Меню Рубрики

Стресс стадии стресса характеристика виды стресса

Совокупность различных неблагоприятных реакций, которые преимущественно возникают в человеческом организме по причине влияния негативных факторов, называются стрессовыми ситуациями или стрессом. Говоря простыми словами, стресс — это психологическое, физиологическое и моральное расстройство человека, которое возникает вследствие влияния следующих факторов:

Это только несколько основных причин возникновения стресса, но на самом деле их намного больше, что является очень неблагоприятным для человека. Ежедневно стресс сопровождает каждого человека, это неблагоприятное недомогание поражает всех и каждого, поэтому важно знать основные виды и стадии таких расстройств, а также пути борьбы и профилактики.

Конечный результат развития стресса повлек за собой разделение его на два вида:

Эти виды стресса обладают противоположными характеристиками, поэтому рассмотрим их детальнее.

  1. Эустресс — это влияние на организм человека преимущественно с позитивной стороны. В таком случае расстройство обосновывается положительными эмоциями, к которым человек готов и уверен в том, что сможет с ними справиться. Эустресс еще называют реакцией пробуждения, так как положительные эмоции и являются основной движущей силой человека к позитивным действиям. Данный вид является своего рода порцией адреналина, получаемого человеком за счет какой-либо позитивной взволнованности или радости. Эустресс не является опасной формой заболевания и обладает преимущественно положительными свойствами.
  2. Дистресс — это обратная реакция эустрессов на организм. Дистресс возникает вследствие воздействия на организм критического перенапряжения. Именно дистресс и является основным видом состояния стресса и соответственно психологического расстройства человека. Дистресс еще называют вредным стрессом, так как он способствует только негативному влиянию на организм и развитию прочих видов заболеваний у человека.

Дистресс подразделяется, в свою очередь, на следующие подвиды:

Каждый из представленных видов оказывает негативное воздействие на человека, вызывая тем самым различные расстройства и заболевания. Стресс может возникнуть как спонтанно, в случае неблагоприятной вести, или накапливаться с годами. Накопленный тип является наиболее опасным, так на его фоне осуществляется развитие хронического заболевания, от которого невозможно избавиться.

Рассмотрим подробнее, что же собой представляет каждый подвид дистресса.

  • Психологический и эмоциональный дистресс. Связан такой недуг исключительно с переживаниями на фоне различных эмоций. Последствиями психологического вида заболевания являются неблагоприятные отношения с социумом. Эмоциональный вид же возникает во время влияния на организм, как положительных эмоций (эустресс), так и отрицательных (дистресс). К эмоциональным видам можно отнести, к примеру, увеличение заработной платы, повышение по службе, смерть близкого человека.
  • Физиологический дистресс. Такой вид возникает посредством негативного влияния на организм следующих факторов: жары, голода, жажды, холода, любви и прочих. В случае подвергания своего организма одному из выше представленных факторов, человек принужденно причиняет самому себе вред. Даже после прекращения воздействия этих факторов у человека продолжается развитие неблагоприятного состояния. Как следствие воздействия негативных факторов возникает следующая череда негативных последствий: недосыпания, проблемы с желудком, переутомления и прочие.
  • Хронический дистресс. Этот вид является наиболее опасным, так как человек подвергается негативному влиянию повседневно даже без наличия соответствующих причин. Последствия у хронического вида самые неблагоприятные, так как приводят к развитию суицида, появляется депрессия, нервный срыв и т.п. Зачастую люди с диагнозом хронический стресс заканчивают свою жизнь в психиатрической больнице. Заболевание не поддается лечению, что делает его еще более опасным.
  • Нервный дистресс. Данный вид возникает преимущественно под влиянием чрезмерного стресса. Может поразить как абсолютно здорового человека, так и людей, имеющих диагноз тревожного невроза. На развитие данного вида влияют преимущественно индивидуальные состояния нервной системы человека.

Выделяют также еще два дополнительных вида: управленческий и информационный стрессы.

Для информационного характерно провоцирование расстройства за счет отсутствия информации для принятия важного решения. Очень часто человеку на пути приходится сталкиваться с моментами, когда он незамедлительно должен принять решение и от его результата будет зависеть как его будущее, так и будущее других людей.

Управленческий вид представляет собой что-то схожее с информационным, но единственным отличием является ответственность за принимаемое решение.

Таким образом, зная основные виды стресса, рассмотрим причины их возникновения.

Основными причинами возникновения психоэмоциональных расстройств у человека считаются так называемые стрессоры. Различают три группы стрессоров, которые имеют свои причины.

  1. Неконтролируемые. К таковым относятся следующие причины негативного влияния на человека: налоги, ухудшение погоды, увеличение курса валют, инфляция. Под влиянием таковых причин человек с каждым днем все больше нервничает и переживает, в результате чего происходит нарушение психики.
  2. Подвластные. Это те причины, которые человек может исправить, но не делает этого в силу неуверенности в себе и прочих признаках. Примером таковых причин являются: неспособность планирования дня, неумение определения приоритетов и т.п.
  3. Самовольные. Обуславливаются вследствие превращения обыденной жизни в проблему. Человек переживает по всякой мелочи, в результате чего все откладывается в головном мозгу и со временем дает свое негативное влияние.

Причиной развития хронического стресса является любое негативное психологическое расстройство, которое сопровождает человека на протяжении длительного времени.

К сведению! Многие считают стрессом обыденную жизнь и считают, что лечить нервные расстройства — это лишнее. Но, мало кому известно, что именно все смертельные, онкологические и психические окончания исходят именно от стресса.

Практически каждый человек имеет психологические расстройства, поэтому важно знать основные симптомы стресса для возможности его обнаружения с целью дальнейшего лечения. Симптомы стресса для каждого вида практически идентичны и характеризуются следующими проявлениями:

  • У человека наблюдается увеличение тревожности;
  • Постоянное напряжение, что приводит к невозможности расслабления человека;
  • Проявление вспыльчивости, встревоженности, нервозности, раздражительности и агрессии.
  • Возникновение неадекватных реакций на различные раздражители;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Возникновение апатии, тоскливости;
  • Чувство подавленности и угнетенности;
  • Невозможность получения удовольствия от приятных событий;
  • Ощущение неудовлетворенности и обиженности на окружающих;
  • Капризность к малейшим деталям;
  • Нарушение функционирования ЖКТ: больной либо теряет аппетит, либо же, наоборот, становится чаще питаться;
  • Нарушение сна, появление бессонницы и раннее пробуждение;
  • Наблюдается изменение поведения в худшую сторону.

Все эти симптомы являются главными признаками наличия психологических расстройств у человека и свидетельствуют о том, что требуется немедленно обратиться к врачу.

Стадии стресса или их еще называют фазами, делятся на три этапа, посредством которых и протекает психологическое заболевание. Итак, стадии стресса называются:

  1. Стадия тревоги;
  2. Стадия сопротивления или резистентности;
  3. Стадия истощения.

Стадия тревоги возникает при непосредственном влиянии на организм человека раздражителя. В результате негативного влияния происходит выделение гормонов стресса, которые направлены преимущественно на защиту или бегство. В построении данной стадии принимают участие надпочечники, система пищеварения и иммунитет. В самом начале зарождения данной стадии происходит резкое снижение защитной функции организма, что приводит к проявлению различных болезней. Если же стадия тревоги разрешается на протяжении малого промежутка времени (т.е. физическая борьба, бегство, принятие решения), то симптомы заболевания исчезают, но всегда имеется склонность к их появлению. В случае продолжительного влияния на организм происходит постоянное его истощение. В некоторых критических ситуациях начальная стадия приводит к смертельному исходу.

Симптомы начальной стадии практически незаметны, так как человек списывает все негативные проявления на усталость. Зачастую начальная стадия характеризуется нервозностью, взволнованностью и состоянием постоянного или периодического напряжения.

Стадия сопротивления. В случае преобладания силы воздействия стрессора над возможностью адаптации организма, наблюдается исчезновение признаков встревоженности и происходит увеличение уровня сопротивляемости организма.

Сопротивляемость переходит на более высокий уровень, а, в свою очередь, тревога, нервы и агрессия исчезают или снижают свои проявления. Если не решить проблему стресса вовремя, то организм не сможет оказывать продолжительное сопротивление и наступит стадия истощения.

Симптомы второй стадии преимущественно обуславливаются повышением утомляемости организма, даже если человек не выполнял физические и интеллектуальные действия. Наблюдается также нервозность, взволнованность, появление частых головных болей и даже головокружений. Начинает появляться одышка и тахикардия, нарушается пищеварение и замечается дрожание конечностей.

Стадия истощения. Предел сопротивляемости организма заметно снижается и начинает набирать обороты первая стадия, но уже без возможности обратимых процессов. Третья стадия практически всегда имеет печальный исход, если стрессор выступал в роли физического раздражителя, то человека ожидает смертельный исход, а в случае с психологическим агрессором наблюдаются проблемы соответственно данного уровня.

Симптомы данной стадии преимущественно характеризуются появлением постоянной апатии, плохого настроения, невозможности веселиться. Зачастую на последней стадии у человека наблюдается нарушение сна, что приводит к недосыпаниям и сонливости во время бодрствования.

Стадии стресса являются еще не полностью исследованными, а их изучение продолжается и по сегодняшний день, поэтому медицина не стоит на месте и ищет кардинальные пути решения с глобальным видом заболевания.

Уж если говорить о профилактике стресса, то, к сожалению, — это довольно сложный этап, ведь даже у пессимистов обнаруживаются данные симптомы. Человеку, чтобы избавиться от эмоционального влияния, необходимо чаще проводить время с семьей, радоваться жизни, хвалить себя и своих близких, наслаждаться жизнью, отдыхать, делать перерывы и отвлекаться от проблем на работе или дома с помощью увлечений и хобби. Такие разгрузки позволят не только избавиться от признаков стресса, но облегчить жизнь.

Если же по многим причинам у человека нет возможности для таких профилактических действий, тогда необходимо прибегнуть своевременно к медикаментозному лечению. Основными помощниками станут таблетки и микстуры от апатии, нервов и стрессов. Особенно ценятся в таких ситуациях таблетки и микстуры на основе различных целебных, а, главное, натуральных трав.

Важно! Прежде чем начинать самолечение, следует обратиться к врачу за советом и диагностированием. Врач при обнаружении проблем выпишет или порекомендует лекарственные препараты, которые действительно окажут положительное влияние.

На сегодня наиболее популярными лекарственными препаратами являются:

В случае обострения психологических расстройств потребуется лечение более серьезными медикаментами: транквилизаторы, нестероиды или бензодеазепины и бета-блокаторы.

Немалое значение в профилактике и лечении стресса занимает место и ведение здорового образа жизни, что является залогом здоровья и долголетия. Научитесь быть счастливыми, и вы сможете избавиться от множества проблем и болезней.

источник

Каждый человек не понаслышке знает, что такое стресс. Сам факт появления на свет – стресс для новорожденного. В дальнейшем подобное состояние повторяется не один раз, ведь внешние раздражители присутствуют в жизни каждого человека. Жители городов устают от суеты, транспорта, пробок. Люди устают от постоянной работы и списка обязанностей перед семьей, обществом, коллегами. Что же такое стресс? Давайте разберемся.

Термин «стресс» ввел, а точнее позаимствовал из науки о сопротивлении материалов в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Изначально это был технический термин, обозначающий напряжение, нажим и давление. Ганс Селье решил, что это применимо и к человеку. Тогда стресс рассматривали как приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях (высокие температуры, болезни, травмы и т. д.). Сегодня проблема стресса рассматривается шире, в список стрессогенных факторов входят социально-психологические элементы, например, конфликты, неожиданности.

Стресс – особая форма переживания чувств и эмоций. По психологическим характеристикам стресс близок к аффекту, а по длительности к настроению. Это психическое состояние, ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к личности. С английского слово «стресс» переводится как «напряжение». В психологии стресс принято рассматривать как период адаптации человека.

В зависимости от того, как человек оценивает сложившиеся условия, стресс оказывает дезорганизующее или мобилизующее влияние. Однако в любом случае сохраняется опасность истощения организма, так как в момент стресса все системы работают на пределе. Вот как это происходит:

  1. Повышается адреналин, это стимулирует выработку кортизола, за счет чего накапливается дополнительная энергия, повышается сила и выносливость. Человек испытывает прилив энергии.
  2. Чем дольше длится первая стадия возбуждения, тем больше накапливается адреналина и кортизола. Постепенно они заменяют сератонин и дофамин, а эти гормоны отвечают за хорошее настроение, радость и уверенность в себе (спокойствие). Соответственно, ухудшается настроение, отмечается тревога. Кроме того, избыток кортизола провоцирует снижение иммунитета и развитие заболеваний. Человек часто болеет.
  3. Постепенно снижается внимание, накапливается усталость и раздражение. Попытки взбодрить себя кофе, энергетиками, спортом или таблетками делают только хуже.
  4. Гормональный баланс настолько нарушен, что из себя выводит каждая мелочь. Стрессоустойчивость окончательно падает.

С точки зрения восприятия самой личности стресс проходит 3 стадии:

  1. Чувство тревоги, связанное с конкретными обстоятельствами. Сопровождается сначала упадком сил, а затем активной борьбой с новыми условиями.
  2. Приспособление к пугающим ранее условиям, максимальное функционирование систем организма.
  3. Стадия истощения, что проявляется сбоем защитных механизмов и дезориентацией в жизни. Снова возникает тревога и ряд других негативных эмоций и чувств.

В умеренных количествах стресс полезен (эмоциональная встряска). Он повышает внимание и мотивацию, интерес, активизирует мышление. Но в больших количествах стресс неизбежно ведет к снижению продуктивности. Кроме того, негативно отражается на здоровье, стимулирует заболевания. Независимо от природы стресса, реакция организма на биологическом уровне одинакова: рост активности коры надпочечников (обуславливают описанные выше гормональные изменения), атрофия лимфоузлов и вилочковой железы, возникновение язвочек в желудочно-кишечном тракте. Очевидно, что часто повторяющиеся подобные изменения вредят здоровью, недаром говорят, что все болезни от нервов.

Читайте также:  Как выйти из стресса медикаменты

О стрессе можно говорить, когда:

  • субъект воспринимает ситуацию как экстремальную;
  • ситуация воспринимается как требования, превышающие способности и возможности личности;
  • человек ощущает существенную разницу между затратами на выполнение требований и удовлетворением от результатов.

Возможно, вы удивитесь, но стресс бывает полезным. Предвестники стресса – эмоции, как известно, они бывают положительными и отрицательными. В связи с этим и стресс может быть приятным либо неприятным. Например, сюрприз (неожиданность) может быть приятным и неприятным, однако на биологическом уровне это выглядит одинаково.

Неприятный и опасный стресс называют дистрессом. Положительный стресс называют эустрессом. Их особенности:

  • При эустрессе человек испытывает положительные эмоции, он уверен в себе и готов совладать с ситуацией и сопровождающими ее эмоциями. Эустресс пробуждает человека, заставляет двигаться вперед. Это позитивная взволнованность и радость.
  • Дистресс – результат критического перенапряжения. Он препятствует развитию человека и провоцирует ухудшение здоровья.

Кроме этого, стресс бывает кратковременным, острым и хроническим. Кратковременные обычно являются полезными. Острый стресс граничит с шоковым состоянием, это неожиданное и сильное потрясение. Хронический стресс – воздействие различных малозначительных стрессогенов на протяжении долгого времени.

Примером положительного, кратковременного и полезного стресса является соревнование и выступление на публике. Пример дистресса (опасного и длительного стресса) – психотравмы, например, смерть близкого человека.

По сферам возникновения выделяют следующие виды стресса:

  • внутриличностный стресс (несбывшиеся ожидания, бессмысленность и бесцельность поступков, нереализованные потребности, болезненные воспоминания и т. д.);
  • межличностный стресс (проблемы во взаимоотношениях с людьми, критика и оценка, конфликты);
  • финансовый стресс (невозможность оплатить квартплату, задержка зарплаты, нехватка средств и т. д.);
  • личностный стресс (трудности, связанные с выполнением социальных ролей, соблюдением и несоблюдением обязанностей);
  • семейный стресс (все трудности, связанные с семьей, взаимоотношения поколений, кризисы и конфликты в семье, выполнение супружеских ролей и т. д.);
  • экологический стресс (неблагоприятные природные условия);
  • общественный стресс (проблемы, касающиеся всего общества или категории людей, к которой себя относит личность);
  • рабочий стресс (проблемы в трудовой сфере).

Кроме того, стресс бывает физиологическим и психологическим. Физиологический стресс – реакция на неблагоприятные условия среды. По сути, это же экологический стресс. Физиологический стресс бывает:

  • химическим (влияние веществ, недостаток кислорода, голод);
  • биологическим (болезни);
  • физическим (профессиональный спорт и высокие нагрузки);
  • механическим (повреждения тела, нарушения целостности покрова).

Психологический стресс возникает в социальной сфере, при взаимодействии человека с обществом. К психологическим видам стресса относится внутриличностный, межличностный, личностный, рабочий и информационный.

Последний вид мы еще не упоминали, давайте обратим на него внимание. Информационный стресс предполагает информационную перегрузку. Ежедневно люди вынуждены обрабатывать большие объемы информации, группу повышенного риска составляют люди, чья профессия предполагает поиск, обработку и запись информации (студенты, бухгалтеры, учителя, журналисты). Телевидение, интернет, профессиональное обучение и выполнение обязанностей вынуждает не только получать информацию, но и анализировать ее, усваивать, решать проблемные задачи. Беспорядочный поток информации провоцирует быструю утомляемость, рассеянность, снижение концентрации внимания, отвлекаемость от целей деятельности и профессиональных обязанностей. Особенно опасен перегруз во второй части дня, перед отходом ко сну. Проблемы со сном – частое последствие информационного перегруза.

Причиной стресса выступают новые и непривычные для личности условия жизнедеятельности. Очевидно, что перечислить все стрессогенные факторы нельзя, они носят субъективный характер, зависят от привычной для конкретного человека нормы. Вызвать стресс может как нестабильная экономическая обстановка в стране, так и отсутствие желаемого продукта в магазине.

Какой фактор окажется стрессогенным, зависит от темперамента человека, характера, личного опыта и других индивидуально-личностных особенностей. Например, ребенок из неблагополучной семьи будет спокойно реагировать на ругань и драки в будущем, нежели человек, никогда не сталкивающийся с подобным обращением.

Причиной стресса взрослого человека чаще выступают трудности на работе. Среди трудовых стрессогенных факторов выделяют следующие:

  • Организационные факторы: перегрузка или низкая занятость, противоречивые требования (конфликт ролей), неопределенность требований, неинтересная работа, экстремальные или неблагоприятные условия труда, неадекватная организация процесса.
  • Организационно-личностные факторы: страх ошибки и увольнения, страх потерять рабочее место и свое «Я».
  • Организационно-производственные факторы: неблагоприятный психологический климат в коллективе, конфликты, отсутствие социальной поддержки.

К стрессогенным факторам личного характера относятся:

Стресс – ответная реакция на требование. Независимо от характера (положительный или отрицательный) происходит перестройка организма. Биохимические сдвиги – отработанная эволюцией защитная реакция. По сути, именно эти биохимические изменения и вызывают чувства и эмоции, которые мы ощущаем в момент стресса. Нас тревожит не сам стресс, а его последствия – эмоции, которые не получают выхода.

К признакам стресса относится:

  • чувство тревоги и напряжения;
  • ощущение невозможности преодолеть сложившуюся ситуацию;
  • проблемы со сном;
  • усталость и апатия;
  • вялость;
  • пассивность;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • неадекватные реакции;
  • подавленность;
  • тоска;
  • недовольство собой, работой, другими людьми, всем миром.

Стресс делает человека нервным, суетливым. Накапливающаяся энергия просит выпуска, но оставаясь нереализованной, разрушает человека изнутри. Все психологические осложнения обусловлены застоем физической энергии. Ведь человеку как социальному существу запрещено открыто выплескивать свой негатив, мы не может в ситуации стресса поступить как животные: драться, бежать. Хотя некоторые себе это вполне могут позволить, а еще некоторые ситуации требуют подобного поведения. Но, например, проблемы у офисного работника сложно решить таким путем. Вот напряжение и накапливается.

Итак, стресс способен вызвать:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • простудные заболевания и нарушение иммунитета;
  • аллергию;
  • неврозы;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • другие психосоматические болезни;
  • заболевания и расстройства мочеполовой системы;
  • боль и неприятные ощущения в мышцах и суставах;
  • уменьшение плотности костной ткани;
  • снижение активности и трудоспособности.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предполагают, что к 2020 году депрессия (основная опасность стресса) выйдет на первое место по популярности, обойдя инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, ВОЗ отмечает, что уже сейчас 45 % всех болезней вызвано стрессом.

Но этим опасен хронический стресс и стресс на стадии дистресса. В умеренных дозах стресс выступает закалкой для психики, повышает устойчивость организма. Но это не значит, что нужно специально проводить подобные «закаляющие мероприятия».

В момент стресса наш организм готов к двум вариантам: сражаться или бежать. Это продиктовано животной частью нас, биологическим напряжением организма. Конечно, в жизни люди не всегда в прямом смысле убегают или нападают в состоянии стресса (хотя и это не редкость). Чаще это понимается абстрактно: бегство, например, значит уход в пьянство или депрессию.

Следует понимать, что избежать стресса нельзя. Это вариант рефлекторного ответа организма на трудные или неприятные (неблагоприятные) обстоятельства. Развивающейся активной личности всю жизнь придется сталкиваться с новым и неизвестным, непривычным, пугающим. И организм будет реагировать соответствующими гормональными изменениями, будет рефлекторно защищаться.

Помните, что стресс – это реакция на наше отношение к ситуации, восприятие случившегося. Мы реагируем не на факт, а на то, что это для нас значит. Раз нельзя избежать стресса, то необходимо работать над повышением стрессоустойчивости. Это важное свойство, позволяющее двигаться по жизненному пути. Подробнее об этом в статье «Стрессоустойчивость это: определение, уровни, повышение».

источник

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Читайте также:  Как выйти из стресса памятка

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Стресс ( англ. stress – давление, нажим, напряжение ) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” ( англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия [20, с.53]. Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический. Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Физиологический Психологический

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ]. В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма. В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение, поскольку способность к адаптации не безгранична.

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 — фаза сопротивления и адаптации

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов, либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

Фаза мобилизации– стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов.Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдаетсяфеномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкциихарактеризуетсяполным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок ) [по Карпову, с. 459].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

источник

Стрессовые состояния — неизбежная часть существования живого организма. Среди них бывают не только отрицательно воздействующие на человека, но и позитивные. Чтобы избежать негативных последствий стресса, необходимо уметь управлять им. Приемы предупреждения и устранения отрицательного влияния стресса зависят от стадии данного состояния. В современной психологии это направление предлагает четкий структурированный подход к пониманию механизма развития стресса и управления им.

Стереотипное восприятие понятия «стресс» как комплекса неприятных событий и связанных с ними переживаний, физического и психологического дискомфорта, искажает подлинный смысл этого термина. Реакция организма на любой интенсивный раздражитель, требующий приспособления и адаптации, связана со стрессом. С этой точки зрения сильный порыв холодного ветра, который заставляет поднять воротник и глубже натянуть шапку — тоже стресс. Реакция, которую он вызывает, является адаптивным механизмом, который включается рефлекторно или осознанно. В случае, если не удается быстро найти способ приспособиться к воздействию раздражителя, возникает ощущение дискомфорта. Получается, на бытовом языке название «стресс» закрепилось не за действием, вызывающим реакцию, а за неудачным опытом адаптации к нему.

Стрессы бывают и позитивными. Внезапно свалившееся на человека богатство — это тоже сильный стресс, как и появление новых возможностей, изменение статуса. Все эти изменившиеся условия потребуют приспособления и адаптации. Радость материнства — мощнейший стресс и на физическом и на эмоциональном уровнях. Послеродовая депрессия — результат неуспешного преодоления и признак дезадаптации к новой роли, появившимся обязанностям, ограничениям и ответственности.

Стрессовое воздействие активизирует все силы организма, требует быстрого поиска адаптационных возможностей. Во время оперативного поиска средств приспособления к изменившимся условиям активизируется деятельность систем внутренних органов. Особенно интенсивно начинают работать надпочечники, гипоталамус и гипофиз, выбрасывая высокое количество гормонов. За счет этого люди способны принимать быстрые решения в сложных ситуациях.

Благодаря успешному поиску механизмов приспособления происходит развитие эмоциональной и психологической сфер человека, укрепляются и совершенствуются его физические возможности. Это направление в психологии активно развивает отечественный психолог Олег Торсунов. Согласно его концепции, говорить о необходимости полного избавления от стресса нельзя. Это сделает человека более беззащитным, неспособным к адаптации в меняющихся условиях. Развитость адаптационного механизма — обязательное условие выживания и эволюционного развития.

Неумение правильно управлять своим состоянием в таких условиях ограничивает адаптационные возможности и сокращает потенциал развития, который открывается благодаря успешному проживанию стресса.

Но чрезмерные систематические стрессовые нагрузки оказывают истощающее влияние на психику человека и на его организм в целом.

Стрессы разнообразны по характеру и причинам возникновения, но все они развиваются по общей логике. Впервые систематизировать имеющиеся данные об особенностях стрессов удалось канадскому ученому Гансу Селье. В 1936 году он опубликовал результаты многолетних наблюдений за реакцией живого организма на стресс. Были проанализированы эмоциональные, психологические изменения в стрессовых ситуациях и физиология реакций в условиях избыточных нагрузок. Это позволило сделать вывод о трехфазной структуре развития реакции под воздействием избыточных раздражителей, получившей название «триада Селье».

Читайте также:  Как выйти из стресса мужчине после развода

В первых своих работах о триаде ученый применял термин «адаптационный синдром» и понимал под ним способность живого организма приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, мобилизуя имеющиеся ресурсы. Механизм развития реакции на стресс, по наблюдениям исследователя, оказался общим для людей, животных и растений и состоял из трех последовательно сменяющих друг друга стадий:

  • тревожная (alarm-reaction);
  • резистентная (stage of resistance);
  • истощения (exhaustion).

Стадии стресса по Г. Селье

Оригинальные английские названия фаз стресса позволяют точнее понять их особенности.

На стадии тревоги срабатывает механизм, напоминающий по своему действию пожарную сигнализацию. Наступает осознание того, что привычные условия сильно изменились. Это не обязательно чувство опасности. Неожиданное появление долгожданного гостя неизбежно вызовет шквал эмоций и подтолкнет к активным действиям, хотя сама ситуация никаких угроз не представляет. Возникают острые стрессовые реакции, диапазон которых очень широк — от невероятной активности до полного ступора. В это время живой организм подключает все имеющиеся резервы, интенсивно работают все системы, в кровь выбрасывается огромное количество гормонов для стабилизации состояния.

Постепенно реакция становится более уравновешенной. Стресс переходит в стадию резистентности, когда организм устойчиво сопротивляется внешнему воздействию. На протяжении этого этапа предпринимаются действия, направленные на приспособление к новым условиям. В зависимости от эффективности адаптации поведение может быть реорганизовано и дезорганизовано. В первом случае принято говорить об эустрессе, когда мобилизация всех ресурсов позволила полностью адаптироваться к новым условиям и войти в зону комфорта. В случае, если приспособиться не удалось, возникает дистресс, проявлениями которого становятся паника, уныние, ухудшение физического самочувствия, снижение эмоционального фона. Целенаправленная активность разрушается, адаптационный механизм не срабатывает. На протяжении всей резистентной стадии организм работает на пределах своих возможностей. Его активность намного выше, чем при обычном уровне сопротивляемости. Процесс адаптации требует максимального напряжения физической и эмоциональной сфер.

Поэтому после того, как фаза приспособления завершилась, наступает стадия истощения. Ее протекание зависит от результатов, полученных на предыдущем этапе. При благополучной адаптации может возникать ощущение усталости, сонливости, опустошенности. Если приспособиться к стрессору не удалось, наступает эмоциональный коллапс, отрицание, ощущение безысходности, тоски, развивается депрессия. С безуспешным опытом адаптации связаны и многие соматические заболевания. Если стресс был мощным, а неспособность эффективно приспособиться привела к фатальным последствиям, на стадии истощения высок риск развития личностных деформаций и расстройств психики.

Анализируя фазы развития стресса, ученые исследуют механизм реакции живого организма на интенсивный раздражитель, воздействие которого требует адаптации к новым условиям.

Триада Селье характеризует только основные этапы адаптационного синдрома.

Исследования стадии перехода от резистентной стадии к истощению позволили расширить триаду Селье. Работы отечественных ученых Л. А. Китаева-Смыка, Л. Е. Панина, А. М. Карпова дают более точно представление о том, как именно происходит процесс адаптации.

Расширенная модель триады Селье

Первые две фазы совпадают с триадой Селье: с момента начала негативного воздействия возникает первичный шок (соответствует аларм-стадии), который сменяется фазой адаптации (резистентности). В расширенной модели данная стадия включает фазы компенсации и нарастания. Первая представляет собой осознание успешной адаптации к стрессору. Если негативное воздействие продолжается и механизм приспособления не найден или недостаточно эффективен, происходит нарастание утомления, которое может завершиться разрушением. Если адаптация прошла успешно, воздействие стресса прекращается. Согласно данной концепции, эффективная компенсация позволяет избежать фазы истощения.

Триада Селье и расширенная модель адаптационного синдрома относятся только к острым стрессам, которые воздействуют на живой организм единовременно. При хроническом стрессе происходит наложение воздействия нескольких стрессоров. Стрессовые ситуации могут возникать одновременно или следовать друг за другом, не оставляя возможности полноценно пройти все фазы адаптации. Поэтому этапы развития хронического стресса совершенно иные, поскольку требуют адаптационной реакции на протяжении длительного времени.

Отечественный учений Л. А. Китаев-Смык установил, что под воздействием хронического стресса параллельно с классической триадой Селье возникают другие реакции, цель которых — приспособление не только к интенсивности раздражителя, но и к продолжительности его воздействия.

Адаптационная активность при длительном стрессе

На схеме цифрой 1 обозначена эмоциональная активность, которая возникает при начале воздействия стрессора (соответствует аларм-стадии по Селье). После этого наступает фаза резистентности, которая требует сосредоточенности и относительной эмоциональной пассивности (2). Но из-за того, что в данном случае стресс имеет хронический характер, в этот же момент начинается воздействие другого стрессора, которое вызывает снова острую эмоциональную реакцию (3).

К первым двум стрессам присоединяется третий (4), чевертый (6) и так далее. В результате фазы эмоциональной пассивности, которая необходима для эффективной адаптации к условиям хотя бы одного из стрессоров, может так и не наступить. Такая ситуация крайне опасна. Поэтому, находясь в условиях хронического стресса, необходимо проводить разграничение негативных воздействий, делить всю сложную ситуацию на несколько мелких. При таком подходе больше шансов обеспечить переход в продуктивную фазу адаптации, для которой необходимо отсутствие острой эмоциональной реакции и рациональный подход к поиску способа приспособления (5, 7).

В этом смысле можно говорить, что организация своих действий в условиях хронического стресса — отдельная большая триада Селье, в которой сначала возникает ощущение паники от количества проблем (аларм-стадия), после чего необходима успешная адаптация в сложным условиям, отключение непродуктивных эмоций и поиск путей решения проблемы (стадия резистентности), которая либо завершится полной компенсацией, либо приведет к истощению.

Поскольку реакция на стресс у людей зависит от их темперамента, прошлого опыта адаптации и массы внутренних и внешних факторов, в психологии принято говорить о различных типах приспособления.

В соответствии с типом реагирования разделяют:

  • реакцию вола;
  • реакцию льва;
  • реакцию кролика.

Фазы стресса в зависимости от личностных характеристик человека

Люди с реакцией вола находятся в ситуации хронических негативных воздействий. Они приспособились к этому за счет удерживания среднего уровня напряжения с небольшими всплесками и кратковременными периодами пассивности. Такие люди способны сохранять спокойствие и выполнять рутинную работу, но решить сложную задачу в короткое время они не смогут. Этот тип адаптации к стрессу подходит для людей, работа которых связана с выполнением повторяющихся операций, постоянным контролем за рутинным ходом событий, своевременной реакцией на незначительные отклонения от нормы. Стресс вола неэффективен в условиях, когда чередуются периоды спокойствия и острых стрессов, требующих активных и оперативных действий.

Люди с реакцией льва находятся под воздействием периодически возникающих очень интенсивных стрессов, преодоление которых требует приложения максимума усилий. На пиковой фазе активности им приходится выйти на предельный уровень своих адаптационных возможностей, чтобы решить возникшие проблемы. После того, как задача выполнена, наступает период длительной пассивности, который закончится только с возникновением нового стресса. Такой тип характерен для руководителей, людей творческих специальностей. Стресс льва неэффективен в условиях хронического стресса и рутинной работы.

Реакция кролика характерна для людей, решающих все проблемы путем самоустранения. Они готовы отказаться от каких-либо благ, если в новых условиях для их сохранения потребуются дополнительные усилия. Фаза резистентности у них невероятно коротка и заключается в принятии решения не бороться, не противостоять, не искать возможные варианты, а просто согласиться с тем, что предлагают. Это самая короткая по времени тактика, безобидная в условиях мелких бытовых проблем. В деловых вопросах она приведет к серьезным потерям.

Тот или иной тип реакции иногда характерен для человека во всех ситуациях, а может сознательно выбираться для наиболее эффективного решения проблемы с учетом ее особенностей.

Понимание механизма протекания стресса и осознание логики его развития — основной инструмент управления развитием событий и успешной адаптации к меняющимся условиям.

источник

Стресс является ответной реакцией на воздействие внешних факторов. Его относят к основным причинам психосоматических заболеваний. Согласно исследованиям, стадии стресса на разных этапах имеют отличия, знание о которых станет инструментом для эффективной борьбы с негативными последствиями.

Для многих данное понятие связано с негативными эмоциями, но по характеру реакции человека на стрессовую ситуацию выделяют два вида состояния:

  1. Эустресс, вызванный положительными эмоциями, помогает человеку мобилизоваться и осознать этапы решения проблемы, чтобы не допустить осложнения ситуации.
  2. Дистресс — это негативное проявление, снижающее защитные силы организма. Подобное состояние приводит к истощению ресурсов организма, а также существенным изменениям в здоровье и поведении человека.

По характеру раздражителя стресс бывает нескольких видов:

  • физический — на человека влияют погодные или температурные явления: жара, холод, дождь, ветер;
  • эмоциональный — возникающий в результате сильных переживаний;
  • физиологический — происходит из-за нарушений в работе отдельных органов человека, травм, излишней физической нагрузки.

Продолжительность состояния различна и может быть 2 видов:

  • кратковременный — внезапно появляется, развивается и проходит после устранения источника;
  • хронический — наиболее разрушающая организм форма, продолжающаяся длительное время.

Гормоны стресса влияют на различные показатели организма человека, вызывая многочисленные реакции, среди которых наиболее частыми являются следующие симптомы:

  • повышенная утомляемость и нежелание общаться с окружающими;
  • депрессия;
  • постоянное недовольство и раздражение;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • отказ от пищи или повышенный аппетит;
  • аритмия и ускоренный пульс;
  • приступы удушья и головокружения.

Патологическое состояние включает 3 стадии общего адаптационного синдрома.

Канадский физиолог Ганс Селье классифицировал 3 стадии стресса, связанные между собой. Каждая фаза имеет свои особенности. В момент воздействия раздражителя проявляется ответная реакция организма — скорость смены этапов зависит от различных факторов:

  • устойчивости психики к негативным изменениям;
  • силы стрессирующего фактора;
  • умения оценить обстановку;
  • состояния центральной нервной системы организма;
  • опыта поведения в аналогичной ситуации.

Благодаря индивидуальным особенностям нервной системы люди по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки.

Первая стадия — реакция тревоги — проявляется в момент возникновения стрессовой ситуации. В это время понижается сопротивляемость организма. Состояние тревожности преобладает над другими чувствами на данном этапе. Реагируя на гормоны, организм подготавливается защищаться или бежать. Для данной фазы стресса характерны следующие реакции:

  • нарушение аппетита и усвоения пищи;
  • потеря способности оценивать собственные действия или мысли;
  • слабый самоконтроль;
  • ощущение беспокойства, тревоги;
  • смена поведения на противоположное (эмоциональный и активный человек замыкается в себе, а уравновешенный — может вспылить или проявить агрессию).

Если человек способен справиться с ситуацией, начинается 2 фаза адаптации. При резистентной стадии происходит усиление защитных сил — организм активно сопротивляется внешнему раздражителю. В этот момент важно найти мотивацию, чтобы справиться с возникшей проблемой. Происходят следующие процессы:

  • мобилизация систем организма;
  • снижение психологических проявлений стресса (агрессивности; процесса возбуждения; чувства тревоги).

Если стрессовая ситуация прекращается, постепенно все функции организма нормализуются. В случае сохранения источника — начинается следующий этап развития стресса.

Для данной фазы развития стресса характерно истощение нервной системы — ресурсы организма исчерпаны. Человек не в состоянии справится с факторами, вызвавшими расстройство. В этот момент могут появиться различные патологические состояния:

  • повторное чувство тревоги;
  • комплекс вины;
  • косметологические расстройства (высыпания на коже, выпадение волос, появление морщин и т.п.);
  • психологические расстройства;
  • депрессия;
  • психосоматические заболевания (дерматит, повышение артериального давления, бронхиальная астма и т.п.);
  • нарушение кровообращения;
  • в тяжелых случаях — летальный исход.

Понимание причин стресса, этапы которого прослеживаются вне зависимости от характера раздражителя, является важным условием благополучного разрешения ситуации.

Человеку, пережившему три стадии стресса, важно преодолеть психологический дискомфорт, поскольку длительный стресс — опасное состояние, разрушающее организм и приводящее к нервному срыву. Необходимы эффективные меры для восстановления. Для этого существуют различные способы, из которых можно выбрать один или несколько вариантов:

  • устранение стрессирующего фактора, иначе негативные изменения в состоянии человека будут продолжаться;
  • полноценный отдых для восстановления сил;
  • сеансы психотерапии помогут сформулировать жизненные ценности и повысить психоустойчивость;
  • физическая активность поможет избавиться от негативной энергии;
  • дыхательные техники уменьшают воздействия стресса и снижают его влияние;
  • физиотерапевтические методы положительно влияют на нервную систему: магнито- и иглотерапия, точечный массаж и др.;
  • процедуры курортной терапии восстанавливают естественным способом: бальнеология, грязелечение, талассотерапия и т.п.;
  • медитация — способ, с помощью которого человек способен помочь себе самостоятельно;
  • арт-терапия — метод лечения, способствующий переключению внимания на творчество;
  • ароматерапия успокаивает нервную систему, воздействуя ароматами на рецепторы обоняния;
  • путешествия, в процессе которых человек обретает новые знакомства, эмоции и ощущения;
  • медикаментозные средства: успокаивающие препараты, антидепрессанты, биологически активные добавки и др.

Кроме вышеперечисленного, важно обратить внимание на питание. Грамотно составленный рацион поможет организму справиться с негативными последствиями:

  • отсутствие переедания;
  • отказ от высококалорийной пищи;
  • добавление в рацион продуктов, способствующих выработке эндорфинов — гормонов счастья: бананов, клубники, авокадо, горького шоколада;
  • снижение употребления кофеиносодержащих продуктов: кофе, чай, Coca-cola;
  • ограничение мясных и рыбных блюд;
  • исключение алкогольных напитков.

Каждому человеку, пережившему стрессовую ситуацию, рекомендуется подбирать индивидуальный способ восстановления, исходя из его психического состояния и потребностей.

источник