Меню Рубрики

Стресс у ребенка 7 лет симптомы

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

источник

Существует несколько признаков и симптомов по которым можно понять, что с ребенком что-то не так и что ему надо помочь справиться со стрессом. В этой статье мы с вами рассмотрим основные причины и симптомы стресса у ребенка, а также поговорим о том, как проводится лечение стресса у детей.

У малышей до 5 лет характерным симптомом сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: утром и днем — сонливость и вялость, а к вечеру, пред сном, — необычайная возбужденность и активность. (Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское «успокоительное» — мамина колыбельная; любое другое лекарство — успокоительное должен подбирать врач).

Какими симптомами проявляется стресс у ребенка?

Родители должны различать и отличать от болезни стресс по признакам, характеризующихся наличием необъяснимой рвоты (неврогенная рвота), расстройств кишечника, сыпью, температурой (субфибрилитет), болями в животе и прочими странностями. Это случается не только у детей, но кстати и у взрослых — на нервной почве. Тогда, когда ваш ребенок сильно переволнуется — у него тоже сдают нервы — но все у него в гармоничной (желательно семейной) обстановке быстро проходит.

Наиболее часто у детей до 10 лет появляются в этот момент страхи, агрессии или начинается так называемый регресс. Отдельной консультации у специалиста требует гиперкинетический синдром, который в своем развитии имеет две тенденции. Он к 12-14 годам ослабевает и исчезает или трансформируется в психопатию, и личность становится дезадаптированной.

Эта информация для родителей, на заметку, чтобы не пропустить момент, когда надо самим заняться ребенком, а когда и обратиться к врачу. Советы и рекомендации не могут и не должны заменять лечение, назначенное профессиональным врачом и при малейшем подозрении следует немедленно обратиться за квалифицированной помощью. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому — другие.

Страхи, регресс, агрессия у детей

Если ваш ребенок превращается в трусишку, значит он явно находится в стрессе. Вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Подумайте, что было в семье: были ли ссоры, скандалы, может быть вы очень переживали, может быть сами сильно плакали, может и потеря чего-то или кого-то очень любимого и важного для ребенка (любимой плюшевой собачки, например) и т. д. Очень часто фильмы, увиденные раньше времени, нарушают душевный покой, а значит и адаптацию психики.

Надо отличать страх, как реакцию на стресс, от возрастных страхов. Для 5-8 летних детей страхи вполне естественны. Они сами про них «говорят» — «читается» родителями посредством рисунков, всплывают в играх и фантазиях.

Настораживать должно необычное поведение. Когда не говорит, а пытается действовать как бы пытаясь себя защитить. Буквально закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет или отказывается спать без света, не отпускает от себя, плачет во сне — практически регулярно. Вскрикивает от шума или настораживается на шум на лестнице. Ребенок может бояться не только темноты, но и изображений — картинок на стене или определенных мультфильмов. На родителей тогда обрушивается весь комплекс дневных и ночных тревог ребенка. У ребенка стресс.

Главное — замечать стрессовое состояние. А дальше — по мере «ухода» ребенка в стресс проконсультируйтесь со специалистом, не затягивайте с обращением и началом лечения. Но не перекидывайте решение проблем на врача, а настройтесь сами решать.

Отмахнуться не получится — сами по себе симптомы стресса у ребенка не пройдут. А может быть и ухудшение. Многое в лечении стресса зависит от матери от нее должны исходить положительные эмоции, любовь, тепло, нежная забота (добавьте сюда же переключающие внимание, отвлекающие игры, рисование).

Что делать, если у ребенка стресс?

Заметив у ребенка от 5-7-8 лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в игры.

С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.

В случае кратковременных стрессов, а также во время затянувшихся кризисов, не исключаются в лечении седативные средства, оказывающие глубокое успокаивающее воздействие на нервную систему.

Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства. Если вдруг ваш «взрослый» 7-7,5-летний ребенок — неожиданно для вас — начинает плакать и цепляться за вас, так как будто он — малыш, просить покормить с ложечки, словно не умеет есть сам.

Правило для родителей: Никогда на позволять себе гнев или раздражение! Никогда. Никаких реплик типа: «И тебе не стыдно!» Это не отклонение в поведении, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой и непонятной его уму ситуации. Он не справляется с ней и просит о помощи опосредованно.

Мешать «регрессировать» не надо. Надо его приласкать, успокоить. Не бойтесь перелюбить — именно материнская любовь ему сейчас так необходима, как ничто другое, чтобы восстановить внутренний эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Переждите регресс с любовью — он пройдет.

Вспомните, какие события (например конфликт в семье при ребенке) произошли в последнее время, и не повторяйте. Поймите, вы, взрослые, сами толкаете ребенка в негативное состояние своим же негативом. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души и наши «окрепшие» сегодня обрушивается сильнейший поток всякого рода непотребщины.

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной может быть психологическая неготовность к школе, неприятие сверстниками. Унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Чтобы ребенок не испытывал стресс в школе ему надо помочь привыкнуть и приспособиться. Маленькому человечку трудно и то и другое. Понятно взрослым, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс, но ему этого вы не объясните так просто и тем самым из стресса не выведете. А не выведете — подведете себя к. другому страху. Название его будет соответствующее — школьная фобия. Страх перед тем, что может произойти в школе. На первом месте у младших школьников — боязнь учителя и боязнь оценки.

Читайте также:  Постоянные стрессы на ранних сроках беременности

Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь все зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно страшным» уроком у него может болеть голова, подниматься давление.

В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников. В ответ на все эти школьные страхи у ребенка с активной жизненной позицией может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится то он учителя, а третирует-то близких. Обычно так ведут себя дети до 10 лет. Но и со старшими это тоже случается — чаще из-за неприятия окружающих, прежде всего одноклассников.

Все то же самое может быть причиной странной растерянности, неспособности сосредоточится, которая не меньше чем предыдущая выводит из себя родителей. «Не слышит!»; «Хоть оборись!» Вам это не знакомо? А некоторые особо чувствительные дети только так реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? С чего начать? Главные вопросы русской интеллигенции. Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит. Усиление строгости не поможет, а только ухудшит дело. С рассеянностью тоже. бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удастся вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу. Некоторые родители подбирают лечение у гомеопата.

источник

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма. Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации. В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета. Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

источник

Стресс у детей — широко распространенное явление, не только затрагивающее психику ребенка, но и влияющее на физическое здоровье и функционирование всех систем и органов. Это состояние появляется в моменты резкого изменения окружающей обстановки, психоэмоционального окружения, после резких изменений в сформировавшейся жизни.

Читайте также:  Постоянные стрессы из за школы

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

При появлении симптомов стресса рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.

В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.

Для нормализации психического состояния прописываются различные препараты успокаивающего действия: настойка валерианы или пустырника. Для улучшения обменных процессов в головном мозге назначают ноотропные препараты.

Детский стресс эффективно лечится с помощью массажа шеи и плеч, хвойных ванн и ванн с морской солью, а также с помощью электросонтерапии.

При решении вопроса о том, как снять стресс у ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется обратить внимание на гигиену сна, здоровое питание, регулярные физические упражнения, прием витаминно-минеральных комплексов.

Регулярная физическая нагрузка по утрам и в течение дня снимает нервное и психическое напряжение, укрепляет нервную систему. Достаточно заниматься 30-40 минут 3-6 раз в неделю. Важно избегать тренировок на голодный желудок (за исключением легкой разминки) и по прошествии 1,5 часа после последнего приема пищи.

В вопросах питания важно наладить полноценное обеспечение детского организма достаточным количеством витаминов и минералов.

У детей, часто подверженных нервным расстройствам, в организме не хватает магния. Нехватка магния, независимо от раздражителей, резко усиливает депрессивные состояния, перевозбуждает нервную систему.

Для восполнения магния рекомендуется употреблять продукты с повышенным содержанием витамина В6, способствующего усвоению этого микроэлемента. Также рекомендуется снизить содержание поваренной соли в пище, так как соль снижает содержание магния в продуктах питания. Поваренную соль при желании можно заменить морской.

Настоятельно рекомендуется ввести в рацион ребенка витаминно-минеральные комплексы, содержащие магний и витамин В6. Это особенно важно в холодное время года, когда наблюдается сезонное снижение содержания магния в детском организме.

Подростковый стресс негативно сказывается на состоянии нервной системы и влияет на общее здоровье ребенка, вызывает развитие нарушений сна, бессонницы, приводит к нервным расстройствам. Во взрослой жизни это может вызвать нарушения в развитии речи, заболевания кожи, сердечно-сосудистые болезни.

источник

Переживаниям и повышенным нагрузкам подвержены и родители, и дети. Даже взрослые не всегда правильно распознают сигналы организма и не понимают, что с ними происходит. Что уж говорить о ребенке, который даже со словом «стресс» толком не знаком.

Доказано, что склонность к стрессам может передаваться по наследственности. Также повышенной тревожностью могут отличаться дети, чьи мамы переживали стресс во время беременности. Но и другие детки тоже могут стать жертвой этого коварного «змия». Повышенные нагрузки в школе, садике, требования учителей и родителей, отношения со сверстниками, атмосфера в семье – все это может стать причиной переживаний. Как распознать стресс у ребенка и что делать родителям?

Регресс – это возвращение к детским повадкам. Ребенок может сосать палец, постоянно требовать внимания и даже мочиться в кровать.

Это состояние обычно проходит само. Родителям нужно только упокоить малыша и уделить ему внимание.

Страхи могут быть возрастными. Но бывает так, что во время стресса они обостряются или приобретают новые формы. Если ребенок начал бояться того, к чему раньше относился радушно или безразлично, его настиг стресс.

В таких случаях больше играйте и рисуйте с малышом. С помощью таких активностей ребенок может «проиграть» свои страхи. Кстати, мы уже рассказывали, на что обращать внимание, если ребенок рисует семью. Обязательно изучите такой рисунок малыша. Возможно, причина стресса кроется в семейных отношениях.

АГРЕССИВНОСТЬ

Причин агрессии у детей тоже много. И одна из них – стресс. Малыш начинает драться, обзываться, конфликтовать, бросаться игрушками.

Энергию, которую он тратит на агрессию, лучше перенаправить в благое русло – например, спорт. Также вы можете взять на вооружение детские игры от агрессии.

ПЕРЕПАДЫ НАСТРОЕНИЯ

У ребенка часто меняется настроение. Причем в основном оно негативного характера: обиды сменяются агрессией, подавленным состоянием. Это может длиться неделями.

Если вы заподозрили, что у ребенка стресс, лучшая помощь – понимание. Постарайтесь аккуратно поговорить с малышом, разузнать причину его беспокойства и при необходимости поддержать.

ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ

На нервной почте у малыша может болеть голова или живот, подняться температура, ни с того ни с сего появиться сыпь.

В таких случаях родителям нужно наладить обстановку в семье, разузнать, какая атмосфера царит в школе и максимально убрать все раздражающие факторы и снизить давление на ребенка.

ТРЕВОЖНЫЙ СОН

Ребенок не может долго уснуть, его постоянно что-то беспокоит. Бессонница в результате становится причиной переутомления.

От бессонницы и ночной тревоги помогут массажи, ароматерапия, дыхательная гимнастика.

СНИЖЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

У малыша снижается память, нарушается концентрация внимания. Кроха теряет интерес к ранее любимым занятиям. Это все отражается на успеваемости.

Регулярно интересуйтесь школьными делами ребенка. Хвалите за успехи и не корите за неудачи. Старайтесь помочь при решении сложных заданий.

БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ

Все та же рассеянность и забывчивость. Только к ним добавляется еще и очень быстрая утомляемость даже после небольших нагрузок.

В таких случаях можно разрешить ребенку не пойти в школу день или два. Пусть он хорошенько отдохнет. Все же здоровье важнее.

ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ

Ребенок боится контактировать с людьми, хочет быть в одиночестве.

Не нужно заставлять малыша играть с другими детками. Возможно, сейчас он слишком эмоционально истощен, чтобы общаться с другими. Дайте ему время на отдых. В других случаях помогите ребенку наладить отношения со сверстниками, проиграйте ситуации и диалоги, которые пригодятся ему в общении.

КОМПУЛЬСИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Наматывание волос на пальцы, покашливания, дрожание рук, недержание мочи, заикания – все это все признаки стресса у ребенка.

В таких случаях лучший помощник – физическая нагрузка: гимнастика для детей, езда на велосипеде, без, утренняя зарядка.

Победить стресс у ребенка помогут правильное питание и режим дня. Родителям стоит обращать внимание даже на самых маленьких достижениях малыша, давать ему возможность отдохнуть и выплеснуть энергию.

источник

Авторы
Вершинина Светлана Викторовна,

к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Котова Ольга Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Рябоконь Ирина Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Стресс. Определение
Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

Рис. 1. Проявления стресса

* В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

Симптомы стресса у детей
Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

    Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

    Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

    У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

    Причины и источники стресса у детей
    Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.
    К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

    У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

    Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

    Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

    Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

  • Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль:
    • чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
    • ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
    • тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
    • инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
    • нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
  • Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем:
    • в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
    • появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
    • нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.

    При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
    При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
    У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].
    Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

    Стресс. Последствия
    Стресс сам по себе очень важен для выживания.
    Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
    В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
    Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

    Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов
    В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.
    NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

    Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

      приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

    Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

  • универсален и отражает дезадаптацию. Встречается при различных патологических состояниях, например, при окислительном стрессе, дефиците магния, гипергомоцистеинмеии, а также позволяет объяснить коморбидность неврологических заболеваний и аффективных расстройств (например, депрессии) [11, 12].
  • Читайте также:  Постоянные стрессы как влияют на организм

    Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

    У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

    Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

    Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

    Профилактика стресса у детей
    Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

    Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.
    Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

    Гигиена сна

  • Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
  • Избегать отхода ко сну в рассерженном состоянии или слишком рано.
  • Использование водных процедур перед сном — прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.
  • Использование кровати только для сна, а не для чтения, игр.
  • Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.
  • Ограничение игры в компьютерные игры вечером /на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.
  • Уменьшение стрессовых ситуаций, умственной нагрузки, особенно в вечернее время.
  • Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

    Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость
    Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

    Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

    Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

    Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

    Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

  • 10-15 мин. разминка в легком и умеренном темпе,
  • 20-30 мин. активных нагрузок,
  • 10-15 мин. «заминка» в легком темпе.

    Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

    Здоровое питание- защита от стресса
    Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

    Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

    В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

    Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

  • беспокойство;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • усталость и даже депрессия.

    Питание и его связь с физкультурой
    До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

    Дефицит магния — причина и следствие стресса
    Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.
    Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

    Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

    При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

    У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне
    Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

    В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

    Рис. 3. Схема NMDA-рецептора.

    При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

    Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

    Их приток в клетку приводит к:

  • резкому снижению митохондриального пула Mg2+,
  • нарушениям дыхательной цепи,
  • увеличению выработки свободных радикалов,
  • разрушению клеточных мембран и внутриклеточных белковых структур и последующей гибели клетки [13,14, 15, 16, 17, 18].

    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне
    Дефицит Mg2+ приводит к:

  • гипервозбудимости ГГНО,
  • увеличению транскрипции кортикотропин-рилизинг фактора в паравентрикулярном ядре гипоталамуса,
  • повышению уровня АКТГ плазмы

    Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

    Другие важные функции ионов Mg2+
    Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

    1. Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
    2. Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
    3. Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
      • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
      • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
    4. При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].

    Причины дефицита магния
    Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

    Первая причина: неправильное питание
    Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

    Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

    Вторая причина: сезонные колебания
    В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

    Третья причина: стресс
    При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

    Магний – антистрессовый элемент
    Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

    Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

  • детям до 3 лет — 50-150 мг;
  • 4-6 лет — 200 мг;
  • 7-10 лет — 250 мг;
  • 11-17 лет — 300 мг.

    Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

    Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

    Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка
    Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

    В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].
    Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

    Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

    * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

    Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.
    Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].
    Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [19-20].

    Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния
    При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

    Группа населения Норма потребления магния, мг/сут Магне B6 питьевые ампулы, штук Магне B6 форте таблетки, штук
    Дети до 12 мес 55-70
    От 1 года до 3 лет 150 1-1,5
    От 3 до 6 лет 200 2
    От 6 до 10 лет 250 2-3 2-3
    От 10 до 17 лет 300 3 3
    Мужчины 350 3-4 3-4
    Женщины 300 3 3
    Беременные и кормящие женщины 450 4 4

    Заключени
    Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз (постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом. Стрессы и психическое напряжение часто встречаются у детей и подростков.

    В последние десятилетия обсуждается роль дефицита магния как запускающего фактора дестабилизации глутаматергической системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а также гипоксии и энергодефицита клеток и тканей, что лежит в основе нарушения адаптации к стрессам и последующего развития психосоматических заболеваний. Клинические проявления дезадаптации ассоциированы с дефицитом магния и усугубляются по мере старения организма.

    В новом тысячелетии уделяется большое внимание мероприятиям и методам, направленным на повышение стрессоустойчивости организма ребенка.

    Какими бы ни были стрессы, «хорошими» или «плохими», они всегда влияют на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а также определяют риск развития хронических заболеваний уже во взрослой жизни.
    В данной брошюре представлена современная лечебно-профилактическая тактика, разработанная как для помощи в лечении юных пациентов с клиническими проявлениями стресса, так и для профилактики стресса.

    Цель разработанных лечебно-профилактических воздействий заключается в повышении приспособительных (адаптационных) возможностей в детском и подростковом возрасте, возвращении организму нарушенного равновесия со средой и повышении стрессоустойчивости ребенка.

    источник