Меню Рубрики

Природа стресса и его преодоление

I. Сущность и природа стресса

1.1. Причины и источники стресса

II. Методы преодоления стресса

Глава I: СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА СТРЕССА.

Причины и источники стресса.

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс — это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс».

Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс :

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

плохие физические условия (шум, холод и пр.)

неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно- личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

страх не справится с работой;

страх быть обойденным другими;

страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально — психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Ко всему этому «букету» стрессов организационно — производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.

Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.

В жизни эмоции создаются различные формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и «безотчетностью» переживаний.

В отличие от настроения, страсть — более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.

Аффект — это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состояния в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.

По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

Еще Г.Селье отмечал, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо относится к стрессу. Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что «людей расстраивают не события, а то, как они, на них

смотрят». В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает.

II. Методы преодоления стресса

Человеку ежедневно приходится сталкиваться с различного рода стрессовыми ситуациями, все это, так или иначе, сказывается на психологическом и физическом здоровье. Но существуют способы, которые помогут защититься от неблагоприятного влияния стресса или даже «подготовится» к нему.

Умение расслабляться По мнению известного западногерманского специалиста, доктора медицины, занимающегося проблемами стресса Ханнеса Линдемана, сбалансированная смена напряжений и расслаблений является решающим фактором, определяющим наше самочувствие.

Нас убивает отсутствие разгрузки и неумение расслабится. Что, в конечном счете, приводит к нервному истощению, бессоннице и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Умение расслабляться естественный рефлекторный процесс, многим не посильный в наше время «сумасшедшего» ритма и молниеносного поступления информации, когда одна перегрузка накладывается на другую, один стресс сменяет другой. Однако этому ценному умению можно научиться, воспользовавшись СПС – системой психофизиологического саморегулирования Х. Линдемана.

СПС состоит из комплекса упражнений, обучающих психофизической релаксации. Рассмотрим некоторые из этих упражнений.

источник

А можно ли избежать стресса? Нет, это практически не возможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций не редко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. «Стресс не следует избегать»,-советуют психологи, поскольку «полная свобода от стресса — означает смерть». Что же следует избегать? Дистресса — под которым, ученые понимают вредоносный или неприятный стресс. Дистресс — это ситуация когда нервы не выдерживают, когда они «рвутся». При психическом, эмоциональном стрессе, на первый план будет выступать не истощение физиологических возможностей организма, а возможности психологической защиты личности. Рано или поздно психологическая защита сработает, личность изменит режим своей жизни, изменит свои установки, собственное отношение и ситуации вызвавший дистресс.

Приведем некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждого ошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.

1 «связанные со стрессом симптомы и заболевания не могут причинить человеку реального вреда, поскольку все они существуют только в воображении». Это широко распространенное убеждение ложное. Стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм. Психоматические заболевания, развивающиеся в результате стресса являются реальным заболеванием, которое может представить серьезную опасность для здоровья. Например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

2. «только слабые люди страдают от стресса» В наибольшей степени подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди, с очень высоким уровнем притязаний.

3. «я, не несу ответственность за стресс, в своей жизни. Стресс, в наше время неизбежен — мы все его жертвы»

4. «я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс» Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый человеком, тем менее чувствителен организм к его симптомам. Пока стресс не достигнет такой силы, под которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

5. «распознать источники чрезмерного стресса легко» Это утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко распознать причину стрессов, путем осознания стрессовых симптомов и обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор.

6. «Все люди реагируют на стресс одинаково» Люди отличаются друг от друга по источникам стресса, симптомом и заболеванием, развивающийся в следствии стресса.

7. «Когда человек начинает испытывать стресс, все что он должен сделать — это сесть и расслабиться» Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие как методы как медитация, хатха — йоги, и спокойное созерцание являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления. Необходимо помнить, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия — лечение психологическими средствами (словом, внушением).

Характер питания также может оказывать влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения физического и психического здоровья человека. Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого, важное, значение, имеют взаимоотношения пациента и врача.

Произвольная регуляция дыхания, также используется, в качестве мероприятия, направленного, на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Подобно йоге аутогенная тренировка имеет высшую и низшую ступени. Начинается аутотренинг с обучения расслабления мышц — пока не появиться чувство тяжести. Аутотренинг является одним из методов релаксации.

Релаксация-это отключение мозга от внешнего мира, от мыслей о прошлом и настоящем. Она дает возможность отрегулировать и восстановить внутреннее равновесие. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса, и возникновения некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание и память. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать и управлять своим настроением.

Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является физических упражнений. Физические упражнения и спорт — наилучший способ предотвращения отрицательных последствий стресса. Но для повышения способностей организма усваивать кислород, для активизации дыхания и улучшения работы сердечно-сосудистой системы важно постепенное повышение нагрузки в определенных пределах.

В обычной повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие помогает обрести покой и легче переносить стрессовые события..

Итак, стресса не следует избегать, стресс можно преодолеть. Преодолению стресса способствует:

1. Физическая активность (длительные упражнения, кардионагрузки, укрепляющие сердце и легкие. Это помогает снизить депрессию и тревожность.)

2. Позитивный оптимистический настрой

3. Релаксация (умение расслабляться)

4. Моральная поддержка (наличие друзей, близких, любимых людей, тех, кто готов помочь и поддержать трудную минуту)

Духовная опора, обеспечивает активность, направленную на сохранение себя, своего достоинства, даже в самых экстремальных ситуациях. Не говоря уже о житейских или производственных конфликтах. Люди, которые не верят в Бога, а потому не следуют морали веры, не осознают, что все в жизни предопределено волей Всевышнего. Они не могут предать себя Его воле и абсолютной вере. Как следствие, вся их жизнь являет собой череду бесконечных огорчений, страхов, беспокойства и стрессов. Подобное состояние человека делает его уязвимым перед многими болезнями психосоматического происхождения, их организм изнашивается под влиянием стрессов раньше времени, они очень быстро стареют, как физически, так и душевно. Душевная дисгармония, бесконечные беспокойства и страхи оказывают свое разрушительное влияние на здоровье, очень рано проявляясь во всем организме и отражаясь, прежде всего, во внешности человека.

Читайте также:  После стресса понос и температура

В сегодняшнем мире стрессы и депрессия признаны неизбежными следствиями современной жизни. Эти болезни оказывают свое разрушительное воздействие не только на психическое состояние человека, но прежде всего на все проявления его физиологического здоровья. Самые распространенные болезни, являющиеся зачастую следствиями постоянных стрессов и депрессий, таковы: многие виды психических расстройств, наркотическая зависимость, бессонница, кожные заболевания, болезни желудочной системы, гипертония, мигрени, некоторые виды костных заболеваний, расстройство почечных функций, бронхо-легочные заболевания, аллергии и аллергический насморк, сердечные заболевания и инфаркты, нарушение ряда мозговых функций. Конечно же, причиной возникновения этих заболеваний не всегда являются стрессы или депрессия, но научно доказано, что точкой «отсчета», то есть первопричиной возникновения перечисленных болезней, во многих случаях является именно психологическая проблема в человеке.

Все стрессы, страхи и тревоги — суть жизни людей неверующих, далеких от благородной морали, предписываемой Исламом. Сегодня врачи всего мира едины во мнении: для того чтобы защитить себя от депрессий и стрессов, следует воспитывать в себе уравновешенность, спокойный нрав, чувство уверенности в себе, стремление видеть благо во всем. Соблюдение этих рекомендаций возможно только через следование заповедям Корана. Так, Аллах сообщает нам, что Он низводит в сердца искренне уверовавших “чувство уверенности и покоя”. (Сура “Корова”, 2: 248; Сура “Покаяние”, 9:26,40; Сура “Победа”, 48:4,18). Обет нашего Господа, дарованный искренним рабам, гласит:

«Тем уверовавшим, которые вершат благое, будь они мужчины или женщины, Мы истинно даруем прекрасную жизнь и воздадим за их деяния награды по соответствию их лучших дел». (Сура “Ан Нахль”, 16:97)

источник

Министерство образования и науки РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа по дисциплине:

Тема: «Стресс, его природа и пути преодоления»

Специальность: Экономика и управление

I. Сущность и природа стресса………………………………………5

1.1. Причины и источники стресса…………. ………… …………..5

2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях…. 9

2.2. Методы преодоления стресса…………………………… …….14

Библиографический список………………………………………. 22

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Тема данной контрольной работы актуальна для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Цель данной работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят.

Чтобы разобраться в поставленном вопросе, а именно как же все-таки нужно управлять стрессами, в данной работе были использованы труды преподавателя Института современных психологических технологий, доцент кафедры психотерапии Российской медицинской академии постдипломного образования, к. м. н. В.П. Колосова; психолога-консультанта, тренинг-менеджера Ж. Попова; профессора кафедры социальных проблем и психологии АНХ при правительстве РФ, Е.С. Жарикова. А также были использованы периодические издания «Управление персоналом» и «Служба кадров».

«Впадать в гнев — значит вымещать

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс 1 — это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс».

Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):

    • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
    • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
    • неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
    • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
    • плохие физические условия (шум, холод и пр.)
    • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
    • плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно- личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников 2 :

    • страх не справится с работой;
    • страх допустить ошибку;
    • страх быть обойденным другими;
    • страх потерять работу;
    • страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально — психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Ко всему этому «букету» стрессов организационно — производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.

источник

1.Физиологический стресс – переутомление. 2.Психологический стресс – неуверенность в себе. 3.Эмоциональный стресс. 4.Информационный стресс. 5.Управленческий стресс. Способы приспособления1.Изменение все вокруг; 2.Изменение себя. Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий; это реакция на новые изменившиеся условия; это не толь психологическая проблема, но и проблема организации, т.к.сотрудник в стрессе работают менее результативно, тем самым увеличивая затраты на достижение целей организации. Обычно с начала проявления стресса носит психологическую проблему, а при депрессиях – повторяющихся, затяжных начинаются касаться физиологических реакций организма. Проявление стресса: 1.нервозность и напряженность; 2.чрезерные переживания; 3.неспособность к отдыху; 4.чрезмерное употребление алкоголя или курение; 5.проблемы со сном; 6.проблемы с питанием; 7.чувство неспособности справиться с затруднениями или безволие; 8.эмоциональная неустойчивость; 9.впечатлительность; 10.легкая ранимость; 11.невозможность сосредоточится, рассеянность, ухудшение памяти; 12.частые ошибки в работе; 13.повышенная утомляемость; 14.отсутствие удовлетворения от работы (от всего); 15.потеря чувства юмора или наоборот, цинизм, черный юмор; 16.обострение хронических заболеваний, психосоматические расстройства. 5 видов стресса: 1.физиологический, вызывается чрезмерными физически нагрузками, недосыпанием, плохим, нерегулярным питанием; 2.психологический, вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими; 3.эмоциональный, вызывается слишком сильными чувствами, как положительными, так и отрицательными; 4.информационный, возникает в ситуациях когда для человека принятие решений очень затруднительно; 5.управленческий, бывает вызван слишком высокой ответственностью за принимаемые рения перед всей организацией. Причины стресса: 1.организационные, как более объективные (повышение требований к личности, отсутствие времени для отдыха, внедрение нововведений, плохие физические условия труда); 2.личностные, более внутренние и связанные с непрофессиональной средой (особенности нервной системы и темперамента, особенности характера, развод, смерть близких, вступление в брак, появление новых членов семьи; разнообразны от системы ценностей человека). Три типа людей попавших в стрессовую ситуацию: 1.пассивность — человек ничего не предпринимает, наиболее негативная реакция на стресс. Негативные чувства в стрессе развиваются в депрессию и беспомощность, возникают физические отклонения в деятельности организма и невроз; 2.активная защита от стресса — человек предпринимает действия направленные на ликвидацию стрессогенного фактора, либо отвлекает свое внимание на другие занятия, способные принести удовлетворение (общение); 3.расслабление и релаксация (обычно проходит под активным воздействием самого человека). Общие рекомендации выхода из стресса: 1.отказ негативных чувств; 2.изменение отношения к событию вызываемому стресс, которое должно быть осознанным; 3.анализ стрессогенного фактора, вызывающего негативные переживания. Управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса: 1.Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность. 2.Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания. 3.Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных. 4.Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации. 5.Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу. 6.Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 262 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Читайте также:  После стресса плохо видят глаза

Природа стресса – это уникальная реакция организма на опасность. Следует уточнить, что подобное разделение происходит на стыке характерных факторов вызывающих неспецифическую реакцию. Наш мир вместе со всеми взятыми благами цивилизации является источником стрессов (факторов вызывающих это состояние). Любая жизненная ситуация может стать причиной возникновения дисфункций. Например: технические поломки в важной ситуации будь то машина, ручка на экзамене или телефон при переговорах; конфликты в семье, на работе и конечно внутриличностные; болезни; неудачи и так далее – перечислять можно бесконечно. Большинство стрессовых ситуаций из физической области перерастают, как снежный ком в психологическую область, однако реакция на раздражители остается прежней и вот тут-то нужны активные действия.

Слово стресс в переводе с английского означает напряжение. Под стрессом Г. Селье (1979) понимал систему реакций организма в ответ на любое требование к нему, направленное на создание адаптации или приспособления организма к трудностям.

1972 г. Всемирная организация здравоохранения приняла такое определение: стресс — это неспецифическая (то есть одна и одна и та же на разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему требование. Стресс — это ответ на угрозу, реальную или воображаемую.

Фазы и компоненты стресса

Когда человек попадает в стрессовую ситуацию и старается адаптироваться к воздействию стрессора, этот процесс, по Г. Селье, проходит три фазы:

1. Фаза тревоги. Организм мобилизуется для встречи с угрозой. Происходят биологические реакции, обусловливающие борьбу или избежание. В физиологическом плане наблюдаются определенные сдвиги: сгущение крови, повышение давления, увеличение печени и т.п.

2. Фаза сопротивления. Если воздействие угрозы продолжается и ее нельзя избежать, организм старается сопротивляться ей или справляться с нею. Физиологические реакции превышают норму, поэтому тело становится более уязвимым для других стрессоров. Например, когда вы заболели, то острее реагируете на неприятности. Наконец, тело адаптируется к стрессу и возвращается к нормальному состоянию.

3. Если стресс продолжается и человек не в состоянии адаптироваться, ресурсы организма могут истощиться. Фаза истощения, подверженность усталости, физические проблемы приводят к болезням и даже к гибели организма. Те же самые реакции, которые позволяют сопротивляться кратковременным стрессорам (усиление энергии напряжения мышц, недопущение признаков боли, прекращение пищеварения, подъем давления крови), при продолжительном действии вредны. Вот какова схема этого процесса:Стрессор → Стресс → Здоровая адаптация или болезнь

Более поздними исследованиями было установлено, что не только биологические условия могут послужить причиной болезни. Во-первых, между стрессором и стрессом содержится индивидуальная оценка события — одни люди могут воспринять это событие как неприятное, другие как приятное, третьи как нейтральное. Во-вторых, между стрессом и его следствиями важным промежуточным звеном выступает то, как индивид справляется со стрессом. Не каждый в состоянии стресса ведёт себя одинаково, не все заболевают: для кого-то стресс будет даже приятным вызовом.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА Преодоление — это изменчивые усилия, какими человек отвечает на требования, выдвигаемые стрессом. Преодоление — это не одна-единственная стратегия, применяемая всегда и везде. Люди преодолевают стрессы по-разному. Эффективный ответ на стресс, ведущий к адаптации — это применение такой стратегии взаимодействия со стрессором, которая значительно снижает переживание стресса.

Не следует ожидать возможности полностью избежать стресса. Как мы видели, стресс сам по себе — не обязательно что-то плохое. Определённый объём или уровень стрессов в нашей жизни является естественным, и мы это учитываем. Стресс часто является естественным следствием жизни в реальном мире. Лишь использование неэффективных способов борьбы со стрессами может огорчать и приносить несчастье.

Успешные способы преодоления стресса

Многообразие способов преодоления стресса можно уместить в четыре большие категории:

1) активное взаимодействие со стрессором или влияние на саму проблему;

2) изменение взгляда на проблему, изменение отношения к ней или другая интерпретация проблемы;

3) принятие проблемы и уменьшение физического эффекта от порождаемого ею стресса Как базовые методы снижения уровня стресса рассматриваются безлекарственные методы лечения — физические тренировки, отказ от курения, различные диетические мероприятия, психотерапия, и другие.

И хотя с их помощью, как правило, нет возможности получить быстрый лечебный эффект, при длительном применении они способны замедлить развитие заболевания.;

4) комплексные способы, которые объединяют в себе перечисленные выше группы.

источник

Природа стресса.Стресс (от англ. stress – «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объёма запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для её решения, но её надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Покажем модель стрессовой реакции (рис. 12.5.1).

Физиологические признаки стресса – язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организации.

Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являютсяперемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своём окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по схеме«битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от окружающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспосабливаться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 12.5.2).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решить и насущные проблемы своих подчинённых, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Всё, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесёт пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 12.5.3.).

Организационные факторы. Широко распространённой причиной стресса в организациях являетсяперегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадёжности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства – с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределённость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределённы.

Неинтересная работа травмирует человека, т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

Стресс может также возникнуть в результате плохих физиологических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизненные события, как и отрицательные, например, свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., также могут вызвать такой же и даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

· оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объём и тип работы;

· разрешать работникам отказываться от выполнения какого-то задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

· чётко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

· использовать стиль руководства, соответствующий требованиям данной ситуации;

· обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

· выступать в роли наставника по отношению к подчинённым, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Тема: Стресс и его природа

Тип: Реферат | Размер: 19.28K | Скачано: 30 | Добавлен 13.10.13 в 18:40 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

1. Понятие «стресс» и его виды 4

2. Способы предупреждения и управления стрессом 10

3.Соотнести понятия и их определения 13

Жизнь современного человека в последнее время стала очень беспокойной и тревожной. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а значит иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Тревожные ситуации нередко порождают различные опасные случаи и конфликты. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение — привести к состоянию стресса.

В настоящее время стресс – это обычное и часто встречающееся явление в нашей жизни, оно является неотъемлемой частью человеческого существования, с которым далеко не все могут совладать. Поэтому проблема борьбы со стрессом является наиболее актуальной в наше время тревог и переживаний.

Цель данной работы: охарактеризовать и проанализировать понятие «стресс», выявить его сущность, характерные признаки и виды, причины возникновения стресса и нахождение методов борьбы с ним.

«Стресс» и его виды в конфликтной ситуации

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Впервые в научный оборот этот термин ввел канадский врач Ганс Селье (р.1907), в своей книге «Стресс и дистресс», опубликованной в 1936 г., он дал следующее определение этому понятию:

«Стресс – это особый ответ организма на любое предъявляемое ему требование, это напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям». [1, с.212]

В современных источниках стресс определяется как специфическая реакция организма на воздействие экстремальных факторов. [5, с.308]

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов [4, с.406]:

  • , или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения».
  • , или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Основные виды вредного стресса (дистресса) [4, с.408-409]:

  • психологический или эмоциональный стресс — как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково. Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях — абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами.
  • физиологический стресс — возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает, что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания, поскольку организм вынужден адаптироваться заново, а это возможно только через стресс.
  • кратковременный стресс — это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение. Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.
  • хронический стресс — самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом . Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что вроде как и не замечаете. Например, вас перманентно что-то раздражает, какая-та ситуация в жизни, в которой вы находитесь и деться от которой, как вам кажется, не можете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.
  • нервный стресс — в основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня «все болезни от нервов» и «стресс вреден». А все болезни — действительно от нервов, хотя бы потому, что в возникновении, течении и излечении любого заболевания (не важно — соматического либо психического) важную роль играет нервная система.
Читайте также:  После стресса плохо ходят ноги

Симптомы стресса (дистресса) [4, с.411]:

  • частые болезни, ослабление иммунной системы организма;
  • расстройство половой функции;
  • головные боли, желудочные боли, язвенные болезни;
  • ухудшение сна;
  • потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство;
  • изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось — то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу;
  • повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.

Одни и те же раздражители действуют на людей абсолютно по-разному. Например, реакция на стресс мужчины и женщины. Конфликт на работе, о котором женщина забудет, едва переступив порог дома, мужчину способен довести до сердечного приступа. Мужчине требуется намного больше времени, чтобы переключиться.

Реакции мужчин и женщин на стресс во многом разняться не из-за личностных и биологических особенностей, но из-за воспитания, определенных норм общества, которые их с рождения приучают соблюдать. Хотя значения физиологии преуменьшать не следует, в стрессовых ситуациях мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку устранить проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине — когда она говорит о ней.

Любой человек подвергается воздействиям, вызывающим стресс – стресс-факторам или стрессорам. Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию [5, с.309].

Основные виды стрессоров [5, с.309]:

  1. физиологические – шум, чрезмерная боль, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов;
  2. психологические – информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни, соревнования (конкуренция), угрозы социальному статусу, самооценке или ближайшему окружению;
  3. служебной деятельности (общие) – плохая организация служебной деятельности, недостаток сотрудников, ненормированный рабочий день, статусные проблемы, заорганизованность и заседательская суета, неопределенность в развитии организации;
  4. служебной деятельности (специфические) – нечеткие ролевые обязанности, ролевой конфликт, нереалистично высокие притязания, взаимодействие с коллегами по горизонтали, взаимодействие с руководством, особенности взаимодействия с клиентами, особенности управленческого труда.

Стрессовое состояние имеет свою динамику, свои этапы развития, роста. Обычно выделяют три основных фазы развития стресса [6, с.214]:

  • Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находиться в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.
  • Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становиться выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
  • Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшения самочувствия и заболевания – соматические и невротические. Происходит это потому, что разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). К сожалению не все умеют вовремя выйти из под давления стрессора, не все удерживают защитные силы организма от истощения. Не всегда помнят, что цена поражения в борьбе со стрессом – болезнь.

Способы предупреждения и управления стрессом

Управление стрессом начинается с выявления источников стресса. Это не так просто, как кажется. Истинные источники стресса не всегда очевидны, и слишком легко упустить из виду собственные стрессообразующие мысли, чувства и поведение. Можно знать, что постоянно беспокоишься о том, чтоб выполнить работу в надлежащие сроки. Но, возможно, причина гонки в откладывании важных дел на «потом», а не фактически перегруженный график, что, в итоге, приводит к стрессу.

Чтобы выявить стресс, нужно обратить внимание на его ранние сигналы – ведь чем раньше их обнаружишь, тем легче будет справиться с причинами и последствиями назревающего в организме сбоя.

К физическим сигналам относятся: головная боль, боли в позвоночнике, изжога, боли в грудной клетке, тошнота, прерывистое и неглубокое дыхание, головокружение, аллергические реакции, высокое давление, мышечный спазм. Это сигналы от организма о перенапряжении [5, с.311].

К психологическим сигналам относятся: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность [5, с.311].

Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний. Человек, адаптационный ресурс которого недостаточен, и организм не может уже успешно противостоять стрессу, становиться пассивным. У него возникает чувство подавленности, беспомощности, безнадежности. На самом деле, человек умеет «справляться» с такими ситуациями. Мужчины, как правило, для выхода из такого состояния лезут в бутылку, у женщин есть более «гуманный» способ – разрядка с помощью бурного плача. Однако на лицо явное несовершенство данных методов снятия стресса. Есть еще два, намного более полезных.

Активная защита от стресса: сменить сферу деятельности и найти что-либо более подходящее для душевной гармонии, способствующие улучшению состояния здоровья (музыка, спорт, коллекционирование и т.д.) [5, с.312].

Наиболее действенной считается активная релаксация (расслабление), с ее помощью повышается природная адаптация человеческого организма, как психическая, так и физическая [5, с.313]. В этом нелегком, но полезном деле борьбы со стрессом за свое хорошее самочувствие, будут полезны следующие несколько советов [1, с.215]:

  • стараться чаще говорить о своих проблемах с близкими, не держать все в себе, выплеснуть из души весь негатив и наполнить образовавшееся пространство чем-нибудь приятным и полезным.
  • попытаться не менять привычный, устоявшийся ритмжизни. Возможно, это нелегко будет сделать, подавленность и апатия не дают выполнять привычные ежедневные обязанности, хочется просто лежать и не вставать. Монотонность и обыденность привычных дел способны благотворно повлиять на настроение.
  • весьма полезно начинать день с физических упражнений. Это также улучшает настроение и положительно влияет на психическое состояние. Отличный вариант- заняться йогой, она поможет сконцентрировать мысли и расслабить тело.
  • постараться побольше отдыхать. Если мучает бессонница, то просто можно полежать некоторое время с закрытыми глазами в темной комнате и вспомнить что-нибудь приятное.
  • следует отказаться от алкоголя и кофе, или, в крайнем случае, значительно уменьшить их потребление. Снятие стресса несовместимо с кофе и алкоголем, это та «гремучая смесь», которая порождает сильное эмоциональное напряжение и бессонницу.
  • следить за рационом питания. Стоит сделать упор на свежую, богатую витаминами пищу. Стараться не пропускать приемы пищи.
  • чаще посещать общественные места. Посещение театра, кино, дансинг, ужин в ресторане или кафе может существенно помочь в борьбе со стрессом.

Трудно определить, кто из нас является «слабым», а кто «сильным» по отношению к стрессу. Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые. Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). кроме того, восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении жизненных барьеров и неприятностей должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Соотнесите понятия и их определения:

  • аффект;
  • стресс;
  • фрустрация;
  • депрессия;
  1. состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
  2. состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижение активности;
  3. эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся состоянием безысходности, крушением надежд;
  4. кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Аффект — кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Пример. Ученик 10-го класса одной из средних школ А. дружил со своей одноклассницей М. В семье последней сложилась крайне неблагоприятная обста­новка, связанная с тем, что ее отчим — К., ранее неоднократно судимый, нигде не работал, систематически пьянствовал, учинял дома дебоши, избивал мать М., оскорблял ее и дочь нецензурной бранью.

Однажды, когда А. пришел на квартиру к М., пьяный К. беспричинно набросился на него, стал угрожать убийством, исключительно цинично оскор­бил его. Это так взволновало А., что он частично утратил контроль над свои­ми действиями, схватил перочинный нож и стал наносить К. удары в различные части тела. От полученных множественных ранений потерпевший скон­чался на месте происшествия. А. был осужден Ростовским областным судом по ч. 1 ст. 107 УК РФ.

Стресс состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.

Пример. Работники испытывают сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за работу других людей. Ролевые проблемы также могут быть источником профессионального стресса, включая ролевую перегрузку, двусмысленность роли и ролевой конфликт.

Фрустрация — эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся состоянием безысходности, крушением надежд.

Пример. Человек всеми силами души жаждет получить некоторую должность, однако вожделенную должность отдают другому претенденту. Такое крушение планов приводит к разочарованию в себе, подрыву веры в свои профессиональные способности и способности общения с людьми. Появляются сомнения и страхи, которые нередко выливаются в необходимость немотивированной и нежеланной смены рода деятельности. Человек отгораживает от мира, становится агрессивным, испытывает недоверие к людям. У него нарушаются нормальные социальные связи.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижение активности.

Пример. Девушка полюбила молодого человека. Решила выйти за него замуж. После конфликта между ними молодой человек повесился. В первый момент девушка не могла осознать, что случилось, бесцельно металась по комнате. Затем возникла слабость, все время лежала, плохо спала, боялась выключить свет. Окружающее было, «как в тумане», «говорили как не про меня». Ходила с трудом, ноги были «как резиновые». Во время еды возникала рвота, «сжимало горло». Тоска появилась на похоронах. На следующий день, надев траурное платье, сидела на видном месте в холле общежития. Почти ничего не ела, плохо спала. На 7‑й день была помещена в больницу. Ориентирована правильно, общительна, говорит, что все стало «мрачным и неинтересным». Временами слышит его голос, оклики по имени, ощущает его прикосновение. Винит себя в его смерти, считает, что теперь не имеет права на счастье. Периодически возникают яркие представления о его речи, отчетливо вспоминает сказанные им фразы. Постоянно думает о нем, часто плачет. Считает, что «никто ранее не переживал ничего подобного». Постепенно стала общительнее, проявляла интерес к окружающим больным, охотно ходила в кино, гуляла, но продолжала утверждать, что «все житейское ей неинтересно».

В работе рассмотрена проблема стресса и стрессоустойчивости. Стресс — это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса — это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие — болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

  1. стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  2. стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  3. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс — целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Список литературы

  1. Васильева И.Н., Островский Э.В., Юртаев И.Ю. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. – 3 изд. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 320 с.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
  3. Петросян Д.С., Фаткина Н.И. Организационное поведение. Новые направления теории: Учеб. пособие/Под ред. проф. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 272 с.
  4. Руденко А.М. Психология: учебник/Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 556 с.
  5. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие/Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 329 с. – (Высшее образование: Магистратура).
  6. Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012 – 256 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

источник