Меню Рубрики

Управление конфликтами стрессы и стрессовые ситуации

Слова « конфликт » происходит от латинского conflictus , первоначально понимаемого как столкновение.

Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт.

Кооперация — это сотрудничество в самом широком значении этого слова. Данная форма характеризуется общей целью и потребностями в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию.

Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. В своем особом проявлении, в конкуренции, эта форма толкает людей к единоличному обладанию общей целью.

Приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения.

Конфликт — это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих. Однако в организациях конфликт — это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса, когда они попадают и конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.

Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений — это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.

Бесконфликтность (безразличие ко всему), как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации. Бесконфликтность — это индикатор того, что в организации отсутствуют новые идеи, инициатива и т. п., что в современных условиях развития конкуренции также губительно для предприятия, как и разрушительные конфликты.

Для того чтобы понять, как управлять конфликтом, нужно изучить процесс возникновения и протекания конфликта и возможные точки воздействия (элементы процесса).

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта и т. п., что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда (потенциальный конфликт), но его нарастание происходит только при наличии инцидента.

Инициаторами инцидента могут быть как участники конфликта, так и другие лица и обстоятельства, когда начинает действовать так называемый закон третьей стороны. И конфликтная ситуация, и инцидент могут создаваться оппонентами (сознательно или без определенной цели) либо возникают независимо от их воли и желания.

По различным источникам до 15% рабочего времени расходуется на конфликты и постконфликтные состояния (переживания, самоутверждение в своей правоте и т. п.). Если время, растраченное на конфликт, принять за 100%, то:

из-за психологической несовместимости — 33%;

по причине неправильной расстановке кадров — 15%.

Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: устойчивые к конфликтам, удерживающиеся от конфликта и конфликтные. Численность третьей группы составляет где-то около 6-7% от всей совокупности работающих. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления. Примерно такие же данные приводятся психологами зарубежных стран.

По данным английского исследователя менеджмента Роберта Брамса, только 10% работников являются трудными субъектами. Этот вывод сделан на основе опроса 400 менеджеров различных британских компаний. По его мнению, чтобы обеспечить в подразделении благоприятный психологический климат, надо прилагать главные усилия лишь к десятой части персонала. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.

Как уже было сказано выше, возникновение конфликта внутри организации не всегда следует рассматривать как негативное явление. Современная теория управления рассматривает некоторые конфликты как желательные. Если конфликт обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия, помогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию отдельной личности, то такой конфликт называется функциональным и ведет к повышению эффективности организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы «встряхнуть» сотрудников, оживить организацию, найти новое более эффективное решение. Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация нездорова. Поэтому задача менеджера — спроектировать конструктивный управляемый конфликт.

Однако следует иметь в виду и то обстоятельство, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Поэтому если в результате конфликта не происходит достижения целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности, то такой конфликт называют дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Модель конфликта показана на рисунке

Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре конфликта в организации и призван разрешить его всеми доступными средствами. Оставлять конфликт без внимания — это все равно, что оставлять в пустом доме тлеющие угли. Вообще аналогия между конфликтом и пожаром достаточно глубокая: и тот, и другой легче предотвратить, чем потушить; в обоих случаях фактор времени может стать решающим, так как и конфликт, и пожар страшны своим разрастанием. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на изучение и улаживание различного рода конфликтов.

Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать не только природу, но и типы конфликтов, причины их возникновения.

Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов:

3. между личностью и группой,

4. межгрупповой и внутриорганизационный

Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, недостаток самостоятельности, неоправдавшиеся ожидания и т.п.

Рассмотрим основные типы конфликтов.

Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятельности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее руководство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Другая форма проявления межличностного конфликта — столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу различия в целях не в состоянии ладить друг с другом. Они психологически не совместимы.

Конфликт между личностью и группой . Конфликт возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы — производственники — маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную («лентяи» и «труженики») основу.

Наиболее ярким примером может служить — непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. Установлено, что угроза забастовки становится реальностью, когда число недовольных работников предприятия качеством труда или величиной вознаграждения за труд превышает 50% общего числа работающих. Периодическое проведение мониторинга позволяет выявить причины недовольства и количество недовольных и тем самым предотвратить забастовку.

Кроме того, по направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К горизонтальным относятся конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К вертикальным конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

Конфликты, имеющие вертикальную оставляющую, т.е. вертикальные и смешанные конфликты, составляют в среднем 70-80%. Они наиболее нежелательны для руководителя. Каждое его действие рассматривается через призму этого конфликта.

Наибольшей похвалы достоин тот руководитель, который предупреждает конфликты или, по крайней мере, гасит их в зародыше. Значит, чтобы управлять конфликтами, нужно их предвидеть, а чтобы их предвидеть, необходимо знать причины, приводящие к конфликтным ситуациям. Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать в шесть основных групп.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Перед руководством всегда стоит задача, как распределить ресурсы таким образом, чтобы наиболее эффективно достигнуть целей организации в целом. А так как психологически любой руководитель стремится получить побольше ресурсов, то необходимость делить ресурсы ведет к различным видам конфликтов.

Взаимозависимость задач . Системный комплексный подход в решении задач управления приводит к тому, что большинство их тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исходя из этой взаимосвязи и сущности системного подхода формируется и организационная структура. Неправильное построение, устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей часто является следствием нарушения принципа единоначалия. В случае же, если работник имеет двойное, тройное подчинение, он вынужден сам реализовать поступившие от руководителей приказы по степени их важности по своему усмотрению, требовать того же от своего непосредственного руководителя, либо хвататься за все подряд. Таким образом, конфликтная ситуация налицо. В этом случае необходима структурная реорганизация, четкое разделение и кооперация труда, делегирование полномочий, подчинение взаимозависимых подразделений одному общему руководителю более высокого ранга.

Различия в целях. Все подразделения в структуре организации наделены конкретными частными целями. При этом следует иметь в виду, что чем выше уровень специализации в подразделениях, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Объясняется это обстоятельство тем, что специализированные подразделения, имея собственные цели, уделяют их достижению больше внимания, чем достижению целей организации в целом. Например, отдел сбыта заинтересован в производстве широкого разнообразия продукции, так как это совпадает с интересами потребителя, дает возможность повысить конкурентоспособность, расширить рынки сбыта, увеличить объем продаж. Цели же производственных цехов, выраженные в категориях затраты-выпуск, легче достигаются при ограниченном номенклатурном разнообразии. Кроме того, конфликт возникает часто в ситуациях, когда в процессе достижения цели подразделения сталкиваются интересы различных людей или социальных групп.

Дело в том, что в стремлении добиться поставленной цели каждый индивид осознанно или неосознанно формирует в глубинах своей психики положительный исход своей деятельности. И когда кто-то или что-то препятствует осуществлению этого намерения, возникает конфликт.

Различия в представлениях и ценностях . Цели и желания их достижения являются основополагающими в представлениях людей относительно конкретных ситуаций. Объективная оценка ситуации заменяется субъективным мнением, ориентированным на благоприятный исход дела лишь для них и их группы, что является причиной конфликта. Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Профессиональный персонал научно-исследовательского подразделения ценит свободу и независимость. Если их руководитель будет пристально следить за дисциплиной и сроками выполнения работ, конфликт, очевидно, неизбежен. Этот конфликт базируется на различии ценностных ориентиров.

Различие в манере поведения и жизненном опыте. Эта причина конфликтов зависит от характеров и темпераментов отдельных личностей. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем авторитарности и догматичности и низким уровнем самоуважения в структуре личности скорее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива и увеличивают возможность появления конфликтов.

Неудовлетворительные коммуникации . Несвоевременная, неполная, недостоверная информация является причиной конфликта потому, что создает нервозную обстановку в подразделении, ведет к необходимости переделывать работу, срывает сроки выполнения работ, снижает качество, а отсюда и материальные вознаграждения сотрудников. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Утаивание информации (в том числе неосознанное), ставящее подчиненного в положение неопределенности (особенно в условиях сокращения штатов и реорганизаций), также ведет к появлению конфликтов.

В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

изучение причин возникновения конфликта;

ограничение числа участников конфликта;

Для разрешения организационных конфликтов широко используются два метода: структурные и межличностные .

Структурные методы . Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. Рассмотрим четыре структурных метода разрешения конфликта.

Разъяснение требований к работе . Руководитель должен четко изложить подчиненным их права и обязанности, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Уровень результатов работы сотрудника определяется определенными параметрами, оговаривается источник и получатель различной информации, сроки её представления, а также четко определяются политика, процедуры и правила.

Читайте также:  Как снизить повышенное давление от стресса

Координационные и интеграционные механизмы . Если подчиненные имеют разногласие по какой-либо проблеме, конфликта можно избежать благодаря иерархии полномочий, т.е. обращения к их общему начальнику, предлагая ему принять окончательное решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией. Избежать конфликтной ситуации помогает введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений, например общий заместитель, куратор или координатор, слияние различных подразделений и наделение их общей задачей, создание промежуточных служб, координирующих работу взаимозависимых подразделений (например, отделов сбыта и производства).

Общеорганизационные комплексные цели . Идея, которая заложена в эти цели, — направить усилия всех участников на достижение общей цели. Таким образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом будет способствовать тому, что руководители подразделений будут принимать решения, обеспечивающие успех деятельности всей организации.

Структура системы вознаграждений . С помощью вознаграждений можно оказывать влияние на поведение людей таким образом, чтобы избегать дисфункциональных последствий конфликта. При этом система вознаграждений должна быть ориентирована на то, чтобы поощрять людей, которые вносят свой вклад в достижение общих целей, комплексно подходят к решению проблемы, и наоборот, наказывать штрафом за неконструктивное поведение.

Межличностные методы . Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. К. У. Томас и Р. Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях. Их система позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию с общим источником конфликта — несовпадение интересов двух и более сторон.

Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

Графически это изображается посредством сетки Томаса-Килменна, которая определяет место и название стилей поведения.

Исходя из предложенной модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:

1. Конкуренция (соперничество, соревнование) — разрешение конфликта силой, как стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль «выигрыш — проигрыш» в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

2. Стиль, предполагающий уход из конфликта , связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Здесь налицо попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

3. Разрешение конфликта через сотрудничество . Как стиль характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Подобные люди считаются динамичными, о них у других складывается благоприятное впечатление. Они правильно считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

4. Стиль приспособления побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие «не выигрыш — выигрыш» окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

5. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу «непроигрыш — непроигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Таким образом, выигрывают обе стороны лишь в ситуации сотрудничества, когда удовлетворяются интересы обеих сторон. Однако этот стиль является наиболее трудным, поскольку для совместного принятия решений требуются желание, усилия и время для разрешения конфликта. Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.

Природа стресса. Стресс (от англ. stress — напряжение) — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием — экзаменом, докладом и т.п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ.

Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию.

Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

3. Нервозность и напряжение.

4. Хроническое переживание.

6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение.

7. Чувство неспособности справиться с чем-либо.

8. Эмоциональная неустойчивость.

9. Впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные.

Организационные факторы. Перегрузка работника является первой причиной стресса в организациях. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

Третий фактор — это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, относятся многие события, которые происходят за пределами организации, т.е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации.

Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

Научиться говорить «нет» при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивайте на отнесении сроков выполнения ранее данного вам задания.

При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объясните несостоятельность и невозможность их выполнения.

Каждый день найдите время для отключения и отдыха. В этот период выбросите работу из головы, расслабьтесь, обратитесь к приятным мыслям и образам.

Добивайтесь надлежащего вознаграждения за эффективную работу.

Стресс сопровождает любую деятельность. Работа бухгалтера здесь не исключение. Очень важно научиться управлять стрессами и правильно строить взаимоотношения с людьми. О том, как это сделать, рассказывает наш эксперт Алексей ТЕПЛОВ.

Некоторые люди умеют бороться со стрессами. В основе этого навыка лежит способность разумно мыслить и анализировать ситуацию и свое поведение. К сожалению, наша реальность не всегда так проста и, сталкиваясь с начальником или налоговым инспектором, многие бухгалтеры невольно ожидают «сюрпризов». Напряженное ожидание неприятностей вызывает стресс. Побороть его можно. Все зависит от причин, порождающих ваше беспокойство.

Срочное и непредвиденное задание руководства в ограниченные сроки – одна из вероятных рабочих ситуаций, способных вызвать стресс. «К 20-му числу мы должны сдать НДС, а генеральный дал срочное задание подготовить отчет о работе по отдельным видам деятельности. Причем это нужно сделать сейчас же, а еще лучше вчера, – делится Светлана Еремина, бухгалтер из Воронежа. – Тут невольно испытаешь стресс».

Аврал в работе – результат неумелого планирования. «Составьте график представления всей бухгалтерской отчетности и, опираясь на него, согласуйте с руководителем, какую управленческую отчетность и в какие сроки он хотел бы от вас получить, – советует Светлана Королева, инструктор-консультант по менеджменту международной консалтинговой компании Time Manager International. – При этом сроки отчетов в налоговую и отчетов руководителю постарайтесь разнести во времени. Тогда перегрузка в работе будет минимальна».

Любой отчет в налоговую или отчет о финансовом состоянии предприятия, необходимый руководителю, – это задача, решить которую невозможно сразу. Справиться с нею качественно и без ущерба своему здоровью вы сможете только при условии, что видите, к какому сроку она должна быть выполнена. Определите для себя сроки выполнения заданий и ежедневно выполняйте определенную часть этой работы.

Но бывает, что у вас свой график сдачи отчетности, у генерального директора – свой. И, вопреки вашим успехам в планировании, очередной внезапный отчет руководству вновь создает аврал. «Несмотря на большой объем текущих дел, отнестись к этому спокойно поможет ваше здравомыслие, – считает Александра Сучкова, психолог-консультант Института групповой и семейной психологии. – Учитесь настаивать на своем, исходя из рабочих обязанностей, и в зависимости от ситуации расставляйте приоритеты. Сначала спросите себя, что сейчас важнее для вас как для бухгалтера: сдать НДС или подготовить срочный отчет, который внезапно потребовал начальник? В зависимости от типа руководителя (о них “Расчет” писал в июньском номере за 2002 год) стройте свои действия».

Другая распространенная причина стресса – звонок налогового инспектора. Из налоговой инспекции обычно звонят, чтобы что-то уточнить, просят забрать или подвезти различные документы. Но обычно приводит к стрессам не это, а сообщение о налоговой проверке.

«Слышишь в телефонной трубке “вас беспокоит налоговая” – и сразу повышается адреналин в крови. У меня после такого звонка еще один час полуобморочное состояние. Я даже над своими подругами так иногда подшучиваю – звоню и говорю: “Это налоговый инспектор”», – рассказывает Ирина Беспалова, главбух московской торговой фирмы.

В такой ситуации психологи советуют прибегать к помощи своего воображения. «Лучшая защита от стресса – юмор, – рассказывает Александра Сучкова. – Пока инспектор на том конце провода объясняет вам цель своего звонка, представьте себе его лицо, “нарисуйте” его по общему впечатлению от голоса. Затем, внимательно глядя на это лицо, представляйте, что оно говорит вам то, что в данный момент вы слышите в трубке. Продолжая держать картинку в голове, начинайте удлинять у этого лица, к примеру, нос. Потом можно вырастить уши, приделать лошадиные зубы. Вашего лица по телефону не видно, поэтому – улыбайтесь».

Если вы не уверены, что сможете не засмеяться, прибегая во время разговора к помощи такого психологического приема, то можете поступить иначе. После телефонной беседы с инспектором отдохните десять минут, выпейте горячего чаю. Представьте себе, что ваш ребенок поджег дорогую иномарку соседа или вашу квартиру затопило и в комнате плавает ваша любимая шуба из натурального меха. А теперь сравните свои чувства от этих «картинок» и ощущения от звонка налогового инспектора. После этого посвятите еще пару минут любимому журналу – и смело приступайте к работе.

Избежав стресса во время общения по телефону с налоговым инспектором, можно легко потерять спокойствие при личной встрече с ним. «Когда я приезжаю в налоговую инспекцию с очередным отчетом, часто слышу: “У вас все не так”. Но я точно знаю, что у меня с бухгалтерией все в порядке. Такое отношение налоговиков выводит меня из равновесия», – жалуется Марина Орлова, главбух малого предприятия из Брянска.

Чиновники часто пользуются фразой «У вас все не так!». Это их тактика, с помощью которой они хотят выбить вас из колеи. Тем более что найти, к чему придраться, всегда можно. Если вы занервничали, то поддались уловке. Ведите разговор с налоговым инспектором не на уровне эмоций, а на уровне фактов. Если вы уверены, что у вас все в порядке, выдержите паузу. Выслушайте собеседника. А затем с видом наивной и сердечно простой особы попросите объяснить, что именно не так. Пусть обоснует свое заявление. Сохранив спокойствие и уверенность в себе, вы победите стресс.

Читайте также:  Как снизить гормон стресса пролактин

В нелегкой работе бухгалтера много подводных камней. Один из них – запутанность и нестабильность нашего законодательства. Частая смена законов увеличивает напряжение и копит стресс. «Сильнейший стресс у меня вызвали в прошлом году переход на новый План счетов, новый налог на прибыль и изменения по НДС. Я тогда вообще всерьез подумывала о том, чтобы сменить профессию», – вспоминает Ольга Соломина, главбух новосибирского издательства.

Такая причина стрессов схожа с внезапным отчетом руководству, поскольку создает перегрузки в работе. Поэтому бороться с такими стрессами нужно аналогичным образом. Если нестабильность законов мешает вашей работе и создает вам сильные эмоциональные переживания, расставьте приоритеты в пользу ее эффективности. Произошли изменения: уясните для себя четко, как отразится это на вашем рабочем графике и что необходимо сделать в первую очередь. Составьте для себя план работы и действуйте согласно ему. Полезно выработать для себя систему, которая позволит вам адаптироваться к нововведениям и оперативно на них реагировать.

Светлана Королева из Time Manager International советует изменить свое отношение к таким стрессам: «Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, можно разделить на две категории. К первой относятся те, на которые мы можем повлиять. Постоянные изменения в законодательстве – это то, с чем мы живем уже очень много лет. Они относятся к проблемам, на которые вы повлиять не в состоянии, они не в нашей власти. Примите это как должное и научитесь ожидать этих изменений. Когда мы готовы к неожиданностям, они нас не так расстраивают».

Многие «закаленные» главбухи, финансовые директоры уже привыкли к бурному законотворчеству нашего правительства. Не боятся они и налоговых проверок, поскольку пережили уже не одну из них. А по отношению к подчиненным являются начальниками и поэтому реже испытывают перегрузку от внезапно свалившегося на голову задания. Но и они подвержены стрессам. Их может вызвать, например, отношение подчиненных к работе.

«У меня стресс может вызвать любая мелочь. Например, я начинаю подводить баланс и выясняю, что на данном участке учета – страшный бардак. В таких ситуациях меня лучше не трогать 10–15 минут. Это может вызвать у меня жуткий стресс на два-три дня. Такое отношение коллег к делу шокирует меня», – вздыхает Любовь Нечаева, финансовый директор производственного предприятия из Санкт-Петербурга.

Если ошибки в работе ваших сотрудников вызывают у вас стресс, взгляните на это со стороны. Люди не могут быть идеальными. Ваши подчиненные – обычные люди, которые ошибаются так же, как и вы. И в жизни с ними происходит много разного, как и с вами. Делайте всегда поправку на реальность. Не требуйте от людей соответствовать вашим ожиданиям во всем и всегда. Не стремитесь дать оценку личности (безалаберный, легкомысленный и т. д.), а указывайте на ошибки коллег и требуйте их исправить. Тогда ваше разочарование не будет таким травмирующим или же пропадет вовсе.

источник

Сущность и типы конфликтов

Конфликт (от лат. сопШсШз — столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов противоборствующих сторон.

Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в ор­ганизациях даже с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт по­могает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффектив­ным. Следовательно, конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности организации, или дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотруд­ничества и эффективности принятия решений.

Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффек­тивно им управляет менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но типы конфликтов. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и груп­пой, межгрупповой конфликт.

1. Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному чело­веку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения прин­ципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный кон­фликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

2. Межличностный конфликт чаще всего происходит в виде борь­бы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Он может проявляться как столкнове­ние между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

3. Конфликт между личностью и группой. Производственные груп­пы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым

удовлетворить свои социальные и материальные потребности. Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отлича­ющуюся от позиции группы.

4. Межгрупповые конфликты возникают между группами (фор­мальными и неформальными), а также часто они происходят между ли­нейным и штабным персоналом, между функциональными группами (на­пример, между отделом сбыта и производством по поводу количества производимой продукции).

Причины конфликтов

Каковы же причины конфликтов?

1. Распределение ресурсов. В любых организациях ресурсы ограни­чены, поэтому руководство должно решать, как распределить материа­лы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Необ­ходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к конфликтам.

2. Устарелость организационной структуры, нечеткое разграниче­ние прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или трой­ное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вы­нужден:

а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности
по своему усмотрению;

б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;

в) хвататься за все подряд.

В любом случае конфликтная ситуация налицо. Назревающий кон­фликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделе­ния и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.

3. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача инфор­мации является как причиной, так и следствием конфликта. Конфликты часто возникают из-за неспособности руководителей разработать и до­вести до сведения подчиненных точное описание должностных обязан­ностей.

4. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае конфликт может возникнуть из-за неподготовленности под­чиненного. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. Отсюда одни работники недогружены работой, а другие перегружены, в силу чего появляется кон­фликтная ситуация.

5. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала других сотрудников. В результате возникают

«доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоци­рует конфликт.

6. Противоречия между функциями, входящими в круг должност­ных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требова­нию руководителя, также могут привести к конфликту. Особенно остро проявляется этот конфликт в случае, когда руководитель склонен к бюро­кратическим процедурам.

7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характе­ристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.

8. Неблагоприятные условия работы. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта.

9. Недостаточность благожелательного внимания со стороны менед­жера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к спра­ведливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, пуб­личный «разнос» и т.п.

10. Причины конфликтов, связанные с личностными особенностями
руководителя:

—его неподготовленность, неопытность в работе с людьми;

—недостатки в воспитании (грубость, нечестность и т.д.);

—недостатки характера (отсутствие чуткости, гибкости и т.п.);

—неумение, нежелание признать допущенную ошибку;

—несоответствие стиля руководства уровню развития коллектива;

—низкий культурный уровень;

—недостатки в организации собственного труда и работы под­чиненных и др.

Руководитель любого ранга наряду с уяснением задач, функций, обстановки обязан изучать людей, призванных выполнять эти задачи, создать объективный образ каждого, чтобы иметь возможность сделать вывод о способностях своих подчиненных и о том, как они могут про­явить себя в различных жизненных ситуациях. При этом руководитель должен иметь в виду, что личности в зависимости от склада характера делятся на следующие категории:

а) конфликтный человек, т.е. не могущий жить без конфликтов,— это его хобби. Таких людей принято называть конфликтогенными;

б) человек, конфликтующий лишь при определенных обстоятель­
ствах, который создает конфликтную ситуацию, а сам не принимает уча­
стия в ней. Это человек скрытный, иначе ситуативно-конфликтный;

в) человек, недостаточно подготовленный или не имеющий опыта
работы,— это, как правило, молодой специалист, выпускник учебного
заведения с хорошей теоретической подготовкой, но не владеющий прак­
тическими навыками и умениями;

г) человек, у которого способ достижения цели определяется един­
ственным принципом — «любые средства хороши». Такие люди не останав­
ливаются ни перед чем ради конечного результата.

Последствия конфликта становятся функциональными или дисфунк­циональными в зависимости от управления ими. Одно из функциональ­ных последствий состоит в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению данной проблемы, что сводит к минимуму возникающие трудности (например, враждебность, несправедливость и т.д.) в осуществлении ее решения, располагает сторо­ны к сотрудничеству. Если не найти эффективный способ управления конфликтом, то это может привести к дисфункциональным последствиям.

Возможные последствия конфликтов, которые мешают достиже­нию целей:

—приблизительно 80% производственных конфликтов имеют психологическую природу и переходят из производственной сферы в межличностные отношения. На конфликты и переживания по их по­воду тратится около 15% рабочего времени, таким образом, снижается производительность труда;

—конфликты ухудшают психологический климат в группах, в них нарушаются сотрудничество и взаимопомощь;

—появляются неудовлетворенность трудом и текучесть кадров;

—возрастает неоправданная конкуренция, наблюдается сокрытие информации;

—формируется представление о другой стороне как о враге.

Управление конфликтом

Современный руководитель должен уметь правильно предупредить возникновение конфликтных ситуаций, а также без ущерба для дела успешно разрешить их. Для этого необходимо изучать процесс развития каждого конкретного конфликта, знать его динамику (этапы развития).

Конфликт в своем развитии может проходить следующие этапы:

1) фоновое предконфликтное состояние;

2) развитие конфликта на интеллектуальном уровне;

3) открытое противоборство сторон, характеризующееся бурными эмоциональными реакциями;

4 ) этап применения санкций, разрешение конфликта;

5) неустойчивое переходное состояние, связанное с переживани­ями по поводу применения санкций;

6) устойчивое послеконфликтное состояние.

Руководитель должен ориентировочно знать, на каком этапе раз­вития в данный момент находится конфликт. Следует определить коли­чество и степень участия в нем сотрудников, установить повод, причину конфликта и с учетом возможностей каждого участника (или группы) начать управлять им. При этом руководитель должен иметь в виду, что управлять надо не тем, что разъединяет стороны, а тем, что их объединя­ет, постараться развить эти положения, расширить их. Он должен знать, что для определения метода воздействия необходима соответствующая ситуация, обстановка. Необходимо локализовать эмоции участников конфликта, для чего особое внимание нужно сосредоточить на деле, а не на людях, предусмотреть возможность безболезненной «капитуляции» обеих сторон.

После резкой критики рекомендуется небольшая похвала. Надо найти решение, устраивающее всех, для этого следует воспользоваться нейтральной позицией, дабы не допустить преимущества одной из сторон еще до начала разговора о конфликте. Безусловно, необходимо сразу определить лиц, на которых можно опереться при проведении меропри­ятий по ликвидации конфликта. Это должны быть члены коллектива, полностью поддерживающие руководителя и пользующиеся непререка­емым авторитетом.

Общие меры социально-психологической профилактики конфликтов:

—глубокое, всестороннее изучение видов и причин конфликтов и на этой основе стабилизация кадрового состава и работы с ним;

—создание вновь принятым сотрудникам надлежащих условий для службы и быта;

—формирование реальной перспективы роста молодых, способных и трудолюбивых сотрудников;

—привитие сотрудникам наряду с профессиональными знаниями и умениями качеств и навыков культурного поведения в коллективе, обществе, семье;

—введение нового сотрудника в атмосферу организованности, дело­витости, взаимной требовательности и благожелательности;

—воспитание психологической устойчивости против отрицатель­ного влияния лиц с антиобщественной направленностью;

—своевременное реагирование на проявление профессиональной Деформации;

—предупреждение психологических срывов в поведении новичка, с тем чтобы никто из ближайшего окружения грубым окриком или по­нуканием не нарушил у него позитивного отношения к работе;

—совершенствование организации труда.

Опираясь на рекомендации социальных психологов, необходимо при разрешении конфликтов стараться не обижать людей, беречь их нерв­ную систему от стрессов. Поэтому лица, которым руководитель доверит разбирательство по возникшему конфликту, должны обладать авторите­том и чувством справедливости. Следует способствовать созданию такой психологической атмосферы, при которой участники конфликта убеди­лись бы в его вредности для работы, личных взаимоотношений и добро­вольно перешли к переговорам. Надо по возможности постараться пере­вести конфликт из эмоционального русла в интеллектуальное. Это позволит его участникам понять другую сторону и быстрее приведет к его разрешению.

Существует несколько типичных вариантов разрешения конфликт­ных ситуаций:

1) выработка совместных решений при возникновении конфликт­
ных ситуаций. Он рекомендуется в случае:

—если каждый из подходов слишком важен и не допускает компро­миссных вариантов,

—когда необходимо преодолеть негативные эмоции,

—если представляется важным укрепление сплоченности под­чиненных;

Читайте также:  Как снизить артериальное давление при стрессе

2) компромиссный подход к разрешению конфликтной ситуации,
когда:

—приводятся равные аргументы в пользу взаимоисключающих по­зиций,

—требуется временное урегулирование проблем,

—необходимо принять срочное решение при дефиците времени,

—директивные утверждения своей точки зрения не приводят к успеху;

3) утверждение своей точки зрения в конфликте. Он рекомендуется:

—когда требуются решительные и быстрые меры в случае непред­виденных ситуаций,

—при взаимодействии с подчиненными, предпочитающими дирек­тивный (нажимной) стиль руководства;

4) изменение своего мнения в конфликтной ситуации. Он применя­
ется, если:

— предмет разногласия более существен для подчиненных, чем для
руководителя, и требуется удовлетворение их притязаний, восстанов­
ление обстановки сотрудничества и взаимопонимания,

—наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности,

—появились более сложные проблемы по сравнению с той, которая рассматривалась в данный период,

—необходимо признать собственную неправоту;

5) игнорирование конфликта. Он считается целесообразным в том случае, когда:

—источник разногласий несуществен,

—подчиненные сами могут успешно его уладить,

—необходимо время для его разрешения,

—предмет конфликта уводит в сторону от других, более важных служебных задач,

—в процессе решения конфликта усугубляется обстановка отчуж­денности, непримиримости.

В обобщенном виде алгоритм деятельности руководителя в конф­ликтной ситуации можно представить в виде следующей последователь­ности (рис. 11.1 на с. 160).

Таким образом, конфликтологическая грамотность руководителя — важное условие его профессиональной деятельности. Профилактика конфликтов и их конструктивное разрешение не только способствуют формированию здорового морально-психологического климата в кол­лективе, но и обеспечивают эффективное достижение производствен­ных целей.

Управление стрессами

Стресс (от англ. згтезз — туго натянуть) — это состояние напряже­ния, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс — довольно часто встречающееся явление (повышенная раз­дражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако чрезмерный стресс создает проблемы как для отдельных членов производственного коллектива, так и для организации в целом. В этой связи важно научить­ся различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельно­сти, превышают способности персонала.

Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизу­ющее влияние, так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезор­ганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать не только комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, но и действия,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

■ повод лежит на поверхности, а причина нередко маскируется;

■ определение зоны служебной, деловой и неслужебной, личной конфликтности

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

■ на стадии возникновения противоречия, расхождения во взглядах, когда это выражается в плохом настроении, подавленности, недовольстве, целесообразно использовать неофициальный разговор, инди­видуальную беседу, применение элементов юмора и т.п.;

■ уважение точки зрения и мнения собеседника;

■ умение тактично опровергать слова собеседника и в корректной форме предлагать свою точку зрения;

■ умение спокойно воспринимать критику и критиковать не слова, а дела;

■ способность быстро признавать свои ошибки и приносить извинения;

■ определение сферы выясненного и выяснение, устранена ли причина конфликтной ситуации

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИННЫХ ЦЕЛЕЙ И ПРИЧИН

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ

СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА

■ внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь;

■ показать подчиненному, насколько ему самому выгодно прекращение конфликта;

■ дать возможность подчиненному выговориться и тем самым уменьшить силу отрицательных эмоций

источник

Рис. Функциональная модель самоменеджмента

Главная цель менеджмента заключается в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. Каждому человеку вообще, и особенно тому, который готовит себя к работе менеджера, прежде всего, необходимо уметь превращать ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются задания и работа вас поглощает, вы сумеете благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени для действительно руководящих функций.

Конфликт (от лат. Conflictus) — означает столкновение. Он может происходить практически во всех сферах человеческой деятельности.

Конфликтная ситуация предполагает наличие следующих элементов: участники (оппоненты) с их противоречивыми целями и объект (предмет) конфликта. Конфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент не может начаться без конфликтной ситуации.

Для эффективного управления конфликтом необходимо выявить причины возникновения конфликтности ситуации.

В менеджменте действуют четыре типа конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт — возникает в результате противоречивых требований, предъявляемых одному и тому же лицу, нарушение принципа единоличности, а также несогласованность производственных требований с личными потребностями, рабочей перегрузкой или недогрузкой (примеры: руководитель одно требует, а другой делает; недоразумения между производителями и реализаторами продукции по ее качеству, между руководителем и бухгалтером по цене продукции).

2. Межличностный конфликт — самый распространенный, который проявляется между сотрудниками за ресурсы, капитал, рабочую силу, оборудование и др. Этот конфликт может проявляться и как столкновение личностей, потому что люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями просто могут контактировать друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой — возникает в случаях, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы.

4. Межгрупповой конфликт — возникает на основании наличия формальных и неформальных групп.

Основные причины конфликтов:

1. Распределение ресурсов между подразделениями организации. Человек всегда желает получить больше, а не меньше.

2. Взаимозависимость задач — действует везде, где один работник или группа зависит от выполнения задач другого лица или группы. Так, руководитель мехотряда свои недостатки в работе объясняет низким качеством ремонта, а заведующий мастерской неквалифицированными кадрами ремонтников.

3. Разница в целях — возникает, когда организация становится специализированной или разделяется на отдельные самостоятельные подразделения.

4. Разница в представлениях и ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Подчиненный считает, что его мнение лучшая, а руководитель другого мнения. Главный врач борется за эффективность использования бюджетных средств, а хирург — за качество лечения на которое не хватает средств.

5. Разница в поведении и жизненном опыте — повышают вероятность конфликта. Люди авторитарные и догматические скорее вступают в конфликт. Степень взаимопонимания снижает разница в жизненном опыте, образовании, трудовом стаже и возрасте.

6. Неудовлетворительные коммуникации является причиной и последствиями конфликта, могут действовать как катализатор конфликта (особенно информация об изменении условий и оплаты труда, изменения должностных обязанностей и режима работы).

Функциональные последствия конфликта:

– проблема может быть решена сторонами за счет взаимных уступок, что в будущем устраняет враждебность и несправедливость;

– стороны будут более расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих конфликтных ситуациях;

– конфликт может также уменьшить возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не объявляют своих идей, которые противоречат идеям руководства;

– улучшает качество процесса принятия управленческих решений, так как дополнительные идеи ведут к лучшему их согласия;

– симптомы конфликта отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки;

– через возможный конфликт члены группы могут проработать решения всех проблем еще до наступления конфликта.

Дисфункциональные последствия конфликта это условия, которые мешают достижению поставленных целей организацией:

à недовольство работой в организации, рост текучести кадров и снижение производительности их труда;

à уменьшение степени сотрудничества в будущем;

à сильная верность своей группе и поддержка непродуктивной конкуренции с другими группами организации;

à представление о другой стороне, как о «враге», а о своей — только положительно;

à сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;

à повышение враждебности между конфликтующими сторонами по мере сокращения взаимодействия и общения;

à смещение акцента на придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации.

Стресс— эмоциональное состояние организма, обусловленное избыточным давлением на личность и впоследствии осуществляющее на нее деморализующее действие. Например ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др..

Стресс — это обязательный компонент человеческой деятельности.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими.

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не успевает принять решение и др.

Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается его заинтересованность к общению.

Основными причинами стресса являются:

– организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

– конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, либо дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

– неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределены обязанности его работы, кому он подчинен и какие у него есть права;

– обязательность, это повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собраниях и совещаниях;

– ответственность за выполнение задачи, особенно в условиях неопределенного будущего;

– постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, получение новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

– взаимоотношения с подчиненными — неумение управлять критически настроенным или несобранным коллективом, трудности в овладении властью;

– взаимоотношения с коллегами — нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества;

– ненадежность рабочего места, связано с опасением сокращения штатов, старением, досрочной пенсием;

– чувства, вызванные работой или карьерой — разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

– влияние организации, связанное с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

– внешнее воздействие, которое включает: конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки.

Управление стрессами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом.

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы:

à разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать «сегодня», «завтра», «когда придет время . «);

à научиться говорить «нет», когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

à наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с Вашим руководителем, научите руководителя уважать Вашу рабочую нагрузку;

à не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не занимайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми)

à сообщите руководителю, что Вы уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

à определите цель своей карьеры, проверьте каких способностей и квалификации Вам недостает;

à найдите время каждый день для отключения и отдыха;

à выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под давлением;

à реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

à следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой.

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо:

ü определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

ü позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

ü четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

ü используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации;

ü обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника.

Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье.

Алгоритм решения конфликтов А. Яновского:

Поведение конфликтующих сторон Механизм достижения соглашения между сторонами
1. Признавайте наличие конфликта Не игнорируйте конфликт. Если чувствуете, что конфликт назревает, прямо заявите об этом
2. Очертите зону конфликта Определите границы конфликта. Проявите вовлеченные в конфликт стороны. Установите причины, приведшие к конфликту, его глубину и позиции сторон
3. Проявите свою заинтересованность в разрешении конфликта Создайте при проведении переговоров с конфликтующими сторонами атмосферу сотрудничества, делового общения. Договоритесь о сотрудничестве
4. Установите процедуру, регламент и правила переговоров Большинство конфликтов не удается решить сразу. Поэтому необходимо выработать определенный план совместных действий и процедуру контроля исполнения этого плана

Дата добавления: 2013-12-11 ; Просмотров: 413 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник