Меню Рубрики

Стресс в управленческой деятельности и его особенности

Стрессменеджмент – теория и практика управления стрессами в организации (организационный стресс); профилактике профессионального стресса и повышении стрессоустойчивости работников (персонала).

Стресс (от англ. stress – напряжение) – психофизиологическое явление, представляющее собой общую реакцию организма на любые предъявляемые ему требования; напряжение, направленное на преодоление возникших трудностей. Этапы развития стресса: 1) фаза тревоги (мобилизация защитных сил и ресурсов организма, протекание продуктивного эвристическогго стресса – эвстресса); 2) фаза сопротивления (успешное сопротивление стрессогенным факторам, приспособление организма к возникшим обстоятельствам; явления, возникающие на этой фазе, характеризуют непродуктивный дисфункциональный стресс – дистресс); 3) фаза истощения (наступает в случае истощения организма, нехватки собственных ресурсов организма; характеризуется максимальной дистрессовостью).

Стресс возникает в ответ на воздействие стрессоров (значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия). Виды стрессоров: физиологические (болезнь, травма, чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например кофеина или амфетаминов) и психологические (ответственность, дефицит времени, конфликты, соревнование, угроза самооценке, ближайшему окружению, конкуренция, связанная с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды, и др.).

Профессиональный стресс – напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Виды профессионального стресса: информационный (информационные перегрузки); эмоциональный (нарушение глубинных установок и ценностей работника); коммуникативный (реальные проблемы делового общения); стресс достижения (нехватка внутренних ресурсов для достижения того уровня профессиональной деятельности, который человек планирует); стресс конкуренции (страх проиграть в конкурентной борьбе и оказаться несостоятельным); стресс успеха (момент наивысшего успеха).

Причины профессиональных стрессов: конфликт с начальником или коллегами, отсутствие поддержки со стороны руководства; неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-то дел, спешка; недостаточная квалификация или неумение применять свои навыки; скука или, наоборот, чувство перегруженности работой, переутомление; слишком высокая или слишком низкая ответственность (несоответствие темпераменту, самоощущению, способностям и честолюбию); неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе.

Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял: одним постоянный стресс просто необходим, других состояние стресса выбивает из колеи, третьи могут спокойно прожить как со стрессами, так и без них.

Признаки стрессов: физические (анорексия, бессонница, диарея, головокружения, нервный тик, изжога, постоянная сонливость, сыпь, тошнота и т.п.); эмоциональные (необычная агрессивность, депрессия, ночные кошмары, раздражительность, постоянная погруженность в себя, частая слезливость, чувство беспомощности и т.д.); поведенческие (злоупотребление алкоголем, скрежетание зубами, чрезмерное потребление лекарств, привычка грызть ногти, теребить волосы, морщить лоб и т.п.).

Стрессоустойчивость – системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности. Компоненты стрессоустойчивости: способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций и таким образом избегать стрессорного воздействия; способность контролировать эмоции, владение навыками саморегуляции, развитые волевые качества личности (способность действовать в направлении поставленных целей и задач, мобилизовать психику в экстремально-ситуативных обстоятельствах); способность выдерживать более длительное и сильное, чем в привычных условиях, напряжение (эмоциональное, волевое, физическое); способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях; активность в преобразовании стрессовой ситуации; опыт разрешения стрессовых ситуаций и владение эффективными способами их преодоления; гибкость адаптационных процессов в ответ на разновременно появляющиеся и исчезающие стрессоры и их сложные сочетания; способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов; удовлетворенность самореализацией.

Саморегуляция (лат. regulare – подчинять определенному правилу) –способность управлять своими эмоциями, амбициями, поведением, особенно в эмоционально и когнитивно сложных ситуациях; умение управлять уровнем психологического стресса.

Регулируя стрессовые ситуации следует учитывать то, что: • к стрессогенным факторам и вызываемым ими перегрузкам нельзя привыкнуть (к мелочным придиркам начальства, постоянным ссорам с коллегами по работе и т.п.); • нельзя рассчитывать и на то, что в результате проведения каких-то противострессовых ибо они ее неразлучные спутники; • противодействие стрессам имеет своей целью не абсолютное их устранение, а лишь ослабление – насколько это возможно – их деструктивных последствий.

Антистрессовые мероприятия: 1) на групповом уровне: совокупность специальных организационных мероприятий; 2) на личностном уровне научиться постоянно, поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус и использовать комплекс психофизиологических методов: на физическом уровне (ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч и т.п.); на эмоциональном уровне (художественное творчество, искусство, цвето- и аромотерапии, техника переключения на положительно-эмоциональные темы и т.п.); на интеллектуальном уровне (ставить перед собой реальные, соответствующие способностям и возможностям цели, настойчиво стремится к их достижению); а также. Кроме указанных способов целесообразно использовать различные системы психофизического саморегулирования (СПС).

Помочь снять стресс также могут: полное устранение конфликта, устранение разногласий, примирение; общение с близким человеком; применение успокоительных средств; отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма и т.п.); переключение на занятие любимым делом и т.п.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, изоляция.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Впервые появившись в научной литературе в 1936 году в работе канадского физиолога Г. Селье, к середине 50-х годов понятие «стресс» прочно вошло в научную терминологию. Однако до сих пор оно не имеет четкого и общепринятого в науке определения. Чаще всего под стрессом понимают комплекс ответных реакций человека возникающих при столкновении с ситуацией, подвергающей опасности его благополучие, которые протекают на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

В отечественной психологии часто наряду с понятием стресса используется термин «психическая напряженность». Состояние нервно-психического напряжения оказывает существенное влияние как на эффективность профессиональной деятельности, так и на здоровье человека. Различают два вида таких состояний (Немчин Т. А., 1983):

• напряжение – психическое состояние, которое оказывает положительный, мобилизующий эффект на деятельность (соотносится с понятием «эустресс» по Г. Селье). Оно характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности, раскрытием способностей человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы, а также повышением степени удовлетворенности от самой деятельности;

• напряженность – психическое состояние, которое характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности (соотносится с понятием «дистресс» по Г. Селье). Для него типично ярко выраженное чувство общего физического и психического дискомфорта: при этом на первый план выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов (преимущественно сердечно-сосудистой системы и органов дыхания), а психические нарушения (снижение способностей к продуктивной умственной деятельности, нарушения в психомоторике и т. п.), также имеющие место, остаются как бы на втором плане и маскируются соматическими жалобами. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и других неприятных последствий сложившейся ситуации.

Что же является причиной высокого уровня нервно-психического напряжения в управленческой деятельности? Обобщая результаты многочисленных исследований, рассмотрим основные стресс-факторы, детерминирующие возникновение многочисленных стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности менеджеров.

1. Факторы, связанные с особенностями организационной структуры:

• отсутствие или малое участие в процессе принятия решения (низкий уровень вовлеченности);

• ограничение свободы поведения (жесткие нормы поведения, необходимость согласовывать свои решения, не поощрение инициативы и т. п.);

• отсутствие чувства принадлежности к организации (низкий уровень лояльности).

2. Факторы, связанные с содержанием работы руководителя:

• количественная перегрузка (в том числе информационная перегрузка), связанная с продолжительностью рабочих часов, а также с объемом работы;

• качественная перегрузка, обусловленная сложностью выполняемой деятельности (трудность в выборе приоритетов, неопределенность и т. п.);

• необходимость принимать управленческие решения в сложных ситуациях (дефицит времени, недостаток информации, неопределенность последствий и т. п.);

• ответственность за людей, за выполняемую работу, материальная ответственность (при этом следует отметить, что для руководителя стрессогенным является не только высокий, но и слишком низкий уровень ответственности).

3. Факторы, связанные с ролью в организации:

• ролевая неопределенность («недостаток ясности» о своих профессиональных обязанностях, условиях работы, ожиданиях других сотрудников и т. д.);

• ролевой конфликт (противоречивые требования, различия в восприятии содержания какой-либо роли в организации или относительной важности ее элементов, несоответствие ролевым ожиданиям других членов группы);

• ролевая перегруженность (один из вариантов ролевого конфликта, при котором конфликт воспринимается как необходимость пожертвовать количеством, сроками или качеством выполняемой работы);

• конфликты ролей, обусловленные несовпадением потребностей и моральных ценностей человека, с одной стороны, и требованиями к выполняемой им роли в данном виде деятельности – с другой;

• конфликты ролей, выполняемых в формальной и неформальной группах;

• конфликты ролей, связанные с нарушением принципов ёдиноначалия или других принципов руководства;

изоляция (изолированность позиции руководителя в организационной иерархии влечет за собой чувство одиночества и неадекватную информированность, создающую ложное чувство понимания ситуации).

4. Факторы, связанные с взаимоотношениями на работе:

• взаимодействие с руководством (давление, неадекватная оценка, критика и т. д.);

• отношения с подчиненными (конфликтные ситуации);

• взаимоотношения с коллегами (конкуренция или соперничество между менеджерами, которые связаны с боязнью проиграть иди страхом потерпеть неудачу).

5. Факторы, связанные с особенностями управленческой карьеры:

• низкая скорость карьерного роста (разрыв между собственной профессиональной активностью и скоростью служебного продвижения);

невозможность продвижения вверх по управленческой лестнице (например, «организационное плато» или отсутствие в организационной иерархии свободных позиций более высокого уровня, соответствующих способностям и притязаниям менеджера);

• фрустрация из-за достижения предела (потолка) своей карьеры;

• страх понижения в должности или отставки.

Перечисленные выше стрессоры отражают те особенности управленческой деятельности, которые потенциально могут иметь негативные последствия (как физические, так и психические) для большинства менеджеров, подвергающихся их воздействию. Как же понять, находится руководитель в состоянии стресса или нет?

Стрессовое поведение часто бывает так неузнаваемо и скрыто, что со стороны может выглядеть вполне естественным – по крайней мере, в начальной стадии. Поэтому важно знакомить менеджеров с разнообразными проявлениями стресса, как у них самих, так и у их подчиненных, поскольку ранняя диагностика этого состояния способствует более эффективному его преодолению. В целях поддержания профессионального здоровья руководителей в некоторых организациях разрабатываются специальные программы обучения навыкам диагностики и самодиагностики стресса, в рамках которых менеджеров знакомят с основными соматическими, эмоциональными и поведенческими симптомами стресса. Ниже представлены обобщенные результаты много летних зарубежных исследований проявлений стрессовых состояний у руководителей высшего и среднего звена (Калимо Р., Эль-Батавл М. А., Купер К. Л. (ред.), 1989).

Соматические симптомы стресса у руководителей:

• повышение артериального давления, сердцебиения, аритмия;

• стойкие головные боли, мигрень;

• мышечное напряжение, частые боли в области шеи и нижней части спины;

• нарушения аппетита и пищеварения, имитирующие язвенную болезнь, боли в области живота;

• нарушения сна и изменение его характера: трудности с наступлением сна (бессонница) или, наоборот, с пробуждением (сонливость);

• разнообразные сексуальные проблемы (в том числе импотенция или ослабление полового влечения).

Эмоциональные симптомы стресса у руководителей:

• подавленное настроение (вплоть до депрессии);

• чрезмерно сильные и быстрые смены настроения;

• невозможность сосредоточить внимание на работе;

• неоправданные (немотивированное) беспокойство и тревога по разным поводам;

• неспособность чувствовать симпатию к другим людям;

• беспочвенная раздражительность и конфликтность, вызванные не внешними обстоятельствами, а внутренним состоянием человека;

• чрезмерное внимание к состоянию здоровья;

Поведенческие симптомы стресса у руководителей:

• ухудшение качественных и количественных показателей работы;

• увеличение числа невыходов на работу;

• склонность к несчастным случаям;

• уклонение от ответственности и нерешительность;

• увеличение потребления алкоголя

• сильная зависимость от лекарственных средств – транквилизаторов и снотворных;

• переедание (или реже – потеря аппетита).

Другой подход к оценке степени нервно-эмоциональной напряженности (или стресса) в управленческой деятельности предложил Н. Х. Амиров (Амиров, 2002). На основе профессиографического анализа деятельности руководителя им были вы делены следующие показатели:

• объем перерабатываемой информации (текстовой – количество документов, речевой — количество кон включая телефонные переговоры);

• число переключений с одного вида деятельности на другой (чередование чтения документов, письма, работы на компьютере, разговоров с людьми и т. д.);

• количество конфликтных ситуаций;

• продолжительность рабочего дня и двигательная активность.

Многообразие факторов риска, а также симптомов стрессовых состояний, возникающих у современных менеджеров, находит свое отражение и в широком спектре стратегий адаптации и преодоления (копинг-стратегий). Одно из первых социологических исследований по изучению методов преодоления управленческих стрессов было проведено исследователями Американской ассоциации стресса в 1979 году. Они проанализировали около трех тысяч анкет, заполненных руководителями высшего и среднего звеньев. Способов преодоления управленческого стресса: делегирование полномочий, анализ стрессовых ситуаций, установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий, выявление причин, приводящих к стрессу, общение с коллегами, другими работниками, беседы по телефону с друзьями и встречи с друзьями (вне работы), физические оздоровительные занятия (вне работы), переключение на активный отдых (вне работы), следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и вне ее), самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе), более интересная, увлекающая работа, ежедневные временные интервалы для коротких передышек, разбивка отпуска на несколько этапов (два или три), чтение специальных книг, аутогенная тренировка, участие в специализированных тренингах, психотерапевтичекое лечение (психологические консультации).

Следует отметить, что, по мнению большинства исследователей, стратегии пре одоления стресса в управленческой деятельности не являются универсальными, то есть одни и те же способы могут быть эффективны в одних ситуациях и неэффективны в других. Так, стрессовые ситуации, обусловленные ролевой перегрузкой и давлением в направлении повышения производительности, лучше преодолеваются с помощью стратегий, основанных на анализе ситуации; а неспособность воздействовать на решения вышестоящих руководителей – разговорами с другими. Напротив, неэффективно пре одоление ролевой перегрузки с помощью разговоров с другими, а неспособности влиять на решения вышестоящих – уходом из ситуации.

Читайте также:  Повышенная глюкоза из за стресса

Еще одним подходом к преодолению стрессовых ситуаций в управленческой деятельности является развитие навыков позитивного мышления, основанных на изменения отношения менеджеров к потенциально стрессогенной ситуации и переоценке возможностей справиться с ней. Так, в исследовании, проведенном методом глубинного интервью с отобранными по случайной выборке 75 успешными руководителями среднего звена, изучался уровень стресса в значимых для индивида сферах деятельности, сопряженных с профессионалы ролью. Авторы установили, что наименьший уровень переживаемого стресса был у тех менеджеров, которые воспринимали стрессовые ситуации как вызов, стимулирующий их действия, кроме того, отличительной особенностью их поведения оказалась гибкость. Причем в гибкости выделялись три составляющие: толерантность к иррациональным действиям вышестоящих, принятие риска, диссоциация прошлых трудностей и текущих интересов (то есть «забывание» прошлых ошибок и проблем).

Эмпирически установлено, что современные менеджеры часто прибегают к «нездоровым» формам поведения как способам преодоления профессионального стресса – например, таким, как употребление алкоголя и кофеиносодержащих напитков, а также курению.

Санкт-Петербургское популяционное исследование, проведенное в 1996 году, в частности, показало, что по уровню потребления алкоголя лидирующее место среди городского населения принадлежит предпринимателям. Высокий уровень денежного дохода, оказалось, стимулирует у них частое употребление алкоголя и сочетание его с употреблением наркотиков. Однако следует отметить, что для большинства предпринимателей характерна незначительная давность алкоголизации.

В западных исследованиях также приводятся данные, свидетельствующие о том, что управленческая деятельность создает достаточно благоприятные условия для формирования алкогольной зависимости, В качестве факторов риска для развития алкоголизма на рабочем месте в литературе выделяются следующие особенности производственной среды:

• гибкость рабочего графика и возможность индивидуально планировать свой рабочий день;

• работа вне сферы возможного прямого наблюдения со стороны как начальства, так и подчиненных;

• отсутствие наглядности результатов производственной активности;

• употребление алкоголя как часть выполняемой рабочей роли (представительские функции, презентации, банкеты и др.);

Вышеназванные особенности вполне подходят для описания деятельности современного руководителя, что, в свою очередь, создает потенциальную опасность для его профессионального здоровья. Установлено, что дело не только в том, что менеджеры пытаются заглушить трудовой стресс алкоголем, но и в том, что организационные субкультуры устанавливают нормы в отношении употребления алкоголя. Отмечается, что в некоторых странах (в том числе и в России) культурные нормы довольно снисходительны к этой проблеме: в них употребление алкоголя рассматривается как «неотъемлемая часть деловой жизни».

Кроме того, данные, полученные при интервьюировании менеджеров высшего звена, свидетельствуют о том, что алкоголизация может быть рассмотрена как важный фактор продвижения по служебной лестнице. Будучи вначале способным руководителем, такой менеджер постепенно теряет способность к принятию эффективных решений и перестает сам руководить фирмой или ее подразделением. Достигнув высокого поста, такой руководитель обычно окружает себя доверенными лицами, которые контролируют поступающую к нему информацию и таким образом получают доступ к принятию решений. Между руководителем и его подчиненными формируются симбиотические отношения, поскольку с их помощью он сохраняет свой статус в организации, престиж, комфорт и возможность продолжать пьянство.

Хотелось бы также обратить внимание на тот факт, что психологам очень трудно проводить качественные исследования проблемы злоупотребления менеджерами психоактивными веществами. Этические соображения накладывают жесткие ограничения на использование алкоголя и наркотиков в экспериментальных условиях. Проверка на употребление псмхоактивных веществ во многих странах связана с рядом гражданско-правовых вопросов, касающихся, в частности, нарушения конституционных прав человека в случае его принуждения к проверке. Кроме того, учитывая факторы социальной желательности, данные самоотчетов руководителей (например, о количестве употребляемого алкоголя) также нельзя рассматривать как достоверные.

К самостоятельным стратегиям преодоления относится и участие в программах психопрофклактики или управления стрессом. Развитие методов профилактики и преодоления стрессов, связанных с деятельностью менеджеров, является одной из важнейших задач психологического обеспечения их профессионального здоровья. В настоящее время профессиональные стрессы все чаще и чаще рассматриваются как неотъемлемая часть цены за возможность работать. Как следствие, основные усилия направляются на повышение индивидуальной устойчивости менеджеров к стрессорам, а не на их устранение.

К мероприятиям, направленным на профилактику стресса, можно отнести разминки на рабочем месте, физические упражнения, медитацию, а также программы управления временем. Все более широкое распространение получает использование методик, направленных на снижение возбудимости, например: глубокого дыхания, прогрессивной мышечной релаксации, биологической обратной связи и йоги.

В качестве конкретного примера можно привести программу развития навыков преодоления стрессовых ситуаций для руководителей Дж. Гранвелл-Уорд (1987). Про грамма получила высокую оценку в литературе и основывается на результатах глубинного клинического интервью с 200 менеджерами на тему управления переживаемым стрессом. Программа включает в себя три основных этапа:

1. Самостоятельная работа менеджера (выделение основных источников стресса и соответствующих им типов реакций, оценка уровня стрессоустойчивости).

2. Консультации специалиста по вопросам оптимизации уровня профессионального стресса (информация о стрессе и об основных приемах (стратегиях) его преодоления в соответствии с современным и научным и представления м и).

3. Оценка эффективности каждой стратегии и рекомендации по индивидуализации их использования.

В настоящее время и в России на рынке психологических услуг представлено достаточно большое количество программ управления профессиональным стрессом, ориентированных на менеджеров разного уровня. Основной целью таких программ является обучение руководителей навыкам управления стрессовыми ситуациями. Для достижения этой цели предлагается использовать следующие методы профилактики управленческого стресса:

• обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции;

• освоение приемов и техник расслабления (релаксации);

• внедрение систем эффективной организации рабочего времени (тайм-менеджмент);

• обучение навыкам управления конфликтными ситуациями;

• овладение навыками эффективного общения;

• формирование навыков позитивного мышления.

Теперь перейдем к рассмотрению проблемы сохранения здоровья в профессиональной деятельности руководителей с точки зрения их умения рационально распределять свои силы и время. Рациональное распределение сил и времени включает в себя умение планировать и ограничивать свое рабочее время, умение расставлять приоритеты и делегировать полномочия, а также способность поддерживать равновесие между личной и деловой жизнью. Следует отметить, что, как и в предыдущем случае, основной акцент в исследованиях делается на негативных последствиях неумения менеджером правильно распределять свои силы и время, то есть на изучении таких феноменов, как «трудоголизм» и «синдром хронической усталости».

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 929 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие профессионального стресса, его природа и источники

Стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры.

Стресс, связанный с выполнением профессиональных задач называют профессиональным. Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Виды профессионального стресса:

Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Основные стрессоры управленческой деятельности:

• фактор информационной нагрузки;

Одной из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречияс психическими возможностями человека. В связи с этим высокая нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности и стрессу.

• фактор информационной неопределенности;

Избыточность информационной нагрузки постоянно сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором.

• фактор ответственности — решающий и основной для управленческой деятельности; сила проявления всех других факторов зависит именно от него;

Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

Хроническая нехватка времени — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

• факторы межличностных конфликтов;

Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты различных типов и степени выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.

• факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов;

Одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, человек выступает в роли руководителя в отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

• фактор полифокусности управленческой деятельности.

Типичной особенностью управленческой деятельности является необходимость одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции(наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

• система внешнесредовых факторов.

Внешняя среда организации является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом плане, прежде всего, необходимо отметить следующие факторы:

— факторы конкуренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды;

— факторы влияния криминальной среды на деятельность организации;

— факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики.

Система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

Динамика профессионального стресса

Одним из условий грамотной профилактики стресса является понимание динамики стрессового воздействия.

Три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняются на «противоположный знак». Японцы говорят о человеке, попавшем в стресс: «Он потерял свое лицо».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам(а) — такой (такая)».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль.

Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

Читайте также:  Повышены лимфоциты и понижены нейтрофилы при стрессе

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Три фазы имеют не только общий для всех людей характер, но и достаточно выраженные индивидуальные различия реагированияна стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз, в их общей динамике в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий.

Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности.

Это — способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей.

Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости.

Руководители, которые могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу.

Руководители, которые при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои.

Руководители, которые только и могут эффективно работать в условиях стресса.

Основные типы личностной резистентности к стрессу

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности (Ответственность за события, происходящие в жизни человека, он в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями) — экстерналъности (У человека преобладает склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю) личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интернального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Важное условие стрессоустойчивости — общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация:

— личностно-карьерная («на себя»),

— социально-профессиональная («на дело»).

Доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессоустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее.

В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса:

Характерен для личностной ориентации «на себя». Человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности.

Контроль за ситуацией сохраняется дольше: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя.

Данный тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.

Существуют также и общие личностные различия в предрасположенности к стрессу. В зависимости от отношения к стрессу, формы и меры активности эмоционального и поведенческого реагирования на стресс М. Фридман предложил разделить людей на типы А и Б.

Люди типа Асклонны быстро возмущаться по любому поводу, активно реагировать на ситуацию. Они постоянно нервничают, часто переоценивают трудности ситуации, пытаются сделать «все больше дел за все меньшее время», нетерпеливы, находятся в постоянном напряжении, редко расслабляются, у них всегда «много дел». Они находятся в состоянии «непрекращающейся борьбы».

Тип Бхарактеризуется противоположными особенностями. Большинство руководителей принадлежит к типу А; данный тип предрасполагает к сердечно-сосудистым заболеваниям; это — своеобразная «группа риска».

В плане эффективности деятельности между этими типами не только нет существенных различий (в пользу типа Б), но и имеет место тенденция большей эффективности управленческой деятельности у лиц типа А.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающейся разновидностью профессионального стресса в деловом общении является коммуникативный стресс.

Основные проявлениякоммуникативного стресса:

1) Раздражительность в деловом общении.

Основные причины раздражительности:

— усталость и истощенность по причине производственной перегрузки работников;

— привычка общаться «на повышенных тонах»;

— раздражение вследствие неуверенности в себе, пониженной самооценки;

— тревожность, неудовлетворенность собой на работе.

2) Коммуникативная агрессия.

Повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию — специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить и подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, желании исключить определенного человека из коммуникативных контактов.

При помощи агрессии работник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать свою силу и самоутверждаться, организовать для себя психологическую разрядку, если накапливается неудовлетворенность своей работой или своим служебным положением.

Виды коммуникативной агрессии:

— физическая или вербальная (словесная),

— прямая или косвенная (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы),

— ситуативная (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого) или на себя (самообвинение).

Проблема состоит в том, что человек нередко не осознает собственной агрессивности и активно борется там, где в этом нет никакой необходимости. Он «заводит» себя и окружающих, создавая напряженное «поле», в котором плохо и ему самому, и другим.

3) Нарушение принципа справедливости в общении.

Работник чувствует себя спокойным и удовлетворенным, если в общении с деловыми партнерами выдерживается принцип справедливости: сколько сил, времени и поддержки он отдает в общении с ними, столько же сил, времени и поддержки он получает от них. При недооценке личностного и эмоционального вклада в процесс общения человек испытывает чувство обиды и стремится всеми возможными способами восстановить справедливость (равновесие). И наоборот, при переоценке его активности во взаимодействии он испытывает чувство вины, не менее дискомфортное, чем обида, и также стремится восстановить справедливость (равновесие).

Чувствительность к справедливости в деловом и межличностном общении имеют все люди, только одни стремятся больше отдавать (альтруисты), а другие — больше брать (эгоисты). Довольно часто альтруисты больше вкладывают в общение потому, что получают от этого коммуникативное удовлетворение. При помощи таких «коммуникативных вкладов» они укрепляют чувство собственного достоинства и повышают свою самооценку. Эгоисты стремятся что-то получить от нужного человека, не прикладывая к этому никаких усилий или затратив минимальные усилия.

4) Недостаток терпения и самообладания в общении.

Чтобы не попасть в стресс, связанный с проблемами делового общения, необходимо выполнять одно главное условие: быть терпеливым к разным людям и сохранять самообладание в трудных ситуациях.

Терпеливый человек опирается на свой профессиональный и жизненный опыт, показывающий, что деловых партнеров без недостатков не бывает. Он знает свои недостатки, поэтому спокойно и терпеливо относится к недостаткам окружающих людей.

При этом важно в своих партнерах выделять главные деловые качества, имеющие большую ценность. Остальные особенности характера необходимо принимать спокойно и с определенным терпением. Важно иметь в виду, что в работе следует достичь главных целей, и не всегда есть возможность сменить партнера в процессе их достижения.

5) Недостаточное владение техниками делового общения.

При общении с излишне коммуникативно-активным человеком часто возникает чувство внутреннего раздражения одновременно с усилием себя сдерживать.

Деловое общение — это взаимодействие, а не непрерывный монолог только вашего собеседника: он сам задает вопросы, сам на них отвечает, сам выбирает тему для разговора и сам же ее меняет. Самое неприятное здесь заключается в том, что в таком «взаимодействии» вас как будто нет, со стороны вашего партнера не предполагается ваше участие.

На самом деле остановить болтливого человека и в то же время не обидеть его не так сложно. Главное, выполнять правила.

Правило 1.Внутренне решиться позаботиться о самом себе: своем спокойствии, желании провести эти минуты по своему усмотрению. Такое внутреннее решение — залог того, что вы сможете прервать болтуна без раздражения, спокойным и не обидным для него тоном. Если вы сможете сделать это действительно спокойно, он примет ваши действия как само собой разумеющиеся и не обидится. Если же вы покажете свое раздражение, он почувствует протест и ваши отношения могут ухудшиться, хотя вы в этом не виноваты, а виноват главным образом он сам.

Правило 2.Если ваш собеседник говорит слишком много, это означает, что вы сами дали ему возможность «захватить коммуникативное пространство», были излишне пассивны и не смогли вовремя прервать его монолог. Возможно также, что он активно стремится общаться именно с вами и по-своему пытается быть для Вас интересным. Внутренне вас успокоит и то соображение, что болтливый человек — это человек открытый и часто не способный нанести «удар в спину».

Правило 3.Чтобы остановить не в меру болтливого человека, необходимо проговорить следующее: все, что он говорит, — безусловно, интересно и важно; но именно сейчас (в данный момент, в эту минуту) вам необходимо. (подумать в тишине, расслабиться, отвлечься, почитать интересную книгу и т. п.); возможно, через какое-то время (через час, день, месяц и далее, сроки можно не уточнять) вы продолжите беседу.

6) Неумение сформулировать отказ в деловом общении.

Люди, которые не умеют отказать, когда их используют или просят сделать что-то, что мог бы сделать сам просящий, проживают по-настоящему тяжелую жизнь. Внутренне они презирают себя за мягкотелость и уступчивость, периодически принимают решение «вырваться на волю», но реально не могут сделать ни шага, чтобы отстоять свою независимость.

Человек не способен отказывать,

♦ когда хочет быть всегда и для всех добрым и хочет, чтобы его все уважали;

♦ когда его самооценка и отношение к самому себе зависят от оценки и отношения к нему других людей;

♦ когда он, следовательно, внутренне не свободен и зависит от деловых партнеров.

Коммуникативная формула отказа. При формулировании отказа текст, произносимый отказывающим человеком, содержит три основные части:

♦ фразу, содержащую положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношений или ситуации);

♦ фразу, содержащую отрицательное содержание (формулировку отказа и его объективных причин);

♦ фразу, содержащую опять положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что является важным факт сохранения хороших отношений).

Приведенная выше формула отказа является эффективной, потому что построена на основе психологических законов восприятия и общения. А именно: человек акцентирует внимание и эмоционально реагирует на начало и конец общения, лучше запоминает именно начало и окончание разговора, а содержание середины несколько «смазывается», не несет для него особой эмоциональной нагрузки и часто воспринимается более спокойно.

Профилактика профессионального стресса и развитие стрессоустойчивости

Как научиться регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий?

В профессиональной деятельности более успешны люди,

— научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции;

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так

«Что толку обвинять себя или других? Нет смысла мучаться укорами совести. Но и «сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих — негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая!»

«Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!»

— знающие свои сильные и слабые стороны;

— умеющие вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, однако главное — они хорошо осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Для успешного управления стрессом необходимо использовать следующие правила саморегуляции:

Правило 1. Полезно наблюдать за самим собой.

Что вы чувствуете на первой стадии стресса?

Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении?

Сколько времени длится первая стадия вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием?

Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научитесь замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя.

На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

— сделать паузу в общении с сотрудниками (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

— переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Правило 3. Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение, например:

— перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

— выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

— подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;

— обратить внимание на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

— зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.

Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение.

Что вас больше всего радует?

Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

Читайте также:  Повышенная чувствительность зубов из за стресса

источник

Основные понятия:

стресс; стрессоры; специфическая реакция; неспецифическая реакция; индивидуальный реактивный стереотип; дистресс; эустресс; перцептивная напряженность; интеллектуальная напряженность; волевая напряженность; общий адаптивный синдром; стадия тревоги; стадия сопротивляемости; фаза истощения; информационный стресс.

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. При стрессе выделяется гормон адреналина, который учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови.

Другими словами, кроме специфического эффекта (горе, радость), все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществлять приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом.

Стресс –состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудовых условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Стрессоры –неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы.

Многие из людей попадали в стрессовую ситуацию. Например, самая распространенная и хорошо известная – до экзамена осталось сорок минут, а еще десять своих вопросов вы вообще не успели просмотреть.

Или, допустим, вы собрались провести рядовое еженедельное оперативное совещание, на которое и вопросов то важных не набралось, да и подготовиться вы не успели, но не хотите нарушить традицию. Совещание начали – вдруг просит разрешения «поприсутствовать» очень высокий чин. И вот он уже в дверях.

В стрессовой ситуации люди ведут себя по-разному.

Одни оживляются, суетятся, за все хватаются и поступают довольно бестолково.

Другие внутренне подтягиваются, собираются, действуют стремительно и точно, лучше, чем в спокойном состоянии.

Третьи просто не замечают стрессовой ситуации и, что бы ни происходило, ведут себя как ни в чем не бывало.

У четвертых руки и ноги становятся ватными, они ничего не понимают, только кивают в ответ на чужие предложения и бездействуют.

Избегать стрессовых реакций невозможно. Если у вас не будет стрессов – вы мертвы. Стресс не только необходим – он пряная приправа жизни. Без него жизни не существует. Крестьяне, напряженно работающие во время уборки урожая; администратор, принимающий трудное решение; спортсмен, стремящийся к победе, – все они испытывают стресс. Стресс не есть привилегия одного лишь человека. Например, известно, что курица, высидевшая гусиные яйца, испытывает стресс, когда ее птенцы входят в пруд и плывут, а она не может пойти за ними в воду.

Существует большое разнообразие стрессов. Каждый человек переживает это состояние.

Каждый из нас реагирует на стресс в зависимости от генетической предрасположенности, климата, даже степени загрязненности воздуха, которым мы дышим. Например, установлено, что северные жители и жители тропиков по-разному реагируют на одну и ту же стрессовую ситуацию. У одного человека может возникнуть гипертония, у другого – язва желудка, у третьего головная боль или нервное расстройство; у каждого человека свой индивидуальный реактивный стереотип.

Механизм стресса однотипен, он может быть вызван самыми различными ситуациями. Страх первобытного охотника перед хищником вызывал такую же стрессовую реакцию, как и страх современного служащего перед грозным начальником.

Механизм стресса может быть включен и ударом хлыста, и страстным поцелуем.

Термин «стресс» следует считать родовым понятием для понятий двух подвидов: дистресс – «плохой» и эустресс – «хороший».

При любом воздействии на организм может возникнуть одна из двух реакций: активная (борьба) или пассивная (бегство или примирение).

Психическое напряжение, срывы, чувство опасности и бесцельность являются наиболее разрушительными стрессами. Именно эти факторы чаще всего обусловливают возникновение физиологических расстройств, которые выражаются в мигренях, язвах желудка, сердечных приступах, гипертонии, психических заболеваниях, беспросветной тоске и самоубийствах.

Для того чтобы избежать срывов, неудач, унижения от поражений, дистрессов, надо знать свои силы, не замахиваться слишком высоко и не пытаться разрешать задачи, которые выше наших возможностей. У каждого из нас свои пределы.

В экстремальных условиях возникает психическая напряженность, которая приводит к нарушению психических процессов восприятия, мышления, памяти, а на их основе – принятия решения и выполнения необходимых действий. Мыслительные процессы возникают по типу затруднения решить внезапно возникшие задачи, т.е. «блокада» мышления. Нарушения в восприятии проявляются в сужении объема восприятия и его ошибках, «пустых фиксациях» (смотрит и не видит). Со стороны памяти – в забывании инструкций, даже самых простых.

Выделяют следующие виды психической напряженности:

· перцептивную, возникающую в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации;

· интеллектуальную – при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации;

· эмоциональную – при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность;

· волевую – при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией;

· мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасностей и риска.

Понятия «стресс» и «психическая напряженность» употребляются как синонимы при характеристике психической деятельности человека в сложных условиях.

Человек обнаружил, что его реакции на продолжительное и непредвиденное суровое испытание – плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи – протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии. Он не знал, что это трехфазная реакция – общий закон поведения живых существ, столкнувшихся с изнуряющей задачей, которую Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС).

ОАС – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии (рис.6).

Первая – «стадия тревоги» – продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии ОАС – стадии сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией – стадией истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Трехфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна.

Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, «жечь свечу с обоих концов», а можно научиться растягивать запас надолго, расходуя его мудро и бережливо, с наибольшей пользой и наименьшим дистрессом.

Стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть.

В организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья находятся под нагрузкой. Всякое заболевание вызывает какую-то степень стресса, поскольку предъявляет организму требования к адаптации.

За последние годы ученые и врачи осознали, как тяжело бремя стресса для общественного благосостояния. По данным американских ученых, 2/3 посещений поликлиник вызваны симптомами, в основе которых – стресс.

Более 1/4 случаев временной нетрудоспособности приходится на долю стресса.

Хотя точные данные получить трудно, многие американские специалисты полагают, что уже сегодня стресс обходится экономике США в целом 150 миллиардов долларов в год.

Одним из наиболее опасных стресс-факторов на сегодняшний день является загрязнение воздуха. Напомним, что человек может прожить без пищи 35-40 дней, без воды 4-5 дней, без воздуха –5 минут.

Даже при первых признаках развития стресса – повышенной раздражительности и утомляемости, неуверенности в себе, плохом настроении, поверхностном сне или бессоннице, если вовремя не провести стрессотерапию, можно обнаружить вегетативные изменения, гипертонию, другие соматические дисфункции. Это, конечно, еще не болезнь в обыденном понимании, а лишь функциональные, легко обратимые нарушения.

Известно, что если в каком-либо коллективе процент лиц, находящихся в стрессовом состоянии, превышает 10, значит, социально-психологический климат в нем неблагополучен, и нужно срочно принимать меры.

Последствия влияния всяких психо-эмоциональных воздействий, как и природных, физических, биологических и химических, зависят также от индивидуальных, физиологических и психологических особенностей личности и стрессоактивности.

И хотя современная медицина способна излечить многие серьезные заболевания, тем не менее, в области стрессовых нарушений и заболеваний успехи ее остаются весьма скромными и если отношение к этой проблеме не изменится, трудно будет предположить, что до конца нашего тысячелетия возможно будет добиться в этой области существенных результатов.

Если мы не будем рассматривать научно-технический прогресс (НТП) через призму стресса, то его отрицательные последствия примут угрожающие размеры и скажутся не только на физиологическом и психическом состоянии человека, но и на генетическом потенциале, вследствие чего обернутся катастрофой для всего человечества.

Если проблема стресса, адаптации и функциональных нарушений не станет в один ряд с наиболее приоритетными проблемами современной науки, то невозможно будет представить усиливающиеся действие отрицательных последствий НТП на физическое и психическое состояние человека.

Информационный стресс

Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной. Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом, вероятном воздействии неблагопристойных событий, их угрозе, или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) – вплоть до ее разрешения или субъективного преодоления этого состояния. В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа ситуации профессиональной деятельности.

В системах управления информационные процессы являются основным содержанием профессиональной деятельности.

Традиционно термин «стресс» используется для обозначения биохимических, психических проявлений адаптационной активности в ответ на экстремальные воздействия любых значимых для организма, факторов. Благодаря развертыванию неспецифических адаптационных процессов организм сохраняет на определенный период времени целостность и жизнедеятельность при воздействии стрессоров. Очевидно, неспецифические адаптационные процессы выполняют стабилизирующие функции в ответ на экстремальные воздействия за счет расхода «ресурсов» компенсирующих функций, в результате чего для организма сохраняется возможность решения стоящих перед ним жизненных задач.

В условиях воздействия на субъект деятельности экстремальных значений информационных факторов у него отмечаются изменения биохимических реакций, ряда физиологических функций и некоторых психологических показателей, характерных для эффектов воздействия физико-химических стрессоров и являющихся неспецифической адаптационной реакцией организма.

При воздействии различных экстремальных факторов в системе приема и преобразования информации наблюдается снижение объема оперативной памяти, сужение объема восприятия и внимания, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении, которые в силу включения компенсаторных процессов не всегда приводят к нарушению деятельности.

Неспецифические адаптационные процессы, развертывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и преобразования информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации.

Информационный стресс можно определить как состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями, нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного влияния факторов эмоционального взаимодействия[24].

Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:

1. Семантические –а) дефицит информации; б) противоречивость информации; в) субъективная сложность задачи;
г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации; д) избыточность информации; е) субъективная сложность задачи и т.д.;

2. Временные –а) дефицит времени; б) высокий темп предъявления информации; в) аритмичность предъявления информации;
г) возрастающий информационный поток; д) возрастающий темп предъявления информации;

3. Организационные –а) неправильный выбор необходимой информации; б) отвлечение внимания; г) объективная сложность задачи и т.д.;

4. Технические –а) отказ системы; б) маскировка сигнала; в) блокировка сигнала; г) отключение сигнала; д) искажение информации; е) сложная информация; ж) интерференция сигналов; з) противоречие информационных признаков ситуации; и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.

Специфичность реагирования при стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психическими особенностями личности. Установлены выраженные различия в характере ее реагирования и поведения при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность [25] .

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник