Меню Рубрики

Управление стрессом в социальной службе

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

Для поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, необходимо обратить внимание на роль руководства. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное, общественное достояние.

Управление социальной работой — необходимое условие для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей [54]. Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами. В общем виде выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядоченности, сохранения качественной определенности развития»

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления выступает руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Социальная работа является эффективным средством борьбы с социальными катаклизмами и конфликтами в социуме, поэтому возрастает значение профессионального управления социальной работой. К основным целям, по мнению Е. Холостовой, можно отнести [50]:

— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

— адаптацию или реадаптацию людей в обществе;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих [57].

Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях. И, с одной стороны, технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве — в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно к людям, работающим в сфере «человек-человек», например, социальным работникам. Особые требования к личности специалиста по социальной работе, эмоционально нагруженная деятельность, низкое вознаграждение за труд, морально тяжелая рабочая обстановка выступают в качестве основных факторов, порождающих развитие стресса в коллективе. В научных исследованиях последних лет пути и методы борьбы со стрессом рассматривается не только как вынужденная мера или ситуативная реакция, но и как оптимальный способ повышения эффективности деятельности организации в целом, неотъемлемая черта благоприятной организационной культуры.

Важность эмпирической разработки этой проблемы определяется также и тем, что по своему содержанию деятельность социальных работников относится к категории «повышенного риска» с точки зрения развития профессионального стресса. К числу психологических факторов, ведущих к отсутствию стрессоустойчивости, относят необходимость выполнять большое количество разнородных функций и обязанностей, высокую личностную включенность в реализацию поставленных задач, трудность в оценке результатов своей работы, заниженный социальный статус профессии и д.р. [55]. Типичными следствиями длительного переживания профессионального стресса у социальных работников являются различные нарушения физического и психического здоровья: повышенная частота возникновения психосоматических заболеваний, фиксация негативных эмоциональных переживаний и переход их в форму устойчивых личностных свойств (тревожность, агрессию, гнев, фрустрацию), развитие синдрома выгорания и других форм профессионально-личностных деформаций.

Главная цель социальной работы — удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она дифференцируется на подцели, а именно: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, не смотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих; достижение такого положения, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социальных работников [56].

Непосредственную роль в организации эффективной деятельности специалистов по социальной работе играет их руководитель. Руководитель это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

Руководитель организации социального обслуживания это лицо, основной целью которого является обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения, оказание социальных услуг гражданам.

В его непосредственные обязанности входит управление организацией, а именно [58]:

— планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация);

— управление ресурсами организации социального обслуживания;

— взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями;

— обеспечение развития организации социального обслуживания.

Руководитель должен уметь разрабатывать социальные программы, формировать систему показателей деятельности организации, организовывать работу персонала, ставить цели и формулировать задачи, определять приоритеты, вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией. Эффективность воздействия руководителя на коллектив зависит от нравственного облика руководителя, от его профессиональной компетентности и культуры, от умения грамотно, оперативно организовать практическую деятельность. От этих факторов зависит один из главных компонентов нормального функционирования организации — психологический климат. Социально-психологический климат — это содержательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах. Это состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и мерой удовлетворенности его членов различными сторонами общения и взаимодействия.Одной из причин нарушения баланса во взаимодействии, является стрессовые ситуации. Именно в них руководитель обязан себя проявить как чуткий и проницательный человек, который может найти время, чтобы выслушать своего сотрудника, проявить эмпатию и сочувствие. Каждый сотрудник ждет поддержки и доверия своего руководителя, особенно в стрессовых ситуациях. В данном случае, руководитель должен уметь анализировать психологическую атмосферу в коллективе, предотвращать негативные ситуации и применять эффективные технологии борьбы со стрессом.

Нельзя отрицать влияние стресса на качество работы коллектива. Стресс ухудшает координацию и концентрацию, вследствие чего человека сковывает страх, охватывает злость или полная апатия. Слишком длительное состояние стресса может провоцировать развитие физических и психологических заболеваний. Стресс на рабочем месте сопровождается многими последствиями, например, психологическими. К ним можно отнести депрессию, усталость, хроническую тревожность, усиление внутреннего конфликта, усталость и равнодушие. Физические последствия заключаются в повышении кровяного давления и проблемам сердечно-сосудистой системы, головных болях и ослаблением иммунной системы. Нельзя не упомянуть поведенческие последствия: неадекватная реакция на слова и поступки коллег, резкие перепады настроения, злоупотребление транквилизаторами, алкоголем и сигаретами, неосторожное вождение.

Стресс на рабочих местах обходится Соединенным штатам примерно в 300 миллиардов долларов в год. Эти затраты, являющиеся следствием несчастных случаев, прогулов, текучести кадров, падения производительности; медицинские, юридические и страховые расходы, компенсационные выплаты, а также расходы на судебные разбирательства по гражданским и административным правонарушениям [55].

Стрессы, связанные с трудовой деятельностью, является объектом исследования многих ученых, ведь они нарушают дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативные последствия стрессовых ситуаций отмечается даже в прогрессивных организациях с хорошо слаженным аппаратом управления, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную, многофакторную обусловленность. К таковой относится структурно- организационные особенности, организационная культура, специфика работы, характер межличностных взаимодействий в коллективе.

источник

В контексте конфликтного взаимодействия

Понятие стресса и его виды

В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

И СТРЕССОВЫХ состояний

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТОВ

8.1. Понятие стресса и его виды в контексте конфликтного взаимодействия в социальной работе.

8.2. Влияние стресса на конфликтное взаимодействие в социальной работе.

8.3. Управление стрессом в конфликтной ситуации в социальной работе.

VЛVЛ^гЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ^?ЛVЛVЛVЛ«ЛVЛVЛVЛVДVЛVЛVЛVЛVпVЛVД

Трудно представить себе другую сферу жизни людей, где проблема взаимодействия стресса и конфликта была бы столь актуальна, как это имеет место в сфере социальной работы. Ив целом в мире, и в России систематически совершаемые природно-климатические и техногенные катастрофы и их по­следствия представляют собой постоянно действующий стрес-согенный фактор.

В условиях России системе социальной работе приходится иметь дело с огромными массами людей, не обеспеченных или малообеспеченных средствами существования. Уникаль­ность России в том, что в разряде многих десятков миллионов людей, живущих у черты бедности или далеко за ее предела­ми, оказываются физически здоровые работающие гражда-

не.Здесь полезно обратить внимание на то, что понятия «бед­ность» и «черты бедности» имеют различное содержание в разных странах. Например, в США гражданами, живущими за чертой бедности, считаются те, чей годовой доход не пре­вышает 10тыс. дол. (833 дол. в месяц— 21,300 руб.). Это средние и выше среднего зарплаты в самых богатых отраслях народного хозяйства нашей страны — банковской, нефтегазо­вой и энергетической сферах. Понимание этого факта не мо­жет не быть источником сильного стресса у абсолютного боль­шинства российских граждан.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел на­пряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Стресс применительно к человеческому организму есть со­стояние индивида, возникающее как ответная реакция на раз­нообразные неблагоприятные или экстремальные воздействия внешней среды.

В научный оборот данный термин введен в 1936 г. выдаю­щимся канадским физиологом Гансом Селье (1907-1982), раз­работавшим общую концепцию стресса как приспособитель­ной реакции организма на воздействие экстремальных факто­ров (стрессогенов).

По определению ученого, стресс является неспецифичес­ким ответом организма на любое предъявленное требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, на­правленное на преодоление возникающих трудностей и при­способление к возросшим требованиям.

Физиологическая и биохимическая природа стрессов изу­чена достаточно хорошо. Схематично физиологическая «из­нанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воз­действием какого-либо стрессового фактора (конфликт, не­ожиданное событие и др.) в коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая «до­минанта», появление которой запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается одна из важнейших структур проме­жуточного мозга — гипоталамус, который в свою очередь ак­тивизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутрен-

ней секреции — гипофиз. Последний выбрасывает в кровь пор­цию специального гормона, под влиянием которого надпочеч­ники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают хорошо знако­мую картину стрессового состояния: усиливается сердцебие­ние, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т. д.

Биохимические сдвиги при стрессе являются сформиро­ванной в процессе длительной эволюции оборонительной ре­акцией организма на внешнюю угрозу, физиологический смысл которой — мгновенная мобилизация всех сил организма, не­обходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но со­временный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий, но таких возмож­ностей у ведущего современный образ жизни человека немно­го. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессо­вую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начи­нает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относи­тельно слабом повторном эмоциональном возбуждении орга­низм рефлекторно реагирует повышенным выделением гор­монов. Такова биохимическая природа стресса, которая «стоит за кулисами» нервозного, неадекватного конфликтного пове­дения человека.

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.

Следует уточнить, что все экстремальные воздействия мо­гут вывести из равновесия и физиологические, и психологи­ческие функции.

Действия стресса, так же как и конфликта, тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать ка­кую-либо значимую потребность, в результате чего происхо-

дит многократное усиление действия психологических механиз­мов защиты, физиологических возможностей.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные по­ступки: мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но только на некотором интервале времени. Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого свои. Считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезен для вы­полнения работы и безвреден для человека, а продолжитель­ный и значительный может привести к самым разным неже­лательным последствиям.

Г. Селье выделил следующие стадии стресса.

Стадия неспецифических реакций, или тревоги. Организм человека переходит в режим мобилизации ресурсов. Такая мо­билизация повышает устойчивость организма к стрессовой си­туации.

Стадия резистентности, или устойчивого и избиратель­ного реагирования, является сигналом к тому, что человека ждут большие проблемы в будущем.

Стадия сопротивления позволяет организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями.

Стадия истощения, или дистресса наступает, когда чело­век длительное время находится под воздействием стрессоген-ных факторов. Происходит снижение уровня функционирова­ния практически всех систем психики человека, адаптацион­ных возможностей организма и способности сопротивляться разнообразным заболеваниям, что может сопровождаться не только апатией, но и развитием депрессивных состояний.

В современных представлениях о стрессе выделяют три стадии его развития:

— возрастание напряжения, или мобилизацию;

— внутренний стресс, или дезаптацию;

— истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, или дезорганизацию.

Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, их ускорением, готовностью быстро вспомнить необходимую ин-

формацию. На данной стадии работникам удается сделать мно­гое и в срок.

Стадия дезаптации проявляется вслед за стадией мобили­зации при условии, что стресс длится долго. Возникает реак­ция запредельного торможения, что ведет к снижению каче­ства исполнения работы. Проявляется неорганизованность, те­ряется четкость передачи информации, забывается часть информации, принимаются решения, не учитывающие послед­ствия. Работники допускают множество ошибок, качество вы­полнения поставленных задач резко снижается.

Стадия дезорганизации возникает при продолжении со­хранения стрессовой нагрузки. На данной стадии может про­изойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, ее поведение становится неадекватным ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменения, может приве­сти к серьезным внутренним заболеваниям.

В целом стресс — явление обычное. Незначительные стрес­сы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что чело­век больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности зав­трашнего дня.

Различают следующие виды стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (су­ществующей длительное время) значительной нагрузки на чело­века, в результате которой его психологическое или физиоло­гическое состояние находится в повышенно напряженном со­стоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс— состояние личности после события или явления, в результате которого теряется «психологическое» рав­новесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической пере­грузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещен­ность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду при­чин: задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответству­ющая квалификации.

Кроме того, стресс может быть результатом психологичес­кой перегрузки личности: выполнение слишком большого объе­ма работ, ответственность за качество сложной и продолжи­тельной работы.

Вариантом психологического стресса является эмоциональ­ный, который появляется в ситуациях угрозы, опасности и обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информа­ционных перегрузок или вакуума.

Г. Селье использует не только понятие «стресс», но и «ди­стресс». Если стресс — необходимый организму механизм пре­одоления неблагоприятных последствий внешней среды, на­пряжение, которое мобилизует, активизирует организм чело­века для борьбы с источником негативных эмоций, то дистресс — состояние нервного истощения, вызванного стрес­сом, чрезмерное напряжение, понижающее возможности орга­низма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с прояв­лением отрицательных эмоций человека, а все положитель­ные эмоции объявлять защитой от него. Любая эмоциональ­ная встряска является стрессором (источником стресса), при этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9500 — | 7517 — или читать все.

Читайте также:  Нехватка дыхания из за стресса

источник

Бурчакова Марина Анатольевна, Доцент кафедры менеджмента экономического факультета, Российский университет дружбы народов, Россия

Сардарян Анна Романовна, Доцент кафедры менеджмента экономического факультета, Российский университет дружбы народов, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

Сегодня стресс является одной из основных управленческих проблем для организаций во всем мире. Именно по причине стресса происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение показателей текучести кадров, растет количество дисциплинарных нарушений, производственных травм, сотрудники чаще болеют. Устранение последствий организационного стресса сопряжено с серьезными затратами. Так, только в США компании ежегодно тратят более 60 млрд долл. на мероприятия по борьбе с последствиями стресса (оплата больничных, создание служб психологической поддержки персонала и пр.).

Именно поэтому современному менеджеру необходимо в полной мере осознавать опасность стресса, уметь диагностировать стрессовое состояние у сотрудников, выявлять и устранять его причины, применять базовые и современные методики преодоления стресса в организации, разрабатывать программы профилактики стресса на рабочем месте.

Тема стресса как научная категория была серьезно исследована только в XX столетии: сначала с медицинской точки зрения (изучалось, как стресс влияет на сердечную деятельность), потом, намного позже, с организационной точки зрения (влияние стресса на производительность труда работника).

Причины стрессов и признаки их проявления

Для противостояния стрессу в компании, прежде всего, необходимо выявить его причины. Так, проявление стресса на индивидуальном уровне (семейном, профессиональном) связано, как правило, с семейными кризисами, личной финансовой нестабильностью, особенностями характера, физическим и психологическим состоянием работника. Групповые факторы стресса включают отсутствие групповой сплоченности и наличие внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов. К организационным причинам стресса можно отнести такие факторы, как перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, неопределенность ролей, межличностные конфликты, неинтересная работа, неудовлетворительные условия труда, недостаточная самостоятельность в работе, низкая оплата труда и т.п. Психосоциальные факторы обусловлены конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. Стрессорами, связанными с производственной средой, выступают: отсутствие уверенности в завтрашнем дне, характер выполняемой работы, невозможность влиять на содержание своей работы, специфическая организационная структура, стрессогенный стиль управления, напряженный график работы и ролевой конфликт.

Признаки проявления стресса подразделяются на физиологические, психологические и поведенческие. Наиболее распространенными физиологическими симптомами стресса являются болевой синдром, повышение или понижение артериального давления; повышение мышечного тонуса, изменения в весе и др. Постоянное рассогласование между целями и результатами деятельности неизменно приводит к хронической эмоциональной напряженности. Среди основных психологических признаков стресса можно выделить: внутренний дискомфорт, тревогу, пониженную самокритику, апатию, неуверенность в себе, чувство вины, неудовлетворенность, преобладание негативных мыслей, невозможность сосредоточиться, различные фобии, тревожные и депрессивные состояния. Так, прекрасный специалист, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, вдруг теряет дееспособность (синдром «выгорания»), мягкий человек буквально превращается в деспота. Это заболевание наиболее характерно для преподавателей, врачей, работников социальной сферы и продавцов.

Поведенческие признаки организационного стресса включают в себя изменения в производительности, повышенную конфликтность, прогулы, увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы, трудоголизм (полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам), беспричинные приступы гнева, асоциальное поведение.

Меры по управлению стрессом в организации

Установив причины организационного стресса, руководителю необходимо использовать весь комплекс мер, направленных на его устранение дальнейшую профилактику. Поскольку на карту поставлены многие миллиарды долларов, американские, западноевропейские и японские компании принимают активные меры. В свой бюджет они специально включают расходы на управление организационным стрессом. Десятки из них уже давно открыли для своих сотрудников курсы по борьбе со стрессом, где желающим предлагается разнообразная помощь – от групповых консультаций до гипноза, медитации, самовнушения и восточных курсов самообороны. Так, в буклете компании «Би-би-си», посвященном тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержатся подробные рекомендации того, как в случае совсем безнадежного состояния справиться с возникшими трудностями.

Другие компании вовлекают своих сотрудников в занятия спортом, йогой, танцами. Некоторые компании предлагают персоналу игротерапию, арт-терапию, свето- и цвето- лечение, релаксацию на природе, аквариумистику, используются методы слухового восприятия (музыка, вокалотерапия, лечение звуками природы и др.). Этот поворот в сознании руководителей способствует стремительному росту рынка антистрессовых услуг и психоанализа.

На уровне компании рекомендуется применять следующие меры по управлению стрессом: мониторинг и формирование благоприятного социально-психологического климата; оптимизация организационной структуры, осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников; планирование карьеры и разъяснение сотрудникам их перспектив; вовлечение персонала в процесс управления компанией, максимально возможная прозрачность и информирование коллектива обо всех предстоящих изменениях в организации и налаживание системы обратной связи; обогащение труда; соблюдение санитарно-гигиенических норм; обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами.

Опыт зарубежных стран по борьбе со стрессом

По данным Минздрава РФ, 78% населения России живет сегодня в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, что приводит к развитию серьезных заболеваний, включая четыре ведущих причины смертности: инфаркт миокарда, рак, инсульт и сахарный диабет.

Результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), свидетельствуют о том, что россияне в состоянии стресса в отличие от своих зарубежных коллег в меньшей степени склонны обращаться за помощью к корпоративным психологам и, по-прежнему, стараются справляться со стрессом самостоятельно. Большинство российских сотрудников отвлекаются от неприятностей на работе с помощью искусства – музыки, кино и книг, а также занятий любимым хобби, компьютерных игр, посещения церкви.

Во многих странах функционируют специализированные институты управления стрессом, в вузах ведутся курсы по управлению стрессом, разрабатываются правительственные программы, создаются специализированные центры, занимающиеся помощью руководителям коммерческих компаний в борьбе с организационным стрессом [6].

Так, одна из известных организаций по изучению стресса – Международная ассоциация управления стрессом (International Stress Management Association) – была создана еще в 1973 году по инициативе доктора Э. Джейкобсона и профессора Ф. Макгуигана. Сегодня ассоциация имеет филиалы в Австралии, Бразилии, Великобритании, Индии, Нидерландах, России, США, Франции, Японии и др.

К активному участию решения проблемы борьбы со стрессом на рабочем месте присоединяются и зарубежные профсоюзы. Например, в Германии профсоюз Verdi организует семинары на тему «Участие производственных советов в принятии решений, касающихся стресса и других психических нагрузок». Профсоюз IG Metall проводит обучение по теме «Стресс и психические нагрузки».

В Швеции Закон от 1991 года «О производственной среде» поощряет трудящихся менять свою рабочую обстановку и приспосабливать ее под себя. В этих программах во главу угла ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений внутри коллектива и пр.

Среди основных методик борьбы со стрессом на рабочем месте выделяют переключение (нужно помнить, что работа – это еще не вся жизнь и существует много других интересных занятий. Рекомендуется, приходя с работы, заниматься любимым хобби); расслабление (лучшие способы снять напряжение – медитация, спорт и смех); психологические техники и уход за домашними животными.

Профилактика организационного стресса

Для организации профилактических мероприятий представляется необходимым, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала (например, степени устойчивости к организационному стрессу), оценить уровень профессионального «выгорания» сотрудников, их нервно-психическое напряжение [7]. Особенно велико число стрессоров в управленческой деятельности, и по своему содержанию они специфичны. Высокий уровень стресса оказывает реальное воздействие на результаты работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. К основным стрессорам руководителей необходимо отнести такие факторы, как информационная нагрузка, связанная с огромными массивами информации, информационная неопределенность, фактор ответственности, дефицит времени, постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, необходимость одновременного решения множества задач, выполнения многих функций и обязанностей, система факторов внешней среды

На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чье состояние требует первостепенного вмешательства, проблемные зоны и факторы, нуждающиеся в корректировке, разрабатываются программы мероприятий по профилактике организационного стресса (осуществление психодиагностики профессиональной пригодности при приеме на работу, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, создание условий для повышения уровня саморегуляции поведения работников (психотренинги, медитация, психологическое консультирование и др.)).

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

источник

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2009, N 2

Давно замечено, что современный человек слышал о множестве важных вещей, влияющих на качество его жизни, однако продолжает строить и организовывать свою жизнь по привычке, так и не научившись использовать свой богатейший запас знаний. Это замечание как нельзя лучше подходит к нашим знаниям о стресс-менеджменте. Практическим рекомендациям по разработке технологии управления стрессами в организациях посвящена данная статья.

Попробуем сначала разобраться, что стоит за понятием «стресс-менеджмент». Это понятие пришло к нам, как многое связанное с бизнесом, с Запада. Однозначного и общепринятого толкования его пока нет. Но большинство практиков понимает под этим термином что-то вроде «управление собой в момент стресса» или «методы преодоления последствий стресса». Во всяком случае, именно под рубрикой «Стресс-менеджмент» проходят все объявления, связанные с тренингами или книгами, пытающимися обучать способам релаксации и позитивного мышления.

На мой взгляд, вполне логично понимать под стресс-менеджментом процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

Примечание. Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.

Организационные меры управления стрессами

К организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выработке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышления, при котором все события организационной жизни проходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилактики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит создание благоприятного организационного климата.

Словарь управления персоналом. Стресс (от англ. stress — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу «Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее», заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

Создание благоприятного организационного климата — кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:

— организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт;

— привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;

— использование проектных и командных форм организации труда.

Сейчас многие уповают на корпоративные выезды и праздники, которые сплачивают организацию и усиливают корпоративный дух. Однако хочется предупредить любителей схематичного подхода: используя стандартные подходы и решения в области создания благоприятных взаимоотношений, можно натолкнуться на ряд неприятностей.

Пример. В качестве примера приведу одну финансовую организацию, которая для усиления корпоративного духа устраивала периодические грандиозные праздники для своих сотрудников. При этом система обратной связи, которая позволяла бы не только руководителям знать и понимать насущные потребности и интересы своего персонала, но и персоналу понимать реальные бизнес-задачи, стоящие перед организацией, не была налажена. В результате персонал превратился в подобие «маленького ребенка», потребляющего развлечения и заработную плату и не берущего на себя ответственность за происходящее в организации. Через год такого взаимодействия персонал из «маленького ребенка» превратился в «неуправляемого подростка». Участились случаи финансовых махинаций со стороны сотрудников, сплоченность, созданная на корпоративных праздниках, привела к тому, что персонал сплотился против организации. Обмениваясь способами мошенничества, создал систему «круговой поруки».

Этот крайний случай привожу для того, чтобы подчеркнуть мысль о невозможности создания благоприятного организационного климата, если использовать схематичные подходы, не соблюдать при этом двух важнейших принципов. На первом месте стоит уважение к личности и предоставление ей адекватных прав и ответственности. Сотрудник, работающий в организации, должен быть осведомлен о ее основных целях и задачах, быть в курсе ее достижений и побед, должен понимать причины тех или иных решений. Вторым важнейшим принципом является необходимость разработки конкретных мер на основе проведения исследования потребностей, интересов и настроений сотрудников. Понимание уровня развития персонала позволит подобрать адекватные способы взаимодействия с ним на основе удовлетворения его ведущих потребностей. Методики исследования можно найти в специальных руководствах по изучению организационного климата. Благоприятный организационный климат служит не только профилактикой и смягчением стрессогенных факторов, но и обладает отличным релаксирующим (восстанавливающим) средством.

Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

Однако практически организовать реализацию данного права достаточно сложно. Одним из способов решения этой задачи могут служить плановые совещания, на которых обсуждаются задачи, стоящие перед подразделением. Не всегда перераспределение работы возможно. Однако менеджеры, заботящиеся о профилактике стрессов, должны всегда помнить о наличии подобной задачи. Для ее осуществления можно использовать, например, увольнение по собственному желанию одного из сотрудников. Освобождение рабочего места всегда может служить поводом для пересмотра должностных инструкций и рабочих заданий с тем, чтобы придать рабочим местам большую привлекательность с точки зрения сотрудников. А также предотвратить перегруженность или незагруженность. Методы анализа работы, используемые для этой цели, достаточно известны (в частности, фотография рабочего дня, хронометраж и экспертная оценка). Прекрасным средством профилактики стресса также служит переход на гибкий рабочий график. Введение в организации категории сотрудников, которые в зависимости от своих функциональных обязанностей и производственной необходимости строят свой график самостоятельно, при необходимости отработать в течение дня/недели/месяца определенное количество часов, позволяет сотрудникам снизить стрессовые нагрузки и повышает удовлетворенность трудом.

Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая вперед, хочется сказать, что необходимость оказывать социальную поддержку является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь необходимо проходить обучение по антистрессовым программам.

Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и «повышение иммунитета» к производственным стрессам. Метаанализ 37 исследований, проведенных с участием 1837 испытуемых, свидетельствует о том, что методы, играющие роль «прививок против стресса», значительно снижают нервозность и повышают производительность труда. В ходе исследований, проведенных в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения методам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода. Есть опыт, когда для решения этих задач в организациях обучают часть наиболее сенситивных сотрудников, для того чтобы они помогали своим коллегам справляться со стрессовыми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги на программы управления стрессами и повышает статус выбранных для этих целей сотрудников.

Читайте также:  Неврозы и стресс в профессиональной деятельности

Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ — укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотрудников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца обходится в 600 000 долл. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигается различными средствами, в том числе и тренингами, направленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуникаций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования.

Индивидуальные меры управления стрессами

Индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса можно научиться на специальных тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании.

Способность техник релаксации уменьшать стресс доказана еще в 30-е годы XX в. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно расслабляя и напрягая мышцы. Сосредоточив свое внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигают все более и более полной релаксации. Со временем эти базовые техники были усовершенствованы. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода — аутотренинга и медитации.

Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа «А», к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников.

Кроме того, разработка антистрессовых программ требует решения еще, по крайней мере, двух проблем.

1. Каков должен быть состав обучающихся сотрудников? Учить всех или только руководителей? А может быть, нужно выделить сотрудников с наиболее стрессогенными факторами деятельности? Для ответа на эти и другие вопросы необходимо знание особенностей конкретной организации. Хотя, конечно, опытом многих организаций уже доказана эффективность антистрессового обучения руководителей. Кроме того, повышение их профессионального менеджерского уровня само по себе может служить прекрасной профилактикой обострения стрессогенной обстановки в организации.

2. Вторая проблема не меньшей практической важности в создании антистрессовой программы — содержание программы и субъекты обучения. Надежность и адекватность программы и ее целей обеспечивается участием в ее разработке экспертной группы в составе представителей линейного менеджмента, топ-менеджмента и руководителей HR-службы. Цели обучения не только позволят сбалансировать обучение стресс-менеджменту с общей программой обучения персонала, но позволят системно подойти и к выбору провайдера услуги. Наиболее распространенная практика выбора провайдера на конкурсной основе позволяет не только увидеть разные подходы специалистов к поставленной задаче, но и сориентироваться на рынке услуг по уровню подготовки специалистов и ценам.

В заключение, рассматривая вопрос о противостоянии стрессогенным факторам на индивидуальном уровне, хочется обратить внимание на то, что у каждого человека есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, т.к. даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: «стресс вола» — для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика»- кто избегает его; «стресс льва» — кого такие ситуации мобилизуют.

Информация для размышления

Психологи из Университета Южной Калифорнии пришли к выводу, что степень влияния стресса на принимаемые решения зависит от возраста человека. Несмотря на то что молодые люди более импульсивны и безрассудны, в условиях стресса они действуют лучше, чем старики.

В рамках эксперимента были проанализированы действия молодых (18 — 33 лет) и пожилых (65 — 89 лет) людей. Им предлагалось на небольшое время опустить руку в емкость с ледяной водой (таким образом, имитировался физический стресс), после чего проследовать на автомобильный тренажер. На тренажере они должны были имитировать действия водителя, перед автомобилем которого загорелся желтый сигнал светофора. Увидев желтый сигнал, водитель должен моментально сориентироваться и сообразить — что он должен делать: давить на тормоз, пытаться проскочить под красный свет и т.п.

В контрольной группе (в нее входили люди, которые не проходили процедуру окунания руки в ледяную купель) пожилые водители действовали заметно лучше, чем молодые. Однако в «стрессовой» группе пожилые шоферы управляли машинами кардинально хуже молодых. В частности, они в три раза чаще медлили с принятием решений и/или пытались изменить его: то есть, например, уже нажав на тормоз, они решали проскочить на красный свет и давили на газ.

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Особенно это касается руководящих позиций. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь их распознавать заранее. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары «стрессоров», а с другой — обязан побеждать их. Руководителям фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами, среди которых часто называют:

— бросить курить, чаще общаться с природой;

— время от времени уезжать на рыбалку;

— регулярно делать утреннюю гимнастику;

— разгружать себя эмоционально;

— рационализировать рабочий день;

— планировать работу по своим возможностям;

— систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

— относиться ко всему философски;

— переключаться на другие виды деятельности;

— общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

— переменить привычную обстановку;

— сменить мебель, переставить ее;

— на работу и с работы ходить пешком;

— до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

— комбинировать работу в кабинете и на местах;

— в течение дня несколько раз послушать музыку;

— чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

— не затягивать рабочий день для себя и других;

— активно отдыхать в свободные дни;

— организовать систему самоконтроля;

— научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

— находить интересных помощников;

— разгружать себя, делегируя полномочия.

Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после «разноса»:

— «Иду и делюсь с теми, кому я доверяю»;

— «Ищу пути исправления ошибок»;

— «Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!»;

— «Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения»;

— «Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть»;

— «Успокаиваюсь только с коллегами»;

— «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю»;

— «Прихожу и делаю 10 — 20 приседаний»;

— «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее»;

— «У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине»;

— «А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть»;

— «Думаю: как бы я поступил на его месте?»;

— «Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка»;

Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:

— «У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну»;

— «А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться»;

— «Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация»;

— «Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне»;

— «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы»;

— «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос»;

— «Мне помогает общение с детьми»;

— «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует»;

— «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы»;

— «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».

Ответы участников опроса показывают глубокие индивидуальные различия людей по отношению к стрессу. Успех в стремлении преодолеть нежелательные последствия стрессов зависит во многом от уровня развития индивидуального стресс-менеджмента.

Таким образом, стресс-менеджмент может выступать и как управленческая компетенция. Поэтому можно рекомендовать на многие руководящие позиции выбирать людей с определенным уровнем развития данной компетенции. В качестве характеристики ее уровней можно предложить, например, приведенные в табл. 1.

Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления

Стресс-менеджмент (Stress Management) — в стрессовой ситуации сохраняет
концентрацию и эффективность

Эффективно работает
в ситуации с низким
уровнем стресса

Способен поддерживать концентрацию
в течение ограниченного периода
напряженности. Ищет баланс между
обязанностями на работе и обязанностями
в личной жизни

Приспосабливается
к непродолжительным
сильным стрессовым
ситуациям

Сохраняет самообладание, в ситуации
короткого, но интенсивного стресса.
Осознает личные стрессоры и предпринимает
действия для того, чтобы ограничить
их влияние. Контролирует возможные
проблемы и стрессы (например, не слишком
остро реагирует на то, что говорят
другие, и т.д.)

Адаптируется
к длительным
стрессовым
ситуациям

Эффективно противостоит длительным
стрессам, изменяя методы работы. Способен
принимать эффективные решения
в стрессовой ситуации

Использует
стратегии
управления стрессом

Развивает и применяет стратегии
совладания со стрессом (например,
физические упражнения, массаж, курсы
стресс-менеджмента). Признает
необходимость регулировать степень
рабочей нагрузки, участвует в разработке
процедур, способствующих понижению уровня
стресса, без снижения производительности

Помогает другим
управлять стрессом

Демонстрирует поведение, которое помогает
другим оставаться спокойными,
но сосредоточенными и энергичными
в течение всего периода стресса.
Использует свой личный опыт для того,
чтобы помогать другим распознавать
и совладать со стрессом. Ищет способы
совладания со стрессом или снижения
напряжения

Методами определения уровня развития данной компетенции могут служить проективные методики, тестирование, а также центры оценки.

Стресс-менеджмент в организации можно представить как систему взаимоувязанных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента.

1. Красовский Ю. Ситуационная напряженность управления. www.psycho.ru.

Дата публикации на сайте: 19.09.2008.

2. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. — СПб.: Питер, 2006.

3. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. — СПб.: Питер, 2003.

источник

Описанные ниже психологические модели и теории профессионального стресса описаны в работах Э.Ф. Зеера. По словам автора для того, что бы применять правила саморегуляции, необходимо рассмотреть динамику профессионального стресса [6].

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

1) нарастание напряженности;

3) снижение внутренней напряженности.

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняются на «противоположный знак».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам(а) — такой (такая)».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится [6].

Проходит какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого работника своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. И так же у каждого — свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций.

Можно заметить, что одни испытывают стресс чуть ли не каждый день, по в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, существенно снижая самоконтроль в общении: они могут неожиданно «взорваться» и накричать па сотрудников или подчиненных, подать заявление об уходе, разорвать отчет о проделанной работе и т. п.

Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека: на самого себя или на окружающих: коллег, подчиненных. Один винит во всем себя и стремится проанализировать прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности — как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться» как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.

Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности

Раздражительность в деловом общении.

Основная причина раздражительности — это усталость и истощенность по причине производственной перегрузки работников. Причиной хронической раздражительности на работе может выступить привычка общаться «на повышенных тонах». Кроме того, люди часто раздражаются, когда испытывают неуверенность в себе. Следовательно, причиной раздражительности может выступить пониженная самооценка. Тревожность, неудовлетворенность собой на работе, как правило, проявляются в раздражительности в общении.

Читайте также:  Невроз стресс жжение покалывание затылок спина позвоночник

Повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию — специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить и подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, желании исключить определенного человека из коммуникативных контактов.

При помощи агрессии работник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать свою силу и самоутверждаться, организовать для себя психологическую разрядку, если накапливается неудовлетворенность своей работой или своим служебным положением.

Коммуникативная агрессия бывает физической или вербальной (словесной), прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого) или на себя (самообвинение).

Проблема состоит в том, что человек нередко не осознает собственной агрессивности и активно борется там, где в этом нет никакой необходимости. Он «заводит» себя и окружающих, создавая напряженное «поле», в котором плохо и ему самому, и другим.

Профессиональный стресс достижения

Жесткая программа на успех формируется в детстве. Родители говорят ребенку: «Ты у нас способный и талантливый и должен учиться только на отлично». Они ругают своего ребенка и резко выражают недовольство всякий раз, когда он получает четверку или, что вообще ужасно, тройку. После школы юноша или девушка получают установку на обязательное поступление в вуз: «Ты должен (должна) закончить институт». Затем уже сам человек в своих представлениях видит себя только начальником, пусть маленького коллектива, но только — руководителем.

Трудности и проблемы возникают тогда, когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует. Например, он хочет быть известным художником или писателем, по не имеет художественных или литературных способностей. Или он стремится к руководящей должности, но не умеет эффективно общаться с людьми.

Словом, тяжелые переживания вплоть до нервных срывов и депрессий начинаются тогда, когда слишком высокий уровень притязаний, связанный с усвоенной в детстве установкой только на успех и достижения, не обеспечивается внутренними ресурсами человека: его возможностями и способностями. Могут быть и другие, внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни.

К депрессии и личностному разрушению приводит внутренний, психологический механизм самооценки, имеющийся у человека: он отождествляет (идентифицирует) себя с результатами своей жизни и деятельности. Он не умеет понять, что он сам по себе, вне зависимости от успеха и достижений, — ценность, как может быть ценной уникальная и единичная человеческая личность. Он не умеет почувствовать, что независимо от должности, которую он занимает, и заработка, который он получает, его любят и ценят близкая женщина, родные и друзья.

Страх сделать ошибку. Страх ошибки появляется у работника в двух случаях: когда он имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санк­ции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и проч.). Как это ни покажется на первый взгляд странным, наиболее сильный стресс человек переживает в первом случае, когда он стре­мится быть только успешным и удачливым.

Страх ошибки «блокирует» творческие способности человека. Он испытывает внутреннюю скованность и напряжение, у него повышенный самоконтроль и излишне жесткая «система слежения» за собственными действиями. В результате, несмотря на то что человек всеми силами стремится быть успешным, он сам снижает свой потенциал тем, что постоянно «держит себя за хвост».

Успех может не достигаться также и по причине того, что, боясь ошибиться, человек старается нигде и ни в чем не рисковать, проявляя сверхосторожность и сверхтревожность.

Успех может «убегать», как горизонт, от такого человека еще и по­тому, что, болезненно пережив неудачу и испытывая острый страх со­вершить повторную ошибку, он не реализует попытки попробовать еще раз. А как известно, успех соседствует со смелостью, настойчивостью, упорством и терпением многократного, многолетнего повторения усилий, направленных на достижение поставленной цели.

Страх сделать ошибку заставляет человека избегать всего нового, «необкатанного» и в определенном смысле делает его излишне консервативным. Человек всячески избегает изменений и даже малейшей нестабильности, поэтому он может впасть в паническое состояние даже при самых незначительных «подвижках».

Наконец, страх сделать ошибку постепенно перерождается в страх вообще перед жизнью. Человек строит защиты и заграждения везде и повсюду, даже там, где в этом нет объективной необходимости. Дом такого человека — это крепость, защищенная железной дверью с множеством замков и автоответчиком на телефоне. Лицо такого человека — это непроницаемая маска, а движения выверены и находятся всегда «под контролем». Он редко смеется, потому что смех — это спонтанность и «неправильность». Он говорит логично и в форме «письменной речи», в которой все существительные и глаголы — на своем «правильном» месте. Он читает много медицинской и психологической литературы и неукоснительно следует советам врачей и психологов. Он вообще хочет жить правильно, без ошибок и этого требует от дру­гих людей.

Профессиональный стресс конкуренции

Жизнь многих мужчин и женщин похожа на отчаянный бег по «дорожкам» конкуренции: «Кто меня опередил?», «Кто имеет больше, чем я?», «Кто достиг большего, чем я?», «Кто живет лучше, чем я?»

В результате в окружающих людях они видят прежде всего конкурентов, даже в друзьях и близких; их сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе. Они болезненно реагируют на малейшие детали, проскальзывающие в обычных разговорах, ревнуя к успеху даже тех людей, которых не знают. Наконец, они боятся быть естественными и, для того чтобы их считали успешными и преуспевающими, ведут себя неестественно, приукрашивая себя и свою жизнь: «Я живу в большом доме» (на самом деле — в маленькой квартирке), «В нашей семье у каждого — по машине» (скорее всего старенький «Москвич»), «Я зарабатываю бешеные «бабки» (читай между строк: получаю небольшую зарплату).

На «алтарь конкуренции» часто кладется все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любви, а подчас и от рождения детей (особенно если по конкурентной «дорожке» бежит женщина).

Человек, отдающий себя конкурентной «гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина.

Самоутверждение и поступательное движение вперед свойственны практически всем людям. Отказываться от желания подняться выше и сделать свою жизнь лучше никак нельзя. Но, как и все в жизни, следует искать «золотое сечение», баланс, равновесие. Если жизненный баланс нарушен, начинаются проблемы, неприятности, неудачи.

Необходимо помнить, что не следует иметь только одну цель и все в своей жизни подчинять лишь ее достижению, поскольку если по каким-то причинам цель не будет достигнута, можно испытать жизненный крах.

Несмотря на напряженный образ жизни, направленный на дости­жение определенной цели (или лучше целей), нужно обеспечить себя «личной сферой»: любимыми и близкими людьми. Это поможет не только чувствовать поддержку на трудном жизненном пути, но и удер­жаться от срыва в случае неудачи.

Желательно также выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде. Истинно любящие и принимающие нас люди будут с нами в богатстве и в бедности, успехе и неудачах. Необходимо правильно распределять свои силы, стараясь не сгореть раньше, чем цель будет достигнута. Для этого следует регулярно отдыхать, высыпаться, следить за здоровьем.

И, наконец, следует отдавать себе полный отчет в том, что нас ждет «на вершине», когда цель будет достигнута. Многие люди попадают в «ловушку конкуренции»: годы напряженного труда, а в результате — разочарование, зависть людей и одиночество. Важно подумать над тем, чтобы в нашей жизни этого не случилось и мы смогли полноценно насладиться плодами своего труда.

Профессиональный стресс успеха

Обычно предполагается, что стресс возникает в неблагоприятных условиях неудач. Да, это действительно так. Но негативные условия — это не единственный источник стресса. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха, на получение которого он затратил огромные усилия и продолжительное время.

Стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха, выражается в том, что после свершения значимого события у него наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.

Действительно, после достижения значимой цели у человека может наблюдаться резкое понижение жизненного тонуса. Развиваются апатия, безразличие, и становится непонятно, зачем, собственно, столько времени и сил было отдано всему этому? Ожидания, что, «когда это свершится», настанет огромное счастье, не оправдываются, в основном все остается по-прежнему. У человека может возникнуть разочарование — в себе, в людях, в жизни вообще.

В таком эмоциональном состоянии человеку кажется, что он не получил всего того, чего заслужил своим тяжелым трудом. Именно поэтому он часто не может воспользоваться плодами своего труда: впадает в депрессию, уныние или заболевает.

Для того чтобы не попасть в стресс, связанный с успехом, необходимо не выкладываться до конца и не надрываться при достижении даже самой значимой цели. Следует стараться удержать себя от грез и мечтаний о том, какое счастье будет достигнуто на вершине успеха. В мо­мент достижения цели не останавливаться и планировать свою жизнь дальше. Помнить, что пустота после успеха — это лишь освобождение для того, чтобы наполниться чем-то новым. Именно сразу же, практически на следующий день, нужно переключиться на другую деятельность и начать что-то новое. Главное — оставаться активным и направить свою энергию на достижение новой цели.

Стрессовое напряжение часто возникает у подчиненных. Они обладают разными характерами, некоторые из них эффективно выполняют свою исполнительскую деятельность, потому что она не требует высокой ответственности, а другие, наоборот, тяготятся своим подчиненным положением. Можно говорить о трех психологических типах работников: исполнителях, экспертах и руководителях.

Исполнитель — это работник, испытывающий эмоциональный дискомфорт в ситуации высокой ответственности, необходимости принимать решения, контролировать других работников, определять поощрительные или негативные способы воздействия. Такие работники нередко проявляют эмоциональную чувствительность, сильно волнуются в значимых ситуациях, избегают конфликтов, переживают, если их обидели, тревожатся, «как бы чего не вышло». Они настроены на исполнительскую деятельность, потому что она для них не связана со стрессом ответственности. Если работник проявляет психологический тип исполнителя, подчинение не будет вызывать у него стрессового состояния.

Эксперт — специалист, также испытывающий эмоциональное напряжение при необходимости руководить людьми. Но от исполнителя он отличается тем, что не имеет потребности к подчинению. Наоборот, наиболее эффективно эксперт работает в условиях профессиональной независимости. Как правило, он хорошо знает свое дело и не боится проявлять самостоятельное мнение, даже если оно не согласуется с мнением руководителя. В случае делового противоречия или конфликта эксперт легко находит работу в другой компании.

Если работник по типу характера — эксперт, подчиненное положение будет вызывать у него стрессовое состояние.

Руководитель — это работник, проявляющий организаторские способности и стремление управлять ситуацией. Люди этого склада часто стремятся к власти и контролю над ситуацией, имеют потребность в лидерской позиции, легко берут на себя ответственность. Такие работники также испытывают стресс подчинения и стремятся к лидерству.

Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса

Правило 1. Полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая ста­дия вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборо­та», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с вами происходит, когда вы теряете самообладание (в точке «В»)?

Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научитесь замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

♦ сделать паузу в общении с сотрудниками (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

♦ переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Правило 3. Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст воз­можность снять напряжение.

Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим;

♦ перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

♦ Выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

♦ подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;

♦ обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

♦ зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.

Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

Методы улучшения эмоционального состояния

1. Методы психосаморегуляции (мышечная психорелаксация, медитация, аутотренинг, самогипноз и т.п.) и физическая активность (физические упражнения снижают беспокойство, состояние депрессии, укрепляют чувство самоуважения).

2. Работа и личные достижения (снижение уровня притязаний, уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, по мере возможности реализуйте свои самые разнообразные способности).

3. Общение с домашними животными. Благотворное влияние общения с животными — собаками, кошками, а также рыбками, попугайчиками и др., заключается в снижении артериального давления, норамализации сердцебиения, уходят раздражение и нервное напряжение.

4. Адаптогены (растения, которые содержат вещества, оказывающие антистрессовое действие на уровне клеточного обмена. Адаптогены действуют достаточно эффективно, принимать их надо согласно прила-гаемых рекомендаций или советов врача: родиола розовая (золотой корень); настойка женьшеня; левзея сафроловидная (моралий корень); элеутерококк; зверобой).

5. Экологическая обстановка (очищение воздуха, чистая вода, правильное питание, здоровый образ жизни, очищение организма; если живете в городе — по возмож-ности чаще выезжайте на природу).

6. Юмор (смех дает поразительный терапевтический эффект. Излечение порой начинается с простой улыбки. Смех отключает выработку стрессовых веществ).

7. Приближение среды обитания к естественной (дома и на работе должны быть комнатные растения, аквариум; спокойные краски мебели и стен; хорошее, не раздражающее освещение; избегайте воздействия громких, раздражающих звуков)

8. Сон (укорочение или удлинение сна указывает на сбой в работе организма. Сократите употребление кофеина, постарайтесь прогуливаться перед сном. Регулярные занятия гимнастикой смягчают и улучшают качество сна)

9. Общение (не пренебрегайте общением, доброжелательными отношениями с друзьями, с соседями, в дружной компании

10. Хобби (интересы, помогающие вам хотя бы иногда чувствовать себя счастливым, продлевают жизнь, найдите форму, досуга, которая приносит вам наибольшее удовлетворение)

Рекомендации руководителю, для снятия стресса в группе

1. Четко описывать конкретные зоны полномочий и ответственности, использовать двухстороннюю коммуникацию.

2. Использовать стиль управления, соответствующий конкретной ситуации.

3. Обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

4. Выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

5. Уметь отличать главное от второстепенного.

6. Знать меру воздействия на события

7. Помнить, что людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят.

8. Разрешить подчиненным отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно и установите приоритеты в их работе.

источник