Меню Рубрики

Стресс при работе в полиции

Табурца Виталий Андреевич,подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной тактики факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД Россииt.andrei2007@yandex.ru

Стресс в служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причин профессионального стресса сотрудников правоохранительных органов. Автором проанализированы факторы, детерминирующие течение профессионального стресса, приводящие не только к психическому и эмоциональному выгоранию, но и профессиональной деформации и деструктивности личности.Ключевые слова:стресс, профессиональный стресс,профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов.

Служба в правоохранительных органах является видом человеческой деятельности, обладающим не только социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденной жизни, связанные с особыми условиями.Сотрудник правоохранительных органов выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими нормативными документами[1].Несение сотрудником службы является выполнением служебного долга, требует от него организованности, высокой дисциплинированности, решительности и инициативы. Неподготовленность и некомпетентность может привести к дезориентации, что незамедлительно скажется на работе.Сотрудники правоохранительных органов в значительной степени подвержены влиянию производственного стресса. Профессиональная деятельность специалистов данного профиля включает множество эмоциональноотрицательных и экстремальных факторов, вызывающих стрессовое состояние:Профессиональная деятельность, в условиях которой находятся сотрудникиправоохранительных органов является предиктором разного рода таких психотравмирующих ситуаций, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К ним относятся следующие детерминанты стрессоров:

ситуации, угрожающие сохранности жизни человека, способные привести к серьезной физической травме или ранению;

ситуации, связанные с восприятием устрашающихкартин смерти и ранений других людей, имеющих отношение к насильственной или внезапной гибели близкого человека;

ситуации, имеющие отношениек воздействиям губительных факторов внешней среды;

ситуации, связанные с собственной виной за смерть или тяжелую травму другого человека [2];

ситуации, при которых возникает экстренная необходимость решать задачу самостоятельно, выбирать лучший способ действия из нескольких возможных;

ситуации, включающие в себя сложность, высокие требования к соблюдению временных и иных показателей;

ситуации передвижения на местности в экстремальных условиях, при строгом соблюдении правил безопасности;

ситуации необходимостистрогоговыполнения нормативов, требований в профессиональных действиях;

ситуации опасностидля собственной жизни и жизни других людей [3].Перечисленные обстоятельства профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов предъявляют высокие требования к их стрессоустойчивости, выдержки в ситуациях высокого психического напряжения.Вероятность развития стрессовых состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска, которым подвержена данная профессиональная группа. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию и таких состояний, и на причины эти состояния вызывающие.Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. А причинами могут быть неожиданность возникновения опасной ситуации, реальной или предполагаемой угрозы для жизни и здоровья, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.Ряд ученых, например, В.Л. Марищук и М.А. Евдокимов предложили классификацию основных факторов риска, способствующихвозникновению стрессовых состояний у сотрудников правоохранительных органов [4].Они выделили три укрупненных группы стрессфакторов.К первой группе были отнесены социальнобытовые факторы, в их числе: неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями;отрицательного влияния нездорового климата в служебном коллективе.Вторую группу составили профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:сознание своей недостаточной профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней кон6фликтов с сослуживцами, риска стать виновником определенной служебной ситуации;негативное воздействие плохой организации режима профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;недостаточно высокий уровень физических качеств и двигательных навыков, профессионально важных для выполнения своей профессиональной деятельности;типологические особенности нервной деятельности, недостаточно благоприятные для выполнения профессионального долга;общее неблагоприятное состояние здоровья и физического развития.Третья группа –это ситуативные (временные) факторы:временное ухудшения здоровья;временное отклонение параметров функционального состояния от оптимума;переживание болезни или смерти коголибо из близких;переживания в связи с переменами в составе начальников, командиров, потребовавших изменения привычного режима службы, отдыха, изменения уровня взыскательности командиров, начальников;трудности при переучивании на новую технику, изменение условий, меры ответственности в ее эксплуатации;ожидание относительно не благоприятных перемен в своем служебном положении, в семейном положении и т.д.Также факторами профессионального стресса у сотрудников правоохранительных органов являются:необходимость быстрого принятия решений в проблемных ситуациях;наличие ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека, способных привести к серьезной травме или ранению;повышенные требования к длительной концентрации внимания;высокая насыщенность межличностных взаимодействий;необходимость строгого выполнения нормативов, требований;высокая рабочая нагрузка;высокая ответственность за принимаемые решения.Перечисленные обстоятельства профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов предъявляют высокие требования к их эмоциональной устойчивости, выдержке в ситуациях высокого психического напряжения. В.А. Бодров отмечает, что существуют органические предпосылки психологической устойчивости, но преимущественно данная характеристика вырабатывается в течение жизни, формируется в период профессиональной активности, в ходе выполнения учебных, служебных задач [5].Рассмотрим последствие влияние производственного стресса на сотрудников правоохранительных органов.Отмечается, что продолжительное воздействие стрессовых факторов может привести к выраженной личностной деформации сотрудников правоохранительных органов. Наиболее часто в литературе упоминаются такие негативные характеристики данного профиля, как агрессивность, цинизм, профессиональная индифферентность, психологическое истощение, безразличие к служебным обязанностям, эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, раздражительность и др.) [2].Следствием продолжительного воздействия профессионального стресса может явиться развитие синдрома эмоционального выгорания.По оценке Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой симптомы психического выгорания наблюдаются более чем у 50% сотрудников правоохранительных органов. Существуют различные определения «выгорания», в наиболее общем виде оно рассматривается как «долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности» Н.В. Водопьянова [6].Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности, ее поведение, межличностные отношения, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом. Среди симптомов эмоционального выгорания наиболее часто называют следующие: физическое и психическое истощение, усталость, снижение эффективности служебной деятельности, потеря интереса к выполняемым служебным обязанностям, депрессивные симптомы, деперсонализация, негативные эмоции, по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в рамках трудовой деятельности, нарушения межличностных отношений [6].Следует отметить, что индивидуальные особенности делают их уязвимыми для стрессов. Но не все люди одинаково подвержены действию стрессов. Источник стресса, способный сломать жизнь одному человеку, останется не замеченным его коллегой.Здесь можно упомянуть о двух факторах, способных уменьшить восприимчивость человека к стрессу: высокий уровень удовлетворенности работой (службой) и контроль над тем, что он делает, и над условиями, в которых трудится.Одним из факторов, влияющих на то, как человек справляется со стрессом, является социальная поддержка, наши семейные и социальные контакты. Человек, который живет один или не имеет эмоциональных связей с окружающими, –более легкая добыча для стресса, нежели человек, связанный крепкими узами с родными, друзьями и коллегами. Поддержка семьи способна компенсировать негативные чувства, которые вызывает работа (служба), стать источником самоуважения и помочь осознать собственную значимость и ценность. Социальная поддержка коллег –сплоченная группа или хорошее отношение с руководством –тоже могут уменьшить негативные последствия стресса [7].Общее физическое состояние и подверженность стрессам взаимосвязаны. Более здоровые люди меньше страдают от производственных стрессов и от их последствий, чем те, чье здоровье оставляет желать лучшего. Физические упражнения –хороший способ улучшить качество жизни. Поэтому во многих подразделениях правоохранительных органов есть спортивные залы, в которых сотрудники в обязательном порядке проходят обучение сотрудников рукопашному бою, тиры для стрельб, в зиме время –лыжи и другие занятия.Уровень нашего профессионализма способен сделать нас более или менее устойчивыми к воздействию стрессов. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, чем те, которые уступают им в квалификации. Конечно, молодые сотрудники правоохранительных органов более подвержены стрессу, так как они еще не осознают, что и как делать, поэтому рядом с ними должен находиться опытный наставник.Итак, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов, характеризуется высоким уровнем нервноэмоциональной напряженности, обусловленной сложностью и ответственностью решаемых задач, наличием реального риска для жизни, здоровья и социальнопсихологического благополучия самого сотрудника и других лиц. Последствием чрезмерной психологической нагрузки может стать снижение эффективности профессиональной деятельности до полной ее дезорганизации, а также формирование различного рода деформаций личности вплоть до расстройства психики иорганизма.В регуляции неблагоприятных проявлений стрессовых состояний целесообразно различать три уровня: организмический, индивидный и личностный, на каждом из которых применяется определенный комплекс методов.Наиболее успешными являются комплексные подходы к профилактике и преодолению неблагоприятных проявлений стресса, основанные на использовании нескольких наиболее эффективных для данной личности психокоррекционных методов. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода к регуляции стресса с учетом личностных особенностей человека.Для профилактики и преодоления стрессовых состояний, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, используются различные методы и техники. С нашей точки зрения, наиболее эффективными из них в плане преодоления стресса и повышения стрессоустойчивости у работников правоохранительных органов, являются релаксация, аутогенная тренировка, дыхательных упражнений и др.Однако, причины, вызывающие профессиональный стресс у сотрудников правоохранительных органов, заметно различаются. Так, часть сотрудников, испытывают негативные переживания в связи с такими аспектами трудовой деятельности, как: плохие перспективы профессионального роста, маленькая зарплата, нечеткие инструкции руководителей, завышенные требования к результатам своей работы, невозможность повлиять на принятие решений, изоляция от поддержки коллег, большой объем работы, рабочие перегрузки, недостаток разнообразия работы, неадекватные методы руководства (чрезмерная директивность, завышенные требования).В свою очередь, другая группа сотрудников в большей степени, по сравнению спервой, испытывают профессиональный стресс по следующим причинам: организационные проблемы, недостаточные резервы (большой объем работы; недостаток времени, которым можно распорядиться по своему усмотрению; высокая рабочая нагрузка), ненужные процедуры, в основном связанные с ведением большого объема документации, ролевой конфликт, плохая коммуникация, конфликт с коллегами, высокая профессиональная ответственность.Согласно полученным данным, сотрудники правоохранительных органов, принявшие участие в нашем исследовании, испытывают влияние производственного стресса. Это проявляется в высоком уровне реактивной тревожности в конце рабочего дня. Кроме того, у обследованных работников были выявлены некоторые личностные особенности (подозрительность, внутреннее напряжение, настороженность, повышенная чувствительность), которые, возможно, являются следствием негативного влияния профессионального стресса.Особенности переживания профессионального стресса, устойчивость к возникновению стрессового состояния, связаны с определенными личностными особенностями работников правоохранительных органов. Низкая толерантность к возникновению профессионального стресса характерна для тревожных, замкнутых, эмоционально не устойчивых, нерешительных, чувствительных испытуемых обеих групп. Кроме того, были выявлены специфические взаимосвязи между факторами профессионального стресса и индивидуальными особенностями.Также в нашей работе был представлен анализ общих принципов регуляции стресса, а также описание отдельных методов, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее эффективными в плане преодоления стресса и повышения стрессоустойчивости у работников правоохранительных органов. К этим методам относятся релаксация, аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, различные приемы саморегуляции эмоционального состояния.

источник

Стресс и его влияние на сотрудника ОВД при выполнении оперативно-служебных задач. Сбивающие факторы психологического характера.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника.

С целью снижения действия стресс-факторов в экстремальных условиях формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим (руководителем), а также неопытные сотрудники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий).

При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить всё, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.

Читайте также:  Стресс влияние стресса на поведение человека в экстремальных ситуациях

Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приёмами единоборств и т.п.).

Касаясь непосредственного этапа действий (здесь с точки зрения психической адаптации к экстремальным условиям можно выделить такие подэтапы, как психической переадаптации, неустойчивой психической деятельности, глубоких психических изменений, психического напряжения), необходимо помнить, что, как показывает практика, в условиях возрастающей моральной нагрузки от каждого сотрудника полиции требуется нравственная стойкость, надёжность, уверенность в своей правоте, устойчивость к отрицательному влиянию таких сбивающих факторов, как:

фактор повышенной ответственности за результаты действий, за возможные последствия, такие, как человеческие жертвы среди населения и личного состава ОВД, за ошибки в решениях и их неправомерность, а также за нарушение законности. Здесь же – ответственность за действия, повлекшие агрессивность граждан из-за спровоцированных полицейских настроений. Всё это может на этом этапе породить у части сотрудников и руководителей нерешительность, неуверенность, пассивность. Отмечается, что отрицательное воздействие этого фактора на моральное состояние сотрудников обратно пропорционально степени нравственной и психологической готовности личного состава к таким ситуациям;

фактор конфликта служебного долга, обязанностей и морального чувства. В экстремальных условиях, особенно противоборства с вооружённым преступником, агрессивной толпой, активными участниками массовых беспорядков, может возникнуть сомнение в моральности применяемых мер и используемых средств. Здесь вступает в противоречие общечеловеческая норма «не убей» и законное право, обязанность применять оружие как крайнее средство. Тот же моральный конфликт в сознании возникает при необходимости применения физической силы, резиновых палок, наручников, других спецсредств. В таких случаях решающую роль играет уверенность в нравственности и законности действий, их точном соответствии правовой норме, а значит и общественным интересам;

фактор негативного морального воздействия на сотрудника со стороны как законопослушных, но не уяснивших обстановку граждан, так и со стороны противоправных элементов. В момент задержания правонарушителя, законного применения к нему физической силы, боевых приёмов борьбы, резиновой палки, наручников, или, тем более, оружия, реакция окружающих может быть агрессивной, необъективной, нацеленной на моральное подавление сотрудников полиции. В условиях массовых беспорядков реакция правонарушителя бывает и крайне опасной. Однако, чаще всего морально-психологическое давление (воздействие) в таких случаях имеет цель – заставить сотрудника отступить от выполнения должностных инструкций, проявить трусость или хотя бы неуверенность из-за моральной переоценки своих действий и поведения;

неожиданность, угроза своей жизни и здоровью, проблематичность ситуации;

значительное нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, что вызывает страх, сомнение, тревогу, неуверенность у сотрудника полиции;

неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту;

неопределённость поступления информации;

чувство высокой ответственности за жизнь товарищей или граждан, находящихся в месте проведения какой-либо операции;

«раздвоение» мышления (зачастую сотрудник должен одновременно прогнозировать несколько вариантов развития какого-либо события).

После выполнения задания в экстремальных условиях необходимо обязательно предоставить сотруднику отдых, оценить его психическое состояние, провести консультацию у психолога, обеспечить посещение кабинета психологической регуляции, переключить его внимание на другие дела, похвалить отличившихся и весь коллектив.

На заключительном этапе необходимо подвести хотя бы предварительные итоги, причём лучше отдельно с каждой категорией сотрудников. Желательно, чтобы они самостоятельно дали оценку действиям, приняли активное участие в уточнении планов действий на случай подобной ситуации. На этом этапе фактически происходит возвращение человека, его психики от экстремальных условий к норме. Динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных условиях, разрушаются, и возникает необходимость восстановления прежних. Здесь важно грамотно и правильно организовать реадаптационный процесс.

Рассмотрим некоторые закономерности реадаптационного процесса:

1. Размер и характер последствий деятельности в экстремальных условиях, выявляемых в ходе реадаптационного процесса, прямо зависит от интенсивности и продолжительности пребывания в экстремальных условиях, объёма профессионального и социального опыта личности, характера её мотивации на деятельность в экстремальных условиях.

2. Чем выше статус личности в экстремальных условиях и успешней деятельность в них, тем болезненней протекает период реадаптации. Это связано с тем, что перечисленные факторы формируют: во-первых, своеобразную нормативную ригидность, когда нормальные условия рассматриваются в качестве патологии, а экстремальные – как единственно возможная норма; во-вторых, обусловливаются ожидания столь же высокого статуса и в штатных условиях.

3. Психическаяреадаптация, так же как и переадаптация, сопровождается кризисными явлениями.

4. Высокая эффективность деятельности в экстремальных условиях оборачивается драматизацией реадаптационного процесса вплоть до деформации личности.

5. Снизить остроту реадаптации можно путём переключения личности на другой вид деятельности («семейное благополучие», «любовь», «учёба», «научная работа»), занимающий равное или близкое по значению место наряду с «успешной профессиональной деятельностью». Своеобразным справочным аппаратом, позволяющим личности выбрать наиболее подходящие формы и способы подобного переключения, является широкий объём социального и профессионального опыта.

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 5491 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Стресс и его психофизиологические последствия являются одним из основных патогенных факторов для многих психосоматических заболеваний и социально-психологических проблем у сотрудников полиции и других специалистов правоохранительных органов. Выполнение профессиональных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов связано с постоянным воздействием явных и скрытых стрессогенных (психотравмирующих) факторов. В ходе профессиональной деятельности полицейским практически ежедневно приходится иметь дело с насильственными преступлениями, авариями и происшествиями, сопровождающимися массированным психоэмоциональным воздействием, содержание которого зачастую выходит за рамки обычного человеческого опыта (картины смерти, телесных повреждений, жизненные трагедии). Кроме того выполнение служебных обязанностей полицейскими может быть связано с непосредственной угрозой их жизни и здоровью. Дополнительный вклад в усиление патогенного воздействия стрессогенных факторов вносит ненормированный рабочий день, избыток «бумажной работы», хроническое переутомление, нерегулярное питание и нарушения пищевого поведения, нерешенные социальные проблемы, неадекватная заработная плата.

Вследствие чрезмерной психоэмоциональной нагрузки и кумулятивного эффекта хронизации стресса у сотрудников правоохранительных органов могут развиваться разнообразные проявления дистресс-синдрома: аффективные расстройства, нарушения сексуальной сферы, депрессии (в том числе приводящие к самоубийствам), посттравматические стрессовые расстройства, развитие алкогольной или наркотической зависимости, проявление насилия в семье и во внеслужебных отношениях, сердечно-сосудистые заболевания и катастрофы, возникновение онкологических заболеваний.

Институт проблем выживания для сотрудников органов правопорядка США (L.E.S.I. http://www.lawenforcementsurvivalinstitute.org) в сотрудничестве с некоммерческой медицинской научно-исследовательской организацией Mayo Clinic (http://www.mayoclinic.com) предлагает систему для контроля ежедневного стресса сотрудников правоохранительных органов под кодовым названием «Rx3x » («Тройной рецепт»). Предписания «Rx3x » предполагают выполнение полицейскими физических упражнений и релаксационных методик, которые позволяют уменьшить дезадаптационные последствия чрезмерного психо-эмоционального напряжения.

Система «Тройной рецепт» включает в себя:
1 . Ежедневную физическую тренировку продолжительностью 30-45 минут, целью которых является совершенствование ??уровня физической подготовки, для улучшения контроля над стрессом. Физические тренировки включают пять компонентов: аэробный фитнес, упражнения для мышечной силы, упражнения для развития мышечного корсета, растяжки и тренировки для сотрудников старшего возраста на координацию движений и сохранения баланса тела. Занятия по физической подготовке включают в себя практику по управлению глубоким диафрагмальным дыханием, овладение которым позволяет быстро купировать реакции на стресс и решать проблемы с существующими психосоматическими заболеваниями.

2 . Краткосрочную релаксационную сессию (20-30 мин) один раз в течение рабочего дня для снижения нервно-психического напряжения и предупреждения негативных последствий чрезмерного стресса. Аутогенная тренировка используется для уменьшения эмоционального и мышечного напряжения, снижения частоты сердечных сокращений, управления дыханием, снижения артериального давления и повышения температуры конечностей. Вторым вариантом является прогрессивная мышечная релаксация, позволяющая последовательно добиваться расслабления различных групп мышц с помощью попеременного их напряжения и расслабления. В третьем варианте релаксации формируются стабильные внутренние ресурсные образы-убежища, позволяющие быстро выключаться из стрессогенной обстановки для восстановления психических и физических ресурсов организма

3 . Краткосрочная сессия (20-30 мин) по завершению рабочего дня перед уходом сотрудников со службы домой, для снятия (отреагирования и проработки) чрезмерного психоэмоционального напряжения. Сессия слагается из ритмичной физической нагрузки (ходьба, бег, велосипед, степ), регулировки глубины и частоты дыхания и проработке стрессовых ситуаций рабочего дня. Для снижения эмоциональной значимости воспоминаний или переживаний психотравматического содержания может использоваться методика десенсебилизации и переработки движением глаз Ф. Шапиро ( ДПДГ, англ. EMDR) или телесно ориентированная техника эмоциональной свободы Г. Крейга (ТЭС, англ EFT). Для быстрого успокоения используется техника создания «успокаивающего якоря» путем многократного повторения ключевого слова или фразы с привязкой к вхождению в определенное состояние. В методике «Тройной рецепт» предлагается использовать слово «спокойствие, штиль» (англ. «calm») – как аббревиатура фразы «Очисти сознание от негативных мыслей» (Clear All Losing Mindsets) или как созвучие фразы «Останови мысли – расслабь тело» (Quiet your mind, Relax your body).

Подготовка сотрудников по системе «Тройной рецепт» проводится под девизом: «Маленькие шаги приводят к большим достижениям». Конкретный набор методик для ежедневного использования для каждого сотрудника подбирается индивидуально.

Кроме ежедневной индивидуальной работы по профилактике негативных последствий стресса, Институт проблем выживания для сотрудников органов правопорядка США предлагает полицейским пройти тактический курс подготовки «Индивидуальная броня» («Armor Youself») включающий семь основных компонентов для снижения стресса:

1 . Ежедневная индивидуальная практика.
2 . Регулярные групповые психологические сессии дебрифинга.
3 . Работа с проявлениями стресса перед уходом домой со службы.
4 . Поддержка в случае критических инцидентов.
5 . Работа с кумулятивным эффектом хронического стресса.
6 . Психологическая поддержка со стороны коллег (концепция True Blue Valor) и членов семьи.
7 . Психологическая поддержка через медико-психологическую службу подразделения.

Также Институт проблем выживания предлагает проведение индивидуальной оценки уязвимостей перед профессиональным стрессом и построения индивидуального плана подготовки для совершенствования психического, физического, эмоционального и духовного самочувствия сотрудников правоохранительных органов.

Несмотря на то, что в США кроме Института проблем выживания для сотрудников органов правопорядка и многие другие организации предлагают программы по контролю за профессиональным стрессом полицейских, на 2011 год не существует исследований, подтверждающие медицинскую, психологическую или социальную эффективность таких мероприятий. Данные обзора научной аналитической организации «Сотрудничество Кэмбелла» (G. Patterson et al, 2012, Campbell Collobaration http://www.campbellcollaboration.org/) проведенных в данной сфере исследований показывают, что лишь одно исследование (Wilson et al, 2001) подтверждает эффективность использование методики ДПДГ Ф. Шапиро для положительной трансформацию личности полицейских, подверженных влиянию профессионального стресса. Остальные 12 проведенных в США исследований показывают, что многочисленные проводимые мероприятия борьбы со стрессом не оказали существенного влияния на психологические, поведенческие или физиологические результаты обследованных. Однако в обзоре отмечается, что негативные результаты исследований эффективности мероприятий по борьбе со стрессом могут быть связаны с недостатками планирования и проведения исследований и не означают, что такие мероприятия не должны проводиться.
Для оценки эффективность мер борьбы со стрессом среди полицейских требуются новые, тщательно спланированные исследования, которые должны быть направлены на специфические виды стресса, отличающиеся у сотрудников правоохранительных органов, выполняющие различные профессиональные обязанности.

Читайте другие статьи авторов на тему первой психологической помощи:

источник

2.1. Стресс по управлению стрессами в деятельности сотрудников ОВД по РБ .

Специфика правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в особенности оперативно-розыскных подразделений, такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, способными вызвать состояние стресса. Вследствие этого умение осуществлять профилактику стрессов, управлять ими, а также нейтрализовать их негативные последствия должно быть одним из ключевых профессиональных навыков любого сотрудника полиции. В статье сделана попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях по юридической психологии.

Рекомендации по управлению стрессами в деятельности сотрудников ОВД по РБ

Для грамотного и эффективного управления стрессами в служебной деятельности сотрудников полиции необходимо знать так называемый механизм стресса, действие которого рассмотрим на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимаемая человеком как волнение.

Стадия 2. Стадия сопротивления – активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу, развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт), и это особенно вероятно, когда стресс-фактор продолжает влиять. Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, и если воздействие стресс-фактора не прекращается, то, в самом худшем случае, возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно.

Продолжительность стадии и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Сотрудникам полиции необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато для организма истощением и нехваткой ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. В англоязычной литературе употребляется термин burnout, что переводится на русский язык как синдром выгорания. Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, на наш взгляд, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением, и сотрудники оперативно-розыскных подразделений занимают в списке таких людей одно из первых мест. Специфика оперативно-розыскной работы такова, что сотрудники испытывают воздействие постоянного, хронического стресса, в результате которого у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.

Читайте также:  Стресс волнение как от него избавиться

Существенную роль в развитии данного процесса может сыграть несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с агрессивной средой, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. Возможности человеческого организма, к сожалению, небезграничны, и до какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает фаза истощения, которая служит одной из предпосылок развития профессиональной деформации сотрудника, выражающаяся в ее негативном проявлении.

В работах отечественных психологов и психиатров убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз.

В результате экспериментальной работы с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел выявлено множество факторов возникновения у сотрудника состояния, которое сами респонденты обозначали словами: надо, хочу, но не могу, т.е. заставляя истощенный организм работать, человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, в условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. На наш взгляд, довольно часто проявляемые у сотрудников правоохранительных органов такие личностные качества, как конфликтность, отсутствие стремления к достижению профессионального успеха, появление разочарования профессией, снижение самоконтроля и требовательности к себе, развитие склонности к насилию, агрессивность, безразличие, подавленность, черствость к человеческой беде и прочие симптомы, которые часто рассматривают в качестве признаков профессиональной деформации личности сотрудников органов МВД, можно расценивать именно как проявления нереализованного механизма стресса.

Для нейтрализации негативных последствий стрессов и, соответственно, возможности профилактики профессиональной деформации личности сотрудников полиции в контексте осуществления воспитательной работы с личным составом, необходимым является грамотное управление стрессами, подразумевающее взаимодействие двух основных способов – организационного и индивидуального.

Известные организационные способы управления стрессами основаны на непосредственном вмешательстве руководящего состава в социально-психологические процессы, происходящие в подразделении.

К таким способам относятся следующие:

— рациональная организация управленческого и исполнительного труда (чем меньше будет возникать нестандартных, внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов);

— разработка и неукоснительное соблюдение режима и распорядка рабочего дня в организации;

— четкая регламентация процессов, происходящих в подразделении (документооборот, коммуникация и т.п.);

— организация и проведение внутриорганизационных культурно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, пикники и др.), направленных на формирование сплоченного трудового коллектива;

— применение коллективных программ психологической регуляции, например, в начале рабочего дня можно проводить стимулирующие психотерапевтические сеансы, а в конце успокаивающие.

Принимая во внимание необходимость внутриорганизационной профилактики стрессов, осуществление которой для сотрудников органов внутренних дел должно начаться с глобальных проблем организации управленческих и производственных процессов, большее значение в деятельности оперативных сотрудников имеют, на наш взгляд, индивидуальные способы управления стрессами. Исходя из этого, весьма важным в работе психологических служб органов внутренних дел является обучение сотрудников индивидуальным способом управления стрессами.

В качестве задач психологической службы при этом необходимо обозначить следующие:

-получение сотрудниками практических знаний о стрессе;

— развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий стресса;

— обретение технологий экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности.

Данные технологии способствуют предотвращению болезнетворности стрессов, повышению общей стрессоустойчивости человека и являются способами индивидуально профилактики и индивидуальной нейтрализации негативных последствий стрессов сотрудниками полиции. Способы управления стрессами будут эффективны при одновременном осуществлении комплексной профилактики профессиональной деформации в системе научного обеспечения организации труда в органах внутренних дел. Научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стрессами могут быть успешно применены в современных исследованиях по проблемам организации правоохранительной деятельности и юридической психологии.

источник

Простяков В.В., доцент Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, полковник милиции.

Зеленцова О.Н., преподаватель Московского университета МВД России, майор милиции.

Преступность как закономерный продукт общества стала глобальной по размаху и острейшей по глубине проблемой современности.

Наиболее существенное влияние на состояние преступности в настоящее время продолжает оказывать комплекс криминогенных факторов, определяющих состояние правопорядка в Российской Федерации в последние годы. Доминирующее значение здесь имеет уровень экономического и социального развития общества, материального и духовного благополучия граждан, продолжающаяся антитеррористическая операция в Чеченской Республике.

Коренные преобразования в России, обострение криминогенной ситуации в стране, когда преступность стала угрозой ее национальной безопасности, ставят перед органами внутренних дел новые, сложные и ответственные задачи, вызывают необходимость более результативной работы по преодолению агрессии преступного мира.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Экстремальный характер деятельности сотрудников милиции, негативное воздействие криминально зараженной среды, где доминируют враждебные остальному обществу нормы, ценности, идеалы, высокая нервно-психическая нагрузка в связи с высокой ответственностью за результаты работы предъявляют высокие требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение.

Проблема психологической устойчивости личного состава подразделений ОВД к стрессу является профессионально значимой, так как от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности.

Для формирования стрессоустойчивости сотрудников ОВД необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных, экстремальных ситуациях.

Среди различных контингентов специалистов экстремального профиля особая роль принадлежит сотрудникам ОВД, выполняющим в мирное время сложные оперативно-служебные задачи. Это борьба с организованной преступностью, наркомафией, терроризмом и различными правонарушениями.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника [6; 7. С. 625 — 672].

Вопрос личной психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимым, ибо от него зависит эффективность служебной деятельности сотрудников ОВД. Еще в первой половине 1990-х годов психологами МВД было проведено изучение стрессоустойчивости большого числа сотрудников некоторых областных УВД [1]. Исследование показало, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения [1].

Влияние этих факторов при полном или частичном неумении сотрудников ОВД с ними бороться способствует возникновению невротических расстройств, препятствующих исполнению служебных обязанностей. В некоторых случаях они могут привести к временной нетрудоспособности, о чем свидетельствуют данные по заболеваемости психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями среди сотрудников ОВД.

В середине — конце 1990-х годов, в настоящее время общая ситуация в стране не улучшилась, а, наоборот, была отягощена первой и второй чеченскими войнами, разгулом преступности, а в результате негативным отношением части общества к работе правоохранительных органов, что не могло не сказаться на ухудшении общего психического состояния сотрудников.

Для оказания помощи людям, действующим в сложных стрессовых ситуациях, в 60 — 80-х годах прошлого столетия психологами предлагались два принципиальных подхода: 1) в ходе военного обучения создавать условия, максимально приближенные к боевым, что позволит ослабить психотравмирующее воздействие на человека стрессоров реального боя; 2) используя весь арсенал психотерапевтических воздействий, как можно быстрее «вывести» пострадавших из-под психотравмирующего влияния боевого стресса.

На наш взгляд, оба подхода имеют массу достоинств, но также и существенные недостатки. В первом случае мы полагаем, что для того, чтобы человек мог противостоять воздействию очень сильного и относительно продолжительного стресса, каким является современный бой, он должен для начала научиться противодействию более простым и ежедневно встречающимся стрессовым ситуациям.

Второй путь решения проблемы борьбы с психической травмой — психотерапевтический — хорош как дополнение, но не основной, ибо не имеет жестко спрограммированного подготовительного этапа для обучения деятельности в условиях стресса. И при первом, и при втором подходе остается непонятным, на какие внутренние психологические составляющие надо воздействовать, чтобы сформировать стрессоустойчивую личность.

Одним из возможных подходов к психопрофилактике психических расстройств, позволяющим держать весь процесс формирования стрессоустойчивости под педагогическим контролем, у сотрудников ОВД, решающих эту задачу теоретически обоснованно и понятно, может стать трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Лазаруса.

Копинг — значит преодоление стресса, стресс и копинг — два нераздельных для человека процесса. Р. Лазарус [4. С. 178 — 208; 5. С. 121 — 126; 14; 15. P. 175 — 266; 16; 17; 18. P. 177 — 214] попытался первым обосновать положение, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.

Копинг-поведение регулируется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управление стрессором.

В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее (интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми (аффилиация); умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт (эмпатия); позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовность человека, вера в бога и т.д.; ценностная мотивационная структура личности. Ресурсы социальной среды тоже определяют поведение человека. К ним относятся: система социальной поддержки или социально-поддерживающая сеть — это окружение, в котором живет человек (семья, общество).

Деятельность сотрудников ОВД является периодом, в котором в отличие от предыдущей жизни у человека должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессии) копинг-поведение, позволяющее бороться со стрессом ежедневно независимо от силы стрессора, всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение.

Начало этому процессу должно быть положено еще в стенах учебных заведений МВД. Однако в реальной жизни процесс этот протекает стихийно, часто неосознаваемо для самой личности. Любой курсант вуза МВД России твердо знает, какая у него успеваемость, но, как показывают исследования, мало кто может сказать, каков у него личный уровень стрессоустойчивости, на каком этапе развития в этом смысле он находится.

В принципе все сотрудники ОВД могут быть условно разделены на две группы: 1) те, у кого копинг-поведение стихийно, но все же оказалось в принципе сформировано; 2) те, чье копинг-поведение так и не было сформировано. По шкале «копинг сформирован — не сформирован» можно проградуировать весь личный состав ОВД. Не вызывает сомнения, что процессы формирования новой Я-концепции сотрудника ОВД как личностного копинг-ресурса и копинг-стратегий осуществляются параллельно, оказывают выраженное влияние на становление личности сотрудника и взаимосвязаны.

Формирование позитивного активного копинг-поведения у сотрудников ОВД позволит положительно решить многие проблемы, связанные с личным составом, о которых мы писали выше. Теория копинг-поведения не отрицает, а лишь существенно дополняет все уже имеющиеся способы борьбы со стрессом.

Читайте также:  Стресс влияние на здоровье профилактика

Вместе с тем многие теоретические аспекты проблемы копинг-поведения нуждаются в детальной проработке.

Это связано с тем, что стресс и копинг-поведение являются элементами более общей системы организма, название которой — психическое состояние.

Как известно, среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест [8; 9]. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические достояния существенно определяют характер и успешность деятельности человека.

В научной литературе встречается большое число различных определений понятия «психическое состояние», которые прямо или косвенно подчеркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения. Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Таким образом, в структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т.д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.). Между тем если исходить из того, что стресс суть особое состояние, то надо признать, что его структура наряду с эмоциональным включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и др.).

Таким образом, стресс — это комплексное состояние организма, характеризующееся повышенной напряженностью, возникающей независимо от сознания человека и протекающей на сознательном, бессознательном и физиологическом уровнях.

Сегодня психологи хотя бы и косвенно, но пытаются говорить о роли бессознательного в психических состояниях: «К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Хотя регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются малоразработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности. » [3].

На наш взгляд, как раз вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в стрессовом состоянии и сниженная управляемость организмом со стороны сознания при стрессе и является одной из важнейших характеристик стресса.

В обычной, дострессовой, ситуации поведение человека хорошо регулируется со стороны сознания, роль бессознательных факторов, влияющих на поведение, снижена. Но по мере нарастания напряженности (усиления стрессовости ситуации) человек все в меньшей мере управляет своим поведением сознательно. Психическое бессознательное, проявляющееся в неадекватных эмоциональных реакциях, начинает активно внедряться в процесс управления поведением.

Для того чтобы изучить динамику соотношения сознательного и бессознательного в стрессовой ситуации, мы решили использовать теорию копинг-поведения, делающую акцент на когнитивных факторах стрессоустойчивости и их влиянии на эмоциональные компоненты стрессовой ситуации.

В связи с этим мы считаем, что социальная адаптация личности, представляющая собой процесс развивающейся взаимосвязи стресса и механизмов его преодоления, может быть рассмотрена с точки зрения интегративной копинг-модели, основанной на работах Р. Лазаруса [4; 5; 14 — 18] и С. Фолькмана [10. P. 839 — 852], описавших и определивших ключевую роль психических факторов и регуляции поведения человека.

Модель является транзакциональной, так как поведение рассматривается как результат транзакций между человеком и его средой, влияющих один на другого. Согласно Р. Лазарусу и С. Фолькману [11. P. 219 — 239; 12. P. 992 — 1003; 13. P. 106 — 116; 19. P. 282] данная теория базируется на связи стресса и копинга. Связующие характеристики заключаются в рассмотрении стресса как связи между личностью и средой, которая оценивается как испытывающая или превышающая ее ресурсы, угрожающая ее благополучию. Стресс рассматривается не как «собственность» личности или среды, не как стимул и ответ, а как особая связь между личностью и средой, которые находятся в динамических связях, постоянно изменяются, а сами связи управляются с двух сторон — личностью и средой. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название «копинг».

Как отмечалось ранее, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана, копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.

В связи с этим понятие «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается Р. Лазарусом [4] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.

Таким образом, если стресс — это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то копинг-поведение — это процесс восстановления этого равновесия. Рассмотрим эти концептуальные положения более подробно.

По мере усиления стрессового характера ситуации человеческая психика реагирует ограничением сознательного влияния на деятельность и возрастанием роли бессознательного в поведении.

Предположим, что существует четыре основных типа стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности.

Первый тип ситуаций связан с постоянной повседневной деятельностью сотрудников МОБ и характеризуется условиями деятельности, к которым сотрудник привык, т.е. он знает, как, когда и что надо делать, у него существует набор привычных способов поведения в данных ситуациях (например, у сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) — при патрулировании). Эти ситуации не представляют угрозу для сотрудника, во всяком случае, они так оцениваются им самим. Ситуации второго типа характеризуются нарушением параметров привычности, стандартности поведения в целом или какого-то конкретного действия. Эти ситуации, как и первые, не несут в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника (например, работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий).

Ситуации третьего типа отличаются от ситуаций первого типа наличием элементов опасности и риска, вместе с тем деятельность в условиях этих ситуаций осуществляется по известным сотруднику канонам и стандартам (например, сотрудник работает по пресечению массовых беспорядков).

И наконец, ситуации четвертого типа возникают в условиях опасности и риска, а также полной или почти полной неизвестности относительно алгоритмов своей деятельности для достижения поставленной цели (например, задержание вооруженного преступника).

В ответ на воздействие ситуации любого типа поведение сотрудников может быть: 1) адаптивным (т.е. адекватным ситуации и нацеленным на разрешение проблем, вызванных ситуацией); 2) псевдоадаптивным (имитирующим деятельность, но не достигающим цели или только частично достигающим); 3) дезадаптивным (уклоняющимся от разрешения проблемы).

Принципиальная схема реагирования на стрессор в копинг-поведении включает в себя когнитивные оценки (первичные и вторичные), а также эмоционально-оценочные реакции. Первичная оценки стрессора приписывает ему сначала определенный знак, т.е. стрессор (событие) оценивается как: 1) позитивное (благотворное), 2) негативное (вредоносное, опасное и т.п.), а также 3) как нейтральное. Затем, исходя из первичной когнитивной оценки события, происходит неосознаваемое включение эмоционально-оценочных реакций, которые подконтрольны когнитивной оценке. После включения эмоциональной оценки формируется определенное управляемое психическое состояние (в условиях которого протекает ответное поведение). На третьем этапе реагирования на стрессор включается вторичная когнитивная оценка, которая по механизму организации обратной связи либо одобряет первичную оценку и деятельность на его основе (при этом возможна некоторая корректировка психического состояния и поведения), либо, если деятельность и психическое состояние оцениваются как неправильные, выполняет функции психологической защиты.

Стрессовая ситуация приводит к напряжению и даже разрыву связей (частичному или полному) в системе единства сознания и деятельности. При этом чем сильнее стрессовое напряжение, тем в меньшей мере сознание регулирует поведение и деятельность в целом.

Эта ситуация объясняется резкой активизацией психических бессознательных процессов при стрессе. Перефразируя знаменитое высказывание З. Фрейда, можно утверждать, что «стресс является королевской дорогой в бессознательное». В целом поведение сотрудников ОВД в стрессовой ситуации можно выразить следующим вербальным алгоритмом: стрессор — сознание (ослабление) — бессознательное (усиление) — поведение.

При этом важно учитывать, что стресс — это не просто конфликт в системе «когнитивное — эмоциональное», а скорее конфликт в системе личностной психосемантики (значений, личностных смыслов), чаще обозначается в современной психологии как сознательные и бессознательные процессы.

С учетом основных стратегических типов копинг-поведения психопрофилактические мероприятия должны делиться на три группы.

В первую группу включаются психопрофилактические мероприятия самого общего характера. Ее контингентом являются сотрудники ОВД, а целью — формирование активного адаптивного функционального копинг-поведения, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств.

Первичная копинг-профилактика проводится со всеми вновь поступившими на службу в ОВД, как курс молодого бойца с начинающими службу в армии.

Копинг-профилактика решает следующие задачи:

  • обращает внимание сотрудников на наличие проблемы формирования личной стрессоустойчивости, обучает эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий;
  • увеличение потенциала личностных и средовых копинг-ресурсов (формирование, развитие позитивной устойчивой Я-концепции, повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, эффилиации, интернального локуса контроля, восприятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации задач копинг-профилактики являются обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание сотрудникам социальной поддержки адекватными социально-поддерживающими сетями, обучение навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психологического тренинга проблемразрешающего копинг-поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию Я-концепции, снижению чувствительности к отвержению и т.д.

В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, врачей и других воспитателей. Применяемые профилактические программы могут фокусироваться как на отдельных социальных сетях, так и на отдельных индивидах или социальных группах, используя при этом средства массовой информации, возможности досуга, тренинг поведенческих навыков и т.д.

Вторичная копинг-профилактика (или специальная) проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными группами сотрудников ОВД в стрессовой ситуации.

Достижение цели специальной копинг-профилактики требует выполнения следующих задач.

Овладение навыками практического применения активной копинг-стратегии разрешения проблем, совершенствование использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологическая коррекция вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания.

Повышение потенциала блока личностно-средовых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной Я-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интернального контроля, коррекция естественных социально-поддерживающих сетей, изменение направленности получения социальной поддержки от неадекватных социальных сетей на адекватные).

Реализация задач специальной копинг-профилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям).

Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в форме различных видов психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг-поведения, коммуникационных навыков посредством развития эмпатии, аффилиации, снижения чувствительности к отвержению, занятий с психологами по повышению самооценки и коррекции отдельных сфер искаженной Я-концепции, выработка мотивационных навыков на достижение успеха и другие формы).

Третичная, или особенная, копинг-профилактика проводится с сотрудниками, заболевшими различными хроническими заболеваниями, и в этом смысле уже собственно профилактикой не является.

Исходя из этого третичная копинг-профилактика психосоциальных расстройств у сотрудников является преимущественно медицинской, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию, предупреждение обострений, сокращение сроков временной нетрудоспособности, социальной дезадаптации вследствие заболевания. Она осуществляется путем обучения больных активным эффективным стратегиям преодоления стресса, оказания социальной поддержки, проведения лечения специально подготовленными психотерапевтами, психологами и т.д.

Особенностью третичной копинг-профилактики является необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и специфическим копинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т.д. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной и на более низком функциональном уровне.

источник