Меню Рубрики

Стресс в школе во время

Сразу оговорюсь, что речь не идет о сильных потрясениях, таких как стресс от конфликта, насилия, психические и физические травмы. Я говорю о самом повседневном школьном стрессе. О плохих или недостаточно хороших оценках, о забытых дома тетрадях и потерянных домашних заданиях, об обидных замечаниях и неприятных соседях по парте. Это размышления о всех тех неприятных мелочах, от которых нас призывают избавиться многие СМИ и некоторые психологи. Эти носители добра все чаще стараются привлечь на свою сторону злобных школьных учителей, призывая нас перейти с ряды адептов то ли обучения в игре, то ли игр вместо обучения.

А ведь в школе, и правда, сплошной стресс. Особенно в первом классе. Ребенок сталкивается с лавиной новых правил, бесконечным потоком новых требований, оравой новых одноклассников, таких же ошалевших от своей новой школьной жизни. К тому же в его жизни появляется новый авторитет ˗ учитель. Да что там в его жизни, вся семья оказывается вынуждена адаптироваться к совершенно непривычным условиям.

А какой стресс переживает пятиклассник? У него больше нет одной, любимой, уже такой привычной единственной учительницы. Вместо нее на него набрасываются, щурясь через очки и кровожадно поглаживая красные ручки, совсем незнакомые учителя-предметники. И нет больше любимого кабинета ˗ приходится брести по коридорам, в поисках нужного класса. И нет больше привычного места за партой ˗ новый классный руководитель, желая нанести максимальный вред, пересадила по-своему.

И так далее, до поступления в профильный класс, стресса от выпускных экзаменов, слез на последнем звонке. А за ним новый стресс ˗ нет больше привычной школы, знакомых учителей, практически родных уже одноклассников.

Ну а как взрослеть и развиваться без стресса? Все развитие ребенка идет через преодоление себя, через преодоление кризисных состояний, за которыми следуют недолгие периоды стабильности. Первый зуб ˗ стресс до слез, до выматывания нервов всей семье. Первый шаг ˗ стресс от неимоверного усилия, часто с падениями, снова слезами и новыми попытками. Первая самостоятельно съеденная ложка каши ˗ снова стресс от множества неудачных попыток, измазанных распашонок, размазанной по полу еды. Так и что? Перестанем учить есть ложкой самостоятельно, чтобы избавить от стресса?

И в школе тоже стресс. Потому что это обучение. Обучение в широком смысле. В школе дети учатся не только английскому языку и математике. Они учатся выживать среди сверстников, среди учителей ˗ не всегда добрых людей с широкими полномочиями, среди бесчисленных условностей и правил. Они учатся преодолевать себя, справляться с собой, расти над собой. Они взрослеют. Взросление и развитие не могут происходить без стресса. Конечно, детям переживание стресса дается гораздо, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь у школьников все эти переживания и тревоги школьной жизни накладываются на возрастные, физиологические и психологические кризисы. Но, я уверена, избавить школу от стресса нельзя. Более того, я убеждена, что в разумных пределах снижать стресс в школе ну просто нельзя. Как нельзя снижать планку, если веришь в своих учеников, если веришь, что они справятся и смогут стать лучше, сильнее и подготовленнее, чем мы были в их возрасте.

помогать детям СПРАВЛЯТЬСЯ со стрессом

Это не значит, что я призываю оставить школьников наедине со своими тревогами, и пусть барахтаются, как могут. Я думаю, что вместо борьбы со стрессом, родители школьников, учителя и психологи, могли бы направить свои усилия на то, чтобы помогать детям СПРАВЛЯТЬСЯ со стрессом. Преодолевать его, узнавать самого себя, структуру своей личности, использовать свои особенности для преодоления своих учебных и возрастных трудностей. Одну из главных задач для совместной работы учителей и родителей я вижу в том, чтобы не превратить учебные нагрузки и постоянные стрессы в причину переутомления, перегрузки нервной системы и депрессии. Но в то же время не стоит забывать, что личность развивается именно благодаря преодолению сложностей и выдерживанию нагрузок и напряжения.

Мой сын ходит в детский сад. С ними все нормально, и с садом, и с сыном. Но однажды нам сказали, что в нашей группе будет ремонт и дети на две недели будут распределены в другие группы. И там у них не будет кабинок ˗ будут подселяться к другим детям вторыми хозяевами. И там у них будут другие воспитатели, не знакомые. И вообще, та группа, в которую Влад попал, на два года старше. Я была в ужасе. А как же мой сынок без кабинки, без друзей, без Анны Васильевны? Кошмар! Мы с бабушкой весь вечер это обсуждали, возмущались (муж у меня, как и сын, нормальный). Думали, может не водить пока в сад, пусть дома посидит. Но Влад просился в сад, и я отвела. Кабинки не было, группа чужая, родители незнакомые, воспитателя впервые вижу. Ушла я оттуда просто в шоке. По дороге на работу все с бабушкой по телефону мусолила эту ситуацию, страдала, короче. Вечером у Влада спрашиваю: «Как дела в саду, сыночек?» Он мне с набитым ртом (я же не дождалась, пока поест) отвечает: «Мам, вообще отлично: друзья новые, с Данилом мы в одной кабинке раздеваемся ˗ это весело, игрушки все другие ˗ у нас таких в группе нет, Анастасия Нигадьевна (авторское) очень добрая, рисует красиво и лепит быстрее всех». А я накрутила. Придумала для ребенка стресс. И смаковала эти придуманные проблемы. И страдала, и сердце мое материнское вместо того, чтобы поддержать ребенка, трепетало и сжималось от собственных тревог.

И так повсюду. Матери будущих первоклассников страдают, матери будущих пятиклассников страдают, матери выпускников, вообще, еле живы. И мы своими страданиями нисколечко не помогаем своим детям справиться со стрессом. Мы его только усугубляем. А виноваты кто? Правильно, учителя и воспитатели детских садов.

Насколько я изучала в свое время физиологию стресса, при ослаблении стрессового фактора, все системы тревоги организма сами успокаиваются и переходят в режим нормального функционирования. То есть если ребенок остро переживает какую-то ситуацию в школе, то через пару дней он просто успокоится, если его не напрягать этой ситуацией дополнительно. Конечно, это применимо только к пустяковым, незначительным ситуациям. Но ведь непреодолимый школьный стресс складывается именно из множества мелочей и пустяков.

В понедельник одна очень умненькая и старательная девочка-восьмиклассница получила тройку по истории за самостоятельную работу на уроке. Во вторник ее мама пришла поговорить с учительницей об этой тройке. Учительница тетрадь показала, за что тройка объяснила, пересдать разрешила. Вот только разрешила пересдать не сразу, а в следующий понедельник. В среду мама пришла к завучу с подробным разбором уроков учительницы (пошагово, опираясь на классные работы), анализом ее профессиональных навыков и личных качеств. Завуч пожала плечами, предложила в назначенное время в понедельник прийти к учительнице и пересдать ту самую тройку. В четверг мамы не было в школе. В пятницу она пришла с письменной жалобой на имя директора, в которой сказано, что девочка не может есть и спать, переживает из-за полученной тройки, а учительница оказывает на нее давление тем, что не дает пересдать оценку в срочном порядке. Директор у нас в командировке. Мама с жалобой пришла к тому же завучу. Та спросила, а почему они не хотят взять паузу, успокоиться, успокоить ребенка и только тогда сдавать историю. Мама в сердцах ответила: «Да потому что нас это всех волнует, нам не все равно, нам срочно надо!»

А мне кажется, если сталкиваясь с трудностями в школе, ребенок будет видеть ровное, спокойное отношение к ситуации со стороны педагогов и семьи и будет иметь время на то, чтобы совладать со своими эмоциями, ему будет гораздо легче противостоять стрессу в учебе.

Что мы, взрослые, можем сделать, чтобы в хорошем смысле снизить стресс, который обрушивается на школьника. Несомненно, это организовать процесс максимально рационально и бережно для ребенка. Если мы его не разбудили вовремя ˗ он получит свою порцию стресса, прокрадываясь в класс после звонка под хихикания одноклассников и раздражение учителя. Если мы его не накормили перед школой ˗ он будет хотеть думать не о разборе слова по составу, а о составе бутерброда в столовой, и если спросят или вызовут к доске, ему обеспечен совершенно лишний стресс. Если мы не приготовили ему спортивную форму на физкультуру или краски на рисование ˗ ему придется пострадать за свою неготовность бежать с мячом или рисовать пейзаж. Ведь это мы отвечаем за то, чтобы дети выспались, взяли сменку и носовые платки, умели переводить телефон в беззвучный режим и могли сами справиться со своей одеждой в раздевалке. Это и есть наша помощь в борьбе со стрессом.

Ну и конечно, наше спокойствие и умение предъявлять адекватные требования.

источник

Статью можно было бы назвать и «Жизнь как источник стресса», ведь стресс — это нормальная реакция организма. Но у детей правильные механизмы этой реакции ещё не сложились.

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение — «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук — «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту — мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про экзаменационный стресс. В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,
2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь 🙁

То, о чём написала эта девушка — и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды — неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги — и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Плачущий мальчик вернулся домой на обед.

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку — он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого — поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать — вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

Читайте также:  Как избавиться от стресса дыханием

Смена коллектива, места обучения и правил — всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.

источник

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа — при всем ее значении — не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC — это прекрасный способ поддержать любознательность.

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость — результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь — выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак — это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем. » Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется. »

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник. » Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» — и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

Это случается в разных школах, независимо от престижности, местоположения и уровня преподавания. Поводом для насмешек может стать любая мелочь: очки, «не такого» цвета волосы, высокий или низкий рост, слишком плотная комплекция или тихий голос.

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка — вашего или другого — унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой — школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа — это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить. »

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача — попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика — выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное — появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию — только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно — и она будет решена.

Разглядеть даже в неприятных, а подчас и трагических событиях новые возможности — такому «спасительному» приему можно научиться. Поможет в этом рефрейминг. Что это такое и как работает, объясняет клинический психолог Наталья Ошемкова.

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок стал вторым Эйнштейном или Стивом Джобсом, чтобы он изобрел лекарство от рака или способ путешествовать к другим планетам. Можно ли помочь ребенку развить гениальность? Ответ знает журналист Эрик Вейнер.

источник

Начало школьного обучения — в большинстве случаев напряженный период для всей семьи: ребенку бывает сложно привыкнуть к новому режиму, а родители переживают по поводу его успеваемости и здоровья. Причин для стресса и беспокойства у школьников немало: неприятности с учителями или одноклассниками, непонимание заданий, тоска по дому, большая умственная и физическая нагрузка и пр. Чтобы дети могли справиться с негативными эмоциями и правильно настроиться на учебу, родители прежде всего сами должны сохранять спокойствие, окружая ребенка заботой и любовью. Вот некоторые советы, которые помогут детям победить стресс, связанный со школой.

Первое и главное условие для поддержки ребенка в борьбе с беспокойством — умение родителей слушать и слышать. Даже если дети молчат, нужно следить за их невербальным общением: жестами, мимикой, позой, походкой. Полезно прислушиваться к родительским инстинктам, которые помогут почувствовать наличие проблемы. Не стоит начинать разговор о школе слишком официально. Лучше это делать в непринужденной обстановке: во время похода по магазинам, домашних дел, поездки в транспорте. Не нужно давить на ребенка, когда он не хочет рассказывать о школе. Психологи советуют взрослым самим рассказать о некоторых случаях из собственной школьной жизни и всегда сохранять позитивный настрой.

Устанавливать режим полезно еще с малых лет. Если его не было, то ребенку будет гораздо сложнее настроиться на школьный график, что станет очередной причиной для стресса. Желательно начать придерживаться режима хотя бы за месяц до школы, чтобы дети могли привыкнуть к нему. Если в течение дня бывают изменения в занятиях, то обязательным стоит оставить время для завтрака, ужина и сна. Нужно приучить ребенка заранее готовить вещи для сборов в школу и вставать на несколько минут раньше, чтобы лишний раз не беспокоиться об опоздании. Дети должны научиться планировать свой день. В качестве образца родители могут показать свой график из ежедневника.

Если у ребенка рабочее место завалено школьными принадлежностями, и он с трудом находит необходимые вещи для занятий, то это тоже может стать причиной для раздражения и стресса. Желательно, чтобы вокруг или над столом были удобные полки или шкафчики, которые можно подписать или отметить разными цветами для лучшей организации вещей. Каждый раз после окончания домашней работы, дети должны наводить порядок на столе и запоминать место каждой вещи. Полезная привычка — сразу избавляться от ненужного мусора.

Ребенку, который испытывает трудности с домашним заданием (особенно в младших классах), стоит помочь. Но не следует полностью выполнять работу за малыша. Лучше постараться разобрать задание и объяснить его ребенку, чтобы он смог самостоятельно с ним справиться. Если заданий несколько, нужно обсудить со школьником, как правильно их распределить, чтобы все успеть и еще оставить время для других дел. Важно учить ребенка самому принимать решение и планировать, исходя из запаса знаний и сил.

С самых первых дней со школьными правилами должны ознакомиться не только дети, но и родители, чтобы правильно понимать требования учителей и условия для ребенка. Чем грозит малышу опоздание на урок? Можно ли приносить с собой электронные гаджеты? Каков школьный дресс-код? Обо всех нюансах поведениях на уроках учителя обычно сообщают на родительском собрании. Если появляются вопросы и недопонимания, не следует откладывать их разрешение. Нужно обязательно поддерживать диалог и с учителем, и с ребенком для устранения проблемы.

Даже если у детей есть внеклассные занятия, продленка или секции, важно находить время для их отдыха и обычных игр. Это позволит уменьшить стресс и напряжение, связанное со школой. Сразу после прихода домой желательно дать ребенку около часа свободного времени, в течение недели лучше освободить один день, в который дети могут просто отдохнуть и набраться сил.

Подобно установлению режима дня, назначение обязанностей по дому тоже могут стать полезным способом избавления ребенка от нервного перенапряжения в школе. Во-первых, это приучает школьника трудиться и помогать родителям. Во-вторых, отвлекает его от лишнего беспокойства. А в-третьих, домашние обязанности учат ребенка ответственности и независимости. Необязательно назначать детям сложные задания. Это может быть уборка комнаты, вытирание пыли, мытье посуды, кормление или выгул домашнего животного. Чтобы дети с интересом соглашались на помощь родителям по дому, полезно их стимулировать и поощрять: предлагать сладость, просмотр мультфильма, прогулку в парк и пр.

Как минимум за месяц до начала занятий в школе рекомендуется укладывать ребенка пораньше, чтобы он лучше адаптировался к режиму. Для быстрого засыпания очень полезна прогулка на свежем воздухе. Пусть она будет длиться всего полчаса, но за это время ребенок пополнит запасы кислорода, потратит избыток энергии, успокоится и хорошо настроится на сон.

Начало школьных занятий приходится на бабье лето, когда днем солнце светит по-летнему жарко. Такой погодой нужно обязательно воспользоваться и постараться выбраться на природу. Родителям следует заранее планировать выходные, чтобы учесть интересы свои и ребенка. По мнению психологов, для детей, испытывающих стресс, желательно периодически менять окружающую обстановку и выбираться на природу или совершать поездки в другие города. Это поможет ребенку почувствовать, что школа — не приговор, и всегда есть выходные для свободного времяпрепровождения.

Читайте также:  Как избавится от стресса без таблеток

Чтобы помочь детям высказать свои тревоги, можно смастерить «стену беспокойства». К примеру, для нее можно взять небольшую деревянную доску (размеры, формы и материалы допустимы разные) и стопку разноцветных мелких бумажек-стикеров. Пусть ребенок пишет на них причину стресса и прикрепляет на поверхность доски. Важно напомнить ребенку, что как только он приклеит к стене названия всех своих забот и тревог, то он перестанет о них думать. В дополнении к этому методу полезно создать и «стену оптимизма», на которую нужно прикреплять стикеры с решением для каждого беспокойства.

Еще одна полезная практика для борьбы со стрессом — умение благодарить. Полезно приучить детей хотя бы раз в неделю обходить близких, чтобы обнять их и поблагодарить за все, что они сделали. Эту процедуру можно проводить во время семейных обедов, ужинов или праздников. Она помогает акцентировать внимание ребенка на положительных моментах в его жизни, вызывает добрые эмоции, учит добру и позволяет меньше думать о школьном стрессе.

источник

Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

  • тревожный сон или постоянная сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • истерики;
  • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
  • потеря веса;
  • чувство страха перед каждым приходом в школу;
  • апатия или раздражительность.

Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

  1. Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
  2. Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
  3. Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.

Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

  • неуспеваемость;
  • лень;
  • потеря интереса к учебе;
  • уход в воображаемый мир;
  • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
  • постоянные заболевания.

Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

Рекомендации психологов, как избежать стресса:

  1. Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
  2. Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
  3. Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.

Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

    • насмешки одноклассников;
    • недовольство собой;
    • страхи перед экзаменами и их результатами;
    • выбор профессии;
    • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
    • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
    • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;

Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
    2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
    3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.

источник

В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования.

С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей с рюкзаками и цветами, весело шагающих в школу. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости рекламных школьников. Это не значит, что всё безрадостно и беспросветно — ведь в школе старые и новые друзья, интересные занятия и кружки и много других нескучных занятий. Но…

Пожалуй, в сентябре это «но» выходит на первое место. И не важно, идет ли ребенок «первый раз в первый класс» или уже заканчивает школу, жизнь ставит перед учениками и их родителями новые проблемы, которые не всегда легко решить. В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования. Сегодня вся школа учится по учебнику Иванова, завтра по учебнику Петрова, а послезавтра только автор Сидоров признается достойным специалистом.

Даже на Западе, где школьные программы не претерпевают таких неупорядоченных скачков в разные стороны, специалисты признают, что все стороны, вовлеченные в учебный процесс, — учителя, родители и ученики — испытывают довольно высокий уровень стресса, связанный с началом учебного года.

Блюз и паника

Из чего складывается такой стресс?

Во-первых, это «первосентябрьский блюз» — печаль по поводу того, что каникулы прошли и начались «трудовые будни». Опять уроки, опять ранние сборы в школу, родительские собрания, секции, репетиторы и т. п. Тяжело от этого не только ученикам, но и родителям.

Дети, особенно ученики младших классов, далеко не всегда могут самостоятельно поддерживать темп работы. Мозг еще не созрел для того, чтобы концентрировать внимание долгое время на отдельных занятиях, особенно если они кажутся ребенку скучными и долгими. Так что родители несут всю ответственность на своих плечах. От этого не только загрустить, но и в панику впасть можно. Поэтому, наверное, даже уместно говорить о «первосентябрьской панике».

Во-вторых, многих посещает «первосентябрьская тревога». Как ребенок будет справляться, как в предстоящем году сложатся отношения с учителями и одноклассниками? Неизвестность нового учебного года вызывает беспокойство детей и родителей.

Непосильная ноша

Даже в советские времена, когда программа была размеренной и учитывала необходимый баланс учебы и отдыха учащегося, всегда были дети, которым школьная жизнь давалась нелегко. А нынешняя программа требует от ребенка полной самоотдачи. Режим и темп расписания на неделю может быть крайне напряженным и даже на грани невыполнимого.

Дети и поют, и пляшут, и рисуют, и пишут еженедельные рефераты, и делают еще много чего. Казалось бы, разностороннее развитие, что может быть лучше? Но среди такого разнообразия общеразвивающих занятий на необходимые предметы остается не так уж много времени.

Учителя так же «несутся» в запарке сквозь требования новой программы, не имея возможности уделить время отстающему ученику. Получается, «не понял — твои проблемы». Поэтому нередко в дополнение к школьным занятиям ребенок занимается еще и с репетитором.

Дети перед лицом трудностей

Как школьная гонка сказывается на детях:

1. Переутомление и выгорание. Дети, особенно младшие школьники, которым приходится не только осваивать новые предметы, но и адаптироваться к новой жизни, не так выносливы, как думают составители школьных программ. Бдения над чистописанием до 2 часов ночи быстро истощают их физические ресурсы. Начинают страдать внимание и память. Но снижение темпа учебы грозит тем, что ребенок отстанет от школьной программы. Поэтому родители и учителя нередко надавливают на ребенка сильнее, требуя приложить еще больше усилий. Это часто приводит к тому, что ученик не просто теряет интерес к учебе, но и начинает испытывать к ней отвращение.

2. Школьная тревога. Нажим на школьника, постоянные упреки со стороны учителей и родителей, а также проблемы со одноклассниками могут вызвать у ребенка страх перед школой. Он может просто отказываться туда идти, устраивать утренние истерики, намеренно долго есть и одеваться. Может даже прогуливать уроки. А бывает, что у него развивается психогенная рвота или поднимается температура. И так каждый будний день. Зато в выходные и праздники школьник чудесным образом выздоравливает.

3. Депрессия. Да, у детей тоже бывает депрессия. Что поделать? Ребенок может почувствовать себя неспособным к новой жизни. У него что-то не получается, что-то вызывает смех одноклассников и порицание учителей. Даже если он очень-очень старается, не все проблемы он может решить сам. Самооценка падает, падает и настроение.

Что могут сделать родители?

Переутомление, тревога, депрессия развиваются тогда, когда нервная система не получает возможности восстанавливаться после длительной умственной нагрузки. Особенно если к этому присоединяется груз отрицательных эмоций, или если речь идет о ребенке с диагнозом «синдром дефицита внимания». Конечно, родители не могут повлиять на интенсивность школьной программы, но они могут повлиять на то, как она будет распределена в жизни ребенка.

Поэтому основной совет — сбалансировать режим учебы и отдыха для того, чтобы у ученика было время для восстановления сил.

Вообще, большинство рекомендаций родителям школьников банальны, но в запарке школьного года даже они упускаются из виду, отодвигаются на второй план. Ведь главное — чтобы успеваемость не упала и четверть была закончена хорошо.

Однако стоит вернуться к основам:

1. Один из самых важных факторов, который помогает решить многие школьные проблемы, — полноценный сон. Ребенок 7–10 лет должен спать 10–11 часов.Исследования показывают, что недосыпающие дети учатся гораздо хуже, чем могли бы, имея адекватный отдых. Уставший ученик становится невнимательным, легко отвлекается, плохо запоминает материал. Ему требуется гораздо больше времени для усвоения знаний. Сон является частью хорошо организованного режима дня. Однако дети не могут сами себя эффективно организовать, и родителям необходимо приучать их к этому. Для детей важны ритуалы, связанные с распорядком дня, чтобы все вещи были на одном и том же месте и одно занятие привычно чередовалось с другим.

Читайте также:  Как избавиться от стресса депрессии и тревоги

2. Но не только дела и обязанности должны чередоваться. Поучились — поиграли. Ребенку надо обязательно двигаться. И не только потому, что у детей должно быть веселое детство. Физическая активность хорошо снимает последствия стресса, помогает переключиться на темы, не связанные с уроками, и потом со свежей головой продолжить учебу.

3. Если вы видите, что ребенок, несмотря на все попытки снизить уровень стресса, не справляется с учебой, у него развивается депрессия и негативное отношение к школе, — подумайте о домашнем образовании. Дома будет гораздо легче создать гибкий график, планировать расписание, отводить больше времени на трудные для ребенка темы. Если вы ярый сторонник социализации, то походы в кружки и секции не возбраняются. А в более старших классах, когда ребенок привыкнет к учебе, он вполне может вернуться в школу и продолжить образование в детском коллективе. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Стрессы и следующие за ними расстройства адаптации у детей школьного возраста бывают разными, составляя до 40 процентов поводов для обращения за помощью к специалисту.

Стрессы классифицируются от легких (конфликты в школе) до тяжелых, когда ребенок подвергается насилию, получает физическую или психическую травму, находится длительное время в состоянии, угрожающем жизни (попал в аварию, был свидетелем аварии на дорогах, совершено сексуальное нападение со стороны ровесников или взрослых мужчин и т. д.). Однако такая градация является условной: тяжелый стресс может возникнуть и у девочки-отличницы, получившей всего лишь одну плохую оценку. О признаках стресса и помощи ребенку в трудной ситуации рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Шипилов.

Признаки стресса
Часто встречается острая реакция на стресс, возникающая в течение 8 часов с момента действия стрессового фактора. К концу этого периода у детей возникает адаптация к нему.
Если стрессовый фактор продолжает действовать в течение 48 часов, реакция должна пройти. Эти расстройства адаптации сохраняются не более 6 месяцев. В противном случае следует говорить уже о психическом заболевании (депрессии или других расстройствах психики).
Наиболее частые проявления стресса:
– Затруднение или нарушение сна, когда ребенок всхлипывает во сне, ему снятся кошмары, он просыпается от них. Наблюдаются все признаки повышенной чувствительности.
– Ребенок становится более раздражительным, возникают вспышки гнева, не типичные для него в прошлом.
– Ребенок с трудом концентрирует внимание, отказывается от деятельности, которую ранее успешно выполнял (приготовление уроков, еда, питье и т. д.), возникает не свойственная ему лень, усталость.
– Возврат к тем типам поведения, которые были для ребенка свойственны на ранних этапах развития (энурез, грубость, избыточная детскость в поведении, чрезмерная привязанность к матери, кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.).
– У подростков нередко наблюдается асоциальное поведение, агрессивность (может нагрубить однокласснику или учителю, ударить кого-то).
– Возникновение психосоматических расстройств. Например, у ученицы пропадает голос из-за того, что учительница сказала, что оценки будут невелики.

Что родители могут сделать своими силами
– Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни. Достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки?
– В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В, С (свежие фрукты, овощи, земляника или черника по 1 стакану 1 раз в день и/или прием поливитаминов).
– Отсутствие избыточной стимуляции. Многие родители, наоборот, пытаются ребенка отвлечь, нагрузить информацией, что плохо отражается на его психике.
– Отсутствие скандалов, истерик и лишнего напряжения по поводу состояния ребенка.
– Родителям нужно пересмотреть чрезмерные требования к собственному чаду по поводу учебы и поведения.
– Необходима поддержка и защита в любой форме: успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят. Очень важен тесный контакт с «безопасным» для ребенка человеком (легкий массаж, поглаживания, надавливания, разминание, прикосновения, совместное плавание в бассейне).
– Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что ребенок сделал не так, чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.
– Можно попробовать использовать отвары трав с успокаивающим эффектом: успокаивающий сбор, чай из мяты, мелиссы, отвар корня валерианы. Подойдут и успокаивающие ванны на 10-15 минут при температуре 38 град. с ароматизированными добавками. Используйте и ароматические масла, добавляя их на ночь в специальную лампу.

Когда нужно к психологу
Психолог обычно подключается уже в запущенных случаях. Наиболее часто они возникают, когда стрессовый фактор находится в семье. Например, отец бьет собственного ребенка, предварительно нагрузившись алкоголем. Другой случай: одинокие матери, требуя от ребенка больше, чем он может (хорошие оценки, соответствие идеалам матери), от бессилия могут перейти к физическим наказаниям, особенно по отношению к сыну.
Наиболее частым является и непредоставление защиты собственному ребенку, испытавшему стресс в школе («Сам виноват, что тебя избили». «Так и надо, получил по делам». «Ты не мужчина, а слабак»).
Следует помнить: чем раньше родители обратились к специалисту, тем лучше ребенку. Психолог не оценивает позицию ребенка (правильно — неправильно), а создает алгоритм: что делать, если будет похожая ситуация. Иногда школьник не может вспомнить ситуацию, из-за которой у него развился стресс, то есть, у ребенка развивается полная или частичная потеря памяти (это защитный механизм).
Если семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, то психолог выстраивает эту систему, а также помогает школьнику самому выработать навыки борьбы со стрессом (мышечное расслабление, аутогенная тренировка), дает место чувствам, возникшим при ответе на стресс (рисунки, ролевая игра, телесная терапия).
Затем организуется обучение взаимодействия перенесшего стресс ребенка с другими детьми: отстаивание своей позиции, умение конструктивно проявлять свою агрессию.

источник

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.

источник