Меню Рубрики

Стрессы в жизни человека введение

Сегодня, в нашей жизни я считаю актуальной проблемой, борьбы человека со стрессом. Мало кто понимает, что — либо о стрессе. Живым примером для меня, стали друзья, которые чувствуя ухудшение здоровья, посчитали это моментом стрессовой ситуации, чётко заявив, что стресс, является явлением не нужным, и отрицательным. Не подразумевая, что вообще такое стресс? И какого его значение? На сегодняшний день, множество человек задаётся этим вопросом. Но ответа на него не находит. Я решил помочь разобраться тем людям, которые не понимают, что же собой представляет стресс, и каково его значение в нашей повседневной жизни.

Цель исследовательской работы я определил так: исследование проблемы стресса в нашей жизни и апробация методов борьбы с ним.

Задачи исследовательской работы:

Определить объект, предмет и методы исследования.

Выявить определение и факторы стресса.

Выявить влияние стресса на организм человека.

Проанализировать процесс приспособления человека к стрессу.

Провести социологический опрос.

Изготовить брошюры – «Стресс в повседневной жизни» и «Сами создаём, сами решаем».

Мной определены объект, предмет, и методы исследования.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: человеческие стрессоры и влияние внешних раздражителей.

Методы исследования: общенаучные (обобщение), социологические (опрос).

В своей работе я определил гипотезу, которую попытаюсь подтвердить или опровергнуть: стресс является неотъемлемой частью жизни человека.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что мы можем, ещё раз удостоверится в важности стресса в нашей повседневной жизни, и практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №10 г. Павлово, и на территории других учебных заведений. Применительно на уроках обществознания и психологии, подготовил выпускников и сдал ГИА.

Теория стресса.

2.1 Определение и представления о стрессе.

Создателем теории стресса был канадский физиолог, доктор медицины Ганс Селье, который впервые ввёл это понятие в 1936 г. В своих трудах Г. Селье нередко отходил от собственно медицины и переходил в область жизненной философии.

Слово «стресс» давно существует в нашей разговорной речи, однако бывает, что им злоупотребляют. Ещё более полувека тому назад Селье обращал внимание на то, что стресс не означает боль, усталость, терпение, страх, унижение, внезапное изменение нашей жизни или же неожиданный профессиональный успех. Конечно, каждое из этих явлений может быть причиной или компонентом стресса, как и многие другие факторы, но сами по себе они стрессом не являются.

Классическим же определением стресса, данным самим создателем теории.

Стресс – неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование.

Но что же такое неспецифическая реакция? Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, и кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. В жару мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Таким образом, все раздражители помимо специфического эффекта требуют от нас осуществления приспособления к ним, чтобы восстановить исходное состояние. Это и есть неспецифическая реакция организма на раздражители. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Важна лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Процитирую фрагмент из лекции Г. Селье, который поможет нам лучше разобраться в этом непростом вопросе.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершено различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, с одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине». Факторов, вызывающих стресс много, но что это за факторы?

2.2 Факторы, вызывающие стресс.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. Они различны, но вызывают одинаковую по существу биологическую стрессовую реакцию человека.

Разграничение понятий «стресс» и «стрессоры» было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления. Возможно, трудно представить, что организм человека даёт совершенно одинаковые реакции на различные раздражители, т. е. реакции не зависят от вида стрессора 1 . Это можно сравнить с часами, работа которых не зависит от цвета, формы и температуры корпуса. Так же и стрессор требует от организма готовности в любой момент отреагировать на раздражитель, независимо от его качества, а уже позже приспособиться с учётом его особенностей.

Современные реакции человека формировались миллионы лет. За это время неимоверно усложнились способы реагирования, однако не изменились их психофизиологические основы. Это и объясняет то, что на стресс, вызываемый различными стрессорами, мы реагируем одинаково:

Что же представляет собой стресс?

Стресс – это один из видов нервного напряжения.

Стресс не является следствием исключительно неприятных или опасных стрессоров.

Даже значительный стресс может закончиться без неприятных последствий или вреда.

2.3 Важность стресса для нашего организма.

Стресс является неотъемлемой частью существования каждого организма.

Обычно мы отождествляем стресс, с чрезмерным, длительным, прежде всего неприятным личным опытом. Аналогичную ошибку мы совершаем, когда говорим, что у ребёнка температура, в то время как на самом деле у него просто здоровый румянец.

Стресс является сигналом того, что ситуация требует адаптации и, повышая уровень активности организма, обеспечивает его необходимой для этого энергией. Желая остаться «целыми и невредимыми», мы должны непрерывно искать всё новые и новые способы адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Ведь даже во время сна наши внутренние органы чётко функционируют. Наш бедный мозг продолжает работать в ночную смену, измученное сердце перекачивает кровь, лёгкие обеспечивают газообмен, желудок переваривает съеденный ужин…

Мы привыкли считать: «Стресс опасен, вредит нам, ранит…». Но не все так считают. Многие психологи оценивают данное явление как проявление жизни, непрерывного приспособления к ней, стремления выжить. Однако мы должны понимать, что следует различать стресс и дистресс – психическую травму, «рану», которая, хотя и заживает, но оставляет после себя шрамы.

Поэтому то, что мы обычно называем стрессом, на самом деле является дистрессом.

Ведь полная свобода от стресса означает смерть.

Это утверждение только на первый взгляд вызывает удивления. Ведь для полноценной жизни каждому из нас необходимы разнообразные раздражители, которые побуждают к действиям. Однако для того, чтобы возникла ответная реакция, раздражитель должен быть определённой силы. Сила и количество требуемых раздражителей определяются уровнем развития потребности и стимулировании, а также порогом чувствительности, который является не постоянным и может меняться. Поэтому как отсутствие раздражителей, так и чрезмерное их количество вызывает усиление стресса – иногда ещё до того, как он станет дистрессом, который, если не исчезнет, становится серьёзной угрозой для здоровья и даже жизни организма. Как же приспособиться к стрессу (дистрессу)?

2.4 Процесс приспособления к стрессу.

В литературе постоянно появляются новые определения стресса, но я думаю, что для уточнения этого понятия стоит, прежде всего, подробнее рассмотреть основные стадии приспособления (возникновения и развития стресса).

Процесс приспособления состоит из трёх стадий:

Реакция тревоги

Возникает первая ответная реакция организма на воздействие стрессора. Сопротивляемость снижена, и, если стрессор является достаточно сильным, не исключены даже самые трагические последствия.

Стадия сопротивления и адаптации

Наступает активизация и сопротивление организма, а длительное воздействие стрессора обеспечивает приспособление к нему. В отличие от реакции тревоги сопротивляемость организма на этой стадии значительно превышает норму.

Стадия истощения

Вследствие продолжительного воздействия стрессора, к которому приспособился организм, необходимая для этого энергия, в конце концов, исчерпывается. Появляются повторные признаки стадии тревоги, однако на этот раз организм не может справиться со стрессором, способность к адаптации утрачивается, индивид становится бессильным что-либо сделать и погибает.

Эти три стадии в упрощённом виде соответствуют трём периодам человеческой жизни. Детству – с небольшой сопротивляемостью и чрезмерным реагированием на раздражители любого рода, зрелости – когда мы готовы к сопротивлению и в максимальной степени способны к адаптации, и старости – когда мы теряем способность приспосабливаться и в конце концов умираем.

В итоге, мы можем с уверенностью сказать, что:

Стресс представляет собой состояние, в котором находится организм, а не фактором, который его вызывает.

Стресс, включает в себя несколько стадий. При сильном стрессе в организме появляются расстройства органической природы. Повторение стресса может вызвать тяжёлые болезненные состояния, называемые психосоматическими 2 .

Каждый стрессор требует от нас изменения способа приспособления, т.е. реадаптации. Биологическая реакция нашего организма является одинаковой, независимого от характера стрессора. Она связана с действием различных гормонов и проходит три вышеуказанные стадии. Кроме этого, стресс имеет обширный диапазон.

2.5 Диапазон стресса

Диапазон стресса включает различные состояния возбуждения, в том числе известные под названием «состояния эффекта». В существующей психологической литературе одним из распространённых подходов к стрессу является интерактивный подход, согласно которому источники стресса не находятся ни в индивиде, ни в окружающей среде, а возникают в результате их взаимодействия. Наше поведение определяется непрерывным взаимодействием между нами и окружением. Лишь столкновение ситуации и конкретного индивида, находящегося в определённом положении, характеризующегося определённой индивидуальностью и определённым способом действия, может нарушить существовавшие до сих пор равновесие и привести к появлению стресса.

Мы являемся «механизмами», которые стремятся к соответствию определённым нормам и сохранению стабильности в нашей внутренней среде.

Существуют два способа борьбы с неизбежно происходящими в жизни изменениями: обратная отрицательная связь и обратная положительная связь. Оба механизма приводят к сохранению гомеостаза. Кстати о механизме, а именно о саморегуляции.

2.6 Механизм саморегуляции

Именно саморегуляция людей и животных обеспечивает равновесие между ними и внешней средой в соответствии с определёнными нормами. Однако между нормами биологическими и общественными существуют различия. Чувство собственного достоинства, одобрение социальной группы, широкое признание обществом, благополучие родных или, например, религиозные ценности никак не связаны с биологическими потребностями. Однако люди стремятся к достижению социальных ценностей, иногда даже ограничивая удовлетворение своих биологических потребностей.

Так в определённых ситуациях мы можем переносить голод, жажду и даже боль. Пример, можно привести поведение людей под пытками, когда верность идее и преданность своей группе помогали человеку справиться с биологическими потребностями организма.

С другой стороны, мы нередко наблюдаем независимость человека от требований, предъявляемых ему социальным окружением. Запреты, поощрения, соблазны – мы не всегда им уступаем и подчиняемся… Достаточно вспомнить непослушного трёхлетнего малыша или возражающего подростка, которые не реагируют на требования родителей.

В результате воспитания и самовоспитания формируются и развиваются убеждения, жизненные ценности, с позиций которых личность воспринимает существующие в обществе нормы.

Механизмы саморегуляции, позволяющие нам сохранить гомеостаз, можно разделить на:

Центральные – они являются функцией центральной нервной системы и управляют поведением человека в окружающей среде;

Соматические – их работой управляет нервная система, которая делится на симпатическую и парасимпатическую части. Она отвечает за работу внутренних органов.

Существование отдельно биологической и социальной саморегуляции означает, что система разработанных нами жизненных ценностей является относительно стабильной и устойчивой. В изменяющихся внешних и внутренних условиях мы поступаем так, чтобы сохранить именно нашу собственную систему существующих норм.

Теоретики говорят, что мы стремимся сохранить свою «психологическую гемостазу». Но при этом они признают, что не может быть его абсолютной стабильности, поскольку невозможно быть полностью независимым ни от биологических, ни от общественных влияний.

Наша биология, социальные требования и, в дополнение, внутреннее психологическое равновесие. Восприятие и понимание этих сложных взаимосвязей требует от нас определённого напряжения, например, эмоционального.

2.7 Адаптация и толерантность к психическому стрессу

Адаптация к стрессу может быть выработана в процессе целенаправленного обучения. Ведь на стадии сопротивляемости, когда стрессор воздействует длительное время или периодически повторяется, организм к нему приспосабливается. Место дезорганизованного поведения занимают выработанные реакции, позволяющие предусмотреть трудности, обойти возможные препятствия и т. п.

Проявления такой адаптации наблюдались в исследованиях, проводимых на животных. Когда крысы запоминали, что могут избежать наказания, они не проявляли признаков страха и вели себя спокойно, точно выполняя действия, предотвращающие наказание. Человек может усвоить разные типы реагирования на стрессоры. Мы можем научиться, например, отказываться от нереальных целей или даже переносить физическую боль при хроническом заболевании.

К сожалению, адаптация к стрессору может принимать и «неправильные» формы, неприемлемые с общественной точки зрения. Как это происходит?

Определённое поведение, не соответствующее этническим нормам или ценностям данного общества, привело к устранению стрессора или, по крайней мере, к уменьшению эмоционального напряжения. Несмотря на то что реакция является неприемлемой даже недопустимой, она всё равно закрепляется в памяти и опыте человека как эффективная, помогающая. Тогда в ответ на опять появляющийся стрессор эта реакция срабатывает автоматически.

Таким же образом могут закрепляться и защитные механизмы, так появляются патологические расстройства поведения, формируются невротические реакции 3 .

В жизни мы наблюдаем значительную индивидуальную разницу в реагировании на появляющиеся трудности. Есть люди, которые легко «выходят из себя», «теряют голову», и, наоборот, те, кто в любой ситуации сохраняет спокойствие и проявляет хладнокровие. Так проявляется толерантность к стрессорам, а не толерантность к стрессу вообще.

Читайте также:  Как снять стресс и нервное напряжение ребенка

Толерантность к стрессорам – это способность переносить влияние стрессоров, т.е. сохранять спокойствие даже в трудных ситуациях. Такой толерантностью обладают, прежде всего, лица с низкой чувствительностью. Они спокойны, поскольку в этот момент не воспринимают, не чувствует ничего особенного, что вызвало бы у них напряжение, т.е. они не находятся в состоянии психического стресса.

Толерантность к стрессу – это сохранение человеком способности к организованным действиям, самоконтролю, несмотря на наличие сильного раздражителя. Толерантность позволяет человеку поступать рационально, принимать правильные решения, отдавая себе отчёт в последствиях своих действий, даже в состоянии сильного эмоционального возбуждения или переживания сильного чувства.

Сопротивляемость стрессу зависит от Определённых физиологических, врождённых и приобретённых особенностей нервной системы. Мы опираемся на накопленные обществом знания и опыт в этой сфере. Мы используем собственный жизненный опыт, касающийся того, как справляться с напряжением. Мы располагаем запасом разнообразных стрессов, которые испытали и с которыми мы более или менее справились.

Безусловно, большое значение имеют особенности нервной системы: врождённые нарушения, травмы или хронические болезни приводят к её ослаблению, что неоднократно подтверждали лабораторные исследования и сама жизнь. Давайте попробуем вызвать этот стресс через практическое упражнение, ведь как оговорится: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».

2.8 Социологический опрос

Для подтверждения актуальности своей работы и выработки дальнейшего вектора исследования, я провел социологический опрос на базе социальной сети «ВКонтакте». В опросе приняло участие 115 человек разного возраста. База опроса – стрессовые факторы, воспринимаемые пятью анализаторами: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые.

Результаты опроса

Слуховые ощущения — с такими вариантами пробуждения как: звонок будильника, особый голос, уличное движение, отзвуки чьих-то движений, голоса животных, другие звуки.

По итогам данного опроса, я определил, что из 115 (100%) проголосовавших человек, большинство просыпается под звуки будильника, 75 человек (65,2%).

Наименее стрессирующий звук — уличное движение, где из 115 (100%) человек, за него проголосовал 1 человек (0,9%). (Приложение №1).

Зрительные ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: естественное освещение, искусственное освещение, элементы движения, ваша постель, предметы — прочие.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 73 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается при виде естественного освещения, 26 человек (35,6%). Наименьшим показателем при пробуждении стали элементы движения, за которые проголосовало 5 человек (6,8%). (Приложение №2)

Осязательные ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: ваша одежды для сна, любимая мягкая игрушка, постельное бельё, домашний питомец, другое.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 74 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается, чувствуя постельное бельё, 39 человек (52,7%). Наименьшим показателем при пробуждении, стала одежда для сна, за которую проголосовало 6 человек (8,1%). (Приложение 3)

Обонятельные ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: запахи доносящиеся из кухни, запахи из открытого окна, запах духов, прочие.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 77 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается, с чувством запаха, доносящегося с кухни, 31 человек (40,3%). Наименьшим показателем при пробуждении, стал запах духов в квартире (доме), за который проголосовало 10 человек (13%). (Приложение 4)

Вкусовые ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: «отголоски» вчерашней еды, другие.

По итогам социологического опроса, я определил, что из 76 (100%) опрошенных человек, большинство людей, просыпается с непонятными для них привкусами во рту (другие), 59 человек (77,6%). Наименьшим при пробуждении привкусом во рту, стали «отголоски вчерашней еды, за которые проголосовало 17 человек (22,4%). (Приложение 5)

Вывод: подтверждена актуальность моего исследования, определено наличие стрессирующих факторов, воспринимаемых органами чувств.

Метод борьбы со стрессом

3.1 Выявление стресса

«Мини – эксперимент: моделирование искусственного стресса»

Каждый человек на земле, хоть раз в жизни, испытывал стресс и дисстресс. У каждого человека свои стрессовые ситуации и достаточно сложно провести исследование по каждой из них. Но есть ситуация, при которой все люди нашей планеты Земля испытывали дисстресс, а именно пробуждение после сна.

Ход упражнения

Сядьте, примите удобное положение, закройте глаза. Представьте себе обычное утро в своём доме. Постарайтесь подробно вспомнить все мелочи повседневной ситуации пробуждения и соответствующие им эмоции. Было бы хорошо, если бы вы действительно выполнили это упражнение после пробуждения. После минуты размышлений попытайтесь заполнить нижеприведенный лист наблюдений.

В момент, когда вы просыпаетесь, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы:

Слуховые ощущения: Звонок будильника, уличное движение, голоса животных, особый голос, отзвуки движений, другие звуки;

Зрительные образы: Естественное освещение, элементы движения, предметы, искусственное освещение, ваша постель, прочие;

Осязательные ощущения: одежда для сна, постельное бельё, прочие;

Обонятельные ощущения:запахи, доносящиеся из кухни, запах духов в квартире (дома);

Вкусовые ощущения: «отголоски» вчерашней еды, прочие.

Попытайтесь определить, к какой категории относится каждое из ваших ощущений. А теперь задумайтесь, как вами воспринимаются эти образы и ощущения? Как воздействуют на вас все эти раздражители? Какие из них вами осознаются, а какие остались без внимания? Какие вызывают у вас приятные воспоминания, а какие неприятные? Определите для себя два способа пробуждения: без стресса и со стрессом. Необходимо определить качественные характеристики данных раздражителей путём перечисления их различных свойств. Например, зрительный раздражитель – свет яркий утренний, дневной, естественный, приглушённый шторами, сумерки. Заполните таблицу (Приложение №6)

Вывод: Участники данного упражнения могут задуматься над тем, что с самого утра, есть возможность получить как заряд положительных стрессовых ситуаций, так и отрицательных стрессоров.

По итогам упражнения участники могут определить все факторы, вызывающие у людей дисстресс при пробуждении. Определив эти факторы, мы можем начинать работать над вопросом, как решить проблему их возникновения или адаптироваться к ним.

Методы борьбы со стрессом

Но если мы узнали, как можно «обзавестись» дисстресом, то и должны знать, как бороться с ним? Конечно! В таких случаях известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите. Вот некоторые рекомендации, которые помогут сделать ваш сон лучше.

Очень помогают для нормального сна регулярные физические упражнения. Желательно их проводить на свежем воздухе за пару часов до сна.

Перед тем, как лечь спать, можно принять теплую ванну, послушать негромкую спокойную музыку. Если есть возможность, совместите прием ванны с прослушиванием музыки. Старайтесь делать это каждый день.

В вашей спальне не должно быть душно, шумно и светло: всё это не способствует спокойному сну.

Существуют народные способы борьбы со стрессом. Хорошим средством считается ромашка аптечная. Её отвар помогает справиться с головной болью, бессонницей, обладает успокаивающим действием. Эффективным расслабляющим свойством обладают также трава душицы и масло шалфея мускатного. Отличным средством от переутомления является мелисса. Её используют, чтобы снять напряжение, беспокойство, она может помочь даже при сильных стрессах. Чаи из мелиссы хороши при бессоннице и депрессии 4 .

Вывод к работе

В результате своей работы, я подвёл итог исследования проблемы стресса в нашей жизни. И могу с уверенностью сказать, что человеку без стресса в своей жизни невозможно существовать. В ходе работы мы выяснили, что у понятия стресс, нет одного, определённого определения. Так же можно с уверенностью сказать, что наши представления о стрессе, как о явлении отрицательном, ошибочны. Стресс можно понимать, как неотъемлемую часть человеческого организма, но при этом нужно уметь различать стресс и дисстресс, который всё-таки будет являться отрицательным компонентом, приносящим нам психические травмы. Приспосабливаться к дисстрессу, — это единственный возможный вариант в борьбе с ним. Диапазон, которого, состоит из различных возбуждённых состояний.

Следующим этапом моих исследований стал механизм саморегуляции, который помогает нам в воспитании и самовоспитании, тем самым учась справляться со стрессом и дисстрессом в целом. Если же у нас не получается совладать со стрессом (дисстрессом), то в итоге появляется эмоциональное напряжение. Оно возникает в результате и взаимодействии физиологических систем и механизмов, во избежание таких последствий, нужно применять интерактивную модель стресса, которая поможет понять нам уровень стресса в данный момент, и даст возможность дать оценку этому стрессу, который в частых случаях, мы сами себе создаём. Так, через социологический опрос, мы можем говорить о том, что возникновению дисстреса в нашем организме, способствует пять органов чувств. У каждого человека свои возбудители, но, в независимости от этого, пути решений, у всех одинаковые.

Определённо, можно адаптироваться к психическому стрессу, через целенаправленное обучение. Но также нужно понимать, что такая адаптация, может принять и неправильную форму, неприемлемую с точки зрения общества. Как ни странно, есть люди, которые проявляют хладнокровие к любой ситуации, тем самым вызывая толерантность к стрессорам, но не к стрессу. Она позволяет принимать человеку правильные решения, поступать рационально. Кроме целенаправленного обучения адаптации к стрессу, с ним можно бороться с помощью народных средств.

Так получается, что у каждого человека своя нервная система, и у каждого из нас свой запас стрессоров, с которым мы должен уметь справляться собственноручно.

Литературные источники:

http://russia.tv/ — Сайт телеканала «Россия 1»

http://www.1tv.ru/ — Сайт телеканала «Первый»

http://www.escc.ru/katalog/products/psihologija-i-pedagogika/prakticheskaja-psihologija — Шилаева Г.А. Практическая психология – учебное пособие

http://www.science-tv.ru/ — Сайт телеканала «Scientific TV»

http://www.tv-stream.ru/tv/psikhologiya-21 — Сайт телеканала «Психология 21»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F – Сетевая энциклопедия «Википедия»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81 – Сетевая энциклопедия «Википедия»

Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу.: диссертация на соискание ученой степени к.психолог.н. Москва. гос. университет, Москва, 2007.

Голикова Ж.В. Психофизиологические особенности экзаменационного стресса.: диссертация на соискание ученой степени к.биол.н. Моксва, РАН, Москва, 2003

Миниахметова А.Г. Физиологическое обоснование использования сочетанного метода адаптивного биоуправления психоэмоциональным состоянием человека.: диссертация на соискание ученой степени к.м.н. Волгоград. гос.университет, Волгоград, 2004.

Список вопросов для социологического опроса

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Слуховые ощущения — с такими вариантами пробуждения как: звонок будильника, особый голос, уличное движение, отзвуки чьих-то движений, голоса животных, другие звуки.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Зрительные ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: естественное освещение, искусственное освещение, элементы движения, ваша постель, предметы — прочие.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Осязательные ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: ваша одежды для сна, любимая мягкая игрушка, постельное бельё, домашний питомец, другое.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Обонятельные ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: запахи доносящиеся из кухни, запахи из открытого окна, запах духов, прочие.

В момент пробуждения, вы испытываете различные ощущения и чувственные образы, это могут быть: Вкусовые ощущения — с такими вариантами пробуждения, как: «отголоски» вчерашней еды, другие.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

«Мини – эксперимент: моделирование искусственного стресса»

Ваша схема пробуждения в стрессовой ситуации: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

(типы раздражителей и их качества)

Ваша схема пробуждения в нормальной обстановке:

(типы раздражителей и их качества)

1Голикова Ж.В. Психофизиологические особенности экзаменационного стресса.: диссертация на соискание ученой степени к.биол.н. Моксва, РАН, Москва, 2003

2 Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу.: диссертация на соискание ученой степени к.психолог.н. Москва. гос. университет, Москва, 2007.

3 Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу.: диссертация на соискание ученой степени к.психолог.н. Москва. гос. университет, Москва, 2007.

4http://www.escc.ru/katalog/products/psihologija-i-pedagogika/prakticheskaja-psihologija — Шилаева Г.А. Практическая психология – учебное пособие

Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

» Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.» Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

Читайте также:  Как снять стресс и нервное напряжение перед экзаменом

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как «реакцию борьбы и побега».

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности :

· быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

· одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы :

· неопределенность трудового задания;

· недогрузка или перегрузка;

· несправедливая оценка труда;

Организационные факторы стресса

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по- разному; основной «удар» может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы «встряску организма», призыв «к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства.

2-я стадия стресса — стадия резистентности или адаптации — характеризуется восстановлением равновесия между ката — и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал «эустрессом», т.е. «хорошим стрессом».

3-я стадия — называется стадией истощения, или «дистресса»: она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является — тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

Жизненно важная роль стрессов

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и — при ее повторении или длительном действии — способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций.

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. В этом перечне каждое событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом перечне определяется на основании значимости каждого события. Это помогает провести аутоанализ личного стресса.

Если мы просмотрим перече
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

Стресс и его влияние на организм человека достаточно хорошо изучено врачами и психологами, поскольку данная проблема становится обыденным явлением в настоящее время. Каждый человек может оказаться в стрессовой ситуации вне зависимости от возраста, пола и социального статуса. Стресс – это защитный механизм на несвойственные физические и умственные нагрузки и сильные эмоции. Находясь в нестандартной ситуации, которая требует принятия важного решения, появляется волнение, учащается сердцебиение, возникает слабость и головокружение. Если влияние стресса на организм человека достигло пиковой отметки, то наступает полное моральное и физическое истощения.

Причиной перенапряжения может стать любой фактор, но специалисты делят их на две категории.
Во-первых, это изменения в привычном течении жизни:

  • повышенные нагрузки на работе;
  • разлад в личной жизни (интимной жизни);
  • непонимание со стороны близких;
  • острая нехватка денег и другие.

Во-вторых, это внутренние проблемы, которые порождаются путем воображения:

  • пессимистический настрой;
  • низкая самооценка;
  • завышение требований не только к себе, но и к окружающим;
  • внутренняя борьба личности.

Неправильно считать то, что только отрицательные эмоции являются стресс-факторами. Влияние стресса на здоровье человека оказывается также от переизбытка положительных эмоций, например, свадьба или стремительный карьерный рост.

Определив причину появления стресса необходимо ее искоренить. Если раздражение вызвано словами или действиями знакомого человека, то стоит заранее четко сформулировать свои претензии и высказать их объекту своего недовольства. Если последние силы отнимают занятия профессиональной деятельность, то лучше найти себе новое место. Не стоит бояться радикально изменить свой образ жизни, исключить из него все негативные моменты ради собственного спокойствия.

Любое живое существо старается приспособиться к условиям окружающей среды. Канадский ученый Селье в 1936 году доказал, что при чрезвычайно сильном воздействии, человеческий организм отказывается адаптироваться. Таким образом, было выделено три стадии стресса, в зависимости от гормонального фона человека:

  1. Тревога. Это подготовительная стадия, во время которой происходит мощный выброс гормонов. Организм готовится к защите или к бегству.
  2. Сопротивление. Человек становится агрессивным, раздражительным, начинает борьбу с недугом.
  3. Истощение. Во время борьбы, израсходовались все резервные запасы энергии. Организм теряет способность к сопротивлению, и начинаются расстройства психосоматического характера, вплоть до глубокой депрессии или летального исхода.

Стресс напрямую влияет на здоровые показатели организма человека. Подавляется работа внутренних органов и систем, появляется чувство подавленности. Влияние стресса на здоровье человека имеет различные проявления, основными из которых являются:

  • головные боли, не имеющие характерной локализации;
  • хронические недосыпания и бессонница;
  • функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы: брадикардия,
  • артериальная гипертензия, инфаркт миокарда;
  • нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • нарушения желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва, диспепсии невротического генеза;
  • обостряются онкологические проблемы;
  • снижение иммунитета, вследствие чего организм может подвергнуться вирусной инфекции;
  • нарушение нейроэндокринной регуляции, нерегулярная выработка гормонов, приводит к развитию остеопороза, сахарного диабета или к другим обменным заболеваниям;
  • дистрофия тканей мозга, мышечная ригидность или атония;
    может появиться алкогольная или наркотическая зависимость.

От гормонального фона человека напрямую зависит его настроение. За правильный психологический настрой в организме отвечает противострессовый гормон. Кортизол помогает двигаться к поставленной цели, дает силы и мотивацию для действий. Уровень гормона в крови варьирует в зависимости от эмоционального настроя человека, его планов на ближайшее будущее. Если же организм пребывает в стрессовом состоянии, то психологически, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг него действия. Проявляется это в завышенных требованиях к самому себе и к окружающим людям. Теряется спокойствие, нарушается внутренне равновесие, вследствие чего появляется апатия к жизни.

Последствия нарушения психоэмоционального фона:

  • истощение душевных сил приводит к неврозам, депрессии и другим психическим заболеваниям;
  • потеря интереса к жизни, отсутствие каких-либо желаний;
  • нарушения режимов сна и бодрствования;
  • эмоциональная неустойчивость: приступы агрессии, вспышки гнева, раздражительность;
  • внутреннее ощущение тревоги.
Читайте также:  Как снять стресс и нервное напряжение препараты

Однообразная монотонная работа, постоянный эмоциональный тонус приводят к тому, что работоспособность начинает снижаться, чувствуется постоянная усталость. В работе напрямую проявляются признаки переутомления:

  • регулярные ошибочные действия;
  • желание спать: зевота, закрываются глаза;
  • отсутствие аппетита;
  • мигрень, шум в голове
  • глазная боль;
  • витающий характер мыслей, отсутствие сосредоточенности;
  • нежелание продолжать работу.

Утомление имеет свойство накапливаться, если не помочь своему организму бороться со стрессом, то уровень работоспособности может снизиться безвозвратно.

Отличительной особенностью морально сильного человека является устойчивость к негативному воздействию. Тотальный самоконтроль является лучшей защитой от стрессовых ситуаций. От неприятностей можно спрятаться, но для нормального душевного состояния необходимо уметь бороться с проблемами.

Восстановиться после стрессового воздействия поможет комплекс успокаивающих и расслабляющих мероприятий:

  1. Эмоциональный выброс. Необходимо оказаться в полном уединении, набрать полные легкие воздуха и крикнуть настолько громко, насколько позволяют связки. Лучшим местом для проведения данного приема является природа. Непринуждённая обстановка, свежий воздух помогут максимально сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии. Крик поможет выплеснуть весь скопившийся негатив. Для наилучшей эффективности рекомендуется кричать любые слова не менее трех раз.
  2. Правильное дыхание. Дыхательная гимнастика абсолютно незаменима, если ощущается гнев, страх, волнение или другое не свойственное чувство, которое начинает переполнять изнутри, не давая продохнуть. Существует множество вариаций гимнастических упражнений. Для успокоения достаточно в течение минуты делать медленный вдох через нос, а затем медленно выдыхать воздух через рот. Учеными доказано, что нормализация дыхательного ритма способствует восстановлению душевной гармонии. В комплексе с физическими упражнениями, помимо внутреннего баланса можно еще и расслабить мышечную мускулатуру тела.
  3. Физические нагрузки. Стресс оставляет на здоровье человека серьезные последствия, справиться с которыми поможет умеренная физическая активность. Занятия не только спортом (игры, фитнес), но и повседневные хлопоты, требующие больших энергозатрат (уборка, стирка, готовка), помогут стабилизировать психоэмоциональное состояние. Активная деятельность ускоряет обмен веществ в организме, очищая его от токсинов и других продуктов жизнедеятельности, способствует повышению физической подготовки и помогает отвлечься от неприятностей.
  4. Поддержка близких людей. Моральная поддержка родных придает силы для борьбы с угнетающим состоянием. Им всегда можно высказаться, довериться, открыв самые потаенные участки души. Теплота и любовь излечивает все душевные раны.
  5. Русская баня. Если хорошенько пропариться, то гормоны стресса покинут организм, вернется нормальное самочувствие, улучшатся физиологические показатели организма. Баня хорошо помогает при простуде и ревматизме, а также успокаивает нервы, снимает стресс. Сочетание данной процедуры с аромотерапией и травяными настоями усилят полученный эффект.
  6. Искусство. Возможность выражать свои чувства с помощью искусства положительно влияет на эмоциональную сферу. Благодаря пению, рисованию, танцам человек самовыражается, что является психологической разрядкой. Вокал и танец помогают нормализовать дыхание, повысить тонус организма.

Если встряска организма произошла на короткий срок, то она может принести пользу:

  1. В момент сильного напряжения происходит активация нервных клеток, поэтому мозг начинает работать на максимуме. Улучшается рабочая память. На экзамене студент может рассказать материал, который, на его взгляд, он никогда не учил.
  2. Повышается уровень окситоцина, гормона нежности и доверия. Он способствует устранению конфликтных ситуаций, налаживанию доверительных контактов.
  3. Активируются резервные запасы энергии, появляются силы и мотивация для достижения поставленных целей.
  4. Преодолевая трудности, повышается выносливость организма.
  5. Активируется иммунная система, улучшаются биологические показатели.
  6. Обостряются все анализаторы, помогая сконцентрироваться на решении проблемы.

Таким образом, стресс и его влияние на человека различно. Эмоциональный тонус положительно влияет на психическую сферу, но вслед за контролем и повышенной активностью следует исчерпание жизненных ресурсов. Нервное напряжение пройдет самостоятельно, как только пропадет причина его возникновения. Очень важно следить за своим эмоциональным и физиологическим состоянием, в случае невозможности исключить раздражающий фактор, обратиться к специалистам.

источник

1. Стресс жизни. Причины стресса

1.2. Организационные факторы стресса

3. Жизненно важная роль стрессов

4. Опасность стрессов для здоровья

5. Приемы поведенческой антистрессовой защиты

6. Методы профилактики стресса

6.1. Противострессовая «переделка дня»

6.2. Первая помощь при остром стрессе

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как «реакцию борьбы и побега».

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

Самые распространенные заболевания — ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь пищеварительных органов, бронхиальная астма, опухоли — принято считать болезнями стресса, число которых может достигать 90% патологии современного человека.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

источник

Стресс — вкус и аромат жизни /Г. Селье/

Вряд ли найдется человек, никогда не испытавший стресса. Особенно часто в такое состояние повергает нас быстротечное и напряженное время. Но, по-видимому, нечто подобное испытывали в экстремальных ситуациях и наши далекие предки. Иначе не объяснишь, почему древние ученые искали средства, с помощью которых человек сам себе помогал успокоиться, снять последствия стресса.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными.

В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, стратегии совладения с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс — это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных — в состояние нервно — эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Данная контрольная работа посвящена снятию стресса в нашей жизни. А для этого сначала необходимо узнать, каковы механизмы стресса. Какие существуют стрессоры и как им противостоять. Также в ней можно найти определение понятия «совладание с жизненными трудностями», каковы их ресурсы и стратегии. И, естественно, здесь изложена вся методика по снятию стресса.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает и как влияет на организм человека?

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Наиболее широко употребляемым определением является следующее:

«Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.» Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Что же такое эмоциональный стресс?

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. — М. : 1982. — 287 с., стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений, т. е. принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

источник