Меню Рубрики

Стресс на уроках и в школе

Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

  • Дать понятие стресса и указать его последствия.
  • Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

I. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.

1. Какие шаги решения проблем вы знаете?
2. К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?

Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.

1. Понятие стресса

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.

2. Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

1. Холод
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д.

Психические

3. Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Силье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

III. Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе
  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
  4. С тобой произошло что-то волнующее
  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
  6. Выступал(а) перед классом
  7. Встретился(лась) с новым человеком
  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

  • от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
  • от 6 до 10 – средний уровень стресса;
  • от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

IV. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
(слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
  2. Поддержка близких.
  3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
  4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
  6. Занимайся физкультурой и спортом.
  7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
  8. Радуйся жизни.
  9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

V. Закрепление

– Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся)

VI. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

источник

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа — при всем ее значении — не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC — это прекрасный способ поддержать любознательность.

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость — результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь — выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак — это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем. » Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется. »

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник. » Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» — и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

Это случается в разных школах, независимо от престижности, местоположения и уровня преподавания. Поводом для насмешек может стать любая мелочь: очки, «не такого» цвета волосы, высокий или низкий рост, слишком плотная комплекция или тихий голос.

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка — вашего или другого — унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой — школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа — это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить. »

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача — попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика — выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное — появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию — только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно — и она будет решена.

Разглядеть даже в неприятных, а подчас и трагических событиях новые возможности — такому «спасительному» приему можно научиться. Поможет в этом рефрейминг. Что это такое и как работает, объясняет клинический психолог Наталья Ошемкова.

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок стал вторым Эйнштейном или Стивом Джобсом, чтобы он изобрел лекарство от рака или способ путешествовать к другим планетам. Можно ли помочь ребенку развить гениальность? Ответ знает журналист Эрик Вейнер.

источник

Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

  • тревожный сон или постоянная сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • истерики;
  • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
  • потеря веса;
  • чувство страха перед каждым приходом в школу;
  • апатия или раздражительность.

Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

  1. Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
  2. Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
  3. Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.
Читайте также:  Стресс эхо кг в локб

Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

  • неуспеваемость;
  • лень;
  • потеря интереса к учебе;
  • уход в воображаемый мир;
  • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
  • постоянные заболевания.

Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

Рекомендации психологов, как избежать стресса:

  1. Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
  2. Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
  3. Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.

Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

    • насмешки одноклассников;
    • недовольство собой;
    • страхи перед экзаменами и их результатами;
    • выбор профессии;
    • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
    • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
    • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;

Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
    2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
    3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.

источник


новогодние поделки
елка своими руками
новогодние снежинки
цветы из бумаги
логопедические занятия
букварь онлайн
развивающие игры
опыты для детей
подготовка к школе
поделки из пластилина
карточки к букварю

подготовка к школе
адаптация к школе
проблемы в учебе
проблемы в общении
советы психолога

Диагностика
развития

— Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая — даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.

К Рождеству почти весь класс умел читать. Нас осталось только двое — тех, кто не научился читать. Мама дулась на меня и говорила, что ее постигло разочарование. Я же оттого, что не могла читать, считала себя никчемной. Как только доходило до чтения вслух краска бросалась мне в лицо, меня всю обдавало жаром, и я принималась что-то лепетать.

Ужасно, когда вам день-деньской толдычат, что читать умеют все, — невелика премудрость, всего-то и надо капельку воли. Они, казалось, полагали, будто я тут же начну читать. Мне твердили, что во мне нет ни на йоту смелости, что я недостаточно занимаюсь, что я, видно, и впрямь идиотка. Школа стала для меня сущим наказанием. Я не отваживалась и словом с кем-нибудь перекинуться, а на переменах из страха перед насмешками забивалась в угол. Вечерами тоже приходилось тяжко: мама ведь нервничала из-за моего домашнего задания. Она надавала мне много оплеух, тогда как раньше никогда не била меня. Но хуже мне было тогда, когда я увидела ее плачущей. Тут я не выдержала, бросила учебники, и мне захотелось исчезнуть. Я даже подумала, что без меня она будет счастливей. Ненавижу школу, ненавижу себя за то, что копчу белый свет. Почему я такая бездарь, доктор?

Рассказ Александры продемонстрировал, откуда может взяться у ребенка ненависть к школьной системе. И быть может, если ничего не изменится, эта девочка раньше или позже откажется от своей «должности» ученицы.

В своем исследовании об утомлении от должности некоторые ученые установили у взрослых пять этапов, приводящих к этому связанному со стрессом феномену. Они могут быть рассмотрены и в отношении учащихся:

1. «Медовый месяц»: сначала дети проявляют к школе любопытство и интерес. В возможности овладения письменным языком они усматривают обретение самостоятельности и способности понять окружение, которое живо интересует их.

2. Остановка из-за отсутствия «горючего»: это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат психической энергии. Чрезмерное и недостаточное стимулирование, давление с целью получения результата, проблемы в школе вызывают у некоторых такой стресс, что у них нет больше ни физических ни душевных сил, чтобы противостоять этому.

3. Симптомы хронические: во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Телесные слабости декомпенсируются: так, у астматика усиливаются приступы; дерматологические заболевания обостряются; малейший вирус, едва коснувшись тела, находит надежное пристанище в пребывающем в состоянии стресса организме, иммунная система которого ослаблена. Расстройства сна приобретают чуть ли не систематический характер: тяжелое засыпание, многократное пробуждение, связанные со школой кошмары, накопленная за день усталость и даже дремота в классе.

4. Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу. У них весьма зрелищные приступы гнева или ужаса. И сила их ни в коей мере не соответствует вызвавшим их обстоятельствам. Нередко можно услышать совершенно уничижительную самооценку: «Я пустое место; я никуда не гожусь; никто не любит меня; я хочу покончить с собой. «

5. Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: «Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее. «. В начальной школе ребенку редко удается отделаться от занятий, однако в ход идет любой, оправдывающий отсутствие предлог: более или менее настоящие болезни, разного рода выдумки, не записанное на дом задание, противоречащее школьному уставу поведение (галдеж, прогуливание уроков) в надежде, что за этим последует исключение из школы. В ответ на подобное поведение усиливается, так же как и стресс, давление. И отнюдь не редкость, что, дойдя до средней школы, ребенок, если ничего не предпринять, покидает учебное заведение.

Не волнуйтесь: не все дети, находящиеся в состоянии стресса, поступают столь кардинально. Большинство успешно борются со стрессом и давлением в школе. Вам следует также знать, что не только стресс как таковой, но также форма, в какой он проявляется, и последующая на него реакция определяют, выдержит или нет подросток измор школой.

Рассказ Александры также показывает, как ребенок, до того времени вполне ладивший с собой и ценивший себя, мало-помалу теряет веру в собственные силы. Трудности, возникшие при обучении чтению, и отношение матери, видевшей в дочке лишь плохую ученицу, заставили ее резко изменить мнение о себе. Утратив уверенность и чувствуя себя не в силах наладить отношения с окружающими или поправить дела в школе, она развила в себе то, что Селигман описывает термином «осознанное бессилие». Обычно мы преисполняемся бессилием, когда теряем власть над происходящим.

Осознанное бессилие — это стресс, вызванный нашей неспособностью ответить на стресс. Дети утрачивают веру в себя, когда сталкиваются с заданием, слишком трудным для их уровня развития. Все время терпя неудачи и обманывая надежды родителей, они кончают тем, что считают себя бездарями. Ребята не желают ни за что больше браться, поскольку «осознали»: к учению у них нет способностей.

Опыт, многократно повторенный в одной из фармацевтических лабораторий, прекрасно продемонстрировал механизмы осознанного бессилия. Представьте себе клетку, со всех сторон обнесенную решеткой, разделенную на две части еще одной решеткой, перпендикулярной полу, в котором есть лаз. В левый угол клетки вводят собаку и сразу же по той части пола пускают ток (неприятно, но не больно). Собака реагирует, ищет выход, находит проход между двумя углами и перебирается на правую сторону. Чем больше повторяли эксперимент, тем быстрее собака оказывалась на правой стороне.

На второй стадии опыта ток пустили по всей клетке. Сначала собака рефлекторно бросается направо, но вскоре ею овладевает беспомощность: куда бы она ни бросилась, везде ее преследует страшное чувство. Она начинает метаться во все стороны, отчаянно пытаясь таким образом избежать стресса, порожденного электрическим разрядом. Затем ее усилия ослабевают. Наконец она сворачивается калачиком в углу клетки и ждет, что будет дальше. Дух ее сломлен. Собака отказывается от еды, не спит и пребывает в таком состоянии даже тогда, когда клетка не под током. Она «осознала», что в данной ситуации бессильна и оставила всякое помышление, что сумеет выпутаться. (Доводим до сведения: этот эксперимент был очень важен для исследователей. Он преследовал одну-единственную цель: проверить силу действия некоторых транквилизаторов. Действительно, было установлено: как только собаке давали препарат, к ней возвращались ее адаптивные способности, и она вновь начинала искать выход из стрессовой ситуации.)

Дети, терпящие на учебном фронте поражение за поражением, находятся не в лучшем положении, чем подопытная собака. Что бы они ни делали, отметки у них плохие, учительница отпускает в их адрес «шпильки», другие учащиеся издеваются, родители гневаются на них и при виде их разочарованно отворачиваются. День-деньской их гнетет мысль, что они бездари, а вечером выполнение уроков превращается в настоящую трагедию.

Родители, уязвленные в своем самолюбии плохой успеваемостью собственного чада, не в силах сдержать себя, говорят слова, о которых потом сожалеют: «Ты плюешь на меня», «Ты дурак», «Ты это нарочно», «Ты лентяй», «Ты палец о палец не ударишь, в жизни тебе удачи не видать. «. Я привожу здесь самые мягкие высказывания.

Родительское внимание целиком поглощено «тупицей». Все выходные и отпуск родители стараются заставить его заниматься и потому отправляются на работу издерганными. Братья и сестры чувствуют себя без вины виноватыми — ведь подавленность родителей портит всем настроение, и они выказывают не виданную ранее непокорность. Некоторые из них начинают впадать в стрессовое состояние.

Они полагают, будто знают рецепт, как не попасть в разряд «тупиц». По их мнению, надо всегда и во всем быть первыми. Они налегают на занятия, получают только «отлично», однако спустя несколько лет все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил. Из страха утратить родительское уважение они занимаются сверх своих возможностей.

Наконец и на родительской чете тоже сказывается весь этот школьный кошмар. Не редкость, когда супружеская пара винит друг друга: «Тебя никогда нет, у тебя ни на грош авторитета, ты позволяешь ему делать все, что ему вздумается; ты его избаловала, ты с ним слишком нянчилась». Тут преподаватели — им бы унять родительскую тревогу — невольно подливают масла в огонь: «У вашего ребенка с психикой все в порядке? Вы между собой ладите? Вы ходили к психологу. «

Другие факторы утомления от школы

Не всякий ребенок способен долго заниматься. Нет ни малейшего основания видеть в том доказательство умственного или психического отклонения или леность. Почему бы тогда и тех, кто страстно увлекается ремеслом краснодеревщика, сельским хозяйством или парикмахерским делом, тоже не причислить к не вполне нормальным людям? Эти дети, поставленные в такие условия обучения, когда предпочтение отдается интеллекту, а не физическому труду, чувствуют себя недооцененными. Они получают отличные отметки, но по тем предметам, где больше приходится работать руками, т. е. на уроках рисования, труда или занятий по овладению техникой. Кроме того, родители говорят, что по окончании занятий их чада сияют счастьем.

Заставьте взрослого заниматься тем, к чему он не был в достаточной мере подготовлен, — и вот вам еще один фактор стресса: сознание собственной некомпетентности не позволяет ему противостоять гнету последствий. Также и учащийся: принудьте его заниматься тем, к чему у него нет способностей или желания, — и он обречен на пребывание в состоянии постоянного стресса.

Чрезмерную подготовленность тоже можно рассматривать как фактор стресса у взрослых. При нынешней безработице многие молодые дипломированные специалисты вынуждены браться за такую работу, где их знания по большей части пропадают втуне. Полученное ими образование никем не признано и не востребовано, и потому некоторые, потеряв терпение, чувствуют себя ущемленными. То же встречается и у детей, особенно у сверходаренных, возможности которых используют не в полную силу. У последних быстрота восприятия и интеллектуальный уровень выше среднего. Они быстрее и легче других усваивают материал.

Уже в начальной школе такие дети учатся жадно и полны больших надежд. Они алчут знаний, но также и признания своих способностей. Вся сложность в том, что они во всем опережают своих одноклассников. Когда остальные еще корпят над заданным упражнением, они уже давно его сделали. Когда учитель задает вопрос, они всегда первыми тянут руку. Преподаватель, обязанный относиться ко всем ученикам одинаково, не может уделить им столько внимания, сколько им необходимо. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Им кажется, будто их не ценят по достоинству, а ведь они лучше всех в классе, и они впадают в состояние стресса, поскольку им без конца приходится держать себя в узде.

Зачастую завидующие им одноклассники плохо ладят с ними. Хотя сверходаренные дети и опережают своих сверстников в учебе, эмоциональное развитие что у тех, что у других, одинаково. Для них оценки так же важны, как и вхождение в коллектив. Сверходаренный ребенок способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою среду, и у него, как у всех вокруг, появились бы друзья. От их дара им мало проку (и гораздо больше неприятностей), и это заставляет их отказаться от него.

Вот что мне рассказал восьмилетний Стефан:

«Я с первых дней успевал в школе. Я всегда был первым! Но затем мне это надоело. Я быстрее всех делал задания, и учительница просила, чтобы я спокойно ждал, пока остальные справятся с ними. Когда, наконец, наступала пора проверки, она не спрашивала меня. Учительница говорила: ей известно, что ответ я получил верный и что я не один в классе.

Одноклассники думали, что я быстро управляюсь с заданием для того, чтобы выставить их дураками, поэтому они никогда не хотели играть со мной на перемене.

Родителям не было никакого дела до моей успеваемости. Они уделяли внимание только младшему брату, поскольку у того не все ладилось. Они мне говорили: я должен понять, что у них нет на меня времени, я и без них справлюсь. Они потворствовали всем его капризам, тогда как меня то и дело наказывали, поскольку оказывалось, что я в отличие от него смышленый.

Мне надоело ходить в «умниках», захотелось стать таким же, как все. Тогда я решил запустить занятия. Пускай у меня будут скверные отметки! В классе я просто валял дурака. Одноклассники смеялись и находили, что я клевый парень. Они перестали обзывать меня воображалой и любимчиком учительницы. Мои родители потеряли голову. Вот почему они привели меня к вам.

Сейчас я учусь из рук вон плохо — плевать, ведь теперь все только тем и заняты, что кудахчут надо мной. Больше всего я боюсь ходить в школу и в одиночестве подыхать дома с тоски».

Хотя я стремлюсь доказать существование детского стресса, не следует забывать, что и родители не в меньшей степени подвержены ему — ежедневному стрессу. Благодаря оному вы постоянно одолеваемы затруднениями, нетерпением, усталостью и не в силах больше работать. Я не знаю, остались ли еще на свете занятия, где царит тишь, и гладь, да божья благодать. Будь то мой кабинет или газетная страница, мне только и слышно, что о предписанных требованиях, давлении, соревновании, соперничестве между коллегами, о домогательствах патрона, о неблагодарности. На предприятиях от работников требуют уже не результативности, а того, чтобы они были лучшими (то, чего, в свой черед, родители требуют от детей). Так свирепствует стресс, и на сегодняшний день он является одной из главных причин невыхода на работу.

Увы, после работы стресс не улетучивается словно по мановению волшебной палочки. В итоге родители возвращаются вечером домой крайне усталые и в состоянии стресса. Этот бич не делает различий между женщинами и мужчинами, даже если и кажется, что женщины находятся в более тяжелом положении. Ради получения работы и пристойного жалованья они зачастую должны работать лучше мужчин. Когда же кроме этого им в одиночку приходится воспитывать одного или нескольких детей, нетрудно догадаться, под каким постоянным давлением они живут.

Представьте себе на мгновение возвращение родителей домой с работы. У них выдался нелегкий день (встречи, совещания, обсуждения. ), пришлось простоять в нескольких пробках или прождать опаздывающий общественный транспорт, проторчать в очереди в универсаме. Когда же они наконец являются домой, то надеются, что дети с полуслова поймут, как они устали, и подсластят им конец изнуряющего дня.

Однако чада, усевшись перед телевизором, вперились в экран. Поскольку и у детей тоже был утомительный день, они, чтобы расслабиться, смотрят телесериал или весело нажимают на кнопки дистанционного пульта управления игровой приставки. Во всяком случае, у себя в кабинете я только и слышу: «Моя мама вечно хочет, чтобы я принял душ посреди фильма», «Отец отбирает у меня пульт. Мне никогда не удается добраться до высшего уровня!»

В свою очередь, едва переступив порог дома, родители, засыпают детей вопросами, приводящими их в раздражение: «Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?»

Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок, на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.

Большинство родителей отдают себе полный отчет в недопустимости происходящего, но их стрессовое состояние таково, что они в очередной раз наступают на одни и те же грабли. К тому же некоторые родители видят в переживаемых детьми трудностях собственную неудачу.

Мне часто приходится выслушивать следующее: «У меня трудная работа, но там я держу себя в руках. Знаю, что глупо ополчаться на детей из-за домашнего задания, но не в моих силах сдержать себя, ибо я чрезмерно устаю. Я делаю все, чтобы они были счастливы, чтобы у них были все условия. Взамен они могли хотя бы постараться хорошо учиться!»

Следует знать, что стресс влечет за собой стресс. Нет ничего более заразительного, особенно в отношениях между родителями и детьми. Последним нет даже необходимости, чтобы родители говорили им об этом, — они чувствуют напряжение даже тогда, когда от них пытаются его скрыть. Как можно оставаться спокойным, зная, что при первом же затруднении их ждет взрыв гнева?

А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие: примите ванну, послушайте музыку — впрочем, выбор самого действенного способа за вами: если понадобится, то постучите по подвесной груше, на которую вы наклеили фото вашего патрона!

Ужин? С раннего возраста приучите детей к тому, что в его приготовлении могут участвовать все. Очищая овощи или взбалтывая томатный сок, можно и даже приятно вспомнить все хорошее, что случилось за день, или даже что-нибудь менее веселое (вам никто не запрещает рассказать детям, как прошел у вас день и почему он выдался таким изматывающим).

Затем вы в более спокойном состоянии духа приступаете к проверке уроков. Чем меньше напряжены нервы, тем, следовательно, будет больше производительность и, стало быть, проверка домашнего задания пройдет более споро. И притом в веселой, спокойной обстановке не так уж легко будет рассердиться. Быть может, ляжете спать чуть позднее обычного, но заснете быстро и будете спать, как младенец. Пускай ребенок отправится в постель чуть позже, но довольный собой. Это предпочтительнее, чем рано отослать его в спальню, огорченного и встревоженного вашими попреками.

Окажите доверие вашим детям

Когда ваш ребенок получил хорошую отметку, попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, — пусть он не думает, что эта оценка — дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал ее, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определенной стратегии.

Если же он потерпел неудачу, то не выясняйте ее причин, иначе ваш разговор может свестись к упрекам: «ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил. «. Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, примененных им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте (пожалуйста, как можно объективнее), что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.

Обращайте внимание на малейший его успех. Восемнадцать ошибок в диктанте, конечно же, много, но ведь их не двадцать, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть — иначе зачем ему стараться дальше?

Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Тому, кто выступает в роли экзаменатора письменных работ, следует самому знать правила орфографии! Когда дело дойдет до счета, сыграйте, например, в «Монополию», и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: все то, чему его учат в школе, не одно занудство, а может пригодиться, и проведет вместе с родителями счастливые мгновения.

Наконец, не превращайте его школьное обучение в личное дело. Трудности в школе — вовсе не доказательство вашей некомпетентности.

В семье из-за чрезмерной занятости не всегда хватает времени. Тут-то и появляются жалобы. В такие моменты необходимо помнить, сколь важна возможность выговориться. Излив свои сетования по поводу больших и малых проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, мы избежим участи скороварки без клапана, которой суждено однажды взорваться. Ну а как же обстоит дело с нашими детьми? Есть ли у них право сказать учительнице, что, по их мнению, ее наказание порой бывает несправедливо, что они нисколько не виновны в своем опоздании, что не всегда их вина, если они не поняли задания? Кому они могут рассказать, что над ними смеются? Кому поведать о ссоре с друзьями? Когда вы вызываете у них чувство неудовлетворенности в общем-то по достаточным основаниям, имеют ли они право высказать вам это или они рискуют понести двойное наказание, потому что проявили недовольство?

Найдите время выслушать детей, узнать, какие превратности выпали на их долю. Не обязательно отвечать им, но дайте им возможность поделиться с вами своими горестями и радостями. Дети почувствуют себя более уверенно. Они решатся рассказывать вам все, поскольку будут знать: даже если они скажут глупость, и вам она, возможно, не понравится, то вы не станете ругать их. Благодаря такому проявлению внимания вы наладите прекрасные отношения с вашим потомством и вдобавок заложите основы их безопасного будущего.

Источник: Жизель Жорж «Детский стресс и его причины»

источник

Статью можно было бы назвать и «Жизнь как источник стресса», ведь стресс — это нормальная реакция организма. Но у детей правильные механизмы этой реакции ещё не сложились.

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение — «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук — «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту — мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про экзаменационный стресс. В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,
2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь 🙁

То, о чём написала эта девушка — и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды — неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги — и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Плачущий мальчик вернулся домой на обед.

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку — он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого — поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать — вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

Смена коллектива, места обучения и правил — всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.

источник

В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования.

С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей с рюкзаками и цветами, весело шагающих в школу. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости рекламных школьников. Это не значит, что всё безрадостно и беспросветно — ведь в школе старые и новые друзья, интересные занятия и кружки и много других нескучных занятий. Но…

Пожалуй, в сентябре это «но» выходит на первое место. И не важно, идет ли ребенок «первый раз в первый класс» или уже заканчивает школу, жизнь ставит перед учениками и их родителями новые проблемы, которые не всегда легко решить. В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования. Сегодня вся школа учится по учебнику Иванова, завтра по учебнику Петрова, а послезавтра только автор Сидоров признается достойным специалистом.

Даже на Западе, где школьные программы не претерпевают таких неупорядоченных скачков в разные стороны, специалисты признают, что все стороны, вовлеченные в учебный процесс, — учителя, родители и ученики — испытывают довольно высокий уровень стресса, связанный с началом учебного года.

Блюз и паника

Из чего складывается такой стресс?

Во-первых, это «первосентябрьский блюз» — печаль по поводу того, что каникулы прошли и начались «трудовые будни». Опять уроки, опять ранние сборы в школу, родительские собрания, секции, репетиторы и т. п. Тяжело от этого не только ученикам, но и родителям.

Дети, особенно ученики младших классов, далеко не всегда могут самостоятельно поддерживать темп работы. Мозг еще не созрел для того, чтобы концентрировать внимание долгое время на отдельных занятиях, особенно если они кажутся ребенку скучными и долгими. Так что родители несут всю ответственность на своих плечах. От этого не только загрустить, но и в панику впасть можно. Поэтому, наверное, даже уместно говорить о «первосентябрьской панике».

Во-вторых, многих посещает «первосентябрьская тревога». Как ребенок будет справляться, как в предстоящем году сложатся отношения с учителями и одноклассниками? Неизвестность нового учебного года вызывает беспокойство детей и родителей.

Непосильная ноша

Даже в советские времена, когда программа была размеренной и учитывала необходимый баланс учебы и отдыха учащегося, всегда были дети, которым школьная жизнь давалась нелегко. А нынешняя программа требует от ребенка полной самоотдачи. Режим и темп расписания на неделю может быть крайне напряженным и даже на грани невыполнимого.

Дети и поют, и пляшут, и рисуют, и пишут еженедельные рефераты, и делают еще много чего. Казалось бы, разностороннее развитие, что может быть лучше? Но среди такого разнообразия общеразвивающих занятий на необходимые предметы остается не так уж много времени.

Учителя так же «несутся» в запарке сквозь требования новой программы, не имея возможности уделить время отстающему ученику. Получается, «не понял — твои проблемы». Поэтому нередко в дополнение к школьным занятиям ребенок занимается еще и с репетитором.

Дети перед лицом трудностей

Как школьная гонка сказывается на детях:

1. Переутомление и выгорание. Дети, особенно младшие школьники, которым приходится не только осваивать новые предметы, но и адаптироваться к новой жизни, не так выносливы, как думают составители школьных программ. Бдения над чистописанием до 2 часов ночи быстро истощают их физические ресурсы. Начинают страдать внимание и память. Но снижение темпа учебы грозит тем, что ребенок отстанет от школьной программы. Поэтому родители и учителя нередко надавливают на ребенка сильнее, требуя приложить еще больше усилий. Это часто приводит к тому, что ученик не просто теряет интерес к учебе, но и начинает испытывать к ней отвращение.

2. Школьная тревога. Нажим на школьника, постоянные упреки со стороны учителей и родителей, а также проблемы со одноклассниками могут вызвать у ребенка страх перед школой. Он может просто отказываться туда идти, устраивать утренние истерики, намеренно долго есть и одеваться. Может даже прогуливать уроки. А бывает, что у него развивается психогенная рвота или поднимается температура. И так каждый будний день. Зато в выходные и праздники школьник чудесным образом выздоравливает.

3. Депрессия. Да, у детей тоже бывает депрессия. Что поделать? Ребенок может почувствовать себя неспособным к новой жизни. У него что-то не получается, что-то вызывает смех одноклассников и порицание учителей. Даже если он очень-очень старается, не все проблемы он может решить сам. Самооценка падает, падает и настроение.

Что могут сделать родители?

Переутомление, тревога, депрессия развиваются тогда, когда нервная система не получает возможности восстанавливаться после длительной умственной нагрузки. Особенно если к этому присоединяется груз отрицательных эмоций, или если речь идет о ребенке с диагнозом «синдром дефицита внимания». Конечно, родители не могут повлиять на интенсивность школьной программы, но они могут повлиять на то, как она будет распределена в жизни ребенка.

Поэтому основной совет — сбалансировать режим учебы и отдыха для того, чтобы у ученика было время для восстановления сил.

Вообще, большинство рекомендаций родителям школьников банальны, но в запарке школьного года даже они упускаются из виду, отодвигаются на второй план. Ведь главное — чтобы успеваемость не упала и четверть была закончена хорошо.

Однако стоит вернуться к основам:

1. Один из самых важных факторов, который помогает решить многие школьные проблемы, — полноценный сон. Ребенок 7–10 лет должен спать 10–11 часов.Исследования показывают, что недосыпающие дети учатся гораздо хуже, чем могли бы, имея адекватный отдых. Уставший ученик становится невнимательным, легко отвлекается, плохо запоминает материал. Ему требуется гораздо больше времени для усвоения знаний. Сон является частью хорошо организованного режима дня. Однако дети не могут сами себя эффективно организовать, и родителям необходимо приучать их к этому. Для детей важны ритуалы, связанные с распорядком дня, чтобы все вещи были на одном и том же месте и одно занятие привычно чередовалось с другим.

2. Но не только дела и обязанности должны чередоваться. Поучились — поиграли. Ребенку надо обязательно двигаться. И не только потому, что у детей должно быть веселое детство. Физическая активность хорошо снимает последствия стресса, помогает переключиться на темы, не связанные с уроками, и потом со свежей головой продолжить учебу.

3. Если вы видите, что ребенок, несмотря на все попытки снизить уровень стресса, не справляется с учебой, у него развивается депрессия и негативное отношение к школе, — подумайте о домашнем образовании. Дома будет гораздо легче создать гибкий график, планировать расписание, отводить больше времени на трудные для ребенка темы. Если вы ярый сторонник социализации, то походы в кружки и секции не возбраняются. А в более старших классах, когда ребенок привыкнет к учебе, он вполне может вернуться в школу и продолжить образование в детском коллективе. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник