воротничков».
Причинами стресса у человека являются (Тигранян Р.И., 1988): физические факторы внешней среды, информационная нагрузка (необходимость ускоренной обработки информации), нарушенные (в результате болезни, нарушений сна и других причин) физиологические функции, психологические и психосоциальные факторы (отсутствие контроля над событиями, осознаваемая угроза, изоляция, остракизм, групповое давление). Исследования хронического стресса (Короленко Ц.П., 1978) показали, что не физиологический, а именно «психический уровень адаптации явился наиболее чутким индикатором» стресса, поэтому для человека стресс сводится в первую очередь к эмоциональному (Березин Ф.Б., 1988).
Объективно в условиях современной жизни все люди находятся в одинаковом положении: каждый получает примерно одинаковую «дозу» стрессов. Различается лишь их индивидуальное восприятие, субъективная оценка тяжести стресса (Walker P. е.а., 1988), а значит, и ответная реакция на него. И здесь проявляются значительные индивидуальные различия: у части людей обнаруживается так называемый «антистрессовый иммунитет».
Психологи говорят, что стресс в разумных дозах необходим, но, повышая индивидуальный предел, стресс становится губительным.

В современных условиях деятельность в сфере «человек — человек» буквально насыщена стрессогенными факторами. Как следствие — «синдром эмоционального сгорания», связанный с большими эмоциональными затратами в ситуации постоянного общения и высокого чувства ответственности.

Обозначим стрессогенные факторы:
Неудовлетворённость профессиональным статусом.
Страх потерять работу.
Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег.
Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.
Недостаток положительного стимулирования труда.
Хронический стресс и связанная с ним внутренняя психоэмоциональная напряжённость выражаются в виде психологических защитных механизмов. Но некоторые свои эмоциональные переживания люди переносят на окружающих членов семьи, а другие искусственно подавляют, чем наносят ущерб своему здоровью.

«Правила» поведения при возникновении стресса:
Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса, и бояться его.
Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные.
Необходимо понимать, что стресс влияет на характер общения между людьми.
Необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу.
Необходимо выработать свои индивидуальные способы защиты от разрушающего стресса.

3 стадии развития стресса:
Нарастание напряжённости.
Собственно стресс.
Снижение внутренней напряжённости.

Каждому человеку необходимо иметь личную программу защиты от стресса, главной задачей которой будет научиться справляться с внутренним напряжением в первой стадии стресса, не теряя самоконтроля и не выплёскивая раздражение на окружающих.
Существует два метода саморегуляции: естественные и искусственные.
Естественные — это использование тех возможностей, которые человек имеет «под рукой».
Искусственные — это способы саморегуляции в стрессе, которые разработаны в практической психологии. На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка: спортивные игры, гимнастика, бег, теннис. Важно физически устать, тогда психологическая усталость проходит. Быстро успокоиться и привести нервы в порядок помогает вода: плавание, ванна, душ, баня. Хорошо помогают от стресса различные увлечения и развлечения: прогулка с животными, вечеринка, смена обстановки. Большую помощь в стрессовой ситуации оказывают кошки. Они забирают отрицательную энергию. «Сбрасывать» стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.

Программа защиты от стресса, которая представлена в пошаговом её решении.
Шаг первый: понаблюдайте над собой. Как вы переживаете первую стадию стресса? Какие изменения происходят в настроении и состоянии?
Шаг второй: найдите способы остановки себя. Для этого: сделайте паузу в общении (помолчите); выйдите из комнаты.
Шаг третий: переведите свою энергию в иную форму деятельности: полейте цветы, заварите чай; посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей; опустите ладони рук в холодную воду.
Шаг четвёртый: подумайте о том, что вас больше всего радует в жизни.

Особенности «профессионального» стресса.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.
3. Неопределенность ролей .
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Синдром профессионального выгорания
Симптомов профессионального выгорания много, их насчитывается около сотни. На что обратить внимание в первую очередь? Основные признаки этого состояния пессимизм, уныние, утрата энтузиазма, снижение уверенности в себе. Человек становится нервным, вспыльчивым, легко впадает в гнев, клиенты и коллеги его раздражают, он старается как можно меньше с ними общаться, перестает вкладывать душу в свою работу. Нередко профессиональное выгорание сочетается с синдромом хронической усталости. Страдает и физическое здоровье: человек жалуется на плохое настроение и самочувствие, одышку, головную боль, нарушения сна.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Если полностью погрузиться в работу и долго «вкалывать» с повышенной нагрузкой, забывая обо всём остальном, то наступает первая фаза синдрома выгорания истощение. Усталость становится постоянной, даже ночной сон не восстанавливает силы. Отдых помогает, но лишь на короткое время: стоит вернуться к работе и всё начинается сначала.
Второй признак синдрома профессионального выгорания отстранённость. Всё, что связано с работой, перестает быть эмоционально значимым для человека. Приятные события на работе его не радуют, перемены к худшему не огорчают. Как говорится, ноль эмоций. Если раньше проблемы детей вызывали у педагогов сильный эмоциональный отклик, то теперь другая крайность: ребёнок воспринимается не как живой человек со своими индивидуальными особенностями, со своими намерениями и желаниями, а как некая досадная помеха, от которой нужно как можно быстрее избавиться.
Третий признак синдрома выгорания утрата веры в себя, низкая самооценка и полное отсутствие жизненных перспектив.
Можно ли предотвратить развитие профессионального выгорания? Да, это вполне возможно. Разумно чередовать работу и отдых, не погружаться с головой в проблемы обучающихся и конфликты между коллегами, не стремиться во что бы то ни стало быть лучше всех вот простые правила сохранения физического и психического здоровья.
Рекомендации:

Читайте также:  Сыпь на ногах от стресса

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ОСТРОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ
В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идёт о спасении самой жизни.
Сосчитайте до десяти.
Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.
А. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении.
Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?
Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточено, выпейте её. Сконцентрируйте своё внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
Выпрямитесь. Поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.
Б. Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения.
Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте всё, что видите.
Детально рассмотрите небо, называя про себя всё, что видите.
Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырёх минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь чётко представить его с закрытыми глазами.
Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течёт по вашему горлу.
Ещё раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.
Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка — словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

Релаксационные техники,
методы избавления от негативных эмоций

Большая часть способов снятия напряжения может быть представлена в виде трёх стадий. Это:
— [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
— [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
— [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Релаксаторы действуют на ослабление физического напряжения. Мы почти всегда чувствуем себя лучше после того, как расслабились наши мышцы.

Техника релаксации включает три ступени:
1. Отложите на время решение проблемы, которая вас беспокоит.
2. Займитесь в течение 2-3 минут релаксацией, используя один из способов, представленных ниже.
3. Освободившись от напряжения, возвратитесь к решению первоначальной проблемы.

Приёмы, отвлекающие внимание, работают по следующей схеме:
1. Не вспоминайте о своих проблемах.
2. Полностью переключите внимание на что-нибудь совершенно постороннее.
3. Возвратитесь к прежней проблеме, взглянув на неё по-новому.

Приёмы, снижающие напряжение, действуют самыми разнообразными способами. Они быстро снимают не только мышечное напряжение, но и эмоциональное разочарование. Используя эти приёмы, вы испытаете ощущение, будто с ваших плеч свалилась какая-то тяжёлая ноша.
Эти три стадии можно свести к следующей программе действий:
1. Отложите в сторону свои проблемы, дышите спокойно и глубоко в течение 3 минут.
2. Каждый раз в момент вдоха повторяйте какое-либо утверждение типа: «Я начинаю чувствовать себя лучше».
3. Успокоившись, постарайтесь решить, хочется ли вам продолжать заниматься какой-либо из ваших проблем. Помните, что сфокусировать внимание следует на том, что вы можете решить данную проблему, а не на том, что вы не можете этого сделать.
Антистрессовая релаксация
(рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

1. Лягте (в крайнем случае — присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещённом помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.
2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чём не думайте.
4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног, через икры, бёдра, туловище головы. повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым ощущением около 30 секунд.
6. Считайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы всё более расслабляются. Теперь ваша единственная забота — насладиться состоянием расслабленности.
7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.

Передышка
Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления.
Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. (Затрата большего количества времени на выдох создаёт мягкий, успокаивающий эффект.) Представьте: когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.

Самомассаж
Приём эффективен при онемении мышц тела.
Даже в течение напряжённого дня всегда можно найти время для маленького отдыха и расслабиться. Помассируйте определённые точки тела. Надавливайте не сильно, закрыв глаза. Вот некоторые из этих точек.
— межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
— задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
— челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
— плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
— ступни ног: если вы много ходите, отдохните и потрите ноющие ступни перед тем, как идти дальше.
Есть несколько простых приёмов, которые помогут вам не забывать о расслаблении среди многочисленных забот повседневной жизни. Большинство из них срабатывает за счёт посылки сигнала, который привлечёт ваше внимание. Например, нитка вокруг пальца может напомнить, что нужно контролировать свои чувства и освобождаться от напряжения.
Наденьте часы на другую руку, наденьте или снимите кольцо с пальца или переложите расчёску в сумочке. достаньте из шкафа что-нибудь, что не носили долгое время. Отрастите или сбрейте бороду, измените причёску или место пробора. Скажите себе, что всякий раз, когда вы замечаете это отличие, вам нужно вспомнить о вашем «эмоциональном барометре» и сознательно расслабиться.
Решите для себя, что, когда звонит телефон, вы не станете сразу снимать трубку, а подождёте, пока он не позвонит ещё несколько раз. За это время вы сможете сделать вдох и расслабиться.

ПРИЁМЫ, ОТВЛЕКАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ
Непрерывное сознавание
Когда вы чувствуете, что становитесь рассеянным и вас что-то смущает, посмотрите на часы. Постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что вы будете делать в последующие 10 минут. Не позволяйте себе отвлекаться или уклоняться от этого. Сосредоточьтесь на предстоящей деятельности, независимо от того, деловой это разговор или выполнение какой-то работы. Сохраняйте ровный, уверенный темп. После концентрации внимания на чём-то одном в течение 10 минут вы, скорее всего, почувствуете себя спокойнее, а попрактиковавшись, сможете достигать хороших результатов в течение 2-3 минут.

Читайте также:  Сыпь на теле у взрослого при стрессе

Концентрация на нейтральном предмете
В течение нескольких минут сконцентрируйте своё внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. ниже приведены четыре возможности.
1. Запишите 10 наименований предметов, вещей, событий, о которых вы мечтаете. это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые вам доставляют удовольствие, например домашний праздник.
2. Медленно сосчитайте предметы, никак эмоционально окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т.д.
3. Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществлённых вами вчера действий.
4. В течение 2 минут займитесь следующим: запомните те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.
Этот способ состоит в умении сконцентрировать внимание на нейтральных или положительных чертах. Ваше сознание может подсказывать вам, что всё это не имеет абсолютно никакого отношения к происходящему, но это как раз то, что вам поможет. Отвлекаясь от своих привычных мыслей, вы разрываете круг отчаяния. Через несколько минут позитивного отвлечения вы можете снова сосредоточиться на том, что вам следует делать.

ПРИЁМЫ, СНИЖАЮЩИЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Простые утверждения
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:
* Сейчас я чувствую себя лучше.
* Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
* Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
* Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
* Жизнь слишком коротка, чтобы потратить её на всякие беспокойства.
* Чтобы не случилось, я постараюсь сделать всё от меня зависящее для избежания стресса.
* Внутренне я ощущаю, что у меня всё будет в порядке.
Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными; избегайте негативных слов типа «нет» и «не получается». Очень важно повторение. Повторяйте свои утверждения ежедневно по несколько раз вслух или записывайте на бумагу. Попробуйте использовать различные утверждения и выберите то, которое лучше всего вам помогает.

Дыхание на счёт 7-11
Данный способ помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации.
Дышите очень медленно и глубоко, причём так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение. Но не нужно напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания.

Вопросы самому себе
Приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путём создания новых перспектив в ситуациях прессинга.
Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:
— Это действительно так важно?
— Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
— Будет ли это также важно для меня через две недели, через месяц?
— Стоит ли за это умереть?
— Может ли что-то быть ещё хуже?
— Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

Снятие усталости и повышение работоспособности.
Часто слышим «устаю на работе», «сил ни на что не хватает», «устал как собака». Ясно, что если не снять эту усталость, то у вас не будет сил ни на что, кроме работы. Это не слишком-то вяжется с успехом, которого вы хотите достичь, верно? Хотите успеха — нужно немало работать и не только на основном месте работы (работа — это продажа своих сил и времени, следует же стремиться к созданию пассивного дохода).
Давайте обсудим способы, которые позволят снять усталость, которая возникает на работе.

Физиологические способы. (Основаны на свойствах человеческого организма). Правильный режим работы и отдыха — основа хорошей работоспособности и устойчивости к усталости.

Сейчас познакомимся с правилами организации труда более детально.
Прежде всего это режим дня. Вставать и ложиться в одно время — это не глупые выдумки, а жизненная необходимость. Организм должен выработать свой постоянный режим работы и отдыха — и важнейшим элементом этого режима является сон. Приучение себя к режиму дня совершенно аналогично выработке любой полезной привычки — первый месяц приходится напрягаться, затем вы просто не можете иначе.
То же самое относится к питанию. Регулярность и режим — основа высокой работоспособности и способности противостоять усталости. Пища также должна содержать достаточно железа и витаминов.
(Вообще-то основа высокой работоспособности — хорошее здоровье и правильный образ жизни в целом, но указанные выше факторы имеет наибольшее значение).

Для обеспечения наилучшей продуктивности и борьбы с усталостью следует работать периодами по часу, с перерывом минут на 10. Отойдите от компьютера или станка, пройдитесь по офису, сделайте несколько гимнастических упражнений (хотя бы головой покрутите) — это увеличит работоспособность и не даст накопиться усталости.
Сидеть лучше всего ПРЯМО, пусть это и зачастую сложно для слабых мышц спины. Зато у вас не будет проблем с кровообращением и кровоснабжением мозга — а эти проблемы — близкие родственницы утомления.
Физиологические способы снятия усталости и борьбы с ней, разумеется, очень важны. Повторюсь, это — база вашего хорошего самочувствия и работоспособности. Однако необходимо применять и другие способы

Психологические способы снятия усталости.
Роль нашего настроя на самочувствие и работоспособность очень велика. Давно известно, что интересная работа вызывает гораздо меньше усталости, чем нудная и однообразная.

  • prakticheskoe_zanyatie._stress
    Размер файла: 97 kB Загрузок: 0

источник

Цель:

  • знакомство с понятием “стресса” и его проявлением;
  • осознание собственного состояния в стрессовых ситуациях;
  • выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний;

Развитие стрессоустойчивости.

Необходимые материалы: бумага, картон, цветные карандаши и фломастеры, краски, кисточки и губки для рисования, видеозапись и аудиозапись релаксационной музыки, бумажный стаканчик, картины и рисунки природы, ароматораспылитель и эфирное масло с запахом пихты, видеомагнитофон, аудиомагнитофон.

Организация пространства: стулья по кругу; в центре круга журнальный столик, на котором лист ватмана и краски.

1. Приветствие. Слова ведущего: “Я рад Вас видеть, мне приятно с вами работать”.

2. Ритуал начала занятия. Упражнение “Импульс пожатия”.

Участники и ведущий сидят на стульях в кругу. Все берутся за руки. Ведущий отправляет импульс пожатия вправо или влево от себя, пожав руку соседа. Задача остальных, — получив импульс пожатия, передать другому по цепочке

Роль ведущего: Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу.

Слова ведущего: “Своим пожатием руки я передаю импульс хорошего настроения. Ваша задача, получив импульс пожатия, передать другому по цепочке”.

3. Упражнение “Стаканчик”.

Роль ведущего: Вызвать эмоциональную реакцию у всех участников. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать.

Ведущий ставит на ладонь бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите”.

На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое?” Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Возможно проведение параллели переживания “здесь и сейчас” на ситуации общения:

  • Когда возникают такие же чувства?
  • Кто ими управляет?
  • Куда деваются потом?

Заключительная фраза ведущего этого упражнения: “То, что вы сейчас пережили — это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.

4. Вхождение в тему “Работа с картинами природы”.

Участникам предлагается ряд картин с изображением “настроения” природы.

Ведущий говорит: “Обратите внимание на картины, рассмотрите их. Вам нужно будет сейчас выбрать ту картину, которая наиболее четко отражает ваше эмоциональное состояние в данный момент”.

“Почему вы выбрали именно эту картину? Что вас подтолкнуло к этому выбору?”

Роль ведущего: обеспечить хорошее вхождение в тему, помочь осознать и принять свои чувства.

Обсуждение. Высказывается тот, кто желает, рассказывает о своих мыслях.

5. Рисунок “Мое стрессовое состояние”.

Участникам раздаются листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры или мелки.

Слова ведущего: “Я попрошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое переживание. Что вы чувствовали в это время? Попробуйте как можно точнее вспомнить тот момент в вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета быта, явления природы. Все с чем ассоциируется пережитое вами состояние. А может вы изобразите себя?”

Читайте также:  Сыпь не чешется после стресса

Рисунки демонстрируются друг другу.

Обсуждение. Высказывается тот, кто желает.

Роль ведущего: Предоставить возможность выразить свои чувства и поделиться своими переживаниями. Участники могут стесняться рисовать. Поэтому необходимо проинформировать перед началом рисования о том, что как они будут рисовать, не важно, главное – выразить чувство. Упражнение может не пойти при недостаточном уровне открытости.

6. Погружение в тему. Краткое сообщение ведущим теоретического материала по данной теме.

Роль ведущего: Дать определенную информацию в доступной форме. Познакомить с терминами “стресс”, “эустресс”, “дистресс”. Прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.

Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.

Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг. Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами этого страшного чудовища. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.

Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”, “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.

Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным. Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.

“Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – писал Г.Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.

Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.

Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния.

Выделяются 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности (АВ)
  • собственно стресс (ВС)
  • снижение внутренней напряженности (СД)
  • АД – показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии.

По своей продолжительности 1 стадия строго индивидуальна. Один человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на “противоположный знак”. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа “ты сам такой”). Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. “Стихия” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьей стадии человек останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины и дает себе слово, что этот “кошмар” больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется.

Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения “по частоте и форме проявления”. Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители на глазах у ребенка конфликтуют, вовлекая его в свои проблемы. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий “запускается” почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как включается стрессовый механизм и начинает “раскручиваться” практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного оружия. Можно ли научиться владеть собой?

7. Упражнение “Аукцион”.

По типу аукциона предлагается как можно больше найти способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями.

Роль ведущего: Дать возможность участникам провести через себя и представить другим выбранные ими способы снятия стрессового напряжения. Эмоционально располагать участников к активным высказываниям

8. Учимся расслабляться, справляться со стрессовыми ситуациями.

Роль ведущего: Помочь овладеть способами релаксации и снять стрессовое напряжение. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Обучение нескольким способам релаксации.

В процессе работы поощряется открытое проявление эмоций.

  1. “Вверх по радуге”.
    Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.
  2. Сядем поудобнее, спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубокий медленный вдох и медленно выдохнем.
  3. Другой способ расслабиться можно было бы назвать “Волшебное слово”. Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: “тишина”, “остановись”, “нежная прохлада”. Для вас любые другие, главное, чтобы они помогали вам.
  4. Предлагается упражнение “Могло быть и хуже”.

Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно.

Научитесь жить вместе с проблемами.

9. Общий рисунок на тему “Мое состояние сейчас”

Участникам предлагается отразить свои чувства в цвете.

На общем листе бумаги участники составляют общую цветовую гамму эмоционального состояния группы.

10. Обмен впечатлениями от занятия.

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  • Во время занятия я понял, что…
  • Самым полезным для меня было…
  • На месте ведущего я…

Рефлексия. Подведение итогов работы.

Ведущий просит высказаться всех участников группы.

источник