Меню Рубрики

Стресс и его характеристика по психологии

Универсальной формой активности человека в любых ситуациях, в том числе и экстремальных, выступает стресс. Большинство исследователей отмечают наличие стрессовой реакции организма в экстремальных ситуациях. Поэтому прежде чем пе­рейти непосредственно к рассмотрению психологических и психических последствий стресса, необходимо рассмотреть понятия стресса и травмы, те изменения в организме и жизнедеятельности человека, которые им сопутствуют (нельзя изолированно гово­рить только о психологических реакциях — на стресс реагирует весь организм).

Термин стресс (напряжение) заимствован из физики твердого тела и характеризует напряжение, возникающее в таких телах при приложении к ним силы. В медицинской науке этот термин впервые использовал для описания общей неспецифической адапта­ционной реакции организма канадский ученый Ганс Селье: в ответ на действие разных по качеству, но сильных и неадекватных раздражителей в организме стандартно раз­вивается один и тот же комплекс изменений, характеризующих эту реакцию, названную общим адаптационным симптомом (ОАС).

Г. Селье считал определяющей для развития стресса роль силы воздействия. Тер­мины, в которых он описывал раздражители, таковы: «повреждение», «интоксикация», «вредоносный, пагубный агент».

В современной научной литературе чаще всего критикуется вопрос о том, насколь­ко «неспецифичной» является стрессовая реакция. Некоторые исследователи [Everly, 1978] утверждали, что стрессовая реакция носит специфический характер, зависящий от силы раздражителя и индивидуальных особенностей организма. Сила раздражителя понимается как воздействие на организм человека значимого (имеющего смысл) для него фактора, а также как сильное, экстремальное воздействие.

Стресс, следуя концепции комплементарности Фаренберга, можно рассматривать в двух плоскостях: психической и соматической. В каждой плоскости существует своя система категорий и отношений, которые пересекаются как во внутреннем, так и во внешнем плане. Стресс как психологическое явление относится к классу психических состояний. Любое психическое состояние, по существу, есть продукт включения субъ­екта в некоторую деятельность; в ходе этой деятельности оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации послед­ней. В то же время реакция стресса проявляется на организменном уровне значитель­ными изменениями функционирования всех жизнеобеспечивающих систем организма.

Таким образом, стресс (в узком смысле) — совокупность неспецифических физио­логических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс (в широком смысле) — это та­кое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований.

Можно без преувеличения сказать, что жизнь любого человека невозможна без стресса. Стресс является частью нашего ежедневного опыта. По своей биологической природе стресс — это адаптивная (то есть положительная, приспособительная) реакция, возникающая под влиянием необычных, чрезвычайных или экстремальных воздействий на организм человека, способствующая приспособлению организма к новым условиям.

Стрессовая реакция — это вариант адаптации к экстремальной ситуации. Адапта­ция происходит за счет мобилизации компенсаторных механизмов. При этом возни­кает состояние, при котором обеспечиваются лишь наиболее важные для организма функции. Для конкретной экстремальной ситуации это единственная возможность вы­жить. Однако при воздействии экстремальных факторов возникающие адаптационные реакции всегда избыточны, поэтому стресс-реакция сопровождается не только при­способительными, но и патологическими изменениями. Нервная и эндокринная систе­мы — основные регулирующие системы организма, поэтому изменение их функции вследствие стресса сопровождается изменениями со стороны практически всех осталь­ных органов и систем организма.

Помимо биологической составляющей (вегетативный и биохимический компонен­ты) важной составляющей стрессовой реакции является психосоциальная. Действие психосоциальных факторов может обеспечивать более широкие границы адаптацион­ных возможностей человека с сохранением нормального уровня жизнедеятельности.

Виды стресса:

1. Пространственный стресс. Он возникает у человека вследствие предоставленных ему техническим прогрессом возможностей перемещения в пространстве, с высокой скоростью преодолевая большие расстояния. Но наши подсознательные, инстинктивные стереотипы взаимодействия с пространством по-прежнему настроены на пешее перемещение по земной поверхности, с его естественными ограничениями.

2. Временной стресс. Здесь имеется в виду неестественно ускоренный ритм и темп жизни. В результате этого меняется и ход наших внутренних, биологических часов. Все стрессы действуют на них однонаправлено, вызывая ускорение их хода. И тогда для организма время начинает течь быстрее со всеми вытекающими последствиями.

3. Стресс обитания. Это, во-первых, многоквартирные дома, которые сами по себе являются источником скрытого стресса, связанного с ограничением пространства. Еще больше усугубляет этот скрытый стресс отрыв от земли в многоэтажных домах. Нахождение над землей на высоте большей, чем кроны деревьев ( 3-4-й этаж), нашим подсознанием воспринимается, как нечто неестественное. В-третьих, добавляется еще и “визуальное загрязнение” окружающей нас среды. Нас окружает сплошь искусственная среда. Добавьте сюда “загрязнение шумовое” и “вибрационное”, а также “тепловое”, “электромагнитное” и “химическое”. Все эти стрессовые факторы вызывают, так называемое, сенсорно-экологическое утомление, истощая нашу способность противостоять стрессу.

4. Пищевой стресс. Мы ежедневно запасаемся лишними калориями, откладывая их в запас, употребляем неестественные химические ингредиенты (консерванты, красители, следы удобрений и пестицидов), неоправданно большое количество сахара.

5. Информационный стресс. Информационное загрязнение жизненной среды. Задумайтесь, сколько ненужной информации вы воспринимаете за день. Добавьте сюда СМИ, рекламу, чужие телефонные разговоры, уличный шум.

6. Стресс общения ( микросоциальный), обусловленный чрезмерным, избыточным, вынужденным общением.

7. Социальный стресс. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек оказывается несвободен и от тех проблем, которые переживает общество.

8. Психологический стресс (внутриличностный, межличностный, семейный, профессиональный).

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

В качестве основных функций воли выделяют:

· регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

· организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

· мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

· сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

· настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

· выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

· решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

· смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

· самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

· дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

· обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

· организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

источник

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Читайте также:  Йога для релаксации и снятия стресса

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Модель психологического стресса включает в себя следующие компоненты: а) жизненная ситуация; б) восприятие её как стрессовой; в) эмоциональное возбуждение; г) физиологическое возбуждение.

Дадим пояснение этой модели:

а) жизненная ситуация (или стрессор); например, повышенная ответственность за выполняемую работу, смерть любимого человека или какое-либо изменение в вашей жизни, к которому вы должны адаптироваться и т.п.;

б) восприятие ситуации как стрессовой:жизненная ситуация, к которой вы должны адаптироваться, представляет собой необходимый, но не единственный компонент стресса. Важно, чтобы вы воспринимали эту ситуацию как стрессовую (внушающую беспокойство, страх); одни и те же стимулы в зависимости от индивидуальных особенностей вызывают разную реакцию, т.е. могут вызывать или не вызывать стресс;

в) эмоциональное возбуждение:восприятие жизненной ситуации как стрессовой ведет к сильным эмоциям, которые возбуждают человека, вызывая страх, гнев, чувство опасности, состояние потрясения, фрустрации и беспомощности;

г) физиологическое возбуждение выражается в изменениях эндокринной системы человека (этому посвящен следующий вопрос).

Физиологические механизмы стресса.

Из физиологических механизмов стресса, вы должны усвоить следующие моменты:

1. Одна из самых важных систем нашего организма, непосредственно связанной со стрессом, — эндокринная система. В нее входят все железы, выделяющие гормоны, а именно: гипофиз, щитовидная и паращитовидная железа, ядра надпочечников, а также поджелудочная железа, яичники, яички, эпифиз (шишковидная железа) и вилочковая железа.

2. Когда гипоталамус сталкивается со стрессором, он вырабатывает кортикотропный рилизинг-гормон (КРГ), который действует на гипофиз таким образом, что там начинает вырабатыватьсяадренокортикотропный гормон (АКТГ). Именно этот гормон (АКТГ) активизирует кору надпочечников, где вырабатываются кортикостероидные гормоны, важнейшими из которых являетсякортизол и альдостерон.

Кортизол является тем горючим, которое нам необходимо для сражения (борьбы или бегства). Основная его функция – повышение уровня сахара в крови, чтобы у нас была энергия для активных действий. Кортизол также способствует снижению лимфоцитов, которые крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция уничтожение бактерий. Поэтому увеличение кортизола в организме повышает вероятность заболевания.Альдостерон также подготавливает нас к активным действиям. Его основная цель – поднять артериальное давление настолько, чтобы питательные вещества и кислород быстро и легко поступали к активным частям нашего организма: внутренним органам и конечностям. Альдостерон поднимает артериальное давление путем увеличения всего объема крови, содержащейся в организме с помощью снижения выработки мочи и задержки выработки натрия.

3. Кроме коры надпочечников, в процессе стресса участвует и мозговое вещество надпочечников(т.е. их внутренняя часть), которое выделяет гормоны: адреналин и норадреналин. Действие этих гормонов проявляется в следующем: 1) учащение сердцебиения; 2) расширение коронарных сосудов; 3) расширение бронхиальных труб; 4) ускорение обменных процессов; 5) сужение кровеносных сосудов в мускулах и коже рук и ног; 6) увеличение потребления кислорода.

Вывод. Все перечисленные нами гормоны стресса приводят человека с помощью происходящих в организме процессов в состояние готовности к активной физической деятельности.

Стратегии преодоления стресса.

Принято выделять две основные стратегии преодоления стрессовой ситуации:

1. Проблемно-ориентированное преодоление направлено на разрешение противоречия, вызвавшего стресс:

противоборство: люди, которые рассматривают стрессоры как вызов и уверены в своей способности справиться с этими вызовами, гораздо меньше страдают от их воздействий;

социальная поддержка, которая должна включать не только отношения с близкими людьми, но и общение с теми, с кем работаем, отдыхаем, имеем общие интересы и увлечения;

планомерное разрешение проблем, вызывавших стресс, так как все их одновременно решить невозможно, не вызвав новое напряжение.

2. Эмоционально-ориентированное преодоление направлено на снижение интенсивности эмоций, вызывавших стресс:

дистанцирование от стрессора и избегание его (поменять место работы или жительства, разорвать межличностные отношения с кем-либо и т.п.);

позитивная переоценка стрессора, придание ему нового смысла, предполагающее способность извлекать позитивное содержание из стрессовых ситуаций;

самоконтроль и принятие ответственности за выход из стресса.

То, как люди оценивают и определяют стрессогенную ситуацию, напрямую связано с тем, каким путем они считают возможным разрешить эту проблему. Как правило, стиль преодоления не является постоянной характеристикой личности, так как выбор стиля производится в зависимости от оценки проблемы и её характера. Выбор адекватных стилей и стратегий преодоления существенно снижает силу как кратковременных стрессоров (неожиданная автомобильная пробка), так и долговременных стрессоров (смерть близкого человека).

Виды стресса.Из всех существующих видов стресса выделим два из них: а) стресс на рабочем месте (профессиональный стресс); б) ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Профессиональный стрессвключает совокупность стрессогенных факторов:

присущих самому объекту труда (режим работы, условия труда, перегрузка или недогрузка);

связанных с ролью человека как субъекта труда, предполагающая или исключающая инициативу и творчество, неопределенность должностных обязанностей, ролевые конфликты;

связанных с межличностными отношениям, конфликтами в этой сфере. Воздействие этих факторов, (как суммарное, так и автономное), может привести к неудовлетворенности работой, депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает как длительная реакция на психологически травмирующее событие (военные события, захват заложников, изнасилование и т.п.) и имеет 4 основных признака:

переживание травматического события;

избегание всего, что связано с этим событием;

сниженная чувствительность (чувства и эмоции теряют свою силу и интенсивность);

возросшее возбуждение тревоги и чувства вины.

Преодоление ПТСР в значительной степени на первом этапе требует социальной поддержки, но затем человек должен приложить максимум индивидуальных усилий по выходу из этого состояния.

2. Как реализуется функция смыслообразования?

3. В чем обнаруживает себя информационно-оценочная функция эмоций?

4. Каковы основные свойства эмоций?

5. Что такое динамичность эмоций?

6. Какие существуют уровни интенсивности эмоций?

7. Как помочь человеку разрядить доминантную эмоцию?

8. В чем разница между ситуативными эмоциями и чувствами?

9. В чем причина амбивалентности эмоциональных процессов?

10. Какие существуют виды аффекта?

11. Какие эмоции относятся к базовым и почему?

12. Чем ситуативные эмоции отличаются от чувств?

13.Перечислите виды эмоциональных состояний личности. 14. Каковы особенности настроения как эмоционального состояния?

15. Какие существуют виды аффекта?

16. Что такое эмоциональная глубина и как она связана с эмоциональной возбудимостью?

17. Каковы основные характеристики психологического стресса?

18. Что включает в себя эндокринная система и каково её участие в стрессе?

19 Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

20 Что включает в себя модель стресса на рабочем месте?

21. На что направлено эмоционально-ориентированное преодоление стресса?

22. Что включает в себя проблемно-ориентированное преодоление стресса?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Определите, какие эмоциональные свойства личности (сила, глубина, устойчивость, лабильность, ригидность, возбудимость) обнаруживают себя в приведенных примерах (ответы аргументируйте).

а) Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее… У меня все в нем в одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался… Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим.» (Л.Н.Толстой).

б) Страх и волнение не оставляют некоторых парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

Выразите два противоположных состояния (например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость):

а) используя только мимику;

в) используя мимику и жесты.

Прослушайте и посмотрите выступления двух-трех ведущих прямого эфира на телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интонаций, жестикуляций, мимики и других форм невербальной экспрессии. Обратите внимание на то, как влияет на восприятие содержания сообщения такие детали, как цвет и стиль одежды, украшения, косметика, прическа.

При экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. Почему это происходит? Используя знания о физиологических механизмах стресса, дайте обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Стефан Цвейг писал: «Страх хуже наказания. В наказании есть нечто определенное. Велико ли оно или мало, все лучше, чем неопределенность, чем нескончаемый ужас ожидания». История знает немало случаев, когда ожидание смерти оказалось страшнее её самой. Почему пытка неизвестностью считается одной из самых действенных и почему она лишает человека воли? Дайте объяснение тому, почему человек, встречаясь с давно ожидаемой опасностью, испытывает облегчение, так как эмоция страха внезапно ослабевает. Ответы на поставленные вопросы аргументируйте, используя знания о свойствах эмоций.

источник

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Читайте также:  Йога дома для снятия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

источник

Stress (англ.) – напряжение. В психологии понимается как нервно-психическое напряжение.

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее у человека в различных напряженных, экстремальных ситуациях, это эмоциональная реакция на воздействие какого-либо экстремального фактора.

Понятие стресса пришло в психологию из работ врача Ганса Селье (1936), на стыке медицины и физиологии. Он обнаружил, что любая болезнь вначале проявляется в стереотипных реакциях организма, стресс – это неспецифическая физиологическая реакция организма на вредоносное воздействие или требование.

К основным стадиям физиологического стресса Селье отнес:

  • Стадия тревоги;
  • Фаза сопротивления;
  • Истощение.

Каждая из этих фаз характеризуется биохимическими реакциями.

Учение о стрессе изложено в работах Селье «Очерк об адаптационной системе», «Стресс без дистресса» (1969); последняя работа связана с психологическим стрессом.

Психологический стресс Селье связывал с различными напряженными ситуациями. Он обратил внимание, что стресс может оказывать влияние на деятельность и выделил следующие виды стресса:

  • Эустресс – стресс, оказывающий положительное воздействие;
  • Дистресс – отрицательное.

Стресс – это неизбежное состояние современного человека. Наиболее важная его причина – это неудовлетворенность межличностными отношениями с другими людьми.

Психологические реакции человека на подобные воздействия подобны биохимическим:

  1. Синтотоксические – разные формы адаптации к воздействиям;
  2. Катотоксические – реакции сопротивления воздействиям (борьба).

Без стресса жизнь неинтересна, однако существует индивидуальная мера степени его максимальной интенсивности. Поэтому негативным является как отсутствие стресса вообще, так и чрезмерно сильный стресс.

В современном понимании стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в экстремальных ситуациях. Это может быть тревога, страх, гнев, раздражение или депрессия.

Нет четкого различения между понятиями стресс, кризис, фрустрация и другими, поэтому в психологии существует некоторая путаница в этих понятиях.

Предлагается стресс понимать как более общее понятие по сравнению с другими.

Вероятность возникновения стресса зависит от того, как человек расценивает ситуацию.

Каждый из стрессоров может вызвать как отрицательную, так и положительную реакцию. Поэтому влияние стресса на деятельность неоднозначно: разные люди в ситуациях стресса ведут себя по-разному.

Существует 3 типа влияния стресса на продуктивность работы:

  1. Мобилизация деятельности – повышение продуктивности деятельности. В результате стресса у человека улучшается протекание всех психических процессов и соответственно повышается работоспособность.
  2. Демобилизация деятельности – снижение уровня выполняемой деятельности. В данном случае стресс оказывает негативное влияние на все психические процессы: сужается объем внимания, падает переключаемость внимания, возможны нарушения памяти, хаотичность мышления, неспособность принять оптимальное решение, необдуманность поступков.
  3. Деструкция деятельности – полный отказ от деятельности.

На характер зависимости влияет:

  • Тип нервной системы. Сила и уравновешенность нервных процессов обусловливают тенденцию к мобилизации.
  • Тип темперамента. Сангвиники наиболее продуктивны, флегматики так же при условии, если деятельность не требует переключения; холерики и меланхолики реагируют негативно.
  • Степень эмоциональной устойчивости личности и ее тревожности. Чем выше устойчивость, тем положительнее результат.
  • Уровень притязаний личности. При низком и высоком уровне притязаний эффективность деятельности в стрессовом состоянии низкая, при среднем — высокая.
  • Интернальность личности (обусловливающая ее ответственность). При низком и высоком уровне интернальности эффективность деятельности в стрессовом состоянии низкая, при среднем — высокая.
  • Самооценка личности. Имеет значение в сочетании с высоким уровнем притязаний. Если при этом самооценка является высокой, то происходит мобилизация деятельности, если низкой – демобилизация или деструкция.
  • Интеллект. Интеллект влияет на эмоциональность, а эмоциональность – на эффективность деятельности в стрессовых ситуациях. При низком и высоком интеллекте эмоциональность низкая, при среднем — высокая.

Каждая эмоция сопровождается изменениями во всех системах организма. С угасанием эмоции системы возвращаются в норму. Если эмоция сохраняется долговременно, то изменения в организме становятся необратимыми. Таким образом, негативные эмоции – это основа многих соматических и психических заболеваний. В медицине болезни «на нервной почве» называются психосоматическими.

К психосоматическим заболеваниям, в первую очередь, относятся:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания: гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз. Механизм возникновения этих заболеваний заключается в следующем: негативные эмоции вызываю сужение кровеносных сосудов, что приводит к повышению артериального давления, частоты пульса и свертываемости крови.
  2. Желудочно-кишечные заболевания: язва, колиты. В результате отрицательных эмоций снижается секреция желудочного сока, что приводит к повышению кислотности.
  3. Многие другие, например, нейродермит, кариес и прочие.

На локализацию вредоносных воздействий влияют следующие факторы:

  1. Воздействию стрессовых факторов поддается наиболее слабый орган.
  2. Характер переживаемых эмоций: преобладание эмоции гнева порождает сердечно-сосудистые заболевания, страха – желудочно-кишечные.
  3. Психологические особенности личности: сердечно-сосудистым заболеваниям подвержены честолюбивые люди (повышенный уровень притязаний), желудочно-кишечным – люди с чрезмерной гиперответственностью.

Существует два подхода к рассмотрению механизмов возникновения психосоматических заболеваний:

  1. Александер (основатель психосоматики): стрессовые ситуации порождают отрицательные эмоции (страх, тревогу, гнев); это приводит к биологическому сдвигу в организме. У животных биологический сдвиг реализуется в поведении в виде бегства или борьбы и имеет адаптивное значение. Человек живет по другим законам и вынужден сдерживать свои эмоции; происходит блокировка эмоций, приводящая к усилению физиологических реакций, разрушающих организм человека. Таким образом, причины психосоматических заболеваний – это блокируемые отрицательные эмоции.
  2. Ротенберг и Аршавский (отечественный подход, основанный на критике работ Александера): не всегда отрицательные эмоции приводят к возникновению заболеваний. Встречаются случаи, когда болезнь обостряется при благополучии. По наблюдениям врачей известны такие факты: узники концлагерей «забывали» о своих болезнях мирного периода; «блокадная гипертония» – во время блокады в Ленинграде резко снизилась заболеваемость; феномен Мартина Идена – психические и физические нарушения при достижении долгожданной цели. Следовательно, к заболеваниям приводят не подавление эмоций, а тип поведения в стрессовой ситуации: при активно-оборонительном поведении физиологические сдвиги в организме быстро нормализуются, при пассивно-оборонительном – смирении с ситуацией – возникают соматические заболевания. Таким образом, причина возникновения психосоматических заболеваний – пассивно-оборонительный тип поведения в стрессовой ситуации.
    Отсюда появилась концепция поисковой активности. Поисковая активность – это особая деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или отношения к ней, т.е. на поведенческом или психологическом уровне. Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения и снижает подверженность человека заболеваниям в стрессовой ситуации.

источник

Впервые слово стресс употребил известный канадский учёный- физиолог Ганс Селье в193б году. Он определил такие определения стресса- это напряже-ние, тревога, боль, угроза, беда. Селье разработал научную концепцию стресса, объединил усилия учёных многих стран в решении проблем по преодолению стрессовых ситуаций. С тех пор ведутся глубокие исследования в области пси-хологии стресса, но в последнее время слово «стресс » всё чаще упоминается не только в специальной литературе, но и в обиходной речи, оно звучит всюду — на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» теперь звучит иначе — «все болезни от стрессов

Что же всё-таки такое стресс ? Стресс—это состояние психическогонапряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внеш-них раздражителей — стрессоров. Организм отвечает на них реакциями защиты: учащением пульса, повышением артериального давления и рядом других, по-следствия стрессового воздействия на организм могут быть очень серьёзными. Может развиться депрессия, стресс может перейти в дистресс- страдание, не-домогание, тяжёлое состояние. Психическое перенапряжение чаще всего при-водит к психосоматическим заболеваниям, таким как гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, сахарный диа-бет.

Стрессовые ситуации провоцируются не только личными, семейными про-блемами и неурядицами, но и кризис в экономике, угроза безработицы, скачки цен, снижение уровня жизни, ухудшение экологической обстановки, ломка привычных социальных стереотипов и ряд других факторов, из которых скла-дывается наша повседневная жизнь. Наша действительность не располагает к покою, а хронический стресс, которым страдает большая половина населения земли это беда 21 века!

Конечно, нужно остерегать отрицательных эмоций, но в умеренных коли-чествах стресс может быть и полезен. Он способствует повышению сил орга-низма, Г. Селье называет его «острой приправой к повседневной жизни » Никто не может в своей жизни обойтись без эмоций, без напряжения, поэтому необхо-димо научится разумно управлять своей психикой и эмоциями, уметь сдержи-ваться в напряженных ситуациях освоить приёмы и навыки саморегуляции ду-шевного состояния. Оказывать себе самопомощь необходимо при первых при-знаках развития стресса — невротических расстройствах, повышенной раздра-жительности, быстрой утомляемости, неуверенности в себе, плохом настрое-нии, бессоннице, апатии. Если вовремя не снять нервное напряжение, то может обнаружиться нарушение деятельности во внутренних органах, которые надо устранять незамедлительно, пока они не перешли в стойкое заболевание. Мно-гие люди успешно противостоят стрессовым ситуациям благодаря врождённо-му дару стрессоустойчивости, либо применяя свой жизненный опыт, психоло-гические знания.

Различают физиологические и. психологические стрессоры. К физиологиче-

ским относятся болевые воздействия,чрезмерная физическая нагрузка, -экстремальные температуры . К психологическим необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт. Факторы могут быть как реально действующими так и вероятными. Наиболее разруши-тельны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмо-циональные (проявляются в конфликтных ситуациях).

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной осоз-нанием человека ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса наступает перерас-пределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счёт второстепенных задач. Нередко в тяжёлой стрессовой ситуации человек ведёт себя сдержанно, полностью контролирует своё психологическое состоя-ние, принимает точные и ответственные решения, однако его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Читайте также:  Йога дома упражнения от стресса

Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя из-бежать. Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает

расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная — эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). Психологи установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личными особенностями, а также психическим климатом, в котором он живёт и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствую-щее его реальным возможностям, обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у людей с вы-раженной целеустремлённостью, честолюбием и нетерпимости к своему бли- жайшему окружению. Установлено что к гипертонии может привести недо-оценка личности окружающими.

Дня больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким характерным особенностям, как индивидуа-лизм, неудовлетворённость своим положением в жизни, конфликтность, при-страстие к «выяснению отношений».

Для больных язвенной болезнью характерны: тревожность, раздражитель-ность, повышенная исполнительность и обострённое чувство долга. Им свойст-венна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе , и, в тоже время, за-вышенная требовательность к себе, мнительность . Такие люди стремятся сде-лать значительно больше, чем могут реально. Дня них типична тенденция к ак — тивному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщённой оценкой обстоятельств, а она тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения , обнаружи-вающиеся в ответственных ситуациях, особенно усиливаются в тех случаях, ко-гда отсутствует физическая нагрузка.

Психическое напряжение, неудачи, страх, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, пси-хические следствия эмоционального перенапряжения — неврозы. Невроз воз-никает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о воз-можности выхода из ситуации, мучительной для человека.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 1148 | Нарушение авторских прав

источник

Впервые термин «стресс» (от англ, stress — давление, напряжение) в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в 1926 г. В наиболее общем смысле данный термин употребляют для обозначения ситуаций перенапряжения. Стресс — это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы: от одноклеточных растений и животных до млекопитающих.

В психологии стресс рассматривается как конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей подавленное, угнетенное состояние, а затем состояние максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации.

В медицине, физиологии и психологии выделяют положительную (мобилизующую, или эустресс) и отрицательную (демобилизующую, или дистресс) формы стресса (рис. 3.11).

Рис. 3.11. Формы стресса

Стресс как многоаспектное и многосложное явление сравнительно недавно стал привлекать внимание ученых. Сегодня этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с гормональной, нервной, сосудистой системами человека. Исследователи стресса подчеркивают наличие двух взаимодополняющих факторов, вызывающих его. Во-первых, это травмирующие обстоятельства, т.е. внешние факторы, и отношение к ним субъекта (внутренние факторы). Начало изучению стресса было положено Г. Селье [1] , рассматривавшим его с биологической позиции и давшим ему второе название — адаптационный синдром. Ученый сформировал концепцию общего адаптационного синдрома, который мобилизует на самозащиту, приспосабливает (адаптирует) к новой ситуации.

В теории Г. Селье стресс есть неспецифическая (т.е. одна и та же на различные воздействия) физиологическая реакция организма в ответ на изменение внешней среды. В основе учения лежит теория гомеостаза, т.е. относительного равновесия, постоянства внутренней среды организма в качестве важнейшего условия его жизнедеятельности. Это состояние поддерживается посредством противодействия внешним (средовым) и внутренним факторам с дальнейшей адаптацией к ним.

Сначала идет мобилизация внутренних резервов всего организма, его приспособительных возможностей, волевой, познавательной активности. Это является стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность жизнедеятельности организма. При длительном воздействии неблагоприятных факторов истощаются защитные и адаптационные резервы организма, что может привести к отрицательному результату, дезорганизации жизнедеятельности. Постепенно Г. Селье пришел к пониманию значения психологического фактора в развитии стресса.

Разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса попытался уже Р. Лазарус [2] (1970). Согласно его концепции, связанной с физиологическим стрессом и психологическим (эмоциональным) стрессом, физиологический стресс возникает при воздействии реального физического раздражителя, а психологический обусловлен оценкой человеком предстоящей ситуации как неблагоприятной, трудной или угрожающей (рис. 3.12).

Рис. 3.12. Виды стресса по Р. Лазарусу

Экстремальные воздействия, вызывающие ответную реакцию организма, называются стрессоры (рис. 3.13). По концепции Р. Лазаруса стрессоры могут быть физическими и психологическими, связанными с необходимостью решения человеком субъективно важных и сложных задач, в которых для него заключен глубоко личностный смысл.

В дальнейшем учеными было отмечено, что в физиологическом стрессе всегда присутствуют элементы психологического, а психологический стресс не может быть без физиологических изменений (Е.П. Ильин (2001); В.Л. Марищук (1984) и др.).

Большинство отечественных психологов (В.Я. Апчел, В.Н. Цыган (1999); Е.П. Ильин (2001); В.А. Бодров (1995, 2000) и др.) понимают стресс как состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Внешнее проявление стресса характеризуется проявлением эмоций, яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями, проявлениями в мимике, жестах, речи.

Стресс бывает кратковременным (происходит бурное расходование адаптационной энергии человеком) и имеющим затяжной по времени характер (адаптационные резервы организма расходуются постепенно). В последнем случае человек, его психика успевают мобилизовать свои ресурсы, «подстроиться» к уровню длительных экстремальных требований среды.

В динамике стресса выделяют три стадии (фазы) его развития (рис. 3.14).

Рис. 3.14. Динамика стресса

Стадия тревоги — стадия, когда под воздействием психотравмирующих факторов возникает состояние беспокойства, тревоги. Данная стадия состоит из фаз: фаза шока, во время протекания которой начинают перестраиваться физиологические функции организма (изменение частоты дыхания и пульса, повышение артериального давления, депрессия центральной нервной системы, снижение сопротивляемости организма и т.д.) и фаза противотока, постепенно начинается мобилизация внутренних адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются дополнительные возможности психики человека, активизируются его психические процессы (восприятие, память, мышление и др.), повышаются его поисковая, творческая активность, эффективность деятельности. Постепенно стадия тревоги перерастает в стадию сопротивления.

Стадия сопротивления характеризуется тем, что организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым усложненным условиям деятельности, активно расходуя свои внутренние ресурсы. При этом активизируются мыслительные процессы, познавательная деятельность. С течением времени после относительной стабилизации в результате продолжающегося воздействия экстремальной ситуации наступает ослабление сопротивляемости организма, снижаются критичность мышления, работоспособность и начинается спад, переход к заключительной стадии — стадии истощения.

Стадия истощения характеризуется, по мнению Г. Селье, истощением «адаптационной энергии», приводящим к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву и даже может привести к смертельному исходу.

Служба в правоохранительных органах является деятельностью с повышенной потребностью в активности, связанной с реальной опасностью. Она включает многообразные сложные физические и умственные действия, обусловлена административным прессингом и враждебностью со стороны лиц, нарушающих закон. Все это профессиональные стрессоры.

Данные многочисленных исследований указывают на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются сотрудники органов внутренних дел. Все это ведет к распространению среди них различных психосоматических расстройств и заболеваний, состояний нервно-психической дезадаптации, являющихся следствием высокой интенсивности профессионального стресса.

Источником возникновения стрессов у сотрудников правоохранительных органов являются особенности их профессиональной деятельности, а именно:

  • • полная правовая регуляция трудовой деятельности (необходимость знать и грамотно применять нормативные документы, регламентирующие деятельность в различных условиях оперативно-служебной деятельности);
  • • обязанность выполнения поставленных служебных задач, отличающихся чрезвычайным разнообразием, в строго ограниченные промежутки времени;
  • • наличие властных полномочий, в сочетании с повышенной ответственностью за принятие служебных решений и результаты своей деятельности;
  • • ненормированность рабочего времени (частое привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня);
  • • допуск к табельному огнестрельному оружию, повышенная ответственность, связанная с применением боевых приемов борьбы и табельного огнестрельного оружия;
  • • экстремальные условия деятельности (исполнение служебных обязанностей в темное время суток, наличие конфиденциальных сведений, риск и опасность в оперативнослужебной деятельности для жизни и здоровья сотрудника, высокая эмоциональная напряженность труда, столкновение с травмированными жертвами преступных посягательств, вид людских страданий и т.д.);
  • • необходимость конструктивной организации собственной работы и совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, сторонами в уголовном процессе и т.д.;
  • • требования к соблюдению нравственных ценностей, обязательств и принципов службы в органах внутренних дел; профессионально-этических стандартов служебного и внеслужебного поведения, взаимоотношений в служебном коллективе; профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Перечисленные выше особенности профессиональной деятельности создают условия, требующие от сотрудника максимального напряжения физиологических и психических функций, повышенного волевого усилия, иначе говоря, вызывают напряженность или стресс 1 .

Неблагоприятные факторы, повышающие психическое напряжение и влекущие дезадаптивные реакции:

  • • физиологический дискомфорт;
  • • биологический страх;
  • • дефицит времени;
  • • повышенная трудность задач;
  • • повышенная значимость ошибочных действий;
  • • наличие релевантных помех;
  • • неуспех вследствие объективных обстоятельств;
  • • дефицит информации для принятия решений;
  • • недогрузка информацией (сенсорная депривация);
  • • перегрузка информацией;
  • • конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия [3][4] .

Перечисленные факторы в изобилии встречаются в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности человека; ухудшение, провалы памяти; уменьшение объема внимания; сужение и ошибки восприятия; затруднения в осмыслении, понимании ситуации; замедление темпа мыслительной деятельности; нарушение процесса целепо- лагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способностей; заторможенность при принятии решений и в то же время — неадекватные реакции на изменения ситуации, иногда парадоксально сочетающиеся с неоправданной обстоятельствами спешкой, суетливостью вплоть до полного срыва целенаправленной деятельности с потерей должного самоконтроля.

В этот период человек переживает беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие, так называемые болезни стресса. При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные представления об отрицательном к нему отношении окружающих, сниженный самоконтроль, уход в себя, утрата связей с реальными условиями вплоть до полной дезорганизации поведения.

Характер дезадаптивныхреакций может быть весьма различен. Он зависит от таких факторов, как: индивидуально-личностные особенности; уровень профессиональной и психологической готовности к работе в экстремальных условиях; природные факторы; техническое обеспечение; медицинское обеспечение; психологический климат и сплоченность коллектива.

Считается, что стрессом возможно управлять, противодействовать ему и профилактировать. При управлении стрессом следует учитывать следующие положения:

• стресс является нормальной реакцией на ситуацию, предъявляющую повышенные требования к индивиду;

  • • стресс выполняет полезную адаптивную функцию, подготавливает сотрудника к действию;
  • • возможно обучиться избегать дистресс в различных профессиональных ситуациях и преодолевать дистрессовое состояние;
  • • возможно научиться специальным техникам саморегуляции, противодействия негативным эмоциональным состояниям и преодолевать дистресс 1 .

В арсенале медицинских работников и психологов есть много методов и техник преодоления негативных эмоциональных состояний, в том числе и стресса, а именно: гипноз, рефлексотерапия, психофармакология, физиотерапия, фитотерапия, психотерапия, воздействие запахов, пескотерапия, метод телесно-ориентированной коррекции — палсинг (холистический массаж) [5] [6] , метод светозвуковой и музыкальной стимуляции, психологический тренинг, арт-терапия, обучение психологической саморегуляции.

Психологическая саморегуляция — самостоятельное, осознанное изменение человеком регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня. К методам саморегуляции психического состояния относят: дыхательные упражнения, управление мышечным тонусом, идеомоторная тренировка [7] , аутогенная тренировка и др.

Аутогенная тренировка — это методика самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой.

источник