Меню Рубрики

Студенты должны знать понятие стресса

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

  • Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.
  • Не выполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчет по производственной практике и т.д.
  • Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.
  • Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Слишком большая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.
  • Отсутствие интереса к учебным дисциплинам и выбранной профессии.
  • Неудовлетворительные условия проживания и учебы.
  • Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Родители, социальные педагоги, преподаватели и близкие люди должны оказать студенту посильную помощь в преодолении стресса. В отдельных случаях может понадобиться помощь грамотного психолога.

Ниже приведены некоторые методы борьбы со стрессом у современного студента.

  • Нужно научиться правильно распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.
  • Приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание или найти контрольную работу, а потом идти гулять или общаться с друзьями.
  • Совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе.
  • Спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы.
  • Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время.
  • Искать положительные моменты в любой ситуации.
  • Заниматься спортом: активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресса, все-таки, можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

источник

Поступление в вуз всегда огромная эмоциональная встряска для вчерашних школьников. Учебный стресс характеризуется повышением умственных нагрузок и кардинальной сменой образа жизни. Чтобы студент справился с симптомами стресса и предотвратил их проявление в будущем, необходимо разобраться в причинах их появления. Халатное отношение к своему психическому здоровью может привести к серьёзным проблемам с работой внутренних органов и сопротивляемостью иммунитета.

Учебный стресс у студентов

Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов к самостоятельной жизни и ответственности.

Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения. Для несформированной личности это становится мощнейшим ударом.

Молодые люди сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессу:

  • проживание в общежитии, съёмной комнате или квартире в другом городе;
  • ослабление родительского влияния и контроля;
  • необходимость заботиться о себе самому;
  • смена круга общения и интересов;
  • материальные трудности.

Все эти проблемы могут выбить из колеи человека, делая его уязвимым и для других неприятностей.

Часто стресс может возникать и на фоне недопонимания или конфликтов с соседями по комнате или одногруппниками.

Когда подросток поступает в вуз, он сталкивается с повышением требований. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Он может возникать по следующим причинам:

  • нарушение режима дня;
  • увеличение умственной нагрузки;
  • страх перед неудачей;
  • волнение по поводу сдачи экзаменов, курсовых, зачётов и т. д.

Большие умственные нагрузки

Если студенту плохо даётся какая-то дисциплина, то шанс получить эмоциональный сбой гораздо выше.

Подростки, страдающие синдромом «отличника», часто страдают от боязни не соответствовать ожиданиям окружающих.

Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют:

  • неправильное, несбалансированное питание;
  • отсутствие полноценного отдыха и сна;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;
  • изменения в личной жизни;
  • конфликты со сверстниками или преподавателями и др.

В зависимости от того, что вызвало стресс, и какой результат был получен, выделяют два вида стресса. Он может быть позитивным и негативным. Позитивный стресс возникает при условии, что человек однажды уже попадал в подобную ситуацию и благополучно вышел из неё. Также это может быть наличие поддержки и одобрения от окружающих или получение достаточно ресурсов для решения проблемы.

Негативному стрессу студент подвергается, если не может выполнить работу или задание и не имеет возможности это изменить. Такой вид хуже влияет на нервную систему и физическое состояние человека.

Стресс влияет на физическое состояние человека

Первая реакция, которая возникает у студента на внешние раздражители – это волнение. Этот период называется фазой тревоги и способствует мобилизации всех защитных сил организма.

Следующая фаза стресса – сопротивление. На этом этапе организм в состоянии самостоятельно справляться с трудностями.

После длительного воздействия стресса на организм человека наступает фаза истощения, когда студент не в состоянии бороться с проявлениями стресса и полностью попадает под его влияние.

Связанный со студенческими годами стресс может влиять не только на эмоциональное состояние человека, но и наложить отпечаток на его здоровье в целом. Подвергаясь психологическому напряжению, студент чувствует упадок сил, апатию, ухудшения аппетита. Также могут появляться головокружение или сильные головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тахикардия.

Студент хуже усваивает информацию, что угнетает его ещё больше. Он становится раздражительным и вспыльчивым. Большинство этих симптомов могут быть спровоцированы другими болезнями и расстройствами.

Развитие формирования стрессоустойчивости у студентов играет огромную роль в его профилактике. Т. к. изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.

Необходимо пересмотреть своё отношение к происходящему, отсеять волнения по поводу ситуаций, которые невозможно изменить. Также важно давать выход негативу. В этом поможет методика для развития стрессоустойчивости у студентов:

  1. Дневник. Записывая все свои мысли и переживания на бумагу, человек освобождается от влияния негатива. Через время рекомендуется перечитывать свои записи и стараться анализировать их.
  2. Занятие спортом. Физические нагрузки не только хорошо влияют на эмоциональное состояние студентов, но и делают организм более сильным и здоровым.
  3. Эмоциональная разрядка. Такая методика развития стрессоустойчивости помогает быстро справиться с проявившимися симптомами стресса. Можно боксировать грушу или кричать.
  4. Смена обстановки. Улучшить эмоциональный фон поможет смена обстановки. Для этого необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно пойти в поход с палаткой или съездить в другой город.

Такая эмоциональная разрядка подготовила коллектив к новому учебному году с новыми силами

Такие упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также бороться с уже появившимися симптомами. Помимо этого, организму нужен полноценный отдых и сон.

Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда студент испытывает стресс перед экзаменом. Это мешает ему сосредоточиться и подготовиться. Главной причиной такого психического всплеска являются проблемы в усвоении материала или пропуск занятий. Необходимо исправно посещать лекции, учить материал и выполнять все заданные преподавателями работы. Но и это не всегда помогает. Слишком эмоциональные личности могут нервничать, даже если полностью готовы к сессии.

Одним из действенных вариантов является приём слабых успокоительных средств, если на это нет противопоказаний. Это могут быть отвары из мяты, ромашки и пустырника или же спиртовой настой валерианы. Их приём способствует повышению стрессоустойчивости у студентов, но начинать нужно минимум за две недели до экзаменов. Отрицательной стороной является то, что препараты могут вызывать сонливость.

Студенту во избежание стресса рекомендуется наладить режим дня. Постоянный недосып и переутомление только усугубляют ситуацию. Также хорошо помогают занятия спортом. Если такой возможности нет, то можно ограничиться пешими прогулками.

Разрушительного воздействия стресса можно избежать даже при самом загруженном графике учёбы. Если поддерживать свой организм здоровым, то ему будет проще справляться со стрессом в критических ситуациях. Врачи также рекомендуют приём комплексов витаминов и минералов. Это также сможет наладить психофизическую картину студента. Стоит отказаться от вредных привычек и бесполезной траты времени. Организму, особенно в период повышенной умственной активности, нужен полноценный сон, сбалансированное питание и периодическая смена обстановки.

источник

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • понятия «стресс»; «эустресс»; «дистресс»;
  • • виды, факторы и признаки стрессов; уметь
  • • характеризовать стресс как общий адаптационный и сверхадаптивный синдром;
  • • делать сравнительный анализ проявления данных синдромов в поведении личности;
  • • методикой когнитивного оценивания стрессовой ситуации;
  • • другими методиками снятия напряжения и регуляции своего состояния.

В современных словарях понятие «стресс» трактуется как состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий (стрессоров); неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция организма [1] . В психологическом словаре стресс описывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. » [2]

Считается (Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, Т. В. Барлас и другие), что первоначально понятие «стресс» было введено в научное употребление применительно к техническим объектам, испытывающим нагрузку и сопротивляющихся ей. Применительно к психофизиологии термин «стресс» в 1927 г. ввел Уолтер Б. Кенион для обозначения физиологических реакций, которые возникают в организме при воздействии угрожающего организму стимула. На основе разработанной теории гомеостазиса, согласно которой организм сохраняет постоянное функционирование при изменениях внешней среды, У. Кеннон утверждал, что при возникновении опасности, организм использует две стратегии: бегство или борьбу. Обе стратегии ведут к возрастанию частоты сердечных сокращений, увеличению артериального давления, изменению дыхания.

Ганс Селье определил стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма. В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на химические, физические и органические факторы. Согласно Г. Селье все биологические организмы стремятся к поддержанию состояния внутреннего равновесия функционирования. Реакция организма на внешний раздражитель выполняет одновременно защитную и приспособительную функции, результирующие показатели которых зависят от уровня устойчивости организма к воздействию различных факторов, силы и длительности влияния раздражающего стимула. Адаптационные возможности организма ограничены, их недостаток приводит к смерти.

Английский психолог И. Духмен [3] определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.

Как видим, стресс является самостоятельным психологическим, физиологическим и одновременно социальным феноменом.

В отечественной психологии под стрессом принято рассматривать комплекс состояний, возникающих как ответная реакция организма при воздействии экстремальных факторов — стрессоров. Эти состояния, характеризующиеся повышенной физиологической и психической активностью, трансформируются при благоприятных условиях в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности.

В состоянии стресса нарушаются сложные интеллектуальные действия, простые же процессы обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное воздействие стресса выражается в ухудшении внимания и мышления, в снижении уровня оперативной памяти, в сужении восприятия, в скованности и хаотичности движений. Положительные эффекты стресса выражаются в ускорении психических процессов, улучшении оперативной памяти, гибкости мышления. Благодаря функционированию неспецифических психических и активационных процессов, выполняющих компенсирующую функцию, сохраняется процесс продуцирования полезной информации при воздействии экстремальных факторов.

Читайте также:  Стресс и андрогены у женщин

Стресс всегда направлен на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций. Стрессовые реакции изменяются во времени и имеют различные уровни интенсивности, которые зависят от характера стрессоров.

Стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) — значительный по силе или продолжительности раздражитель, воздействующий на организм. Стрессором является раздражитель, который человек воспринимает как угрожающую ситуацию, опасный фактор.

Различают стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур и т.п.) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, благополучию, ближайшему окружению и др.). Величина стрессовой реакции зависит от силы стрессора, а иногда и превышает его. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический стресс и психологический стресс.

Физиологический стресс — это непосредственная реакция организма на воздействие определенного стимула, как правило, физико-химической природы. В этом случае состояния выражены изменениями в функционировании физиологических систем и ощущениями дискомфорта физиологического характера (головные боли; раздражительность; рассеянность и усталость; слабость иммунной системы и т.п.). Дискомфорт затрагивает различные психические функции и стороны личности. В связи с тем, что существуют индивидуальные особенности личности (темпераментальные, характерологические, способности к преодолению и т.п.), то переживание дискомфорта может зависеть не только от внешних раздражителей, но и от личностных характеристик человека, переживающего стрессовое состояние: мотивов поведения, волевых качеств, системы саморегуляции, других особенностей. Как правило, физиологический дискомфорт возникает при несоответствии условий жизнедеятельности характеру деятельности или физиологическим потребностям (например, при наличии шума, холода или жары, при плохой организации рабочего места, при несоответствии темпа деятельности и т.п.).

Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов. Наиболее типичными проявлениями такого стресса являются изменения в протекании различных психических процессов, в эмоциональных реакциях, изменениях мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс как особая совокупность психических состояний является своеобразной формой реакции на чрезвычайный раздражитель, сила которой зависит от специфики отражения человеком экстремального фактора или ситуации.

Комплекс психических состояний при стрессе включает в себя следующие группы:

  • 1) психические состояния, связанные с процессом восприятия и когнитивной переработкой информации стресс-фактора (тревога, отчаяние, раздражение, разочарование, страх, фрустрация, эйфория, возбуждение, монотония и др.);
  • 2) переживания психологической адаптации (тревога, напряженность, интерес и др.);
  • 3) психические состояния, возникающие при мобилизации ресурсов организма (установка, бодрствование, мотивационные состояния и др.);
  • 4) эмоциональные состояния процесса психологической дезадаптации (утомление, депривация и др.).

Рассмотрим основные характеристики данных групп состояний.

  • 1. Психические состояния, связанные с процессом восприятия и когнитивной переработкой информации стресс-фактора, являются следствием отражения человеком внешних условий, в результате чего выстраивается субъективная модель переживаемой стрессовой ситуации. Данная модель служит основой для программирования и прогнозирования поведения (действий). Такое отражение зависит от свойств осуществляемых субъектом перцептивных и мыслительных операций. Поэтому, но мнению Р. Лазаруса [4][5] , анализ психологического стресса требует учета таких обусловливающих специфику ответных реакций психологических факторов, как:
    • • интеллектуальные процессы;
    • • значимость ситуации для субъекта;
    • • личностные особенности.

Особое значение в процессе стрессовых переживаний имеет субъективная познавательная оценка угрозы неблагоприятного воздействия и своих возможностей преодоления стресса.

Угрожающее воздействие стресс-фактора оценивается по интенсивности, степени неопределенности и времени воздействия. Степень угрозы соотносится в оценочном отношении с ресурсами индивида по преодолению стрессовой ситуации. Результатом такой оценки могут стать фрустра- ционные состояния, т.е. психические состояния, возникающие в ситуации невозможности удовлетворения тех или иных потребностей: тревога, отчаяние, раздражение, разочарование. Интенсивность переживания зависит от когнитивной оценки значимости реальных и прогностических способностей индивида.

Процесс оценки угрозы, связанный с анализом значения ситуации, включает процессы памяти, перцептивные функции, элементы прошлого опыта субъекта, способность к абстрактному мышлению, его обучение и т.п.

Каждая ситуация, в том числе и стрессовая (стресс-фактор), подвергается когнитивной переработке:

  • • анализу информации;
  • • преобразованию знаний, умений и навыков в зависимости от характеристик стрессовой ситуации;
  • • выявлению актуальных задач;
  • • оценке;
  • • моделированию.

Следовательно, переживание психологического стресса обусловлено качеством интеллектуальной деятельности, включающей анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, индукцию, дедукцию и пр. Среди множества типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности (операциональный, аксиологический, экстравертированный, эмоциональный, гармоничный, конкретный, абстрактный, генерирующий) наиболее успешным в способности сопротивляться стрессовым нагрузкам является интеллектуально-выносливый тип [4] . В этом случае мобилизация интеллектуальных ресурсов личности для преодоления стрессов происходит за счет высокого уровня рефлексии осознания собственных действий. Такой человек превращает неудачи в опыт, делает из невозможного возможное (возникает азарт, дающий толчок к успеху).

Нельзя однозначно утверждать, что остальные типы интеллектуальной деятельности не способствуют успешному преодолению стрессов. Так, операциональный тип выражается в хорошей технической подготовке и высокой скорости мыслительных операций. Однако таким людям требуется четкая постановка задачи; только вслед за этим можно наблюдать стремительное самостоятельное разрешение стресса. Аксиологический тип проявляется в высокой осмысленности интеллектуальной деятельности, что позволяет решать трудные задачи, но при таком типе организации интеллектуальной деятельности наблюдается слабая техническая подготовка. При направленности на реализацию общественной деятельности (экстравертированный тип) человек, скорее, склонен искать помощь и поддержку во внешнем мире при преодолении стрессов и реже обращается к собственным ресурсам. Эмоциональный тип организации интеллектуальной деятельности характеризуется разнообразными эмоциональными переживаниями, хаотичностью мышления, что способствует уходу от разрешения стрессов и погружению в негативные эмоции. При гармоничном типе организации интеллектуальной деятельности прослеживается жесткая нацеленность на реализацию жизненных предназначений, что препятствует гибкому поведению при стрессах, несмотря на благоприятную выраженность локуса контроля. Конкретный тип позволяет направить интеллектуальные усилия на решение конкретных важных задач, однако в ситуациях, выходящих за пределы конкретной задачи, человек может испытывать затруднения. При доминировании абстрактного типа организации интеллектуальной деятельности, человек склонен теоретизировать (поиск закономерностей, причин, связей и т.п.). Такая гиперрефлексия может способствовать «закрытию» личности и невозможности конструктивного преодоления стрессов. И, наконец, генерирующий тип, заключающийся в выраженной продуктивности интеллектуальной деятельности, характеризуется одновременно с этим напряженностью, тревожностью, склонностью к доминированию, что также может препятствовать успешному совладанию со стрессами.

В оценках М. М. Мишиной (количество участников исследования N = 748), частота проявления типов интеллектуальной деятельности среди студенчества разного возраста от 18 до 53 лет, следующая (в порядке убывания). Чаще всего встречается конкретный тип организации интеллектуальной деятельности (16,8%), абстрактный (14,4%), интеллектуально-выносливый (12,2%), экстравертированный (11,5%). Далее следует эмоциональный (10,2%), гармоничный (9,8%), аксиологический (8,4%) и, наконец, генерирующий (6,4%). При этом в более молодом возрасте отмечаются более высокие показатели интеллектуально-выносливого типа, которые постепенно снижаются с возрастом, в отличие от других типов организации интеллектуальной деятельности (аксиологического, экстра- вертированного, конкретного, абстрактного). Операциональный, эмоциональный, гармоничный и генерирующий типы организации интеллектуальной деятельности выражены одинаково во всех возрастных группах студенчества. Аксиологический и экстравертированный (осмысленность, креативность, конструктивизм, ориентация на внешние воздействия) в большей степени развиты у мужчин, а интеллектуально-выносливый (способность противостоять стрессам) — у женщин.

В исследованиях А. В. Гусева [7] обнаружено, что студенты могут преобразовывать информацию о стрессе, используя четыре стиля мышления:

  • 1) предметное мышление, свойственное студентам с практическим складом ума и позволяющее преобразовывать информацию о стрессе с помощью предметных действий;
  • 2) образное мышление, характерное для студентов художественного типа и позволяющее преобразовывать информацию с помощью оперирования образами;
  • 3) знаковое мышление, характерное для студентов гуманитарного склада ума, позволяющее работать с информацией с помощью умозаключений;
  • 4) символическое мышление, свойственное студентам с математическим складом ума, позволяющее преобразовывать информацию, используя четкие правила.

Большинству студентов характерны образный и знаковый типы мышления, в меньшей степени развиты предметный и символический, что связано с профессиональной направленностью студенческой аудитории, в которой проводилось исследование (будущие психологи).

2. Психические состояния психологической адаптации (состояния тревоги, психической напряженности, напряжения и др.) являются одновременно результатом и обусловливающим фактором процесса приспособления организма к изменившейся ситуации. Их характеристики зависят от показателей интенсивности, продолжительности и характера распределения во времени воздействия стрессора.

Психическая напряженность понимается как психическое состояние, зависящее от величины прилагаемых человеком усилий. Исходя из функций психических состояний, необходимо различать состояние напряжения и состояние напряженности. Напряжение оказывает мобилизующий положительный эффект на деятельность; напряженность характеризуется снижением устойчивости двигательных и психических функций вплоть до дезинтеграции деятельности. В состоянии напряжения происходит повышение активности соматического функционирования и появляется чувство подъема морально-психических и физических сил. В этом состоянии у индивида присутствует положительный эмоциональный фон, приподнятое настроение, стремление преодолеть трудности, чувство удовлетворенности.

Высокая степень нервно-психической напряженности характеризуется снижением объема внимания, его устойчивости и способности к концентрации, к переключению внимания; снижением продуктивности кратковременной памяти и способности к долговременному сохранению информадии; проявлением негативных сдвигов в оперативном и логическом мышлении, нарушением координации действий.

3. Психические состояния, которые возникают при мобилизации ресурсов организма, являются проявлением и характеристикой процесса приведения организма в состояние, обеспечивающее успешную адаптацию к стрессовым ситуациям.

Качество этих состояний зависит от возможностей человеческого организма. В первую очередь речь идет о ресурсах базовых физиологических функций, под которыми подразумеваются источники активности и обеспечения обменных процессов. К базовым энергетическим ресурсам организма относятся ресурсы двигательной активности, периферийных отделов системы переработки информации, центральных механизмов процесса переработки информации (волевые процессы). Объем ресурсов изменяем и ограничен.

В контексте изучения психических состояний, возникающих при мобилизации ресурсов организма в стрессовой ситуации, актуально определение понятия «готовность» как состояния оперативного покоя (по А. А. Ухтомскому) или оптимального возбуждения (по И. П. Павлову). Состояние психологической готовности к преодолению влияния стресс-факторов является производным от установки — неосознанного состояния готовности воспринимать стрессовую ситуацию или стрессовый фактор и действовать определенным образом при воздействии сильного раздражителя. По Д. Н. Узнадзе [8] у индивида имеется предрасположенность, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Установка рассматривается автором как «специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности». Состояние установки имеет динамический характер и выражается в «определенной активности».

Готовность к преодолению влияния стресс-фактора является более сложным психологическим образованием по сравнению с установкой. Механизмом готовности выступает условно-рефлекторная деятельность мозга. Лобные доли мозга «модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом» [9] . Сознательное формирование готовности основывается на функциях второй сигнальной системы, которая в единстве с первой сигнальной системой обеспечивает постановку цели, планирование, сознательное влияние на процесс настройки и развертывание готовности в ходе деятельности.

4. Эмоциональные состояния процесса психологической дезадаптации определяются как дистресс — «вредоносный, неприятный стресс» [10] . Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном и опасном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых быстро, во многих случаях необратимо истощаются функциональные ресурсы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции, возникают соматические реакции.

В современной психологии психологический стресс подразделяют на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принять верное решение. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности. Термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма, характеризующиеся как психоэмоциональное напряжение, в некоторых случаях приводящих к патологическим изменениям личности, ее дезадаптации.

Различают также стресс острый и хронический. Хронический стресс (длительное переохлаждение, постоянные эмоциональные переживания) истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации. К ним относятся аллергические заболевания, мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, бездетность и др.

Стресс может оказывать и положительное, мобилизующее (эустресс), и отрицательное влияние на личность и деятельность (дистресс) вплоть до полного разрушения и дезорганизации.

Под эустрессом (положительный стресс) чаще всего понимается состояние утраты равновесия, переживаемое человеком в соответствии с имеющимися в его распоряжении ресурсами в ответ на выдвигаемые требования.

Эустресс способствует конструктивному преодолению и обретению полезного опыта для совладания со схожими ситуациями. Дистресс является психическим состоянием, нарушающим равновесие между ресурсами человека и требованиями ситуации. Большинство специалистов рассматривают дистресс как болезнь адаптации личности (Б. Б. Величковский, Е. А. Загряжская, М. А. Падун и другие). Это совокупность переживаемых человеком негативных эмоций (депрессия, тревога, страхи, агрессия и др.), при высоком уровне которых могут возникать различного рода эмоциональные расстройства.

Читайте также:  Стресс и алкоголь влияние на память

Т. Г. Бохан впервые обозначает стресс термином «сверхадаптивный синдром» и описывает его как системный амбивалентный по своей природе феномен, предлагая для анализа две модели:

  • 1) модель эустресса, переживаемого как самодиагностика системы, которая обнаруживает новые параметры развития и обладает готовностью выхода к ним;
  • 2) модель дистресса, выступающая в качестве начинающейся деструкции системы, неспособной удержать свою целостность под воздействием факторов, блокирующих возможность саморазвития и самореализации [11] .

Основываясь на теоретической концепции стресса X. Алиева, следует отметить, что на формирование разных видов стресса оказывают влияние как специфические для конкретной категории людей стрессоры, так и соответствующие средовые условия. Например, при синдроме профессионального выгорания — эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. У студентов — смена места учебы и места жительства; проблемы в личностных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне профессионального роста; проблемы быта, здоровья и др. Поскольку стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может быть опосредовано субъективными причинами, связанными с особенностями личности. Одной из основных личностных характеристик является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость отождествляется с эмоциональной устойчивостью и способностью человека к контролю эмоций, способностью переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в стрессовых ситуациях, способностью преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [12] .

Одни ученые основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, другие относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (конинг-механизмы) и механизмы психологической защиты. Стрессоустойчивость рассматривается как творческое, гибкое поведение, не всегда обусловленное исключительно биологическими факторами, а, скорее, детерминированное над- ситуативной активностью (В. А. Петровский), поисковой активностью (В. С. Ротенберг), жизнестойкостью (С. Мадди) и другими ресурсами личности, которые будут детально рассмотрены далее.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики стресса:

  • • стресс является комплексом неблагоприятных психических состояний, который человек стремится устранить;
  • • стресс выражен в психологических, поведенческих, физиологических реакциях, возникающих в ответ на сильные раздражители;
  • • существует связь стресса с психологической структурой личности; интеллектуальной деятельностью, индивидуальными особенностями восприятия человеком ситуации и регуляции поведения в ней;
  • • стрессовое состояние динамично, т.е. изменяется во времени, возможны переходы стресса в эустресс и в дистресс;
  • • стрессовые состояния могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

источник

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету [2]. Причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса [1,230]

В основном, у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Очень часто в жизни студента возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

Когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать.

Стресс, испытываемый студентами, сказывается на обучении. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Исследования (данной проблемой занимались такие учёные-психологи, как Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Ганс Селье, Юрий Иосифович Александров и др.) показали, что стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

Актуальной становится задача развития у студентов навыков самоконтроля, формирования навыков управления факторами, вызывающими стресс.

Авторами статьи было проведено исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов первого курса и выявление основных приёмов и методов борьбы со стрессами. Возраст участников — 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов – 21 человек. Это студентки специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Для исследования были использованы 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [4]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (студентам предлагалось ответить на 10 вопросов) [4]. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости.

Результаты проведенного тестирования были представлены в форме диаграмм, гистограмм, таблиц и анализа полученных результатов.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, отсутствие учебников, строгие преподаватели, непостоянное расписание, занятия в две смены, излишне серьёзное отношение к учёбе (Рис.1.)

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса

Многие студенты – первокурсники не умеют организовывать свой режим, недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха, что ведет к ухудшению работоспособности, внимания, памяти, и в целом, к значительному снижению успеваемости. Студенты сталкиваются с такими проблемами и трудностями, как:

— несданные вовремя лабораторные работы;

— невыполненные или выполненные неправильно задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия: отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

Стресс, связанный с учёбой (Рис.2.), проявляется в постоянной спешке, нехватке времени, плохом настроении, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, повышении утомляемости, что сказывается на понижении работоспособности студентов.

Средний показатель экзаменационного волнения в группе составляет 87% . Данный показатель значительно превышает норму, что лишь подтверждает, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором. У большинства студентов проявляются такие признаки экзаменационного стресса, как учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц, головные боли. Также отдельные студенты выделили затрудненную речь.

Основными способами снятия стресса (Рис.3.) является сон (15респондентов), общение с друзьями и любимым человеком (18 респондентов). Прогулка на свежем воздухе (13 респондентов) и вкусная еда (13 респондентов) тоже являются эффективными способами снятия стресса. Радует то, что алкоголь, наркотики для снятия стресса в исследуемой группе не используются.

Анализ полученных результатов диагностики стрессоустойчивости студентов показал, что самое большое количество баллов среди тестируемых набрали 3 респондента (от 24,2 — 34,1 баллов). Это низкая степень сопротивляемости стрессу, что говорит о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, и студенты им не очень сильно сопротивляются.

2 респондента из 21, набравшие самое маленькое количество баллов (от 6,8 — 14,1 баллов), имеют высокий уровень устойчивости к стрессовым ситуациям.

16 студентов имеют средний уровень стрессоустойчивости (14,2 — 24,1 баллов), который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского» многое делается, чтобы помочь студентам избежать цейтнота: режим дня ОУ, расписание занятий, экзаменов, план работы на семестр, (год), график дежурств и т.п. Это позволяет распланировать свои повседневные дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; не браться за несколько дел одновременно, выполнять некоторые задания заранее с учетом своей нагрузки, чтобы предотвратить стресс в период сессии. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этих правил.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например, массаж активных точек:

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза»;

— противострессовое дыхание (дыхательная гимнастика):

— вдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта; выдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта (повторить 4-5раз) и др.

Таким образом, в результате исследования были сделаны выводы, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций; важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени — физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья.

Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни». [3]

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] — М.: ПЕРСЭ, 2006. — 528 с.

2. Понятие стресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ayzdorov.ru /ttermini_stress.php.

3. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. – М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

4. Психологические тесты [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

5. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46005.htm.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — с.256

источник

Дата публикации: 11.02.2017 2017-02-11

Статья просмотрена: 3408 раз

Киселева Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 417-419. — URL https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 18.07.2019).

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. В статье рассмотрены причины и последствия стресса, а также представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса среди студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов. Начиная с самого начала учебной деятельности стресс в той или иной степени постоянно преследует учащегося и является причиной нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний возникают вследствие стрессовых ситуаций, что подтверждает актуальность данной проблемы.

Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.

По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [1, с. 21].

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса. На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни студента. Данный этап вузовского периода отличается большими трудностями, так как студент входит в новый тип взаимоотношений, приобретает новый статус и ему необходимо адаптироваться к новой среде, новым порядкам и незнакомым людям.

Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами:

− недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых;

− большой учебной нагрузкой;

− неудовлетворенностью полученной оценки;

− низкой успеваемостью по определенным дисциплинам;

− невыполненными или выполненными неверно заданиями;

− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине);

Читайте также:  Стресс и аффект в конфликтной ситуации

− несданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами;

− отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;

− конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями;

− неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения);

− разочарованием выбранной профессии.

По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия [3]. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.

Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами. Мнение о том, что все болезни являются следствием «нервов» в научном обществе считается достоверным. В настоящее время получены убедительные доказательства, что учебный стресс негативно воздействует на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему студентов [4] и в целом на эмоциональное состояние. Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и улучшения настроения.

Рассмотрим несколько типичных симптомов проявления экзаменационного стресса: эмоциональные симптомы (ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность); физиологические симптомы (головная боль, перепады артериального давления, мышечное напряжение, учащенный пульс, углубление и учащение дыхания, тошнота); когнитивные симптомы (ухудшение памяти, рассеянность, ослабление способности к концентрации внимания, кошмарные сновидения, неприятные воспоминания о своих или чужих провалах во время экзамена в прошлом, воображение негативных последствий после неудачи на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза); поведенческие симптомы (ухудшение аппетита и сна, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков).

Существует две причины, способствующие возникновению экзаменационного стресса. Во-первых, — неуверенность в своих знаниях, которая может быть истинной, вызванная реальными пробелами в знаниях, и ложной, связанной с боязнью неизвестного. Во, вторых — переоценка значимости экзамена, которая, как правило, может быть навязана родителями или обществом.

Конечно, интенсивность развивающейся негативной реакции зависит не столько от характеристик стрессора (объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды, непривычного для человека), сколько от личностной значимости воздействующего фактора. В связи с этим возникающая в процессе обучения она и та же ситуация приводит у каждого студента к различным последствиям и проявлениям. Кроме того, для каждого человека характерен свой определенный уровень волнения и страха, который позволяет показать наилучшие результаты. Следовательно, чтобы мобилизовать свои силы и удачно сдать зачеты и экзамены, одним студентам необходимо снизить уровень стресса, другим нужно как следует «испугаться».

С целью более детального исследования стресса в учебной деятельности у студентов высшего учебного заведения нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета. Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек. В качестве диагностического материала был выбран тест Ю. В. Щербатых «Учебный стресс» [5]. Для оценки студентами факторов, провоцирующих стресс, автор выделил следующие: строгих преподавателей, большую учебную нагрузку, отсутствие учебников, непонятные учебники, жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов), неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, стеснительность и застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни.

Результаты проведенного исследования показали, что основными стрессогенными факторами для испытуемых являются «страх перед будущим и большая учебная нагрузка». Меньше всего беспокоят студентов «неумение правильно распорядиться финансами и конфликты в группе».

Для оценки проявлений связанного с учебой стресса в соответствии с тестом студентам были предложены следующие признаки: ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами, невозможность избавиться от посторонних мыслей, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость, плохое настроение и депрессия, страх и тревога, потеря уверенности и снижение самооценки, спешка и ощущение постоянной нехватки времени, плохой сон, нарушение социальных контактов и проблемы в общении, учащенное сердцебиение и боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Оценивая свои психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса, студенты выделили такие признаки, как страх и тревога, невозможность избавиться от посторонних мыслей и плохой сон. Признаки, которые проявляются в значительно меньшей степени — это проблемы в общении, нарушение социальных контактов, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В качестве основных способов снятия стресса Ю. В. Щербатых выделил употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, вкусной еды, просмотр телевизора, перерыв в учебе или работе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержку или совет родителей, секс, прогулки на свежем воздухе, хобби, физическую активность. На первое место студенты поставили вкусную еду, сон и общение с друзьями или любимым человеком.

Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47 %) испытывают максимальный уровень стресса в период экзаменационной сессии и оценивают его по 10-ти бальной шкале оценок — в 10 баллов. Часть испытуемых (32 %) оценили свое стрессовое состояние перед экзаменом в 8–9 баллов. 21 % респондентов отметили, что они «в меньшей степени подвержены экзаменационному стрессу».

Проведенное исследование показало, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача не только студентов, но педагогов и кураторов студенческих групп. В первую очередь, необходимо использовать такие общеукрепляющие средства, как оптимизация режима дня, правильное питание и систематическое пребывание на свежем воздухе. Одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации [2].

Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определили уровень стресса в период экзаменационной сессии, выявили, в чем проявляется стресс и основные способы его снятия.

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006. — 528 с.
  2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
  3. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
  4. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

источник

Многие люди испытывают стресс от разных факторов, вне зависимости от возраста: все хоть раз в жизни находились в сложных ситуациях. Часто проявляется стресс у студентов, ведь процесс обучения бывает тяжелым. Сессии, экзамены и лекции приносят сильную нагрузку на организм, который порой не справляется с напряжением.

Учебный процесс может привести к появлению стресса у студента

Жизнь студента наполнена различными эмоциональными ситуациями. Практически всегда стресс в жизни студента начинается из-за ежедневного потока информации и других факторов современной жизни.

Когда начинается учебный процесс, на смену хорошим эмоциям приходит лень, усталость и стресс. Психологи смогли определить причины появления стресса у студентов:

  1. Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испытывать разочарование и опустошение.
  2. Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы перестанете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое.
  3. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть грамотно распределено на следующий. Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить негативную сторону своего психоэмоционального состояния.
  4. Требовательность родителей.
  5. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
  6. Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, постоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д.
  7. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумительна. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки.

Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.

Убрать стресс из жизни студента должны попробовать его родители. Если им не удалось помочь, необходимо обратиться к психологу. Существует несколько методик, которые помогут снять стресс и восстановить стрессоустойчивость:

  1. Правильно тратить свое время. Особенности этого метода помогут наладить учебу. Его мозг не будет перенапрягаться и думать, как бы все успеть. Если научиться правильно распределять свое время, то человек будет больше отдыхать и набираться сил.
  2. Контролировать себя. Студент научится избегать стрессовых ситуаций и контролировать свое поведение.
  3. Больше времени проводить на свежем воздухе.
  4. Спать не менее 8 часов и только ночью.
  5. Общаться с друзьями только в свободное время или в выходные. Прогулки не должны отвлекать от учебы.
  6. Находить выход из любой стрессовой ситуации, быть положительно настроенным. Любые конфликты можно решить мирным путем.
  7. Делать физические упражнения по утрам и заниматься спортом.

Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

  • нельзя занижать самооценку;
  • справедливо относиться к уровню знаний;
  • стараться не перенапрягаться;
  • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов. Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения. Такие методы часто используют люди разных возрастов.

Поход в музей поможет расслабиться

Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем. Когда причины стресса не выявлены, и он не проходит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоянии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Такие процессы негативно сказываются на человеческой самооценке.

Учебный процесс нарушается, человек не может сосредоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличивается, постепенно разрушая кровеносные сосуды.

Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность.

Ускоренное сердцебиение и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препаратам, чтобы нейтрализовать нервное состояние. Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию.

Из-за стресса студенту сложно сосредоточиться на учебе

Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия. Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталкиваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и студенты технического вуза разных специальностей. Главное, вовремя заметить эту проблему и устранить причины появления. Существует множество методов, которые можно попробовать в домашних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое питание и физические упражнения. Если человек будет следить за своим состоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.

источник