Меню Рубрики

Родительское собрание стрессы в жизни семьи и влияние их на ребенка

скачать Доклад к родительскому собранию «РЕБЕНОК И СТРЕСС»

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Стресс может быть и полезным — тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

Выделяют еще понятие «дистресс» — им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

Стрессу подвержены все люди — и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, а другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека — огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

— Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

— Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

— Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением — может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

— Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса — например, неблагополучия в семье.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

— Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма — наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

— Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого). Важно помнить: ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие — например, смерть любимого домашнего питомца.

— Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или «выход в свет» — на дискотеку.

— Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

— Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

Что могут сделать родители?

— постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

— стараться уберечь от непосильных нагрузок,

— не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

— оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью;

— научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов. Их вы можете найти в популярной литературе — например, в книге Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

Как помочь ребенку пережить потерю.

Потери в жизни ребенка — это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения — сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

Различные перемены и потери — это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка — это тоже потеря.

А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется — сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя — в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом — здесь можно увидеть, как всё меняется.

Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев.

Обсудите эти способы и предложите свои (печаль — рисовать, писать стихи, записывать в дневник, найти кого-нибудь, с кем можно поделиться своей печалью, поплакать; гнев — заняться определенными видами спорта, ударять или пинать по мячу, по подушке, побегать, пореветь в подушку или в укромном месте, выразить гнев словесно.).

Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? «Что ты делаешь, когда боишься?», «Помогает ли это?», «Что можно еще сделать?». Даём понять, что испытывать страх смерти и потери нормально — взрослые его тоже испытывают.

О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств.

Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь

(психотерапевта или психиатра)?

— если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

— если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

— отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

— слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании «конца света» и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

Огромная проблема — отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

Распространенная реакция: «Сам (сама) виновата!» К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

Важно помочь такому ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной.

В силу многих причин подростки и молодые люди больше других подвержены стрессам. Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, контрольные, зачеты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе, необходимость заботиться о младших братьях и сестрах, тяга ко всему запрещенному и осознание того, что это запрещенное, выбор между добром и злом.

Подростки уже умеют осознавать свои проблемы, говорить о них, находить решения. Но из-за излишней эмоциональности в принятии решений и возрастной неуверенности в их правильности подросткам необходима помощь родителей. В это время подростки очень чувствительны к критике, поэтому советы могут вызывать агрессию, раздражение, вспышки эмоций и желание действовать наперекор.

Однако контролировать и определять стрессовое состояние нужно уметь, делать это вовремя, когда стресс не перешел в депрессию и другие расстройства.

Признаки того, что у подростка стресс: проблемы с едой и питанием, нервный тик, излишний дневной сон или бессонница, повышенная раздражительность, физическое истощение, нежелание следить за своей внешностью, разговоры о самоубийстве. Многие тинэйджеры реагируют на стресс отстраненностью, замкнутостью, часто закрываются в комнате и долго оттуда не выходят. Или же начинают бунтовать и попадать в различные переделки.

Чем родители могут помочь? Для начала пересмотреть загруженность подростка на предмет того, как много у него различных дополнительных занятий, помимо учебы, как много домашних обязанностей. Возможно, что-то можно убрать, чтобы у ребенка было больше время для отдыха. Обязательно быть рядом и дать понять, что всегда придете на помощь и поможете. Ни в коем случае не навязывать своего общества, не читать нотаций и лекций. Ему может и не захочется слышать ваш совет, но ему, как и взрослому, нужен человек, который просто может выслушать. Это не значит, что вам не следует выражать своего мнения, ваш разговор не должен переходить в спор. Очень благоприятны для снятия стресса занятия спортом. Это помогает контролировать гнев и помогает быть более рассудительным.

Хорошо научить подростка ко всему относиться с юмором и не зацикливаться на проблемах, а сразу их проговаривать, отреагировать. Если подросток обратился за помощью, найдите время, чтобы поговорить с ним, обсудить его проблемы. Будьте в свою очередь с ним открыты, говорите об общих семейных целях и стремлениях, обсуждайте, что важно для вашей семьи.

Очень хорошо помогает собственный пример: демонстрируйте контроль над собой и критической ситуацией.

Суицид у подростков: остаться в живых

Бытует мнение, что есть настоящий суицид, а есть его имитация — шантаж собственной смертью или далеко зашедшая игра. Причем считается, что истинный суицид вызывают какие-то, действительно, страшные причины, а демонстративный — он от «безделья» и нехватки внимания. Первый больше характерен для взрослых людей, уставших от жизни, а второй обычно используют подростки для шантажа .

На эту тему существует прекрасный психоаналитический постулат: каждый истинный суицид — критическая демонстрация человеком собственного отчаяния, а каждый демонстративный — потенциальный истинный. И подростковый суицид гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 — 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% — совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% — без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

В некоторых субкультурах (например, таких популярных нынче, как эмо или готы) наличие признаков неудачного суицида на теле воспринимается почти как знаки высшего отличия. Часто за этим стоит не только попытка эпатировать маму с папой и не только шантажное поведение, но и более глубокие мотивы, в том числе, попытка «приручить», преодолеть страх смерти. Собственно, процент «завершённых» самоубийств среди представителей таких неформальных течений не так уж велик в общем числе подростковых суицидов.

Читайте также:  Чем стресс вреден для организма

С сожалению, самоубийства совсем маленьких детей (от четырех лет) — не такая уж редкость. Правда, тут большой проблемой является посмертная экспертиза: очень трудно выяснить, был ли это несчастный случай или осознанное желание умереть. Также не всегда удается установить, понимал ли ребенок, что такое смерть, вообще.

Все больше случаев детского суицида фиксируется в таких экономически благополучных странах, как Швеция, Норвегия, Япония. Причины этого явления: жестокое обращение, потеря близкого человека (в данном случае имеется в виду даже не кровное родство, а насколько человек был близок к ребенку, занимался им), а также предельное одиночество. Последнее особенно часто встречается в семьях с достатком выше среднего, где ребенок материально всем обеспечен, но на самом деле никому не нужен.

Кроме этого, суицидальное поведение у молодёжи часто бывает наученным, подражательным. Известно, что каждый раз после гибели кого-нибудь из молодёжных кумиров следует суицидальная волна. Так было после смерти Джима Моррисона, Дженис Джоплин, Курта Кобейна. Так было в России после смерти «маленького иванушки» Игоря Сорина, когда после его трагической гибели 1 сентября 1998 года (до сих пор неясно, что это: самоубийство или несчастный случай) прошла волна «полётов» с высотных зданий среди девочек 12-18 лет.

Механизм понятен: очень хочется быть таким, как кумир, хочется подражать ему во всём, включая способ ухода из жизни. Может быть, именно поэтому не так много суицидов последовало за смертью Виктора Цоя: подростку не так уж легко раздобыть автомобиль, чтобы въехать в стоящий автобус на ночной трассе.

В последнее время появилась неудачная тенденция к популяризации псевдосуицидального поведения. Модными стали песни и клипы, в которых эта идея становится центральной.

Прекрасный пример — клип группы «Рефлекс». В нём нет особенного сюжета, но в кадре постоянно извиваются (иначе назвать эти телодвижения сложно) две блондинки, одетые во что-то наподобие коротких голубых ночных рубашек. Причём у одной из них на предплечье небрежно болтаются бинты. Также видеоряд включает падение некоего молодого человека сквозь прозрачную стеклянную крышу. Два самых распространённых способа свести счёты с жизнью налицо. И припев: «Мне трудно говорить, но что молчать? Не знаю, что сказать, пообещать. Я всё тебе заранее прощаю. Самоубийство на глазах».

Псевдосуицидальное поведение – это испорченное здоровье и постоянная угроза того, что очередная инсценировка окажется последней. Особенно эта опасность велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией.

Большинство из погибших не страдало никакими физическими заболеваниями, и спасти их было очень просто — вовремя обратить внимание и подсказать другой способ изменить свою жизнь.

Вот признаки, по которым можно распознать подростка, намеревающегося совершить суицид.

  1. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.
  2. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия.
  3. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
  4. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул.
  5. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
  6. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть.

Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение — сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры и родителям надо уделять ему больше времени и понимания.

10 способов как помочь подростку справиться со стрессом

Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того чтобы ваш ребенок мог справляться со стрессом, ему необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Обратите внимание вашего ребенка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например «Я беспокоюсь о. меня беспокоит. «; если он постоянно делает непроизвольные движения такие, как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, это признаки нервозности. Ребенок должен научиться следить за собой, распознавать их.

Ребенок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам, о том как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть

Научите вашего ребенка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

Если ваш ребенок потерпел в чем-то неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать и ничего у меня не получается», он должен реально смотреть на вещи «Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил». Это поможет ему в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

Полноценный сон и хорошее питание

Ваш ребенок должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.

Избавление от негативных эмоций

Как помочь ребенку избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя. Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного

Научите вашего ребенка ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.

Когда день вашего ребенка представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.

Спорт укрепляет организм ребенка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности неважно будет ли это бег плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на свое усмотрение.

Жизнь сложна и богата огорчениями, детство — самая беззаботная пора. Зачем же омрачать этот период жизни, если есть возможность уберечь ребенка от лишних негативных переживаний!

источник

24 февраля в МОБУ СОШ №5 состоялось родительское собрание по актуальной теме «Стресс, его физиологические и психологические свойства. Перед родителями учащихся начальных классов выступила учитель начальных классов Фролова Оксана Сергеевна. В своём выступлении Оксана Сергеевна затронула проблемы семейного воспитания. Мы надеемся, что после этого родительского собрания каждый ребенок получит в семье чуть больше тепла и понимания со стороны родителей.

Родительское собрание на тему: «Стресс, его психологические и физиологические проявления у детей».

Мы живем, вырастая вместе с нашими учениками, и каждый шаг вперед в их жизни мы частично считаем своим.

Сегодняшнее время отличается большим количеством выборов в жизни учащихся, выборов сложных, но необходимых, и выходить из этих ситуаций выбора человеку важно без стресса.

Стресс – причина многих неудач, болезней, нереализованных целей. Поэтому научить воспитанников противостоять стрессу, преодолевать его, предупреждать его – важная часть работы классного руководителя и родителей.

Травмирующие человека ситуации встречаются часто и повсюду, но реагируют на них люди по – разному, а по тому, формировать стрессоустойчивость – это создавать условия для формирования позитивной «Я – концепции» человека, живущего без комплексов, способного к самореализации и адаптации в обществе.

Когда я спрашиваю детей, что вызывает у них стресс, как правило, получаю один из следующих ответов:

  • — «Я не люблю, когда что-то меняется».
  • — «На уроках слишком шумно».
  • — «Я все время боюсь, что опоздаю».
  • — «Новая жена моего отца меня не любит».
  • — «Учительница очень строгая, я ее боюсь».
  • — «Ночью я боюсь, что воры придут и унесут меня, пока мои родители спят».
  • — «Я не уверен, что в моем новом классе будут хорошие ребята».
  • — «Мне все время не хватает времени дописать контрольную, хотя я спешу изо всех сил».
  • — «Я учу, но боюсь, что так ничего и не запомню».
  • — «Во дворе мальчишки дразнят меня, а то и колотят».
  • — «Сережка меня все время достает, а еще он говорит, что моя мать ничтожество».
  • — «Я боюсь войны».
  • — «Если я получу плохую отметку, отец меня убьет».
  • — «Моя сестра мешает мне, когда я делаю домашние задания, а родители ничего ей не говорят».
  • — «Все смеются надо мной, потому что я рыжий».
  • — «Я уверен, что я полный идиот».
  • — «Марина больше не хочет со мной дружить».

Мелкие страхи, выдумки или настоящие проблемы. для ребенка все это стрессоры одного уровня.

Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”. Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна».

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

· эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

· кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);

· физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

· реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;

· сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);

· истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.

Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

Признаки стрессового состояния

психологические изменения

физиологические изменения

  • тревога
  • страх
  • напряжение
  • неуверенность
  • растерянность
  • подавленность
  • беззащитность
  • паника
  • бледность или краснота
  • учащение пульса
  • дрожь
  • потливость
  • сухость во рту
  • затруднение дыхания
  • расширение зрачков
  • мышечная скованность
  • трудности глотания
  • желудочный спазм

Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.

2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.

3. Негативная оценка со стороны учителя.

4. Участие в соревнованиях.

5. Ссоры с одноклассниками.

6. Переход в другой класс или другую школу.

7. Контрольная или тестовая работа.

8. Сообщение дома о плохой отметке.

9. Выход к доске или любое публичное выступление.

11. Конфликтное общение с учителем.

12. Пропуск уроков по болезни.

Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

Профессор Дэвид Элкинд, американский исследователь в области детской психологии, создал шкалу детского стресса в зависимости от событий, с которыми дети сталкиваются в течение одного года. Интересно отметить, что, совсем как у взрослых, многие из событий расцениваются детьми как позитивные, радостные, но от этого они не перестают быть стрессообразующими, поскольку влекут за собой нарушение стабильности.

Читайте также:  Чем стресс отличается от волнения

Шкала детских стрессоров по Дэвиду Элкинду

источник

  • сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;
  • показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике
  • отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.

Участники: родители

Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы (столы и стулья заранее расставлены в 4 группы)

Методы: лекция, мозговой штурм, работа в группах

Продолжительность: 1 час

Рассматриваемые вопросы: Формулировка понятия здоровья в «Концепции ВОЗ…». Факторы здоровья. Критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья. Взаимосвязь психики и здоровья. Психосоматические заболевания. Роль межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка. Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка. Стили родительского воспитания.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), что нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Задача школы – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приеме ПАВ.

Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи и профилактике отклонений в развитии ребёнка.

«Давайте познакомимся. Вам необходимо представиться следующим образом: назвать свое имя и отчество, а также имя и класс Вашего ребёнка. Например: «Я, Ирина Валентиновна, мама Оксаны из 4 а класса», «Меня зовут Сергей Петрович, я папа Миши из 5 б класса» и т.д.»

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».

Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.

Всё, что вы сказали верно, здоровье — понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Важным в определениях здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

Родители заранее разделены на четыре группы, каждая из которых должна подобрать из предложенных вариантов критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья, написанные на отдельных карточках, и обосновать свой выбор.

  • здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
  • здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  • здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела).

Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, — ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это — психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

  • гипертония,
  • язвенная болезнь 12-перстной кишки,
  • бронхиальная астма,
  • сахарный диабет,
  • нейродермиты (экзема, псориаз),
  • ревматоидный артрит,
  • язвенный колит.

Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.

Нервничают, нестабильны родители — нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери — торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.

Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой — перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль «несчастья семьи, дурачка»; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства «для желудка», держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни — переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу.

К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного «воспитания:

    • эгоцентрическое воспитание:
    • воспитание по типу неприятия:
    • сверхсоциализация ребёнка;
    • тревожно-мнительное воспитание. .

Что же следует предпринять родителям?

Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет.

Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль — легкие, тревога — сердце, страх — почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Самое важное в профилактике психосоматических болезней — предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

Родители, например, говорят: «Ну, вот ты обидел Петю, и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться. » Или: «Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится. » Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.

Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

  • авторитетный (принимающий, демократический);
  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Читайте также:  Чем укрепить нервную систему после стресса

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания? Приблизительные ответы на вопросы. Учитель подводит итог после выступлений всех групп.

«С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно. ,

«В течение 5 минут определить, какие существуют средства и способы поддержания здоровья семьи как комплексного понятия».

Желающие родители высказываются по поводу семинара, форме проведения, полезности обсуждаемой информации. Психологи желают родителям терпения и здоровья их семьям.

источник

Эмоциональное благополучие наших детей зависит именно от той среды где они растут и развиваются. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, что нельзя сказать о детях воспитывающихся в семьях где они регулярно подвергаются стрессовым воздействиям, у таких детей формируются различные психологические проблемы и комплексы.. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка.

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Выступление на родительском собрании.

«Стрессы в жизни семьи и их влияние на ребенка» .

Князева Оксана Викторовна

Цель: Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи семьи с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка

1.Создание условий благоприятной атмосферы для работы с родителями, психолого-педагогической помощи семье.

2.Обсудить с родителями проблему стрессовых ситуаций в семье.

3. Формировать у родителей средства профилактики и коррекции психоэмоционального здоровья семьи.

Форма проведения: групповая дискуссия с элементами тренинга.

1. Приветствие. Постановка цели мероприятия

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, поговорить на очень серьезную тему: «Стрессы в жизни семьи и их влияние на ребенка»

Эмоциональное благополучие наших детей зависит именно от той среды где они растут и развиваются. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, что нельзя сказать о детях воспитывающихся в семьях где они регулярно подвергаются стрессовым воздействиям, у таких детей формируются различные психологические проблемы и комплексы.. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка.

Прежде чем начать разговор поприветствуем друг друга, но приветствие должно быть без слов — жестами или мимикой.

А сейчас я предлагаю вам пройти мини — тест «Значение цвета», посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Вашему вниманию предлагается 8 цветов. Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. И пожалуйста, его запомните.

Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета.

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

И чтобы наша с вами работа была плодотворной я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет вам, расслабится и называется оно «Избавление от тревог»

Упражнение «Избавление от тревог» (зрительная техника)

Время проведения: 5-7 минут.

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Процедура: расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Ольга Александровна познакомила нас с вами о таком понятие как стресс и стрессовые ситуации в семье.

2.3 Дискуссия. Бывают ли у вас в семье стрессовые ситуации?

Как вы находите выход из создавшейся ситуации?

Представьте себе на мгновение вы возвращаетесь с работы. У вас выдался нелегкий день. Когда же вы, наконец, являетесь домой, то надеетесь, что дети с полуслова поймут, как вы устали, и подсластят вам конец изнуряющего дня.

В свою очередь, едва переступив порог дома, вы, засыпаете детей вопросами, приводящими их в раздражение: «Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?»

Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок, на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.

А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие.

Каким способом вы снимете стресс?

Предлагаю вам ознакомится с упражнением для снятия стресса и напряжения по методу «Ключ»

Этот метод помогает быстро снять стресс, полноценно выспаться, освободиться от страха и чувства тревоги, снять «нервные зажимы» в ответственных ситуациях (экзамены, переговоры, соревнования, чрезвычайные ситуации), повысить работоспособность и быстродействие мышления. Также метод позволит освободиться от комплексов и стереотипов мышления; гармонизировать межличностные и семейные отношения; разблокировать творческие способности. Владеть этим методом должен каждый.

Первый шаг. Легкими движениями руки, помассируйте наиболее напряженные или болевые участки шеи. Упражнение выполняйте сидя или прохаживаясь по комнате в течение 5 минут. Если руки устают, то иногда встряхивайте их.

Второй шаг. По возможности встаньте и вытяните руки перед собой. Держите руки расслабленными в локтях и мысленно представьте, что ваши руки начинают плавно автоматически расходиться в разные стороны без мышечных усилий.

Если руки начали расходиться, это означает, что включилось расслабление и начинается снижение стресса. Повторите этот прием 3-4 раза. Если же руки при всём вашем старании не расходятся, значит, вы слишком «зажаты». Сделайте несколько любых привычных разминочных движений, несколько глубоких вдохов и выходов. После этого, встряхните руки и повторите прием с расхождением рук еще раз.

Третий шаг . Разведите руки в сторону обычным способом (с помощью мышечных усилий) и настройтесь мысленно на обратное плавное движение рук друг к другу. Повторите прием 3-4 раза.

Если прием не получается, сделайте небольшую разминку как и в прошлом шаге.

Четвертый шаг . Опустит руки и, мысленно представьте, что одна из них плавно всплывает вверх. Представьте что вы в невесомости. Подключите другую руку. Несколько раз плавно поднимайте и опускайте руки. После того, как руки поднимутся довольно высоко, сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Испытайте чувство легкости.

Пятый шаг. После выполнения этих упражнений сразу же сядьте или лягте. Именно в этот момент наступает чувство облегчения и внутренней свободы.

После выполнения этих упражнений вы испытаете свежесть, бодрость, полноту сил.

Как распознать стресс у ребенка?

Всегда ли есть явные признаки?

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Распространенные реакции на стресс детей дошкольного возраста. Маленькие дети полностью зависимы от родителей. Они чувствуют то, что чувствуют родители и реагируют соответственно. Если взрослый спокоен, излучает уверенность, ребенок почувствует себя в безопасности. Паника взрослого передается ребенку. Поэтому так важно, чтобы родители сумели помочь себе успокоиться, чтобы создать наилучшую поведенческую модель для ребенка, понимая и различая свои чувства и чувства ребенка.

Что же нам стоит знать о поведении детей во время стресса?

Дети могут вести себя регрессивно: вернуться к соске, к памперсам, сосать палец, видеть кошмары во сне. Как реакция на стресс, дети могут хуже успевать в играх, учебе, жаловаться на головные и желудочные боли. Помните! Эти дети не «плохо себя ведут» – они боятся!

Детские страхи часто сопряжены со сном, необходимая функция которого «переварить» все переживания, пережитые за день. Те люди, чей сон пострадал из-за какой-то травмы, впоследствии жалуются на большее количество психологических и физиологических проблем. Очень важно обеспечить достаточный и хороший сон.

Дайте детям возможность выразить себя в играх, рисовании, лепке, драме (поиграть в кукольный театр, например). Дети, особенно совсем малыши, лучше выражают себя через игры, а не с помощью слов. Это способствуют эффективной обработке переживаний.

Замечайте, пытайтесь точно понять, что именно ребенок чувствует. Не полагайтесь на Ваши предположения, что он боится меньше, чем кажется, или наоборот, не предполагайте, что ребенок не понимает, что что-то происходит. Отнеситесь со всей серьезностью к детским страхам. Не пытайтесь убедить его, что он не боится.

Старайтесь реагировать спокойно и успокаивающе. Жесткое обращение, тем более крики или ругань только усилят страхи ребенка: теплый любящий взгляд, спокойный голос; важно погладить ребенка, обнять, приободрить ребенка продолжать жить, как обычно.

Прямо отвечайте на вопросы ребенка, но так чтобы ответ подходил для его уровня и возраста. Не «недоговаривайте» и не давайте лишнюю информацию, о которой ребенок не спрашивал.

Убедитесь, что ребенок не боится задавать вопросы.

Старайтесь уберечь ребенка от средств массовой информации (от тяжелых кадров по телевизору или в газете, тяжелых рассказов по радио).

Старайтесь максимально сохранить обычный распорядок дня (еда, учеба, игры, сон) для того чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности, помочь вернуться к обычной жизни. Это успокаивающе действует и на детей, и на взрослых.

Если Вы должны отсутствовать какое-то время, держите с детьми постоянную связь, убедитесь, что дети знают, куда Вы едете, сколько Вы будете отсутствовать, и постарайтесь вернуться именно в обещанное время.

Уважайте желание ребенка иногда побыть одному.

Составьте вместе с ребенком планы на будущее: на следующую неделю, на следующий месяц.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Малыш очень быстро утомляется;

Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.

Ребенок часто может видеть ночные кошмары;

Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;

В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;

Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;

Без особой причины ребенок расстраивается;

Сверхмерная озабоченность своим здоровьем;

Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.

Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;

Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;

Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;

Нервные тики и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.

Сон и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость

Как правильно им помочь своему ребенку справиться со стрессом

Демонстрируйте любовь к ребенку;

показывайте готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его; будьте в достаточной степени откровенными и честными;

обсуждайте с ребенком возникающие в школе трудности, возможные причины и пути их преодоления;

не берите на себя ответственность за нейтрализацию трудностей ребенка; помогайте ему самостоятельно найти решение проблем в школе;

не сравнивайте ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления;

не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым;

старайтесь повышать самооценку собственного ребенка; помогите отыскать занятие, в котором ребенок будет действительно успешным.

Распространенные реакции на стресс среди подростков (возраст 12-18). Как правильно им помочь справиться со стрессом

Стараться выглядеть знающими, взрослыми и опытными перед взрослыми и сверстниками очень характерно для подросткового возраста. Подростки нуждаются в ощущении, что они переживают события и реагируют точно, как другие их сверстники. Их реакции состоят из характерных для младшего возраста и более взрослых реакций:

После стрессовой ситуации подростки жалуются на те же симптомы, что и взрослые: кошмары, «флешбеки» (вспышки фрагментов ярких воспоминаний произошедшего, как, будто это происходит сейчас), избегание воспоминаний, депрессия, употребление алкоголя или наркотиков, проблемы со сверстниками, антисоциальное поведение, замкнутость, жалобы на здоровье, суицидальные мысли. А также пропуски занятий в школе, снижение школьных успехов, проблемы со сном, рассеянность, путаница.

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния могут выступать:

Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.

Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.

Развод или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.

Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.

Смерть близкого питомца или родственника.

Будьте терпеливы и внимательны к рассказам подростков.

Побудите их к разговорам о своих чувствах и переживаниях – особенно, непонятных им. Очень важно показать, что Вы уважаете их чувства. Слушайте с интересом, не забудьте сказать ребенку, что все, что он чувствует это нормально для человека.

Подросток может затрудняться в понимании происшедшего. Помогите ему составить реальную картину того, что произошло.

Реагируйте спокойно и старайтесь отвечать просто и прямо на его вопросы.

Если Вы видите агрессивную реакцию подростка, постарайтесь его успокоить, помогите ему совладать с собой.

Постарайтесь уберечь подростка от постоянных воспоминаний о происшедшем и от Ваших личных тяжелых реакций.

Совместное времяпровождение подростков вместе со сверстниками и с уважаемыми ими людьми очень полезно для реабилитации.

Убедите подростков не принимать во время и после стресса какие-либо важные и значительные решения.

Найдите пути, чтобы дать понять подростками, что Вы их любите.

Чем старше подросток, тем больше стоит поделиться с ним своими переживаниями.

Уважайте желание подростка иногда побыть одному.

Помогите подростку построить планы на будущее.

Родители, помните, что в любом возрасте для гармоничного развития ребенка важны соблюдение режима дня, ежедневные прогулки, хорошее питание, общение с родственниками и друзьями, дозированные физические нагрузки.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Ведущий: Сегодня мне было очень приятно находиться с вами рядом, давайте возьмем клубочек и каждый, у кого он окажется в руках, расскажет, что ему понравилось и запомнилось больше всего на нашем тренинге. Я хочу поблагодарить вас всех. И на память о сегодняшнем дне, каждому оставить пожелания. У меня в руках есть «Сундучок радости», я хочу, чтоб каждый взял из него пожелание.

источник