Меню Рубрики

Упражнения с ребенком при стрессе

Стресс – опасное эмоциональное состояние, присущее большинству людей нашего времени. Оно не только влияет на наше здоровье, но и отражается на наших коллегах и близких людях и может привести к большой депрессии и нарушению сна.

Каждый человек должен уметь бороться со стрессом

Поэтому со стрессом нужно бороться. В этом помогут упражнения для снятия стресса. По утверждению врачей, стресс – это совокупность реакций организма на раздражители или угрозы. Проявляются они в состоянии физического или морального напряжения.

Теме противодействия стрессу посвящено много научных трудов. Проблема его возникновения скрупулёзно изучена со всех сторон. Сам стресс можно разделить на следующие виды:

  • физический – влияние погодных условий (жара, холод, резкая смена температурного режима);
  • химический – воздействие токсичных веществ;
  • психологический – сильные положительные либо отрицательные эмоции;
  • биологический – травмы, заболевания, разного рода перегрузки, роды у женщин.

Ещё в древнем Китае были разработаны механизмы снятия эмоционального напряжения:

  • медитация;
  • акупунктура;
  • танцы;
  • музицирование;
  • массаж;
  • ароматерапия;
  • каллиграфия.

Китайские учёные считают, что появлению стресса способствуют зажимы на теле. А все перечисленные психологические и физические методики воздействия на организм направлены на релаксационные последствия: восстановление душевного равновесия, правильного дыхания, уменьшение уровня стресса. Они должны помочь психическому здоровью восстановиться.

Каллиграфия отлично снимает нервное напряжение

Чтобы помочь организму справиться со стрессом, специалисты разработали упражнения для снятия напряжения, включающие в себя три основных комплекса: упражнения для дыхания, релаксации, медитации.

Сделайте глубокий вдох, чтобы в организм поступило необходимое количество кислорода, достаточное для полноценного функционирования мозга и его стабильной работы.

Сосредоточьтесь на своём дыхании. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. Максимально расслабьте тело.

Медленно, через нос, сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхать и выдыхать старайтесь через равные промежутки времени. Для этого считайте в уме. Такое упражнение поспособствует крепкому и спокойному сну.

Чем сильнее вы расслабите все мышцы в теле, тем больше это облегчит процесс дыхания.

Поочерёдно закрывайте ноздри и делайте глубокие вдохи. Повторите упражнение несколько раз. Как утверждают специалисты, это упражнение действует не хуже чашки кофе.

Упражнение имеет очень простую технику. На несколько секунд сильно напрягите мышцы тела, а затем сконцентрируйтесь на возникшем чувстве расслабления. Эта техника была разработана врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг.

Руки Как можно сильнее сожмите руку. Должно появиться напряжение в кисти и предплечье. На выдохе расслабьте руку, концентрируясь на чувстве облегчения. Повторите то же самое для второй руки.
Шея Поднимите плечи как можно ближе к ушам. Не меняя положения, наклоняйте подбородок к груди. Откиньте голову назад, поворачивайте из стороны в сторону, затем расслабьтесь.
Лицо Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.
Грудь Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.
Спина и живот Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.
Ноги Держа колено в напряжённом полусогнутом положении, напрягите мышцы бедра. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностоп и сожмите пальцы ступни.

Повторите комплекс дыхания несколько раз. Практически сразу вы почувствуете облегчение.

Понятие «медитация» предполагает углубление в себя, визуализацию желаемых результатов. Для упражнения подойдёт тихое, спокойное место, ассоциирующееся с уютом. Посторонние факторы нужно исключить, для этого используйте тихую, расслабляющую музыку.

Новичкам лучше проводить упражнение с закрытыми глазами, так будет проще сконцентрироваться. Проделывая упражнение с открытыми глазами, выберите точку выхода. Так вы будете меньше отвлекаться. Точка фокуса должна быть наполнена смыслом, чтобы было проще за неё зацепиться.

Визуализация должна нести положительную эмоцию, помочь успокоиться. Этим образом может быть любимое кафе, река рядом с домиком в деревне, парковая аллея, любое спокойное и приятное место, на которое хватит фантазии.

Старайтесь задействовать все органы чувств. Если это кафе – почувствуйте вкус любимого кофе, услышьте шум дождя за окном, плеск реки в деревне, шелест листьев на парковой аллее.

Чем ярче и чётче вы сможете все представить, тем лучше будет эффект. Вопреки мнению многих, это упражнение занимает немного времени, а результат ощутим сразу.

Аутотренинг. Техника «быстрого действия» для снятия психоэмоционального стресса. Самовнушение широко применяется в спорте, медицине, педагогике и других сферах, взаимодействующих с людьми.

Рассеивание внимания. Концентрация внимания на мелочах позволит на некоторое время абстрагироваться от ситуации в целом и поможет легче принять сложное решение.

Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Эта цитата как нельзя кстати характеризует нашу ситуацию. Чем глобальнее мы будем смотреть, тем меньшей и незначительной будет казаться наша проблема.

Знание – сила. Информация всегда была одним из сильнейших орудий человечества в борьбе, так почему бы не воспользоваться им в нашей ситуации? Соберите как можно больше сведений о проблеме, и вы увидите возможные варианты действий.

Моделирование. Чем больше вариантов развития вы сможете придумать, тем легче будет выбор наиболее приемлемого решения вашей ситуации. Также это даст возможность заранее морально подготовиться к не самым приятным вариантам.

Время – лучший советчик. Иногда лучше отпустить ситуацию на время. Отсрочка снимет эмоциональное напряжение, нервозность. Позволит взглянуть на проблему «трезвым» взглядом.

Смех продлевает жизнь. Если к проблеме отнестись с юмором, она перестанет быть проблемой. Или, по крайней мере, её будет гораздо легче решить. Юмор всегда был хорошим средством для снятия негативных эмоций.

Шоколад (сладкое). Любимое народное средство. Ученные доказали, что сладкое уменьшает стресс на 46%, вырабатывает гормон счастья — «серотонин». Главное, не перестараться.

Шоколад способствует выработке гормона серотонина

Не только взрослые подвержены стрессам. Нашим малышам он угрожает не в меньшей степени. Их психика ещё достаточно хрупка и более подвержена внешним влияниям. Нередко мы, сами того не осознавая, наносим вред своему ребёнку. Недостаток внимания или брошенное неосторожно слово может глубоко ранить.

Как для взрослых разработаны психологические упражнения, так и для наших малышей есть комплекс психосоматических упражнений, направленных на борьбу с психологическими проблемами. Упражнения рассчитаны на занятия группы малышей, но есть и упражнения, с которыми ребёнок вполне способен справится самостоятельно. Основным требованием при такой работе является возраст ребёнка – от 2-3-х лет и старше. Само занятие должно проходить исключительно в игровой форме. Это очень важный момент, т. к. если ребёнок не будет увлечён игрой, то и результата психологические упражнения не принесут, а, возможно, даже введут малыша в состояние стресса.

Итак, чем же психогимнастика поможет нашим детям:

  • научит адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить;
  • поможет разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научит демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавит от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • разовьёт воображение и творческое мышление;
  • научит контролировать свои движения.

Перед тем как начать занятия, постарайтесь подготовить ребёнка, вовлечь в игру. Это поможет малышу расслабиться и с большим интересом участвовать в процессе. Объектами внимания в такой разминке могут стать любые окружающие предметы. Завяжите ребёнку глаза, попросите сделать глубокий вдох, поменяйте местами элементы обстановки и предложите угадать, что изменилось. Или дайте в руки какой-нибудь предмет, потом поменяйте его и спросите, что изменилось в ощущениях.

Разминка пройдена, перейдём к основному комплексу психогимнастических упражнений:

«Плюшевый зайчик». Эта техника снимает напряжение мышц лица. Подойдёт любая любимая игрушка. Берём её, садимся напротив своего малыша и говорим: «Давай поиграем с зайчиком. Зайчик целует носик, зайчик целует щёчки, зайчик целует лобик…». Нежно гладьте ребёнка в это время, держа перед ним игрушку или поглаживая самой игрушкой.

Говорите ребёнку, что зайчик его любит и с зайчиком нужно подружиться и улыбнуться ему. Цель достигнута, малыш расслабляется и улыбается.

«Смотри, кто заговорил». Учим ребёнка сопереживать, развиваем способность отождествлять себя с окружающим миром. Ребёнок выбирает себе предмет и рассказывает, каким бы он хотел быть, и что делал. Чем больше предметов опишет малыш, тем лучше. Главное следите, чтобы действия и описание были положительными.

«Цветочек просыпается». Снимаем эмоциональное и мышечное напряжение. Ребёнок находится в состоянии успокоения. Взрослый говорит: «Солнышко встало, цветочек просыпается (малыш выпрямляется и тянет кончики пальчиков как можно выше), ветерок слегка подул, цветочек к травушке прильнул (ребёнок прижимается к полу), ветерок затих совсем (ребёнок выпрямляется), солнце спатеньки пошло, и заснул цветочек (ребёнок расслабляется).

«Обними друга». Удовлетворяем потребность в эмоциональной близости. Приносим несколько любимых игрушек. Ребёнок выбирает одну из них, обнимает и говорит что-нибудь ласковое, затем берёт следующую игрушку.

Методика «Обними друга» помогает восполнить нехватку эмоциональной близости

«Настроения». Учимся принимать и понимать свои чувства и страхи. Попросите своего ребёнка продолжить фразу: «Я люблю когда…», «Если темно мне…», «Когда мамы нет рядом мне…», «Я злюсь если…», «Если меня обижают…», «Однажды мне было…».

«Самаритянин». Развиваем сочувствие и учим своего малыша помогать. Одному из близких подвязываем руку – она якобы сломана. Ребёнку предлагается помочь поесть, попить воды, нарисовать рисунок, одеться и т. д.

Психогимнастика не только полезна, но и поднимает настроение. Однако не стоит ожидать сильного улучшения уже после первого же упражнения. Это профилактика, а не панацея. Следует помнить, что каждому ребёнку или взрослому для снятия напряжения нужен свой метод.

Вариантов достаточно много, и каждый может выбрать то, что больше всего по душе. Ведь на войне все средства хороши, а что такое борьба со стрессом, как не война?

источник

источник

Их можно и нужно делать вместе с малышом всякий раз, когда ему становится тревожно.

Поводов для стресса у ребенка — множество. И даже если очевидных проблем в его жизни не случается — маленький человек настолько беспомощен и бессилен перед лицом огромного и непонятного мира, что тревога, страх или беспокойство легко поселяются у него в душе.

Взрослый, который решит помочь малышу справиться со стрессом, должен в первую очередь оценить свое собственное, взрослое состояние.

Оно должно быть особенно спокойным и гармоничным — никакие «занятия на минутку», «позаниматься, пока есть время» и прочие междусобойчики здесь не подойдут.

Внутреннее спокойствие, огромное желание помочь малышу, собственная настроенность на позитив, огромный запас свободного времени и четкое осознание главенства детских интересов над всем остальным в эти важные для ребенка часы — вот в таких условиях упражнения принесут пользу.

В нем для нас важен образ деревца, которое приживается в новом месте — пускает корни, привыкает к земле, расправляет листочки, набирает силу. Можно сочинить сказку о Зернышке, которое отправилось путешествовать, о Цветке, который пересадили в другой горшок, о Деревце, которое приживается в лесу, оживить эту сказку пластилиновыми героями, которым обязательно приклеим глазки и ротик.

Спросим у малыша: как чувствует себя деревце? Чем ему можно помочь? И тогда строим вокруг него красивый и надежный забор, поселяем рядом Фею или Ангела, лепим Взрослого Друга, который станет защищать Деревце. Продолжать сказку нужно столько времени, сколько она интересует малыша — неделю, месяц, два, пока Деревце не приживется прочно и безопасно.

Кладем на пол длинную-длинную яркую тесьму, нить, шнур или даже светящуюся гирлянду. Расставляем вдоль нее какие-то метки-символы (можно даже просто обувь).

Каждая метка — год жизни малыша, так что их должно быть по возрасту — плюс одна. Ребенок становится в начале пути и начинает делать шаги по меткам. Вот — ему годик: можно присесть, попроситься на ручки, изобразить младенца. Еще шаг. Вот — уже два. Теперь он ходит и разговаривает — можно прочесть стишок или вспомнить семейную шутку из этого времени. Еще шаг. Уже три.

Каждый шаг встречайте радостными восклицаниями и поздравлениями: «О! Как ты вырос! Как я рада тебе! Как я тобой горжусь!»

Посмотрите вместе вперед: во-о-о-он сколько перед вами красивых, ярких, светящихся огоньками лет!

Часто ребенок, перенесший сильный стресс потери близких, перестает радоваться, испытывая чувство вины перед теми, кто радоваться не может. Важно вернуть ему возможность радоваться, не испытывая при этом вины. Поможет фантазия и креативный запал взрослого. Устраивайте праздники по самым неожиданным для малыша поводам.

Например, Праздник чистки зубов или Праздник утреннего бутерброда, или День рождения солнышка, или Праздник бабушкиного звонка.

Дарите друг другу подарки на каждый из праздников, рисуйте яркие плакаты, развешивайте шарики, поздравляйте зубную щетку, блюдце или телефон с чудесным праздником — если в сознании малыша праздники обычные будут блокироваться, то неожиданные разрешат ему проявить позитивные эмоции.

Играем в эту игру в любой подходящий момент. Задаем ребенку вопрос: «Ты где?» Отвечать договариваемся со слов «Я — здесь!» И дальше — описание своего действия и своих ощущений: «Сижу на диване, ем сочную клубнику, смотрю в окно на птиц».

Для любого ребенка, и особенно — малыша, который пережил стресс — важна внешняя предсказуемость и определенность. А это всегда выражается в наличии режима дня и понятной для малыша структуры его времяпрепровождения. Все, что можно запланировать с ребенком — планируем тщательно, со вкусом, с любовью, проводя много времени за обсуждением плана на день, на неделю, на месяц, записывая все это яркими фломастерами на лист бумаги и соблюдая его настолько, насколько получается.

Упражнение «Белым по черному».

Берем черный лист картона — и рисуем на нем белой гуашью. Рисовать можно что угодно, на любые темы, так из темноты страха и неизвестности проступит новое, светлое, нежное будущее.

Читайте также:  Бывает ли запор от стресса

Просто надуваем много-много шариков — и отпускаем в полет. Можно отпускать кораблики по реке, китайские фонарики в небо, бабочек, пойманных в сачок.

Эти упражнения важно повторять всякий раз, когда ребенок об этом попросит — дети интуитивно чувствуют, что помогает им избавиться от тревоги и страха, поэтому не отказывайте малышу в помощи.

Тем более что, исцеляясь, малыш исцелит и вас.

источник

В наше непростое время диагнозом «стресс» уже никого не удивишь. Проблемы с нервами испытывает всё население от мала до велика. Часто причиной становится банальная усталость, загруженность рутинными делами. Не следует недооценивать опасность заболеваний нервной системы и запускать ситуацию. Выздоровление находится в ваших руках.

Упражнения для снятия стресса и напряжения

Психиатрами разработаны специальные методики для снятия стресса и борьбы с ним, использовать которые можно в домашних условиях, руководствуясь рекомендациями профессионала. Если устранить причину развития нервного переживания пока не представляется возможным, стоит попробовать успокоить повреждённую нервную систему. Итак, какие же методики снятия стресса существуют, и успокаивает ли на самом деле выполнение определённого комплекса?

Для снятия эмоционального напряжения специалистами был разработан целый комплекс упражнений. Эта программа методик релаксации от стресса направлена на успокоение путём психофизиологической разрядки организма. Упражнения путём воздействия на определённые органы позволяют снять накопленное телом и духом напряжение, справиться со стрессом в целом.

  1. Дыхание животом. Правильное дыхание для успокоения – первый шаг к успеху. Попробуйте делать вдохи-выдохи через живот, а не лёгкими, то округляя его, то «сдувая» и втягивая. Для регуляции движений положите руки на пупок. Длительность процедуры составляет 5 минут.
  2. Замедленное дыхание. Одно из самых простых физических упражнений для снятия стресса и напряжения. На 4 секунды глубоко вдохните, затем на такой же период задержите дыхание. Повторяйте по очереди в течение 5 минут, полностью расслабившись на время психогимнастики.
  3. Эскимо. Встаньте ровно, поставив ноги на ширину плеч. Напрягите тело, вытянувшись вверх. В такой позиции задержитесь, пока не привыкнете к состоянию напряжения и не устанете от него. Попробуйте ощутить себя замороженным. А потом представьте, будто над вами нависло солнце, и вы под его лучами медленно таете. Постепенно расслабляйте кисти рук, плечи, шею, лицо, последними будут ноги. Выдерживайте правильное дыхание.
  4. Морское побережье. Усевшись поудобнее на диване, представьте, будто вы сидите на берегу моря. Вас обдувает лёгкий ветерок, с неба светит солнце, и вы нежитесь под его лучами. Отбросьте все проблемы, ни о чём не думайте. Заканчивайте тогда, когда почувствуете расслабление.
  5. Семь свечей. Эта процедура включает элементы гимнастики и визуализации (гимнастика против стресса, как известно, очень помогает). Представьте, будто перед вами зажжены семь свечей, которые необходимо по очереди задуть. Визуализировав, неспешно проделайте это с каждой по очереди, представляя всё в мельчайших подробностях. «Задув» все семь светил, погрузитесь в темноту и дайте голове отдохнуть от навязчивых мыслей.
  6. «Все получится». Этот метод поможет сосредоточиться на проблеме и решить её. Пошагово продумывайте действия, концентрируясь на ощущении, которое возникает после каждого проделанного «шага». Запомните свой теоретический план и воплощайте его в жизнь.
  7. Рисунок. Попробуйте изобразить на альбомном листе ситуацию, которая так вас тревожит. Рисуйте не только лица и предметы, но и эмоции: рисование поможет снять напряжение. На обратной стороне бумаги напишите несколько фраз, характеризуя общее положение дел или собственные чувства и ощущения по этому поводу. Порвите или сожгите бумагу, избавляясь от проблемы.
  8. «Выжатый лимон». Примите позу лотоса или любую другую, удобную для вас, сидя на диване или на полу. Представьте, будто в одной из рук вы сжимаете лимон. Напрягитесь и проявите усилие, «выжимая» из него сок. Затем «переложите» фрукт в другую руку, дожав его до конца.
  9. Масштаб. Упражнение пригодится тем людям, которые зациклены на довольно несущественной проблеме и осознают этот факт. Но поделать со своей тревогой ничего не могут. Закройте глаза и представьте, будто находитесь в доме, который расположен посреди длинной улицы. Улица принадлежит району, район – городу, тот – стране, страна – материку. Далее идёт планета, Вселенная. Проникнитесь степенью величия мира и поймите, насколько ничтожен масштаб вашей проблемы.
  10. Качели. Сядьте на ровную поверхность и обхватите колени руками, приблизив их к лицу. Спину округлите. Раскачивайтесь из стороны в сторону, будто на волнах. Такая гимнастика для снятия стресса через медленные движения настроит вас на мирный лад.

Хорошо снимают нервную усталость индивидуальные и групповые занятия, проводимые в игровой форме. Вовлекаясь, человек сосредотачивается на правилах и забывает о том, что тревожит его душу.

Примите комфортное для вас положение и закройте глаза. Вы находитесь в пустыне, над головой светит знойное солнце. Его лучи оказывают на вас усыпляющее действие. Медленно движется по песку караван верблюдов, животные ритмично качают головами. Вы взбираетесь на одного из них и отправляетесь с караваном в путь. Монотонный пустынный пейзаж, тёплый песок и неспешный ход верблюдов погружают вас в состояние нирваны. Вы ни о чём не думаете, все проблемы и заботы остались за пределами мира песков. Тепло окутывает ваше тело с макушки до кончиков пальцев ног, затем наполняет душу. Проведите среди песков столько времени, сколько потребуется вам для полной релаксации.

Игра рассчитана на избавление от негативных эмоций путём разбора их «по полочкам» и осознанию того, что они вполне разрешимы. Приобретите в магазине две детские пирамидки, разделите конусы для нанизывания на «позитивные» и «негативные». Сначала заполните форму для гнетущих вас чувств, стараясь осознать, чем вызвано каждое из них и настолько ли серьёзна проблема. Осознавайте с каждым нанизанным кольцом тот факт, что волнением делу не поможешь, а нервные клетки не восстанавливаются. Затем, освободив сознание от негативных мыслей, принимайтесь за работу более приятную – сосредоточьтесь на том, что радует вашу душу. Позвольте ощущению счастья полностью поглотить вас на этот период . Вы должны понять, что ради этих мгновений счастья и стоит жить.

Эта игра поможет вам или вашему ребёнку прогнать плохое настроение и настроиться на позитивный лад. Прекрасным вариантом станет коллективное проведение занятия – упражнения для снятия стресса. Корчите друг другу или перед зеркалом смешные рожицы, показывайте языки, делайте снимки. Подобные нехитрые действия способны развеселить человека и избавить его от хандры.

Смешные рожицы развеселят и прогонят плохое настроение

Древнейшей практикой по снятию нервного напряжения, широко распространённой и рекомендованной психологами всего мира, является медитация. Эта техника – отличная альтернатива лекарствам: овладев ею в совершенстве, вы утратите зависимость от препаратов и станете неподвластным влиянию внешних раздражителей. Чем полезна медитация, и какое влияние оказывает она на тело и дух человека:

  • расширение границ сознания и восприятия;
  • успокоение разума;
  • абстрагирование от волнующих вопросов;
  • приобретение выдержки и душевного спокойствия.

Йога медитация против стресса

Приём хорош тем, что медитировать вы со временем сможете где угодно, даже в местах большого скопления людей. Правда, подобная внешняя независимость приобретается не сразу, начинать рекомендуется с занятий в одиночку.

Необязательно принимать позу Лотоса. Сядьте так, как вам будет удобно. Расслабьтесь, глубоко и мерно дышите. Можно включить музыку для релаксации. Считайте вдохи-выдохи и повторяйте про себя или вслух мантры.

Занимаясь медитацией ежедневно, вы, по истечении небольшого количества времени, почувствуете, насколько устойчивее и сильнее стал ваш дух.

Стресс – это часть нашего психического состояния. Иногда он служит толчком к решительным действиям и даёт толчок вперёд. Наше дело – не дать идущим от него негативным эмоциям заполонить наше сознание и морально его уничтожить.

Берегите своё здоровье от напрасных волнений, чтобы избежать психологических последствий.

источник

Стресс у ребенка — это ответ организма на нервное напряжение. Многие взрослые заблуждаются, когда смотрят на детство сквозь розовые очки. Оно представляется беспечным временем, полным веселья и игр. Но дети живут не в сказке, а в реальном мире, где их также может ждать нервная и физическая перегрузка. Стресс не зависит от возраста и может возникнуть даже у маленького ребенка. Рассказываем, по каким признакам родители могут распознать стресс у ребенка и как в этом могут помочь специальные упражнения.

В жизни детей происходят разные события, приятные и не очень. Иногда что-то может настолько сильно повлиять на ребенка, что это вызывает плохое самочувствие и странное поведение. Поэтому взрослым стоит быть более внимательным к тому, что окружает ребенка. Причины детской нервозности и тревожности могут быть разными, но среди них есть самые распространенные стрессовые факторы.

Факторы, которые могут вызвать стресс у ребенка:

Болезнь, посещение медучреждений

В раннем возрасте — разлука с мамой или с тем, кто заботится о ребенке

Буллинг в детском коллективе

Перегруженный или неправильный режим дня

Завышенные требования родителей и педагогов

Авторитарный и гиперопекающий стиль воспитания

Неконтролируемый поток информации, который ребенок получает из телевизора и интернета.

Опасность детского стресса в том, что он переходит в рефлекс и может повториться во взрослой жизни. Кроме того, нестабильное эмоциональное поведение формирует у ребенка нерешительность, неуверенность, страх, слабый иммунитет. Чем раньше распознать стресс у ребенка, тем эффективнее ему можно помочь.

Признаки стресса у детей-дошкольников:

Повышенная возбудимость, плаксивость

Плохой аппетит и сон (до этого проблем не было)

Суетливость в движениях, тик

Признаки стресса у школьников:

Перепады в настроении, утомляемость, раздражительность

Не может сконцентрировать внимание

Не может долго заснуть, сон прерывистый

Хочет быть один, избегает общения

Боли в животе, головные боли, которым не нашли медицинского объяснения

Особенно подвержены стрессу чувствительные дети, которые все близко воспринимают к сердцу. Они могут панически и до болей в животе бояться контрольных, выступлений, агрессивного одноклассника. Но даже дети-лидеры могут страдать от стрессовых ситуаций, когда от них требуют слишком многого. В любом случае детям важно знать, что они не одни в своей проблеме и им можно помочь.

Прежде всего надо убрать из жизни ребенка причину стресса. Так вы сразу снизите симптомы, которые не дают ему спокойно развиваться и учиться. Если это умственная перегрузка, пересмотрите расписание ребенка, дайте ему больше свободного времени для отдыха и занятием спортом. Ребенку, который переживает с кем-то конфликт, помогите его разрешить. Особенно будьте внимательны в вопросах травли и не оставляете ребенка самого решать проблему.

В стрессовой ситуации ребенку может помочь консультации психолога, режим дня, физические нагрузки, правильное питание, внимание и любовь родителей. Хорошо себя зарекомендовали и упражнения, направленные на возвращение ребенку эмоциональной стабильности.

Часто мы бываем очень критичны к себе. Дети не исключение, они могут заниматься самоедством с не меньшим упоением, чем взрослые. Так сурово, как с собой, мы с другими не разговариваем. Поэтому попросите ребенка написать самому себе письмо от лучшего друга или его кумира. Только оно должно быть со словами поддержки и одобрения.

И малыши, и подростки любят разнообразные укрытия, шалаши и палатки. Само по себе нахождение в таком домике поможет ему сосредоточиться и успокоиться. Обустройте ребенку вигвам/шалаш хотя бы из простых одеял, повесьте гирлянды, положите подушки. Так он будет знать, что у него есть свое место-убежище от всех невзгод.

Научите ребенка глубоко и медленно дышать животом. Помогут любые упражнения на расслабление из йоги и медитация. Для овладения техникой расслабляющего дыхания, попросите ребенка вдыхать через нос, надувая живот, а выдыхать через рот, сдувая его.

Медитировать под спокойную музыку

Заверните ребенка в одеяло, как в кокон. Теперь погладьте его, будто намазываете масло на бутерброд. Потом положите на него несколько маленьких подушек. Это будет сыр или колбаса. Скажите ребенку, что получился очень вкусный бутерброд, который вы с удовольствием съедите. Обнимите ребенка и поваляйтесь с ним в подушках.

Арт-терапия помогает побороть последствия стресса. Она подходит всем детям, независимо от возраста. Можно сочетать посещение психолога и арт-терапевта или использовать самые простые техники дома. Важно не требовать от ребенка результата и полностью сосредоточиться на удовольствии от процесса.

источник

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

  1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
  2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
  3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
  4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

  • Словесные: беседа, использование отрывка из цикла сказок «Веселый Памси» – «Даже если… Все равно..».
  • Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»
  • Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)

Время проведения: 45–50 минут (1 академический час).

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия.

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.

III. Принятие правил работы группы.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Читайте также:  Бывает ли рвота от стресса

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

IV. Информационный блок [1]

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс [1]

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

2. Физиологическая сторона тревожности.

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» [2] (см. приложение 1)

Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.

– Итак, вы указали ситуации тревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)

Рисунок 1. «Когда я тревожусь…»

Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» [2]

– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете (см. приложение 1)

5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» [3]

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» [3]

Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

(В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).

Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение 2).

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

  • Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции [6]

Упражнение 1 «Продумай заранее».

  • Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
  • Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
  • Подумайте, что скажете и что сделаете.
  • Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

  • Сядьте спокойно в комфортной позе.
  • Закройте глаза.
  • Медленно расслабьте мышцы.
  • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

  • Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
  • Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

  • Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
  • Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
  • В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
  • Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

VI. Заключение. Выводы.

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Работа в бланках. (Приложение 1)

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (см. Приложение 2) и просит обращаться к нему, когда необходимо).

Использованная литература:

  1. Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
  2. Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.
  3. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
  4. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.
  5. Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

источник

Простые способы, которые помогут родителям быстро успокоить ребенка и научить его бороться со стрессом

Дети часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, а традиционные методы, такие как глубокое дыхание, не всегда помогают с ним справиться. Когда ребенку необходимо быстро снять напряжение, попробуйте один из способов, предложенных ниже.

1. Переверните ребенка вниз головой. Много столетий назад йоги обнаружили, что положение тела, в котором голова находится ниже уровня сердца, успокаивающе действует на организм. Для расслабления ребенку нужно наклониться, дотягиваясь ладонями до пальцев ног, или постоять на голове. Перевернутое положение тела укрепляет вегетативную нервную систему, отвечающую за стрессовые реакции организма.

Читайте также:  Бывает ли температура при стрессе у детей

2. Попробуйте визуализацию. Исследования показывают, что визуализация снижает уровень стресса. Предложите ребенку закрыть глаза и представить себе тихое, спокойное место. Затем помогите ему представить эту картину в деталях. Спросите, как выглядит это место, какие там запахи, что ощущает ребенок, находясь там.

3. Предложите ребенку воду. Обезвоживание приводит к снижению умственной продуктивности. Дайте ребенку выпить стакан холодной воды и немного посидеть. Выпейте стакан воды сами, и вы заметите, как данная процедура успокаивает нервную систему.

4. Спойте что-нибудь. Все знают о том, что любимые песни поднимают настроение. Кроме этого громкое пение (даже если вы при этом немного фальшивите) способствует выработке «гормонов счастья» – эндорфинов.

5. Примите «позу собаки мордой вниз». Поза, известная в йоге как «Собака мордой вниз», как и перевернутое положение тела, восстанавливает вегетативную нервную систему. Также она растягивает мышцы рук, ног и туловища, что приводит к сжиганию уровня глюкозы, выработанной в результате реакций организма на стресс.

6. Рисуйте. Рисование не только помогает отвлечься от источника стресса, но и развивает стрессоустойчивость. Если вас пугает даже мысль о том, что ребенок будет рисовать красками, позвольте ребенку порисовать, например, кремом для бритья на шторке в душе. Шторку будет легко вымыть, а ребенок не измажет всё вокруг.

7. Попрыгайте через скакалку. Установите таймер на две минуты, включите музыку и позвольте ребенку прыгать через скакалку в ритме музыки. Если ребенку трудно прыгать через скакалку, он может просто подпрыгивать на месте.

8. Попрыгайте в высоту. Устройте с ребенком соревнование, кто прыгнет выше, дальше или быстрее. Это еще один простой, но действенный способ выпустить пар с помощью физической активности.

9. Пускайте мыльные пузыри. Дуть на вертушку или пускать мыльные пузыри – такие занятия помогут ребенку контролировать дыхание а, заодно, нормализовать состояние психики. Кроме того, ребенку наверняка понравится бегать за лопающимися пузырями.

10. Примите горячую ванну. После трудного рабочего дня нет ничего приятнее, чем полежать в горячей ванне в полной тишине и с приглушенным светом. Ребенку данная процедура также поможет успокоиться, расслабиться и отвлечься от всех занятий. Позвольте ему взять с собой в ванную любимую игрушку и отдохнуть столько, сколько ему потребуется.

11. Примите холодный душ. Хотя этот способ полностью противоположен предыдущему, он также укрепляет организм. Холодный или даже прохладный душ помогает снять мышечное напряжение, улучшает приток крови к сердцу, заметно повышает настроение. Исследование, в котором приняли участие люди, практикующие закаливание, показало, что регулярное купание в холодной воде снижает напряжение, усталость, депрессию и негативные эмоции. Для совсем маленьких детей купание в холодной воде нежелательно. Лучше постепенно снижать температуру воды или попробовать контрастный душ.

12. Пейте теплые напитки. Теплые напитки в прохладный день дают телу ощущение тепла. Это похоже на объятия изнутри. Чашка горячего шоколада или теплого молока помогут малышу быстро прийти в состояние гармонии.

13. Задувайте свечи. Зажгите свечу и предложите задуть её ребенку. Затем зажгите её снова, но при этом немного отодвиньте от ребенка. С каждым разом ребенку нужно будет дышать глубже и глубже, чтобы задуть свечу. Так в игровой форме вы можете научить ребенка глубокому дыханию.

14. Наблюдайте за аквариумными рыбками. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в больницах часто ставят аквариумы? Согласно исследованиям, наблюдение за аквариумными рыбками снижает артериальное давление и частоту пульса. Более того, чем больше аквариум, тем эффективнее его действие. Когда вам потребуется успокоить ребенка, сводите его к местному пруду или аквариуму для небольшого сеанса «рыбной терапии».

15. Посчитайте от 100 до 1. Счет в обратном порядке не только позволяет ребенку отвлечься от того, что его беспокоит. Он также развивает концентрацию внимания и полезен дошкольникам в качестве подготовки к школе.

16. Повторяйте мантры. Придумайте мантру, которую ребенок сможет использовать для успокоения. Хорошо подойдут фразы: «Я спокоен» или «Я уверен в себе».

17. Дышите животом. Большинство из нас дышит неправильно, особенно в стрессовых ситуациях. Предложите ребенку представить, что его живот – воздушный шарик. Ребенок должен дышать глубоко, чтобы наполнить шарик воздухом. Повторите это простое упражнение пять раз, и вы увидите, что ребенок станет намного спокойнее.

18. Сделайте пробежку. Бег снижает стресс эффективнее, чем визит к психологу. Десятиминутная легкая пробежка не только повысит настроение ребенку, но и позволит справляться со стрессом на протяжении нескольких часов.

19. Сосчитайте до пяти. Когда ребенку кажется, что он не может контролировать эмоции, предложите ему закрыть глаза и сосчитать до пяти. Эта своеобразная пятисекундная медитация позволит мозгу «перезагрузиться» и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Также это приучит ребенка хорошо подумать перед совершением какого-либо действия в стрессовой ситуации.

20. Выговоритесь. Дети, способные свободно говорить о своих чувствах и о том, что их беспокоит, рано учатся разбираться в происходящих ситуациях и собственном отношении к ним. Родителям не следует сразу же советовать ребенку, как решить проблему. Сначала выслушайте ребенка и задайте ему наводящие вопросы, помогающие прояснить ситуацию.

21. Напишите письмо самому себе. Мы никогда не будем так же критичны к своему другу, как к самим себе. То же самое происходит и у детей. Научите их быть добрее к себе, а в трудных ситуациях спрашивайте, что бы они сказали в такой ситуации своему лучшему другу.

22. Украсьте стену. Речь не идет о красках и декорациях, можно просто повесить на стену плакат или картинку из журнала. Это поможет ребенку проявить свои творческие способности. В таком деле важен сам творческий процесс, а не результат.

23. Изготовьте доску визуализации. Пусть ребенок вырежет из журналов фразы и картинки, иллюстрирующие его интересы и мечты. Наклейте их на специальную доску на стене. Такое занятие поможет ребенку не только разобраться в том, чего он хочет от жизни, но и позволит отвлекаться от источника стресса в трудные моменты, фокусируя свое внимание на том, что ему действительно интересно.

24. Обнимите ребенка или позвольте ему обнять вас. Объятия способствуют выработке окситоцина – гормона, обеспечивающего работу иммунной систем организма. 20-секундные объятия снижают давление, улучшают самочувствие и снижают стрессовые реакции организма. Объятия принесут пользу и вам, и вашему ребенку.

25. Гуляйте на природе. Согласно исследованиям, 50-минутные прогулки на природе улучшают мыслительные процессы и снижают уровень стресса. Если у вас нет столько свободного времени, то даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе поможет ребенку справиться со стрессом.

26. Представьте себя через несколько лет. Это отличный способ мотивировать ребенка поставить цели на будущее и стремиться к ним. Пусть он запишет, каким хочет видеть себя через неделю, месяц, год или более продолжительный срок.

27. Подуйте на вертушку. Как и в случае со свечей, данное упражнение тренирует дыхание ребенка, однако здесь акцент делается на контролируемый выдох, а не на глубокий вдох. Ребенок должен заставить вертушку крутиться медленно, потом быстро, потом опять медленно. Так он научится регулировать своё дыхание.

28. Лепите из пластилина. Во время лепки участки мозга, отвечающие за стрессовые реакции, становятся неактивными, поскольку импульсы активизируют другие участки мозга. Можно купить пластилин в магазине или сделать его своими руками.

29. Поработайте с глиной. Подобный эффект наблюдается и при работе с глиной. Позвольте ребенку вылепить что-нибудь из глины или сделать чашку с помощью гончарного круга. Это также прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то интересному и сформировать новый практический навык.

30. Пишите. У старших детей ведение дневника или просто описание своих чувств на бумаге благоприятно сказывается на настроении, особенно если они уверены, что эти записи никто не читает. Дайте ребенку тетрадь, и пусть он опишет свои чувства. Убедите ребенка в том, что его записи никто не будет читать, пока он сам об этом не попросит. Постоянное ведение дневника положительным образом сказывается на памяти, концентрации внимания и мышлении ребенка.

31. Благодарите. Кроме описания чувств предложите ребенку записывать, кому и за что он благодарен. Это помогает повысить успеваемость в школе и снизить уровень стресса. Для этого можно завести отдельную «тетрадь благодарностей».

32. Называйте свои эмоции. Неумение распознавать негативные эмоции часто становится причиной стресса у детей. Если ребенок злится, испытывает панику или страдает от перфекционизма, попросите его назвать это чувство, дать ему имя. После этого помогите ребенку справиться с негативом. Например, спросите у малыша: «Тебя опять беспокоит идеальность?». В такой игровой форме вы можете обсудить, как преодолеть перфекционизм, а ребенок не останется один на один со своим чувством.

33. Покатайтесь на качели. Катание на качели не только укрепляет мышцы ног и туловища, но также снижает уровень стресса (такой эффект имеют движения раскачивания). Покатайте ребенка на качели или он может покататься самостоятельно, чтобы успокоить эмоции.

34. Толкайте стену. Это хороший способ избавиться от гормонов стресса, не выходя из комнаты. Ребенок должен в течение 10-ти секунд толкать стену. Повторите упражнение три раза. Чередование мышечных усилий и расслабления приводит к выработке «гормонов счастья».

35. Мните тонкую бумагу. Мять бумагу – одно из любимых занятий маленьких детей. Их успокаивает не только шелест бумаги, но и её текстура. Сенсорные импульсы активизируют определенные участки мозга, снижающие уровень стресса.

36. Лопайте пузырьки на упаковке. Купите немного такого материала и порежьте на небольшие куски, чтобы успокаивать ребенка в моменты стресса.

37. Катайте теннисный мяч по спине. Такая процедура действует в качестве легкого успокаивающего массажа. Делайте её, когда ребенку необходимы успокаивающие прикосновения. Массируйте плечи, шею и нижнюю часть спины – эти участки наиболее напряжены в момент стресса.

38. Массажируйте ступни небольшим мячиком. Это помогает улучшить кровообращение и воздействует на определенные точки на ступнях, помогая снять стресс и убрать напряжение мышц ног. Ребенку может покатать мяч по всей поверхности ступни, наступая на него с разной силой.

39. Определите «спокойное место» в доме. Ребенок должен иметь определенное место в доме, где он сможет прийти в себя в моменты утраты контроля над эмоциями. В этом месте ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, чтобы иметь возможность для полноценного отдыха и восстановления душевного равновесия.

40. Слушайте музыку. Музыка улучшает настроение, способствует здоровому сну, снижает уровень стресса и беспокойства. Слушайте музыку различных стилей, установите оптимальный уровень громкости в доме, машине и спальне ребенка.

41. Устройте танцевальную вечеринку. Физическая нагрузка в сочетании с удовольствием от музыки принесет ребенку пользу. Ему понравится такая активность в сочетании с развлечением. Если ребенок в плохом настроении, сделайте музыку громче и устройте танцевальную вечеринку в комнате. Настроение ребенка мгновенно поднимется.

42. Покричите. Иногда плохое настроение ребенка связано с тем, что его переполняет слишком много эмоций. Пусть ребенок примет свободную позу и представит, как эмоции проходят сквозь его тело от пальцев ног до рта. Для их освобождения ребенку нужно громко закричать.

43. Поменяйте обстановку. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, иногда нужно просто выйти из дома. Смена обстановки поможет малышу быстро успокоиться. Если вы находитесь дома – выйдите на прогулку. На улице найдите спокойное место, где можно присесть. Смените обстановку и это поможет ребенку быстро восстановить самообладание.

44. Выйдите на прогулку. Мы часто ходим гулять для того, чтобы навести порядок в мыслях. На нас успокаивающе действует не только свежий воздух, но и естественные ритмы природы. Выйдите на прогулку вместе с ребенком, и, возможно, он поделится с вами причинами своего плохого настроения.

45. Запланируйте веселое занятие. Когда вы чем-то обеспокоены, кажется, что на вас давят стены и мир вот-вот рухнет. Некоторым детям необходимо помочь посмотреть в будущее, чтобы отвлечь от внутреннего диалога. Запланируйте какое-нибудь веселое занятие для всей семьи, позвольте ребенку поучаствовать в его обсуждении. Любая тема, связанная с будущим, будет ему полезна.

46. Испеките хлеб. Все бабушки в мире знают, что процесс выпекания хлеба помогает избавиться от стресса. В Интернете вы можете найти много простых рецептов приготовления хлеба. Ребенок может самостоятельно смешать ингредиенты и замесить тесто. Ему обязательно понравится результат вашей совместной работы.

47. Сплетите браслет. Работа руками вызывает состояние полной поглощенности занятием. Подобный эффект имеют такие занятия, как вязание, вышивка или любое другое дело, помогающие малышу забыть о внешних обстоятельствах.

48. Покатайтесь на велосипеде. Катание на велосипеде понемногу теряет популярность у детей. Но велосипедные прогулки не только благоприятны для суставов – они развивают равновесие и физическую выносливость. Можно организовать велосипедные прогулки всей семьей.

49. Раскрашивайте книги-раскраски. Раскраски – отличный способ занять и успокоить ребенка, развить у него мелку моторику и концентрацию внимания. Купите ребенку карандаши и фломастеры и раскрашивайте страницы книг-раскрасок вместе с ним.

Эти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями. Эти навыки сослужат ему добрую службу на протяжении всей жизни.

источник