Меню Рубрики

Профессиональный стресс в деятельности сотрудников овд и его профилактика

2.1. Стресс по управлению стрессами в деятельности сотрудников ОВД по РБ .

Специфика правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в особенности оперативно-розыскных подразделений, такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, способными вызвать состояние стресса. Вследствие этого умение осуществлять профилактику стрессов, управлять ими, а также нейтрализовать их негативные последствия должно быть одним из ключевых профессиональных навыков любого сотрудника полиции. В статье сделана попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях по юридической психологии.

Рекомендации по управлению стрессами в деятельности сотрудников ОВД по РБ

Для грамотного и эффективного управления стрессами в служебной деятельности сотрудников полиции необходимо знать так называемый механизм стресса, действие которого рассмотрим на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимаемая человеком как волнение.

Стадия 2. Стадия сопротивления – активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу, развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт), и это особенно вероятно, когда стресс-фактор продолжает влиять. Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, и если воздействие стресс-фактора не прекращается, то, в самом худшем случае, возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно.

Продолжительность стадии и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Сотрудникам полиции необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато для организма истощением и нехваткой ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. В англоязычной литературе употребляется термин burnout, что переводится на русский язык как синдром выгорания. Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, на наш взгляд, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением, и сотрудники оперативно-розыскных подразделений занимают в списке таких людей одно из первых мест. Специфика оперативно-розыскной работы такова, что сотрудники испытывают воздействие постоянного, хронического стресса, в результате которого у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.

Существенную роль в развитии данного процесса может сыграть несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с агрессивной средой, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. Возможности человеческого организма, к сожалению, небезграничны, и до какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает фаза истощения, которая служит одной из предпосылок развития профессиональной деформации сотрудника, выражающаяся в ее негативном проявлении.

В работах отечественных психологов и психиатров убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз.

В результате экспериментальной работы с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел выявлено множество факторов возникновения у сотрудника состояния, которое сами респонденты обозначали словами: надо, хочу, но не могу, т.е. заставляя истощенный организм работать, человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, в условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. На наш взгляд, довольно часто проявляемые у сотрудников правоохранительных органов такие личностные качества, как конфликтность, отсутствие стремления к достижению профессионального успеха, появление разочарования профессией, снижение самоконтроля и требовательности к себе, развитие склонности к насилию, агрессивность, безразличие, подавленность, черствость к человеческой беде и прочие симптомы, которые часто рассматривают в качестве признаков профессиональной деформации личности сотрудников органов МВД, можно расценивать именно как проявления нереализованного механизма стресса.

Для нейтрализации негативных последствий стрессов и, соответственно, возможности профилактики профессиональной деформации личности сотрудников полиции в контексте осуществления воспитательной работы с личным составом, необходимым является грамотное управление стрессами, подразумевающее взаимодействие двух основных способов – организационного и индивидуального.

Известные организационные способы управления стрессами основаны на непосредственном вмешательстве руководящего состава в социально-психологические процессы, происходящие в подразделении.

К таким способам относятся следующие:

— рациональная организация управленческого и исполнительного труда (чем меньше будет возникать нестандартных, внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов);

— разработка и неукоснительное соблюдение режима и распорядка рабочего дня в организации;

— четкая регламентация процессов, происходящих в подразделении (документооборот, коммуникация и т.п.);

— организация и проведение внутриорганизационных культурно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, пикники и др.), направленных на формирование сплоченного трудового коллектива;

— применение коллективных программ психологической регуляции, например, в начале рабочего дня можно проводить стимулирующие психотерапевтические сеансы, а в конце успокаивающие.

Принимая во внимание необходимость внутриорганизационной профилактики стрессов, осуществление которой для сотрудников органов внутренних дел должно начаться с глобальных проблем организации управленческих и производственных процессов, большее значение в деятельности оперативных сотрудников имеют, на наш взгляд, индивидуальные способы управления стрессами. Исходя из этого, весьма важным в работе психологических служб органов внутренних дел является обучение сотрудников индивидуальным способом управления стрессами.

В качестве задач психологической службы при этом необходимо обозначить следующие:

-получение сотрудниками практических знаний о стрессе;

— развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий стресса;

— обретение технологий экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности.

Данные технологии способствуют предотвращению болезнетворности стрессов, повышению общей стрессоустойчивости человека и являются способами индивидуально профилактики и индивидуальной нейтрализации негативных последствий стрессов сотрудниками полиции. Способы управления стрессами будут эффективны при одновременном осуществлении комплексной профилактики профессиональной деформации в системе научного обеспечения организации труда в органах внутренних дел. Научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стрессами могут быть успешно применены в современных исследованиях по проблемам организации правоохранительной деятельности и юридической психологии.

источник

Стресс и его влияние на сотрудника ОВД при выполнении оперативно-служебных задач. Сбивающие факторы психологического характера.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника.

С целью снижения действия стресс-факторов в экстремальных условиях формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим (руководителем), а также неопытные сотрудники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий).

При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить всё, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.

Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приёмами единоборств и т.п.).

Касаясь непосредственного этапа действий (здесь с точки зрения психической адаптации к экстремальным условиям можно выделить такие подэтапы, как психической переадаптации, неустойчивой психической деятельности, глубоких психических изменений, психического напряжения), необходимо помнить, что, как показывает практика, в условиях возрастающей моральной нагрузки от каждого сотрудника полиции требуется нравственная стойкость, надёжность, уверенность в своей правоте, устойчивость к отрицательному влиянию таких сбивающих факторов, как:

фактор повышенной ответственности за результаты действий, за возможные последствия, такие, как человеческие жертвы среди населения и личного состава ОВД, за ошибки в решениях и их неправомерность, а также за нарушение законности. Здесь же – ответственность за действия, повлекшие агрессивность граждан из-за спровоцированных полицейских настроений. Всё это может на этом этапе породить у части сотрудников и руководителей нерешительность, неуверенность, пассивность. Отмечается, что отрицательное воздействие этого фактора на моральное состояние сотрудников обратно пропорционально степени нравственной и психологической готовности личного состава к таким ситуациям;

фактор конфликта служебного долга, обязанностей и морального чувства. В экстремальных условиях, особенно противоборства с вооружённым преступником, агрессивной толпой, активными участниками массовых беспорядков, может возникнуть сомнение в моральности применяемых мер и используемых средств. Здесь вступает в противоречие общечеловеческая норма «не убей» и законное право, обязанность применять оружие как крайнее средство. Тот же моральный конфликт в сознании возникает при необходимости применения физической силы, резиновых палок, наручников, других спецсредств. В таких случаях решающую роль играет уверенность в нравственности и законности действий, их точном соответствии правовой норме, а значит и общественным интересам;

фактор негативного морального воздействия на сотрудника со стороны как законопослушных, но не уяснивших обстановку граждан, так и со стороны противоправных элементов. В момент задержания правонарушителя, законного применения к нему физической силы, боевых приёмов борьбы, резиновой палки, наручников, или, тем более, оружия, реакция окружающих может быть агрессивной, необъективной, нацеленной на моральное подавление сотрудников полиции. В условиях массовых беспорядков реакция правонарушителя бывает и крайне опасной. Однако, чаще всего морально-психологическое давление (воздействие) в таких случаях имеет цель – заставить сотрудника отступить от выполнения должностных инструкций, проявить трусость или хотя бы неуверенность из-за моральной переоценки своих действий и поведения;

неожиданность, угроза своей жизни и здоровью, проблематичность ситуации;

значительное нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, что вызывает страх, сомнение, тревогу, неуверенность у сотрудника полиции;

неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту;

неопределённость поступления информации;

чувство высокой ответственности за жизнь товарищей или граждан, находящихся в месте проведения какой-либо операции;

«раздвоение» мышления (зачастую сотрудник должен одновременно прогнозировать несколько вариантов развития какого-либо события).

После выполнения задания в экстремальных условиях необходимо обязательно предоставить сотруднику отдых, оценить его психическое состояние, провести консультацию у психолога, обеспечить посещение кабинета психологической регуляции, переключить его внимание на другие дела, похвалить отличившихся и весь коллектив.

На заключительном этапе необходимо подвести хотя бы предварительные итоги, причём лучше отдельно с каждой категорией сотрудников. Желательно, чтобы они самостоятельно дали оценку действиям, приняли активное участие в уточнении планов действий на случай подобной ситуации. На этом этапе фактически происходит возвращение человека, его психики от экстремальных условий к норме. Динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных условиях, разрушаются, и возникает необходимость восстановления прежних. Здесь важно грамотно и правильно организовать реадаптационный процесс.

Рассмотрим некоторые закономерности реадаптационного процесса:

1. Размер и характер последствий деятельности в экстремальных условиях, выявляемых в ходе реадаптационного процесса, прямо зависит от интенсивности и продолжительности пребывания в экстремальных условиях, объёма профессионального и социального опыта личности, характера её мотивации на деятельность в экстремальных условиях.

2. Чем выше статус личности в экстремальных условиях и успешней деятельность в них, тем болезненней протекает период реадаптации. Это связано с тем, что перечисленные факторы формируют: во-первых, своеобразную нормативную ригидность, когда нормальные условия рассматриваются в качестве патологии, а экстремальные – как единственно возможная норма; во-вторых, обусловливаются ожидания столь же высокого статуса и в штатных условиях.

3. Психическаяреадаптация, так же как и переадаптация, сопровождается кризисными явлениями.

4. Высокая эффективность деятельности в экстремальных условиях оборачивается драматизацией реадаптационного процесса вплоть до деформации личности.

5. Снизить остроту реадаптации можно путём переключения личности на другой вид деятельности («семейное благополучие», «любовь», «учёба», «научная работа»), занимающий равное или близкое по значению место наряду с «успешной профессиональной деятельностью». Своеобразным справочным аппаратом, позволяющим личности выбрать наиболее подходящие формы и способы подобного переключения, является широкий объём социального и профессионального опыта.

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 5481 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Стресс — совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров).

По словам учёного Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Селье, Г. Стресс без дистресса.

Исходя из представлений П.К. Анохина, стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие «стресс» включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. — с. 60.

Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции — «эустрессом».

Опираясь на практический опыт и обобщая теоретические знания по этому вопросу, была разработана следующая классификация стрессогенных факторов, или стрессоров Андрюшин Г.Д., Борисова С.Е., Костина Л.Н. Психология в деятельности сотрудников ОВД. Учебное пособие. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. — с. 87.:

I. По характеру психосоциальной мотивации:

1. Стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности. Сюда входят особенности различных сфер деятельности МВД, МЧС различных силовых структур, регламентируемые приказами, нормативными документами МВД, и др.

2. Стрессоры деятельности в экстремальных условиях.

Под экстремальными условиями (ЭУ) понимаются: чрезвычайные обстоятельства — кризисные ситуации социально-политического характера; чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера; чрезвычайные происшествия криминального характера; говоря об экстремальных ситуациях (ЭС), будем иметь в виду вышеперечисленные экстремальности более или менее кратковременного действия;

Читайте также:  Как выработать иммунитет к стрессу

а) чрезвычайные обстоятельства (ЧО) представляют собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, которые могут быть выражены в следующем:

попытки насильственного изменения конституционного строя или захвата власти, массовые беспорядки, диверсии и террористические акты, блокада отдельных местностей, межнациональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насилием, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) чрезвычайные ситуации (ЧС) представляют собой нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или на определенной территории (акватории), которые могут быть вызваны следующим:

стихийные бедствия: эпидемии, эпизоотии, пожары, наводнения, землетрясения; крупные техногенные катастрофы на земле, на воде, в воздушно-космическом пространстве, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и восстановительных работ;

в) чрезвычайные происшествия (ЧП) криминального характера представляют собой реальную угрозу жизни, здоровью, чести и достоинству людей, любым формам собственности, являющуюся следствием совершения тяжких преступлений, требующих проведения специальных мероприятий.

Постоянное участие личного состава ОВД в процессах предупреждения и ликвидации последствий экстремальных ситуаций вызывает определенные изменения в организме психологического и психофизического характера.

3. Стрессоры семейной жизни (любовь, развод, женитьба, рождение ребенка, смерть или болезнь близких людей и др.).

4. Стрессоры морально-нравственного характера (угрызения совести, ответственность за жизни и здоровье как невинных людей, так и преступников, необходимость применения оружия и других средств поражения).

5. Стрессоры социальных условий смешанного происхождения: длительная изоляция от привычного окружения (служба в армии, пребывание в заложниках, пребывание в местах лишения свободы), необходимость уйти в отставку и адаптироваться к иным условиям жизни, сексуальная дисгармония, болезни, необходимость хирургического вмешательства, неудовлетворенные материальные потребности и др.

Вышеуказанные стрессоры могут отличаться между собой по времени действия и по характеру воздействия на организм человека.

1. Стрессоры с кратковременным действием (от нескольких часов до нескольких суток):

— вызывающие тревогу и страх (встреча с вооруженным противником, захват заложников, действие в условиях, связанных с крупными человеческими потерями, с реальной угрозой для жизни);

— вызывающие неприятные физические ощущения (боль, усталость, обусловленные неблагоприятными метеоэкологическими условиями — пожарами, наводнениями, отравляющими веществами);

— темпа и скорости (необходимость переработать большой поток информации и принять решение, необходимость проявить предельную скорость и быстроту движения);

— отвлечения внимания (тактические маневры противника);

— неудачных действий (просчет в оценке ситуаций, ошибка в технике движения) и др.

2. Стрессоры с длительным действием (от нескольких месяцев до нескольких лет):

— длительной нагрузки, порождающие усталость (продолжительные дежурства, связанные с определенным риском и опасностью, охрана ценностей, особых объектов, монотонность условий труда, необходимость постоянно выполнять требования начальников в ограниченные сроки и т.д.);

— изоляции (служба в войсках МВД, связанные с длительным отрывом от семьи и привычных условий, длительные командировки в напряженных условиях, служба в местах лишения свободы) и др.;

— войны (ведение длительных боевых действий).

III. По характеру воздействия на органы чувств человека (сотрудника):

1. Стрессоры визуально-психического ряда (смерть на глазах близких, сослуживцев, контакт с большим количеством раненых, искалеченных, впавших в панику людей; разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта; пожары, взрывы; вид трупов, крови и др.).

2. Стрессоры слухового ряда (гул, рев, грохот, стрельба).

3. Стрессоры осязательно-обонятельного ряда (вибрация, удары воздушной волны, сотрясения, запахи газа и трупов, холод, жара, электрический ток и др.).

В исследовании Е.В. Василенко было доказано, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД является стрессогенной и экстремальной. К наиболее типичным стрессорам данной профессиональной деятельности относятся:

— многообразие и сложность профессиональных задач;

— наличие широких властных полномочий, высокая степень ответственности;

— высокий риск причинения вреда другим людям;

— наличие жестких временных ограничений для достижения требуемого профессионального уровня;

— большие физические и психологические нагрузки.

Е.В. Василенко отмечает, что деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными Василенко Е. В. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности как психолого-педагогическая проблема http://science.ncstu.ru/articles/hs/2006_04/psy/09.pdf. Служебные экстремальные ситуации характеризуются совокупностью психогенных факторов, которые можно объединить в две группы: экстремальные профессионально-психологические факторы (опасность, риск, внезапность, дефицит времени, неопределенность, новизна, высокие нагрузки) и экстремальные морально-психологические факторы (наблюдаемые человеческие потери, разруха, необычное поведение граждан (паника, толпы, беженцы, истерия, агрессивность), резкая активизация криминального элемента и т.д.). Именно работники правоохранительных органов (патрульно-постовая служба милиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т. д.) как никто другой чаще попадают в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудников.

Выполняя свой профессиональный долг, сотрудникам ОВД приходится выдерживать и преодолевать чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки. Их деятельность связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной ответственностью за результаты выполняемых профессиональных задач. Наиболее характерно специфика этой деятельности проявляется в ходе проведения операций в экстремальных условиях, где угроза для жизни и здоровья присутствует постоянно. Длительное чрезмерное напряжение сказывается на психическом и соматическом состоянии сотрудников, вызывает развитие состоянии психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья, служебных взаимоотношениях, в семейно-бытовой сфере личного состава, увеличивают риск самоубийств. Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах ОВД: содержание и методы его изучения. — М.: Академия МВД СССР, 1991. — с. 79.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств. Энциклопедия юридической психологии /Под общ. Ред. проф. А.М.Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — с. 53.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — с. 95. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Экстремальный характер деятельности сотрудников милиции, негативное воздействие криминально зараженной среды, где доминируют враждебные остальному обществу нормы, ценности, идеалы, высокая нервно-психическая нагрузка в связи с высокой ответственностью за результаты работы предъявляют высокие требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение.

Не только возможность экстремальных ситуаций, которые являются штатными для деятельности сотрудников: необходимость использования мер принуждения (физического и психического), действовать в конфликтных ситуациях и связанные с этим отрицательные эмоции; высокая ответственность и напряженность работы, связанная с осуществлением властных полномочий, являются источниками стрессовых состояний сотрудников ОВД. К числу не менее значительных источников стрессовой напряженности относятся ношение оружия и ненормированный рабочий день Семинар-совещание на тему: «Психопрофилактика суицида среди сотрудников ОВД» / Департамент внутренних дел г. Астаны — http://www.ast.dvd.mvd.kz/index.php?option=com_content&view=article& >

Так же в списке источников стрессогенных состояний работников ОВД, по их собственному мнению, являются основные социально-бытовые проблемы в подразделениях ОВД, которые крайне негативно влияют на психоэмоциональное состояние сотрудников, выражающихся в недостаточном размере заработной платы, ненормированностью рабочего дня, неимение собственного жилья и т.д.

Таким образом, как справедливо отмечает Е.В. Василенко, «сотрудники ОВД испытывают воздействие стрессогенных факторов двойного порядка: стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности и стрессоры экстремальных ситуаций, которые создают значительные трудности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий и требуют от сотрудников высокой профессиональной устойчивости, особой психологической подготовленности, умения конструктивно действовать в сложных условиях» Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: автореферат диссертации — Ставрополь, 2008. — С. 4. .

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД порой «ставит» их в такие условия, при которых необходимо мгновенное, правильное оценивание ситуации и рациональный способ поведения, ведь нередко от этого зависит жизнь человека. Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность связана с высокой степенью риска потери здоровья, а иногда и жизни, требует особого организационного построения и правил межличностного общения, повышенной социальной и профессиональной ответственности, что зачастую приводит к нервно-психическому перенапряжению. Длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Проблема психологической устойчивости личного состава подразделений ОВД к стрессу является профессионально значимой, так как от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007. — с. 149.

Для формирования стрессоустойчивости сотрудников ОВД необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных, экстремальных ситуациях.

Среди сигналов, свидетельствующих о том, что работник находится в хроническом стрессовом состоянии, можно выделить следующие: повышенная тревожность, жалобы на соматические недомогания, психологическую усталость, избегание контактов с окружающими, неустойчивое настроение. Сотрудник чувствует, что испытывает внутренний дискомфорт и напряжение. Синдром «хронической усталости» — чувство постоянной усталости, которое преследует человека в течение всего дня и сопровождается снижением работоспособности и эффективности труда. Возникающие стрессовые состояния повышают риск развития психосоматических заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, заболеваний органов дыхания и другие), что проявляется в виде неустойчивого давления, головных болей, головокружении, мышечных спазмов, болей в спине или грудной клетке, расстройства пищеварения, бессонницы. Высокий стресс, зачастую ненормированный рабочий день приводит к нарушению психоэмоционального статуса (повышенной тревожности, депрессии, суицидам и др.). Стресс изменяет поведенческие привычки — возрастает потребление алкоголя, курения, уменьшается физическая активность. В ходе исследований была показана связь напряженности труда, стресса и истощения адаптационных возможностей организма. Поэтому должны быть предприняты профилактические меры по предупреждению последствий профессионального стресса, которые позволят предотвратить или ослабить его влияние.

В настоящее время неуклонно нарастает стрессогенность социального пространства. Техногенные катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные конфликты, боевые действия, участившиеся террористические акты, конфликты на работе, дорожно-транспортные происшествия. И от того, как себя поведет человек в данных ситуациях, может зависеть его жизнь, а также и жизнь окружающих. Выполняя свой профессиональный долг, сотрудникам ОВД приходится выдерживать и преодолевать чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки. Их деятельность связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, ответственностью за конечный результат выполняемых профессиональных задач.

Длительное чрезмерное напряжение сказывается на психическом и соматическом состоянии сотрудников, вызывает развитие дезадаптации. Панкратов В.Н. Культура общения сотрудника органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие. — М.: Приор-издат, 2006. — с. 86. Наиболее перспективным является поиск путей профилактики заболеваний, уменьшение влияния факторов риска формирования хронических заболеваний. Одной из наиболее актуальных задач в целях повышения качества активной жизни является поддержание оптимального физического и психологического здоровья сотрудников ОВД. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутрен- них дел. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — с. 32.

Отсюда немаловажным становится повышение уровня стрессоустойчивости сотрудников ОВД.

Стрессоустойчивость личности необходима не только для обеспечения общественного порядка и безопасности жизнедеятельности населения в экстремальных условиях, но и для жизнестойкости и социальной адаптации.

Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2003. — с. 114.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. М., 1988. — с. 26.

источник

Современный человек большую часть своего времени проводит на работе. Некоторые не могут забыть о работе, даже находясь дома. Часто из-за работы люди находятся в напряжённом состоянии и переживают профессиональный стресс. Причины развития нервного напряжения у работников разных сфер деятельности свои, а признаки и последствия у всех одинаковые. Стресс на работе и дома снижает интерес человека к жизни, истощает его творческие и интеллектуальные способности. Психологическое напряжение приводит ко многим заболеваниям. Избежать этого помогут специальные упражнения, тренинги, методы снятия стресса.

Профессиональный стресс сопровождает представителей разных пофессий

В процессе трудовой деятельности присутствуют раздражающие факторы. Они могут вызывать кратковременные нервные нагрузки. Если их негативное воздействие затягивается, профессиональный стресс становится хроническим. Различают такие виды профессионального стресса:

  1. Физический. Причины его возникновения – некомфортные условия труда, холод, жара, повышенный уровень шума.
  2. Информационный. Возникает из-за умственных перегрузок, повышенных требований. Очень часто им страдают люди, которые совмещают две должности или стремительно поднимаются по карьерной лестнице.
  3. Эмоциональный. Связан с неумением человека адаптироваться к предложенным условиям, расставлять приоритеты, выполнять поставленные задачи. Монотонный рабочий график или резкие смены деятельности являются причинами эмоционального стресса.
  4. Коммуникативный. Профессиональный стресс вызван неумением работника общаться с коллегами, начальством, отстаивать свои интересы (или, наоборот, промолчать), заводить полезные рабочие знакомства.

Причины стресса на работе могут быть разные, поэтому деление на конкретные виды рабочего напряжения условно. Наиболее подвержены рабочему напряжению люди с низкой самооценкой, повышенной тревожностью. Отсутствие мотивации и чётко поставленных целей также снижает стрессоустойчивость.

Постоянный стресс на работе может проявляться по-разному. Признаки стресса на работе индивидуальны для каждого человека, зависят от особенностей организма, типа нервной системы. Можно выделить основные признаки:

  • забывчивость;
  • невнимательность в работе;
  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • беспричинная тоска;
  • потеря чувства юмора;
  • отсутствие радости от результатов труда, похвалы и т. п.;
  • головные боли;
  • боли в спине, желудке;
  • потеря аппетита.

Очень часто на фоне психологического напряжения возникает чувство тревоги, беспомощности.

Избавиться от неприятных симптомов можно, если полностью справиться с напряжением на работе.

Успокоиться в стрессовой ситуации можно без таблеток и алкоголя. Эти методы кратковременны и вызывают зависимость

Стресс – это нормальная приспособительная реакция организма, которая регулируется нервной и эндокринной системами. В зависимости от длительности действия раздражающего фактора, выделяют такие фазы развития профессионального стресса:

  1. Тревога. Первая реакция на раздражитель, в крови повышается уровень адреналина, организм мобилизует силы для борьбы или спасения.
  2. Сопротивление. Наступает в том случае, если стрессор очень сильный, а его действие затяжное. Результатом адаптации организма к новым обстоятельствам является снижение активности физиологических процессов. Все происходящие на этой стадии изменения обратимы.
  3. Истощение. Непрерывное действие стрессового фактора приводит к тому, что у организма не остаётся сил на борьбу, защитные механизмы сломлены.
Читайте также:  Как вылечить свои длительные стрессы

На первых двух стадиях стресс можно побороть самостоятельно. На стадии истощения побороть стресс без посторонней помощи уже очень сложно. Обязательно нужно устранять действие раздражающего фактора или менять своё отношение к нему.

Динамика развития и последствия профессионального стресса

Негативные последствия профессионального стресса связаны со стабильно повышенной концентрацией в крови глюкокортикоидов. Они оказывают влияние на сердечно-сосудистую, нервную, половую и иммунную систему человека.

Последствия затяжного рабочего стресса:

  1. Нарушения сердечного ритма, повышение артериального давления.
  2. Гастрит, язвенная болезнь желудка и кишечника.
  3. Болезни почек.
  4. Дерматиты.
  5. Набор массы тела или её резкое снижение.
  6. Депрессия.
  7. Алкоголизм.
  8. Фрустрация (стресс и фрустрация имеют много общего. Она проявляется тревогой, отчаянием, гневом, агрессией).

Стресс в деятельности руководителя возникает очень часто, избежать его трудно. Особенно страдают молодые специалисты, которые только вступили в должность руководителя. Можно выделить такие организационные факторы стресса:

  1. Необходимость постоянного контроля работы сотрудников.
  2. Ответственность за результаты работы всех сотрудников.
  3. Материальная ответственность.
  4. Низкая мотивация подчинённых.
  5. Несоответствие между потраченными силами и полученным результатом.
  6. Завышенные требования высшего руководства.
  7. Большое количество бумажной работы.
  8. Межличностные конфликты с деловыми партнёрами, сотрудниками.
  9. Осуждение подчинёнными работы, поступков, личных качеств руководителя.

При постоянном нервном напряжении работоспособность руководителя снижается. Он не может нормально организовать трудовой процесс, часто срывается на подчинённых. Это ухудшает общую атмосферу в организации.

Стресс руководителя негативно сказывается на работе всего предприятия

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности являются одним из важных предметов изучения современной психологии. Разрабатываются новые подходы для решения проблемы. Почему возникает рабочий стресс у персонала организации:

  1. Непонимание работником его места в коллективе и цели деятельности.
  2. Выполнение одним сотрудником разных обязанностей.
  3. Достижение пика карьеры, отсутствие дальнейших перспектив роста.
  4. Длительное отсутствие отпуска.
  5. Недооцененность работы руководителем.

Перечисленные факторы становятся причиной низкой мотивации сотрудников, что, в свою очередь, вызывает стресс в деятельности руководителя. Формируется порочный круг – подчинённые и начальник раздражают друг друга. Чем быстрее разрешить напряжённую ситуацию, тем быстрее улучшится работа предприятия.

Как преодолеть стресс? На предприятиях и в офисах уже вошло в традицию устраивать корпоративные вечеринки. Это отличный способ расслабиться, узнать лучше своих коллег, наладить с ними отношения. Однако праздники бывают редко, а в рабочее время стресс в деятельности руководителя и рядовых сотрудников возникает каждый день. Поэтому есть ряд методов, которые позволяют снять напряжение в любой рабочий день:

  • Перед выходом из дома на работу необходимо сделать несколько дыхательных упражнений, за завтраком выпить травяной чай с мятой, мелиссой или ромашкой.
  • Успокоить нервы на работе помогает дыхательная гимнастика. Как только появляется психологический дискомфорт, можно делать упражнения с замедлением выдоха. Для этого нужно сделать глубокий вдох, посчитать про себя до двух, затем медленно выдохнуть, считая уже до четырёх. Привыкнув к такому упражнению, можно при дыхании вести счёт 3:6 или 4:8. Упражнение расслабляет мышцы, нормализует работу сердца.
  • Смена видов деятельности избавляет от умственного перенапряжения. Можно через каждые два часа найти пять минут, чтобы отвлечься на рисование или прослушивание музыки. В обеденный перерыв лучше покидать пределы рабочего помещения. Тогда исчезнет стресс и работоспособность повысится.
  • Очень важно поддерживать дружественные отношения с коллегами, общаться с ними на темы, отдалённые от работы. А общение с людьми, которые вызывают неприязнь, лучше свести к минимуму, стараясь соблюдать правила вежливости.
  • После работы снимать стресс можно прогуливаясь в парке. Нужно полностью освободить голову от мыслей о работе и проблемах, можно наблюдать за людьми, за природой, птицами, делать фото. Дома можно принять контрастный душ.

Короткий перерыв на музыку избавит от стресса

Самые нервные и эмоционально затратные профессии – это те профессии, которые предполагают работу с людьми, они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Рассмотрим напряжения в некоторых профессиях такого типа.

Работа с детьми связана с ежедневным нервным напряжением, которое снижает трудоспособность учителя.

Основные стрессовые факторы в работе педагога:

  • Монотонное повторение одного и того же материала.
  • Необходимость следования чёткой программе, которая не всегда удовлетворяет учителя.
  • Дополнительная нагрузка в виде проверки тетрадей, ведения журналов.
  • Ощущение недооцененности труда со стороны государства.
  • Претензии родителей учеников.
  • Поведение учеников, их конфликты между собой.
  • Отсутствие свободного времени.

Воспитатели и учителя начальной школы испытывают напряжение в основном из-за повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.

Учителям средней школы приходится вести уроки с разными возрастными группами, дети в которых имеют разный социальный статус.

Необходимость перестраиваться с одного класса на другой, переходить от более сложного материала к более лёгкому и наоборот, создаёт дополнительную нагрузку. Постоянный рабочий стресс снижает уровень эмпатии.

Для снятия эмоционального напряжения у педагогов был специально разработан комплекс простых физических упражнений. Делать их можно в любое время. Вот простые упражнения для снятия стресса:

  1. Напрячь пальцы ног на 5 секунд, расслабить.
  2. Напрячь икроножную мышцу левой ноги, расслабить, затем правой ноги.
  3. Напрячь коленки, расслабить.
  4. Напрячь бедра и ягодицы, расслабить.
  5. Напрячь мышцы живота, расслабить. Надуть живот, втянуть.
  6. Слегка поднять плечи, расправить их назад, расслабить.
  7. Наклонить голову вправо-влево, посмотреть вперёд.
  8. Сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть.

Стресс и работоспособность – несовместимые понятия. Поэтому психологи дают рекомендации учителю: никогда не кричать на учеников. Это вредит не только детям, но и педагогу, его силы быстро исчерпываются.

Если ситуация выходит из-под контроля, лучше просто выйти на 2–3 минуты из класса и успокоиться.

Для учителя очень важно умение абстрагироваться. Оно поможет сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Не получится всегда держать класс под контролем, помогать, решать проблемы каждого ученика. Главная задача – доступно изложить материал по программе, оказать помощь тому, кто её просит.

В работе учителя важно умение абстрагироваться

Кроме знания законов юристу, нужно иметь высокую стрессоустойчивость. Только так можно сохранить психическое и физическое здоровье на долгие годы, предотвратить рабочий стресс.

Психологическое напряжение в деятельности юристов возникает из-за:

  • высокой конкуренции;
  • требования клиентов;
  • перемены в законах и подзаконных актах;
  • необходимости идти вразрез со своими морально-этическими принципами.

У прокуроров и судей серьёзную нагрузку на психику оказывает власть. Многие переживают деформацию личности, начинают злоупотреблять служебным положением. Необходимость постоянно иметь дело с худшими проявлениями людей со временем может привести к немотивированному причинению вреда окружающим. Многие юристы утверждают, что победить профессиональный стресс им помогают спортивные тренировки, занятия творчеством в свободное время. Сснизить нагрузку можно и с помощью планирования рабочего дня.

Служба в органах внутренних дел всегда сопровождается повышенными нервными нагрузками. Нормально справляться с обязанностями могут только граждане с высоким уровнем правосознания, психологической устойчивостью и физической работоспособностью. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД:

  • Повышенная ответственность за результаты действий и их последствия.
  • Конфликт между долгом, обязанностью и моральными качествами.
  • Агрессивная реакция граждан на действия со стороны сотрудников ОВД.
  • Негативное моральное воздействие преступников.
  • Постоянная готовность к экстремальной ситуации.
  • Необходимость одновременно прогнозировать несколько вариантов развития событий.

После длительной работы с преступным миром могут возникать навязчивые мысли, параноидальные состояния, появляется гипертрофированное чувство права на насилие.

Чтобы сохранить здоровый рассудок сотрудников, необходимо предоставлять им время на адаптацию после выполнения каждого задания. В отделе обязательно должен работать психолог.

Периодически нужно повышать квалификацию сотрудников, их общий моральный и культурный уровень. Это основные способы борьбы со стрессом в ОВД.

Работа в МЧС все время сопряжена с риском для собственной жизни и ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Основные факторы нервного напряжения:

  • ожидание экстремальной ситуации;
  • боязнь ошибки.

Существуют механизмы накопления профессионального стресса: хронический и травматический. Хронический связан с напряжённым характером повседневной деятельности. Травматический рабочий стресс у работников МЧС стресс возникает тогда, когда они переживают ситуацию, выходящую за рамки их обычного опыта.

Ликвидация стихийных бедствий, пожаров, спасение людей от смерти – специализация работников МЧС, но каждая новая ситуация отличается от предыдущей, трудно что-либо спрогнозировать. Именно это вызывает профессиональный стресс.

Профилактикой деформации личности и эмоционального выгорания в МЧС занимаются целые научные институты. Они разрабатывают и внедряют новые современные подходы к анализу профессионального стресса. С сотрудниками проводятся тренинги по самоконтролю, обучению навыкам экстренной релаксации.

Рабочий стресс – серьёзная проблема современности. Избежать его нельзя, но можно научиться контролировать. Работа – это способ заработать деньги. Если в работе получается реализовать свои амбиции, проявить способности, моральные качества, творчество, то это отлично. Кроме работы у человека должны быть другие занятия, увлечения, общение с семьёй и друзьями. Тогда будет гораздо легче пережить стресс на работе.

источник

Простяков В.В., доцент Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, полковник милиции.

Зеленцова О.Н., преподаватель Московского университета МВД России, майор милиции.

Преступность как закономерный продукт общества стала глобальной по размаху и острейшей по глубине проблемой современности.

Наиболее существенное влияние на состояние преступности в настоящее время продолжает оказывать комплекс криминогенных факторов, определяющих состояние правопорядка в Российской Федерации в последние годы. Доминирующее значение здесь имеет уровень экономического и социального развития общества, материального и духовного благополучия граждан, продолжающаяся антитеррористическая операция в Чеченской Республике.

Коренные преобразования в России, обострение криминогенной ситуации в стране, когда преступность стала угрозой ее национальной безопасности, ставят перед органами внутренних дел новые, сложные и ответственные задачи, вызывают необходимость более результативной работы по преодолению агрессии преступного мира.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Экстремальный характер деятельности сотрудников милиции, негативное воздействие криминально зараженной среды, где доминируют враждебные остальному обществу нормы, ценности, идеалы, высокая нервно-психическая нагрузка в связи с высокой ответственностью за результаты работы предъявляют высокие требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение.

Проблема психологической устойчивости личного состава подразделений ОВД к стрессу является профессионально значимой, так как от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности.

Для формирования стрессоустойчивости сотрудников ОВД необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных, экстремальных ситуациях.

Среди различных контингентов специалистов экстремального профиля особая роль принадлежит сотрудникам ОВД, выполняющим в мирное время сложные оперативно-служебные задачи. Это борьба с организованной преступностью, наркомафией, терроризмом и различными правонарушениями.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника [6; 7. С. 625 — 672].

Вопрос личной психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимым, ибо от него зависит эффективность служебной деятельности сотрудников ОВД. Еще в первой половине 1990-х годов психологами МВД было проведено изучение стрессоустойчивости большого числа сотрудников некоторых областных УВД [1]. Исследование показало, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения [1].

Влияние этих факторов при полном или частичном неумении сотрудников ОВД с ними бороться способствует возникновению невротических расстройств, препятствующих исполнению служебных обязанностей. В некоторых случаях они могут привести к временной нетрудоспособности, о чем свидетельствуют данные по заболеваемости психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями среди сотрудников ОВД.

В середине — конце 1990-х годов, в настоящее время общая ситуация в стране не улучшилась, а, наоборот, была отягощена первой и второй чеченскими войнами, разгулом преступности, а в результате негативным отношением части общества к работе правоохранительных органов, что не могло не сказаться на ухудшении общего психического состояния сотрудников.

Для оказания помощи людям, действующим в сложных стрессовых ситуациях, в 60 — 80-х годах прошлого столетия психологами предлагались два принципиальных подхода: 1) в ходе военного обучения создавать условия, максимально приближенные к боевым, что позволит ослабить психотравмирующее воздействие на человека стрессоров реального боя; 2) используя весь арсенал психотерапевтических воздействий, как можно быстрее «вывести» пострадавших из-под психотравмирующего влияния боевого стресса.

На наш взгляд, оба подхода имеют массу достоинств, но также и существенные недостатки. В первом случае мы полагаем, что для того, чтобы человек мог противостоять воздействию очень сильного и относительно продолжительного стресса, каким является современный бой, он должен для начала научиться противодействию более простым и ежедневно встречающимся стрессовым ситуациям.

Второй путь решения проблемы борьбы с психической травмой — психотерапевтический — хорош как дополнение, но не основной, ибо не имеет жестко спрограммированного подготовительного этапа для обучения деятельности в условиях стресса. И при первом, и при втором подходе остается непонятным, на какие внутренние психологические составляющие надо воздействовать, чтобы сформировать стрессоустойчивую личность.

Одним из возможных подходов к психопрофилактике психических расстройств, позволяющим держать весь процесс формирования стрессоустойчивости под педагогическим контролем, у сотрудников ОВД, решающих эту задачу теоретически обоснованно и понятно, может стать трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Лазаруса.

Копинг — значит преодоление стресса, стресс и копинг — два нераздельных для человека процесса. Р. Лазарус [4. С. 178 — 208; 5. С. 121 — 126; 14; 15. P. 175 — 266; 16; 17; 18. P. 177 — 214] попытался первым обосновать положение, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.

Читайте также:  Как вылечить заикание из за стресса

Копинг-поведение регулируется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управление стрессором.

В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее (интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми (аффилиация); умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт (эмпатия); позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовность человека, вера в бога и т.д.; ценностная мотивационная структура личности. Ресурсы социальной среды тоже определяют поведение человека. К ним относятся: система социальной поддержки или социально-поддерживающая сеть — это окружение, в котором живет человек (семья, общество).

Деятельность сотрудников ОВД является периодом, в котором в отличие от предыдущей жизни у человека должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессии) копинг-поведение, позволяющее бороться со стрессом ежедневно независимо от силы стрессора, всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение.

Начало этому процессу должно быть положено еще в стенах учебных заведений МВД. Однако в реальной жизни процесс этот протекает стихийно, часто неосознаваемо для самой личности. Любой курсант вуза МВД России твердо знает, какая у него успеваемость, но, как показывают исследования, мало кто может сказать, каков у него личный уровень стрессоустойчивости, на каком этапе развития в этом смысле он находится.

В принципе все сотрудники ОВД могут быть условно разделены на две группы: 1) те, у кого копинг-поведение стихийно, но все же оказалось в принципе сформировано; 2) те, чье копинг-поведение так и не было сформировано. По шкале «копинг сформирован — не сформирован» можно проградуировать весь личный состав ОВД. Не вызывает сомнения, что процессы формирования новой Я-концепции сотрудника ОВД как личностного копинг-ресурса и копинг-стратегий осуществляются параллельно, оказывают выраженное влияние на становление личности сотрудника и взаимосвязаны.

Формирование позитивного активного копинг-поведения у сотрудников ОВД позволит положительно решить многие проблемы, связанные с личным составом, о которых мы писали выше. Теория копинг-поведения не отрицает, а лишь существенно дополняет все уже имеющиеся способы борьбы со стрессом.

Вместе с тем многие теоретические аспекты проблемы копинг-поведения нуждаются в детальной проработке.

Это связано с тем, что стресс и копинг-поведение являются элементами более общей системы организма, название которой — психическое состояние.

Как известно, среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест [8; 9]. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические достояния существенно определяют характер и успешность деятельности человека.

В научной литературе встречается большое число различных определений понятия «психическое состояние», которые прямо или косвенно подчеркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения. Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Таким образом, в структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т.д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.). Между тем если исходить из того, что стресс суть особое состояние, то надо признать, что его структура наряду с эмоциональным включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и др.).

Таким образом, стресс — это комплексное состояние организма, характеризующееся повышенной напряженностью, возникающей независимо от сознания человека и протекающей на сознательном, бессознательном и физиологическом уровнях.

Сегодня психологи хотя бы и косвенно, но пытаются говорить о роли бессознательного в психических состояниях: «К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Хотя регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются малоразработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности. » [3].

На наш взгляд, как раз вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в стрессовом состоянии и сниженная управляемость организмом со стороны сознания при стрессе и является одной из важнейших характеристик стресса.

В обычной, дострессовой, ситуации поведение человека хорошо регулируется со стороны сознания, роль бессознательных факторов, влияющих на поведение, снижена. Но по мере нарастания напряженности (усиления стрессовости ситуации) человек все в меньшей мере управляет своим поведением сознательно. Психическое бессознательное, проявляющееся в неадекватных эмоциональных реакциях, начинает активно внедряться в процесс управления поведением.

Для того чтобы изучить динамику соотношения сознательного и бессознательного в стрессовой ситуации, мы решили использовать теорию копинг-поведения, делающую акцент на когнитивных факторах стрессоустойчивости и их влиянии на эмоциональные компоненты стрессовой ситуации.

В связи с этим мы считаем, что социальная адаптация личности, представляющая собой процесс развивающейся взаимосвязи стресса и механизмов его преодоления, может быть рассмотрена с точки зрения интегративной копинг-модели, основанной на работах Р. Лазаруса [4; 5; 14 — 18] и С. Фолькмана [10. P. 839 — 852], описавших и определивших ключевую роль психических факторов и регуляции поведения человека.

Модель является транзакциональной, так как поведение рассматривается как результат транзакций между человеком и его средой, влияющих один на другого. Согласно Р. Лазарусу и С. Фолькману [11. P. 219 — 239; 12. P. 992 — 1003; 13. P. 106 — 116; 19. P. 282] данная теория базируется на связи стресса и копинга. Связующие характеристики заключаются в рассмотрении стресса как связи между личностью и средой, которая оценивается как испытывающая или превышающая ее ресурсы, угрожающая ее благополучию. Стресс рассматривается не как «собственность» личности или среды, не как стимул и ответ, а как особая связь между личностью и средой, которые находятся в динамических связях, постоянно изменяются, а сами связи управляются с двух сторон — личностью и средой. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название «копинг».

Как отмечалось ранее, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана, копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.

В связи с этим понятие «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается Р. Лазарусом [4] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.

Таким образом, если стресс — это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то копинг-поведение — это процесс восстановления этого равновесия. Рассмотрим эти концептуальные положения более подробно.

По мере усиления стрессового характера ситуации человеческая психика реагирует ограничением сознательного влияния на деятельность и возрастанием роли бессознательного в поведении.

Предположим, что существует четыре основных типа стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности.

Первый тип ситуаций связан с постоянной повседневной деятельностью сотрудников МОБ и характеризуется условиями деятельности, к которым сотрудник привык, т.е. он знает, как, когда и что надо делать, у него существует набор привычных способов поведения в данных ситуациях (например, у сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) — при патрулировании). Эти ситуации не представляют угрозу для сотрудника, во всяком случае, они так оцениваются им самим. Ситуации второго типа характеризуются нарушением параметров привычности, стандартности поведения в целом или какого-то конкретного действия. Эти ситуации, как и первые, не несут в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника (например, работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий).

Ситуации третьего типа отличаются от ситуаций первого типа наличием элементов опасности и риска, вместе с тем деятельность в условиях этих ситуаций осуществляется по известным сотруднику канонам и стандартам (например, сотрудник работает по пресечению массовых беспорядков).

И наконец, ситуации четвертого типа возникают в условиях опасности и риска, а также полной или почти полной неизвестности относительно алгоритмов своей деятельности для достижения поставленной цели (например, задержание вооруженного преступника).

В ответ на воздействие ситуации любого типа поведение сотрудников может быть: 1) адаптивным (т.е. адекватным ситуации и нацеленным на разрешение проблем, вызванных ситуацией); 2) псевдоадаптивным (имитирующим деятельность, но не достигающим цели или только частично достигающим); 3) дезадаптивным (уклоняющимся от разрешения проблемы).

Принципиальная схема реагирования на стрессор в копинг-поведении включает в себя когнитивные оценки (первичные и вторичные), а также эмоционально-оценочные реакции. Первичная оценки стрессора приписывает ему сначала определенный знак, т.е. стрессор (событие) оценивается как: 1) позитивное (благотворное), 2) негативное (вредоносное, опасное и т.п.), а также 3) как нейтральное. Затем, исходя из первичной когнитивной оценки события, происходит неосознаваемое включение эмоционально-оценочных реакций, которые подконтрольны когнитивной оценке. После включения эмоциональной оценки формируется определенное управляемое психическое состояние (в условиях которого протекает ответное поведение). На третьем этапе реагирования на стрессор включается вторичная когнитивная оценка, которая по механизму организации обратной связи либо одобряет первичную оценку и деятельность на его основе (при этом возможна некоторая корректировка психического состояния и поведения), либо, если деятельность и психическое состояние оцениваются как неправильные, выполняет функции психологической защиты.

Стрессовая ситуация приводит к напряжению и даже разрыву связей (частичному или полному) в системе единства сознания и деятельности. При этом чем сильнее стрессовое напряжение, тем в меньшей мере сознание регулирует поведение и деятельность в целом.

Эта ситуация объясняется резкой активизацией психических бессознательных процессов при стрессе. Перефразируя знаменитое высказывание З. Фрейда, можно утверждать, что «стресс является королевской дорогой в бессознательное». В целом поведение сотрудников ОВД в стрессовой ситуации можно выразить следующим вербальным алгоритмом: стрессор — сознание (ослабление) — бессознательное (усиление) — поведение.

При этом важно учитывать, что стресс — это не просто конфликт в системе «когнитивное — эмоциональное», а скорее конфликт в системе личностной психосемантики (значений, личностных смыслов), чаще обозначается в современной психологии как сознательные и бессознательные процессы.

С учетом основных стратегических типов копинг-поведения психопрофилактические мероприятия должны делиться на три группы.

В первую группу включаются психопрофилактические мероприятия самого общего характера. Ее контингентом являются сотрудники ОВД, а целью — формирование активного адаптивного функционального копинг-поведения, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств.

Первичная копинг-профилактика проводится со всеми вновь поступившими на службу в ОВД, как курс молодого бойца с начинающими службу в армии.

Копинг-профилактика решает следующие задачи:

  • обращает внимание сотрудников на наличие проблемы формирования личной стрессоустойчивости, обучает эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий;
  • увеличение потенциала личностных и средовых копинг-ресурсов (формирование, развитие позитивной устойчивой Я-концепции, повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, эффилиации, интернального локуса контроля, восприятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации задач копинг-профилактики являются обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание сотрудникам социальной поддержки адекватными социально-поддерживающими сетями, обучение навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психологического тренинга проблемразрешающего копинг-поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию Я-концепции, снижению чувствительности к отвержению и т.д.

В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, врачей и других воспитателей. Применяемые профилактические программы могут фокусироваться как на отдельных социальных сетях, так и на отдельных индивидах или социальных группах, используя при этом средства массовой информации, возможности досуга, тренинг поведенческих навыков и т.д.

Вторичная копинг-профилактика (или специальная) проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными группами сотрудников ОВД в стрессовой ситуации.

Достижение цели специальной копинг-профилактики требует выполнения следующих задач.

Овладение навыками практического применения активной копинг-стратегии разрешения проблем, совершенствование использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологическая коррекция вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания.

Повышение потенциала блока личностно-средовых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной Я-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интернального контроля, коррекция естественных социально-поддерживающих сетей, изменение направленности получения социальной поддержки от неадекватных социальных сетей на адекватные).

Реализация задач специальной копинг-профилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям).

Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в форме различных видов психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг-поведения, коммуникационных навыков посредством развития эмпатии, аффилиации, снижения чувствительности к отвержению, занятий с психологами по повышению самооценки и коррекции отдельных сфер искаженной Я-концепции, выработка мотивационных навыков на достижение успеха и другие формы).

Третичная, или особенная, копинг-профилактика проводится с сотрудниками, заболевшими различными хроническими заболеваниями, и в этом смысле уже собственно профилактикой не является.

Исходя из этого третичная копинг-профилактика психосоциальных расстройств у сотрудников является преимущественно медицинской, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию, предупреждение обострений, сокращение сроков временной нетрудоспособности, социальной дезадаптации вследствие заболевания. Она осуществляется путем обучения больных активным эффективным стратегиям преодоления стресса, оказания социальной поддержки, проведения лечения специально подготовленными психотерапевтами, психологами и т.д.

Особенностью третичной копинг-профилактики является необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и специфическим копинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т.д. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной и на более низком функциональном уровне.

источник