Меню Рубрики

Устойчивость к развитию стресса обеспечивает

В процессе изучения экспериментального эмоционального стресса в конфликтных ситуациях выявлено, что примерно у 30 % животных в этих условиях, не удается получить устойчивой артериальной гипертензии. Чаще всего у таких животных наблюдается только первая фаза повышения артериального давления. Затем повышенное давления возвращается к исходному уровню и сохраняется на относительно нормальном уровне, несмотря на пребывание животных в конфликтной ситуации.

Врачебные наблюдения также указывают на устойчивость отдельных индивидуумов к эмоциональным стрессам даже в самых резко выраженных конфликтных ситуациях. Отмечено (Н. В. Левенков), что к развитию ишемической болезни сердца, коронарной недостаточности и стенокардии предрасположены люди более сильные в психосоматическом и социальном отношении. Это — люди среднего возраста, с хорошим физическим развитием, гиперстеническим сложением, склонные к полноте, честолюбивым характером, с преобладанием конкретно-личных интересов, со способ­ностью к практической деятельности, руководящей или рядовой работе большого объема, с повышенным и устойчивым тонусом обоих отделов вегетативной нервной системы, с преобладанием симпатического тонуса, повышенной функцией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, наличием атеросклероза, артериальной гипертензии, стабильным ритмом сердечных сокращений и дыхания.

Наоборот слабые типы людей более подвергнуты развитию кардиологического невроза. Это — лица преимущественно молодого возраста, занятые небольшой исполнительской деятельностью, астенического и нормостенического телосложения, со слабо развитой мускулатурой, эмоционального и психопатического характера, слабого и возбудимого типа высшей нервной деятельности с функциональными нарушениями вегетативной нервной системы и гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового аппарата, с артериальным давлением с наклонностью к гипертонии, с лабильной функцией сердца и дыхания, с отсутствием атеросклероза или его незначительным выявлением.

Ряд авторов, например, Г. Н. Кассиль, полагает, что эмоциональные, стрессы, связанные с ожиданием различных неприятностей, страх, ужас, тревога, боязнь смерти, связаны с преимущественным образованием и поступлением во внутреннюю среду адреналина. Наоборот, эмоциональное напряжение, связанное с необходимостью преодоления препятствий, а также состояния аффекта, негодования, или ярости протекает на фоне преимущественного выделения норадреналина.

Шведская исследовательница Франкхаузер аллегорически рассматривает норадреналин как «гормон льва», а адреналин — «гормон кролика».

Американский физиолог Жерар указывает на то, что люди белее агрессивного типа («Львы») в стресс-ситуациях выделяют в значительных количествах норадреналин. В то же время слабые личности («Кролики»), реагирующие на стресс-ситуацию уходом в себя, отступлением, выделяют большое количество адреналина.

Американский исследователь Фридман, исследуя реакции различных людей на стрессорные ситуации, пришел к выводу, что всех людей, предрасположенных к инфаркту, можно разделить на два основных типа: тип А и Б. Тип А, предрасположенный к инфаркту, характеризуется такими качествами, как неуемная энергия, агрессивность, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать, привычка экономить время и заметная нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. Тип Б, устойчивый к инфаркту, более добродушный, спокойный, редко проявляет нетерпение, рассудителен и уделяет больше времени отдыху и развлечениям. Он не озабочен продвижением по служебной лестнице, менее конкурентоспособен.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 602 | Нарушение авторских прав

источник

Понятия стресса и стрессоустойчивости

Стресс и стрессоустойчивость

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

• Инструментальная поддержка — материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 1678 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Стресс присущ самой нашей жизни, он неотъемлемый компонент существования. Каждый человек имеет свой уровень устойчивости к стрессам. На одинаковую ситуацию можно отреагировать по-разному, все зависит от внутреннего состояния человека. Современная жизнь — это постоянный стресс, и стрессоустойчивость просто жизненно необходима. Факторы стресса развивают в человеке много отрицательных эмоций и негативных качеств, которые с каждым днем накапливаются. Стрессоустойчивость бывает нескольких уровней, и характеризует каждого человека по-своему. Как же стрессоустойчивость определяется и какое влияние она имеет на условия жизни человека? Разберем более подробно понятие и все, что с ним связывают.

Стрессоустойчивость имеет несколько уровней

Понятие стрессоустойчивости известно не каждому. Стрессоустойчивость – это набор разных качеств, благодаря которым наш организм реагирует на различные проблемы максимально спокойно. Человек занимается решением проблем, взвесив все «за» и «против». Это психологическая особенность к саморегуляции, так называемый ресурс терпения, умение сохранять спокойствие в любой ситуации.

Различают внешние и внутренние факторы:

  1. Внешние: вредные привычки, чрезмерная нагрузка, потеря близких, развод, эмоциональные проблемы, экологические проблемы.
  2. Внутренние: болезни, плохой обмен веществ, плохое питание, аллергические заболевания, отсутствие или нехватка витаминов и минеральных веществ, а отсюда — депрессия.

Любой человек независимо от статуса, внутренних ресурсов, гендерных особенностей, психологического портрета и образа жизни время от времени испытывает стресс и негатив. Уровень устойчивости человека к стрессам зависит от количества и сложности проблем, которые вызвали стресс. Убрать самостоятельно признаки негативной ситуации, такие как злость, обида или разочарования, невозможно, но можно поменять свое отношение к ней. Важно уметь сориентироваться в стрессовой ситуации и решить что важно для вас, а от чего можно отгородиться, не переживать по пустякам и защитить свою психику. Понятие стрессоустойчивость личности подразумевает правильное поведение человека в условиях стресса, помогающее его преодолеть без вредных последствий для человека, его личности, здоровья и окружающих.

Многие могли сталкиваться с такой ситуацией, когда от небольшого стресса появляется головная боль, наблюдается упадок сил, вялость, сонливость. Все это влияет на эффективность жизни в целом. Если рассматривать ситуацию с медицинской точки зрения, то в период переживаний поднимается уровень кортизола, гормона стресса.

Именно из-за увеличения уровня этого гормона случается срыв нервной системы. Те люди, у которых высокая стрессоустойчивость, имеют крепкое здоровье и практически не нервничают. Их психологическая особенность заключается в том, что они умеют контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и выходить из стрессовой ситуации без отрицательных последствий для здоровья.

Существует несколько уровней стрессоустойчивого поведения, которые показывают психологическую выносливость человека в той или иной ситуации, его умение справиться со стрессом самостоятельно. Уровень стрессоустойчивости является индивидуальной характеристикой любого человека. Эффективность и механизмы решения проблем зависят от следующих уровней:

Отличительные черты высокого уровня: уверенность, твердость и быстрое принятие решения. Люди с высоким уровнем обладают твердым характером, обеспечивающим спокойствие и невозмутимость в любой ситуации и повышенную устойчивость к стрессу.

Основные отличительные качества среднего уровня включают в себя стойкость духа и способность нормально отнестись к возможным трудностям. Неприятности в жизни происходят у каждого человека, и к ним нужно относиться нормально, сказать себе: «было хорошо, а станет еще лучше». Люди со средним уровнем ищут лучший выход из сложившейся ситуации.

Ресурс низкого уровня наблюдается у людей, которые пережили какое-то сильное потрясение, они теряются даже в несерьезных проблемах. Такому человеку нужно сильно постараться, чтобы приспособиться к резким изменениям в жизни.

Необходимо выработать в себе резистентность к окружающим негативным факторам.

Стрессоустойчивый человек обладает крепким здоровьем и спокойным характером

Стрессоустойчивость явление непостоянное. Ряд компонентов стрессоустойчивости представлен врожденными элементами (вполне могут передаться от родителей ребенку генетически, но такое «наследство» делает человека уязвимым), присущими каждому человеку в индивидуальном порядке. Другой ряд компонентов представлен приобретенными элементами, которые можно развивать и тренировать. Это понятие включает в себя следующие компоненты стрессоустойчивости:

  1. Способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций.
  2. Способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции.
  3. Способность выдерживать более длительное и сильное напряжение.
  4. Способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях.

Психология подразделяет всех людей на типы, исходя из различия реакций на стресс:

  • Стрессонеустойчивые — не могут адаптироваться к внешнему миру, не меняют своего поведения, не могут быстро принять правильное решение. Любое событие или даже мысль о нем приводит таких людей к стрессу.
  • Стрессотренируемые — готовы к переменам, но к небольшим. Если решить проблему не получается, становятся раздражительными, депрессируют. Но по мере повторения аналогичных стрессовых ситуаций, привыкают, реагируют на них более спокойно.
  • Стрессотормозные — готовы меняться внезапно и однократно. Но если стресс имеет вялотекущий характер или стрессы следуют один за другим, падают духом и не контролируют свои эмоции.
  • Стрессоустойчивые — спокойно принимают перемены и умеют принять правильное решение в экстремальной ситуации. Стрессом для них являются только самые тяжелые события в жизни.

Повысить стрессоустойчивость можно, для этого существует несколько формирующих методик. Чтобы добиться высокого стрессоустойчивого уровня, необходимо выполнять некоторые рекомендации. Есть разные подходы к решению проблемы. Например, можно попробовать оценить происходящее. Нужно решить для себя:

  • «важно ли это для меня?»;
  • «сможет ли это поменять мою жизнь?»;
  • «чего я хочу от жизни».

Существует много жизненных фрустрационных ситуаций, на которые не нужно обращать внимание. Если личность волевая, она не будет обращать свое внимание на мелочи, а будет развивать устойчивость к стрессу. Человек должен понять что будет с его здоровьем и нервной системой, если поддаться негативным факторам.

Если вас что-то не устраивает в жизни, стоит начать изменять ее в лучшую сторону до тех пор, пока условия жизни не придут в норму.

Анализируя свою жизнь и особенности поведения, можно выделить такие факторы:

  • понимание и изменение ситуацию самостоятельно;
  • невозможность решить проблему.

Чтобы стресс закончился и повысилась устойчивость к нему, необходимо с пониманием относиться к любой ситуации или попробовать изменить ее в выгодную сторону. Наиболее эффективным методом, обеспечивающим подробный анализ стресса, является ведение дневника стресса. Проанализировав свои записи в дневнике можно просто и быстро определить, какие события или жизненные ситуации способствовали возникновению стресса .

Анализ ситуации поможет справиться со стрессом

Другой тип методики – дать возможность выйти отрицательным эмоциям, ведь личность волевая должна научиться контролировать свои эмоции.

  1. Решить проблему можно, дав выход эмоциям. Помогут занятия спортом или физкультурой. Например, можно боксировать грушу или заняться бегом.
  2. Многие люди идут в безлюдное место и кричат во все горло. Крик помогает снять напряжение и уравновесить нервную систему.
  3. А также можно завести личный дневник и записывать мысли о том, что накипело.
  4. Бассейн, различные спа-процедуры отлично укрепляют наше физическое и психическое здоровье.
  5. Нужно «выпустить пар»: можно побить кулаком подушку, порвать бумагу или просто выругаться.

Существует масса методов, которые помогают сохранить позитивное настроение и повысить стрессоустойчивость.

Плавание в бассейне отлично снимает стресс

Упражнений, которые помогут развить это важное качество и подойдут абсолютно всем без исключения, нет.

  1. На стрессоустойчивость сильно влияют всевозможные болезни человека. Больные люди наиболее подвергаются стрессам, а вот здоровые имеют крепкий иммунитет и, соответственно, хорошую стрессоустойчивость. Поэтому стоит обеспечить себя обезболивающими, вдруг начнет болеть голова или любой другой орган.
  2. Обязательно наладить режим питания.
  3. Чтобы ресурсы стрессоустойчивости увеличились, можно заняться спортом. Занятия физическими упражнениями, например, бег по утрам или зарядка будут положительно влиять на устойчивость организма к стрессу.

Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Сохранить устойчивость к стрессам, а также повысить ее уровень несложно. Положительные эмоции, питание и хороший отдых – все, что нужно человеку для спокойствия. А также саморегуляции своего состояния, выработке правильного стрессоустойчивого поведения помогут спорт или интересное хобби.

источник

Психологическая устойчивость к стрессам

стресс психологический напряжение студент

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда, возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Читайте также:  Стресс и стрессоустойчивость при адаптации

Психологический стресс является одной из главных «болезней века», составляющей серьезную угрозу трудоспособности и качеству жизни населения. Психологическая устойчивость к стрессу — это интегральный показатель, в котором отражаются результаты обучения и воспитания личности, а также опыт взаимодействия с окружающей средой.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования.

1. Устойчивость личности к стрессогенным факторам

Психологическая устойчивость как сложное качество личности объединяет целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Можно выделить три аспекта психологической устойчивости:

  • стойкость, стабильность;
  • уравновешенность, соразмерность;

Одна из сторон стойкости — приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если удовлетворены основные высшие потребности: в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, в принятии другими людьми.

В стабильность входит постоянство функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная деятельность является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость. Ее следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях.

Составной частью устойчивости можно считать уравновешенность. Она проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска, стресса, фрустрации. Существует комплексное понятие «сопротивляемость к стрессу»: способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности.

К сожалению, наших детей как в школе, так и высших учебных заведениях не учат правильно выражать эмоции. А это грозит определенными издержками на уровне личных переживаний, может послужить внутренним источником стресса и повлиять на качество межличностных отношений. Особенно опасен дистресс или отрицательный стресс, который повышает уязвимость организма и поэтому требует немедленных мер по его преодолению. Именно такой стресс в обыденном сознании рассматривается как негативное явление, которое приносит одни страдания, что, естественно, оказывает влияние на здоровье человека. Эта точка зрения характерна для студентов, большинство из которых также рассматривают стресс только как негативное, неприятное явление в своей жизни.

Человек оценивает свои возможности и способности встретить стресс и сопоставляет их с предъявляемыми требованиями, внешними или внутренними, исполняющими роль стрессоров. Несоответствие между потенциальными стрессорами и имеющимися способностями вызывает стресс на физиологическом и психологическом уровнях. Такое несоответствие может быть обозначено как дисбаланс.

Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией, а для другого — необходимым элементом жизнедеятельности. К стрессогенным факторам социальной среды относят: факторы, поддерживающие самооценку; условия, способствующие самореализации; условия, способствующие адаптации; психологическая поддержка социального окружения, эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.п.

Существует общая классификация, которая включает в себя деление стрессогенных факторов на внутренние и внешние.

. Внутренние стрессогенные факторы

Под внутренними факторами следует понимать личную самооценку ситуации, например: отношения личности; сознание личности; эмоции и чувства; познание и опыт. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

. Отношения личности, в том числе к себе: оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (сюда можно отнести ироничное отношение к трудным ситуациям); уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; терпимость, принятие других такими, какие они есть; чувство общности, в адлеровском смысле, чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; достаточно высокая самооценка; согласованность Я — воспринимаемого, Я — желаемого, Я — реального и Я- идеального. При наличии этих факторов, положительных полюсах качеств сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным: апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога, а настроение — сниженным, неустойчивым.

  1. Сознание личности: вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели; ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; осознание социальной принадлежности к определенной группе. Сюда входят эмоции и чувства: доминирование позитивных эмоций; переживание успешности самореализации; эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства; познание и опыт: понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации, отсутствие иррациональных суждений; адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций; поведение и деятельность: активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей.
  2. Настроение. Под настроением следует понимать относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний, чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.

Именно настроение выступает тем звеном, через которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психологическая устойчивость обусловливает изменения в психическом состоянии в негативном направлении.

Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость.

3. Внешние стрессогенные факторы

К ним относятся: социальная среда, внешнее окружение. Заметим, что все они не охватывают полного базиса стресса. В поддержании его так или иначе участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств.

Важная составляющая стрессогенных факторов — позитивный или негативный образ «Я», в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В своих работах Л.Г. Ионин отмечает, что в «инсценировках групп» превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды, кожаные куртки, казачью форму, специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Как и в других странах, переживающих или переживавших эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности — семья и этнос.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек обретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных интересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности.

Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки.

Еще одним немаловажным фактором психологической устойчивости является семья. Она играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения.

Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Психологическими стрессогенными факторами в этом случае являются также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Неблагоприятные факторы, стрессоры вызывают реакцию стресса, то есть стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация.

Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

4. Формирование психологической устойчивости к стрессу студентов первого курса вуза

Стрессогенные факторы, влияющие на психологическую устойчивость, зависят от той или иной деятельности. Далее рассмотрим более подробно специфику формирования психологической устойчивости к стрессу студентов первого курса вуза. Следует отметить, что время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности и первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В этом возрасте проявляется усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение управлять собой. Повышается интерес к нравственным проблемам: цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д. Этот возраст является этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения. В этот период начинает формироваться умение принимать ответственные решения, определяющие всю дальнейшую жизнь человека, а именно: выбор профессии и своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка жизненной позиции. Вчерашние школьники, определяясь в своей будущей профессиональной деятельности, стоят на пороге студенческой жизни. Развитие профессиональных компетенций происходит только тогда, когда студент благополучно прошел процесс

адаптации к новой для него образовательной и социальной среде, уверен в правильности своего выбора, испытывает внутреннюю потребность в развитии и готов к самореализации. Причем личностная адаптация — это не простое приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. В связи с тем что происходит усложнение деятельности, юноши и девушки вступают в новую для них систему отношений, традиций, стереотипов, ценностей и т.д., меняется и представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Новые представления, знания о деятельности и среде ведут к внутренней коррекции, самокоррекции, которая начинается с ориентированности в себе, в деятельности, в социальном пространстве, времени — психологическом времени личности. Студент, поступивший в вуз, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других, кем я буду после окончания вуза, достигну ли успеха и в какой сфере или в ряде сфер деятельности и т.п. На основе ориентированности, которая является неотъемлемой частью самоопределения, выстраивается и направленность личности на себя, на деятельность, на социальное окружение; ее взгляды, идеалы как образцы для уподобления, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, цели и перспективы. Претерпевает перестройку в связи с новым целеполаганием и мотивацией установка на самоутверждение, Я-концепция. Сущность проблемы личностной адаптации — «в успешном освоении новых условий деятельности и вхождения, «вживания» в систему новых официальных и — что еще важнее — неофициальных взаимоотношений, нахождение в другой

микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной, перспективно обнадеживающей позиции, причем это не только процесс активного приспособления и волевой регуляции усвоенных норм и ценностей, но и готовность к использованию различных ресурсов: информационных, коммуникативных, организационных; способствующих профессиональному и личностному становлению».

Одновременно происходит адаптация и в социально-психологическом плане. Под ней следует понимать осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций, групповых норм и т.д. На протяжении первого-второго курсов обучения складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.

5. Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе

К ним относятся следующие внутренние и внешние факторы.

К внутренним в данном случае можно отнести следующие факторы: невозможность сосредоточиться на чем-то; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; слишком часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; невозможность логически выстроить свои мысли; довольно часто появляются боли — голова, спина, область желудка; повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резко возрастает количество выкуриваемых сигарет; появляется пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания; пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде; невозможность вовремя закончить работу.

К внешним факторам будут относиться следующие:

  1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, то есть задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Например: студенту поручили непомерное количество заданий на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация — чувство крушения, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Но недогрузка для студента может вызвать точно такие же чувства. Студент, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре вуза и ощущает себя явно невознагражденным;
  2. Конфликт ролей. Он возникает тогда, когда к студенту предъявляют противоречивые требования. Стресс может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой;
  3. Неопределенность ролей. Возникает в том случае, если студент не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но уклончивы и неопределенны. В этом случае необходимо иметь правильное представление об ожиданиях педагогов — что и как должен выполнить студент, как его после этого будут оценивать;
  4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что наличие более интересной работы ведет к тому, что проявление беспокойства и физического недомогания меньше, чем при занятии неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим;
  5. Существуют также и другие факторы, вызывающие стрессовое состояние студента, такие как физические условия, температурный режим, освещение и пр. Стресс в этом случае может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.
Читайте также:  Стресс и стрессоустойчивость у старшеклассников

6. Группы стрессоустойчивости

По степени сопротивляемости студента к стрессирующим нагрузкам можно выделить четыре группы стрессоустойчивости, сопротивляемости стрессу. Эти группы образуются от двух пар признаков: «рациональность — иррациональность» и «правые — левые». Особенность иррационалов в том, что они легко и быстро переключаются между делами, событиями, процессами. Например, если пригласить иррационала в кино, то лучше это сделать сейчас. Скорее всего он быстро согласится. Рационала надо приглашать заблаговременно, лучше сказать ему, что есть хороший фильм и на него имеются билеты на выходные. Рационалы не очень любят какое-либо вмешательство в свои планы, они предпочитают размеренность. Поэтому переключаются хуже.

Признаки «правые — левые» — это так называемый настрой на процесс и результат. Кто-то проявляет склонность решать задачу стабильными методами, без скачков и отклонений. Они ориентированы на отлаженный процесс — это «правые». Им присуща ярко выраженная тенденция к самоорганизации, стабилизации, объединению, сосредоточению внимания на исходном и игнорированию различий. Но именно ориентация на процесс не всегда хороша — они начинают «вязнуть» в процессе, как в трясине. И не надо забывать, что стресс является и результатом, и процессом, поэтому «правыми» он переживается дольше, чем «левыми».

У «левых» ярко выражен настрой на результат и желание быстро выйти из стрессовой ситуации. Для них характерно скачкообразное развитие, стремление «поставить точку», добиться результата. Им необходима четкость и ясность дела. Высокой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям обладают левые иррационалы. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы. Их можно назвать эластичными. Как это проявляется в жизни? Это студент, который после одного экзамена тут же идет на второй, а затем на третий. Хотя это не легкие экзамены, он сдает их в один день, а потом идет к другу отмечать день рождения. Таких людей очень хорошо видно в стрессовых ситуациях. Они сильно активизируются и доводят дела до конца. Правые иррационалы образуют группу стрессотормозных типов людей. Они способны противостоять стрессу довольно длительное время, но с каждой новой стрессирующей волной их силы истощаются, и они меняют тактику противодействия на самоустранение, загоняя внутрь свои переживания. И за счет «правости» их темперамент имеет такую составляющую, как вязкость. К сожалению, такое свойство — гасить эмоции и загонять переживания в себя — может со временем сказаться на здоровье и привести к хроническим заболеваниям. Левые рационалы — это группа стрессотренируемых. Человек проходит свою «школу выживания», повышая с каждым разом степень сопротивляемости. Для нее характерна адаптация к экстремальным условиям. Однако они стремятся избегать экстремальных ситуаций, которые являются для них очень сильным стрессом. Свойство, присущее им — кристалличность. Это достаточно устойчивые к стрессам люди, настроенные на результат и имеющие в своем арсенале множество методов для достижения цели.

На основании проведенного анализа можно заключить, что психологическая устойчивость определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают дома, на учебе, на работе. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют организационные факторы. Знание этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации.

Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией, а для другого — необходимым элементом жизнедеятельности. Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека, а также организационными факторами, конфликтами ролей, неинтересной работой, то есть внутренними и внешними.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают дома, на учебе, на работе. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс в вузе. Знание этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность учебы, а также достичь целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.

Список использованной литературы

  1. Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория [Текст] / Крупник, Е.П. // Научные труды МПГУ. М., 2004. (Сер. «Психолого-педагогические науки»).
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2006.
  3. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.:
  1. Оллпорт, Г. Личность в психологии. М.-СПб.: Грана, 2007.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник

Наличие стрессора может и не привести к развитию стрессовой реакции (острой, хронической). У многих людей к некоторым стрессорам существует стойкий психосоматический «иммунитет», детерминированный биохимическими, физиологическими и психологическими особенностями организма. При этом люди, обладающие хорошей сопротивляемостью к острому стрессорному воздействию, могут плохо адаптироваться к хроническим стрессогенным условиям, и наоборот. Следует отметить, что устойчивость по крайней мере к некоторым стрессорам определяется генетическими факторами.

Исследования нейрохимических механизмов эмоционального стресса, посвященные стрессируемости, или индивидуальной устойчивости людей к стрессу, показали следующее. В основе центральных механизмов, определяющих устойчивость к стрессирующим воздействиям, лежит специфическая организация молекулярных и нейрохимических свойств нейронов эмоциогенных структур. В частности, субъекты с повышенным исходным содержанием в лимбико-ретикулярных структурах мозга опиоидных пептидов, норадреналина, субстанции Р проявляют большую устойчивость к эмоциональному стрессу по сравнению с такими, у которых содержание этих веществ в лимбико-ретикулярных структурах снижено.

Устойчивость к стрессу зависит и от индивидуальной реактивности вегетативной нервной системы. Одной из предпосылок противостояния эмоциональному стрессу является присущая некоторым людям высокая эмоционально-волевая устойчивость. Обладая таким свойством, представители ряда профессий (летчики, моряки, спасатели, спортсмены высокого класса и др.) испытывают стрессовое состояние позже других, а преодолевают его быстрее. Напротив, наличие низкой эмоциональной устойчивости, повышенной эмоциональной возбудимости способствует развитию негативных проявлений стресса (возникновению дистресса).

Индивидуальная устойчивость к стрессу зависит и от порога фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению значимой для человека цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, дезорганизующе влияющих на личность. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая отношения личности. Устойчивость человека к фрустрирующим факторам или порог фрустрации зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Изучению адаптации человека к стрессорам в последнее десятилетие уделяется большое внимание. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций как природного, так и социального происхождения. При этом все большее место занимают не только острые стрессовые ситуации, но и хронические стрессовые влияния, оставляющие после себя значительные последствия. Такие экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модифицированных форм существования. Изучение особенностей приспособляемости человека к хроническим стрессовым воздействиям особенно важно, поскольку они захватывают обычно большие регионы и значительные массы населения. По мнению некоторых исследователей, хронические посттравматические стрессовые расстройства, по-видимому, встречаются значительно чаще, чем острые, однако изучены они гораздо меньше.

Недостаток экспериментальных исследований адаптации человека при длительном стрессе обусловлен, с одной стороны, трудностями организации экспериментов с многосуточным (многомесячным) пребыванием человека в экстремальных условиях, с другой – многообразием проявлений и сложностью картин изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека.

• Физиологические механизмы адаптации к стрессовым ситуациям можно представить в виде комплекса:

1) нейрогормональных изменений:

– ГАМК-эргическая тормозная система мозга;

– система простагландинов и арахидоновой кислоты;

– система антиоксидантов (токоферолы, стероиды, серосодержащие аминокислоты, аскорбиновая кислота и ряд других витаминов).

– активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, ведущих в первую очередь к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, ответственных за адаптацию;

– возможное участие в этих процессах нейропептидов, в частности опиоидов, субстанции Р, дельта-пептида сна и др.

Экспериментальные исследования позволили выявить три главных изменения, развивающихся в организме при адаптации к стрессу:

1) адаптивное увеличение потенциальной мощности стресс-реализующих систем;

2) снижение степени включения таких систем, т. е. уменьшение стресс-реакции по мере повторения стрессорных ситуаций;

3) снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса – их своеобразная десенситизация.

Фазы развития адаптации к стрессу.Дополняя общую картину адаптации психофизиологическими механизмами, следует упомянуть о работах, которые выделяют четыре субсиндрома стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, становятся фазами развития адаптации к стрессу:

1) первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром;

2) затем следует вегетативный (субсиндромпревентивно-защитной вегетативной активности);

3) после них преимущественно выраженным становится когнитивный (субсиндромизменения мыслительной активности при стрессе);

4) и наконец, социально-психологический (субсиндромизменения общения при стрессе).

Если первые два субсиндрома можно рассматривать как проявления этапов адаптационной активизации относительно низкой (в иерархическом плане) «функциональной системности» организма, то последние два – как обусловленные индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных условиях. Возможно, правомернее их рассматривать как компоненты, а не как фазы стрессовой реакции, ведь формирование оценок и отношений, определяющих развитие стресса, проходит с участием мыслительных процессов, а не только эмоций.

Периоды длительного стрессового воздействия.Эмоциональная напряженность, вызываемая «хроническим» стрессом, проявляется в вегетативных реакциях, биохимических сдвигах, двигательной активности, нарушениях сна и ряде психофизиологических показателей. Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили выделить на стадии мобилизации адаптационных резервов три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.

Первый период– активизация адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном «поверхностных» резервов. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличается стеническими эмоциями и повышением работоспособности.

Второй периодхарактеризуется началом действия имеющихся в организме «программ» перестройки, существующей «функциональной системности» и становления ее новой формы, адекватной экстремальному требованию среды. Продолжительность этого периода составляет несколько суток. Для него часто характерно безболезненное состояние человека со снижением работоспособности. Однако высокая мотивация стресса в этом периоде может поддерживать достаточно высокую работоспособность человека и, более того, за счет временной «сверхмобилизации» резервов, в частности гипофиз-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления второго периода.

Третий период– неустойчивая адаптация. Проявляется в крайне отрицательных для человека условиях. Он продолжается десятки суток.

Наиболее неблагоприятными в отношении угрозы срыва адаптивных реакций и развития патологии являются очень долго (в течение нескольких лет) действующие стрессирующие воздействия малой интенсивности. Накапливаясь, они оказывают скрытый кумулятивный эффект, истощают адаптационные резервы организма, приводят к нарушению нейрогуморальных механизмов адаптации. Человеческий организм переносит их гораздо хуже, чем острые стрессирующие воздействия большой интенсивности.

В настоящее время установлено, что под действием различных эмоционально-стрессорных раздражителей у человека в зависимости от целого ряда факторов происходит или формирование процессов адаптации, или нарушение саморегуляции основных физиологических систем организма, приводящее в одних случаях к появлению психонейроэндокринных синдромов, а в других – к развитию устойчивых психопатологических состояний и психосоматических заболеваний. Поэтому в литературе наряду со стрессом применяют и другой термин – дистресс, который определяет состояние стресса, уже характеризующегося различными расстройствами, т. е. явлениями патологии.

Нарушение динамического равновесия, характерного в норме для корково-подкорковых взаимоотношений, в значительной степени является причиной определенной степени дезинтеграции психического, вегетативного и соматического компонентов эмоций как целостной функциональной системы.

Предпосылкой возникновения и развития психосоматического заболевания является чрезвычайная реактивность вегетативной нервной системы, которая проявляется не только при высокой интенсивности аффекта (висцеровегетативные реакции возникают в ходе адаптации и в ответ на слабые эмоциональные импульсы). Психовегетативный синдром – нормальный физиологический процесс – принимает патологический характер при чрезмерном для данного индивида, слишком частом и длительном или постоянном аффективном напряжении. Хронические эмоциональные состояния обусловливают неизбежно хронифицирующиеся висцеровегетативные расстройства и становятся непременным (если не ведущим) компонентом клинической картины астенодепрессивных и субдепрессивных состояний любого генеза.

Психосоциальные факторычерез посредство глюкокортикоидов оказывают неблагоприятное влияние на иммунную систему. В качестве факторов, обусловливающих адаптивную или, напротив, патологическую направленность развития эмоционально-стрессорных реакций, могут выступать не только параметры самих стрессорных раздражителей (интенсивность, длительность, кратность, частота и т. д.), их биологическая и социальная значимость, но и индивидуальная устойчивость субъекта к эмоциональному стрессу, социальный статус, пол, возраст, влияние различных веществ экзогенной природы, включая прием фармакологических препаратов и алкоголя, а также активность стресс-лимитирующих систем.

Психологические симптомы стресса.К психологическим проявлениям стрессовых состояний относят бессонницу, навязчивые воспоминания прошлого, ночные кошмары, бесконтрольную злобу, тревогу, депрессию, сексуальные расстройства. При этом описывают преимущественно семь основных симптомов.

Депрессия.Обычно это классические симптомы депрессивного состояния.

Изоляция.Больные чувствуют себя удаленными, изолированными от людей, особенно от сверстников.

Агрессивность. Во время приступов беспричинной злобы люди могут жестоко избивать тех, кто находится рядом; это пугает и их самих, и окружающих.

Отчужденность.Неспособность испытывать радость жизни. Субъекты находят себя эмоционально мертвыми и идут по жизни без способности любить, сострадать, чувствовать.

Реакция тревоги. Постоянное чувство опасности. Им кажется, что с ними может что-что случиться. Обычно эти люди избегают общества незнакомых людей.

Читайте также:  Стресс и стрессоустойчивость о книге шэрон мельник

Расстройства сна.При страхе засыпания больные просиживают до утра, борясь со сном, или часто пробуждаются ночью, а наутро не чувствуют себя отдохнувшими. В снах снова и снова переживают психологическую травму.

Навязчивые мысли.Ночью кошмарные сновидения, а днем постоянные возвращения в мыслях к прошлому.

Психические сдвиги,наступившие вследствие стресса, часто осложняются соматическими расстройствами.

Соматические проявления последствий стресса.К самым частым и наиболее распространенным подобным проявлениям можно отнести:

1) скачкообразное повышение артериального давления, сопровождающееся ощущением жара;

2) боли в области головы(напоминающие мигрень, иногда сопровождающиеся головокружением) и шеи (нередко связываемые с шейным остеохондрозом), в области сердца (ошибочно расцениваемые как заболевания сердца, особенно если наблюдаются усиленное сердцебиение или перебои ритма) и в области живота (похожие на боли при язвенной болезни, холецистите или панкреатите, у женщин – аднексите и др.). Что же касается таких состояний, сопровождающихся болевыми приступами, как дискинезия желчевыводящих путей, то, как показывает опыт, они в основном связаны именно со стрессами и служат телесным выражением негативных эмоций;

3) одышку(обычно «неудовлетворенность» глубиной вдоха, чувство «нехватки воздуха» при отсутствии каких-либо серьезных заболеваний сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Как правило, эта одышка обусловлена факторами, обычно провоцирующими ее возникновение при терапевтических заболеваниях (физической нагрузкой, вдыханием загрязненного воздуха, пребыванием на открытом воздухе в холодную погоду). Зато часто обнаруживается ее тесная связь с эмоционально острыми житейскими ситуациями. Кроме того, такая одышка сопровождается тревожными переживаниями различной степени выраженности – от легкого беспокойства до приступов паники;

4) перехватывание голоса,ощущение комка в горле, иногда сопровождающееся затруднением глотания;

5) нарушение аппетита– от полного отвращения к еде до приступов «волчьего голода».

Основные симптомы, возникающие при стрессе, представлены на рисунке 4.2. Психические и соматические проявления стресса приводят к потере активности, снижению работоспособности. Любая задача, и профессиональная, и бытовая, кажется неразрешимой. Но спрятаться от них невозможно, ком проблем нарастает, и человек ощущает себя загнанным в угол. Его нервная система истощена и в любую минуту может дать сбой. Человек начинает чаще и дольше болеть, у него появляется «синдром невезучести» – складывается впечатление, что он буквально «притягивает» к себе разнообразные неудачи.

Еще один тупик, в который ведет длительный стресс, – эмоциональное и профессиональное «выгорание». Человек вдруг теряет интерес к работе, которая еще недавно наполняла его жизнь смыслом.

Многие люди, переживающие длительный стресс, инстинктивно прибегают к средствам психологической защиты. Это и стремление переложить на других ответственность за свои ошибки, и вымещение своего недовольства на более слабом или уязвимом, и отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением, и уход в мир фантазий и иллюзий. Понятно, что такая стихийная защита не способна снять стресс и разрешить жизненную проблему. Она только усугубляет ситуацию и разрушает отношения с окружающими.

Рис. 4.2. Симптомы, возникающие при стрессе

В поисках выхода из кризисной ситуации человек пытается снять нервное напряжение алкоголем, никотином или транквилизаторами. Но, если стрессовая ситуация сохраняется долго, могут проявиться и тяжелые последствия любого из этих способов «разрядки»: средство, приносящее временное облегчение, само превращается в трудноразрешимую проблему.

источник

Понятие стрессоустойчивости и психологические условия ее развития

Устойчивое поведение в условиях стресса на работе

Устойчивое поведение людей в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у работников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности[1].

Устойчивость к стрессу – важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях. При изучении стрессоустойчивости, прежде всего, необходимо определить это понятие. Следует отметить, что существует множество определений стрессоустойчивости, в которых она определяется как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость личности, психофизиологическая устойчивость, моральная устойчивость, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость[2]. Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. В психологическом плане устойчивость отра­жает функциональные характеристики профессионально зна­чимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных рабочих ситуаций. Стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений [3].

Таким образом, можно говорить о том, до настоящего времени категория стрессоустойчивости не приобрела однозначного трактования, несмотря на то, что она давно и систематически исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

C.B. Субботин, основываясь на теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, характеризует стрессоустойчивость как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, результатом чего является биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности[4].

В.Ф. Матвеев определяет стрессоустойчивость как совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья[5].

О.В. Лозгачева под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности»[6].

Б.X. Варданян, определяет стрессоустойчивость, как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному вы­полнению деятельности»[7].

П.Б. Зильберман, на наш взгляд, дает наиболее удачное определение стрессоустойчивости, это — «интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающих оптималь­ное успешное достижение цели деятельности в напряжённой обстановке»[8].

Однако, наиболее полно, по нашему мнению, понятие стрессоустойчивости характеризует В.А. Бодров. Автор определяет его, как интегративное свойство человека, характеризующее: во-первых, сте­пень его адаптации к воздействию экстремальных факторов среды (внешней и внутренней) и деятельности; во-вторых, определяющее уровень функциональной на­дежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях; и, в-третьих, проявляющееся в активации функциональных ресурсов орга­низма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.[9].

Структуру стрессоустойчивости личности М.Ф. Секач предлагает рассматривать как динамическую структуру, включающую: эмоциональный, интеллектуальный и волевой компоненты[10].

  • Эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи.
  • Интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.
  • Волевой компонент, выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации[11].

Ю.Н. Гурьянов выделяет еще ряд структурных компонентов:

  • мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи;
  • физиологический компонент, определяющий запас энергети­ческих возможностей организма;
  • познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи;
  • операциональный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности;
  • коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию[12].

Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

  • психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);
  • мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;
  • эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
  • волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
  • профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
  • интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий[13].

Р.М. Шагиев включает в структуру стрессоустойчивости следующие блоки:

  • психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций);
  • волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность, энергичность);
  • особенности саморегуляции поведения (планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость, общий уровень саморегуляции поведения);
  • мотивация (мотивация стремления к успеху)[14].

А.Л. Рудаков в качестве компонентов стрессоустойчивости выделяет: направленность личности, ситуативную и личностную тревожность, локус контроля, личностную рефлексию, самооценку, когнитивный стиль и показатели нейротизма[15].

В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

Механизмы регуляции и особенности проявления стрессоустойчивости человека, как считает В.А. Бодров, обусловливаются характеристиками его мотивации и це­ленаправленного поведения, функциональных ресурсов и уровня их активации, личностных черт и когнитивных возможностей, эмоционально-волевой реактивности, профессиональной подготовленности и работоспособности[16].

По мнению М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко, детерминантами стрессоустойчивого по­ведения являются оценка ситуации, предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, опыт личности (установки, образы, прошлые переживания)[17].

Важным фактором, опосредующим влияние стресса, определяющим стрессоустойчивость являются ресурсы личности. В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»[18].

Н.Е. Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией[19].

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные и нематериальные объекты; внешние и внутренние интраперсональные переменные; психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды[20]. По мнению С. Хобфолла, личностные ресурсы являются фундаментальными компонентами индивидуальной способности к адаптации, играющими первостепенную роль в контексте совладания со стрессом[21].

К ресурсам личности Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели кон­структивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности, связывает с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций[22].

Развитие стрессоустойчивости мы рассматриваем как процесс накопления ресурсов личности, таких как: знания о феномене стресса и методах его преодоления, навыки саморегуляции психофизиологического состояния, опыт успешного преодоления стрессовых ситуаций, модели кон­структивного поведения в стрессогенных условиях, способность к позитивному мышлению, умение действовать осознанно и рационально. Наличие данных ресурсов поможет снизить личностную значимость стресс-факторов для индивида, что снизит вероятность субъективной оценки (субъективного восприятия) сложной ситуации, как угрожающей и тем самым поможет предотвратить в большинстве случаев возникновение стрессовых реакций.

Опираясь на теорию сохранения ресурсов С. Хобфолла и положение о первостепенной роли личностных ресурсов, мы определили следующие психологические условия развития стрессоустойчивости:

  • Расширение знаний о феномене стресса и методах его преодоления;
  • Развитие навыков саморегуляции психофизиологического состояния;
  • Актуализация опыта успешного преодоления стрессовых ситуаций;
  • Формирование моделей кон­структивного поведения в стрессогенных условиях;
  • Развитие рационального и позитивного мышления;
  • Развитие осознанности собственного поведения.

Итак, мы раскрыли сущность понятия стрессоустойчивости, определив его как интегративное свойство личности, включающее эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие структурные компоненты. Так же мы определили психологические условия развития стрессоустойчивости.

[1] Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243. [2] Дербин П.А. Формирование стрессоустойчивости у военнослужащих как направление психологической работы. [Электронный ресурс]: IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» // Российская академия естествознания. UPL: (дата обращения: 12.02.2015). [3] Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. – С. 243. [4] См.: Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. . канд. психол. наук. Пермь, 1992. – С. 7. [5] Цит. по: Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. – С. 244. [6] Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации. дис. …канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. – С. 158. [7] Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. – М.: Наука, 2008. – С. 242-243. [8] Цит. по: Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – № 1. Т.10. – С. 6-19. [9] См.: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 301-302. [10] Секач М.Ф. Психическая устойчивость человека: Монография. / М.Ф. Секач. – М.: АПКиППРО, 2013. – С. 143. [11] Цит. по: Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. – С. 243. [12] Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие / Ю.Н. Гурьянов. – М.: Академия ФПС России, 2001. – С. 470. [13] Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 453-457. [14] Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности : автореф. дис. . канд. псих. наук : 19.00.03. – M., 2009. – С. 16-18. [15] Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А.Л.Рудаков. – Красноярск, 2011. – С. 31-33. [16] Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – С. 302. [17] Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмо­циональной устойчивости / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Военно-медицинский журнал. 1989. №5. С. 106-112. [18]Бодров, В.А. Информационный стресс. – С. 81. [19] Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – С. 290. [20] Цит. по: Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С.А. Калашникова // Молодой ученый. – 2011. – №8. Т.2. – С. 84-87. [21] Hobfoll S.E. Conservation of resource caravans and engaged settings // Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2011a. 84. – P. 116-122. [22] Монина Г.Б., Раннала Н.В.Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости. – С. 97.

источник