Меню Рубрики

Стадии развития стресса стадия резистентности

Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Главная причина стресса – в обилии ситуаций, которые воспринимаются нами как опасные, в сочетании с невозможностью адекватной реакции на них. При этом запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы организма. Они и приводят к появлению вышеперечисленных симптомов.

Главный физиологический механизм реализации стресса – гормональный. Стресс начинается с значительного выброса адреналина и норадреналина. Соответственно и проявления его – это характерные для действия адреналина эффекты. Реакция организма на стресс одинакова у всех людей. Поэтому можно выделить три основные стадии стресса. Их описал ещё Ганс Селье в 1936г.

Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни.

Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

  • Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления минимально обработанных продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.
  • Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью более 20-30 минут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Непосредственный вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.
  • Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.
  • Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

Несколько лет назад испытала на себе, что такое стресс. Схема его возникновения проста — сначала регулярные проблемы на работе, затем смерть отца, моя тяжелая болезнь, неудача в отношениях (развод). В общем, я сломалась. Выкарабкалась лишь с помощью смены обстановки — бросила все и уехала отдыхать с друзьями в Горный Алтай на две недели. Кстати, параллельно еще принимала Афобазол, но уверена, что помогла мне в основном поездка и поддержка друзей.

источник

Термин «стресс» глубоко вжился в понимание современного человека. Это негативное явление стало актуальным из-за нестабильной и враждебной среды XXI века, ведь воздействие загрязненной экологии, напряженные будни, социальные проблемы, финансовые коллапсы, воины, болезни – это касается каждого. Под «стрессом» подразумевается эмоциональное состояние человека, изменение его здоровья и поведения на фоне угроз социальному положению, материальному достатку, здоровью или жизни.

Виды стресса стоит рассмотреть с точки зрения физиологии. Если вдаться в науку, стресс – это ответ организма на чуждые сверхпороговые раздражители. Стрессорами называют различных инициаторов стрессового состояния, биохимическая основа которой не меняется от типа раздражителя. Итак, стресс позволяет среагировать на изменения окружающей среды, а конкретный фактор, который вывел организм из равновесия и поставил перед вопросом «как вернуться в зону комфорта?» – это стрессор.

Основой естественного отбора является адаптация – умение приспосабливаться к изменчивой среде. Согласно Дарвину, в ходе эволюции выживают наиболее приспособленные виды. Адаптация представляет собой комплексный и не до конца изученный механизм, который служит «гарантом» поддержания гомеостаза – стабильности внутренней среды организма, и сохранения популяции.

Известно, что живой организм – это открытая система с точки зрения термодинамики, т.е. происходит обмен энергии и веществ с внешним миром. Смена определенных параметров в этом процессе, рождает необходимость принять срочные меры по возвращению в состояние «золотой середины». Процесс приспособления должен идти в ногу с изменениями состояний организма и среды. Стадии стресса различаются между собой симптоматикой и отдельными физиологическими процессами.

Основой приспособления являются нервная и эндокринная система. Различают 3 стадии стресса, а в следствии – любого адаптационного процесса. Стадии развития стресса:

Стадия тревоги – первичный ответ на стрессор. Рецепторы реагируют на сверхпороговое раздражение, инициируют передачу нервного импульса в центральную нервную систему, где информация «анализируется». ЦНС, в свою очередь, принимает решение и отправляет команды о мобилизации соответствующим органам.

«Поднятие по тревоге» нервной системы и, в частности, гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, позволяет незамедлительно выработать резистентность к стрессовому фактору и поддержать физиологические процессы в данной стадии.

Повышенный синтез адреналина, норадреналина, глюкагона, кортизола, альдостерона, тиреоидных гормонов, вазопрессина, соматотропина, высвобождают энергетический ценные молекулы, обеспечивают их быстрое окисление с синтезом АТФ и высвобождением тепла в стадии тревоги. Все ресурсы организма направляются на максимальную загрузку т.н. доминантных органов, которые непосредственно участвуют в преодолении стресса, а все остальные – переходят на второй план.

Стадия резистентности – ряд необходимых мер по приспособлению. С продолжением воздействия раздражителя, организм тратит все больше и больше ресурсов для компенсации его действия. Конечная цель – достижение и поддержание равного «противодействия» стрессору на максимально длительное время. Происходит перестроение гомеостаза. В данном состоянии, «живой механизм» может оставаться на протяжении нескольких дней, недель, месяцев и даже лет.

Отличительная обстоятельство стадии — это анаболическая фаза стресса. Под влиянием стероидных гормонов, происходит усиление экспрессия генов, кодирующих специфичные адаптационные белки-шапероны, которые увеличивают сопротивление тканей к повторным стрессам, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от пагубной стадии стресса.

Стадия истощения – исчерпание адаптационных ресурсов организма. Истощение адаптационных возможностей влечет нарушение гомеостаза организма и нарушение физиологических механизмов. Рецепторы организма также «чувствуют» это состояние и подают сигналы «SOS» об исчерпанных защитных ресурсах.

Под воздействием, в основном, 3 типов гормонов стресса надпочечников: кортикостероидов, адреналина, норадреналина, а также гипофизарных вазопрессина и соматотропина, метаболизм смещается к катаболизму – активное окисление жирных кислот, повышение уровня глюкозы крови, разрушение мышечных волокон для получения аминокислот, и другие «шоковые» процессы.

Длительное пребывание в этой стадии, приводит к атрофии периферических тканей: в первую очередь, мышечной и соединительной. Под влиянием гормонов на фосфолипиды, нарушается целостность биологических мембран клеток и тормозятся физиологические процессы.

«Стрессовые мессенджеры» сужают периферические кровеносные сосуды, учащают сердцебиение, увеличивая кровоток в центральных артериях – повышая артериальное давление, а циркуляция крови, например, в ЖКТ существенно сокращается. Растянутое во времени подобное состояние, вызывает ишемию тканей, дистрофию клеток, язвы и эрозии в слизистой оболочке.

Кроме того, нарушается работа иммунной системы, что делает уязвимым организм для инфекций и увеличивает шанс развития онкологии. Виды сбоев в иммунных механизмах становятся причиной аутоиммунных заболеваний, в т.ч. сахарного диабета I типа.

Все люди – разные, даже если и поддаются классификации по правилам великой науки – психологии. Каждой личности свойственно собственное мышление, поведение, интересы, приоритеты в жизни, а следовательно – и причины беспокойства у всех разные. Поэтому невозможно создать однозначный перечень стресс-факторов, ибо это индивидуальное понятие.

Часто, причиной стресса не являются реальные угрозы здоровью, жизни, материальному или социальному благополучию, а причина «живет внутри». Человеку свойственно «делать из мухи слона», т.е. принимать через чур близко к сердцу незначительные моменты. Многие, особенно девушки, испытывают хронический стресс по поводу своей внешности, даже имея по-настоящему модельные параметры, якобы, «грудь маленькая – всего лишь 3 размер», «нос кривой», «бедра широкие» и т.д.

Комплексы неполноценности различной классификации, сформированные еще в детском возрасте, мучают и держат под постоянным напряжением всю жизни. Поэтому, в психологии различают внутренние и внешние причины стресса. Внешние – это те факторы, из-за которых на самом деле можно «поволноваться», а внутренние виды – не выходят за пределы сознания.

Стресс – это переживание, перенесенное потрясение. Чаще всего, под стрессом подразумевается негативное событие в жизни: развод, увольнение с работы, потеря статуса в социуме, смерть близкого человека и т.д. Однако, под то же определение попадают и чрезвычайно радостные моменты: первый поцелуй, брак, успех в карьере, рождение ребенка, золотая медаль на чемпионате, выигрыш в лотерее.

В зависимости от психологического предрасположения, подобные виды стрессов могут пройти как незначительное волнение, или оставить в жизни человека глубочайший след, вылившись в депрессию, вплоть до тяжелого психического расстройства.

Согласно классификации в психологии, аналогично различают виды стресса и три стадии:

В начале стадии развития стресса, в человека «словно вселился бес» — он теряет способность следить за речью и своими поступками, становится бестактным по отношению к друзьям, близким, коллегам по работе. При малейшем споре, в конечном счете, переходит на личности. «Одержимый» постепенно отдаляется от всех, забивается в угол. Это только первый этап из трех!

Далее следует непосредственно стресс. У пациента наблюдается частичная или полная утрата самоконтроля, создается впечатление, что он «на автомате», а информация периодический форматируется – человек может не помнить свои недавние фразы и поступки, или не до конца осознавать их. Продолжительность подобного состояния зависит от масштабов стресс-фактора и индивидуального психического состояния. Приходя «в себя», раскаивается в своих действиях и просит прощения.

Окончательная стадия стресса подразумевает постепенный выход из состояния. За ним следует некий «катарсис» — человек осознает свое поведение, испытывает чувство вины и стыда.

Частые стрессы создают почву для нарушения психического здоровья.

Если личность подверглась стрессовому синдрому раз – как правило, будет иметь место рецидив. Частота и виды «приступов» стресса могут отличаться. Наиболее глубоко пускают корни стрессы, полученные в детском возрасте. На протяжении жизни они как бомба замедленного действия. Достаточно даже маленького провоцирующего фактора, как человек буквально «взрывается», каждый раз уничтожая в личности его собственное «Я». Когнитивное восприятие нарушается, он во всех видит «врага», виня окружающих в своей ситуации.

Первая забота человека – сохранность жизни и здоровья, как своей, так и близких. Если данным ценностям что-то угрожает – это становится причиной большого стресса.

Читайте также:  Возрастные особенности стресса возраст и стресс

Деньги правят миром. Современный человек «продает душу» банку в замен на жизненно важные кредиты для приобретения услуг и благ цивилизации. Чаще всего, причиной стрессов становятся именно эти грязные, но важные средства взаимообмена – деньги. Долги, непогашенные кредиты, ипотека, банкротства, кражи, могут довести и до суицида.

Проблемы в личной жизни, несогласия с любимой девушкой, ссоры с женой, разногласия с членами семьи, друзьями, коллегами, могут вогнать в глубокую депрессию. Социальные отношения имеют наибольшее влияние на психологию индивида.

В чем смысл жизни? Человек по-настоящему живет, если сумел найти для себя ответ на этот вопрос. Кто-то ищет самовыражение в художестве, скульптуре, архитектуре, музыке, а у кого-то просто нет возможностей это сделать. Причин может быть много, но результат один – постоянный стресс и мучительное чувство «лишнего в этом мире». Подобные виды стресса часто наблюдаются у подростков.

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

источник

Стрессовые состояния — неизбежная часть существования живого организма. Среди них бывают не только отрицательно воздействующие на человека, но и позитивные. Чтобы избежать негативных последствий стресса, необходимо уметь управлять им. Приемы предупреждения и устранения отрицательного влияния стресса зависят от стадии данного состояния. В современной психологии это направление предлагает четкий структурированный подход к пониманию механизма развития стресса и управления им.

Стереотипное восприятие понятия «стресс» как комплекса неприятных событий и связанных с ними переживаний, физического и психологического дискомфорта, искажает подлинный смысл этого термина. Реакция организма на любой интенсивный раздражитель, требующий приспособления и адаптации, связана со стрессом. С этой точки зрения сильный порыв холодного ветра, который заставляет поднять воротник и глубже натянуть шапку — тоже стресс. Реакция, которую он вызывает, является адаптивным механизмом, который включается рефлекторно или осознанно. В случае, если не удается быстро найти способ приспособиться к воздействию раздражителя, возникает ощущение дискомфорта. Получается, на бытовом языке название «стресс» закрепилось не за действием, вызывающим реакцию, а за неудачным опытом адаптации к нему.

Стрессы бывают и позитивными. Внезапно свалившееся на человека богатство — это тоже сильный стресс, как и появление новых возможностей, изменение статуса. Все эти изменившиеся условия потребуют приспособления и адаптации. Радость материнства — мощнейший стресс и на физическом и на эмоциональном уровнях. Послеродовая депрессия — результат неуспешного преодоления и признак дезадаптации к новой роли, появившимся обязанностям, ограничениям и ответственности.

Стрессовое воздействие активизирует все силы организма, требует быстрого поиска адаптационных возможностей. Во время оперативного поиска средств приспособления к изменившимся условиям активизируется деятельность систем внутренних органов. Особенно интенсивно начинают работать надпочечники, гипоталамус и гипофиз, выбрасывая высокое количество гормонов. За счет этого люди способны принимать быстрые решения в сложных ситуациях.

Благодаря успешному поиску механизмов приспособления происходит развитие эмоциональной и психологической сфер человека, укрепляются и совершенствуются его физические возможности. Это направление в психологии активно развивает отечественный психолог Олег Торсунов. Согласно его концепции, говорить о необходимости полного избавления от стресса нельзя. Это сделает человека более беззащитным, неспособным к адаптации в меняющихся условиях. Развитость адаптационного механизма — обязательное условие выживания и эволюционного развития.

Неумение правильно управлять своим состоянием в таких условиях ограничивает адаптационные возможности и сокращает потенциал развития, который открывается благодаря успешному проживанию стресса.

Но чрезмерные систематические стрессовые нагрузки оказывают истощающее влияние на психику человека и на его организм в целом.

Стрессы разнообразны по характеру и причинам возникновения, но все они развиваются по общей логике. Впервые систематизировать имеющиеся данные об особенностях стрессов удалось канадскому ученому Гансу Селье. В 1936 году он опубликовал результаты многолетних наблюдений за реакцией живого организма на стресс. Были проанализированы эмоциональные, психологические изменения в стрессовых ситуациях и физиология реакций в условиях избыточных нагрузок. Это позволило сделать вывод о трехфазной структуре развития реакции под воздействием избыточных раздражителей, получившей название «триада Селье».

В первых своих работах о триаде ученый применял термин «адаптационный синдром» и понимал под ним способность живого организма приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, мобилизуя имеющиеся ресурсы. Механизм развития реакции на стресс, по наблюдениям исследователя, оказался общим для людей, животных и растений и состоял из трех последовательно сменяющих друг друга стадий:

  • тревожная (alarm-reaction);
  • резистентная (stage of resistance);
  • истощения (exhaustion).

Стадии стресса по Г. Селье

Оригинальные английские названия фаз стресса позволяют точнее понять их особенности.

На стадии тревоги срабатывает механизм, напоминающий по своему действию пожарную сигнализацию. Наступает осознание того, что привычные условия сильно изменились. Это не обязательно чувство опасности. Неожиданное появление долгожданного гостя неизбежно вызовет шквал эмоций и подтолкнет к активным действиям, хотя сама ситуация никаких угроз не представляет. Возникают острые стрессовые реакции, диапазон которых очень широк — от невероятной активности до полного ступора. В это время живой организм подключает все имеющиеся резервы, интенсивно работают все системы, в кровь выбрасывается огромное количество гормонов для стабилизации состояния.

Постепенно реакция становится более уравновешенной. Стресс переходит в стадию резистентности, когда организм устойчиво сопротивляется внешнему воздействию. На протяжении этого этапа предпринимаются действия, направленные на приспособление к новым условиям. В зависимости от эффективности адаптации поведение может быть реорганизовано и дезорганизовано. В первом случае принято говорить об эустрессе, когда мобилизация всех ресурсов позволила полностью адаптироваться к новым условиям и войти в зону комфорта. В случае, если приспособиться не удалось, возникает дистресс, проявлениями которого становятся паника, уныние, ухудшение физического самочувствия, снижение эмоционального фона. Целенаправленная активность разрушается, адаптационный механизм не срабатывает. На протяжении всей резистентной стадии организм работает на пределах своих возможностей. Его активность намного выше, чем при обычном уровне сопротивляемости. Процесс адаптации требует максимального напряжения физической и эмоциональной сфер.

Поэтому после того, как фаза приспособления завершилась, наступает стадия истощения. Ее протекание зависит от результатов, полученных на предыдущем этапе. При благополучной адаптации может возникать ощущение усталости, сонливости, опустошенности. Если приспособиться к стрессору не удалось, наступает эмоциональный коллапс, отрицание, ощущение безысходности, тоски, развивается депрессия. С безуспешным опытом адаптации связаны и многие соматические заболевания. Если стресс был мощным, а неспособность эффективно приспособиться привела к фатальным последствиям, на стадии истощения высок риск развития личностных деформаций и расстройств психики.

Анализируя фазы развития стресса, ученые исследуют механизм реакции живого организма на интенсивный раздражитель, воздействие которого требует адаптации к новым условиям.

Триада Селье характеризует только основные этапы адаптационного синдрома.

Исследования стадии перехода от резистентной стадии к истощению позволили расширить триаду Селье. Работы отечественных ученых Л. А. Китаева-Смыка, Л. Е. Панина, А. М. Карпова дают более точно представление о том, как именно происходит процесс адаптации.

Расширенная модель триады Селье

Первые две фазы совпадают с триадой Селье: с момента начала негативного воздействия возникает первичный шок (соответствует аларм-стадии), который сменяется фазой адаптации (резистентности). В расширенной модели данная стадия включает фазы компенсации и нарастания. Первая представляет собой осознание успешной адаптации к стрессору. Если негативное воздействие продолжается и механизм приспособления не найден или недостаточно эффективен, происходит нарастание утомления, которое может завершиться разрушением. Если адаптация прошла успешно, воздействие стресса прекращается. Согласно данной концепции, эффективная компенсация позволяет избежать фазы истощения.

Триада Селье и расширенная модель адаптационного синдрома относятся только к острым стрессам, которые воздействуют на живой организм единовременно. При хроническом стрессе происходит наложение воздействия нескольких стрессоров. Стрессовые ситуации могут возникать одновременно или следовать друг за другом, не оставляя возможности полноценно пройти все фазы адаптации. Поэтому этапы развития хронического стресса совершенно иные, поскольку требуют адаптационной реакции на протяжении длительного времени.

Отечественный учений Л. А. Китаев-Смык установил, что под воздействием хронического стресса параллельно с классической триадой Селье возникают другие реакции, цель которых — приспособление не только к интенсивности раздражителя, но и к продолжительности его воздействия.

Адаптационная активность при длительном стрессе

На схеме цифрой 1 обозначена эмоциональная активность, которая возникает при начале воздействия стрессора (соответствует аларм-стадии по Селье). После этого наступает фаза резистентности, которая требует сосредоточенности и относительной эмоциональной пассивности (2). Но из-за того, что в данном случае стресс имеет хронический характер, в этот же момент начинается воздействие другого стрессора, которое вызывает снова острую эмоциональную реакцию (3).

К первым двум стрессам присоединяется третий (4), чевертый (6) и так далее. В результате фазы эмоциональной пассивности, которая необходима для эффективной адаптации к условиям хотя бы одного из стрессоров, может так и не наступить. Такая ситуация крайне опасна. Поэтому, находясь в условиях хронического стресса, необходимо проводить разграничение негативных воздействий, делить всю сложную ситуацию на несколько мелких. При таком подходе больше шансов обеспечить переход в продуктивную фазу адаптации, для которой необходимо отсутствие острой эмоциональной реакции и рациональный подход к поиску способа приспособления (5, 7).

В этом смысле можно говорить, что организация своих действий в условиях хронического стресса — отдельная большая триада Селье, в которой сначала возникает ощущение паники от количества проблем (аларм-стадия), после чего необходима успешная адаптация в сложным условиям, отключение непродуктивных эмоций и поиск путей решения проблемы (стадия резистентности), которая либо завершится полной компенсацией, либо приведет к истощению.

Поскольку реакция на стресс у людей зависит от их темперамента, прошлого опыта адаптации и массы внутренних и внешних факторов, в психологии принято говорить о различных типах приспособления.

В соответствии с типом реагирования разделяют:

  • реакцию вола;
  • реакцию льва;
  • реакцию кролика.

Фазы стресса в зависимости от личностных характеристик человека

Люди с реакцией вола находятся в ситуации хронических негативных воздействий. Они приспособились к этому за счет удерживания среднего уровня напряжения с небольшими всплесками и кратковременными периодами пассивности. Такие люди способны сохранять спокойствие и выполнять рутинную работу, но решить сложную задачу в короткое время они не смогут. Этот тип адаптации к стрессу подходит для людей, работа которых связана с выполнением повторяющихся операций, постоянным контролем за рутинным ходом событий, своевременной реакцией на незначительные отклонения от нормы. Стресс вола неэффективен в условиях, когда чередуются периоды спокойствия и острых стрессов, требующих активных и оперативных действий.

Люди с реакцией льва находятся под воздействием периодически возникающих очень интенсивных стрессов, преодоление которых требует приложения максимума усилий. На пиковой фазе активности им приходится выйти на предельный уровень своих адаптационных возможностей, чтобы решить возникшие проблемы. После того, как задача выполнена, наступает период длительной пассивности, который закончится только с возникновением нового стресса. Такой тип характерен для руководителей, людей творческих специальностей. Стресс льва неэффективен в условиях хронического стресса и рутинной работы.

Реакция кролика характерна для людей, решающих все проблемы путем самоустранения. Они готовы отказаться от каких-либо благ, если в новых условиях для их сохранения потребуются дополнительные усилия. Фаза резистентности у них невероятно коротка и заключается в принятии решения не бороться, не противостоять, не искать возможные варианты, а просто согласиться с тем, что предлагают. Это самая короткая по времени тактика, безобидная в условиях мелких бытовых проблем. В деловых вопросах она приведет к серьезным потерям.

Тот или иной тип реакции иногда характерен для человека во всех ситуациях, а может сознательно выбираться для наиболее эффективного решения проблемы с учетом ее особенностей.

Понимание механизма протекания стресса и осознание логики его развития — основной инструмент управления развитием событий и успешной адаптации к меняющимся условиям.

источник

Первая стадия — реакция тревоги, или аларм-реакция(alarm —

тревога, англ.)— обнаруживается в мобилизации защитных сил организ­ма, в результате чего происходит процесс перестройки вегетативной и гормональной регуляции. В кровь выбрасывается большое количество кортикостероидов, усиливается гемоконцентрация (сгущение крови), в тканях преобладают катаболические процессы [Панин, 1983].

Вторая стадия стрес­са называется стадией резистентности.Она наступает, если действие стрессора не превышает компенсаторных возможностей организма. В этом случае отмечается повы­шение сопротивляемости организма внешнему эк­стремальному воздей­ствию. В коре надпочеч­ников вновь появляются секреторные гранулы, обусловленные выработкой кортикостероидов, уси­ливаетсягемодилюция(разжижение крови), в тканях преобладают ана­болические процессы.

После длительного действия сильного раздражителя компенсаторные возможности центральных и периферических механизмов стрессовой реакции могут исчерпаться, и организм перейдет в последнюю, третью стадию — стадию истощения,в которой вновь возникают элементы стадии тревоги, однако происходящие изменения носят необратимый характер. Обнаруживается истощение механизмов, обеспечивающих сек­рецию кортизола. Если стрессор чрезмерен и продолжает действовать, то вслед за этой стадией возможна гибель организма [Панин, 1983].

В своих работах Г. Селье (1971) отмечал, что стресс — это неспецифическая реакция, а следовательно, не может быть деления его на виды в зависимости от модальности воздействия. В то же время большая часть современных исследователей придерживается точки зре­ния на некоторую специфичность стресса, возникающего под воздей­ствием разных причин.

Различают стресс острый и хронический. Пример с обливанием хо­лодной водой на снегу — образец острого стресса, продолжительность которого невелика. Острый стресс часто имеет тренирующий характер, поэтому рекомендуется врачами.

Читайте также:  Возраст стресса мужчины и женщины

Хронический стресс(например, длительное переохлаждение, посто­янные эмоциональные переживания) истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации.

Стресс — адаптивная реакция организма в ответ на действие сильного или длительно действующего раздражителя. Почему же она в настоящее время становится причиной тяжелых заболеваний, являющихся наиболее частой причиной смерти людей в цивилизованных странах? Это обусловлено неодинако­вым поведением современных людей и тех, выживание которых обес­печивал механизм стресса. Стресс подготавливает организм к бегству или борьбе, что и делал первобытный человек в сложных ситуациях. Современный человек, сохранивший тело «неандертальца», переживая стресс, обычно сидит.Именно это поведение обрушивает на организм вегетативные и гормональные сдвиги. Чтобы стресс выполнял свою адаптивнюю функцию, человек под воздействием сверхсильных раздра­жителей должен двигаться.

Первую попытку связать индивидуальные реакции на стресс с личностными особенностями сделали М. Фридман и Р. Розенман [Friedman, Rosenman, 1959]. Они отметили взаимосвязь стресса и заболеваний сердечно-сосудистой системы в зависимости от типа реагирования на стрессор. Авторы выделили два полярных типа поведения — тип А (симпатический) и тип Б (парасимптический).

Для типа А оказались соответствующими некоторые характеристики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями: наличие высокой соревновательности, враждебности, нетерпения, большой подвижности, быстрой речи, отсутствие желания выслушать другую точку зрения.ТипА — это поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения. При этом преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для типа А характерны высокий уровень двигательной активности и постоянная готовность к действию. Люди этого типа поведения реагируют на стрессовое воздействие учащением пульса, ростом артериального давления и другими вегетативными реакциями, сопровождающими активацию симпатической нервной системы. Вот почему именно этот тип поведения значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и скоропостижной смерти при наличии стрессовых ситуаций.

Тип Б — в тех же условиях люди реагирует по парасимпатическому варианту, т.е. снижением частоты сердцебиений и другими соответствующими вегетативными проявлениями. Для этого типа людей характерны снижение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие.

Перечисленные различия определяют разную чувствительность людей к стрессогенным воздействиям. Один из путей профилактики сердечно­сосудистых заболеваний состоит в том, чтобы уменьшить в репертуаре поведения пациента проявления типа А.

Реакция на стресс зависит от возраста: чем старше человек, тем тяжелее последствия, оказываемые сверхсильным раздражителем [Shock, 1977]. Стресс может ускорять возрастные процессы [Selye, Tuchweber, 1976]. Длительное воздействие кортикостероидов ведет к повреждению клеток гиппокампа и, как следствие, утрате памяти. Кортизол повышает чувствительность нейронов к потенциальным повреждающим агентам, например, к пониженному кровяному давлению, поскольку длительное его действие снижает способность нейронов утилизировать глюкозу. При резком падении давления метаболизм глюкозы стремительно уменьшается, что ведет к гибели нейронов от голода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Наступает через 48 ч после действия стрессора.

Стресс, вызванный одним раздражителем, на этой стадии повышает устойчивость организма к действию любых других раздражителей. Картина, наблюдаемая на данной стадии, лучше всего соответствует понятию общего адаптационного синдрома.

Для этой стадии характерным признаком является гипертрофией коры надпочечников с устойчивым повышением секреции глюкокортикоидов, что обычно способствует повышению устойчивость организма к действию чрезвычайных раздражителей. Этот эффект связан с непосредственным действием кортикостероидов и со способностью их активировать адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы. В стадии сохраняется усиленная секреция катехоламинов в мозговом слое. Отмечаются также гиперплазия щитовидной железы и некоторая атрофия гонад, уменьшается скорость роста тела (у детей и подростков), может прекратиться лактация у кормящих женщин.

Если действие стрессора прекращается или оно незначительно по своей силе, вызванные им изменения постепенно нормализуются. Происходит восстановление морфологии и функции органов до нормы. Однако если влияние патогенного фактора оказывается чрезмерно сильным или длительным, развивается истощение функции коры надпочечников и наступает снижение резистентности к данному и другим раздражителям. Усиливаются катаболические и некротические изменения в органах и тканях.

На этой стадии устойчивость к вредному фактору вновь снижается, и в организме появляются изменения, похожие на те, что происходят при старении. При перенапряжении какой-либо функции она может оказаться неадекватной условиям и стать источником дальнейших нарушений. Например, перенапряжение процесса возбуждения в коре головного мозга может привести к развитию запредельного торможения, которое само становится причиной различных расстройств.

1. ГАМК-ергическая система представлена γ-аминомасляной кислота (ГАМК) и γ-оксимасляной кислотой (ГОМК). Тормозит чрезмерное возбуждение адренергической и гипофизарно-адреналовой системы.

2. Опиатергическая система представлена эндорфинами и энкефалинами. Их действие опосредуется через пять видов опиатных рецепторов. Они обусловливают аналгезию и эйфорию, уменьшают тревожность, стимулируют аппетит, формируют чувство удовольствия и радости при утолении голода, нормализуют и даже снижают артериальное давление, препятствуют стрессорной активации сердечной деятельности, угнетают секрецию желудка и моторику желудочно-кишечного тракта, тормозят синтез глюкокортикоидов и катехоламинов. Стимулируют функции цитотоксических лимфоцитов и образование антител.

3. Дофаминергическая системаподавляет механизмы стресса, однако есть и косвенные данные о стимулирующей роли дофаминергических нейронов ядер шва в развитии 22 А 22 иотса.

4. Серотонинергическая система. Роль серотонинергической системы в ограничении стресс-реакций недостаточно ясна. Имеются данные об ее активирующей роли при 22 А 22 иотсе.

5. Эпифиз стимулирует продукцию эндогенных опиатов, и его недостаточность у пожилых людей снижает стресс-резистентность организма, с возрастом также уменьшается секреция эпифизарного мелатонина, являющегося активатором антиоксидантной системы организма.

6. Мелатонин и норадреналин, вырабатываемый нейронами центра удовольствия в гипоталамусе, ингибируют запуск механизмов стресса. Кроме того, мелатонин и серотонин ответственны за циркадный ритм секреции кортиколиберина — стартового гормона стресса.

источник

Стресс является ответной реакцией на воздействие внешних факторов. Его относят к основным причинам психосоматических заболеваний. Согласно исследованиям, стадии стресса на разных этапах имеют отличия, знание о которых станет инструментом для эффективной борьбы с негативными последствиями.

Для многих данное понятие связано с негативными эмоциями, но по характеру реакции человека на стрессовую ситуацию выделяют два вида состояния:

  1. Эустресс, вызванный положительными эмоциями, помогает человеку мобилизоваться и осознать этапы решения проблемы, чтобы не допустить осложнения ситуации.
  2. Дистресс — это негативное проявление, снижающее защитные силы организма. Подобное состояние приводит к истощению ресурсов организма, а также существенным изменениям в здоровье и поведении человека.

По характеру раздражителя стресс бывает нескольких видов:

  • физический — на человека влияют погодные или температурные явления: жара, холод, дождь, ветер;
  • эмоциональный — возникающий в результате сильных переживаний;
  • физиологический — происходит из-за нарушений в работе отдельных органов человека, травм, излишней физической нагрузки.

Продолжительность состояния различна и может быть 2 видов:

  • кратковременный — внезапно появляется, развивается и проходит после устранения источника;
  • хронический — наиболее разрушающая организм форма, продолжающаяся длительное время.

Гормоны стресса влияют на различные показатели организма человека, вызывая многочисленные реакции, среди которых наиболее частыми являются следующие симптомы:

  • повышенная утомляемость и нежелание общаться с окружающими;
  • депрессия;
  • постоянное недовольство и раздражение;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • отказ от пищи или повышенный аппетит;
  • аритмия и ускоренный пульс;
  • приступы удушья и головокружения.

Патологическое состояние включает 3 стадии общего адаптационного синдрома.

Канадский физиолог Ганс Селье классифицировал 3 стадии стресса, связанные между собой. Каждая фаза имеет свои особенности. В момент воздействия раздражителя проявляется ответная реакция организма — скорость смены этапов зависит от различных факторов:

  • устойчивости психики к негативным изменениям;
  • силы стрессирующего фактора;
  • умения оценить обстановку;
  • состояния центральной нервной системы организма;
  • опыта поведения в аналогичной ситуации.

Благодаря индивидуальным особенностям нервной системы люди по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки.

Первая стадия — реакция тревоги — проявляется в момент возникновения стрессовой ситуации. В это время понижается сопротивляемость организма. Состояние тревожности преобладает над другими чувствами на данном этапе. Реагируя на гормоны, организм подготавливается защищаться или бежать. Для данной фазы стресса характерны следующие реакции:

  • нарушение аппетита и усвоения пищи;
  • потеря способности оценивать собственные действия или мысли;
  • слабый самоконтроль;
  • ощущение беспокойства, тревоги;
  • смена поведения на противоположное (эмоциональный и активный человек замыкается в себе, а уравновешенный — может вспылить или проявить агрессию).

Если человек способен справиться с ситуацией, начинается 2 фаза адаптации. При резистентной стадии происходит усиление защитных сил — организм активно сопротивляется внешнему раздражителю. В этот момент важно найти мотивацию, чтобы справиться с возникшей проблемой. Происходят следующие процессы:

  • мобилизация систем организма;
  • снижение психологических проявлений стресса (агрессивности; процесса возбуждения; чувства тревоги).

Если стрессовая ситуация прекращается, постепенно все функции организма нормализуются. В случае сохранения источника — начинается следующий этап развития стресса.

Для данной фазы развития стресса характерно истощение нервной системы — ресурсы организма исчерпаны. Человек не в состоянии справится с факторами, вызвавшими расстройство. В этот момент могут появиться различные патологические состояния:

  • повторное чувство тревоги;
  • комплекс вины;
  • косметологические расстройства (высыпания на коже, выпадение волос, появление морщин и т.п.);
  • психологические расстройства;
  • депрессия;
  • психосоматические заболевания (дерматит, повышение артериального давления, бронхиальная астма и т.п.);
  • нарушение кровообращения;
  • в тяжелых случаях — летальный исход.

Понимание причин стресса, этапы которого прослеживаются вне зависимости от характера раздражителя, является важным условием благополучного разрешения ситуации.

Человеку, пережившему три стадии стресса, важно преодолеть психологический дискомфорт, поскольку длительный стресс — опасное состояние, разрушающее организм и приводящее к нервному срыву. Необходимы эффективные меры для восстановления. Для этого существуют различные способы, из которых можно выбрать один или несколько вариантов:

  • устранение стрессирующего фактора, иначе негативные изменения в состоянии человека будут продолжаться;
  • полноценный отдых для восстановления сил;
  • сеансы психотерапии помогут сформулировать жизненные ценности и повысить психоустойчивость;
  • физическая активность поможет избавиться от негативной энергии;
  • дыхательные техники уменьшают воздействия стресса и снижают его влияние;
  • физиотерапевтические методы положительно влияют на нервную систему: магнито- и иглотерапия, точечный массаж и др.;
  • процедуры курортной терапии восстанавливают естественным способом: бальнеология, грязелечение, талассотерапия и т.п.;
  • медитация — способ, с помощью которого человек способен помочь себе самостоятельно;
  • арт-терапия — метод лечения, способствующий переключению внимания на творчество;
  • ароматерапия успокаивает нервную систему, воздействуя ароматами на рецепторы обоняния;
  • путешествия, в процессе которых человек обретает новые знакомства, эмоции и ощущения;
  • медикаментозные средства: успокаивающие препараты, антидепрессанты, биологически активные добавки и др.

Кроме вышеперечисленного, важно обратить внимание на питание. Грамотно составленный рацион поможет организму справиться с негативными последствиями:

  • отсутствие переедания;
  • отказ от высококалорийной пищи;
  • добавление в рацион продуктов, способствующих выработке эндорфинов — гормонов счастья: бананов, клубники, авокадо, горького шоколада;
  • снижение употребления кофеиносодержащих продуктов: кофе, чай, Coca-cola;
  • ограничение мясных и рыбных блюд;
  • исключение алкогольных напитков.

Каждому человеку, пережившему стрессовую ситуацию, рекомендуется подбирать индивидуальный способ восстановления, исходя из его психического состояния и потребностей.

источник

Независимо от возраста, профессии и пола (хотя стресс у женщин – более распространенное явление), каждый человек подвержен стрессу, которой у всех протекает одинаково. Поэтому, в психологии сложилось понятие «3 стадии стресса» – это тревога, сопротивление и истощение.

Понятие «стресс» ввел в психологию в 1936 году Ганс Селье. Считается, что и 3 стадии стресса – это его заслуга.

Главная причина стресса – что регулярное влияние негативных факторов, которые воспринимаются организмом, как опасные. Соответственно, человек реагирует на них неадекватно. Негативными факторами может быть что-угодно – физическое переутомление, заболевание, действия окружающих людей, ДТП и прочее.

Испытывая стресс, человек получает проблемы по здоровью – учащенное сердцебиение, сексуальные расстройства, повышенное артериальное давление, проблемы с желудком. Борьба со стрессом должна начинаться с первой стадии.

– Фаза 2. Стадия сопротивления;

Первая стадия стресса – это ощущение тревожности. Надпочечники вырабатывают норадреналин и адреналин – гормоны, подготавливающие организм к защите. Они влияют на иммунитет и работу пищеварения, поэтому человек, ощущая тревогу, становится уязвимым для болезней. Этим объяснятся тот факт, что человек, ощущая беспокойство, начинает много есть или же уходит в другую крайность – полностью может отказаться от пищи. В первом случае растягиваются стенки желудка, нагружается поджелудочная железа. Происходит сбой в работе ЖКТ, организм начинает вырабатывать чрезмерное количество ферментов, «разъедающих» изнутри кишечник. Во втором случае страдает желудок: вырабатывается желудочный сок, который начинает разъедать стенки слизистых, а это опасно развитием язвы.

Если рассматривать 3 стадии стресса, то первую стадию можно узнать по следующей симптоматике:

– чрезмерный аппетит или же его потеря.

На стадии тревоги у человека плохо усваивается и выводится пища (нарушается естественное опорожнение кишечника).

Если стрессовая ситуация разрешается быстро или же человек может дать на стресс естественную реакцию (например, это может проявиться в виде драки, бегства), то стресс проходит самостоятельно. Если ее решение затягивается, то включается вторая стадия – резистентность или сопротивление. Организм адаптируется к окружающим обстоятельствам, начинается новый прилив сил, уходит депрессивность. Признаки психологического стресса притупляются. Почти полностью уходит раздражение и тревожность. Человек кажется снова адекватным и бодрым. Но через время влияние стрессора снова может проявиться. Тогда 3 стадии стресса напомнят о себе истощением. Он наступает, если стресс длится долгий период.

Если не дать адекватного выхода на стресс, резерв организма может истощиться. Тогда возможны болезни, травмы – вплоть до летальности (в тяжелых случаях).

Читайте также:  Возникает ли молочница при стрессе

Третья стадия напоминает первую, только при ней невозможно мобилизовать силы организма, лимит которых наступает. Организм «кричит о помощи», что выражается в появлении соматических расстройств, тяжелых болезней. У человека может начаться нервный срыв, панические атаки и тяжелая депрессия. На фазе истощения стрессовая динамика уже необратимая. Человек не может выйти из своего состояния без посторонней помощи. Ему приходится принимать успокоительные, посещать психолога.

Человеку при стрессе нужна помощь. Начиная со второй стадии, без помощи врачей не обойтись. Терапия должна быть комплексной. Важно дать человеку психологическую поддержку, помочь ему изменить образ жизни. Перемены должны произойти кардинальные – например, должен измениться распорядок дня, сократиться количество алкоголя, повыситься физическая активность. Физическая нагрузка – один из лучших помощников в борьбе со стрессором.

источник

Москва 2015 г.

Число проблем высшей школы растет пропорционально росту ее значимости. И одна из наиболее важных проблем – здоровье молодых людей, а именно, стресс, наличие которого не может не влиять на здоровье. Деятельность в этой сфере за последние года свидетельствует не просто о снижении некоторых показателей, а о системном ухудшении, связанном как с организацией охраны здоровья студентов, так и с изменениями в их образе жизни. Очень часто жизнь студентов ассоциируется с весельем, студенческими группами и различными мероприятиями. Она кажется простой и беззаботной для большинства студентов. Другие считают, что это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты могут переживать множество проблем, которые без исключения свойственны всем молодым людям. Также они могут быть и уже взрослыми, в таком случае на них уже возлагается слишком много ответственности, которая, несомненно, создает давление на них. Еще у студентов могут иметься свои проблемы, которые мешают сконцентрироваться на учёбе. В любом случае обучение в высшем учебном заведении –это, прежде всего, стресс для большинства студентов. Существует большое количество доказательств тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Стресс, который испытывают студенты, может негативно отражаться на обучении, а именно на восприятии информации и ее переработке. Всё это ведёт к ухудшению успеваемости студента. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые социологи выявили у студентов и проблемы с жильем, финансами, безопасностью и весом. Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и улучшить старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.

Сегодня студент практически постоянно испытывает стресс или находится на грани стресса. Студенты ежедневно в процессе учёбы сталкиваются с напряжением и утомлением, возникающие как в результате повседневных нагрузок, так и довольно часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество обстоятельств и факторов. В качестве примера можно привести стресс в период сессии, либо конфликт внутри группы или с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе. Один и тот же раздражитель, вызывающий стресс может быть воспринят студентами по-разному. Например, при получении неудовлетворительной оценки одни учащиеся не впадают в панику, а начинают ещё более усердно работать над собой и своими знаниями, они воспринимают эту оценку как стимул для совершенствования, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и у них возникает стресс, переходящий в депрессию. Основные предпосылки возникновения стрессового состояния, как у студента, так и у других людей, заключаются во внутреннем мире человека: в его восприятии и понимании мира, системе ценностей, ощущении самого себя и осознании своего места в мире. Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Снижается производительность труда, возникает напряжение и утомление, а кроме этого ещё и раздражительность от любых взаимодействий с другими людьми. Дают о себе знатьимеющиеся различные хронические заболевания, а такжевозникают новые болезни. Многие студенты занимаются курением и употреблением алкоголя как средства для снятия стресса. По статистике, на старших курсах число курящих в два раза превышает тот же самый показатель на начальных курсах. Термин «стресс» стал для всех людей обыденным, часто встречающимся словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и масса чувств, и переживаний, возникающих в непростых ситуациях или при высокой опасности, которые стали обыденной частью современного образа жизни.

Актуальность данной темы очевидна. Известно, что студенты в процессе обучения в высших учебных заведениях испытывают стресс.Проведённыеисследования показали, что большое число студентов не имеет представления о том, как контролировать стресс, как снять психическое напряжение, не прибегая к таким средствам, как алкоголь и курение. Помимо этого, много студентов и не задумываются о том, что постоянный стресс, получаемый в процессе учёбы, влечет за собой ухудшение состояния здоровья.

Данную проблему пытаются решить различные учёные и социологи путём исследования влияния стресса на здоровье студентов, а также разработкой методов и способов уменьшения случаев возникновения таких стрессов.

Цель данной работы выявить влияние стресса на здоровье студентов.

Можно выделить основные задачи, которые мы попытаемся решить в данной работе:

1. Подробно разобрать значение понятия стресс.

2. Узнать степень стрессового состояния студентов в процессе обучения.

3. Определить причины возникновения стресса в студенческой среде и выявить факторы риска развития стрессового состояния.

4. Выделить способы снятия стресса применительно к молодёжи.

Степень освещённости проблемы: проблема стресса в студенческой среде недостаточно освещена в научной литературе. В системе образования студент не получает знаний по данной теме. На этом фоне выявление влияния стресса на здоровье студента, а также методики снятия стресса весьма актуально.

ПОНЯТИЕ СТРЕСС / СТАДИИ СТРЕССА

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен применительно к техническим объектам. В XVII веке английский ученый Роберт Гук использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современных науках – физиологии, психологии, медицине – включает в себя представление о нагрузках на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и сопротивление им. Стресс является одним из наиболее распространенных терминов, использующихся для описания трудных жизненных ситуаций. Этим словом мы называем, и рабочее напряжение с дефицитом времени, и переживания из-за разрыва отношений с близким человеком, и плохое самочувствие вследствие тяжелой болезни. Пожалуй, стресс – это наиболее емкое понятие, включающее в себя представление о самом широком круге жизненных ситуаций, при которых мы испытываем напряжение, выходящее за пределы привычного. Со стрессом в нашем представлении ассоциируется состояние, при котором мы обращаемся ко всем возможным ресурсам и резервам организма. Все события, выходящие за пределы привычного, мы объединяем понятием «стресс».

Различные исследователи дали десятки определений стресса как биологического явления. Одно из них, которое не вызывает возражений наибольшего числа специалистов, следующее. Стресс – это неспецифическая системная адаптивная реакция организма.

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляется «триада стресса». Г. Селье выделяет три стадии изменений: первая – реакция тревоги, вторая – резистентность, третья – истощение.[1]

В первой фазе – фазе тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. у большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Если сила действия чрезвычайного раздражителя не превышает компенсаторных возможностей организма, развивается вторая стадия – резистентности, или адаптации. В этот период сопротивляемость организма повреждающему воздействию раздражителя повышается. Признаки характерные первой стадии исчезают. В коре надпочечников вновь наблюдаются секреторные гранулы, гемодилюция, гиперхлогемия, преобладают анаболические процессы в тканях с тенденцией к восстановлению массы тела.

В стадии повышенной резистентности функциональные возможности организма превышают исходные. Её рассматривают так же как стадию неспецифической устойчивости. Это значит, что, например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может более успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.

Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс.[2] Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации резервов «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз).

Эустресс — это активизирующий стресс. Но когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс — это разрушительный стресс, демобилизующий и деорганизующий. Именно его следует избегать.

Наиболее заметная реакция на стресс у сердечно-сосудистой системы.В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса — 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны.

При эустрессе давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса — усилено. При дистрессе оно становится учащенным.

Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе она краснеет, придистрессе — побледнение или появление красно-белых пятен на слов и букв коже. Эустресс вызывает чувство ощущение тепла или жара, дистресс — озноб.

Закономерно, что и протекание психических процессов изменяется в стрессовом состоянии.Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько шагов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности.

Когда эустресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.

Память при эустрессе — улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает то, что забыл. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.

Изменяется и речь. В состоянии эустресса это не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий.

Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения.

Стресс существует всегда, его отсутствие означает только одно — смерть. Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник — переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.[3]

Дата добавления: 2017-01-21 ; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав

источник