Меню Рубрики

Стресс и адаптация уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации

Важное значение в формировании адаптации и дезадаптации, здоровья и патологии у человека имеет стресс (стрессорные реакции).

Адаптация это способность, а дезадаптация — это неспособность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям существования (к изменениям как внешней, так и внутренней сред) посредством активизации многообразных реакций и механизмов, реализующихся на различных уровнях организации организма и сопровождающихся изменениями метаболических, структурных и физиологических процессов.

В основе адаптации лежит снижение чувствительности реагирующих структур организма (периферических и центральных рецепторов) к действию повторяющихся различных адекватных раздражителей (световым, цветовым, звуковым, обонятельным, вкусовым, температурным, осязательным, проприоцепторным, равновесия и др.).

В основе дезадаптации лежит нарушение адекватного реагирования как на однократные, так и многократные физиологические и патогенные воздействия.Дезадаптация обычно сопровождается сохранением и даже повышением чувствительности реагирующих структур к действию повторяющихся тех или иных раздражителей.

Виды адаптивных реакций в зависимости от:

происхождения: биологические и социальные;

адекватности: адекватные или физиологические и неадекватные или патологические;

условий жизни: бытовые и производственные;

скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные. К срочным относятся сердечные, сосудистые, дыхательные, поведенческие и др. адаптивные реакции. К долговременным — геосоциальные биоритмы и др. К постоянным — геофизические биоритмы и др.

Виды адаптивных механизмов в зависимости от:

затрачиваемой энергии: активные и пассивные;

роли наследственности: наследственные и приобретенные;

вида раздражителя: специфические и неспецифические;

скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные.

Активные механизмы реализуются с затратой, а пассивные механизмы — без затраты энергии (АТФ, АДФ, КрФ).

К наследственным (генотипическим) адаптивным механизмам относятся: инстинкты, безусловные рефлексы, видовой иммунитет, неспецифический иммунитет к инфекционным и неинфекционным факторам с участием лизоцима, интерферона, комплемента, фагоцитоза и др. В основе генотипической адаптации лежит возникающее в ходе эволюции изменение различных структур генома, обеспечивающее лучшее приспособление организма к изменившимся условиям существования.

К приобретенным (фенотипическим) адаптивным механизмам относятся: условные рефлексы, навыки, активный иммунитет: естественный — постинфекционный и искусственный — поствакцинальный и др. В основе фенотипической адаптации лежат возникающие в процессе онтогенеза изменения жизнедеятельности (повышение выживаемости) организма под влиянием постоянно изменяющихся условий внешней среды либо вследствие ускоренного развития соответствующих морфологических структур, либо в результате активизации механизмов приобретения соответствующих навыков.

В основе специфической адаптации лежит увеличение устойчивости к повторно действующему одному и тому же раздражителю.

В основе неспецифической (перекрестной) адаптации лежит увеличение устойчивости как к постоянно действующему раздражителю, так и другим раздражителям (физическая нагрузка, недостаток О2, тепло, токсины и др.).

К срочным механизмам адаптации относятся: инстинкты, нервные, эндокринные, гуморальные, иммунные и миогенные механизмы.

К долговременным — специфические и неспецифические механизмы, приобретенные в процессе активного иммунитета.

К постоянно действующим — видовой иммунитет, обеспечивающий неспецифический иммунитет к действию как инфекционных, так и неинфекционных факторов.

Основные пути адаптации организма по отношению к действию раздражителей:

бегство или устранение от действия раздражителя;

— активное противодействие организма раздражителю (защита от него, ослабление действия или разрушение его, ликвидация неблагоприятных последствий его действия).

по Ф.З. Меерсону: срочная, переходная, долговременная;

— по Г. Селье: тревоги, резистентности, истощения.

источник

Процесс адаптации связан с формированием общего адаптационного синдрома (ОАС) — комплекса реакций, возникающего в целостном организме под действием различных повреждающих факторов и обеспечивающего приспособление организма к данным условиям [1] .

Общий адаптационный синдром — неспецифическая реакция организма на разнообразные сильнодействующие факторы, в том числе и факторы среды, запускающие формирование срочной адаптации. Интенсивность ОАС зависит от силы действующего фактора. Общий адаптационный синдром нередко обозначают как стрессреакцию. Стресс — это комплекс физиологических реакций, возникающих в организме человека и животных под действием стимула, несущего угрозу — стрессора.

Проявления стресса (триада Селье):

  • • увеличение массы надпочечников;
  • • инволюция (обратное развитие) тимуса и лимфатических узлов;
  • • появление кровоточащих язв в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Общий адаптационный синдром проходит ряд стадий развития (рис. 14.3):

Рис. 14.3. Стадии стресса по Г. Селье

  • • стадия тревоги (alarm reaction). Разделяется на две фазы: шок и противоток. Шок характеризуется торможением активности ЦНС, снижением АД, мышечного тонуса, температуры тела, уровня глюкозы в крови, сопротивляемостью организма и т.д. Противошок характеризуется повышением резистентности организма и мобилизацией функциональных его резервов (срочная фаза адаптации);
  • • стадия резистентности — характеризуется максимальной устойчивостью организма к стрессору, формированием долговременной адаптации и системного структурного следа;
  • • стадия истощения — возникает при действии сильных и длительных стрессоров, которые приводят к истощению функциональных резервов организма, после чего он, как правило, погибает. Стадийность в развитии ОАС прослеживается при хроническом

действии стрессора на организм. Наиболее острые явления происходят во время стадии тревоги. Именно в этот период секретируется наибольшее количество катехоламинов и глюкокортикоидов (важнейший из них у человека — кортизол). В этой стадии могут развиться и наиболее опасные для организма повреждения, которые весьма часто сопутствуют стрессу. В стадии тревоги в связи с выбросом в кровь большого количества глюкокортикоидов подавляется воспалительная реакция, но обший уровень сопротивляемости организма снижен. Если стрессор продолжает действовать, острые явления исчезают и организм переходит в фазу резистентности. В этот период гормоны секретируются в меньших количествах, но резистентность организма к различным повреждениям в этот период повышена. В третьей стадии сопротивляемость снижается, и это уже свидетельствует о печальном прогнозе. Когда речь идет о резистентности, имеется в виду прежде всего сопротивляемость неспецифическая. Организм, переживший стресс, становится устойчивым не только к тому фактору, который вызвал стресс, но и к некоторым другим. Механизм развития стресс-реакции представлен на рис. 14.4.

Рис. 14.4. Механизм формирования ОАС (стресса)

Гормоны, выделяемые при стрессе, оказывают многообразное действие на организм. Один из основных эффектов кортизола — повышение уровня сахара в крови за счет стимуляции глюконеоге- неза — синтеза глюкозы из неуглеводных источников, в частности из аминокислот. Концентрация глюкокортикоидов в крови во время стресса может возрасти в десятки раз.

Наряду с этим, во время стресса активируется симпатическая нервная система и усиливается выброс в кровь из мозговой зоны надпочечников катехоламинов — адреналина, норадреналина. Под влиянием катехоламинов идет распад гликогена в печени и в крови повышается концентрация глюкозы. Кроме того, адреналин является сильным липолитическим фактором, стимулирующим распад жира с образованием свободных жирных кислот. Основной эффект катехоламинов — мобилизация энергетических и структурных резервов организма, и в этом смысле они работают синергично с глюкокортикоидами (рис. 14.5).

Рис. 14.5. Основные эффекты глюкокортикоидов и катехоламинов при стрессе

Значение стресса, очевидно, заключается в том, что после пережитой «встряски» организм приобретает резистентность к самым разнообразным факторам. Ну и, наконец, стресс, как полагает Ф.З. Меерсон, за счет своего катаболического эффекта может стимулировать и процесс деадаптации, т.е. стирание старых, утративших свое значение системных структурных следов. Схема развития адаптации представлена на рис. 14.6.

Стресс, как правило, вызывает образование язв в ЖКТ, очаги повреждений можно обнаружить и в сердечной мышце — и у стресси- рованных животных, и у стрессированных людей. Сильное эмоциональное потрясение на фоне, казалось бы, полного здоровья зачастую вызывает развитие тяжелого инфаркта. Инфаркт можно вызвать искусственно, вводя экспериментальным животным чрезмерно высокие дозы адреналина. Что же является основой всех этих повреждений вне зависимости от места их возникновения? Весьма грубая «картина» событий, приводящих к подобному итогу, приведена на рис. 14.7.

Начальным этапом является тканевая ишемия, одной из причин которой может быть сосудистый спазм, вызванный активацией симпатической нервной системы и высоким уровнем катехоламинов в крови. Недостаток кислорода инициирует образование активных кислородных метаболитов (АКМ), отличающихся огромной

Рис. 14.6. Схема формирования адаптации (по Ф.З. Меерсону, 1986)

Рис. 14.7. Механизм развития морфофункциональных изменений в организме при стрессе

реакционной способностью. Несмотря на достаточно короткий период их существования, АКМ успевают прореагировать с липидами биомембран, образуя так называемые продукты перекисного окисления липидов (ПОЛ). Эти продукты, обладая детергентными свойствами, способны заметно нарушать свойства биомембран: меняется их текучесть, нарушается проницаемость для ионов натрия и кальция. Увеличение натриевой проницаемости приводит к деполяризации мембраны, что еще в большей степени усиливает проницаемость мембраны для кальция. Появление кальция в клетке активирует целый ряд ферментов, в том числе и фосфолипазы. Фосфолипазы еще больше усиливают деградацию мембранных фосфолипидов, что может завершиться дезорганизацией клетки и ее гибелью. Под влиянием фосфолипаз могут разрушаться лизо- сомы, содержащие весьма активные протеазы, появление которых в цитоплазме ускоряет процесс гибели клеток. Именно в результате развертывания подобного негативного «сценария» и появляются язвы на слизистой желудка и ДПК и очаги некроза (инфаркты) в сердце.

Увеличение образования активированных кислородных метаболитов — один из наиболее важных патогенетических моментов, составляющих основу появления негативных последствий стресса. Супероксидный анион — наименее активный продукт из семейства АКМ. Тем не менее в процессе взаимопревращений из него возникают и более активные формы кислорода: синглетный кислород, пергидроксильный радикал, гидроксильный радикал, перекись водорода. Образование супероксид-аниона стимулируется в клетках, испытывающих гипоксию. В митохондриях он возникает при участии НАД • Н дегидрогеназы и убихинона.

У человека стресс наиболее часто возникает на фоне эмоциональных переживаний и практически всегда, когда они сочетаются со страданиями физическими. Все патологии условно можно разделить на три группы: нарушения психического здоровья, которые затем реализуются в психосоматические нарушения; заболевания, сопровождающиеся различными морфофункциональными повреждениями (формирование язв, инфаркты); патологии, связанные с подавлением иммунной системы, — это рост опухолей и развитие инфекций (рис. 14.8).

Рис. 14.8. Негативные последствия эмоционального стресса

Подводя итог, необходимо отметить, что негативные последствия стресса — это довольно обширный список патологий, возникающих как в ближайшем постстрессовом периоде, так и в отдаленном будущем.

Несмотря на высокую степень патогенности стрессовых ситуаций, они не всегда сопровождаются развитием заболеваний, особенно тех, которые протекают с повреждением тканей. Для большинства стрессовых ситуаций средней напряженности правилом на выходе скорее является благополучный исход, а не болезнь. Такой исход обеспечивается существованием в организме механизмов, в значительной степени ограничивающих возможное повреждающее воздействие стресса. Эти механизмы составляют так называемые стресс-лимити- рующие системы организма.

Стресс-лимитирующие системы организма. К этим системам относится прежде всего группа веществ, в значительной степени ограничивающая негативное воздействие АКМ на организм. Механизм их защитного действия самый разнообразный. Самый простой способ — брать на себя свободные электроны, как это делают токоферол- хинон и витамин Ку Другой способ — выводить уже образовавшиеся супероксид-анионы. Таким свойством обладает метионин. Стероиды, токоферол и тироксин могут связывать продукты ПОЛ.

Стадия резистентности, развивающаяся вслед за стадией тревоги, сопровождается не только повышением устойчивости к действию любых стрессоров, но и уменьшением интенсивности проявлений самой стресс-реакции. Так, при повторяющихся стрессорных воздействиях можно обнаружить снижение реагирования сердечно-сосудистой системы на действие раздражителя: снижается частота сердечных сокращений, уменьшается величина подъема АД. Эта более умеренная реакция на стимулы прежней величины протекает на фоне уменьшения и гормонального ответа: в кровь выбрасывается меньшее количество катехоламинов и глюкокортикоидов. Подобное снижение уровня гормонов в крови можно было бы объяснить истощением их запасов. Однако в ответ на введение экзогенного АКТГ количество выбрасываемых в кровоток глюкокортикоидных гормонов остается на прежнем уровне. Повышенным остается и запас катехоламинов в надпочечниках. Следовательно, снижение ответа на стрессор реализуется на уровне центральных тормозных механизмов.

Другим эффектом, снижающим интенсивность реагирования во время стресса, а стало быть, и уменьшающим степень стрессовых повреждений, является явление десенситизации, что в буквальном переводе означает «потеря чувствительности» и представляет собой снижение чувствительности на адреналин. Основу уменьшения ответа на гормон составляет уменьшение количества рецепторов к гормону. В опытах на белых крысах, цель которых и состояла в определении количества Р-рецепторов в мозге в процессе повторных элек- троболевых воздействий, было установлено, что в гипоталамической области количество рецепторов снизилось на 50%, а в коре мозга — на 25%.

Как уже было отмечено, снижение интенсивности реагирования на стрессоры, по всей видимости, опосредуется через тормозные ме- диаторные системы мозга, в число которых входит прежде всего ГАМК-эргическая система. Для того чтобы выяснить, действительно ли это так, необходимо было установить, меняется ли активность этой системы у животных, переживающих стресс. Наиболее часто в экспериментах подобного рода применяется так называемый эмоционально-болевой стресс (ЭБС), когда на фоне безвыходной ситуации и полного отсутствия у животных информации о путях избегания неприятной ситуации, им еще наносится удар электрическим током. Как оказалось, в этих условиях у экспериментальных крыс возрастала активность глутамат-декарбоксилазы — основного фермента, участвующего в процессе синтеза ГАМК. На фоне увеличения синтеза интенсифицируется и деградация медиатора с помощью фермента ГАМК-трансаминазы, активность которой возрастала в 2,5 раза. Но наиболее важными экспериментами, показавшими роль ГАМК в реализации защиты организма от повреждающего воздействия стресса, явились опыты с введением экзогенного активного метаболита этой системы — гамма-оксимасляной кислоты (ГОМК), которая, что очень важно, хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер. В результате удалось установить, что в отличие от контрольных животных, у которых в 100% после ЭБС развивались язвенные поражения желудка, у 28% крыс, которым за полчаса до ЭБС вводился ГОМК, язвы не возникали, а у остальных величина язвы была в 3 раза меньше, чем у контрольных животных.

Примерно такая же логика использовалась и при подготовке экспериментов, в которых проверялось, насколько могут быть задействованы эндорфины и энкефалины в ослаблении повреждающего воздействия стресса на организм. Их участие становилось особо вероятным в связи с открытием анальгезирующего эффекта этих пептидов. Отмечено увеличение уровня энкефалинов (активных производных эндорфинов) в полосатом теле и других отделах мозга. Следует также отметить, что различные анальгетики, в том числе и препараты морфина, давно применяются в медицинской практике с целью предупреждения тяжелых последствий болевого шока при травмах и инфаркте миокарда.

Великолепным антистрессовым действием обладает сон. Это физиологическое состояние самым естественным образом снимает напряжение и обладает выраженным лечебным эффектом. Стресс- лимитирующим действием обладают и некоторые эндогенные гуморальные продукты, вызывающие сон, например пептид, индуцирующий дельта-сон.

Наконец, установлено, что вещества из группы простагландинов могут в значительной степени ослаблять эффекты катехоламинов, модулируя их влияние за счет того, что они могут ингибировать образование циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), который, как известно, является вторичным посредником, количество которого в клетке резко возрастает после образования гормон-рецепторного комплекса.

Приведем перечень антистрессовых систем:

  • • ГАМК-эргическая система (ГАМК —» ГОМК —» торможение активности гипоталамуса);
  • • эндогенные опиаты (из бета-липопротеинов);
  • • простагландины (ПГЕ снижают чувствительность тканей к катехоламинам);
  • • антиоксидантная система (супероксиддисмутаза вит. Е, цистеин, цистин);
  • • парасимпатическаясистема:

умеренная физическая нагрузка; мышечная и психическая релаксация; медитации;

диафрагмальное дыхание (дыхательная гимнастика); рациональное и регулярное питание (овощи, фрукты);

источник

Современное представление о психосоматике

Для психосоматики как специфической области знания на современном

этапе ее развития основными являются теоретические проблемы механиз-

ма психосоматического взаимодействия, специфичности и индивидуальной

Читайте также:  Стресс для мужчины во время беременности

изменчивости, а также проблема разработки эффективного метода лече-

ния психосоматических расстройств. Трудность в их разрешении связана с

попыткой применения методов естественных наук к изучению телесности

человека, которая является не столько биологическим, сколько социально-

психологическим феноменом. Дальнейшее развитие психосоматики как науч-

ного направления в рамках психологии невозможно без изучения здоровой

телесности, однако этому мешает характерный для психологии дискурс,

исключающий тело из сферы ее интересов. Независимо от приемов, кото-

рые используются для доказательства «психосоматического взаимодейст-

вия», противопоставление психического и соматического как различных ас-

пектов человеческого существования приводит к возникновению труднораз-

решимых методологических вопросов.

5)Патогенез психосоматических расстройств.
Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется:

1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;

2. наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;

3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);

4. личностными особенностями;

5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;

6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

7. особенностями психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений.

6) Психосоматические расстройства в международной классификации болезней десятого пересмотра

7)Классификация психосоматических расстройств А.Б. Смулевича.

Соматизированные психические расстройства

«Соматизированное расстройство» (F45.0) – характеризуется множе-

ственными, постоянно возникающими и в то же время изменчивыми сомати-

ческими симптомами, длящимися не менее двух лет. Жалобы могут отно-

ситься к различным органам и системам организма:

— желудочно-кишечный тракт (рвота, боли в животе, тошнота, вздутие

живота, понос, непреносимость отдельных видов пищи);

— сердечно-сосудистая система (поверхностное дыхание, учащенное

сердцебиение, головокружение, боли в области груди);

— гинекологическая сфера (болезненные или нерегулярные менструа-

ции, рвота во время беременности);

— кожная чувствительность (зуд, жжение, покалывание, онемение, бо-

лезненность) (МКБ-10, 1994; Каплан, Сэдок, 1998)

Кроме того, могут наблюдаться боли различного характера и локализа-

ции. Подчеркнем, что мышечные боли напряжения не относятся к этой кате-

гории расстройств, поскольку являются физиологическим симптомом трево-

Несмотря на то, что во многих случаях у больных отмечается высокий

уровень тревоги и депрессии, они не склонны обсуждать психологические

причины своих телесных симптомов и не жалуются на эмоциональные про-

блемы. Чаще всего беспокойство и сниженное настроение больные связыва-

ют с плохим физическим самочувствием и отчаянием из-за невозможности

получить эффективную медицинскую помощь.

Теория стресса Г. Селье

Виды стрессов
1)информационные(возникает при необходимости принимать верные решения в быстром темпе при высокой ответственности за последствия или при необходимости освоить большой объем информации)
2)личностные(высокое требование к свойствам нервной системы: особенностям мышления, особенности памяти, биохимические особенности, зависят от того, что больше вырабатывается в организме: адреналин или норадреналин; умения и навыки)

3) временные факторы( нарушение биоритмов, смена часовых поясов)

4)территориальные(нарушение определение границы в сознании:
а)нарушение личностной дистанции(до 60 см)
б)нарушение социальных дистанций(60 см-неск метров)

5)физиологические(голод, жажда, недосып)

6)эмоциональные(при невозможности удовлетворить потребности, также, когда достигнуто и не совпадает с ожиданием)

7)фактор страха(дистресс- связанный с нигативными эмоциями)

Физиологически изменения которые происходят в процессе стресса:

1)развитие тревоги( сост в мобилизации адаптационных возможностей организма, при кот сопротивление стрессу падает ниже нормы)

-ссс, повышение частоты сердечных сокращений, увеличение объема крови—давление, повыш вязкости крови

-ЖКТ, обеднение слизист жел кровью и обедн кр ему 12перстн кишки

-иммун сист, выброс лимфоцитов

2)фаза сопротивления(повышение сопротивляемости организма на уровень выше обычного)

3)Фаза истощения( после длительного действия стрессора, к которым организм приспосабливается, постепенно истощаются запасы энергии, вновь появляются признаки тревоги)

12)13)Общая адаптационная реакция

1) увеличение частоты сердечных сокращений.
2) сужение кровеносных сосудов в брюшной полости.
3) расширение сосудов конечностей.
4) расширение коронарных сосудов.
5) повышение артериального давления.
6) снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта.
7) торможение процессов пищеварения и выделения, прекращению
секреции.
8) расширение зрачков.
9) усиление потоотделения.
10) увеличение секреторной функции коры надпочечников, что при-
водит к увеличению содержания адреналина в крови (Рейковский)

Стадии стресса

Физиологически изменения которые происходят в процессе стресса:

1)развитие тревоги( сост в мобилизации адаптационных возможностей организма, при кот сопротивление стрессу падает ниже нормы)

-ссс, повышение частоты сердечных сокращений, увеличение объема крови—давление, повыш вязкости крови

-ЖКТ, обеднение слизист жел кровью и обедн кр ему 12перстн кишки

-иммун сист, выброс лимфоцитов

2)фаза сопротивления(повышение сопротивляемости организма на уровень выше обычного)

3)Фаза истощения( после длительного действия стрессора, к которым организм приспосабливается, постепенно истощаются запасы энергии, вновь появляются признаки тревоги)

Копинг-стратегии

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает

Психическая адаптация и дезадаптация

процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. Для описания результата адаптационного процесса используется также термин «адаптированность». Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью

виды :
1) (психо)физиологическая адаптация. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие — собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.
2) Собственно психологическая адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.
3) Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.

виды дезадаптаций
а) нарушение собственно психической адаптации проявляется в форме пограничных психопатологических явлений, которые носят характер неврозов, функциональных расстройств, сопровождающихся oщущением болезни и определяющихся в основном интрапсихическими конфликтами.
б) Снижение эффективности социально-психологической адаптации выражается тенденцией к возникновению неадекватного поведения в сфере межличностных отношений, которое зависит от особенностей личности, от ее неадаптивного формирования, и приводит к рассогласованию взаимодействия между индивидуумом и окружением (психопатические peaкции или состояния).
в) Ухудшение преимущественно пcихoфизиологической адаптации проявляется в психосоматических, или так называемых расстройствах (изменение психофизиологических соотношений, приводящее к нарушениям соматического здоровья).

источник

Адаптация — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды. Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Понятие «адаптация» может иметь различные значения в зависимости от того, социальные или биологические аспекты исследуются. Рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение биологической, физиологической и психологической адаптации.

Социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией — процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптированностью.

Дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой.

Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, пpoфeccиoнaльными проблемами, хроническими заболеваниями и др.;

2) пережитые экстремальные ситуации — травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние — посттравматическое стрессовое расстройство);

3) неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе.

Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом.

3)Функции и технологии психосоциальной работы.

Функции психосоциальной работы.

Диагностическая функция — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка. В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Консультационная функция — консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Психологическое консультирование определяется как «непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа». Посредническая функция — функция социального работника как посредника заключается в том, чтобы объяснять и представлять интересы одной стороны другой стороне, а также создавать условия, при которых клиент социальной работы в максимальной мере может сам изменять свою ситуацию, быть полноценным участником собственной жизненной ситуации. Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Регуляционно-коммуникативная функция — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий. Аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Технологии психосоциальной работы — это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе осуществления психосоциальной работы, решения разных психосоциальных проблем клиентов, обеспечения эффективной реализации задач по психосоциальной помощи населению. Технологиями психосоциальной работы выступают различные виды тренинга коммуникативных умений, уверенного поведения, ассертивного поведения, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений и тл., в ходе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание различных социальных ролей и эмоциональных состояний. В социальной работе технологии выступают преимущественно в виде знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений и опыта/практики (деятельность).

источник

Важное значение в формировании адаптации и дезадаптации, здоровья и патологии у человека имеет стресс (стрессорные реакции).

Адаптация это способность, а дезадаптация — это неспособность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям существования (к изменениям как внешней, так и внутренней сред) посредством активизации многообразных реакций и механизмов, реализующихся на различных уровнях организации организма и сопровождающихся изменениями метаболических, структурных и физиологических процессов.

В основе адаптации лежит снижение чувствительности реагирующих структур организма (периферических и центральных рецепторов) к действию повторяющихся различных адекватных раздражителей (световым, цветовым, звуковым, обонятельным, вкусовым, температурным, осязательным, проприоцепторным, равновесия и др.).

В основе дезадаптации лежит нарушение адекватного реагирования как на однократные, так и многократные физиологические и патогенные воздействия.Дезадаптация обычно сопровождается сохранением и даже повышением чувствительности реагирующих структур к действию повторяющихся тех или иных раздражителей.

41.2. Классификация адаптаций

Виды адаптивных реакцийв зависимости от:

происхождения: биологические и социальные;

адекватности: адекватные или физиологические и неадекватные или патологические;

условий жизни: бытовые и производственные;

скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные. К срочным относятся сердечные, сосудистые, дыхательные, поведенческие и др. адаптивные реакции. К долговременным — геосоциальные биоритмы и др. К постоянным — геофизические биоритмы и др.

Виды адаптивных механизмовв зависимостиот:

затрачиваемой энергии: активные и пассивные;

роли наследственности: наследственные и приобретенные;

вида раздражителя: специфические и неспецифические;

скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные.

Активные механизмы реализуются с затратой, а пассивные механизмы — без затраты энергии (АТФ, АДФ, КрФ).

К наследственным (генотипическим) адаптивным механизмам относятся: инстинкты, безусловные рефлексы, видовой иммунитет, неспецифическийиммунитет к инфекционным и неинфекционным факторам с участием лизоцима, интерферона, комплемента, фагоцитоза и др. В основе генотипической адаптации лежит возникающее в ходе эволюции изменение различных структур генома, обеспечивающее лучшее приспособление организма к изменившимся условиям существования.

К приобретенным (фенотипическим) адаптивным механизмам относятся: условные рефлексы, навыки, активный иммунитет: естественный — постинфекционный и искусственный — поствакцинальный и др. В основе фенотипической адаптации лежат возникающие в процессе онтогенеза изменения жизнедеятельности (повышение выживаемости) организма под влиянием постоянно изменяющихся условий внешней среды либо вследствие ускоренного развития соответствующих морфологических структур, либо в результате активизации механизмов приобретения соответствующих навыков.

В основе специфической адаптации лежит увеличение устойчивости к повторно действующему одному и тому же раздражителю.

В основе неспецифической (перекрестной) адаптации лежит увеличение устойчивости как к постоянно действующему раздражителю, так и другим раздражителям (физическая нагрузка, недостаток О2, тепло, токсины и др.).

К срочным механизмам адаптации относятся: инстинкты, нервные, эндокринные, гуморальные, иммунные и миогенные механизмы.

К долговременным — специфические и неспецифические механизмы, приобретенные в процессе активного иммунитета.

К постоянно действующим — видовой иммунитет, обеспечивающий неспецифический иммунитет к действию как инфекционных, так и неинфекционных факторов.

Читайте также:  Стресс для мужчины после расставания

Основные пути адаптации организмапо отношению к действию раздражителей:

бегство или устранение от действия раздражителя;

— активное противодействие организма раздражителю (защита от него, ослабление действия или разрушение его, ликвидация неблагоприятных последствий его действия).

Стадии адаптации:

по Ф.З. Меерсону: срочная, переходная, долговременная;

— по Г. Селье: тревоги, резистентности, истощения.

41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды

Естественной реакцией организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) является стресс.

Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременным условием свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, является постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз, гомеостазис, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учетом такого взгляда на жизнь, стресс — это состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — это различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза, организма. Стрессоры — это любые новые и достаточно информативные и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать разной степени выраженности нарушения гомеостаза организма.

Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующиеся в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими и биологическими, информационными, психогенными и эмоцигенными.

Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и др., вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуется как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно, конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причем современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия данных стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

Следует однако отметить, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий достаточно условная, ибо все достаточно интенсивные биологические мотивации человека социально опосредованы и всегда протекают с активизацией эмоционального компонента.

Возникающие в организме в ответ на действие разнообразных стрессоров те или иные стресс-реакции обычно представляют адаптивные (полезные) для целостного организма реакции, способные восстановить нарушенный гомеостаз и обеспечить нормальную его жизнедеятельность.

При первичном действии стрессора возникаетсрочная (аварийная) адаптация, что позволяет организму жить у условиях действия этого стрессора. В этом заключается положительное значение стресс-реакции, хотя она энергетически расточительна и не может в течение длительного времени обеспечить эффективное и устойчивое приспособление организма к действию стрессора.

При повторных неоднократных воздействиях на организм как одних и тех же, так и различных стрессорных факторов умеренной интенсивности развивается устойчивая долговременная адаптация. У организма возникает повышение резистентности к действию как данного, так и других стрессорных факторов.

При чрезмерно сильных и длительных стрессорных воздействиях адаптация становится неэффективной. В организме формируются и усиливаются повреждения, способные привести к его заболевания и даже гибели.

По Селье, стресс рассматривается как синдром, вызываемый разными повреждающими факторами (1936, журнал Nature), либо как общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование (1960), либо как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе (1960, 1972).

В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс — стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки, а на средние по силе раздражители — реакции активации. Эти научные исследования ростовских ученых признаны в виде открытия. Именно эустрессы имеют наиболее важное для жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса ® отсутствие адаптации ® отсутствие резервов ® нарушение жизнедеятельности ® смерть.

В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.

На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределенных и, особенно, личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс — резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями полома, повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других дисрегуляторных расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.

Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся явлениями повреждения (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).

При этом можно утверждать, что стрессогенность организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.

Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной, общей (системный стресс) и локальной, местной (местный стресс).

Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги в целостном организме. Местный стресс — возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений вограниченной части тела.

Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.

Системный стресс (системная стресс-реакция), сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.

Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обостренное внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать все, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь, а если возможно, то и продолжить свой род и вид).

Физиологические изменения при стрессе в организме включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни и получающих больше кислорода, питательных и регуляторных веществ.

В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, который позволяет организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности, мобилизации на борьбу с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательный воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс — это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».

Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессорной патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы)- ее базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

Неадекватность стресс-реакции предъявляемым требованиям окружающей среды может протекать в следующих основных формах: гипоэргическая (недостаточная), гиперэргическая (избыточная) и дизэргическая (извращенная)форма ответа.

В частности, при гипоэргической форме ответа сила стрессора превышает возможности стресс-системы организма и в развитии адаптации преобладает мобилизация за счет катаболических процессов с выраженным распадом структур. Полноценной системной реакции резистентности не происходит вследствие индивидуальной генетической недостаточности того или иного звена стресс-реализующей системы. Такое состояние организма Г. Селье характеризовал «низкой адаптивной силой». Вся совокупность сдвигов в стресс-системе (резкое увеличение гормонов, отрицательный азотистый баланс, снижение массы тела, гиперферментемия, деструкция митохондрий и лизосом клеток с развитием очагового некроза в адаптирующих системах) не сопоставима с увеличением расхода энергии и составляет основу перехода в болезнь, вплоть до гибели организма.

Во гиперергическом варианте сильная или умеренная стресс-реакция становится длительной вследствие продолжающегося действия стрессора. Эта форма стрессовой патологии особенно характерна для состояния продолжительного эмоционального стресса — эмоционального напряжения. Учитывая многочисленные причины формирования сильных отрицательных эмоций, создаются предпосылки для суммации возбуждения и появления застойного очага в эмоциогенных структурах мозга (гипоталамус и др.), создающих и поддерживающих гиперактивацию стресс-реакции. Большое значение имеет индивидуальный опыт человека, определяющий значимость стрессора.

При хронизации патологических процессов описанные выше адаптивные механизмы стресс-реакции могут превращаться в повреждающие. Например, перегрузка клеток Са 2+ и увеличение свободно-радикальных форм жирных кислот приводят к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток. Таков один из механизмов стрессогенного повреждения миокарда. Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределенном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих» органов. Это один из ведущих механизмов развития стрессогенных язв пищеварительного тракта. Длительный стресс ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов, может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.

Заболевания, в патогенезе которых стресс играет определяющую, решающую роль Г. Селье назвал «болезнями адаптации». В настоящее время они составляют большую группу психосоматических заболеваний — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия и атеросклероз, иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания, ожирение и др. Эмоциональный стресс является ведущей причиной развития психозов и неврозов.

Хронический системный стресс в отличие от острого, включает преимущественно дизадаптивные неспецифические изменения в организме. Он, в частности, характеризуется развитием синдрома хронической усталости.

Проявлениями последнего являются:

* физическое и психическое утомление организма;

* частая смена настроения, превалирования чувства усталости, разбитости, повышенной тревожности, раздражительности, рассеянности, нетерпимости и антипатии к окружающим людям;

* снижение полового влечения, импотенция, дисменорея, аменорея;

* иммунодефицит (клеточный, гуморальный, специфический и неспецифический);

* сердцебиения, аритмии, стенокардия, миокардиодистрофии, инфаркт;

* нарушения зрения, слуха, обоняния, вкуса;

* развитие неврозов и их прогрессирование;

*развитие психозов и их прогрессирование и др.

Таким образом, срочная неспецифическая адаптивная реакция, какой является стресс, может превращаться в причину развития повреждений организма и становиться механизмом развития многих заболеваний.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

источник

Изучение разновидности проявлений стресса. История исследований приспособительных функций организма к воздействиям, нарушающим состояние нервной системы. Основные типы процессов адаптации. Посттравматические и эмоциональные стрессовые расстройства.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пиункова Светлана Анатольевна

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты. Виды стресса.

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Адаптация (лат. adaptation — приспособление) — термин, введенный в научный оборот физиологами в конце 18 века, в самом общем виде означает приспособляемость — способность некоего объекта сохранять спою целостность при изменении параметров среды.

При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение пара метров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.

В физиологии исследования приспособительных процессов велись по двум основным направлениям, каждое на которых имеет определенное значение и для психологии.

Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных изменений чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. По лученные в этой области объективные данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или не достаточной освещенности, шума и т. п.

Во-вторых, изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды.

Начало этим исследованиям положили работы У. Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти 20 века Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции — бегство и нападение. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами. Приблизительно два десятилетия спустя канадский физиолог Г. Селье начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома — определенного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов и т. п.), те же самые факторы вырывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма при­спосабливаться к внешним условиям.

Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин).

При этом даже не важно, является ли фактор или ситуация, воз действующие на организм, приятными или неприятными, существенен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма. В психологии понятие стресса получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает нормальной, естественной приспособительной ре акцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Полным освобождением от стресса является лишь смерть.

В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки. В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено «Я» (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности).

Читайте также:  Стресс для мышц для их роста

Бессознательные влечения «Оно» настаивают на незамедлительном удовлетворении, «Я» стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями «Оно» и ограничениями, налагаемыми внешним миром.

В этом отношении деятельность «Я» может осуществляться в двух направлениях:

— «Я» наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений;

— «Я» оказывает влияние на «Оно», стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.

Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если «Я» оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда «Я» начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством.

В этом случае «Я» предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности, хотя и приводит к частичному успеху, оборачивается вредными последствиями для человека.

Вытесненное бессознательное оказывается для «Я» «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется не адекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости «Я».

Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе X. Гартмана и Э. Фромма.

Так, в работе Гартмана «Психология «Я»» и проблема адаптации» данная проблема тика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.

В книге Фромма «Бегство от свободы» ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация — это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация — приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».

Примером динамической адаптации может являться случаи, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану. Это чувство, будучи подавленным, становится динамическим фактором характера ребенка.

В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепции получила генетическая психология Ж. Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит одно из ключевых мест.

Субъект, по Пиаже, это организм, на деленный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму.

С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный случай структуры — структуру мыслительной деятельности.

Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства. Функции — это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой (вспомним, что по образованию Пиаже — биолог, психологию ни­когда специально не изучавший, что не помешало ему создать собственную психологическую концепцию исключительной глубины). Субъекту свойственны две основные функции — организация и адаптация. Каждый акт поведения организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит в балансе процессов ассимиляции и аккомодации.

В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

В течение всего онтогенетического раз вития, считает Пиаже, основные функции, составляющие адаптацию, как наследственно закрепленные не зависят от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

Наряду с названными, существует социально-психологический аспект проблемы адаптации, также рассматриваемый несколькими школами и направлениями. Социальная адаптация понимается как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (а также как результат этого процесса). Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Так, проблема социальной адаптации в юношеском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением в высшую школу.

Основные типы адаптационного процесса — тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы — формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов человека.

Важным аспектом социальной адаптации выступает принятие индивидом определенной социальной роли. Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно студент воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм. В современной зарубежной психологии проблема социальной адаптации рассматривается в рамках комплексного направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом главное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т. п.) и способам их коррекции.

Изучению адаптации человека к стрессовым условиям в последнее десятилетие уделяется большое внимание как врачей, так и психологов и социологов. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, а также масштабов и числа промышленных катастроф. При этом все больше места занимают события, имеющие не только острый, но и хронический периоды, оставляющие после себя значительные последствия, приводящие к искусственным изменениям среды обитания, нарушению экологии.

Такие экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модифицированных форм существования, Изучение особенностей приспособляемости человека к хроническим стрессовым воздействиям особенно важно, поскольку они захватывают обычно большие регионы и значительные массы населения, По мнению некоторых исследователей, хронические посттравматические стрессовые расстройства, по-видимому, встречаются значительно чаще, чем острые, однако изучены они гораздо меньше.

Еще в 20-х годах П.Б. Ганнушкин и Е.К. Краснушкин отметили, что у лиц, в течение нескольких лет находившихся в экстремальных условиях революции и гражданской войны, через определенный промежуток времени развивается редукция энергетических возможностей, сужение круга интересов, снижение или потеря трудоспособности. Этот синдром получил название «нажитой психической инвалидности», а в США — «американский невроз». Большинство авторов изучало хронические посттравматические расстройства на примере отдаленных последствий. Обследование узников концентрационных лагерей спустя 20 лет после их пребывания там показало (Беттельхейм Б., 1998), что у 99% из них обнаруживаются психические расстройства. Другие исследователи также считали, что у большинства узников концлагерей на протяжении всей дальнейшей жизни существуют малообратимые психические расстройства, объединенные понятием «синдром выживших».

Более позднее изучение отдельных посттравматических реакций у американских военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме, также выявило симптомы психической дезадаптации, сохранявшиеся долгие годы, хотя психическая травма осталась в далеком прошлом, а внешняя сторона их жизни нормализовалась.

Реальность существования в условиях пролонгированной, ни объективно, ни субъективно неразрешимой психогенной ситуации приходит в противоречие с устремлениями и желаниями индивидуумов, формируя, по мнению Е.В. Снедкова, (1992), Б.Д. Цыганова и соавт. (1992), Ю.А. Александровского (1996) и др., аномальное развитие личности. Если следовать точке зрения этих авторов, то у пострадавших людей происходит изменение прежних отношений, запросов, требований к окружающему миру и осознания происшедшего. Особенность изучаемой ситуации заключалась в том, что разрешение ее затягивалось по объективным и субъективным причинам, что стирало грань между непатологическим и патологическим развитием. Однако, отмечая определенную тенденцию, говорить в настоящее время о формировании клинически очерченных форм невротического развития у наблюдавшихся людей преждевременно. Следует при этом подчеркнуть, что схожие проявления были описаны в группе людей с так называемыми ситуационными развитиями невроза при пролонгированных стрессовых ситуациях.

В известной мере изучаемые состояния близки к проявлениям посттравматических стрессовых расстройств, при которых имеют место фиксация на психогенно-травматических переживаниях, изменение общего уровня «жизненного функционирования», снижение интереса к окружающему, повышенная раздражительность. Наряду с этим, у обследуемых отмечаются и другие симптомы: чрезмерная пугливость, снижение памяти, вегетативные дисфункции.

Проблема эмоционального стресса и возникающих на его основе нервно-психических и психосоматических расстройств находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей (Тополянский В.Т., Струковская М.В. 1986, Данилова М.М., 1989, Levi L., 1972, Berry R. et at., 1988). Исследования К.В. Судакова (1992) нейрохимических механизмов эмоционального стресса позволяют сделать вывод о том, что в основе центральных механизмов, определяющих устойчивость к экстремальным воздействиям, лежит специфическая организация молекулярных и нейрохимических свойств нейронов эмоциогенных структур. В частности, животные с повышенным исходным содержанием в лимбико-ретикулярных структурах мозга пептидов, норадреналина, субстанции «Р» проявляют большую устойчивость к эмоциональному стрессу по сравнению с животными, у которых содержание этих веществ в лимбико-ретикулярных структурах снижено. Опыты К.В. Судакова (1992) показали, что исходную нейрохимическую организацию ряда структур у животного можно изменить путем введения олигопептидов. Одновременно изменяется и устойчивость животных к эмоциональному стрессу. Следовательно, при воздействии экстремальных факторов одним из основных условий определения пути развития реакции организма на стрессовое воздействие является состояние лимитирующих механизмов. Их недостаточная активация приводит к формированию устойчивых патологических состояний.

Проблема эмоционального стресса и возникающих на его основе нервно-психических и психосоматических расстройств находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. В настоящее время установлено, что под действием различных эмоционально-стрессовых раздражителей у человека и животных в зависимости от целого ряда факторов происходит или формирование процессов адаптации (Кудрин И.Д. и соавт., 1996), или нарушение саморегуляции основных физиологических систем организма (Цыган В.Н., 1994), приводящие в одних случаях к появлению нейроэндокринных синдромов (Суворов Н.Б., Цыган В.Н., Зуева Н.Г., 1994), а в других — к развитию устойчивых психопатологических заболеваний.

Представление об уровне психологической адаптации лежит в основе концепции здоровья человека, так как диагноз психическое расстройство основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптации. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для формирования защитных механизмов и запуска адаптационных процессов.

Чаще понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии, можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции.

Они позволяют оценивать степень совладения с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции, более приемлемой для данного состояния организма способностью. стресс нервный эмоциональный

Адаптация — очень важный процесс. В самом распространенном значении школьная адаптация — это приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Понятие «адаптации» рассматривали много авторов. В психологической литературе Г.И. Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Понятие стресса и эмоционального стресса. Факторы, вызывающие эмоциональный стресс. Нарушения функций организма. Апатия, депрессия и стресс. Нейроэндокринная реакция организма на нарушение гомеостаза. Перенапряжение процессов торможения и возбуждения.

презентация [3,4 M], добавлен 17.02.2015

Стресс — неспецифическая реакция организма на сильное воздействие (физическое или психологическое); состояние нервной системы организма. Понятие дистресса. Развитие стресса в управленческом труде и борьба с ним. Исследование последствий стресса на работе.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 22.02.2011

Посттравматические стрессовые расстройства: понятия, особенности протекания. Методы и технологии психокоррекции посттравматического синдрома, места оказания помощи. Разработка программы коррекции стрессовых состояний лиц с посттравматическим синдромом.

дипломная работа [754,1 K], добавлен 28.04.2015

Понятие «состояние» как общенаучная категория, его свойства и факторы, влияющие на происходящие изменения. Основные классы состояний по Н.Д. Левитову. Сущность процессов адаптации и их значение в жизни человека и личности. Причины возникновения стресса.

курсовая работа [77,9 K], добавлен 21.04.2010

Исследование феноменологии тревоги и ее динамики при гипоталамических нарушениях у человека. Проблема адаптации и эмоциональный стресс. Влияние стресса на иммунитет. Нарушения сердечно-сосудистой системы при стрессе, общие принципы его профилактики.

курсовая работа [63,9 K], добавлен 20.07.2014

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

Теория стресса и его фазы по Селье. Фаза тревоги, стабилизации, разрушения систем функционирования организма. Разрушение привычного функционирования организма. Фаза становления нового функционирования организма, неустойчивой и устойчивой адаптации.

презентация [466,5 K], добавлен 14.12.2011

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 20.07.2012

Реакция в психологии. Психическая травматизация и стрессовое перенапряжение. Острые психологические реакции. Посттравматические стрессовые расстройства. Навязчивые воспоминания о трагическом событии. Психотерапия посттравматического расстройства.

реферат [32,7 K], добавлен 18.01.2012

Определение сущности стресса, его основные виды и причины появления. Фазы «общего синдрома адаптации» по Г. Селье. Выявление стрессового напряжения по физическим и психологическим сигналам. Негативное влияние стресса на здоровье, способы защиты от него.

реферат [30,9 K], добавлен 08.06.2011

источник