Меню Рубрики

Стресс основные причины динамика протекания

В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других раздражителях. Эта реакция была впервые описана им в 1936г. как «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром. Г. Селье предложил три фазы стресса:

1. реакция тревоги, мобилизации;

2. стадия сопротивления (резистентности);

3. стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности.

Г. Селье отметил, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора. Невозможно делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей запаса. Каждый из личного опыта знает: после крайнего изнеможения от чрезмерной дневной работы здоровый ночной сон восстанавливает сопротивляемость организма почти до прежнего уровня. Но полного восстановления нет. Значит, необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубокой (Селье Г., 1979). Первые две фазы — это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую, как развитие психогении и обозначил ее «дистрессом». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» (Kielholz Р., 1980) и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.

Стресс не всегда результат повреждения. Стрессорный эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Поэтому Г. Селье ввел понятие, кроме «дистресс», еще и «эустресс». Вредоносный или неприятный стресс он назвал «дистрессом», а конструктивный, «хороший», оказывающий положительное влияние на деятельность — «эустрессом». Селье в 1979г. писал: «Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса». В некоторых пределах по мере усиления стресса может улучшиться самочувствие и состояние здоровья человека. Однако когда превышается оптимальный уровень, то стресс ослабляет и ухудшает его здоровье.

При воздействии стрессорных стимулов на психику человека, протекание событий происходит в определенной последовательности. После воздействия стрессора от коры головного мозга импульс возбуждения поступает в центр эмоций (гипоталамус), затем следует стимуляция симпатической и парасимпатической нервной системы, и, в результате, раздражается мозговое вещество надпочечников, которое стимулирует отдачу адреналина и норадреналина в кровь. Возрастание адреналиновой секреции стимулирует повышение количества гормонов. Во время стресса увеличивается содержание кетостероидов в моче, сахара и холестерина в плазме крови. Протекающая адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы в организме. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин).

Следовательно, стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительной борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются.

Для развития психологического стресса важным фактором является также состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности ее преодоления, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях.

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидуумом как предъявление требования, угрожающего превысить способности и ресурсы индивида.

По мнению В.А. Бодрова (1995), существует четыре аспекта соотношения между индивидом и средой, которые могут вызвать несоответствия, приводящие к стрессу. Во-первых, это противоречия между субъективной и объективной средой, т.е. нарушение “контакта личности с реальностью”. Затем имеются противоречия между объективной и субъективной личностью, т.е. точность самооценки. Далее, противоречие в степени соответствия объективной среды стремлениям, потребностям и желаниям личности, а также в соответствии способностей личности требованиям деятельности.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.

“Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких” резервов. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования Среды, а темпы мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах” (Бодров В.А., 1995).

Длительный стресс — характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и “поверхностных”, и “глубоких” адаптационных резервов.

Ряд научных данных свидетельствуют о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости, устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

Положительное эмоциональное ощущение выступает как подкрепление — один из важнейших механизмов образования условных связей и «научения» в широком смысле этого термина. Отрицательное эмоциональное ощущение отражает незавершенность действия и способствует мозговой активности, направленной на поиск и подбор иных вариантов формирования адекватной деятельности. По общепризнанным представлениям, в происхождении эмоционально-стрессовой реакции, в развитии невротического состояния человека определяющее значение имеют его отрицательные эмоции. Даже самое сильное эмоциональное напряжение, соответствующее мотиву деятельности, ожидаемым результатам, не приводит к развитию эмоционального стресса или реактивного состояния.

Эмоциональный стресс значительно усиливается, если субъект рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

Эмоциональное возбуждение способствует активизации механизмов управления действием, принятию решения о конкретном способе осуществления ответного поведения, ведущего к достижению цели: подобная реакция не приводит к развитию эмоционально-стрессового состояния.

Качественно иные отношения складываются, если в ситуации «угрозы» (и при соответствующем субъективно окрашенном переживании) организмом не может быть использован ранее фиксированный стереотип поведения или если действие, выполняемое по готовой программе поведения, не ведет к ожидаемым результатам. Возникает состояние, которое обозначается в физиологии как «рассогласование». Оно воспринимается оценочными системами мозга как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный» уровень физиологической адаптации. Происходят активный поиск выхода из ситуации, подбор оптимальных вариантов поведения по методу «проб и ошибок», активация экстраполяционных механизмов (информационный поиск), максимальная активизация энергетических процессов и вегетативных механизмов обеспечения активности. Весь этот комплекс и является начальной фазой развития эмоционально-стрессовой реакции (острый стресс). При этом субъективным эквивалентом сигнала угрозы и «рассогласования» является чувство страха.

Если эмоциональный стресс характеризовать как обусловленное психологической «угрозой» переживание, которое лишает человека возможности достаточно эффективно осуществлять свою деятельность, то в таком контексте между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т. е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

Психологическая специфика состояний напряженности, следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

По общим представлениям в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела.

Развитие эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т. е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение механизмов психической адаптации, по В.П. Казначееву (1973, 1991), О.М. Баевскому (1976), ведет к нарушению процессов управления и регулирования.

Наиболее существенный параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Наиболее важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высоко-стереотипизированные реакции человека. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности. В этом и заключается особенность проявления психологического стресса.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. В данной работе, говоря о стрессе, мы будем иметь в виду стрессовое состояние. Дать общее (универсальное) определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие «стресс» очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. Так, по мнению С.Б. Семичева (1987), универсальные определения нормы, здоровья, а также болезни оказываются в лучшем случае абстракциями, имеющими весьма тощее содержание, либо тавтологическими, либо не всеобъемлющими, не универсальными. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека — от биохимического до социального.

В данной работе мы придерживались мнения Л.B. Куликова, выделяющего основные признаки стрессового состояния:

1. реакцию психики и организма как единого целого;

2. сдвиг психического напряжения от обычного уровня на более высокий;

3. ожидание или восприятие угрозы;

4. активацию и перестройку защитных сил психики и организма в связи с тем, что имеющиеся адаптивные реакции недостаточны.

Мы имеем в виду стресс в широком смысле этого понятия, то есть стресс, возникающий из-за действия психологических, социальных и экстремальных факторов различной интенсивности и длительности действия.

1. Главным источником, приводящим систему в активное состояние, являются внешние воздействия, информация о наличии актуальной ситуации, поступающая в сенсорно — перцептивную зону головного мозга, осуществляющую первичный афферентный синтез.

2. Одновременно в блок афферентации идут мотивационно- потребностные импульсы и информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее сходные ситуации.

3. На уровне афферентного синтеза поступает также информация об исходном состоянии соматических, энергообеспечивающих программ.

4. В итоге афферентного синтеза на уровне сенсорноперцептивной и затем гностической подсистем производится первичная оценка ситуации, на основании которой программируется желаемый результат.

5. Решение принимается на уровне гипотетического блока управления, где осуществляется программирование желаемого результата и оценивается его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику последующей деятельности системы.

6. Совокупность информационных характеристик запрограммированного результата и конкретных действий по его достижению передается на нижележащие уровни нейрорегуляторных образований мозга.

7. В процессе сличения параметров запрограммированного (желаемого) и реального (полученного) результатов устанавливается либо их близость и тогда можно считать, что желаемый результат достигнут, организм вышел на необходимый новый уровень адаптации, либо полного совпадения желаемого и полученного результата не достигнуто вследствие непрерывного изменения внешней среды и актуальной ситуации.

8. Это расхождение полученного и необходимого результатов является постоянным стимулом для повышения эффективности работы системы.

Следовательно, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

Стресс — это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Таким образом, выделенная нами психологическая природа стресса, рассмотрение его теоретических моделей и динамики изменений, признание особенности проявления психологического стресса и внутренних условий в развитии психологической напряженности позволяют перейти к изучению механизмов регуляции психологического стресса.

Читайте также:  Управление конфликтами и стрессами в школе

источник

одинакова практически у всех людей (см. рис. 1).

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД).

Линия АД условно показывает уровень актив­ности человека, находящегося в бодрствующем, уравновешенном состоянии.

Продолжительность первой стадииможет быть разной. Один человек «заводится» в течение 2-3 минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

Но в любом случае, состояние и поведение че­ловека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Японцы оценивают че­ловека, попавшего в стресс: «Он потерял свое ли­цо». Это выражение можно понять и так: «Он по­терял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный че­ловек неожиданно становится суетливым, раз­драженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможен­ным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение в от­ношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с со­держательных моментов на личные выпады типа «Ты сам (а) — такой (такая). ».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность деятельности, все же постепенно у человека осла­бевает самоконтроль. Человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собст­венное поведение.

Вторая стадияв развитии стрессового состоя­ния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самокон­троля (полная или частичная). «Стихия» деструк­тивного стресса разрушительно действует на пси­хику человека. Он может вообще не помнить, что

говорил и делал или осознавать свои действия до­вольно смутно и не полностью. Многие потом от­мечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере пере­живавшие деструктивный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же, как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и уста­лость.

На третьей стадиион останавливается и воз­вращается «к самому себе», часто переживая чув­ство вины («Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторит­ся.

«Я привыкла к тому, что когда у мужа возни­кают проблемы на работе, он уезжает на дачу и живет там несколько дней. Я знаю, что ему нуж­но остаться одному, и не беспокою его. Когда он «отойдет» и успокоится, он приезжает домой и наша жизнь продолжается, как будто ничего не произошло».

«Когда муж нервничает, он много говорит, суетится, может случайно разбить чашку или разлить суп, в общем, все у него валится из рук. ».

Из рассказов клиенток на консультациях

Проходит какое-то время и стресс повторяет­ся. Действительно, у каждого человека — свой,

индивидуальный стиль поведения в стрессе. У каждого также свой индивидуальный сценарий стрессовогоповедения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве, когда роди­тели конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших «дозах», не очень агрессивно и существенно не разрушая от­ношения с окружающими. Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью те­ряя самоконтроль и попадая в тяжелое состояние «стрессового угара».

Итак, стрессовый сценарий, усвоенный в дет­стве, воспроизводится не только по частотеи форме проявления.Повторяется также направ­ленностьстрессовой агрессии: на самого себя или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен по­смотреть на себя со стороны.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, одного слова, неудачно брошен­ного собеседником, как, будто против воли самого человека, «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться», как «маховик» этого мощного и убийственного «оружия». Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт по какой-то мелкой, объективно несу­щественной причине. У него искажается воспри­ятие людей и ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном

состоянии почти не обращал внимание. Успоко­ившись, он может удивиться на самого себя: «Что же это такое было?! Какое-то затмение на меня нашло! Будто это был не я, а какой-то другой че­ловек!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8245 — | 7211 — или читать все.

источник

Стресс (от англ. stress – напряжение) – это состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особенно сложных условиях. Автором концепции стресса является Ганс Селье (1907 – 1982). Понятие «стресс» им было введено в 1936 году при описании адаптационного синдрома.

Несмотря на то, что в зависимости от выраженности стресса, он может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации), следует помнить: стресс – один из основных источников разного рода заболеваний человека. Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем. Стресс получил название болезни двадцатого века.

Стрессом считается общее напряжение организма, возникаю­щее под воздействием чрезвычайного раздражителя. В со­стоянии стресса человек может испытывать чувство неудов­летворенности, дискомфорт от ощущения, что он постоян­но куда-то опаздывает, что-то не успевает сделать и – главное – так и не успеет, несмотря на все усилия (О.А Амиргамзаева и др., 2001, с. 5).

Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д. (Б.Д. Карвасарский, 2006, с. 780).

Стресс чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые болезни, как рак, гипертония и раз­личные сердечно-сосудистые заболевания, а также стать причиной перехода ВИЧ-инфицированных к заболе­ванию СПИДом.

Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял:

· одним постоянный стресс просто необходим, без него они чувствуют себя неуютно, слишком спокойная жизнь кажется им вялой и сонной;

· другие не представляют своего существования без тихой и мирной жизни, а малейшее изменение в ее привычном ходе выбивает их из колеи;

· третьи же спокойно могут прожить как со стрессами, так и без них.

Для здорового человека стрессы не будут представлять угрозы, если их количество не превысит его восстановительных способностей. Главная опасность – неправильно определить свой тип личности и пытаться стать не тем, кем являетесь на самом деле.

Признаки стресса можно разделить на три категории: физические, эмоциональные и поведенческие (О.А Амиргамзаева и др., 2001, с. 7 – 11).

1) Физические признаки:

· анорексия (потеря аппетита);

· булимия (постоянное чувство голода);

· высокое кровяное давление;

· затрудненное или частое дыхание;

· лицевые или челюстные боли;

· обильные менструации или нарушение менструального цикла;

· обострение различных аллергических реакций;

· прибавка или резкая потеря веса;

· речевые затруднения, невнятная речь;

· слабость, хроническая усталость;

· сухость в горле или во рту;

· сыпь, другие кожные проблемы;

· частое мочеиспускание, цистит;

2) Эмоциональные признаки:

· агрессивность излишняя, необычная;

· беспокойство или повышенная возбудимость;

· нарушение памяти или концентрации внимания;

· невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

· невротическое поведение, истерики;

· нервозность по мелким, незначительным поводам;

· неспособность к принятию решений, неуверенность в себе или в своих силах;

· отсутствие сексуальных интересов;

· ощущение потери контроля над собой или ситуацией;

· паника – периодическая или постоянная;

· периодичное спутанное сознание;

· постоянная погруженность в себя, самоустранение от реального мира, отдаление от других людей;

· слезливость частая, по пустякам;

· чувство беспомощности, прострации.

3) Поведенческие признаки:

· алкоголь, злоупотребление им;

· постоянный поиск у себя различных заболеваний, симптомов болезней, излишняя мнительность по поводу своего физического состояния;

· потеря интереса к своему внешнему облику;

· привычка теребить волосы, дергать их без повода, в случае усталости, затруднения;

· привычка кусать и грызть ногти;

· привычка к бесцельному хождению по комнате, по кругу, трогая вещи и тут же забывая о них;

· притопывание ногой или постукивание пальцем;

· пронзительный нервный смех, хихиканье;

· резкое изменение социального поведения;

· усиленное курение, желание закурить после того, как бросил;

· хроническое откладывание дел на завтра;

· чрезмерное потребление лекарств.

Чаще всего люди обращают внимание на физические признаки, но практически любой симптом может быть скрытым признаком стресса.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьезных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

А пока – более подробно о причинах стресса и его физиологическом механизме. Причины возникновения стресса могут быть самыми разными. Проблемы на работе и в личной жизни, несданный эк­замен, от которого многое зависит, потеря близкого человека – его смерть или расставание по каким-либо причинам, известие о том, что человек серьезно болен, смена времени года – так называемое сезонное аффективное состояние – все это и многое другое может быть причиной стресса.

Можно выделить три физиологических механизма стресса:

1. Формирование в коре головного мозга интенсивного стойкого очага возбуждения – доминанты, которая подчиняет себе всю дея­тельность организма, все поступки и помыслы челове­ка. Для успокоения надо ликвидировать, раз­рядить эту доминанту или же создать новую, конку­рирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захва­тывающего романа, просмотр кинофильма – переклю­чение на занятие любимым делом) направ­лены на формирование конкурирующей доминанты.

2. Развитие особой цепной реакции, возбуждение одной из глубинных структур мозга – гипоталамуса, который за­ставляет близлежащую особую железу – гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона. Под его влиянием надпочеч­ники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызы­вают многосторонний эффект: сердце начинает со­кращаться чаще и сильнее, кро­вяное давление повышается, стано­вится чаще дыхание. Во время этой фазы подготавли­ваются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившую­ся мышечную энергию, поэтому необходимо нейтрализовать гор­моны стресса с помощью интенсивной мышечной нагрузки.

3. Поступление импульсов, поддерживающих активность доминанты, в кору головного мозга. Следовательно, надо снизить для себя зна­чимость этого несбывшегося желания или же отыс­кать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью раз­решить конфликт, устранить разногласия. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;

2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.

Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

  • активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
  • мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.
Читайте также:  Управление конфликтами и стрессами в турфирме

Стадии развития стресса

  • «Общая реакция тревоги»
  • «Резистентность» («Сопротивление»)
  • «Истощение»

Какие бывают причины стресса?

Психологические , которые в свою очередь подразделяются на

Уровни проявления стресса

  • эмоционально-поведенческий
  • вегетативный
  • когнитивный
  • социально-психологический

Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.

Факторы, способствующие возникновению дистресса

Факторы, способствующие возникновению эустресса

Большая длительность воздействия стресс-фактора или его высокая интенсивность Низкая длительность воздействия стресс-фактора или его низкая интенсивность Негативная субъективная оценка ситуации Положительная субъективная оценка ситуации Отсутствие достаточных ресурсов, чтобы справиться со стресс-фактором Наличие достаточных ресурсов, чтобы справиться со стресс-фактором Отсутствие опыта решения проблем в прошлом

Наличие опыта решения подобных проблем

В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:

  1. Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
  2. Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
  3. Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.

Травматический стресс возникает, если:

  • Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
  • Эта ситуация не поддается контролю.
  • Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.

Способы адаптации к стрессовой ситуации

Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:

Защитные механизмы (неосознаваемые)

Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.

Проявления накопленного профессионального стресса :

  • снижение производительности труда;
  • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
  • утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
  • разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
  • возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.

Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.

Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.

П рофессиональное здоровье процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:

  • Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
  • Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
  • Зачем я выполняю эту деятельность?

Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.

Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Признаки стрессового напряжения :

  1. невозможность сосредоточиться;
  2. частые ошибки в работе;
  3. ухудшение памяти;
  4. частое возникновение чувства усталости;
  5. быстрая речь;
  6. мысли часто улетучиваются;
  7. довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
  8. повышенная возбудимость;
  9. работа не доставляет прежней радости;
  10. потеря чувства юмора;

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:

  • психофизиологической конституцией,
  • чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
  • особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспосо­бительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.

Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.

На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:

  • психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
  • поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

Постоянный накопленный (хронический) стресс.

Постоянный стресс суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
  • невозможность что-либо сделать, беспомощность.

В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).

К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

  • Тип нервной системы.
  • Гормональные особенности.

Личностные черты, обусловливающие повы­шенную стрессоустойчивость:

  • Уровень самооценки.
  • Уровень субъективного контроля.
  • Уровень личностной тревожности.
  • Баланс мотивации достижения и избегания.

Умение справляться со стрессом зависит от:

  • настойчивости;
  • умения принимать решения;
  • рационального осмысления своих поступков;
  • организованности;
  • умения создать свой круг общения;
  • умения «качественно» общаться;
  • умения контролировать себя.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса:

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

  • сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
  • «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
  • «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
  • «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
  • «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
  • «потерю смысла деятельности»;
  • «стресс несбывшихся надежд» и т. д.

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

  • повышенная раздражительность;
  • бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
  • нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
  • головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.

Презентация доступна по кнопке скачать после статьи

источник

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 8).

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация (отрезок АВ);

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок СО).

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации (отрезок СО) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 7).

Читайте также:  Управление конфликтами и стрессами в учреждениях культуры

Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл. 9.4.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 9). К ним относятся организационные, внеоргани-зационные, личностные факторы.

Рис. 9 Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

отсутствия работы или длительного ее поиска;

конкуренции на рынке труда;

кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

Умейте переключать свою деятельность.

Заставьте стресс работать на вас.

Посмотрите на ситуацию со стороны.

Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом. 1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность – проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность– выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

воспринимайте проблему как вызов;

не думайте о прошлых событиях как о поражении;

вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет и это.

Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1977 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 14.9).

Рис. 14.9. Динамика стресса по Г. Селье

Выделяют три стадии развития стресса:

  • • возрастание напряжения, ши мобилизация (отрезок АВ);
  • • адаптация (отрезок ВС);
  • • истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок CD).

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации (отрезок CD) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться сдавлением ситуации.

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях. К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

  • Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.
  • Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.
  • Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.
  • Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.
  • Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.
  • Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. Во многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.
  • Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.
  • Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы способствуют стрессам в результате таких обстоятельств, как:

  • • отсутствие работы или длительный ее поиск;
  • • конкуренция на рынке труда;
  • • кризисное состояние экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны субъективные, поведенческие и физиологические последствия стресса.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространения слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

источник