Меню Рубрики

Стресс как последствие эмоционального выгорания

На сегодняшний день люди, которые работают в крупных городах, часто подвержены стрессам. Ситуации, заставляющие работать на максимум все внутренние ресурсы, возникают как во время работы, так и вне ее. И для многих такое состояние организма становится достаточно критичным, что ведет к возникновению различных психических патологий.

Синдром эмоционального выгорания – это разрушительный для человеческой личности процесс, которые чаще всего возникает из-за высокой концентрации профессионального стресса в деятельности человека. В связи с этим к числу специалистов, которые наиболее подвержены выгоранию, традиционно относят медицинских работников.

Для начала стоит оговорить один важный факт. Стресс присутствует на протяжении всей жизни человека и «в малых дозах» он может быть даже полезен, поскольку стимулирует и подгоняет новые ресурсы, позволяя положительно влиять на свою профессиональную деятельность. Но в то же самое время стресс как постоянное и продолжительное явление – это крайне негативный для человеческого организма фактор. Фактически постоянное нахождение в стрессовой ситуации ведет к тому, что внутренние ресурсы изнашиваются, подрывается не только ментальное, но и физическое здоровье.

Если же смотреть на ситуацию с точки зрения профессиональной деятельности, можно наблюдать следующую картину: человек постоянно находится в состоянии полной готовности, он ждет непредвиденных ситуаций, проблем, трудностей. И такая «мобилизация ресурсов» требует больших энергозатрат, восполнить которые крайне сложно, потому что чаще всего работа такого человека сама по себе отнимает много времени и сил.

На выходе же получается, что сотрудник не имеет возможности избавиться от стресса, отдохнуть, отпустить ситуацию. И этот груз приводит к тому, что со временем его все больше одолевают негативные мысли. Такой специалист постепенно перестает верить в свое дело, видит в нем лишь источник негатива. Иными словами, у него происходит подмена понятий: профессия из источника самореализации становится причиной неуверенности и деморализации.

А такой настрой является первым шагом к развитию синдрома эмоционального выгорания. Данное психологическое расстройство подразумевает постепенную потерю интересов и желаний как в профессиональной, так и личной жизни. Сам по себе синдром представляет некоторую личностную деградацию личности, когда низводятся все возвышенные порывы. К примеру, в основе решения стать врачом лежит желание помогать людям, делать их жизнь качественнее, помогать им бороться. Синдром же профессионального выгорания убивает это желание. Специалист, подверженный подобному ментальному заболеванию, начинает выполнять свою работу формально, механически. И такой подход для пациентов может быть также губителен, как и непрофессионализм медицинского работника.

На сегодняшний день уже разработаны и активно применяются технологии лечения синдрома профессионального выгорания. Но все же значительно лучше не допускать сам факт его развития, а для это необходимо не забывать про меры профилактики.

К методам профилактики стрессовых состояний можно отнести следующее:

  • Уделять меньше внимания или полностью игнорировать мелкие неприятности, которые никак не сказываются ни работе, ни за ее пределами;
  • Активно внедрять в свою повседневность принципы позитивного мышления;
  • Не упрекать и не ругать самого себя, стараться искать выход, а не повод для негативного самоанализа;
  • Регулярный отдых и сон.

Если же говорить о профессиональном выгорании, то можно использовать следующие советы, чтобы предотвратить развитие синдрома:

  • Грамотно распределять свое время;
  • Проводить короткие перерывы во время работы (10-минутный отдых на кофе или же непринужденную беседу);
  • Не выносить конфликты и другие негативные ситуации за пределы работы;
  • Ведение дневника или посещение специалиста, который поможет проанализировать ситуацию, найти выход.

В случае, если Вас заинтересовала проблема профессионального выгорания, можете стать участником квалификационного цикла, который состоится 15 августа 2019 года при поддержке СНТА и будет называться «Профилактика стресса и выгорания у специалистов сферы здравоохранения».
Запись на него уже открыта.

источник

Теоретический обзор по проблеме последствий синдрома эмоционального выгорания и методов профилактики

Сегодня никто не отрицает факта возможного развития признаков синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов, чья работа связана с оказанием помощи человеку. Об этом свидетельствует множество исследований по изучению наличия СЭВ у представителей различных профессий типа «человек–человек» и факторов, способствующих развитию данного расстройства.

Так В.В. Бойко [1] определяет СЭВ как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. С одной стороны, этот приобретенный стереотип эмоционального профессионального поведения носит функциональный характер, признаки СЭВ в МКБ-10 соответствуют разделу Z 73, как проблемы связанные с трудностями управления своей жизнью. С другой, стороны синдром эмоционального выгорания имеет дисфункциональные последствия и снижает качество жизни и труда специалиста.

На сегодняшний день не существует единой концепции патогенеза выявляемых нарушений, соответственно не существует четкой программы профилактики и лечения данных расстройств. Плохо остается изученным вопрос эффективности применяемых стратегий для преодоления выгорания, т.к. в основе синдрома лежат не только психологические факторы, но и организационные и социальные.

В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соот­ношения таких понятий, как стресс и выгорание. Так психологические теории указывают влияние психоэмоционального напряжения на личность. Разные модели (однокомпонентные, двухфакторные, трехфакторные) рассматривают синдром выгорания как комбинацию физического, эмоционального и когнитивного ис­тощения в различных плоскостях. Процессуальные модели выгорания рассматривают динамику его развития. В.В. Бойко [1] рассматривает СЭВ как динамический поэтапный процесс, протекающий в полном соответствии с механизмом развития стресса, и сформированность фазы СЭВ (напряжения, резистентности, истощения), которым соответствует степень выраженности определенных симптомов. Г. Селье [2] предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе — поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Поверхностные ресурсы организма активизи­руются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточ­но легко восстанавливаются. Если происходит восстановление психоэнергетических ресурсов, то организм не попадает в состояние предболезни. Ак­тивизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и когда израсхо­дованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение глубо­ких ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма [2].

Несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заклю­чить, что синдром выгорания представляет собой личностную дефор­мацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных от­ношений в системе «человек–человек», развивающуюся во времени и несвоевременное выявление данных признаков приводит к дистрессу организма.

Итак, можно видеть, что дистресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

  • снижение работоспособности, ухудшение качественных и количест­венных показателей работы;
  • личностные деформации и стресс-синдромы (переживания оди­ночества, выгорания, депрессии, хронической усталости). Выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например снотворным и др.;
  • снижение адаптационных возможностей организма и развитие болезней адаптации (бессонница, головные боли, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокар­да, гипертония, бронхиальная астма, нефросклероз и др.).

Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а ко­нечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания мо­гут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запасов жизненной энергии человека.

Плохо изученным остается вопрос об эффективных технологиях (стратегиях) вмешательства для преодоления выгорания. Причины последнего, как уже отмечалось, имеют разную природу. Это следует учитывать как при выборе подходов к его преодолению, так и при выборе конкретных средств «антивыгорания». Одни причины могут быть ней­трализованы личными усилиями человека с помощью техник само­помощи и умений совладания со стрессом. Другие требуют новых организационных решений это: изменение организаци­онной структуры, кадровой политики, и улучшение условий труда и т.д.

Предотвратить выгорание или хотя бы свести к мини­муму его последствия может сам специалист [3]. На первой стадии признаки выгорания проявляются эпизодически и непродол­жительны. В этом случае человек может помочь себе сам. Этому со­действуют психофизическая релаксация (расслабление), организация перерывов в работе и прочие приемы саморегуляции, направленные на снижение рабочего стресса. На второй стадии выгорания симптомы проявляют­ся более регулярно, носят более затяжной характер и труднее подда­ются коррекции. В этом случае необходимо ежедневно работать над собой, чтобы укрепить здоровье, сфор­мировать стиль жизни вне стрессов, переструктурировать ир­рациональные убеждения и неконструктивные модели поведения, планировать новые цели и задачи личностного роста, совершенствовать навыки психической саморегуляции. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания уже хронические. Для восстановления необходима квалифицирован­ная помощь специалистов по стресс-менеджменту или психотерапии. Если степень выгорания высока, приемы самопомощи почти не при­носят обновляющего эффекта и даже профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения и возрождения «сгоревших дотла».

Таким образом, реакция выгорания начинается в большей степени как резуль­тат (следствие) требований, включающих стрессоры межличностного характера, и представляет собой следствие профес­сионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы.

Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) челове­ка по преодолению стрессовой ситуации превышены.

Следовательно, методы профилактика СЭВ должныбыть направлены на повышение стрессоустойчивости личности.

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Сударыня. – 32 с.
  2. Селье Г. Стресс и жизнь. – М., 1979.
  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002.

источник

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек — человек», где доминирует общение с людьми (врачи, преподаватели, социальные работники и т.п.). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) — стадии истощения.

Стресс и эмоциональное выгорание

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Фаза тревожного напряжения

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют известные нам субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения.

Фаза резистенции

Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

Читайте также:  Почему нет сил после стресса

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу. », «презираю. », «взять бы автомат и всех. ». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Стресс Эмоциональное выгорание
Характеризуется избытком обязанностей. Есть отсутствие обязанностей.
Чрезмерная эмоциональность. Притуплённые эмоции.
Срочность и гиперактивность. Беспомощность и безнадёжность.
Потеря энергии. Потеря мотивации, идеалов, надежд.
Приводит к тревожным расстройствам. Приводит к отчуждённости и депрессии.
Первоначальный вред на физическом уровне. Первоначальный вред на эмоциональном уровне.
Может убить преждевременно. Делает жизнь пустой.

Основные симптомы:

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

источник

Синдром выгорания как следствие рабочих стрессов уже более 30 лет широко исследуется в зарубежной психологии. В отечественной же науке интерес к нему возник сравнительно недавно, в связи с чем данная проблематика не получила пока еще должного рассмотрения.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.).

В переводе этот термин можно сопоставить с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «выгорание» и др.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

Существуют различные определения выгорания. В соответствии с моделью Маслач и Джексон оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам. Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.

В связи с этим синдром выгорания рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в аспекте профессиональной деятельности. Считается, что такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий – системы «человек—человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий).

Впервые термин burnout был введен американским психиатром X. Фреденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально под «выгора-

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

нием» подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности

Со времени появления данного понятия исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически.

В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как стресс и выгорание. Несмотря на растущий консенсус относительно концепции последнего, в литературе, к сожалению, до сих пор отсутствует четкое разделение между двумя этими понятиями. Хотя большинство исследователей определяют стресс как несоответствие в системе «личность—среда» или как результат дисфункциональных ролевых взаимодействий, традиционно не наблюдается полного дифинициального или операционального согласия относительно концептуализации профессионального стресса. Исходя из этого, ряд авторов рассматривает стресс как общее понятие, которое может стать основой для изучения ряда проблем (см.: Cordes, Dougherty, 1993).

Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, потому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реак-

ций на хронические рабочие стрессоры (Shirom, 1989; Grunfeld et al.; Grunfeld, Whelan, Zitzelsberger, 2000). Реакция выгорания начинается в большей степени как результат (следствие) требований, включающих стрессоры межличностного характера. Таким образом, оно представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы.

Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.

Н. В. Гришина (1997) рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса (Poulin, Walter, 1993). Роуи (Rowe, 1998) получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость (hardiness).

Многие ученые отмечают, что быстро меняющаяся деловая среда становится все более стрессогенной. Исследование 3400 работающих, проведенное Families and Work Institute (Lawlor, 1997), показало, что 42 % респондентов чувствуют себя «выгоревшими» или «полностью выработавшимися» к концу рабочего дня; 80 % сказали, что они работают слишком много, 65 % – что они вынуждены работать в слишком быстром темпе. По данным Northwestern National Life, доля работников, сообщивших, что их работа видится им «очень

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

или чрезвычайно стрессовой», составляет 40 %, а 25 % опрошенных рассматривают ее как стрессовый фактор номер один. 7

Стрессы на рабочем месте тесно связаны с выгоранием. Например, в исследовании

1300 работающих в ReliaStar Insurance Company of Minneapolis (Lawlor, 1997) было обна-

ружено следующее: служащие, которые считали, что их работа очень стрессогенная, в 2 раза чаще испытывали выгорание, чем те, которые не думали так. Согласно Американскому институту стресса, «цена» стресса на работе и выгорания выражается в текучести кадров, абсентеизме, низкой продуктивности и возрастающих компенсациях на обеспечение здоровья.

Основываясь на результатах ряда исследований, Перлман и Хартман (Perlman, Hartman, 1982) предложили модель, согласно которой выгорание рассматривается в аспекте профессиональных стрессов (рис. 1.1). Три измерения выгорания отражают три основных симптоматических категории стресса:

физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истоще-

аффективно-когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);

Рис. 1.1. Модель профессионального стресса и выгорания (Perlman, Hartman, 1982) поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (деперсона-

лизация, сниженная рабочая продуктивность).

Согласно модели Перлмана и Хартмана, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия, воздействия и оценки стресса в совокупности с эффективным или неэффективным преодолением стрессовой ситуации. Данная модель включает в себя четыре стадии.

Первая отражает степень, в которой ситуация способствует стрессу. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых он возникает. Навыки и умения работника могут быть недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

организационным требованиям, или работа не соответствует его ожиданиям, потребностям или ценностям. Иными словами, стресс вероятен, если существует противоречие между субъектом труда и рабочим окружением.

Вторая стадия включает восприятие и переживание стресса. Известно, что многие ситуации, ему способствующие, не приводят к тому, что, по мнению людей, они испытывают стрессовое состояние. Движение от первой стадии ко второй зависит от ресурсов личности, а также от ролевых и организационных переменных.

Третья стадия описывает три основных класса реакций на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие), а четвертая представляет собой последствия стресса. Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса соотносится именно с последней, представляя результат реакции на стресс.

Переменные, значимо связанные с выгоранием, подразделяются на организационные, ролевые и индивидуальные характеристики, которые влияют на:

восприятие субъектом своей профессиональной роли и организации; ответную реакцию на это восприятие;

реакцию организации на симптомы, проявляющиеся у работника (на третьей стадии), которые затем могут привести к последствиям, обозначенным на четвертой стадии (табл. 1.5).

Именно с этой точки зрения должна пониматься многомерная природа «выгорания». Поскольку организация реагирует на такие симптомы, то возможны разнообразные последствия, как, например, неудовлетворенность работой в организации, текучесть кадров, стремление минимизировать деловые и межличностные контакты с коллегами, снижение продуктивности работы и др.

Таблица 1.5 Переменные, значимо связанные с выгоранием

Прослеживаются тесные связи между личной значимостью производственных задач

и продуктивностью деятельности, намерением уйти с работы и интегральным показателем «выгорания», прогулами и деперсонализацией; плохими отношениями с семьей и друзьями

и деперсонализацией, психосоматическими заболеваниями и эмоциональным истощением, значимостью работы и личностными достижениями, употреблением алкоголя и продуктивностью и т. д.

К. Маслач выделила факторы, от которых зависит развитие синдрома выгорания: индивидуальный предел, потолок возможностей нашего «эмоционального Я» проти-

востоять истощению; самосохраняясь, противодействовать выгоранию;

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожида-

негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.

Многие исследователи рассматривают выгорание как относительно устойчивый феномен. В лонгитюдном исследовании 879 социальных работников (Poulin, Walter, 1993) было показано, что почти 2 / 3 испытуемых имели тот же уровень выгорания, что и в начале исследования (год назад). Примерно у 22 % респондентов он был низким, у 17 % – средним, у 24 % – высоким; у остальных уровень выгорания изменился. У 19 % – уменьшился, у 18 %

Это исследование интересно также тем, что количество испытуемых, у которых уровень выгорания уменьшился или увеличился, примерно одинаково. Хотя в литературе встречаются данные о том, что он имеет тенденцию к увеличению по мере продолжительности работы, результаты упомянутого исследования показывают, это не всегда верно и процесс профессионального выгорания может быть обратимым. Такая информация представляется обнадеживающей для разработки и внедрения мероприятий по реабилитации лиц с высоким уровнем выгорания.

Какие симптомы помогают определить начинающееся выгорание у работников? В настоящее время таковых исследователями выделено свыше 100. Симптомами, сигнализирующими о развитии выгорания, могут быть:

снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой;

потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами; игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий;

Читайте также:  Почему одни при стрессе не едят а другие едят

нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость;

раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов и коллег; увеличение абсентеизма и др.

По другим данным, симптомы выгорания разделяются на следующие категории.

1. Физические: усталость; чувство истощения;

восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; астенизация; частые головные боли;

расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; одышка; бессонница.

2. Поведенческие и психологические:

работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее – все меньше и меньше;

сотрудник рано приходит на работу и поздно уходит;

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу домой;

испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (чувство неосознанного беспокойства);

испытывает чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; испытывает чувство обиды; переживает чувство разочарования; неуверенность; чувство вины;

чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; обращаетвнимание на детали; подозрительность;

чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность принимать решения;

дистанцирование отпациентов и стремление дистанцироваться отколлег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание (как копинг-стратегия); общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребления алкоголем и (или) наркотиками.

Важно помнить о том, что выгорание – это синдром, или группа симптомов, появляющихся вместе. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание – процесс сугубо индивидуальный.

Перлман и Хартман провели сравнительный анализ и сделали обобщение опубликованных с 1974 по 1981 г. исследований по проблеме выгорания. 8 В результате авторы пришли к выводу, что большинство публикаций относятся к числу описательных исследований и только в некоторых содержатся эмпирический материал и статистический анализ данных. Систематизация публикаций, проведенная данными авторами, наглядно демонстрирует, вопервых, категории работников, у которых были обнаружены симптомы выгорания, во-вто- рых, многообразие и специфичность его симптоматики (табл. 1.6).

8 Perlman В., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. V. 35 (4).

источник

Стресс и профессиональное выгорание

Значение изучения механизмов стресса и профессионального выгорания с

каждым годом приобретают все больший вес и масштабность. Множество

научных направлений рассматривают стресс как предмет своего исследования,

что породило разноплановость концепций стресса. Как будет описано ниже,

профессиональное выгорание и стресс имеют схожую природу и механизм

В основу развития теории стресса были положены идеи У.Б Кеннона, который

ввел термин «гомеостаз» и исследования И.П. Павлова с его идея целостности и

непрерывности адаптации организма к среде. Значимый вклад в развитие

концепции стресса были сделаны Гансом Селье, физиологом и основателем

международного института стресса. Им были сформулировны ключевые

 Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии,

 Адаптационная энергия может быть использована в любой момент,

может быть сконцентрирована на одном направлении или распределено

между различными направлениями ответа. Болезнь, старение и смерть

является результатом истощения адаптационной энергии.

 Существует два уровня активации адаптационной энергии: первичный –

требует большой затраты энергии и является ответом на высокую

интенсивность стрессора; Вторичный – требует меньшей затраты энергии

и является ответом на стрессор с меньшей интенсивностью.

 Стрессором может служить любое предъявленное организму действие,

характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный),

значима лишь его интенсивность. Таким образом стрессор –

неспецифическое требование к перестройке.

 Перестройка проходит несколько стадий, каждая из которых имеет свое

время течения, а переход на следующую стадию зависит от уровня

резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия

В последующем, исследования Л. Л. Китаева-Смыка поддержали

предположение Г. Селье существование двух мобилизационных уровней

Обобщение результатов исследований, позволило Г. Селье в 1936 году

обосновать гипотезу «общего адаптивного синдрома» — неспецифический ответ

организма на любое предъявленное ему требование.

Данное определение ссылается на терминологию Кеннона, что ввело путаницу

в понимание концепции Селье и породило ее дальнейшую критику.

Чтобы избежать ее в дальнейшем, ниже описаны современные положения

1) Стресс является неспецифической стадийной системной защитной

редуцированной психофизиологической реакцией организма на

повреждение или его угрозу.

2) Шок – это стресс в крайней степени выраженности.

3) Стресс является неспецифической реакцией. Она развивается независимо

от типа стресс-фактора. Это в корне отличается от разнообразных

механизмов регуляции, которые реализуются в разных не экстремальных

4) Стресс не адаптивная реакция, но стресс защитная реакция (аналог –

воспаление). Он основан не только на функциональных, но и на

структурных изменениях. Например, «триада Селье».

5) Стресс является обедненной реакцией на чрезвычайную ситуацию, в

которой снижение индивидуальных отклонений психологических,

физиологических, биохимических и других показателей является

результатом истощения регуляторных механизмов (три

нейроэндокринные стресс-реактивные системы имеют исключительное

доминирование над остальными). Эта стандартизация обеспечивает

неспецифическую защиту, и является оптимальной только в

6) Стресс – это интегративная психофизиологическая реакция на

повреждение или угрозы травмы. Его психологическая составляющая

является оценка степени угрозы и формирование стратегии выживания.

Его физиологическая составляющая обеспечивает энергоснабжение

когнитивных и двигательных функций за счет усиления регулирующих

влияний sympathetic-adrenal-medullary system (SAMS), hypothalamic-

pituitary-adrenal system (HPAS) и endogenous opioid system (EOS).

7) Эндокринные маркеры: повышение уровня энкефалинов, эндорфинов,

динорфинов. Нейрофизиологический маркер: одновременное усиление

индекса вегетативного баланса и падение общей мощности спектра

вариабельности ритма сердца.

8) Ответ организма происходит не на любое действие, нарушающее его

гомеостаз, а на повреждение или его угрозу

9) Стресс является системной реакцией, основанной на динамическом

взаимодействии трёх регуляторных стресс-реактивных систем: САС,

ГГАС и (что особенно важно) ЭОС.

10) Стресс является стадийной реакцией. Стадии стресса связаны с

доминированием одной из стресс-реактивных систем:

— Стадия тревоги. Физиологически осуществляется посредствам

экстренной активации симпатоадреналовой системы (САС). Направлена

на активацию висцеральных и психических функция, является

чрезвычайно энергозатратной. Подобный механизм позволяет

мобилизировать силы организма для быстрого реагирования, основная

задача – обеспечить максимальную эффективность мышц «борьба или

— Стадия резистентности. Физиологически осуществляется посредствам

усиления катаболических процессов, мобилизации остаточных

энергетических ресурсов и активации гипотоламо-гипофизирно-

адреналовой системы (ГГАС). Стадия сопротивления направлена на

привыкание к уровню испытываемого напряжения. Обеспечивает

устойчивый значительно высокий уровень энергетики.

— Стадия истощения. Реализуется за счет эндогенной опиоидной системы

(ЭОС). Происходит торможение большинства систем организма.

Обеспечивает максимальную экономию энергии.

Механизм третей стадии стресса был открыт сравнительно недавно. В

классической триаде Селье, стадия истощения представлена как полная

дезинтеграция регуляторных и исполнительных механизмов.

Именно с этой стадией развития стресса В.В. Бойко сравнивал

С момента обозначения данного феномена в 1974 году проведено значительное

количество исследований и выработано много концепций по данной теме. В

тоже время существует достаточное количество противоречий и сложностей в

понимании данного феномена. Возникают вопросы и сточки зрения точности и

надежности методологии изучения. До сих пор не сформировано единого

понимания самого понятия «выгорание», которое во многих литературных

источниках тождественно понятию «стресс».

Согласно одному из обобщенных определений, профессиональное выгорание –

многообразный феномен, выражающийся в психических и физических

реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.

Термин выгорание (burnout) был введен Френденбергом в 1974 году,

изначально характеризовал чувство собственной бесполезности и

изнеможения. Началом исследования Френдбергом этого феномена послужили

жалобы пациентов, работающих в коммуникативной области труда.

Можно выделить три группы симптомов профессионального выгорания:

психофизиологическая (усталость, эмоциональное и физическое истощение,

снижение восприимчивости и реактивности, астения, головные боли, колебания

веса, бессонница, заторможенность, одышка, снижение сенсорной

чувствительности); социально-психологическая (пассивность, повышенная

раздражительность, эмоциональные «срыв» или «уход в себя», повышенная

тревожность, негативная установка на жизненные и профессиональные

перспективы); и поведенческая (дистанцированность от сотрудников и

клиентов, ошибки при выполнении работы, пассивность, избегание своих

профессиональных обязанностей, несдержанность в общении с клиентами,

отказ от выполнения заданий, частые опоздания и увеличение

Последствия профессионального выгорания негативно сказываются не только

на сотруднике, но и непосредственно влияют на качество трудовой

деятельности, эффективность экономической и управленческой деятельности

Взглядов на причину возникновения профессионального выгорания достаточно

много. Ю.В. Щербаков предлагает классифицировать факторы возникновения

на объективные (внешние, независящие от личности сотрудника) и

субъективные (личностные особенности человека).

Б.В. Овчинников, А.И. Колчев выделили четыре, свойственных любой

профессиональной деятельности, стрессогенных фактора: коммуникативные,

информационные, эмоциогенные, физиолого-гигиенические.

Специалистами выделено пять групп риска, в которых люди наиболее

подвержены профессиональному выгоранию:

1. Сотрудники, трудовая деятельность которых основана на коммуникации

и общении с другими людьми. Профессии «человек — человек».

2. Люди, которые испытывают внутренний конфликт, в связи с их работой.

Противоречие между личными ценностями и нормами и корпоративными

3. Новая обстановка и условия трудовой деятельности. Перемена нагрузки,

уровня сложности и интенсивности трудовой деятельности.

4. Условия нестабильности и страха потерять рабочее место. Причиной

такой нестабильности может быть как экономическая ситуация, так и

стратегия руководства с целью управления кадрами.

5. В группу риска входят жители мегаполисов и крупных городов, в

которых человек живет в условиях навязанных нежелательных

коммуникация с большим количеством незнакомых людей в

источник

К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них — состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловленный им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.

Вторичные последствия ПС возникают в результате неуспешных или неадекватных попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых реабилитационно — восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояние «профессионального выгорания», снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, сильнодействующими лекарственными средствами, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессивное поведение.

Наконец, третичные последствия ПС объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это — преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды.

Эмоциональное выгорание относится к вторичным последствиям профессионального стресса и является одной из распространенных форм профессиональной деформации личности. Следует отметить, что научное изучение этой проблемы началось в 70-х годах XX века с несколько неожиданной стороны: работники американской «службы психологической и социальной поддержки» (психологи, социологи, врачи) довольно часто теряли необходимый психический тонус, становились вспыльчивыми и раздражительными, в результате чего не могли дальше выполнять свои профессиональные функции.

Исследование причин развития этого недуга привело к открытию особой формы стрессового воздействия — «стресса общения»; само же болезненное явление получило достаточно выразительное название: «выгорание персонала» или просто «выгорание». Его основную причину видели в психическом, эмоциональном переутомлении. С точки же зрения энергоинформационной концепции основным болезнетворным фактором в данном случае является излишняя потеря энергетики у персонала, психически, технически и методически не подготовленного к этому обстоятельству. Суть дела в том, что любой разговор — это достаточно заметная потеря энергии. Неформальное же общение, затрагивающее эмоциональную сферу работника «службы поддержки»,- это буквально оперативное, производимое в порядке скорой помощи обеспечение клиента биологической энергией. Организаторы этой службы не учли указанного момента и потому столкнулись с проблемой сохранения здоровья своих работников.

При рассмотрении этого вопроса в более широком плане оказалось, что действительно «выгорание персонала» быстрее и заметнее происходит в тех сферах, где профессионал по долгу профессии, да и просто в силу законов человеческого общения, проявляет к субъектам профессиональной деятельности внимание, участие, душевную теплоту. Жертвами «выгорания» в первую очередь становятся, психотерапевты, врачи, учителя, представители «помогающих» профессий, сотрудники правоохранительных органов, продавцы.

В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен. На основе трехфакторной модели (К. Маслах и С. Джексон) был разработан опросник профессионального выгорания. Синдром психического выгорания в этой модели представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к людям, в первую очередь, включенных в профессиональную деятельность.

Читайте также:  Почему не охота есть при стрессе

Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Предложенные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания — деперсонализации, показывающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи.

Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.

Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности.

С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, 1985; Iwanicki, Schwab, 1981). В четырехкомпонентной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связанная с работой и с субьектами профессиональной деятельности соответственно.

Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома происходит по стадиям. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис выгорания индивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома профессионального выгорания М. Буриш выделяет следующие основные фазы:

1. Предупреждающая фаза выражается в следующих симптомах:

отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

ограничение социальных контактов.

угроза несчастных случаев.

Снижение уровня собственного участия по отношению к сотрудникам, пациентам:

потеря положительного восприятия коллег и переход от помощи к надзору и контролю;

приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

* доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

По отношению к остальным окружающим:

По отношению к профессиональной деятельности:

нежелание выполнять свои обязанности;

искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

* потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

* чувство переживания того, что другие люди используют тебя;я зависть.

а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; я безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

подозрительность, конфликты с окружением.

2. Фаза деструктивного поведения

снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

ригидность мышления, отсутствие воображения.

* отсутствие собственной инициативы;

снижение эффективности деятельности;

выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера:

безразличие, избегание неформальных контактов;

отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой;

самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

г) Психосоматические реакции:

неспособность к релаксации в свободное время;

бессонница, сексуальные расстройства;

повышение давления, тахикардия, головные боли;

боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

отрицательная жизненная установка;

чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

Таким образом, по мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только на профессиональном развитии.

С точки зрения В.В. Бойко эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Фаза тревожного напряжения

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют известные нам субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения.

Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу. », «презираю. », «взять бы автомат и всех. ». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход их кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.

Полемизируя с К. Маслач, Н.В. Гришина считает, что профессиональное выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.

Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую жизненную ситуацию человека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз (Гришина, 1997). При изучении специалистов помогающих профессий автор получила разнообразные свидетельства того, что трактовка выгорания только как разновидности профессионального стресса недостаточна. Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию». К экзистенциальным аспектам выгорания можно отнести:

Неудовлетворенность осуществлением смысла жизни;

Неудовлетворенность качеством жизни как причина и следствие выгорания;

Зарубежными и отечественными специалистами разработан ряд тренингов, направленных на профилактику выгорания и профессионального стресса. Однако, исследование эффективности таких тренингов дает неоднозначные результаты.

Для диагностики синдрома выгорания разработан опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, ряд других методик.

Жизнь человека невозможна без определенной степени нервно-психического напряжения. Для оптимального состояния разным людям требуются определенные и неодинаковые степени стресса. Каждому человеку следует внимательно относится к себе, сигналам своего тела, надо изучать себя и найти индивидуальный оптимальный уровень стресса. Каждому работающему человеку желательно время от времени задавать себе вопрос — не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности? Очень важно научиться самому определять первые признаки профессиональных негативных изменений, пока еще скрытые от окружающих, и своевременно принять необходимые меры.

Какие шаги можно предпринять в первую очередь, чтобы защитить себя от профессиональных деформаций?

«Зачем я работаю?» — составьте список причин и реальных, и абстрактных, которые заставляют Вас работать. Определите мотивацию ценность и значение своей работы.

«Я действительно хочу этим заниматься» — перечислите то, чем Вам нравиться заниматься в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда Вы последний раз этим занимались.

Создайте группу поддержки: это регулярные встречи друзей и сотрудников.

Начните заботиться о своем физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание, борьба с вредными привычками, например: курением или поздним ужином перед телевизором.

Начните заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого тренинги: релаксации, ведения переговоров, управления временем и ассертивности.

Делайте каждый день какую-нибудь глупость. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.

источник