Меню Рубрики

Стресс управление стрессом на уровне организации

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (Рис.8).

Рисунок 8. Что такое стресс?

1. Понятие и источники стресса

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс — динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

— факторы, зависящие от организации;

— факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и социально-психологической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

— характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

— нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

— отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

— организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

— стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

— поддержка коллег, друзей и родственников;

— активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.

Восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой — оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

Физиологические симптомы стресса — это повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше.

Психологические симптомы стресса — это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.

Поведенческие симптомы — это снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу — прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения хронических заболеваний и т.д.), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотических веществ.

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Так же как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рис. 9, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

4. Стратегия управления стрессом

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

— подбор и расстановка кадров;

— постановка конкретных и выполнимых задач;

— взаимодействие и групповое принятие решений;

— программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

— умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

— занятия спортом и физическими упражнениями;

— овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Стресс как неотъемлемая часть жизни человека. Виды стресса.

3. Роль социальной поддержки и личного контроля в управлении стрессом.

4. Влияние способностей, самооценки и темперамента на поведение человека в стрессовой ситуации.

5. Особенности реакции на стресс у людей:

а) с различной психологической устойчивостью;

б) различных поведенческих типов (А и В).

2. Модели поведения в стрессовой ситуации.

1. Упражнение «Изменение в жизни человека как причина стресса»

Проанализировать роль изменений в жизни человека.

Социальная регулировочная шкала (табл. 3.) отражает степень стрессового влияния различных событий на человека.

Степень влияния на человека изменений в жизни

Смерть близких родственников

Жена начала/прекратила работать

Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищет информацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когда человек испытывает сильный жизненный стресс, он ищет помощь вне работы: обращается к друзьям, идет на курсы повышения квалификации или меняет место работы. Когда человек испытывает рабочий стресс, он ищет помощь у коллег или руководства.

Проанализируйте данные. Предложите возможную стратегию выхода из стрессового состояния по каждому событию. Найдите позитивные моменты в каждом жизненном изменении.

1. Кейс «Работники компании GENERAL MOTORS (GM) вышли на забастовку с требованиями: «МЕНЬШЕ РАБОТЫ — МЕНЬШЕ ДЕНЕГ»

1. Выявить потенциальные источники стресса в конкретной ситуации.

2. Проанализировать последствия стресса для работников и организации.

Все большее распространение получает «временная занятость», когда компании сокращают персонал, «выбрасывая людей на улицу». Это лишает работников уверенности в завтрашнем дне, получении стабильного заработка и определенного социального статуса. В этих условиях странно видеть колонны бастующих рабочих компании General Motors с лозунгами «Меньше работы — меньше денег».

В середине 90-х гг. компания значительно сократила численность занятых, передав часть их функций оставшимся работникам. Сверхурочная работа стала обязательной для подавляющей части персонала; продолжительность рабочей недели некоторых сотрудников доходила до 66 ч. Компании выгоднее было оплачивать сверхурочные работы, чем держать дополнительных работников. Заработки рабочих, находящихся на повременной системе оплаты, составляли в среднем 53 000 долл. в год. К тому же компания предоставляла им различные льготы на сумму около 35 000 долл.

Однако, несмотря на высокие заработки, работники испытывали чувство глубокой неудовлетворенности и усталости, которое со временем нарастало. Один из работников так описывал свои ощущения: «Складывается впечатление, будто единственное, что я делаю — это работаю, сплю, и потом вновь возвращаюсь на работу».

1. Какое отношение данная ситуация имеет к стрессу?

3. Насколько данная ситуация характерна для российских организаций?

1. Научиться выявлять источники и последствия стресса.

2. Научиться разрабатывать стратегию управления стрессом.

Компания «Цитадель» была создана в 1997 г. в одном из административных центров России и занималась ремонтно-строительными работами.

Владимир Самойлов работал в компании с момента ее основания и считался хорошим плотником. Он был очень доволен своей работой, сам устанавливал свой распорядок дня, находил время для занятий спортом и общения с друзьями. Он любил ходить на стадион, «поболеть» за хоккеистов «Динамо», ездить с друзьями на рыбалку, а летом выезжать за город на грибной сезон. Однажды ему позвонила Елена Травкина, дочь бывшего владельца «Цитадели», который скончался от сердечного приступа полгода назад, и спросила, не хочет ли Владимир приобрести компанию в связи с тем, что она решила ее продать. Предложение было заманчивым: «Цитадели» принадлежало несколько зданий, оборудование, пять грузовиков, в ее штате было двадцать два сотрудника. Компания приносила прибыль.

Владимир очень хотел иметь собственную фирму. Он мог приобрести «Цитадель», так как его жена недавно унаследовала значительную сумму денег и искала место для надежного вложения капитала, идея приобретения компании была достаточно привлекательной, не он боялся того, что новая работа потребует от него слишком больших усилий. Он не знал, будет ли счастлив в этой новой роли. Сможет ли oн ходить на хоккейные матчи? Будет ли у него достаточно времен для общения с друзьями? А походы за грибами? Владимир прекрасно помнил, что у Константина Травкина, прежнего владельца фирмы, никогда не было свободного времени: слишком много отнимала работа.

Обсуждая вопрос приобретения компании со своей женой Ольгой, Владимир понял, что она очень боится потерять капитал, если у него ничего не получится и фирма не будет приносить прибыль. Они решили, что риск можно снизить, если найти партнера, который также вложил бы в компанию свои деньги. Владимир предложил своему старому другу Семену Тихонову, который работал плотником в другой компании, стать совладельцем «Цитадели». Владимир знал, что Семен очень хороший специалист. Он также знал, что Семен может одолжить деньги на покупку компании у своих родителей.

Семен принял предложение Владимира, и они решили начать заниматься реконструкцией зданий, а именно: делать надстройки к зданиям, строить дополнительные этажи и устанавливать окна со стеклопакетами. Они начали активный поиск новых клиентов, дали рекламу в местных газетах и распечатали рекламные брошюры, которые были распространены в городе и близлежащих пригородах. В это время стало развиваться ипотечное кредитование. Кроме того, индивидуальное жилищное строительство позволяло сократить налогообложение доходов. Стало популярным получение ссуд на строительство и модернизацию жилых домов, и многие жители города и пригородов могли теперь занять деньги в банках, чтобы обновить и усовершенствовать свои дома. Заказов было настолько много, что владельцы «Цитадели» не знали, как справляться со своими обязательствами перед клиентами.

Постепенно Владимир перешел на семидневную рабочую неделю. Он уже не успевал ходить на спортивные матчи, которые так любил смотреть. Летний отдых также был под вопросом. У него стали возникать личные проблемы.

Одной из главных проблем был его партнер Семен, который не хотел работать так, как Владимир, и часто появлялся на работе очень поздно. Владимир подозревал, что Семену было тяжело подниматься по утрам, потому что он был любителем вечерних застолий. Возникли также проблемы с рабочими: некоторые плотники часто прогуливали работу, поэтому владельцам фирмы приходилось самим браться за работу. Проблемы с плотниками возникали потому, что, во-первых, они всегда могли найти работу в городе и, во-вторых, они могли заработать больше, работая от своего имени, а не от имени «Цитадели». Пути выхода из создавшейся ситуации Владимир и Семен видели по-разному. Владимир считал, что с плотниками, которые не выходили на работу, нужно обходиться строго, а Семен придерживался мнения, что никаких санкций за прогулы к ним применять не надо. Владимир чувствовал, что его на фирме недолюбливают, а Семен в глазах сотрудников был «хорошим парнем».

Читайте также:  Может от стресса обильность месячных

Ситуация со временем еще больше обострилась: несколько споров Семена с Владимиром привели к тому, что Семен захотел отделиться. Договор о создании компании содержал статью, в которой говорилось, что один из партнеров может уйти из компании, предложив оставшемуся партнеру выкупить свою долю. Владимир согласился выкупить долю Семена на следующих условиях: фиксированная выплата единовременно и определенная сумма ежегодно в течение десяти лет.

Когда об этом решении было объявлено рабочим, шесть плотников решили уволиться из «Цитадели» и начать свой собственный бизнес. Владимир был рад, так как считал, что оставшиеся работники, если ими управлять правильно, будут работать так же, как и все 22, которые были раньше. Кроме того, Владимир был уверен, что, если он будет действовать более решительно и выбирать только те проекты, которые, по его мнению, наиболее выгодны, то прибыль можно даже увеличить.

Однако нестабильность экономического развития привела к снижению спроса на индивидуальное жилищное строительство. За несколько месяцев процентные ставки возросли. Это означало, что объем заказов будет падать. Владимир же все еще должен был обеспечивать выплаты Семену по договору о партнерстве. Для того чтобы сократить расходы, Владимиру необходимо было сократить штаты. Как решить возникшую проблему? Все это сильно на него повлияло. Он заметил, что стал кричать на жену и детей, чего не делал раньше. У него постоянно было подавленное настроение. Владимир никак не мог принять правильное решение.

1. Как изменился характер и содержание работы Владимира, после того, как он стал владельцем компании?

2. С какими проблемами в отношениях с персоналом столкнулся Владимир?

3. Основываясь на реакции Владимира на различные проблемы, как бы
описали его «теорию управления людьми»?

4. Какие опасности поджидают Владимира в результате возникшего стресса? Как ваш ответ связан с вашей собственной «теорией» управления стрессами?

5. В целом какие аспекты менеджмента и организационного поведения полезно было бы изучить Владимиру перед приобретением компании?

Тест 1. «Ваша психическая устойчивость»

Данный тест поможет вам понять и проанализировать вашу модель поведения, узнать, насколько она позволяет вам избегать стрессов, нервных перегрузок. Итак, выберите высказывания, которые наиболее соответствуют вашему поведению.

1. а) в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в игре мне нравится риск, я люблю проявлять настойчивость;

б) если в игре я теряю несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не отвечает на мои первые знаки внимания, то у меня тут же пропадает желание действовать, и я отступаю;

в) я всегда стараюсь избегать конфликтов и неприятных ситуаций.

2. а) я работаю быстро, не люблю затягивать дела;

б) мне нужно, чтобы меня периодически подстегивали;

в) часто, придя вечером домой, я думаю о том, что сегодня было на работе.

3. а) я разговариваю очень быстро и громко, перебиваю других, не слушаю чужого мнения;

б) к отказам я отношусь совершенно спокойно;

в) мне бывает трудно выразить свои чувства.

4. а) у меня большие цели в жизни, я хочу многого достичь;

б) обычно я занимаю выжидательную позицию;

в) я ищу предлог увильнуть от работы.

5. а) я быстро хожу, ем и пью;

б)если я что-то не успеваю сделать, то меня это не беспокоит;

в) в проявлении чувств я сдержан(а).

6. а) мне часто бывает скучно;

б) мне нравится ничего не делать, предаваться мечтам, созерцанию;

в) я всегда стараюсь угодить желаниям других, час в ущерб своим собственным.

За ответ «а» — 6 очков, «б» — 4 очка, «в» — 2 очка.

36—65 очков. Вы человек очень неустойчивый к трудным жизненным ситуациям. Любая неудача воспринимается вами как личное оскорбление. Все, что вас не устраивает, вызывает сильный приток адреналина в кровь, и отходить от этого бывает тяжело. Есть серьезная опасность появления симптомов болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, заболевания кишечника. Должно быть, с вами очень трудно ужиться. Научитесь более спокойно воспринимать мир, даже если что-то в нем не так, как вы хотите. Поймите, что неудачи — это тоже опыт, который должен вас чему-то научить. Если вы изменитесь, то от этого будет лучше как вам самим, так и вашим близким.

20—34 очка. Вы достаточно спокойный, уравновешенный человек, обладающий вполне нормальной психологической устойчивостью. Если вы набрали немногим более 20 очков, то можно вам посоветовать терпимее относиться к окружающим. Это позволит достичь в жизни большего.

12—18 очков. Вы настолько боитесь неприятностей и бережете себя, что ваша бездеятельность может стать причиной стресса. Наверняка вы очень раздражаете ею близких. Побольше уверенности в себе и настойчивости! Составьте перечень своих положительных качеств и постепенно совершенствуйте каждое из них.

Тест 2. «Воздействуют ли на вас повседневные неприятности»

В повседневной жизни бывает так, что причиной плохого настроения, ухудшения самочувствия являются, казалось бы, незначительные неприятные события. На первый взгляд, они не оставляют следа, но при систематическом повторении могут привести к серьезным осложнениям. Ниже приведены 9 ситуаций. Отметьте те из них, которые вызывают у вас неприятные ощущения.

1. Кто-то пристально наблюдает за вами.

2. Кто-то отвлекает вас, прерывает ход ваших мыслей.

3. Вы заняты серьезным делом, а окружающие постоянно дают вам советы.

4. Вам необходимо срочно переговорить по телефону, а нужный номер занят.

5. У вас интересная беседа с другом, а кто-то третий все время вмешивается в ваш разговор.

6. Кто-то из ваших коллег без причин повышает голос.

7. При рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнера.

8. Вам действует на нервы комбинация цветов, которые, на ваш взгляд, не подходят друг другу.

9. Вас раздражает общение с человеком, который знает вас лучше вас самого.

ОПЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Если вы отметили более пяти ситуаций, это говорит о том, что повседневные неприятности бьют по вашим нервам, вызывая сильные отрицательные переживания. Постарайтесь относиться к подобным вещам более спокойно, не принимайте их близко к сердцу, иначе подобные скрытые стрессы могут сильно подорвать вашу психику.

Тест 3. «Угрожает ли вам нервный срыв»

Нервный срыв – возможное последствие стресса. Данный тест поможет вам проверить состояние вашей психики на сегодняшний день.

1. Тяжело ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

2. Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

3. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

4. Если у человека что-то не получается, возникает ли у вас желание сделать это вместо него?

5. Если вам что-то объясняют с излишними подробностями, можете ли вы перебить, не дослушав?

в) в зависимости от обстоятельств (2 очка);

6. Сколько времени вы обычно уделяете себе вечером?

7. Можно ли о вас сказать, что вы вечно спешите?

г) только в исключительных случаях (0 очков);.

8. Бывает ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то далеко?

9. Не кажется ли вам порой, что люди говорят о пустых и скучных вещах?

10. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

11. Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?

12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

13. Долго ли вы колеблетесь перед принятием важного решения?

14. Любите ли вы давать советы?

а) торопливо, скороговоркой (3 очка);

От 45 до 63 очков. У вас есть реальная опасность нервного срыва. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Нужно срочно что-то менять в своей жизни.

От 20 до 44 очков. Опасности пока нет, но во избежание ее советуем относиться к жизни спокойнее и уметь расслабляться внутренне, снимая напряжение.

До 19 очков. Вы умеете быть спокойным и уравновешенным. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимание на пустяки и не драматизировать неудачи.

0 очков. Если все ваши ответы искренни, то единственная опасность для вас на сегодняшний день — чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

ВНИМАНИЕ! Если, проходя тесты, вы выяснили, что нуждаетесь в психологической помощи, советуем обратиться к профессионалам. Обрести душевное равновесие для дальнейшего решения проблемы помогут вам также рекомендации, приведенные далее.

Бывали ли у вас в жизни такие ситуации, когда стресс застигал вас врасплох, причем именно тогда, когда вы меньше всего этого ожидали? В наше неспокойное время нужно быть готовым ко всему и в нужный момент суметь оказать себе первую помощь, дабы не позволить стрессу развиться и завладеть нами. Мы разберем здесь три примера: если стрессовая ситуация произошла на работе (или в каком-либо другим общественном месте), на улице или дома.

Во всех этих случаях следует помнить одно: в острой стрессовой ситуации никогда не стоит принимать (пытаться принимать) никаких решений! Исключения составляют лишь такие происшествия, где дело касается спасения самой жизни (стихийные бедствия, акты терроризма, пожары и т. д.).

Когда в вашей жизни возникла стрессовая ситуация, самое главное в этот момент — суметь переключить свое внимание, не зацикливаясь на том, что произошло. Вот несколько простых упражнений для начала.

2. Сосредоточьте внимание на своем дыхании. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите его в легких. Выдох осуществляйте постепенно, тоже через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Проделайте это несколько раз, чувствуя, как при вдохе ваши легкие наполняются воздухом, а при выдохе грудь освобождается от сдавленности, тяжести.

Далее действуйте в зависимости от того, где вы в данный момент находитесь.

Если вы находитесь на работе или в другом общественном месте:

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из кабинета или из зала. Найдите, такое место, где вы могли бы хоть немного побыть в одиночестве.

2. Найдите способ смочить лоб, виски и запястья на руках холодной водой.

3. Теперь медленно осмотритесь по сторонам, переводя взгляд с предмета на предмет. Про себя мысленно описывайте внешний вид вещей, находящихся в поле зрения, примечая мельчайшие детали, как-то: трещина на оконном стекле или маленькое пятно краски на стене. Это следует делать даже тогда, когда место, где вы находитесь, давно знакомо вам и выглядит вполне заурядно.

4. Теперь посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. Вспомните, когда вы в последний раз вот так смотрели на небо, попробуйте воспроизвести здесь и сейчас все положительные эмоции, связанные с этим.

5. Если рядом есть источник с питьевой водой, наберите ее в стакан или, за неимением его, в ладони и пейте не спеша, концентрируясь на ощущениях.

6. Сделайте такое упражнение: выпрямившись, поставьте моги на ширину плеч, глубоко вдохните и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте выполнять упражнение в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте сторожно, чтобы не закружилась голова.

Если вы находитесь на улице:

1. Осмотритесь по сторонам. Рассмотрите окружающие
вас предметы, мысленно называйте все, что видите.

2. Детально рассмотрите небо, также мысленно называя про себя все, что видите (облака, следы от самолетов, солнце и т. д.).

3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и рассмотрите его внимательно, вглядываясь в каждую деталь. Делайте это не менее 4 минут. Ознакомьтесь с формой, структурой, цветом предмета так хорошо, чтобы вам было легко представить этот предмет
с закрытыми глазами.

4. Если есть возможность выпить воды, то сделайте это не спеша, сосредоточившись на ощущениях.

5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите ровно, медленно, через нос. Сделав вдох, задержите дыхание, мысленно сосчитав до десяти, затем, не спеша, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйтесь на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
Каждый раз в момент вдоха повторяйте какое-либо утверждение типа: «Я чувствую себя все лучше и лучше».

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. Попытайтесь на время отстраниться от того, что вы пережили, займитесь каким-нибудь простым видом деятельности. Помните, что в тот день, когда вы попали в стрессовую ситуацию, никаких решений принимать не следует.

Не повредят занятия спортом, прогулка — словом, любая деятельность, связанная с физической активностью, но не переусердствуйте!

Если же мысли о случившемся все-таки одолевают вас, то используйте такой психологический прием: мысленно накрутите ситуацию до предела, вообразите все самое страшное, что только может произойти, намеренно сгустите краски, погрузитесь мысленно во все эти переживания и после этого. «вынырните» из них и посмотрите: ничего страшного не случилось! И возможно, в свете этого пережитое вами: не покажется таким уж непоправимым. Главное — настроить себя на то, что вы сможете разрешить возникшую проблему, а не на то, что вы не в силах этого сделать. Помните, что неразрешимых проблем не бывает!

Стресс случился в домашней обстановке:

Сначала проделайте общие два упражнения и шесть упражнений из первого комплекса. Затем, если никакие срочные дела вас не отвлекают, очень советуем вам сделать упражнения на релаксацию (расслабление). Умение расслабиться очень пригодится вам и в будущем.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Ведь наше тело всегда очень чутко реагирует на наши душевные состояния. Стресс всегда создает зажимы в определенных группах мышц. И потому, снимая с помощью релаксации наши физические блоки, мы тем самым выравниваем и свое душевное состояние.

(рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

Перед тем как начать выполнять упражнения, выключите в квартире все шумные приборы, по возможности отключите телефон. Приглушите свет или задерните шторы, если на улице светло. Можно включить спокойную, тихую, мелодичную музыку.

1. Лягте на спину — так, чтобы тело чувствовало себя спокойно, уютно, комфортно. Одежда не должна стеснять наших движений.

2. Закройте глаза. Начните дышать медленно и глубоко, прислушиваясь к своему дыханию. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите воздух в легких. Выдыхайте, не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите это 5—6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Начните сокращать отдельные мышцы и их группы. Удерживайте сокращение до 10 секунд, затем расслабляйтесь. Пройдитесь таким образом по всему телу. Повторите это упражнение трижды, расслабьтесь, отрешитесь от проблем, ни о чем не думайте.

4. Прочувствуйте как можно полнее ощущение расслабленности, охватывающее вас от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5. Ощутите, как расслабленность заполняет собой все части вашего тела, каждую его клеточку. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь
этим ощущением около 30 секунд.

6. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота — насладиться состоянием покоя.

Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым(ой). Неприятное напряжение в конечностях исчезнет. На душе будет легко и спокойно».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2—3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.

Читайте также:  Может от стресса развиться эпилепсия

Основные термины и понятия

Физиологические симптомы стресса

Психологические симптомы стресса

Поведенческие симптомы стресса

Стратегия управления стрессом

1. Что такое стресс? Как стресс может повлиять на деятельность организации?

2. Охарактеризуйте источники стресса. Что может явиться причиной стресса на рабочем месте? Можно ли сказать, что одни профессии являются более стрессовыми, чем другие?

3. Опишите ключевые элементы модели стресса.

4. Как стресс влияет на человека? Может ли стресс иметь позитивный эффект?

5. В чем заключается тактика управления стрессом на уровне организации?

6. Что должен знать работник для предупреждения негативных последствий стресса?

7. Каково влияние стресса на производительность, дисциплину и
текучесть кадров?

[6] В главе использованы следующие источники: [11], [14], [15], [16], [21], [23], [24], [25], [28], [29], [33].

источник

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне индивида.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим тесно взаимосвязанным между собой направлениям:

подбор и расстановка кадров;

постановка конкретных и выполнимых задач;

взаимодействие и групповое принятие решений;

программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характе­ру и содержанию работы по-разному влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, известно, что и работники по-разному реаги­руют на такого рода ситуации: одни в значительной степени подвер­жены стрессу, а другие — в гораздо меньшей. Именно поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач также поможет избе­жать негативных последствий стресса. При этом специфические, до­статочно сложные, но реально выполнимые задачи не только снижа­ют возможность стресса, но и одновременно обеспечивают высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является осуществление постоянной обратной связи между руково­дителем и подчиненными по поводу выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ. Данное направление может значительно способствовать снижению стресса. Однако при этом следует помнить, что оно будет эффективным лишь в том случае, если подход к каж­дому работнику будет индивидуальным. Так, многие работники (осо­бенно молодежь) предпочитают содержательную творческую рабо­

ту, самостоятельность в принятии решений. Однако имеется и другая группа работников, которым именно выполнение однообразных ру­тинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносит наибольшее удовлетворение в работе и помогает избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже было отме­чено, стресс часто возникает тогда, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед органи­зацией (подразделением) задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих за­дач и своей роли в их осуществлении. Создаются условия для само­стоятельного планирования работы, развития самоконтроля и, тем самым, для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников, предполагающие, в частно­сти, обеспечение полноценного питания сотрудников, занятия спортом, разнообразные формы проведения досуга, а также осуще­ствление специфических программ поддержки (например, лиц, стра­дающих алкоголизмом), также могут быть рекомендованы организа­циям как эффективное средство предупреждения и устранения негативных последствий стресса.

Управление стрессом на уровне индивида. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса. Многое зависит от самого работника. Рекоменда­ции, как избежать стресса, являются простыми, но достаточно на­дежными средствами, способствующими предупреждению стресса. Как известно, предупредить то или иное негативное явление всегда лег­че, чем иметь дело с его последствиями. К числу наиболее распрост­раненных рекомендаций по предупреждению стресса могут быть от­несены следующие хорошо известные и проверенные средства:

умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты вре­мени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

занятия спортом и физическими упражнениями;

овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и други­ми методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благо­приятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в от­ношениях с друзьями и коллегами по работе. При этом каждому не помешало бы овладеть искусством общения и управления конфлик­том.

Стресс — динамичное состояние, которое обусловлено на­личием трудностей или препятствий, осложняющих достижение же­лаемых результатов. Необходимы два условия, чтобы стресс из по­тенциального перешел в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и важ­ность получения этого результата.

Стресс имеет тенденцию накапливаться. Именно поэтому, анали­зируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих возникновению стресса и обусловивших те или иные его последствия.

Источниками стресса могут быть внешние факторы; факторы, за­висящие от организации; факторы, находящиеся на стороне самого работника.

Стресс проявляет себя разными путями. Симптомы стресса быва­ют физиологические (повышение кровяного давления, хронические головные боли), психологические (беспокойство, раздражительность) и поведенческие (неявки на работу, снижение производительности, текучесть кадров).

Управление стрессом должно осуществляться как на уровне орга­низации, так и на уровне индивида.

Управление стрессом на уровне организации включает следую­щие составляющие: подбор и расстановку кадров, постановку конк­ретных и выполнимых задач, проектирование работ, взаимодействие и групповое принятие-решений, программы оздоровления работни­ков.

Не только общество и организация должны позаботиться об умень­шении потенциальных источников стресса, многое зависит и от са­мого работника. К числу распространенных рекомендаций по пре­дупреждению стресса относятся, например, умение правильно распределять свое время, занятия спортом, овладение техникой са­могипноза и другими методами релаксации.

Стресс обычно принято характеризовать как исключительно не­гативное явление. Однако в ряде случаев, когда стресс не превосхо­дит предельно допустимого уровня, он может оказывать и позитив­ное влияние на производительность и результаты работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое стресс и каковы его источники?

2. Охарактеризуйте факторы стресса, зависящие от организации.

3. Опишите факторы стресса, зависящие от работника.

4. В чем заключается тактика управления стрессом на уровне орга­низации?

5. Что должен знать работник для предупреждения негативных последствий стресса?

6. Каковы возможные последствия стресса для работника?

7. Каково влияние стресса на производительность работников, их дисциплину и текучесть?

8. Могли бы вы привести примеры из практики, подтверждающие или опровергающие классификацию поведения людей по типу Л или по типу З?

Летом прошлого года студентка проходила практику в од­ном известном банке. В связи с тем что она интересуется пластиковы­ми картами и развитием данного рынка в России, ее практика про­ходила в управлении пластиковых карт банка. Это управление было сформировано сравнительно недавно, а на работу в нем принима­лись молодые люди в возрасте 20—25 лет. В первые дни практики сту­дентка была приятно удивлена тем, что в банке работают люди чуть старше ее, так как она всегда представляла себе работников данных учреждений людьми солидного возраста, с большим опытом работы и глубокими знаниями. Позже, общаясь с сотрудниками отдела перс­пективного развития пластиковых карт, в котором она проработала большую часть своей практики, студентка узнала, что это было свя­зано с тем, что рынок пластиковых карт у нас в стране еще не раз­вит, а потому квалифицированных специалистов в этой области про­сто нет.

Студентке были предложены на выбор два варианта прохождения практики: «от звонка до звонка» с оплатой и определенным местом работы либо без оплаты, но тогда появлялась возможность ознако­миться с работой всех отделов данного управления и рабочий день не регламентировался. В связи с тем что студентка за время практики хотела получить как можно больше знаний, она выбрала второй ва­риант.

Рабочий день в банке начинался в 9 ч 00 мин, и студентка соблю­дала установленный режим работы. Впрочем, ее поразило то, что все сотрудницы отдела прибегали, хватаясь за сердце, а отдышавшись, начинали принимать лекарство, беспокойно поглядывая на кабинет начальника. Требовалось определенное время, чтобы войти в рабо­чий ритм. Сначала она не поняла, что это значит.

Через пару дней в процессе работы практикантка познакомилась поближе с начальником управления пластиковых карт и его замести­телем. Оба оказались молодыми мужчинами (около 30 лет), достаточ­но приветливыми, вежливыми и рассудительными, по крайней мере ей так показалось.

Каково же было ее удивление, когда она узнала, что заместитель начальника управления каждое утро приходит пораньше и с часами сидит у окна на втором этаже, расположенном прямо над входом в управление, и следит за тем, кто во сколько приходит. Те сотрудни­ки, которые опаздывают хотя бы на одну минуту, как выяснилось, лишаются ежемесячной премии. Поясним, что месячная зарплата у сотрудников банка состоит из основной ставки и указанной премии. Работник, трижды опоздавший за месяц, должен навсегда расстать­ся с планами сделать карьеру. Кроме того, опоздавшему устраивается жесточайшая обструкция со стороны коллег, пострадавших по его вине. Хотя на первый взгляд практикантке это показалось слишком жестоким, она все же решила, что подобные меры поддерживают дисциплину и являются целесообразными. Однако все это она узнала от своих коллег, а при приеме на практику ни начальник управле­ния, ни его заместитель ни словом не обмолвились об этом. Тем не менее она решила, что если она проходит практику в данном банке, то должна соблюдать установленные в нем правила.

Через две недели работы в банке практикантка задержалась в до­роге из-за сбоя в работе метрополитена и потому опоздала за не­сколько минут на свое рабочее место. Впрочем, она не очень расстро­илась, помня о тех условиях прохождения практики, которые были оговорены.

Через несколько минут после ее прихода в отдел буквально вле­тел начальник управления и сказал, что, так как она опоздала, все сотрудники отдела (около 15 человек) лишаются премии в этом ме­сяце. Далее последовала пауза. Все настолько удивились, что ничего не успели сказать до того, как начальник ушел. Сначала практикант­ка просто растерялась, но когда увидела слезы на глазах у двух со­трудниц и злобные хмурые лица других, разрыдалась. Затем она пред­ложила сходить к начальнику и объясниться, но ей сказали, что это бесполезно.

Через- несколько дней практика подошла к концу. Начальник управления, подписывая характеристику практикантки, пригласил ее по окончании учебы на работу в банк, заметив, что многие со­трудники часто болеют и увольняются по собственному желанию, видимо, не выдерживая интенсивной работы в банке. «Молодые кад­ры нам жизненно необходимы!» — было его напутствием.

ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ

1. В чем вы видите источники стресса сотрудников управления?

2. Каковы последствия стресса для сотрудников управления?

3. Какие меры по управлению стрессом следует предпринять для нормализации работы на уровне организации и самого сотрудника?

4. Как бы вы вели себя на месте практикантки? Примете ли вы предложение о работе в этом банке?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1999.

источник

Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) – состояние общего напряжения орг-ма, возникающее в результате различных причин; это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление,

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Динамика стресса: Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация ;

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Факторы, вызывающие стресс:

1.Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

2.Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

• отсутствия работы или длительного ее поиска;

• конкуренции на рынке труда;

• кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Читайте также:  Может от стресса появиться вши

3.Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом: Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

• Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

• Умейте переключать свою деятельность.

• Заставьте стресс работать на вас.

• Посмотрите на ситуацию со стороны.

• Все проходит, пройдет и это.

Депре́ссия — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Отличие дипрес. от стресса:

Стресс это общее название реакции организма на психологическое или иное воздействие.
Депрессия-это заболевание, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

Стресс — это сильное эммоциональное потрясение. А депрессия — это последствия стресса. Когда организм человека не справляется с тяжелой психической травмой.

Стресс — это временное явление, которое возникает при различных вмешательств из вне. Человек получивший стресс обычно испытывает недомогания со стороны сердечно — сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление, учащенное сердцебиение, возможны обмороки. Стресс обычно лечится седативными препаратами и проходит в течении нескольких дней. Депрессия — начинается незаметно и носит нарастающий характер. Обычно окружающие начинают бить тревогу, когда человек уже находится в глубокой стадии депрессии: человек замыкается в себе, у него пропадет интерес к жизни, появляются мысли и разговоры о смерти. Лечится депрессия длительное время Антидепрессантами и седативными препаратами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9057 — | 7208 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

— подбор и расстановка кадров;

— постановка конкретных и выполнимых задач;

— взаимодействие и групповое принятие решений;

— программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.[11,с.301]

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями.

Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

— умение правильно распределять свое время ;

— занятия спортом и физическими упражнениями;

— овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Существует достаточно много способов и методов управления стрессом, как на уровне личности, так и на уровне организации. Большинство из них общеизвестны.

Так, к методам управления стрессом на уровне личности можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна;

6) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.[3,с.255]

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие методы по управлению стрессом:

— регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

— оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

— исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

— максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

— обогащение содержания обязанностей работников;

— соблюдение санитарно-гигиенических норм;

— предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

— предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

— обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

— предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.[8,с.64]

При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив — формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам. Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в стресс. Каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и приводит к неизбежному стрессу.

Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения.

«Хороший работник — здоровый работник». Многие компании уже осознали, что заботиться об уже имеющемся сотруднике гораздо легче, нежели найти и научить нового. Чем выше стоит человек на иерархической лестнице или специфичнее его служебные обязанности, тем более четко действует это правило. Так как основная масса работников предприятия работает на постоянной основе, то можно предложить следующие методы борьбы со стрессом: Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие. Принять такое решение непросто. Но как выяснилось в ходе исследования, на предприятии имеются сотрудники с симптомами «неотработанного» или «неотреагированного» стресса. Это нарушение концентрации внимания, агрессивность или тревожность без повода, ощущение хронической нехватки времени, проблемы со сном, депрессия, перманентное гнетущее чувство вины. И если нет возможности охватить обучением всех, приходится выбирать наиболее ценных для организации сотрудников и тех, чьи проблемы со здоровьем уже явно бросаются в глаза.

Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда. Если сотрудников компании научат хорошо общаться с разгневанными клиентами — это будет замечательно. Но это будет не стресс-менеджмент. И если они будут правильно представлять себе все фазы течения конфликта — это тоже будет прекрасно. Но все равно не будет стресс-менеджментом. Поэтому людей нужно научить, прежде всего, умению сберечь свое здоровье — как психическое, так и физическое — в условиях огромной нервной нагрузки и постоянной нехватки времени, используя для этого как внешние, так и внутренние ресурсы.

Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье. А также различные на первый взгляд далекие от бизнеса техники борьбы с последствиями стресса, как ци-гун или фламенко.

Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация. По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их. Если тренинги пошли на пользу и приносят определенные результаты, то руководителю нужно взять за правило постоянно проводить подобные программы. А если они оказались бессмысленны, нужно поменять программу, либо нанять квалифицированного психолога, так как чаще всего их работа дает положительные результаты.

Если же руководство компании не хочет тратиться на тренинги и семинары, либо не имеет на то средств, то можно предложить несколько действенных и простых способов «народного» лечения стресса на рабочем месте:

1. В первую очередь — движение. Цель — активизация кровообращения, поэтому можно погулять по помещению, прошагать в приличном темпе несколько лестничных маршей вверх-вниз, на короткое время выйти на свежий воздух. Если есть надежда (увы, не всегда это так), что окружающие поймут правильно, — поприседать, поотжиматься от стены, помахать руками.

2. Поболтать пять-десять минут с коллегой не о делах, чтобы переключить мыслительный процесс. Для этой цели лучше выбрать коллегу, который а) в данный момент относительно свободен; б) с которым не имеется нерешенных острых рабочих вопросов — иначе вариант «поболтать» быстро перетечет в деловую разборку.

3. Используя принцип «Руки работают, голова отдыхает», выполнить любую несложную механическую работу: очинить карандаш, навести порядок на столе (но не в ящике стола — это, как правило, надолго), полить цветы на подоконнике, пойти помыть свою кружку и т. п.

4. Привлечь на подмогу любой уже проверенный (и социально одобряемый) способ сделать себе хорошо: посмотреть фото близких людей, «отпускные», домашних любимцев; прослушать любимую мелодию; прочитать парочку анекдотов и посмеяться (лучше — не в интернете, а то процесс может затянуться, да и нарекания со стороны ближних вполне возможны). При этом очень важно никому не помешать, да и вообще не привлекать к себе излишнего внимания.[8,с.55]

Чтобы человек не делал в стрессовой ситуации, главное постараться дать максимально отдохнуть своему организму, если занятие вызывает напряжение или раздраженность нужно заменить его чем-то другим.

Таким образом, так как основная масса работников предприятия работает на постоянной основе, то можно предложить следующие методы борьбы со стрессом. Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие.

Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда.

Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье.

Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация. По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их.

источник