Меню Рубрики

Реакция на стресс зависит от темперамента

Анализ проблем изучения реагирования личности в стрессовой ситуации в зависимости от типа темперамента. Виды психологической защиты и упражнения, направленные на сохранение физического и психического здоровья. Основные аспекты стрессовых реакций.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

БУЗ ВО «Воронежский областной клинический наркологический диспансер

Исследование особенностей переживаний стресса в зависимости от темперамента

В статье рассматриваются проблемы изучения реагирования личности в стрессовой ситуации в зависимости от типа темперамента. Проведён теоретический анализ по данной теме, разработаны виды психологической защиты и упражнения, направленные на сохранение физического и психического здоровья. Даны рекомендации педагогам, социальным работникам, руководителям, персоналу, а также тем, кому не безразлично его психическое и физическое здоровье.

Ключевые слова: стресс, психологические защиты, перенапряжение организма, типы темперамента, стрессоры, техники саморегуляции.

Актуальность проблемы. Стремительный ритм современной жизни делает стресс неизбежным. Однако он не должен преследовать человека на каждом шагу и тем более портить ему здоровье. В медицине о стрессе говорят в тех случаях, когда события в жизни человека подавляют его способность справляться с данной ситуацией. Стрессовым событием можетбыть как нечто хорошее — радость, так и плохое, например, горе. В любом случае возникает психическая реакция, которая выводит человека из равновесия.

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом. Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента — воздействие социальных факторов, остальные — все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятсяк этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress — давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие. Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима. Не разрешенной является наданный момент такая задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации. А именно этот аспект является основной проблемой психологии стресса, поскольку его разрешение даст возможность разрабатывать коррекционные программы, направленные на повышение адаптационных возможностей личности.

Основные аспекты стрессовых реакций. Теория Селье. Неспециалисты отождествляют стресс просто с нервным напряжением. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция надостаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы, фазы, видыТермин «стресс» (с англ. «давление») первым ввёл американский учёный Уолтер Кэннон.В своей первой работе в 1936 г. Ганс Селье описал теорию общего адаптационного синдрома, который обозначал нервно-психическое напряжение. И только в 1946 году Селье в своих трудах ввёл термин «стресс», обозначив тем самым открытое им общее адаптационное напряжение. Эта небольшая публикация явилась началом всемирной известности теории стресса. [7]

Согласно его теории, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, но и процесс адаптации, тренировки защитных механизмов как физических, так и психических. Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Согласно Селье, выделяют 3 стадии общего адаптационного синдрома:

1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы; 2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма всоответствии с новыми условиями; 3)стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации. Согласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс.

Виды стресса. Как отмечает русский и европейский психолог Леонова А. Б., в настоящее время наряду с понятиями «психологический (психический) стресс» и «эмоциональный стресс» при изучении механизмов и последствий стресса все чаще используется дифференцировка стресса в понятиях «информационный», «операциональный», «посттравматический», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «управленческий стресс», «организационный стресс» и др.[4]

Доктор психологических наук Столяренко А.М. выделяет четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на человека:

1) оптимальная, безусловно благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психической деятельности — психологический эустресс;

2) интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях — психологический экстресс;

3) предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей — психологический дистресс;

4) сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение — психологический гиперстресс[8]

Обзор научной литературы по изучению стресса позволяет сказать, что на сегодняшний день существует большое количество трудов, в которых авторы по-разному трактуют понятие стресса. М. Тишкова считает стресс как особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и привлечение в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации.Основоположникомсубъективистского подхода считается Р.Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;2) представлением о своих способностях влиять на последствия [2]Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана, который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [6]

В современной трактовке выделяют 4 вида стресса:

1) Эустресс; темперамент стрессовый здоровье

Но, сам по себе стресс не может возникнуть без условий для него созданных. Итак, причинами являются:

1) социально -экономическая и политическая ситуация;

3) межличностные конфликты;

4) отсутствие групповой сплочённости и поддержки;

5) экстремальные условия труда;

8) монотонность в работе, однообразность;

9) отсутствие востребованности.

Таким образом, причиной развития стрессового состояния может стать абсолютно любая ситуация, которая может оказать сильное воздействие на человека. Очень большое влияние на эмоциональный фон человекаоказывают и такие внешние раздражители, как смерть близкого человека, постоянные скандалы на работе. Если говорить о внутренних раздражителях, то речь идет о пересмотре каких-то жизненных позиций, убеждений, самооценке человека. Стрессам подвергаются и мужчины, и женщины разного возраста, независимо от их социального положения и финансового благополучия. И если в небольшом количестве стрессы даже полезны организму, то постоянное пребывание в таком состоянии приведет к серьезным патологическим изменениям.

Симптомы при таком состоянии нарастают постепенно и исследователи объединили их в две группы: когнитивные и эмоциональные.

видение только отрицательных моментов;

постоянное присутствие волнения;

необоснованные тревожные мысли.

Эмоциональными симптомами будут:

резкие перемены настроения без причины, внезапные вспышки гнева;

чувство одиночества и изоляции.

В стрессе человек отмечает нарушения аппетита — он может вовсе пропасть или же, наоборот, стать чрезмерным. Кроме этого, при прогрессировании стресса появляются нервные тики, характерные однотипные движения — например, человек может постоянно покусывать губы, грызть ногти. Также развивается недоверие к окружающим. Вышеперечисленные симптомы рассматриваемого состояния позволят сразу определить, что человек находится в стрессе, а психологические тесты помогают это выявить. Соответственно, если угроза исчезает, то физиологические проявления возвращаются в норму. Наоборот, при длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические и развиваются болезни.

Отсутствие или нехватка стрессоров может привести к снижению адаптивности организма — врождённая и приобретённая способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Как отмечают психологи, недостаток впечатлений может вызвать апатию и потерю интереса к жизни. Поэтому, скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

Итак, феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений, в которых он рассматривается: как совокупность факторов, воздействующих на психику человека, его психофизиологию; как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как психическая напряженность, приводящая к целому ряду психических нарушений.

Понятие темперамента.Особенности проявления реакций.

Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее

индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая немецким психологом Эрнстом Кречмером. По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях. [1]По мнению исследователей в области психологии (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин), опыт жизни большинства людей показывает, что реакция организма на травмирующую ситуацию индивидуальна. Существует ряд исследований, в которых показана зависимость между темпераментом и реакцией на стресс. [2,6,8]

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица. [5]

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством. Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека. Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной пауки на природу индивидуально-психологических различий. Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. И.П.Павлов считал, что установленные им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического темперамента; спокойный, медлительный — в основе флегматического; возбудимый, безудержный — в основе холерического; слабый — в основе меланхолического [6]. С точки зрения Юнга, нельзя говорить о том, какой тип лучше. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Так как же влияет травмирующая ситуация на тип темперамента? Рассмотрим, что происходит с каждым в отдельности в момент стресса.

Меланхолик — «стресс кролика» — испытывает тревогу, сильный испуг. Склонны к самообвинению, нет сил для противостояния. Часто у них в таком состоянии развивается бессонница.

Холерик — «стресс льва» — вспыльчив, неуравновешен. Отсюда реакция может быть в виде агрессии, протеста, гнева.

Флегматик — «стресс вола — в критических ситуациях способен сохранять выдержку, контроль за эмоциями. Он заедает проблему, что может привести к очень быстрому набору веса, а это в свою очередь — к нарушению здоровья (ожирению, гипертонии, сахарному диабету). У них замедляется мыслительная деятельность, присутствует вялость, апатия, постоянная сонливость. Может долго жить и работать в травмирующей ситуации.

Сангвиник — обладает сильной нервной системой, что помогает ему справляться с негативными эмоциями. У людей такого типа присутствует уверенность всобственные силы и оптимизм.

Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Виды психологических защит в зависимости от типа темперамента. Психологическая защита — это перестройка системы ценностей, направленная на снижение значимости в данный момент времени и тем самым минимизацию травмирующей ситуации. Чтобы оптимально справляться с неблагоприятными факторами внешней среды, необходимо каждому типу владеть защитными механизмами. Рассмотрим самые значимые.

У сангвиника защита отличается преобладанием отрицания и рационализации. Отрицание позволяет ему переориентировать внимание и не допустить того, что могло бы ухудшить его представление о себе. Рационализация используется для толкования всех сомнительных ситуаций в свою пользу с целью сохранения самооценки.

Холерик в защите использует вытеснение и замещение. Вытеснение обеспечивает ему скоростное исключение из сознания всего, что его не устраивает. Замещение создает оптимальные условия переключения кипучего темперамента с объекта, не подходящего для разрядки агрессивных импульсов, на безопасную мишень, допускающую активную мышечную разрядку. У флегматика выделяются подавление и сублимация. Только долгое суммирование позволяет флегматику либо блокировать (подавить) неприятную информацию, либо переадресовать ее из сферы действий социально неодобряемых в социально одобряемое русло (сублимировать).

У меланхолика отмечается доминирование избегания, проекции и идентификации. Избегание включается, когда в связи с его обостренной чуткостью ситуация оценивается как неконтролируемая. Проекция позволяет переложить ответственность за свои неудачи на других людей и тем самым поддержать неустойчивое внутреннее равновесие, а идентификация обеспечивает эмпатию, такт и чувствительность к новым веяниям.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента преобладает у того или иного человека. Известный психолог Х. Айзенк считает, что личность человека включает 4 уровня: 1) — уровень отдельных реакций; 2) — уровень привычных реакций; 3) — уровень отдельных черт личности; 4) — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект. [8]Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформированы ценные качества личности.

Рекомендации по профилактике стрессоустойчивости. Все более востребованными становятся сегодня тренинги по стрессоустойчивости, помогающие руководителям, персоналу, студентам, да практически каждому, решать главные для них вопросы: «Как выжить в современном мире и сохранить себя? Как укрепить здоровье? Как сделать жизнь полноценной, а личность — гармоничной?». С этой целью можно предложить несколько упражнений.

Техники саморегуляции. Инструкция: закрыть глаза.Сделать глубокий вдох, выдох. Окинуть себя «внутренним взором», отметить места мышечных зажимов, напрячь их ещё сильнее на вдохе, на выдохе сбросить напряжение. Повторить упражнение несколько раз.

Не переживать раньше времени. Очень часто мы начинаем волноваться ещё до того, как появляется реальная угроза. Если мы научимся не делать этого, то сохраним много энергии.

Упражнение «Зато». Инструкция : на листе бумаге с одной стороны указываются слабые стороны самим участником, а с другой пишется ЗАТО.

Направлено на выявление слабых сторон и поиск путей компенсации и ресурсных зон.

Все перечисленные техники могут занять не так много времени, тем самым помогая вам защитить своё психологическое и физическое здоровье от вредного влияния стресса.

Таким образом, проанализировав источники, необходимо рассматривать человека как целостную и устойчивую структуру, для которой естественна защитная реакция на неблагоприятное, наносящее ей вред воздействие. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На то, как человек будет реагировать в то или иной ситуации влияет не только его темперамент, но также и реакция организма на травмирующую ситуацию. Она индивидуальна и зависит от особенностей личности, характера, состояния психики, темперамента, самооценки, а также родительских установок.

Читайте также:  Эндокринные заболевания и психологический стресс

1. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С. 343-351.

2. Куташов В.А., Хабарова Т.Ю., Ульянова О.В. Организация процедуры исследования медико-социально-психологических и неврологических характеристик больных с аффективными расстройствами // «Системный анализ и управление в биомедицинских системах». 2015. Том 14, №3. С. 588-592.

3. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 2010. 135 с.

4. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. — СПб.: Питер,2011. 256 с.

5. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. — 2004. — №2. — С. 75-85.

6. Мильман, В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман — М., 1983.

7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, «Физиологическое

учение о типах нервной системы, темпераментах тож». М.: Л.: Издательство

Академии Наук, 1951, стр 88

8. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н\Д. Издательство «Феникс»,1997г. — 736с.

Теоретические подходы к проблеме изучения зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента. Копинг-поведение как способность к преодолению стресса. Эмоциональные реакции на стресс, их зависимость от свойств нервной системы.

курсовая работа [307,3 K], добавлен 22.10.2012

Понятие, виды и характеристика темперамента. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Темперамент и свойства нервной системы. Особенности типов темперамента в зависимости от свойств личности. Самооценка в зависимости от темперамента.

презентация [1,2 M], добавлен 24.04.2012

Психологические теории темперамента. Современное состояние изучения психологии конфликта. Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа [985,3 K], добавлен 21.04.2015

Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа [928,2 K], добавлен 26.06.2015

Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа [289,9 K], добавлен 18.09.2007

Понятие, виды, теории темперамента. Анализ взаимодействия типов темперамента и социометрического статуса в группе учащихся 7 Б класса средней общеобразовательной школы № 31 г. Осинники. Методика определения типа темперамента и социометрического статуса.

курсовая работа [68,9 K], добавлен 10.03.2010

Исследование исторических аспектов проблемы темперамента; изучение его понятия, сущности и типологии. Рассмотрение основных методов и программы исследования темперамента. Выявление связи между темпераментом и механизмами психологической защиты личности.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 24.04.2015

Сущность понятий стресса, стрессоустойчивости и темперамента. Источники и особенности профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты, методы предупреждения и преодоления. Методика и этапы исследования ее психологической структуры.

дипломная работа [85,2 K], добавлен 19.05.2015

Понятие «темперамент» и его классификация с точки зрения бытовой психологии. Основные типы и свойства темперамента. Анализ понятия «характер» в психологической литературе. Экспериментальное исследование влияния темперамента на характер личности.

дипломная работа [630,3 K], добавлен 12.01.2015

Определение понятия «темперамент». Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.

презентация [1,9 M], добавлен 02.11.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

В современном мире для достижения успехов человек должен быть продуктивен — это аксиома. Успевая вовремя добиваться поставленных задач, мы совершенствуем себя как практичную личность и тем самым становимся выгодны для выполнения наиболее ответственной и поощряемой работы. Но порой на пути к успеху мы спотыкаемся: начинаем откладывать дела или слишком спешить, не можем нормально расслабиться из-за навязчивых мыслей об обязательствах, теряем репутацию труженика. В чём же причина наших падений?

Идея данного исследования возникла в преддверии окончания учебного года, который, как обычно, сопровождается множеством зачётных работ. Я стала задаваться вопросом: «Почему одни ученики справляются с контрольными лучше, чем другие?», но не смогла найти на него ответ. Из множества факторов, влияющих на подготовку, для себя мне удалось выделить ключевой — это восприимчивость к стрессу. Стрессоустойчивость позволяет человеку не поддаваться страхам возможного провала в ответственном деле и избегать паники, абстрагируясь на время от груза забот и уделяя максимум внимания главной из поставленных задач.

В связи с этим становится крайне актуальным изучение влияния стресса на продуктивность человека. Понимая собственные индивидуальные слабости, мы можем эффективнее с ними бороться и подбирать оптимальное решение для конкретной стрессовой ситуации.

Научная новизна исследования состоит в том, что мы попытаемся подобрать ключ к стрессоустойчивости в зависимости от темперамента человека и с учётом его врождённых особенностей восприятия, создав собственную таблицу реакции на стресс.

Цель данной работы заключается в установлении корреляции восприятия стресса с темпераментом человека.

Исходя из цели, поставим следующие задачи:

Ознакомиться с классификацией темпераментов человека

Изучить влияние стресса на каждый из видов темперамента

Проанализировать и структурировать полученный результат в виде таблицы

Актуальность темы, а также новизна исследуемого вопроса обусловили выбор:

Объекта исследования: биологии, психологии;

предмета исследования: влияние стресса на психофизическое состояние человека в зависимости от его темперамента.

Гипотеза: если мы изучим личностные типы, то придём к выводу, что люди, сочетающие в себе признаки нескольких темпераментов, наиболее устойчивы как к кратковременным, так и к продолжительным стрессам.

Основные методы исследования:

В качестве практической значимости работы можно отметить её полезность для использования на тренингах по психологии параллелей средних и старших классов, уроках обществознания, классных часах и конкурсах проектно-исследовательских работ учащихся, а также пригодность в быту для улучшения самоконтроля и понимания восприятия окружающих, развития понимания и терпимости.

Анализ проводится на материалах следующих печатных изданий:

Справочники. Клиническая психология: словарь под ред. Н. Д. Твороговой. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. , Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 464 с. , Национальная психологическая энциклопедия: словарь под ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. , Психологический словарь журнала «Вопросы психологии», Словарь психологических качеств и свойств Трифонова Е. В., Пневмапсихосоматология человека

Работы отечественных и зарубежных психиатров. Бехтерев В. И., Павлов И. П., Сеченов И. М., Лазурский А. Ф., Рубинштейн С. Л., Теплов Б. М., Зейгарник Б. В., Гальперин П. Я.

В соответствии с поставленной целью, гипотезой и методами структура исследования включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность, научная новизна, цель, задачи и методы исследования, описывается структура работы.

В первой главе дан общий анализ классификации темпераментов человека по И. П. Павлову и Я. А. Фельдману, основоположникам современного понятия темперамента.

Во второй главе изучено влияние стресса на каждый из четырёх видов темперамента их современной классификации.

В третьей главе представлены результаты анализа полученных данных.

Библиографический список состоит из 10 названий научных работ и 9 ссылок интернет-ресурсов.

Ознакомление с классификацией темпераментов человека

Когда дело касается человека как личности, все границы условны, потому что нашему развитию сопутствует стечение огромного множества обстоятельств и предпосылок, таких как: генетические, исторические, семейные, ситуационные, географические, финансовые и многие другие. Взяв в основу работы предпосылки генетического характера, мы понимаем, что речь пойдём о чём-то неизменном [3; 15] и сугубо личном, неотъемлемом от человеческого характера.

Именно такой составляющей нас самих является темперамент. Взаимосвязь с ним стресса на протяжении всей жизни является константой, но п ризнание генетических предпосылок характера ни в коем случае не означает его предопределённости; согласно положениям современной генетики наследуется лишь «норма реакции» — набор различных способов реагирования на влияние окружающей среды [8; 13]. Однако п роследить принадлежность человека к одному из четырёх — флегматическому, меланхолическому, сангвиническому и холерическому — типов темперамента можно уже с раннего детства.

Сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) — флегматический темперамент

Неспешен, стабилен, имеет устойчивые стремления, хладнокровен. Его присуще абсолютное спокойствие. Флегматику нехарактерны аффективные проявления, расстройства и импульсивность [19; 1], поскольку такого индивида невозможно вывести из себя. Порой ему не хватает скорости реакции — может сработать стереотипное мышление и не хватить гибкости суждений. Эти люди отлично соблюдают правила и инструкции, но им нелегко принимать что-то новое.

Слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) — меланхолический темперамент

С клонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Из-за привычной боязливости [19; 2] такой человек упорно избегает трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывает его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется особенно быстро и с чувством глубочайшего облегчения. Наблюдателен, мнителен, аккуратен в любой работе.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову) — сангвинический темперамент

Подбадриваемый частой сменой впечатлений, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями, с ангвинический тип характеризуется быстротой, уравновешенностью и средней интенсивностью психических процессов [19; 3]. Эмоциональность быстро меняется, поэтому не является глубокой. Таких людей очень легко отвлечь любыми внешними раздражителями, поскольку их глубина переживаний достаточно низка. Им необходима постоянная смена впечатлений и уйма интересных дел, иначе они становятся скучными и вялыми.

Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) — холерический темперамент

Быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, вскорости истощаемый. Лишён баланса нервных процессов [19; 4], что резко отличает его от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью [5; 9] , однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро «перегорает». Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести, поскольку они моментально вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают.

Несмотря на обилие присущих черт, в природе редко появляются люди исключительно с одним из четырёх «наборов» нервной системы — данная классификация даже груба с точки зрения нейробиологии [17; 12]. Однако, придуманная за четыре века до нашей эры Гиппократом, она нашла достаточное научное обоснование в трудах небезызвестного русского академика Ивана Петровича Павлова, дав начало прочим, более глубоким исследовательским системам. После Павлова концепцию темпераментов поддержал британский учёный Ганс Юрген Айзенк — составитель популярного по сей день IQ -теста.

Ссылаясь к одной из печатных лекций Павлова « О работе больших полушарий головного мозга », мы отмечаем, что биологические и даже генотипические свойства организма определяют темперамент, а так как последний составляет основу характера, то естественно будет рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера — и темперамент в том числе.

В настоящее время концепцию четырёх темпераментов подкрепляют понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы [6; 11]. Соотношение «высокого» и «низкого» уровней для каждого из этих двух параметров даёт некую индивидуальную характеристику человека. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей [5; 6], замеченные ещё врачами древности.

Оригинальная концепция темперамента представлена в книгах Якова Адольфовича Фельдмана « Теория уровней и модель человека » (2005) и « Философ на пляже » (2009). В них рассматривается «человек в потоке однотипных задач».

Выясняется, что человек включается в решение постепенно, постепенно уменьшает число ошибок и время решения одной задачи. Тогда говорят, что «работоспособность растёт» или «растёт разогрев». Затем наступает максимум ( плато ), далее разогрев падает до нуля ( отказ от решения, отдых ). Полагается, что у каждого человека такая кривая повторяется периодически, это и есть его индивидуальная характеристика . Если случайно выбранных людей поместить в один и тот же поток задач, то их кривые разогрева распадутся на четыре группы. Эти четыре типа кривых разогрева в точности соответствуют четырём темпераментам:

медленный подъём — низкое и длинное плато — медленный спад (флегматик)

очень медленный подъём — высокий всплеск в середине и возврат к низкой точке — и потом медленный спад до нуля (меланхолик)

умеренно быстрый подъём — умеренно высокое и короткое плато — умеренно быстрый спад (сангвиник)

быстрый подъём — высокое и короткое плато — быстрый спад (холерик)

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.

Итак, мы пришли к пониманию того, почему же темперамент в отношении нашей психики имеет особый вес и почему так важно рассматривать именно корреляцию фактора темперамента с какими бы то ни было жизненными обстоятельствами. Подытожив, можно сказать, что сами обстоятельства целиком и полностью мы воспринимаем через «темпераментную» призму.

Собственно, а как через эту призму мы воспринимаем стресс?

Изучение восприятия стресса разной продолжительности каждым видом темперамента

Стресс — это состояние физического и психического напряжения организма, при котором посредством гормональных реакций используются его резервные ресурсы. Чаще всего ассоциируется с дискомфортом, в который входят: учащённое сердцебиение, потливость, нервозность, одышка, озноб, неустойчивость настроения. Возникает в качестве защитной реакции в ответ на внешние раздражители, бывает острым и хроническим — в зависимости от продолжительности.

Если стресс — понятие из биологии, то уровень способности его выдерживать относится к науке психологии.

Стрессоустойчивость — это индивидуальная степень защищённости человека от психических нагрузок и разного рода внешних барьеров благодаря его личностным качествам и, в большей степени, генетической расположенности [7; 14].

Стресс выступает консолидирующим внутренние силы фактором нашего тела, который, как сообщает интернет-портал «Научная Россия», полезен в краткосрочном периоде: «В олнение перед хирургической операцией заставляет организм человека вырабатывать большое количество циркулирующих в крови иммунных клеток, что в целом усиливает иммунную систему».

В период стресса человеческий организм вырабатывает гормон адреналин, заставляющий искать выход из сложившейся ситуации и предпринимать какие-либо действия

Стресс мотивирует к налаживанию отношений с окружающими, при этом повышая в крови уровень окситоцина, именуемого гормоном привязанности

Если стрессовое состояние кратковременно, то оно способно улучшить рабочую память, которая используется человеком для решения различных задач

Преодолевая стрессовые ситуации, человек становится выносливее

Переживая стресс путём активной выработки адреналина, мы улучшаем мышечный кровоток и артериальное давление. Выходит почти что полноценная спортивная нагрузка, способствующая ускоренному созданию новых клеток [8; 22]. Казалось бы, сплошная польза, но, как мы знаем, переусердствовать можно с чем угодно.

Выделяют три стадии развития стресса [9; 16] :

Читайте также:  Энергия севера крем стресс контроль

рост напряжения (мобилизация)

внутренний стресс (дезаптация)

истощение, спад внутренней активности (дезорганизации)

Если стресс не проходит долгое время, мы получаем истощённый организм с ухудшением всех показателей тела [5; 22] . Этим и отличается стресс хронический от стресса острого , но единичного, после которого организм способен оправиться в довольно короткие сроки.

В электронной версии газеты « Аргументы и факты » есть статья под названием « Стресс во благо: чем полезны эмоциональные встряски», которая подводит итог так: « Одних людей внезапные и острые проблемы подзадоривают, заставляют действовать активно, такую реакцию психологи называют «стресс льва», а других вгоняют в депрессию и апатию, это «стресс кролика». Очень важно правильно воспринимать удары судьбы. Ведь от характера реакции на стресс зависит здоровье.»

По результатам анкетирования, проведённом в нашем классе зимой 2018 года, школьный психолог получила и поделилась со мной следующими результатами: в 10 «А» классе гимназии № 13 «Академ» города Красноярска из 26 учеников

И 2 так называемых «гибких человека» (участников, получивших равное количество баллов по двум темпераментным типам)

Далее для класса уже по данной работе был проведён опрос в виде анкеты , в которую вошли следующие вопросы:

А. Только в случае ЧП, потому что в обыденной жизни не вижу для этого ни малейшей причины
Б. Не каждый день, но пару раз в неделю приходится точно, обычно это происходит из-за повышенных нагрузок на учёбе или неприятельских конфликтов

В. Постоянно, по мелочам; порой трудно начать день в преддверии очередной груды переживаний

Способна ли вас надолго опечалить личная неудача? Например, отмена другом важной для вас с ним встречи, ссора с родителями, проваленная контрольная работа

А. Мало ли — не повезло. В жизни случается всякое, мой ответ — нет

Б. Если меня поддержат друзья и родные, я точно приду в себя до конца недели

В. Естественно; воспринимаю её как тотальное поражение

Какова ваша реакция на продолжительную (месяц и более) череду невзгод, совокупность семейных / школьных / и прочих проблем?

А. За чёрной полосой всегда следует белая!

Б. Я порядком подавлен творящейся обстановкой, но по-прежнему держу себя в руках

В. Ничего не могу поделать ни с собой, ни с ситуацией; мои силы на исходе из-за частой или нескончаемой тревоги

Также перед началом теста ученики указывали свой темперамент на отдельном поле, чтобы мы могли составить упорядоченный результат благодаря их ответам.

На основании соотношения типа темперамента с ответами человека были составлены следующие утверждения:

Флегматики устойчивы как к острым, так и (потенциально) к хроническим стрессам

Меланхолики находятся в группе риска от любой из форм стресса

Сангвиники устойчивы к острому, но неустойчивы к хроническому стрессу (равно с холериками)

Холерики устойчивы к острому, но неустойчивы к хроническому стрессу (равно с сангвиниками)

«Гибкие люди» устойчивы к обеим формам стресса

Абсолютно бесстрастны в любого рода стрессовой ситуации могут остаться флегматики и люди с двойственным темпераментом. Но почему?

Анализ и структурирование полученного результата

Перед началом последующих объяснений стоит напомнить, что:

и нтровертированный, стабильный тип – это флегматик

и нтровертированный, нестабильный тип – это меланхолик

э кстравертированный, стабильный тип – это сангвиник

э кстравертированный, нестабильный тип – это холерик

Обратим особое внимание на флегматика: согласно генотипу , представитель данного темперамента обладает малой реактивностью психических процессов, он инертен по своей природе [13; 21] и, что немаловажно, не зависит от поощрительных реакций окружающих, то есть интровертирован . Вдобавок флегматик обычно полностью сконцентрирован на одном выбранном объекте деятельности, не распыляясь на внешние раздражители, что значит, он стабилен.

Борис Михайлович Теплов , заслуженный деятель советской психологии, даёт темпераменту следующее определение: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой.»

Выходит, при остром стрессе флегматик останется относительно спокоен из-за низкой лабильности (скорости реакции на внешние факторы), а при хроническом сможет наиболее долго расходовать эмоциональные ресурсы, будучи автономным, ориентированным на себя типом личности.

Теперь рассмотрим внимательней меланхолический тип. Он полностью противоположен предыдущему: в основе его характера лежит повышенный уровень восприятия действий агрессора, что имеет абсолютно закономерные эволюционные корни [9; 10]. Стремление как можно быстрей избавиться от источника опасного для организма состояния чрезмерной возбудимости привело к тому, что меланхолик по сей день остался бережлив до своей энергии. При этом ничуть не парадоксально, что при возникновении внештатной ситуации такой человек больше всего её потратит — из-за генетических особенностей на решение проблем ресурсов психики немного . К слову, именно он будет более склонен к развитию фобий [17; 22], которые, как и бережливость, имеют очень древние корни.

Сангвиник и холерик имеют крайне схожие базы характера: оба ориентированы на получение реакций окружающих для улучшения своего внутреннего состояния и поощрения начинаний; остро нуждаются в общении; закрепляющих деятельность стимулах и одобрении со стороны социума.

Фактически оба этих типа достаточно скоро перенесут единичный стресс, пользуясь каждый своей тактикой. Со стрессом хроническим ситуация немного иначе: несмотря на то что оба персонажа в любом случае будут измотаны, причины у них для этого разные.

Сангвиник окажется «у разбитого корыта», так как подавляемая проблематичной обстановкой активность у него всё же высокая, но моральных ресурсов для «отведения души» любимым делом у него при этом не останется.

Для холерика долговременная трата нервов куда более чревата физическими проявлениями [4; 23]. Опоясывающие головные боли (так называемая «каска неврастеника» ), тахикардия, хроническая бессонница, сбои функционирования желудочно-кишечного тракта — к этому приводит серьёзное нарушение работы иммунной системы [18; 2], выработки гормонов, желудочного сока. Учитывая склонность этого темпераментного типа к импульсивному расстройству личности [9; 18], можно уверенно сказать, что он не претерпит долгих нагрузок: не хватит выдержанности, и вдобавок будет избыток природных, всё усугубляющих эмоциональных всплесков.

А что же смешанный тип темперамента? Почему было сделано предположение, что он, как и флегматический, крайне устойчив к ситуационным и продолжительным перегрузам?

Дело в том, что, даже совмещая на первый взгляд противоположные типы, гибкий в отношении восприятия ситуации человек способен переключаться между двумя полюсами и делать ход в зависимости от предъявленных условий. Как мы знаем, мозг — орган энергоёмкий, и принятие им напрасных решений было бы невыгодно в ходе эволюции при формировании нашей центральной нервной системы. Естественно, мы предпочитаем наилучший для себя и своего состояния, максимально выгодный вариант.

Таким образом, проведя сравнительный анализ отобранного материала, мы вывели следующие закономерности поведения темпераментных типов человека, которые основаны на характеристиках русских и зарубежных учёных, а также результатах собственного исследования:

Флегматика может сломать резкая и частая смена обстановки, необходимость быстрого принятия решений. Ему надо дать время для запоминания новых правил, его нельзя торопить и заставлять контактировать с большим количеством людей. Раздражение флегматик накапливает, реакция происходит не сразу и неожиданно, равновесие приходит медленно. Ему надо чётко формулировать свои требования и ожидания. Флегматик больше стратег, чем тактик, и любит отточенный ритм жизни.

Рекомендуемая форма отдыха: отвлечение от распланированного и способного вызвать переутомление графика дел, смена декораций наподобие туристического путешествия, изменение рабочей обстановки, повышение квалификации, общение с представителями другого поколения, выезд на природу и, конечно же, времяпровождение с семьёй.

Меланхолику противопоказаны власть и высокая ответственность, так как он не любит рисковать. Нельзя забывать, что меланхолик легко утомляется, у него низкая работоспособность и повышенная чувствительность. Эмоциональные и информационные перегрузки могут вызвать у меланхолика запредельное торможение [16; 24]. Его нельзя вовлекать в бурю своих эмоций и тем более заражать плохим настроением. Он довольно болезненно воспринимает критику — здесь тоже нужно быть аккуратным.

Рекомендуемая форма отдыха: запись в какой-либо форум по интересам, участие в городских фестивалях, поход в музей или кино, многопользовательское прохождение онлайн-курсов по изучению понравившегося предмета.

Сангвинику будет трудно справиться, если одновременно на него свалится много проблем и задач. Он не может долго быть в обстоятельствах, сковывающих его свободу. Для сангвиника трудно выполнение монотонной работы, он выдумщик и фантазёр, но не очень аккуратен и собран. Сангвинику трудно планировать на перспективу. Это лучшие тактики, чем стратеги. Сангвинику лучше разбивать большие цели на мелкие задачи и не ставить жёсткие рамки по срокам.

Рекомендуемая форма отдыха: йога, чтение, посещение театра, оформление личного дневника, утренняя гимнастика.

Холерик очень нуждается в похвале, ему надо видеть нужность своих действий, знать, что вся его бурная деятельность не напрасна. Холерику трудно идти на компромиссы, он не выносит критики при посторонних. Для него тягостны ожидание и длительное выполнение систематических действий, он не выносит медлительности, ему нужен темп. Однако надо учитывать, что очень часто холерик переоценивает свои возможности и сам себя загоняет в стресс.

Рекомендуемая форма отдыха: современные танцы, бег, плавание, боевые искусства. Но не должно быть крайностей: азарта или излишней усидчивости.

В ходе исследовательского анализа была установлена следующая корреляция восприятия стресса с темпераментом человека:

источник

Эмоциональная реакция — это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.

Эмоциональная реакция на стресс — это, соответственно, психологические изменения возникшие в результате воздействия стрессоров. Сюда, в первую очередь, относят тревогу, а так же изменения активности, самочувствия, настроения и пр.

Как отмечал Симонов В.П.: «Индивидуальные склонности к преимущественному реагированию одной из фундаментальных эмоций лежит в основе классификации темпераментов. Слабый тип нервной системы имеет особое отношение к эмоции страха, сильный, безудержный — к эмоции ярости, сангвинический — к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он подобно сангвинику тяготеет к положительным эмоциям.»

Наглядно можно сопоставить между собой некоторые качества типов темперамента по таблице свойств темперамента (школа Теплова).

Опираясь на данную таблицу можно предположить, что реакция на стресс будет различаться в соответствии с типом темперамента. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т.к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе).

Собственно с целью снятия противоречия между физиологической неспецифичностью и психологической избирательностью Лазарус вводит понятие «копинг», как способность к преодолению стресса. В теории стресса и копинга Лазаруса важное значение отведено механизмам преодоления стресса, которые определяют развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности. Folkman S. и Lazarus R.S. отмечают ключевую роль психологических факторов в регулировании результатов поведения в стрессе. Поведение рассматривается как результат транзакций (взаимодействий) между человеком и окружающей его средой, влияющих друг на друга. Лазарус неоднократно подчеркивал, что способность преодолевать стресс, в большинстве случаев, более важна, чем природа, величина и частота стрессового воздействия.

Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессирующего фактора на личность стали именовать «копинг»- поведением или совладающим (стресс-преодолевающим) поведением.

Начиная со второй половины двадцатого века в зарубежной психологии появляются работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения. Здесь следует отметить, что понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать); в германо-язычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewalti-gung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок).

В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Coping — есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.

Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации.

Поэтому главная задача coping- обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. В широком смысле слова coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера — попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации.

Дополнительные условия — как внешние, характеризующие саму задачу, так и внутренние, представляющие собой психологические характеристики субъекта, -заостряют содержание coping, отличая его от простого приспособления.. Необходимо обратить внимание на то, что понятие развития личности в отечественных и зарубежных работах последних лет не противопоставляется адаптации, что является, по-видимому, историческим признанием целостности личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации.

Таким образом, определение «coping» подразумевает индивидуальный способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «coping». Первый, развиваемый в работах N. Наап, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что его сторонники склонны отождествлять coping с его результатом.

Второй подход, отраженный в работах R.H. Moos, определяет coping в терминах черт личности — как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И, наконец, согласно третьему подходу, признанному авторами понятия Lazarus и Foklman, coping должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.

Общепризнанной классификации типов coping не существует — они выделяются исследователями достаточно произвольно. Однако большинство из них построено вокруг двух предложенных Lazarus и Folkman модусов психологического преодоления: направленного на 1) решение проблемы (problem-focused, problem-orientiert, vigilant), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused, gefuele-orientiert). Billings А. и Moos R. предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: это -оценка ситуации (active-cognitive coping); вмешательство в ситуацию (active-hehavioral coping); избегание (avoidance или escapism). Последний способ может иметь свои «ветви»- образования, например, самообман (self-deception).

Сходную классификацию дает и Vitaliano P., который выделяет наряду с проблемно-ориентированным coping три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления.

Это- самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя как если бы ничего не прозошло; предпочитаемое истолкование (wishful thinking) — призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.

Читайте также:  Эндотелиальная дисфункция и окислительный стресс

Weber H. считает, что основной репертуар способов психологического преодоления включает следующие формы: 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. [34]

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому совладающее (стресс-преодолевающее) поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.

Копинг-стратегии — это способы управления стрессирующим фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Копинг-ресурсы — относительно стабильные характеристики людей и стресса и способствующие развитию способов совладания с ним.

источник

В настоящее время учение о стрессе получило достаточно широкую известность. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. Актуальность этого вопроса объясняется, во-первых, его многогранностью, во-вторых, недостаточной его изученностью из-за сложности постановки эксперимента, и в-третьих естественным желанием человека наилучшим образом адаптироваться к условиям жизни, желанием общества повысить отдачу в труде от каждого его члена.

Трудности в изучении данного вопроса возникают так же из-за отсутствия целостного представления о структуре стресса и противоречивости имеющихся подходов.

Не разрешенной является на данный момент такая актуальная задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации. А именно этот аспект является основной проблемой психологии стресса, поскольку его разрешение даст возможность разрабатывать коррекционные программы направленные на повышение адаптационных возможностей личности.

Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование гипотезы о зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента. И разработка психологического экспериментального исследования для проверки данной гипотезы.

1. Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии

Термин «стресс» был введен канадским физиологом Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Он определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование.

В настоящее время термин «стресс» встречается в современной литературе, как обозначающий такие понятия:

1. Сильное неблагополучное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

2. Сильные, как неблагополучные, так и благополучные для организма реакции разного рода;

3. Неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при разного рода воздействиях;

В Психологическом словаре, под редакцией Зинченко В. П. приводится следующее определение данного понятия:

«Стресс — это состояние психического напряжения возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (12).

Основной характеристикой стресса является независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Данный процесс Селье обозначил как Общий Адаптационный Синдром (ОАС).

ОАС — это совокупность адаптационных реакций в организме, носящих общий защитный характер (). Согласно Селье, ОАС включает в себя три этапа:

1. Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

Стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями;

Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций;

Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации.

Согласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс (). Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Доля активно реагирующих меняется У-образно, достигая максимума при определенном уровне экстремальности, а затем, снижаясь (.). Это явление можно объяснить действием закона Йоркса — Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Палов И. П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток ()

Данная схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам ОАС. Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение.

В связи с этим, перед исследователями стоит задача изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях (), а так же разработка методов коррекции.

2. Эмоции в структуре человеческой психики. Стресс как вид эмоционального состояния человека.

Эмоции являются обязательным компонентом стресса (). Живое существо ведущее непрерывную борьбу за свою адаптацию снабжено такими механизмами, как эмоции, в особенности — тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или кризисной ситуации ().

по определению Ч. Дарвина (1872), эмоцию следует рассматривать как ответ организма на определенную ситуацию ().

К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы

Эмоции включены во все психические процессы и состояния, так как они являются древнейшей формой психического отражения. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. В деятельности эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее ().

Симонов П. В., разработавший информационную теорию эмоций, считает что, эмоция (Э) пропорциональна потребности (П), а знак эмоции зависит от соотнесения между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности (Н), и существующей наличной информацией (С). Симонов дал формулу эмоций:

Соответственно, если НС, то возникает надежда удовлетворить потребность, и эмоции приобретают положительную окраску ().

Различная эмоциональная оценка вызывает и различные побуждения к действию. Но эмоции не только побуждают к деятельности, благодаря своему физиологическому механизму, они определяют так же интенсивность, темп и продолжительность деятельности.

В зависимости от влияния на процессы жизнедеятельности, различают стенические и астенические эмоции

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность, активность, настроений, общее самочувствие. Активизируют кровообращение, дыхание, усиливают обмен веществ.

Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Помимо общего угнетения кровоснабжения и дыхания, особенно страдает кровоснабжение головного мозга ().

Приведенная классификация эмоций на стеничкские и астенические соответствует классификации стресса на эусресс и дистресс ().

Такая тесная связь психических и физиологических процессов, возникающих под действием эмоций, объясняется тем, что промежуточный мозг, где находятся ведущие участки «центров эмоций», тесно связан с эндокринной системой. Эмоциональная реакция формируется высшими отделами нервной системы в зависимости от ситуации. Она активизирует деятельность гипоталамуса, координирующего вегетативные, гормональные и моторные механизмы выражения эмоций. Отсюда восходящие сигналы активизируют высшие отделы нервной системы, а нисходящие сигналы изменяют работу симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

Считается, что «фундаментальным компонентом» психического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенность деятельности выделяется большинством авторов в качестве основной характеристики этого состояния.

Дифференциация физиологических и психических стрессов основывается на том, что они запускают разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряженности. Однако в действительности, воздействие стрессоров на индивида имеет интегральных, комбинированный характер и вовлекает одновременно и физиологические, и психологические процессы.

Важное значение в развитии психо-эмоционального напряжения играют активационные механизмы, такие как — эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости, тревожность, уровень притязаний и др.

Эмоциональная устойчивость является наиболее значимым фактором определяющим тип реагирования человека. Она подразумевает формирование необходимой в данной ситуации степени эмоционального возбуждения. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа активного типа.

Так же установлено, что характер реагирования на стресс в большей степени зависит от таких свойств нервной системы, как подвижность основных нервных процессов, способность к мобилизации, уровень эмоциональности, характеристики темперамента. Что еще раз подтверждает выводы о том что, активизированность нервной системы связанная прежде всего с нейродинамическими показателями силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, играет основную адаптивную роль ().

Такая закономерность связанна с тем, что данные процессы, являются основными свойствами нервной системы. Различное сочетание их выраженности определяет тип высшей нервной деятельности, которая, в свою очередь, является физиологической основой характера.

Эти три признака были всесторонне изучены И. П. Павловым и были положены им в основу классификации типов нервной системы:

Сила процесса возбуждения, или работоспособность клеток больших полушарий. В обычных условиях сила возбуждения в нервных клетках соответствует силе раздражителя: сильный раздражитель вызывает сильное возбуждение, слабый — слабое. Если же взять раздражитель очень большой силы, то окажется, что не всякая нервная система способна отвечать на него возбуждением соответствующей силы. Так например, у собак с сильным процессом возбуждения такой раздражитель может быть сделан условным раздражителем, причем выработка условного рефлекса происходит безболезненно для нервной системы. У собак со слабым процессом возбуждения такой раздражитель максимальной силы не только не дает условного рефлекса, но при попытках применять его даже влечет за собой задержку всей условно-рефлекторной деятельности, а иногда и длительное заболевание нервной системы.

Сила процесса торможения по сравнению с силой возбуждения, иначе говоря, способность уравновешивать процессы возбуждения процессом торможения. У некоторых собак при любой силе возбуждения может вырабатываться тормозной процесс, способный уравновесить возбуждение; у других сила тормозного процесса значительно отстает от силы процесса возбуждения, и поэтому возбуждение большой силы уже не может уравновешиваться торможением. Сила тормозного процесса определяется тем, как долго данный нервный центр может выносить непрерывное тормозное состояние. У животных с сильным тормозным процессом можно непрерывно поддерживать внутреннее торможение в течение 5 — 10 минут, тогда как животные со слабым процессом торможения не могу выносить его даже в течение 30 секунд, а попытки поддерживать его в течение 5 минут, ведут у них к серьезному заболеванию нервной системы.

Подвижность процессов возбуждения и торможения. У одних животных процессы возбуждения и торможения с большой быстротой распространяются по клеткам мозга и, что особенно важно, могут быстро сменять друг друга. У других — и распространение нервных процессов, и смена противоположных процессов друг другом проходят медленно. Подвижность нервных процессов обнаруживается, например, при перестройке выработанной у животного системы условных рефлексов. Если звук одной высоты постоянно подкрепляется пищей, а звук другой высоты не подкрепляется, то на первый звук идет слюна, а на второй — нет. Если же попробовать поступать наоборот, тогда животное с подвижными нервными процессами быстро переключиться на эти новые условия и начнет реагировать на второй звук, а на первый не реагировать, животное же с малоподвижными процессами долго не сможет приспособиться к этой перемене условий.

Значение этих трех признаков для всей работы нервной системы И. П. Павлов характеризовал следующим образом:

«Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других таких же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенство силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно (а часто — сильно и неожиданно) колеблется, то оба процесса должны, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно» ().

4. Понятие темперамента. Темперамент и типы нервной системы

Темперамент — это закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Понятие темперамента возникло на основе учения древне греческого врача Гиппократа (6 в до н. э.).

Свойства темперамента — индивидуальный темп, ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относятся ко всем сторонам психической деятельности.

Свойства темперамента — это наиболее устойчивые индивидуальные способности. Темперамент зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи доказали непосредственную и прямую зависимость темперамента от общего типа нервной системы.

Павлов нашел, что среди всего многообразия нервных систем животных, прошедших через его лабораторию, ясно намечается четыре основные типа нервных систем.

По признаку силы процессов возбуждения нервной системы можно разбить на сильные и слабые. Сильные нервные системы можно разбить по признаку уравновешенности возбуждения торможением на уравновешенные и не уравновешенные; у первых процессы торможения достаточно сильны, что бы уравновесит сильные процессы возбуждения, у вторых — тормозные процессы отстают по своей интенсивности от процессов возбуждения. Для слабых нервных систем этот признак не имеет значения: если процесс возбуждения сам по себе очень слаб, то уравновешивание его тормозным процессом не составляет трудности. Различие нервных систем по подвижности достаточно резко сказывается лишь у сильных уравновешенных нервных систем, которые и разделяют на нервные системы с подвижными и с малоподвижными, инертными нервными процессами.

В результате получаются следующие четыре типа:

Сильный, уравновешенный, подвижный — Живой тип.

Сильный, уравновешенный, мало подвижный — Спокойный, Медлительный тип.

Сильный, неуравновешенный, подвижный — Возбудимый., Безудержный тип.

И. П. Павлов считал, что установленные им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического темперамента; спокойный, медлительный — в основе флегматического; возбудимый, безудержный — в основе холерического; слабый — в основе меланхолического ().

5. Эмоциональные реакции на стресс; их зависимость от свойств нервной системы и типа темперамента

Эмоциональная реакция — это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.

Эмоциональная реакция на стресс — это, соответственно, психологические изменения возникшие в результате воздействия стрессоров. Сюда, в первую очередь, относят тревогу, а так же изменения активности, самочувствия, настроения и пр.

Как отмечал Симонов В. П.: «Индивидуальные склонности к преимущественному реагированию одной из фундаментальных эмоций лежит в основе классификации темпераментов. Слабый тип нервной системы имеет особое отношение к эмоции страха, сильный, безудержный — к эмоции ярости, сангвинический — к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он подобно сангвинику тяготеет к положительным эмоциям».

Наглядно можно сопоставить между собой некоторые качества типов темперамента по таблице свойств темперамента (школа Теплова).

источник