Меню Рубрики

Ребенок уходит в себя при стрессе

Дети с аутизмом часто относятся к миру как к чему-то хаотичному и пугающему. Они очень интенсивно переживают свои эмоции и зачастую не имеют над ними никакого контроля.

Часто эмоции всецело овладевают аутичным ребенком, подобно гигантской волне-цунами. В результате ребенок чувствует себя беспомощным и ранимым, а его тревожность только усиливается. Такие сильные эмоции по поводу поступающих извне раздражителей приводят к невероятным сенсорным перегрузкам и срывам.

Что еще хуже, дети с РАС обычно тяжело отходят от периодов потери самообладания. На практике это означает, что срывы могут повторяться вновь и вновь. На то, чтобы полностью прийти в себя, им нужно продолжительное время. Взрослые часто думают, что, когда ребенок затих, с ним все в порядке. На самом деле, эмоции все еще остаются внутри него.

Наш совет родителям: возьмите за правило не предъявлять к малышу повышенных требований и не нагружайте его поручениями как минимум 2-3 часа после срыва.

Нервная система многих детей с РАС очень хрупка и подвержена постоянному воздействию химических веществ-трансмиттеров стресса. Дети с РАС вынуждены чрезвычайно напрягать свою нервную систему, чтобы выполнять предъявляемые повседневной жизнью требования, связанные с сенсорной сферой, общением с другими людьми и выполнением логических действий.

Количество веществ-индикаторов стресса растет, пока не достигнет критической точки, за которой малыш больше не может справляться с нагрузками. Порой аутичные дети даже не ощущают приближения потери самообладания. Со стороны кажется, что они рыдают из-за сущих пустяков – на самом деле, это последняя соломинка сломала хребет верблюда.

Потери самообладания выглядят пугающе и непредсказуемо. Когда агенты стресса достигают критической точки, срабатывает древний инстинкт «бейся или беги», из-за чего возбуждающие вещества начинают выделяться организмом в огромных количествах.

Однако если агенты стресса возрастают медленно, у некоторых детей с РАС мозг начинает отключаться от излишней стимуляции, чтобы избежать перегрузки. Ребенок уходит в себя, чтобы уменьшить до минимума дискомфортный контакт с внешним миром. Такие дети часто кажутся очень спокойными, но чуть оглушенными, безответными или «не от мира сего».

Такое порой случается в школе, когда нагрузка растет с числом прошедших занятий: дети перестают замечать все вокруг, начинают симулировать себя повторяющимися монотонными действиями или даже кладут головы на парты и засыпают. Это знак того, что они перегружены информацией и общением с миром.

К сожалению, педагогам может показаться, что ребят в таком состоянии нужно понукать активнее, и учителя начинают давить на детей с новой силой.

На самом деле нужно снизить нагрузку и дать малышу время на восстановление.

Представленная диаграмма показывает, как ребенок с РАС реагирует на постепенное нарастание трансмиттеров стресса. Аутизм – это бионеврологическое расстройство, которое делает нервную систему особенно хрупкой. То, что для нас кажется не требующим никаких усилий (сенсорные сигналы, общение, умственный труд) детям с РАС тяжело и тягостно:

  • Если стресс накапливается медленно, то возможен уход в себя.
  • Если быстро – срыв и потеря самообладания.

источник

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

источник

Вообще-то, этот ребёнок достаточно общительный и хорошо учится. Воспитательницы в детском саду говорят, что он очень умный и быстро воспринимает новый материал. Но иногда он вдруг начинает ходить, размахивая руками и подпрыгивая, погружённый сам в себя. При этом взгляд у ребёнка как будто стеклянный, направленный вглубь. Он явно думает о чём-то своём и не слышит, когда к нему обращаются. В такие моменты бесполезно повышать голос, чтобы он услышал. Со стороны ребёнок выглядит неадекватным.

И вот ещё одна особенность, которая проявляется постоянно: ребёнку не нравятся громкие звуки. При шуме он затыкает уши. Он может жаловаться даже на негромкие звуки, например, что младший брат ночью сопит и не даёт ему спать…

Как-то в детском саду было домашнее задание: раскрасить ракету. Так как ребёнок не знал, какого цвета ракета, то родители нашли в интернете этот видеоролик и показали его ребёнку:

Реакция ребёнка поразила родителей. Он смотрел этот видеоролик абсолютно завороженный, с огромным сосредоточением. Явно было видно, что ракета, звёзды и звуки космоса его очень привлекают

С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана вышеописанный ребёнок явно обладает так называемым звуковым вектором. Вектор — совокупность врождённых свойств, желаний, способностей, определяющих мышление человека, его ценности и поведение. Если объяснять просто и вкратце, то обладатель звукового вектора воспринимает мир через звуки. Хотя у всех есть уши, дети со звуковым вектором особенно чувствительны к звукам и восприятию информации через ухо.

При правильном воспитании из звукового ребёнка может вырасти музыкант, лингвист, переводчик, учёный (физик, астроном, математик, химик, и т.д.), философ, писатель… Ключевым моментом становится правильный подход к таким детям!

Родители ребёнка со звуковым вектором должны знать несколько простых правил по его воспитанию:

1). На такого ребёнка категорически запрещается кричать. В противном случае, ребёнок будет испытывать так называемый звуковой стресс, так как его ухо особенно чувствительно к звукам. При постоянном звуковом стрессе ребёнок может уйти в себя, при этом его способность к обучению значительно снижается. Как следствие, такой ребёнок может стать аутистом. В крайнем случае от звукового стресса, он может стать шизофреником.

2). В моменты, когда ребёнок уходит в себя и не слышит, не надо повышать голос — это бесполезно. Гораздо более действенным средством может оказаться понижение голоса и попытка заговорить с ребёнком полушёпотом, близко к его уху. Таким образом его можно мягко вывести из сосредоточения и спросить, о чём он думал, что представлял. Нужно понять, что эти моменты сосредоточения на своих мыслях важны для звукового ребёнка.

3). Звуковые дети очень чувствительны к смыслам слов. Ни в коем случае их нельзя оскорблять или унижать. Ссоры и скандалы между родителями могут негативно повлиять на развитие такого ребёнка, так как являются стрессом для его психики.

4). Очень важно обеспечить тишину в доме, чтобы ребёнок со звуковым вектором мог играть в спокойные игры в тишине. Важно обеспечить отсутствие постоянных резких звуков, таких как скрипение дверей или половиц, гул холодильника или кондиционера и т.д. В доме может тихо играть классическая музыка, которая оказывает положительное влияние на развитие звукового ребёнка.

5). Ещё в раннем возрасте (6-7 лет) звукового ребёнка могут увлекать книги и видеоматериалы о космосе, строении вселенной, звёздах и планетах. Важно обеспечить ему доступ к таким книгам и видеоматериалам, сходить с ним в планетарий или в астрономическую обсерваторию, если есть такая возможность.

6). У звукового ребёнка может возникать зависимость от компьютерных игр. Так что не стоит ему покупать личный компьютер или планшет в детском возрасте. Лучше отдать его в музыкальную школу, чтобы он научился играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Информация, изложенная в данной статье, была услышана на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. После этого тренинга сотни родителей научились находить правильный подход к своим детям. Записаться на бесплатные тренинги можно здесь.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

источник

Мамские вопросы о психологии

Как бы мы не хотели, мы не можем полностью защитить детей от страшных, болезненных и трагических событий. Болезни, смерть близких людей, развод и переезд, стихийные бедствия и насилие – всё это часть нашего мира, с которым детям тоже приходится сталкиваться.

Читайте также:  Стресс заболевание и чувство когда


Маленький ребёнок освобождается от негативных, травматических переживаний, когда плачет на руках у взрослых. Слёзы не только помогают сбросить напряжение, но и работают как обезболивающее – снижают и физическую и душевную боль. Дети старше 3-4 лет интуитивно находят способы снятия стресса: выражают свои переживания в рисунках и играх, возвращают себе способность активно действовать, а не быть пассивной жертвой, через «агрессивные» игры, разговоры о том, что пугает или беспокоит со взрослыми, которым доверяет.

Родители обычно очень беспокоятся о том, чтобы последствия пережитого стресса для ребёнка не оказались разрушительными и не оказали длительного негативного действия на дальнейшую жизнь ребёнка.

Что может делать родитель (или другой заботящийся взрослый), чтобы помочь ребёнку пережить трудное время:

9 шагов от травмы к нормальной жизни

1.Создавайте охранительный режим для нервной системы и телесный комфорт ребёнку. Постарайтесь ограничить активности, слишком возбуждающие нервную систему, такие как просмотр телевизора (из-за мелькания), походы в многолюдные места, слишком громкие звуки. Этот режим похож больше всего на режим выздоравливающего ребёнка после гриппа. Как после болезни все силы уходят на восстановление и выздоровление, также все ресурсы психики и тела после стрессового события брошены на его переработку. Частое питье и питание по чуть-чуть, больше времени на сон или пассивный отдых. На фоне стресса обычно снижается аппетит, но бывает, что ребёнок начинает есть больше обычного и таким образом ищет способы снизить тревогу и успокоиться. Комфортный ребёнку тактильный контакт, спокойное внимание и присутствие близкого взрослого, «вышагивание» тревоги в совместной прогулке с родителем – этого обычно достаточно, чтобы снизить тревогу и свести на нет «заедание стресса».

2. Поддерживайте разговор о страшном (стрессовом) событии. Слушайте спокойно, помогите восстановить последовательность событий. Называйте вещи своими именами, избегайте иносказательности и преуменьшения – «умер», а не «ушел», «развод», а не «ссора», «укол» – вместо «укольчик». Назовите словами чувства, которые мог испытать ребёнок: страх (испугался, стало страшно, ужасно), злость (разозлился, рассердился, возмутился, был взбешен), растерянность (растерялся, не знал, что делать), бессилие (ничего не мог поделать), горе (расстроился, горевал, было грустно, горько).

Если ребёнок травмировался (порезался, сломал руку или ногу, сильно расшиб лицо или коленку и т.д.) или стал свидетелем того, как кто-то пострадал по собственной неосторожности, не торопитесь учить безопасному поведению в подобных ситуациях. Сначала – отреагирование чувств, успокоение, и только потом – «организационные выводы» и профилактическое обучение. Пока сильны эмоции, обучение не эффективно.

3. Дайте возможность «легально» выражать агрессивные импульсы: лепите вместе из пластилина или глины, делайте грязевые «бомбы», рвите бумажки (например, для отрывной аппликации или чтобы утилизовать ненужные газеты), играйте с водой (вода снимает психомышечное напряжение), пальчиковыми красками (даже со «взрослыми» детьми), или песком.

4. Помогите восстановить активность в игре. Например, ребёнку пришлось пережить болезненные процедуры (уколы из-за инфекции), когда его или ее насильно удерживали и естественная активность ребёнка подавлялась. В этом случае может помочь игра-фантазия, в которой ребёнок будет играть роль успешного борца с инфекцией (взрослый может взять на себя роль «инфекции», а ребёнок с мечом, или вооружившись «заклинаниями» будет эту «инфекцию» побеждать). Ребёнок, переживающий разъезд родителей, может найти опору на свою активность в создании своего песочного «мира», расселяя кукол и зверей по норам, или фантазируя о том, как будет самостоятельно и по своей инициативе переезжать из страны в страну, чтобы встретиться со старыми друзьями.

5. Не бойтесь агрессивных игр и того, что игра-отреагирование может повторяться много раз. Исключение составляют агрессивные действия по отношению к живым существам (тянуть за хвост кошку, бить других детей или кусать взрослых, обзывать или оскорблять других людей и т. д.). Если ребёнок начинает проявлять жестокость к живым существам, необходимо не только останавливать непозволительное поведение, но и сразу предоставлять легальные альтернативы выражения агрессии.

6. Создавайте и поддерживайте опоры безопасности и предсказуемости жизни: режим, проговаривание ближайших планов, повторение (иногда по нескольку раз) последовательности предстоящих действий. В острой фазе проживания горя и сразу после стрессового события может быть временно снижение памяти, внимания – говорить стоит простыми, короткими фразами, повторяйте по необходимости несколько раз одно и то же.

7. Если ребёнок стал с трудом засыпать или жалуется на кошмары, то во время укладывания посидите с ним подольше. Даже если ребёнок уже большой и до события самостоятельно умел сам укладываться, для возвращения чувства безопасности ему или ей может временно понадобиться ваше присутствие рядом. Перед сном можно, ласково поглаживая ребёнка, повторять «опорные послания» от родителя к ребёнку: «Мама тебя любит, папа тебя любит, бабушка тебя любит…» Можно также проговаривать положительные качества ребёнка («хорош_ая, любим_ая, сильн_ая, красив_ая»), называя его или ее по имени.

8. Заботьтесь о себе, своем здоровье и эмоциональной стабильности – больше отдыхайте, отложите на время все несрочные дела и уделите время своему душевному и физическому здоровью. Перегруженный делами, уставший или сильно встревоженный родитель едва ли может дать ощущения безопасности и поддержать своего ребёнка. Этот пункт идет в конце списка, но по важности может быть является самым первым.

9. Обратитесь за помощью и поддержкой для себя и своей семьи. К психологу или врачу стоит обратиться, если симптомы (см. статью Признаки травматического переживания у детей) после стрессового события сохраняются больше месяца или мешают нормальной жизни семьи. Также можно обратиться к специалистам «профилактически», если событие угрожало жизни и здоровью (травма, ДТП, серьезное заболевание) или существенно поменяло основы привычной жизни ребёнка (смерть близкого, переезд в другой город/страну, развод и разъезд родителей).

Чем может помочь психолог: Психолог помогает ребёнку восстановить целостность самоощущения, опору на собственную активность и найти новые основы достаточного чувства безопасности. Детям постарше психолог помогает начать говорить о событии и осознавать свои чувства и реакции, маленьким детям, которые еще не могут словами описать свои переживания словами, условия для освобождения от переживаний, восстановления активности и целостности создает в игре, во время рисования, игры в песочнице. Также в ненавязчивой игре психолог обучает ребёнка навыкам саморегуляции, приёмам снижения тревоги и страхов.

источник

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

В возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом.

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

источник

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу, развод, сложную болезнь? Семейная повседневная жизнь нарушена? Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые дети после сильного стресса могут вообще ничего не понимать, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание.

Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить стресс, будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени. Психологическая травма у ребёнка

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после стресса, у других — спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни.

Это тяжелое время как для них, так и для вас. Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. Каждый ребенок может реагировать на стресс своим индивидуальным образом, даже если это дети из одной семьи.

Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь справиться с сильным стрессом ребенка.

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • ребенок после сильного стресса может стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что неприятные события повторятся. Они могут спрашивать многократно: «Случится ли это вновь?»
  • беспокоиться, что может случиться с ним, как он будет жить дальше;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны; Как бороться с детскими страхами?
  • При сильном стрессе ребенок ведет себя так, как будто он младше, чем на самом деле, может опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • дети после стресса могут иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • сильный стресс у ребенка может заставить его быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • ребёнок может легко огорчаться и плакать;
  • после сильного стресса ребенок может чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • когда у ребенка сильный стресс он может чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.
  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит, Проявляет ли признаки страха, тревоги, беспокойства? Если ребёнок стал тревожным
  • Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.
Читайте также:  Стресс за рулем и как с ним бороться

Очень полезным может быть повторение слов ребёнка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребёнку прояснить переживаемые чувства.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка при сильном стрессе ребенка.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Спойте колыбельную. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  • Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.
  • Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются ввиду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.

Читайте об этом подробнее в статье Психологические игры для детей

  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Сильный стресс ребенка является причиной такой сверхчувствительности.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

Идеальным можно назвать родителя, который может защитить и поддержать ребёнка, но одновременно искреннее и постоянно укреплять его уверенность в собственных силах. Тогда после любого сильного стресса ребёнок может ощутить внешнее подкрепление своих внутренних ресурсов.

источник

Как бы родителям ни хотелось оградить своих детей от неудач, разочарований, потерь, болезней, негативных переживаний, и страданий, это невозможно. Но если поменять формулировку с «Как не допустить у ребенка страдание», на «Как научить ребенка справляться со страданием», то задача видится более реальной. С повседневными стрессами и неудовлетворенностью, родители, зачастую, справляться умеют, и тем самым – своим примером — учат детей. Поэтому мелочей, вроде отсутствия любимого шоколадного молока в магазине, мы касаться не будем. В этой статье, хотелось бы затронуть более серьезные переживания и ситуации, вызывающие дистресс, и дать рекомендации родителям, как правильно себя вести, чтобы помочь ребенку пережить подобный опыт.

Я не зря упомянула, что родители, своим примером, показывают детям, что справляться с трудностями можно и нужно. Когда ребенок видит, как папа себя ведет с очень шумными соседями, распевающими песни в три часа ночи, у него в голове складывается некая инструкция, что необходимо делать в подобной ситуации. Но в жизни иногда случаются события, к которым, и сами родители не всегда готовы, и тем более не знают, как подготовить детей. Это может быть тяжелая болезнь родственника, внезапный, вынужденный переезд, автомобильная авария, развод, несчастный случай, смерть, в конце концов. Итак, как же помочь детям пережить сильный стресс?

Правило первое: разговаривать с детьми. Большинство родителей попадают в эту ловушку — при возникновении какой-то трудной, нерешаемой ситуации, старшие договариваются «пока не говорить детям», чтобы, как они полагают, не травмировать. Получается же всё наоборот. Ребенок чувствует, что что-то поменялось: эмоциональный фон семьи изменился, родители напряженные, хмурые, часто молчат, что-то скрывают, при этом на все расспросы со стороны ребенка отвечают, что «всё хорошо», или «потом узнаешь». Детям очень легко заполнить незнание своими фантазиями, которые иногда бывают страшнее реальности. Сколько историй можно услышать, уже от взрослых людей, про то, что «папа просто ушел, мама ничего не объясняла, мне ничего не говорили, а я думал, что это всё из-за меня…». Такое фантазийное объяснение развода куда травматичнее реальности. Поэтому разговаривайте с детьми, рассказывайте им о происходящем, объясняйте ситуацию: «В нашей семье наступили трудные времена, дядя Толя заболел очень, очень, очень серьезной болезнью, которая очень долго, тяжело и дорого лечится. Мы все очень переживаем за дядю Толю, именно поэтому я часто бываю грустной или задумчивой». Да, от такого объяснения ребенок тоже может грустить, печалиться, плакать, но важно помнить, что задача родителей, как уже говорилось выше, не оградить ребенка от этих переживаний, а научить его справляться ними, переживать их.

Правило второе: не прячьте от ребенка свои эмоции. Если вы боитесь, грустите, злитесь, не бойтесь это делать на глазах у ребенка. Он должен понять, что да, мама может выть от беспомощности или бессилия, но потом она успокаивается, собирается и решает проблему. Примечание: эмоции необходимо называть, а их причину – проговаривать. Мама, которая просто колотит по рулю в автомобиле – это одно; и мама, которая колотит по рулю и объясняет, что она в ярости от того, что несмотря на все старания, для дяди Толи опять не нашлось бесплатных лекарств, а потом успокаивается и ищет новый способ решения проблемы – это совсем другое. В первом случае ребенку страшно, он не понимает, и, как следствие, придумывает свое объяснение.

Правило третье: помните, что реакции детей на стресс или травмирующее событие не всегда похожи на взрослые; дети могут переживать и реагировать по-другому. Например, не плакать, или начать много играть (хотя ситуация этого, как будто, не предполагает). Не удивляйтесь его поведенческим изменениям, но будьте рядом, присутствуйте по-настоящему, а не формально, поддерживайте, утешайте.

Правило четвёртое: снизьте уровень требований. В период переживания стресса, ребенок тратит много эмоциональных сил на то, чтобы с ним справится. Примите это, и не требуйте от него отличных оценок или безукоризненного послушания – ему и без того трудно. Будьте готовы к тому, что успеваемость, концентрация внимания, память и послушание снизятся. Поговорите с учителями и воспитателями, объясните им, что сейчас ваша семья переживает не лучшие времена, и это может сказываться на поведении вашего ребенка.

Правило пятое: разрешайте детям оставаться детьми. Даже если дядю Толю не удалось вылечить, и вся семья переживает его кончину, разрешайте детям играть, смотреть мультики, смеяться или шутить. Ребенок не может находиться в состоянии дистресса постоянно, ему нужна передышка.

Правило шестое: позаботьтесь о себе. Самый мощный ресурс для ребенка – это его родители. Они – опора, поддержка, безопасная гавань, место утешения и принятия. Когда родители эмоционально, психологически и физически истощены, это сказывается на ребенке. Если вы чувствуете, что ваших сил справляться со стрессом уже не хватает, обратитесь за помощью. Поддерживая себя, вы поддерживаете ребенка.

источник

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Добрый день всем! Давно не появлялась на форуме, но может кто ещё меня помнит)

Тема невеселая. Долго собиралась с мыслями, стоит ли выносить отношения с мужем на всеобщее обозрение. Но так как советоваться мне не с кем, пишу сюда.

Что дано: молодая семья (почти год в браке, всего вместе 3 года) и испортившиеся отношения с мужем. Частые мелкие ссоры, которые перерастают в крупные. Можем разругаться из-за мелочи. Обычно инициатор муж. Если у него плохое настроение, начинаются придирки ко всему. Повышает голос, может оскорбить.

Вопрос: это вообще исправляется? Предвижу комментарии, зачем за такого выходила. Раньше таким не был. Были, конечно, недомолвки, но решалось все мирно. За пару месяцев до свадьбы как подменили его.

Что делать 2: Пиво. Я уже всей душой ненавижу это слово. Практически каждый вечер. Шучу и говорю ему, что он алкоголик, а самой вот вообще ни разу не весело. Кто-то боролся с этим? Как донести? Опять же, началась подобная ерунда незадолго до свадьбы. Подумываю, что отсюда растут ноги с проблемами в интимной жизни (редко, очень).

Читайте также:  Стресс заедаю едой что делать

И что делать 3: помощь по дому. Работаем оба. У него, конечно, тяжелее работа. Но даже в выходные по мелочи помогает редко. Считает это чисто женским занятием. Связываю с тем, что жил с мамой и бабушкой, которые все приносили ему на блюдечке. Это лечится?

Как донести до него эти 3 пункта? Читаю и понимаю, что проще развестись. Самый простой выход из ситуации. Но чувства есть и у меня, и у него. Если есть возможность сохранить семью, хочется попробовать.

С ним говорила. Ответы: «я устаю», «проблему сама придумала» и тому подобное.

Дайте совет, мудрые женщины, счастливо живущие в браке.

Прочитала тут — на Дзене по-моему, что Сати Казанова бросила любимого мужчину из-за стейка с кровью: её возлюбленный не разделял её взглядов и интересов. Бывшая участница «Фабрики» говорит, что попробовала смириться с этой ситуацией. «Но когда однажды он в ресторане заказал стейк с кровью, меня просто стошнило от мысли о страданиях теленка».
Сати называет себя веганом. После этого случая певица решила уйти от своего избранника.
А, интересно, среди нас есть веганы? Как вы пришли к веганству?

Прожила я с мужем 35 лет.За это время родили и воспитали четверых детей (три сыночка и лапочка дочка).Младшего родила в 43 года-слава Аллаху здоровый крепкий малыш. Когда была в положении на последнего решили с мужем поменять нашу 3-х комнатную квартиру на частный дом,что бы всем места хватало. Так и сделали (живем в столице). Муж сразу уволился,так как надо было воду проводить,канализацию,огораживать забором,облагораживать двор,делать ремонт дома.

Как испонилось малышу 40 дней вышла на работу приходящим бухгалтером.так как денег катострофически не хватало,старшие уже были студентами-нужно было их учебу оплачивать,хотя и они помогали где могли подработовали.У мужа родственники в другой стране — помощи от них не было (наоборот,просили без конца у нас помощи ), мои рядом , но тоже у каждого своих проблемм хватало.так как старшие уже взрослые, а цены на жилье особенно в нашем городе запредельные решили с мужем для них дома отдельные построить во дворе-благо участок большой,места хватает.

Опять кредиты,работала на нескольких фирмах от этих постоянных отчетов и нехваткой денег — кругом.Но сделали — построили, Женили одного за другим, внучат заимели. Казалось-живи и радуйся.Но наш папа решил надо детям-внукам бизнес общий сделать,что бы не мучелись. Конечно,хорошая идея.Но это опять стройка-со всеми вытекающими.

Муж мой не пьет,не гуляет — но ревнивый жутко.я по природе своей веселушка, душа компании да,только если пойду куда-нибудь (даже с ним) все потом мат- ругань. За три года уходила из дома с младшими (дочкой и сыном) раз 5.потом он поджидал вечером с работы начинал умолять вернуться,плакал говорил что у него кроме меня никого нет. Сердце не выдерживало-возвращалась. Месяца три хорошо-а потом опять и это при том что главный добытчик в доме-Я, он так и не работает А в последний раз он меня избил не за что.При детях,снохах-средь бела дня.

Месяц назад в воскресенье — пригласили меня в кафе на мероприятие,куда зовут одних женщин на 2 часа дня. он с утра уехал по делам. спросил что строителям на обед приготовлю. Я сказала-куплю пельмени.И пошла в салон-волосы подкрасить(седины -море),подстричься. В час дня иду домой с пельменями он звонит «Ты где?» Я говорю-вот пельмени купила ,домой иду. Он» Да пошла ты на. со своими пельменями» У меня все внутри упало. Захожу домой-он стоит возле плиты что-то жарит на сковороде,сноха возле мойки посуду моет.Я говорю-Я пришла,пельмени принесла.Он на меня с матом и начинает бить кулаком по голове.Я такого не ожидала, Да,мы ругались (хотя в основном ругался и материл он),но что бы руку поднимать-такого не было.

Короче-избил он меня. Дочка выскочила из комнаты начала на него орать что бы не смел маму трогать,он давай и ее материть что такая же шлюха как мать растет .Собрала я вещи (младшие со мной) и сняла хорошую квартиру. Живем в ней уже месяц спокойно и хорошо.Телефон его заблокировала, сказала не говорить где живу.Подала на развод. А сегодня иду на работу и он стоит-прости,прости-не знаю как получилось.Без тебя не могу-дом черный,хочешь ноги буду целовать.теперь ни одного плохого слова тебе не скажу.А я не верю. все это уже было.

Конечно,люблю свой дом,снохи присылают фото как мои цветы цветут,клубника ,вишня во всю поспели. И его дурака жалко-он же хороший был. А здесь «звездная болезнь» у него началась (все же восторгаются что дома строит один за другим) вот и почувствовал себя и царем и Богом. И забыл,что за всем этим я стою,я деньги приношу.а сейчас чуть осталось достроить ,а денег у него уже нет. Не зря говорят «Благими намерениями устлана дорога в Ад».

Сколько я его просила давай жить уже для себя-радоваться жизни-ведь Слава Аллаху все у нас есть.Нам родители ничего не оставили-все сами сделали. И дети пусть уже сами на ноги становятся.Тем более дочка в этом году школу окончила,сын в пятый перешел-их надо поднимать.Ничего он не понимал,только материл,что дорогу ему закрываю.А ведь человек должен быть счастливым в этой жизни.Или я не права?

Продолжаю рассказ о дворцах, но на этот раз не Петербурга, а Ленинградской области.
Гатчина — любимая загородная резиденция Павла I и Александра III.
Сегодня Гатчинский дворец и парк – музей-заповедник «Гатчина».

источник

Уже к полутора годам у всех детей проявляется характер, появляются свои желания или нежелания что-либо делать. У детей формируются свои привычки. Самая сильная привычка возраста до 3 лет (а у мальчиков и позже) — постоянное присутствие мамы рядом. Поэтому, когда приходит пора отдавать ребенка в сад, родителям не стоит забывать, что для ребенка это стресс.

Малыша обязательно необходимо подготовить к новому жизненному этапу и сделать это максимально правильно и мягко. Совсем избежать слез, скорее всего, не получится, но можно постараться смягчить удар. Вот несколько советов, которые помогут при приучении ребенка к садику.

Конечно, невозможно объяснить такому маленькому ребенку всю ситуацию: почему надо зарабатывать деньги, почему для этого надо ходить на работу, почему мама не может быть постоянно рядом. В процессе общения для себя и ребенка постройте схему «садик априори», то есть с того момента, как ребенок уже начинает понимать практически всё, что вы ему говорите, включите садик в игры с игрушками, в разговоры, в жизнь как нечто само собой разумеющееся. Ваша задача — заранее подвести ребенка к тому факту, что он пойдет в детский сад, просто потому что так будет.

Самая естественная и первая мотивация ребенка — это интерес. Поэтому на всем этапе подготовки к саду ему должно быть интересно. Мама, будучи рядом с малышом постоянно, знает, к каким игрушкам он неравнодушен и какие игры его увлекают больше. При знакомстве с садиком используйте эти знания.

Первое знакомство. Договорившись с воспитателем, приходите в садик с вашим малышом в первый раз. Посмотрите всё в саду, громко и позитивно комментируйте всё, что видите. Обязательно дождитесь от него ответа. Например, «Смотри, сколько тут игрушек! И во все можно играть!» или «Смотри, как много детей играет и как им весело. Садик — веселое место». Дождитесь подтверждения от малыша.

В первый день такой экскурсией нужно ограничиться. Уходя, спросите, понравилось ли тут малышу и хочет ли он сюда вернуться завтра? Если вы получили положительный ответ — начало положено. Если отрицательный — спросите, что ему не понравилось, и отложите поход в сад минимум на неделю-две, пока это отрицательный опыт не забудется.

Играем вместе и потихоньку отпускаем. Вы познакомились с садиком и будущей воспитательницей, и вот ваш ребенок увлекся игрушкой. Поиграв вместе, найдите момент, когда малыш будет увлечен игрой и выйдете в соседнее помещение. На первых порах пройдет совсем немного времени, прежде чем ваш ребенок позовет вас обратно. Если всё будет хорошо, это время будет удлиняться.

Уходим, но ненадолго. Наверняка к тому времени, как вы поведете ребенка в сад, он уже оставался один с папой или бабушками, поэтому он уже должен понимать фразу «Я ненадолго уйду и скоро вернусь». Найдите момент, когда ребенок будет увлечен игрой, сообщите ему, что вы ненадолго уйдете по делам, но обязательно вернетесь.

И здесь начинается индивидуальная реакция. В зависимости от характера ребенка, его привычек, а также устройства детского сада возможна разная реакция и разные временные промежутки. Нет и не может быть четко разработанных методик или понимания точного времени, когда именно ваш ребенок привыкнет к тому, что вы уходите, и не будет закатывать истерики. Но есть несколько правил, которые надо соблюдать на этом этапе:

  1. Увеличивайте время отсутствия постепенно. Пока не пройдете предыдущий этап, не начинайте новый.
  2. Если вы столкнулись с упорными слезами и истериками, лучше не давить, а сделать перерыв и пробовать заново, используя другие способы увлечь ребенка оставаться в саду.

Если ребенок к моменту приучения к саду будет уметь самостоятельно кушать, одеваться, ему будет привычен режим сада, то адаптация пройдет с наименьшими проблемами. Что касается еды, можно посоветовать завести дома для ребенка маленький отдельный столик и стульчик, где он будет самостоятельно, хотя бы раз в неделю, кушать.

Все дети разные, но скорее всего, слезы будут, и родители должны это понимать и принять это как данность. Провожающий в сад должен быть уверен в своём решении. Если ребенок плачет и «висит» на вас — вы его не уговорите успокоиться, как показывает практика, это невозможно. Четко и ясно объясните, что вы любите ребенка, что вы за ним придете, когда закончите дела, обнимите и уходите. В данном случае как нельзя подходит поговорка «Долгие проводы — лишние слезы». Ваш ребенок успокоится, как только вы уйдете. И если маме самой очень тяжело, попробуйте поручить отводить ребенка в сад папе или бабушке. Возможно, истерик будет меньше, ведь чаще других родственников проще отпустить, чем маму.

Родитель должен понимать, что для малыша абсолютно нормально грустить, прощаясь с мамой или папой. Но грусть и истерика — разные вещи, и если ваш ребенок не успокаивается и на протяжении действительно длительного периода подготовки проблема адаптации не решена — попробуйте поговорить с психологом.

Обычно при выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, конечно же, с индивидуальным подходом, всё проходит хорошо, и ребенок без серьезных проблем вливается в новую жизнь.

источник

У жены постоянный стресс от ребенка.

У нас ребенок гиперактивный. Постоянно требует внимания, постоянно куда-то лезет, скачет. Если что-то не получается, сразу кричит, если нету внимания — кричит. В целом очень замечательный ребенок, но у него десять шил в попе))

Жена очень эмоциональна и легко возбудимая. Последнее время постоянно находится в стрессе и каждый день ревет. Во первых от усталости от ребенка, к которому необходимо повышенное внимание. Как только он закричит, она впадает в истерику, грозится развестись, уйти из дома, уйти из жизни, что больше не может этого выносить.

Я как отец после работы и на выходных стараюсь ребенка полностью переключить на себя (по возможности). Но этого уже не хватает. Как только у ребенка крик — моментально у жены истерика, паника, срывы.

Последнее время ребенок стал посильнее и начал хватать жену за волосы и пинаться, щипаться. Естественно, он пока не осознает, что причиняет боль. Но жена опять таки в истерики от этого. Очень быстро выходит из эмоционального равновесия. Говорит, что невероятно устала от всего и хочет быть одной, чтобы никто ее больше не трогал.

Особенно пугают ее рассуждения что все вы надоели, никого не люблю, я не должна жить.

Гиперактивность – это диагноз, который может поставить только врач. Если у вашего ребенка действительно стоит такой диагноз, он должен наблюдаться у невролога и клинического психолога, которые должны консультировать родителей по вопросам воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Тем не менее, вашему ребенку всего 8 месяцев, в этом возрасте ни один грамотный врач такой диагноз не мог поставить ребенку. Если вы подозреваете какие-то нарушения развития у вашего малыша, обратитесь на консультацию к хорошему детскому неврологу.

Нередко появление ребенка в семье не отвечает представлениям родителем об этом радостном событии. Из средств массовой информации вы получаем красивые фотографии с жизнерадостными мамами и такими же детишками, что на самом деле не всегда совпадает с реальной картиной. Многие мамы оказываются попросту не готовы к тем затратам сил и энергии (психоэмоциональной в том числе), которые от них требуются.

Более того, существует послеродовая депрессия. Рождение ребенка – это стресс для любой женщины, к тому же вызывающий серьезные изменения гормонального фона. Помимо физиологических причин резких перепадов настроения, существует и индивидуально-психологические факторы: осознание новой социальной роли, чувство повышенной ответственности, страх перед изменениями собственного тела и тд. Все это вызывает у женщины тяжелые негативные переживания, которые в некоторых случаях перетекают в депрессию. Депрессия – это не просто плохое настроение, это серьезный диагноз, симптомами которого являются пониженный эмоциональный фон, резкие перепады настроения, суицидальные мысли, истерики, физиологические проявления – головная боль, бессонница, тошнота и тд. В этом случае женщине необходимо лечение у специалиста.

Вам необходимо поговорить со своей женой и предложить ей посетить очную консультацию психолога. Психолог может перенаправить ее к психиатру, если ситуация действительно серьезная. Не стоит этого бояться – посещение психиатра не поставит на вашей жене клеймо, а лекарства, которые врач может прописать, не сделают из нее «овоща». К сожалению, многие люди бояться обращаться к специалистам, тем самым упуская драгоценное время. Если же ваша жена откажется от посещения специалистов, посетите психолога вы сами, он подскажет вам, какая именно поддержка необходима вашей жене от вас, поможет вам выработать индивидуальную стратегию поведения, основанную на информации о вашей семье. На нашем сайте вы можете найти адреса бесплатных психологических служб в вашем городе.

источник