Меню Рубрики

Рекомендации родителям стресс у детей

Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей

Общие рекомендации:

  • žобязательные ежедневные прогулки;
  • ž хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:

  • ž слушайте своего ребенка;
  • ž проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • ž рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности
  • принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть

Все это мы давно знаем…

  • Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;
  • Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать. Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т.п
  • Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;
  • Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.
  • В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:

  • žСледите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
  • В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.
  • Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.
  • У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так , как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.

Принимайте ребенка безусловно

  • ž Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
  • Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей.

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:

  • слушайте своего ребенка;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности
  • принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть
  • Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;
  • Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать. Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т.п
  • Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;
  • Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.
  • В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:

  • Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
  • В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.
  • Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.
  • У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так , как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.

Принимайте ребенка безусловно

  • Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
  • Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

источник

Виктория Васильевна Иванченко
Рекомендации для родителей по предупреждению возникновения стресса у детей

— Создайте правила, обозначьте четкие границы в семье, исключите противоречивость в воспитании (договориться всем членам семьи).

— Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.

— Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.

— Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желаниями.

— Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам», давайте ему высказаться.

— Общение с ребёнком ведите на позитиве.

— Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

— Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.

— Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.

— Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, — это его планка.

— Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он — личность.

— Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.

— Любите и дорожите своим ребенком, принимайте его таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами.

— Чаще обнимайте своего сына и дочь.

— Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все проблемы – временны, что их можно решить конструктивно.

— Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

— Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

— Сокращайте до минимума время взаимодействия ребенка с компьютером, планшетом, телевизором, смартфоном! Следите за тем, что смотрит ребенок, в какие игры он играет.

— Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

— Помогите определить источники психического дискомфорта.

— Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.

— Помогите своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

— Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

— Любые положительные начинания ребенка одобряйте, словом и делом.

— Уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным и значимым.

— Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

— Помните, что авторитарный стиль воспитания для детей неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или аутоагрессию. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Консультация для родителей по предупреждению ДДТТ «Дети на дорогах» МДОУ детский сад №16 «Малышок» Консультация для родителей «Дети на дорогах» Составила воспитатель: Мальцева О. И. ,высшая кв. категория.

Консультация для родителей «История возникновения игры в шахматы» Игра в шахматы окутана множеством легенд До сих пор ученые не могут разгадать тайну их возникновения. Шахматы (от персидского — шах.

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты» Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного.

Консультация для родителей «Профилактическая обувь по предупреждению деформации стопы у детей» Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений.

Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников РЕФЕРАТ на тему: Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников. Безопасность.

Памятка для родителей и детей по предупреждению детского травматизма Профилактика травматизма у детей дошкольного возраста. Сохранить здоровье ребенка задача каждого родителя. Обязанность родителей обучать.

источник

Воспитание детей часто связано со стрессом. Вне зависимости от того работаете вы или воспитываете ребенка дома, в одиночку или с супругом, один у вас ребенок или несколько, вам сложно оставаться в тонусе и сохранять спокойствие на протяжении всего дня.

Предлагаем несколько способов справиться со стрессом, а также упражнения, помогающие быстро расслабиться. Определите, какие из предложенных упражнений максимально вам подходят, и выполняйте их регулярно – это поможет выработать стрессоустойчивость и легче переносить реакции организма на стресс.

Как возникает напряжение?

Когда мы беспокоимся, спешим или чувствуем себя опустошенными, в теле возникает напряжение. Такая реакция естественна для организма: тело готовится нападать или убегать, сталкиваясь с угрозой. Если бы нам действительно что-то угрожало, мы бы смогли защитить себя. Когда угроза проходит, мозг посылает сигнал безопасности и тело приходит в нормальное, расслабленное состояние.

В условиях современной жизни мы обеспокоены очень многим. Это и есть стресс. Постоянный стресс вызывает напряжение в теле, что само по себе становится причиной дополнительного стресса. Мы можем его преодолеть, научившись справляться с мыслями о событиях, больше не представляющих для нас угрозу.

Можно также научиться расслабляться. Когда мы расслабляемся, тело получает сигнал о безопасности. Со временем вы научитесь давать телу команду расслабиться и прийти в нормальное состояние.

Постоянное напряжение на каждого действует по-разному. У человека может развиться бессонница, пропадать или усиливаться аппетит, появляться головная боль, боль в животе или раздражительность, снижаться концентрация внимания. Хроническое напряжение часто становится причиной возникновения или обострения многих заболеваний. Напряжение ослабляет иммунную систему, делая нас более восприимчивыми к простудным и инфекционным заболеваниям.

Существуют три наиболее надежных способа расслабиться: постепенное расслабление, глубокое дыхание и визуализация приятных образов. Хорошо помогают расслабиться позитивные образы и музыка для релаксации.

Постепенное расслабление

Максимально напрягите мышцы ступней и голеней. Почувствуйте напряжение. Затем постепенно расслабьте мышцы. На несколько секунд дайте мышцам полностью расслабиться. Подобным образом напрягайте и медленно расслабляйте мышцы бедер.

Затем напрягите мышцы кистей. Сожмите руки в кулаки как можно сильнее. Постепенно расслабьте их. Проделайте данное упражнение со всеми группами мышц рук. Постепенно вы почувствуете расслабление, спокойствие и умиротворение. Напрягите, а затем постепенно расслабьте плечи.

Напрягите мышцы пресса и медленно расслабьте. Перейдите к грудным мышцам. Сделайте глубокий вдох. Не выдыхайте, пока не почувствуете напряжение в мышцах. Сделайте медленный выдох и почувствуйте, как постепенно расслабляются грудные мышцы.

Постепенно расслабляя все группы мышц, вы заметите, что ваше дыхание замедлилось и стало глубже. Теперь вы полностью расслаблены.

Старайтесь выполнять данное упражнение ежедневно. После 10–15-ти раз попробуйте расслаблять мышцы, не напрягая их. Научитесь расслаблять мышцы просто при помощи медленного глубокого дыхания.

Глубокое дыхание

Когда мы напряжены, наше дыхание становится частым и поверхностным. Более того, даже в спокойном состоянии большинство из нас дышат неправильно. При этом организм недостаточно насыщается кислородом, который необходим для очищения организма и выработки энергии. К счастью, научиться правильно дышать совсем несложно.

Найдите комфортное место и лягте на пол. Положите руки на живот прямо под ребрами. Дышите медленно и глубоко. Если вы дышите правильно, вы почувствуете, как увеличилась грудная клетка. Практикуйте глубокое дыхание несколько раз в день по 5–10 минут. Научившись дышать правильно, вы заметите, что дышите глубоко в течение всего дня.

Читайте также:  Может ли подняться температура после сильного стресса

Как дать психике отдохнуть

Когда мы думаем о чем-то, что нас расстраивает, то чувствуем напряжение в теле. Это происходит потому, что участки мозга, которые регулируют телесные функции, не различают реальные и воображаемые образы. Если вы представляете себя в некомфортной ситуации, тело реагирует так, как будто эта ситуация происходит на самом деле. Мы часто думаем о том, что вызывает у нас напряжение, но можно сделать наоборот – думать о том, что доставляет радость.

Чтобы дать психике отдохнуть, расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов. Затем закройте глаза и представьте себя в каком-нибудь приятном месте, например, на пляже, в горах или за любимым занятием. Постарайтесь полностью погрузиться в воображаемую картину: рассматривайте детали, слушайте звуки, почувствуйте свежесть воздуха, запахи. Ощутите, как хорошо вам в этом месте. В первый раз посвятите данному упражнению 10–15 минут. Через некоторое время после выполнения упражнения вы будете ощущать себя отдохнувшим, как после отпуска.

Другие способы отдыха

Хорошо помогает отдохнуть прослушивание музыки. Многим хорошо подходит чтение книг. Любимое хобби привносит в повседневную жизнь много удовольствия. Исследования показали, что регулярные физические упражнения несколько раз в неделю (даже если это обыкновенная ходьба) снижает уровень стресса и напряжение.

Не злоупотребляйте кофеином и алкоголем. Считается, что они помогают расслабиться, однако на самом деле только усугубляют ситуацию. Старайтесь не смотреть новости по телевизору перед сном. Обращайте внимание на позитивные события, которые произошли за день, и будьте за них благодарны. Устанавливайте близкие отношения с кем-то и уделяйте внимание тактильным контактам.

Давайте больше, чем получаете. Прощайте. Не держите обиды на окружающих: никто не идеален, все мы совершаем ошибки. Учась прощать окружающих, прощайте и сами себя. Завтра все может быть иначе.

Простые и проверенные способы снизить стресс

  • 1. Утром вставайте на 15 минут раньше. Мелкие неприятности, которые случаются по утрам, будут вызывать меньшее напряжение.
  • 2. Приготовьте всё, что необходимо для утренних дел, с вечера. Накройте стол для завтрака, подготовьте одежду, которую собираетесь надеть на следующий день.
  • 3. Не полагайтесь во всем на память. Записывайте запланированные встречи и дела. Как гласит древняя китайская пословица: «Самые светлые чернила лучше, чем самая крепкая память».
  • 4. Будьте готовы к ситуациям, когда вам придется ждать. Если у вас есть при себе книга, ожидание своей очереди пройдет приятнее.
  • 5. Прокрастинация приводит к стрессу. Сделайте сегодня то, что собирались сделать завтра, и сделайте прямо сейчас то, что хотите сделать сегодня.
  • 6. Планируйте наперед. Запаситесь необходимыми вещами на непредвиденный случай. Не дожидайтесь, пока у вас останется последний жетон на метро или другие необходимые мелочи.
  • 7. Не используйте неисправные вещи. Если ваш будильник, кошелек, шнурки, дворники машины или что-то другое неисправно, отремонтируйте или замените их.
  • 8. Приходите на встречи на 15 минут раньше запланированного времени.
  • 9. Полностью откажитесь или снизьте потребление кофеина.
  • 10. Придумывайте планы на непредвиденные случаи: «Если по какой-то причине один из нас опоздает, мы поступим так…», «Если в супермаркете мы потеряем друг друга из виду, то встретимся возле…».
  • 11. Не устанавливайте жестких правил. Мир не рухнет, если вы не покрасите скамейку во дворе на этих выходных.
  • 12. На каждое неблагоприятное событие приходится 10 хороших. Замечайте их!
  • 13. Задавайте вопросы. Несколько секунд, потраченных на то, чтобы уточнить просьбу, могут сэкономить несколько часов. Помните старую народную мудрость: «Поспешишь – людей насмешишь».
  • 14. Говорите «нет». Отказывайтесь от дополнительных проектов и мероприятий, на которые у вас нет ни времени, ни сил, это научит вас уважать себя и даст понять окружающим, что каждому нужно время на отдых.
  • 15. Отключайте телефон. Если вы хотите принять ванну, заняться медитацией или почитать – временно отключите телефон. Вероятность того, что в течение часа произойдет что-то экстренное, практически равна нулю. Можете также поставить телефон на автоответчик.
  • 16. В первую очередь удовлетворяйте свои потребности. Базовые потребности человека – это пища, вода и теплое жилище. Всё остальное – результат выбора. Не привязывайтесь к тому, что выбираете.
  • 17. Дружите с оптимистами. Ничто так не развивает беспокойство, как общение с пессимистами и паникерами.
  • 18. Если у вас сидячая работа, регулярно вставайте с рабочего места и делайте упражнения на растяжку.
  • 19. Носите беруши. Если вам необходимо побыть в тишине дома, используйте их.
  • 20. Спите достаточное количество времени. Нехватка сна делает людей раздражительными.
  • 21. Создавайте порядок из хаоса. Организуйте рабочее место и жилье так, чтобы всегда знать, что где находится. Держите вещи на своих местах, чтобы не беспокоиться по поводу того, что вы что-то потеряли.
  • 22. В состоянии стресса дыхание людей обычно становится быстрым и поверхностным. При таком дыхании недостаточно выделяется углекислый газ и поглощается кислород, а в мышцах возникает напряжение. Обращайте внимание на своё дыхание на протяжении дня, особенно во время и после стрессовых ситуаций. Если ваши мышцы пресса напряжены, а дыхание поверхностное, расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких медленных вдохов. Обратите внимание на то, как мышцы пресса и груди участвуют в дыхании, когда вы расслаблены.
  • 23. Записывайте ваши мысли и чувства (ведите дневник или просто записывайте на бумаге, которую потом выбросите). Это поможет вам внести ясность в мысли и посмотреть на происходящее с другой точки зрения.
  • 24. Когда вам нужно расслабиться, выполните следующее упражнение из йоги. Делайте глубокий вдох в течение 8-и секунд. Затем сложите губы трубочкой и медленно выдыхайте так долго, как вы сможете. Концентрируйтесь на звуке, издаваемом при дыхании, и чувствуйте, как уходит напряжение из тела. Повторите упражнение 10 раз.
  • 25. Готовьтесь к событиям, которые вызывают у вас страх. Например, перед публичным выступлением мысленно отрепетируйте его с начала до конца. Представьте, что вы наденете, как будет выглядеть аудитория, какие слова вы скажете в начале выступления; какие вопросы вам зададут, и как вы на них ответите. Представьте выступление таким, каким бы вы хотели его видеть. Когда придет время выступления, вы будете чувствовать себя в своей тарелке, и ваше беспокойство уйдет.
  • 26. Когда стресс из-за предстоящей работы мешает её выполнить, будет полезно поменять вид деятельности или обстановку.
  • 27. Выговоритесь. Разговор о своих проблемах с близким другом избавит вас от смущения и позволит сконцентрироваться на решении проблем.
  • 28. Один из наиболее очевидных способов избежать ненужного стресса – выбирать окружение (работу, домашние занятие, хобби) в соответствии со своими потребностями и желаниями. Если вы ненавидите сидячую работу, не ищите работу в офисе. Если вы не любите политику – не вступайте в разговоры с людьми, которые постоянно её обсуждают.
  • 29. Учитесь жить сегодняшним днем.
  • 30. Каждый день делайте что-то, что действительно приносит вам удовольствие. Полюбите то, что вы делаете.
  • 31. Принимайте горячую (в летний период – прохладную) ванну или душ, чтобы снять напряжение.
  • 32. Сделайте что-то для окружающих. Например, накормите тех, кто в этом нуждается.
  • 33. Прилагайте больше усилий к тому, чтобы понимать других, чем к тому, чтобы понимали вас. Стремитесь любить, а не быть любимым.
  • 34. Уделяйте внимание своей внешности. Когда вы выглядите лучше, то и чувствуете себя лучше.
  • 35. Составляйте расписание на день, которое реально можно выполнить. Не планируйте дела одно за другим. Делайте перерывы между делами, чтобы чувствовать себя хорошо в течение дня.
  • 36. Будьте гибкими. Некоторые дела не обязательно доводить до идеального состояния.
  • 37. Избегайте деструктивных мыслей, например: «Я слишком стар для того, чтобы…», «Я слишком полный для того, чтобы…» и других.
  • 38. Старайтесь изменить ритм жизни в выходные дни. Если ваша рабочая неделя проходит в медленном темпе и по распорядку, постарайтесь в выходные быть более активными и спонтанными. Если ваша рабочая неделя проходит в быстром темпе и полна встреч с людьми и дедлайнов, проведите выходные в уединении. Вам кажется, что вы ничего не успеваете на работе? Возьмите часть работы на дом, чтобы за выходные закончить ее и получить от этого удовлетворение.
  • 39. «Денежка к денежке – вот и капитал». Эту пословицу можно применить и в других жизненных сферах. Позаботьтесь о сегодняшнем дне, и в будущем это обязательно принесет результат.
  • 40. Не делайте несколько дел одновременно. Когда вы общаетесь с кем-то, уделите внимание только своему собеседнику. 41. Когда вы заняты каким-то проектом, не отвлекайтесь на другие дела, которые вам нужно сделать.
  • 42. Каждый день проводите немного времени в уединении и спокойствии.
  • 43. Если вам предстоит в течение дня выполнять дела, которые вам неприятны, постарайтесь сделать их как можно раньше. Так вы будете испытывать меньшее беспокойство в течение дня.
  • 44. Делегируйте ответственность за дела людям, которые способны с ними справиться.
  • 45. Не забывайте об обеденном перерыве. Даже если у вас есть 15–20 минут, вставайте с рабочего места.
  • 46. Если у вас возникает соблазн сделать или сказать что-то, что может ухудшить ситуацию, сосчитайте не до десяти, а до тысячи.
  • 47. Прощайте людей и отпускайте события прошлого. Примите тот факт, что мы живем в несовершенном мире.
  • 48. Смотрите на мир оптимистично. Верьте, что большинство людей имеют добрые намерения.

И напоследок процитируем древнюю мудрость, которая раскрывает секрет внутреннего спокойствия:

«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпение принять то, что я не могу изменить, и дай мне мудрость отличать одно от другого».

источник

Стресс у детей и способы его преодоления.

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе.

Как проявляется детский стресс?

Огромное количество детей вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками.

Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки — подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?

Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких), тревожится.

Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.

Проблемы со здоровьем. У ребенка может подняться температура, сильно разболеться живот… Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.

Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.

Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.

Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме.

Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.

Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.

Читайте также:  Может ли подняться температура от нервов и стресса

Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

П омните: если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

Преодолеть стресс и тревогу у ребенка может помочь мама или папа, играя с ним в игры. Для этого важно пребывать в гармонии с собой, быть спокойным и настроенным на позитив. Предлагаем несколько простых, но эффективных игр, которые помогут избавить ребенка от стресс, беспокойства, и научат выражать свои чувства.

Прыгаем от всей души

Вы ругали ребенка за то, что он прыгал на кровати или диване? Вам придется изменить свое мнение ведь это идеальная игра, чтобы снять стресс у ребенка. Дело в том, что прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.

Как играть: вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Или водить ребенка прыгать на батуте.

Разноцветные дни

Ребенок может зациклиться на прошлом. При этом опыт тяжелого прошлого он переносит в сегодняшний день, постоянно переживая его. Чтобы вернуть ребенка в реальность, фиксируйте каждый день, оживляя чувства.

Как играть: каждому дню присвойте определенный цвет. Пусть понедельник будет желтым, вторник – синим, среда — красной и так далее. В понедельник на протяжении всего дня обращайте внимание на желтые предметы, ешьте желтые овощи и фрукты, надевайте одежду желтого цвета.

Снимаем маску

Когда ребенок пережил травмирующее событие, лицо его может как-бы застыть, превратившись в маску. Снять ее помогут «пластические» игры от стресса.

Как играть: начните с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем предложите ребенку превратиться в пластилин. Осторожно «разминайте» его личико, «лепите» из него разные формы: теребите щечки, просите надуть щеки или втянуть в себя. Устройте соревнования на лучшего кривляку. Корчите вместе с ребенком различные рожицы.

Купите маски или сделайте их сами вместе с ребенком. Пусть ребенок наденет маску, в которой он чувствует свою силу, и ходит, говорит, жестикулирует в этой роли. Затем сменит ее на маску «слабости» (например, страха) и говорит от имени этой маски. В конце, когда ребенок снимет маску, спросите, когда бы ему пригодилась первая маска? Как она могла бы помочь второй маске?

Превратитесь в актеров и сделайте небольшую постановку любой сказки.

Отпускаем в небо или по реке

Негативный опыт сложно отпустить. Пережив травмирующее событие, ребенок может «цепляться» за то, что считает важным и дорогим, боясь его потерять.

Как играть: чтобы научиться отпускать, и делать это с радостью, пускайте бумажные кораблики по реке, отпускайте в небо воздушные шарики. Такие, простые на первый взгляд, игры помогут снять стресс ребенку и забыть о неприятных событиях.

Бумажная гирлянда

Несмотря на необходимость в общении, ребенок может избегать контакта с другими детьми и взрослыми.

Как играть: чтобы помочь ребенку преодолеть барьер, предложите ему вместе вырезать из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать им лица, написать имена друзей, родственников, знакомых детей. Таким образом, мы создаем образ объединенности, даем ребенку понять: «мы вместе». Эта практика подходит и для застенчивого ребенка, чтобы помочь адаптироваться в новой группе.

Капелька краски

Эта незатейливая игра поможет снять стресс и напряжение, расслабиться, избавиться от фиксации на одном переживании, состоянии, событии.

Как играть: капните акварельной краской в воду и смотрите на узоры, которые образовывает краска в воде, наблюдайте, как она постепенно растворяется. Попробуйте с ребенком изобразить эту каплю краски в воде с помощью танца, пластики тела.

Травмированный ребенок как будто перестает чувствовать. Он боится, что если позволит себе радоваться, то вместе с этим снова возникнет боль и страх.

Как играть: для того, чтобы «разморозить» ребенка, предложите ему окунуть пальчик в краску и поставить на листе бумаги несколько отпечатков. Спросите, что нужно дорисовать, чтобы получился щенок, солнышко, лебедь, рыбка.

Для того, чтобы помочь ребенку фокусироваться на настоящем, чтобы снять стресс в течение дня играйте в игру «Ты где?».
Как играть: неожиданно, в любое время дня, задавайте ребенку вопрос «ты где?». Он должен начинать свой ответ со слов «я здесь!». А дальше пусть скажет несколько предложений, подробнее описывая свое «здесь». Он может использовать описание аромата, звука, вкуса и других ощущений. Например: Я здесь. В комнате, сижу на диване с книжкой в руках, ем сладкое яблоко.

Выпускаем пар

Любому негативному чувству нужно дать выход. Так, если ребенок испытывает агрессию — ищите способы экологичного проживания — щелкайте пузырьки упаковки, деритесь подушками, сбивайте кегли, забивайте гвозди.

Ребенок боится громких звуков? Играйте на музыкальных инструментах, не скупитесь на аплодисменты.

При боязни прикосновений предложите представить, что идет дождик: вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучите по ладошкам), затем по всему телу. Дождик может быть разной силы – то усиливаться, то утихать.

Теперь вы знаете, как при помощи игр снять стресс у ребенка, помочь ему
расслабиться и обрести душевное равновесие.

Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»
Миллер Юлия Альбертовна — руководитель Комитета по образованию
Приемная:
тел. 52-27-58 , каб. 326
Дошкольный отдел:
тел. 52-26-60 , каб. 324

источник

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  • ночные кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
  • расстройства без видимой на то причины;
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
  • агрессивное отношение к окружающим;
  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  • заниженная самооценка;
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

Общие методы профилактики стресса:

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Читайте также:  Может ли поднятся температура от стресса

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

Так как Ваш ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, Вы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже Ваш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

источник

Рекомендации психолога родителям по определению и преодолению стресса у ребенка.

Что такое детский стресс и как с ним бороться?

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, взрослые.

Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

Как понять, что ребенок испытывает стресс?

Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать. Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное?: Все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение. Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись. Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться. Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

В любом случае — сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами. Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

семейные — рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);

катастрофы, беды, несчастья — смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;

социальные — страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;

страхи — внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;

телевизор, компьютер — повышенная эмоциональная нагрузка;

медицинские — травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;

другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..

кроме того, стресс на одном уровне (например, развод родителей) сильно влияет на чувствительность ребенка в других «опасных» сферах. Например, делает его более агрессивным к другим людям, поэтому у него могут возникнуть проблемы в школе.

Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку. Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности.

То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно. Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

1. Оставление ребенка один на один со стрессом

Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае — депрессии, неврозов и других психических заболеваний.

Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость.

3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие. И вернуть его будет уже очень сложно.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

Разделите переживания малыша

Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

Определите, почему малыш переживает

Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

Объясните малышу честно, что происходит

Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом. Объяснить непонятное можно, например, так: «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»; «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты — новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»; «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать». На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

Помогите ребенку сформировать новое поведение

Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

источник