Меню Рубрики

Стрессы и стрессовые ситуации в профессиональной деятельности

Современный человек большую часть своего времени проводит на работе. Некоторые не могут забыть о работе, даже находясь дома. Часто из-за работы люди находятся в напряжённом состоянии и переживают профессиональный стресс. Причины развития нервного напряжения у работников разных сфер деятельности свои, а признаки и последствия у всех одинаковые. Стресс на работе и дома снижает интерес человека к жизни, истощает его творческие и интеллектуальные способности. Психологическое напряжение приводит ко многим заболеваниям. Избежать этого помогут специальные упражнения, тренинги, методы снятия стресса.

Профессиональный стресс сопровождает представителей разных пофессий

В процессе трудовой деятельности присутствуют раздражающие факторы. Они могут вызывать кратковременные нервные нагрузки. Если их негативное воздействие затягивается, профессиональный стресс становится хроническим. Различают такие виды профессионального стресса:

  1. Физический. Причины его возникновения – некомфортные условия труда, холод, жара, повышенный уровень шума.
  2. Информационный. Возникает из-за умственных перегрузок, повышенных требований. Очень часто им страдают люди, которые совмещают две должности или стремительно поднимаются по карьерной лестнице.
  3. Эмоциональный. Связан с неумением человека адаптироваться к предложенным условиям, расставлять приоритеты, выполнять поставленные задачи. Монотонный рабочий график или резкие смены деятельности являются причинами эмоционального стресса.
  4. Коммуникативный. Профессиональный стресс вызван неумением работника общаться с коллегами, начальством, отстаивать свои интересы (или, наоборот, промолчать), заводить полезные рабочие знакомства.

Причины стресса на работе могут быть разные, поэтому деление на конкретные виды рабочего напряжения условно. Наиболее подвержены рабочему напряжению люди с низкой самооценкой, повышенной тревожностью. Отсутствие мотивации и чётко поставленных целей также снижает стрессоустойчивость.

Постоянный стресс на работе может проявляться по-разному. Признаки стресса на работе индивидуальны для каждого человека, зависят от особенностей организма, типа нервной системы. Можно выделить основные признаки:

  • забывчивость;
  • невнимательность в работе;
  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • беспричинная тоска;
  • потеря чувства юмора;
  • отсутствие радости от результатов труда, похвалы и т. п.;
  • головные боли;
  • боли в спине, желудке;
  • потеря аппетита.

Очень часто на фоне психологического напряжения возникает чувство тревоги, беспомощности.

Избавиться от неприятных симптомов можно, если полностью справиться с напряжением на работе.

Успокоиться в стрессовой ситуации можно без таблеток и алкоголя. Эти методы кратковременны и вызывают зависимость

Стресс – это нормальная приспособительная реакция организма, которая регулируется нервной и эндокринной системами. В зависимости от длительности действия раздражающего фактора, выделяют такие фазы развития профессионального стресса:

  1. Тревога. Первая реакция на раздражитель, в крови повышается уровень адреналина, организм мобилизует силы для борьбы или спасения.
  2. Сопротивление. Наступает в том случае, если стрессор очень сильный, а его действие затяжное. Результатом адаптации организма к новым обстоятельствам является снижение активности физиологических процессов. Все происходящие на этой стадии изменения обратимы.
  3. Истощение. Непрерывное действие стрессового фактора приводит к тому, что у организма не остаётся сил на борьбу, защитные механизмы сломлены.

На первых двух стадиях стресс можно побороть самостоятельно. На стадии истощения побороть стресс без посторонней помощи уже очень сложно. Обязательно нужно устранять действие раздражающего фактора или менять своё отношение к нему.

Динамика развития и последствия профессионального стресса

Негативные последствия профессионального стресса связаны со стабильно повышенной концентрацией в крови глюкокортикоидов. Они оказывают влияние на сердечно-сосудистую, нервную, половую и иммунную систему человека.

Последствия затяжного рабочего стресса:

  1. Нарушения сердечного ритма, повышение артериального давления.
  2. Гастрит, язвенная болезнь желудка и кишечника.
  3. Болезни почек.
  4. Дерматиты.
  5. Набор массы тела или её резкое снижение.
  6. Депрессия.
  7. Алкоголизм.
  8. Фрустрация (стресс и фрустрация имеют много общего. Она проявляется тревогой, отчаянием, гневом, агрессией).

Стресс в деятельности руководителя возникает очень часто, избежать его трудно. Особенно страдают молодые специалисты, которые только вступили в должность руководителя. Можно выделить такие организационные факторы стресса:

  1. Необходимость постоянного контроля работы сотрудников.
  2. Ответственность за результаты работы всех сотрудников.
  3. Материальная ответственность.
  4. Низкая мотивация подчинённых.
  5. Несоответствие между потраченными силами и полученным результатом.
  6. Завышенные требования высшего руководства.
  7. Большое количество бумажной работы.
  8. Межличностные конфликты с деловыми партнёрами, сотрудниками.
  9. Осуждение подчинёнными работы, поступков, личных качеств руководителя.

При постоянном нервном напряжении работоспособность руководителя снижается. Он не может нормально организовать трудовой процесс, часто срывается на подчинённых. Это ухудшает общую атмосферу в организации.

Стресс руководителя негативно сказывается на работе всего предприятия

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности являются одним из важных предметов изучения современной психологии. Разрабатываются новые подходы для решения проблемы. Почему возникает рабочий стресс у персонала организации:

  1. Непонимание работником его места в коллективе и цели деятельности.
  2. Выполнение одним сотрудником разных обязанностей.
  3. Достижение пика карьеры, отсутствие дальнейших перспектив роста.
  4. Длительное отсутствие отпуска.
  5. Недооцененность работы руководителем.

Перечисленные факторы становятся причиной низкой мотивации сотрудников, что, в свою очередь, вызывает стресс в деятельности руководителя. Формируется порочный круг – подчинённые и начальник раздражают друг друга. Чем быстрее разрешить напряжённую ситуацию, тем быстрее улучшится работа предприятия.

Как преодолеть стресс? На предприятиях и в офисах уже вошло в традицию устраивать корпоративные вечеринки. Это отличный способ расслабиться, узнать лучше своих коллег, наладить с ними отношения. Однако праздники бывают редко, а в рабочее время стресс в деятельности руководителя и рядовых сотрудников возникает каждый день. Поэтому есть ряд методов, которые позволяют снять напряжение в любой рабочий день:

  • Перед выходом из дома на работу необходимо сделать несколько дыхательных упражнений, за завтраком выпить травяной чай с мятой, мелиссой или ромашкой.
  • Успокоить нервы на работе помогает дыхательная гимнастика. Как только появляется психологический дискомфорт, можно делать упражнения с замедлением выдоха. Для этого нужно сделать глубокий вдох, посчитать про себя до двух, затем медленно выдохнуть, считая уже до четырёх. Привыкнув к такому упражнению, можно при дыхании вести счёт 3:6 или 4:8. Упражнение расслабляет мышцы, нормализует работу сердца.
  • Смена видов деятельности избавляет от умственного перенапряжения. Можно через каждые два часа найти пять минут, чтобы отвлечься на рисование или прослушивание музыки. В обеденный перерыв лучше покидать пределы рабочего помещения. Тогда исчезнет стресс и работоспособность повысится.
  • Очень важно поддерживать дружественные отношения с коллегами, общаться с ними на темы, отдалённые от работы. А общение с людьми, которые вызывают неприязнь, лучше свести к минимуму, стараясь соблюдать правила вежливости.
  • После работы снимать стресс можно прогуливаясь в парке. Нужно полностью освободить голову от мыслей о работе и проблемах, можно наблюдать за людьми, за природой, птицами, делать фото. Дома можно принять контрастный душ.

Короткий перерыв на музыку избавит от стресса

Самые нервные и эмоционально затратные профессии – это те профессии, которые предполагают работу с людьми, они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Рассмотрим напряжения в некоторых профессиях такого типа.

Работа с детьми связана с ежедневным нервным напряжением, которое снижает трудоспособность учителя.

Основные стрессовые факторы в работе педагога:

  • Монотонное повторение одного и того же материала.
  • Необходимость следования чёткой программе, которая не всегда удовлетворяет учителя.
  • Дополнительная нагрузка в виде проверки тетрадей, ведения журналов.
  • Ощущение недооцененности труда со стороны государства.
  • Претензии родителей учеников.
  • Поведение учеников, их конфликты между собой.
  • Отсутствие свободного времени.

Воспитатели и учителя начальной школы испытывают напряжение в основном из-за повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.

Учителям средней школы приходится вести уроки с разными возрастными группами, дети в которых имеют разный социальный статус.

Необходимость перестраиваться с одного класса на другой, переходить от более сложного материала к более лёгкому и наоборот, создаёт дополнительную нагрузку. Постоянный рабочий стресс снижает уровень эмпатии.

Для снятия эмоционального напряжения у педагогов был специально разработан комплекс простых физических упражнений. Делать их можно в любое время. Вот простые упражнения для снятия стресса:

  1. Напрячь пальцы ног на 5 секунд, расслабить.
  2. Напрячь икроножную мышцу левой ноги, расслабить, затем правой ноги.
  3. Напрячь коленки, расслабить.
  4. Напрячь бедра и ягодицы, расслабить.
  5. Напрячь мышцы живота, расслабить. Надуть живот, втянуть.
  6. Слегка поднять плечи, расправить их назад, расслабить.
  7. Наклонить голову вправо-влево, посмотреть вперёд.
  8. Сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть.

Стресс и работоспособность – несовместимые понятия. Поэтому психологи дают рекомендации учителю: никогда не кричать на учеников. Это вредит не только детям, но и педагогу, его силы быстро исчерпываются.

Если ситуация выходит из-под контроля, лучше просто выйти на 2–3 минуты из класса и успокоиться.

Для учителя очень важно умение абстрагироваться. Оно поможет сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Не получится всегда держать класс под контролем, помогать, решать проблемы каждого ученика. Главная задача – доступно изложить материал по программе, оказать помощь тому, кто её просит.

В работе учителя важно умение абстрагироваться

Кроме знания законов юристу, нужно иметь высокую стрессоустойчивость. Только так можно сохранить психическое и физическое здоровье на долгие годы, предотвратить рабочий стресс.

Психологическое напряжение в деятельности юристов возникает из-за:

  • высокой конкуренции;
  • требования клиентов;
  • перемены в законах и подзаконных актах;
  • необходимости идти вразрез со своими морально-этическими принципами.

У прокуроров и судей серьёзную нагрузку на психику оказывает власть. Многие переживают деформацию личности, начинают злоупотреблять служебным положением. Необходимость постоянно иметь дело с худшими проявлениями людей со временем может привести к немотивированному причинению вреда окружающим. Многие юристы утверждают, что победить профессиональный стресс им помогают спортивные тренировки, занятия творчеством в свободное время. Сснизить нагрузку можно и с помощью планирования рабочего дня.

Служба в органах внутренних дел всегда сопровождается повышенными нервными нагрузками. Нормально справляться с обязанностями могут только граждане с высоким уровнем правосознания, психологической устойчивостью и физической работоспособностью. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД:

  • Повышенная ответственность за результаты действий и их последствия.
  • Конфликт между долгом, обязанностью и моральными качествами.
  • Агрессивная реакция граждан на действия со стороны сотрудников ОВД.
  • Негативное моральное воздействие преступников.
  • Постоянная готовность к экстремальной ситуации.
  • Необходимость одновременно прогнозировать несколько вариантов развития событий.

После длительной работы с преступным миром могут возникать навязчивые мысли, параноидальные состояния, появляется гипертрофированное чувство права на насилие.

Чтобы сохранить здоровый рассудок сотрудников, необходимо предоставлять им время на адаптацию после выполнения каждого задания. В отделе обязательно должен работать психолог.

Периодически нужно повышать квалификацию сотрудников, их общий моральный и культурный уровень. Это основные способы борьбы со стрессом в ОВД.

Работа в МЧС все время сопряжена с риском для собственной жизни и ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Основные факторы нервного напряжения:

  • ожидание экстремальной ситуации;
  • боязнь ошибки.

Существуют механизмы накопления профессионального стресса: хронический и травматический. Хронический связан с напряжённым характером повседневной деятельности. Травматический рабочий стресс у работников МЧС стресс возникает тогда, когда они переживают ситуацию, выходящую за рамки их обычного опыта.

Ликвидация стихийных бедствий, пожаров, спасение людей от смерти – специализация работников МЧС, но каждая новая ситуация отличается от предыдущей, трудно что-либо спрогнозировать. Именно это вызывает профессиональный стресс.

Профилактикой деформации личности и эмоционального выгорания в МЧС занимаются целые научные институты. Они разрабатывают и внедряют новые современные подходы к анализу профессионального стресса. С сотрудниками проводятся тренинги по самоконтролю, обучению навыкам экстренной релаксации.

Рабочий стресс – серьёзная проблема современности. Избежать его нельзя, но можно научиться контролировать. Работа – это способ заработать деньги. Если в работе получается реализовать свои амбиции, проявить способности, моральные качества, творчество, то это отлично. Кроме работы у человека должны быть другие занятия, увлечения, общение с семьёй и друзьями. Тогда будет гораздо легче пережить стресс на работе.

источник

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Динамика профессионального стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека :

1) нарастание напряженности ;

3) снижение внутренней напряженности

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняются на «противоположный знак».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

Читайте также:  Стресс сердца для чего делают

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам(а) — такой (такая)».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Проходит какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого работника своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. И так же у каждого — свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, по в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, существенно снижая самоконтроль в общении: они могут неожиданно «взорваться» и накричать па сотрудников или подчиненных, подать заявление об уходе, разорвать отчет о проделанной работе и т. п.

Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека: на самого себя или на окружающих: коллег, подчиненных. Один винит во всем себя и стремится проанализировать прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности — как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться» как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.

Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса

Может ли работник научиться регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий?

В профессиональной деятельности более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так.

«Что толку обвинять себя или других? Нет смысла мучаться укорами совести. Но и «сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих — негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая!»

«Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» Один ведущий специалист крупной фирмы выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

«Вывод один: надо хорошо знать самого себя. Надо вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда «закипает» раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия».

Специалисты, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, однако главное — они хорошо осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании стресса. Профессиональный стресс у них развивается медленнее, и есть «время в запасе». Люди с холеричным темпераментом, «с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознавание. Тем не менее успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.

источник

Стрессы окружают человека везде, но существует такой многомерный феномен, как профессиональный стресс, и он непосредственно связан с трудовой деятельностью человека. В настоящее время такой вид стресса выделен в отдельную рубрику недугов по МКБ.

Профессиональный стресс представляет собой сложные физиологические и психологические реакции, связанные с рабочими моментами. Получает этот стресс практически каждый работающий человек при выполнении трудовых обязанностей.

Чаще всего он поражает сотрудников, которые не уверены в своей компетенции, выполняют работу, не соответствующую их знаниям. В группе высокого риска люди, которые подвергаются давлению со стороны коллег и руководителей.

Примеры профессиональных стрессов

Многие пытаются бросить вызов ситуации, взять обязанности, для выполнения которых им не хватает знаний. При этом они находятся в состоянии постоянного напряжения, которое провоцирует развитие стресса.

Стресс в профессиональной деятельности вызывают различные причины – физические и психологические. Некоторые из них существуют реально, другие больше надуманы.

Физическое воздействие выражается в повышенной нагрузке, неудовлетворительных условиях, в которых проходит трудовая деятельность, непродуманность организации работы, особые условия (посменно, ночные часы).

Психологические факторы включают в себя:

  • высокие требования к себе, гиперответственность;
  • плохую информированность, много лишней информации;
  • неопределенность обязанностей и ответственности;
  • отсутствие или слишком высокая мотивация;
  • частую смену стратегий поведения в ходе развития одной ситуации;
  • недостаток времени;
  • особые условия труда;
  • низкий статус сотрудника;
  • подчиненность руководству, предъявляющее высокие требования;
  • неудовлетворенность возможностями карьерного роста, их отсутствие;
  • трудные отношения в коллективе, с руководством;
  • несоответствие занимаемой должности;
  • невозможность самореализации;
  • высокую нагрузку с заниженной оплатой.

Профессиональные стрессы в нашей стране зачастую связаны еще с одним фактором: низким уровнем заработной платы. При этом должностные обязанности, как правило, имеют значительный объём. Человек часто не может потребовать от руководства достойной оплаты, боясь угроз об увольнении с его стороны.

Самые стрессовые профессии

Страх потерять рабочее место – главный фактор, вызывающий стресс. Это означает, что человек может лишиться средств к существованию. Такая ситуация заставляет мириться с несправедливой оплатой и плохими условиями труда.

Понятие профессионального стресса довольно узкое, но можно выделить основные его виды:

  1. Информационный. Его сопровождает умственная и физическая перегрузка, которая вызвана информационными ограничениями и частой сменой информации, жесткими временными ограничениями, нехваткой времени, сил и возможностей выполнить поставленную задачу, принять быстрое решение. Если ответственность человека высока, это может усугубить ситуацию. В любом случае, эффективность работы снижается.
  2. Эмоциональный. Этот вид касается людей, которые не умеют быть гибкими, принимать обстоятельства, всегда плывут против течения. Как правило, такие люди не обладают высоким профессионализмом. Опасность заключается в том, что он воздействует на эмоциональный уровень человека, заставляя его разрушать свои ценности и установки, эмоционально выгорать.
  3. Коммуникативный. Это более острый и сильный вид, по сравнению с информационным. Он провоцируется неумением человека налаживать связи, логически верно выполнять обязанности, неумение вовремя сказать нет, усугубляют напряжение агрессия и успешные попытки манипуляции со стороны коллег.

Основные виды профессионального стресса помогают определить причину стрессового эмоционального напряжения, источники проблемы, что помогает в его устранении.

Стресс – постоянное явление практически на всех рабочих местах. Это отмечают большинство людей, которые участвовали в социологическом опросе. По мнению учёных, в первую группу самых стрессовых профессий можно отнести военнослужащих высших чинов и работающих по контракту, пожарных и представителей гражданской авиации.

Во вторую группу включены люди, чья работа связана с общественностью и информацией, это координаторы мероприятий, PR-директора, менеджеры, корреспонденты, сотрудники полиции. Наибольший уровень напряжения отмечается в государственных организациях, где наблюдается высокий уровень текучки кадров.

Профессия педагога по таблице стрессогенности стоит на 8 месте и набирает по 10-бальной шкале 6,6 балла. Это говорит о том, что работа педагога требуется высокого самообладания, саморегуляции и огромных психологических резервов. Поэтому важно повышать уровень стрессоустойчивости людей, работающих в этой сфере.

Стресс зачастую невозможно предотвратить, но бороться с ним можно и нужно. Для повышения уровня защиты от стрессов существует такое понятие, как стресс-менеджмент. Управление стрессом в профессиональной деятельности включает два этапа:

  • работу по обучению на уровне организации в целом;
  • работу с каждым сотрудником индивидуально.

Следующие меры обязательны.

  1. Создание благоприятных условий для работы.
  2. Создание работающей системы обратной связи с руководством.
  3. Привлечение сотрудников к решению вопросов и принятию общих решений.
  4. Работа в команде, грамотное распределение нагрузки и ответственности.
  5. Социальная поддержка работников.
  6. Обучение управлению стрессом.

А для определения уровня воздействия неблагоприятных факторов применяется шкала профессионального стресса. Она позволяет понять степень воздействия на человека неблагоприятных факторов, связанных с работой.

Существует немало тестов, которые позволяют установить уровень влияния стрессогенных факторов. Для определения степени их воздействия на работе применяется шкала стресса профессионального.

Этот тест включает в себя перечень вопросов, каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. Общее количество баллов при подсчёте показывает, какое влияние оказывает работа на жизнь человека, каким образом и насколько она повышает его напряженное состояние.

Цикл развития профессионального стресса

Интерпретация результатов позволяет определить степень влияния стресса на жизнь человека. Проблема решается по результатам прохождения, но стоит понимать, что шкала показывает только наличие нежелательных реакций на стрессогенные факторы и уровень их влияния.

При этом степень неудовлетворённости работой и собственным развитием могут существенно отличаться у разных людей. Даже если два и более человека набрали одинаковое количество баллов, не факт, что у них будут сходиться основополагающие причины перенапряжения.

Отличаются и способы, используемые разными людьми в борьбе со стрессом. Поэтому интерпретировать результаты следует крайне осторожно, не делая поспешных выводов.

Профессиональный стресс – явление, которого сложно избежать. Но существует немало способов борьбы со ним на работе, которые помогут эффективно снизить негативное влияние. Их обязательно стоит использовать для диагностики состояния стрессоустойчивости и повышения работоспособности.

источник

В настоящее время проблема стресса становится все более актуальна. Современный человек сталкивается со стрессовыми ситуациями ежедневно, во всех сферах своей жизни. Как следствие, человек, не умеющий конструктивно реагировать на стрессогенные факторы становится раздражительным, вспыльчивым, у него ухудшается самочувствие, теряется желание ставить и добиваться новых целей. Все эти реакции могут стать причиной снижения эффективности в профессиональной деятельности [3].

Впервые понятие «стресс» было описано Гансом Селье в отношении адаптационного синдрома. Как самостоятельный термин, он стал использоваться позднее. Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обозначаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке и вошло в справочники, учебники, энциклопедии. Ученый говорит о том, что стресс — это не просто нервное напряжение, это состояние, которое связано с приятными и неприятными переживаниями [9].

У человека может быть несколько видов стресса которые проявляться по разному, в зависимости от ситуации и личностных факторов. Н.В Самоукина разделяет их по следующим факторам [8]:

  • частоте и силе проявления (каждый день, через день и т.д.);
  • направлению стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в не сделанной работе виноваты не грамотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);
  • механизму запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний.

Американский исследователь Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций [6]:

  • необходимость ускорения переработки информации;
  • конфликтность окружения;
  • осознанная угроза;
  • нарушение физиологических функций, в том числе болезнь человека;
  • социальная изоляция;
  • заключение, лишение свободы;
  • остракизм (изгнание и преследования);
  • групповое давление.

Среди основных стрессоров, оказывающих влияние на человека в профессиональной среде, выделяют:

  • физические;
  • физиологические;
  • социально-психологические;

Стресс дезорганизует работу человека, нарушает нормальный ход его поведения. В последние время очень вырос интерес к исследованиям рабочего стресса.

Так же Самоукина Н.В. выделяет несколько основных видов профессионального стресса [8]:

  • информационный стресс;
  • эмоциональный стресс;
  • коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с нехваткой или переизбытком информации, поступающей работнику. Особенно часто он возникает в ситуации «цейтнота», когда время на выполнение задания четко ограничено. Причем чем более ответственный человек, чем более важное задание, тем вероятность появления подобного стресса увеличивается. Также информационный стресс может возникнуть в ситуации неопределенности и длительного ожидания. Когда решается ваша судьба или судьба вашего проекта, а вы длительное время не получаете никакой обратной связи.

Эмоциональный стресс связан с возникновением у работника ощущения угрозы его безопасности в профессиональной среде. Он может возникать благодаря интуиции работника, нарушенных отношений с коллегами, чувства вины за невыполненную работу, не сочетания уровня компетентности работника и возложенной на него ответственности, отсутствие опыта работы.

Коммуникативный стресс связан с проблемами построения коммуникативных отношений в коллективе. Проявляется он в повышенной конфликтности, возникновении признаков нездорового психологического климата, неспособностью контролировать себя в стрессовых ситуациях.

Читайте также:  Стресс шум в голове ухе

Так Баженова Н.Г. Орлова Н. М, Окунева Н.В исследуют профессиональный стресс у медицинских работников. В их исследовании статистически доказано, что чем чаще сотрудники отделений экстремального родовспоможения сталкиваются со сложными профессиональными ситуациями, тем сильнее проявляется профессиональный стресс, проявляющийся в вялости, эмоциональном истощении, появлении агрессии, вспыльчивости, тревожности, раздражения во внешнем поведении сотрудников экстремальной медицины, неуверенности в своих профессиональных действиях и снижение самооценки. [2]

Труфанова Т.А в статье «Современные подходы к управлению профессиональными стрессами» пишет, что стрессы, испытываемые сотрудниками, оказывают созидательное воздействие как на них самих, так и на компанию в целом. По мнению автора актуальность исследования профессиональных стрессов и подходов к их преодолению особенно растет в последние годы, что связано с процессами общественно-экономических изменений и мировым экономическим кризисом.

Труфанова Т.А предлагает различные способы борьбы с профессиональным стрессом :

  • социальная поддержка;
  • психологические тренинги;
  • программы оздоровления;
  • методики релаксации;
  • методики отреагирования;
  • психологическое консультирование.

В итоге автор делает вывод о том, что для грамотного управления профессиональными стрессами у своих сотрудников современному руководителю нужно знать главные методы и подходы к управлению стрессами и умение выявить признаки и источники стресса. Подобрать эффективные подходы и методы управления профессиональными стрессами можно тогда, когда будут обнаружены основные источники возникновения стрессов и стресс-факторы. [12]

Тимошина Ю.В считает, что у каждого современного индивидуума на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от маленьких до больших, приводящих к ряду будущих проявлений.

Так, среди признаков профессионального стресса можно назвать низкую производительность труда, пассивность или, наоборот, агрессивность сотрудника, появление и усугубление вредных привычек, физические недомогания и т. д. Все это может стать ключом тяжелых проблем для компании: низкие показатели производительности и качества выпускаемой продукции компании, повышение количество больничных листов сотрудников, повышение конфликтной ситуации в коллективе и усилий руководства компании на минимизацию и устранение конфликтов, высокая текучесть кадров.

Автор предлагает различные методики: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и здорового образа жизни, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них стресса и причин.[13]

В зарубежных статьях, так же актуально исследование по теме: «Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности профессиональный стресс»

А. Дхандапани, С.С. Армугам, С.К. Чатурведи исследуют профессиональный стресс среди психиатров. По их мнению, профессиональный стресс — это несоответствие между навыками и требованиями работы. Обнаружено, что оно распространено среди психиатров и влияет на их личную и профессиональную жизнь.

В результате исследования, авторы пришли к выводу, что профессиональный стресс у индийских психиатров в значительной степени вторичен для увеличения рабочей нагрузки и недостаточной поддержки. Требуются изменения уровня системы, такие как увеличение рабочей силы и преодоление стигмы в отношении психиатрии.[5]

Седигх Эбрахими и Захра Каргар провели исследование среди медработников в больницах. Их цель была оценить уровень стресс, среди различных медицинских специальностей. Исследование проводилось с помощью опросника Осипова. Авторы пришли к выводу, что стресс влияет на качество жизни жителей и чтоб уменьшить стресс, нужно сократить рабочие нагрузки и час работы. [10]

Проанализировав научные издания можно говорить о том, что в исследованиях тема профессиональный стресс встречается довольно часто в сферах, связанных с медициной, управлением и образованием.

Для того, чтобы обеспечить профилактику профессионального стресса, необходимо, уделять внимание развитию толерантности, как одному из факторов, определяющих психологическую склонность к усугублению профессионального стресса.

Философский словарь определяет понятие толерантности следующим образом: «Толерантность (от лат. Tolerantia — терпение) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий» [14].

В советском энциклопедическом словаре толерантность трактуется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, необходимых всем людям. [11]

Исходя из определения понятия толерантности, как «способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей» можно предположить, что толерантность — своего рода механизм совладения с ситуацией (coping styles), где присутствуют неблагоприятные для личностные факторы. [7]

Профессиональная толерантность — это совокупность типов толерантности характерны для специалиста как компетентного профессионала. [7]

В нашем исследовании, мы рассматриваем толерантность как одно из качеств, необходимых для запуска механизмов совладения со стрессовыми ситуациями. Это качество необходимо проявлять в неблагоприятных, а иногда и психотравмирующих для личности ситуациях. В основе профессиональной толерантности, как одного из важнейших профессиональных качеств, лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой.

Мы считаем, что развитие толерантности — одна из важных задач в профессиональной деятельности. Чем выше уровень толерантности, тем меньшее проявляются последствия профессионального стресса и тем большую эффективность приносят мероприятия, направленные на его профилактику.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что руководству предприятий, чьи работники находятся в постоянных ситуациях стрессах, важно включать в работу с персоналом профилактические мероприятия на развитие толерантного отношения к стрессоформирующим ситуациям.

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. / Аболдин Л.М — Казань: КГУ.- 1987.-240 с.
  2. Баженова Т.А. Орлова Н.А. Окунева Н.В Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание мед.работнков // Азимут научных исследований: педагогика и психология// Концепт 2018 № 2(23) ст 335- 337 КиберЛеника: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnyy-stress-i-emotsionalnoe-vygoranie-meditsinskih-rabotnikov
  3. Волкова Т. Виктимологическая ситуация как компонент в исследовании образа «я» виктимной личности старшекласников. //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета//2018 №3 стр 11-22. http://journal.asu.ru/vfp/article/view/4461
  4. Гольцман Е. Век тревоги// Наука и жизнь, №2, 2001, С. 53-61
  5. Дхандапани А. Армугам С. Чатурведи С. Профессиональный стресс среди психиатров.// Европейская психиатрия// Том 33 Март 2016
  6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. // Практикум по социальной психологии – СПб: Питер, 2001.
  7. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности № 2, 2002, С.104-117.
  8. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999.
  9. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1992
  10. Седигх Э.Каргар З. Профессиональный стресс среди медиков в больницах // Ebrahimi and Kargar Annals of // Концепт 2018 https://aoemj.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40557-018-0262-8
  11. Советский энциклопедический словарь ред. Прохоров, А.М. Издательство: М.: Советская Энциклопедия; Издание 4-е, испр. и доп
  12. Труфанова Т.А Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки// Концепт 2015 № 144 КиберЛеника:https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-tambovskogo-universiteta
  13. Тимошина Ю.В Причины и последствия стресса сотрудников в современных компаниях //Молодой ученый // Концепт 2017 № 145 https://moluch.ru/archive/145/40799/
  14. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина М., Политиздат,1963,544 с.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Наиболее широко употребляемым определением является следующее:

«Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.» Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Что же такое эмоциональный стресс?

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу

человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знать эти факторы и уделить им особое внимание. Это поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет

значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

Трудно найти научный термин, который использовался бы так же часто, как слово «стресс». Употребляя этот термин, люди обычно подразумевают, что они находятся в состоянии нервного напряжения, что они утомлены или подавлены. Между тем, стресс – вовсе не «болезненное» состояние, а средство, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями.

Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физические и психические заболевания. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни.

Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие и т.д.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы

неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

В настоящее время ученые различают эустресс(положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс ( отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Читайте также:  Стресс шок коллапс кома таблица

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать

разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация .

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 3714 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;

2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.

Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

  • активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
  • мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.

Стадии развития стресса

  • «Общая реакция тревоги»
  • «Резистентность» («Сопротивление»)
  • «Истощение»

Какие бывают причины стресса?

Психологические , которые в свою очередь подразделяются на

Уровни проявления стресса

  • эмоционально-поведенческий
  • вегетативный
  • когнитивный
  • социально-психологический

Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.

Факторы, способствующие возникновению дистресса

Факторы, способствующие возникновению эустресса

Большая длительность воздействия стресс-фактора или его высокая интенсивность Низкая длительность воздействия стресс-фактора или его низкая интенсивность Негативная субъективная оценка ситуации Положительная субъективная оценка ситуации Отсутствие достаточных ресурсов, чтобы справиться со стресс-фактором Наличие достаточных ресурсов, чтобы справиться со стресс-фактором Отсутствие опыта решения проблем в прошлом

Наличие опыта решения подобных проблем

В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:

  1. Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
  2. Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
  3. Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.

Травматический стресс возникает, если:

  • Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
  • Эта ситуация не поддается контролю.
  • Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.

Способы адаптации к стрессовой ситуации

Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:

Защитные механизмы (неосознаваемые)

Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.

Проявления накопленного профессионального стресса :

  • снижение производительности труда;
  • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
  • утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
  • разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
  • возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.

Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.

Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.

П рофессиональное здоровье процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:

  • Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
  • Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
  • Зачем я выполняю эту деятельность?

Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.

Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Признаки стрессового напряжения :

  1. невозможность сосредоточиться;
  2. частые ошибки в работе;
  3. ухудшение памяти;
  4. частое возникновение чувства усталости;
  5. быстрая речь;
  6. мысли часто улетучиваются;
  7. довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
  8. повышенная возбудимость;
  9. работа не доставляет прежней радости;
  10. потеря чувства юмора;

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:

  • психофизиологической конституцией,
  • чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
  • особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспосо­бительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.

Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.

На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:

  • психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
  • поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

Постоянный накопленный (хронический) стресс.

Постоянный стресс суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
  • невозможность что-либо сделать, беспомощность.

В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).

К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

  • Тип нервной системы.
  • Гормональные особенности.

Личностные черты, обусловливающие повы­шенную стрессоустойчивость:

  • Уровень самооценки.
  • Уровень субъективного контроля.
  • Уровень личностной тревожности.
  • Баланс мотивации достижения и избегания.

Умение справляться со стрессом зависит от:

  • настойчивости;
  • умения принимать решения;
  • рационального осмысления своих поступков;
  • организованности;
  • умения создать свой круг общения;
  • умения «качественно» общаться;
  • умения контролировать себя.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса:

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

  • сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
  • «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
  • «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
  • «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
  • «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
  • «потерю смысла деятельности»;
  • «стресс несбывшихся надежд» и т. д.

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

  • повышенная раздражительность;
  • бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
  • нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
  • головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.

Презентация доступна по кнопке скачать после статьи

источник