Меню Рубрики

Профессиональные стрессы и пути преодоления

В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. С этой целью было проведено семинарское занятие, развёрнутый конспект которого представлен в данной статье. Он состоит из теоретической и практической частей, которые включают в себя данные научной литературы, тестирование, а также беседу (обсуждение проблемных ситуаций, обмен мнениями, варианты решения данных ситуаций).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 — 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Далее происходит краткое ознакомление педагогов с теорией канадского ученого Г.Селье, в частности, с тремя стадиями общего адаптационного синдрома (ОАС). (Приложение 1)

Они делятся на три категории:

  • физические
  • (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
  • эмоциональные
  • (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
  • поведенческие
  • (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял. Есть опросник, ответив на вопросы которого можно определить к какому типу людей вы относитесь. (Приложение 2).

Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

  • чувство опустошенности;
  • депрессия;
  • суицид;
  • шизофрения;
  • сексуальные расстройства;
  • неврозы;
  • физические боли и т.д.

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
  • конфликт с начальником или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  • слишком высокая или слишком низкая ответственность;
  • скука и т.д.

Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

“Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

Узнать, насколько вы близки к состоянию опустошения, также можно с помощью теста. (Приложение 3).

  1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
  2. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

А теперь я предлагаю Вам выполнить тест “Шкала профессионального стресса”, чтобы узнать, насколько Вы близки к состоянию профессионального стресса. (Приложение 4).

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

А теперь я предлагаю Вам обсудить некоторые ситуации.

1. “Первая фраза”

Вы идете по школьному коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение, педагоги высказывают своё мнение)

Чтобы в ходе разговора не остаться “внутри себя”, переживая только свои собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего “Я” и приготовиться понять “Я” другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы. Например, Вы скажете: “Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?” — эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: “Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?”. Возможно также, Вы увидите расстроенное лицо Вашей собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: “Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?”.

2. “Мария Ивановна”

Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем (методистом), условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается. Ваши предложения.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Это так называемый, метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. Т.е. Вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

3. “Нейтрализация”

У Вас должен состояться неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего Вам и т.д. Начинается беседа, Вы говорите с ней о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркиваете неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для Вас родительница показывает полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что “воспитывать должны в детском саду”. В ответ Вы не можете сдержаться. И Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как вам нужно было поступить, чтобы не допустить всего этого?

Упражнение “Резервуар”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, — Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

Читайте также:  Методики диагностики стресса и стрессоустойчивости

4. Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать?

Упражнение “Настроение”. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Следующее упражнение, которое направлено на автокоррекцию собственных психологических состояний, сложных и конфликтных ситуаций, также поможет Вам в общении. Упражнение “Пресс”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” сметет всё на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам “сбрасывания” отрицательно загруженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и прочее).

Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.

И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом. Это будет Вашим домашним заданием.

источник

Жизнь современного человека неотделимо связана со стрессом. В первую очередь это связано с «технологическим прорывом», который осуществило человечество. Тем самым темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился. Мы не успеваем за огромным потоком информации, поступающей к нам из различных средств массовой информации. Работа, семья, финансы, отношения с людьми – всё это требует высокой степени сосредоточенности и большого количество времени, которого катастрофически не хватает человеку.

Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека. Стресс давно и прочно вошёл в наш повседневный обиход. Часто в нашей жизни что-то изменяется. Эти перемены могут быть как к худшему, так и к лучшему. Но в любом случае нам приходится приспосабливаться к чему-то новому. Нарушение стабильности изменяет и наше состояние (физическое, психическое). То есть неожиданные, непредвиденные ситуации в нашей жизни способны ввести нас в стрессовое состояние.

Очевидно, что последствия стресса способны отрицательно повлиять на наше здоровье, семью, карьеру, судьбу. Следовательно, от негативного влияния стресса необходимо защититься. Так как практически каждый человек входит в зону риска, способы профилактики стресса должен знать каждый.

Что такое стресс? Определение понятия «стресс». Признаки стресса

Термин «стресс» (от англ. stress – «давление, напряжение») в физиологию и психологию ввёл американский невропатолог и физиолог Уолтер Кэннон. Он употреблял этот термин для обозначения «нервно-психического» напряжения в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Позднее, в 1946 году, канадский физиолог Ганс Селье начал систематически использовать термин «стресс», хотя свою первую работу по общему адаптационному синдрому он опубликовал ещё в 1936 году.

Таким образом, открытие такого явления, как стресс, связывают с именем Ганса Селье. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две группы: специфическую (характерную для данного заболевания) и неспецифическую (одинаковую для различных заболеваний). Позднее Г. Селье установил, что, отвечая на сильное внешнее воздействие, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов или противостоять им. Таким образом, Ганс Селье назвал стрессом реакцию организма на внешнее воздействие.

В настоящее время термин «стресс» стал весьма популярен. В разных источниках можно найти разные определения этого понятия. В словаре-справочнике М. Кордуэлла написано: «Существует несколько различных определений стресса:

  • Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т.д.).
  • Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства.
  • Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования.» [8, 317]

Таким образом, стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях.

Следует помнить, что стресс всегда вызывает симптом, затем и болезнь. Поэтому очень важно уметь вовремя распознать стресс, чтобы не допустить его развития. Доктор медицинских наук, академик, Президент Профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России Я.Г.Гальперин сказал, что все признаки стресса можно разделить по сферам их проявления на физические, эмоциональные и поведенческие.

К физическим признакам стресса относят частое или затруднённое дыхание; усиленное сердцебиение; общее напряжение мышц и связанные с ним боли в шее, груди, спине, животе; дрожь или нервный тик; спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, печёночные колики, запоры, понос; затруднённое глотание; частое мочеиспускание; головные боли; головокружение; высокое кровяное давление; речевые затруднения (невнятная речь или заикание); вегетативные проявления в виде сухости во рту или горле, повышенной потливости, сексуальных расстройств; плохой, беспокойный сон.

К эмоциональным признакам стресса относят раздражительность; беспокойство или повышенную возбудимость; гнев и враждебность; необычную агрессивность; путаницу в мыслях; невозможность сосредоточиться; чувство беспомощности, вины или безнадёжности; ощущение потери контроля над собой и ситуацией; страз и чувство паники.

К поведенческим признакам стресса относят снижение аппетита или, наоборот, судорожную еду; усиленное курение; злоупотребление алкоголем; потерю интереса к внешнему облику; постоянную спешку в стремлении куда-то успеть; резкое изменение социального поведения; сверхурочную работу; поиск виноватых.

Полностью избавится от стресса невозможно, нецелесообразно и пытаться его устранить, так как это невозможно. Поэтому необходимо научиться управлять стрессом. Для этого будет полезным более подробное рассмотрение механизма стресса.

Ежедневно нам приходится решать множество различных задач – от мелких дел до больших, а порой и сложных, проблем. Многие из тех событий, что с нами происходят, вызывают у нас физическое или эмоциональное напряжение, то есть они способны привести нас к стрессу.

Ганс Селье отмечал, что стресс как психологическое состояние является продуктом сознания человека, его образа мыслей, оценки ситуации, наличием навыков и умений адекватно вести себя в экстремальных ситуациях. Принято делить все стрессоры (факторы, вызывающие у нас стресс) на две группы: те, на которые мы можем оказывать влияние, и те, которые нам неподвластны.

К факторам, на которые мы можем и должны влиять, относятся лежащие в области межличностных отношений или обусловленные особенностями нашего характера, наших ошибочных и неадекватных убеждений или отсутствием каких-либо навыков. Избежать многих стрессовых ситуаций в данном случае помогут навыки организации своего времени без перегрузок и цейтнотов, навыки психологической устойчивости к давлению со стороны других людей, разрешения конфликтов.

Но бывают случаи, когда мы не можем изменить ситуацию. В данном случае необходимо изменить отношение к ней. Различные техники эмоциональной регуляции помогут взять контроль над нашими переживаниями. Часто, взяв себя в руки, мы начинаем эффективно и быстро управлять и самой ситуацией.

Таким образом, при всём многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался. То есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Стресс – это реакция организма на изменение обстоятельств. В своём развитии при этом стресс проходит определённые стадии, которые Ганс Селье объединил в три основные группы.

  1. Стадия тревоги возникает в преддверии сложной ситуации. Для неё характерно общее возбуждение, мобилизация имеющихся ресурсов. В такие моменты сердце начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии выбрасывается сахар. В моменты наивысшей опасности человек способен на такие действия, которые в любой другой (обычный) момент для него недоступны. Но в состоянии максимального напряжения человек долго находиться не может, так как ресурсы организма не бесконечны.
  2. Стадия сопротивления следует за первой стадией стресса. Она характеризуется тем, что организм «успокаивается». Острота ситуации снижается и проходит, но раздражитель (больной зуб, злобный доберман, требовательный кредитор) никуда не делся. На данном этапе организм становится более устойчивым. Кроме данного раздражителя эта устойчивость распространяется и на другие стрессогенные факторы (так называемая перекрёстная устойчивость). Данная стадия способна продолжаться сравнительно долго. Похоже, что открывается, так называемое, «второе дыхание». Однако способность приспосабливаться к стрессовой ситуации у организма небезгранична. Для обеспечения относительно нормальной жизнедеятельности в условиях стрессовой ситуации организм вынужден расходовать большее количество энергии и сил.
  3. Стадия истощения наступает в случае слишком сильного или продолжительного стресса по мере сокращения адаптационных ресурсов организма. У организма человека не остаётся сил и энергии, чтобы нормально функционировать, так как ресурсы подошли к концу. Поэтому он становится не способным защищаться от болезнетворных микробов, соблюдать социально одобряемые нормы поведения, выполнять какие-либо действия, требующие напряжения сил. Признаки истощения организма начинают проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека. В эмоциональном отношении человек становится тревожным, раздражительным или апатичным. В поведенческом плане он перестаёт следить за собой, стремится уклониться от ответственности и взаимоотношений, отмечается появление небрежности в работе. Со стороны соматической сферы наблюдается ухудшение здоровья, появляется необходимость в постоянном приёме различных лекарственных препаратов. Но, несмотря на это, человек по-прежнему истощён. Таким образом, потеря организмом возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы.

Убеждения, способные привести к стрессу

Одни и те же события разные люди и воспринимают по-разному. Отношение к событию в жизни зависит как от внешних факторов, так и от его личностных особенностей человека, от его картины мира, от его жизненных ценностей и установок, от значимости ситуации, от физиологических факторов, таких как усталость, болезнь. Таким образом, одно и то же событие для кого-то будет сопровождаться стрессом, а для кого-то – нет. Оценка ситуации как стрессовой зависит от того, насколько значим стрессор для человека и как он его оценивает.

Выделяют множество нереалистичных убеждений, способных привести к стрессу [7, 63]. Вот лишь некоторые варианты такого мышления:

  • чрезмерно категоричное – человек видит вещи в чёрно-белых тонах;
  • излишне абстрактное – человек обобщает частные факты, используя кванторы общности («всегда», «никогда», «все», «никто», «ничего»);
  • слишком катастрофическое – человек сильно преувеличивает дурные события, покуда они не приобретают в его сознании катастрофические размеры;
  • неоправданно пессимистичное – человек замечает только плохое и игнорирует позитивные стороны своей жизни;
  • чрезмерно искажённое – человек «обнаруживает» вещи, которые вряд ли присутствуют (намёк или тень превращается для него в важное свидетельство);
  • слишком субъективное – человек игнорирует очевидное, держась за свои собственные «факты»;
  • излишне легкомысленное – человек убеждает себя в том, что проблемы не существует или что отдельные вещи не имеют для него никакого значения (тогда как в действительности имеют);
  • слишком идеалистическое – у человека романтический взгляд на реальность (естественно, что в реальном мире не может всё быть идеальным);
  • излишне требовательное – человек требует от вещей быть такими, какими он хотел бы их видеть;
  • чрезмерно осуждающее – человек не прощает себя и других людей за неудачи;
  • слишком ориентированное на комфорт – мышление человека постоянно ищет, как бы избежать боли и с ходу получить желаемое;
  • слишком вязкое – мышление человека следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно;
  • излишне запутанное – «картины в голове человека» не совпадают с реальным миром или он ощущает себя в окружении или водовороте несуществующих явлений.
Читайте также:  Методика стресс тестирования кредитного риска

Следовательно, чтобы избавиться от многих стрессоров, необходимо в первую очередь изменить свои привычные стереотипы поведения или убеждения.

Обычно человек стереотипно реагирует на негативные изменения среды. Сначала он ощущает затруднения, затем втягивается в рабочий режим и лишь потом понимает, что не может больше в этом режиме жить и функционировать. Эти реакции стереотипны, независимо от того, кто или что выступает в качестве стрессора (протекающая крыша, пещерный медведь или сосед, который по ночам с грохотом ремонтирует свою квартиру).

Выделяют три основные тактики реагирования человека на стрессор:

  • первая тактика – человек игнорирует стрессор или пытается сосуществовать с ним (под воду, капающую с потолка, человек подставляет тазы и вёдра; очевидно, что в случае с пещерным медведем наш далёкий предок старался не попадаться ему на глаза; от шумного соседа человек закрывает голову подушкой);
  • вторая тактика – это бой (собранную за ночь воду человек выливает на проходящего под балконом начальника ЖЭКа; не в состоянии больше прятаться от медведя, первобытный человек хватал дубину и с гортанным криком бросался на медведя; на шумного соседа человек жалуется участковому);
  • третья тактика – это бегство от стрессора без попыток сосуществовать или уничтожить его (первобытный человек перебирался в другую пещеру, подальше от этого места; в настоящее время (при протекающей крыше, шумном соседе) человек обменивает свою квартиру на квартиру в другом доме).

Иногда выбор тактики реагирования (способа действия в сложившейся ситуации) происходит осознанно: человек оценивает ситуацию, взвешивает свои шансы на успех при выборе того или иного способа выхода из ситуации. Но чаще всего человек действует спонтанно, особенно в ситуации экстренного принятия решения.

Итак, выбор тактики поведения в стрессе зависит от ситуации и от индивидуальных особенностей человека. Но лучше всего использовать различные варианты поведения в разных ситуациях. Это достаточно сложно, так как человек привыкает действовать обычным для себя способом.

Ещё Ганс Селье заметил, что стресс не всегда является результатом повреждения. Он может быть вызван любым, в том числе и положительным переживанием. В зависимости от того, какое воздействие оказывает стресс на человека, различают:

  • эустресс – стресс, вызванный позитивными эмоциями; стресс слабой силы, оказывающий на человека положительное мобилизующее влияние;
  • дистресс – стресс, способный привести к серьёзным нарушениям функционирования организма, вплоть до смерти.

Психологи, работающие с людьми, чья деятельность постоянно связана с сильными, неординарными переживаниями, выделяют три основные группы стресса:

  • «стрессы ожидания» — стрессы, связанные с ожиданием предстоящей напряжённой (в том числе и опасной) деятельности или просто с формированием готовности к выполнению этой деятельности;
  • «рабочие» стрессы связаны с выполнением специфической профессиональной деятельности, то есть с постоянным воздействием на психику стресс-факторов умеренной интенсивности; такие факторы не вызывают психических травм, но имеют свойство «накапливаться», что приводит к снижению толерантности к стрессу и в конечном счёте – к психосоматическим заболеваниям;
  • посттравматические стрессовые расстройства возникают после того, как ситуация, вызвавшая стресс, завершилась, но организм не в состоянии самостоятельно восстановиться в полном объёме.

Кроме данных существует и множество вариантов других классификаций стресса.

Любой человек может оказаться подверженным стрессу любой из перечисленных групп. Поэтому нельзя не задуматься о психогигиене – системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья.

Приёмы профилактики стресса

Стресс – прямой путь к болезни. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Так же и стресс необходимо предупреждать. Разные специалисты советуют различные приёмы профилактики стресса.

Прежде всего необходимо постоянно повышать свою эмоциональную устойчивость:

  • пытаться заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки;
  • «включать» интеллект, логику между негативным стимулом и нашей ответной реакцией;
  • накапливать и фиксировать собственный опыт успехов, достижений, добрых слов и дел;
  • использовать систему релаксации.

В качестве релаксации рекомендуются следующие приёмы:

  • Переоденьтесь в удобную одежду, займите удобное положение (сидя или лёжа), ощутите, как расслабление окутывает ваше тело.
  • Отдыхать можно и в позе кучера. Для этого сядьте на край стула, широко разведите ноги в стороны, согните ноги в коленях, упритесь стопами в пол. При этом нужно сгорбить спину и свесить голову к груди. Следите за своим дыханием: вдыхайте на 8 свётов и выдыхайте тоже на 8 счётов.
  • Заварите себе зелёного чая или сварите свежий кофе. Сидя в удобной позе, медленно потягивайте напиток, концентрируясь на его вкусе, запахе, ассоциациях, которые у вас возникают.
  • Включите свою любимую музыку, прилягте и полежите минут 5 – 10.
  • Не забывайте о целительной силе воды. Примите душ, встав под струи воды с головой. Либо полежите в ванне с солями или пенкой.
  • Если позволяет погода, прогуляйтесь медленно по улице.

Никто кроме самого человека не может сбросить накопленные негативные эмоции. Поэтому каждый должен сам заниматься профилактикой стресса.

Приёмы преодоления стресса

Работа по преодолению стресса начинается с признания его существования. Если человек находится в ситуации стресса довольно длительное время, ему желательно обратиться к специалисту, который поможет восстановить возникшие нарушения организма.

Самостоятельно выйти из стрессового состояния сложно, но возможно. Каждый человек обладает способностью ауторегуляции, то есть может самостоятельно воздействовать на те процессы, которые происходят с ним. То есть можно научиться управлять своими эмоциональными реакциями в стрессовой ситуации. Для этого можно использовать упражнения с глубоким дыханием, упражнения на прогрессирующую мышечную релаксацию, упражнения на изменение нереалистических убеждений.

Обычно дыхание человека поверхностное. Оно не способствует снятию эмоционального и физического напряжения. Поэтому в стрессовой ситуации можно применять глубокое диафрагмальное дыхание (дыхание «животом»). То есть для снятия напряжения нужно использовать глубокое диафрагмальное дыхание.

В состоянии тревоги, раздражения, страха мышцы напряжены. Поэтому, снизив тонус мышц, можно добиться уменьшения уровня эмоционального напряжения. Методику психической саморегуляции под названием «прогрессивная релаксация» начал разрабатывать ещё в тридцатые годы американский психиатр Э. Джекобсон. Он доказал, что релаксация (расслабление) определённых групп мышц, позволяет изменять эмоциональное состояние, в том числе и снимать чувство тревоги, страха. Это достигается за счёт переключения деятельности нервной системы на экономный режим покоя, при котором создаются наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала организма. В процессе расслабления выделяют четыре фазы: попытка к расслаблению; расслабление и наблюдение за ним; наблюдение за процессом перехода от напряжения к расслаблению; «переживание» расслабления. Процесс напряжения-расслабления должен охватывать различные группы мышц: рук, лица, шеи и спины, нижней части тела. Так же можно использовать различные физические нагрузки (занятия спортом, прогулки, работа на дачном участке), посещение сауны.

Причиной негативных переживаний могут являться неадекватные убеждения, которые способны приводить к крайностям в эмоциях и поведении. Для достижения лучшего результата в борьбе со стрессами необходимо трансформировать неконструктивные мысленные установки в конструктивные. Рациональные.

В отдельных случаях бывает необходимо не расслабиться, а наоборот, быстро мобилизоваться. Для этого существуют такие методы, как массаж активных точек, например, мочек ушей; надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком; массаж переносицы и области «третьего глаза».

Снятию стрессового состояния могут способствовать так же смена обстановки, занятие отвлекающей деятельностью.

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
  2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  3. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
  4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560 с.
  5. Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997. – 368 с.
  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Речь, 2004. – 576 с.
  7. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.
  8. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
  9. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
  10. Психология здоровья: Учебник для вузов / под.ред Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 606 с.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 123 с.
  12. Синельников В. В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 36 с.

источник

Для целого ряда специальностей профессиональный стресс считается повседневной нормой, поэтому ученые лишь начинают подробно изучать этот вопрос. Эмоциональное напряжение влияет не только на рабочую производительность: снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания, поэтому важно научиться ему противостоять.

В некоторых аспектах подобное перенапряжение специалисты даже считают полезным. Оно помогает выйти из зоны комфорта, что положительно сказывается на развитии рабочих навыков, углублении знаний и решении задач, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Способность справляться со своими эмоциями часто даже указывается в перечне требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность: она воспринимается как часть работы журналистов, следователей или медиков.

Понятие профессионального стресса начинается там, где работа перестает приносить удовольствие. Здоровая увлеченность своим делом всегда приносит приятную усталость, но та не имеет ничего общего с раздражением и недомоганием. Увеличенная продолжительность рабочего дня, сжатые сроки и неопределенность требований начальства усиливают беспокойство и блокируют попытки нервной системы к восстановлению. Когда профессиональный стресс заставляет серьезно отодвинуться от зоны комфорта, а не просто выйти из нее, он начинает приносить ущерб физическому здоровью.

Даже уравновешенного человека в беспокойного и рассеянного может превратить профессиональный стресс, причины которого могут быть самыми разными. Поводом для развития хронической «офисной» депрессии могут быть:

  1. Регулярная необходимость нести серьезную ответственность. Она угнетает и прививает чувство страха за принятые решения.
  2. Размытые границы должностных обязанностей. Психологический дискомфорт несет должность с плавающим списком обязанностей, поскольку их объем невозможно предсказать заранее.
  3. Рвение и перфекционизм шефа. Начальство, задирающее планку для сотрудников, зачастую не считается с банальной усталостью или невнимательностью.
  4. Рутина. Людям с творческим характером сложно долго продержаться на работе, подразумевающей ежедневное выполнение одного и того же набора манипуляций. Она не позволяет проявить креативность и превращает трудовой день в каторгу.
  5. Низкая зарплата. Доказано, что высокой мотивацией обладают профессионалы, считающие заработную плату достойной. Они не нуждаются в судорожных поисках подработки или способов экономии, а потому реже становятся жертвами профессионального стресса.

Это заболевание, как и любое другое, имеет свои разновидности. Каждая из них вытекает из причин его появления, имеющих психологическую подоплеку. Стресс в профессиональной деятельности делится на следующие виды:

  1. Информационного характера. Регулярный поиск и переработка больших объемов информации утомляют мозг и нервную систему
  2. Коммуникативного характера. Он возникает у сотрудников, имеющих подчиненных и коллег с манипуляционными навыками.
  3. Эмоционального характера. Болезнь проявляется на фоне постоянных конфликтов в коллективе.

Не может пройти бесследно для других систем организма и накопленный профессиональный стресс. Первый сигнал о том, что апатия, депрессия и чувство тревоги влияют на здоровье – напряжение в мышцах и головные боли. На раннем этапе с ними можно справиться с помощью релаксирующего массажа, йоги и успокоительных травяных настоев. Запущенные профессиональные стрессы вызывают проблемы с ЖКТ: колиты, расстройство кишечника и тошнота. Пытаясь справиться с ними, трудоголики могут попасться в расслабляющую ловушку алкоголя и других вредных привычек.

Несколькими психологическими исследованиями были доказаны гендерные различия проявлений профессионального стресса. Девушки хоть и обладают повышенной стрессоустойчивостью в любой сфере жизни, но они глубже переживают каждую жизненную неудачу. Женский пол чувствительнее относится к любым замечаниям по работе, частично воспринимая их на личный счет. Женщинам сложнее провести внутреннюю грань между критикой для мотивации и хорошим отношением в общем: незначительную поправку они могут воспринять как ухудшение взаимопонимания с руководителем.

От уровня оплаты зависит как материальное, так и моральное благополучие. Долги, кабальные кредиты и внезапное увольнение – все это может вызвать сильнейшее эмоциональное напряжение. Профессиональный стресс психология считает объяснимым, когда работника не устраивает социальный статус или отношение к нему со стороны шефа. Компенсировать депрессию и неудовлетворенность жизнью способна только достойная оплата труда, поэтому на специализациях, предполагающих не стабильные выплаты, а заработок в виде процентов от дохода работодателя, всегда высокая «текучка» кадров.

Стресс в профессиональной жизни любого из вышеупомянутых видов можно подавить выстраиванием позитивных, доверительных отношений с коллективом. Пресечь душевные переживания, связанные с рабочими обязанностями помогут следующие правила:

  1. Субординация в общении с коллегами (отказ от излишне близкой связи с начальством и подчиненными исключит чувство вины и обязанности перед ними).
  2. Обсуждение текущих проблем (вопросы должны решаться по мере поступления и при условии максимальной искренности по отношению к коллегам).
  3. Гибкость в сложных ситуациях (стрессоустойчивость нужно тренировать каждый раз, как возникает желание уволиться с работы).
  4. Выбор интересного хобби (работа не должна занимать все мысли человека, поэтому по вечерам просто необходимо заниматься творчеством).
  5. Помощь психолога (регулярное посещение грамотного специалиста поможет выйти из профессионального стресса с минимальными потерями).

Существуют профессии, связанные со стрессом и на рынке труда работодатели давно указывают стрессоустойчивость в качестве одного из профессиональных навыков. Зарубежные издания ежегодно составляют рейтинги специальностей, требующих от претендентов на должность «железных нервов». В их число традиционно входят профессии пожарного, журналиста, военного, врача любой специализации, юриста, пилота, стюардессы, организатора мероприятий и водителя такси.

Читайте также:  Методика стресс тестирования коммерческого банка

Профессионального стресса не стоит бояться: в нем есть и негативные, и положительные стороны. Важно уметь держать его под неусыпным контролем, чтобы он не начал приносить вред здоровью и причинять серьезный психологический дискомфорт. Каждое обострение нужно воспринимать как очередной шаг по карьерной лестнице, развивающий лидерские качества и самоконтроль.

источник

Процесс адаптации часто бывает сопряжен со стрессом. Стресс представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых (воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении) становится причиной нервно-психических расстройств.

Стресс  это психологический процесс приспособления организма к такому состоянию, направленный на его самосохранение.

Различают несколько видов стресса:

 физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;

 психологический, связанный со сложными отношениями с окружающими;

 информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

 управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых (особенно в условиях недостатка времени) решений;

 эмоциональный, проявляющийся при опасности, неожиданной радости.

Основные источники стрессовых ситуаций:

1. Особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и проч.

2. Положение индивида в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое  с непрестижностью, плохими условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, обратной связи, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя.

3. Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, индивид не получает от последнего того, что необходимо, по его мнению, для работы), служебные конфликты и проч.

4. Трудности согласования служебных и семейных обязанностей.

5. Неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами, нравственные дефекты личности.

6. Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции.

7. Неблагоприятные социальные и бытовые условия.

Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу обычно дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс. В своем развитии он проходит следующие стадии:

напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией;

сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие, экономия эмоций не только на работе, но и дома, упрощение способов исполнения профессиональных обязанностей);

истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.

Здесь организм находится в состоянии мобилизации всех своих сил для сопротивления, которое продолжается, пока воздействие стрессора не превышает его возможностей сопротивляться. В противном случае происходит истощение сил.

Чтобы этого избежать, человек начинает искать пути изменения хода событий или внутреннего отношения к ним. Обычно используется комбинация этих подходов.

Как правило, люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, пользуются внутренними ресурсами и успешно справляются с проблемами.

Для управления стрессом необходимо прежде всего тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию, а какие  нет. Затем намечается план действий, на выбор которых влияют личные качества субъекта, особенности ситуации, имеющиеся ресурсы, поддержка со стороны.

В краткосрочном периоде более эффективно дать выход эмоциям (гневу, тревоге, слезам)  в одиночестве или с сочувствующими лицами; в долгосрочном  решать проблему кардинально. Для этого сначала осуществляют мероприятия организационного характера в виде, например, снижения нагрузки, обогащения труда, улучшения его условий, должностной ротации или наращивания ресурсов, необходимых для преодоления стресса (так называемое первичное вмешательство).

Если результат не достигается, возникает вторичное вмешательство  повышение способностей индивида самостоятельно справиться с причинами и симптомами стресса. Для этого используются следующие способы:

1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе соответствующих методов, например последовательной мышечной релаксации (упражнениям по расслаблению и напряжению мышц), аутотренингу, самовнушению и т. п.

2. Сознательное изменение восприятия и оценки проблемы:

 отрицание (игнорирование негативной информации, уход от реальности);

 принятие обстоятельств такими, каковы они есть (но остаются тревога, страх);

 вытеснение неприятных переживаний (забывание или переключение на другое);

 замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной, перенос чувств на другой объект, поиск «козла отпущения»;

 рационализация (выгодное для себя толкование ситуации, в том числе противоречащее реальности, например внушение себе мысли о малой значимости проблемы (девальвация), незаинтересованности в ней, нежелании либо невозможности что-то сделать в силу сложившихся обстоятельств; снижение требований к себе и другим);

 подавление (блокировка) внутренних процессов;

 компенсация (отвлечение от основных проблем успехами в других областях);

 оправдание себя и обвинение во всех проблемах окружающих;

 показная подмена поведения противоположным внутреннему настрою;

 регрессия (переход к более простому способу действий с целью избежать решения проблем с позиций зрелого человека (курение, пьянство, грызение ногтей, возвращение к детскому состоянию);

 эмоциональное выгорание  полное или частичное исключение эмоций.

Наконец, в острых случаях или когда вмешательства оказались безуспешными, наступает необходимость третичного вмешательства  помощи врачей, консультантов-психологов, священника.

Руководитель должен бороться с источниками стресса у подчиненных: неблагоприятным графиком работы, интеллектуальными или физическими перегрузками, гарантировать им надлежащий уровень вознаграждения, помогать в реализации способностей, предоставлять самостоятельную и интересную работу, поддерживать благоприятный морально-психологический климат, справедливо вознаграждать, обеспечивать информацией.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

источник

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине»

Это слова Г.Селье. Именно он в середине ХХ века ввел понятие стресс, обозначив его как «все то, что способствует развитию заболеваний и вызывает преждевременное старение.» Стресс — состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

В повседневной Жизни, употребляя слово стресс, мы, как правило, имеем ввиду психологический стресс. Точнее, дистресс — состояние, возникающее при продолжительном стрессе без расслабления. Вреден именно он.

Психологический стресс – это состояние, возникающее тогда, когда человек находится в ситуации, воспринимаемой им как трудной или угрожающей. Часто — это запутанные ситуации, в которых необходимо принять неочевидное решение, имеющее значительные последствия. При этом человек испытывает негативные эмоции: тревогу, страх или гнев.

Шаг в сторону.

Зачем вообще это нужно знать? Затем, что, живя в современном мире, мы постоянно подвергаемся все возрастающим нагрузкам и практически не имеем шанса избежать стресса. Копится стресс незаметно, а последствия имеет заметные и весьма серьезные.

Кроме того, человек в дистрессе выглядит и чувствует себя поганно. А также это худшим образом отражается на его здоровье, отношениях с другими людьми, принятии правильных решений и образе Жизни в целом. Он [дистресс] заставляет человека страдать — и морально, и физически.

Кстати, стресс признан «тихим убийцей» №1 в современном мире, т.к. непосредственно связан с 6-ю самыми частыми причинами смерти (около 80% заболеваний возникает в результате того, что организм не справляется со стрессорами).

Печально, но система воспитания и, в частности российский менталитет, заставляют человека не столько бороться со стрессом, сколько терпеть — сдерживать в себе его проявления. Иначе говоря, вести себя в полном соответствии с Тактикой Терпеливого Страуса. Впрочем, об этом я уже писал в прошлой статье.

«На пачках сигарет надо писать не «Курение убивает», а «Счастливые люди не курят». Вот это я понимаю, вот это — демотивация, вот это — повод задуматься». (Статус Вконтакте).

Итак, знать о стрессе нужно затем, чтобы избежать его негативных последствий.

Поведенческие: пьянство, обжорство или потеря аппетита, суетливость, сжатые кулаки, слишком быстрый или слишком громкий разговор.

Эмоциональные: агрессивность, дефензивность (антоним агрессивности), депрессия, иррациональность, беспокойство, перепады настроения, тревога.

Интеллектуальные: спутанность сознания, проблемы с памятью, рассеянность, скачущие мысли, яркие сновидения.

Физические: холодные кисти и стопы, «зубовный скрежет», головная боль, сердцебиение, потливость, несварение, зуд, утрата либидо, ломота в шее, учащенное дыхание (тахипноэ), напряженная мускулатура, потеря или набор веса.

Здесь рекомендуется просто «забить». «Положить» на неприятную ситуацию и не делать с ней ничего. Это, пожалуй, самый частый совет, который Вы, возможно, не раз слышали от своих друзей и знакомых.

Плюсы: в некоторых случаях, это, действительно, весьма рациональный способ борьбы, который осуществить достаточно просто;

Минусы: главный недостаток способа в том, что далеко не всегда понятно на что «забивать» без последствий можно, а на что нет. Если же «забивать» на все подряд — это неизбежно вызовет проблемы, если не сразу, то спустя какое-то время. А если не «забивать» ни на что — метод просто не работает. Вторым минусом является то, что далеко не всем ясно КАК именно «забивать».

  • Путь «Броненосца»

Здесь рекомендуется повысить собственную стрессоустойчивость до максимума, развить выносливость (или «толстокожесть»). Это позволит Вам выдержать бОльший стресс в течении бОльшего времени.

Плюсы: это хороший совет, Жизнь постоянно ставит нас перед разными испытаниями, и иметь высокую стрессоустойчивость полезно.

Минусы: это общий совет. Он малоприменим к конкретному стрессу, или, когда ты «уже дошел до крайности». В любом случае, это, к сожалению, лишь временная полумера, которая дает отсрочку до неизбежного срыва. Еще одним существенным минусом является то, что сдержививаемый в себе стресс расшатывает нервную систему. При таком раскладе человек спокоен лишь внешне, а внутри очень напряжен — взвинчен или, напротив, глубоко несчастен.

Здесь рекомендуется уничтожать негативные эмоции приятными в соотношенении 1:1. То есть, на единицу негатива тратится единица позитива. Например, облили грязью из-под колес твой новый плащ — два раза сходи в кино на любимый фильм и побалуй себя вкусным мороженым.

Плюсы: это сравнительно быстро и действует успокаивающе.

Минусы: этот способ доступен не всегда. На практике же, чаще всего, им вовсе никто не пользуется . Так как в состоянии стресса человек настроен думать о плохом, нежели вспоминать или придумывать хорошее. Кроме того, во врмя стресса обычно вообще продуктивно не думается. Другим минусом здесь будет то, что, когда мы избавляемся от негативных эмоций через уничтожение их позитивом, мы уничтожаем также и позитив (в соотношении 1:1). Т.о., мы просто их «сравниваем», то есть выходим в «НОЛЬ».

Этот путь принципиально отличен от первых трех. Здесь мы сосредотачиваемся не на том, чтобы рассеять свое внимание и игнорировать стресс-фактор (как в первом случае). И не на том, чтобы усилить свое сопротивление (второй путь) или уравновесить «зло добром» (третий). А на том, чтобы избавиться от самого стресс-фактора.

Метод состоит в том, чтобы быстро опознать, правильно идентифицировать и особым образом обработать стресс-факторы (источники стресса).

НЕТ стресс-фактора — НЕТ и стресса. Пожалуй, лучшее решение — если нет источника напряжения, ничего не надо в себе сдерживать, и ни от чего не надо избавляться 🙂

Плюсы: 90% стресса можно устранить этим способом раз и навсегда, т.к. психологический стресс, как правило поступает в нашу Жизнь из одних и тех же повторяющихся источников. Метод позволяет осознанно избегать всего того, что расстривает, раздражает, напрягает и, так или иначе, мешает жить счастливо и радостно.

Минусы: пожалуй только один — Вы больше не сможете ссылаться на то, что все вокруг против Вас, и Вы ничего не можете с этим поделать. Впрочем, это тоже плюс. Ведь так Вы страхуете себя от депрессии в позиции жертвы.

Четвертый Путь хорошо иллюстрирует известный анекдот:

— Странно, ты не пьешь, не куришь, не употребляешь наркотики — как же ты расслабляешья?

Названия путей преодоления стресса мои — авторские. Это не все возможности борьбы со стрессом, но я решил поделиться с Вами лучшими — теми, что реально работают. И работают без последствий. В отличие, например, от «Пути Алкоголика» или «Пути Сектанта» 🙂

Эффективном средством борьбы со стрессом, помимо описанного, является чтение (неважно чего), музыка и физическая активность. А как справляетесь со стрессом Вы и Ваши знакомые?

p|s Лично мне думается, что «Идеальный» вариант — тоже не идеален. Идеальным будет использование всех 4-х способов сразу. Хотя основным должен стать именно 4-й путь. Сам я поступаю именно так, прекрасно себя чувствую, чего и Вам желаю 🙂

Если Вы хотите уменьшить стресс в 10 раз [лучше себя чувствовать и лучше выглядеть], пройдите авторскую программу Ильдара Зинурова «против стресса». Пишите на mail@zinurov.ru

Получите личную помощь коуча Ильдара Зинурова в решении проблем, с которыми Вы не справляетесь самостоятельно.

источник